Краткое содержание Отцы и дети
20 мая 1859 г. Николай Петрович Кирсанов, сорокатрехлетний, но уже немолодой с виду помещик, волнуясь, ожидает на постоялом дворе своего сына Аркадия, который только что окончил университет.
Николай Петрович был сыном генерала, но предназначенная ему военная карьера не состоялась (он в молодости сломал ногу и на всю жизнь остался «хроменьким»). Николай Петрович рано женился на дочке незнатного чиновника и был счастлив в браке. К его глубокому горю, супруга в 1847 г. скончалась. Все свои силы и время он посвятил воспитанию сына, даже в Петербурге жил вместе с ним и старался сблизиться с товарищами сына, студентами. Последнее время он усиленно занялся преобразованием своего имения.
Наступает счастливый миг свидания. Однако Аркадий появляется не один: с ним высокий, некрасивый и самоуверенный молодой человек, начинающий доктор, согласившийся погостить у Кирсановых. Зовут его, как он сам себя аттестует, Евгений Васильевич Базаров.
Разговор отца с сыном на первых порах не клеится. Николая Петровича смущает Фенечка, девушка, которую он содержит при себе и от которой уже имеет ребенка. Аркадий снисходительным тоном (это слегка коробит отца) старается сгладить возникшую неловкость.
Дома их ждет Павел Петрович, старший брат отца. Павел Петрович и Базаров сразу же начинают ощущать взаимную антипатию. Зато дворовые мальчишки и слуги гостю охотно подчиняются, хотя он вовсе и не думает искать их расположения.
Уже на следующий день между Базаровым и Павлом Петровичем происходит словесная стычка, причем её инициатором является Кирсанов-старший. Базаров не хочет полемизировать, но все же высказывается по главным пунктам своих убеждений. Люди, по его представлениям, стремятся к той или иной цели, потому что испытывают различные «ощущения» и хотят добиться «пользы». Базаров уверен, что химия важнее искусства, а в науке важнее всего практический результат. Он даже гордится отсутствием у него «художественного смысла» и полагает, что изучать психологию отдельного индивидуума незачем: «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других». Для Базарова не существует ни одного «постановления в современном нашем быту… которое бы не вызвало полного и беспощадного отрицания». О собственных способностях он высокого мнения, но своему поколению отводит роль не созидательную — «сперва надо место расчистить».
Павлу Петровичу «нигилизм», исповедуемый Базаровым и подражающим ему Аркадием, представляется дерзким и необоснованным учением, которое существует «в пустоте».
Аркадий старается как-то сгладить возникшее напряжение и рассказывает другу историю жизни Павла Петровича. Он был блестящим и многообещающим офицером, любимцем женщин, пока не встретил светскую львицу княгиню Р*. Страсть эта совершенно изменила существование Павла Петровича, и, когда роман их закончился, он был полностью опустошен. От прошлого он сохраняет лишь изысканность костюма и манер да предпочтение всего английского.
Взгляды и поведение Базарова настолько раздражают Павла Петровича, что он вновь атакует гостя, но тот довольно легко и даже снисходительно разбивает все «силлогизмы» противника, направленные на защиту традиций. Николай Петрович стремится смягчить спор, но и он не может во всем согласиться с радикальными высказываниями Базарова, хотя и убеждает себя, что они с братом уже отстали от жизни.
Молодые люди отправляются в губернский город, где встречаются с «учеником» Базарова, отпрыском откупщика, Ситниковым. Ситников ведет их в гости к «эмансипированной» даме, Кукшиной. Ситников и Кукшина принадлежат к тому разряду «прогрессистов», которые отвергают любые авторитеты, гоняясь за модой на «свободомыслие». Они ничего толком не знают и не умеют, однако в своем «нигилизме» оставляют далеко за собой и Аркадия, и Базарова. Последний Ситникова откровенно презирает, а у Кукшиной «занимается больше шампанским».
Аркадий знакомит друга с Одинцовой, молодой, красивой и богатой вдовой, которой Базаров сразу же заинтересовывается. Интерес этот отнюдь не платонический. Базаров цинично говорит Аркадию: «Пожива есть…»
Аркадию кажется, что он влюблен в Одинцову, но это чувство напускное, тогда как между Базаровым и Одинцовой возникает взаимное тяготение, и она приглашает молодых людей погостить у нее.
В доме Анны Сергеевны гости знакомятся с её младшей сестрой Катей, которая держится скованно. И Базаров чувствует себя не в своей тарелке, он на новом месте начал раздражаться и «глядел сердито». Аркадию тоже не по себе, и он ищет утешения в обществе Кати.
Чувство, внушенное Базарову Анной Сергеевной, ново для него; он, так презиравший всякие проявления «романтизма», вдруг обнаруживает «романтика в самом себе». Базаров объясняется с Одинцовой, и хотя та не тотчас же освободилась от его объятий, однако, подумав, она приходит к выводу, что «спокойствие […] лучше всего на свете».
Не желая стать рабом своей страсти, Базаров уезжает к отцу, уездному лекарю, живущему неподалеку, и Одинцова не удерживает гостя. В дороге Базаров подводит итог происшедшему и говорит: «…Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. Это всё […] вздор».
Отец и мать Базарова не могут надышаться на своего ненаглядного «Енюшу», а он скучает в их обществе. Уже через пару дней он покидает родительский кров, возвращаясь в имение Кирсановых.
От жары и скуки Базаров обращает внимание на Фенечку и, застав её одну, крепко целует молодую женщину. Случайным свидетелем поцелуя становится Павел Петрович, которого до глубины души возмущает поступок «этого волосатого». Он особенно негодует ещё и потому, что ему кажется: в Фенечке есть что-то общее с княгиней Р*.
Согласно своим нравственным убеждениям, Павел Петрович вызывает Базарова на поединок. Чувствуя себя неловко и, понимая, что поступается принципами, Базаров соглашается стреляться с Кирсановым-старшим («С теоретической точки зрения дуэль — нелепость; ну, а с практической точки зрения — это дело другое»).
Базаров слегка ранит противника и сам подает ему первую помощь. Павел Петрович держится хорошо, даже подшучивает над собой, но при этом и ему и Базарову неловко. Николай Петрович, от которого скрыли истинную причину дуэли, также ведет себя самым благородным образом, находя оправдание для действий обоих противников.
Последствием дуэли становится и то, что Павел Петрович, ранее решительно возражавший против женитьбы брата на Фенечке, теперь сам уговаривает Николая Петровича совершить этот шаг.
И у Аркадия с Катей устанавливается гармоничное взаимопонимание. Девушка проницательно замечает, что Базаров для них — чужой, потому что «он хищный, а мы с вами ручные».
Окончательно потерявший надежду на взаимность Одинцовой Базаров переламывает себя и расстается с ней и Аркадием. На прощание он говорит бывшему товарищу: «Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич…» Аркадий огорчен, но довольно скоро утешается обществом Кати, объясняется ей в любви и уверяется, что тоже любим.
Базаров же возвращается в родительские пенаты и старается забыться в работе, но через несколько дней «лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством». Пробует он заговаривать с мужиками, однако ничего, кроме глупости, в их головах не обнаруживает. Правда, и мужики видят в Базарове что-то «вроде шута горохового».
Практикуясь на трупе тифозного больного, Базаров ранит себе палец и получает заражение крови. Через несколько дней он уведомляет отца, что, по всем признакам, дни его сочтены.
Перед смертью Базаров просит Одинцову приехать и попрощаться с ним. Он напоминает ей о своей любви и признается, что все его гордые помыслы, как и любовь, пошли прахом. «А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет… Все равно: вилять хвостом не стану». С горечью говорит он, что не нужен России. «Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…»
Когда Базарова по настоянию родителей причащают, «что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвевшем лице».
Проходит шесть месяцев. В небольшой деревенской церкви венчаются две пары: Аркадий с Катей и Николай Петрович с Фенечкой. Все были довольны, но что-то в этом довольстве ощущалось и искусственное, «точно все согласились разыграть какую-то простодушную комедию».
Со временем Аркадий становится отцом и рьяным хозяином, и в результате его усилий имение начинает приносить значительный доход. Николай Петрович принимает на себя обязанности мирового посредника и усердно трудится на общественном поприще. Павел Петрович проживает в Дрездене и, хотя по-прежнему выглядит джентльменом, «жить ему тяжело».
Кукшина обитает в Гейдельберге и якшается со студентами, изучает архитектуру, в которой, по её словам, она открыла новые законы. Ситников женился на княжне, им помыкающей, и, как он уверяет, продолжает «дело» Базарова, подвизаясь в роли публициста в каком-то темном журнальчике.
На могилу Базарова часто приходят дряхлые старички и горько плачут и молятся за упокой души безвременно усопшего сына. Цветы на могильном холмике напоминают не об одном спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…
Краткое содержание «Отцы и дети», Тургенев 📕
«Отцы и дети»
(Роман)
Краткое содержание
I
Николай Петрович Кирсанов, сидя на крыльце, ожидает на постоялом дворе приезда сына Аркадия. Николай Петрович владел имением, его отец был боевым генералом, а сам он в детстве воспитывался исключительно гувернантками, так как матушка принадлежала к числу «командирш». Старший брат Николая Павел выбрал военную службу.
Николай Петрович тоже мог стать военным человеком, но сломал ногу и поэтому поступил в университет. После смерти родителей он женился на милой
образованной девушке и переехал с ней в деревню. Супруги жили очень дружно, на свет появился сын Аркадий, а спустя десять лет жена Николая умерла. Когда сын вырос, Кирсанов отправил его в Петербург учиться. Когда Аркадий подъезжает, отец бежит ему навстречу.
II
Аркадий приезжает с другом Евгением Базаровым и знакомит его со своим отцом, говорит, что Евгений — простой человек. Вскоре мужчины отправляются в имение.
III
В дороге Николай Петрович не может наглядеться на сына, пытается обнять его. Аркадий рад встрече не меньше отца, но скрывает это развязной речью, рассказывает, что Базаров увлекается естественными
науками, особенно медициной. Николай Петрович говорит, что с ним в имении теперь живет девушка Фенечка, но если гости захотят, она может переехать на время. Сын говорит, что не хочет стеснять своего отца. Рассматривая окрестности, Аркадий понимает, что имению необходимы преобразования, восхищается весенней природой.
IV
Мужчин встречает Павел Петрович Кирсанов. У дяди Аркадия красивое лицо, ухоженные руки и приятный голос. У Базарова длинное и худое лицо с широким лбом, а его зеленые глаза излучают ум и самоуверенность. Аркадий и Евгений уходят в комнаты, чтобы отдохнуть с дороги. Неопрятный вид Базарова не понравился Павлу Петровичу. За ужином господа общаются мало. Вечером Евгений говорит Аркадию, что его отец ему понравился, однако он ничего не понимает в хозяйстве. А брат Николая одевается для деревни слишком тщательно и со вкусом. Аркадий рассказывает, что раньше его дядя кружил головы многим женщинам, был настоящим светским львом. Фенечка сидит в своей комнате, убаюкивая их с Николаем Петровичем сына.
V
Утром Базаров проснулся ни свет ни заря и вместе с дворовыми мальчишками отправился ловить лягушек, чтобы впоследствии проводить над ними опыты. Фенечка передает Аркадию и Николаю Кирсановым, что нездорова и не спустится разливать чай. Аркадий идет к девушке и узнает о своем младшем брате, упрекает отца, что тот ничего ему не сказал. Отец и сын так растроганы, что не могут найти слов друг для друга. Приходит Павел Петрович, и все садятся пить чай на террасе. Павел Кирсанов вспоминает, что слышал о лекаре Базарове, который, вероятно, приходится Евгению отцом. На вопрос дяди о своем друге
Аркадий отвечает, что Евгений — нигилист, т. е. для него не существует никаких авторитетов. Павел Петрович нигилизм не приемлет. Вышла молодая женщина — Фенечка — и подала Павлу какао. Поле ее ухода воцарилось молчание, а потом к террасе подошел Базаров. Он пообещал присоединиться к господам, как только закончит опыты с лягушками.
VI
Когда Базаров вернулся, разговор зашел о науке. Базаров считает немцев учителями для русских ученых. Павел Петрович сетует, что все нынешние немцы в большинстве своем занимаются наукой, забыв про литературу. Евгений же считает, что хороший химик гораздо лучше и полезнее любого поэта. После чая Аркадий говорит Базарову, что тот был слишком резок с его дядей и рассказывает его историю.
VII
В Петербурге братья Кирсановы жили вместе, но при этом вели совершенно разный образ жизни. Павел не пропускал ни одного светского мероприятия; все женщины его любили, а мужчины завидовали. Однажды молодой человек познакомился с княгиней Р. У нее был старый муж и странный характер; днем она танцевала на балах и кружила головы кавалерам, а по ночам в тоске рыдала. Павел привязался к этой загадочной женщине и подарил ей кольцо со сфинксом, сказав, что она действительно похожа на сфинкса. Княгиня разлюбила молодого человека и бросила его, а Павел, потеряв голову, оставил военную службу и начал следовать за своей возлюбленной, куда бы она ни отправилась. Потом он теряет даму из виду, а вскоре узнает, что она страдала душевной болезнью и умерла. Княгиня передала ему кольцо со сфинксом, на котором нацарапала крест, сказав, то это и есть разгадка. Приблизительно в это же время Николай потерял свою жену, и Павел переехал жить к брату в деревню. Базаров после рассказа Аркадия не одобрил того, что его дядя сломал свою жизнь из-за капризов женской любви. Он говорит, что в анатомии глаза про загадочный взгляд ничего не сказано, что «таинственные отношения между мужчиной и женщиной» — это всего лишь художество, глупый романтизм.
VIII
После разговора с управляющим Павел Петрович заглянул в комнату Фенечки. Девушка, увидев его, смутилась. Когда же пришел Николай Петрович, его брат поспешно ушел. Николай поцеловал своего сына Митю и руку его матери. Три года назад хозяйка трактира вместе с дочерью Фенечкой переехала в имение Кирсановых, чтобы вести там дела. Когда огненная искра попала девушке в глаз, Николай помог ей и впоследствии постоянно думал о Фенечке. Когда умерла мать девушки, она сама стала вести хозяйство, и у них с Николаем Петровичем завязался роман.
IX
Базаров познакомился с Фенечкой и предложил ей свою помощь на случай, если заболеет ребенок. Аркадий придерживается мнения, что его отец должен жениться на Фенечке. Евгений же убежден, что сейчас никто не придает браку никакого значения. Когда молодые люди услышали, как Николай Петрович играет на виолончели, Базаров засмеялся, а Аркадий Кирсанов тепло улыбнулся.
X
По прошествии двух недель обитатели имения привыкли к Евгению Базарову: он лечил Митю, когда у того были судороги, нашел общий язык с крестьянами, хозяин имения иногда спрашивал его совета. Павел Петрович же Базарова просто терпеть не мог и подозревал, что его антипатия взаимна. Однажды Николай Петрович случайно услышал разговор своего сына и его друга. Евгений сказал, что Николай Кирсанов очень добрый человек, но его песенка уже спета. Отец Аркадия очень расстроился, так как он изо всех сил старался идти в ногу со временем. За вечерним чаем Павел Петрович с Базаровым снова повздорили. Предмет их спора — аристократия и нигилизм. Павел Петрович говорит, что нигилисты разрушают все прежние устои, не предлагая взамен ничего нового, Евгений же пытается доказать, что они попросту не ведут бессмысленных разговоров, ругая правительство. Наконец Базаров прекратил эту бессмысленную дискуссию. Николай Петрович вспоминает, что как-то он ругался со своей матерью из-за того, что они не понимали друг друга. Теперь же он сам не понимает своего сына.
XI
Перед сном Николай Кирсанов размышляет в беседке. Он осознает, какая пропасть возникла между ним и его сыном. Мужчина не понимает, как можно не любить литературу, природу, живопись. Базаров предлагает своему другу воспользоваться приглашением приятеля и съездить в город. На следующий день молодые люди уехали.
XII
Матвей Ильич, друг Базаровых, принял молодых людей довольно радушно. Вскоре они получили приглашение на бал к губернатору. Молодым людям встречается Ситников — человек, называющий Евгения Базарова своим учителем. Он приглашает друзей к Евдокии Кукшиной, и те соглашаются.
XIII
Кукшина оказалась молодой женщиной, на которой было надето неопрятное платье. Она постоянно меняет тему разговора, задает вопросы, на которые не ждет ответа, а продолжает говорить дальше. Базаров интересуется хорошенькими женщинами, и Кукшина рекомендует ему свою знакомую Анну Сергеевну Одинцову, говоря, что она красива, но совсем необразованна. Ситников на протяжении всего разговора вставляет глупые реплики и постоянно смеется. Когда хозяйка дома начинает петь романс, друзья уходят.
XIV
На балу друзья вместе с Ситниковым совсем не танцуют, а сидят в углу. Вскоре приезжает Одинцова, Женщина в черном платье, довольно высокого роста. Базаров замечает, что она не похожа на других женщин. Ситников знакомит с ней Аркадия и оказывается, что дама слышала много хорошего о его отце. Женщина держится холодно и строго, когда Аркадий рассказывает ей об отце, о дяде, о Базарове. Анна Сергеевна приглашает друзей к себе в гости.
XV
Во время визита к Одинцовой Базаров внутренне как — то сконфузился и сам себе удивился. Отец Анны Сергеевны — карточный игрок — проиграл все состояние и был вынужден жить в деревне. Его жена умерла уже давно, вскоре умер и он сам, оставив имение дочерям Анне и Екатерине. Анна вышла замуж за богатого человека Одинцова. После смерти мужа Анна стала владелицей его состояния. Вместе с сестрой она поехала в Германию, но потом вернулась назад в имение Никольское. Базаров, обычно молчаливый, на этот раз пытался занять даму разговором, чем очень удивил Аркадия. Одинцова приглашает друзей посетить Никольское, и они соглашаются отправиться туда послезавтра.
XVI
У Одинцовой в имении живет старая княжна и сестра Катя. Анна Сергеевна говорит с Базаровым о том, следует ли изучать людей, об умных и глупых людях. Со старой княжной во время чая сестры обращаются довольно уважительно и учтиво, но совсем ее не слушают. Вскоре приезжает сосед Порфирий Платоныч, с которым хозяйка имения часто играет в карты. Катя играет для Аркадия сонату и чувствует себя смущенной. Анна Сергеевна предлагает Евгению на следующий день прогуляться в саду и поговорить о растениях. Аркадию очень нравится Одинцова, Базаров же называет ее «тертым калачом». Анна Сергеевна испытывает к Евгению чувство любопытства. Когда на следующий день они вернулись с прогулки, глаза дамы светились ярче, щеки пылали, а Базаров выглядел ласковым и веселым. Аркадию это не понравилось.
XVII
Друзья прожили в Никольском около пятнадцати дней и не заскучали, так как хозяйка придерживалась всегда особого распорядка. Аркадий замечает перемены в своем друге и решает, что тот влюблен в Одинцову. От приказчика своих родителей Евгений узнает, что они очень беспокоятся о нем и ждут его дома. Одинцова бледнеет, когда узнает о том, что Базаров должен уехать. Она признается, что несчастлива, так как у нее нет цели в жизни. Полюбить дама не может, ведь для этого надо полностью отдаться чувству и любимому человеку, а это трудно. На вопрос, сможет ли Евгений посвятить себя любимой, он ответил, что не знает.
XVIII
На следующий день Одинцова попросила Базарова зайти к ней в кабинет. Она захотела продолжить их вчерашний разговор. Женщина не верит, что такой незаурядный человек с амбициями, как Базаров, будет доволен участью уездного лекаря. Молодой человек отвечает, что не хочет зря болтать о будущем. Анна Сергеевна спрашивает о причине его напряженности, и Евгений Базаров признается ей в любви. Молодой человек чувствует в своем сердце страсть и привлекает женщину к себе. Она не сразу высвобождается из его объятий и говорит: «Вы не поняли меня». Базаров уходит и вскоре присылает записку, в которой обещает уехать, если дама того желает. «Зачем уезжать?» — спрашивает Одинцова и не покидает свою комнату до обеда. Она размышляет о том, что могла бы ответить Евгению взаимностью, но спокойная жизнь для нее дороже.
XIX
После обеда все отправляются в сад на прогулку. Базаров извиняется перед Анной Сергеевной и собирается уехать как можно скорее. Приезжает Ситников и просит прощения за то, что стал незваным гостем. Аркадию жаль расставаться с Катей, но он решет уехать вместе с Евгением, так как понимает, что между Одинцовой и его другом что-то происходит. Когда хозяйка дома на следующий день прощалась с гостями, она сказала, что надеется на встречу с Базаровым. Всю дорогу Аркадий и Евгений молчали.
XX
У дома прибывших друзей встретил Василий Иванович, отец Евгения. Он старательно скрывал свою радость, так как знал, что его сын не любит сентиментальности. Жена Василия Ивановича, Арина Власьевна, от радости при виде сына чуть не упала в обморок. За обедом же отец семейства постоянно о чем-то говорил, а мать Евгения только смотрела на сына, почти не замечая Аркадия.
XXI
Утром Василий Иванович и Аркадий говорят о Базарове. Отцу приятно слышать теплые слова о своем сыне, он гордится им. Около полудня молодые люди остаются наедине. Базаров вспоминает детские годы, говорит о родителях. Аркадий восхищается тем, как на землю падает красивый кленовый лист. Его друг говорит, что тот становится похож на своего дядю, о котором тут же нелестно отзывается. Аркадий заступается за Павла Петровича. Молодые люди чуть было не подрались, но пришел Василий Иванович и позвал их к обеду. На следующий день Евгений Базаров решает поехать в имение к отцу Аркадия, так как родители не дают ему работать, все время рядом. Старики очень расстроены отъездом сына.
XXII
У постоялого двора Аркадий спрашивает друга, куда им ехать: в имение отца или в Никольское. Базаров предоставляет право выбора Аркадию и отворачивается. Кирсанов решает ехать к Одинцовой. Приехав, друзья поняли, что их в имении никто не ждал. Анна Сергеевна Одинцова извиняется за холодный прием и предлагает приехать через некоторое время. Молодые люди отправляются к Кирсановым, где им очень обрадовались. Николай Петрович жалуется на то, что дела в поместье идут совсем плохо: для жатвы не хватает рабочих рук, крестьяне не платят оброк и совсем обленились, управляющий ворует и тоже не работает. Аркадий постоянно думает о Никольском. Через несколько дней он под выдуманным предлогом едет к Одинцовой. Катя и Анна Сергеевна оказывают молодому человеку довольно радушный прием.
XXIII
Базаров понимает, почему уехал его друг и с головой уходит в работу. Павел Петрович старается с Евгением больше не ссориться, иногда даже наблюдает его опыты. С Фенечкой нигилист дружески общается, а вот Павла Петровича женщина боится, особенно когда тот появляется внезапно. Как-то утром Фенечка разбирала розы в беседке. Ее увидел Базаров, и они начинают разговаривать о старости. Евгений просит женщину понюхать цветок и целует ее. За кустами сирени слышится кашель Павла Кирсанова, который уходит с темным лицом. Фенечка также покидает беседку, говоря: «Грешно вам, Евгений Васильевич». Базарова мучает совесть, так как он вспоминает подобную сцену с Одинцовой.
XXIV
Павел Петрович Кирсанов приходит в комнату Базарова и вызывает молодого человека на дуэль. Мужчина говорит, что не хочет открывать истинных причин вызова, они и так должны быть известны Базарову. Он убежден, что существующих между ними разногласий достаточно, но для вида предлагает им публично поссориться. Евгений отказывается. Мужчины оговаривают все формальности и вместо секунданта решают позвать камердинера Петра. После ухода дяди Аркадия Базаров называет все произошедшее красивой комедией. Он догадывается, что Павел Петрович, скорее всего, испытывает какие-то чувства к Фенечке. На рассвете мужчины приходят к месту дуэли. Евгению идея кажется глупой, и он совсем не боится. Первым выпало стрелять Павлу Петровичу, но тот промахивается. Базаров же не целится вовсе, но попадает мужчине в ногу. Кирсанов предлагает стрелять еще по разу, но Евгений Базаров решает отложить это до следующего раза и осматривает рану противника. Всем в имении они решают сказать, что стрелялись по политическим разногласиям. Раненого везут в имение, и Николай Петрович очень боится за брата, однако прибывший доктор заключает, что рана не опасна. Евгений со всеми прощается и уезжает домой. Павел Петрович как-то говорит, что Фенечка чем-то похожа на княгиню Р. Николай Петрович слышит это и решает, что у брата бред. Павлу Кирсанову женщина говорит, что любит Николая, и тот просит своего брата жениться на Фенечке. Николай Кирсанов удивлен подобной просьбой, так как раньше Павел Петрович всегда отрицательно относился к неравным бракам. Сам же Павел Петрович думает о том, что после свадьбы навсегда уедет за границу.
XXV
Катя и Аркадий сидят в саду, говорят о Базарове, молодой человек сравнивает девушку с ее сестрой. Катя просит не сравнивать ее с Анной Сергеевной, так как она никогда бы не стала женой богатого человека, а выйдет замуж только по любви. Вернувшись в свою комнату, Аркадий видит там Базарова. Евгений рассказывает ему о дуэли и прощается с ним, Одинцову же он видеть не хочет. Но Анна Сергеевна все же встретилась с Евгением. Базаров говорит, что осознал свои ошибки, намекает, что Аркадий влюблен в даму. Одинцова об этом не догадывалась.
XXVI
На следующий день Аркадий Кирсанов снова разговаривает с Катей в беседке. Они слышат разговор проходящих мимо Анны Сергеевны и Базарова, в котором дама говорит, что польщена чувством Аркадия. Молодой человек решается признаться Кате в любви и просит ее выйти за него замуж. Девушка принимает его предложение. Одинцова позволяет Кирсанову жениться на своей сестре. Базаров уезжает и перед отъездом говорит, что Аркадий не годится для того, что он проповедовал: «…ты и не дорос до нас…».
XXVII
Родители очень рады возвращению Базарова и всеми силами стараются не мешать ему работать. Евгений вместе с Василием Ивановичем начинает заниматься врачебной практикой. Евгений присутствует при вскрытии крестьянина, который умер от тифа, и случайно режет себе руку. Отец беспокоится и советует прижечь рану железом. Евгений Базаров говорит, что это произошло четыре часа
назад, и если он заразился, то вылечить уже невозможно. Вскоре Базаров заболевает. Он болен тифом и понимает, что скоро умрет, просит послать за Одинцовой и сказать ей об этом. Приезжает Анна Сергеевна и привозит с собой доктора. Он осматривает Евгения и заключает, что шансов выздороветь у молодого человека нет. Базаров говорит Одинцовой, что любил ее, просит его поцеловать. Потом молодой человек засыпает и умирает во сне.
XXVIII
Через полгода в приходской церкви венчаются Катя с Аркадием и Николай Петрович с Фенечкой. Павел Петрович уезжает, и в его честь устраивают прощальный ужин. Анна Сергеевна выходит замуж, но не по любви. Аркадий занимается хозяйством, которое начинает приносить доход. У них с Катей вскоре рождается сын Николай, девушка дружит с Фенечкой. Павел Петрович живет в Дрездене, Кукшина тоже уезжает за границу, Ситников женится на богатой девушке. На могилу к Базарову часто приходят два старичка: они плачут и молятся на коленях, поддерживая друг друга.
Глоссарий:
- краткое содержание отцы и дети по главам
- отцы и дети краткое содержание
- отцы и дети краткое содержание по главам
- краткое содержание отцы и дети
- краткое сочинение отцы и дети
отцов и сыновей Резюме | Книга Отчеты
«Отцы и дети» — роман русского писателя Ивана Тургенева. Тургенев писал о нигилизме через образ Евгения Васильевича Базарова. Другими персонажами романа являются Анна Одинцова, Аркадий Кирсанов, Павел Кирсанов, Николай Кирсанов…
В романе показана жизнь России в 19 веке. Роман основан на различиях, например, различиях между поколениями, социальными классами… Разделение, как одна из основных тем романа, включает в себя разделение между персонажами.
Конфликт поколений, описываемый в романе, подобен конфликту между разными сословиями и подчеркивается в конфликте между Базаровым и Павлом Кирсановым. Наряду с упомянутым конфликтом есть и другие признаки, указывающие на то, насколько существенна разница между низшими и высшими классами.
Тургенев использовал язык, чтобы показать непонимание между классами. Язык, который он использует, указывает на то, что разговоры есть, но между говорящими нет понимания.
У Тургенева была радикальная позиция в отношении чувствительной аристократии и патриархальная в отношении прав женщин. Он также говорил о контрасте в любви через счастливые отношения Кати и Аркадия, закончившиеся браком и детьми, и печальные и отчаянные отношения Анны и Базарова, не имевшие будущего. Упомянутый контраст лучше всего проявляется, когда Катя и Аркадий перед его предложением слышат разговор Базарова и Анны.
Нигилизм Базарова ставится под сомнение, потому что он выбрал то, во что нужно верить, а именно науку, а с другой стороны, у нас есть Анна, которая имела свои убеждения и придерживалась их до самого конца.
Базаров был романтиком, хотя никогда не говорил об этом вслух и у него есть некоторые качества, которые он ненавидит в Павле, например, он позволил себе влюбиться. Настоящая разница между Базаровым и Павлом в том, что Базаров в конце концов умирает, а Павел частично остается жив.
Жанр: роман
Время: 1859
Место: дворянское поместье в Россиикогда семья ожидает возвращения Аркадия из Петербурга, где он учился. Прошло пять часов, а семья все еще ждала его. Когда он наконец появился, он был не один. Он взял с собой своего друга и доктора Базарова.
Собравшись всей семьей, они направились в имение Николая, где он прожил десять лет с покойной женой и только что вернувшимся с учебы сыном.
После смерти жены Павел, брат Николая, жил с ним, и Николай снова влюбился в Фенечку и родил еще одного ребенка.
Конфликт поколений заметен в отношениях Николая и Фенечки, потому что она намного моложе его. Он не женился на ней из уважения к старшему брату Павлу.
Аркадий подходит к ней, чтобы поздороваться. Драка между Павлом и Базаровым происходит из-за того, что Павел пытался представить себя консерватором и отставным офицером, а Базаров выставился бунтовщиком против всего. Все это время Николай чувствовал страх перед влиянием Базарова на своего сына Аркадия.
Прошло два месяца, и Николай получил письмо от двоюродного брата, приглашающего его и Аркадия навестить его в городе. Так как он надоел Николаю и Павлу, то Базаров и Аркадий пошли к нему. Базаров подумал, что это удобный случай отвлечься от Павла, которого он считал грубым и циничным.
Их пребывание в городе было захватывающим, и вначале Базаров встретил Анну, женщину, которая заинтересовала его, хотя он и не хотел в этом признаваться. Анна пригласила их остаться у нее, что они и сделали.
Они пробыли там 15 дней и Аркадий дурачился с Катей, младшей сестрой Анны, но ему было немного грустно от этого, потому что он думал, что Базаров любит Катю, а не Анну. Чувства между Базаровым и Анной были взаимными. Базаров не был в восторге от своих чувств, потому что любовь была для него глупостью, но Базаров шел за сердцем, а не за головой.
К сожалению, Анна отвергла его, потому что заботилась о своем спокойствии больше, чем о его чувствах к ней, и это заставило Аркадия и Базарова пойти к родителям Базарова, которые были в восторге от встречи с сыном.
Когда они вернулись в имение Николая, Базаров снова подрался с Павлом. Базаров целыми днями работал и флиртовал с Фенечкой. Однажды утром Павел увидел, как Базаров целует ее, и бросил ему вызов. Павел в конце концов был ранен, а так как ранение ноги было несерьезным, то Базаров помог ему, и Павел был ему благодарен.
Павел, разговаривая с Фенечкой, убедился, что ее любовь к Николаю была настоящей, и так как их ситуация заставила его вспомнить подобную любовь, которая была у него, он решил пойти к Николаю и попросить его жениться на Фенечке. Николай был не в восторге от такого поворота событий.
Аркадий отсутствовал, когда Базаров и Павел столкнулись друг с другом, и все думали, что он уехал по делам, тогда как на самом деле он ехал к Анне, не подозревая о том, что ему нравится Катя. Вскоре к нему присоединился Базаров и продолжал проводить время с Анной. Аркадий понял, что влюблен в Катю, и с помощью Анны отправился к ее отцу, чтобы тот получил благословение.
Базаров пошел домой помогать отцу-врачу, а Базаров заболел тифом. Он отправил Анне сообщение о том, что умирает и хочет ее увидеть. Увидев ее, он умер спокойно. Через полгода после его смерти Кирсан отпраздновал прополку Николая и Фенечки, Кати и Аркадия. Анна тоже вышла замуж, но не по любви. Она вышла замуж за российского посла в надежде, что однажды полюбит его. Родители Базарова продолжали посещать могилу сына.
Персонажи: Аркадий, Павел и Николай Кирсановы; Евгений Базаров, Анна и Катя
Анализ персонажей
Евгений Базаров — главные герои романа. Он умный студент-медик и человек с сильным характером, который не откажется от своих принципов легко. Встречи с людьми никогда не оставляли его равнодушным, встречал ли он Аркадия, которого любил, или Павла, которого ненавидел.
Он полагался на свои знания, силу и науку и отвергал все традиционные ценности, такие как патриотизм, религия, политика и любые чувства. Базаров — истинный нигилист и критик аристократии.
В конце концов его нигилизм подвергается сомнению, потому что он действительно во что-то верил и влюбился в Анну. После того, как Анна отвергла его, у него случился эмоциональный и физический срыв.
Перед смертью у него осталась верность родителей, любовь к Анне и дружба с идеализировавшим его Аркадием.
Аркадий был сыном Николая Кирсанова, вернувшимся с учебы в Петербурге. Аркадий пришел с Базаровым, которого он идеализировал и во всем следовал. В отличие от Базарова, Аркадий был менее зрелым и дурачился, пока Базаров учился.
Описано, что он не знает о своих чувствах. Хотя он считал, что его сердце принадлежит Анне, он понял, что все это время испытывал чувства к Кате.
Хотя Аркадий был менее зрелым, чем Базаров, в конце концов он был готов признаться в своих настоящих чувствах и жениться на Кате.
Анна , пожалуй, единственная настоящая нигилистка в этом романе, потому что она осталась верна своим идеалам, несмотря на то, что смерть Базарова причинила ей боль. Он был богатой вдовой и привлекательной женщиной, которая, несмотря на то, что была открыта для новых впечатлений, жила в комфорте роскоши без страсти или волнения.
Доказательством ее силы и нигилизма является момент, когда она отвергла ухаживания Базарова. Несмотря на то, что она не была невосприимчива к этому, ей удалось подавить чувства, охватившие ее, когда он обнял ее.
Павел Кирсанов был отставным офицером и старшим братом Николая. Он приехал в имение своего брата после того, как вышел на пенсию, и собирался оставаться там до самой смерти. У него были отношения с женщиной, когда он был молод, и она бросила его.
Разочарование от того, что его бросили, взяло над ним верх, и из амбициозного человека он стал нечестолюбивым и вел бессмысленную жизнь. У него был сильный характер и консервативное мышление.
Павел ненавидел Базарова за то, что он назвал его циником. Несмотря на то, что он прожил всю жизнь без любви, он понял, насколько важна любовь, и решил помочь Фенечке и Николаю в их отношениях.
Николай Кирсанов был мужчиной средних лет, имевшим либеральные взгляды на жизнь, и окружающие считали его радикальным в своих взглядах. Он освободил своих пеонов и помог своей семье преодолеть финансовые трудности и организации после их освобождения.
Николай очень заботился о своей семье и ценностях, поэтому он не хотел жениться на Фенечке из уважения к своему брату, потому что знал, что Павел никогда не примет их брак. У Николая умерла жена, и через много лет он обрел счастье с другой женщиной.
Иван Тургенев Биография
Иван Тургенев был русским писателем. Он родился в 1818 году в богатой семье. Большую часть своего детства он провел в поместье своей матери, а иностранные учителя помогали ему в воспитании.
Ему было всего пять лет, когда он путешествовал по Западной Европе со своей семьей и шесть месяцев жил в Париже. Несмотря на то, что в детстве у него было все, он никогда не любил говорить об этом из-за отношений между его родителями. Он нашел свое спасение в учебе в Москве, Петербурге и Берлине.
В 1841 году он вернулся в Россию, желая преподавать, но все пошло не так, как планировалось, поэтому он посвятил себя писательству, хотя его мать не одобряла его решения.
Через два года после возвращения в Россию опубликовал стихотворение, которое было принято критикой. В 1843 году он встретил оперную певицу Полину Виардо, оставил свой пост в министерстве и уехал из России, чтобы продолжить писать.
В 1852 году он опубликовал «Записки охотника» и был хорошо известен своими рассказами, в которых он описывал отношения между пеонами и их начальниками. Он описал пеонов как людей, и он сделал это 9лет до окончания пеонажа. Его идеи считались революционными.
В 1856 году он опубликовал свой первый роман «Рудин». Другие его романы: «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым»…
Умер в 1883 году под Парижем, похоронен в Петербурге.
| Содержание | Доска объявлений | Версия для печати СЮЖЕТ (Синопсис) Отцы и Сыновья это роман, который вращается вокруг сложные отношения между отцом и сыном. Базаров и Аркадий близкие друзья. Аркадий приводит своего друга домой, чтобы познакомьтесь с его отцом, Николаем Кирсановым. Николай счастлив, что своего сына, дома, и с радостью принимает любого своего друга как желанный гость в их доме. Однако его брат Пол опасаются этого незнакомца, который извергает им нигилистические идеологии. Николас немного опасается реакции сына на новая женщина в его жизни, Фенечка и их сын Митя. Но Аркадий — открытый юноша и приветствует их обоих в его семья. Базаров и Аркадий встречают мадам Анну Одинцову на балу, и их жизнь претерпевает кардинальные изменения. Аркадий очарован блеском мадам Одинцовой, но у мадам есть глаза, только для Базарова. Базаров старается сохранять свою отстраненность, безразличие. отношение к ней, но полностью терпит неудачу и, наконец, пленяется ею. Однако Анна холодный, замкнутый человек, который любит отношения расширяются лишь до определенной степени. Момент она осознает степень его страсти, она ставит дистанцию между ними. Базаров получает сообщение и уходит. Аркадий тем временем влюбился в Анну. младшая сестра, застенчивая Катя. У них открытая, полноценная отношение. Катя трепещет перед сестрой и испытывает недостаток самоконтроля. уверенность. Именно Аркадий выявляет в ней лучшее и вселяет в нее уверенность.
Аркадий женится на Кате, а Анна выходит замуж за богатого хладнокровного адвоката. Николай и Фенечка наконец-то женятся и живут вместе счастливо. Бедные старые родители Базаровых проводят остаток жизни в скорби и воспоминании о погибшем сыне. Роман изображает роль одаренного, но нетерпеливого Базарова. |