Исторический спартак: описание, содержание, интересные факты и многое другое о фильме

Сериал Спартак: Кровь и песок 1 сезон 1 серия

Спартак: Кровь и песок 1 сезон 1 серия — Красный змей

    2010

    18+

    США

    Боевики

    Драмы

    Мелодрамы

    FullHD

    Рус · Eng

Развернуть трейлер

Бесплатные сериалы

Трейлер

    2010

    18+

    США

    Боевики

    Драмы

    Мелодрамы

    FullHD

    Рус · Eng

Бесплатные сериалы

Фракийские воины решают объединиться с римлянами для защиты от гетов и выступают против них. Перед прощанием Сура, жена главного героя, рассказывает ему о Красном змее, который снился ей этой ночью. С помощью разведки фракийцы узнают, что геты собираются напасть на их оставшуюся без защиты деревню. Римляне отказываются помогать и приказывают выступать на восток против греков, но фракийцы отказываются подчиниться. За это легат приказывает убить их всех. В ходе драки фракийцы оглушают трибуна и убивают всех его людей. Главный герой возвращаются домой, но деревня уже сожжена. Фракиец успел лишь спасти свою жену, но вскоре их ловят римляне.

Рейтинг Иви

Зрелищный

Бесплатные сериалы

Золотая Орда

Рассвет Великой степи

Сваты 7

Рэкетир 2

Саташ (на казахском языке)

Невыполнимое задание

Мата Хари

Рэкетир

Молодой Волкодав

Господа офицеры

Остров ненужных людей

Мировой парень

Стритрейсеры

Непобедимый

Ловушка (2013)

Хозяйка тайги

Джокер. Возмездие

Часовщик

Самый Новый год!

Ёлки-иголки

Домовой

Артек. Большое путешествие

Джесси

Уарн

Майкл

Херст

Энди

Уитфилд

Лиам

МакИнтайр

Ману

Беннетт

Дастин

Клер

Дэниел

Фьюрригал

Ник

Е. Тарабэй

Джон

Ханна

Люси

Лоулесс

Трейлер (английский язык)

1 мин.

Трейлер 2 (английский язык)

1 мин.

Лучшие мелодрамы

Исторические

Сериалы в HD

Захватывающие боевики

Приключенческие боевики

Алексей

все отлично и качественно показывает.

5 мая 2013

c_r_u_e_l

почему какой бы фильм не выбрал, все время показывает мультфильм «непослушный котенок»???????????????????7

15 апреля 2013

ramazanov.magomed1990

Очень интересный фильм поставлю в топ 10-фильмов Гладиаторов 10/10 баллов очень понравился не смотря это начало фильма

3 января 2016

Лина

Качество супер !Спасибо!

14 марта 2016

mirimanov98

Отлчиный сериал, интересный сюжет, да компьютерная графика весьма примитивная, но давайте делать скидку на дату съемки!Качсетво зависит от интернета, хороший интернет-хорошее качество. Если мозг плохо соображает, то сюжет может показаться скучным или примитивным,но он всё же интересен. Да, много такого- чего быть не может,но это же всё делает просмотр не тупой бойней с соплями и крикамии. Это не просто сериал и история которую переврали, это поучение и демонстрация ошибок людей, вполне реальных

14 июня 2015

Константин

Что нужно для КРУТОГО МОДНОГО ЧАСТО западного фильма или Сериала ТРИ Вещи-Две это кровь и мордобой и секас и обнажёнке и сюжет или просто КРУТЫЕ Герои ! Политика нового мира жестокости, секса и славы Ну Первая серия держит,с удивлением узнал что их в сезоне не так много-около 12

9 октября 2015

бред бред бред посмотрите фильм Гладиатор посмотрите фильм Спартак 60 х годов и сравните а то пишите супер отзывы

11 ноября 2022

vvvcniim

01:57, разве арбузы уже тогда выращивали?

7 декабря 2022

dekormebel

качество отстой тормозит ужасно невозможно смотреть

19 июля 2012

Andrey

друзья посоветовали посмотреть этот фильм, вот с 3 попытки пытаюсь досмотреть 1 серию. Пока тухло, сюжет сказочный, графика мультяшная, диалоги примитивные… в общем пока желание смотреть продолжение нет.

2 декабря 2014

sal_sng

ну что за скучища!!! обычная американская бредятина

3 апреля 2014

Макс Долинский

Первый после «Рима»

Разумеется, глядя на очередной новый пеплум-сериал (не знаю, правомерно ли называть так "Спартака"), вспоминается вечный "Рим". В 2005 году HBO создало эталон сериалов об античности, рассказав историю легионеров Луция Ворена и Тита Пулиона

14 июля 2014

uni000

Фильм лживый, но зрелищный.

Фильм с исторической точки зрения совершенно неверен. Спартак был высокий и здоровый. Крикс маленький и коренастый. А Эномай был светловолосым германцем, а не негром. И был таким же рабом, а не учителем гладиаторов. Спартак начав восстание был уже свободны

18 мая 2013

Приложение доступно для скачивания на iOS, Android, SmartTV и приставках

Подключить устройства

Фильм Спартак (США, 1960) – Афиша-Кино

Фильм

Spartacus, США, 1960

О фильме В ролях Отзывы (6)Похожие

Легендарная история о восстании рабов

Легендарная история о восстании рабов под предводительством бесстрашного и могучего гладиатора Спартака.

СтранаСША

ЖанрыБиография, Исторический, Приключение, Мелодрама, Драма

РежиссерыСтэнли Кубрик, Энтони Манн

Продолжительность3 часа 17 минут

Дата выхода6 октября 1960

Возрастное ограничение0+

Актеры

Кирк Дуглас, Лоренс Оливье, Джин Симмонс, Чарлз Лотон, Питер Устинов, Джон Гэвин, Нина Фош, Джон Айрленд, Герберт Лом, Джон Долл,

Самые ожидаемые события

Режиссеры фильма «Спартак»

Стэнли Кубрик

Энтони Манн

Лучшие отзывы о фильме «Спартак»

   6

Князь Процент

321 отзыв, 341 оценка, рейтинг 1580

Эпично

Стоит увидеть

7

Популярная в Союзе экранизация романа Фаста – более достоверного, чем книга Джованьоли (ее в СССР тоже любили), в концовке которой Спартак один сражается с несколькими сотнями римлян. Несмотря на щедрый бюджет, россыпь голливудских звезд и награды, Кубрик воротил нос от ленты.

21 сентября 2021

Юрий Артамонов

256 отзывов, 333 оценки, рейтинг 94

9

Классика исторического кино, да и всего кинематографа.Здесь есть всё:актё-
ры первой величины,величественные виды Рима и Римской империи. Многоплано-
вые батальные, удивительные по своей теплоте лирические сцены, захватываю-
щий сюжет,не всегда подлинно исторический, но это и необязательно.
Придёт время и кто-то отважится снять фильм ближе к исторической канве
тех событий.
Мне кажется изучать и научиться понимать кинематограф нужно именно с
таких лент.

7 мая 2013

M_Thompson

1370 отзывов, 1411 оценка, рейтинг 588

7

Легендарная история легендарного режиссера о легендарной личности, знакомой каждому советскому школьнику очень близко. Его зовут Спартак (Кирк Дуглас), где он родился и вырос – не суть важно, важно то, что он попал в рабство, где постоянно проявлял свой неуправляемый характер, так что вскоре его приметил владелец школы гладиаторов. Кто-то скажет, не поздновато ли взялся учиться боевому делу не так уж юный Спартак, но все равно гладиаторы долго не живут. Да и разве назовешь это жизнью? Кормят помоями, лупят постоянно, да еще и продали девушку-служанку, в которую Спартак влюбился. Слово за слово, вспыхнул мятеж, все охранники перебиты, и взбудораженная толпа гладиаторов хлынула наружу. А там их как будто ждали – пламя полыхнуло жаркое. Народ собирался со всей Италии, дабы встать под знамена великого Спартака. И вот уже Рим не в шутку встревожен, отправляются полководцы, дабы сразиться с поднявшим голову рабом. Впрочем, там плетутся и свои интриги – многим хочется править империей, которая контролируется Сенатом. Один из самых зрелищных фильмов своего времени и до сих пор сохранил свою эпичность, героичность и дух.

Очень любимый в Советском Союзе фильм не только, и не столько, потому, что это – красивый фильм с кучей драк и размахом масштаба целой страны, но и потому, что он буквально насквозь пропитан левыми политическими идеями, которые просачиваются с экрана посредством различных диалогов. Демократы сталкиваются с олигархами и автократами, но каждый из них считает, что свобода рабам – это как-то чересчур на тот момент. Понятное дело, сердце зрителя не на их стороне. Где-то в этом моральном ущемлении должна просматриваться саркастическая реакция на позиции промаккартистски настроенного населения. То есть, совсем то, что нужно в качестве здоровой кинематографической пище советскому человеку, дабы тот убедился в силе социалистического строя и правильности выбранного пути партии. Эти аристократы – похотливые потные извращенцы, в банях друг дружка рассматривают. Тогда как рабы (читай, коммунисты) – умные, красивые, смелые парни от сохи!

Фильм же появился после того, как Кирк Дуглас купил права на экранизацию книги Говарда Фаста, которая так и называлась «Спартак». Причем купил права именно Дуглас, на собственные сбережения. Ему всегда были интересны сильные личности из социально острых историй. Плюс ко всему, он твердо верил в то, что сможет уговорить «United Artists» снять фильм. Правда, в ответ услышал твердое «нет». Дело в том, что в тот момент студия уже подготавливала фильм на эту тематику – «Гладиаторы» Мартина Ритта с Юлом Бриннером в главной роли. Авторы обоих картин попробовали объединить усилия, но не сошлись по многим моментам. Тогда Дуглас попробовал постучаться в другие студии, но все боялись тягаться с «United Artists». Кроме того была еще и проблема в том, что по контракту, при покупке прав на книгу, Фаст становился автором сценария будущего фильма. Он сразу приступил к адаптации книги, и Дуглас сразу понял, что сценарий получается дерьмовый – в нем не было нужного драматического запала, который был в самой книге. Так что Дуглас тайком нанял Далтона Трумбо. Тайком потому, что тот находился в черных списках за «антиамериканскую» деятельность.

Так или иначе, спасителем ситуации стали молодые продюсеры с «Universal Studio». Дело в том, что «Гладиаторы» должны были снимать в Европе, и Дуглас догадался, что они не начнут раньше лета, поэтому, если подсуетиться и снимать в Голливуде, то можно будет выпустить свой фильм раньше «United Artists». Начали набирать состав. В фильм очень просился Тони Кертис, но так как представить его в главной роли было сложно, придумали специального персонажа. Вообще у Дугласа была идея снимать британцев в роли аристократов, и американцев в роли рабов. Любимую женщину Спартака – Варинию – должна играть исключительно зарубежная актриса. А вот кто будет снимать картину – снова начались дрязги. Студия настояла на персоне Энтони Манна, что не нравилось Дугласу, но он смирился. Первые три недели съемки шли вполне спокойно, но когда дошли до сцен в школе гладиаторов, Манн начал терять контроль над фильмом, и за его спиной все время стоял Питер Устинов. Дуглас воспользовался своим правом сменить режиссера.

И только в этот момент на сцене появляется молодой талант, уже заявивший о себе «Путями славы», Стэнли Кубрик, на кандидатуре которого Дуглас настаивал с самого начала и студия, все-таки, согласилась на слегка рискованный шаг. Ибо время шло, зарплаты платились, а фильм не двигался никуда. Кубрик согласился довольно быстро, ибо сидел все это время без дела. Причем он поехал на съемочную площадку, не имея ни малейшего представления, что он будет там снимать. Режиссер за выходные прочитал сценарий и в понедельник был уже готов приступить к работе. Подобная ситуация оказалась своего рода постоянным явлением во время съемок. Трумбо постоянно что-то менял в сценарии, поэтому Кубрик иногда даже не знал, что он будет снимать на следующий день. Кроме того, Кубрик не пользовался авторитетом у более взрослых членов съемочной группы. То есть съемки довольно быстро обернулись разочарованием.

Впрочем, режиссер смог обернуть все себе на пользу. Он научился импровизировать, экспериментировать на сцене, аккуратно управляя настроением и эмоциями актеров, вместо того, чтобы жестко все контролировать и следовать букве сценария. К примеру, он включал музыку или сам напевал, чтобы передать актерам нужное настроение, которое они должны показать зрителю в той или иной сцене. Снимали все на студиях «Universal», несколько натурных сцен были сняты в Долине Смерти. И несколько были сняты на море и в Испании. Уложились в полгода. Монтировали отснятое снова все вместе, что стало поводом для очередной порции ругани. Результат получился не очень хорошим, но Дугласу удалось выпросить дополнительный бюджет на корректировку, и Кубрик отправился снимать дополнительные натурные съемки.

К дате премьеры фильма в обществе уже поползли слухи о том, что это коммунистический фильм, снятый по книге, написанной коммунистом, и сценарию, который создал коммунист (хорошо еще никто не знал, что там снимался еще и актер из «антикоммунистического» «черного списка»). Ситуация накалялась, но выручил Джон Кеннеди, который сходил на фильм в кино и отозвался о работе в положительных интонациях. Конечно, несколько сцен пришлось вырезать из фильма, но вы их обязательно заметите, так как в 1991 году их вставили обратно, однако оригинальный звук был утерян, поэтому озвучивали эти удаленные сцены годы спустя, что сильно заметно.

Несмотря на то, что фильм был одним из наименее «кубриковских», в силу особенностей условий работы режиссера, в нем есть несколько замечательных приемов. Кубрик одинаково здорово снимает масштабную сцену разворачивания римских войск и камерную, клаустрофобную сцену с ожидающими своего выхода гладиаторами. Опять же, несмотря на то, что картина снята в цветной пленке, наследие нуара и любви к экспрессионизму все еще чувствуется – то освещение в ночном лагере Спартака, то падающие тени от решеток. В остальном же, конечно, ради «кубриковских» приемов и фирменных трюков стоит смотреть другие работы.

В принципе, фильм получился действительно легендарный и эпичный, хотя в фильмографии режиссера Кубрика выглядит слегка необычно, при всей его разношерстности стилистики, жанров и тематики. При этом создается впечатление, что сам персонаж Спартака, несмотря на то, что чаще всех появляется на экране – не главное действующее лицо истории. Гораздо интересней наблюдать за интригами сенаторов и политическими убеждениями, стоящих за ними. В фильме вообще очень много сложных персонажей, да и снят он очень качественно. Темп держится на протяжении всей долгой продолжительности картины. История интересная, где нужно сентиментальная, а где нужно – жесткая. Однако очевидно, что сам Кубрик не чувствовал себя в своем кресле, когда работал над этим фильмом.

12 сентября 2014

Никита Юнев

6 отзывов, 6 оценок, рейтинг 5

9

ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ НА http://rassssvet.ru/kino/spartak/

Фильм «Спартак» стал для меня своеобразным открытием. До этого был знаком с личностью Спартака только по книжке Рафаэлло Джованьоли, ) и благодаря, весьма скромным упоминаниям моего школьного учителя по истории России. Открытием стал потому, что сильнейшим образом интересовало творчество Стэнли Кубрика. А именно он и выступал режиссером этой длинной киноленты. Режиссер Стэнли Кубрик хорош тем, что снимает весьма неоднозначные картины по смыслу, а самое главное, не ведется на поводу у всяких людей, вроде тех, что финансируют производство фильмов. Снимает, так как хочет, а не так как сказали — и это важно. К сожалению, со Спартаком так не вышло, но вышло все же неплохо, несмотря на то, что сам Кубрик окрестил сценарий «глупым морализаторством».

Окрестил, но снял. И снял вместе с Кирком Дугласом, который играет Спартака. (Еще бы он играл не Спартака, выступая продюсером фильма.) Более того, Кирк позвал всех своих именитых друзей, на второстепенные роли, от чего фильм, естественно, стал только лучше.

Кирк Дуглас играет Спартака – и это бесподобно. Нет каких-то чудовищных, героических кривляний, вроде тех, что свойственны актерам нашего десятилетия. Он не брызжет слезами и соплями, когда теряет товарищей в бою и даже! ДАЖЕ! Картинно не вопит, устремив свою рабскую глотку, к голубому небу солнечного Неаполя. Моё мнение – это лучший вариант того, как можно изобразить вождя восставших людей – простого, в тоже время сильного, властного, но справедливого.


Естественно вождь, не обошелся без вождихи. Спутницу подобрали, действительного достойную. Ее играет Джин Симмонс. Героиню зовут Вариния.

Вариния и Спартак, внезапно, любят друг друга. И любят не так, как все в их время – по животному, а по-человечески. (У нас, сейчас, через 90 веков – наоборот за редким исключением).

Их любовь, начинается с того, что Спартак отказывается насиловать её, как это полагается в школе гладиаторов, после успешного дня сечи и резкого фитнесса (рубить дешевых, в то время, афро-негров и бегать от стрел). Влюбившийся Спартак, просто, садится рядом на скамейке, не смутившись положения и того, что о нем подумают (это бывает полезно, если вы здравомыслящий человек). Вариния, по привычке оголяется – он отказывается от животных утех. По загоревшимся глазам Спартака, очевидна любовь с первого взгляда. Вариния все понимает, и зачехляет все прелести обратно, кротко улыбаясь, словно несорванный, весенний цветок. Пожар страсти накаляет экран и сердца зрителей! Игра двух актеров бесподобна.

Недурно выступил взбесившийся, зажравшийся Марк Лициний Красс, который, однако, был талантливым полководцем римских легионов и хитрым политиканом. В фильме, он как на ладони (за это я и люблю кинематограф). И все его злостные выходки, по ходу дела, направлены либо на умерщвление и унижение Спартака, либо на услаждение своих амбиций, огромных, как в то время, Рим. Его играет Лоуренс Оливье (Не путать фамилию с салатом, она, кстати, также распространена во Франции, как и наша Иванов.

Там, каждый, уж если не второй, так третий – салат). Выяснилось, что Марк Лициний не дурак до женщин (это важно, так как в то время многие патриции не гнушались молодыми пацанами). И конечно! По воле случая, точнее таланта сценариста, ему приглянулась – Вариния. Но Вариния – не дура 21-ого века – она верна своему Спартаку. И поэтому, когда злобный Красс, отловил бедную возлюбленную Спартака, и стал ее всячески умасливать (буквально мазать маслом), вешать на нее всякое, золотое барахло весом в 25 кило, она взяла и послала его, сказав, что Спартак, не такое хамло и хитрая гадюка. Да и вообще, заявила, что Красс, боится Спартака, на что тот, покраснел, как первоклассница, и убежал в свои покои, прятаться за античный гобелен.

На протяжении всего фильма, не устаешь удивляться, как сняли такое, в то время (1960 год). Грандиозность съемок с массовкой поражает воображение. Все битвы сняты, как-будто в реальности. Громадное количество людей собрали. И в тоже время, на заднем фоне не маячат статисты в кроссовках, с телефонами и лимонадом – все снято четко, и невольно проникаешься духом битвы. Хочется схватить канцелярский нож и бросится в бой за Спартаком и за свободу! Кстати! Тема свободы, четко раскрыта всеми монологами Спартака. Он естественно, постоянно выступал перед рабским народом и те за ним шли. И шли они не только за ним, но и за свободой, которою он олицетворял. Кадр, где римские легионеры грозят восставшим, но плененным рабам, казнью, если они не выдадут из своей толпы Спартака, а те в свою очередь один за другим поднимаются и говорят «Я Спартак!» – достоин всех наград и слез радости и людского счастья. Спартак, кстати, и сам был рад. Что так удачно вышло.

Напоследок скажу одно – смотреть нужно обязательно. Конечно, исторической правоты мало. Имена, да и только. У Джованьоли одно, у Кубрика второе, у Говарда Фаста вообще третье. Но сама история. История человека, отдавшего жизнь, чтобы быть свободным, и сделать свободным остальных – достойна вашего времени на все 100 процентов.

ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ НА http://rassssvet.ru/kino/spartak/

1 мая 2012

Кирилл Муравский

1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0

7

“Спартак” Кубрика — это очень длинное кино, которое, не смотря на обилие в нем сцен сомнительной ценности(в общей сложности, придется примерно час смотреть на то, как люди одетые в разноцветные одеяла скачут на лошадях в разные стороны), мотивирует зрителя продержаться до конца своим масштабом и детальностью. Кубрик снимал по роману Говарда Фаста, который, в стилистических целях, выкинул Историю из окна и немного подправил жизнь самого известного борца за права пролетариата. Для кино такой подход даже лучше: это драма и дополнительные детали только усиливают чувство напряжения и эпичности от всего того, что происходит на экране.

Кирк Дуглас, похожий на универсального солдата Дольфа Лундгрена, освобождает рабов, рубит римлян и крутит роман с Джин Симмонс(Вариния), попутно заключая сделки с турецкими пиратами, произнося мотивирующие речи и становясь врагом Сената номер один. И хотя это история одного человека, здесь все делится на три сюжетные ветки. Первые две — это собственно само восстание, и то какие политические изменения оно вызывает в Риме. А третяя — это личная жизнь Спартака; его отношения с Варинией, которые, кажется, являются одной из главных мотиваций героя. Все три замешаны таким образом, что порядок, в котором они сменяют друг друга на экране практически не меняется, что устанавливает темп(все же довольно медленный) для всей картины. По замыслу режиссера фильм надо смотреть в два подхода: примерно на середине все обрывается синим экраном “intermission”. Это логично, учитывая трехчасовую продожительность происходящего, но при таком медленном течении событий довольно сложно заставить себя вернуться ко второй части. Здесь начинают работать великолепная игра актеров и, как ни странно, тот факт, что события происходящие в Риме являются самым интересным из всех трех сюжетных ответвлений: уже на фоне песонажа Чарльза Лоутона(Гракх) все махания мечом и купания голышом смотрятся, как творчество известного режиссера Н. Михалкова на фоне кино С.Кубрика — смешно. И абсолютно понятно, что они являются необходимыми частями мозаики истории Спартака, просто здесь превосходство одного над другим очевидно до частой потери внимания и постоянного желания промотать всех этих кричащих плохо одетых мужчин к чертовой матери.

22 июня 2010

Все отзывы

Похожие

   5

Клеопатра

1963, Биография

Падение Римской империи

1964, Исторический

Юлий Цезарь

1953, Исторический

Камо грядеши?

1951, Исторический

Величайшая из всех рассказанных историй

1965, Биография

Читайте также

История настоящего гладиатора: NPR

Барри Штраус

Глава 3: Преторы

В 73 г. до н. э., через шестьсот восемьдесят один год после основания города Рима, во времена консульства Лукулла (Марка Теренция, Варрона Лукулла) и Кассия (Гая Кассия Лонгина), республика вела войны по обе стороны Средиземного моря. В Испании Помпей сокрушил римского полководца-ренегата Сертория, одну за другой уничтожая его крепости. В Малой Азии Луций Лициний Лукулл, брат консула, начал вторжение на родину царя Митридата, который то и дело воевал с Римом в течение пятнадцати лет. На Балканах Гай Скрибоний Курион был первым римским полководцем вместе со своим легионом, увидевшим реку Дунай. На Крите Антоний приготовился к отплытию против пиратов, атакующих римские корабли.

Учитывая общую картину, восстание гладиаторов могло показаться незначительным. Капуя уже видела восстание рабов раньше, в 104 г. до н. э., которое было подавлено едва ли достаточным числом войск в одном легионе — четыре тысячи пехотинцев и четыреста всадников, всего 4400 человек — во главе с претором, ведущим римлянином. государственный чиновник. Таким образом, очевидная политика в 73 г. заключалась в том, чтобы послать претора.

В Риме Сенат устанавливает государственную политику. Все сенаторы были очень богатыми людьми и почти все принадлежали к нескольким элитным семьям. Они автоматически становились сенаторами без избрания после того, как занимали высокие государственные посты, и служили пожизненно. Они были олигархией, правившей Римом, за исключением тех случаев, когда им бросал вызов такой полководец, как Марий или Сулла. Когда-то редкие, эти проблемы стали более частыми. Но в 73 г. до н. э. у сенаторов был период власти.

Сенаторы выбрали Гая Клавдия Глабера для отправки против Спартака. В тот год он был одним из восьми преторов, каждому из которых было не менее тридцати девяти лет, и каждый избирался на ежегодный срок. На них возлагали большие надежды, поскольку преторы были вторыми по рангу среди ежегодно избираемых государственных чиновников в Риме; только два консула стояли выше. Кем был Глабер? Мы вряд ли знаем. Он так и не дослужился до консульства, и у него не было известных потомков. Он был плебеем, имевшим, вероятно, самое большее отдаленное родство с более известными членами клана Клавдия. Его безвестность была еще одним признаком того, как мало внимания Рим уделял Спартаку.

Глабер возглавил отряд несколько меньший, чем тот, что был послан против мятежников в 104 г. до н. э.: три тысячи человек вместо 4400 и, насколько нам известно, никакой кавалерии. Но первое восстание возглавил римский гражданин, не кто иной, как рыцарь, тогда как последнее восстание было делом рук варваров и рабов. Очевидно, в 73 римляне чувствовали себя более уверенно, чем в 104.

Новости из Капуи были переварены, проанализированы и классифицированы. Это было, по словам Цезаря, « бунта рабов». Смятение представляло собой внезапную вспышку насилия, требующую экстренного реагирования. Дело было серьезное, а не организованная война ( bellum , на латинице).

Как мы знаем, римляне смотрели на рабов свысока. Их рабская природа, как сказал один современник, делала рабов жестокими, жадными, жестокими и фанатичными, лишая их благородства или щедрости духа. Для рабов мужественное поведение было против природы. Для рабов вести себя как свободные люди было строго для Сатурналий, ежегодного праздника, в котором менялись роли — как однажды с отвращением заметил римский офицер, когда его людям пришлось сражаться с освобожденными рабами.

Во время восстания рабы были неприятностью, но не серьезной проблемой. По крайней мере, так говорили себе римляне, хотя упорное сопротивление сицилийских рабов в двух восстаниях (135–132 и 104–100 гг. до н. э.) должно было научить их иному.

А потом были гладиаторы и их предводитель. Двоемыслие проходит красной нитью через отношение римлян к Спартаку. Страх и презрение, ненависть и восхищение, равнодушие и одержимость — все это было здесь. Для римлян гладиаторов нужно было кормить, тренировать, подбадривать, обожать, глазеть на них, укладывать в постель, хоронить и даже иногда освобождать, но никогда, никогда не обращаться с ними как с равными.

Будучи рабом и фракийским варваром, Спартак был презираем римлянами. Как бывший союзный солдат, он был жалок. С их точки зрения, римляне протянули Спартаку руку цивилизации, допустив его во вспомогательные части своей армии. Затем, то ли из-за плохого поведения, то ли из-за неудачи, он оказался рабом. Он упустил шанс, который дала ему армия (опять же, то есть с римской точки зрения).

Но по своей милости, что касается римлян, они дали Спартаку еще один шанс. Ему дали гладиус — меч.

Для римлян гладиатор был не просто спортсменом или даже воином: он был святым. И он был сексуален. Всякий раз, когда они шли на игры, римляне выходили на дикую сторону. Звери должны были рычать на них в ответ; это сделало лучшее шоу. Но Спартак не просто рычал. Как и многих профессиональных спортсменов, Спартака боялись по той же причине, по которой его обожали: он был опасен. Тем не менее, когда он покидал арену, гладиатор казался почти безобидным, даже если он поднял оружие в восстании.

Если это кажется трудным для понимания, подумайте о Спартаке как о спортсмене, который отверг любовь своих болельщиков. Мы можем простить спортсмена, который плохо себя ведет, но не того, кто презирает нас. Как только Спартак и его семьдесят три товарища покинули свои казармы, они перестали быть гладиаторами, а стали

беглыми гладиаторами. В глазах римлян они уклонялись от борьбы, а потому были моральными прокаженными: трусливыми, изнеженными и дегенеративными. Они опустились от славы арены до позора бандитизма. Спартак мог бы быть гордостью Рима; вместо этого, казалось, он вернулся к тому, с чего начал, к варвару. С точки зрения римлян, его люди были не солдатами, а беглыми рабами 9 .0023 беглый . Неудивительно, что Сенат мало боялся его — поначалу.

Copyright © 2009 Барри Штрауса. Выдержка с разрешения издателя.

Мы все Спартак ❧ Текущие события

Когда дело доходит до возведения памятников, у левых иногда возникает «проблема со статуей». Как политическая философия левачество подчеркивает и возвышает коллектив, тогда как памятники часто воздвигаются отдельным лицам. Есть абстрактные изображения, такие как Рабочий и Колхозница в Москве, на которых изображены два человека с серпом и молотом. Выбор строить памятники архетипам имеет то преимущество, что позволяет избежать возвышения проблемных личностей, чьи статуи должны быть снесены, как только все осознают, кем они были на самом деле. (См., например, статую работорговца Эдварда Колстона в Бристоле, которую протестующие Black Lives Matter снесли и бросили в Бристольскую гавань.

Глазго пришлось демонтировать деревянную статую сэра Джимми Сэвила, когда-то любимого британского телеведущего. который оказался одним из самых плодовитых сексуальных хищников в стране.) Когда устанавливались статуи левых, они часто были частью культа личности (часто установленного изображенным). Нам не нужно больше гигантских голов Маркса и Ленина.

ВЫШЕ: «Христиане! Неужели Спартак разрушит ваши церкви?» (1919) ПРЕДВЫБОРНЫЙ ПЛАКТ ДЛЯ КОНСЕРВАТИВНОЙ БАВАРСКОЙ НАРОДНОЙ ПАРТИИ ГЕРМАНА КЕЙМЕЛЯ / ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗАГОЛОВКА: СОВЕТСКИЙ ПЛАКАТ ДЛЯ СПАРТАКА (1926), ФИЛЬМ О СПАРТАКЕ, СЧИТАЕМОМ УТРАЧЕННЫМ. РЕЖИССЕР МУХСИН ЭРТУРУЛ, СЦЕНАРИЙ УКРАИНСКОГО ПОЭТА-ФУТУРИСТА ГЕО ШКУРУПИЯ, АДАПТАЦИЯ ПО РОМАНУ РАФФАЭЛЛО ДЖОВАНЬОЛИ.

Но если мы хотим определить одного человека, символизирующего борьбу, которую мы хотим увековечить, мы вряд ли сможем найти лучшего, чем Спартак (ок. 111–171 гг. до н. э.), который помог возглавить восстание рабов против Римской республики. Фракийец (Фракия, охватывающая части современной Греции, Турции и Болгарии), Спартак был одновременно героической личностью и представителем масс.

Спартак входит в пантеон левых героев, проигравших свой конкретный бой. В этом отношении он составляет компанию Интернациональным бригадам (которые боролись против фашизма в гражданской войне в Испании и проиграли), Розе Люксембург (которая боролась за демократический социализм и зарождающиеся силы фашизма в Германии и проиграла) и, по-видимому, каждого кандидата, которого ваш покорный слуга поддержал на государственную должность. Как заметил Фрэнсис Эмброуз Ридли в своей работе «Спартак: исследование истории революции» , «имена великих революционеров-освободителей и мучеников человечества, от Спартака до Розы Люксембург, павших первыми в многовековой борьбе за освобождение своих собратьев от ига капитала, будут вечно сиять в веках».

Когда другие пытались разорвать свои цепи, Спартак часто приводился в качестве примера для сравнения. Туссен-Лувертюр, гаитянский революционер, сыгравший важную роль в свержении французского колониального господства, был описан своим другом Этьеном Лаво как «черный Спартак, лидер, объявленный Рейналем, чтобы отомстить за преступления, совершенные против его расы».

Позже Фидель Кастро повторит это сравнение, сказав, что «в то время, когда Наполеон подражал Цезарю, а Франция напоминала Рим, душа Спартака переродилась в Туссенте Лувертюре». (Прекрасная книга Судхира Хазарисингха о Туссенте Лувертюре также называется Черный Спартак .)

В письме Фридриху Энгельсу от 1861 года Карл Маркс назвал Спартака «самым великолепным парнем во всей античной истории. Великий полководец (не Гарибальди), благородный характер, настоящий представитель древнего пролетариата». Таково было положение Спартака в левом воображении, что Роза Люксембург и «Спартаковская лига» Карла Либкнехта, марксистская революционная группа, сформированная в Германии после Первой мировой войны, была названа в честь этого фракийца из древности, а не кого-то более близкого к дому. Читая лекцию «Государство», Ленин хвалил деятельность «Союза спартаковцев» и лирически отзывался о прославленной истории их тезок: «В течение многих лет казавшаяся всемогущей Римская империя, целиком державшаяся на рабстве, испытывала потрясения и удары широкое восстание рабов, которые вооружились и объединились, чтобы сформировать огромную армию под предводительством Спартака».

Борьба Спартака за два тысячелетия до этого была как источником вдохновения, так и кажущимся свидетельством утверждения Маркса и Энгельса в их 1848 г.0023 Коммунистический манифест о том, что «история всего существовавшего до сих пор общества есть история классовой борьбы».

Когда только что образованный Советский Союз забросил свою сеть для героев всей гаммы истории, они приняли Спартака. Хорошо это или плохо (Сталин был фанатом), но Спартак пользовался высокой репутацией. Как показывает книга Алексея Руденко «Создание советского героя: Дело Спартака», фигура Спартака использовалась в СССР по-разному: как революционное вдохновение, как образец спортивного мастерства и как исторический прецедент. для сил социализма. «Спартак» был введен как «социалистическое» мужское имя для младенцев, в результате чего несколько видных советских граждан стали называться Спартаком. В нескольких городах СССР улицы назывались 9.0023 Спартаковская или Спартаковская . В Украине до сих пор есть поселок Спартак и гостиница «Спартак». После того, как СССР отказался от участия в Олимпиаде, он запустил собственные «социалистические спортивные соревнования» под названием Спартакиады.

Возможно, Советы специально использовали Спартака, но его история вызвала более широкий резонанс. Спартак был изображен в кино, на телевидении, в балете и литературе. Каждое изображение основано на поддающихся проверке событиях, но хотя есть и константы — изображения рабов, гладиаторов, мятежников и безупречно очерченные торсы — большинству изображений не удается сохранить революционный пыл настоящего Спартака. Мы могли бы задаться вопросом: помимо развлечения, насколько эти истории полезны для левых? Чему они могут нас научить?


Давайте сначала вернемся к истории реального Спартака. Прежде чем добиться известности как литературный и кинематографический персонаж, Спартак фигурировал в классических историях, таких как Плутарх (писавший около 100 г. н. э.) и Аппиан (писавший около 150 г. н. э.). В разных источниках части истории остаются неизменными: Спартак, сбежав из школы гладиаторов, возглавил восстание рабов, и армия рабов продолжила бродить по Италии, побеждая римские армии, посланные, чтобы замедлить их продвижение (позора, которого было достаточно для римляне, чтобы вернуть децимацию — очаровательную практику, когда каждый десятый солдат выбирался со всего легиона для казни его сверстниками — в качестве наказания для своих солдат). Наконец, повстанческие силы потерпели поражение от рук римского полководца Красса. Говорят, что Спартак погиб в бою, когда сам разыскал Красса. Здесь налицо поразительное противопоставление: богатейшему человеку в Риме (Красс однажды заявил, что «тот не был богат, кто не мог содержать армию из своего имущества») противостоит тот, у кого ничего нет. Легко увидеть, как Спартак стал боготворим.

С течением времени Спартак действительно превратился в скульптуру. Исполнение французского скульптора девятнадцатого века Дени Фойатье изображает Спартака, разрывающего свои цепи, в то время как (в теме, которая станет знакомой) на нем нет ничего, кроме — ну, если не улыбки — строгого выражения. Первоначально созданный для аристократии в 1827 году, с оппортунистической ловкостью рук, Фойатье изменил дату на 29 июля 1830 года для некоторой преднамеренной синергии со Второй французской революцией. Статуя является утверждением свободы и сексуальности, но в остальном мало что говорит.

Разительным контрастом с неподвижным произведением скульптуры является балет Арама Хачатуряна «Спартак» (1956) – буйное изображение беспорядков. Он подчеркивает динамизм революции, сохраняя при этом историю любви. Балет изображает революцию, которая почти постоянно находится в движении и наиболее сильна, когда революционеры синхронизированы и дополняют друг друга в своих действиях. Отношения между Спартаком и его женой Фригией так же неотъемлемы от постановки, как восстание рабов. Возможно, это лучший пример слишком часто упускаемого из виду факта революции: она рождается из многих индивидуальных актов любви, будь то к партнеру, ребенку или другим членам угнетенной группы.

Литературный роман Говарда Фаста « Спартак » (1951) является источником середины 20-го века, из которого, кажется, вытекают последующие изображения Спартака. Это бескомпромиссно революционная — даже марксистско-ленинская — работа, написанная, когда автор находился в заключении за отказ назвать членов Коммунистической партии в Комитете Палаты представителей по расследованию антиамериканской деятельности (HUAC). Фаст изо всех сил старается изобразить революцию с зарождающейся авангардной партией (в данном случае гладиаторами), которая, в свою очередь, ведет массы (состоящие в основном из рабов) против правящего класса и установленного порядка. В итоге:

«Придет время, когда Рим будет разрушен — не одними рабами, а рабами, крепостными, крестьянами и присоединившимися к ним свободными варварами. И пока люди работали, а другие люди брали и использовали плоды тех, кто трудился, имя Спартака будет помнить, иногда шептать, а иногда громко и ясно кричать».

Кристофер Хитченс, патриарх проблемных левых (с одной стороны, он был давним социалистом с похвальным объемом работ по темам, включая Оруэлла и антиимпериализм, но с другой, он имел обыкновение набрасываться на любого который имел безрассудство сомневаться в эффективности войны с террором), был хорошо знаком с работами Говарда Фаста и при обзоре автобиографии автора процитировал Spartacus как один из томов, которые «до сих пор лежат на многих полках и когда-то заставили кровь течь по венам мужчин и женщин, которые теперь являются безопасными, уравновешенными либералами». Здесь Хитченс признает прилив адреналина, который мог вызвать Спартак Фаста, но также и то, как пыл может утихнуть и те, кто когда-то провозгласил революцию, становятся тем, против кого они восстали. (Однако Хитченс не задумывается, может ли он сам принадлежать к этой категории.)

Работа Фаста была адаптирована для фильма Кирка Дугласа « Спартак » (1960), который представляет собой памятник жизни Спартака и является одним из великих эпических произведений «меч и сандалии» золотого века Голливуда. Дуглас был не единственной попыткой передать историю на экран, поскольку конкурирующая голливудская звезда Юл Бриннер пытался в то же время снять фильм на ту же тему, хотя в конце концов он уступил постановке Дугласа. Фильм стал триумфом Дугласа и режиссера Стэнли Кубрика, став самым кассовым фильмом года и получив четыре премии «Оскар». Дуглас Спартак стал культовым, и, поскольку у нас нет портрета настоящего Спартака, сегодня, когда кто-то пытается вызвать в воображении мысленный образ Спартака, трудно не вспомнить Кирка Дугласа.

Дуглас посвятил значительную часть своей автобиографии ( Сын Старьевщика ) созданию Спартак , а в возрасте 95 лет написал целую книгу об опыте под названием Я Спартак!: Создание фильма, выход из черного списка . Дуглас рассказывает о борьбе за права и финансирование, а также о поиске работоспособного сценария. Несмотря на все его несомненное рвение, сценарий Говарда Фаста, по некоторым сведениям, был насыщен лекциями больше, чем действиями. («Боже мой, это было ужасно — шестьдесят страниц безжизненных персонажей, произносящих свинцовые речи», — пишет Дуглас в Я Спартак .)

ВУДИ СТРОУД И КИРК ДУГЛАС В СПАРТАКЕ (1960)

Сценарист-ветеран Далтон Трамбо был призван написать сценарий, достойный эпической постановки. В то время Трамбо был в черном списке Голливуда (один из так называемой «недружественной десятки») как один из тех, кто бросил вызов HUAC, и был заключен в тюрьму и оштрафован за отказ «называть имена» товарищей «красных». Трамбо работал под разными псевдонимами (например, Феликс Лутцкендорф, Роберт Рич) или использовал других писателей в качестве «прикрытия», при этом другой писатель брал на себя роль экрана, пока Трамбо писал сценарий. Хедда Хоппер, голливудский обозреватель, презирающая подозреваемых в коммунистах в киноиндустрии, писала о Spartacus , что «эта история была продана Universal из книги, написанной коммунистом, и сценарий был написан коммунистом». Увы, пригрозив всем нам хорошо провести время, Хоппер заключает: «Так что не ходите на это смотреть».

Дуглас чувствовал врожденную связь с фигурой Спартака из-за собственного еврейского происхождения и идентичности Дугласа. Глядя на исторические египетские постройки, он писал: «Я отождествляю себя с ними. Как сказано в Торе: «Рабами были мы в Египте». Я происхожу из рода рабов. Это была бы моя семья, я». История Спартака способна выйти за пределы расовых и этнических границ, потому что в конечном итоге это история об угнетении людей несправедливой экономической системой. Рабство во всех его формах отвратительно, и те, кто терпит его, либо непосредственно, либо в коллективной памяти, могут относиться к усилиям Спартака покончить с их угнетением и уничтожить своего угнетателя.

Спартак Дугласа поначалу несколько молчалив, но его ораторское мастерство и уверенность растут вместе с его революцией. Хотя его всегда называют непокорным , с самого начала он не является лидером людей. Прорыв из школы гладиаторов — это такое же волнующее изображение неиерархической автономной коллективной динамики группы (также известной как толпа, работающая как одно целое), как и вы увидите приверженность целлулоиду. Любой, кто участвовал в демонстрациях, которые, казалось бы, двигались как единое целое без необходимости подчиняться явному лидеру или организатору, знаком с этим феноменом.

СМЕРТЬ СПАРТАКА ГЕРМАНА ФОГЕЛЯ (1882 г.)

Столкнувшись с новостями о восстании рабов, римский сенат в г. Спартак не может согласиться с добровольным присоединением рабов, вместо этого заявляя, что «вокруг Капуи они разоряют сельскую местность, заставляя других рабов Присоединяйся к ним. Мародерство, грабеж, сжигание всего». (От движения за гражданские права до организации профсоюзов в восстаниях часто обвиняют «внешних агитаторов», а самих угнетенных считают одновременно слишком слабыми и слишком довольными, чтобы эффективно бросить вызов своему положению.) Когда сенаторы решают, что отправка войск — это единственный способ борьбы со Спартаком и др. др., один сенатор чувствует необходимость подняться на ноги и заявить: «Я самым решительным образом протестую, в Риме больше рабов, чем римлян. Если гарнизона нет, что помешает им тоже подняться? Кричалка с современных антифашистских демонстраций (по-разному направленных как против фашистов, так и против ментов) «Нас намного, намного больше, чем вас» была актуальна даже около 70 г. до н.э.

В Спартак восставшие рабы вынуждают двух римлян участвовать в суррогатном гладиаторском бою на той же арене, где сражались Спартак и его товарищ-гладиатор Драба (африканского происхождения). Тем не менее, Спартак останавливает поединок, утверждая, что он поклялся умереть, прежде чем увидит, как двое мужчин сражаются насмерть ради развлечения (полезный урок о том, что революционные движения не должны становиться тем, против чего они восстали в первую очередь). «Кто мы, Крикс? Кем мы становимся? Римляне? Как социалист, я все еще могу признать мудрость того положения, что 19анархист ХХ века Михаил Бакунин, когда сказал: «Когда народ бьют палкой, он не намного счастливее, если это называется «народной палкой». Спартак (как изображен Кирком Дугласом), который щелкает фасциями голыми руками, сопровождая это словами: «Скажи им, что нам ничего не нужно от Рима. Ничего, кроме нашей свободы».

Фильм затрагивает много тем (при продолжительности 197 минут у него достаточно места для этого), в том числе мнимое благочестие правящих элит: «Я думал, у вас есть сомнения относительно богов». / «В частном порядке я не верю ни в один из них, как и вы. Публично? Я верю в них всех! Существует также несколько покровительственный жест в отношении роли женщин в революции. Спартак замечает освобожденных ими рабов, что «слишком много женщин», на что его упрекают: «Что не так с женщинами? Где бы ты был сейчас, негодяй, если бы не женщины, которые прошли через все адские муки, чтобы родить тебя на свет?

Спартак также включает в себя следующий восхитительный обмен мнениями о склонности правящего класса полагать, что у пролетариата нет собственных мотивов, разума или ума, и поэтому любой, кто обладает этими качествами, не должен происходить из рабочего класса:

Лидер пиратов

«Я слышал, что ты сам благородного происхождения».

Спартак

«Сын и внук рабов».

Лидер пиратов

«Конечно, римскому тщеславию приятно думать, что ты благороден. Их пугает мысль о борьбе с простыми рабами».

Элита не может одобрить идею борьбы (или победы над) рабочих, которые, по ее мнению, занимают более низкое положение. Именно по этой причине они сосредоточатся на тех участниках движения, которые каким-то образом связаны с их представлениями о легитимности (класс, образование, принадлежность и т. д.), и заявят, что движением в целом управляют такие люди.

В конце концов, Спартак и его армия терпят поражение. Побежденным рабам говорят, что их не распнут на кресте, если они откажутся от Спартака. Спартак Кирка Дугласа осознает чудовищность ситуации, и, когда он готов пожертвовать собой ради группы, его товарищ Антонин избивает его и заявляет: «Я Спартак», только чтобы к нему присоединился хор его товарищей, делающих так же. Спартак плачет. Знаменитая сцена по-прежнему имеет эмоциональную силу, несмотря на то, что стала клише и породила многочисленные пародии разного качества (начиная с возвышенной работы Монти Пайтона в Life of Brian до менее чем впечатляющей рекламы Pepsi, в которой римский центурион предлагает Спартаку консервированную газировку).


Общей нитью, проходящей через изображения Спартака, была склонность тех, кто создавал работы, казаться несколько, скажем так, сладострастными. Сочетание легендарной мужественности гладиаторов, грубой мужественности боя один на один и знаменитой декадентской распущенности Рима — все это, кажется, было в центре внимания писателей и художников при адаптации истории. Изображения Спартака, надо признать, чаще всего кажутся возбужденными для Спартака.

В сцене, первоначально вырезанной из театрального выпуска, Спартак 1960 года был показан полураздетый Тони Кертис, моющий спину Ларри Оливье, с наводящим на размышления диалогом. (Антонин говорит Крассу, что ест устриц, но не улиток, в то время как Красс говорит Антонину: «Мне нравятся и улитки, и устрицы».) Сцена была сочтена чертовски сексуальной для Америки Эйзенхауэра, то есть Национальный легион приличия наложил на нее вето. Тем не менее, когда мы видим гладиаторские бои, это не бойцы в более тяжелой броне. Это нижнее белье и пульсирующие бицепсы со всех сторон, хотя отсутствие одежды на ретиарии (тип легко экипированного гладиатора, вооруженного трезубцем и сетью, стилизованного под рыбака) исторически достоверно. Спартак также находит время, чтобы показать нам обнаженную Джин Симмонс, прикрытую ничем, кроме изящной ветки — Кодекс Хейса, запрещающий изображение «более интимных частей человеческого тела», защищал ее достоинство.

Телевизионная продукция Starz Спартак (2010-2013) не затрагивается Кодексом Хейса или любым другим кодексом. У него свободный и легкий подход к наготе и сексуальности с равными возможностями. Телевизионный сериал имеет больше времени, чтобы погрузиться в механику революции (назревание недовольства, приобретение оружия и закалка решимости), но сериал Starz Спартак также использует время, чтобы показать Джона Ханну, расхаживающего вокруг, часто в желтом цвете, весело проводящего время. В этом Спартаке представлено такое множество сексуальных сцен, что они кажутся бесполезными даже для сети Starz (которая подарила нам пикантные тарифы, такие как Чужестранка и Демоны Да Винчи ).


Так где же стоит наследие Спартака? Остается ли он распятым на Аппиевом пути капиталистической эксплуатации? Стоит ли он один на арене, окруженный многочисленными разнообразными образами? Мы можем понять, почему Спартак стал именно левым героем, даже если его американское изображение было создано коммунистами. Спартак был слишком жестоким революционером, чтобы стать либеральным героем. История Спартака вдохновляет угнетенных, потому что он показал, что значит быть по-настоящему свободным и непокорным. Он направил насилие против жестоко насильственной системы.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ ЮЛИИ ВАЛЬД

Дух Спартака все еще жив. Он существует в каждом человеке, организующем коллективные действия в Amazon, Starbucks и других организациях: в профсоюзном активисте, который бросает вызов боссу и организует свое рабочее место, в политическом представителе, который твердо отстаивает базовое здравоохранение против групп давления, и во всех тех, кто проводит кампании за подлинное равенство и справедливость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *