Исторический портрет александра невского: Исторический портрет. Историческая эпоха. Задание 25 ЕГЭИсторический портрет Невского. История ЕГЭ Задание 40, С6

Содержание

Исторический портрет. Историческая эпоха. Задание 25 ЕГЭИсторический портрет Невского. История ЕГЭ Задание 40, С6

Исторический портрет Александра Невского

Годы правления:1252 1263

Из биографии

Внук Всеволода Большое Гнездо. (Князь Новгородский с 1236-1251 ,тверской (1247-1251),1251-Киевский,великий князь Владимирский с 1252).

В 2009- в России проводился телепроект «Имя России». Было предложено большое количество исторических  личностей, которые имеют право стать «именем России» за свои заслуги перед страной и народом. Символом  нации  стал Александр Невский.

Александр Невский — символ России:
  • Невский — патриот страны, преданно любивший Русь. Вся его деятельность посвящена стремлению защитить страну от угрозы с запада и востока, облегчить положение народа в трудные годы ига Золотой Орды.
  • Это талантливый полководец, выигравший несколько важных битв, среди которых Невская битва и Ледовое побоище. Он продумывал тактику борьбы, вводил элемент неожиданности, умело использовал погодные условия, особенности местности, где проходили сражения, устраивал засады. А ещё он долго преследовал покорённого врага, изматывая до конца его силы, чтобы неповадно было ему вновь нападать на Русь.
  • А.Невский – это дальновидный политик, дипломат. Понимая, что Русь не готова ещё к отпору монголо-татар, он проводил политику мирных отношений с Ордой, пресекал все выступления против неё, чтобы не было бесполезных жертв.
  • Князь отличался личной отвагой, мужеством, храбро сражался с врагами Родины.
  • Невский — защитник христианства. Глубоко верующий человек, он не допустил распространения католичества, о чём так мечтали западные рыцари. Победа в Невской битве и на Чудском озере — это не только победа над врагом, а победа христианской веры. За это церковь канонизировала его , то есть  причислила к лику святых.

Таким образом, победа в проекте « имя России»- заслуженная.

Александра Невского помнит и чтит Россия.

Исторический портрет  Александра Невского: направления деятельности

1.Внутренняя политика
Направления деятельности. Результаты.
1.Сохранение мира и спокойствия  путём умной дипломатической политики с Ордой.
  1. Новгород не подвергался опустошительным набегам ханскими баскаками.
  2. Добившись права русских князей самолично привозить  дань в Орду, на долгие годы освободил Русь от постоянных набегов баскаков.
2. Восстановление хозяйства страны,разрушенного монголо — татарами. Продолжал активное строительство оборонительного характера, защищая таким образом города страны и её границы.Стремился восстановить торговые отношения со странами, возобновляя  прерванные торговые пути.Способствовал дальнейшему развитию ремёсел.Активно поддерживал летописание.
  1. Усиление великокняжеской власти.
Своими действиями по отношению с Ордой, победами на Западе значительно повысил роль великокняжеской власти.

2.Внешняя политика.
Направления деятельности. Результаты.
1.Западное направление: борьба с крестоносцами, защита православной веры. 1.5 июля 1240-Невская битва.Нанёс  удар шведам, которые шли крестовым походом для обращения в католичество.Слова Невского воинам пред битвой: « Не в силе Бог, а в правде». За победу в этой битве получил прозвище Невский.
  1. 7 апреля 1242- «Ледовое побоище».Битва на Чудском озере с немецкими рыцарями.

В итоге Новгород и Псков были освобождены от рыцарей.

  1. Восточное направление.

Цель: выжить любой ценой, сохранить независимость государства.

Понимал, что силой Орду не одолеть. Избрал другие методы:- помог татарам в переписи населения в 1257- в 1258 г.
подавил с помощью ордынцев восстание в Новгороде, чтобы сохранить мирные отношения с ханом.- добился освобождения русских давать войска татарам для их походов.- смог при помощи уловок и щедрой дани предотвратить набеги на Русь татар- добился возможности самолично отвозить дань в Орду в 1263г.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Александр Невский — один из самых выдающихся правителей Руси, спас страну от независимости, угрожавшей с Запада и Востока, ослабил гнёт со стороны Орды

1.Сохранил спокойствие страны, избавил её от набегов баскаков.

  1. Многое сделал для восстановления хозяйства страны, торговых отношений.
  2. Значительно укрепил великокняжескую власть.

4.Отбил крестоносцев с запада, Русь отстояла независимость от немецких и шведских рыцарей, было сохранено православие, за что был причислен  к лику святых.

5.Добился мирных отношений с Ордой, сам отвозил дань ханам, всеми силами создавал условия для мирной жизни, для восстановления сил для борьбы с Золотой Ордой.

Добился права сбора дани русскими князьями.

Хронология жизни и деятельности Александра Невского
5 июля 1240 г. Невская битва со шведами. Итог: + берега Финского залива, торговля с Западом.
7 апреля 1242г. Ледовое побоище — битва с ливонскими рыцарями на Чудском озере.Итог: защищено православие, сохранена  независимость Новгорода и Пскова.
1245 г. Разгром литовских отрядов под Городцом, вторгшихся в Новгородскую землю.
1253 Оборона Пскова от литовских рыцарей.
1256 После смерти Батыя договаривается  с ханом Берке о дани в обмен на военную помощь в борьбе с против Литвы и Ордена.
1257 Оказал помощь ханам в переписи населения Руси.
1258г. Подавил восстание в Новгороде против дани Орде.
1263г. Добился права самолично отвозить дань в Орду.

В память об Александре Невском:

— в 1547г. — канонизирован . Воин-избавитель (Александр Благоверный).

— 1724- по приказу Петра 1 перезахоронили из Владимира в Санкт-Петербург в монастыре, который в его честь назвали Александро-Невская Лавра

— 1725—Екатерина 1 – орден А.Н – одна из высших наград России до 1917г.

— В годы Великой отечественной войны в 1942г.- советский орден А.Н.- награда командиров за личную отвагу.

— с 2010 года орден стал наградой в РФ.

— 2009- телепроект «Имя России», символом  нации- стал Александр Невский.

Знаменитые фразы Александра Невского:

«Не в силе Бог, а в правде»

 «Надо крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке».

Это интересно:

Известное выражение « кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет» не принадлежит Невскому. Её произносят в одноимённом фильме .Сценарист Павленко П.А. переделал фразу из Евангелия : «Взявши меч, мечом погибнут».

Александр Невский на памятнике Микешина М.О.«Тысячелетие Руси». 1862 г.

Александр Невский в искусстве

Корин П. Александр Невский

Миллер Ф.А. Невская битва

Литература:
  • Мосияш С, Александр Невский, 1982г.
  • Ян В.Г « Юность полководца», 1981г.
  • Васильев Б. « Александр Невский».

Кино:
  • «Александр Невский», в роли Невского- Черкасов Николай. Сергей Эйзенштейн, 1938г.
  • « Господин Великий Новгород». В роли Невского – Александр Франскевич – Лайе. Режиссёр – Алексей Салтыков, 1984г.
  • « Житие Александра Невского». Невский- Анатолий Горгуль. Режиссёр –Георгий Кузнецов, 1991г.
  • «Александр. Невская битва». Невский – Антон Пампушный, режиссёр – Игорь Калёнов, 2008г.

Данный материал можно использовать, готовясь по теме: ЕГЭ С6  исторический портрет.

Автор: Мельникова Вера Александровна

Исторический портрет Александра Невского

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Владимирский государственный  университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Кафедра музеологии

 

 

 

 

Реферат

Тема: «Исторический портрет  Александра Невского»

 

 

 

 

                                                                                 Выполнил: студент гр. Ас-112

                                                                                 Буряков О.И.

                                                                                 Проверил: Черничкина В.А.

 

 

 

Владимир 2012

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3

Глава I Жизнь Александра Невского

§1  Время, место рождения……………………………………..………….5

     § 2 Александр Невского и монголы. Смерть Александра Невского……7

Глава II Великие военные достижения

§1  Невская битва…………………………………………………………10

§2 Ледовое побоище…………………………………………….………..18

§3 Набеги литовцев на новгородские и смоленские земли кончина родителей великого князя – Ярослава II Всеволодовича и матери инокини Ефросинии………………………………………………………20

Заключение………………………………..………………………………24

Список используемой литературы………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Я выбрал тему «Исторический портрет Александра Невского», в связи с тем, что он оставил большой след в нашей истории, был храбрым воином, талантливым полководцем, защитником Руси, хранителем православной веры и молитвенником за русский народ. Из всех его потомков, причисленных к лику святых, великий князь Александр является самым прославленным, почитаемым и любимым князем не только в России, но и в других странах. В его честь построено много храмов по всей земле, где славится имя святой Троицы, которую он прославлял. Он предпочел монгольскую неволю, всевозможные унижения и тяжелые материальные затраты, но в то же время мужественно стоял на страже русской народности.

Как полководец он по праву  считается одним из великих, потому что за свою жизнь святой Александр  не проиграл ни одного сражения. Командуя небольшим числом воинов, он побеждал более сильных врагов, сочетал  ум полководца с личной отвагой, основой  которой была духовная крепость, соединенная  с верой в правду Божию. Как  правитель Руси он не менее велик, ибо сумел сориентироваться и  сложной обстановке, созданной в  результате монгольского нашествия, и  стать первым на тот единственно  верный путь, идя по которому его  преемники и потомки — московские князья пришли к единодержавию и  победе над Ордой.

Задача данной работы показать А. Невского как полководца и государственного деятеля. Формировать образное и детальное восприятие истории. Изучить основные события, в которых Александр Ярославич проявил себя как неординарная личность. Разобрать сражение на реке Неве, Чудском озере, нападение литовцев, взаимоотношения Александра с монголами. Сформировать представление об идеальном князе для современников и потомков. Создание героического образа одной из знаковых фигур русской истории и восхищение доблестью предков.

         Книга «Святой витязь земли русской» примечательна тем, что написана современником событий, и следовательно, имеет огромное значения для понимания того, как оценивалась личность Александра Невского в те далекие времена, и каково было значение тех событий, участником которых он являлся. Здесь мы не видим четкого хронологического построения, подробного описания важных исторических, но видим восхваление мужественного война, защитника Русской земли — Александра Невского. Выбрав для описания два великих победоносных сражения русского войска под началом Александра — картину сражений русских со шведами на реке Неве и с немецкими рыцарями на льду Чудского озера, автор постарался представить потомкам Великого князя и его войско, как наделенных героизмом, самоотверженностью и стойкостью во имя интересов русского народа мифических воинов – героев. Задачу, стоящую перед авторам, на соответствующем их современности историческом рубеже они выполнили. Возвеличивание русского народа, развитие чувства патриотизма и ненависти к врагам, поддержание авторитета военачальников отголоском эха пронесется по истории России вплоть до наших дней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Жизнь Александра Невского

§1 Время, место рождения.

 

Князь Александр Ярославич, внук Всеволода Большое Гнездо, родился  в 30 мая 1220 г. в Переяславле-Залесском, а отрочество провел в Новгороде. Александр отличался добросердечием и вместе с тем ясным умом и железной волей, что позволило ему в зрелые годы принимать разумные решения, оказавшись на княжении. Современники утверждали, что Ярославич проявлял такую же прозорливость, как и его отец — великий князь Владимирский.

С ранней юности (с 16-летнего возраста) началось самостоятельное правление князя Александра. Отец уехал в Киев, а молодой князь был посажен править в Великом Новгороде, через два года он женился на Александре, дочери Брячислава Полоцкого. Из «Жития Александра Невского» мы узнаем, что князь был «красив, как никто другой, и голос в народе, его лицо — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую».

Молодой князь понимал  опасность, исходящую от врага, собиравшегося  в течение нескольких лет у  западных границ Руси. Первые годы своего правления в Новгороде он укреплял западные рубежи. Но протяженность границ не позволяла обеспечить надежный заслон для новгородских земель, поэтому князь готовился к отражению нападения врагов. Он организовывал учения и тренировки воинов, используя не только чисто русские приемы боя, но и то ценное, что приходило из восточных, южных, западных и северных земель, — будь то эффективное оружие или удачный тактический ход.

Особую славу князю  Александру принесли победы, одержанные им в двух исторических сражениях, — в битве со шведами (1240 г.) и немцами (1242 г.). Князь-победитель остался в истории и благодарной памяти потомков как Александр Невский (по месту сражения со шведами, состоявшемуся на берегу Невы).

Александр Невский был не только полководцем, но и дипломатом. Отношения с Золотой Ордой он выстраивал таким образом, чтобы они по возможности устраивали обе стороны. Князь старался не вызывать недовольства ордынских ханов, а потому своевременно отправлял оговоренную дань и даже сам ездил к хану, не скупясь на подарки.

Многие новгородцы возмущались  такой покорностью сильного правителя, но Александр отвечал: «Худой мир лучше доброй ссоры». [1].

Естественно, Александр Невский  унаследовал от своих благородных  и мужественных предков необыкновенное благочестие и любовь к своей  Родине, свойственные им, сострадательное  сердце, глубокую веру, кротость характера, отвагу и блестящие военные способности от дедов и прадедов со стороны матери. Со стороны отца и деда – ясный и проникновенный ум, твердость воли в государственных делах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[1] Русь под игом. –  М.: ООО «ТД «Издательство Мир  книги», 2007. – 240 с.: — (История России) стр. 59-60

§2 Александр и монголы. Смерть Александра

Успешные военные действия Александра Невского надолго обеспечили безопасность западных границ Руси, но на востоке русским князьям пришлось склонить голову перед гораздо более  сильным врагом — монголо-татарами. При тогдашней малочисленности и разрозненности русского населения в восточных землях нельзя было, и думать об освобождении из-под их власти.

В 1243 хан Батый, правитель  западной части монгольской державы — Золотой Орды, вручил ярлык великого князя владимирского на управление покоренными русскими землями отцу Александра — Ярославу Всеволодовичу. Великий хан монголов Гуюк призвал великого князя в свою столицу Каракорум, где 30 сентября 1246 Ярослав неожиданно скончался (по общепринятой версии, он был отравлен). После Ярослава старшинство и Владимирский престол наследовал его брат, Святослав Всеволодович, который утвердил племянников своих, сыновей Ярослава, на землях, данных им покойным великим князем. Вплоть до этого времени Александру удавалось избегать контактов с монголами. Но в 1247 году в Каракорум были вызваны сыновья Ярослава — Александр и Андрей. Пока Ярославичи добирались до Монголии, сам хан Гуюк умер, и новая хозяйка Каракорума ханша Огуль-Гамиш решила назначить великим князем Андрея, Александр же получал в управление опустошенную южную Русь и Киев.

Лишь в 1249 году братья смогли вернуться на родину. Александр в  свои новые владения не поехал, а  вернулся в Новгород, где тяжело заболел. Есть известие, что папа Иннокентий IV в 1251 году прислал к Александру двух кардиналов с буллой, написанной в 1248 году. Папа, обещая помощь ливонцев в борьбе с татарами, убеждал Александра пойти по примеру отца, согласившегося будто бы подчиниться римскому престолу, и принять католичество. По рассказу летописца, Александр, посоветовавшись с мудрыми людьми, изложил всю священную историю и в заключение сказал: «си вся съведаем добре, а от вас учения не принимаем». Шведы в 1256 году попытались было отнять у Новгорода финское побережье, приступив к постройке крепости на реке Нарве, но при одном слухе о приближении Александра с суздальскими и новгородскими полками убежали обратно. Чтобы еще более устрашить их, Александр, несмотря на чрезвычайные трудности зимнего похода, проник в Финляндию и завоевал поморье. 
В 1252 г. в Каракоруме Огуль-Гамиш была свергнута новым великим ханом Мункэ (Менге). Воспользовавшись этим обстоятельством и решив отстранить от великого княжения Андрея Ярославича, Батый вручил ярлык великого князя Александру Невскому, который был срочно вызван в столицу Золотой Орды Сарай. Но младший брат Александра, Андрей Ярославич, поддержанный братом Ярославом, тверским князем, и Даниилом Романовичем, галицким князем, отказался подчиниться решению Батыя.  
Для наказания непокорных князей Батый посылает монгольский отряд под командованием Неврюя (т. н. «Неврюеву рать»), в результате чего Андрей и Ярослав бежали за пределы Северо-Восточной Руси в Швецию. Александр стал править во Владимире. Андрей через некоторое время вернулся на Русь и помирился с братом, который помирил его с ханом и дал в удел Суздаль.

Позднее, в 1253 Ярослав Ярославович  был приглашен на княжение в Псков, а в 1255 — в Новгород. Причем новгородцы выгнали своего прежнего князя Василия — сына Александра Невского. Но Александр, вновь посадив в Новгороде  Василия, жестоко наказал дружинников, не сумевших защитить права его сына — они были ослеплены.   
    В 1255 году умер Батый. Его сын Сартак, который был с Александром в очень дружеских отношениях, был умерщвлен. Новый золотоордынский правитель хан Берке (с 1255) ввел на Руси общую для покоренных земель систему обложения данью. В 1257 в Новгород, как и другие русские города, были направлены «численники» для проведения подушной переписи населения. В Новгород пришла весть, что монголы с согласия Александра хотят наложить дань на их свободный город. Это вызвало возмущение новгородцев, которых поддержал князь Василий. В Новгороде началось восстание, продолжавшееся около полутора лет, в течение которых новгородцы не подчинялись монголам. Александр лично навел порядок, казнив наиболее активных участников волнений. Василий Александрович был схвачен и заключен под стражу. Новгород был сломлен и подчинился приказу посылать дань в Золотую Орду. С тех пор Новгород, хотя и не видел больше у себя монгольских чиновников, участвовал в выплате дани, доставляемой в Орду со всей Руси. Новым новгородским наместником с 1259 стал князь Дмитрий, также сын Александра. [6] 
    В 1262 вспыхнули волнения на Владимирской земле. Народ был выведен из терпения насилием монгольских откупщиков дани, каковыми тогда были в основном хивинские купцы. Способ сбора дани был очень отяготителен. В случае недоплаты откупщики насчитывали большие проценты, а при невозможности уплатить людей забирали в неволю. В Ростове, Владимире, Суздале, Переяславле и Ярославле поднялись народные восстания, откупщиков отовсюду выгнали. К тому же в Ярославле убили откупщика Изосиму, который принял мусульманство в угоду монгольским баскакам и хуже завоевателей угнетал своих сограждан.  
    Берке был в гневе и стал собирать войска для нового похода на Русь. Чтобы умилостивить хана Берке, Александр Невский лично отправился с дарами в Орду. Александр сумел отговорить хана от похода. Берке простил избиение откупщиков, а также освободил русских от обязанности высылать свои контингенты в монгольское войско. [7] Хан удерживал князя подле себя всю зиму и лето; только осенью Александр получил возможность вернуться во Владимир, но по дороге занемог и 14 ноября 1263 в Городце Волжском скончался, «много потрудившись за землю русскую, за Новгород и за Псков, за все великое княжение, отдавая свой живот за православную веру». Тело его было погребено во владимирском монастыре Рождества Богородицы.

 

[6] http://www.vivl.ru/nevsky/nevsky.php

[7] Сахаров А.Н. История  России. С. 243-244.

Глава II Великие военные достижения

§1 Невская битва

В первой половине ХIII столетия на северо-западе Руси, ослабленной монголо-татарским нашествием большую опасность представляла агрессия немецких рыцарей Тевтонского ордена и Ливонского ордена. Они заключили союз со шведскими и датскими рыцарями о совместном нападении на Русь

В начале июля 1240г. шведские рыцари высадились на берегу Невы. Они придали походу крестовый характер: всходили на корабли под пение религиозных гимнов, под благословение католических священников. Здесь они хотели создать опорный пункт для наступления на  Новгород. В древнем предании сохранилось обращение шведского вождя к новгородскому князю: «Если хочешь воспротивиться мне, то я уже пришел. Приди и поклонись, проси милости, и дам ее, сколько захочу. А если воспротивишься, попленю и разорю всю и порабощу землю твою и будешь ты мне рабом и сыновья твои». Это был ультиматум. Шведы требовали от Новгорода безусловного повиновения. Они были убеждены в своем успехе. По их понятиям, сломленная монголами Русь не сможет оказать им серьезного сопротивления.[2]

Этот вызов не смутил юного  Александра. Священный долг по защите Новгорода пробудил в нем силы на совершение подвига. Он понимал — враги  идут искоренять веру и терзать Родину. Многие из них это люди, прикрывавшие свою алчность священным знаменем служения Богу. Сам Александр Ярославич  имел дружину, которая постоянно  находилась при князе и составляла его «двор»; поэтому дружинников  его потом называли «дворянами». Дружина Александра Ярославича набиралась в основном из мелкого и среднего служилого боярства — «мужей» — и  потому называлась «молодшей», в отличие  от «старейшей», куда входило крупное боярство со своими вассалами. В составе дружины находились также слуги князя и

дружинников («отроки» и  «детские»).

[2] http://www.s_129.edu54.ru/p31aa1.html

Эту дружину Александр  Ярославич привел с собой в  Новгород из княжества Владимирского. Молодшие дружинники посвящали всю  свою жизнь военному делу, прекрасно  его знали и являлись воинами-профессионалами.

Дружинники молодшей дружины  были тесно связанны с князем, полностью  от него зависели и были ему глубоко преданы.

Для князя дружина являлась не только боевой единицей, но и источником кадров.  В случае больших походов, когда нельзя было обойтись одной дружиной и собиралось ополчение,  дружинниками замешались должности начальников ополченских частей.

Исторический портрет Александра Невского

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

 

Кафедра истории и политологии

 

Исторический портрет Александра Невского

Студенческое эссе по истории

 

 

 

 

Выполнила

Чулкова Ирина

студент ИУТИТиМБ

1 курса 2 группы

 

 

Преподаватель:

Чернобаева А. Ю.

к.и.н., доцент

 

 

 

 

Москва

2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Происхождение, родословная князя Александра Невского  
    и ее влияние на формирование его мировоззрения. 
    Детство Александра Невского…………………………………………………4
  2. Подвиги Александра Невского.
  1. Невская битва 15 июля 1240 года……………………………………..6
  1. Ледовое побоище 5 апреля 1242 года…………………………………7

  III Последние годы жизни. Между Востоком и Европой……………………….9

  IV Смерть………………………………………………………………………….12

  Заключение………………………………………………………………………..14

  Список литературы……………………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Александр Невский — ключевая фигура русской истории: победитель шведских и немецких рыцарей, остановивший крестовый поход на Русь, строитель Русского национального государства с городом Владимиром как центром, оберегатель Русской вольницы — Новгорода Великого и Пскова, заступник Русского народа от ордынских нашествий, создатель династии московских великих князей.

Своими героическими качествами князь достиг любви и благоговения народа. Про таких как он говорят: герой с тысячью лиц, человек многих  достоинств и добродетелей, отмеченный Богом. Неудивительно, что Русская Православная Церковь  после смерти причислила его к лику святых. 
Историки, говорят о двух подвигах Невского: во-первых, о подвиге земном, воинском, так как князь и его сподвижники спасли Русскую землю от иноземного порабощения, где Александр показал себя великим полководцем, ибо в действиях своих умело сочетал военную гениальность с личной отвагой, что позволило ему с малыми силами побеждать сильнейших и за всю свою жизнь не проиграть ни одного сражения. Во-вторых, о подвиге духовном, так как земной воитель, ведомый Святой Софией и Святой Троицей, отстоял родную землю, народ и веру православную: не  согласился на унию с Римской католической церковью, стойко защищал христиан от «поганых»,установивших жесточайшее иго на Руси, здесь князь проявляет себя в качестве великого государственного деятеля, ибо он  сумел правильно сориентироваться в чрезвычайно трудной и сложной обстановке и первым стать на тот единственно верный путь, по которому в дальнейшем пошли  его преемники и потомки.

Я выбрала эту тему, потому что мне очень интересно узнать  о таком, поистине  великом человеке, с именем которого связана Русская идея мира, свободы и справедливости, качествами которого восхищаются и по сей день. Я ничуть не сомневаюсь в актуальности данной темы, ведь для успешного развития российского государства большое значение имеет изучение исторических личностей, внесших значимый вклад в становление России.

 

 

 

  1. Происхождение, родословная князя Александра Невского  
    и ее влияние на формирование его мировоззрения. 
    Детство Александра Невского.

 

 Из сохранившихся до наших дней древних источников известно, что родиной Александра Невского был город Переславль — Залесский. Точную же дату его рождения установить пока не удается. Ученые предполагают, что она, скорее всего, выпадает на 1219 — 1220 годы. А историк XVIII столетия В. Н. Татищев, пользовавшийся не сохранившимися до наших дней летописями, сообщает, что будущий герой увидел свет в субботу, 30 мая 1220 года. Наречен младенец был, по обычаю того времени, в честь святого, подвиги которого церковь вспоминала близко ко дню его рождения (9 июня) .

“Отцом Александра был деятельный и властный князь Ярослав Всеволодович. В момент рождения второго сына ему было 30 лет.” Матерью Александра, остальных семи сыновей и двух дочерей Ярослава вероятно была дочь московского князя Мстислава Удалого Ростислава. Это был второй брак Ярослава после супружеского союза с дочерью половецкого хана Юрия Кончаковича. По мнению Н. С. Борисова, брак был бездетным, а потому и расторгнут. В этом случае дедом Александра был Мстислав Удалой, прославивший Русь своими многочисленными подвигами. Образ этого смелого и благородного человека служил юному Александру примером для подражания. В год смерти деда Александру исполнилось восемь лет. Едва ли Мстислав успел “приложить руку” к воспитанию внука. Но, известно, что характер, темперамент передаются и через таинственный механизм наследственности. И не от деда ли унаследовал Александр свою пылкую отвагу, рыцарскую беспечность — черты, отнюдь не свойственные владимирским “самовластцам” .?

Будущее Александра было предопределено от рождения. Он князь, а значит, законовед и законодатель, воин и полководец, праведный христианин и защитник веры, ценитель узорочья искусств и щедрый покровитель его творцов, достойно прославлявших божью и княжую власть.”Способствовало становлению характера будущего Великого князя и последующее воспитание, и сложившийся ход событий связанный с его детскими годами.  
“Первые годы юного княжича прошли в Переславле. В мальчиках тогда рано начинали видеть маленьких мужчин.” “Можно думать, что в три года над ним — как некогда над его отцом — был совершен древний княжеский обряд — “постриг” ” , после чего он считался полноправным участником ратных дел — воином.

Александр был передан на воспитание княжескому боярину Федору Даниловичу. Изучал он правила этикета, письмо и чтение, историю великих предков. Также его стали водить на княжеский суд, “слушать жалобы истцов и объяснения обвиняемых, постигать трудную для молодого ума череду законов и правил — “Русскую правду” , данную народу два века назад Ярославом Мудрым, дополненную его сыновьями Ярославичами.” “… Знание, разумение и мудрость — разные дары, и даются они не одновременно. Знаниями Александр запасся, теперь пришла пора разумения.

Александр проходил в Новгороде при отце обучение внутренней и внешней дипломатии, постигал искусство подчинять бояр и повиливать толпой, переменчивой и грозной. Этому он учился присутствуя на вече, иногда на совете, слушая беседы отца.  
Куда больше времени отнимало “мужское дело” . Оно обязывало держать порядок — и в доме, и в церкви, и на охоте — “и в конюсех, и в соколех, и в ястребах” быть сведущим. Дело ему было по душе и давалось легко. Александр учился вместе с приданной ему отцом такой же молодой дружиной.

Но особое место в обучении и воспитании княжича отводилось ратному делу. Все чаще молодой княжич выезжал вместе с дружиной отца в дальние и ближние города, на охоту, принимал участие в сборах княжеской дани, а главное, в ратных сражениях. “Он шел путем, обычным для русского витязя, и перезвон боевых мечей, скрещиваемых то в борьбе с внешним врагом, то во внутренних усобицах, рано достиг его слуха.” “При тогдашнем воспитании сильные характеры складывались в княжеской среде очень рано. Остроконтрастные впечатления, вызванные участием с детских лет в походах в разные, порой очень несхожие по жизненному укладу земли Руси и ее соседей, зрелища кровавых битв, пожарищ, горе частых разлук и ранних утрат — все эти переживания развивали потребность познавать, вырабатывали наблюдательность, усиливали способность обобщения. Словом, ускоряли формирование личности широко мыслящего, чуждого горемычной замкнутости мелких князьков общерусского радетеля.” Политическая ситуация раннего средневековья, как уже было отмечено, предполагала частые военные действия и бурные внутренние интриги. Это, в свою очередь было хорошим “наглядным пособием” для формирующегося полководца. Пример предков обязывал быть героем.

Подводя итоги, можно выделить следующие моменты благоприятствующие развитию у юного Александра Невского качеств легендарного полководца, которые впоследствии сыграли исключительную роль в его карьере великого князя Владимирского. Во — первых, это целенаправленное воспитание будущего князя. Во — вторых, выступившие в роли учителей, события участником и свидетелем которых являлся Александр и сам дух эпохи раннего феодализма. Наконец, третьей составляющей является родовитость и генетически заложенные данные, повлекшие за собой возможности. Здесь следует обратить внимание на то, что “в ту эпоху высшим авторитетом была “старина”. Люди постоянно оглядывались назад и сопоставляли свои достижения с трудами своих предков.”

 

  1. Подвиги Александра Невского.
    1. Невская битва 15 июля 1240 года

Невская битва произошла в тяжелейший для Древней Руси 1240 год, когда почти вся Русская земля дымилась развалинами тысяч сожженных городов, сел и слобод. В тот год татаро-монгольские полчища хана Батыя штурмом взяли и разрушили «матерь русских городов» — древний Киев. Опустошению подверглась вся Южная Русь, через которую конное войско степных завоевателей двинулось в поход на Европу.

Это была первая и блистательная победа русского оружия после опустошительного Батыева нашествия на Русь и превращения русских княжеств в данников Золотой Орды. Победа молодого князя Александра Ярославича во многом позволила Руси сохранить свою государственность и православную христианскую веру.

В Невской битве ярко раскрылся полководческий талант молодого новгородского князя Александра Ярославича. Только одна эта победа поставила ратоборца в один ряд с такими прославленными воителями Древней Руси, как князья Святослав, Игорь, Владимир Мономах, Мстислав Удалой, Даниил Галицкий, Ярослав Мудрый, Всеволод Большое Гнездо, Ярослав Всеволодович…

Русичи разгромили войско шведов-крестоносцев меньшими силами. Быстрый сбор ополчения Великого Новгорода, четкая организация похода, внезапность хорошо продуманного нападения на вражеский походный лагерь и, наконец, ратная доблесть воинов князя Александра Ярославича, его полководческий дар обеспечили решительную победу над рыцарским войском, умалить которую в истории еще никому не удавалось.

Победа в Невской битве решительно отсекла одну жадную руку, тянувшуюся к свободной Новгородской земле, которая больше не могла прийти на помощь другой, не менее жадной — объединенного ордена немецких рыцарей-крестоносцев. Из западной антирусской коалиции, на сколачивание которой Папа Римский потратил столько сил и средств, выпало сильное звено — воинственные крестоносные феодалы и епископы Шведского королевства.

Битвой на Неве, по сути дела, началась растянувшаяся на несколько столетий борьба Руси со Швецией, впоследствии же и государства Российского за сохранение, а затем и возвращение естественного выхода к Балтийскому морю. «Окно в Европу» имело большую важность для экономического развития нашего Отечества, политическую значимость для него во все времена, равно как и для соседей России.

    1. Ледовое побоище 5 апреля 1242 года

Немецкие рыцари-крестоносцы, знавшие силу полководческого таланта и авторитет на Руси молодого новгородского князя Александра Ярославича, собрали огромное по тем временам войско, чтобы разгромить не менее грозную русскую рать. По сути это был второй крестовый поход на Новгородскую Русь после похода рыцарского войска Шведского королевства. Неудача шведов на берегах Невы особой тревоги у руководства ливонского ордена не вызывала, поскольку он обладал действительно сильной военной организацией ко дню Ледового побоища. Русская земля до того еще не испытывала на себе всю мощь ливонского крестоносного рыцарства. Решающее столкновение противников состоялось на льду Чудского озера.

После упорного сопротивления рыцарей русские воины полностью расстроили ряды «железной свиньи». Неповоротливых в седле ливонских крестоносцев стаскивали или сбивали с лошадей на лед и там добивали. В тяжелых латах рыцари оказывались совершенно беззащитными, будучи поверженными на лед. Тяжелые латы мешали им даже просто встать на ноги. Рукопашные схватки с нестройной, хотя и многочисленной толпой пеших кнехтов закончились очень быстро

Блестящей победе русских войск способствовала грамотная стратегическая политика князя Александра Ярославича, всегда придававшего большое значение разведке, выяснению позиций врага и рекогносцировке местности. Перед сражением князь подробно расспросил местных жителей о месте сражения и узнал, что здесь, где в Чудское озеро впадает речка Желча(место названо Сиговицей) весенний лед разрыхляется так, что образуется настоящая западня для пеших и конных. Сиговица с ее рыхлым льдом в день 5 апреля сторожила с севера позиции русского войска лучше всякой, самой крепкой и зоркой «сторожи». 

Победа в Ледовом побоище досталась дорогой ценой. Немало пало дружинников и ополченцев. Древнерусские летописцы, воспевая одержанную победу русского оружия, единодушно отмечают особую роль князя Александра Ярославича Невского. Авторы летописей не сомневались, что на его стороне стоял сам Всевышний. «Прослави же зде Бог великого князя Александра пред всеми полки, яко Иисуса Наввина у Ерихона», — писал один из летописцев, вспоминая времена ветхозаветные. Он сравнивал князя-ратоборца с Давидом, победившим некогда великана.

Но самым радостным было для русских православных людей то, что никого не нашлось среди врагов-полководцев, равных князю Александру Невскому. По этому поводу древнерусский летописец с нескрываемой гордостью пишет: «…И не обретеся противник ему в брани никогда же».

В условиях начавшегося золотоордынского ига на русских землях народ увидел предзнаменование будущего освобождения. Новгородский князь, одержавший две блестящие победы на берегу реки Невы и на льду Чудского озера, сразу же стал одним из прославленнейших полководцев своего времени. Теперь с ним приходилось считаться и на Западе, и на Востоке. Это был неоспоримый исторический факт.

Летом того же 1242 года немецкое прибалтийское рыцарство вынуждено было послать в Новгород для ведения мирных переговоров «именитых» послов с челобитием.

Когда орденское посольство явилось на берега Волхова, князя Александра Ярославича в это время там не было. Он отъехал во Владимир к отцу, чтобы проститься с ним. Великий князь владимирский вызывался ханом Батыем в Золотую Орду. В Каракоруме Ярослава Всеволодовича отравит из собственных рук мать великого хана Гуюка.

Исторический портрет Александра Невского» (6 класс)

Технологическая карта урока

Тема урока: «Русь между Востоком и Западом: Исторический портрет Александра Невского»

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Форма урока: урок-исследование

Цель:

Задачи:

  • познакомить с внешнеполитической обстановкой в Северо-Западной Руси, борьбой русского народа с западными завоевателями;

  • познакомить с внешней и внутренней политикой Александра Невского;

  • проанализировать особенности работы с историческими источниками разных типов

  • создать основу для составление исторического портрета Александра Невского

  • продолжить развитие информационной грамотности обучающихся

Планируемые результаты (УУД):

личностные

  • формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию;

  • оценивать исторические события и роль личности в истории, развивать навыки анализа, индивидуального и коллективного проектирования;

  • развивать творческие способности через активные формы деятельности.

метапредметные

  1. коммуникативные:

    1. организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

    2. воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для се решения;

    3. находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиции и учета интересов сторон;

    4. осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;

  2. регулятивные:

    1. формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности: составлять план действий;

    2. соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности;

    3. оценивать правильность решения учебной задачи;

    4. корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

    5. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

  3. познавательные:

    1. использовать таблицы, схемы, модели для получения информации;

    2. анализировать материал учебника и дополнительный материал;

    3. владеть общими приемами решения учебных задач;

    4. давать определения понятий;

    5. устанавливать аналогии;

    6. применять начальные исследовательские навыки для решения поисковых задач;

    7. решать творческие задачи;

    8. представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, презентации;

предметные:

  • овладевать целостным представлением об историческом пути Руси в середине XII — XIV в. ;

  • составлять план исторического портрета

  • анализировать текстовые источники различного типа

  • объяснять историческое значение побед русского народа над немецкими и шведскими рыцарями;

  • соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

План урока:

  1. Организационный этап

  2. Мотивационный этап

  3. Методология составления исторического портрета

  4. Источниковедческий анализ

  5. Подведение итогов и рефлексия

Оборудование:

  1. учебник

  2. пакет с рабочим материалом для работы индивидуально и в группах

  3. компьютер с проектором и выходом в Интернет

  4. лист оценки урока со стикерами

  5. тестовый материал

  6. мультимедийная презентация

Этап урока

Время

Предполагаемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность обучающихся

I. Организационный момент

2 мин

Знакомство учителя с классом. Формулирование темы урока.

Знакомство с учителем

II. Мотивационно-целевой этап

9 мин

В 2008 году был проведен проект «Имя Россия». Как вы думаете, кого выбирали? ПО каким критериям? Кто выиграл? Давайте вместе посмотрим результаты. Александр Невский. А почему именно он? С какими трудностями ему пришлось столкнуться?

А можно ли положиться на эти данные? Соотносятся ли они с исторической наукой? Давайте разбираться.

Для того, чтобы актуализировать тот материал, с которым Вы хорошо знакомы, давайте вспомним исторический контекст. Действительно, Вы уже знаете о том, с какими испытаниями пришлось столкнуться Русской Земли в начале XIII в.:

Период с XI по XIII в. для Европы вошел в историю как эпоха крестовых походов. Немцы, французы, англичане и итальянцы отправлялись в Палестину для покорения арабских земель. Германский император Фридрих II (при поддержке папы римского) решил направить своих рыцарей в Прибалтику для борьбы с местными язычниками. Рыцари Тевтонского ордена и ордена Меченосцев объединились в Ливонский. Они покорили Прибалтику и создали там свою колонию. Язычников заставляли принимать католичество. Восточнее лежали уже русские земли. Католики расценивали православных, как заблудших овец, которые должны были принять католичество. Ливонский орден благодаря своим завоеваниям достаточно окреп, и был объявлен крестовый поход на Русь.

Вы уже заметили, что для того, чтобы сориентироваться и освежить в памяти значимые логические связи, у Вас в файлах есть (Приложение №1)

С одной стороны, возрастание угрозы с Востока: монгольская империя и ее планы по захвату значительных территорий. С другой стороны, Западная экспансия и желание Запада навязать свою веру на русской земле.

Ничего ли Вам это не напоминает? Конечно, необходимо уходить от политизации, но проводить аналогии просто необходимо. «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков» (В.О. Ключевский). Многие историки подчеркивают и выводят именно отсюда актуальность данной темы – попытки Руси сохраниться и развиваться как православной цивилизации под натиском с двух сторон. Русь при этом устояла и устояла. А как оценивали эту эпоху современники?

«О, светло-светлая и прекрасно изукрашенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками неисточимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями…» Всем ты преисполнена земля Русская, о правоверная вера христианская…» — так поэтично говорит о Руси автор Слова о погибели Русской земли, живший в далеком XIII в. Много грозных событий произошло в это столетие, много было свершено славных дел.

Обратите внимание, с одной стороны, сложность исторических условий, а, с другой, абсолютно патетический текст – текст воодушевления и подъема, который говорит нам о том, насколько жители Руси были готовы бороться за ее свободу.

Благодаря кому выстояла Русь? (Александру Невскому). Молодцы! Мы обсуждаем личность в истории. Каков вклад личности (в данном случае Александра Невского) в победу? Почему мы пришли именно к такому результату в борьбе с захватчиками? Что в жизни исторического лица способствовало успеху или неуспеху в его деятельности.

Ребята, а что такое портрет? – Перед Вами портрет, канонический портрет Александра Невского. Только ли изображение мы можем назвать портретом? А где еще мы встречаемся с портретом? Правильно, в истории! Исторический портрет – важнейший способ анализа не только жизни личности, но и анализа исторической эпохи в более широком контексте. Сегодня мы изучаем с Вами эпоху на примере Александра Невского – давайте с Вами и цель урока выведем именно отсюда. Какой может быть цель? (обучающиеся высказывают предположения). Цель нашего урока – научиться составлять исторический портрет. А что нам поможет при его составлении? Где мы берем информацию для работы? (в исторических источниках). Давайте дополним цель – научиться составлять исторический портрет с помощью сведений из различных исторических источников

Тогда тема урока звучит очень просто: «Исторический портрет Александра Невского»

Урок не такой большой и основная его часть будет состоять из двух частей (основам составления исторического портрета и источникам, по которым мы можем его составить).

Основное содержание урока:

  1. Организационный этап

  2. Мотивационный этап

  3. Методология составления исторического портрета

  4. Источниковедческий анализ

  5. Подведение итогов и рефлексия

Давайте для того, чтобы понимать какие стартовые возможности мы имеем проведем небольшую диагностику. Перед Вами Приложение №2. Всего несколько утверждения, с которыми Вы можете согласиться. В конце урока мы с Вами пройдем эту диагностику еще раз.

Обсуждают проект

Отвечают на вопросы

Анализируют историческую ситуацию

Слушают учителя

Участвуют в дискуссии

Формулируют тему и план урока.

Проходят вводную диагностику

III. Методология составления исторического портрета

5 мин

Давайте перейдем непосредственно к теме. «Исторический портрет Александра Невского».

Подумайте пожалуйста в малых группах (парах), для чего нам нужно составлять исторический портрет? (ответы обучающихся)

  • систематизация знаний

  • углубление знаний

  • новый ракурс на изучаемые темы

  • проведение сравнительного анализа

  • подготовка к ЕГЭ

Как мы с Вами будем составлять исторический портрет? Что мы включим, а что не включим, что важно , а что можно опустить?

(Ответы учащихся)

Вы большие молодцы. Есть разные подходы к составлению портрета. Давайте мы для избежания разночтений воспользуемся одним из них. Обратите внимание. Перед Вами план, а какой это план? Сложный – где ряд пунктов детализированы в подпунктах. (Приложение №3).

Скажите, а где мы будем подбирать информацию для составления портрета? Какими источниками воспользуемся? Как выбрать из всего корпуса материалов только те, которые будут релевантны нашей цели? Ведь это действительно проблема – умение ориентироваться в информационном поле и работать с источниками различного типа.

Формулируют функции исторического портрета

Определяют стратегию составления исторического портрета (групповая работа в парах)

Работают со сложным планом

IV. Источниковедческий анализ

9 мин

Я очень люблю современные средства, но еще больше я люблю историю. Несмотря на все возрастающую значимость ИКТ-компетенций и информационных технологий, среди которых контент-анализ, облака тегов, дейджесты и многое другое, остальным для историка является текст. Для раскрытия темы и так как мы с Вами решаем данную учебную задачу впервые, тексты для Вас отобрал я.

Давайте же перейдем к текстам – письменным источникам.

Какие текстовые источники Вам известны: летописи, жития, повести, сказания, поучения, книги, записки, берестяные грамоты и тд. Давайте поработаем с некоторыми из них. При этом часть из них доходит до нас в виде первоисточника, а часть мы получаем уже в некотором роде переработанном виде – в виде оценок и интерпретаций, что только усложняет нашу работу.

Давайте поработаем с ними. Посмотрите, пожалуйста (Приложение №4)

Что это? Давайте ее прочитаем. Обратите внимание на то, что указано в квадратных скобках. Какую информацию для нашего плана мы можем извлечь из этого текста? Подчеркните в самом источнике и отметьте пункт плана, к которому относится названная Вами цитата. В чем ценность источника такого типа? А в чем его слабые стороны?

Следующий источник – Приложение №5 отрывок из отрывок из поэмы Константина Симонова «Ледовое побоище».

Проделайте, пожалуйста, аналогичную работу – отметьте пункты плана, которые могут быть раскрыты с помощью данного источника

И третий заключительный текст. Мы можем найти любой интересующий нас текст, например, текст в самом популярном ресурсе – Википедии. Давайте прочитаем небольшой отрывок и подумаем. Если нам просто интересно – мы вполне можем его использовать, но в чем тут серьезных подвох? – необходимость верификации. Правильно. Обратите внимание на то, что умение работать с различными типами информации – как раз то, что формирует во многом нашу информационную грамотность.

Ребята, а Вы не обратили внимание, в каком порядке подобраны источники? – в хронологическом. Это показывает, как красной нитью идет тема исследования личности Александра Невского через всю нашу историю, как важны и интересны события XIII в.

Работают со схемой

Анализируют исторический источник

Составляют исторический портрет

Проводят источниковедческий анализ

Сравнивают источники различных типов

Оценивают степень достоверности источников

Оценивают значимость источников с точки зрения составления исторического портрета

V. Подведение итогов и рефлексия

5 мин

Таким образом, исторический портрет – важнейший инструмент для исторического анализа, который можно проводить на основании разного типа исторических источников, каждый из которых обладает своими источниковедческими особенностями (плюсами или минусами).

А теперь давайте еще раз пройдем ту диагностику и критически оценим то, как изменились ее результаты.

Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам оценить изученный материал, используя знаки: напоследок небольшое задание: у каждого из вас в конверте приклеен стикер. Перед Вами листы с оценкой нашей работы на уроке, оцените, пожалуйста, нашу работу:

  • новая и интересная информация;

  • я думал (думала) иначе;

  • эта информация меня удивила;

  • мне было скучно.

Есть замечательная мысль М.  Сервантеса «История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего». Продолжая ее, можно добавить, что история еще и неисчерпаемый источник для осмысления и поиска. Но важно еще и уметь работать с историческим материалом, с научных позиций подходить к анализу источников и в целом ко всему тому информационному полю, которое нас окружает.

Надеюсь, что результатом сегодняшнего урока стало продолжение формирования и углубление нашей с вами исторической и информационной компетентности, ведь только умея работать с историческими источниками мы можем объективно оценить окружающую нас информацию. В том числе и информацию о личности, как сегодня мы с Вами делали это на примере Александра Невского.

А дома я предлагаю Вам самостоятельно подобрать источники различных типов, проанализировать их и собрать воедино окончательный портрет Александра Невского.

А дома я предложил бы Вам попрактиковаться: поискать интересные Вам исторический источники, закончить составление портрета Александра Невского и сделать вывод о том, почему именно этому князю удалось отразить атаку на Русь сразу с двух сторон: Востока и Запада.

Спасибо за урок!

Подводят итоги урока

Повторно проходят диагностику

Оценивают степень значимости темы в общем контексте изучения истории

Оценивают свою работу на уроке

Формируют план дальнейшего изучения темы

Источники

Интернет-сайты:

http://www.nameofrussia.ru/

https://yandex.ru/maps

Исторические источники:

  1. «Слово о погибели Русской земли после смерти великого князя Ярослава»

  2. «Слово о великом князе»

  3. «Житие блаженного великого князя».

Литература:

  1. Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII века: «Слово о погибели Русской земли»: [исследования и тексты] / Отв. ред. Д. С. Лихачёв. — М.—Л.: Наука, 1965. — 232 с.

  2. Житие Александра Невского / Подг. текста, пер. и комм. В. И. Охотниковой // Памятники литературы Древней Руси: XIII век / Под ред. Д. С. Лихачева и Л. А. Дмитриева. — М.: Художественная литература, 1981. — С. 426—439.

  3. История России. 6 класс. Поурочные планы к уч. Арсентьева Н.М., Данилова А.А. и др. 2-е изд. — М.: 2017. — 317 с.

  4. История России. Сборник рассказов. Данилов А.А., Демидов Г.В. и др. (2017, 48с.)

  5. Кириллов В.В. Отечественная история в таблицах и схемах / В.В. Кириллов. — М.: Эксмо, 2009. — 320 с.

  6. Князь Александр Невский и его эпоха: Исследования и материалы / Под ред. Ю. К. Бегунова и А. Н. Кирпичникова. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. — 214 с. — 3000 экз. — ISBN 5-86007-037-3.

  7. Мансикка В. Й. Житие Александра Невского: Разбор редакций и текст. — СПб., 1913. — «Памятники древней письменности». — Вып. 180.

  8. Матузова В. И. , Назарова Е. Л. Крестоносцы и Русь. Конец XII в. — 1270 г. Тексты, перевод, комментарий / Институт всеобщей истории РАН. — М.: Индрик, 2002. — 488 с. — Серия «Древнейшие источники по истории Восточной Европы».

  9. Новгородская первая летопись старшего и младшего извода / Под ред. А. Н. Насонова. — М.—Л.: Изд-во АН СССР, 1950. — 642 с.: ил.

  10. Симонов К. Собрание сочинений в 10 томах + 2 тома доп. — М.: Художественная литература, 1979—1987.

Познай свой край родной: Александр Невский

Исторический портрет

Александр Невский — великий человек и полководец, его жизнь и деятельность — важная страница не только истории Псковского края, но и государства Российского.


В переводе с греческого языка имя Александр означает «защитник людей». Великий князь Владимирский и Новгородский Александр Ярославович полностью оправдал свое имя и оставил яркий след в истории России.

Об этом говорит и тот факт, что благоверный Александр Невский – древнерусский князь и полководец — стал победителем телевизионного проекта «Имя России». Он набрал наибольшее количество голосов (более 520 тыс.) и по результатам конкурса объявлен личностью нации.  

    Для справки:

   Всероссийский исторический конкурс «Имя России» был  организован в 2008 году телеканалом «Россия» совместно с Институтом российской истории Российской Академии наук, а также фондом «Общественное мнение».

    Александр родился 30 мая 1220 года в Переяславле (ныне г. Переяславль-Залесский), и был вторым сыном в княжеской семье. Александр – продолжатель династии, и отец его, и дед, и прадед – все были князьями. 

    Когда мальчику исполнилось 4 года, над ним был торжественно совершен обряд пострига. После такого старинного обряда мальчика признавали мужчиной и законным княжеским сыном. На Александра надели  специально сшитую для такого случая одежду воина, пояс, к которому прикрепили маленький меч, и бережно посадили на коня. Вот с этого времени  и началась дорога возмужания будущего полководца.


    Первым учителем Александра стал знаменитый воин боярин Федор Данилович.
— Ты – князь. Ты начинаешь битву и ведешь за собой войско, а потому ты должен лучше всех управлять конем, лучше других биться на мечах, стрелять из лука, владеть боевым топориком, — наставлял его Федор Данилович.
По его указу ратники принесли огромный пень. Федор Данилович углем начертил на нем круг, и Александр бросал в него боевой топорик. А после того, как топорик дюжину раз вонзался в центр круга, боярин вручал княжьему сыну копье.  Особым искусством была и стрельба из лука. Хороший лучник, сидя на коне, успевал выпустить по десять стрел за минуту. И каждая стрела летела на 200 метров. В те времена нельзя было стать хорошим князем без знания ратного дела.


    Но и другие науки тоже были необходимы. Например, письму и счету учил Александра пожилой инок  (православный монах).
— Дед твой и прадед знали книжную премудрость не хуже ратного дела, — говорил отец, — вели свободно беседу на многих языках,  потому и заслужили почет на Руси. Но Александра не нужно было подгонять, он и сам старательно изучал книжную премудрость.
— Вырастет, станет опорой земли Русской, — говорил, любуясь сыном, князь Ярослав Всеволодович. И не догадывался, что слова его скоро сбудутся. 

    Период  княжения отца и деда Александра был едва ли не самым трудным  в истории России: с востока шли, уничтожая всё на своём пути, монгольские орды, с запада надвигались немецкие рыцарские полчища. А русские князья вели братоубийственную войну за власть.  

    С 16 лет Александр уже самостоятельно княжил в Новгороде. Несладким было это княжение среди постоянных раздоров и смут. По обычаям того времени  князь не имел права вмешиваться во внутренние дела города.  Князь Александр пытался кротким словом усмирить все ссоры горожан. Он славился и своим милосердием. Во время голода опустошал княжескую сокровищницу, чтобы прокормить нуждающихся.


    Жизнь князя Александра – это жизнь воина, которая прошла в боевых походах во славу родной земли.

    В 1240 году шведы пошли войной на Русь и подошли  к реке Неве. Командующий шведскими войсками князь Биргер отправил послов, говоря князю Александру: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою». День только начинался. Враги не ожидали нападения. Доспехи их лежали на кораблях. Из леса выехал князь Александр с несколькими сотнями воинов.
— Подождите, мы еще не готовы! – крикнул Биргер.
— Зато мы готовы, — ответил Александр. – Ты ведь звал нас.
15 июля 1240 года на реке Неве произошла битва между русскими воинами и шведскими рыцарями. Русские воины победили превосходящее по количеству воинство Биргера. До битвы со шведами народ называл Александра Храбрый. После битвы на Неве  князя  нарекли Александром Невским. Было ему в ту пору всего 20 лет.


    Многими легендами овеяна Невская битва. 

    Вот одна из них. Когда Александр подошел со своим войском к месту сражения на Неве, то его отозвал в сторону ижорский староста Пилгусий и поведал о чуде. Он рассказал, что всю ночь, спрятавшись в прибрежных камышах, наблюдал за шведами, чтобы потом точно доложить князю о расположении врагов. А наутро, в предрассветном тумане, Пелгусий увидел на воде ладью, а в ней двух человек. Они стояли лицом к лицу, положив руки на плечи друг другу. Напрягая слух, староста смог услышать, о чем говорят эти странные люди, взявшиеся словно бы ниоткуда. «Брате Глебе! -сказал один из них.- Вели грести, да поможем сроднику своему великому князю Александру Ярославовичу. Тут- то и догадался Пелгусий, что перед ним святые братья,  князья Борис и Глеб, трагически погибшие еще в начале 11 века, они были причислены к лику святых и считались защитниками Руси. Теперь они спешили на помощь Александру. Выслушав речь Пелгусия, князь приказал никому об этом не говорить.

Александр был очень умен и понимал: сообщи он воинам, что у них появились такие могущественные небесные покровители, может быть, кто-то из них и будет биться вполсилы. А этого полководец допустить не мог – ему нужна была только победа. 

    Зимой 1242 года началась война с немецкими рыцарями, гордо заявлявшими, что «подчинят себе весь славянский народ». Главной задачей врагов было уничтожение православной веры, обращение русского народа в католическую веру. Князь Александр, выступив в поход, освободил Псков, а весной 1242 дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера. Была страшная сеча, стоял громкий треск от ломающихся копий и мечей. Не было видно льда озера, ибо он покрылся кровью.

И, отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты.    
(К. Симонов)


    В память об этой победе на южной стене псковского Кремля  висит огромный прямоугольный щит. На нем изображена псковская крепость и отчеканены слова: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Многие наши современники уверены, что эти слова принадлежат Александру Невскому. Конечно, слова замечательные. Но произнес их не Невский, а артист Николай Черкасов в кинофильме «Александр Невский». Этот фильм был снят перед Великой Отечественной войной. Слова были пророческие, потому что и фашистам не удалось сломить наш народ.

    В те далекие времена, после битвы на Чудском озере, Александр Невский произнес другие слова. Они записаны в летописи на старославянском языке, а в переводе на современный язык звучат так: «О, псковитяне! Если забудете Александра, если самые отдаленные потомки мои не найдут у вас верного пристанища в злополучьи: то вы будете примером неблагодарности».

    Выполняя наказ Александра Невского, псковичи не раз призывали на помощь и помогали его потомкам в разные годы. Брат Невского — Андрей в 1252 году скрывался от врагов некоторое время в Пскове. В последующие годы находили пристанище в Пскове сыновья Невского: Василий и Дмитрий, внук Юрий. Внучка Александра Невского Мария была женой  князя Довмонта.

    В нашем городе есть много мест, связанных с именем Александра Невского — Мост А. Невского, улица А. Невского, храм А. Невского, памятник А. Невскому на горе Соколиха.


    Монумент на горе Соколиха воздвигнут в память о Ледовом побоище 1242 года, выполнен по проекту скульптора И. И.Соколовского  и архитектора П.С. Бутенко. Высота композиции -30,7 метра.
    Вес 163 тонны. Памятник установлен на горе Соколиха — путь следования Александра Невского с дружиной. Открытие состоялось  24 июня 1993 года в дни празднования  юбилея  г. Пскова. Псковичи чтят  подвиг  Александра Невского и его дружины. Ежегодно 18 апреля у подножия монумента отмечается День Воинской Славы.

    В нашей стране учрежден  орден святого благоверного князя Александра Невского – одна из высших наград России. Награждались им командиры за умелое руководство воинами в бою.

    Виртуальная экскурсия по местам, названным в честь А. Невского в г. Пскове
(Библиотека — Центр общения и информации им. И. Н. Григорьева)

    Полную информацию обо всех местах и объектах в Пскове, связанных с именем Александра Невского, можно посмотреть на сайте интернет-проекта «Имя Невского на карте Пскова». 

Авторская песня « Александр Невский»




    Также предлагаем вашему вниманию видеоэкскурсии победителей литературно-краеведческого конкурса для подростков и молодежи «Увенчанный громкою славой», который проводился в рамках празднования 800-летия со дня рождения Александра Невского.

Экскурсионный маршрут по местам, связанным с именем Александра Невского в г. Пскове

Авторы — учащиеся 7″Б» класса Псковского таможенно-правового лицея г. Пскова 

Видеоэкскурсия по малоизвестным местам Пскова, связанными с именем и памятью А. Невского
Автор — Ильин Павел

Видеоэкскурсия по местам, связанным с именем А. Невского, в городе Пскове
Автор — Александрова Ольга и Якубовский Павел

    Ведущие туристической программы «Тур на двоих» представляют новый туристический маршрут по памятным местам Псковского края, связанным с Александром Невским.  Они расскажут, чем туристов может удивить Псковская область и что кроме Ледового побоища связывает имя Новгородского князя и Псковский регион. Приглашаем к просмотру!