Описание пугачева в капитанской дочке по главам: Характеристика Пугачёва в повести Капитанская дочка кратко, образ с цитатами героя Емельяна для сочинения в таблице (8 класс)

Пугачёв в романе Пушкина Капитанская дочка (Капитанская дочка Пушкин)

Сочинение


Название романа «Капитанская дочка» кажется таким невинным, на первый взгляд можно подумать, что повесть о какой-то девушке, а на самом деле – о Пугачеве, о восстании Пугачева, о его движении. В пушкинские времена власти запрещали выпускать подобные произведения. А Пушкин хотел рассказать о Пугачеве, как о выдающемся человеке из народа, и если не спрятать свое мнение за какую-нибудь историю, то роман не разрешат печатать. И этой историей стала Маша Миронова, Гринев и их любовь. Название подходящее – «Капитанская дочка», никому и в голову не могло прийти, что эта повесть – о Пугачевском бунте. А. С. Пушкин, таким образом, спрятался за незаметное название повести.
А теперь поговорим о самом Пугачеве. «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары». Это портрет Пугачева при его первой встрече с Гриневым. А вот одеяние Пугачева как мятежника и бунтовщика: «… На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза». По его одежде видно, как он богат, что он уже не тот простой дорожный, глаза не плутовские, а сверкающие, решительные, готовые ко всему.
Пугачев – хороший военный организатор. Он из простых людей-бунтовщиков сделал настоящих воинов, собрал целую армию, которая ни перед чем не остановится. Пугачев участвовал в Семилетней войне с Пруссией, а позже — в русско-турецкой войне, где приобрел богатый боевой опыт.
Трусливый народ сделался перед Пугачевым, целовал распятие и кланялся самозванцу. Хотя подобные действия народа можно понять, потому что люди хотели выжить и поэтому подчинялись мятежнику. Смелые люди (Гринев, капитан Миронов, жена Миронова) не хотели сдаваться, говорили негодяю всю правду, всю свою ненависть ему в лицо, они не боялись смерти и предпочитали смерть, чем преклонятся перед Пугачёвым. Но всё – таки большинство народа ненавидело Пугачёва, потому что мятежник разорял деревни, убивал и не щадил никого.
Качества Пугачева позволявшие встать ему во главе восстания, — это смелость, отвага, хитрость, ненависть и военный талант. Пугачев был, смел, он не боялся ни властей, ни народа, никого. Он обладал отвагой при захвате крепостей, городов. Хитрость ему помогала выдать себя за «чудесно спасшегося» императора Петра III, для того чтобы легче было начать восстание. Ненависть Пугачева вызвана жестокостью со стороны царских властей, и это также послужило поводом для бунта. О военном таланте сказано выше.
Но Пугачев не только разбойник, захватывающий земли, но и великодушный, справедливый человек, который не забывает добрые дела. Это доказывает поступок, когда он не повесил Гринева, но еще и отпустил его: «…Казнить так, казнить, миловать так, миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь» опять же справедливость Пугачева написана в отрывке, где он отпускает и благословляет Гринева и Машу: «… Казнить так, казнить, жаловать так, жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!»
Речь Пугачева, как дорожника была усыпана загадками, пословицами. По его речи был виден простой человек: «… будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит». Речь Пугачева, как бунтовщика была важной и царской: «Как ты смел, противиться мне, своему государю?.. Присягай, — сказал ему Пугачев, — государю Петру Федоровичу!» Он говорил, кА государь страны величаво и гордо: «… Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (тут он взял на себя вид важный и таинственный) Ты крепко передо мной виноват, — продолжал он, — но я помиловал тебя за твою добродетель…» Здесь от речи дорожника и следа уже нет.
Мое отношение к Пугачеву безразлично. Мне в нем не нравится то, что он убивал невинных людей, считал себя государем, чуть ли не Богом, мог судить, кто прав, кто виноват. Я думаю, что у таких людей не все нормально с психикой. Но Пугачев любил правду, справедливость, если б не он, может Маша и Гринев так и не были бы вместе, потому что Швабрин был на их пути. Пугачев-отважный, смелый человек, но, может, ему свои положительные качества нужно было применить в более благородных целях?


«Счастье и радость жизни в правде…» А.П.Чехов. (По одному из произведений русской литературы — А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)

Береги честь смолоду (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

«Береги честь смолоду» (по роману Пушкина «Капитанская дочка»)Капитанская дочка

«Капитанская дочка» А. С. Пушкина — послание потомкам

Автор — повествователь — герой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»Автор, рассказчик и герой в романе «Капитанская дочка»

Анализ эпизода «Военный совет у Пугачева» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Анализ эпизода «Первая непринужденная беседа Петра Гринева с Емельяном Пугачевым»Белогорская крепость в жизни Гринева

Белогорская крепость в жизни Петра Гринева (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»).Белогорская крепость в жизни Петра Гринёва (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Береги честь смолоду

Береги честь смолоду (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Береги честь смолоду (по творчеству А. С. Пушкина)Береги честь смолоду… (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

В чем секрет обаяния Емельяна Пугачева? (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Взгляды и характер ГриневаГерои «Капитанской дочки»ГЕРОИ “КАПИТАНСКОЙ ДОЧКИ” В ИСТОРИЧЕСКОЙ МЕТЕЛИГерой повести, о котором я хотел бы рассказать.

Гринёв и Швабрин (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)Гринев и Швабрин в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».Гринев и Швабрин в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»Гринев и Швабрин в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»Гринёв и Швабрин — соперники или враги (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Женские образы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»Женские образы и их роль в прозе Пушкина (На примере повестей «Дубровский» и «Капитанская дочка»)Женский образ Маши в повести «Капитанская Дочка» А. С. ПушкинаЖить не по лжиИдейно-художественное своеобразие повести «Капитанская дочка»Изображение народа и Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»Изображение пугачевского движенияИсторическая повесть «Капитанская дочка»

История любви Маши Мироновой и Петра Гринёва в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

История Маши МироновойИстория Маши Мироновой (по “Капитанской дочке” А. Пушкина)История Маши Мироновой (по повести «Капитанская дочка»)История создания повести «Капитанская дочка»

Как проявился характер Маши Мироновой в заточении у Швабрина? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Как решает Пушкин проблему «социальное и человеческое» в «Капитанской дочке» (на примере 2-3 эпизодов по выбору)

Как я оцениваю решение Гринева покинуть Оренбург и ехать в Белогорскую крепость на выручку Маши, нарушив свой офицерский долг? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Каким видится мне Емельян Пугачев в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»Композиционные особенности повести «Капитанская дочка»Композиция повести «Капитанская дочка»Кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина II, простившая Гринёва, или Пугачёв, пощадивший его?Мир Пушкина в моей душе (к 210-летию А.С. Пушкина)Мое впечатление от повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»Мое любимое произведение А. С. Пушкина

Мое любимое произведение А. С. Пушкина (по повести «Капитанская дочка»)Мое любимое произведение А. С. Пушкина (повесть «Капитанская дочка»)

Мое любимое произведение ПушкинаНарод в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Неоднозначность решения образа Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Низость и двоедушие Алексея Швабрина. По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”

Нравственная проблематика повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Образ Гринева

Образ Гринева (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Образ Гринева-мемуариста в повести А. С. Пушкина«Капитанская дочка»

Образ Е. Пугачёва (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Образ Емельяна Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»Образ Емельяна Пугачева в романе Пушкина «Капитанская дочка»

Образ Емельяна Пугачева и образ народа в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»Образ Емельяна Пугачева как центральный образ повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Образ Марьи Ивановны в повести Пушкина «Капитанская дочка»

Образ Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»Образ народа в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка»

Образ Петра Гринёва в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Образ Пугачева

Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Образ Пугачева и его художественное воплощение в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»Образ Савельича и Швабрина в повести «Капитанская дочка»Образы-символы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Основные образы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Первая встреча Гринева с Пугачевым. (Анализ II главы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».)

Пётр Гринёв (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Петр Гринев как представитель лучшей части дворянства

Петр Гринёв — благородный дворянин (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Письмо предводителю крестьянскоговосстания Емельяну Ивановичу ПугачевуПовесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка\’ как историческое сочинение

Почему повесть А. С. Пушкина названа «Капитанская дочка»?Почему повесть А. С. Пушкина названа «Капитанская дочка»?

Почему произведение названо «Капитанская дочка»?

Почему роман А. С. Пушкина назвается «Капитанская дочка»?

Почему скромной капитанской дочке отдано столь значительное место в сюжете повестиПроблема чести и долга в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Проблема чести и долга в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Пугачёв — злодей или народный герой?Пугачев — предводитель народного восстания (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)Пугачев — разбойник или освободитель? (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)Пугачёв и его сподвижники

Пугачев как предводитель восстания и как человек (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Пугачев Пушкина

Реальность и художественный вымысел в образах Пугачева и Екатерины II в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»Роль песни «Не шуми, мати зеленая дубрава.» в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

С какой целью в произведении Пушкина «Капитанская дочка» Петром Гриневым дается описание Оренбургской губернии 1773 г. Самостоянье человека залог величия его по повести «Капитанская дочка»Самостоянье человека — залог величия его по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»Семья Мироновых в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Система образов в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Система персонажей в повести «Капитанская дочка»Служба в Белогорской крепостиСмысл и роль сказки про орла и ворона (по роману Пушкина «Капитанская дочка»).

Смысл названия повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»Смысл названия повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»Смысл эпиграфа в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Смысл эпиграфов в «Капитанской дочке»Сравнение Гринева и Швабрина

Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина — главных героев повести «Капитанская дочка»Старый черт Савельич

Стихийность крестьянского движения в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и в романе М. Ю. Лермонтова «Вадим»Судьба Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Сюжетные ситуации погони в эпических произведениях А. Пушкина и М. ЛермонтоваТема русского бунта в повести Пушкина «Капитанская дочка».Тема чести и бесчестия в творчестве Пушкина

Формирование личности Петра Гринева (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Характеристика Маши Мироновой и Гринева

Характеристика Петра Гринева (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Характеры Гринева и Швабрина в повести А.С.ПушкинаЧесть и долг — главное для семьи капитана Миронова (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Швабрин — понравившийся персонаж в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»Этапы духовного созревания Петра Гринева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

История создания и анализ романа «Капитанская дочка» Пушкина А. С.Гринев и ШвабринХарактеристика членов семьи Мироновых в повести «Капитанская дочка»Историческая основа повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (1)Характеристика образа Гринев Петр Андреевич (Петруша)Роман «Капитанская дочка» и проблема воспитания молодого поколенияМаша Миронова — мой любимый литературный герой (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)Образ Гринева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»Сон Гринева в повести Пушкина «Капитанская дочка»Портретная характеристика Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка»Гринев и Пугачев. История их отношений (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (План)Жизнь Гринева в Белогорской крепости (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)Исторический план написания «Капитанской дочки»Смысл эпиграфа «Капитанской дочки»Как выразились принципы Пушкина-историка в романеКраткая характеристика произведения «Капитанская дочка» Пушкина А.С.Жанровое своеобразие романа «Капитанская дочка» Пушкина А.С.Тема чести и человеческого достоинства в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка».Судьба и образ Петра Гринёва в повести «Капитанская дочка»Образ стихии в произведениях Александра Пушкина «Капитанская дочка» и «Медный всадник»Как Вы понимаете эпиграф к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»Уроки нравственности в повести «Капитанская дочка»Савельич в повести «Капитанская дочка»Второстепенные персонажи повести «Капитанская дочка»Образ Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (2)Противоречивость образа Пугачева в повести «Капитанская дочка»Формирование взглядов и характера П. Гринева (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (1)Образ Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»Роман «Капитанская дочка» как историческое полотноОбщая характеристика главного героя повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»Романтическая любовь в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»Исторические персонажи в повести Пушкина «Капитанская дочка»Почему исторический роман А. С. Пушкина называется «Капитанская дочка»Образ Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (1)Сравнительная характеристика Гринева и ШвабринаАвтор рассказчик и герой в повести Пушкина «Капитанская дочка»Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».Гринев и Швабрин. (По повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы.История Маши Мироновой (Капитанская дочка)Образ Василисы Егоровны Мироновой и ее дочериА.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Судьбы героев и смысл эпиграфа «Береги честь смолоду».Описание природы в произведениях ПушкинаОбраз Швабрина как антитеза Гриневу в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»Подбор эпиграфов к главам повести «Капитанская дочка»Сочинение по повести Пушкина «Капитанская дочка»Белогорская крепость в повести «Капитанская дочка»Образ и характер Швабрина»Береги платье снову, а честь смолоду» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (1)Работа Пушкина над повестью Капитанская дочкаПочему Н.А.Добролюбов назвал Катерину «сильным русским характером»?Размышления по произведениям «Капитанская дочка» и «Дубровский»Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”Авторская позиция и средства ее выражения в романе Пушкина «Капитанская дочка»Значение темы «Капитанской дочки» для русской литературыОписание персонажей в повести «Капитанская дочка»Сравнение образов Пугачева и Савельича в «Капитанской дочке»Почему Гринев не перешел на сторону Пугачева (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)Формирование взглядов и характера П. Гринева (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (2)Работа и история замысла произведения «Капитанская дочка»Швабрин Алексей Иванович — характеристика литературного герояОбраз и характер Пугачева в повести Пушкина «Капитанская дочка»Композиционные особенности повести » Капитанская дочка» 2Семья Мироновых в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»Образ Пугачева в повести Пушкина «Капитанская дочка»Белгородская крепость и ее обитатели (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка») (1)Гринев и Швабрин (3)Любовь помогает сохранить честь и достоинство (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (1)Героический образ Пугачева в повести «Капитанская дочка»Контраст двух лагерей — власти и народа в повести «Капитанская дочка»Благородные чувства Гринева в контексте современностиА. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Судьбы героев и смысл эпиграфа «Береги честь смолоду»Эпистолярный жанр в повести «Капитанская дочка»Две героини, две судьбы(Марья Кириловна Троекурова и Маша Миронова по романам «Дубровский» и «Капитанская дочка»)Пугачев — разбойник или освободитель? (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)Гринев и Швабрин (2)Историческая основа повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (2)Маша Миронова – воплощение русского национального характераВопросы чести в повести Пушкина «Капитанская дочка»А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Гринёв и ШвабринМатериал для выяснения авторской позиции в повести «Капитанская дочка»Почему, повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица ГриневаПетр Гринев лучший из представителей дворянстваЧесть и долг — главное для семьи капитана Миронова (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)Общая характеристика главного героя одного из произведений А. С. Пушкина: «Дубровский», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель»Характеристика образа Пугачев (Пугач, Емелька)Пугачев — народный герой или кровожадный самозванецРоль эпиграфов в повести Пушкина «Капитанская дочка»Проблема чести и долга в романе Пушкина «Капитанская дочка»Искусство емкой детали в произведениях «Повести Белкина», «Пиковая дама», «Капитанская дочка»Изображение народа и Пугачева в повести «Капитанская дочка»Первая встреча Гринева с ПугачевымПрозаический замысел повести «Капитанская дочка»Роль писем героев в романе Пушкина «Капитанская дочка»Честь и долг главное для семьи капитана МироноваБелгородская крепость и ее обитатели (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (2)Герои «Капитанской дочки» в историчесикй метелиНеоднозначный образ Пугачева (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (2)Картины народного движения и образ его вождя в романе «Капитанская дочка»«Капитанская дочка» как начало русского исторического романаЭпиграфы в «Капитанской дочке» как квинтэссенция основного содержания главКак раскрывается тема «русского бунта» в повести «Капитанская дочка»Можно ли Машу Миронову назвать «милым идеалом» А.С. ПушкинаЕмельян Пугачев ― исторический герой романа Пушкина «Капитанская дочка»Яркая картина стихийного крестьянского восстания в повести «Капитанская дочка»Образ Пугачева и его художественное воплощениеПрием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX векаНеоднозначный образ Пугачева (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (1)Аналогии в «Капитанской дочке» и реальных событиях пугачевщиныПриемы изображения героев в романе Александра Пушкина «Капитанская дочка»Образ могучего народного характера в повести «Капитанская дочка»Почему повесть А. С. Пушкина названа «Капитанская дочка»Роль автора в повести «Капитанская дочка»Тема школьного сочинения образ слуги Петра Гринева СавельичаА. С. Пушкин как историк (по повести «Капитанская дочка»)Два мира в «Капитанской дочке»Нравственная высота повести Пушкина «Капитанская дочка»Семья капитана МироноваНарод и личность в романе «Капитанская дочка»Как раскрывается тема «русского бунта» в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?Гринев и Швабрин (1)Любовь помогает сохранить честь и достоинство (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (2)Низость и двоедушие Алексея ШвабринаГринев и Швабрин (по повести А. П. Пушкина «Капитанская дочка»)История России в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”Бескорыстное служение Родине на примере образов Гринева и ПугачеваСемья капитана Миронова (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)«История пугачевского бунта» и вымышленное повествование в романе Пушкина «Капитанская дочка»Роман восхитительного юмораНарод в повести Пушкина «Капитанская дочка» и в романе Лермонтова «Вадим»Пугачев как вождь народного восстания и как человек (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)Мужик с топором в пушкинском романе «Капитанская дочка»Низость и двоедушие Швабрина (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)Жизнь Гринева в белогорской крепостиТема сострадания и милосердияЧто сближает Пугачева и Гринева и в чем они расходятся друг с другомИсторизм в «Капитанской дочке» Александра ПушкинаКомпозиция повестиКакой же сон видел Гринев в романе «Капитанская дочка»Характеристика образа Швабрин Алексей ИвановичНародное восстание в романе Александра Пушкина «Капитанская дочка»Поэтический синтез истории и вымысла в романе «Капитанская дочка»Семья капитана Миронова в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»»Береги платье снову, а честь смолоду» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (2)Какова художественная роль писем в структуре повести «Капитанская дочка»Тема чести и бесчестия в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»Сопоставление фактов в «Капитанской дочке»

Образ и характеристика Пугачева в романе «Капитанская дочка»

Меню статьи:

  • Характеристика личности
  • Внешность
  • Злодей или заступник?
  • Исторический аспект в изображении образа
  • Взаимосвязь с образом Тараса Бульбы из повести Гоголя
  • Критика

Образ Емельяна Пугачева из романа Пушкина «Капитанская дочка» часто отождествляется у читателей с исторической личностью, однако это не так. Литературный вариант Пугачева имеет существенное количество отличий.

Характеристика личности

Чем больше набирает обороты восстание Пугачева, тем больше становится известно о жестокости и кровожадности его предводителя.

Отправляясь к Пугачеву, чтобы освободить Машу, Гринев «вспоминал об опрометчивой жестокости, о кровожадных привычках» спасителя своей возлюбленной.

В то же время сердцу Пугачева не чужды жалость и гуманность – он проникается симпатией к Гриневу и способствует освобождению Маши Мироновой, не казнит самого Гринева после отказа служить ему.

У Пугачева удачно получается играть роль образованного, воспитанного человека (по крайней мере среди своих сподвижников). Он делает вид, что умеет читать и писать, хотя на самом деле не обучен грамоте. «Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать. Где мой обер-секретарь?» – говорит он, чтобы скрыть этот факт.

Важным элементом в его жизни остается наличие свободы. Он вольнолюбивый человек.
Судя по всему Пугачев не отличается гастрономическими предвзятостями, однако обладает непомерным аппетитом. Он может съесть двух поросят за один присест. Он также очень любит выпить и называет чай не казацким напитком.

Пугачев способен здраво оценивать свои возможности. Он осознает, что его действия носят отрицательный характер, так как они обрели губительную силу, но возможности все исправить у него уже нет – слишком масштабное изъявление обрело его восстание.

Внешность

А. Шопенгауэр был убежден, что внешность человека играет важную роль в его характеристике. Именно благодаря внешности можно определить такие черты характера человека, которые с первого взгляда не заметны. Пугачев не обладает исключительной внешностью. В большинстве случаев она довольно типична, хотя и не лишена интересных моментов. Увидев Пугачева, Гринев с любопытством его рассматривает и находит «замечательным».

Дорогие читатели! Предлагаем проследить “за кратким содержанием повести “Выстрел”, которую написал А. С. Пушкин.

Народный мститель выглядит таким образом: он среднего роста, худощав по комплекции, но широкоплеч.
На его теле есть шрамы, Пугачев сам их называет «царскими знаками».


На вид ему около сорока лет. Пугачев носит длинную бороду. Волосы его темного цвета, но в бороде уже виднеется проседь. Волосы его пострижены в кружок.

Глаза у него большие, в них заметно что-то плутовское. Глаза Пугачева очень живые, во время разговора они «бегают».

Руки у него типичные для рабочего человека – большие и жилистые. В целом, Пугачев – человек приятной наружности. В его манере поведения и общения с людьми прослеживается спокойствие и размеренность.

Дорогие читатели! Повесть “Барышня-крестьянка, которую написал А. С. Пушкин”, отличается необычным сюжетом. Предлагаем прочитать ее краткое содержание.

Во внешности Пугачева прослеживается каноничность – несмотря на то, что в произведении Пушкина он показан в основном в роли разбойника, читатель проникается симпатией к этому персонажу.

Злодей или заступник?

Сложность и неоднозначность поступков Пугачева создала двоякое его восприятие на плоскости «злодей» или «заступник». Александру Сергеевичу удалось удачно продемонстрировать тот факт, что ни один человек не обладает однотипностью характера и в любом из людей уживаются позитивная и негативная личность.

При всех беззаконных действиях Пугачева, его сложно обозначить как смутьяна и бесчестного человека – в его поступках присутствует доля благородства и добропорядочности.

Конечно, Пугачев значительно уступает в своих манерах и благородстве, например, Робин Гуду, тому же (по мнению критиков не самому удачному литературному персонажу Пушкина) Дубровскому.
Что типично для всех представителей крестьянского сословия, Пугачев не отличается образованностью и королевскими манерами. Его поведение корректируется народной моралью и общепринятыми, «негласными» правилами поведения.

 

С точки зрения народных масс, Пугачев естественно является спасителем – освобождение от служения помещикам и их притеснений в различных сферах деятельности как ни есть лучшим образом влияет на его историческую роль в жизни крестьян.

С позиции дворянства и представителей государственного аппарата, Пугачев естественно выглядит как бунтарь и нарушитель порядка в стране, ведь он выдавал себя за государя и поднял народ на вооруженное восстание.

Исторический аспект в изображении образа

Емельян Пугачев – реальная историческая личность. Его образ стал одним из ключевых в контексте ХVIII века. В повести А.С. Пушкин не вдается в детализацию образа – его внешности и подробностей его биографии уделено крайне мало внимания, однако же ключевые элементы в повествовании Пушкина отображены в рамках достоверности.

Как и любое другое художественное произведение, в повести присутствует доля литературной мистификации. В образе Пугачева она также есть. Ни один хронологический свод не содержит стопроцентной информации о том или ином персонаже. В художественном произведении автор домысливает жесты, мимику, пантомимику персонажа, его монологическую и диалогическую речь исходя из его общей исторической оценки личности.

В целом Пушкину удалось воссоздать целостный образ народного повстанца, но рамкам действительности он соответствовал не полностью.

Исторический Пугачев был лишен той доли благородства и доброты, которую ему приписывал Пушкин. Во время захвата крепостей Пугачев и его сподвижники вели себя крайне негуманно. Так, например, захватив крепость Татищеву, с коменданта была содрана кожа, а его жиром разбойники мазали раны, дочь его была взята в наложницы Пугачевым, а позже убита вместе с семилетним братом. Пушкин не описывает в повести такого Пугачева – жестокого и беспощадного.

Взаимосвязь с образом Тараса Бульбы из повести Гоголя

«Капитанская дочка» Пушкина имеет определенную связь с повестью Гоголя «Тарас Бульба». Смысловая наполненность и аллюзии в произведениях позволяют с уверенностью определить их тождественность.

В некоторой мере можно говорить о влиянии повести Гоголя на художественную основу романа Пушкина.

Хотя основной массив схожести припадает на образы Остапа, Андрея и Гринева со Швабриным, можно отметить некую схожесть образа Бульбы и Пугачева. И первый, и второй являются выходцами из казаков. Оба они, противясь дворянским притеснениям, становятся, с точки зрения государства, на преступный путь. Эти образы роднят и личностные черты – оба казака обладают жестким характером, для достижения своих целей готовы заплатить любую цену, их характер отличается необузданностью и вспыльчивостью. В основе их образа заложена борьба против бесправья. В конце произведения и Бульба, и Пугачев умирают насильственной смертью.

Критика

Марина Цветаева считала, что в повести Пушкина Пугачев является единственным героем. Преднамеренная идеализация образа предводителя восстания создала неповторимое настроение повести. По мнению Цветаевой, это спасло роман, который бы, не будь в ней благородного Пугачева, был столь плох, как «холодные котлеты».

Чайковский, который планировал написать «Капитанскую дочку», также был пленен образом Пугачева и отмечал его как « симпатичного злодея».

Скабычевский высоко оценил образ Пугачева. По его мнению «это вовсе не злодей и не герой, вовсе не человек, устрашающий и увлекающий толпу обаянием какой-нибудь грозной и бездонной мрачности своей титанической натуры, и тем более отнюдь не фанатик, сознательно стремившийся к намеченной цели. До самого конца романа он остается все тем же случайным степным бродягою и добродушным плутом».

Таким образом, пушкинский Пугачев наделен иллюзорными качествами характера. Он выглядит позитивным и полным благородства. В олицетворении Пушкина Пугачев – не дикий бунтарь, а человек, способный на жалость и любовь.

Автор: Виктория Давыдова

Капитанская дочка — Книжная полка Бурака

28 октября

Капитанская дочка

Эмили Бьюрак

Исторический роман Александра Пушкина Капитанская дочка

попался мне на глаза в отделе распродаж книжного магазина, по которому я бродил вчера. Я вспомнил Пушкина из курса сравнительной литературы, который я проходил («Короткометражка: Россия и Запад», мы читаем «Пиковую даму» Пушкина, которую вам следует прочитать, если вы еще не читали) и прикинул за 3 фунта стерлингов, это было стоит купить то, что на обороте книги описано как «сказка и захватывающий исторический роман». И в течение трех часов я полностью погрузился в историю Петра Гринёва. Пушкин основывал рассказ на реальном бунте Пугачева (также известном как казачий бунт). В итоге прочитал Капитанская дочка как история любви, а не комментарий к историческим событиям. Одной из моих любимых частей книги были небольшие эпиграфы перед каждой главой, атрибутированные как «народное изречение» или «песня» или от популярных авторов того времени. Эпиграф в начале романа гласит: «Береги свою честь, пока молод». На протяжении всей истории Петр честен, смел и щедр. Вы верите, что все сложится в его пользу (точно так же, как вы знаете, что у Джеймса Бонда всегда все будет хорошо).
Стихотворение, предваряющее главу 9(«Расставание») читается

Встреча с тобой, милая,
Сделала мое сердце целым;
Покидать тебя, милая,
Это потеря моей души.
 — Херасков

Глупое маленькое стихотворение о любви олицетворяет то, что мне так нравилось в этой истории — в ней было столько культуры и истории того времени. Хотя это определенно была фантастическая версия истории (комментарий описывает, как Пугачев из рассказа является Пугачевым из народной легенды), описания различных персонажей сделали ее доступной. Императрица сначала описывается как незнакомка: «на вид ей было лет сорок. Ее пухлое, румяное лицо было спокойным и величавым; в легкой улыбке и светло-голубых глазах было невыразимое очарование…» Безусловно, великое произведение русской фантастики. , и прекрасное, короткое чтение, если вы ищете исторический побег. Рейтинг:★★★★★

0 лайков

Эмили Бурак

Оставить комментарий

Эмили Бурак

Последнее сообщение

2022 Книги

Последние интервью с авторами

Джордан Салама

Подробнее →

Элис Хоффман

Подробнее →

Шауль Магид

Подробнее →

Что почитать в самолете

Сказка на время

Однажды ночью, Маркович

Капитанская дочка — Пушкин — Английский текст — Глава 11

ЛАГЕРЬ ПОВСТАНЦЕВ.


Хотя по натуре свирепый, лев сытый лежал.
‘Почему соблаговолите зайти ко мне сегодня в мою берлогу?’
— ласково спросил он.

А. СУМАРОКОВ

Эпиграф, приписываемый Александру Петровичу Сумарокову (1718-77), на самом деле сочинен самим Пушкиным в подражание Сумароковским «Притчам» (1763)


Я бежал рысью.

Савельич едва поспевал за мной и кричал мне: каждую минуту—

Я оставил генерала и поспешил вернуться домой.

Савельич встретил меня своими обычными возражениями:

«Какое удовольствие вы находите, сэр, в борьбе с этими пьяными грабители? Это дело боярское? Звезды не всегда благоприятен, и вы будете убиты только напрасно. Теперь, если бы вы были воюют с турками или шведами! Но мне стыдно даже говорить об этих товарищи, с которыми вы воюете».

Я прервал его речь.

«Сколько у меня всего денег?»

«Вполне достаточно,» ответил он, с самодовольным и довольным видом. «Это было все очень хорошо, что негодяи везде охотятся, но я перестарался их.»

Сказав это, он вытащил из кармана длинный вязаный кошелек, полный серебряные штуки.

— Хорошо, Савельич, — сказал я. — Дайте мне половину того, что у вас есть, и остальное оставьте себе. Я собираюсь отправиться в форт Белогорск».

«О! Отец мой, Петр Андреич», — воскликнул мой добрый спутник, дрожащий голос; «Разве ты не боишься Бога? Как ты собираешься путешествовать теперь что все дороги перекрыты грабителями? По крайней мере, пожалейте твоих родителей, если у тебя их нет с собой.

Куда вы хотите пойти? Почему? Подождите немного, придут войска и заберут всех разбойников. Тогда ты сможешь отправиться на четыре ветра».

Мое разрешение исправлено.

«Слишком поздно думать», сказал я старику. «Я должен идти, это невозможно мне не пойти. Не огорчайтесь, Савельич. Бог хорош; мы, возможно, встретимся снова. Имей в виду, не стыдись тратить мои деньги; не будь скрягой. Покупайте все, что вам нужно, даже если вы платить в три раза больше стоимости вещей. Я делаю вам подарок деньги если через три дня я не вернусь».

«Что вы говорите, сэр?» вмешался Савельич; «что я буду согласен отпустить тебя одного? Да не вздумайте просить меня об этом. Если вы решили идти, я пойду вместе с вами, даже если бы это было пешком; но я не оставлю тебя. Что я должен оставаться уютно за камнем стена! Я должен сойти с ума! Делайте, что хотите, сэр, но я не уйду ты.»

Я прекрасно знал, что возражать Савельичу нельзя, и позволил ему приготовиться к нашему отъезду.

Через полчаса я уже был в седле на своем коне, а Савельич на худой и хромой «гаррон», который даром дал ему горожанин, больше нечем его кормить. Мы завоевали город ворота; часовые пропустили нас, и наконец мы выехали из Оренбурга.

Начиналась ночь. Дорога, по которой я должен был следовать, прошла до деревушка Берд, принадлежавшая Пугачеву. Эта дорога была глубоко в снегу, и почти скрыт; но по степи виднелись следы лошадей каждый день обновляется.

Я бежал рысью. Савельич едва поспевал за мной и кричал мне: каждую минуту—

«Не так быстро, сэр, ради всего святого, не так быстро! Мой проклятый «Гаррон» не может догнать вашего длинноногого дьявола. Почему ты в таком торопиться? Мы обречены на пир? Скорее наши шеи под топором. Петр Андреич! Ой! Отец мой, Петр Андреич! О Господи! этот «боярский» ребенок умрет, и все напрасно!»

Вскоре мы увидели мерцающие огни Берда. Мы приближались к глубине овраги, которые служили естественными укреплениями маленького поселения. Савельич, хоть и не отставал от меня сносно, но не сдавался. его жалобные мольбы. Я надеялся благополучно пройти мимо этого недружелюбное место, когда я разглядел в темноте пятерых мужиков, вооружены большими палками.

Это был авангард лагеря Пугачева. Они кричали нам —

«Кто там идет?»

Не зная пароля, я хотел передать их без ответа, но в в ту же минуту они окружили меня, и один из них схватил мою лошадь за уздечка. Я выхватил шпагу и ударил крестьянина по голове. Его высокая кепка спасла ему жизнь; все же он пошатнулся и отпустил уздечку. другие испугались и отпрыгнули в сторону. Воспользовавшись их испугавшись, я пришпорил коня и помчался во весь опор.

Быстро сгущающаяся тьма ночи могла спасти меня от любого больше затруднений, когда, оглянувшись назад, я обнаружил, что Савельич был больше не со мной. Бедный старик со своей хромой лошадью не был смог избавиться от грабителей. Что мне было делать?

Подождав несколько минут и убедившись, что его остановили, я повернул голову моего коня, чтобы пойти к нему на помощь. Подойдя к оврагу, я слышались издалека смущенные крики и голос моего Савельича. Ускорив шаг, я вскоре догнал передовых крестьян. охранник, остановивший меня за несколько минут до этого. Они окружили Савельича, и заставили бедного старика слезть с лошади и готовились связать его.

Мой вид наполнил их радостью. Они бросились на меня с криками, и через мгновение я был с моей лошади. Один из них, оказавшийся лидер, сказал мне, что они собираются привести меня к царю.

— А наш отец, — прибавил он, — решит, повесить ли тебя в однажды или если мы должны ждать солнечного света Бога!»

Я не сопротивлялся. Савельич последовал моему примеру, и часовые увели нас с триумфом.

Мы пересекли овраг, чтобы войти в поселок. Все крестьянские дома были освещены. Вокруг поднялись крики и шум. Я встретил толпу людей на улице, но никто не обращал на нас внимания, не узнавал во мне офицер из Оренбурга. Нас отвели в избу, построенную в углу из двух улиц. Возле двери стояло несколько бочек с вином и два пушки.

«Вот дворец!» сказал один из крестьян; «мы пойдем и объявим ты.»

Вошел в «избу». Я взглянул на Савельича; старик делал крестное знамение и бормотание молитв. Мы долго ждали. В наконец появился крестьянин и сказал мне:

«Пойдемте, наш отец приказал привести офицера.»

Я вошел в избу, или дворец, как его называл крестьянин. Это было освещались двумя сальными свечами, а стены были увешаны золотой бумагой. Вся остальная мебель, скамейки, стол, маленькая кувшин для умывальника, подвешенный на веревке, полотенце на гвозде, вилка для духовки стоя в углу, деревянная полка с глиняными горшками, все был такой же, как и во всякой избе. Пугачев сидел под святой фотографии в красном кафтане и высокой шапке, рука на бедре. Вокруг перед ним стояли несколько его главных вождей, с принужденным выражением подчинение и уважение. Нетрудно было заметить, что известие о прибытии офицера из Оренбурга вызвало большое любопытство среди мятежников, и что они были готовы принять меня с пышностью. Пугачев узнал меня с первого взгляда. Его притворная серьезность исчезла в один раз.

«Ах! Это ваша светлость,» сказал он, с живостью. «Как дела? Что во имя небес привело вас сюда?»

Я ответил, что отправился в путешествие по своим делам, и что его люди остановили меня.

«А по какому делу?» спросил он.

Я не знал, что сказать. Пугачев, думая, что я не хочу объяснять сам при свидетелях сделал знак своим товарищам, чтобы они уходили. Все повиновались, кроме двоих, которые не предложили пошевелиться.

«Говори смело перед этими», сказал Пугачев; «ничего от них не скрывать».

Я искоса взглянул на этих двух сообщников узурпатора. Один из их, маленький старичок, тощий и согбенный, с редкой седой бородой, ничего примечательного в нем, кроме широкой синей ленты, надетой поперек поверх своего кафтана из толстого серого сукна. Но я никогда не забуду его компаньон. Он был высок, крепко сложен и выглядел примерно сорок пять. Густая рыжая борода, проницательные серые глаза, нос без ноздри, и следы от раскаленного железа на лбу и на щеках его, придавало его широкому, покрытому оспой лицу странное и неопределенное выражение. На нем была красная рубаха, киргизское платье и широкие казачьи брюки. Первым, как я потом узнал, был дезертир, ефрейтор Белобородов. Другой, Афанасий Соколов, по прозвищу Хлопуша, 9 лет.0215 [1] был преступником, приговоренным к рудникам Сибири, откуда он бежал три раза. Несмотря на чувства, взволновавшие меня тогда, это Компания, в которую я был так неожиданно брошен, произвела на меня сильное впечатление. Но Пугачев вскоре вернул меня к себе своим вопросом.

«Говори! По какому делу ты уехал из Оренбурга?»

Мне пришла в голову странная идея. Мне казалось, что Провидение, в приведя меня во второй раз к Пугачеву, открыло мне путь выполнение моего проекта. Я решил воспользоваться случаем и без обдумывая, какой курс мне следует предпринять, я ответил на Пугачев—

«Я собирался в Форт Белогорск, чтобы доставить туда сироту, которого угнетенный».

Глаза Пугачева сверкнули.

«Кто из моего народа посмеет причинить вред сироте?» воскликнул он. «Был ли он с таким наглым лицом, он никогда не избежит моей мести! Говори, кто виноват ли он?»

«Чвабрине,» ответил я; «он держит под стражей ту самую молодую девушку, которую вы видели с женой священника, и он хочет заставить ее стать его жена.»

«Я дам ему урок, мастер Чвабрин!» — воскликнул Пугачев с свирепый воздух. «Он научится делать все, что ему заблагорассудится, под моим руководством, и угнетать мой народ. Я повешу его».

— Скажи мне слово, — хриплым голосом вмешался Хлопуша. «Вы были слишком поторопился отдать форт под командование Чвабрину, а теперь ты слишком поторопился его повесить. Вы уже обидели казаков тем, что дали джентльменом в качестве вождя, — поэтому не оскорбляйте теперь джентльмена казнив его по первому обвинению».

«Их не нужно ни осыпать милостями, ни жалеть», — сказал в свою очередь старичок с голубой лентой. «Там бы не худо бы повесить Чвабрина, не худо было бы и перекрестный допрос этого офицера. Почему он соизволил нанести нам визит? Если он не признает вас за царя, ему незачем требовать от вас справедливости; если, с другой стороны, он узнал вас, почему же он остался в Оренбурге до сих пор, среди врагов твоих. Вы закажете это его будут судить огнем? [2] Похоже, его светлость послан к нам генералами в Оренбурге».

Логика старого мошенника даже мне показалась правдоподобной. Ан невольная дрожь пронзила меня, когда я вспомнил, в чьих руках я был.

Пугачев увидел мое беспокойство.

— Э, э! Ваша светлость, — сказал он, подмигивая, — мне кажется, мой фельдмаршал прав. Что вы думаете об этом?»

Шутки Пугачева в какой-то мере привели меня в себя.

Я спокойно ответил, что я в его власти, и что он может со мной поступить как он перечислил.

— Хорошо, — сказал Пугачев. «Теперь скажите мне, в каком состоянии находится ваш город?»

«Слава Богу, — ответил я, — все в порядке».

«В порядке!» — повторил Пугачев, — и люди умирают с голоду там.»

Узурпатор говорил правду; но, согласно обязанности, возложенной на меня моим клятву, я заверил его, что это ложный слух и что Оренбург достаточно пропитание.

— Вот видишь, — воскликнул старичок, — что он тебя обманывает. дезертиры единодушно объявляют голод и чуму в Оренбурге, что они едят там падаль как блюдо чести. И его светлость уверяет нас, что есть изобилие всего. Если хочешь повесить Чвабрина, повесить на той же виселице этого парня, так что им нечего будет чем упрекать друг друга».

Слова растерянного старика как будто потрясли Пугачева.

К счастью, Хлопуша начал противоречить своему спутнику.

— Помолчи, Наумыч, — сказал он; «Ты думаешь только о том, чтобы повеситься и удушение. Вам, безусловно, очень подходит роль героя. Уже ты стоит одной ногой в могиле, и вы хотите убить других. Разве ты не достаточно крови на твоей совести?»

«А ты сам святой?» — возразил Белобородов. «Почему же тогда, эта жалость?»

«Без сомнения, — ответил Хлопуша, — я тоже грешен, и эта рука» (он сжал свой костлявый кулак и, отвернув рукав, показал волосатая рука), «и эта рука виновна в пролитии христианской крови. Но Я убил своего врага, а не своего хозяина, на свободном шоссе и в дрова темные, да не в доме, а за печкой топором и дубиной, ни со старушечьими сплетнями».

Старик отвернулся и пробормотал сквозь зубы:

«Фирменный!»

«Что ты там бормочешь, старая сова?» — отозвался Хлопуша. «Я заклеймлю ты! Подожди немного, придет твоя очередь. Клянусь небом, я надеюсь, что когда-нибудь ты сможешь понюхай горячие клешни, а до тех пор смотри, чтобы я не вырвал твоя уродливая борода».

— Господа, — с достоинством сказал Пугачев, — перестаньте ссориться. не будет большой бедой, если все паршивые псы Оренбурга болтались ноги под той же перекладиной, но было бы жаль, если бы наши хорошие собаки стали кусать друг друга».

Хлопуша и Белобородов ничего не ответили и обменялись мрачными взглядами.

Я счел необходимым изменить тему интервью, что может закончиться очень неприятно для меня. Поворачиваясь к Пугачев, — сказал я ему, улыбаясь, —

«Ах! Я забыл поблагодарить вас за вашу лошадь и «тулуп». Если бы это если бы не ты, я бы никогда не добрался до города, потому что я умерли от холода в пути».

Моя уловка увенчалась успехом. Пугачев повеселел.

«Красота долга в оплате!» сказал он, с его обычным подмигиванием. — А теперь расскажи мне всю историю. Что тебе до этой молодой девушки? кого преследует Чвабрин? Разве она не зацепила твоего молодого привязанности, а?»

«Она моя невеста», — ответил я, заметив благоприятную перемену происходящее в Пугачеве, и не видя риска сказать ему правду.

«Твоя невеста!» — воскликнул Пугачев. «Почему ты не сказал мне раньше? Мы выйдет за тебя замуж и устроит на твоей свадьбе прекрасный пир». Белобородову: «Послушай, фельдмаршал, — сказал он, — мы старые друзья, его светлость и я; сядем ужинать. Завтра мы увидим что с ним делать; утром мозги чище чем ночью».

Я бы охотно отказался от предложенной чести, но не мог получить вне этого. Две молодые казачки, дети барина «изба», накрыла стол белой скатертью, принесла хлеб, рыбу, суп, и большие кувшины вина и пива.

Так я во второй раз очутился за столом Пугачева и его ужасные спутники. Оргия которой я стал невольным свидетель продолжал до глубокой ночи.

Наконец опьянение одолело гостей; Пугачев заснул в своей место, и его спутники встали, сделав мне знак покинуть его.

Я вышел с ними. По приказу Хлопуши часовой отвел меня в карцер, где я нашел Савельича и остался с ним наедине под замком.

Мой слуга был так поражен поворотом дел, что не адресовать мне ни единого вопроса. Он лег в темноте и некоторое время долго я слышал, как он стонет и плачет. Наконец, однако, он начал храпеть, а я предался мыслям, которые не позволяли мне закрыть глаза на мгновение всю ночь.

Наутро Пугачев прислал кого-нибудь позвать меня.

Я пошел к нему домой. Перед его дверью стояла кибитка с тремя Татарские лошади. Толпа заполнила улицу. Пугачева, которого я встретил в передней, был одет в дорожный костюм, мантилью и киргизскую шапку. Его вчерашние гости окружили его и приняли покорный вид. воздуха, что резко контрастировало с тем, что я видел в предыдущем вечер.

Пугачев весело поздоровался со мной и велел сесть рядом с ним в «кибитке». Мы заняли свои места.

«В форт Белогорск!» — сказал Пугачев крепкому татарскому кучеру, который стоя руководил командой. Мое сердце сильно билось.

Лошади рванули вперед, колокольчик звенел, кибитка, бежал по снегу.

«Стоп! Стоп!» кричал голос, который я знал, но слишком хорошо; и я увидел Савельич бежит к нам. Пугачев приказал человеку остановиться.

«О! Отец мой, Петр Андреич, — воскликнул мой спутник, — не оставляй меня в старости среди грабежа…

«Ага! Старая сова!» — сказал Пугачев. — Итак, Бог снова сводит нас. садись впереди».

— Спасибо, государь, спасибо родному отцу, — отвечал Савельич, взяв сиденье. «Дай бог тебе сто лет жизни за то, что успокоил бедный старик. Я буду молить Бога всю свою жизнь за тебя, и я никогда не буду говорить о тулупе из заячьей шкуры».

Этот заячий «тулуп» может наконец закончиться тем, что Пугачев серьезно разозлился. Но узурпатор то ли не слышал, то ли делал вид, что не слышит. услышать это необдуманное замечание. Лошади снова поскакали.

Люди остановились на улице, и каждый приветствовал нас, низко кланяясь. Пугачев наклонил голову направо и налево.

Через мгновение мы выехали из деревни и взяли курс на хорошо обозначенная дорога. То, что я чувствовал, легко представить. Через несколько часов я должен снова увидеть ту, которую я считал потерянной для меня навсегда. я представил себе момент нашего воссоединения, но я также думал о человеке в в чьих руках моя судьба, и кого странное стечение обстоятельств связало мне по таинственной ссылке.

Я вспомнил грубую жестокость и кровавые повадки того, кто был расположен чтобы доказать защитник моей любви. Пугачев не знал, что она дочь капитана Миронова; Чвабрин, загнанный в угол, был способен расскажет ему все, а Пугачев может узнать правду другими путями. Что тогда будет с Марией? При этой мысли пробежала дрожь мое тело, и мои волосы, казалось, встали дыбом.

Вдруг Пугачев прервал мои размышления.

«О чем ваша светлость,» сказал он, «соблаговолите подумать о?»

«Как ты можешь думать, что я буду думать?» — ответил я. — Я офицер и джентельмен; но вчера я вел с тобой войну, а теперь я едут с тобой в одном вагоне, и все счастье мое жизнь зависит от тебя».

— Что, — сказал Пугачев, — ты боишься?

Я ответил, что уже получив свою жизнь от его рук, я верил не только в его добродушие, но и в его помощь.

«И вы правы — «перед Богом, вы правы,» возобновил узурпатор; «ты видел, что мои весельчаки косо посмотрели на тебя. Даже сегодня маленький старый человек хотел с несомненностью доказать мне, что вы шпион и должны быть подвергнут пытке и повешен. Но я бы не согласился, — прибавил он, опуская его голос, чтобы Савельич и татарин не услышали его, «потому что я помнил твой бокал вина и твой «тулуп». Вы ясно видите что я не кровожадный, как могли бы разглядеть ваши товарищи».

Вспоминая взятие форта Белогорск, я не счел нужным противоречить ему, и я ничего не сказал.

«Что обо мне говорят в Оренбурге?» — спросил Пугачев после короткого тишина.

«Ну, говорят, что тебя нелегко победить. согласитесь, мы были заняты с вами».

Лицо узурпатора выражало удовлетворение себялюбием.

— Да, — сказал он величественно, — я великий воин. в Оренбурге битвы под Жузейфом? [3] Убито сорок генералов, четыре армии попали в плен. Вы думаете, король Пруссии о моем сила?»

Это хвастовство разбойника меня несколько позабавило.

«Что ты думаешь о себе?» Я сказал ему. «Вы могли бы победить Фредерика?»

«Федор Федорович, [4] а! Почему бы и нет? Я могу победить ваших Генералов, и ваши Генералы избили его. До сих пор мои руки были победителями. Подожди немного — только подожди немного — ты увидишь кое-что, когда я пойду дальше Москва?»

«И вы думаете идти на Москву?»

Узурпатор задумался. Затем он сказал вполголоса:

«Бог знает, что мой путь прямой. У меня мало свободы действий. Мой ребята меня не слушаются — они мародеры. Я должен держать острый взгляд вон — при первой же неудаче они спасли бы свои шеи моей головой».

— Ну, — сказал я Пугачеву, — не лучше ли бросить их себя, пока не поздно, и сдаться на милость Царица?»

Пугачев горько усмехнулся.

«Нет, — сказал он, — день покаяния прошел и прошел; они не будут дай мне благодать. Я должен продолжать, как начал. Кто знает? Может быть. Гришка Отрепьев, несомненно, стал московским царем».

«Но знаете ли вы его конец? Его выбросили из окна, он был убит, сожжены, а его прах развеян над пушечным жерлом, в четыре небесные ветры».

— Слушай, — сказал Пугачев с каким-то диким воодушевлением. «Я расскажу тебе старую сказку что в детстве мне однажды рассказала старушка-калмычка. Однажды орел спросил ворон: «Скажи мне, ворон-птица, зачем ты живешь триста лет в этом светлом мире? а мне всего тридцать три? «По этой причине отец-орел, — ответил ворон, — «Что ты пьешь живую кровь, пока я питаюсь падалью». Подумал орел: «Попробую накормить как он. Очень хорошо. Улетели орел и ворон. Вдруг они увидели тушу лошади; они спустился и сел на него. Ворон начал рвать его, хвалить. Орел клюнул раз, клюнул дважды, затем взмахнул крыльями и сказал ворону: «Нет, брат ворон, лучше жить на мертвой плоти на триста лет я выберу один хороший глоток крови, а остальное предоставлю Богу». Как вам эта маленькая калмыцкая сказка?»

«Умно», — ответил я. «Но, по-моему, жить убийством и разбоем — это то же самое, что клюет падаль».

Пугачев удивленно посмотрел на меня и ничего не ответил. Мы оба замолчали, каждый поглощенный своими мыслями. Татарин запел жалобную песню; Савельич, крепко спит, колебался с одной стороны на другую. Проезжала наша «кибитка» быстро по зимней дороге. Вдруг я увидел маленькую деревню, которую я знал хорошо, с частоколом и колокольней, на крутом берегу Яика. А через четверть часа мы входили в форт Белогорск.


СНОСКИ:

[Сноска 1: Имя прославленного в предыдущем столетии грабителя, который долго сражался с имперскими войсками.] Вернуться к тексту

[Сноска 2: При пытке огнем обвиняемый связан по рукам и ногам; затем его закрепляют на длинном шесте, как на вертеле, и держат либо за конец двумя мужчинами; его голая спина жарится на огне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *