ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ РОССИИ
Главная / ДНИ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ / ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ РОССИИ /
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ РОССИИФедеральный закон Российской Федерации от 13 марта 1995 года №32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» (до 6 августа 2005 года — «О днях воинской славы (победных днях) России») вступил в силу 15 марта 1995 года. Закон устанавливает ДНИ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России; ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ РОССИИ — памятные даты в истории Отечества, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества. В Российской Федерации установлены следующие памятные даты России:
03.11.2022 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
День в истории программа сегодня на Смотрим
День в истории программа сегодня на СмотримПрофиль
Избранное
программа
Смотрим всё
Чем запомнился этот день в истории? Самые значимые события мирового календаря в подборке от Екатерины Бурлаковой.
- общество
- история
Авто-геолокация
Россия: Что такое День Победы и чем он важен именно 9 мая? | Российско-украинская война Новости
В понедельник тысячи солдат, танков и военной техники пройдут маршем по Красной площади в Москве, а истребители пронесутся над головой в рамках ежегодного парада Победы.
Этот день гордости, приуроченный к 77-й годовщине победы Советского Союза над нацистской Германией во Второй мировой войне, рассматривается некоторыми наблюдателями как инструмент пропаганды правительства президента Владимира Путина, которое использует исторические факты для своего продолжающегося вторжения Украины.
Некоторые опасаются, что Путин воспользуется праздничным событием этого года, чтобы активизировать военные действия.
«Победа во Второй мировой войне стала определяющим мифом послевоенной советской жизни, превзойдя по своему значению даже революцию», — пояснил Стивен Норрис, профессор русской истории Университета Майами.
«Двадцать семь миллионов советских граждан погибли во время войны, и победа, очевидно, далась дорогой ценой. Это также подтвердило жертвы, принесенные во время войны. Нобелевский лауреат писатель Светлана Алексиевич хорошо уловила это, заявив, что история победы заменила историю реальной войны».
По мере приближения Дня Победы некоторые наблюдатели полагают, что высшее руководство, разочарованное отсутствием прогресса в подчинении Украины, призовет к наступлению, и Путин объявит тотальную войну.
«Путин и его советники, безусловно, обращают внимание на исторические юбилеи и любят использовать их для укрепления своей власти», — сказал Норрис. «Учитывая, насколько важен был День Победы для Путина и путинизма, трудно представить, что его правительство не попытается использовать его в каких-то целях. Трудно представить, чтобы объявлялась какая-то победа. Вместо этого я боюсь, что Путин использует праздник, чтобы объявить о новом наступлении и новой фазе войны».
Некоторые также опасаются, что Путин может объявить массовую мобилизацию, призвав на службу трудоспособных мужчин. Однако более ранние слухи о военном положении и призыве в армию в марте оказались ошибочными.
«Трудно провести всеобщую воинскую повинность: я думаю, тогда русские выйдут и протестуют», — сказала Элизабет Вуд, профессор истории Массачусетского технологического института.
«Можно призвать всех этих людей в Бурятию (горный район в Сибири), но если вы призовете москвичей, они будут протестовать. Я тоже не думаю, что он может объявить победу. Я думаю, они планируют долгую изматывающую войну».
Люди изображают военную технику, едущую по улице во время репетиции военного парада в честь Дня Победы в Москве, 4 мая 2022 г. [Евгения Новоженина/Reuters]День Победы впервые был отмечен в 1965 г. сам война.
Отмечается также в русской диаспоре и в других странах постсоветского пространства, включая Украину, которая в 2015 году символически перенесла дату на 8 мая, когда этот день помнит Европа.
8, 19 мая45, командующий оставшимися немецкими войсками сдался Красной Армии, но из-за разницы во времени между Берлином и Москвой, в России это событие отмечается 9 мая.
День Победы знаменует огромную жертву русского народа и других народов Советского Союза в борьбе с нацизмом.
22 июня 1941 года немецкая армия начала вторжение в СССР, получившее название операции «Барбаросса».
Советский правитель Иосиф Сталин был застигнут врасплох: приняв участие в 1939 вторжения нацистов в Польшу, он думал, что его сделка с Адольфом Гитлером защитит его, и не прислушивался к предупреждениям иностранных дипломатов или своих собственных агентов.
Гитлер тем временем высокомерно полагал, что война продлится не более трех месяцев; его солдаты не удосужились принести зимнюю одежду. Несмотря на первые успехи Германии, Красная Армия не сдавалась.
«22 июня 1941 года — это 11 сентября в истории России, — сказал Вуд.
«Это момент, когда Россия почувствовала массовое вторжение со стороны страны, заявившей, что все славяне недочеловеки. Это была экзистенциальная война для России».
Русская земля должна была использоваться как Lebensraum, или «жилое пространство», для немецких поселенцев.
Войскам вермахта было предоставлено право проводить массовые расстрелы военнопленных, в то время как шуцштаффели (СС) зверствовали над советскими мирными жителями, особенно еврейского происхождения, за гитлеровские геноцидальные планы «окончательного решения».
Во время вторжения в Харьков на Украине эсэсовцы уничтожили 15 000 украинских евреев.
Тем временем более миллиона мирных жителей погибли в 19Блокада Ленинграда 41-44 годов, которую пережила собственная семья Путина. Президент России сообщил, что его старший брат умер от дифтерии, а отец служил в диверсионной группе и был ранен.
Но к 1943 году быстрое наступление немцев рухнуло под тяжестью лютой русской зимы и партизанских отрядов, проиграв ключевые сражения, такие как Сталинград, одно из самых смертоносных столкновений в войне, где 6-я армия генерала Паулюса погибла тысячами от голод, холод и русский обстрел.
Контратака Красной Армии отбросила немцев через Польшу, и к маю 1945 года русские солдаты уже водружали над Рейхстагом красное знамя.
Некоторые украинцы, пережившие страшный голод при советской власти, поначалу приветствовали немцев как освободителей.
Украинская повстанческая армия во главе со Степаном Бандерой сотрудничала с нацистами, в то время как другие местные жители присоединились к немецким вспомогательным силам и участвовали в зверствах, таких как резня в Бабьем Яру, в ходе которой под Киевом было убито около 34 000 еврейских мужчин, женщин и детей.
Но миллионы украинцев сражались и погибли против нацистов, а Киеву, наряду с Москвой и Ленинградом, присвоено звание города-героя за исключительную храбрость.
Пытаясь избавиться от влияния Москвы в последние годы, националистические деятели, такие как Бандера, находят поддержку в Украине, несмотря на их сомнительное прошлое.
Именно это отчасти лежит в основе утверждений Путина о том, что Киев захвачен нацистами.
«Триумф американцев по поводу Второй мировой войны преувеличен. Именно советские войска день за днем несли на себе основную тяжесть долгих и тяжелых боев, сражаясь в рукопашной и за дома на всем западном окраине СССР», — сказал Вуд.
«Но эта украинская война на самом деле не имеет к этому никакого отношения, кроме построения мифа. То, как Путин играет, похоже на сказку: советский героизм против злобных нацистов, а потом он просто изменил термины того, кто они есть.
«Он не воюет против нацистов. Украинской агрессии не было. На самом деле не было даже агрессии НАТО против России — окружения НАТО, о чем можно спорить, но агрессии не было».
В прошлом в Параде Победы принимали участие делегации стран-членов НАТО, таких как Польша, Великобритания, Франция и США.
«Затем последовали фальсификации выборов в декабре 2011 года, массовые протесты, возвращение Путина на пост президента и усиление авторитаризма, — сказал Норрис. «День Победы также стал больше посвящен «мы против них» и, следовательно, яркой иллюстрацией растущей изоляции России в мире».
В этом году не приглашены даже иностранные лидеры, даже ближайший соратник Путина, белорусский президент Александр Лукашенко.
По словам российского военного специалиста Павла Лузина, героическая жертва Второй мировой войны сейчас очень удобна для Кремля.
«Это позволяет им не замечать высокий уровень бедности в России и отсутствие достоинства у россиян перед лицом властей», — сказал он «Аль-Джазире».
Подумав, он сказал: «Да, мы бедны, у нас нет хороших экономических перспектив, у нас нет процветания, и наша политическая элита ежедневно унижает нас; но, по крайней мере, мы победители Второй мировой войны, по крайней мере, мы спасли мир от Гитлера».
Он добавил: «Постсоветские власти России все больше и больше опирались на миф о Второй мировой войне с 1995. Во времена Путина миф стал своего рода религией, движимой не самим обществом, а бюрократией. Если и были какие-то народные низовые гражданские инициативы вроде «Георгиевской ленточки» или «Бессмертного полка», то российские власти не позволяли им бесконтрольно существовать, и вскоре эти инициативы становились частью чиновничьего культа победы.
«Таким образом, эта бюрократическая «религия» де-факто мертва. Люди могут гордиться победой в Великой Отечественной войне и могут даже участвовать в официальных мероприятиях, но для них это очередная доза опиума, позволяющая не думать о будущем и о своих очередных политических унижениях».
Черно-оранжевая георгиевская лента использовалась в память о ветеранах Второй мировой войны, но теперь, возможно, является скорее символом патриотизма, чем памяти павших. Он стал повсеместным после захвата Крыма в 2014 году.
Марш «Бессмертный полк» был запущен в 2012 году тремя местными журналистами в сибирском городе Томске в честь своих предков, сражавшихся на войне.
К 2015 году он разросся по всей стране, и Путин возглавлял шествие с портретом своего отца. Первоначальные организаторы сетовали на то, что их движение было кооптировано Кремлем.
– Оранжевая георгиевская лента, символ, который широко ассоциируется с пророссийскими повстанцами в Украине, – на плакате с изображением президента России Владимира Путина в недавно открывшемся «Путин-баре» в Нови-Саде, 10 октября 2014 г. [Марко Джурица/ Reuters]ВЕБ-КАСТ: День Победы и историческая политика России
Через семьдесят пять лет после окончания Второй мировой войны День Победы стал самым выдающимся национальным праздником России и краеугольным камнем политики Кремля в отношении памяти. Построенный вокруг прославления военных успехов России, героизма и жертвенности русского народа, официальный праздник 9 маяпоминки призваны символизировать возрождающуюся Россию. Но День Победы также является точкой слияния неофициальных и глубоко укоренившихся личных и семейных воспоминаний, а также памяти о сталинском терроре. Профессора Лариса Дериглазова, Нина Тумаркина и Николай Копосов обсудили предстоящие поминки, которые в этом году значительно сократились из-за пандемии коронавируса, и политику памяти, связанную с этим днем.
РЕЗЮМЕ
На заседании под председательством старшего научного сотрудника Института Кеннана Изабеллы Табаровски, докладчиков Лариса Дериглазова (руководитель магистерской программы по изучению ЕС, Томский государственный университет, Россия), Нина Тумаркина (директор Российского востоковедения Program, Wellesley College) и Николай Копосов (приглашенный научный сотрудник Университета Эмори) обсудили историческое и современное значение празднования Дня Победы в России.
Лариса Дериглазова открыла тему, рассказав о двойственности Дня Победы для россиян, сочетающей в себе громкое официальное празднование воинской славы с личной травмой конфликта. Она начала с того, что подчеркнула популярность и объединяющую силу Дня Победы, который знаменует собой не только военную победу, но и время воспоминаний о семейной истории и личных травмах. Дериглазова напомнила о противоречивых моментах, которые часто упускались из поля зрения Кремля, в том числе о преследовании сталинским режимом возвращающихся военнопленных. Праздник теперь имеет двойную цель для Российского государства: празднование славной победы и память о травмирующей цене человеческих жизней.
Нина Тумаркина продолжила беседу, затронув вопросы развития русской военной памяти и культа Великой Отечественной войны. Она отметила, что празднование войны в брежневскую эпоху было «по-настоящему популярным», но также было организовано властями как источник легитимности по мере того, как энтузиазм по поводу культа Ленина и революции угасал. Она проследила приливы и отливы популярности этого события при разных режимах, от отрицания Сталиным, ликования при Брежневе, неприятия при Ельцине и путинского возрождения. Тумаркин утверждал, что идеализация истории позволила Кремлю претендовать на моральное превосходство, которое узаконило его военную деятельность в государствах-преемниках. В заключение Тумаркин обсудил День Победы в этом году в условиях карантина, в котором попытки вызвать виртуальный патриотизм и память о погибших на войне противопоставляются потерям от пандемии.
Николай Копосов завершил дискуссию, рассказав историю о вымышленном опыте его собственной семьи на войне, которая, по его мнению, демонстрирует ошибочность советского героизма, на котором основывается День Победы и, соответственно, легитимность российского государства. Он обсудил превращение празднования в то, что он теперь считает культом, а также широкое признание и усвоение официальной версии. Копосов отмечает, что многие аспекты официальной версии неясны, трудно поддаются обоснованию или умышленно игнорируются. Копосов также указал, что многие из тех, кто сражался на стороне Советов, были бывшими крестьянами, отчужденными коллективизацией, и были готовы взяться за оружие на стороне Советов только после того, как испытали немецкую оккупацию. Он закончил свое выступление, объяснив, что легитимность российского государства основана на интерпретации войны, и поэтому сохранение нарратива считается жизненно важным для сохранения режима.
Избранные Цитаты
Лариса Дериглазова
«Праздник для государства имеет два значения: славная часть победы и память о потерянных жизнях. Две стороны дня подобны двум сторонам одной и той же медали победы: одна сторона блестящая и славная, чтобы показать ее публике и отпраздновать военными парадами и радостью, а другая сторона хранится в частном порядке, о драме, о травме, о потере родственников и о тех жизнях, которые так и не вернулись к своим семьям».
«Есть некоторые вопросы, на которые необходимо ответить и, вероятно, они до сих пор вызывают споры в российском обществе: Почему человеческая цена этой войны была так высока? Что не было сделано для предотвращения оккупации стольких территорий и гибели стольких мирных жителей в зонах боевых действий и за их пределами?»
Нина Тумаркина
«Сложившийся в середине 1960-х годов, когда День Победы был объявлен нерабочим днем, а могила Неизвестного солдата торжественно появилась в Александровском саду Москвы, культ Великой Отечественной войны … действительно возвысил великий миф о легитимации Советов спасительным великим повествованием об освобождении Красной армией мира, порабощенного нацизмом».