Памятник Ивану Сусанину в Костроме
В октябре 1834 года император Николай I, посетив Кострому, принял решение выделить средства на сооружение в колыбели Дома Романовых двух памятников: Михаилу Федоровичу на территории Ипатьевского монастыря и Ивану Сусанину на Екатерининской площади — в центре города. В Академии художеств был объявлен конкурс на разработку проектов этих монументов, в котором приняли участие В.Демут-Малиновский, Б.Орловский и Е.Гольберг. Рассмотрев представленные проекты, в 1838 году Николай I изменил свое первоначальное решение и поручил скульптору В. Демут-Малиновскому составить новый проект памятника, в котором отразить роль царя Михаила Романова и подвиг крестьянина Ивана Сусанина.
Работа над глиняными статуями Михаила Федоровича и Сусанина в натуральную величину заняла у В.Демут-Малиновского много времени и сил, а статую Сусанина пришлось делать дважды, так как первая модель в 1839 году рухнула и все пришлось делать заново. Как считают некоторые историки, при всей своей одаренности и таланте скульптура, сумевшего мастерски объединить две фигуры в единой скульптурной композиции, ему не удалось правдиво воплотить широкий патриотический смысл мужественного подвига Ивана Сусанина.
По повелению императора Николая I торжественное открытие памятника было назначено на 14 марта 1851 года – на день Федоровской иконы Божией Матери, главной святыни костромского края, с 1613 года считавшейся покровительницей династии Романовых. Памятник представлял собой высокую колонну из красного гранита, увенчанного бюстом Михаила Федоровича, на груди которого ярко выделялся позолоченный крест. У основания колонны располагалась коленопреклонённая бронзовая фигура Сусанина, слева от которого лежали две жалованные грамоты его потомству. На колонне были укреплены двуглавый орёл и герб Костромской губернии. На передней стороне постамента был вделан барельеф, изображающий сцену гибели Сусанина; на задней стороне постамента – надпись «Ивану Сусанину, за Царя, – спасителя веры и царства, живот свой положившему. Благодарное потомство». Памятник был окружен фонарными столбами и решёткой, украшенной доспехами и двуглавыми орлами. Силуэт памятника-колонны хорошо вписывался в архитектуру центральной городской площади.
В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» есть такие строки:
«Стоит из меди кованый,
Точь-в-точь Савелий дедушка
Мужик на площади.
Чей памятник? — Сусанина».
Некрасов «выпрямил» Сусанина и предвосхитил общенациональное понимание его подвига.
В 1918 году с памятника были сброшены бюст Михаила Федоровича и скульптура Ивана Сусанина, тогда же Сусанинская площадь была переименована в площадь Революции (историческое название возвращено в 1992 году). Окончательное уничтожение памятника произошло в 1934 году. Колону вывезли за город, где она и пролежала почти семьдесят лет. В 70 годы, на месте, где лежала колона, велись строительные работы и многие костромичи (в том числе и я) использовали фрагмент памятника в качестве мостика через канаву, не зная о том, что находится у них под ногами. В настоящее время на месте снесенного памятника на Сусанинской площади установлен памятный знак, туда же перевезена и найденная колона. Для жителей города появился новый ориентир для обозначения мест встречи: «Встретимся в центре, у колонны».
В советские годы было решено создать новый памятник Ивану Сусанину. Над проектом в 1930 — 40 гг. работали советские скульпторы Н.Томский, Г.Молотилов, П.Дзюбанов. В 1952 году выпускник Московского института им. В.И. Сурикова Никита Лавинский успешно защитил дипломную работу — проект памятника Сусанина для Костромы. Его научным руководителем был народный художник СССР Н.В. Томский. Государственная экзаменационная комиссия рекомендовала Лавинскому продолжить работу над монументом и установить его в старинном волжском городе. Многолетняя упорная работа молодого скульптура, серьезное изучение исторических документов, поездка в Домнино, на родину Ивана Сусанина — все это положительно сказалось на совершенствовании окончательного проекта. Отказавшись от привычных, устойчивых представлений о Сусанине, навеянных оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя», он создает обобщающий скульптурный образ крестьянина, сознательно шедшего на смерть ради спасения Родины.
В Костроме обсуждение модели памятника, выполненного Лавинским, проходило в ноябре 1965 года. На месте, отведённом под будущий памятник, установили фанерный макет в натуральную величину. Для участия в обсуждении, народу собралось не так уж много – около сорока человек, хотя информация о том, когда и где оно состоится, прошла по областному радио. В основном это были представители костромской общественности, в том числе ветераны. Присутствовал и автор проекта – скульптор Никита Лавинский. Большинство высказавшихся находили модель памятника неудачной, статичной. Прозвучали высказывания и такого рода, что всё, дескать, проверяется временем, привыкнем…В конце концов, обсуждение свелось к вопросу, в какую сторону будет смотреть Сусанин – на Волгу или на город. Склонились к первому варианту.
Позднее, когда открылся санаторий им. Ивана Сусанина, на его территории был установлен ещё один памятник народному герою – копия (не совсем точная) памятника, выполненного Лавинским, изготовленная костромским скульптором Алиной Усовой.
Современный памятник Ивану Сусанину
28 сентября 1967 года белокаменный памятник, установленный на высоком берегу Волги в окруженном старинными торговыми рядами сквере, был торжественно открыт. Памятник лишён монархических и религиозных символов. Композиция примитивна: фигура крестьянина в долгополой одежде стоит на массивном цилиндрическом постаменте. Фигура и облицовка постамента изготовлены из белого известняка. На постаменте надпись: «Ивану Сусанину – патриоту земли русской».
В районе, на месте гибели Сусанина, рядом с Исуповским болотом, был установлен большой черный камень с надписью «Иван Сусанин. 1613». Существует традиция среди молодоженов района — возлагать цветы к данному постаменту.
О Сусанине
О жизни Ивана Сусанина не известно в точности почти ничего. Протоиерей А.Д.Домнинский, ссылаясь на бытовавшие в селе Домнине предания, первым указал, что Иван Сусанин был не простым крестьянином, а вотчинным старостой. Сомнения в историчности подвига Ивана Сусанина высказал ещё в 1862 году Николай Костомаров.
По сообщениям прессы, в 2003 году в некрополе села Исупово (Сусанинский район Костромской области) были обнаружены останки, предположительно принадлежащие Ивану Сусанину. Однако профессиональные историки оспаривают подлинность этой находки.
Интересные факты
С подвигом Ивана Сусанина сравнивался поступок ремесленника Осипа Комиссарова, спасшего в 1866 году от покушения императора Александра II. Родное село Комиссарова, Молвитино (ныне пос. Сусанино), находится всего в 12 верстах от села Домнино — родины Сусанина.
Спустя 330 лет, во время Великой Отечественной войны в феврале 1942 года, подвиг Ивана Сусанина фактически повторил псковский крестьянин Матвей Кузьмин.
Улица Сталина в Костроме (бывш. Лазаревская) была переименована в улицу Ивана Сусанина в 1952 году, ещё при жизни И.В.Сталина. Это было связано с наличием в центре города проспекта Сталина (бывш. Павловская улица, ныне проспект Мира).
Материал подготовил Рябинцев Роман Владимирович — председатель Костромского областного отделения РГО, генеральный директор Костромского центра региональных исследований, кандидат исторических наук.
Какой подвиг совершил Сусанин и почему в разные годы к нему относились противоречиво
30 марта в 1613 года крестьянин Иван Сусанин совершил подвиг и стал русским национальным героем. Согласно устоявшейся традиции, во времена Смуты он ценой своей жизни спас Михаила Романова. Однако историки по-разному оценивают действия Сусанина, в честь которого в стране возводили памятники, рисовали картины, написали оперу и даже переименовали поселок. Рассказываем, кто такой Иван Сусанин, какой подвиг он совершил и почему появился «сусанинский культ».
Константин Маковский. Иван Сусанин. 1914.
Автор: Makovsky — Sotheby’s, commons.wikimedia.org.
Кто такой Иван Сусанин
Достоверных сведений о жизни Ивана Сусанина практически не сохранилось. Известно, что он был крепостным дворян Шестовых и проживал в селе Домнино — в 60 верстах от Костромы. Протоиерей Алексий Домнинский, ссылаясь на местные предания, первым указал, что Сусанин был вотчинным старостой, пишет wiki. Дочь Сусанина Антонида была замужем и имела детей.
Подвиг Сусанина
В начале XVII века в России шла гражданская война, известная как Смутное время. В эту войну были вовлечены все слои общества, в нее вмешались иностранные интервенты, поэтому война приобрела характер национально-освободительного движения, пишет histrf. ru.
В феврале 1613 года земский собор провозгласил царем Михаила Романова. Зимой он и его мать инокиня Марфа были в Костроме. Узнав об этом, польско-литовский отряд пытался захватить юного Романова и убить. Один из таких отрядов в окрестностях Домнина хватал селян и с помощью пыток выведывал точное местопребывание царя.
Недалеко от деревни Домнино отряд встретил вотчинного старосту Ивана Сусанина. По одной версии, Сусанин послал в Домнино своего зятя, чтобы укрыть Михаила Романова в Ипатьевский монастырь, а сам повел вражеский отряд в непроходимые места (так называемое «Сусанинское болото»). Только на следующий день Сусанин рассказал полякам о своем обмане, за это он был «изрублен в мелкие куски», пишет РИА Новости.
Однако эта версия малодостоверна, потому что, как именно убили Сусанина, неизвестно. К тому же, по этой версии погиб и весь польско-литовский отряд, заблудившийся в лесу, говорится в статье на сайте pravmir.ru.
Исторический источник
Единственным документальным источником подвига Сусанина принято считать жалованную грамоту Михаила Романова, которую он в 1619 году даровал зятю Сусанина.
«Как мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси, в прошлом году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина литовские люди изымали, и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти…»
Жалованная грамота царя Михаила Фёдоровича наследникам Ивана Сусанина. 30 ноября 1619
Несмотря на это, в разные исторические периоды эти данные вызывали сомнение экспертов.
Сусанин в истории и культуре
Патриотический подвиг Сусанина остался в народной памяти на долгие века. Сельский староста «стал образцом жертвенной, самозабвенной преданности государю», отмечает pravmir. ru. Однако за четыре сотни лет к его подвигу относились по-разному.
Памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину в Костроме (1851−1918).
Автор: неизвестен — susanin.kostromka.ru/img/kostromka-128.jpg, СС0, commons.wikimedia.org.
В начале 19 века в «Словаре географическом Российского государства» Афанасия Щекатова Сусанина представили как спасителя царя. В 1812 году публицист и историк Сергей Глинка возвел Ивана Сусанина в идеал народной доблести и самопожертвования, а композитор Михаил Глинка создал оперу «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).
Во время царствования Николая I (1825−1855 годы) прославление подвига Ивана Сусанина стало часть государственной политики. Народному герою посвятили оперы, стихотворения, драмы, повести, рассказы, картины, даже переименовали площадь Костромы и установили на ней памятник. К тому же во сусанинский культ формировался во время подавления польского восстания 1830−1831 года, когда стал востребован образ крестьянина-патриота, который отдал жизнь за государя, пишет wiki.
В период реформ Александра II (1855−1881) подвиг Ивана Сусанина высмеивали, критиковали и устраивали по этому поводу споры. В частности, историк Николай Костомаров сказал, что общепринятая версия о сусанинском подвиге — вымысел, и что Сусанин стал одной из жертв разбойников, которые тогда убивали и мучили крестьян. А историк Михаил Погодин, наоборот обвинил Костомарова в игнорировании исторических документов.
После Октябрьской революции Иван Сусанин попал в число «слуг царей», памятник народному герою в Костроме разрушили, а в пропаганде 1920−1930 годов делали упор, что подвиг Ивана Сусанина — миф. Только в конце 1930 года Сусанина «реабилитировали» наряду с Кузьмой Мининым, Дмитрием Пожарским, Александром Невским и прочими. После этого Сусанина снова стали возвеличивать «как героя, отдавшего жизнь за Отчизну».
При этом в советские годы существовало две точки зрения: первая признавала, что Сусанин спас Романова, а вторая — что его подвиг не имеет отношение к спасению царя.
Украинка завоевала онлайн-славу, исследуя городские руины
Виталий Сусасин быстро стал одним из самых узнаваемых YouTube-знаменитостей в Украине.
Менее чем за три года его канал под названием Super Sus собрал более 800 000 подписчиков, а его фан-база в Instagram насчитывает более 150 000 подписчиков. Его содержание представляет собой странную смесь пьяных вылазок на заброшенные советские реликвии, фарсового юмора и стычек с законом.
Super Sus карабкается по клаустрофобным вентиляционным каналам, падает в заброшенные бункеры советских времен и исследует заброшенные системы метро. И Сусанин не боится пробираться сквозь многолетнюю индустриальную грязь и грязь, плавать в затопленных туннелях или пить из облученных бассейнов в Чернобыле — и все это, естественно, с бутылкой дешевого пива в руке и в сопровождении разношерстной шайки городских любители разведки.
Сусанин, также известный в некоторых изданиях как Виталий Лушков, — общепризнанная фигура в урбанистическом сообществе. С его невысоким ростом и отличительными чертами его часто можно увидеть выходящим из люков по всему Киеву. Его прозвище Сусанин является отсылкой к легендарному русскому деятелю Ивану Сусанину, который в 17 веке остановил вражеское наступление, направив неприятельские войска по ложному пути.
Но для парня, путешествующего по киевской канализации, Super Sus становится все более популярным на международном уровне. Его видео имеют английские субтитры и были продемонстрированы англоязычными влиятельными лицами.
Он, возможно, самая неожиданная международная знаменитость Украины: человек, предлагающий уникальное сочетание авантюрных шуток и советских руин растущей мировой аудитории.
Исследователь-любитель
Восхождение Сусанина к славе было трудно предсказуемо. Тем не менее, с раннего возраста он питал страсть к любительскому видео и исследованиям.
«Все делают что-то с детства, чем потом зацикливаются и вкладывают душу», — сказал он Kyiv Post по телефону.
«Раньше мы записывали наши поездки на старые телефоны и дешевые фотоаппараты и, по сути, хранили их как коллекцию видео для домашнего просмотра», — сказал он.
Но впоследствии это увлечение переросло в полноценную карьеру Сусанина и его друзей. Он нашел свою нишу среди преимущественно украинского и российского сообщества энтузиастов городских исследований, которые в значительной степени вдохновлены признанной критиками украинской франшизой видеоигр Stalker.
«В какой-то момент во время одной из наших экспедиций мы просто нарядились в кучу костюмов и пошли веселиться, а Дима решил просто в шутку выложить в сеть запись той поездки, — рассказал Сусанин. «И, по сути, в течение месяца общественность была в некотором роде шокирована, говоря: «Посмотрите на этого человека и его странную внешность, он так одет, он идет в такие опасные места». публике понравилось, и они захотели еще».
Для Сусанина его контент был способом поделиться своим опытом с миром, пообщаться с людьми, застрявшими дома, у которых, возможно, никогда не будет возможности исследовать промышленные реликвии, которые были прямо у его порога.
Уникальный рост Виталия Сусанина позволяет ему ходить туда, куда многие побоялись бы ступить. Некоторые из его самых смелых рейдов включают в себя: доступ к ядерному реактору, ползание по действующим путям метро и проникновение в Чернобыльскую зону отчуждения. (Предоставлено Super Sus)В Киеве много заброшенных советских построек, что делает город идеальным местом для съемок киевлянина.
Многим советские постройки кажутся монолитными, серыми и брутальными. У Сусанина все сложнее.
«Это и угнетает, и нет. Потому что это хобби и своего рода философия, поэтому я не могу назвать это просто депрессивным», — сказал он. «С одной стороны, это хобби, и это весело — ты убегаешь от охраны или открываешь для себя новую архитектуру, которую большинство публики еще не видело. С другой стороны, бывают грустные моменты, например, когда обнаруживаешь что-то, что полностью разваливается».
В Киеве многие здания советской эпохи просто разваливаются из-за нехватки средств и споров о собственности на землю. Многие амбициозные советские проекты остаются застывшими во времени, рассыпаются на куски или уходят в прошлое. Сусанин говорит, что этот упадок «печален, но неостановим из-за количества денег, задействованных в новых строительных проектах».
Опасная зона
Карьера Сусанина, безусловно, имеет свои профессиональные риски.
Он говорит, что полностью осознает опасность своего хобби и что он всегда ошибается в сторону осторожности.
Сообщество городских исследователей похоже на «одну большую семью», — говорит Сусанин. А Украина становится убежищем для многих любителей урбанистики, потому что полиция обычно просто отпускает нарушителей с предупреждением.
Многие исследователи сейчас едут из России и Белоруссии, чтобы избежать драконовских наказаний, наложенных правительствами России и Белоруссии на тех, кто осмеливается пересекать запретные районы.
Побывав за границей, чтобы исследовать заброшенные здания, Сусанин знает о проблемах, с которыми сталкиваются урбанисты в других странах.
«В России и Беларуси законы очень жесткие, и в обеих странах тебя просто посадят», — сказал он.
Но для некоторых с нелегальностью приходит апелляция.
Виталий Сусанин, или Супер Сус, на заброшенном экскаваторе в затопленном карьере в Украине. Сусанина всегда сопровождает его хороший друг Дима, который помогает ему снимать его различные экспедиции. (Предоставлено Super Sus)Избранное
«В Париже многие заброшенные места полностью открыты для публики, что делает его скучным», — сказал он. «В постсоветских государствах есть слой тайны с заброшенными зданиями, и это делает его заманчивым исследовать, а затем гоняться за охраной…»
Несмотря на растущую известность, Сусанин говорит, что его работы не изменились. Он рассматривает свой контент как положительное влияние на свою молодую аудиторию, делая упор на активный образ жизни и избегая употребления алкоголя и наркотиков.
«Что касается украинского общества в целом, я бы сказал, что украинская общественность на самом деле проявляет огромный интерес к тому, что мы делаем, и многие молодые люди тоже. Это особенно важно, потому что мы поощряем (молодых людей) выходить из дома и исследовать город, а не привязываться к технологиям», — сказал он Kyiv Post. «Это напоминает наше собственное детство до эпохи Интернета».
РоликиСусанина также демонстрируют элемент общества, которого не видит большая часть украинской публики: большое сообщество бездомных, которые ночуют в многочисленных заброшенных домах Киева. Сусанин описывает их как «невидимый слой украинского общества».
«Я заметил, что многие из этих бездомных, которые живут в этих домах, часто довольны своим образом жизни», — сказал Сусанин. «Это трудно понять, но я думаю, что это их очень сильный взгляд на жизнь.
«После демонстрации многих бездомных в наших видеороликах многие социальные группы и активисты пытались обратиться к ним, чтобы предложить помощь, но они остаются твердыми в своих действиях и отвергают большую часть помощи, по сути отвечая, что они знают свою жизнь и куда она движется. , и что им в жизни много не надо».
Растущая аудитория
Опираясь на свою популярность в Интернете, Сусанин продолжает расширять свою аудиторию и расширяться в другие области.
Его рэп-дебют, песня под названием «Пубертат» («Половое созревание» по-русски), набрала почти четыре миллиона просмотров на YouTube, и он сотрудничал в музыкальных клипах с украинской поп-группой «Агон» («Огонь»).
Он также ведет живые трансляции и начинает заниматься киноиндустрией.«Я не знаю, что буду делать в будущем», — сказал он. «Я просто живу своей жизнью, как она есть. Многие люди пытаются направить нас и сказать нам, на чем мы должны сосредоточиться, но на самом деле проект Super Sus заключается в том, чтобы показать то, что мы с Димой наблюдаем сами в тот момент, когда камера начинает вращаться».
Виталий Сусанин часто находит бункеры советских времен в полной сохранности, с устаревшим или морально устаревшим оборудованием в идеальном рабочем состоянии. Сусанин заявляет, что никогда не берет с собой эти артефакты.Не секрет, что у Super Sus большая русскоязычная аудитория и его видео записываются на русском языке. С тех пор как Россия начала войну с Украиной в 2014 году, украинские авторы, работающие на российскую аудиторию, часто становятся объектом критики.