Ирий у восточных славян: Ирий | это… Что такое Ирий?

Каким был загробный мир наших предков?

Представления о загробном мире существуют абсолютно у всех народов Земли. И восточные славяне здесь не исключение. Причем представления эти связаны не только и не столько с вопросом «а что же будет со мной после смерти», сколько с тем, что человек с мифологическим сознанием ежедневно соприкасается с потусторонним миром: миры живых и мертвых в его представлении связаны, а границы между ними временами открываются.

Про душу

Мифологические представления славян со временем испытали влияние христианства, однако в народной традиции сохранилась их основа. О душе говорили, что «полноценной» является мужская душа, поскольку ее вдохнул в Адама сам Бог. Женская же душа наполовину от Адама. Однако различие существует не только по гендерному признаку: у христиан души светлые, а у некрещеных – темные. Из всех животных обладателем настоящей души является только медведь – она у него выглядит как щеночек.

Любопытно в народе отвечали на старый христианский вопрос о том, в какой момент у человека появляется душа (в момент зачатия, родов или на какой-то стадии развития плода). Восточнославянская традиция гласит: момент, когда ребенок начал шевелиться в утробе, означает, что Бог вдохнул в него душу. Считалось, что едой для человеческой души является пар от пищи.

Г.И. Семирадский. Похороны знатного руса

Что же касается соприкосновения с потусторонним миром, вот только несколько примеров. У белорусов считалось, что завывающий ветер в трубе – это просьба души покойного родственника о поминовении. Бабочку в некоторых русских говорах называют душечкой, поскольку существовало представление о воплощении души в ночную бабочку или мотылька. А у украинцев запрещено отгонять от покойника вьющуюся муху – это его душа. И с птицами схожая история. Отсюда идет, например, обычай рассыпать на могилах зерно в первые 40 дней после смерти человека.

Есть и такие поверья, которые рассказывают о превращении душ умерших в змей. Рассказывали, что во время одной свадьбы, когда гости стали водить хоровод, в центр его приполз уж – «душа» отца жениха.

Если же умер человек молодым, его душа прорастет на могиле деревом, цветами или травой. Поэтому считалось, что нельзя рвать цветы и срубать деревья на кладбищах. А в одном русском причитании так и обращались к покойнику: «На травах ли ты вырастешь, на цветах ли ты выцветешь?» Вообще, у восточных славян много легенд про деревья, которые выросли на могиле или из крови убитого человека. Среди них встречаются сказки, повествующие о том, как дудка или свирель, которую сделали из такого дерева, рассказывает про убийцу. Еще в народе верили, что во время сна душа способна ненадолго покинуть тело.

В.М. Васнецов. Тризна по Олегу

Смерть и «тот» мир

Что же касается восприятия смерти, нормальной смерти (о «ненормальной» мы как-нибудь расскажем отдельно), то восточные славяне считали ее возвращением души «домой» из мира живых, где та «гостевала». Отсюда и восприятие гроба как домика для покойного и традиция класть в гроб то, с чем покойный не расставался при жизни. А если ребенок умер, то клали нитку, которой предварительно измерили рост отца, чтобы ребеночек знал, до какого роста расти на том свете надо. Были и другие подобные обычаи.

Загробный, потусторонний мир – это противоположность миру живых. Мир живых расположен справа, на востоке или юге, в нем царит порядок. Загробный мир расположен слева, на западе или севере, там нет времени и жизни, там тьма и вечная ночь.

Древние языческие представления, в отличие от христианских, обрисовывают мир разделенным именно на мир мертвых и живых, а не на рай и ад. В этом смысле интересно языческое понимание греха. Грешный человек – тот, который нарушает бытовые и обрядовые правила поведения. Такой человек способен навлечь несчастье не только на себя, но и на все общество, в котором живет. А вот самоубийца и погибший в результате несчастного случая в языческом сознании не различаются, в отличие от христианского. Их смерти одинаково «неправильны», поскольку человек не прожил полностью отведенный ему срок. Отныне он не сможет перейти в иной мир, он «заложный» покойник.

Представление о птицах как воплотившихся душах, а также представления о потустороннем мире нашли отражение в легендах об Ирии. Ирий – подземная, иногда заморская страна, в которую направляются души покойников. Туда же улетают птицы и уползают змеи по осени и оттуда возвращаются по весне.

И добавим, что отношения между двумя мирами определили у восточных славян после христианизации различные календарные и семейные обряды, смысл которых сводился к получению пользы и уменьшению вреда от умерших предков.

Славянский рай Ирий | Славяне

Куда улетают перелётные птицы по осени? Наверняка этот вопрос, ставивший учёных в тупик вплоть до самого начала XX века, вызвал бы удивление у среднестатистического представителя восточных славян. Ибо любой из них знал, что и птицы, и змеи зимуют в Ирии, то есть в раю. И туда же отправляются души умерших после смерти. Впрочем, и живому человеку можно попасть в Ирий. Нужно лишь быть чистым душой, сердцем и помыслами — и тогда откроется тебе дорога в царство неземного блаженства, где все свободны и равны. С чистотой, увы, у человечества всегда возникали проблемы. Поэтому люди попросту искали дорогу в Ирий-рай в надежде, что по приходе туда им авось никто на дверь не укажет…

Славянский рай Ирий (Сварга)

Заветная страна

В какую сторону надо идти, чтобы рано или поздно прийти в Ирий-рай (Сварга в ведической традиции) — страну, скрытую от людских глаз?

Первое историческое зафиксированное упоминание об Ирии датируется XI веком. Именно тогда безвестный летописец со слов бродячих монахов записал древнюю легенду. Будто бы пришёл к Владимиру Красное Солнышко мудрец и поведал, что есть такая страна, где никто ни в чём не нуждается, воздух целебен, сады плодоносящи, а питают ту землю молочные реки, что стекают с белой горы. Живут там мудрейшие из мудрейших, знающие ответы на любые вопросы. Но путь в эту страну скрыт от злых людей, и откроется дорога лишь тому, у кого чистое сердце. Тогда Владимир призвал к себе дружину, отобрал самых достойных воинов, поставил во главе отряда монаха Сергия да и отправил их искать дорогу в Ирий-рай, ибо речь шла, разумеется, о нём.

Многие годы блуждали дружинники князя Владимира, покуда нашли наконец заветную страну. И так им там понравилось, что они решили остаться. Только отец Сергий, верный данному слову, отправился на родину, чтобы открыть князю дорогу в Ирий-рай. Но путь был такой длинный, что он вернулся в Киев глубоким старцем с помутившимся рассудком и потому не мог сказать, где находится Ирий-рай…

По маршруту Марка

Память о сказочной стране продолжала жить на страницах русских летописей: Ирий-рай поминали и в XII, и в XIV веках. Но в экспедицию на поиски потерянного славянского рая собрались только старообрядцы: жизнь заставила.

В конце XVII века в Русской православной церкви произошёл раскол. И противники церковной реформы, навязанной патриархом Никоном, не желая отступаться от веры отцов и дедов, принялись массово отправляться в Сибирь — за Рифейские горы, то есть за Уральский хребет. По сведениям старообрядцев, именно там находился Ирий-рай, который они — по цвету тамошних рек — называли Беловодьем.

А уже в XVIII столетии по стране начали распространяться рукописные списки небольшого сочинения некоего Марка — инока старообрядческой Топозерской обители. Сочинение называлось «Путешественник» и представляло собой подробное описание маршрута от Москвы до Беловодья. Чтобы добраться до страны, где нет человеческой власти и все равны, нужно было следовать через Казань, Екатеринбург, Тюмень, Барнаул и Бийск в алтайские поселения старообрядцев, расположенные в долинах рек Бухтарма и Уймон. А там, дескать, старцы уже подскажут, куда дальше путь держать.

По сути, «Путешественник» был своего рода агитацией для крепостных: бросайте свои оковы и бегите в страну, где нет рабства. И они бежали — даже в XIX веке. Но, увы, никто из них так и не нашёл никакого Беловодья за Уральским хребтом. Многочисленные бегуны либо прибивались к старообрядцам, либо организовывали свои поселения, время от времени продолжая поиски благостной земли. Так, может, и не было никогда никакого Ирий-рая в Сибири? Ошибался Марк? Или он намеренно вводил в заблуждение ищущих, уводя их от цели?

Белое море

В 2005 году в Москве была издана книга «Начало. Первые былины славян», куда среди прочих входила и песня об Ирий-рае. Песня трагическая, повествующая о том, как рай древних славян погиб от внезапно нахлынувшей волны Белого моря, на берегах или островах которого он находился. Последовавшая затем лютая стужа вынудила уцелевших людей искать спасения в тёплых краях — и они начали мигрировать на юг.

Следует заметить, что многие исследователи былин убеждены, что те правдиво отражают картины прошлого. По сути, это самый близкий к оригиналу пересказ событий, правда сильно мистифицированный и чрезмерно утяжеленный литературными излишествами.

Давайте попробуем принять как данность, что Ирий-рай находился на Белом море. Какие события могли способствовать резкому подъёму уровня воды? Скорее всего, высокая волна — это цунами. Оно зародилось в Северном Ледовитом океане, а потому было ослаблено его ледовым покровом и к берегам Белого моря пришло в виде волны с пологим фронтом. В противном случае разрушения оказались бы куда более катастрофическими. При этом само цунами могло быть вызвано и тектоническими подвижками коры, и подводными извержениями, и падением какого-нибудь космического тела…

Сенсация!

Специалисты считают, что описанный в былинах исход племён случился во время так называемого Валдайского оледенения — 40, а то и 50 тысяч лет назад. Именно тогда на севере европейской части России установился самый тёплый климат, и только тогда район Белого моря был свободен от ледника. Кроме того, именно Валдайское оледенение закончилось одним из самых резких падений температур за всю историю планеты…

В январе 2007 года журнал «Сайнс» разразился сенсацией. Он опубликовал результаты совместных исследований учёных России, Великобритании и США, в корне меняющие современные представления о направлении миграционных потоков древности. Исследователи доказали, что 40 тысяч лет назад люди не приходили осваивать Север. Они уже жили там — и очень комфортно, но в связи с резким похолоданием вынуждены были отступать на юг.

То есть современная наука подтверждает события, описанные в славянских былинах. И теперь мы знаем, что Ирий-рай находился на Белом море. Но где конкретно он располагался — на берегах или всё-таки на островах?

С известной долей допущения, в надежде, что территория бассейна Северной Двины не претерпела изменений после предполагаемого катаклизма, наш круг поисков существенно снижается. Искать Ирий-рай нужно среди островов Белого моря, благо что их не так много и все они объединены в один архипелаг — Соловки.

Практика замещения

Из истории Соловков известно, что первыми сюда пришли отшельники с Большой земли. В 1432 году они поставили здесь деревянный монастырь, который много раз горел. А через 150 лет — в конце XVI века — на его месте уже стояла каменная крепость, сложенная из огромных валунов, вес некоторых из которых достигал 10 тонн. И в том же XVI веке английский географ Антоний Вуд составил атлас Московии (сегодня он хранится в Британском музее в Лондоне), в котором на странице, посвящённой Соловкам, изобразил отнюдь не христианскую церковь, а некий комплекс культовых сооружений. То есть британский подданный не знал о существовании монашеского поселения в Белом море, но был осведомлён о том, что там было до прихода отшельников. Так что монахи не только не были первыми обитателями Соловков, но и пришли туда целенаправленно, зная, что островная земля обладает священной силой.

Выходит, Соловецкие острова — это и есть то место, где когда-то находился Ирий-рай, страна вечного лета? Но что, кроме тропических фруктов, которые монахи когда-то выращивали на архипелаге, может подтвердить этот вывод?

Люди, приезжающие на Соловки, не замечают там никаких следов древней цивилизации. Но не замечают только потому, что христианский центр целенаправленно возводился на месте культовых славянских сооружений. Весь обширный комплекс Соловецкого монастыря был призван заместить собой языческие святыни и вытеснить их из людской памяти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *