История одиссея: Одиссей и Алкиной — урок. История, 5 класс.

Одиссей: описание, рождение и смерть, троянская война, итаки, приключения

Рождение Одиссея

Несмотря на давность событий, греческая история и мифология сохранила об Одиссее достаточно много фактов, в том числе и данные о его родителей. Согласно легенде, отцом будущего героя был Лаэрт, тогдашний правитель острова Итака. В свое время ему удалось прославиться на Калидонской охоте, а также во время плавания аргонавтов. Этот достойнейший человек также был из известного и приличного рода. Отец его – Аркесий, назывался сыном Зевса и Эвриодии (по другим данным – он был сыном Гермеса или внуком Эола).

В некоторых источниках отцом Одиссея называется Сизиф, который изнасиловал его мать, Антиклею, еще до замужества. Однако и Сизиф, хоть и был известным хитрецом, был из божественного рода. Так, например, его прародителями были Прометей и Климена, а также Эпиметей и Пандора.

Мать Одиссея – Антиклея, также принадлежала к роду, который был начат богами. Так, например, отцом ее являлся Автолик, прославившийся, в свое время, разбойник, клятвопреступник, вор и хитрец. Однако он был сыном Гермеса. Кстати, именно из-за него Сизиф позарился на Антиклею, ибо хитрец хотел наказать Автолика за похищение коров. В любом случае, при любом отце, генеалогия Одиссея возводит его к греческим богам, дальним потомком которого он и являлся. Кроме того, не удивительно, что Одиссей унаследовал хитрость и ловкость своего прадеда Гермеса.

Детство и юность Одиссея

Практически все источники гласят о том, что Одиссей родился на Итаке, причем некоторые из них указывают, что во время его рождения шел обильный дождь. Более того, сам Гомер утверждает, что Одиссей родился именно на Итаке, как раз, когда Автолик (его дед) приехал в гости к зятю и дочери. Также легенда гласит, что именно дед дал внуку имя.

О детстве и юношестве Одиссея известно мало. Можно предположить, что он с детства постигал азы мудрости и воинского искусства. Более того, некоторые источники говорят, что он был учеником мудрого и знаменитого кентавра Хирона, который обитал на горе Пелион. В целом, он вел достойную жизнь вельможи, охотился, учился сражаться, выполнял поручения правителей. Так, например, Одиссей, будучи принцем Итаки, отправился в Мессену, чтобы потребовать компенсацию за 300 быков, похищенными ранее.

Во время одной охоты, у Одиссея на колене остался шрам, которых сохранился у него до самой смерти. Впоследствии этот шрам сыграет важную роль в жизни Одиссея, когда он, уставший от странствий, вернется в родную Итаку, но уже с враждебными людьми.

Именно в Мессене он встретился с Ифитом, который и подарил Одиссею знаменитый лук, тетиву которого не мог натянуть ни один смертный. Впоследствии Одиссей получил для своих стрел смертельный яд от царя тафийцев, Анхиала, когда царь Ила отказал ему в этой просьбе.

История умалчивает о том, по каким причинам Лаэрт уступил Одиссею правление Итакой. Более того, трон Одиссею достался примерно за 10-11 лет до начала Троянской войны, и за 20 лет, до «Одиссеи». Тем не менее, Одиссей стал молодым правителем Итаки и Кефаллении, а также Закинфа, был очень богат и не знал ни в чем недостатка.

Женитьба и клятва

Ни в чем не знал недостатка мудрый правитель. Земли его были плодородны, золота у него было вдоволь, его царство – процветающим. Одного не хватало Одиссею – любви. Царский престол, происхождение, его положение в обществе обязывало Одиссея иметь хорошую жену, из хорошего рода. В то время, красота считалась лучшей характеристикой девушки, поэтому молодой царь положил глаз на Елену Прекрасную.

Девушка действительно слыла невероятной красавицей, но в живую она была еще краше. Не удивительно, что правители и герои со всей греции съехались в Спарту, к Тиндарею, чтобы взять в жены удивительную красавицу. Женихов было настолько много, что спартанский царь долгое время не отдавал никому предпочтение, ибо боялся, что другие женихи станут его смертельными врагами.

Уже тогда Одиссей проявил мудрость. Он оказал Тиндарею услугу, посоветовал ему, как поступить с женихами. Он первым понял, что с Еленой у него ничего не получится, поэтому переключился на Пенелопу, кузину Елены. Что касается царя Спарты, то Одиссей посоветовал ему взять со всех женихов клятву, что они дружно помогут тому, кто женится на Елене, в случае, если ее мужу будет грозить опасность. Клятву пришлось дать всем, в том числе и Одиссею, а супругом Елены стал Менелай.

Более того, существует легенда, которая гласит, что Лаэрт узнал, о Пенелопе (кузине Елены) что та превосходит умом всех гречанок, и красотой всех, кроме Елены. Поэтому Одиссей решил пойти на поводу у отца и не гоняться за журавлем, а схватить синицу, которая была у него под рукой.

Однако и с Пенелопой не все было просто. У нее женихов было меньше, чем у Елены, но тоже хватало. Да и отец Пенелопы, Икарий, не хотел отдавать дочь замуж за правителя небольшого царства. Но на брата повлиял Тиндарей, который был обязан Одиссею, оказавшего ему услугу. Тиндарей предложил провести соревнования по бегу, а победителю – Пенелопу, в виде награды. Забег выиграл Одиссей и женился на прекрасной Пенелопе.

Надо сказать, что Одиссей тоже сильно понравился Пенелопе. Молодой, сильный, умный и хитрый. Икарий долго упрашивал зятя остаться в Спарте, а когда настало время уходить, он долго сопровождал дочь.

Легенда гласит, что Одиссею надоели попытки тестя оставить дочь подле себя. Будучи на границе Спарты, он остановил свою колесницу и предложил Пенелопе выбор: либо та остается с отцом, либо отправляется с ним на Итаку. Пенелопа выбрала его.

Начало Троянской войны

Волею судеб (а если верить мифологии, то по воле богини Афродиты, которая получила от Париса Яблоко Раздора и пообещала ему любовь красивейшей из женщин) Елена полюбила Париса и бежала с ним вместе в Трою. Менелай оказался преданным и настало время всем женихам сдержать клятву, данную Тиндарею, отцу Елены и Менелаю, ее законному мужу.

Тем временем, Одиссей благополучно наслаждался жизнью на Итаке. Как вы помните из начала нашей статьи, он не знал нужды ни в чем, теперь и в любви. Любящая Пенелопа подарила ему сына, которого назвали Телемахом. Однако страшное предсказание получил Одиссей. Задолго до этих событий, он узнал о том, что Троянская война будет, и если он отправится на нее, то вернется домой одиноким и нищим, спустя много лет. И тут до него доходят известия о побеге Елены с Парисом, а также о том, что Агамемнон с Менелаем объезжают всю Грецию, чтобы найти женихов, дававших клятву, и чтобы собрать невиданное войско.

Однако хитрый Одиссей совсем не желал воинских почестей, которые сулили ему скитаниями и бедностью. Поверив в предсказание, он решил обхитрить гостей. Спустя несколько недель, после побега Елены, на Итаку прибыли Менелай, Агамемнон и Паламед. Однако Одиссей был готов. Гостей он встретил в крестьянской рубахе и шапке, пашущем землю на воле и осле и очень правдоподобно изображающего безумца. Более того, он засевал землю солью.

В безумство Одиссея поверили все, кроме хитрого Паламеда. Согласно легенде, он взял новорожденного Телемаха и положил его под плуг. У Одиссея не было выбора, либо он должен был остановиться и прекратить ломать комедию, либо он должен был убить сына. Он сильно любил и свою жену, и своего новорожденного сына, поэтому перестал претворятся и отправился на троянскую войну. Уходя он взял с жены клятву, что она должна была жениться во второй раз, но только в том случае, если он не вернется с войны и только тогда, когда Телемах станет взрослым.

Теперь уж Одиссей был вынужден путешествовать с Агамемноном и Менелаем, дабы собрать войска. Именно ему приписывают вербовку Ахилла (тоже хитростью), Кинира и многих других тогдашних царей и героев. Именно он обманул жену Агамемнона, чтобы она отдала их дочь, которую нужно было принести в жертву богам, дабы подул попутный ветер. Он же был одним из послов, которые отправились к троянцам, чтобы потребовать у них возвращение Елены и всех сокровищ, похищенных вместе с нею. Как известно, они получили отказ.

Под стенами Трои

Троянская война – это одно из величайших событий в истории. Возможно, как-нибудь в следующий раз мы расскажем вам о ней в подробностях. Сейчас же мы остановимся только на тех моментах, которые связаны с нашим сегодняшним героем.

Как известно, грекам, несмотря на все усилия, огромное войско, а также огромное количество героев, не удалось взять легендарные стены Трои, построенные руками Аполлона и Посейдона (в наказание за покушение на власть Зевса). Согласно легенде, в первые 9 лет осады Одиссей практически ничем не отличился.

Однако произошло несколько событий, которые стоит упомянуть. Так, например, Одиссей был одним из тех, кто убил Паламеда. Согласно легендам, он был очень миролюбив, но в то же время умен и хитер, а это могло навредить грекам. Более того, легенда гласит, что Одиссей завидовал уму Паламеда, который быстрее него сумел отыскать пшеницу для греческого войска. Но главная причина неприязни Одиссея заключалась в том, что именно из-за него он и отправился на эту долгую войну. Существует 3 версии этого события:

  1. Одиссей подставил Паламеда. Он уговорил греков покинуть лагерь на 1 день, подкинул Паламеду золото и записку, якобы, от Приама, в которой говорилось, что Паламед изменник.
  2. Одиссей и Диомед просто убили Паламеда, во время рыбалки.
  3. Вместе с Диомедом, Одиссей заманил Паламеда, предварительно заманив его к колодцу.

Также Одиссей был тем, кто вместе с Аяксом Теламонидом отбил тело Ахилла и его доспехи у троянцев, которые впоследствии ему и достались, благодаря велению Афины, покровительствовавшей ему. Это же стало причиной гибели Аякса, на которого Афина наслала безумие, и который перебил кучу волов, думая, что это люди Одиссея, а над белым волом он долго измывался и ругал его. Обретя же разум, Аякс покончил с собой от стыда.

Также известно, что в последний год осады, Одиссей минимум дважды бывал в Трое, а также именно ему и Диомеду приписывают похищение статуи Афины и палладиум, благодаря которому Троя и была основана. Кроме того, именно он привлек на войну сына Ахилла, а также именно он уговорил Филоктета (ранее брошенного на острове с гниющей раной) принять участие в войне.

Почему греки сначала оставили Филоктета, а после – послали за ним Одиссея?

Согласно легенде, у троянцев был предатель, который назвал несколько условий, в числе которых было присутствие на войне Филоктета и его знаменитого лука.

Ну и конечно же, именно Одиссею приписывается задумка и создание троянского коня. Он предложил всему войску греков скрыться, оставив на берегу огромного деревянного коня. В этом коне спрятались сильнейшие и храбрейшие воины Греции. Благодаря Одиссею, не поддались ахейцы уловкам Елены, которая бегала вокруг коня и называла героев по именам, подражая голосу их жен. Впоследствии троянцы завели коня в город (при этом разобрав половину стены). Ночью же греческие герои вылезли и открыли ворота всему греческому войску, что и привело к падению Трои.

Несмотря ни на что, Одиссей был беспощаден к врагам. Не щадил он ни женщин, ни детей врага. Известно, что вместе с Диомедом они смертельно ранили Поликсену, дочь Приама, а сына Гектора, Астианакса (ребенка) со стен Трои сбросил лично Одиссей. Тем не менее, он чуть не погубил Аякса Оилида за то, что он посмел изнасиловать Кассандру (еще одна дочь Приама) в храме Афины.

Путешествие домой

С этого момента и начинаются события той самой «Одиссеи» Гомера. Известно, что к этому моменту греческие цари поссорились друг с другом. Одиссей изначально примкнул к стану Менелая, а после – переметнулся к Агамемнону. Распри были в обоих лагерях, поэтому Одиссей решил не следовать ни за каким из греческих царей и в одиночку, только на своем корабле и со своими людьми, отправиться домой, на Итаку.

На обратном пути, люди Одиссея, опьяненные победой над троянцами, высадились во Фракии, где захватили местный город. Однако подтянулись свежие войска фракийцев и Одиссею чудом удалось спастись, оставив мертвыми на поле боя 72 своих человека.

В стране лотофагов

Однако и тут героя ждала напасть. Корабль его попадает в сильнейший шторм, который выбрасывает его в страну лотофагов. Однако царь Итаки вовремя узнал местность по цветкам лотоса, которые вызывали забвение у людей. Корабль отчалил, но Одиссей потерял еще нескольких спутников, еще нескольких друзей.

Встреча с Полифемом и гнев Посейдона

По дороге на родную Итаку, Одиссей и его воины увидели зеленые луга, на которых паслись козы и овцы. Итакийцы решили узнать, кому же принадлежит такое прекрасное стадо. Захватив с собой немного еды и вино, они высадились на берег и проследовали в огромную пещеру.

Но когда Полифем вернулся в пещеру – Одиссей и его 12 спутников застыли от страха, настолько был ужасен и велик хозяин пещеры – гигантский циклоп, сын Посейдона. Видя незваных гостей, он мгновенно закрыл проход в пещеру огромным валуном, который сдвинуть могли только 100 сильнейших воинов. При этом он сразу же схватил 2 спутников Одиссея и съел их заживо.

Полифем, видя перед собой мелких людишек, чувствовал себя в безопасности. Он даже с Одиссеем завел разговор, но выпускать их наотрез отказался. Самого же Одиссея, как интересного собеседника, он пообещал съесть последним, при этом мудрый царь Итаки не называл своего имени, а представился, как «никто».

Потеряв еще нескольких людей, Одиссей «отблагодарил» Полифема, до потери сознания напоив его вином. А когда циклоп уснул, Одиссей выстрогал кол, поджег его в костре и выколол единственный глаз спящему великану. Как не искал циклоп обидчиков, а слепому ему это было не под силу. Но и Одиссей с оставшимися спутниками не могли покинуть пещеру, ибо сдвинуть валун не было никакой возможности.

Наутро циклоп отодвинул камень, чтобы выпустить свои стада пастись. Но Одиссей оказался хитрее. Себя и своих спутников он привязал к животам животных. Полифем ощупывал каждую тварь, выходящую из пещеры, но разгадать уловку Одиссея не сумел. Он взмолился своему отцу, Посейдону, чтобы он наказал обидчика, но тот не мог наказать «никого». Однако, добравшись на корабль, Одиссей потерял бдительность и решил, напоследок, еще раз подстегнуть великана. Он дразнил его и все-таки назвал свое имя, чем и вызвал гнев Посейдона.

Почему Одиссей не убил Полифема?

Потому что пещера была завалена огромным валуном, сдвинуть который могли только 100 сильных воинов. Вместе с Одиссеем итакийцев было 12, и то, 4 съел циклоп.

В гостях у Эола

Следующим островом, на котором нашел пристанище Одиссей, стал остров Эола, бога ветров. Т.к. Одиссей был его потомком, поэтому был принят радушно. Он настолько сдружился с Эолом, что тот отдал герою свой мешок с ветрами. Но, завидев родные берега, спутников Одиссея снова обуздала алчность. Думая, что Эол дал Одиссею в мешке сокровища, они раскрыли его и выпустили одновременно все ветра. Освободившиеся ветра отбросили корабль Одиссея назад, к острову Эола (не без помощи Посейдона). Последний же, видя, что его Одиссей прогневал великого брата Зевса, отказался ему впредь помогать.

В гостях у волшебницы Кирки

Долгое время корабль Одиссея не мог найти нигде пристанища. Однако, вскоре они увидели потрясающий остров. Внешне безопасный и богатый, он таил серьезную опасность, заключавшуюся в его владычице – волшебнице Кирке, которая превращала всех людей в свиней.

Все спутники Одиссея, ступившие на остров, были превращены в свиней, кроме Эврилоха, оставшегося на корабле. Трагическая судьба постигла бы и Одиссея, если бы не Гермес. Посланник богов дал своему внуку оберег – цветок моли, который позволял противостоять чарам Кирки.

Так, чары волшебницы не подействовали на героя, а под угрозой смерти, она вернула человеческий облик и его спутникам. Более того, она восхитилась хитростью и мужеством Одиссея, в результате чего предложила ему разделить с ней правление и ложе, а также поклялась не причинять ему вреда.

Одиссей в Аиде

Волшебница сдержала обещание. Более того, когда Одиссей, скучавший по дому, решил снова отправиться в путь, она подсказала ему спуститься в Аидово царство, чтобы узнать свою дальнейшую судьбу у покойного Тиресия.

Одиссей совершил ритуал, которому его научила волшебница. Долго он отгонял души умерших, слетающихся на жертвенную кровь, пока не появился Тиресий. Слепой предсказатель рассказал Одиссею о его дальнейших скитаниях и о его судьбе, а также строго настрого запретил прикасаться к священным коровам Гелиоса.

Помимо Тиресия, Одиссей поговорил и со своими товарищами по Троянской войне, с известными женщинами, со своей матерью, узнал об их судьбе. В конце концов он бежал, ибо подумал, что Персефона (жена Аида) нашлет на него покойную Медузу Горгону.

Встреча с сиренами

Одиссей вернулся к Кирке, поделился с нею полученными знаниями и снова отправился в путешествие. Теперь путь его лежал через остров Сирен, наполовину птиц, наполовину женщин, обладающих чарующим голосом.

Наученный Киркой, Одиссей приказал своим людям залепить уши воском, а себя – привязать к мачте, ибо уж очень ему хотелось услышать пение Сирен.

Легенда гласит, что Одиссей приказал не слушать его приказов, под действием Сирен. И действительно, когда они проплывали мимо чарующих существ, Одиссей, находясь под действием их пения, приказывал людям развязать себя, однако те, помня приказ, наоборот, еще крепче его связали, а сами сильнее налегли на весла.

Пролив Сциллы и Харибды

Далее путь Одиссея пролегал в заливе, который охраняли ужасные существа: Сцилла и Харибда. Согласно легенде, Харибда образовывала водоворот, способный поглотить десятки кораблей за раз. Сцилла же была шестиголовым монстром, который уничтожал людей по несколько за раз.

Пришлось выбирать, и Одиссей выбрал меньшее из зол. Он направил корабль к пещере Сциллы, обходя стороной пещеру Харибды, находящуюся с другой стороны пролива. Чудовище не заставило долго ждать. 6 Ее голов взвились над водой и схватили шестерых спутников Одиссея. Остальные налегли на весла и ужасный пролив удалось миновать с минимальными потерями.

Коровы Гелиоса

Дальнейший путь Одиссея и команды был еще более сложен. Людей не хватало, команда быстро изматывалась. Они достигли острова, где Гелиос пас свое священное стадо. Помня предсказания из Аида, Одиссей строго настрого запретил своим людям прикасаться к животным, несмотря на их голод. Однако те не послушались. Когда Одиссей уснул, его люди убили коров и зажарили их. Проснувшись, Одиссей был в отчаянии, но исправить уже ничего было нельзя…

Выйдя в море, Зевс, по просьбе Гелиоса, наслал на корабль ужасный шторм, а после – поразил его молнией. Единственный, кто выжил – это Одиссей, не вкусивший мяса священных коров. Несколько долгих дней он находился в море без еды и воды, пока волнами его не выбросило на остров нимфы Калипсо.

Одиссей и Калипсо

Одиссей понравился нимфе, более того, она в него «втрескалась по уши». Калипсо даже предлагала герою бессмертие, но с тем условием, что он забудет родную Итаку, женится на ней и до скончания веков будет находиться на ее острове. Ложе с Калипсо Одиссей разделил, но жениться и остаться – наотрез отказывался.

Долгие 7 лет провел Одиссей, подле Калипсо, которая не хотела его отпускать. Все чаще он грустил и вспоминал родную Итаку, жену и сына. И боги смилостивились. Гермес, посланный Зевсом, прибыл на остров и приказал Калипсо отпустить Одиссей. Скрипя сердцем, Калипсо разрешила Одиссею покинуть остров, и он сразу же сделал плот, на котором и отправился в море.

Одиссей и феаки

Однако и на этом приключения его не закончились. Посейдон, все еще разгневанный поступком Одиссея с циклопом, насылает на него страшный шторм, который смывает героя в воду. Вплавь ему удается доплыть до острова, Дрепана, на котором правили феаки. Голый и измучанный, Одиссей уснул около ручья.

Утром его обнаружила местная царевна, игравшая со служанками. Голый оборванец сильно ее напугал, однако своей мудростью и хитростью он успокоил царевну, которая прониклась к герою и привела его ко двору своего отца, Алкиноя. Последний, выслушав многострадальную историю Одиссея, приказал снарядить корабль и доставить Одиссея на Итаку. Спящего, его выгрузили на берегу Итаки, после чего отплыли на родину.

Возвращение на Итаку

Проснувшись, Одиссей не узнал родных мест. Он уж было подумал, что хитрые феаки его обманули, когда с небес к нему спустилась Афина. Она-то и рассказала ему о бесчинствах, творившихся в его дворце. Она также предложила герою проверить ее слова лично, но под другой личиной. Афина превращает его в старца и отправляет в собственный дворец, в котором находилось 112 женихов, жаждавших занять его трон и забрать в жены Пенелопу.

Пенелопа все еще хранила верность Одиссею, хотя и была практически уверена в том, что он не вернется. Да и наказания мужа она помнила, а Телемах уже почти стал мужчиной. Тем не менее, она из последних сил сопротивлялась «женихам», все более наглым и бесчинствующим. По другой версии – она отдалась всем женихам сразу, после чего была убита Одиссеем, который впоследствии покинул Итаку от горя.

Изначально Одиссей-старец отправился к Эвмею, старому свинопасу, который как мог поддерживал царский дом. Там он встретился с Телемахом, которому рассказал правду о себе, но попросил его хранить секрет от матери.

На следующий день он отправился во дворец. На пути у него встал Ир – местный нищий, наглый и свирепый, который попытался его вышвырнуть на улицу. Одиссей победил его в кулачном бою и все-таки встретился с Пенелопой, которой представился обычным нищим, а также сказал, что слышал, будто бы Одиссей скоро вернется со своего плавания. Пенелопа не поверила старику, но все же приказала одной из служанок омыть ему ноги и уложить на ночлег.

В процессе, служанка находит старый Одиссеев шрам на колене и узнает секрет, но тот велит хранить ей молчание. На следующий день, Пенелопа, следуя советам Телемахаи Эвмея, говорит, что выйдет замуж за того из женихов, кто сможет натянуть тетиву лука Одиссея, а потом сможет попасть из него в 12 колец.

Ни одному из женихов не удалось даже натянуть тетивы, когда принять участие решил сам Одиссей, в облике нищего. Несмотря на жестокие оскорбления и издевательства, он с легкостью натянул тетиву собственного лука и с его помощью, а также при содействии Телемаха, он перестрелял всех женихов, а самых развратных и непослушных служанок – заставил отмыть зал от крови, после чего повесил.

Судьба героя

После этого случая народ Одиссея взбунтовался, т.к. некоторые «женихи» занимали достаточно высокое положение в обществе. Одиссей с Телемахом снова собрались вступить в схватку, однако бой остановила Афина. Судьбу Одиссея решил царь соседнего Эпира. Согласно его решению, Одиссей должен был на 10 лет отправиться в изгнание, а родственники убитых должны были возместить ущерб царскому дому.

Во время изгнания Одиссею удалось выпросить прощение у Посейдона, о чем он узнал в Аиде. Также он получил предсказание, согласно которому, он должен был умереть от руки собственного сына, поэтому по возвращению в Итаку, он сослал Телемаха в изгнание.

Смерть Одиссея

Однако не знал Одиссей, что у него есть еще один сын – Телегон, рожденный Киркой. Наслушавшись рассказов об отце, Телегон отправился на его поиски. Прибыв на Итаку, он спутал ее с Керкирой. Телегон не узнал Одиссея и убил его. Легенда гласит, что Одиссей был несказанно рад, что убил его не Телемах.

Впоследствии Телегон увез его тело на остров Кирки, а сам женился на Пенелопе, тогда как Телемах женился на Кирке и 2 рода Одиссея наконец-таки примирились.

Вот такая вот удивительная и долгая история о человеке, которому волею судеб пришлось сражаться в чужой войне, а после – долгие годы искать дорогу домой, проходя через множество испытаний. Не зря и поныне долгую дорогу называют Одиссеей.

Часто задаваемые вопросы

Почему Одиссей остался на острове циклопов?

Почему Одиссея называли хитроумным?

Как Одиссей уговорил Ахилла выступить в Троянской войне?

ОДИССЕЯ: ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЯ | Петербургский театральный журнал (Официальный сайт)

«Сектор Газа».
Театр «ЦЕХЪ» и Экспериментальная сцена Театра-фестиваля «Балтийский дом».
Режиссер Анатолий Праудин, художник Игорь Каневский.

«…покинув
Царский свой дом и весло корабельное взявши…
…В землю весло водрузи — ты окончил свое роковое,
Долгое странствие», —
читает из гомеровской «Одиссеи» актер Виктор Бугаков. Снова читает. И снова повторяет — все быстрее и быстрее. Но не интонирует точку.

Так зачинается «Сектор Газа», финальная часть документальной трилогии «Одиссея» Анатолия Праудина.

Сцена из спектакля «Сектор Газа».
Фото — архив театра.

Это Одиссеево роковое долгое странствие открылось четыре года назад в Петербурге на сцене театра «ЦЕХЪ» (который тогда еще жил на Конюшенной площади) спектаклем «Донецк. 2-я Площадка». Следующая — центральная — часть трилогии по гомеровской «Одиссее» год назад была осуществлена, стоит полагать, программно вдали от «родины» — в Самарском театре юного зрителя (СамАрт). И вот в последней части, «Секторе Газа» — возвращение в «ЦЕХЪ». Но ирония жизни хороша, и дело свое сделала хорошо: с Конюшенной площади театр переехал на Чкаловский проспект. Одиссей вернулся домой, но дом, как минимум, не тот, что прежде. А может быть, никакой и не дом. Думается, этим «подражанием» Аристотель вполне бы восхитился.

Поразительно, правда, что искусство и художник до сих пор очень хорошо помнят про это «подражание», а жизнь — вот так искусно сама себя творит. В такие «творения» Праудин верит больше всего, верит очень давно, и всегда «первой реальностью» себя поверяет — и как человека, и как художника. И работает всегда «от жизни» — на ощупь и на зуб. Даже если в итоге — символ или, как в случае с Одиссеем, мифологема.

Эту документальную трилогию, этот «театрально-исследовательский проект» (точно помнится: когда мы ждали начала «Донецка», Праудин и вовсе отказался от любой приставки «театр») режиссер тоже поверил. Ради задуманного исследования темы «человек и война» он вместе с художником и актерами отправился в «настоящую жизнь»: в Донецк на 2-ю Площадку, в мореплавание по Северной Атлантике и вот, наконец, в израильское сельскохозяйственное поселение (по-тамошнему — кибуц) Нир-Ицхак, которое находится в нескольких километрах от сектора Газа.

Но жизнь вильнула своим хвостом, и не зря Праудин ей доверялся: Нир-Ицхак — не сектор Газа. Потом из спектакля мы узнаем, что по Нир-Ицхаку не стреляют. Виктор, главный герой последней части, пояснит: есть теория, что солдаты «кривожопые» (как и военные, стреляющие по 2-й Площадке в первой части трилогии). Но на самом деле, не падают бомбы — и всё тут. «Потому что потому», — смеясь, закончит Виктор. Потому что место такое — почти что райское. Жизнь вильнула, и Праудин расслышал «Одиссею». Не «Илиаду», хотя задуманное «человек и война» — прямо в ту сторону. Про кошмарный катастрофический результат. Но жизнь подсказала, видно, не результат, а «бытийность»: то, что «эпично» и, по сути, не имеет времени — циклическая повторяемость истории. Война — всегда. И «человек на войне» — даже тот, который победил или вовсе не участвовал в сражениях, — тоже всегда. Не выйти и не уйти.

Сцена из спектакля «Донецк. 2-я Площадка».
Фото — архив театра.

И тогда, конечно, «Одиссея». Не про катастрофический результат. А про неизбывный поиск.

Жека (Иван Решетняк), герой первой части, оказался на передовой, на 2-й Площадке. Не по своей воле — так сложилась судьба. Не воевал и оружия в руки не брал. Рассказывал только, как спустился в подвал, вернулся, а на оставленном месте — осколок от снаряда.

Убило бы наверняка. Но не убило. А Жека — Жека просто варил борщ и хотел домой, в Херсон.

И пока он варил борщ, безмолвный художник Игорь Каневский, которому досталась в спектакле роль кота Персика, рисовал на черных холстах такой же ржавой, как борщ Жеки, краской. Рисовал людей и животных, мертвых и полуживых — всех, о ком Жека рассказывал. Всех, за кого этот Жека просил в своей пьяной молитве у неведомых — спасти и пригреть на этом свете или на том. Неведомые «боги» не появлялись, не откликались и не спасали.

И война не переставала. Тогда Жека снова продолжал варить борщ. Потом выпил водки. А потом взял в руки гитару. Пел под эту гитару, от которой, дай Бог, три струны и осталось, песню Ани Лорак про «Оранжевые сны».

И тогда получалось: война — даже там, где осколок, и человек на войне — даже тот, который варит борщ. Но есть Художник. Совсем не «поэтичный» (какая уж тут поэзия и красота среди проволок и борща!), буквально — в звериной шкуре, но все-таки — Художник.

А Жека — он был сопоставлен не с войной и не с «кровью» — и, как следствие, не был потерян. В этом «сопоставлении» ржавого борща и «Оранжевых снов» с ржавыми оранжевыми «фресками» — надежда и оптимизм. Война не перестанет, но от нее и от жизни можно оттолкнуться — в «художественное».

Праудин оттолкнулся, «завязал» и «убежал» — в миф.

Вторая часть трилогии — по гомеровской «Одиссее» — поиск кульминации в дистанции от «жизни».

Боги, наконец, появились. Даже обрели человеческий лик и даже соизволили спуститься с Олимпа. Но оказались клоунами в париках. А Художник Игорь Каневский, существовавший с Жекой в одном пространстве в «Донецке», для Одиссея исчез. Забыл человека? Разлюбил? Отвернулся? Но человек Художника все-таки помнил, всегда — как бы оглядывался, искал «совпадения»: сцена задавала не только вертикаль «Одиссей — Олимп», но и обнаруживала еще одну «надстройку» — на верхнем ярусе металлической конструкции с гитарой перед микшером, словно отстранившись от происходящего, сидел музыкант Кук (Владимир Елизаров, группа «Контора Кука») — Художник, который никогда не спускался и никогда не поднимался.

Сцена из спектакля «Одиссея».
Фото — архив театра.

И тогда Одиссей (Алексей Елхимов) взял в руки гитару. Пел непотребные песни, но все-таки — песни. И выяснилось, что в жизни снова — никакой поэзии и красоты, только война, но потому-то люди волей-неволей и примеряют на себя роли «кого-то другого» — и не роли сумасшедших «здешних» богов, а роли «нездешних» художников. Тоска по герою — тоска по героическому, но «события» в этой жизни все равно не обнаруживалось.

И война не переставала — так было уготовано Судьбой. И боги Одиссея домой не возвращали — они ведь и есть Судьба (клоунская — и ладно), которая уготовила войну и невозвращение. И кульминацию искать бесполезно.

Одиссею стало понятно и очевидно: с жизнью, богами-клоунами и войной бороться бессмысленно. Потому что война не перестанет, пока есть он, Одиссей: «сообщающиеся сосуды». И тогда единственное, что придумал герой — «выколоть глаза» наоборот: отказать миру в себе. Назваться «Никем» на острове циклопов. Существо человека ведь принято определять по свободе выбора, где свобода — категория очень относительная и противоречивая. Но для Одиссея и его Судьбы это была единственная возможность: стать Никем — хоть и самый парадоксальный выбор, и самая относительная свобода, но все-таки — выбор, и все-таки — свобода.

А дальше — развязка, «Сектор Газа». «Никто» возвращается «в мир». Попытка «примирения». И попытка начать все с начала. Буквально — с Рая.

Когда-то Жека просил забрать себя в «оранжевые сны», и вот теперь в кибуце Нир-Ицхак — жарко. И беспокоиться теперь, действительно, ни о чем не надо — потому что место райское, и бомбы сюда не падают. И что такое Одиссеев «дом» теперь, кажется, все равно. Главный герой «Сектора Газа» Виктор (Виктор Бугаков) три года назад приехал в кибуц добровольцем — и остался. Потому что хорошо.

И даже ничего, что в клетке.

Клетка три метра высотой и похожа на большой загон для зверей. Или на крошечное баскетбольное поле. Отсюда не выйти и сюда никому не зайти. Если биться — то только в одиночку и с самим собой. Но биться, впрочем, все-таки не нужно. Потому что это Нир-Ицхак. Потому что это рядом с сектором Газа, но все-таки бомбы сюда не падают.

Сцена из спектакля «Сектор Газа».

Фото — архив театра.

Переносить из одной части этой клетки в другую старые покрышки. Утро, и пока заканчивается где-то далеко обстрел — умыться, надеть носки и кроссовки. Расстелить оранжевый брезент. Собрать сено. Потом снова умыться — жарко. Посмотреть на зрителя — передохнуть. И снова покрышки.

Включить над головой крошечный компьютерный экран: отблеск чистого голубого неба и райская музыка. Вдохнуть горячего воздуха, немножко как бы потанцевать и глоток холодной воды. Пока где-то далеко заканчивается обстрел.

А потом — покрышки.

Так уже три года и, кажется, так есть и будет теперь всегда.

Но Виктору беспокоиться нечего и не о чем, потому что — райское место.

Иногда в компьютерном экране над головой вместо неба появляется «бог» Илан. Который не мешает, которому не надо сопротивляться и противостоять. Который с американским задором и оптимизмом только подсказывает: «Do you know what love is? Real love? True love?» Все в порядке, потому что «Бог есть любовь». И Виктор, конечно, любит Илана, а Илан, наверное, любит Виктора. Иногда, правда, Виктор не понимает, что Илан ему говорит и что просит, но все-таки — продолжает любить.

В этом Раю, конечно, не без «Евы». У Виктора есть жена — которая совсем не на Итаке, к которой не нужно искать возвращения и за которую не нужно бороться: она здесь, недалеко от кибуца, и герой каждый день, пока на работе, общается с ней по скайпу. Есть даже настойчивое предположение, что Виктор любит свою жену, а жена любит Виктора. Не без трудностей, конечно, — потому что жене нужен новый пылесос, на который сейчас нет денег. Но это нестрашно — потому что не война.

И вот, казалось бы, есть проблеск. Надежда — хотя бы и в компьютерном экране — «бог есть любовь». Надежда, что войну можно не видеть, не замечать: вдруг и она тебя не увидит и не заметит? Но она увидит.

И выяснится, что в нескольких километрах, за пределами клетки — война. И «человек на войне», даже тот, который «за Рай», — виновный. Потому что спрятался в клетке. Потому что назвался Никем и отказался противостоять. И это Судьба: что ни делай и сколько в Рай ни убегай — война не перестанет и разрешения не будет.

Сцена из спектакля «Сектор Газа».
Фото — архив театра.

И тогда Праудин смыкает и схлопывает все в развязке. Прошлое и жизнь — бьют эхом.

Те «фрески», что Каневский рисовал в «Донецке», здесь, в «Секторе Газа», стоят по бокам сцены за пределами клетки. Певица Ани Лорак, которую очень любил Жека, тоже есть: на старом холодильнике висят ее плакаты — как было на 2-й Площадке. Виктор тоже, кстати, любит Ани Лорак и знает любимую Жекину песню про оранжевые сны не понаслышке — потому что буквально в этих оранжевых Жекиных снах, в этом потерянном Раю, и находится.

И вот Виктор Бугаков 20 минут сценического времени переносит покрышки, обломки, строительный мусор и разбитую посуду из одной части клетки в другую. Переносит очень аккуратно и осторожно. Потом что-то приколачивает и сверлит. А потом открывает железное решетчатое окно и вешает туда эти покрышки. «Это что, — спрашивает голос за сценой, — кот какой-то?» А Виктор смеется: «Это лемур!» И снова смеется: «Да, это лемур! Не похоже?» «Да, кажется, похоже», — смеется голос за сценой. И правда — похоже. Виктор результатом очень доволен. Настоящий кибуц!

Лапы у этого лемура из пустых корпусов от гранаты, хвост мягкий и рыжий — был когда-то оторван, видно, от настоящей игрушки. Из оставшихся обломков герой потом смастерит козлика, павлина, корову, черепаху и страуса. И результатом снова будет очень доволен. Теперь это — единственное возможное «художественное».

Но мир схлопнулся — идеальная драматическая композиция с завязкой, кульминацией и развязкой: Виктор собирает зверей, но и сам он теперь — зверь в клетке. Оглядываться больше не на кого и оправдания больше нет. Потому что там, где человек «Никто» — художник бессилен. Остается только окончательно срастись с жизнью и в ней раствориться.

Голос за сценой, который разговаривает с Виктором, — это Жека из «Донецка». В Нир-Ицхак он приехал для того, чтобы перебраться в Турцию, а через Турцию — домой в Херсон. Но ирония Судьбы — в «Секторе Газа» Жека оказался буквально Никем, потерял человеческий лик. Только «голос за сценой». Снова — растворение. И вот еще ирония Судьбы и еще одна идеальная «развязка» — на место Жеки, варившего борщ, пришел Виктор, собирающий зверей. Ничего не изменилось. И война не перестала. Виктор не «за войну», как и Жека, причем в клетке и в Раю войны как будто бы и нет. Но пока есть Виктор, пока есть человек, война все равно не перестанет.

Сцена из спектакля «Сектор Газа».
Фото — архив театра.

И проблеска не будет, потому что человек поймет и осознает вдруг, что не может больше любить такой Рай.

Зажигаются одновременно два экрана: Илан с таким же бескомпромиссным оптимизмом требует прохлады и воды для животных, а жена, по-русски настойчиво, то есть, не стесняясь в выражениях и не подбирая под этот Рай слова, требует все тот же пылесос. Виктор разрывается, и все смешивается — божественный промысел, любовь, пылесос… Виктор пробует танцевать, хотя бы поймать баланс — как в начале. Но не может.

И тогда выясняется, что Виктор устал любить.

По закону жанра — что же делать, если уж Судьба, — появляются яблоко и змея. Все, на что Виктор по закону этого жанра может и даже обязан, по-хорошему говоря, рассчитывать. Но и змея устала с таким человеком — перегрелась на жаре, и кормить ее яблоком, чтобы она ожила и состоялось «противостояние», теперь бессмысленно. Герою яблоко тоже не поможет — ну, право, какое яблоко, когда и Жека пробовал сбежать, и Одиссей назваться Никем…

Остается водка, которую, к слову, Жека теперь по здоровью уже не пьет. А Виктор пьет. И снова пьет. И еще. И все, что было с любовью построено и Судьбой преподнесено, — Виктор рушит: барашек, страус, черепаха, лемур и корова — снова строительный мусор.

Потому что Виктор устал любить такой Рай.

«Газа хочет водки?» — между смехом и отчаянием кричит Виктор. Но Газа не отвечает. «Газа, за твое здоровье!» — тоже между смехом и отчаянием. Но Газа снова не отвечает.

Тогда Виктор покидает клетку.

Бег на месте — мчится навстречу сектору Газа.

Сцена из спектакля «Сектор Газа».
Фото — архив театра.

Сегодня принято считать, что история закончилась: после тотальной войны XX века — кульминации человеческой истории — немыслимо думать, что может быть какое-то продолжение. Только развязка, сложноустроенная. Но Праудин говорит: нет, война не закончилась и не закончится никогда. И история потому не закончится. И развязки никогда не будет. Иногда, случается, к человеку спускаются Художники, и появляется надежда вернуться, оттолкнуться, сбежать, придумать другой мир и другую историю. А иногда не спускаются, и надежда исчезает. И все начинается сначала: на место Жеки и Одиссея приходит Виктор, который тоже пытается сбежать и сказать «нет». И снова, и снова…

«…ты окончил свое роковое долгое странствие», — как и в начале спектакля зачитывает вышедший не только из клетки, но и из роли Виктор Бугаков. Этот выход, или, быть может, все-таки остранение, — по понятным причинам: завершать и «разрешать» герою такого художественного мира как будто и нечего. И найти итог трагедийному противостоянию Человека и Судьбы, а по-праудински «человека и войны», каким-то программным решением не получается.

Окончилось ли для Одиссея это странствие — на это сможет ответить только первая реальность. На художественной территории Праудин сделал все, что мог. Интонировал точку. Сказал «нет». И это, наверное, единственное, что сегодня может сделать человек — сказать чему-то «нет». Судьбе. Или клетке, в которую нас всех посадили. И Праудин как художник говорит. И дает художественный прогноз тому, что может быть дальше. Но одергивает себя — Одиссей перестанет воевать только тогда, когда найдет землю, где моря не знают.

Есть ли такая земля? Нет. Зато настойчиво обнажается главное — важен не результат, а поиск, то есть «Одиссея». Не ответ, которого, скорее всего, теперь не будет никогда, а поиск путей для ответа, которые, вероятно, приведут к чему-то совершенно иному. Это — абсолютный модернизм и XX век — что ж, Судьба «по наследству». Но для Праудина в этом модернистском поиске — первая и единственная ценность: потенция будущего, как ни фиглярствуй, все-таки в прошлом. Чем основательнее оно структурируется, тем надежнее «сегодня» и реальнее «завтра». На этой территории Праудин очень содержателен. А содержание — оно же тихое.

Сцена из спектакля «Сектор Газа».
Фото — архив театра.

Полный текст Одиссеи — Книга I

Совет богов
Визит Афины на Итаку
Вызов Телемаха женихам

Расскажи мне, о муза, об этом изобретательном герое, который путешествовал повсюду после того, как разграбил знаменитый город Трою. Он посетил много городов и многих народов, с нравами и обычаями которых он был знаком; кроме того, он много страдал на море, пытаясь спасти свою жизнь и благополучно доставить своих людей домой; но что бы он ни делал, он не мог спасти своих людей, потому что они погибли по собственной глупости, поедая скот бога-солнца Аполлона; поэтому бог не позволил им когда-либо добраться до дома. Расскажи и мне обо всем этом, о дочь Зевса, из какого бы источника ты ни узнала.

Итак, все, кто избежал смерти в бою или кораблекрушения, благополучно вернулись домой, кроме Одиссея, и он, хотя и жаждал вернуться к своей жене и стране, был задержан богиней Калипсо, которая завела его в большую пещеру и хотела выйти за него замуж. Но шли годы, и настало время, когда боги решили, что он должен вернуться на Итаку; однако даже тогда, когда он был среди своих, беды его еще не кончились; тем не менее все боги теперь стали жалеть его, кроме Посейдона, который все еще не переставая преследовал его и не пускал домой.

Теперь Посейдон ушел к эфиопам, которые находятся на краю света и лежат на двух половинках, одна смотрит на запад, а другая на восток. Он отправился туда, чтобы принять гекатомбу овец и волов, и наслаждался своим праздником; но другие боги встретились в доме Зевса Олимпийского, и первым заговорил отец богов и людей. В этот момент он думал об Эгисфе, убитом сыном Агамемнона Орестом; поэтому он сказал другим богам:

«Посмотрите теперь, как люди обвиняют нас, богов, в том, что, в конце концов, не что иное, как их собственная глупость. Посмотрите на Эгисфа; он должен был заняться любовью с женой Агамемнона неправедно, а затем убить Агамемнона, хотя он знал, что это будет его смертью; ибо я послал Гермеса предупредить его, чтобы он не делал ни того, ни другого, поскольку Орест обязательно отомстит, когда вырастет и захочет вернуться домой. Гермес сказал ему это по доброй воле, но он не стал слушать, и теперь он заплатил за все сполна.

Тогда Афина сказала: «Отец, сын Кроноса, царь царей, это послужило праву Эгисфу, как и любому другому, кто поступил бы так, как он; но Эгисфа нет ни здесь, ни там; об Одиссее сердце мое обливается кровью, когда я думаю о его страданиях на этом одиноком острове, опоясанном морем, далеком, бедняге, от всех его друзей. Это остров, покрытый лесом, в самой середине моря, и там живет богиня, дочь чародея Атласа, которая заботится о дне океана и носит великие колонны, разделяющие небо и землю. Эта дочь Атласа завладела бедным несчастным Одиссеем и всякими уговорами старается заставить его забыть свой дом, так что он устал от жизни и думает только о том, как бы ему еще раз увидеть дым своей жизни. собственные дымоходы. Вы, сэр, не обращаете на это внимания, а между тем, когда Одиссей был пред Троей, разве он не умилостивлял вас многими всесожжениями? Почему же ты продолжаешь так злиться на него?

И Зевс сказал: «Дитя мое, о чем ты говоришь? Как могу я забыть Одиссея, у которого нет на земле человека более способного и более щедрого в своих приношениях бессмертным богам, живущим на небесах? Имейте в виду, однако, что Посейдон все еще в ярости на Одиссея за то, что он ослепил глаз Полифема, царя циклопов. Полифем — сын Посейдона от нимфы Тусы, дочери морского царя Форкия; поэтому, хотя он не убьет Одиссея сразу, он мучает его, не давая ему вернуться домой. Тем не менее, давайте вместе сложим головы и посмотрим, как мы можем помочь ему вернуться; Тогда Посейдон будет умиротворен, потому что, если мы все в своем уме, он вряд ли сможет противостоять нам».

И сказала Афина: «Отец, сын Кроноса, царь царей, если боги теперь хотят, чтобы Одиссей вернулся домой, мы должны сначала послать Гермеса на Огигийский остров, чтобы сказать Калипсо, что мы приняли решение и что он должен вернуться. Тем временем я поеду на Итаку, чтобы поддержать сына Одиссея Телемаха; Я осмелю его созвать ахейцев на собрание и заговорить с женихами матери его Пенелопы, упорно съедающими сколько угодно его овец и быков; Я также провожу его в Спарту и в Пилос, чтобы узнать, может ли он услышать что-нибудь о возвращении своего дорогого отца, потому что это заставит людей говорить о нем хорошо».

Сказав так, она обула свои блестящие золотые сандалии, нетленные, с которыми она может летать, как ветер, над сушей или над морем; она схватила грозное бронзовое копье, такое крепкое, прочное и сильное, которым она подавляет ряды героев, недовольных ею, и устремилась вниз с высочайших вершин Олимпа, после чего тотчас же оказалась на Итаке, у ворот Дом Одиссея, переодетый гостем, Мэнтес, вождь тафийцев, и она держала в руке бронзовое копье. Там она нашла знатных женихов, сидящих на шкурах убитых и съеденных быков и играющих в азартные игры перед домом. Слуги и пажи суетились, чтобы прислуживать им: кто-то смешивал вино с водой в мисках для смешивания, кто-то вытирал со столов мокрыми губками и снова накрывал их, а кто-то резал огромное количество мяса.

Телемах увидел ее задолго до того, как кто-либо другой. Он сидел угрюмый среди женихов и думал о своем храбром отце и о том, как он вышвырнет их из дома, если снова придет к своим и будет удостоен чести, как в былые дни. Так размышляя, сидя среди них, он увидел Афину и пошел прямо к воротам, потому что ему было досадно, что чужеземцу приходится ждать, пока его впустят. Он взял ее правую руку в свою и велел отдать ему свое копье. «Добро пожаловать, — сказал он, — в наш дом, и когда поешьте, скажите нам, зачем пришли».

Говоря это, он шел впереди, а Афина следовала за ним. Когда они были внутри, он взял ее копье и поставил его на подставку для копья у прочного опорного столба вместе со многими другими копьями своего несчастного отца, и он провел ее к богато украшенному трону, под который бросил дамасскую ткань. . Была у нее и скамеечка для ног, и он поставил рядом с нею другое сиденье для себя, подальше от женихов, чтобы она во время еды не раздражалась их шумом и дерзостью и чтобы он мог более свободно расспрашивать ее об отце.

Затем служанка принесла им воды в красивом золотом кувшине и налила ее в серебряный таз, чтобы они вымыли руки, и придвинула к ним чистый стол. Верхний слуга принес им хлеб и предложил им много хороших вещей из того, что было в доме, резчик принес им тарелки со всяким мясом и поставил рядом с ними золотые кубки, а слуга принес им вино и разлил его. для них.

Затем вошли женихи и заняли свои места на скамейках и сиденьях. Слуги тотчас поливали себе руки водой, служанки ходили с корзинами для хлеба, пажи наполняли миски вином и водой и возлагали руки на лежавшие перед ними блага. Как только они наелись и напились, им захотелось музыки и танцев, которые являются венчающими украшениями пира, поэтому слуга принес Фемию лиру, которую они волей-неволей заставили спеть им. Как только он коснулся своей лиры и начал петь, Телемах тихо заговорил с Афиной, приблизив свою голову к ее голове, чтобы никто не мог услышать.

— Надеюсь, сэр, — сказал он, — что вы не обидитесь тем, что я скажу. Пение обходится дешево тому, кто не платит за него, и все это делается за счет того, чьи кости гниют в какой-нибудь глуши или растираются в порошок прибоем. Если бы эти люди увидели, как мой отец возвращается на Итаку, они бы молили о более длинных ногах, чем о более длинном кошельке, потому что деньги им не пригодились; но он, увы, постигла дурная участь, и даже когда люди иногда говорят, что он идет, мы уже не слушаем их; мы больше никогда его не увидим. А теперь, сударь, скажите мне и скажите правду, кто вы и откуда. Расскажи мне о своем городе и родителях, на каком корабле ты прибыл, как твоя команда доставила тебя на Итаку и к какому народу они себя относят, ибо ты не мог приплыть по суше. Скажи мне также правду, потому что я хочу знать, пришел ли ты в этот дом или был здесь во времена моего отца? В прежние времена у нас было много посетителей, потому что мой отец много ходил сам».

И Афина ответила: «Я расскажу тебе правду и в частности все об этом. Я Ментес, сын Анхиала, и я царь тафианцев. Я прибыл сюда со своим кораблем и командой, направляясь в Темесу к людям, говорящим на иностранном языке, с грузом железа, и я привезу обратно медь. Что касается моего корабля, то он лежит вон там, за пределами города, в гавани Рейтрона, под лесистой горой Неритум. Наши отцы были друзьями до нас, как скажет вам старый Лаэрт, если вы пойдете и спросите его. Говорят, однако, что теперь он никогда не бывает в городе и живет один в деревне, бедствуя, со старухой, которая присматривает за ним и готовит ему обед, когда он приходит, уставший от возни в своем винограднике. Мне сказали, что твой отец снова дома, поэтому я и пришел, но, кажется, боги все еще удерживают его, потому что он еще жив и не на материке. Вероятнее всего, он находится на каком-нибудь опоясанном морем острове посреди океана или в плену у дикарей, удерживающих его против его воли. Я не пророк и очень мало знаю о приметах, но я говорю так, как будто они приходят ко мне с небес, и уверяю вас, что он не будет отсутствовать долго; ибо он человек такой находчивый, что даже если бы он был в железных цепях, он нашел бы какой-нибудь способ вернуться домой. Но скажи мне, и скажи мне правду, может ли Одиссей иметь в сыновьях такого красивого парня? Ты действительно удивительно похож на него головой и глазами, потому что мы были близкими друзьями до того, как он отплыл в Трою, куда также отправился цвет всех аргивян. С тех пор мы никогда друг друга не видели».

«Моя мать, — ответил Телемах, — говорит мне, что я сын Одиссея, но мудрое дитя знает своего отца. О, если бы я был сыном того, кто состарился в своих поместьях, потому что, раз вы меня спрашиваете, нет более злополучного человека под небом, чем тот, о котором мне говорят, что он мой отец».

И сказала Афина: «Нет опасений, что твой род вымрет, пока у Пенелопы такой прекрасный сын, как ты. Но скажи мне, и скажи мне правду, что означает все это пиршество и кто эти люди? О чем это все? У вас есть какой-нибудь банкет, или в семье свадьба, потому что никто, кажется, не приносит с собой никаких продуктов? А гости — как безобразно себя ведут; какой бунт они устраивают по всему дому; этого достаточно, чтобы вызвать отвращение у любого респектабельного человека, который приблизится к ним».

«Сэр, — сказал Телемах, — что касается вашего вопроса, то, пока мой отец был здесь, все было хорошо и с нами, и с домом, но боги в своем неудовольствии пожелали, чтобы было иначе, и спрятали его куда теснее, чем смертный». человек был когда-либо еще скрыт. Я мог бы лучше перенести это, даже если бы он был мертв, если бы он пал со своими людьми перед Троей или умер в окружении друзей, когда дни его сражений подошли к концу; ибо тогда ахейцы насыпали бы курган над его прахом, и я сам был бы наследником его славы; но теперь штормовые ветры унесли его, мы не знаем куда; он ушел, не оставив за собой и следа, и я не унаследовал ничего, кроме смятения. И дело не заканчивается просто горем по поводу потери моего отца; небо возложило на меня печали иного рода; ибо вожди со всех наших островов, Дулихия, Саме и лесистого острова Закинфа, а также все знатные люди самой Итаки поглощают мой дом под предлогом того, что ухаживают за моей матерью, которая ни в коем случае не скажет прямо что она не выйдет замуж и еще не доведет дела до конца; поэтому они опустошают мое имение, а вскоре сделают то же самое и со мной».

«Это так?» — воскликнула Афина. — Значит, ты действительно хочешь, чтобы Одиссей вернулся домой. Дайте ему его шлем, щит и пару копий, и если он тот человек, каким он был, когда я впервые встретил его в нашем доме, пьющим и веселящимся, то он скоро наложил бы руки на этих негодяев женихов, если бы он стоял еще раз на своем собственном пороге. В то время он шел из Эфиры, где должен был выпросить яд для своих стрел у Илуса, сына Мермеруса. Илус боялся вечных богов и не давал ему, но мой отец позволил ему, потому что он очень любил его. Если Одиссей тот человек, которым он тогда был, то у этих женихов будет короткая расправа и жалкая свадьба.

«Но там! От Неба зависит, должен ли он вернуться и отомстить в своем собственном доме или нет; Я бы, однако, настоятельно рекомендовал вам немедленно попытаться избавиться от этих женихов. Послушайтесь моего совета, созовите завтра утром ахейских богатырей, изложите им свое дело и призовите небо в свидетели. Велите женихам разойтись, каждый в свое место, и если ваша мать задумала снова выйти замуж, пусть она вернется к отцу, который найдет ей мужа и снабдит ее всеми брачными подарками, которые так дороги дочь может ожидать. Что же касается вас, позвольте мне уговорить вас взять лучший корабль, какой только сможете, с командой из двадцати человек и отправиться на поиски вашего отца, который так давно пропал без вести. Кто-то может что-то сказать вам или (и люди часто слышат вещи таким образом) какое-то небесное послание может направить вас. Сначала отправляйтесь в Пилос и спросите Нестора; оттуда отправляйтесь в Спарту и навестите Менелая, ибо он вернулся домой последним из всех ахейцев; если ты узнаешь, что твой отец жив и едет домой, ты можешь смириться с тратой денег, которую эти женихи сделают еще на двенадцать месяцев. Если, с другой стороны, вы услышите о его смерти, немедленно возвращайтесь домой, отпразднуйте его похороны со всей должной пышностью, постройте курган в его память и снова заставьте свою мать выйти замуж. Затем, проделав все это, хорошенько обдумайте в уме, как, честными или нечестными средствами, вы можете убить этих женихов в своем собственном доме. Вы слишком стары, чтобы ссылаться на младенчество; Разве ты не слышал, как люди воспевают Ореста за то, что он убил Эгисфа, убийцу своего отца? Вы хороший, умный парень; тогда покажи свою храбрость и сделай себе имя в истории. Теперь, однако, я должен вернуться на свой корабль и к своей команде, которая будет нетерпелива, если я заставлю их ждать дольше; обдумай это сам и вспомни, что я тебе говорил.

«Сэр, — ответил Телемах, — очень мило с вашей стороны говорить со мной таким образом, как если бы я был вашим родным сыном, и я сделаю все, что вы мне скажете; Я знаю, что вы хотите продолжить свое путешествие, но оставайтесь еще немного, пока вы не примете ванну и не освежитесь. тогда я дам вам подарок, и вы пойдете своей дорогой, радуясь; Я подарю тебе очень красивый и ценный подарок на память, какой дарят друг другу только дорогие друзья.

Афина ответила: «Не пытайся удержать меня, потому что я сейчас же отправлюсь в путь. Что касается любого подарка, который вы можете сделать мне, держите его, пока я не вернусь, и я возьму его с собой домой. Ты дашь мне очень хорошую, а я дам тебе взамен не менее ценную».

С этими словами она улетела, как птица, в воздух, но придала Телемаху храбрости и заставила его больше, чем когда-либо, думать об отце. Он почувствовал перемену, удивился и понял, что незнакомец был богом, поэтому направился прямо туда, где сидели женихи.

Фемий все еще пел, и его слушатели сидели в восхищенном молчании, пока он рассказывал печальную историю о возвращении из Трои и о бедах, которые Афина навлекла на ахейцев. Пенелопа, дочь Икария, услышала его песню из своей комнаты наверху и спустилась по большой лестнице не одна, а в сопровождении двух своих служанок. Дойдя до женихов, она встала у одного из несущих столбов, поддерживавших крышу монастыря, и по обе стороны от нее стояли степенные девушки. Кроме того, она держала покрывало перед своим лицом и горько плакала.

«Фемий, — воскликнула она, — ты знаешь много других подвигов богов и героев, которые любят прославлять поэты. Спой женихам что-нибудь из этого, и пусть молча пьют свое вино, но прекрати этот печальный рассказ, ибо он разбивает мое скорбное сердце и напоминает мне о моем погибшем муже, о котором я скорблю всегда, не переставая и чье имя было велико над вся Эллада и средний Аргос».

«Мать, — ответил Телемах, — пусть бард поет то, что ему вздумается; барды не творят бед, о которых поют; это Зевс, а не они, создает их и насылает на человечество благо или горе по своему усмотрению. Этот парень не хочет ничего плохого, воспевая злополучное возвращение данайцев, ибо народ всегда горячо аплодирует последним песням. Решитесь на это и терпите это; Одиссей — не единственный человек, который так и не вернулся из Трои, но многие другие погибли вместе с ним. Итак, иди в дом и займись своими повседневными делами, своим ткацким станком, своей прялкой и приказами своим слугам; ибо речь — это дело человека, а мое прежде всего, ибо я здесь хозяин».

Она вернулась в дом, удивляясь, и положила слова своего сына в сердце своем. Затем, поднявшись со своими служанками в свою комнату, она оплакивала своего дорогого мужа, пока Афина не пролила сладкий сон на ее глаза. Но женихи шумели во всех крытых монастырях и молили каждого, чтобы он мог быть ее другом в постели.

Тогда Телемах сказал: «Бесстыдники, — воскликнул он, — и наглые женихи, давайте теперь пировать в свое удовольствие, и пусть не будет драки, ибо редко можно услышать человека с таким божественным голосом, как у Фемия; но утром встретьтесь со мной в полном собрании, чтобы я мог дать вам официальное уведомление, чтобы вы ушли и пировали в домах друг друга, сменяясь и сворачивая, за свой счет. Если, с другой стороны, ты решишь наброситься на одного человека, помоги мне небо, но Зевс расплатится с тобой сполна, и когда ты падешь в доме моего отца, не будет человека, который отомстит за тебя».

Услышав его, женихи закусили губы и подивились смелости его речи. Тогда Антиной, сын Евпейта, сказал: «Боги, кажется, дали тебе уроки бахвальства и болтовни; пусть Зевс никогда не позволит тебе быть вождем Итаки, каким был твой отец до тебя».

Телемах ответил: «Антиной, не упрекай меня, но, даст бог, я тоже буду вождем, если смогу. Это худшая судьба, которую ты можешь придумать для меня? Недурно быть вождем, потому что это приносит и богатство, и славу. Тем не менее, теперь, когда Одиссей мертв, на Итаке много великих людей, как старых, так и молодых, и кто-то другой может возглавить их; тем не менее я буду главой в своем собственном доме и буду править теми, кого завоевал для меня Одиссей».

Тогда Евримах, сын Полиба, ответил: «Небу принадлежит решить, кто из нас будет главным, но ты будешь господином в своем собственном доме и в своем имении; никто, пока на Итаке есть мужчина, не будет насиловать вас или грабить вас. А теперь, мой добрый друг, я хочу узнать об этом незнакомце. Из какой страны он родом? Из какой он семьи и где его имение? Принес ли он вам известие о возвращении вашего отца, или он был по своим делам? Он казался состоятельным человеком, но он поспешил уйти так внезапно, что исчез за мгновение до того, как мы успели с ним познакомиться.

«Мой отец умер и ушел, — ответил Телемах, — и даже если до меня дойдет какой-нибудь слух, я больше не верю ему теперь. Моя мать действительно иногда посылает за прорицателем и расспрашивает его, но я не прислушиваюсь к его пророчествам. Что касается незнакомца, то это был Ментес, сын Анхиала, вождь тафийцев, старый друг моего отца. Но в глубине души он знал, что это была богиня.

Затем женихи вернулись к пению и танцам до вечера; но когда ночь опустилась на их удовольствия, они отправились спать каждый в свою обитель. Комната Телемаха находилась высоко в башне, выходившей во внешний двор; сюда, то, он hied, задумчивый и полный мысли. Перед ним шла добрая старуха Эвриклея, дочь Опса, сына Писенора, с парой пылающих факелов. Лаэрт купил ее на свои деньги, когда она была еще совсем юной; он отдал за нее двадцать быков и выказывал ей такое же почтение в своем доме, как и свою замужнюю жену, но не взял ее в свою постель, опасаясь гнева жены. Это она привела Телемаха в его комнату, и она любила его больше, чем любая другая женщина в доме, потому что она кормила его, когда он был младенцем. Он открыл дверь своей спальни и сел на кровать; Сняв с себя рубашку, он отдал ее доброй старухе, которая аккуратно сложила ее и повесила для него на крючок рядом с его кроватью, после чего вышла, заперла дверь серебряным засовом и вытащил болт домой с помощью ремня. А Телемах, лежа накрытый шерстяным руном, всю ночь думал о своем предначертанном путешествии и о совете, который дала ему Афина.

История Одиссеи Гомера для детей | История на ночь

Илиада

В предыдущей истории мы узнали о древнегреческом поэте Гомере и его эпической поэме «Илиада». В «Илиаде » рассказывается история героя Ахиллеса и того, как ему пришлось преодолеть свой гнев, чтобы помочь своему народу победить в Троянской войне. «Одиссея» — совсем другая история, но такая же полная приключений. В нем рассказывается история одного из царей, сражавшихся в Троянской войне. Его звали Одиссей, и история о его приключениях, когда он пытается вернуться домой.

Что такое «Одиссея» Гомера?

Одиссея начинается после войны и далеко от войны и даже далеко от самого Одиссея . Все начинается на Итаке, родном острове Одиссея, где он был королем перед тем, как отправиться на Троянскую войну. Там мы встречаем его сына, Телемаха , который был совсем младенцем, когда Одиссей отправился на битву под Трою, но теперь уже почти вырос. Одиссея не было почти двадцать лет — десять лет на войне и десять лет в попытках вернуться домой. Телемах и его мать, Пенелопа , не знаю пережил он войну или нет. Другие мужчины пришли в дом Одиссея, требуя, чтобы Пенелопа выбрала одного из них в жены. Они ведут себя очень грубо, съедают всю еду в доме, устраивают беспорядок и остаются, даже когда им говорят уйти.

Прослушать аудио

Пенелопа ждет выбора нового мужа, надеясь, что Одиссей скоро вернется домой. Она говорит своим женихам, что должна сплести похоронное одеяло для своего свекра, прежде чем она сможет выбрать нового мужа. Поэтому каждый день она ткет ткань на своем ткацком станке и каждую ночь распутывает ее, так что одеяло никогда не заканчивается.

Ее сын, Телемах, решает выяснить, жив ли еще его отец, и отправляется на поиски. Он узнает от одного из друзей Одиссея, что его отец был заключен в тюрьму богиней по имени Калипсо. Она хотела выйти за него замуж, но Одиссей хотел только вернуться к Пенелопе и Телемаху на Итаку. Наконец, через семь лет другие боги убедили Калипсо отпустить Одиссея.

Одиссей строит плот и покидает остров. Он приземляется на острове под названием Фекия. Царь Фекии добр и предлагает Одиссею еду, подарки и место для ночлега. В свою очередь, Одиссей рассказывает ему историю о многих испытаниях, с которыми он столкнулся, пытаясь вернуться домой, и о том, как вместо этого он оказался один на острове Калипсо. Итак, Одиссей теперь бард, рассказывающий свой собственный эпос в рамках истории Гомера!

После того, как Одиссей и его команда покидают Трою, их корабли быстро сбиваются с курса.

Полифем, Циклоп

Циклоп

Вскоре они попадают в плен к одноглазому гиганту по имени Циклоп. Он планирует съесть их! Но коварный Одиссей придумывает план, как обмануть чудовище по имени Полифем. Сначала Одиссей разговаривает с Полифемом, делая вид, что пытается убедить его отпустить его на волю. Однако Полифем не колеблется и только обещает, что съест Одиссея последним. Пока они разговаривают, циклоп спрашивает у Одиссея, как его зовут. Но вместо того, чтобы назвать ему свое настоящее имя, Одиссей отвечает, что его зовут «Никто».

Это часть настоящего плана Одиссея!

Пока Полифем спит той ночью, Одиссей привязывает каждого из своих людей к нижней части овцы. Затем он берет кол и ослепляет циклопа, вонзая его себе в глаз. Полифем начинает кричать, призывая других циклопов на острове помочь ему. Но когда они подходят ко входу в пещеру и спрашивают, кто его обижает, он отвечает: «Никто!» (воображаемое имя, которое Одиссей дал себе) Другие циклопы уходят, думая, что их друг просто дурачится. Наконец Полифем успокаивается и откатывает камень, закрывающий дверь в пещеру, чтобы его овцы могли уйти пастись. Когда животные уходят, они берут с собой людей, привязанных к их животам.

Посейдон

После побега от циклопов проблемы Одиссея далеки от завершения. Видите ли, Полифем происходил из могущественной семьи: Его отец — морской бог Посейдон. Посейдон был недоволен тем, что Одиссей ослепил его сына. И вы, наверное, можете себе представить, что нехорошо, когда бог моря сердится на вас, когда вы пытаетесь уплыть домой на лодке.

Одиссей обнаруживает, что из-за гнева Посейдона боги больше не будут посылать полезные ветры, чтобы унести его обратно на Итаку. Они блуждают, и все его корабли, кроме одного, тонут в результате катастрофы.

Остров Цирцеи

Наконец, он попадает на остров Цирцеи , дом могущественной ведьмы. Сначала Цирцея превращает людей Одиссея в свиней. Но с некоторой помощью бога Гермеса Одиссей может украсть волшебную палочку Цирцеи. Он говорит, что вернет его, только если она вернет его людей. Цирцея впечатлена Одиссеем и соглашается. Более того, она предлагает ему помочь!

Ведьма Цирцея

Цирцея рассказывает Одиссею о множестве опасностей, с которыми они столкнутся на обратном пути на Итаку, и о том, как он должен справиться с каждой из них. Последнее, о чем Цирцея предупреждает Одиссея, — это Остров Бога Солнца. На этом острове скот Бога Солнца ест траву. Если хотя бы одну корову съест Одиссей или его люди, они будут сурово наказаны. Цирцея говорит ему даже не останавливаться на достигнутом.

Итак, Одиссей и его люди отправились с острова Цирцеи. Сначала они следуют ее совету, преодолевая каждую опасность.

Но после всех этих испытаний и вызовов мужчины разочаровываются и устают. Они настаивают на том, чтобы остановиться на Острове Бога Солнца. Вы, наверное, догадываетесь, что будет дальше. Несмотря на то, что Одиссей умолял их не делать этого, его люди убивают и едят скот на острове. Одиссей сердится на них, но уже слишком поздно. Когда они уплывают с острова, боги посылают шторм, который топит корабль.

Только Одиссей выживает после кораблекрушения. Он цепляется за доски своего разбитого корабля, дрейфуя в течение нескольких дней, пока, наконец, не выходит на берег на острове Калипсо, которая, конечно же, захватывает и держит его в плену.

Это конец истории, которую Одиссей рассказывает своим новым друзьям феецианцам, но, конечно, это не конец эпоса. Он все еще не дома со своей семьей в Итаке. Фекийский царь помогает Одиссею получить новый корабль и вернуться домой, чтобы все исправить.

Одиссея возвращается на Итику

Как только он достигает своего дома Итаки, богиня Афина маскирует Одиссея старым нищим. Он возвращается в свой дом, чтобы посмотреть, что происходит. К этому времени Телемах вернулся домой, и они с Пенелопой хорошо к нему относятся, не понимая, что он на самом деле переодетый Одиссей.

Пока они разговаривают, Пенелопа рассказывает ему все о мужчинах, пытающихся жениться на его жене – какие они грубые, расточительные и эгоистичные. Она говорит, что решила провести конкурс. Двенадцать осей будут установлены в ряд. У каждого топора есть отверстие в лезвии. Пенелопа говорит, что выйдет замуж за человека, который пустит стрелу в отверстие топора. Она знает, что ни один из женихов не справится с этой задачей. Одиссей, все еще переодетый, призывает ее следовать этому плану.

На следующий день каждый жених принимает вызов, натягивая стрелу и пытаясь прострелить все двенадцать топориков. Каждый терпит неудачу. Когда никого не осталось, старый нищий (который является замаскированным Одиссеем) подходит и просит попробовать. Собравшиеся женихи все смеются, но позволяют ему попробовать, уверенные, что он не сможет добиться успеха там, где все они потерпели неудачу. Но они ошибаются: Одиссей натягивает лук и стреляет. Стрела со свистом пронзает все двенадцать наконечников топоров, вонзаясь в стену позади них. Все ошеломлены тем, что этот старый, слабый человек избил всех молодых, сильных женихов.

В этот момент Афина раскрывает истинную личность нищего. Это Одиссей! Пенелопа и Телемах обрадовались тому, что Одиссей не только вернулся домой, но и победил женихов в состязании. Женихи напуганы и понимают, что им нужно убираться отсюда как можно быстрее, зная, что Одиссея не обрадует то, как они обошлись с его семьей и домом.

Заключение

Такие истории, как «Одиссея», рассказывают нам о том, как думали древние греки. Стихотворение предупреждает людей, что они должны относиться к другим с уважением и чтить богов, иначе их ждут ужасные последствия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *