Ильинская ольга в романе обломов: Обломов характеристика образа Ильинской Ольги Сергеевны

Ильинская Ольга Сергеевна — одна из главных героинь романа (Обломов Гончаров)

Возможный прототип Ильинской — Елизавета Толстая, единственная любовь Гончарова, хотя некоторые исследователи отвергают эту гипотезу. «Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов па губах, ни жемчугу во рту не было, ни миниатюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда. Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии».

С того времени, как осиротела, Ильина живет в доме своей тетки Марьи Михайловны. Гончаров подчеркивает быстрое духовное созревание героини: она «как будто слушала курс жизни не по дням, а по часам. И каждый час малейшего, едва заметного опыта, случая, который мелькнет, как птица, мимо носа мужчины, схватывается неизъяснимо быстро девушкой». Ильину и Обломова знакомит Андрей Иванович Штольц. Как, когда и где встретились Штольц и Ильина, неизвестно, по отношения, связывающие этих персонажей, отличаются искренней взаимной тягой и доверием. «…В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка… Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, пи умысла! Зато ее и ценил почти один Штольц, зато не одну мазурку просидела она одна, не скрывая скуки… Одни считали ее простой, недальней, неглубокой, потому что не сыпались с языка ее ни мудрые сентенции о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и смелые реплики, пи вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе…»

Штольц приводит Обломова в дом Ильиной не случайно: зная, что она обладает пытливым умом и глубокими чувствами, он надеется, что своими духовными запросами Ильина сумеет пробудить Обломова — заставит его больше и разборчивее читать, смотреть, узнавать.

Обломов в одну из первых же встреч захвачен ее удивительным голосом — Ольга поет арию из оперы Беллини «Норма», знаменитую «Саsta diva» и «это уничтожило Обломова; он изнемог», все более и более погружаясь в новое для себя чувство.


Литературная предшественница Ильиной — Татьяна Ларина («Евгений Онегин»). Но как героиня иного исторического времени, Ильина более уверена в себе, ум ее требует постоянной работы. Это отмечал еще Н.А.Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?»: «Ольга по своему развитию представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни… В ней-то более, нежели в Штольце, можно видеть намек на новую русскую жизнь; от нее можно ожидать слова, которое сожжет и развеет обломовщину…»

Характер Ольги, сплавленный одновременно из силы и слабости, знания о жизни и неумения этим знанием одарить других, получит развитие в русской литературе — в героинях драматургии А.П.Чехова — в частности, в Елене Андреевне и Соне Войпицкой из «Дяди Вани».

Главное свойство Ильиной, присущее многим женским персонажам русской литературы прошлого столетия, — не просто любовь к конкретному человеку, а непременное желание изменить его, поднять до своего идеала, перевоспитать, привив ему новые понятия, новые вкусы. Обломов оказывается для этого самым подходящим объектом; «Она мечтала, как «прикажет ему прочесть книги», которые оставил Штольц, потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости, писать письма и деревню, дописывать план устройства имения, приготовиться ехать за границу, — словом, он не задремлет у нее; она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил, и Штольц не узнает его, воротясь. И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить!.. Она даже вздрагивала от гордого, радостного трепета; считала это уроком, назначенным свыше».

Перевоспитание становится целью, цель увлекает настолько, что отодвигается в сторону все остальное, а чувство любви постепенно подчиняется учительству. Учительство же в каком-то смысле укрупняет и обогащает любовь. Именно от этого и происходит в Ольге та серьезная перемена, что так поразила Штольца при встрече с ней за границей, куда она вместе с теткой приехала после разрыва с Обломовым.

Ильина сразу понимает, что в отношениях с Обломовым ей принадлежит главная роль, она «мигом взвесила свою власть над ним, и ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем». Жизнь словно просыпается в Ольге вместе с жизнью Обломова. Но в ней этот процесс происходит куда более интенсивно, чем в Илье Ильиче. .Ильина словно проверяет на нем свои возможности женщины и воспитательницы одновременно. Ее незаурядные ум и душа требуют все более и более «сложной» пищи. Не случайно в какой-то момент Обломов видит в. ней Корделию: все чувства Ильиной пронизывает простая, естественная, как у шекспировской героини, гордость, побуждающая осознавать сокровища своей души как счастливую и заслуженную данность: «Что я раз назвала своим, того уже не отдам назад, разве отнимут…» — говорит она Обломову.

Чувство Ильиной к Обломову цельно и гармонично: она просто любит, тогда как Обломов постоянно пытается выяснить глубину этой любви, оттого и страдает, полагая, что Ильина «любит теперь, как вышивает по канве: тихо, лениво выходит узор, она еще ленивее развертывает его, любуется, потом положит и забудет». Когда Илья Ильич говорит героине, что она умнее его, Ильина отвечает: «Нет, проще и смелее», высказывая тем самым едва ли не определяющую линию их отношений. Ильина вряд ли сама ведает, что испытываемое ею чувство более напоминает сложный эксперимент, нежели первую любовь. Она не говорит Обломову о том, что улажены все дела по ее имению, с одной лишь целью — …доследить до конца, как в его ленивой душе любовь совершит переворот, как окончательно спадет с него гнет, как он не устоит перед близким счастьем…» Но, как всякий эксперимент над живой душой, этот опыт увенчаться успехом не может.

Ольге необходимо увидеть своего избранника на пьедестале, выше себя, а это, согласно авторской концепции, невозможно.

Даже Штольц, за которого после неудачного романа с Обломовым она выходит замуж, только временно стоит выше, чем она, и Гончаров это подчеркивает. К финалу становится ясно, что И перерастет своего мужа и по силе чувств, и по глубине размышлений о жизни. Осознав, насколько далеко расходятся ее идеалы с идеалами Обломова, мечтающего жить согласно старинному укладу родной Обломовки, Ильина вынуждена отказаться от дальнейших экспериментов.

«Я любила будущего Обломова! — говорит она Илье Ильичу. — Ты кроток, честен, Илья; ты нежен… как голубь; ты прячешь голову под крыло — и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей… да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего — не знаю!» Это «что-то» не оставит Ильину: даже пережив разрыв с Обломовым и счастливо выйдя замуж за Штольца, она не успокоится. Наступит момент, когда и Штольц окажется перед необходимостью объяснять жене, матери двоих детей, таинственное «что-то», не дающее покоя ее мятущейся душе. «Глубокая бездна ее души» не пугает, но тревожит Штольца. В Ильиной, которую он знал почти девочкой, к которой испытывал сначала дружбу, а потом и любовь, он постепенно обнаруживает все новые и неожиданные глубины. Привыкнуть к ним Штольцу трудно, потому его счастье с Ольгой представляется во многом проблематичным.
Бывает, что Ильиной овладевает страх: «Она боялась впасть во что-нибудь похожее на обломовскую апатию. Но как она ни старалась сбыть с души эти мгновения периодического оцепенения, сна души, к ней нет-нет да подкрадется сначала греза счастья, окружит ее голубая ночь и окутает дремотой, потом опять настанет задумчивая остановка, будто отдых жизни, а затем смущение, боязнь, томление, какая-то глухая грусть, послышатся какие-то смутные, туманные вопросы в беспокойной голове».

Эти смятения вполне соотносятся с финальным размышлением автора, заставляющим задуматься о будущем героини: «Ольга не знала… логики покорности слепой судьбе и не понимала женских страстишек и увлечений. Признав раз в избранном человеке достоинство и права на себя, она верила в него и потому любила, а переставала верить — переставала и любить, как случилось с Обломовым… Но теперь она уверовала в Андрея не слепо, а с сознаньем, и в нем воплотился ее идеал мужского совершенства… Оттого она не снесла бы понижения ни на волос признанных ею достоинств; всякая фальшивая нота в его характере или уме произвела бы потрясающий диссонанс, Разрушенное здание счастья погребло бы ее под развалинами, или, если б еще уцелели ее силы, она бы искала…»

Ольга Ильинская и ее роль в духовном преображении Обломова (Обломов Гончаров)

Несомненно, что для решения той художественной задачи, которую поставил перед собой Гончаров в романе «Обломов», нужна была не просто красивая и умная женщина, а женщина, образ которой был бы максимально приближен к идеалу. Автор так и поступил: Ольга по своему развитию представляет высший идеал, какой только русский художник мог вызвать из той русской жизни. Поэтому она изумляет нас, читателей, необыкновенной ясностью и простотой своей логики, гармонией своего сердца и воли. Героиня поражает нас до того, что впору усомниться и сказать самому себе: «Чепуха! Таких девушек не бывает на свете». Но, следя за развитием ее образа, я постепенно свыкся с мыслью и с ощущением, что она естественна, верна себе и довольно последовательна в характере, словом, я начал верить как бы в реальность Ольги и увидел даже ее живое лицо, в воображении, конечно. Да, она необычна, да, она слишком хороша, но лишь потому, что я такой еще не встречал.

Если говорить о социальном или общественном развитии образов героев романа, то в Ольге, мне кажется, больше намека на новую русскую жизнь, нежели в Штольце. От Ольги можно ожидать слова, которое сожжет и развеет обломовщину. Когда-то она любила Обломова, верила в него, в его нравственное совершенство. Надо сказать, что встреча с Ольгой изменила Обломова, он стал подвижным. Ему уже не лень встать с дивана, пошевелиться, хотя бы для того, чтобы изложить свои мысли. Долго и упорно, с любовью и нежной заботой трудилась она, чтобы возбудить в нем энергию к жизни, к деятельности. Ольга не хочет верить, что Обломов не способен на добро. Любя в нем свою надежду, свое будущее, Ольга делает для него все, пренебрегая даже условными приличиями. Она едет к нему одна и не боится, подобно ему, потерять свою репутацию. Она с удивительным тактом замечает тотчас же всякую фальшь, проявлявшуюся в его натуре, и еще объясняет ему, почему это ложь, а не правда. Он, например, пишет ей письмо мелодраматического содержания, а потом уверяет ее, что писал это только для ее блага, забыв про себя, жертвуя собой и т.д. Ольга спокойно ему ответила: «Нет, неправда: если бы вы думали только о моем счастье и считали необходимою для него разлуку с вами, то вы бы просто уехали, не посылая мне предварительно никаких писем». Он продолжает говорить, что боится ее несчастья, если она со временем поймет, что ошиблась, и полюбит другого. Ольга отвечает: «Где же вы тут видите несчастье мое? Теперь я вас люблю, и мне хорошо; а после я полюблю другого, и, значит, мне с другим будет хорошо. Напрасно вы обо мне беспокоитесь». Эта простота и ясность в мышлении Ольги и заключает в себе, как мне кажется, задатки новой будущей жизни, отличающейся от той, в которой выросло современное героям романа общество. Меня поражает также, как воля Ольги послушна ее сердцу. Она продолжает свои отношения с Обломовым, несмотря на все насмешки посторонних, до тех пор, пока окончательно не убеждается, что ошиблась в нем. После открытого выяснения отношений она уже не может соединить с ним свою судьбу, хотя и при этом разговоре и даже после она еще ласкает и хвалит его.

Таким образом, инерция жизни Обломова победила, он не хочет делать усилий, которых от него требовала Ольга, да и та жизнь, которая представлялась ей, никак не подходит самому Обломову. Поэтому, хоть Ольга и пыталась преобразить Обломова, — это преображение было очень недолгим.

Роман «Обломов». Характеристика действующих лиц произведения

Иван Александрович Гончаров десять лет работал над романом «Обломов». Характеристика главного героя настолько убедительно представлена ​​классикой, что вышла за рамки произведения, а образ стал нарицательным. Впечатляет качество проработки автором персонажей повествования. Все они цельные, обладающие чертами современного писателя человека.

Темой данной статьи является характеристика героев Обломова.

Илья Ильич Обломов. Скольжение по плоскости лени

Центральный образ книги — молодой (32-33 года) помещик Илья Ильич Обломов, ленивый, импозантный мечтатель. Это мужчина среднего роста, с темно-серыми глазами, приятными чертами лица, по-детски изнеженными пухлыми ручками. Обломов живет в петербургской квартире на Выборгской стороне. Характер этого человека неоднозначен. Обломов прекрасный собеседник. Он по своей природе не способен причинить кому-либо вред. Его душа чиста. Образован, имеет широкий кругозор. В любой момент его лицо отражает непрерывный поток мыслей. Казалось бы, речь идет об успешном человеке, если бы не великая лень, пропитавшая Илью Ильича. С детства о нем в мелочах заботились многочисленные няни. «Захарки да Ваня» из крепостных делали за него любую, даже мелкую работу. В праздности и лежании на диване проходят его дни.

Он настолько наивен, что в конце концов оказывается обманутым и разоренным аферистами: Михеем Тарантевым и Иваном Матвеевичем Мухояровым. Михей Тарантьев – сорокалетний здоровяк, типичный «воспитанник», «мастер разговоров», паразит в компании типажей. Убедившись в негодяе, Обломов покидает квартиру и возвращается в Обломовку. Тарантьев — аферист на «доверие», слушая его, жертва кажется «ясной и понятной», но только дело доходит до практического исполнения, как Тарантьев не выкручивается. Потом отдал «теплого заказчика» своему сообщнику. Иван Матвеевич Мухояров сделан из другого теста. Это прохожий практикующий. Его ремесло — подлог, подло составленный, порча документов.

Доверившись им, Обломов подписал кабальный договор на свою выборгскую квартиру, а затем выплатил липовый «моральный ущерб» брату Агафьи Мухояровой в размере десяти тысяч рублей фиктивным кредитом. Друг Ильи Ильича Штольца разоблачает негодяев. После этого Тарантьев «побежал».

Близкие к Обломову люди

Окружающие чувствуют, что он искренний человек, Обломов. Характеристики — характеристика, но самоуничтожение лени главного героя не мешает ему иметь друзей. Читатель видит, как настоящий друг Андрей Штольц пытается вырвать Обломова из тесных объятий ничегонеделания. Он стал после смерти Обломова, по завещанию последнего, приемным отцом для сына Андрюши.

У Обломова есть преданная и любящая гражданская супруга — вдова Агафья Пшеницына — непревзойденная хозяйка, недалекая, неграмотная, но честная и порядочная. Внешне полный, но хороший, работящий. Илья Ильич любуется ею, сравнивая с ватрушкой. Женщина разрывает все отношения со своим братом Иваном Муходжаровым, узнав о низкой продажности своего мужа. После смерти гражданского мужа женщина чувствует, что «из нее вынули душу». Отдав сына Столцам, Агафья просто хочет уйти вслед за ней Ильей. Деньги ее не интересуют, что видно по ее отказу платить выручку от имения Обломовых.

Илье Ильичу служит Захар — неопрятный, ленивый, но боготворящий своего хозяина и преданный до конца слуга старой закалки. После смерти хозяина бывший слуга предпочитает нищенствовать, но находится возле его могилы.

Подробнее об образе Андрея Штольца

Часто темой школьных сочинений является сравнительная характеристика Обломова и Штольца. Они противоположны даже внешне. Нежный, смуглый, с ввалившимися щеками, кажется, что Штольц весь состоит из мускулов и сухожилий. У него за плечами государственная служба, чин, гарантированный доход. Позже, работая в торговой компании, он заработал на покупку дома. Он проявляет активность и креативность, ему предлагают интересную и прибыльную работу. Именно он во второй части романа пытается свести Обломова к Ольге Ильинской, знакомя их. Однако Обломов остановился в построении отношений с этой дамой, так как боялся менять жилье и заниматься активной деятельностью. Разочарованная Ольга, планировавшая перевоспитать лентяев, ушла от него. Однако образ Штольца не идеален, несмотря на его постоянную творческую работу. Он, как и антипод Обломова, боится мечтать. В этот образ Гончаров вложил изобилие рациональности и рационализма. Писатель считал, что образ Штольца не улучшился. Антон Павлович Чехов даже считал этот образ отрицательным, мотивируя это суждение тем, что он «слишком счастлив» и «слишком хорошо себя мыслит».

Ольга Ильинская — женщина будущего

Образ Ольги Ильинской сильный, законченный, красивый. Не красавица, но удивительно гармоничная и динамичная. Она глубоко духовна и деятельна одновременно. Илья Обломов встретил ее исполнением арии «Casta diva». Эта женщина оказалась способной расшевелить даже такую ​​копейку. Но перевоспитание Обломова оказалось делом чрезвычайно трудным, дрессировать дятлов было неэффективно, в нем глубоко укоренялась лень. В итоге от отношений с Ольгой сначала (из-за лени) отказывается Обломов. Для их дальнейших отношений характерна активная симпатия Ольги. Она выходит замуж за любимого ею активного, надежного и верного Андрея Штольца. У них замечательная гармоничная семья. Но проницательный читатель поймет, что деятельный немец «не дотягивает» до уровня своей супруги духовного начала.

Заключение

Перед глазами читателя романа проходит вереница гончаровских образов. Несомненно, самым ярким из них является образ Ильи Обломова. Имея прекрасные предпосылки для успешной, безбедной жизни, он умудрился погубить себя. В конце жизни помещик понял, что с ним произошло, дав этому явлению емкое лаконичное название «обломовщина». Он современный? И как. У сегодняшнего Ильи Ильича есть, кроме полета мечты, еще и внушительные ресурсы — компьютерные игры с потрясающей графикой.

В романе образ Андрея Штольца не раскрыт в той степени, в какой задуман Иваном Александровичем Гончаровым. Автор данной статьи считает это естественным. Ведь классик изобразил в этих персонажах две крайности. Первое — бесполезная мечта, а второе — прагматичная бездуховная деятельность. Очевидно, что только соединив эти качества в правильной пропорции, мы получим нечто гармоничное.

Иван Гончаров. Краткое содержание Обломова

Не все являются знатоками классической литературы. Нельзя сказать, что каждый человек увлекается классикой, да еще и чтением. В этой статье вы узнаете о романе, который написал Иван Гончаров. Вы можете прочитать краткое содержание Обломова. Также вы можете найти список героев романа. Так.

Гончаров. Обломов. Герои романа

  • Обломов И.И.;
  • Захар — его слуга;
  • Судьбинский в гостях у Обломова;
  • Волков тоже гость;
  • Пенкин в гостях;
  • Анися — жена Захара;
  • А.
    И. Штольц — друг детства Обломова;
  • М. А. Тарантьев — хитрый земляк Обломов;
  • О. С. Ильинская — предмет воздыханий Обломова, впоследствии станет женой Штольца;
  • А.М. Пшеницына — хозяйка квартиры, которая впоследствии станет женой Обломова.

Гончаров. Резюме Обломова. Часть 1

Обломов Илья Ильич проживает на улице Гороховой. Этот молодой человек лет тридцати не обременен никаким занятием. Практически все свободное время он проводит лежа, поэтому постоянное лежание на диване стало его образом жизни. Он не любит условностей и протестует против любых попыток расшевелить его. Он не привык ничего делать сам и для этой цели нанял слугу по имени Захар, который так же просто живет, как и он. В это утро вся столичная знать собирается в Екатерингоф на празднование дня 1 мая. Друзья всячески пытаются выманить Обломова из квартиры. Но никто из них не может этого сделать.

Гончаров. Резюме Обломова. Часть 2

Не так давно Обломов получил письмо от управляющего родовым поместьем Обломовка. Требует немедленной реакции. Более того, ему грозит переезд на другую квартиру. К его делам никто из друзей не проявлял особого интереса, поэтому некий земляк Тарантьев предлагает свою помощь, надеясь на свою долю пирога. Но Илья Ильич возлагает надежды на своего школьного друга по имени Андрей Штольц, так как он может помочь ему разобраться во всех делах.

Приехав в Петербург, Обломов пытался найти общий язык с местным светским обществом, но ему это не удалось, поэтому он стал затворником. Штольц пытается пробудить в нем интерес к жизни, поэтому водит его в гости по разным домам. Илья любит Ольгу Ильинскую. Его слуга Захар женится на хорошей женщине по имени Анисья. Она приводит дом Обломова в порядок. Но после переезда с дачи обратно в город Илья Ильич снова становится ленивым и даже не хочет вставать с дивана.

Гончаров. Резюме Обломова. Часть 3

Возврату Обломова к старым привычкам способствовала и обстановка в доме женщины, у которой он снимал квартиру. Это Агафья Пшеницына. Обломовкой в ​​его отсутствие занимался Мухояров. Но его махинации все более и более смущали Илью Ильича. Время от времени к нему приходила Ольга, которая с каждым разом только больше разочаровывалась в нем. Среди слуг ходят разговоры о скорой свадьбе. Но Обломов понимает, что еще не готов связать себя узами брака. Дела Обломовки очень запутаны, хозяин ее находится на грани разорения и впадает в лихорадку.

Гончаров. Резюме Обломова. Часть 4

После болезни Обломова прошел год. Агафья понимает, что влюбилась в него. Ольга, разочаровавшись в нем, выходит замуж за Штольца. У Агафьи и Ильи Ильича есть сын Андрюша. Через 5 лет Обломов умирает, его дом переходит жене Мухоярова. Столцы берут Андрюшу, которого Агафья всю жизнь посвятит воспитанию в своем доме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *