12 ноября. Святой Иосафат (Кунцевич), епископ и мученик. Память
Святой Иосафат – униатский архиепископ Полоцкий, живший на переломе XVI-XVII веков, когда на западнорусских землях, находившихся тогда под властью польской короны, происходили противоречивые процессы, ставившие своей целью достижение церковного единства между Западом и Востоком и ныне известные под названием «Уния». Святитель Иосафат был ревностным поборником этого единства, притом строго придерживаясь восточной духовной и монашеской традиции. Был убит в результате конфликта с той частью общества и церковной среды, которая не хотела присоединяться к Унии.
«Иосафат» – это имя, которое принял в монашестве Иван Гаврилович Кунцевич, рожденный в 1580 г. во Владимире Волынском в семье купца. Будучи 17-ти лет, он поступил в монастырь Святой Троицы в Вильно – один из православных монастырей незадолго перед тем присоединившихся к Брестской Унии, т.е. к решению Собора Киевской митрополии, коим провозглашалось единство с Римско-Католической Церковью с сохранением собственного византийского обряда. Иосафат скоро стал одним из самых горячих приверженцев единства восточных и западных христиан, с необычайной ревностью отстаивая свои убеждения устно и письменно. Благодаря нему Унию приняло очень много людей, за что оппоненты прозвали его «душехватом».
В 1609 г. Иосафат был рукоположен в священники, после чего основал монастырскую обитель в Жировичах – городке, в приходской церкви которого находилась чудотворная Жировичская икона Богоматери. В будущем этому монастырю предстоит стать одним из главных духовных центров Белоруссии. Любимым чтением архимандрита Иосафата были творения преподобных Симеона Нового Богослова и Нила Сорского, а также афонских старцев.
В 1614 г. он стал архимандритом виленского монастыря Святой Троицы, в котором начинал свой иноческий путь. Оценив запал и способности пламенного проповедника Унии, коим был архимандрит Иосафат, униатский Киевский митрополит Иосиф Рутский пригласил его в «матерь городов русских» для диспута с братией Киево-Печерской Лавры. Поначалу дело дошло до драки, однако затем дискуссия приняла более цивилизованные формы, враждебность улеглась и стороны расстались мирно.
В 1617 г. митрополит Иосиф Рутский возвел Иосафата с сан епископа и назначил его коадъютором Полоцкой архиепархии, а с 1618 г. – ее правящим архиереем. Владыка Иосафат управлял своей паствой на основании византийского канонического устава, ежедневно исповедовал, проповедовал, участвовал в диспутах с противниками Унии, написал для народа Божия Катехизис, а для священников – специальные правила, много занимался благотворительностью. Он восстановил и заново отстроил ряд храмов, включая Полоцкий Софийский собор, открыл много церковно-приходских школ, странноприимных домов, навел порядок и поднял дисциплину духовенства во вверенной ему епархии. Современники из числа его паствы свидетельствовали о нем так: «Когда Иосафат, Полоцкий архиепископ, Владыка Витебский и Мстиславльский, в году 1618 прибыл на епископство в Витебск, приняли мы его как своего пастыря. А увидев его святость, набожную жизнь и доброе учение, обратив внимание на то, что никаких изменений не вводил в обряды Божьей Церкви, а во всём следовал постановлениям Соборов и правилам Отцов Церкви, и сохранял древнюю веру греческого закона, очень мы этому радовались и его как пастыря своего почитали и чувствовали его милость и отеческую любовь».
Со своей стороны, митрополит Иосиф Рутский дал архиепископу Иосафату следующую характеристику: «Это было невероятным и достойным удивления: ведь когда кто-нибудь имеет способности к чему-нибудь, то обычно неспособен в других делах, ибо всё уметь невозможно. Но этот достойный удивления Человек Божий имел способности ко всему. Если казалось, что по своей природе он к чему-то неспособен, то благодать Божия давала ему эту способность. Был человеком мысли и молитвы, любителем книг, монашеской кельи и уединения, но никто не умел так, как он, разговаривать с людьми, словно именно для этого родился и для этого был Богом предназначен. Все приходили к нему, и никто не уходил без утешения. Католики и православные, еретики и все остальные уважали в нем эту искру Божию. Оратор на амвоне, певец на хорах, – он всё делал со вкусом и с любовью – проповедовал ли, читал ли, пел ли. Действительно, не встречал я другого человека, в котором всё это было бы вместе собрано». Архиепископ Иосафат вместе с митрополитом Иосифом Рутским стоял у истоков объединения всех принявших Унию православных монастырей в единую Конгрегацию, получившую имя Святого Василия Великого.
В 1620 г. Иерусалимский патриарх Феофан, проезжая через территорию Речи Посполитой, восстановил параллельную православную иерархию для той части верных, которые не признавали Унию. Так на Полоцкую кафедру был посвящен известный на Западной Руси просветитель и общественный деятель Мелетий Смотрицкий. Он принялся засылать в Витебск и Полоцк своих эмиссаров, привозивших с собой дискредитирующие архиепископа Иосафата послания. В них содержалось много клеветы и прямой лжи. В частности, утверждалось, будто Владыка Иосафат тайно принял «польскую веру» и собирается «превратить церкви в костелы», а православных христиан обманом обратить в латинство.
В группу противников преосвященного Иосафата вошли некоторые священники, прежде запрещенные им в служении за разврат, пьянство и другие проступки, беглые монахи, шляхтичи русского, а частью и польского происхождения, желавшие сохранить контроль за приходами восточного обряда в своих владениях и удержать доходы с них, и т.д. Но было и немало подлинно верующих людей, искренне считавших Унию изменой Православию. Все они признали Мелетия законным Полоцким архиепископом. Эта партия получила поддержку со стороны местных кальвинистов, так что в итоге ей удалось завоевать большинство в Городском Совете, и воззвания Смотрицкого стали зачитываться в ратуше. Далее эти лица принялись засыпать жалобами канцлера Великого Княжества Литовского (к чьей юрисдикции относилась территория Белоруссии) Льва Сапегу, обвиняя архиепископа в насильственном принуждении к Унии, в случаях притеснений и даже в том, что он будто бы «велел вырыть тела умерших и бросить их псам». Владыка Иосафат с негодованием отверг все эти обвинения, для многих из которых и правда не существует ровным счетом никаких документальных подтверждений. «Я же никогда никого к Унии не принуждал, такого никогда не было. Защищать же мои церковные права (если на меня наступают насилием) меня принуждает обычная епископская присяга», – заявил он, ссылаясь при этом на примеры св. Амвросия Медиоланского и св. Иоанна Златоуста, которые закрывали двери храмов перед еретиками и святотатцами несмотря на неудовольствие по этому поводу светских властей. Со своей стороны, канцлер Сапега, раздраженный тем, что его втягивают в ненужные ему ссоры, посоветовал архиепископу не судиться, а по примеру Христа «пойти яко агнец на заклание».
И всё-таки следует признать, что для жалоб православного населения на архиепископа Иосафата были фактические основания: он стремился приобщить всех православных к Унии в кратчайшие сроки и делал это очень жестко. Так Владыка Иосафат дал верующим своей архиепархии полгода на присоединение к Унии, а по истечении этого срока распорядился закрыть храмы всех приходов, которые к Унии не приступили. Отныне эти храмы открывались лишь для проведения богослужений, которые отправляли униатские священники, а всё остальное время их двери были заперты. Таинства было разрешено принимать только от священников приступивших к Унии, а поскольку многие православные не хотели иметь дела с такими священниками, то они оставались без Таинств вообще. Но и Владыка Иосафат обвинял своих противников в насилии: а именно в том, что «ревнители православия» не допускали принявших Унию священников к людям, которые хотели приступить к Таинствам.
Когда архиепископ Иосафат, обладавший в силу своего статуса правами сенатора, отправился в Варшаву на заседание Сейма, подстрекаемая провокаторами (среди которых особенно выделялся беглый виленский монах Сильвестр) толпа черни ворвалась в Кафедральный собор и до основания разгромила и разграбила его, так что архиерею пришлось возвращаться на руины. На праздник Преображения 1623 г. была осуществлена первая попытка покушения на жизнь Владыки, однако прихожане схватили злодеев. Потом имело место еще несколько неудавшихся покушений.
Наконец, настал трагический день, 12 ноября 1623 г. Это было воскресенье. Отслужив Архиерейскую Божественную Литургию в Витебске, Владыка удалился в свои покои. Между тем, к дому архиепископа явилась агрессивно настроенная толпа. Следует отметить, что подготовившие преступление провокаторы заранее покинули город, чтобы обеспечить себе алиби. Толпа ворвалась в дом и принялась избивать архиерейских слуг. Тогда Высокопреосвященный Иосафат вышел из внутренних комнат со словами: «Меня возьмите, а челядь мою не трогайте». Он был убит ударами палок и топора. А толпа занялась грабежом архиерейского дома, попутно чиня расправу над сотрудниками и слугами Владыки. Даже тех, кто попытался укрыться в городе, отыскивали и убивали. В живых остались только сторож, которого сочли мертвым, и протодиакон, которого спрятали и излечили от ран витебские евреи. Растерзанное тело Владыки Иосафата было брошено в Двину.
Для оценки последующих событий необходимо принять во внимание, что по законам Речи Посполитой архиепископ приравнивался к сенатору, а потому правительство не могло оставить его умышленное убийство без внимания. Для расследования дела в Витебск приехал сам канцлер Лев Сапега. Было арестовано 90 человек, а еще 70 заблаговременно бежали из города. В зале суда все витебские мещане единодушно заявляли о своей любви к Высокопреосвященному Иосафату, а его убийство называли «карой, попущенной Богом на город за грехи». Судебный процесс продолжался до конца января 1624 г. В итоге к смертной казни было приговорено по разным источникам от десяти до девятнадцати человек. Еще один участник этих событий повесился самостоятельно еще в день убийства, 12 ноября.
Все приговоренные к смерти, кроме священника Петра Василевича, заявили, что добровольно приступают к Унии, в последний раз исповедовались и приняли Святые Тайны у униатского священника. В наказание за произведенное убийство городская ратуша Витебска была разрушена, а город был на 10 лет лишен Магдебургского права. Спустя 10 лет, когда городское самоуправление было восстановлено, была заново отстроена и ратуша: это барочное строение до сих пор украшает город.
Мелетий Смотрицкий во время всех этих событий находился в Вильно. Разумеется, после всего происшедшего не могло быть и речи о его вступлении на кафедру Полоцкого архиепископства. Желая избежать королевского гнева, Смотрицкий на время добровольно покинул страну, направившись в Константинополь, где был неприятно поражен всем увиденным при дворе Вселенского Патриарха Кирилла Лукариса. Вернувшись на родину, он попросил митрополита Иосифа Рутского принять его в Унию, заявив, что отныне желает следовать путем священномученика Иосафата, и сохранил верность этому решению вплоть до конца жизни. Именно Смотрицкий был инициатором беатификационного процесса архиепископа Иосафата и посвятил ему свое большое богословское сочинение «Апология», в котором отстаивал правоту дела Унии.
Первым местом захоронения тела священномученика (а его мощи оказались нетленными и у них начали совершаться чудеса) стал Витебск, затем его перенесли в Полоцк. В ходе восстания под предводительством Богдана Хмельницкого и последовавших затем русско-польских войн мощи святителя прятали в разных местах на Украине, в Литве и Польше. В 1705 г. Петр I, заняв Полоцк, приказал найти и сжечь останки Иосафата. С этой целью пытали, а затем повесили монахов-василиан, однако они не выдали местонахождения мощей. Полоцкий кафедральный собор был по приказу царя превращен в склад.
В 1765 г., после нахождения в замке Радзивиллов, мощи Иосафата были перенесены в василианскую церковь в Бялой Подляске, где они покоились в стеклянном саркофаге. В конце 60-х годов XIX века Униатская Церковь на территории Российской империи была ликвидирована окончательно, однако православные священники не решились уничтожить мощи св. Иосафата, и они были спрятаны в тайнике в церковном подвале. В 1915 г. их перевезли в Вену и поместили в униатской церкви Св. Варвары.
В 1917 г. глава украинских греко-католиков митрополит Андрей Шептицкий подтвердил аутентичность мощей. В 1946 г. мощи св. Иосафата были доставлены в Ватикан и помещены в соборе Св. Петра у престола Св. Василия Великого. Тело священномученика, облаченное в византийские ризы его эпохи и с инсигниями архипастырской власти, покоится в специально изготовленном хрустальном саркофаге.
Священномученик Иосафат Кунцевич был провозглашен блаженным Папой Урбаном VIII в 1643 г., а в 1867 г., в разгар кампании по насильственному возвращению униатов в лоно православия, проводившейся правительством России, Папа Пий IX причислил его к лику святых, провозгласив небесным покровителем Руси и Польши. Это был первый святой Восточной Церкви канонизированный в Риме с соблюдением всех формальных процедур.
Разумеется, св. Иосафат Кунцевич остается весьма неоднозначной личностью, как неоднозначно само дело Унии. Здесь, пожалуй, можно провести некоторую параллель с почитаемым в Русской Православной Церкви преподобным Иосифом Волоцким, который и ныне для кого-то является досточтимым святым, а для кого-то – кровавым инквизитором (причем его инквизиторского рвения не отрицают и историки РПЦ). Что же касается архиепископа Иосафата Кунцевича, то серьезные православные историки, при всей общей неприязни к нему, вынуждены признать, что для большинства возводимых на него обвинений исторических оснований нет, и что действовал в пользу Унии он, хотя порой настойчиво и фанатично, но только пастырскими методами, в соответствии со своим пониманием архиерейского долга.
12 ноября. Смерть Иосафата Кунцевича
В этот день в 1623 году в Витебске был убит Иосафат Кунцевич, причисленный католической церковью к лику святых. Соответствующие решения приняли в Риме сначала в 1643 г., когда папа провозгласил Иосафата «блаженным», и затем в 1867 г., когда его канонизировали.
Иосафат Кунцевич – архиепископ Полоцкий, выходец с Волыни, один из наиболее фанатичных приверженцев церковной унии с Римом, за свои методы прозванный «душехватом». По сей день не прекращаются споры по поводу этой противоречивой личности.
Существуют разные версии происхождения Ивана Кунцевича. Его называют сыном ремесленника, купца и даже шляхтича. В любом случае его родители были православного исповедания.
Вскоре после принятия Люблинской унии 1594 г., которая переводила православных Речи Посполитой в подчинение римо-католической церкви, семья Кунцевича переезжает из Владимира Волынского в Вильно.
Еще во Владимире Иван проявлял особую религиозность и посещал епархиальную школу. В Вильно на молодого парня обратили внимание иезуиты. В 1604 г. он постригся в монахи с именем Иосафат и продолжил обучение сначала в монастырской школе, а затем, с 1607 г., в Виленской иезуитской академии. Уже в ученичестве он проявил себя активным сторонником унии.
В 1618 г., в год похода королевича Владислава на Москву, Иосафат Кунцевич становится епископом Полоцким.
Самым активным выступлением того периода против Кунцевича стало Могилевское восстание. Жители города затворили перед своим «пастырем» крепостные ворота, не желая принимать у себя епископа-униата. Горожане во главе с бургомистром ударили в набат, а затем, вооружившись, вышли навстречу Кунцевичу, кляня его вероотступником и угрожая убийством, если он навсегда не уберется из Могилева.
Разъяренный епископ обратился с жалобой к королю Сигизмунду III. На следующий год город был жестоко наказан – 20 могилевчан, признанных зачинщиками бунта, были казнены, королю был выплачен крупный штраф, все православные храмы и церковное имущество передавались в подчинение Кунцевичу.
«Смерть Иосафата Кунцевича». Зимлер, Йозеф, около 1861 года.
Важнейшим памятником эпохи, раскрывающим деятельность Иосафата Кунцевича, является его полемическая переписка с одним из наиболее выдающихся деятелей истории Великого княжества Литовского великим канцлером Львом Сапегой. Лев Сапега пытался убедить Иосафата Кунцевича в ошибочности методов насаждения унии, которые тот практикует. Для этого он использовал широчайшую палитру аргументации, от нравственной (ссылки на изложенные в Писании христианские принципы) до юридических (свобода вероисповедания в Речи Посполитой даже для мусульман и иудеев) и политических (угроза казацких восстаний, России и Турции).
«Вы в своих поступках – пишет Сапега – руководствуетесь больше честолюбием и ненавистью, чем братской любовью, вопреки воле королевской, вопреки запрещениям государства стали причиной тех опасных искр, которые всем нам угрожают или всеобщим, или сильнейшим пожаром».
Возможно, Кунцевичу стоило прислушаться к мудрым словам Сапеги, и он бы избежал «перегибов», да и своей страшной смерти. Но… не прислушался.
На Кунцевича поступали многочисленные жалобы со стороны православных, в которых он обвинялся в различного рода зверствах.
И, разумеется, ничем хорошим это не могло закончиться.
Осенью 1623 года Кунцевич отправился в Витебск с пастырским визитом. Православные жители Витебска, поддержанные жителями других белорусских городов и некоторых сел, а также казаками и Виленским братством, 12 ноября 1623 года напали на архиерейский дом и убили Кунцевича. Предлогом для убийства стало то, что православный священник Илья Давыдович был заперт слугами Кунцевича на кухне. Сам Кунцевич об этом узнал, лишь вернувшись домой с богослужения. Несмотря на то, что Кунцевич приказал освободить Илью, горожане ударили в набат, толпа ворвалась в покои Кунцевича, растерзала его и избила слугу епископа.
Окровавленное тело Кунцевича поволокли через весь город и сбросили в Двину.Собор св. Петра в Риме — место захоронения мощей св. И. Кунцевича.
Правительство ответило на убийство Кунцевича репрессиями: около 100 человек были приговорены к смертной казни, город был лишен магдебургского права, с ратуши и церквей сняты были колокола; жители Витебска обязаны были на свой счет отстроить соборную церковь, при которой убит был Кунцевич. Тело его было погребено в Полоцке.
В 1917 году мощи Иосафата Кунцевича перевезли в Вену, а с 1946 года они находятся в базилике св. Петра в Риме.
Большинство историков, которые анализировали впоследствии деятельность Кунцевича, пришли к выводу, что он был «человек страстный, фанатик – вел ярую и насильственную, фанатическую пропаганду унии».
Жилая площадь Святитель Иосафат, епископ и мученик
Святитель Иосафат, епископ и мученик (Мемориал)
Иосафат Кунцевич родился в купеческой семье в небольшом городке Владимир (Владимир) Волынской области, тогда часть Великого княжества Литовского в 1580 или 1584 году.
После местного образования поступил в ученики к купцу в Вильно. В 1604 году, в возрасте двадцати четырех лет, Иосафат поступил в монастырь Троицы отцов-василиан в Вильнюсе. Его религиозная преданность, милосердие и святость быстро стали известны, и к нему приходили известные люди, чтобы посоветоваться с ним. Примерно в то же время, после блестящей жизни мирянина, к ордену присоединился и некий Вениамин Руцкий. Число послушников неуклонно росло и при Руцком, который тем временем был рукоположен в священники. Затем началось возрождение восточно-католической религиозной жизни среди русинов (белорусов и украинцев). В 1609 г.После частного обучения у Фабрициуса, священника-иезуита, Иосафат был рукоположен в священники католическим епископом. Впоследствии он стал настоятелем нескольких монастырей, а 12 ноября 1617 г. был неохотно хиротонисан во епископа Витебского с правом наследования Полоцкого архиепископства. Впоследствии он стал архиепископом в 1618 году.
Пятьсот лет назад произошел раскол между Восточной и Западной Церквами. С годами раскол только усугублялся, в основном вокруг власти папы в Риме. Затем, в 16 веке, на территории, которая сейчас известна как Беларусь и Украина, но тогда была частью Польши и Литвы, православный архиепископ Киевский и пять православных епископов решили посвятить христиан, находящихся под их пастырской опекой, для воссоединения с Римом. Иосафат Кунсевич был еще мальчиком, когда в 159 г. состоялся Брест-Литовский собор.5-96. Однако было много верующих, которые не приняли решения епископов. Усилия по разрешению разногласий включали не только слова, но и насилие. Среди лидеров антиуниатской партии выделялся Мелетий Смотрицкий, а самым известным из его противников был Иосафат, выступавший за единство католиков с Римом. С обеих сторон были мученики, и Иосафат пытался быть голосом мира и примирения.
Как архиепископ Иосафат восстановил византийские храмы, издал катехизис с указанием выучить его наизусть, составил кодекс поведения для священников, собрал синоды в разных городах епархий и решительно выступил против польского имперского канцлера Сапеги, который хотел пойти на уступки в пользу православных. На протяжении всех своих трудов он продолжал свою религиозную жизнь как монах, не уменьшая жизни в покаянии и молитве.
В 1620 году была создана соперничающая иерархия, и теперь Иосафату предстояло решить серьезную проблему широко распространенного раскола. Ситуация была сложной. Были противоречивые интересы, вызванные национализмом, давними обычаями и неприязнью Востока к Риму. Иосафат решительно поддерживал союз с Римом, но также считал право византийского духовенства вместе с его местными обычаями быть на одном уровне с обычаями римской церкви.
Во время раскольнического конфликта он отказался воспользоваться предоставленной ему возможностью бегства. К сожалению, обе стороны представили Иосафата в ложном свете, но в конце концов Иосафат стал жертвой заговора с целью убийства, спровоцированного жестокими и неконтролируемыми сторонниками его соперника на Полоцкое епископство.
Он ясно предвидел, что умрет насильственной смертью. Наконец, 12 ноября 1623 г., умоляя никого из своих слуг не страдать, он был поражен алебардой, а затем застрелен сторонниками православия.
После многочисленных заявлений и сообщений о чудесах, в 1628 году Папа Урбан VIII назначил комиссию для расследования дела Иосафата, которая допросила под присягой 116 свидетелей. Хотя со дня смерти Иосафата прошло пять лет, его тело считалось нетленным. В 1637 году вторая комиссия исследовала его жизнь, а в 1643 году, через двадцать лет после его смерти, Иосафат был беатифицирован. Он был канонизирован в 1867 году папой Пием IX.
Икона «Похитительница душ» Кунцевича на Крещатике к столетию Государственного Герба — Новости — новости Православия
Новости
26 сентября 2018 19:20
Автор: Новости
Икона с униатским святым Кунцевичем
На Крещатике к 100-летию Государственного Герба Украины выставлена икона из часовни Украинской Папской Коллегии Святого Иосафата в Риме. На ней изображен Иосафат Кунцевич, архиепископ Полоцкий, прославившийся исключительной жестокостью при обращении православных верующих в унию.
Как стало известно СПЖ, знамя с этой иконой является частью выставки под открытым небом «Символ вашей свободы. 100 лет Государственному гербу Украины», организованной Институтом национальной памяти под руководством Владимира Вятрович.
Икона с изображением Христа, князя Владимира и святого униата Иосафата написана в 1966 году Святославом Гординским. Князь Владимир изображен с трезубцем. Оригинальная икона находится в алтаре капеллы Украинской Папской Коллегии Святого Иосафата в Риме.
В 2017 году глава УГКЦ Святослав Шевчук почтил память «мученика единства» Иосафата Кунцевича в Ватиканской базилике.
Архиепископ Иосафат Кунцевич (1580-1623) — униатский епископ Речи Посполитой, архиепископ Полоцкий. Кунцевич известен своей исключительной жестокостью, с которой он насильственно насаждал Брестскую унию на территории нынешней Беларуси, а также своей деятельностью по закрытию православных храмов.