Поход к великому Диву. Новая гипотеза о месте битвы князя Игоря с половцами – Учительская газета
Целью похода князя Игоря в половецкую землю мог быть отнюдь не грабеж половецких веж и не свадьба Владимира и Свободы Кончаковны, но расширение на восток Новгород-Северского княжества и закладка нового города на берегу Дона. Где произошла знаменитая битва с половцами, описанная в «Слове о полку Игореве»? Наш автор выдвигает аргументированное предположение.
Всем известно – знаменитый князь Игорь совершил в 1185 году экспедицию в половецкую землю и чуть не сложил там голову. Поэма «Слово о полку Игореве» считается величайшим патриотическим произведением Древней Руси. Но патриотом, однако, называют отнюдь не Игоря, а неизвестного автора, призвавшего всех князей русских объединиться для защиты от половцев и для мести за поражение князя Игоря.
А куда направлялся Игорь? Естественно – в половецкую землю, как же иначе? «Сердце» половецкой земли – речка Тор, местные Торские озера – ставка великого хана Кончака. Большинство исследователей направляют князя Игоря туда. Говорят: в то время, когда Кончак выдвинул свои войска вперед, к реке Уды, половецкие вежи, зимовья Кончака, остались оголенными. На них-то и напал Игорь в поисках легкой добычи.
Эта концепция имеет некоторые весьма существенные недостатки. Во-первых, такое подлое нападение на тылы привело бы, очевидно, к разрыву отношений Кончака и Игоря. Ведь Игорь – сват Кончака, Владимир Игоревич и Свобода Кончаковна – жених и невеста. Но никакого разрыва мы не видим. Наоборот, Кончак выкупил пленного Игоря, свадьба состоялась, у молодых родился впоследствии сын, Владимир, общий внук Игоря и Кончака, а после смерти Игоря, возможно насильственной, Кончак участвует в разорительном походе на Киев вместе с детьми князя Игоря.
Кроме того, князь Игорь видел затмение Солнца 1 мая 1185 года вблизи истока Донца: он шел по тракту, который впоследствии назвался Бакаева дорога. Южнее просто не мог: там масса рек, и все они в этот период разливаются. От этого единственного места, истока Донца, до Торских болот еще весьма большое расстояние. Часть времени Игорь ждет брата Всеволода, очевидно в районе Холок, где теперь пещерный монастырь, возможно, он там был и в XII веке. Оставшуюся неделю пути до 10 мая чтобы дойти до Изюма и Тора, требуется делать в день по 40 и больше километров. То есть войско, перешедшее Донец, было бы совершенно изможденным и не боеспособным.
Но это почему-то никого не смущает. Проведя циркулем окружность от истока Донца, где Игорь наблюдал затмение, с расчетом, что последующее движение осуществляется с более реалистической скоростью 20-25 км, получаем еще одно возможное место, куда мог попасть теоретически Игорь: это Дон у впадения рек Потудань и Тихая Сосна. С этим местом все хорошо. На него указывал А.Ульянов, штурман дальнего плавания, человек, хорошо умеющий прокладывать маршруты. Только вот одно: половцы там, если и есть, то в весьма небольших количествах – это граница Степи.
Стоп! Давайте подойдем к вопросу «математически». В «Слове» указаны две линии. Одна из них Дон. «Хочу шеломом испить воды донской!»- говорит князь Игорь. Нанесем эту линию на карту. Вторая линия – граница Степи и лесной зоны. «Хочу копье преломити на краю Поля Половецкого!». Обе линии в пересечении дают «точку»: впадение Потудани и Тихой Сосны в Дон.
Итак, если Игорь ведет войско «в эту точку», то значит, его целью не был грабеж половецких веж? Так какова же цель? Поход осуществляется в «ничейную зону». У места впадения Потудани в Дон – огромный береговой холм. Оттуда открываются виды во все стороны степи. Защищенный с севера, он был бы неприступен с юга и востока. Целью похода мог быть отнюдь не грабеж половецких веж и не свадьба Владимира и Свободы Кончаковны (хотя это и предполагалось), но расширение на восток Новгород-Северского княжества и закладка нового города на берегу Дона.
К тому же, когда я пригляделся к карте внимательнее, обнаружил в этом месте потрясающий природный памятник: Дивногорье. Огромные каменные глыбы 15-метровой высоты издревле называются Дивами. На этих Дивов съезжаются посмотреть туристы со всех концов страны, но мало кто сопоставляет их с Дивом из «Слова о полку».
…Из Москвы мы выехали ранним утром и в обед были уже в Воронеже. Еще сотня километров южнее – населенный пункт Лиски. И там навигатор привел нас к уже не существующему мосту через Дон. Мы вышли из машины и некоторое время любовались таинственной мистической рекой, в этом месте неширокой, но глубокой, искрящейся в лучах клонящегося к западу Солнца.
Объезд. И буквально через полчаса мы видим первых Дивов. Удивительное зрелище! Белые меловые огромные «существа» словно светятся изнутри. Глаз человека улавливает в них (может быть, объективно и не существующее) сходство с человеческими лицами. Или мордами животных. Вот почему их легко сделать богами. Даже и после прихода христианства, наверно, людям было очень трудно отделаться от мысли о таинственной сущности неких духов, возможно, злых… а может быть – и добрых, кто знает?
Рядом расположено так называемое Маяцкое городище. Это старинная хазарская крепость. Ко времени похода Игоря уже 100 лет стоявшая в руинах. Еще в Москве, планируя наш маршрут, я высказывал гипотезу, что Игорь мог захотеть восстановить это укрепление. На месте же я понял: этого не могло быть. Крепость защищала Степь от набегов славян и других возможных пришельцев с севера и востока. Высокий берег был обращен именно в эту сторону. Игорь же опасался набегов с юга и востока, поэтому выбрать он должен был высокий берег, обращенный в другую сторону.
Утром мы продолжили нашу микроэкспедицию. Наш путь лежал теперь через Острогожск к небольшому поселку Гостиное, расположенному на том самом береговом холме у впадения в Дон Потудани. Действительно – потрясающее место, с великолепным обзором, очень подходящее для большой крепости и даже целого города.
На берегу Дона князь Игорь мог построить причал для торговых и военных судов, которые спускались бы по Дону в Азовское море и достигали знаменитой Тьмутаракани (близ современной Тамани). О Тьмутаракани упоминает и «Слово о полку». Это было особенно важно, т.к. речной днепровский путь контролировался уже половцами, рвавшимися к Дунаю («На Дунае копья поют», – пишет автор «Слова»).
Здесь, вблизи Дона, русичей ждала «подстава»: Гза не успевал их догнать и ему нужно было во что бы то ни стало задержать войско Игоря на сутки. Поэтому было разыграно как бы сражение, и русичи как бы завоевали полон: вежи с половецкими девками. Празднуя это событие, русичи не вняли совету князя Игоря немедленно отступать. «Не мудрено, братия, – сказал тогда Игорь, – придя к таковому решению, и голову сложить». Но было решено остаться на ночь. А утром увидели половцев, стоящих «аки борове», то есть как лес.
Вообще истинного места боя просто не существует: как повествует летопись, войско Игоря после соприкосновения с основным контингентом противника начало отступать в организованном порядке в направлении Донца, то есть назад. Это отступление длилось 11 мая и ночь с 11 на 12. За это время, теряя бойцов, войско должно было продвинуться на восток километров на 30, может быть и больше. Но никто не бежал: это не было бегством, поэтому потерь было сравнительно не много. Всех мучила жажда: на пути не встретилось ни одной реки. Если отступление шло параллельно Потудани, то половцы как-то блокировали попытки русичей пробиться к реке и напоить коней.
Наконец, они уперлись в некое озеро. Возможно, половцы специально \”загоняли\” их в это гиблое место. Шла своего рода загонная охота на людей. Вероятно, в этот момент, ощутив близость развязки, ковуи Ярослава вышли из повиновения и побежали (очевидно – в сторону, пытаясь обогнуть озеро). Игорю, раненому в руку, не удалось их остановить, более того сам он попал в плен. Всеволод с остатками войска пытался пробиться по окружному пути, обогнуть озеро, но и это не удалось. Русские войска были разбиты и опять-таки, скорее всего, не так много полегло: большинство оказалось в плену. Вряд ли можно будет обнаружить большое количество останков и оружия. Какое-то количество – да, но стычки русских и половцев происходили часто и в разных местах. Поэтому доказать, что именно в данном месте произошла именно данная битва – мне кажется – невозможно.
На карте я нашел только одно подходящее озеро – рядом с населенным пунктом Прилепы. Оно преграждало бы путь, раскинувшись полосой, преграждающей путь. К настоящему времени оно тоже уже пересохло, осталось только на карте. Только камыши на расстоянии целого километра торчат со дна как души погибших витязей, да тянутся наружу пятипалые травы, как их руки и пальцы…
Небольшая речка Девица, текущая рядом, могла быть печально-знаменитой Каялой, хотя, возможно, Каяла – мифическая река вроде древнегреческого Стикса.
Хан Гза, разбивший и пленивший Игоря, совершил марш-бросок через всю Черную Куманию по «неготовым дорогам». О походе Игоря ему сообщили заранее – кто? Игорь был предан. В «Слове» о планах Игоря степнякам сообщает Див. Но кто это был на самом деле? В результате поражения Игоря недовольный действиями Гзы Кончак рассорился с ним и половецкое войско разделилось. «Разделяя, властвуй!» – говорили в древности. Поход половцев на Русь провалился.
Русичи не зря шли в поход. Не зря сражались, попали в плен, иные погибли… И не был князь Игорь грабителем и насильником, а был истинным героем земли Русской! С этим чувством и убеждением я возвращался ночью в Москву.
Евгений Беляков, автор «Учительской газеты», исследователь «Слова о полку Игореве»
Фото автора
[№ 18 — Половецкий марш] | N | |||
Одна сцена | Край половецкого стана. | Q Князь Игорь, Владимир Игоревич, русские пленники <- половцы, Кончак, ханы, войско Гзака, Гзак, новые пленники | ||
ПОЛОВЦЫ Рать идёт домой. Рать идёт с победы. Слава нашей рати! Слава рати храброй! Слава грозным ханам! Гзак идёт с победы, Рать полон ведёт. Полон ведёт. Слава грозным ханам! Грозен Гзак, славен хан! Слава рати нашей, Храброй рати! Грозен Гзак, славен хан! Слава рати нашей, Слава рати храброй, Рати нашей! Грозен Гзак! Грозен Гзак, славен хан! Слава хану Гзаку! Вот победу нам рога трубят, Бубны звонко бьют. Слава грозным ханам! Видно, много сёл пожгли, В плен красавиц увели. Слава, слава! И усели поля вражьими костями. Слава, слава, слава! Слава, слава! Слава ханам половецким! Слава, слава Половецким грозным ханам, Слава ханам, слава! Славен, славен хан, Грозен хан наш Гзак! Слава хану Гзаку! В пустыне рыскал он, как барс, Как вихрь степной, Рубил врагов, конём топтал, Жилища их огнём палил; Врагов разбитые полки Костями полегли. Слава грозным ханам, слава! | ||||
[№ 19 — Песня хана Кончака] | N | |||
КОНЧАК Наш меч нам дал победу, Победу над врагами! Повсюду счастье с нами, Мы скоро Русь заполоним. После битвы при Каяле Ряд побед наш меч прославил: С бою город Римов взяли И Путивль сожгли мы. Далеко несётся слава Половецких грозных ханов. На свете нам подвластно всё, И на земле нет равных нам. | ||||
ПОЛОВЦЫ | Слава Гзаку и Кончаку! | |||
КОНЧАК Немало сёл и городов Мы сожгли, На месте их лишь степь теперь, Степь одна. Людей немало полегло. Лишь звери по сёлам рыщут, воют. Немало вдов и матерей Плачут, стонут, А дети их лежат в степях Покойно, мирно, И звери, и птицы У трупов их кишат. Наш меч нам дал победу, Победу над врагами! Повсюду счастье с нами, Мы скоро Русь заполоним. После битвы при Каяле Ряд побед наш меч прославил: С бою город Римов взяли И Путивль сожгли мы. Далеко несётся слава Половецких грозных ханов. На свете нам подвластно всё, И на земле нет равных нам. | ||||
| Слава Гзаку и Кончаку! | |||
[№ 20 — Речитатив, хор и сцена] | N | |||
№ 20а — Речитатив | ||||
КОНЧАК | Играйте, трубы! Итак, пойдём делить полон, Идём делить добычу! Идём. Гай! До ночи пир горой, И песни петь, и в песнях ханов славить, И пляской тешить нас! А пленниц, что покраше, Пусть приведут ко мне в шатёр. Поутру ж совет держать, Как на врагов нам вновь ударить. Да пленных крепко сторожить, Не то казню сторожевых! Идём! | |||
(Кончак и Гзак уходят.) | ||||
№ 20b — Хор ханов | ||||
ХАНЫ Идём за ним совет держать: Что делать нам и как нам быть? Остаться ль здесь и выжидать, Иль дальше нам вперёд идти? Идти ль тебе, идти ль ему? (Как быть, решим! Идти ль ему,) Или кому из нас идти? (Пойдём! Решим, как быть.) На Киев нам. Иль на Чернигов, На Посемье ль путь держать? Идём за ним, совет держать, Что нам начать и как нам быть? Кончак нас ждёт, пойдём к нему. Его совета спросим мы: Тогда решим, остаться ль нам Иль на врагов ударить вновь? | ||||
ханы, половцы, войско Гзака -> | ||||
№ 20c — Сцена | ||||
| ||||
КНЯЗЬ ИГОРЬ | Чего ж мне ждать ещё? | |||
| ||||
КНЯЗЬ ИГОРЬ | Чего ж мне ждать ещё? | |||
| ||||
Появляется обоз с военной добычей. Половцы вбегают толпой. | <- Половцы, сторожевые | |||
| ||||
(Ведут нескольких пленных.) | ||||
| ||||
(Половцы уходят. Русские скрываются в шатры. | Половцы, русские пленники, Владимир Игоревич -> | |||
На сцене остаётся отряд сторожевых. За сценой трубы.) | ||||
[№ 21 — Хор и пляска] | N | |||
ХОР СТОРОЖЕВЫХ Подобен солнцу хан Кончак. Подобен месяцу хан Гзак. И звёздам равны ханы все. Слава их светит ярко, Подобно блеску светил набесных. Гай! Мы за наших славных ханов Гай! Будем пить кумыс теперь. Гай! Нам кумыс придаст веселья. Гай! Пленник не уйдёт от нас. Гай! Горе беглецу лихому! Стрелы золочёные, Кони наши быстрые Всегда его догонят во степи. Во славу ханов мы песни сложим И будем славить битвы их! | ||||
Овлур проходит по сцене, неся мешки с кумысом. | <- Овлур | |||
СТОРОЖЕВЫЕ Слава! Слава! Слава! Слава! Подобен солнцу хан Кончак. Подобен месяцу хан Гзак. И звёздам равны ханы все. Всем нашим ханам слава! Слава ханам, гай! Гай!… | ||||
(Сторожевые начинают плясать. Потом, захмелевшие, один за другим падают и засыпают. Темнеет.) | ||||
КНЯЗЬ ИГОРЬ Зачем не пал я на поле брани? Ах! Зачем в бою в главе дружины С моим полком не пал? Зачем ты, смерть, очей мне не закрыла? Я тихо спал бы в песках Каялы С полком погибшим. Нет казни боле лютой, Как позор свой пережить, И жизнь в плену влачить постыдно, И знать, что ты всему виною сам. Ах, вот пытка злее казни! Да, хуже смерти мой плен! Позором стал я земли родной, Кáют Игоря на Руси. Князья Руси, отмстите мой позор! Спасите край родной! Ты, Всеволод Великий! Ты вёслами разбрызгать можешь Волгу, Шеломом вычерпать весь Дон. Ты русскими костями Каялу не засеял! Вы, Рюрик и Давид, Как ярый тур, стрелою уязвлённый, Ломали копья у врагов. Вы русской кровью Каялы не питали! Вы, Мстислав и Роман, Вы половцев и прежде воевали, В боях за вас Ятвяги и Литва. Вы силы русской в Каяле не топили! Вы, Ингвар да Всеволод, Врагу дорогу заступите, Вы шестокрыльцы славного гнезда. Вы полков своих в Каяле не сгубили! Князья! Забудьте смуты и раздоры, Дружины ваши соберите, Разом ударьте на врага И силу поганую сломите. На вас укора нет, Господь поможет вам. И Русь святую вы спасёте, Ведь вы не Игорь-князь! | S | |||
Овлур подходит крадучись к Князю Игорю. | <- Кончаковна | |||
Кончаковна подслушивает их разговор. | ||||
[№ 22 — Речитатив] | N | |||
ОВЛУР | Князь, скорей сбирайся в путь! Перепился народ, заснули сторожа. Коней я приготовил, И у реки я буду ждать тебя и княжича. Когда затихнет всё, я свистну. Тогда ты с княжичем беги к реке, Проскочи горностаем чрез тростник, На воду гоголем спустись; Вскочи на борзого коня, как вихрь, И вместе полетим мы сóколами Под мглами ночными. | |||
КНЯЗЬ ИГОРЬ | Иди, готовь коней, мы будем ждать. | |||
(Овлур уходит.) | Овлур, Князь Игорь -> | |||
Игорь входит в шатёр. Из шатра выходит Владимир. К нему в страшном волнении подбегает Кончаковна. | <- Владимир Игоревич | |||
[№ 23 — Трио] | N | |||
КОНЧАКОВНА | Владимир! Ужель всё это правда? Останься здесь! О том молю тебя! | |||
| Я всё, я всё узнала. Бежать задумал ты, Бежать с отцом на Русь. Скажи, ужель возможно: Меня покинешь ты? Скажи, о милый мой! О, нет! Не верю, Не верю, милый мой, Не может быть! | |||
ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ | Прощай, прощай ты, лада, С тобой расстанусь я, Бежать мне долг велит. | |||
| ||||
Из шатра выходит Князь Игорь. | <- Князь Игорь | |||
КНЯЗЬ ИГОРЬ | Владимир, сын! Что значит это? Зачем ты здесь, княжна? Аль в половецком полону Сам половцем ты стал И родину забыл? | |||
ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ | Прощай, княжна! | |||
КОНЧАКОВНА | Останься здесь, о том молю тебя! Знай, я дитя свободы, Краса степей родных, Я гордость всей земли, | |||
| ||||
КНЯЗЬ ИГОРЬ | Мой сын, беги со мной! | |||
КОНЧАКОВНА | Возьми меня с собой, мой милый! | |||
(За сценой свист.) | ||||
| ||||
(Ещё раз свист.) | ||||
КНЯЗЬ ИГОРЬ | Ты слышишь? То знак условный. | |||
| ||||
(Князь Игорь старается увлечь Владимира.) | ||||
| ||||
КОНЧАКОВНА | Весь стан я на ноги поставлю! | |||
КНЯЗЬ ИГОРЬ | Прощай! | |||
(Игорь убегает. Кончаковна несколько раз ударяет в било.) | Князь Игорь -> | |||
Со всех сторон сбегаются половцы. | <- Половцы | |||
[№ 24 — Финал] | N | |||
КОНЧАКОВНА | Князь Игорь ускакал! Ему Овлур коней достал. Держите княжича! | |||
ПОЛОВЦЫ | Коней седлайте, Пускайте стрелы, В погоню мчитесь За беглецом! Живо в степи мчитесь! А княжича вяжите тут же к дереву, Застрелим мы его Стрелами острыми. | |||
| ||||
ПОЛОВЦЫ | Зовите ханов всех сюда! У них мы спросим, что нам делать. Вот он! Кончак идёт! | |||
Входят Кончак и ханы. | <- Кончак, ханы | |||
КОНЧАК | Что значит этот шум? Дочь моя, зачем ты здесь? | |||
ПОЛОВЦЫ | Князь Игорь убежал! Овлур нам изменил, Ему коней достал И вместе с ним бежал! | |||
КОНЧАК | Вот молодец! Недаром я так его любил; На месте Игоря я бы так же поступил! Эх! Не врагами нам быть бы с ним, А союзниками верными. Вот что! Сторожевых казнить, а княжича не трогать! Таков мой приказ! | |||
ХАНЫ | Кончак, позволь нам речь держать, Послушай нас, дай нам сказать. Ведь мы всегда в делах войны Совета просим у тебя. | |||
| ||||
ВСЕ ХАНЫ | Поверь ты нам и сделай так. Ведь мы всегда в делах войны Совета просим у тебя, Так ты теперь послушай нас. Не лучше ль пленных нам казнить, Не то полон от нас уйдёт! | |||
КОНЧАК | Нет! Если сокол ко гнезду улетел, То мы соколика опутаем Красной девицей. | |||
(Подводит к Владимиру Кончаковну. ) | ||||
| Вот тебе жена, Владимир! Не враг ты мой, а зять желанный. (Ханам.) Назавтра все снимайте вежи, Идём на Русь! | |||
КОНЧАК И ХАНЫ | В поход на Русь! Побьём врага! | |||
ПОЛОВЦЫ | Идём в поход на Русь! Побьём врагов, возьмём полон, добычу! Идём! Славен хан Кончак! Славен грозный Гзак! Слава ханам всем! | |||
Занавес. | ||||
Конец третьего действия. | ||||
После битвы князя Игоря с половцами | картина Васнецова
«,»url»:»Введение»,»wordCount»:0,»sequence»:1},»imarsData»:{«INFINITE_SCROLL»:»»,»HAS_REVERTED_TIMELINE»:»false»},» npsAdditionalContents»:{},»templateHandler»:{«name»:»INDEX»},»paginationInfo»:{«previousPage»:null,»nextPage»:null,»totalPages»:1},»uaTemplate»:»INDEX «,»infiniteScrollList»:[{«p»:1,»t»:1789466}],»familyPanel»:{«topicInfo»:{«id»:1789466,»title»:»После битвы князя Игоря с половцами «,»url»:»https://www. britannica.com/topic/После-Князя-Игоря-Битвы-с-половцами»,»description»:»Виктор Михайлович Васнецов: …почему такие картины, как После «Битва князя Игоря с половцами» (1880), «Иван-царевич на сером волке» (1889).), и Аленушка (1881) были чрезвычайно популярны в России. Они стали в каком-то смысле суррогатами русской истории, и в советское время многие воспроизводились в школьных учебниках и на бытовых…»,»type»:»ТЕМА»,»titleText»:»После побоища Игоря с половцами», «metaDescription»:»Другие статьи, в которых обсуждается «После битвы князя Игоря с половцами»: Виктор Михайлович Васнецов: …по этой причине такие картины, как «После битвы князя Игоря с половцами» (1880 г.), «Иван-царевич на сером волке» (1889 г.), и Аленушка (1881) были чрезвычайно популярны в России. Они стали своего рода суррогатами русской истории, и в советское время многие воспроизводились в школьных учебниках и на потребительских…»,»identifierHtml»:»картина Васнецова»,»identifierText»:»картина Васнецова»,»topicClass «:»topic»,»topicKey»:»После-Князя-Игоря-Битвы-с-половцами»,»articleContentType»:»ИНДЕКС»,»ppTecType»:»ВЕЩЬ»,»gaTemplate»:»ИНДЕКС», «topicType»:»INDEX»,»relativeUrl»:»/topic/После-Князя-Игоря-Битвы-с-половцами»,»assemblyLinkPrefix»:»/media/1/1789466/»}»,»topicLink»:{«title»:»После битвы князя Игоря с половцами»,»url»:»https://www. britannica.com/topic/After-Prince-Igors-Battle-with -половцы»},»tocPanel»:{«title»:»Каталог»,»itemTitle»:»Ссылки»,»toc»:null},»groups»:[]},»byline»:{«соавторы «:null,»allContributorsUrl»:null,»lastModificationDate»:null,»contentHistoryUrl»:null,»warningMessage»:null,»warningDescription»:null,»contributorNames»:»NULL»},»citationInfo»:{«участники «:null,»title»:»После битвы князя Игоря с половцами»,»lastModification»:null,»url»:»https://www.britannica.com/topic/After-Prince-Igors-Battle-with -половцы»},»сайты»:null,»freeTopicReason»:»TOPIC_IS_INDEX_PAGE»,»topicCollectionLinks»:[],»articleSchemaMarkup»:{«browserTitle»:null,»imageUrl»:null,»authors»:null ,»keywords»:»После битвы князя Игоря с половцами»,»wordcount»:0,»url»:»https://www.britannica.com/topic/After-Prince-Igors-Battle-with-the- Половцы»,»creationDate»:null,»modificationDate»:null,»description»:» Другие статьи, в которых обсуждается «После битвы князя Игоря с половцами»: Виктор Михайлович Васнецов: «…поэтому такие картины, как «После битвы князя Игоря с половцами» (1880 г. ), «Иван-царевич на сером волке» (1889 г.), и Аленушка (1881) были чрезвычайно популярны в России. Они стали своего рода суррогатами российской истории, и в советское время многие воспроизводились в школьных учебниках и на потребительских…»},»initialLoad»:true}
После битвы Игоря с половцами, картина Россена
© 2009 Rossen
Не продается
Извините, файл изображения, который у нас есть для этой работы, слишком мал.
Пожалуйста, сообщите нам все детали вашего проекта, и мы вместе с вами найдем решение.
Свяжитесь с нами
Цифровое лицензирование
Это изображение доступно для скачивания с лицензией
Веб-лицензия
35,70 €
Медиа-лицензия
142,80 €
Коммерческая лицензия
297,50 €
Настроить и загрузить
Максимальное разрешение: 640 x 380 пикселей
Загрузите сразу после покупки
Художники получают гонорары за каждую продажу
Прилагается сертификат подлинности
- Оригинальная работа Картина,
Оригинальное произведение искусства
Оригинальное произведение искусства относится к любому произведению, которое считается подлинным и не является копией или имитацией оригинальных произведений художника. Оригинальное произведение может представлять собой любой тип живописи, скульптуры, перформанса или другого материала. Существует множество типов оригинальных носителей. Смешанная техника включает в себя картины маслом, акрилом и акварелью. Для мастерских картин, свидетельствующих о мастерстве, эта атрибуция должна быть дополнительно уточнена. Хотя они могут быть менее ценными по разным причинам, репродукции и копии оказали огромное влияние на наш опыт. Они охватывают большую аудиторию, чем оригиналы, и действуют как тонизирующее средство против коммодификации. Оригинальная работа также может относиться к первой работе, которая всегда предшествует всем остальным. Это может также относиться к прототипу или модели, из которой могут быть сделаны другие работы. Каждая работа имеет большое сходство с оригиналом.
- Размеры Высота 95 см, ширина 160 см.