История создания картины весна боттичелли: «Весна» Боттичелли

«Весна» Сандро Боттичелли — УМБРА

Во многих произведениях эпохи Возрождения зашифрованы тайные смыслы, раскрыть которые искусствоведы пытаются и сегодня. Художники Ренессанса в своих работах сочетали античную мифологию и христианские сюжеты, зачастую с отсылками к современности. Один из величайших мастеров эпохи — итальянский живописец Сандро Боттичелли, известный широкой публике в первую очереди по полотну «Рождение Венеры». Но самым загадочным произведением флорентийца остается картина «Весна», которая имеет религиозные, мифологические, исторические и даже музыкальные трактовки.

По легенде Сандро Боттичелли написал «Весну» по заказу главы Флорентийской республики Лоренцо Медичи в 1482 году. Лоренцо в политических целях женил своего племянника Лоренцо ди Пьерфранческо на представительнице семьи Аппиани. Картина стала свадебным подарком и хранилась в поместье Медичи вплоть до 1743 года.

«Весна», 1482

В апельсиновом саду стоят герои античной мифологии.

По канону картину принято рассматривать справа налево, все трактовки исходят из последовательности персонажей 3-1-3-1. Герои не случайны, Боттичелли вдохновлялся двумя произведениями древнеримских поэтов. Зефир, Флора, Венера, Меркурий и название картины взяты из поэмы Лукреция «О природе вещей»:

Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый
Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними
Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,
Красками все наполняет и запахом сладким…

Хлорида и три танцующие Хариты (Грации) отсылают к поэме Овидия «Фасты». По сюжету Зефир забирает Хлориду себе в жены, и она превращается в богиню цветов Флору. Трансформация изображена в правой части картины и по одной из трактовок олицетворяет плотскую любовь.

Нимфа Хлорида и Зефир

Три Грации (Аглая, Ефросина и Талия) символизируют красоту, радость и изобилие — атрибуты любой свадьбы. Интересно, что в центральную Хариту (Ефросину) целится стрелой Амур.

В древнегреческой мифологии крылатое божество разжигает огонь любви и всегда следует за Афродитой (Венерой).

Три танцующие Хариты

Взгляд Ефросины направлен на мужчину в красной тунике, крылатых сандалиях и мечом на поясе — Меркурия. Кадуцеем (жезл) он отгоняет тучи и защищает цветущий сад. Меркурий покровительствует торговле и обогащению, поэтому неудивительно, что искусствоведы увидели в нём образ самого Лоренцо Великолепного. Вместе Меркурий и Грации обозначают любовь к ближнему.

Главное место на полотне занимает Венера. Художник выделил богиню красоты листьями мирта и просветами в деревьях. Композиционно такое расположение напоминает изображения Мадонны. Она стоит на возвышенности и как бы благословляет всех в саду. Венера представляет высшую форму любви — любовь к богу.

Меркурий

Помимо религиозной расшифровки персонажей как форм любви есть и другие. Например, по одной из версий, герои — это месяцы весны. Зефир, Хлорида и Флора — март, Венера, Амур и Хариды — апрель, Меркурий — май.

По другой Флора олицетворяет Флоренцию, а остальные персонажи прочие города Италии. Самая необычная теория основана на том, что все герои — это ноты. Соответственно начиная от «до» (Зефир) и заканчивая «до» на октаву выше (Меркурий).

Флора

«Весна» стала доступна широкой публике только через 437 лет после написания. Первоначально картина хранилась вместе с менее знаменитой работой Боттичелли «Паллада и Кентавр» в доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Затем в 1537 году полотно перевезли в Кастелло, где она находилась до угасания рода в 1743-м. О судьбе шедевра на протяжении последующих 72 лет ничего неизвестно. Но уже в 1815 году «Весна» попадает в Уффици, правда работники музея сразу не оценили картину по достоинству и отправили её в запасники. Только через столетие искусствоведы рассмотрели гениальность творения Боттичелли. С 1919 года и по сегодняшний день «Весна» — одна из жемчужин коллекции Уффици.

Фрагмент картины «Весна»

6 интересных фактов о Сандро Боттичелли

1.  Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи — так на самом деле зовут Сандро Боттичелли. «Боттичелли» (бочонок) — по одной из версий такое прозвище перешло великому художнику от брата-толстяка.

Сандро Боттичелли «Автопортрет»

2. В юношестве Боттичелли два года был в подмастерьях у золотых дел мастера Антонио. В эпоху Возрождения ювелиры часто становились художниками и наоборот.

3. Сандро Боттичелли увлекался ботаникой, в его библиотеке хранились греческие книги о растениях. Поэтому неудивительно, что после реставрации «Весны» в 1982 году современные учёные рассмотрели более 130 видов растений, выполненных с феноменальной точностью.

Фрагмент картины «Весна»

4. В 1481 году флорентийский живописец наравне с другими знаменитыми итальянскими художниками занимался росписью Сикстинской капеллы. По заказу церкви Боттичелли создал три фрески («Наказание Корея, Дафана и Авирона», «Искушение Христа», «Призвание Моисея») и 11 папских портретов.

5. За свою долгую жизнь (65 лет) Боттичелли не женился и не завёл детей. На протяжении многих лет музой для живописца была флорентийская красавица Симонетта Виспуччи. Девушка умерла в молодости от туберкулеза, так и не обратив внимания на молодого художника. Её образ запечатлен в изображениях Венеры и Мадонны на работах мастера.

6. В конце XV века во Флоренции особую популярность получил монах-реформатор Джироламо Саванарола. Под впечатлением проповедей монаха Боттичелли сжёг несколько своих полотен в общем костре на площади. После этого художник стал вести аскетичный образ жизни, а палитра на картинах стала мрачнее.

«Весна» Боттичелли. Главные герои и символы

Мало, кто знал о «Весне» Боттичелли целых … 450 лет!

Сначала она хранилась у потомков Медичи. Потом попала в Галерею Уффици. Но … Вы не поверите – она пролежала в запасниках 100 лет!

И только в начале 20 века ее выставили на всеобщее обозрение благодаря тому, что ее разглядел известный искусствовед. Это было начало славы.

Теперь это один из главных шедевров Галереи Уффици. И одна из самых известных картин Эпохи Возрождения.

Но «прочесть» ее не так просто. Вроде она про весну. Но здесь немало персонажей.

Зачем их столько? Почему Боттичелли не изобразил одну девушку в образе Весны?

Попробуем разобраться.

Сандро Боттичелли. Весна (с расшифровкой). 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

Для того, чтобы прочесть картину, разделите ее мысленно на три части:

Правая часть состоит из трёх героев, которые олицетворяют первый весенний месяц МАРТ.

1. ЗЕФИР

Бог западного ветра Зефир начинает дуть в самом начале весны. С него и начинается прочтение картины.

Из всех героев – он самый неприглядный на вид. Синеватый оттенок кожи. Щеки вот-вот лопнут от напряжения.

Но это объяснимо. Этот ветер для древних греков был малоприятным. Часто приносил дожди и даже бури.

Как и с людьми, так и с божественными созданиями, он не церемонился. Полюбилась ему нимфа Хлорида, и не было у неё шансов убежать от Зефира.

2. ХЛОРИДА

Зефир силой принудил стать его женой это нежное создание, отвечающее за цветы. А чтобы как-то компенсировать ей моральные переживания, сделал он из нимфы настоящую Богиню. Так Хлорида превратилась во Флору.

3. ФЛОРА

Флора (в девичестве – Хлорида) о замужестве не жалела. Хоть и взял Зефир ее в жены против воли. Видимо девушка была меркантильной. Ведь стала она гораздо могущественнее. Теперь не только за цветочки отвечала, но вообще за всю растительность на Земле.

Франческо Мельци. Флора. 1510-1515 гг. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Следующие пять героев составляют группу «АПРЕЛЬ». Это Венера, Амур и три Грации.

4. ВЕНЕРА

Богиня Венера отвечает не только за любовь, но и за плодородие и процветание. Так что она здесь не просто так. А древние римляне отмечали праздник в ее честь как раз в апреле.

5. АМУР

Сын Венеры и ее постоянный спутник. Всем известно, что этот несносный мальчишка особенно активен весной. И стреляет своими стрелами налево и направо. Конечно, даже не видя, в кого собирается попасть. Любовь слепа, ведь у Амура завязаны глаза.

6. ГРАЦИИ

А попадёт Амур скорее всего в одну из Граций. Которая уже загляделась на молодого человека слева.

Сандро Боттичелли. Весна (фрагмент). 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

Боттичелли изобразил трёх сестёр, держащими друг друга за руки. Они олицетворяют начало жизни, красивое и нежное благодаря своей юности. И тоже часто сопровождают Венеру, помогая распространять ее заветы на всех людей.

«МАЙ» представлен лишь одной фигурой. Зато какой!

7. МЕРКУРИЙ

Меркурий, Бог торговли, разгоняет своим жезлом тучи. Что ж, неплохая помощь Весне. К ней он имеет отношение через свою мать, плеяду Майю.

Именно в ее честь древние римляне дали месяцу название «Май». А самой Майе приносили жертвы 1 мая. Дело в том, что отвечала она за плодоносность земли. А без этого никак в предстоящее лето.

Почему же тогда Боттичелли изобразил ее сына, а не саму Майю? Она между прочим была прелестна – старшая и самая красивая из 10 плеяд-сестёр.

Сандро Боттичелли. Меркурий (фрагмент картины «Весна»). 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

Мне нравится версия о том, что Боттичелли очень уж хотелось изобразить мужчин в начале и конце этого весеннего ряда.

Все-таки Весна – это зарождение жизни. А без мужчин в этом процессе никак (по крайней мере во времена художника). Ведь недаром он изобразил всех женщин беременными. Заложить весной плодородие – очень важно.

Сандро Боттичелли. Деталь картины «Весна». 1478 г.

А вообще символами плодородия «Весна» Боттичелли пропитана насквозь. Над головами героев – апельсиновое дерево. Оно и цветёт, и плодоносит одновременно. Не только на картине: оно на самом деле так может.

Сандро Боттичелли. Деталь картины «Весна». 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

А чего только стоит ковёр из пятисот реально существующих цветов! Это просто цветочная энциклопедия какая-то. Осталось только названия на латыни подписать.

Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 14 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.

Герои хорошо постарались – там, где они ступают, плодородия хоть отбавляй!

Но и сама красота героев (не считая Зефира) очень уж подходят под тему Весны.

Боттичелли как всегда смог изобразить красоту, которая никогда не выходит из моды. Его герои столь прекрасны, что даже нет смысла удивляться, почему «Весна» так нам нравится.

Так что художник не искал легких путей. Ему мало было изобразить одну-единственную красавицу и назвать её «Весной».

Этому времени года он «пропел» целую оду. Сложную, многогранную, необычайно красивую.

О другом шедевре мастера читайте в статье «Рождение Венеры. Тайна божественной красоты».

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Англоязычная версия статьи

Primavera Боттичелли – ItalianRenaissance.org

Сандро Боттичелли, La Primavera, c. 1482, темпера, дерево

Сандро Боттичелли был одним из самых известных сотрудников Медичи. Он учился у Фра Филиппо Липпи и владел техникой, которая фокусировалась на линии, а его формы были слегка затенены. Хотя искусствоведы считают Боттичелли мастером использования линий, он также хорошо владел цветом.

Primavera, название которой означает «Весна», является одним из величайших произведений в музее Уффици во Флоренции. Точное значение картины неизвестно, но, вероятно, она была создана для свадьбы Лоренцо ди Пьерфранческо (двоюродного брата могущественного Лоренцо Великолепного Медичи) в мае 1482 года.0003

Сцена показывает нам группу фигур в апельсиновой роще. Одна из первых вещей, которую мы должны отметить, это то, что мало используется с точки зрения перспективы; в то время как некоторая атмосферная перспектива видна сквозь деревья справа и слева, мы не видим здесь одноточечной линейной перспективы, которую некоторые из мастеров раннего Возрождения так эффективно использовали в пятнадцатом веке.

Также обратите внимание на то, что у большинства фигур конечности длинные и стройные и кажутся довольно элегантными. Боттичелли создавал искусство в то время, когда при флорентийском дворе существовал спрос на такого рода работы.

Хотя точное значение картины ускользает от нас, мы знаем личности многих фигур, изображенных на ней. В центре изображена римская богиня Венера. Ее присутствие является отражением гуманистического интереса к классическому миру, который был популярен во Флоренции в то время. Она изображена как идеализированная женщина, слегка смещенная от центра, с наклоненной головой и жестикулирующей вправо. Над ней изображен Амур (ее сын) с завязанными глазами, а позади него ветви деревьев образуют арку, которая удобно обрамляет Венеру и обеспечивает ей привилегированное положение на картине

.

Крайний левый Меркурий, бог месяца мая, держит посох, которым он, возможно, разгоняет зимние тучи. Его легко узнать по выдающимся крылатым сандалиям.

Справа от Меркурия находится важная группа под названием Три Грации. Эти женщины, которые, кажется, участвуют в каком-то танце, были созданы Боттичелли по образцу древнего изображения Трех граций. Эти фигуры важны, потому что они представляют женские добродетели Целомудрия, Красоты, Любви, которые указывают на романтику и дают нам некоторый контекст с точки зрения того, что происходит на картине. Римский писатель Сенека называет их «чистыми, незапятнанными и святыми в глазах всех», и мы можем видеть жемчуг на их головах, которые символизируют этот тип чистоты. Их одежда подобна кружеву, очень легкая и прозрачная, что свидетельствует о виртуозности Боттичелли в изображении таких тканей. Интересно видеть, что на них нацелена стрела Купидона, укрепляющая идею брака.

Справа мы видим другую группу фигур, в которую входит Зефир, западный ветер, собирающийся схватить нимфу по имени Хлорис. После того, как ему удается забрать ее себе, они женятся, и Хлорис превращается во Флору, богиню Весны. Здесь изображена Флора, бросающая цветы, собранные в ее платье. Это средство символизации как весны, так и плодородия.

Если рассматривать сцену в целом, то ее лучше всего можно понять в свете аллегорического смысла. Аллюзии на весну и месяц май, сцена погони жениха, три грации — все это указывает на идею весеннего брака. Обстановка в апельсиновой роще также заслуживает внимания, поскольку Медичи приняли апельсиновое дерево в качестве своего семейного символа. Картина должна была быть помещена в спальне Лоренцо ди Пьерфранческо, и его жена увидела бы ее впервые после их свадьбы, поэтому идея Купидона, нацеленного своей стрелой на чистых Трех граций, приобретает особое значение в свете супружеской любви. В любом случае картина является свидетельством гуманистического интереса к классическим предметам эпохи Возрождения, а также придворного стремления к роскошным темам и изящным фигурам.

Закладка.
  • О

    Это сайт для информации и анализа мира итальянского Возрождения. Текст является оригинальным для этого сайта (ItalianRenaissance.org). Ссылки на продукты выше являются партнерскими ссылками.

  • Информация для цитирования

    Если вы хотите процитировать эту страницу, используйте эту информацию:

    ItalianRenaissance.org, «Botticelli’s Primavera», в ItalianRenaissance.org , 26 июня 2012 г., https://www.italianrenaissance.org/a-closer-look-botticellis-primavera/.

  • Меню сайта

  • Популярные сообщения

    Микеланджело вырезал ряд работ во Флоренции во время своего пребывания с Медичи, но в 1490-х годах он покинул Флоренцию и ненадолго отправился в Венецию, … Подробнее →

    Самая известная часть потолка Сикстинской капеллы — «Сотворение Адама» Микеланджело. Эта сцена расположена рядом с Сотворением Евы, которое … Подробнее →

    Давид — одна из самых узнаваемых работ Микеланджело, ставшая одной из самых узнаваемых статуй во всем мире искусства. Стоя… Подробнее →

Весенние тайны: Primavera Боттичелли — Artstor

Сандро Боттичелли | Примавера; Аллегория весны | в. 1478 | Галерея дельи Уффици | Изображение и исходные данные предоставлены SCALA, Florence/ART RESOURCE, NY; artres.com; scalarchives.com | (c) 2006, SCALA, Флоренция/ART RESOURCE, NY

Весна пришла! Возвращение солнца вдохновило нас взглянуть на картину Боттичелли Primavera , шедевр раннего Возрождения и, возможно, самое популярное художественное произведение того времени, хотя, как мы увидим, его интерпретация остается неубедительной.

Боттичелли нарисовал Primavera где-то между 1477 и 1482 годами, вероятно, для женитьбы Лоренцо ди Пьерфранческо, двоюродного брата влиятельного итальянского государственного деятеля (и важного мецената) Лоренцо Медичи. Дата — лишь один из многих фактов, связанных с картиной, которые остаются неясными. Во-первых, его первоначальное название неизвестно; сначала он назывался La Primavera художника/искусствоведа Джорджио Вазари, который увидел его только через 70 лет после того, как он был написан. Хотя общепризнано, что на одном уровне Primaver a изображены темы любви и брака, чувственности и плодовитости, точное значение произведения продолжает обсуждаться (поиск в JSTOR привел нас к почти 700 результатам с почти таким же количеством различных мнений) . Вот что мы думаем знаем:

Primavera изображает группу фигур в апельсиновой роще (что может отражать тот факт, что семья Медичи приняла апельсиновое дерево в качестве семейного символа). В крайнем левом углу картины стоит Меркурий, рассеивающий своим посохом зимние тучи для прихода весны.

Сандро Боттичелли | Деталь: Primavera; Аллегория весны | в. 1478 | Галерея дельи Уффици | Изображение и исходные данные предоставлены SCALA, Florence/ART RESOURCE, NY; artres.com; scalarchives.com | (c) 2006, SCALA, Florence/ART RESOURCE, NY

Sandro Botticelli | Деталь: Primavera; Аллегория весны | в. 1478 | Галерея дельи Уффици | Изображение и исходные данные предоставлены SCALA, Florence/ART RESOURCE, NY; artres.com; scalarchives.com | (c) 2006, SCALA, Флоренция/ART RESOURCE, NY

Сандро Боттичелли | Деталь: Primavera; Аллегория весны | в. 1478 | Галерея дельи Уффици | Изображение и исходные данные предоставлены SCALA, Florence/ART RESOURCE, NY; artres. com; scalarchives.com | (c) 2006, SCALA, Florence/ART RESOURCE, NY

Рядом с Меркурием стоят Три Грации, представляющие женские добродетели Целомудрия, Красоты и Любви; жемчуг на головах символизирует чистоту. Рядом с ними, в центре композиции, римская богиня Венера, оберегающая и заботящаяся об институте брака. Над ней ее сын, Купидон, с завязанными глазами пускает свои стрелы любви в Трех Граций.

В крайнем правом углу картины мы видим Зефира, западный ветер, преследующего нимфу по имени Хлорис. После того, как ему удается добраться до нее, Хлорис превращается во Флору, богиню весны. На трансформацию указывают цветы, выходящие изо рта Хлориды. Флора разбрасывает цветы, которые она собрала на своем платье, символизируя весну и плодородие.

Сандро Боттичелли | Деталь: Primavera; Аллегория весны | в. 1478 | Галерея дельи Уффици | Изображение и исходные данные предоставлены SCALA, Florence/ART RESOURCE, NY; artres.com; scalarchives.com | (c) 2006, SCALA, Флоренция/ART RESOURCE, NY

Ключ к интерпретации композиции в целом может лежать в источниках картины, но у нас нет единого мнения относительно того, что они собой представляли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *