Историческая песнь в литературе это: Исторические песни | это… Что такое Исторические песни?

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ — что такое в Литературной энциклопедии

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ — см. Былины и Песни.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература.Под редакцией В. М. Фриче, А.В. Луначарского.1929—1939.

Исторические песни

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ — группа эпических песен, условно выделяемых учеными из круга былин (см. слово Былины). Это песни, отражающие б. ч. эпоху, более позднюю, чем былины: события XVI—XVII в.в. — и в более отчетливом, чем в былинах, сохранении исторических имен и событий. Особенно много исторических песен посвящено Иоанну Грозному, Ермаку и взятию Сибири; затем есть исторические песни о Смутном времени, из эпохи церковного раскола XVII века (песни о взятии Соловецкого монастыря), о Петре Великом. По объему своему исторические песни обычно меньше былин; пользуясь в общем былинной поэтикой, историческая песня, однако, более бедна традиционными художественными формулами и приемами: общими местами, ретардацией, повторениями, сравнениями (ср.

статью Былины). С постепенной социальной дифференциацией обособляются и более специфические виды исторической песни. Роль казачества, сыгранная им в походах Ермака, событиях Смутного времени и др., выделила из круга исторических песен особую ветвь песен казачьих, в свою очередь перешедших в т. н. песни разбойничьи, ср., напр., песни о Стеньке Разине, Пугачеве. С эпохи Петра, с установлением и дальнейшим ростом солдатчины, выделяется и еще новый вид песни — песни солдатской, развивающейся в свой особый ритмический строй и поэтику. См. песни о смерти Петра I, о турецких походах Екатерининского времени, о французах 12-го года, о событиях 14-го декабря 1825 года и о военных событиях второй половины XIX века.

БИБЛИОГРАФИЯ.

Тексты исторических песен изданы В. Ф. Миллером: Исторические песни русского народа XVI—XVII в.в. ПТГ. 1915 г. (Сборник Отд. Р. Яз. и Слов. Акад. Наук, т. 99), а также см. <<

М. Сперанский>>. Былины, т. II. Изд. Сабашниковых. М. 1919 г. Исследования об исторических песнях: П. Вейнберг. Русские народные песни об Иване Васильевиче Грозном. Изд. 2-е. Птб. 1908 г. и Н. Аристов. Об историческом значении русских разбойничьих песен. Филол. записки. 1874 г. (Воронеж).

Юрий Соколов.Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель,1925


Смотреть больше слов в «Литературной энциклопедии»

ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН →← ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА

Смотреть что такое ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ в других словарях:

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

(русские)        жанр фольклора, возникший в период борьбы с татарским игом («Песня о Щелкане» и др.) и ставший основным историческим жанром в 16 в. Пе… смотреть

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

ИСТОРИ´ЧЕСКИЕ ПЕ´СНИ — эпические русские народные песни (поэмы), содержанием которых служат исторические события, своеобразно преломленные в фольклорн.

.. смотреть

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

муз.-поэтич. произведения, посвященные ист. событиям. Первоначально развивались как составная часть устного нар. творчества, являясь продолжением былев… смотреть

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

музыкально-поэтические произведения русского народа, посвященные историческим событиям. Первоначально развивались как составная часть устного народного… смотреть

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

музыкально-поэтические произведения русского народа, посвященные историческим событиям. Первоначально развивались как составная часть устного народного творчества, являясь продолжением былевого эпоса и сохраняя во многом традиционные приемы былинной поэзии. Отличались от былин меньшим размером и более достоверной передачей исторических фактов. Сказители не выделяли исторических песен, называя их также старинами. Первые сохранившиеся русские исторические песни относятся к к. XIII в. Татаро-монгольское нашествие, оставившее глубокий след в народном сознании, породило ряд исторических песен («Авдотья-рязаночка», песни о татарском полоне, «Щелкан»). Борьба с татарским игом нашла отражение в «Задонщине», которая исполнялась как историческая песня. В России исторические песни достигли наивысшего расцвета в XVI в. В центре их внимания стоят важнейшие моменты истории (песня об обороне Пскова от Стефана Батория и др.). Для песен этого времени характерна большая передача реальных фактов (так, в песне «Взятие Казани» изображено русское войско того времени, а не легендарные богатыри), вместе с тем утрачивается масштабность в раскрытии исторической действительности, обобщенность образов, характерные для ранних песен, опиравшихся на традиции былин. В XVI в. появляется и новая разновидность исторической песни — своеобразная политическая поэма (цикл песен об Иване Грозном, в котором отражены различные взгляды: песни-памфлеты и песни, воспевающие царя). Народные движения нашли свое отражение в цикле песен о Ермаке. Исторические песни XVII в. еще более развивают эту линию (цикл песен о Степане Разине, об осаде Соловецкого монастыря). Время преобразовательной деятельности Петра I нашло отражение в ряде интересных, но малоисследованных песен («Казнь стрельцов», «Полтава», песни о кончине Петра I).

Большинство этих песен возникло в народной, преимущественно солдатской, среде, в них отразились и тяжелые стороны времени Петра I. Исторические песни XVIII в. — в значительной степени солдатского происхождения, они посвящены гл. обр. военной тематике — Семилетней войне (песня о Захаре Чернышеве), русско-шведским и русско-турецким войнам (о бое под Бендерами). Большое внимание в исторической песне уделено бунту Пугачева (песни о бунте в Яицком городке, о гибели Пугачева и др.). В русской исторической песне XIX в. по-прежнему значительное место занимает военная тематика (песни об Отечественной войне 1812 и Крымской войне). В XVIII-XIX вв. русские исторические песни, выражая основную тенденцию времени, все более утрачивают черты конкретных исторических событий (в центре песни о Полтавской битве оказывается Шереметев, солдатские песни нередко воспевают подвиги Суворова даже в тех боях, где он не участвовал, песни о Крымской войне в значительной степени повторяют песни о русско-турецких войнах XVIII в.
). Е. Ж…. смотреть

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ — группа эпических песен, условно выделяемых учеными из круга былин (см. слово Былины). Это песни, отражающие б. ч. эпоху, более… смотреть

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

— под этим назв. в рус. фольклористике выделяются нар. песни преим. политич. и соц.-бытового характера, в к-рых фигурируют конкретные события и лица реальной либо вымышл. истории. По своей поэтике И. П. примыкают к былинам и балладам. Согласно наиб. обоснов. гипотезе И. П. начали складываться в годы борьбы с татарским нашествием и игом (т. н. Рязанский цикл; песня о Щелкане, имеющая в основе своей Тверское восстание против татар в 1327). Полного расцвета жанр И. П. достиг во 2-й пол. 16 и в 17 в. (цикл об Иване Грозном; о Ермаке; о Смутном времени; о Степане Разине; о войнах того времени). В 18 — нач. 19 в. в И. П. преобладающими стали темы воен.-патриотич. (о Шведской войне, о войнах с Пруссией, Турцией; об Отеч. войне 1812 и др.), о соц. конфликтах и движениях (циклы о Булавине и Некрасове и др.

казачьи; о Пугачеве). Значит. развитие получили солдатские песни о воен. кампаниях, полководцах и т. д. Воен.-ист. тематика становится господствующей в И. П. 19 в. (циклы о войнах с Персией, Турцией; о Кавказской войне; о походах в Ср. Азию и др.). <p>В И. П., особенно ранних, значительна доля худ. вымысла, сюжетика песен расходится с ист. конкретикой, преобладает установка на поэтич. трактовку. Гл. для И. П. оказывается не воспроизведение фактов, но выражение нар. оценок, нар. понимания событий и деятелей истории, устойчивых нар. представлений и идеалов.</p>… смотреть

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

ИСТОРИ́ЧЕСКИЕ ПЕ́СНИ русские эпические и лиро-эпические песни, жанр фольклора. Возникли в период борьбы с татарским игом («Песня о Щелкане» и др.) как отклик на события общественной и военной истории. Первый крупный тематический цикл И. п. рисует события 2‑й половины XVI в. («Взятие Казани», «Гнев Грозного на сына» и др.). В многочисленных (в т. ч. казацких) И. п. XVII в. — эпизоды восстания Степана Разина, войны против турок и татар («Взятие Азова», «Оплошность казаков»).

В ряде И. п. XVIII в. изображены Петр I, восстания К. Булавина (песни об Игнате Некрасове) и Е. Пугачева. Последний значительный цикл И. п. — об Отечественной войне 1812. Ранние И. п. по стилю и масштабности эпического повествования близки былинам; в XVIII—XIX вв. сближаются с народными лирическими песнями и песнями литературного происхождения (с исторической тематикой). <p>Издания: </p><p>Историч. песни XIII—XVI вв., М.-Л., 1960; </p><p>Историч. песни XVII в., М.-Л., 1966; Историч. песни XVIII в., Л., 1971; </p><p>Историч. песни XIX в., Л., 1973. </p><p>Литература: </p><p>Соколова В. К., Рус. историч. песни XVI—XVIII вв., М., 1960; </p><p>Криничная Н. А., Народные историч. песни нач. XVII в., Л., [1974].</p>… смотреть

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, жанр русского фольклора, эпические и лироэпические песни о конкретных исторических событиях и деяниях реальных лиц, преимущественно 16 — 18 вв. ; отдельные циклы посвящены Ивану Грозному, Ермаку, Степану Разину, Петру I. <br>… смотреть

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

, жанр русского фольклора, эпические и лироэпические песни о конкретных исторических событиях и деяниях реальных лиц, преимущественно 16 — 18 вв.; отдельные циклы посвящены Ивану Грозному, Ермаку, Степану Разину, Петру I…. смотреть

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, жанр русского фольклора, эпические и лирико-эпические песни об исторических событиях, преимущественно 16-18 вв.; отдельные циклы посвящены Ивану Грозному, Ермаку, Степану Разину, Петру I.<br><br><br>… смотреть

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ — жанр русского фольклора, эпические и лирико-эпические песни об исторических событиях, преимущественно 16-18 вв.; отдельные циклы посвящены Ивану Грозному, Ермаку, Степану Разину, Петру I.<br>… смотреть

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ , жанр русского фольклора, эпические и лирико-эпические песни об исторических событиях, преимущественно 16-18 вв. ; отдельные циклы посвящены Ивану Грозному, Ермаку, Степану Разину, Петру I…. смотреть

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, жанр русского фольклора, эпические и лирико-эпические песни об исторических событиях, преимущественно 16-18 вв.; отдельные циклы посвящены Ивану Грозному, Ермаку, Степану Разину, Петру I…. смотреть

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ — см. Былины и Песни.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

см. «Былины» и «Песни».

8 класс. Историческая песня: определение

Древняя Русь… Закрываешь глаза, и представляется такая картина: старец — сказитель с гуслями за спиной, идущий вдаль, в длинной посконной рубахе, подпоясанной узорным шнуром, рядом с ним мальчик — поводырь. Сухой ветер колышет ковыль, а они движутся по степи навстречу дружине, перед которой будут напевать величавые тонические стихи, с запевом и исходом, славя могучих богатырей, поднимая воинский дух… А потом пойдут дальше, разнося вести о величии ратных дел защитников родной земли. А еще — Илья Муромец на богатырском трехцветном коне, стоит, как скала против супостатов Земли Русской. Один против несметной рати, против нечисти такой, как Соловей Разбойник, Идолище, Тугарин…

Данная тема входит в программу общеобразовательных учреждений в разделе «Литература» для 8 класса. Поэтому данная публикация будет полезна для учителей и учеников. Основные вопросы, которые будут рассмотрены в статье:

  1. Истоки исторической песни: былина.
  2. Что такое историческая песня.
  3. Жанровая принадлежность и особенности. Отличие песен от былин.
  4. Соотнесенность исторических процессов и содержания песен.
  5. Основные циклы.

Былина — предтеча исторической песни

Кто-то, возможно, удивленно спросит: «А причем здесь былины, ведь статья о том, что такое историческая песня?». Ответ прост: именно былины, с их напевностью, особым стихосложением, называемым былинным, их, как это ни парадоксально, мифологичностью, предвосхитили развитие более позднего вида народного творчества — исторической песни. У них много общего, например, форма стихосложения, строение с запевами и повторами, особенно в ранних вариантах песен, да и относятся они к одному и тому же разделу литературы — к устному народному творчеству. Почему же их принято разделять на два различных жанра? Приглашаем на виртуальный урок «Исторические песни: истоки и развитие», попробуем разобраться вместе.

Определение

Что такое историческая песня? Определение следующее: лиро-эпические устные народные песни, посвященные историческим событиям. По сравнению с былинами они меньшего размера. В отличие от былин, лишены элемента мифологизации образов героев. Но в период их зарождения и развития оба этих жанра назывались одинаково: «старинами». Первые исторические песни датируются первой половиной XIV века. Ранние песни были о нашествии татаро-монголов на Русь и притеснении народа, которое творили завоеватели. Например, рассказ о татарском плене в «Авдотье-Рязаночке».

Жанровые особенности

Что такое историческая песня в литературе — определение, до сих пор остающееся условным: филологи до сих пор спорят о том, являются ли эти произведения народного творчества отдельным жанром. Есть среди ученых такие, которые считают, что исторические песни просто разножанровые произведения, объединенные одной тематикой. Компромиссным стало следующее определение: это единый жанр с разными группами песен, не похожих друг на друга по структуре. Ведь развивались они на протяжении периода длиной в четыре столетия: с XIV по XIX века. Поэтому исторически песни, называемые сейчас «ранние песни», существенно разнятся с тем, что слагали в XIX столетии по тематике и по форме.

XIV-XV столетия

Толчком, послужившим к развитию жанра исторической песни, явились захват Руси ордами кочевников и нелегкая жизнь под гнетом чужаков, которые убивали, грабили, угоняли люд в плен.

Создается песня «Щелкан Дудентьевич», в которой поведано о восстании жителей Твери против татарского Чол-хана и его орды, и цикл о взятии ханом Батыем Рязани.

XVI век

В этот период историческая песня становится основным музыкальным жанром. Помните сцену из комедии «Иван Васильевич меняет профессию»? Певчие, поющие о «собаке — крымском хане» во время пира — это обычное явление того времени, и песня эта — реально существующее вокальное произведение «А не сильная туча затучилась», в котором повествуется о набеге татар и о битве при Млодях.

Становление молодого, централизованного государства, колоритный царь Иван Грозный, его деятельность: прогрессивная международная и жуткая, деспотичная внутренняя, покорение Ермаком Сибири — это то, о чем тогда пели люди.

Циклы исторических песен XVI столетия: «О взятии Казани», «Об убийстве царевича Иваном Грозным» , «О Ермаке»

XVII век

Начало XVII века в истории называется «Смутными временами». В этот период российской истории происходит масса трагических событий: Польша нападает на Русь, умирает Иван Грозный, начинается битва за российский трон, появляется череда самозванцев. Наиболее известный из них — Лжедмитрий, Григорий Отрепьев. В довершение ко всему происходит мощное народное восстание, которое возглавил Разин.

Исторические песни этого периода как зеркало отражали все перипетии истории. Впервые люди запели об освобождении от власти несправедливого царя, зазвучала надежда на лучшее будущее. Сформировался цикл песен о Разине.

Кроме того, в песнях звучит тема защиты южных границ Руси от янычаров и татар: «Азовский пленник», «Оплошность казаков». Возвеличивается подвиг простых людей, боровшихся с «врагами земли Русской»: песни о Минине и Пожарском.

XVIII век

В России VIII века реформы Петра I полностью меняют жизненный уклад многих людей. Неоднозначно отношение народа к происходящему в стране: введение европейских обычаев, непонятных и чуждых, увеличивается нагрузка на простой люд, который массово отправляют работать на верфи и строительство Северной Венеции, вводятся новые каноны веры, жестоко подавляют любую попытку поднять бунт: жалка участь взбунтовавшихся стрельцов. Но в то же время появляются выходцы из простого сословия, которые стали приближенными царя, «выбились в люди». Русское государство вырастает в Российскую империю и становится сильной страной, могущей постоять. Позже, после череды дворцовых переворотов, начинается блестящая эпоха Екатерины, во время правления которой вспыхнула крестьянская война под руководством Пугачева.

Соответственно, все это нашло отражение в исторических песнях. Особенно популярны песни «О царе-Петре». Показательно то, что о Петре I слагают сказки.

Потрясение от крестьянской войны вылилось в песенный цикл об Емельяне Пугачеве.

Яркая воинская звезда Суворова также послужила созданию множества сказаний и песен об этом полководце. Приобрели популярность песни о солдатах, их доблести.

XIX век

Наступило время, когда историческая песня для народа приобрела статус «старинной». В это время старые песни перепевают на новый лад. Сюжеты для новых произведений добавили русско-персидская (1804-1813), Отечественная (1812), русско-турецкая (1828-1829) войны. В песнях этого времени фигурируют такие полководцы, как Кутузов, Нахимов, Платов.

Однако именно в XIX веке древнерусский эпос начали активно записывать и изучать ученые-фольклористы, появилось определение, что такое историческая песня, и классификация по темам. В начале XX века благодаря усилиям исследователя-энтузиаста Миллера и Академии наук увидел свет первый песенный сборник, куда вошли произведения 16-17 века.

Роль исторических песен в культуре

Эпическое наследие Руси, в частности исторические песни, огромный пласт самобытной культуры. Во-первых, они имеют истинно народную душу, а это немаловажно для сохранения памяти о своих корнях. Во-вторых, песни представляют большой интерес для историков и филологов, так как помогают точнее представить события давних времен, выяснить, какие изменения претерпел русский язык за многие сотни лет, исследовать старинные стихотворные формы.

Заключение

Для лучшего усвоения объемной литературной темы «Исторические песни» 8 класс необходимо настроить на повторение изученного на уроках истории. Идеальный вариант проведения занятий по данной теме — интегрированные уроки » Литература — история», «Литература — музыка».

Народная музыка | Определение, история, исполнители, песни, инструменты и факты

песни напечатаны на развороте

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Боб Дилан Брюс Кокберн Баффи Сент-Мари Вуди Гатри Пит Сигер
Похожие темы:
Фольклорный фестиваль в Ньюпорте мариачи скиффл уродский фолк валленато

Просмотреть весь связанный контент →

народная музыка , тип традиционной и в основном сельской музыки, которая изначально передавалась через семьи и другие небольшие социальные группы. Как правило, народная музыка, как и народная литература, живет в устной традиции; это изучается через слушание, а не через чтение. Он функционален в том смысле, что он связан с другими видами деятельности, и по происхождению он в основном сельский. Полезность этого понятия варьируется от культуры к культуре, но наиболее удобна для обозначения типа музыки Европы и Америки.

Термин народная музыка и его эквиваленты в других языках обозначают множество различных видов музыки; значение термина варьируется в зависимости от части мира, социального класса и периода истории. При определении того, является ли песня или музыкальное произведение народной музыкой, большинство исполнителей, участников и энтузиастов, вероятно, согласились бы с определенными критериями, вытекающими из моделей передачи, социальной функции, происхождения и исполнения.

Основные традиции народной музыки передаются устно или на слух, т. е. они усваиваются посредством слуха, а не чтения слов или нот, обычно в неформальных, небольших социальных сетях родственников или друзей, а не в таких учреждениях, как школа или церковь. В 20-м веке передача через записи и средства массовой информации стала заменять большую часть личного обучения. По сравнению с художественной музыкой, приносящей эстетическое наслаждение, и популярной музыкой, выполняющей (часто наряду с социальными танцами) функцию развлечения, народная музыка чаще ассоциируется с другими видами деятельности, такими как календарные или жизненные ритуалы, работа, игры, инкультурация и народная религия; народная музыка также чаще носит интерактивный, чем презентационный характер.

Эта концепция применима к культурам, в которых также существует городская, технически более сложная музыкальная традиция, поддерживаемая и для небольшой социальной, экономической и интеллектуальной элиты в городах, при дворах или урбанизированных культурах. Как правило, «народная музыка» относится к музыке, которую понимают широкие слои населения, особенно низшие социально-экономические классы, и с которой они идентифицируют себя. В этом отношении это сельский аналог городской популярной музыки, хотя распространение этой музыки в основном зависит от средств массовой информации — звукозаписей, радио, телевидения и, в некоторой степени, Интернета.

Викторина «Британника»

Викторина «Поп-культура»

Традиционно исполнители народной музыки были любителями, и некоторые народные песни были известны буквально всем членам общины; но специалисты — инструменталисты и певцы повествований — были важны для народных сообществ. В ХХ веке резко расширилась роль профессионалов как исполнителей и носителей народных традиций. Народная музыка в том виде, в каком она, как считается, существовала в прежние времена, может обсуждаться отдельно от периодов возрождения, таких как период 19 века.Европейский национализм 19-го века и возрождение 20-го века, незадолго до и после Второй мировой войны, которые были мотивированы политическими программами. В контексте популярной музыки исполнение «народной музыки» можно отличить по использованию песен политического содержания и использованию традиционных инструментов и акустических гитар. С другой стороны музыкального спектра границы между народной музыкой и художественной музыкой были размыты, начиная с 19 века, когда композиторы художественной музыки ввели песни из фольклора в городскую музыкальную культуру.

Термины, используемые для народной музыки в разных культурах, освещают аспекты концепции. Английский термин и его французские и итальянские аналоги, musique populaire и musica popolare , указывают на то, что это музыка, связанная с социальным классом, «народом». Немецкий термин Volksmusik («народная музыка») сочетает понятие класса с объединением этнической группы, как и термин хинди log git («народная музыка») в Индии. Чешский, как и некоторые другие славянские языки, использует термин narod («нация») и его родственников, что указывает на то, что народная музыка является музыкальным объединителем всех чехов. И наоборот, персидский термин mūsīqī-ye mahalli («региональная музыка») подчеркивает различия в стиле и репертуаре народной музыки в разных регионах Ирана. Термин народная музыка также, возможно, неразумно, использовался для традиционной художественной музыки азиатских и африканских культур, чтобы отличить их от западной классической системы.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Типичная концепция народной музыки 21-го века исходит из представлений о природе музыки и музыкальной жизни в деревенских культурах Европы с 18-го по 19-й век; но на эту традиционную народную музыкальную культуру сильно повлиял подъем индустриального общества и городов, а также националистические движения, начавшиеся в 19 веке. И угроза народной культуре, и рост национализма стимулировали движения за возрождение и сохранение, лидерами которых были ученые музыканты, поэты и ученые. В 20-м веке дальнейшее возрождение связывало народную музыку с политическими и социальными движениями и стирало музыкальные различия между народной, художественной и популярной музыкой. Тем не менее, живые остатки традиционной культуры народной музыки сохранились и в 19 в.Западная Европа 19-го века и Восточная Европа до 20-го века; это основания для следующей характеристики.

PBS — Музыка американских корней: в класс

Историческая справка

Чтобы оценить разнообразие идей и опыта, сформировавших нашу историю, мы должны быть чуткими к сложности и многообразию культурной документации, к огромным возможностям, которые эти документы предоставляют нам, чтобы проникнуть внутрь американской жизни, проникнуть в глубокую жизнь народов. исключены из американского опыта, многие из них в свое время были неудачниками, преступниками, мятежниками, которые — индивидуально или коллективно — пытались конкретизировать и придать смысл абстрактным понятиям свободы, равенства и свободы.

-Леон Литвак, доктор философии.
Историк, лауреат Пулитцеровской премии,
Советник по музыке американских корней

Что такое музыка американских корней?
Термин «музыка американских корней» может быть незнакомым и требует некоторого пояснения. В начале 20 века термин «народная музыка» использовался учеными для описания музыки, созданной белыми европейцами, часто проживающими в относительно изолированных сельских районах Юга. По прошествии века определение народной музыки расширилось, включив в него стили песен, особенно блюз, также и южных чернокожих. В целом народная музыка рассматривалась как окно в культурную жизнь этих коллективов. Народные песни передавали надежды, печали и убеждения повседневной жизни простых людей. Все чаще музыка, созданная другими группами американцев, такими как коренные американцы, американцы мексиканского происхождения и каджуны, подпадала под определение «народной музыки». Ее пели в церквях, на крыльцах, в полях и на других рабочих местах, убаюкивая детей и на вечеринках. Мелодии и слова передавались от родителей к детям, хотя песни и их значения часто менялись, чтобы отразить меняющиеся времена.

В 1960-е годы росла осведомленность о народных песнях и музыкантах, и популярные музыканты стали использовать народную музыку как художественный источник, как никогда раньше. Затем «народная музыка» стала формой самой популярной музыки, популяризированной певцами / авторами песен, такими как Боб Дилан, который помог создать интимный, часто акустический стиль исполнения, который перекликался со стилем народных музыкантов из сообщества. Музыкальные писатели, ученые и поклонники начали искать новые способы описания разнообразных музыкальных стилей, которые до сих пор поют и играют в общинах по всей Америке, хотя чаще всего их не слышат по радио. Термин «музыка корней» теперь используется для обозначения этого широкого спектра музыкальных жанров, которые включают блюз, госпел, традиционный кантри, зайдеко, техано и пау-вау коренных американцев.

Чему музыка корней может научить нас культурной самобытности в США?
Песни являются важной культурной формой, с помощью которой люди утверждают и сохраняют свою собственную историю перед лицом меняющихся социальных условий. Спиритуалы в исполнении афроамериканских рабов; песни протеста в исполнении молодежи 1960-х годов; Мексиканцы из Техаса поют corrido ; и «профсоюзные песни», исполняемые профсоюзными организаторами, — все они говорят о том, что музыка была одновременно и неотъемлемым ответом на исторические и культурные конфликты, и выразительным средством, поощряющим коллективные действия. Как отмечает этномузыколог Мануэль Пенья, « corrido служил мощным символическим ответом техасских мексиканцев на их угнетение в рамках новой системы, установленной англо-американцами по всему юго-западу». Музыка Roots долгое время была средством предоставления голоса бесправным людям.

Музыка американских корней опирается на жизненный опыт обычных мужчин и женщин, которые были и часто до сих пор определяются и ограничиваются культурными конструкциями расы, класса и пола. Точно так же, как музыка отражает то, как американцы боролись с угнетающими социальными и экономическими условиями, музыка также является средством прославления и придания достоинства идентичности.

Музыкальное представление часто было местом, где белые и черные могли собираться вместе и преодолевать социальные ограничения, налагаемые сегрегацией. Историк Пит Дэниел из Смитсоновского института отмечает, что путешествующие чернокожие и белые музыканты часто вступали в контакт и влияли на музыкальный репертуар и стили игры друг друга. Однако, особенно на Юге, расовая сегрегация продолжала разделять музыкантов и публику в соответствии с укоренившейся расовой логикой. С появлением радио широкий круг американцев познакомился с разнообразием музыкальных стилей, поскольку не было возможности «разделить» радиоволны. Реакция на расизм и расовую сегрегацию отразилась в музыке американских корней.

У всех разнообразных народов Америки издавна существуют взаимные связи между религией, песней и воспроизводством «общины». На Юге религиозная музыка 18 и 19 веков повлияла на отдельное, но связанное развитие афроамериканской и англоязычной духовной музыки. Все ночные «пения» были мероприятиями, на которые члены сообщества собирались вместе, чтобы послушать духовную музыку на Юге; чернокожие мужчины-члены евангельских квартетов сформировали узы взаимности, которые продолжались на протяжении всей их жизни. Как отмечает Бернис Джонсон Рейгон, «четверка стала еще одной общественной структурой, где люди могли собираться и творить на основе собственного опыта». В черно-белых традициях религиозная музыка часто служила источником для формирования и исполнения светских песен. Как заметил историк Билл Мэлоун, «музыка кантри не подвергалась большему влиянию, чем южная религиозная жизнь, развивавшаяся в обществе, где религия была широко распространена». И черные, и белые южане обычно получали свое музыкальное образование в среде, в которой упор делался на религиозную музыку. Такие песни, как «Amazing Grace» и «Farther Along», были общими для обеих групп.

В частности, в первой половине 20-го века ученые и коллекционеры «объективировали» бедных белых сельских жителей как воплощение чистой, подлинной американской культуры, связанной с «англо», североевропейскими источниками. Хотя сборники афроамериканских народных песен были опубликованы еще в 1867 году, представление об афроамериканцах как об авторах части народного наследия Америки не получило широкого признания до более позднего времени. Частично благодаря усилиям Джона Ломакса чернокожие, особенно сельские блюзмены, стали рассматриваться как народные «герои», и исследователи белого фолка начали всерьез собирать песни афроамериканских общин, а также англоязычных. Например, Джона Ломакс интересовала гипотетическая связь между афроамериканской музыкой и истоками нашей национальной фольклорной традиции, которая, по его мнению, сохранилась среди чернокожих заключенных, которые в течение многих лет были изолированы от основной культуры в южных тюрьмах.

Неравные властные отношения, обусловленные расовыми и классовыми различиями, а часто и полом, характеризовали развитие «народной» музыки от ее корней в местных сообществах до ее распространения среди широкой и разнообразной аудитории. Средний класс и элита, чаще всего белые, городские музыканты, ученые и поклонники были привлечены к музыке, созданной относительно бесправными афроамериканцами, белыми и латиноамериканцами. Эти отношения привели сельскую и «этническую» музыку и самих музыкантов в город, где они достигли широкой публики, но не всегда получали справедливую компенсацию или признание со стороны промоутеров, которые помогали популяризировать их музыку.

Как музыка корней связана с историческими событиями?
В течение 20-го века Соединенные Штаты пережили монументальные изменения, вызванные такими событиями, как индустриализация, интеграция и глобализация. Как показывает серия «Музыка американских корней», музыка корней была связана со многими динамичными движениями за перемены и отражала их, включая войну с бедностью, Новый курс, рабочее движение, движение за гражданские права и мир, защиту окружающей среды, индейцев, чикано и женские движения.

Основные исторические события оказали значительное влияние как на характер, так и на популярность рут-музыки в Америке. Например, социальные и экономические изменения, вызванные Второй мировой войной, оказали огромное влияние на блюз и музыку белого кантри. До войны оба были в основном региональными, разрабатывая разные стили в разных областях и охватывая в основном местную аудиторию. Огромные перемещения населения в сочетании с экономическими изменениями, вызванными технологиями и средствами массовой информации, сделали эту музыку популярной среди более широкой аудитории. Переход из сельской местности в городскую среду подверг музыку новым и разнообразным влияниям. Соответственно были изменены музыкальные стили, инструментарий и тексты песен. Подобная динамика последовала за историческими трансформациями, такими как Великая депрессия, Пыльный котёл, экспансия на запад, студенческие движения 19-го века.60-е годы и глобализация Америки в конце века.

20-й век стал свидетелем беспрецедентного развития технологий, которое имело глубокие последствия для каждого американца. Когда люди начали путешествовать по железным дорогам и автомобилям, а экономика становилась все более индустриализированной, региональные границы были пересечены, а культурное взаимодействие между разными людьми Америки обогатило музыкальные традиции страны. Музыкальному взаимообогащению также ускорило развитие коммуникационных технологий, таких как записывающее устройство с восковым цилиндром, фонограф, музыкальные автоматы, кинокамера и радио, которые распространяли местную музыку среди широкой аудитории по всей стране.

Свобода была ключевой темой в музыке американских корней, как с точки зрения идей, выраженных в музыке, так и с точки зрения использования музыки в движениях за социальные изменения. История музыки американских корней неразрывно связана с индивидуальной и коллективной борьбой за социальные перемены и свободу от угнетения, и эту динамику ярко иллюстрирует история песни «Мы преодолеем», которая стала гимном движения за гражданские права. Тему свободы также воплощают многие музыкальные герои Америки. Одним из таких романтических персонажей является Вуди Гатри, прославленный как странствующий герой, который избегает ограничений общества, которое становится все более индустриальным. Блюзмены и женщины, такие как Мадди Уотерс и Бесси Смит, которые превратили свой суровый опыт в мощное музыкальное выражение, также олицетворяют дух свободы и отказ от ограничений.

Неизменная популярность рут-музыки на протяжении 20-го и в 21-м веках является свидетельством ее привлекательности и жизнеспособности как набора музыкальных жанров, которые говорят о человеческом состоянии и о нем в самые разные исторические периоды. В нынешнюю эпоху глобализации корневая музыка развивается путем синтеза элементов из разрозненных источников. В то время как «корни» были оторваны от своих географических и культурных оснований, музыка корней продолжает давать голос постоянно растущему спектру американцев, которые используют музыку как средство размышлений и, во многих случаях, все еще способствуя социальным изменениям.

Чем музыка американских корней похожа на американскую литературу?
Американская народная музыка и литература всегда опирались друг на друга как источники и отражали общие исторические и гуманистические темы. Музыка Roots перекликается с проблемами американской литературы.

Историк Чарльз Вулф пишет:

   Одна из ключевых линий повествования, проходящая через все четыре программы из Музыка американских корней — это восприятие музыки корней как мощной и непризнанной народной литературы. По сути, это совокупность выразительной культуры, которая отражает и драматизирует те же темы, что и в официальной американской литературе: расширение прав и возможностей, свобода в социальной структуре, сохранение традиций в изменчивом мире, сохранение ценностей и поиск стратегий для поиска справедливости. . Мы предполагаем, что рут-музыка представляет собой важную и забытую главу в американской культуре, и что ее темы и проблемы часто пересекаются с более формальной культурой. Вместо того, чтобы писать книги и пьесы, исполнители музыки корней сочиняют песни, баллады и песни протеста. Их искусство обычно было устным, передавалось из уст в уста или по обычаю и подражанию.

Развитие литературы также повлияло на то, как музыка корней была опосредована и понята широкой американской аудиторией. «Регионализм» и «натурализм», два литературных движения конца 19 века, пробудили общественный интерес к тому, что можно было бы назвать «национальной живописностью»: югу плантаций, Дикому Западу и границе Аппалачей. Эти движения помогли вызвать интерес к сельской Америке и связанным с ней музыкальным формам. Писатели-разгребатели, такие как Аптон Синклер, находились под влиянием политики, окружающей рабочее движение, и помогли повысить уровень общественного сознания в отношении проблем, присущих индустриальному обществу, в то время, когда народные песни изображали жизнь американцев из рабочего класса.

Между американской литературой и народной музыкой существует множество точек тематического соприкосновения. В течение многих лет многие из наших самых важных писателей признавали связи с нашей народной культурой и прославляли их. Чарльз Вульф отмечает, что Марк Твен описал танец «джуба» в « Гекльберри Финн »; поэт Карл Сэндберг сочинял некоторые из своих величайших стихов, когда составлял свой «Американский сборник песен» 1925 года; Ральф Эллисон использовал блюз как основной элемент своих романов и рассказов; Вуди Гатри задался целью написать цикл песен, который стал бы народной версией 9 песен Стейнбека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *