Победа киевского князя олега над греками в 907 году: О победе Киевского князя Олега над греками 6415 (907) году

Поход Олега на Константинополь | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ПОХОДЕ ОЛЕГА НА КОНСТАНТИНОПОЛЬ

В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и полян, и северян, и древлян, и радимичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли «Великая скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришел к Царьграду; греки же замкнули Суд, а город затворили…

И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда поднялся попутный ветер, подняли они в поле паруса и двинулись к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, согласимся на дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». И потребовал Олег выплатить дань на две тысячи кораблей: по двенадцать гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей…

Цесари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир. И сказал Олег: «Сшейте для руси паруса из паволок, а славянам шелковые», и было так. И повесили щиты свои на вратах в знак победы, и пошел от Царьграда. И подняла русь паруса из паволок, а славяне шелковые, и разодрал их ветер. И сказали славяне: «Возьмем свои толстины, не даны, знать, славянам паруса шелковые». И вернулся Олег в Киев, неся золото и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными.

Повесть Временных лет (перевод О.В. Творогова)

 

СВОЙ ЩИТ ПРИБИВАТЬ НА ВОРОТАХ

В заключение летописного рассказа приводится факт, который вызвал особый восторг тех, кто сомневался в достоверности летописных сообщений: там говорится, как после утверждения мира, о котором речь еще впереди, Олег в знак победы повесил свой щит на воротах города и лишь тогда ушел на родину: «И повеси щит свой въ вратах показуа победу, и поиде от Царяграда».

Немало потешались по этому поводу историки-нигилисты, считая это сообщение самым легендарным во всем рассказе, наряду с движением ладей посуху под парусами. Но потешаться-то, в общем, было не над чем. Многие историки отмечали, что сообщения о подобного рода символических актах неоднократно доходят до пас из древности и не представляют никакой легенды. Так, болгарский хан Тервел в начале VIII века, после войны с Византией и заключения с ней мира, повесил свой щит на воротах одной из византийских крепостей. А несколько десятилетий спустя другой болгарский владыка — хан Крум — домогался в знак победы над византийцами воткнуть копье в ворота  Константинополя.

Обычай вешать свой щит на ворота города в знак мира был широко распространен у древних норманнов. Таким образом, «легенда» приобретает реальные черты и    может    явиться    еще    одним   подтверждением  достоверности похода Олега на Константинополь в 907 году.

Сахаров А.Н. «Мы от рода русского…» Рождение русской дипломатии 

 

ЛЕГЕНДЫ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ

Олег был героем киевских былин. Летописная история его войны с греками пронизана фольклорными мотивами. Князь двинулся на Византию будто бы через четверть века после «вокняжения» в Киеве. Когда русы в 907 г. подступили к Царьграду, греки затворили крепостные ворота и загородили бухту цепями. «Вещий» Олег перехитрил греков. Он велел поставить 2000 своих ладей на колеса. С попутным ветром корабли двинулись к городу с стороны поля. Греки испугались и предложили дань. Князь одержал победу и повесил свой щит на вратах Царьграда. Киевские былины, пересказанные летописцем, описывали поход Олега как грандиозное военное предприятие. Но это нападение русов не было замечено греками и не получило отражения ни в одной византийской хронике.

Поход «в ладьях на колесах» привел к заключению выгодного для русов мира в 911 г. Успех Олега можно объяснить тем, что греки помнили о погроме, учиненном русами в 860 г., и поспешили откупиться от варваров при повторном появлении их у стен Константинополя в 907 г. Плата за мир на границах не была обременительной для богатой имперской казны. Зато варварам «злато и паволоки» (куски драгоценных тканей), полученные от греков казались огромным богатством.

Киевский летописец записал предание о том, что Олег был князем «у варяг» и в Киеве его окружали варяги: «седе Олег княжа в Кыеве и беша у него мужи варязи». На Западе варягов из Киевской Руси называли русами, или норманнами. Кремонский епископ Лиутпранд, посетивший Константинополь в 968 г., перечислил всех главнейших соседей Византии, вреди них русов, «которых иначе мы (жители Западной Европы. — Р. С.) называем норманнами». Данные летописей и хроник находят подтверждение в тексте договоров Олега и Игоря с греками. Договор Олега 911 г. начинается словами: «мы из рода русскаго Карлы, Инегельф, Фарлоф, Веремуд…иже послани от Олега…» Все русы, участвовавшие в заключении договора 911 г. были несомненно норманнами. В тексте договора нет указаний на участие в переговорах с греками купцов. Договор с Византией заключило норманнское войско, а точнее — его предводители.

Крупнейшие походы русов на Константинополь в X в. имели место в тот период, когда норманны создали для себя обширные опорные пункты на близком расстоянии от границ империи. Эти пункты стали превращаться во владения наиболее удачливых вождей, которые там самым превращались во владетелей завоеванных территорий. Договор Олега с Византией 911 г. включал перечень лиц, посланных к императору «от Олега, великого князя рускаго, и от всех, иже суть под рукою его светлых и великих князь и его великих бояр». К моменту вторжения Олега византийцы имели весьма смутные представления о внутренних порядках русов и титулах их предводителей. Но они все же заметили, что в подчинении у «великого князя» Олега были другие «светлые и великие князья». Титулатура конунгов отразила метко подмеченный греками факт: равенство военных предводителей — норманнских викингов, собравшихся «под рукой» Олега для похода на греков.

Из «Повести временных лет» следует, что и полулегендарные Аскольд и Дир, и конунг Олег собирали дань лишь со славянских племен на территории Хазарского каганата, не встречая сопротивления со стороны хазар. Олег заявил хазарским данникам — северянам: «Аз им (хазарам) противен…» Но этим все и ограничилось. Имеются данные о том, что в Киеве до начала X в. располагался хазарский гарнизон. Таким образом власть кагана над окрестными племенами не была номинальной. Если бы русам пришлось вести длительную войну с хазарами, воспоминания о ней непременно отразились бы в фольклоре и на страницах летописи. Полное отсутствие такого рода припоминаний приводит к заключению, что Хазария стремилась избежать столкновения с воинствующими норманнами и пропускала их флотилии через свои владения на Черное море, когда это отвечало дипломатическим целям каганата. Известно, что такую же политику хазары проводили в отношении норманнов в Поволжье. С согласия кагана конунги спускались по Волге в Каспийское море и разоряли богатые города Закавказья. Не проводя крупных военных операций против хазар, их «союзники» русы тем не менее грабили хазарских данников, через земли которых они проходили, так как никакого иного способа обеспечить себя продовольствием у них не было.

Недолговечные норманнские каганаты, появившиеся в Восточной Европе в ранний период, менее всего походили на прочные государственные образования. После успешных походов предводители норманнов, получив богатую добычу, чаще всего покидали свои стоянки и отправлялись домой в Скандинавию. Никто в Киеве не знал достоверно, где умер Олег. Согласно ранней версии, князь после похода на греков вернулся через Новгород на родину («за море»), где и умер от укуса змеи. Новгородский летописец записал местное ладожское предание о том, что Олег после похода прошел через Новгород в Ладогу и «есть могыла его в Ладозе». Киевский летописец XII в. не мог согласиться с этими версиями. В глазах киевского патриота первый русский князь не мог умереть нигде, кроме Киева, где «есть могыла его и до сего дъни, словет могыла Ольгова». К XII в. не один конунг Олег мог бы быть похоронен в киевской земле, так что слова летописца об «Ольговой могиле» не были вымыслом. Но чьи останки покоились в этой могиле, сказать невозможно.

Скрынников Р.Г. Древнерусское государство

 

КАК ОЛЕГ ПОТЕРЯЛСЯ

Олег после победоносного похода на Царьград (911 год) вернулся не в Киев, а в Новгород «и отътуда в Ладогу. Есть могыла его в Ладозе». В других летописях говорится о месте погребения Олега иначе: «друзии же сказають [то есть поют в сказаниях], яко идущу ему за море и уклюну змия в ногу и с того умре». Разногласия по поводу того, где умер основатель русской державы (как характеризуют Олега норманнисты), любопытны: русские люди середины XI века не знали точно, где он умер — в Ладоге или у себя на родине за морем. Через семь десятков лет появится еще один неожиданный ответ: могила Олега окажется на окраине Киева. Все данные новгородской «Остромировой летописи» таковы, что не позволяют сделать вывод об организующей роли норманнов не только для давно сложившейся Киевской Руси, но даже и для той федерации северных племен, которые испытывали на себе тяжесть варяжских набегов…

Десятки лет русские высаживались на любом берегу «Хорезмийского» («Хвалынского», Каспийского) моря и вели мирный торг, а в самом начале X века, когда Киевом владел Олег, «русы» (в данном случае, очевидно, варяги русской службы) произвели ряд жестоких и бессмысленных нападений на жителей каспийского побережья.

Рыбаков Б.А. Рождение Руси

Поход вещего Олега на Византийскую Империю

Как Вещий Олег пошел в поход на Византию

Походы киевского князя Олега на Византию, по правде говоря, были далеко не первыми. До него их было уже около 6-10, а по некоторым источникам, и того больше. Константинополь всегда был лакомым кусочком для множества государств. Его удобное месторасположение и выход к морю сделали город местом пересечения торговых путей. Установив тесные взаимосвязи с Византийской Империей можно было достичь экономического роста и наладить международную торговлю.

Идем на Византию, пускай и не впервые

Предыдущие походы на Константинополь не были столь удачными, чтобы Киевская Русь могла иметь с этого хоть какую-то выгоду.

Князь Олег преследовал цель не столь прозаичную: в его планы не входило опустошение казны Константинополя, либо же варварское ограбление города. Олег намеревался тонко, но в то же время прочно закрепиться в союзниках Византии. Естественно, вопрос в основном касался торговли и товарооборота.

Решение идти на Константинополь не требовало длительных раздумий, особенно учитывая факт, что Русь всегда была нападавшей стороной в отошениях с Византией. Походов Олег совершил два, но наиболее удачным и результативным был первый, состоявшийся в 907 году.

Подготовка и вооружение

Известно, что войско Олега было отлично вооружено, а количество человек, прибывших к берегам Византии, составляло около 80 тыс. Основным оружием были мечи, секиры, булавы. Имелись также щиты, шлемы и кольчуги. Но стоит заметить, что кованные кольчуги были преимуществом, коим обладали только высшие дружинники. Армия обладала так зваными воздушными змеями.

Прощание Олега с конем

Это не те змеи, которые сейчас запускают дети. Русское войско использовало огненные стрелы, наносящие сильные удары по противнику.

План похода и победа над греками

Корабли спустились из Киева вниз по реке Днепр, а после шли по берегу Черного моря. Подойдя в плотную к Царьграду, воины сошли с кораблей. Случилась первая битва, в ходе которой русское войско проявило себя наилучшим образом, нанеся значительный урон грекам, которым в свою очередь ничего не оставалось делать, кроме как спрятаться за стенами города и начать оборону оттуда.

Киевский князь с воинами за это время успели опустошить пригород и поставить свои ладьи на колёса.

Изображение похода Олега в летописи

Таким образом войско подошло ближе к Константинополю. В этот же день произошло второе столкновение на поле возле Царьграда с победой русов, а также сильное осаждение города. Избежать разрухи можно было одним способом: принять условия врага. Основные требования заключались в выплате Византией определённой суммы каждому воину киевской армии, а также льготы на покупку товаров в Константинополе.

Итоги для Киевской Руси

Наступление прекратилось только после заключения мира, а чуть позже, в 911 году, был подписан договор. Он был подробно записан в «Повести временных лет».

Изображение «Русско-византийская война 907 года»

Согласно подписанному договору, Византия обязывалась предоставить Руси право пользоваться городскими банями, брать неограниченное количество продовольствия, а также воспользоваться морскими судами для возвращения домой. Только на таких условиях Олег обещал отступить и прекратить нападение. И это всё в добавок к денежным выплатам.

Интересный факт, который следует отметить, это то, что ни в одном Византийском источнике поход Олега не был упомянут хоть каким-то образом. А вот русские летописцы окрестили поход киевского князя «позорным для Византийской империи».

Щит на Константинополе | Газета «День»

Эскиз киевского князя Олега Провидца

11 октября, 00:00

Поделиться:

Сегодняшний рассказ об одном из самых загадочных правителей Украины-Руси, который практически «затерялся в дымке истории».

Князь Олег Киевский родился ориентировочно в 855 году. О происхождении князя разные источники дают разные сведения. Например, киевский летописец Нестор в своей знаменитой «Повести временных лет» («Повесть временных лет», 1112 г.), первом исследовании истории Руси, пишет, что в 879 г.умирающий князь Рюрик Новгородский передал бразды правления своему родственнику Олегу и «оставил ему сына своего Игоря, ибо он был еще очень молод» (года два — Авт.). В частности, Воскресенская летопись и некоторые другие называют Олега племянником Рюрика. В известной Иоакимовской летописи говорится, что Олег, князь муромский, человек мудрый и смелый, был братом жены Рюрика Ефанды. Между тем первая летопись Новгорода просто называет Олега одним из воевод князя Игоря.

НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ОЛЕГА В КИЕВЕ

После смерти князя Рюрика Новгородского Олег княжил там три года. Укрепив свои позиции и сформировав войско из варягов и северных соплеменников, он решил идти на юг по рекам Волхов и Днепр. Летописец Нестор отмечает, что в 881 году войско во главе с князем Олегом захватило город Смоленск и заставило кривичей платить ему дань. Затем князь продолжил свой путь вниз по Днепру и, захватив города Любеч и Чернигов, также обложил северян данью. В 882 году Олег пошел на Киев, прекрасно зная, что городом правят князья Аскольд и Дыр, имевшие свое мужественное войско.

Не вступая в военное противостояние, Олег применил хитрость, о которой рассказывается в «Повести временных лет». Оставив свое войско, Олег с маленьким Игорем на руках и несколькими людьми высадился на берегу Днепра. Спрятав вооруженных воинов в крытых брезентом лодках, он сообщил киевским князьям, что варяжские купцы, которых новгородский князь отправил в Грецию, желают видеть их друзьями и соотечественниками. Ничего не подозревающие Аскольд и Дыр сошли на берег реки. Воины Олега тотчас же окружили их, и Олег сказал: «Вы не князья, потому что вы бедного происхождения, а я князь», прибавив: «Вот сын Рюрика», показывая им Игоря.

Обреченные Аскольд и Дыр были немедленно казнены, а Олег победоносно двинулся на Киев. Напуганные убийством и могуществом захватчиков, жители города признали его своим законным правителем. Плененный красотами Киева, судоходным Днепром и возможностью торговать или воевать с греческим городом Херсонесом, хазарским городом Таврида, Болгарией и Византийской империей, Олег твердо сказал: «Будь матерь Руси». города!» После этого столица княжества была перенесена из Новгорода в Киев. Поселившись в Киеве и Полянских землях, исконной родине украинцев, мудрый и доблестный князь Олег обратил свой взор на соседние племена. Во-первых, он подчинил себе свирепых древлян в 883 г. и заставил их платить дань в виде куньих шкур. Затем он двинулся на северян (884 г.), а так как они и в самом деле не сопротивлялись, то наложил на них меньшую дань. В 885 г. Олег покорил соседние радимичи, и они согласились платить князю ту же дань, какую давали хазарам, — по шелии (мелкой монете) за каждую деревянную соху. Таким образом, захватив цепь поселений от Киева до Новгорода, Олег положил конец владычеству хазарского хана в Витебской и Черниговской землях.

После завоевания севера Олег обратил свой взор на юг, где на левом берегу Днепра жили славяне, родственные черниговцам. Он подчинил себе их, а также Подолье, Волынь и часть Херсонщины. Следует отметить, что государство Олега было основано на простых военных принципах. Воля князя господствовала, и вся власть была сосредоточена в руках двора Киевского княжества. Олег начал строить новые города, обложил налогами словенцев, кривичей и мери и приказал Новгороду платить варягам ежегодную дань в 300 гривен для сохранения мира. Некоторые историки считают, что 882 год следует считать годом образования раннефеодального государства Русь-Украина.

ТОРГОВЛЯ И ВОЙНА С ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИЕЙ

Основными товарами, которыми Киев торговал с Византийской империей и другими странами, были продукты леса (мед, меха, сушеные ягоды и др.) с земель, захваченных Олегом. Чтобы попасть в греческие города, купцам приходилось идти по известному и сложному маршруту «из варяг в греки»: преодолевать более семи трудных порогов вниз по Днепру, высаживаться с лодок, переходить вброд и тащить свой груз.

через узкие проходы в прибрежных скалах. Но опасности путешествия в греческие земли не ограничивались транспортными проблемами: они также должны были защищать свои товары от печенегских грабителей. При этом греки имели монополию на торговлю со всеми причерноморскими городами и тем самым пытались затормозить торговлю с Украиной в своих интересах.

Чтобы заставить Константинополь пересмотреть свою торговую политику по отношению к Киевскому княжеству, Олег предпринял военный поход в Византийскую империю. В 907 г., собрав большое войско из всех покоренных племен, Олег разместил часть своих воинов на 200 кораблях (по 40 человек в каждой), а остальным приказал двигаться верхом. Греки укрылись в Царьгороде (Константинополе) и закрыли порт. Войска Олега высадились и, разрушив церкви и постройки на окраинах города, убили и взяли в плен много пленных. Чтобы скорее добраться до Константинополя, Олег приказал своим воинам оснастить лодки колесами и парусами. Хороший попутный ветер быстро подвел войска к стенам греческой столицы.

Напуганные штурмом, греки предложили Олегу мир. Отказавшись от греческого предложения вина и еды из опасения, что они могут быть отравлены, Олег потребовал контрибуции. Стороны начали переговоры, и Олег поставил следующие условия: 1) греки должны были заплатить каждому из его воинов по 12 гривен серебра и сделать дары для «великих князей», правивших в Киеве, Переяславе, Любече и других крупных городах Украины. Русь-Украина; 2) византийский император должен был оплатить пребывание киевских послов в Константинополе; 3) киевским купцам, едущим в Византийскую империю, обеспечить хлебом, мясом, рыбой, вином и овощами сроком на шесть месяцев за счет греков; а при отъезде в Киев обеспечиваться продовольствием и транспортными средствами, такими как паруса, канаты, якоря и т.п.; 4) Олег пообещал, что его люди не причинят вреда в греческой земле и будут впредь безоружными проходить через ворота Константинополя группами не более 50 человек под надзором имперских чиновников. Они должны остановиться в заранее оговоренном месте, возле монастыря Святого Мамана.

Эти условия были одобрены обеими сторонами, причем греки присягали на кресте, а русы — на своем оружии и своим языческим богам Перуну и Велесу. Договор 907 года с Византией считается первым дипломатическим актом Киевского государства. По свидетельству летописца Нестора, на обратном пути в Киев князь Олег повесил свой щит на ворота Царьграда как символ своего победоносного похода. Он привез в Киев богатую добычу, в том числе золото, ткани, всевозможные украшения, вина и фрукты. Киевляне, пораженные его славой и принесенными им сокровищами, единогласно назвали его Олегом Провидцем (в других толкованиях — Мудрым или Волхвом).

ВТОРОЙ ДОГОВОР С КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИМ

После отправки своих послов в Византийскую империю в 911 году князь Олег поручил им заключить новый, более всеобъемлющий и юридически обязывающий договор между греками и Русью-Украиной. Договор был подписан 2 сентября 911 года. Летописец отмечает, что стороны договора 911 года «подтвердили свою любовь письменно не устно, как прежде, а присягали на своем оружии, как того требует русский закон. ” Договор состоял из 10 статей, которые можно свести к следующим основным положениям: 1) гражданский и уголовный судопроизводство, 2) преступления против человеческой жизни и физической неприкосновенности, 3) имущественные преступления, такие как кражи с поличным и грабежи, 4 ) помощь в случае кораблекрушения, выкуп пленных, вербовка воинов и 5) розыск беглых рабов, защита наследства, выдача беглых преступников. Строгий, но справедливый характер статей договора отражен в статье 3: «Если грек убьет русина или наоборот, виновный должен быть убит на месте. Если убийца скроется, его имущество будет передано ближайшим родственникам жертвы». Этот договор помог установить мирные отношения между Киевом и Константинополем надолго — около 20 лет. Договоры 907 и 911 являются очень ценными источниками информации о нашей истории, так как представляют Русь-Украину как государство, культурно сравнимое с Византийской империей, имевшее свою политическую организацию и жизнеспособное законодательство. Русский историк Николай Карамзин, комментируя значение договора 911 года для престижа государства, писал: «Этот договор показывает русских [sic] не как диких варваров, а как людей, знающих святость чести и народных верований, свои собственные законы, которые защищают личную безопасность, собственность, право наследования и завещания и которые ведут внутреннюю и внешнюю торговлю».

ЭКСПЕДИЦИЯ ОЛЕГА НА КАСПИЙСКОЕ МОРЕ

Расширение торговых связей заставило Олега смотреть не только на Запад, но и на Восток: купеческие караваны, груженные восточными товарами, продолжали прибывать в Русь-Украину из Туркестана, Персии и даже Аравии. Некоторые историки считают, что, проводя свою восточную торговую политику, Олег стремился укрепить свои купеческие позиции не только в Причерноморье, но и на Каспийском побережье. Во-первых, он пытался покончить с хазарами и расчистить путь своим купцам на Дальний Восток. (Некоторые иностранные источники утверждают, однако, что Олег разгромил Хазарский каганат только для того, чтобы разграбить последний). Например, арабский писатель Массуда описывает великий поход войска Олега. Княжеская флотилия из 500 кораблей (по 100 человек в каждом) двинулась с Дона на Волгу. Хазарская стража попыталась остановить это наступление, но воины Олега пообещали отдать им половину своей каспийской добычи, которую хазары приняли. Как только русины вышли в море, они стали разрушать прибрежные города и дошли до самой «нефтяной земли» (Баку).

Местные жители, привыкшие уже много лет видеть мирных торговцев и рыбаков, а не вооруженных воинов, пришли в ужас. Мусульмане, пытавшиеся противостоять могучей военной силе, были убиты, а их жены и дети взяты в плен в качестве военных трофеев. Таким образом, русины господствовали на побережье Каспийского моря в течение нескольких месяцев.

На обратном пути вверх по той же реке воины Олега отдали половину своей добычи Хазарскому ханству, готовому пропустить русинов по возвращении домой беспрепятственно. Однако местное мусульманское население поднялось с оружием в руках, пытаясь отомстить за свои бедствия. Воины князя высадились и смело вступили в бой с хазарами. Бои длились три дня, и хазары, имевшие конницу и хорошее оружие, наконец разгромили полки Олега, убив тысячи русинов. Остальные бежали с поля боя только для того, чтобы быть убитыми соседними народами. Так трагически закончилась каспийская экспедиция князя Олега.

ЛЕГЕНДЫ О СМЕРТИ ОЛЕХА

Как пишет летописец Нестор в «Повести временных лет», волхвы предсказали, что смерть князя наступит от его любимого коня. С тех пор Олег отказался на нем ездить. Через четыре года, весной, Олег вспомнил пророчество и, узнав, что конь давно умер, посмеялся над волхвами и решил посмотреть кости. Он наступил на череп лошади и сказал: «Я должен бояться его?» Но в черепе затаилась змея: она укусила принца, и герой умер. Эту легенду о смерти князя Олега Александр Пушкин использовал в своей поэме «Песнь об Олеге-провидце». Русские летописцы датируют смерть Олега от укуса змеи разными датами. Например, Нестор указывает на 9 год.12, а в более поздней редакции Новгородской летописи указан 922 год. По разным источникам Олег был похоронен либо в Киеве на Щекавицкой горе, у Ладожского озера, либо где-то за границей. По всей вероятности, следует отдать предпочтение тому, что говорит «Первая летопись». Более того, доказан исторический факт, что по приказу князя Ярослава Мудрого, потомка Олега, его кости были извлечены, освящены и перезахоронены под Деснянской церковью. Описывая последствия кончины Олега, Нестор отмечает, что «люди стонали и плакали», когда услышали эту новость. Это подтверждает, что князь Олег Провидец не только наводил ужас на врагов, но и пользовался любовью подданных. Заканчивая эти заметки о жизни киевского князя Олега, хотелось бы вспомнить известное четверостишие Владимира Высоцкого:

Все пытаются поносить волхвов,
Но почему же не прислушаться к ним в конце концов?
Если бы Олег внял,
Прибил бы еще один щит
На воротах Царьграда.

Автор

Олег Ястребов

Выпуск газеты №:

№31, (2005)

Раздел

Культура

Общество историков народного танца (SFDH)



Общество историков народного танца (SFDH)

Русский танец и музыка

[ Главная | О | Энциклопедия |
| Публикации | Члены ]

НАЖМИТЕ НА ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ


ИСТОРИЯ РАННЕГО ТАНЦА

Первая русская народная музыка и танцы восходят к 10 веку, когда славянские племена переселились на Русь. Славяне были известны своим знанием и владением инструментами, песнями и танцами. Из-за многочисленных вторжений в страну и возникающего в результате межкультурного смешения многие оригинальные танцы были либо объединены друг с другом в новые формы, либо со временем были утеряны.

Первые танцы были известны только крестьянам и низшим классам. Высшие классы и аристократия сами не танцевали, а вместо этого с удовольствием наблюдали за выступлениями танцевальных трупп и клоунов. Были также «скоморхи» (уличные артисты), которые пели, танцевали и исполняли трюки, бродя из города в город.


ПЕРВЫЙ ТАНЕЦ МЕДВЕДЯ

По словам русского танцевального постановщика Михаила Викторовича Смирнова, первый установленный рекорд русского танца произошел в 907 г. н.э., когда Вечиший Олег, первый великий князь киевский, праздновал свою победу в Константинополе. Хотя его войска не смогли проникнуть за городские стены, они вынудили греков заключить договор. На празднике танцоры-мужчины были одеты как медведи, а несколько танцующих медведей были одеты как русские. По окончании пира Олег потребовал отпустить медведей обратно на волю, а танцоров казнить. Видимо, полуслепой Олег подумал, что танцовщицы — выходцы из северных племен, которые задолжали ему многочисленные тигровые шкуры.


ПРАЗДНИЧНЫЕ ТРАДИЦИИ

Одни русские народные песни и танцы были связаны с календарными событиями, такими как посадка и сбор урожая, другие — с семейными обрядами, такими как рождения, свадьбы, похороны. Большинство русских праздников отмечают осенью и зимой, когда заканчивается сельскохозяйственный год. Развлечение начинается с молитвы, а затем следует обильное застолье, песни, танцы и серия занимательных кулачных боев или «стенка на стенку» (стенка на стенку).


ОДЕЖДА ДЛЯ НАРОДНЫХ ТАНЦЕВ

Одежда, которая сопровождала многие танцы, также была основана на событии. К праздничным головным уборам относились кокошник, украшенный жемчугом и золотой нитью; вышитая и украшенная блузка или рубашка; «сарафан» (джемпер), пояс и передник с орнаментом. Основным цветом был красный, что означало «красивый». Мужчины носили косовортки (рубахи), застегивающиеся сбоку; пояс; узкие брюки; полувысокие или высокие сапоги.


ПЕРВАЯ ТАНЦЕВАЯ ТРУППА

В 1937 году Советы организовали первую в России труппу народного танца под руководством Игоря Моисеева. Труппа продолжает оставаться одним из лучших исполнителей народного танца в мире. Танцевальный ансамбль с традиционной музыкой, танцами и песнями, популярными на Западе, заставляет зрителей аплодировать и хвалить. Моисеев умер в 2008 году в возрасте 101 года.

Труппа Моисеева воплощает в себе все традиционные русские народные танцевальные искусства и сохраняет народную культуру. Классически обученные – это больше, чем просто танцоры. Мужчины и женщины в своих традиционных туниках с поясом и ярко-красных платьях также являются акробатами, как сегодняшние брейк-дансеры, с телами, вращающимися и зигзагообразными по земле так быстро, что их почти невозможно увидеть. Танцоры взлетают в воздух, широко расставив ноги и касаясь пальцами ног пальцев ног. Пока они танцуют, они рассказывают историю сотен лет русской истории и многих изменений, которые произошли на протяжении столетий.


ИСТОРИЯ РАННЕЙ МУЗЫКИ

Корни русской народной музыки восходят к середине первого тысячелетия, когда славянские племена заселили европейскую часть современной территории России. Эти племена славились своей любовью и мастерством в музыке, пении и танцах, согласно византийским и немецким рукописям. Известно, что в 591 году аварский хан отправил славянских певцов и играющих на гуслях (самая древняя восточнославянская многострунная щипковая цитра) в качестве послов к византийскому императору. Музыка Киевской Руси, первого русского государства, образовавшегося в 10 веке, не была однородной, как и племена, составлявшие эту страну. Помимо славянских, в него вошли финно-угорские, тюркские и другие прототипы.

Традиции горлового пения Сибири и Дальнего Востока очень древние. В русском фольклоре сохраняются региональные и этнические (донациональные) традиции. Таким образом, народные певческие традиции северных, западных, южных и центральных районов, а также поселений в бассейнах крупных рек Оки, Волги и Дона имеют свои отличительные черты. Большинство сохранившихся народных песен имеют языческие корни, несущие на себе влияние христианских обрядов.

Этническую (народную) музыку в России часто можно разделить на категории по степени аутентичности исполнения: истинно аутентичная народная музыка (воспроизведение традиционной музыки), фольклорное и фейклорное исполнение.


АУТЕНТИЧНАЯ НАРОДНАЯ МУЗЫКА

Эта музыка тесно связана с деревенской жизнью и традициями. Обычно его не исполняли профессионалы в области музыки. В последние годы наблюдается заметный спад в практике аутентичного народного исполнительства. Фестивали, конкурсы и работа этномузыковедов пытались сохранить то, что уцелело. В последнее время музыковеды стали изучать и воспроизводить аутентичную народную музыку в аутентичном стиле исполнения на концертной сцене. Это движение в России возглавляют члены факультета народной музыки Московской консерватории.


НАРОДНАЯ МУЗЫКА

В эту категорию входит музыка групп под руководством музыкальных профессионалов прошлого и настоящего, которые взяли аутентичный музыкальный материал, а затем аранжировали и исполнили его. Он был широко принят западной публикой как «подлинно русский» (обусловленный, например, выступлениями Ансамбля песни и пляски Красной Армии).

В категорию входят многие популярные в Российской Федерации региональные фольклорные ансамбли и танцевальные коллективы. Часто эти фольклорные ансамбли специализируются на сборе и сохранении традиций народной музыки в районе их происхождения, который они обслуживают. Они выступают в стилизованных сценических костюмах, основанных на аутентичных костюмах, используемых в деревне, но модифицированных для использования на сцене. Наиболее неаутентичной, но широко распространенной была практика исполнения так называемых казачьих «присядок» (танцы с низким приседанием в идеальной синхронизации; как отмечает профессор Лаура Дж. Олсон, «эта ситуация не столько отражала действительные казачьи традиции, сколько заимствовала из традиции русского балета, восходящие к концу 19век».


ФАКЕЛОРИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

К факелорической музыке относится музыка, написанная городской интеллигенцией и профессиональными композиторами в фольклорной манере. Около шестидесяти-восьмидесяти процентов современной русской народной музыки, продаваемой на Западе, не являются «аутентичными» и могут быть условно названы «фальшивыми». Большая часть музыки оркестров русских народных инструментов также может быть отнесена к этой группе, поскольку она основана на академических музыкальных традициях и методах игры, вдохновленных только фольклорными элементами.

В последнее время музыкальные профессионалы, получившие дипломы известных консерваторий по игре на русских народных инструментах, теперь сомневаются в своей «народности», когда они выступают, поскольку ни одна из их музыки никогда не исполнялась первоначально (деревенским) народом. Некоторые теперь называют свою музыку академической народной музыкой, что для многих академических музыкантов является оксюмороном.


ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА

Настоящая русская народная музыка прежде всего вокальная. Русская народная песня была неотъемлемой частью повседневной жизни деревни. Его пели с утра до ночи и отражали четыре времени года и знаменательные события в жизни деревенского жителя. Его корни уходят в православные церковные службы, где поются значимые части. Большая часть населения также была неграмотной и жила в нищете, а это означало, что ресурсы для инструментов не могли быть получены, а ноты любого рода, которые больше подходят для инструментальных композиций, чем для вокала, не могли быть прочитаны.

Русские народные песни и танцы формировались в два цикла: один из них связан с календарными обрядами (посев, жатва и т. д.), а другой — с семейными обрядами (свадьба, рождение, погребение и т. д.). Для эпохи Древней Руси характерны героические баллады, воспевающие благородных князей, и инструментальная музыка (свирели, рожки, бубны, литавры). Особое место в песенном фольклоре принадлежит календарному песенному циклу; он состоит из меньших циклов, определенно приуроченных к временам года и языческим праздникам (часто наложенным на христианские праздники).

Аутентичное деревенское пение отличается от академического пения. Обычно его поют, используя только грудной регистр, и его часто называют «белым звуком» или «белым голосом». Его часто описывают как контролируемый крик или крик. Певицы грудного регистра имеют только низкий диапазон (грандиозный всплеск гармонии) от октавы до двенадцати нот.


ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА

Инструментальная музыка долгое время была запрещена в России. В 1648 году российский царь Алексей I под влиянием господствовавших в то время в Русской православной церкви взглядов запретил использование всех музыкальных инструментов. В то время утверждалось, что инструменты от дьявола. Сегодня это трудно проверить, но некоторые историки также считают, что настоящей причиной могли быть странствующие менестрели, распевающие неуважительные песни о царе под аккомпанемент балалайки. В результате запрета инструментальные музыкальные традиции исчезли и долгие годы не имели благодатной почвы для развития в России. В православных храмах (в России) музыкальные инструменты не используются.

В конце 19 века Василий Андреев, салонный скрипач, брался за балалайку в своих выступлениях для французских туристов в Петербурге. Музыка стала популярной, и вскоре Андреев организовал клуб балалаечников. Этот клуб вырос в оркестр, который со временем превратился в движение.

От простого бесхитростного трехструнного инструмента в сочетании с пробуждающейся «русскостью» на последних этапах царской империи движение привело к развитию и внедрению многих других русских народных инструментов.

Движение русских народных инструментов имело резонанс в культурах других этнических групп в России, Советском Союзе и странах советского блока. Оркестры народных инструментов появились в Белоруссии, Украине, Югославии, Болгарии, Молдавии, Румынии, Киргизии.


ДОКУМЕНТЫ

  • Игорь Моисеев, статья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *