Преступление и наказание в кратце: «Преступление и наказание» краткое содержание по главам и частям романа Достоевского – читать онлайн пересказ

Содержание

Преступление и наказание – вечная тема: итоговое сочинение

Данное направление дает возможность осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений, относящиеся к направлению «Преступление и наказание – вечная тема» побуждают к анализу и оцениванию поступков человека с правовой и этических точек зрения. В своих рассуждениях выпускник может затронуть вопрос ответственности за сделанный выбор, рассмотреть последствия совершенного преступления для окружающих и самого преступника.

В качестве аргументов можно привести множество художественных произведений, в частности знаменитый роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», в честь которого и было дано название данному направлению.

Список художественной литературы, которую можно использовать при написании итогового сочинения по направлению «Преступление и наказание – вечная тема»:

  • Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»
  • Теодор Драйзер «Американская трагедия»
  • М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»
  • Стендаль «Красное и черное»
  • У. Шекспир «Отелло», «Гамлет»
  • Н. Гоголь «Мертвые души», «Тарас Бульба», «Шинель», «Мёртвые души»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Дубровский»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Песня про купца Калашникова»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • Ф. Шиллер «Разбойники»
  • Эдгар По «Сердце-обличитель»
  • Томас Майн Рид «Всадник без головы»
  • А. Грин «Ассоль»
  • А.Н. Островский «Гроза», «Бесприданница»
  • Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
  • И.С. Тургенев «Муму»
  • У. Голдинг «Повелитель мух»

Структура итогового сочинения по направлению «Преступление и наказание – вечная тема»

Важно: вступление и заключение должны составлять в общей сложности 1/3 всего сочинения.

Вступление (60-70 слов)

Вступление – вводит в тему сочинения, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая затрагивается предложенной темой. Во вступлении может содержаться ответ на заданный в теме вопрос или представлено собственное мнение.

К примеру, итоговое сочинение, тема которого будет относиться к направлению «Преступление и наказание – вечная тема», может начинаться с размышлений о значении понятий преступления и наказания. Или можно задать вопрос, на который ответят аргументы, приведенные в основной части. Уместно заданный вопрос станет лучшей связкой между частями сочинения.

Необходимо помнить о рекомендуемом объеме вступления и не нарушать установленные нормы. Текста должно быть немного, но необходимо разъяснить тему, обозначив то, о чём пойдет дальше речь.

Основная часть (200-250 слов).

В основной части требуется привести доказательства собственных мыслей. Выпускнику необходимо убедить читателя согласиться с его точкой зрения. Чем убедительнее и разнообразнее будут аргументы – тем лучше. Рекомендовано приводить в качестве аргументов два литературных примера. Каждый пример должен начинаться с нового абзаца. В конце каждого аргумента требуется отдельный микровывод.

  • Тезис, пример, вывод. Логический переход к следующему подпункту.
  • Тезис, пример, вывод. Логический переход к выводу.

Тезис – это основная мысль сочинения, которую необходимо доказать при помощи аргументов.

Заключение (60-70 слов)

В финале нужно кратко и точно подытожить вышеизложенное: рассказать, какое значение имеет поставленная проблема для общества, какие меры нужно принять для ее разрешения, какими путями можно избежать возникновения данной проблемы.

Если тема итогового сочинения будет относиться к направлению «Преступление и наказание – вечная тема», в заключении можно коснуться вопроса отношения общества к преступникам. Или предложить вариант их взаимодействия. Или поделиться своим виденьем причин, которые приводят людей к совершению преступления. Ведь многие даже не задумываются о мотивах преступника, замечая только итог его действия.

Аргументы для основной части итогового сочинения. Направление «Преступление и наказание – вечная тема»

1. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Роман «Преступление и наказание» занимает особое место в творчестве Ф.М. Достоевского. Автор показал, как в уме главного героя зарождается теория, допускавшая совершение преступление ради более высоких целей. Согласно этой идее люди делятся на два типа: «право имеющие» и «твари дрожащие». Сам Раскольников причислял себя к первому типу, поэтому позволил себе убить человека. Он искренне верил в то, что его преступление будет совершенно «во имя спасения человечества». И даже не догадывался, что на самом деле совершил три преступления: одно перед Богом, второе – перед людьми, а третье – перед самим собой. Именно поэтому его путь к раскаянию долог и тернист, ведь тяжелее всего признаться самому себе в том, что ты ошибался.

Роман практически полностью посвящен анализу социальной и нравственной природы преступления и последующего за ним наказания. Толкнув Родиона Раскольникова на преступление, Достоевский стремится осознать причины возникновения в его голове жестокой и бесчеловечной теории. Ведь не только главный герой находится в условиях крайней нужды, но никто, кроме него не решился совершить подобное. Все дело в том, что на взгляды Раскольникова огромное влияние оказывает популярная в 19 веке теория о сверхлюдях, которым дозволено больше всех остальных. Таким образом, для понимания романа значение имеет не только убийство старухи-процентщицы, но и то, что Раскольников сам разрешил себе это преступление, возомнил себя человеком, которому дозволено решать, кому жить, а кому нет.

2. Теодор Драйзер «Американская трагедия»

«Американская трагедия» – вершина творчества Теодора Драйзера. Роман оказал большое влияние на общественность из-за того, что был основан на реальных событиях, и потому что образ главного героя – собирательный, поэтому в нем могут себя узнать многие молодые люди того времени.

Автор рассказывает историю мальчика-подростка, семья которого проповедует на улицах небольшого американского городка. В Клайде Гриффитсе нет ничего особенного, он стыдится своего образа жизни и мечтает достигнуть чего-то большего, но совершенно ничего для этого не делает. По воле случая он устраивается работать в элитный отель, и попадает в мир роскоши, который навсегда меняет его мировоззрение. Клайд поддается искушению, развлекается, отворачивается от своей семьи и довольствуется тем, что имеет.

Первое преступление, в котором Клайд стал соучастником не по своей воле, заставляет его покинуть навсегда родной город. Скитаясь по Америке, он встретил своего дядю, который владел фабрикой в Ликурге. Сэмюэл Гриффитс  решил помочь племяннику, устроив его работать на свою фабрику. Это открыло перед Клайдом новые возможности, но он погнался за блеском золотой молодежи и в результате потерял все, что имел. А главное – он потерял свою человечность, убив девушку, носящую под сердцем его ребенка, только из-за того, что она мешала ему стать частью богатой, роскошной жизни, за которой он всегда гнался. И эта погоня, в конце концов, приводит его на электрический стул.

«Американская трагедия» – это история об американской мечте, затмившей разум и совесть целой эпохи. Стремление подняться по социальной лестнице, во что бы то ни стало, всегда оборачивается нравственным падением. Теодор Драйзер показывает, что эта мечта – иллюзия, и несовместима с истинным счастьем. Именно поэтому путь, который выбрал Клайд Гриффитс, привел его к смерти и позору.

3. Стендаль «Красное и черное»

У преступления всегда есть свои мотивы, человека должно что-то заставить переступить черту дозволенного, для того чтобы он совершил подобное. Доказательством этого является главный герой романа Стендаля «Красное и черное» Жюльен Сорель. Он совершил преступление не ради развлечения или удовольствия, Жюльен просто впал в отчаяние и запутался.

Имея низкое происхождение, он всеми силами стремился изменить свое положение в обществе. Ради достижения цели он не выбирал методов, способен был лгать, использовать чувства других людей. Но прирожденным преступником он не был.

Что же заставило его решиться на убийство? Жюльену все-таки удалось добиться значительных успехов и когда он только начал наслаждаться победой, появилась угроза разрушения всего, чего он достиг за всю свою жизнь. В порыве ревности госпожа де Реналь одним письмом зачеркнула карьеру своего бывшего любовника. Он не смог молча наблюдать за тем, как рушатся все его надежды и мечты. К тому же за время своего продвижения по социальной лестнице он стал жестоким, хитрым и расчетливым. В беспрерывной погоне за славой и признанием Жюльен полностью потерял честь и гордость. Поэтому он не смог достойно принять поражение. Осознав, что это конец, он хочет только одного – отомстить.

Главный герой не просто совершил преступление, он бросил вызов всему миру. Жюльен не стал убивать госпожу де Реналь тайно, он сделал это на глазах у большого количества людей во время службы в церкви. Понимая, что все мечты разбиты, Жюльен больше не беспокоится о своем будущем. Он покорно принимает свое наказания, и многое осознает в тюрьме. Несмотря ни на что он все-таки остался человеком, и даже раскаялся в своих поступках. Узнав о том, что госпожа де Реналь была только ранена и осталась жива, Жюльен чувствует, что теперь может умереть спокойно. Он не пытался кому-то доказать, что он не убийца, эта уверенность нужна была ему самому.

4. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» тема преступления и наказания связана, прежде всего, с образом Понтия Пилата, который побоялся идти против закона. Используя психологические приемы, автор изображает внутреннюю борьбу в душе прокуратура Иудеи перед подписанием смертного приговора бродячему философу Иешуа Га-Ноцри. Поступив по закону, он винит себя за трусость, проявленную во время допроса и принятия решения. Понтий Пилат был уже готов отпустить обвиняемого, но подумав о своей репутации, побоялся разрушить карьеру, поэтому подписал приговор.

Таким образом, прокуратор Иудеи совершил преступление не только против невинного человека, но и против самого себя. Своей трусостью он обрек себя на долгое и мучительное наказание, которое заключалось в бессмертии. Две тысячи лет он видел один и тот же сон, в котором он разговаривает со спасенным Иешуа. Именно в этом сне он решился сделать то, на что он не мог решиться в жизни. Но просыпаясь, осознает, что уже ничего нельзя исправить. В конце романа Булгаков дарит Понтию Пилату прощение, тем самым демонстрируя то, что тот, кто искренне раскаялся и искупил вину страданием, может быть прощен.

5. Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»

Оскар Уайльд поднял в романе «Портрет Дориана Грея» много тем, в число которых вошла и тема преступления и наказания. Ради внешней красоты и вечной молодости главный герой был готов отказаться от своей души. И его мечты сбылись. Теперь время не властно над ним, идут годы, а он остается таким же привлекательным. Вместо него стареет удивительный портрет, написанный талантливым художником и другом Дориана Бэзилом Холлуордом. Заметив это, Дориан Грей оказывается готовым на все, лишь бы никому не открылась правда.

Идут года, жизнь главного героя проходит в разгулах, пороках и ненависти. А образ на портрете становится все страшнее и ужаснее с каждым днем. Первое преступление Дориан совершил не своими руками, его бессердечие и жестокость стали причиной самоубийства Сибиллы Вейн. Он совсем не считал себя виновным, зато на портрете сразу отобразилось это преступление.

Далее главный герой решается на убийство своего друга, раскрывшего страшный секрет портрета, а потом доходит до того, что Дориан в порыве гнева бросается с ножом на сам портрет. Вбежавшие слуги увидели висящий на стене портрет молодого хозяина и мертвого старика с ножом в груди. Если бы не кольца, надетые на пальцы рук, никто бы и не догадался, что это хозяин дома. За вечную красоту и совершенные преступления Дориану Грею пришлось расплатиться жизнью.

6. А.С. Пушкин «Дубровский»

При прочтении романа А.С. Пушкина «Дубровский» возникает вопрос, кем является главный герой – преступником или жертвой обстоятельств? Для того чтобы разобраться в этом, необходимо вспомнить, как все начиналось.

Владимир Дубровский получил письмо, из которого он  узнал о том, что его отец тяжело болен. Владимир сразу же покидает службу, и отправляется домой. Но как только он приезжает, его отец умирает у него на руках. После смерти Дубровского старшего в Кистеневку приходит известие, что имение переходит во владение Троекурова. Крестьяне отказываются подчиниться новому хозяину, поэтому Владимир принимает решение сжечь родной дом и уйти с верными крепостными в лес. Для того чтобы выжить, они становятся разбойниками. Но живут по определенным принципам: грабят только богатых помещиков.

Смыслом жизни для Дубровского становится месть Троекурову. Случайность помогает ему исполнить задуманное. Владимир заполучает документы учителя, который направляется к Троекурову. Под видом француза Дефоржа он оказывается в доме своего врага, но внезапные чувства к Маше Троекуровой все меняют. Ради любви Дубровский отказывается от своего плана, бросает разбойную жизнь, и скрывается заграницей.

Таким образом, становится понятно, что преступником он стал не из личных корыстных побуждений, а по вине сложившихся жизненных обстоятельств. У него просто не оставалось другого выхода. Но автор не оправдывает преступную деятельность главного героя, несмотря на то, что испытывает к нему явную симпатию. Владимир Дубровский получает заслуженное наказание, лишившись любви и надежды на счастливую жизнь. Избрав путь преступника, он вынужден скитаться по чужбине, вдали от родной земли и любимой девушки.

7. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

А.С. Пушкин считал предательство самым страшным преступлением, поэтому часто касался этой темы в своем творчестве. Предателем по своей натуре является один из героев повести «Капитанская дочка» Алексей Швабрин. В Белогорскую крепость он был сослан за участие в дуэли со смертельным исходом. Автор характеризует Швабрина как низкого и подлого человека, способного очернить честное имя любимой девушки только из-за того, что она отказала ему. Но на этом его подлость не заканчивается. Во время дуэли с Гриневым Швабрин, воспользовавшись моментом, поступает нечестно, и ранит своего противника в спину. А в скором времени после этого проявляет свою низменную сущность в полной мере, перейдя на сторону врага во время захвата крепости. Таким образом, он совершил преступление против своей Родины, отрезав себе все пути назад.

Однако все складывается не так, как ему хотелось. Маша все-таки покидает крепость с Гриневым, так и не став его женой. Пугачев, несмотря на то, что сам является преступником, имеет понятие о чести, поэтому отворачивается от него. Ну а про возвращение в ряды офицеров не идет и речи. Тем не менее, Швабрин не испытывает чувства вины и не раскаивается за содеянное. Оказавшись под арестом, он думает только о том, как отомстить сопернику. И ему это удается, именно из-за его клеветы Петра Гринева обвиняют в пособничестве Пугачеву. Если бы не самоотверженность Маши и безупречная репутация Андрея Петровича, главный герой никогда бы не оказался на свободе. Но в финале повести все получают по заслугам: Швабрин приговаривается к казни, а Гринев женится на своей возлюбленной.

8. У. Шекспир «Гамлет»

Главной темой трагедии У. Шекспира «Гамлет» является преступление, совершенное ради богатства и власти. Узнав о смерти своего отца, Гамлет пытается понять, кто его убил. В этом ему помогает призрак, который бродит по замку. Этим призраком оказывается отец главного героя. Он рассказывает Гамлету, кто его убил и просит отомстить за свою смерть. Гамлету трудно поверить, что убийца – его родной дядя Клавдий, но спустя некоторое время он перестает считать себя сумасшедшим и убеждает в правоте слов призрака. Постепенно в его голове созревает план мести.

Клавдий догадывается, что его племяннику известна правда о смерти прежнего короля. Для того чтобы узнать это наверняка, он подсылает к Гамлету его друзей, но главный герой сразу же догадывается об измене и притворяется сумасшедшим. Испугавшись разоблачения, Клавдий ссылает принца датского в Англию, отправляя его на неминуемую гибель. Но Гамлету удается спастись. Он вовремя находит на корабле письмо, в котором Клавдий велит убить своего племянника сразу после прибытия в Англию. Спасая себя, Гамлет обрекает на верную смерть своих товарищей, но его не мучает совесть. Вернувшись во дворец, Гамлет участвует в поединке с Лаэртом, не догадываясь о том, что клинок его противника пропитан ядом. Лаэрт ранит его, яд достигает своей цели, но перед смертью Гамлет успевает убить Клавдия, отомстив за гибель своего отца.

Таким образом, можно прийти к выводу, что Гамлет – не только жертва, но и преступник. Ведь он хладнокровно отправил на смерть Розенкранца и Гильденстерна, убил Полония, Лаэрта, стал причиной гибели Офелии. Тем не менее, главного героя хоронят с почестями, и он вызывает у читателей сочувствие, ведь все его злодеяния – результат окружающего лицемерия, подлости и жестокости.

9. Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Н.С. Лесков поднимает в повести «Леди Макбет Мценского уезда» тему любви, ради которой люди оказываются способными на все, даже на убийство. Главная героиня Катерина Львовна – жена купца Измайлова. Измайлов был вдвое старше своей жены, и все свое время посвящал торговле. Во время его отъездов Катерина Львовна не могла найти себе места от скуки. Во время одного из таких отъездов она познакомилась с приказчиком Сергеем, который обладал необыкновенно красивой внешностью. Вскоре между ними завязываются романтические отношения. Сергей приходит по ночам к Катерине Львовне, а под утро уходит, спускаясь из окна по находившимся рядом столбам.

В одну из таких ночей свидетелем свидания Сергея и Катерины Львовны становится ее свекр. Он приказывает выпороть Сергея, и грозится после приезда сына «выдрать» невестку на конюшне, а ее любовника отправить в острог. Следующим утром Борис Тимофеевич внезапно умирает. Причем смерть его напоминает смерть от крысиного яда, к которому имела доступ только Катерина Львовна. После исчезновения угрозы запретный роман разгорается с новой силой, и остановить его оказывается не в силах даже приезд хозяина дома. Он уличает жену в измене, но не успевает ничего предпринять. Катерина Львовна и Сергей убивают Зиновия Борисовича, и закапывают его тело в погребе.

Но на этом их преступления не заканчиваются. Вскоре появляется племянник Зиновия Борисовича, у которого прав на наследство больше, чем у Катерины Львовны. Сергей убеждают свою возлюбленную в том, что они не будут счастливы, до тех пор, пока Федя находится в их доме. Вскоре они осуществляют задуманное – душат мальчика подушкой. Но на этот раз им не удается безнаказанно убить человека. Появляются свидетели преступления, и Катерину Львовну с ее любовником приговаривают к каторжным работам. В ссылке Сергей заводит отношения с другой женщиной. Катерина Львовна понимает, что больше не нужна ему, и решается на последнее преступление. Во время паромной переправы через Волгу она хватает новую пассию своего возлюбленного, и бросается с ней за борт. Спасти их не удалось. Таким образом, не каторга стала истинным наказанием главной героини. Ей пришлось испытать боль и разочарование после осознания того, что ее любовь оказалась фальшивой и бесполезной. Сергей, ради которого она отказалась от всего, что имела, отказался от нее самой.

10. Ф. Шиллер «Разбойники»

В драме Ф. Шиллера поднимается  вопрос, кто же является настоящим преступником – безжалостный разбойник Карл Моор или его завистливый, лицемерный брат Франц, подлостью обрекший Карла на такую участь.

В глубине души Карл был добрым, честным юношей и любящим сыном. Узнав, о неожиданном решении отца лишить его наследства, он впадает в отчаяние. Возмущенный подобной несправедливостью, Карл начинает ненавидеть весь мир и принимает опрометчивое решение стать разбойником. Вместе со своими товарищами он скрывается в Богемском лесу и становится вожаком их шайки.

Франц был совершенно другим человеком. Он представлен автором как циничный, бесчестный и подлый эгоист. Он намеренно клевещет отцу на своего брата, в надежде остаться единственным наследником. Кроме того, он мечтает заполучить невесту Карла Амелию, которая ни за что не взглянет в его сторону до тех пор, пока Карл рядом.

В то время как Карл испытывает муки совести за причиненную боль невинным людям, Франц оправдывает все свои преступления, считая, что совесть и честь нужны только простому народу. Он стремится к власти и деньгам, и нет такого препятствия, которое могло бы ему помешать на пути к желаемому. Ради достижения цели он с легкостью обрекает на голодную смерть своего отца, заперев его в башне. Однако со временем Франца начинают одолевать видения, которые можно отнести к мукам совести. Страх перед неизбежным наказанием и становится его расплатой за жестокость и совершенные преступления. В финале драмы он лишает себя жизни, но и Карл не остается безнаказанным. За свои преступления он расплачивается смертью отца и гибелью невесты. Понимая, что выбрал не тот путь, Карл приходит к выводу, что ни у какого убийства не может быть благородных мотивов. Раскаиваясь за все свои злодеяния, он принимает решение сдаться властям и понести заслуженное наказание.

Цитаты для направления «Преступление и наказание – вечная тема»

  1. «Невежество – мать всех преступлений. Преступление – прежде всего неразумение». Оноре де Бальзак
  2. «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления». Вальтер Скотт
  3. «Общество готовит преступление, преступник совершает его». Бокль Генри Томас
  4. «Бедность – источник возмущений и преступлений». Аристотель
  5. «Самый отъявленный злодей старается извинить себя и уговорить, что совершенное им преступление не особенно существенно и обусловлено необходимостью». Готхольд Эфраим Лессинг
  6. «Общество часто прощает преступника, но не мечтателя». Оскар Уайльд
  7. «Наше раскаяние — это обычно не столько сожаление о зле, которое совершили мы, сколько боязнь зла, которое могут причинить нам в ответ». Франсуа де Ларошфуко
  8. «Раскаяние требует жертв». Мишель де Монтень
  9. «Преступников убивает не закон, их убивают люди». Бернард Шоу
  10. «За каждым богатством кроется преступление». Оноре де Бальзак

Алёна Базан | Просмотров: 7.5k

сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру


«Преступление и наказание» Фёдора Достоевского – это психологический глубоко философский роман о необычных людях со сложной судьбой.

Каждая личность, введенная в сюжет, является важной частью картины общества того времени.

Разумихин – это яркий второстепенный персонаж. Он представлен читателям как друг главного героя, Родиона Раскольникова. Дмитрий Прокофьевич Вразумихин – полное имя персонажа. Но все звали его не Вразумихиным, а Разумихиным – уж так повелось.

Он был бедным студентом, как и Родион. Родни у него не было, кроме дяди, который иногда его навещал.

Будучи по крови дворянином, Разумихин, однако, не имел никаких привилегий. Жилось ему не слаще, чем Раскольникову, но относились к своему бедственному положению они по-разному. Через нехватку денег оба были вынуждены оставить обучение в университете. Раскольников поддался отчаянию, а Разумихин не сдавался. Он искал и находил способы заработка, не боялся сложной работы. К тому же, Разумихин был необычайно силен, прослыл настоящим богатырем.

Дмитрий Разумихин – настоящий оптимист, неунывающий человек. Хотя иногда ему все-таки сложно – и тогда он начинает пьянствовать и проказничать. Но благодаря сильной воле юноша может и вовсе не пить. Многие любят Разумихина за его добрый простой нрав. Несмотря на некоторую простоватость, он довольно умный малый и глубокая личность.


Внешность Разумихина была заметной: высокий, худой с костлявыми ручищами. Но в этом худом теле таилась огромная сила. Он был черноволос, всегда плохо выбрит. К одежде он относился равнодушно, хотя белье всегда было чистым. Но в целом, все же он производил впечатление неряшливого немного неотесанного юноши. Это очень контрастировало с его настоящей сущностью. Ведь, несмотря на простоватые «трактирные» манеры, он был хорошо образован, знал три языка.

Разумихин – честный и порядочный человек, не лишенный при этом скромности. Он о себе говорит, что он немного порядочен, однако имеются за ним и неприглядные делишки. Герой честно сознается, что иногда вынужден лгать, но исключительно из благородных побуждений.

Дмитрий имеет определенную цель в жизни, к которой постепенно идет. Его мечта – это собственное издательское предприятие. Юноша стремится выбраться из нищеты, зарабатывать честным трудом.

Разница между Раскольниковым и Разумихиным в их отношении к жизни и к себе. Раскольников быстро впадает в отчаяние, привык винить общество в своих неудачах, он вынашивает теорию о сверхчеловеке, для которого нет моральных границ. Тогда как Разумихин не имеет склонности к философствованию и пустым теориям, а понемногу совершает рациональные действия, которые должны привести его к цели.

В конце романа Разумихин обретает тихое семейное счастье с любимой

Дуней.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Порфирия Петровича в романе Достоевского «Преступление и наказание»
  • Образ Семена Мармеладова в романе Достоевского «Преступление и наказание»
  • Образ Катерины Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание»
  • Образ процентщицы Алёны Ивановны в романе Достоевского «Преступление и наказание»

  • Уголовное наказание: определение, теории и цель

    В детстве вас, скорее всего, наказывали за что-то плохое, например, за провал на экзамене или поломку чего-то дорогого. Вас могли на какое-то время наказать или лишить прав на просмотр телевизора. Цель этого, скорее всего, заключалась в том, чтобы научить вас тому, что у ваших действий есть последствия; но что более важно, чтобы в следующий раз вы поступали иначе. Это тип наказания .

    В этом объяснении мы будем:

    • Дайте определение уголовному наказанию.
    • Исследуйте цель уголовного наказания.
    • Посмотрите на различные виды уголовного наказания.
    • Узнайте, как разные социологи рассматривают уголовное наказание.

    Определение уголовного наказания

    Уголовное наказание работает очень похоже на приведенный выше пример (конечно, с некоторыми дополнительными сложностями). Это относится к методу контроля и / или сокращения преступности путем наказания преступников. Он дополняет стратегии предупреждения преступности, но в основном направлен на борьбу с преступлением после его совершения.

    Согласно Словарю Коллинза (2022), мы можем определить наказание следующим образом: форма борьбы с преступностью, направленная на наказание за преступления, а не на их предотвращение

    Цель уголовного наказания

    Уголовное наказание существует как форма общественного контроля. Правительство принимает законы, чтобы научить нас тому, что мы можем и чего не можем делать. Тем, кто не следует этим правилам и нарушает закон, грозит уголовное наказание 9.0005

    Некоторые преступления влекут за собой более суровые наказания, чем другие, в то время как другие могут быть раскрыты и вообще не подвергнуты судебному преследованию. Уголовное наказание меняется в зависимости от страны и культуры, и в разных областях действуют разные законы. Однако общей целью этих законов и последующих наказаний является поддержание порядка в обществе.

    Давайте рассмотрим различные виды уголовного наказания.

    Виды уголовного наказания

    Уголовное наказание включает несколько различных подходов, основанных на желаемый результат . Это зависит от того, преследует ли общество или система уголовного правосудия:

    • сокращение числа преступлений в целом (уменьшение) преступление.

    Это очень распространенное наказание для преступников. Итак, давайте рассмотрим каждый из этих желаемых результатов по очереди.

    Общие наказания для преступников

    Существует несколько распространенных видов уголовного наказания: устрашение, сокращение, реабилитация, лишение дееспособности, возмездие и восстановление.

    Снижение уровня преступности

    Многие общества стремятся снизить количество совершаемых преступлений посредством уголовного наказания. Сокращение, реабилитация и сдерживание — вот некоторые из наиболее распространенных стратегических наказаний преступников.

    Сдерживание

    Это включает в себя довольно суровое наказание человека, чтобы отговорить его от будущих правонарушений. Кроме того, строгие наказания, ставя их в пример, могут служить сдерживающим фактором для других людей, которые могут подумать о совершении того же преступления.

    Если кто-то получает большой штраф или длительный срок тюремного заключения за незначительный проступок, это в идеале отпугнет других от того, чтобы сделать то же самое, чтобы избежать такого же наказания.

    Реабилитация

    Одной из основных целей наказания (за определенные преступления) является реабилитация преступника – обеспечение того, чтобы он прошел исправление, изменил свой образ жизни и не совершал такого же преступного поведения в будущем. Это дает им второй шанс на честную жизнь.

    Лишение дееспособности

    Это один из самых экстремальных методов наказания за преступления, направленный на сокращение и влекущий за собой физическое лишение правонарушителя способности повторно совершать преступления в том же районе. Если у них нет средств или возможности совершить преступление, они не могут его совершить.

    Примеры включают длительные сроки тюремного заключения, отсечение рук, химическую кастрацию или смертную казнь.

    Возмездие за преступление

    Основан на идее «око за око»; концепция мести за причиненный вред. Многие люди в обществе, особенно те, кто стал жертвой насильственных преступлений, считают, что преступник должен заплатить за свое преступление, чтобы правосудие восторжествовало. Поскольку преступник причинил вред, он заслуживает того, чтобы ему в ответ был причинен вред.

    Примером карательного наказания за преступление является назначение смертной казни за убийство.

    Рис. 1 – Смертная казнь все еще существует в большинстве стран мира.

    Восстановление вины

    Компенсационные или восстановительные действия в уголовном наказании связаны с возмещением (или попыткой возмещения) виновным причиненного им вреда. Это может означать уплату штрафа или предоставление какой-либо формы финансовой компенсации для покрытия стоимости причиненного ими ущерба.

    Он рассматривает более широкую концепцию «восстановительного правосудия», когда правонарушитель и жертва(ы) преступления вступают в контакт. Восстановительное правосудие означает встречу между лицом, ответственным за преступление, и жертвой, иногда в присутствии представителей сообщества. Это возможность для правонарушителя взять на себя ответственность за свои действия и напрямую услышать, как они повлияли на других.

    Для жертвы обсуждение причиненного вреда или противостояние с правонарушителем может помочь им лучше понять ситуацию и двигаться к исцелению и закрытию, если они захотят.

    Социологические теории уголовного наказания

    Способы уголовного наказания обычно связаны с ограничением прав и свобод человека, а иногда и с причинением ему вреда. В результате это может быть весьма противоречивым в социологии. Существует множество теорий уголовного наказания, начиная от функционалистского подхода Дюркгейма и заканчивая взглядами Фуко на власть. Различные отрасли науки пришли к разным выводам о характере и последствиях наказания за преступления.

    Функционалистский взгляд на преступление

    Эмиль Дюркгейм (1893 г.), заявил, что целью наказания за преступление является усиление социальной регуляции. Наказание — это способ поддержать социальную солидарность путем восстановления общих норм и ценностей общества; т. е. какое поведение является социально приемлемым, а какое нет.

    Например, тюремное заключение за совершение определенного преступления подтверждает границы приемлемого поведения не только для правонарушителя, но и для всех.

    Дюркгейм утверждал, что эти ритуалы порядка также служат средством выражения коллективного морального возмущения общества. Дюркгейм считал, что преступники должны быть наказаны, потому что наказания могут морально объединить членов общества в их высказываниях по поводу преступления, т.е. над тем, насколько неправильным является действие и почему его не следует совершать.

    По Дюркгейму существует два типа обществ — современное и традиционное — а также две соответствующие формы справедливости:

    • Карательное правосудие : встречается в традиционных обществах. Существует сильное чувство коллективного сознания и солидарности, основанное на сходстве друг с другом. Наказание суровое и жестокое и существует исключительно для выражения коллективного возмущения.
    • Восстановительное правосудие : Эта форма правосудия чаще встречается в современном обществе. Акцент делается на индивидуализме, а солидарность основана на взаимозависимости между людьми. Преступление наносит ущерб этим отношениям, и цель наказания состоит в возмещении ущерба.

    Рис. 2. В разных обществах действуют разные системы правосудия.

    Марксистский взгляд на преступление

    Марксизм, основанный на идеях Карла Маркса, утверждает, что целью уголовного наказания является поддержание существующего общественного порядка. Защищая свою собственность от рабочего класса, наказание служит интересам правящего класса, поддерживая иерархию социального класса. Это репрессивный государственный аппарат, который удерживает рабочий класс на месте, заставляя его бояться совершать преступления и, таким образом, также препятствуя его восстанию против правящего класса.

    Марксисты, такие как Rusche и Kirchheimer (1939) , также утверждают, что тип наказания, применяемого обществом, зависит от его экономической структуры. Если бы экономика не была основана, например, на обмене денег, уплата штрафов не была бы карательной мерой.

    Для Melossi and Pavarini (1981) , при капитализме тюремное заключение становится основной формой наказания за преступление, поскольку тюремная система отражает капиталистические производственные отношения. Время имеет решающее значение для рабочих в капиталистической экономике, поскольку им платят в соответствии с ним, и они отдают значительную его часть, чтобы заработать на жизнь. Таким образом, они «расплачиваются» за совершенные преступления тем, что у них отнимают время в тюрьме.

    Взгляд Фуко на власть

    В своей основополагающей работе о рождении тюрьмы Мишель Фуко («Наказывай и наказывай», 1975 ) указывал, что уголовное наказание со временем превратилось из жестокого, физически принудительного и немедленного (часто связанного с пытками, а иногда и смертью) к большему вниманию к лишению свободы и реабилитации правонарушителей.

    Хотя наказания стали менее суровыми, они открыли область наблюдения и контроля. Он назвал это переходом от суверенной власти к дисциплинарной власти.

    • Суверенная власть : Это «традиционная» форма власти. В досовременных обществах именно здесь правящий орган, то есть монарх, физически наказывал людей за преступную деятельность посредством очень драматических публичных проявлений власти.
    • Дисциплинарная власть : В наше время наказание касается не только тела, но и разума, и оно гораздо более удалено от общественного внимания. Фуко приводит пример Паноптикона — тюрьмы, устроенной таким образом, что надзиратель/охранники могут видеть тюремные камеры в любое время, но заключенные не могут их видеть, в результате чего заключенные ведут себя так, как будто за ними наблюдают, даже если это не так.

    Фуко предположил, что эта дисциплинарная власть проникла в другие социальные институты, так что рабочие места и школы также функционируют как тюрьмы Паноптикона, создавая культуру самонаблюдения , где люди постоянно ведут себя так, как будто за ними наблюдают, и соответствующим образом меняют свое поведение. Это делает его гораздо более инвазивным средством социального контроля.

    Рис. 3 – Тюрьма Паноптикум – воплощение государства наблюдения.

    Уголовное наказание — основные выводы

    • Уголовное наказание – это когда преступные действия наказываются для их уменьшения и/или контроля.
    • Подходы к уголовному наказанию включают сокращение, возмездие и восстановление.
    • Дюркгейм считает, что его цель — укрепить общие социальные нормы и выразить коллективное моральное возмущение. В традиционном и современном обществах существуют разные версии справедливости — карательная и реститутивная.
    • Социологи-марксисты утверждают, что уголовное наказание поддерживает социальный классовый порядок. При капиталистической системе наказание отражает эксплуататорские производственные отношения, заставляя рабочих «расплачиваться» за свои преступления в тюрьме.
    • Фуко предположил, что характер наказания изменился со строгого и физического на более тонкий и психологический, что привело к культуре самоконтроля. Суверенная власть сменилась дисциплинарной властью, т.е. Паноптикум.

    Ссылки

    1. Словарь Коллинза. (2022) https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/punishment

    Виды преступлений и наказания за них

    Перейти к содержимому
    • Просмотреть увеличенное изображение

    На протяжении всей истории общество разрабатывало различные способы одновременного наказания преступников и обеспечения безопасности населения. Те, кто изучает виды преступлений и наказания за них, узнают, что возникли пять основных видов уголовного наказания: лишение дееспособности, устрашение, возмездие, реабилитация и восстановление.

    Студенты онлайн-программы бакалавриата в области уголовного правосудия изучают эти виды уголовного наказания в рамках учебной программы, которая готовит их к успешной работе в сфере уголовного правосудия.

    Типы наказаний, перечисленные в справочнике Оксфордского университета, включают первые четыре из следующих. Идея восстановительного правосудия новее. Нынешние специалисты в области криминалистики рассматривают его как действенный вариант уголовного наказания. Те, кто судит о типах преступлений и наказаниях за них, обычно руководствуются одним из следующих подходов.

    Возмездие 

    Это одна из первых форм наказания – по сути идея «око за око». Те, кто выступает за возмездие, считают, что оно дает жертвам преступления или обществу в целом чувство удовлетворения от того, что преступник получил соответствующее наказание за совершенное преступление. Перед законодателями стоит задача определить эти соответствующие уровни наказания, которые могут варьироваться от суммы штрафа за превышение скорости до обязательных приговоров за определенные преступления.

    Сдерживание 

    Сдерживание направлено на предотвращение преступлений в будущем и может быть направлено на конкретное и общее сдерживание. Конкретное сдерживание связано с уменьшением вероятности того, что человек совершит преступление в будущем из-за страха получить такое же или худшее наказание. Общее сдерживание относится к воздействию на представителей общественности, которые с меньшей вероятностью совершат преступление после того, как узнают о наказании, которому подверглось другое лицо.

    Реабилитация 

    Реабилитация направлена ​​на предотвращение будущих преступлений путем изменения поведения преступника. Обычно это включает в себя предложение множества программ во время пребывания в тюрьме, включая образовательные и профессиональные программы, размещение в лечебном центре и консультирование по вопросам психического здоровья. Этот подход также, как правило, дает судьям возможность смешивать реабилитационные программы с вынесением приговора преступнику. Цель состоит в том, чтобы снизить уровень рецидивизма или людей, совершающих другое преступление после освобождения из тюрьмы.

    Выведение из строя 

    Это еще один древний метод, который до сих пор популярен. Инвалидность просто означает удаление человека из общества. Это включает в себя заключение в тюрьму, домашний арест и, в более ужасной форме, казнь.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *