Иконы древней руси: Иконы XIV-XVII вв.

Содержание

Иконы XIV-XVII вв.

В богатом многообразии искусства Древней Руси выдающееся место по праву принадлежит иконописи, явившейся «подлинным выражением духовной жизни всей нации». Собрание икон музея выделяется разнообразием представленных школ и оригинальностью своего иконографического состава. Здесь можно видеть редкие памятники XIV в. работы художников круга Андрея Рублева и его последователей, разнообразные произведения XVI в., письма строгановских и годуновских мастеров начала XVII в. и царского изографа второй половины XVII столетия — Симона Ушакова.  

  Значительное место в коллекции занимают небольшие моленные иконы с преимущественным изображением Богоматери в самых распространенных ее вариантах: Одигитрия, Умиление, Тихвинская, Казанская и другие. В большинстве своем это родовые реликвии московских князей и бояр, поступившие в монастырь в качестве вкладов или оставленные здесь после погребения: по древнему обычаю на гробах погребаемых обязательно привозили иконы.

Многочисленные изображения Богоматери красноречиво свидетельствуют о мастерстве русских иконописцев в передаче необычайно разнообразной гаммы человеческих чувств и переживаний даже в пределах одной и той же иконографической схемы.

 Самые ранние памятники в коллекции музея относятся ко второй половине — концу XIV столетия. Разнородные по своему происхождению, они говорят о широте художественных интересов Московского княжества. В это время Москва уже хорошо знакома с древними культурными традициями югославянских стран, Византии и старых русских центров. Родство с памятниками сербской живописи XIV в. обнаруживает икона «Анна с младенцем Марией», связываемая с именем Воейко Войтеговича, сына сербского вельможи. На это указывают необычная для Руси иконография, характер письма, цветовое решение. О тесных контактах Московской Руси с Византией напоминает икона «Богоматерь Перивлепта». Ее константинопольское происхождение отмечали древние монастырские документы. Существует предположение, что икону написал византийский художник Игнатий Грек по заказу звенигородского князя Юрия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского.

С характерными чертами иконописи древнего Ростова первой половины XIV в. знакомит келейная икона основателя монастыря Сергия Радонежского с изображением Николая Мирликийского, или Николы, как его стали называть на Руси. (В настоящая время икона передана в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру).

Особую группу составляют произведения конца XIV — начала XV в., связанные с Московским княжеством и характеризующие один из интереснейших периодов истории русского народа, когда Москва становится во главе объединения русских земель. Возможно, под влиянием творческой манеры Феофана Грека написана икона «Богоматерь Донская». На иконе, принадлежавшей московскому боярину Михаилу Васильевичу Образцову, можно видеть один из совершенных образов Богоматери в московском искусстве рубежа X1V-XV вв.

Московское искусство рубежа XIV-XV вв. нашло свое ярчайшее выражение в творчестве Андрея Рублева. Его имя неразрывно связано с Троице-Сергиевым монастырем, где, видимо, прошли его молодые годы и где он, вероятнее всего, принял монашество. В похвалу Сергия Радонежского была написана им икона «Троица» (ГТГ). Для Троицкого собора, воздвигнутого над гробом Сергия Радонежского, был выполнен иконостас, единственный к настоящему времени живописный ансамбль, сохранивший свою первозданную красоту. 

В экспозиции музея находятся Царские врата из иконостаса. Их отличает простая, продуманная композиция, мягкие, певучие, вторящие друг другу линии выразительных силуэтов, спокойный колорит свидетельствуют о таланте неизвестного художника школы Рублёва. Образы евангелистов — сдержанные, внутренне сосредоточенные — одухотворены высокими помыслами.

Искусство Андрея Рублева оказало большое влияние на последующее развитие древнерусской живописи. XV век – время ее блестящего расцвета, время, когда творчески перерабатывается наследие Рублева. Своеобразную галерею прекрасных женских образов представляют иконы с изображениями Богоматери. Христианские предания издревле украшали образ Богоматери всеми чертами женской красоты. Но красота внешняя всегда подразумевала и красоту внутреннюю, нравственную. Поэтому иконописцы Древней Руси, изображая Богоматерь, воплощали в ее образе не только самые привлекательные черты национального типа, но и самые высокие духовные качества человека.

Изысканно-утонченным, хрупким представлен образ Марии на иконе, принадлежавшей княгине Неониле Ростовской. Красотой силуэтов, строгостью композиции, декоративностью цветового решения привлекает внимание маленькая икона с изображениями святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи. На иконе «Леонтий Ростовский» запечатлен образ подвижника XII в., прославившегося трудной миссией распространения христианства в языческой Ростовской земле. Светлый холодный колорит облачений Леонтия, где преобладают оттенки белого и голубого цветов, мерцают золото и драгоценные камни, отвечает внутренней суровости и некоторой отрешенности образа.

Интересную группу произведений в коллекции составляют памятники конца XV — начала XVI в. Сохранившие во многом внутреннюю выразительность и духовное богатство образов первой половины XV столетия, они, однако, отмечены уже новыми качествами, сближающими их с главным московским художественным направлением этого времени — искусством Дионисия. Мастерам круга Дионисия присуща любовь к изящным формам, удлиненным пропорциям, тончайшим колористическим построениям. Наиболее близка этому направлению икона «Великомученица Варвара», происходящая из Покровской церкви города Волоколамска. Под влиянием творчества Дионисия написана, возможно, и икона «Распятие» и, возможно, парная к ней икона «Троица».

Искусство Москвы с XVI в. становится ведущим в Русском государстве. Иконопись этого столетия сохраняет высокий художественный уровень, но содержание ее уже иное, чем в предшествующую пору. XVI век — время, когда в политической, экономической и культурной жизни Руси происходят существенные изменения, вызванные реформами царя Ивана Грозного (1533-1584). Во всем наблюдается строгая регламентация, получают распространение иконописные подлинники, следование которым было обязательным.

В это время широкое распространение получает изображение Спаса Вседержителя. Икона Сергиево-Посадского музея отличается редкой индивидуальностью трактовки: удлиненный овал лика, пронзительный взгляд, высоко поднятые брови, крупный нос с легкой горбинкой загнут книзу. Интересными памятниками эпохи является икона «Новозаветная Троица» и ее иконографический вариант, получивший название «Отечество».

В XVI столетии большое распространение получают иконы с многофигурными композициями. Характерное произведение этого времени — икона «Воздвижение креста». Она происходит из деревянной церкви села Воздвиженского, расположенного недалеко от монастыря на древнем пути московских государей к Троице. К такому же многофигурному типу относится небольшая икона «Рождество Богоматери». Присущие русской иконописи XVI в. повествовательность и определенная иллюстративность заметны и в иконе «Успение Богоматери», написанной, возможно, тверским мастером. Она происходит из Покровской церкви Волоколамска и являлось некогда храмовой иконой Успенской церкви Варваринского монастыря.

Формальные качества древнерусской живописи XVI в. во многих произведениях очень высоки, а порой и совершенны. Превосходно написаны две иконы – «Никола» и «Иоанн Предтеча — ангел пустыни», являвшиеся, видимо, некогда створками какого-то киота. В XVII в. они находились в иконостасе Троицкого собора.

  К числу интересных произведений принадлежит икона «Никола Можайский». Большая популярность культа Николы на Руси способствовала сложению чисто русской иконографии этого византийского святого. В основу иконографии Николы Можайского легла легенда о чудесном спасении города Можайска от татар, где Никола явился жителям его с мечом в правой руке и городом-крепостью в левой. Среди произведений XVI столетия в коллекции музея выделяется значительная группа икон, написанных местными троицкими мастерами. Самая ранняя из них – «Ксения с житием», выполненная, безусловно, талантливым мастером.

Возможно, к троицким иконописцам XVI в. принадлежит мастер Давид Сирах. Его имя встречается в надписи на иконе «Богоматерь Владимирская», созданной 1571 г. Интересные иконы последнего десятилетия XVI в. связаны в Троицком монастыре с именем келаря Евстафия Головкина. Его келарство приходится на 1571-1581 и 1583-1593 гг. Обладавший крупными организаторскими способностями и большим авторитетом, он пользовался уважением русских царей, принимал участие в государственной жизни страны.   

  В 1588 г. Евстафий Головкин написал «Явление Богоматери Сергию», ставшее центральной частью известного триптиха, на узких створках которого изображены (возможно, другим художником) снаружи — Иоанн Предтеча и Никола, внутри — архангел Михаил и Ангел-Хранитель. Другое свое произведение — «Сергий с житием» — Евстафий Головкин написал спустя три года, в 1591 г. Образцом для него послужил аналогичный образ конца XV — начала XVI в. из иконостаса Троицкого собора. Троицким мастером написана, по всей вероятности, и икона «Никола с Троицей и избранными святыми».

В московской иконописи конца XVI — начала XVII в. наиболее заметны два направления, получившие условные названия годуновских и строгановских писем. Эти названия тем более условны, что нередко одни и те же мастера выполняли заказы и Годуновых, и Строгановых, и Романовых. Таким характерным памятником времени являются створки киота к иконе Андрея Рублева «Троица», выполненные по заказу Бориса Годунова в 1601 г. На четырех высоких узких досках, соединенных попарно, в двадцати живописных клеймах занимательно, со множеством подробностей, повествуется библейское предание о деяниях Троицы.   

   К лучшим образцам строгановских писем в собрании музея относится складень, вложенный в Троицкий монастырь по думном дьяке Иване Тарасьевиче Грамотине. Написанный на двадцати восьми узких дощечках, каждая из которых разделена на три части, складень представляет собой миниатюрный иконостас с тремя его классическими рядами: деисусным, праздничным и пророческим.

Русское искусство XVII в. разнообразно и широтой своей тематики, и стилистическими направлениями. В нем выразилось огромное напряжение духовной жизни, вызванное теми событиями, которые пережил русский народ в начале столетия: династический кризис, крестьянские движения, национально-освободительная борьба. Медленно и постепенно, в острой полемике менялись представления о мире, намечалось новое понимание роли человеческой личности. Для первой половины XVII в. характерно обращение к традициям предшествующего столетия. Таковы небольшие иконы «Явление Богоматери пономарю Юрышу»и «Чудо Георгия о змие».

С 60-х годов XVII в. ведущим мастером Оружейной палаты становится царский изограф Симон Ушаков, творчество которого определяет целую эпоху русского искусства. На протяжении 22 лет он руководил обширными иконописными работами Оружейной палаты. Человек исключительного трудолюбия, огромного организаторского таланта, он обладал незаурядными способностями. Кроме иконописания Симон Ушаков занимался росписями дворцов и храмов, гравюрой, парсуной, писал трактаты по искусству, делал рисунки «под шитье», для знамен и монет. В коллекции музея творчество выдающегося царского изографа представлено интересными памятниками 70-80-х годов XVII в.

  Отличительная особенность икон Симона Ушакова, находящихся в коллекции музея, — наличие на них авторских подписей. 1671 г. Б.М. Хитрово дает в Троицкий монастырь небольшую икону «Успение Богоматери». Более интересны моленные образы, созданные Симоном Ушаковым в 1673 г. К ним относятся «Иоанн Богослов» и «Никон Радонежский». Одна из последних работ Симона Ушакова в Троицком монастыре — икона «Тайная вечеря», созданная им в 1685 г. для Успенского собора. Мастерство зрелого художника здесь проявилось в полной мере.

Не только Рублев: 5 великих русских иконописцев

Публикации раздела Музеи

Аудиоверсия: Не только Рублев: 5 великих русских иконописцев

Вместе с православием Русь позаимствовала у Византии и живопись, которая до XVII века сводилась лишь к церковным иконам и фрескам. Первоначально храмы оформляли византийские мастера или их ученики. Но в конце XIV века иконопись в Древней Руси начала быстро развиваться: талантливые отечественные мастера стали создавать свои приемы и уходить от канонов. Читайте, что привнесли в церковное искусство пять известных художников и как менялся стиль русской иконописи на протяжении XIV–XVII веков.

Феофан Грек

Феофан Грек. Спас Вседержитель. 1378. Церковь Спаса Преображения, Великий Новгород

Феофан Грек. Деисусный чин. Богоматерь (фрагмент). 1405. Благовещенский собор Московского Кремля, Москва

Феофан Грек. Донская икона Божией Матери (фрагмент). 1382–1395. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иконописец Феофан Грек родился в Византии в 1340 году. До 30 лет он расписывал храмы в Константинополе, Халкидоне и Галате, эти работы не сохранились.

Художник иногда отходил от иконописного канона той эпохи. Он дополнял образы индивидуальными деталями, прорисовывал контуры фигур и складки одежды, высветлял лики и делал их более яркими на фоне черных или красновато-коричневых одеяний. У святых на его иконах появлялись реалистичные человеческие черты.

Вольный стиль Феофана Грека не соответствовал строгому византийскому академизму, и в 1370-х годах он приехал в Новгород, где стал известным мастером. В 1378 году по заказу боярина Василия Машкова художник за одно лето оформил церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Многие фрески сохранились. Самая крупная — изображение Спаса Вседержителя в куполе. Он укутан в голубой хитон, в одной руке держит Евангелие, другой благословляет. Вокруг порхают серафимы, а в барабане, основании купола, изображены праотцы и пророки.

В начале 1380-х годов Феофан Грек переехал в Москву, к этому времени у него уже сформировалась своя школа. Вместе с учениками иконописец расписывал храмы Московского Кремля, оригинальные фрески воссоздавались последователями художника. Считается также, что именно Феофан Грек написал деисусный чин современного иконостаса Благовещенского собора. Феофан Грек расширил его до 11 фигур, а также впервые в русской иконописи изобразил их в полный рост.

Его же кисти приписывают Донскую икону Божией Матери. Существует гипотеза, что икону создали в 1392 году для Успенского собора в Коломне. Она относится к иконографическому типу «Умиление», на котором младенец прижимается к щеке Богородицы и держится за ее накидку. Однако на Донской иконе есть нюансы: Иисус стоит коленями на левом запястье Божией Матери, правой рукой благословляет, а в левой руке держит свиток.

Андрей Рублев

Андрей Рублев. Крещение Господне (фрагмент). 1425–1427. Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Сергиев Посад, Московская область

Андрей Рублев. Троица (фрагмент). 1400-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Андрей Рублев. Рождество Христово (фрагмент). 1410-е. Благовещенский собор Московского Кремля, Москва

Андрей Рублев был учеником Феофана Грека. Впервые летописцы упоминают его в 1405 году: тогда он вместе со своим учителем и неким Прохором с Городца расписывал Благовещенский собор. Рублева считают автором семи икон праздничного ряда. Они, по словам живописца Игоря Грабаря, написаны «художником, одержимым красочными исканиями и умеющим не только брать первые пришедшие в голову яркие сочетания, но объединять их в гармоническое впечатление». Рублев тонко выписывал переходы от света к тени, избегал бликов и точно прорисовывал детали, а также добавлял в изображения эмоциональности, например в «Рождестве Христовом» и «Крещении», где ангелы склоняются перед Христом. Эти приемы были новы для живописи того времени.

В мае 1408 года иконописец вместе с Даниилом Черным оформил фресками и иконами Успенский собор во Владимире, после чего стал известным русским мастером — ему поручили написать новую главную икону Троице-Сергиева монастыря. Знаменитая «Троица» повторяла привычную композицию: три ангела-вестника сидят за столом во время посещения дома Авраама и Сарры. Они явились, чтобы сообщить о том, что у Сарры родится сын. Визуально фигуры ангелов образуют круг — символ единения Отца, Сына и Святого Духа. Однако Рублев опустил некоторые подробности, которые раньше включали в композицию. На иконе нет Авраама и Сарры, а атрибуты трапезы и элементы на фоне сведены к минимуму и играют лишь роль символов. Такое изображение Святой Троицы стало новым каноном в русской иконописи.

Вероятно, Рублев написал не только главную икону. По словам искусствоведа Энгелины Смирновой, его стиль можно проследить во всем иконостасе белокаменного Троицкого собора.

Читайте также:

  • «Троица»: что нужно знать о самой известной русской иконе
  • 5 картин, которые скрывают романтические истории
  • Иконы Богородицы: как появились образы и что они символизируют

Дионисий

Дионисий и мастерская. Богоматерь Одигитрия для Вознесенского монастыря Московского Кремля. 1502–1503. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Дионисий и мастерская. Деисусный чин Успенского собора Московского Кремля. Архангел Гавриил (фрагмент). Около 1502. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Дионисий и мастерская. Сошествие во ад (фрагмент). 1502–1503. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Дионисий — иконописец второй половины XV века, который продолжил традицию Андрея Рублева и окончательно сформировал стиль Московской школы. На иконах московских художников фигуры святых стали тоньше, длиннее и изящнее, а краски ярче и холоднее.

Первый заказ Дионисий получил между 1467 и 1477 годом — вместе со своим учителем Митрофаном он расписывал церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре. В 1481 году мастер написал деисусный чин для иконостаса Успенского собора Московского Кремля и стал любимцем Ивана III. Произведения Дионисия были яркими и парадными. В 1482 году ему поручили написать «Богоматерь Одигитрию» для Вознесенского монастыря Московского Кремля. Образ получился величественным: торжественная поза, пурпурное одеяние, светло-золотистый фон и ангелы вокруг.

Самая монументальная работа живописца — роспись собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. С ней Дионисию помогали сыновья Феодосий и Владимир. Фрески со сценами из земной жизни Девы Марии — «Покров», «Собор Богородицы», «О Тебе радуется», «Страшный Суд» — выполнены в необычной для тех лет цветовой гамме: светлых и чистых тонах зеленовато-голубого, золотистого и белого. Ансамбль прекрасно сохранился, потому что у монастыря не было средств записать стены заново — обычно так делали, когда краски блекли или менялась мода.

Дионисий написал житейские иконы многих святых. По центру в таких работах находилось изображение преподобного, а вокруг — рама с сюжетами из его жизни. Наиболее известны парные иконы митрополитов Петра и Алексея: фигуры на них изображены в полный рост в торжественных одеяниях и симметричны друг другу.

Симон Ушаков

Симон Ушаков, Яков Казанец, Гавриил Кондратьев. Благовещение с акафистом (фрагмент). 1659. Государственный исторический музей, Москва

Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. 1658. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Симон Ушаков. Древо Государства Российского (фрагмент). 1668. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Придворный живописец Симон Ушаков работал во второй половине XVII века. Его произведения отражали моду на все западное и привнесли в русскую иконопись новый стиль. Лики святых стали более округлыми, черты более мягкими, а цвет лица приблизился к теплому телесному. Здания художник начал изображать реалистичными. Его работы напоминали западноевропейские гравюры, но композиция все еще оставалась условной, отсутствовал источник света.

Сперва Ушаков служил «царским жалованным иконописцем» и быстро стал популярен. В 1664 году он уже руководил мастерами Оружейной палаты — главного на тот момент художественного центра России. Его художники расписывали дворцы и церкви, создавали иконы и миниатюры. Именно Симон Ушаков воплотил метод совместного труда: один художник придумывал композицию иконы, второй писал лики святых, третий — одежду и фон. Так, икону «Благовещение с акафистом» Ушаков написал вместе с Яковом Казанцем и Гавриилом Кондратьевым.

Характерный пример «живоподобной» иконы Ушакова — «Спас Нерукотворный» для московской церкви Троицы в Никитниках. Там же художник создал свою версию Богоматери Владимирской — «Древо Государства Российского». На иконе корни древа «произрастают» из Успенского собора, на ветвях в медальоны вписаны портреты двадцати московских святых, а в медальоне по центру — образ Богоматери.

Федор Зубов

Федор Зубов. Вознесение Господне. 1660. Церковь Ильи Пророка, Ярославль

Федор Зубов. Михаил Федорович и Алексей Михайлович Романовы (фрагмент). 1678. Оружейная палата, Москва

Федор Зубов. Благовещение (фрагмент). 1662. Церковь Ильи Пророка, Ярославль

После смерти Симона Ушакова царским знаменщиком, то есть руководителем жалованных иконописцев Оружейной палаты, стал мастер Федор Зубов. К своему имени он всегда добавлял прозвище «усолец», потому что родился в Соликамске в семье солеваров и торговцев солью. Писать иконы Зубов начал в Великом Устюге и перенял у местных мастеров пристрастие к декоративному «узорочью». В своих работах Зубов сочетал тонкое письмо и приемы барокко: объемные формы, выразительные образы, звучные краски — и стремился вернуть ликам святых духовную значимость и непорочность. Так, он объединял достижения иконописи XVII века и древние традиции в единое целое.

Стилистические приемы Зубова видны в иконах «Илья Пророк в деяниях», «Иоанн Предтеча — ангел пустыни», «Вознесение» и «Благовещение» — мастер написал их по заказу купцов Скрипиных для церкви Ильи Пророка в Ярославле. Сцены из жизни святых он вписал внутрь икон — изобразил на фоне крупных фигур пророков Ильи и Иоанна, а не в раме, как это было принято раньше.

Зубов служил жалованным мастером Оружейной палаты 27 лет. Он оформил соборы Новодевичьего, Донского и Новоспасского монастырей. Расписал в Кремле часть иконостаса Успенского собора и стены Архангельского. Там же мастер создал настенную парсуну с Михаилом Федоровичем и Алексеем Михайловичем Романовыми — изображение стало одним из первых русских портретов. Поначалу картины этого жанра напоминали иконы, но светские реформы Петра I на рубеже XVII–XVIII веков отодвинули искусство древних живописцев на второй план — начался расцвет портрета.


Автор: Дарья Мартыненко

Теги:

МузеиПубликации раздела Музеи

Знаменитые русские иконы: 5 самых важных икон

9 июня 2021 г.

Время чтения: 6 минут

Знаменитые русские иконы – ослепительные образцы древнего искусства, тысячелетней традиции, которая берет свое начало в византийском великолепии и охватывает века истории и политических и социальных потрясений, всегда оставаясь верным себе. Давайте познакомимся с ними поближе.

Очарование русских икон действительно вне времени. На протяжении веков, начиная с самого зарождения Русской Православной Церкви, незадолго до 1000 года, они стали эмблемой 9 0009 торжественное и интуитивное религиозное выражение , которое черпает вдохновение из древних восточных идей и которое в течение очень долгого времени оставалось незапятнанным всеми теми нововведениями и революциями, которые вместо этого подавляли и искажали западное искусство из эпохи в эпоху.

Как логично представить для большой страны, привыкшей к очень длительным переменам, даже искусство иконописного искусства давно осталось неизменным и неизменным , а между тем символика , которым пронизаны русские иконы, не перестает очаровывать и покорять даже сегодня. В самом деле, может быть, именно тревожная утрата ценностей и ориентиров, упадок вкуса, невыносимо ускоренный скачкообразной скоростью, с которой все изменяется, мгновенно превращая новое в старое, делает восстановление известной иконографии еще более необходимым, который, по самому своему определению,  почти больше богословский трактат, чем просто художественное выражение . Не зря в исчерпывающей статье Священные иконы: Полное руководство , мы определили создателя икон как скорее писателя, чем художника. Это потому, что каждая русская икона рассказывает историю, состоящую из множества переплетенных историй, евангельских отсылок, духовных посланий, скрытых в каждой детали, в каждой частности.

Подробнее:

Священные иконы: полное руководство
Святые иконы. Одно только упоминание о них вызывает экзотические и очаровательные предположения, способ жить религией, далекий от современной концепции…

Своеобразие русских священных икон вытекает именно из того, что они являются выражением глубокой и своеобразной религиозности, но и обобщением русской национальной культуры , духовных идеалов этих людей непоколебимой веры.

История древнерусской иконы

История русской иконы началась в Средневековье , ближе к концу IX века, с так называемой Киевской Руси , одной из первых восточнославянских монархий, которая объединил многочисленные славянские племена в единое сильное государство под единым христианским князем. Это государство раскинулось на территориях, оккупированных ныне восточной Украиной, западной Россией, Белоруссией, Польшей, Литвой, Латвией и Эстонией. Киев был его столицей, а царство называлось Русь , или Земля Русь , или даже Киевская Русь .

Как мы уже упоминали, художественной, но и богословской основой православных икон является византийская . Из искусства Византийской империи вытекают каноны, которым соответствуют все русские православные иконы. В частности, торжественность и драматизм  искусства Византии прекрасно сочетались со стремлением явить тайну и присутствие Христа Спасителя. Но это не все. Дева Мария  также была постоянным тематическим сюжетом в русской иконографии с момента ее зарождения.

Искусство русской иконы процветало между четырнадцатым и пятнадцатым веками, как раз в то время, когда Византийская империя находилась на пороге своего распада. Это годы святых и грешников, кровавых нашествий и горящей веры. Между 1350 и 1450 годами русское изобразительное искусство достигло своего апогея и сразу после этого начало отрываться от византийских канонов, переходя к новому стилю, все более связан с русской культурой, историей и традициями . В частности, можно выделить три исторических, социальных и политических фактора, оказавших глубокое влияние на эту эволюцию: политико-гражданское развитие православной и националистической России, провозглашающей свои традиции двигателем собственной силы и развития; духовный узел, возникший вокруг монастыря Святой Троицы и преподобного Сергия Радонежского, великими русскими подвижниками; приезд в Россию Феофан Грек , очень талантливый византийский художник, существенно повлиявший на русское искусство.

Другим великим художником, пожалуй, самым важным для русского искусства, был монах Андрей Рублев, года рождения около 1370 года, автор знаменитой Иконы Троицы . Его плоские, вытянутые и безразмерные иконы будут влиять на все произведения XV века с их глубоким религиозным смыслом.

Пять самых значительных русских икон

В частности, пять икон считаются самыми значительными в русском искусстве. К сожалению, сохранились только копии двух из них, но и этим изображениям приписывают даже чудодейственную силу. Давайте посмотрим на них вместе.

Владимирская икона Божией Матери

Хранящаяся в настоящее время в Никольской церкви рядом с Государственной Третьяковской галереей в Москве, икона известна как «Богоматерь Владимирская» и является одним из самых значительных образцов русского искусства. Его иконография византийская . На самом деле это был подарок Константинопольского Патриарха русскому князю в начале XII века. На иконе изображена Богородица, держащая на руках Младенца Иисуса, нежно склонившегося к ее щеке. Икона Владимирской Божией Матери много путешествовала и часто переходила из рук в руки, прежде чем обрела свое нынешнее местонахождение.

Считается  чудесным  потому что ему не раз приписывали чудо защиты Москвы от ужасных захватчиков. Первый раз это произошло в 1395 году, когда Тамерлан в последний момент и необъяснимым образом решил спасти город, а впоследствии икона еще дважды спасала Москву и ее жителей, во время нашествий монголов в 1451 и 1480 годах.

Богоматерь Казань

К сожалению, от этой великолепной иконы сохранился только список, хранящийся в Богородицком монастыре в Казани, откуда подлинник был украден в 1904. Икона уже однажды была утеряна, после страшного пожара, в 15 веке, но была найдена чудесным образом, благодаря маленькой девочке, которая рассказала, что Мадонна явилась ей во сне и попросила найти ее образ среди пепла и разрухи.

Один из самых почитаемых символов россиян, она считается Святой Защитницей России . В 1612 г., когда поляки взяли Москву, его несли реконкисты как эмблему.

«Троица» Андрея Рублева

Мы уже упоминали об этой работе, которая сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Ее написал великий Андрей Рублев, один из самых значительных русских художников всех времен. На ней изображена не Дева Мария, в отличие от других перечисленных здесь икон, а трех ангелов, сидящих  за столом Авраама, представляющих Отца, Сына и Святого Духа.

С этой иконой не связано ни одного чудесного события, тем не менее, она остается одной из прекраснейших когда-либо написанных в России. Гармония и духовность, которые он передает, не имеют себе равных.

Богородица Смоленская

К сожалению, в Успенском соборе города Смоленска сохранился только список Богородицы.
Название иконы Богородица происходит от греческого «Богородица», но мы можем перевести его как «Богородица», так как на ней изображена Дева Мария с Младенцем.

Легенда гласит, что автором этого произведения является не кто иной, как святой евангелист Лука. Византийский император подарил его своему будущему зятю, князю Всеволоду Киевскому в 1046 году, как свадебный подарок и символ нового союза между Православной Церковью и новорожденным Русским царством.

Другая легенда гласит, что именно эта чудотворная икона защитила Россию от нашествия Наполеона и вообще от всех врагов, пришедших с Запада на протяжении веков.

К сожалению, во время немецкого вторжения и оккупации Смоленска в 1941-1943 годах икона была безвозвратно утеряна.

Икона «Нечаянная радость»

Икона «Нечаянная радость» происходит из легенды, рассказанной святителем Димитрием Ростовским, где молодой разбойник, влюбленный в образ изображенной на иконе Мадонны, был спасен последним, который появился, приглашая его изменить свою жизнь.

Икона представляет мальчика, который ведет диалог с изображением Мадонны и, следовательно,  является Иконой в Иконе .

Выражает всю преданность русского народа Марии , милосердной матери, собирающей страхи, слезы людские, утешающей слезы и всегда готовой выступить попечительницей между людьми и Богом.

Старинные русские иконы | онлайн-продажи на HOLYART.com

  1. Дом
  2. Религиозные предметы
  3. Священные иконы
  4. Древние российские иконы

Поиск уточнения

Фильтры

Очистить все фильтр

Back

Поиск урегулирования

Доступность

Доступность

.

Очистить фильтр

  • От
  • По

Древнерусские иконы

Древнерусские иконы : Древнерусские произведения искусства, настоящие уникальные произведения. иконы вы найдете в этом отделе полностью ручной работы в старой школе русской иконописи и датируются XVII и XIX веком. Все эти иконы сделаны по жестким иконографическим правилам того времени. Каждый значок поставляется с сертификатом экспорта и сертификатом подлинности.

    60 шт.

    Русская икона Христос Пантократор и святые XIX век

    Available

     0

    $ 3,268.85$ 4,471.43

    Antique Russian icon St Nicholas of Myra with gold background, XIX century 35×30 cm

    Available

     0

    $ 2,175.59$ 2,842.48

    Russian icon January Menologue antique Фотогравюра 30х25

    В наличии

    0

    273.21$ 327. 98

    Распятие старинная русская икона 35х30см

    В наличии

    0002 0

    $ 2 947,05 $ 3,389,11

    ИКОНА Святого Бонифаса Древняя Россия Ручная рука 25×20

    Доступно

    0

    $ 382.64 $ 437,30

    77 Entike Russian ICON, ICON.

     0

    $ 5 455,37 $ 6 012,93

    Старинная икона Ставротека в бронзе Средняя Россия XVIII век

    В наличии

     0

    9 $ 1,7002.22$ 1,858.54

    Antique icon St Nicholas Mozhaysk, XVIII century in tempera gold background 45×38 cm

    Available

     0

    $ 3,170.45$ 3,389.11

    Our Lady with Crucifix ancient Russian Icon

    Available

    0

    2 077,19 $ 2 175,59

    Икона «Сошествие во ад Христово Россия» роспись 19 век 20х15 см

    В наличии

    0

    57 1396 $.0003

    ICON Богоматерь Казан Россия, окрашенная в первую половину 19 -го века 35×30 см

    Доступно

    0

    $ 3 487,50

    ИКОНА 12 Великих Фесков Русс.

    0

    2 951,80 $ 2 951,80

    Икона «Троеручица» русская роспись XIX век 35х30 см

    В наличии

    th century 55×40 cm

    Available

     0

    $ 3,607.76

    Icon Our Lady of Kazan honorific Russia painted 19th century 35×30 cm

    Available

     0

    $ 3,826.41

    Icon Our Lady of Kazan Russia роспись вторая половина 19 века 35х30 см

    В наличии

    0

    3 389,11 $

    Радость страждущая Россия икона написанная 19 век 30х25 см

    Доступно

    0

    $ 2 295,85

    Икона матери Бога трех рук Россия, написанная 19 -й век 45×40 CM

    0 0003

    $ 2,077.19

    00003 $ 2,077.19

    00003

    $ 2,077.19

    00003

    $ 2,077.19

    00003

    $ 2,077, Россия роспись 18 век 45х40 см

    В наличии

    0

    0002 0

    $ 1 475,90

    Blachernitissa Icon и четыре россии, нарисованные 19 -й век 30×25 см

    Доступны

    0

    $ 2 514. 50

    Наша леди из Smolensk Icon Roush Arshia.

     0

    2 175,59 $

    Икона Святитель Николай старинная русская 45х35 см ручная роспись

    В наличии

     0

    $ 1093,26

    Russian icon «Unexpected Joy» antique hand painted 35×25

    Available

     0

    $ 1,093.26

    Antique Russian icon «Saint Catherine of Alexandria » hand painted 25×20

    Available

     0

    $ 819.94

    Реставрированная древнерусская икона Поклонение царю волхвов Ироду 80×30

    В наличии

    0

    0038

    Доступно

    0

    $ 1 421,24

    Pokrov Russian икона «Защита Матери Бога » 35×30

    0

    $ 1 311.91

    9003

    7 0

    $ 1 311.91

    9003

    7 0

    $ 1,311.91

    9003

    77 00003

    $ 1 311.91

    9003

    77 00003

    $ 1 311.91 9003

    77777.

    В наличии

     0

    $ 1038,60

    Покровская икона «Покров Божией Матери» Древняя Русь 35х30

    В наличии

    0

    $ 874,61

    Украинская древняя икона «Богоматерь яблока» 70×55 см.

    Бог «25×20 см

    Доступен

    0

    $ 655,96

    русская икона» Христовой Пантопратор «50×40.0003

    Ancient Russian Icon «Praise the Lord on the Cross» 50×40 20th century

    Available

     0

    $ 1,749.22

    Ancient icon Unburnt Bush Russia 19th century

    Available

     0

    $ 3,061.13

    Древняя икона Богоматерь Огненная Россия 19 век

    В наличии

     0

    1 639,89 $

    Икона четырехчастная Русская со святыми, середина 19 векаTH Century

    Доступно

    0

    $ 3,389.11

    Древняя русская икона 16 Великие праздники XVIII-XIX Century

    0

    $ 3 061.13

    9003

    0

    $ 3 061.13

    9003

    ASCIANT 9000.

    В наличии

     0

    $ 3 268,85

    Древняя икона Успение Богородицы 19 век Россия

    В наличии

     0

    $ 1 858,54

    Древние иконы обезглавливания Иоанна Крестителя XVIII века Россия

    Доступно

    0

    $ 2 0733. 15

    Древний ник.

    0

    $ 2514,50

    Древняя русская икона Евангелист Матфей XVIII век

    В наличии

     0

    $ 2514,50

    Святой Николай старинная икона XVIII век

    0038

    Available

     0

    $ 2,514.50

    Ancient icon Menologue of April Russia 19th century

    Available

     0

    $ 3,771.75

    Ancient Quadripartite icon Russia mid 19th century

    Available

     0

    3 268,85 $

    Древняя икона Святитель Николай Мирликийский Россия сер. 19 в.0003

    Russian icon Crucifixion antique Staurotheke XIX century

    Available

     0

    $ 3,443.77

    Ancient icon of Our Lady of Vladimir and Saints Russia 19th century

    Available

     0

    $ 3,225.12

    Старинная икона Деисусная Богоматерь Россия 19 век

    В наличии

    0

    $ 2 514,50

    Икона русская Святой Георгий античная середина 1800-х

    Доступно

    0

    $ 3 443,77

    Древняя икона Мать Бога Покров Россия 18 -й век

    0

    $ 3,268. 85

    9003 ICON DORM DORM DORM DORM DORM.

    В наличии

     0

    1 639,89 $

    Икона Рождества Богородицы Россия начало 19 века

    В наличии

     0

    2 3,00492 $8.43

    Ancient icon Inexhaustible Chalice Russia 19th century

    Available

     0

    $ 2,514.50

    Russian icon Ascent into Heaven of the Prophet Elijah antique 19th century

    Available

     0

    $ 2,951.80

    Икона «Нечаянная Радость» старинная XIX век Россия

    В наличии

     0

    $ 2 787,81

    Старинная тройка лаковая шкатулка снежный пейзаж 10x15x10 см

    Доступно

    0

    $ 535.70

    В наличии

     0

    546,63 $

    Древнерусские иконы

    Древнерусские иконы : Древнерусские произведения искусства, настоящие уникальные экземпляры. иконы вы найдете в этом отделе полностью ручной работы в старой школе русской иконописи и датируются XVII и XIX веком. Все эти иконы сделаны по жестким иконографическим правилам того времени. Каждый значок поставляется с сертификатом экспорта и сертификатом подлинности.

    На основании 4500 отзывов

    Эймон М. | 24.12.2021

    Большое спасибо за прекрасную икону Святого Михаила, которая прибыла в идеальном состоянии, имея…

    Джина | 14.12.2021

    Сегодня пришел мой заказ! Я очень доволен как продукцией, так и услугами вашей компании…

    Suzanne | 09.12.2021

    Просто хочу сказать Спасибо за очень быструю доставку купленного мною товара. Потрясающий сервис…

    Lincoln Q. | 08.11.2022

    Я просто хочу сказать, что я очень доволен оперативным обслуживанием и доставкой моего заказанного…

    Джо Б. | 07.11.2022

    Пишу, чтобы отметить мою благодарность и благодарность священника, для которого я недавно приобрел…

    Дебора | 18.08.2022

    Только что получил статую сегодня, и это точная уменьшенная версия статуи, которая была частью. ..

    Бернадетт | 17.08.2022

    мои статуэтки просто прекрасны! Я не могу выразить словами, что я чувствую в своем сердце по поводу…

    Мэри | 19.07.2022

    Здравствуйте, Сегодня я получил статую Богоматери с горы Кармель, которую заказал на вашем сайте….

    Саймон | 07.07.2022

    Здравствуйте, команда Holyart! Я хотел бы оценить прекрасный сервис, оказанный во время покупки….

    Ред. J. | 16.06.2022

    Я просто хотел сказать, как я был в восторге от прекрасного гобелена Христа Пантократора, который…

    Джоан В. | 24.05.2022

    Недавно я купил маленькую защитную руку, держащую маленького мальчика, вырезанную из дерева Валгардена. Я…

    Беата К. | 24.05.2022

    Спасибо, Холиарт. Около года назад я купил 40-сантиметровую статую Богоматери. Это так красиво, что…

    Роберт | 16.05.2022

    Я купил несколько предметов у Holyart… их статуи добротно сделаны и прекрасно отделаны….

    Джерард Б. | 06.05.2022

    Как всегда, компания Holyart добилась исключительных успехов, предоставив прекрасный выбор товаров, обеспеченных…

    Кэтлин | 27.04.2022

    Спасибо!! Я так доволен своей последней покупкой; свечи такие классные. Я рад быть…

    Вероника | 19.04.2022

    Я очень ценю и взволнован тем, как работает Holyart.company, я сделал заказ в…

    Джиллиан | 14.03.2022

    мы остались очень довольны оказанной вами услугой и мой клиент был в восторге от ризы

    Билл | 07.03.2022

    Моя посылка только что прибыла…. Хотя мне несколько не хотелось тратить такие деньги, как я…

    Глория А. | 09.02.2022

    Курильница для благовоний действительно красивая, и это было то, что я искал Практичный и…

    janice | 03.02.2022

    Моя посылка прибыла сегодня… так хорошо упакована, и мне нравится каждая вещь! Ваша посылка прибыла быстрее, чем…

    Джеймс | 01.02.2022

    Все четыре предмета, которые я купил, были благополучно доставлены приходскому священнику нашей церкви, и он. ..

    Кэрол | 27.01.2022

    Я получил свои товары намного быстрее, чем ожидал. Спасибо вам за это. Его было легко отследить…

    Дж. М. | 25.01.2022

    Большое спасибо. Вопреки ожиданиям, я получил все заказы невероятно быстро….

    Эллиот | 18.01.2022

    Очень хороший сервис спасибо!

    Синди | 12.01.2022

    Заказывала тонкие белые напрестольные свечи к ежегодному поминовению святых, задумалась…

    Николь | 11.01.2022

    Привет Я просто хотел сказать, что получил обе свои посылки и был поражен тем, как быстро это было…

    Дженни | 27.12.2021

    Мои елочные игрушки пришли быстро, хорошо упакованы и как всегда милы. Все вовремя, чтобы быть…

    Эймон М. | 24.12.2021

    Большое спасибо за прекрасную икону Святого Михаила, которая прибыла в идеальном состоянии, имея…

    Джина | 14.12.2021

    Сегодня пришел мой заказ! Я очень доволен как продукцией, так и услугами вашей компании…

    Сюзанна | 09.12.2021

    Просто хочу сказать Спасибо за очень быструю доставку купленного мною товара. Потрясающий сервис…

    Lincoln Q. | 08.11.2022

    Я просто хочу сказать, что я очень доволен оперативным обслуживанием и доставкой моего заказанного…

    Джо Б. | 07.11.2022

    Пишу, чтобы отметить мою благодарность и благодарность священника, для которого я недавно приобрел…

    Дебора | 18.08.2022

    Только что получил статую сегодня, и это точная уменьшенная версия статуи, которая была частью…

    Бернадетт | 17.08.2022

    мои статуэтки просто прекрасны! Я не могу выразить словами, что я чувствую в своем сердце по поводу…

    Мэри | 19.07.2022

    Здравствуйте, Сегодня я получил статую Богоматери с горы Кармель, которую заказал на вашем сайте….

    Саймон | 07.07.2022

    Здравствуйте, команда Holyart! Я хотел бы оценить прекрасное обслуживание, оказанное во время покупки….

    Rev J. | 16.06.2022

    Я просто хотел сказать, как я был в восторге от прекрасного гобелена Христа Пантократора, который…

    Джоан В. | 24.05.2022

    Недавно я купил маленькую защитную руку, держащую маленького мальчика, вырезанную из дерева Валгардена. Я…

    Беата К. | 24.05.2022

    Спасибо, Холиарт. Около года назад я купил 40-сантиметровую статую Богоматери. Это так красиво, что…

    Роберт | 16.05.2022

    Я купил несколько предметов у Holyart… их статуи добротно сделаны и прекрасно отделаны….

    Джерард Б. | 06.05.2022

    Как всегда, компания Holyart отлично поработала, предоставив прекрасный выбор предметов, подкрепленных…

    Кэтлин | 27.04.2022

    Спасибо!! Я так доволен своей последней покупкой; свечи такие классные. Я рад быть…

    Вероника | 19.04.2022

    Я очень ценю и взволнован тем, как работает Holyart.company, я сделал заказ в…

    Джиллиан | 14.03.2022

    мы остались очень довольны оказанной вами услугой и мой клиент был в восторге от ризы

    Счет | 07. 03.2022

    Моя посылка только что прибыла…. Хотя мне несколько не хотелось тратить такие деньги, как я…

    Глория А. | 09.02.2022

    Курильница для благовоний действительно красивая, и это было то, что я искал Практичный и…

    janice | 03.02.2022

    Моя посылка прибыла сегодня… так хорошо упакована, и мне нравится каждая вещь! Ваша посылка прибыла быстрее, чем…

    Джеймс | 01.02.2022

    Все четыре предмета, которые я купил, были благополучно доставлены приходскому священнику нашей церкви, и он…

    Кэрол | 27.01.2022

    Я получил свои товары намного быстрее, чем ожидал. Спасибо вам за это. Это было легко отследить…

    Дж. М. | 25.01.2022

    Большое спасибо. Вопреки ожиданиям, я получил все заказы невероятно быстро….

    Эллиот | 18.01.2022

    Очень хороший сервис спасибо!

    Синди | 12.01.2022

    Заказывала тонкие белые напрестольные свечи к ежегодному поминовению святых, задумалась..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *