Автопортрет с изабеллой брант питер пауль рубенс: Автопортрет с Изабеллой Брант, Питер Пауль Рубенс

фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения

Главная » Зарубежные художники

 

Питер Пауль Рубенс, 1609-1610 годы, картина «Автопортрет с Изабеллой Брант», Фото: artchive.ru
НазваниеАвтопортрет с Изабеллой Брант
Страна, художникНидерланды, Питер Пауль Рубенс
Год1609-1610
ЖанрПарный автопортрет
НаходитсяСтарая Пинакотека, Мюнхен
Материалыхолст, масло

В возрасте 32 лет Рубенс женился на 18-летней Изабелле Брант. Для обоих это был на редкость удачный брак. Изабелла отвечала всем требованиям к идеальной жене: была молода, прекрасна и далека от светского круга придворных интриганок. А сам художник считался завидным женихом – он был образован, начитан, привлекателен внешне, горячо любил дело, которым занимался, а также не имел страсти к порокам.

Из тщеславия вскоре после свадьбы он принимается за семейный портрет. Во-первых, желает похвастаться красавицей-женой, которая ему досталась. А во-вторых, сообщает общественности о своих честолюбивых планах на будущее.

Молодые супруги расположились на природе, под кустом цветущей жимолости. Позади них раскинулось голубое небо, а под ногами стелется мягкая зеленая трава. Произведение наполнено ощущением новообретенного счастья и полной гармонии. Позы героев расслаблены и непринужденны, а руки сплетены в нежном трогательном жесте. Но при этом, каноны парадного портрета соблюдены в нарядах героев: они одеты в роскошные одежды, соответствующие моде того времени. При этом, в костюме Рубенса допущена вольность: он не был дворянином, поэтому не имел права носить шпагу, эфес которой поглаживает на картине. С помощью этой детали он пытался сказать, что надеется добиться исключительного успеха в живописи и получить от короля столь желанный дворянский титул.

Тогда-то он сможет носить шпагу наравне аристократами, героями и политиками. Забегая вперед, можно отметить, что честолюбивый план живописца сбылся.

Помимо самого факта бракосочетания, автору удается передать на полотне всю глубину и нежность чувств, связывающих их с молодой женой. Он сумел выразить свое отношение к Изабелле не только как к любимой женщине, но близкому другу и равному партнеру в браке. Зритель видит, что между супругами царит полное взаимопонимание, и они не скрывают своей нежности друг к другу.

Полотно наполнено светом и воздухом, а фигуры настолько реалистично вписываются в природный фон, что кажется, будто картина была написана прямо на воздухе. Хотя традиция писать на пленэре появится только через несколько столетий у художников-импрессионистов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Рубенс — Автопортрет с Изабеллой Брант

  • Художники
  • Художники России
  • Художники Европы
  • Россика
  • История в лицах
  • Библия и живопись
  • Литературная галерея
  • Пушкин и его современники
  • Живопись Нидерландов (XV-XVIIв. )

Главная — Художники — Рубенс

деталь 1   деталь 2


(Жимолостная беседка)
1609-10, xолст (c деревa), масло, 178 x 136cм

Старая пинакотека, Мюнхен, Германия

В чудесные дни любви, помолвки и свадьбы с восемнадцатилетней дочерью антверпенского юриста Изабеллой Брант Рубенс пишет «Жимолостную беседку» («Автопортрет с Изабеллой Брант»).

Его сюжет представлен композицией, где фигура Рубенса, сидящего на скамейке беседки, увитой цветущей жимолостью, слегка наклонилась к расположившейся около него Изабелле Брант, покойно положившей свою руку на руку супруга. Этот скромный жест, чуть склоненная в сторону Рубенса голова соединяют эту пару. Никакой преувеличенной аффектации чувств, все сдержанно и достойно.

Рубенс одет в щегольской костюм, тщательно написанный художником. Его пурпуэн ( особый вид камзола) с широким кружевным воротником, штаны с желтыми подвязками под коленкой, бежевые чулки, обтягивающие мощные мускулы ног, кожаные туфли с изящными подвязками, шляпа с высокой тульей и металлической брошкой. Весь его наряд вместе с пышным, дорогим нарядом Изабеллы Брант придает портрету законченный вид типичного портрета в стиле барокко.

Однако свободная естественная поза и Рубенса и Изабеллы Брант, отличная от торжественных и надменных поз аристократов на парадных портретах, природное окружение супругов, расположившихся в саду среди белых цветов жимолости, а не среди колонн и тяжелых портьер, придает композиции непринужденный, лирический вид.

Особого внимания заслуживает передача выражения лица Рубенса и его супруги. Открытое лицо Рубенса спокойно, глаза прямо смотрят на зрителя, правильные и красивые черты его лица, аккуратная бородка и усы, выбивающиеся из-под шляпы каштановые пряди волос — все подчеркивает уравновешенность и достоинство художника. Лицо Изабеллы Брант согрето еле заметной нежной улыбкой, отражающей глубину ее радости и счастья.

Необычная расстановка двух фигур(Рубенс возвышается на портрете над Изабеллой Брант, и зритель видит его как бы снизу вверх), устойчивая посадка Изабеллы создает композицию барочного характера со сложным движением и поворотом фигур, связанных, однако, одним общим овалом в портретной композиции всей картины. Две склоненные друг к другу фигуры и соединенные руки Рубенса и Изабеллы Брант символизируют внутреннее согласие и любовь этих благородных людей.

Принципы парадного барочного портрета, отчасти примененные Рубенсом в свободной композиции этой картины и согретые радостными, глубоко личными переживаниями, сделали «Жимолостную беседку» одним из лучших портретов не только Рубенса, но и всей портретной живописи ХVII века.

Автопортреты

 

Питер Пауль Рубенс, Рубенс и Изабелла Брант в жимолостной беседке – Smarthistory

Питер Пауль Рубенс, Рубенс и Изабелла Брант в жимолостной беседке , c. 1609–10, холст, масло, 178 x 136,5 см (Старая пинакотека, Мюнхен)

Вы почти можете почувствовать сладкий аромат жимолости, исходящий из садовой ниши, на этом полнометражном портрете Рубенса и его новой жены Питера Пауля Рубенса в полный рост. , Изабелла Брант. Немногие картины передают обещание супружеского счастья и супружеской верности, как этот двойной портрет, вероятно, написанный в подарок отцу Изабеллы.

Супружеское счастье и супружеская верность

Картина, сидящая в их «саду любви», говорит о непоколебимой и нежной силе между мужем и женой. Это иллюстрируется сложенными правыми руками соединенной пары (на которую указывает указательный палец левой руки Рубенса), которая связывает их верностью навеки, до и после смерти.

Хотя Рубенс сидит на табурете выше жены, картина тем не менее предполагает если не равноправный брак, то любовное партнерство. К сожалению, Изабелла умерла примерно через пятнадцать лет, в возрасте 34 лет, вероятно, от бубонной чумы, которая опустошила Рубенса. Их первый ребенок, Клара Серена, тоже преждевременно умерла в возрасте 12 лет. Их сыновья дожили до совершеннолетия: Альберт стал ученым и филологом, а Николас стал лордом Рамейена. Осведомленность современных зрителей о ранней смерти Изабеллы и Клары Серены может добавить картине меланхолии.

In fidem uxorium (супружеская верность) от Андреа Альсиато , Emblematum liber или Emblemata, Лион: Macé Bonhomme для Гийома Руйе в Лионе, 1551 (Коллекция Стирлинга Максвелла, 9002-я Библиотека Университета Глазго) рисует гравюру на дереве для девиза In fidem uxorium (супружеская верность) из книги Андреа Альчиато (также известной как Альчиати) Emblematum liber или Emblemata ; первая в истории книга эмблем, опубликованная в 1531 году и напечатанная более чем 100 тиражами по всей Европе.

Жимолость, сплетенная навеки

Жимолость — вьющийся кустарник, который здесь окружает, обнимает и защищает молодоженов. С древних времен жимолость была традиционным символом добрых чувств, преданности, верности, счастья и вечной любви. Как его благоухающие цветы привлекают пчел, птиц, бабочек, а с наступлением сумерек и мотыльков, так и влюбленные тянутся к любовным чувствам через переплетающиеся объятия растения. Также говорят, что жимолость, растущая у входа в дом, приносит удачу и отгоняет злых духов. Томас Браун, врач, философ и ботаник 17-го века, сочинил стихотворение на латыни, увидев жимолость на прогулке в сельской местности недалеко от своего дома в Норидже, что дает острое ощущение мощного защитного влияния кустарника на супружеские пары:

Я украшаю любезную дверь моего хозяина и госпожи, Дом, куда не входит ни сила, ни хитрость. Таков, если бы боги спустились на землю с небес, Дом, в который вошли бы Юпитер и Меркурий. [1]

Римская церемония бракосочетания ( dextratrum iunctio , буквально соединение рук). Саркофаг, II век н. э., Рим, мрамор, 98,4 x 78 см (Британский музей)

Руки (фрагмент), Питер Пауль Рубенс, Рубенс и Изабелла Брант в жимолостной беседке , с. 1609–10, холст, масло, 178 x 136,5 см (Старая пинакотека, Мюнхен)

Dextrarum iunctio

Центральный смысл картины заключен в сложенных правых руках молодоженов. В Древнем Риме правая рука была посвящена Фидесу, божеству верности. Соединение или пожатие правых рук двумя людьми, известное на латыни как dextrarum iunctio , означало гармонию, дружбу и верность. Этот жест использовался для встречи и расставания, а также для заключения контракта между двумя сторонами.

В конце брачной церемонии правые руки супругов были сведены вместе матроной чести, которая представляла богиню Юнону, что указывало на то, что супруги вступили в брак по римскому праву. Это также символизировало верность между парой после смерти, когда умерший воссоединится со своим супругом.

Мотив двух сложенных вместе правых рук часто встречается в римском и этрусском искусстве: на монетах; на верность и обручальные кольца; и на надгробных памятниках, изображающих верность после смерти не только между мужем и женой, но и между родителями и детьми, покровителями и вольноотпущенниками. Этот жест супружеского согласия перешел в христианскую иконографию и мы видим его в искусстве эпохи Возрождения и барокко.

Изабелла (фрагмент), Питер Пауль Рубенс, Рубенс и Изабелла Брант в жимолостной беседке , c. 1609–10, холст, масло, 178 x 136,5 см (Старая пинакотека, Мюнхен)

Наряд

Рубенс и Изабелла одеты по моде того времени, что свидетельствует об их высоком социально-экономическом положении как членов из богатых в антверпенском обществе. Рубенс одет как зажиточный благородный джентльмен: черная шляпа с золотой застежкой, золотой атласный камзол (облегающий стеганый жакет, который носили мужчины между 15 и 17 веками) и пара изящных брюк. желто-оранжевые шелковые чулки в позе со скрещенными ногами; его левая рука покоится на украшенной драгоценными камнями рукояти меча. В то время как Изабелла изображена в соломенной шляпе с высокой тульей, большом кружевном воротнике, парчовом корсаже и винно-красной шелковой юбке из тафты. В левой руке она держит веер, что подчеркивает ее женственность и благородство.

Питер Пауль Рубенс, Посмертный портрет Изабеллы Брант , ок. 1625–26, панель, масло, 86 x 62 см (Галерея Уффици, Флоренция)

Эпитафия

Смерть Изабеллы Брант в 1625 году стала для Рубенса горькой утратой. Он писал французскому королевскому библиотекарю Пьеру Дюпюи 15 июля 1626 года:

Воистину, я потерял прекрасную спутницу, которую можно было любить — и действительно нужно было любить, по уважительной причине — за то, что она не имеет ни одного недостатка своего пола. В ней не было ни капризных настроений, ни женской слабости, а вся была доброта и честность.

И за свои добродетели она была любима при жизни и оплакивалась всеми после ее смерти. Такая утрата кажется мне достойной глубокого переживания, а поскольку истинное лекарство от всех болезней есть Забвение, дочь Времени, я, без сомнения, должен обратиться к ней за помощью. Но мне очень трудно отделить скорбь об этой утрате от памяти о человеке, которого я должен любить и лелеять всю свою жизнь. Письмо Пьеру Дюпюи от 15 июля 1626 г. [2]

Питер Пауль Рубенс, рисунок Изабеллы Брант, ок. 1621 г., черный мел, перо и коричневые туши на синей бумаге, 38,1 x 29,4 см (© Trustees of the British Museum)

Посмертный портрет Изабеллы, который Рубенс написал после своего ранее знаменитого рисунка мелом , показывает его неизменное отношение к своему «превосходному компаньон». Она изображена с правой рукой, держащей маленькую книгу, в том же положении, что и правая рука Рубенса в Жимолостная беседка . Однако на этот раз Рубенс не поддерживает его.

Вместо этого она баюкает свою правую грудь левой рукой. На заднем плане видна колонна, заросшая виноградной лозой, которая имеет то же символическое значение мертвого дерева, что и латинский девиз: Amicitia etiam post mortem dvrans (Дружба, продолжающаяся даже после смерти), который появляется в « Emblemata » Андреа Альсиато. . Таким образом, портрет представляет собой картину потери и обещания вечной жизни и любви.

 

Примечания:

[1] Из Claire Preston, Thomas Browne and the Writing of Early Modern Science (Cambridge: Cambridge University Press, 2005), p. 216.

[2] От Рут Сондерс Магурн, Письма Питера Пауля Рубенса (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1955), с. 136.


Дополнительные ресурсы

Эта картина в Старой пинакотеке, Мюнхен

Музей Рубенса

Светлана Альперс, Создание Рубенса (Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета, 1995).

Керри Даунс, Рубенс (Лондон: Jupiter Press, 1980).

Юлиус С. Хелд, Рубенс: Избранные рисунки (2-е изд., Оксфорд: Phaidon, 1986).

Дэвид Джаффе и Элизабет МакГрат, Рубенс: мастер в создании (Лондон и Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2005).

Анн-Мари Логан и Мишель К. Пломп, Питер Пауль Рубенс: Рисунки (Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета, 2005).

Кристин Лозе Белкин, Рубенс (Лондон: Phaidon, 1998).

Кристин Лозе Белкин и Фиона Хили, Дом искусства: Рубенс как коллекционер (Антверпен: Rubenshuis & Rubenianum; Schoten: BAI, 2004).

Клэр Престон,

Томас Браун и написание ранней современной науки (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2005).

Рут Сондерс Магурн (перевод и ред.), Письма Питера Пауля Рубенса (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1955).

Вольфганг Штехов, «Миф о Филемоне и Бавкиде в искусстве», Журнал Институтов Варбурга и Курто  4, вып. 1/2 (1940): стр. 103–13.

Филип Вермейлен, «Антверпен манит: причины возвращения Рубенса в Нидерланды в 1608 году», Nederlands Kunsthistorisch Jaarboek (NKJ) / Нидерландский ежегодник по истории искусства  55 (2004): стр. 16–33.

Ханс Флиге, Фламандское искусство и архитектура 1585–1700 (Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета, 1998).

Ганс Флиге, Рубенс Портреты идентифицированных натурщиков, написанные в Антверпене

(Corpus Rubenianum Ludwig Burchard). Часть XVIII, том. 2 (Лондон и Тернхаут: Harvey Miller/Brepols Publishers, 1987).

Кристофер Уайт, Питер Пауль Рубенс: Человек и художник (Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета, 1987).

Цитируйте эту страницу как: Майкл Джон Партингтон, «Питер Пауль Рубенс, Рубенс и Изабелла Брант в жимолостной беседке 9″0004 », в Smarthistory , 6 апреля 2022 г., по состоянию на 11 декабря 2022 г., https://smarthistory.org/peter-paul-rubens-and-isabella-brant-in-the-honeysuckle-bower/.

Питер Пауль Рубенс Автопортрет с Изабеллой Брант, 1609, 137×178 см: Описание произведения идеальной женой во всех отношениях.Но прошло несколько лет и для Рубенса нашлась достойная доля.И,буквально в соседнем доме.Племянница той самой идеальной женщины,жена его брата,стала женой 32-летнего- старый художник

Изабелле Брандт было 18 лет. Дочь антверпенского издателя классических античных авторов, она была далека от круга придворных светских красавиц. Рубенс избегал этого круга всю жизнь, даже много лет спустя, даже когда он был уже дворянином и дипломатом, известнейшим европейским художником. Но пока Петр Павел не удостоен дворянского титула, он не имеет никакого отношения к политике и мало что о нем слышал при европейских королевских дворах. Он недавно вернулся из Италии, где провел 8 лет при дворе Винченцо Гонзага и едва успел предстать перед эрцгерцогом Альбрехтом и инфантой Изабеллой. Скоро Рубенс напишет свои портреты и будет немедленно принят придворным художником, причем на своих условиях, с месячным окладом. Вскоре он купит землю в Антверпене и начнет строить огромный дом для своей молодой, пока еще бездетной семьи.

Неудивительно, что юная Изабелла так быстро согласилась на брак. Во-первых, биографы Рубенса склоняются к почти сказочной версии взаимной любви с первого взгляда, а во-вторых, они вынуждены признать Рубенса исключительно положительным и респектабельным персонажем, ни разу не замеченным в мимолетной интриге или ветреной любовной авантюре.

Племянник Рубенса вспоминал: «Он вставал в четыре часа утра, взяв за правило начинать новый день с посещения мессы, если только его не мучил приступ подагры, изрядно отравлявший его существование; затем он приступил к работе, подсаживая наемного чтеца, который читал ему вслух какую-нибудь хорошую книгу, чаще всего Плутарха, Тита Ливия или Сенеку. Он больше всего на свете любил свою работу, а потому всегда устраивался так, чтобы не испытывать неудобств и вреда своему здоровью. По той же причине он мало ел. Он боялся, что запах мяса не помешает его работе и, наоборот, что работа не помешает перевариванию мяса. Он работал до пяти часов вечера, а потом оседлал лошадь и отправился гулять по городу или в крепость, или нашел другое занятие, приносящее облегчение от забот. По возвращении его обычно ждали несколько друзей, с которыми он обедал. Он ненавидел злоупотребление вином и чревоугодие, как азартные игры. ».

К такому идеальному образу жизни следует добавить высокое образование и внешнюю привлекательность жениха — и согласитесь, что Изабелле Брандт на удивление повезло с замужеством. Если уж пытаться найти хоть маленькую слабость у Рубенса, рассматривая парный свадебный портрет с Изабеллой, то надо смотреть на левую руку художника. Рука спокойно, уверенно, даже как-то небрежно держит рукоять меча. Тот самый меч, который Рубенсу носить не положено. Потому что он не дворянин. Пока не дворянин. При всем сдержанном, но настойчивом неприятии придворных кругов, категорическом отказе жить в Брюсселе рядом с эрцгерцогом Рубенс тщеславен. Он пишет свадебный портрет, удивительно теплый и счастливый, и в то же время объявляет план собственных действий на ближайшее время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *