Мое беспечное незнанье… — Пушкин. Полный текст стихотворения — Мое беспечное незнанье…
Литература
Каталог стихотворений
Александр Пушкин — стихи
Александр Пушкин
Мое беспечное незнанье…
Мое беспечное незнанье
Лукавый демон возмутил,
И он мое существованье
С своим на век соединил.
Я стал взирать его глазами,
Мне жизни дался бедный клад,
С его неясными словами
Моя душа звучала в лад.
Взглянул на мир я взором ясным
И изумился в тишине:
Ужели он казался мне
Столь величавым и прекрасным?
Чего, мечтатель молодой,
Ты в нем искал, к чему стремился,
Кого восторженной душой
Боготворить не устыдился?
И взор я бросил на людей,
Увидел их надменных, низких,
Жестоких ветреных судей,
Глупцов, всегда злодейству близких.
Пред боязливой их толпой,
Жестокой, суетной, холодной,
Смешон глас правды благородный,
Напрасен опыт вековой.
Вы правы, мудрые народы,
К чему свободы вольный клич!
Стадам не нужен дар свободы,
Их должно резать или стричь,
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич. 1823 г.
О жизни
Золотой век
Стихи Александра Пушкина – О жизни
Стихи Александра Пушкина – Золотой век
Другие стихи этого автора
У лукоморья дуб зелёный (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
Для детей
Письмо Татьяны к Онегину (отрывок из романа «Евгений Онегин»)
Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Золотой век
К *** (Я помню чудное мгновенье…)
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Золотой век
Зимнее утро
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Золотой век
К Чаадаеву
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Золотой век
Ты и я (Александру I)
Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт;
Золотой век
Как читать
Публикация
Как читать пьесу Александра Островского «Гроза»
История создания, ключевые образы и основные мотивы драмы
Публикация
Как читать «Преступление и наказание» Достоевского
Рассказываем о масштабном психологическом исследовании русского классика
Публикация
Как читать «Белую гвардию» Булгакова
Литературная традиция, христианские образы и размышления о конце света
Публикация
Как читать «Очарованного странника» Лескова
Почему Иван Флягин оказывается праведником, несмотря на далеко не безгрешную жизнь
Публикация
Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих
Что такое ритм, как отличить ямб от хорея и могут ли стихи быть без рифмы
Публикация
Как читать «Лето Господне» Шмелева
Почему в произведении о детстве важную роль играют религиозные образы
Публикация
Как читать «Двенадцать» Блока
На какие детали нужно обратить внимание, чтобы не упустить скрытые смыслы в поэме
Публикация
Как читать «Темные аллеи» Бунина
На что обратить внимание, чтобы понять знаменитый рассказ Ивана Бунина
Публикация
Как читать «Гранатовый браслет» Куприна
Что должен знать современный читатель, чтобы по-настоящему понять трагедию влюбленного чиновника
Публикация
Как читать «Доктора Живаго» Пастернака
Рассказываем о ключевых темах, образах и конфликтах романа Пастернака
«Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
- О проекте
- Открытые данные
© 2013–2023, Минкультуры России. Все права защищены
Контакты
- E-mail: [email protected]
- Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна
Значение встречи ангела с демоном в стихотворении А.С.Пушкина «Ангел» и в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»
Похожие презентации:
Поэма «Демон» М.Ю. Лермонтова
М.Ю. Лермонтов, поэма «Демон»
Поэма «Демон» М.Ю. Лермонтова
Поэма «Демон». Михаил Юрьевич Лермонтов
Поэма «Демон», М. Ю. Лермонтова. История создания
Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон». Особенности богоборческой темы в поэме
Художественный анализ поэмы «Демон»
Стихотворение А.С. Пушкина «Бесы»
Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон»
Сопоставительный анализ стихотворений («Пророк» А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова)
1. Презентация проекта по литературе на тему: «Значение встречи ангела с демоном в стихотворении А.С.Пушкина «Ангел» и в поэме
М.Ю. Лермонтова «Демон»• Образы нечистой силы всегда
тревожили сердца поэтов и
писателей. Сила добра,
воплощенная в Боге, не имела
другого обличья. А вот
посланец ада каких только
имен не носил: и дьявол, и
сатана, и Люцифер.
• Известно, что М. Ю.
Лермонтов на
протяжении всей
творческой жизни
разрабатывал
демоническую тему.
Пушкин не был столь
последователен, но и
он изображал
разнообразных
представителей
«бесплотных сил» в
стихах разных лет
(например, в таких,
как «Демон», «В
начале жизни школу
помню я. ..», «Бесы»
и др.), что
свидетельствует об
особом отношении
поэта к этой теме.
• В 1823 году Пушкин пишет стихотворение «Демон», где впервые у
него возникает тема переоценки самого значительного в жизни.
Стихотворение построено по принципу контраста.
• Образ демона –
это попытка
художественной
конкретизации и
олицетворения
отвлеченной
идеи отрицания
всех тех надежд,
которые человек
испытывает в
юности, когда
жизнь предстает
в светлых красках,
но с годами и
ростом
жизненного
опыта происходит
«утрата иллюзий».
• Своеобразным ответом на эти
«демонические» стихи, появившиеся в
1823 году, стало стихотворение
«Ангел», написанное в 1827 году и
являющееся одним из самых
таинственных и мало изученных
исследователями.
• Стихотворение «Ангел» поэт написал после возвращения из ссылки. В его
мироощущении произошел переход от гнетущих и мятежных настроений к
миру и гармонии. Позади остались пылкая юность, расправа над друзьямидекабристами, семейные конфликты. В душе поэта воскресла надежда на
спокойную и счастливую жизнь.
• Исследователь В. В. Акимов вполне обоснованно высказывает
предположение, что дьявол не раз тревожил и искушал Пушкина.
• О возможности
появления в
демоне «нового
духовного
качества» мечтал
М. Ю. Лермонтов.
Правда, в его
поэме «Демон»
возможность
перерождения
героя связаны
прежде всего с
любовью к
земной
красавице
Тамаре.
• Таким образом, сопоставление стихотворения А. С. Пушкина «Ангел» с
отдельными эпизодами поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон»
свидетельствует о том, что у каждого из поэтов — свое понимание
ситуации встречи ангела и демона
English Русский Правила
Чему может научить нас миф о Фаусте
Загрузка
Популярная культура
(Изображение предоставлено Alamy)
во время морального кризиса», — пишет Бенджамин Рамм.
«Политики обещают вам рай перед выборами и устраивают ад после», — писала анархистка Эмма Гольдман. Опыт легендарного доктора Фауста, который продал свою душу демону Мефистофелю в обмен на мирские знания и удовольствия, рассматривался как метафора нечестивых политических договоров. Это может даже пролить свет на наш собственный популистский момент, от Брексита до избрания Дональда Трампа. Почему эта 500-летняя народная легенда находит отклик во времена кризиса и почему она продолжает будоражить западное воображение?
Легенда в общих чертах основана на жизни Иоганна Георга Фауста (ок. 1480–1540), алхимика и практикующего некромантию, форму «черной магии». В конце 16-го века распространилась брошюра, рассказывающая о его печально известных подвигах, которая вдохновила Кристофера Марло на пьесу «Трагическая история жизни и смерти доктора Фауста», впервые поставленную в Лондоне около 1592 года. Примерно в то же время легенда о пане Твардовском, колдун, продавший душу дьяволу, стал укореняться в польском фольклоре.
— Игра престолов принцессы Дианы
— «Величайший режиссер из когда-либо живших»
— Писатели, бросившие вызов советской цензуре
Иоганн Самая влиятельная интерпретация легенды о Фаусте Вольфганг фон Гёте (1749-1832). Проект доминировал в его интеллектуальной жизни: первая часть его драматической поэмы «Фауст» появилась в 1808 году; вторая часть была завершена в 1831 году, за год до его смерти. За исключением «Франкенштейна», опубликованного Мэри Шелли в 1818 году, трудно придумать более живучую современную легенду — обе истории отражают беспокойство по поводу зарождения нового мира, полного возможностей и беспокойства.
Мало что известно о самом Иоганне Георге Фаусте, но есть некоторые свидетельства его фокусов, что он учился в Гейдельбергском университете и погиб при взрыве. музыка и опера (Шуберт, Вагнер, Берлиоз), художественная литература (Булгаков, Тургенев, Уайльд), поэзия (Пушкин, Байрон, Гейне) и драма (Гавел, Мамет, Гертруда Стайн), а также балет, скульптура и живопись. Фольклор проник в массовую культуру, от «Симпсонов» до «Богемской рапсодии» королевы. Это было предметом десятков фильмов, мюзиклов, сказок, видеоигр, графических романов, комиксов и манги.
Эта легенда кажется особенно актуальной во времена морального кризиса. Мефисто (1936), роман Клауса Манна, предлагает тонко завуалированный портрет актера, который снискал расположение нацистского режима, чтобы продвинуться по карьерной лестнице. Эта «дьявольская сделка» ( teufelspakt ) помогает ему стать самым знаменитым актером Германии, но когда он играет Мефистофеля в постановке «Фауста», он понимает, что играет не ту роль — он стал Фаустом, морально скомпрометированным со злом.
Эпизод «Барт продает свою душу» в «Симпсонах» — это тщательно продуманная игра легенды о Фаусте, показывающая, как миф проник в поп-культуру. «Доктор Фауст» (1948), который автор назвал «романом моей эпохи». Главный герой — композитор, отказывающийся от любви в обмен на повышенные творческие силы, которые он приобретает, заразившись сифилисом: как писал Манн в конспекте: «Яд действует как опьянение, стимулятор, вдохновение; порывы экзальтации позволяют ему создавать чудесные гениальные произведения». Частично основанный на истории жизни Ницше, роман исследует, как нигилизм и примитивизм узурпируют буржуазную культуру. В угасающих углях Третьего рейха физиологическая, умственная и духовная деградация главного героя Манна становится метафорой морального разложения Германии.
Фашисты и финансы
Искушения фашизма доминируют в фаустовских притчах XX века, особенно в пьесе Фридриха Дюрренматта «Визит» (1956), в которой горожанам предлагают взятку за убийство одного из своих сограждан. Развращающее влияние денег также является темой рассказа Стивена Винсента Бенета «Дьявол и Дэниел Вебстер» (1936), написанного в разгар Великой депрессии, в котором осажденный фермер продает свою душу за семь лет процветания. Его адвокат пытается доказать, что покупатель — иностранный самозванец, но дьявол заявляет, что он присутствовал при рождении Америки: «Когда первому индейцу причинили первое зло, я был там. Когда первый рабовладелец отправился в Конго, я стоял на его палубе» — вдохновение для песни Rolling Stones Sympathy for the Devil.
Возможно, неизбежно тема демонического взяточничества стала предметом предвыборной агитации. Интригующим примером является неэфирная передача Консервативной партии в преддверии всеобщих выборов в Великобритании в 1997 году. Предпосылка пятиминутного фильма проста: Тони Блэр — это Фауст, вдохновленный на обман электората пиарщиком «темных искусств» Питером Мандельсоном. Трансляция была отменена в последний момент по настоянию премьер-министра Джона Мейджора, поскольку он опасался, что ее негативность нанесет ущерб его собственной партии и что аналогия оскорбит Блэра, набожного христианина.
Эпическая поэма Гёте, состоящая из двух частей, дала легенде о Фаусте наиболее убедительную литературную интерпретацию и остается одним из величайших достижений немецкой поэзии. в культуре мгновенного удовлетворения. От кредитных карт до фаст-фуда, мы выбираем немедленное удовольствие, даже зная, что это приносит долгосрочную боль. Фауст утверждает, что единственный Бог, которому он служит, — это его «собственный аппетит», а Мефистофель Гёте предлагает ему возможность «испробовать все возможные наслаждения… ухватиться за то, что вы хотите!» В лирическом переводе Давида Луки:
Ваш вкус также будет насыщен,
Ваши ноздри сладко стимулируются,
Ваше осязание возбуждается.
Легенда о Фаусте приобрела популярность в то время, когда «закрытый» средневековый мир был расколот новой торговой культурой. Карл Маркс определил приток золота из Нового Света как зарю капитализма, систему, которую он сравнивает с колдуном, который «больше не в состоянии контролировать силы преступного мира, которые он призвал». Эта система требует эксплуатации и колонизации, и «Фауст» Марло звучит как головокружительный первый капиталист:
Я заставлю их лететь в Индию за золотом,
Обыскать океан в поисках восточной жемчужины,
И обыскать все уголки вновь обретенного мира
В поисках приятных фруктов и королевских деликатесов.
Фауст отправляется в большое путешествие, встречая Папу в Риме, германского императора Карла и духов Александра Македонского, Дария Персидского и Елену Троянскую (к которым он лирически обращается: «Было ли это лицо, которое запустило тысяча кораблей?»). Это ослепительная, хотя в конечном счете, и бесполезная экскурсия: «Великолепное шоу! Да, но только шоу». Доктор находит, что «богатство, удовольствия, пышность» не могут избавить его от душевного недуга — мнение, разделяемое в XIX веке.99 стихотворение «Миссис Фауст», написанное Кэрол Энн Даффи: «Я полюбила образ жизни, а не жизнь».
Главным нововведением Гёте является введение Маргареты (также называемой Гретхен), история которой представляет собой самый пронзительный эпизод драмы. Фауст преследует ее, соблазняет, а затем — невольно — уничтожает ее и ее семью. Мефистофель направляет его руку, но действия Фауста невыносимо его собственные (демон подстрекает его: «Кто ее погубил? Я или ты?»). История Гретхен стала мощным культурным мотивом, вдохновляющим элегии, такие как элегии Байрона:
Ее недостатки были моими — ее достоинства были ее собственными —
Я любил ее и погубил ее!…
Если бы я никогда не жил, то, что я люблю
Еще жило бы; если бы я никогда не любил,
То, что я люблю, все равно было бы прекрасно.
Фауст говорит Гретхен: «Моя милая, поверь мне, то, что называется умом / Часто бывает поверхностностью и тщеславием», и почти в каждой итерации легенды подчеркивается это разочарование: именно байроновский Манфред различает «роковую истину, / Древо Знание не есть Жизнь». Интеллектуальные поиски изолировали Фауста и не дали ему мудрости: «То, что нужно, не знает / А то, что знаешь, — ненужная информация». Даже когда поиски знаний увенчались успехом, они вызывают в воображении темные силы, как во Франкенштейне.
Компрометирующие обстоятельства
Фауст отказывается от своей учености, чтобы стать человеком действия, переформулируя начало Евангелия от Иоанна: «В начале было Деяние ». Во второй части драмы Гёте рассказывается о попытке Фауста выковать мир по своему образу и подобию. Это отчетливо просветительский проект: Фауст создаст новую цивилизацию, укротив дикие силы природы, чья непродуктивность наполняет его тревогой («Это доводит меня почти до отчаяния! / Такая необузданная стихийная сила, бесцельная!»). Его проект выходит за рамки человеческого масштаба и нечувствителен к человеческим нуждам, но все это во имя прогресса и «смелой, трудолюбивой воли масс».
Поэма Гёте имела такой успех, что Фауст появился во всей культуре XIX века, например, в этой рекламе ликера с доктором и Мефистофелем (Фото: Alamy)
нетерпим к тем, кто не соглашается с планом. Фауст узнает, что пожилая пара, Бавкида и Филемон, хотят остаться в своем отдаленном коттедже и отказываются от подкупа. Тихое довольство пары является упреком воле Фауста к власти: он приходит в ярость от их сопротивления («Их упрямство, их оппозиция / Разрушает мое лучшее приобретение») и приказывает захватить их землю.
Взгляд Фридриха Дюрренматта на миф о Фаусте «Визит» стал сенегальским фильмом 1992 года «Гиены» о богатой пожилой женщине, которая подкупает своих соседей, чтобы убить человека. экспансия очевидна в 21 веке. Изменение климата, возможно, является наиболее подходящей современной аналогией фаустовской сделки: десятилетия быстрого экономического роста для элиты, за которыми следуют серьезные глобальные последствия для вечности. Точно так же соблазн ядерной энергии был описан в фаустовских терминах: эти высвобожденные «силы подземного мира», способные подпитывать — и разрушать — планету.
Прекрасные художники веками изображали легенду о Фаусте. Эжен Делакруа создал 17 иллюстраций к этой истории для французского перевода текста Гёте. (Источник: Alamy) ? Смартфоны делают наше внимание мимолетным, и мы подобны Фаусту, который обещает расстаться со своей душой, если он когда-нибудь задержится, чтобы насладиться опытом («Если когда-нибудь я в этот момент скажу: / Прекрасная минута, не уходи!») . Эпопея Гёте заканчивается тем, что Фауст предвидит завершение проекта, который освободит не только его рабочих, но и его самого от «беспокойной деятельности».
«Каждая известная историческая эпоха будет иметь своего Фауста», — писал Кьеркегор. Наша проблема сегодня состоит в том, что в какой-то степени мы все находимся в фаустовском узле. Нас донимают политики, предлагающие простые ответы на сложные проблемы, особенно когда эти простые ответы являются пустыми обещаниями. Легенда предупреждает нас остерегаться культа эго, соблазнов славы и прославления власти. Это триумфы пустые и недолговечные; действительно, «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»
Если вы хотите прокомментировать эту историю или что-либо еще, что вы видели на BBC Culture, перейдите на нашу страницу Facebook или напишите нам по номеру Twitter .
И если вам понравилась эта история, подпишитесь на еженедельную рассылку новостей bbc.com под названием «Если вы прочитаете только 6 вещей на этой неделе». Подборка историй из BBC Future, Earth, Culture, Capital и Travel, доставляемая на ваш почтовый ящик каждую пятницу.
;Russian Demon — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
( 59 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров.