Иероглифы Египта
- История Египта
Египетские иероглифы — это уникальная система письма, которая повсеместно использовалась в Древнем Египте для записи текстов, зачастую религиозного характера. Многочисленные иероглифы сохранились до наших дней в виде резных надписей на стенах древнеегипетских храмов и папирусных текстов.
Египтяне называли иероглифы «словами богов», именно поэтому сама письменность с использованием иероглифов носит название «речи богов». Египтяне, как правило, не сильно заботились о правилах для написания текстов. Самой важной составляющей считалась красота начертанных символов. Собственно, это основная причина, по которой тексты могли читаться не только слева направо и справа налево, но так же и сверху вниз. Чаще всего это зависело от той поверхности, на которой делалась надпись. Каждый иероглиф имел свой цвет.
Согласно исследованиям ученых, все иероглифы можно четко разделить на четыре группы:
Иероглифы-буквы, или, как еще называют, алфавитные иероглифы. Их насчитывается всего двадцать четыре штуки, каждый из них обозначает один звук.
Иероглифы-слоги. Как становится понятно из названия, они представляют собой уже более сложную письменную конструкцию. Такие иероглифы состоят из двух или более иероглифов-букв и являются двумя или более согласными. Гласные же звуки просто не указывались.
Иероглифы-слова. В основном, это изображения предметов, их рисунки. Употреблялись такие символы нечасто, большая часть из них стала иероглифами-слогами. Однако чтобы читатель не запутался, при употреблении этих символов их специально отделяют вертикальной линией, давая понять, что перед читателем — одно слово.
Иероглифы-определения. Такая группа иероглифов не читается, они служат своеобразными помощниками при чтении, всегда ставятся после слова. Скажем, в качестве примера представим себе нарисованные на конце слова шагающие ноги. Это будет обозначать движение. Что касается голов животных, птиц или людей, то здесь ситуация выглядит так — в какую сторону они повернуты, с той стороны и нужно начинать чтение.
Вообще, надо отметить тот факт, что слова и предложения никогда не отделялись друг от друга.Ученые многие века бились над разгадкой иероглифов. Самые первые разгадки египетских иероглифов датируются временами правления Наполеона. Именно он послал в Египет армию, состоящую почти из восьми тысяч воинов, в состав которой входили также учёные различных специальностей. Эта армия была отправлена на Восток с одной-единственной целью — разгадать тайны и загадки иероглифов. Эта кампания не принесла успеха, однако оставила ярчайший след в истории.
Именно группа французских исследователей привезла из того похода черную плиту из базальта, на которой были начертаны многочисленные иероглифы. Поскольку данная плита была найдена в 1799 году неподалеку от местечка под названием Розетта (это окрестности Александрии), то она получило название «Розетский камень». Именно Розетский камень стал отправной точкой к разгадке тайны иероглифов Древнего Египта. На камне под иероглифами были обнаружены надписи на греческом языке, которые частично были переведены на этом же камне на французский язык.
Расшифровкой египетских текстов на камне параллельно занимались несколько ученых из разных стран, однако наибольшего успеха добился Жан-Франсуа Шампольон, совершивший настоящий прорыв в деле дешифровки иероглифов. Он предлагал читать иероглифы следующим образом: каждый иероглиф — это отдельная буква, а те, иероглифы, которые несколько раз тщательно обведены — обозначение имен египетских фараонов и богов. Как раз эти имена и стали отправной точкой на пути к разгадке учёным египетских иероглифов. Выяснилось, что за основу письменности было взято имя величайшей императрицы Клеопатры.
Шампильон в ходе своих исследований понял, что древние египтяне использовали буквы и слова вместе, что дало впоследствии громадный толчок для других ученых, идущих по сложному пути дешифровки иероглифов.
Добавить комментарий или отзыв
Урок 4. ИЕРОГЛИФЫ
Урок 4ИЕРОГЛИФЫЦель Оборудование Для учащихся: ручки и тетрадки или альбомы. Для учителя: «Атлас Древнего мира», «Календарь», ксерокопии (розеттский камень, иероглифы), «Труд писцов, собратьев моих…» (текст письма отца-писца к сыну). Методические рекомендации Написать на доске греческие слова: «иерос» – священный, «глюфо» – высекаю, вырезаю. Раздать детям ксерокопии для наглядности. Показать детям «Атлас Древнего мира». Информация для учителя Египет располагался по среднему и нижнему течению реки Нил. Во главе государства стоял фараон. Главное участие в управлении страной принимали жрецы. Экономическое могущество Египта основывалась на рабском труде.
Многочисленные архитектурные сооружения гигантских размеров – храмы, пирамиды – сохранились до нашего времени, но большая их часть развалена. Стены этих сооружений покрыты высеченными или нарисованными краской письменами, древнейшие из которых относятся к IV тысячелетию до н.э. Эти письмена получили название – иероглифы. Показать книгу с иллюстрациями египетской архитектуры. Иероглифы рисовались и вырезывались с большим искусством и представляли собой изящные миниатюрные изображения предметов, растений, животных и птиц. Обычно записи сопровождались художественными изображениями. Надписи на стенах храмов представляли собой молитвы богам и заклинания. В религии Египта большое место отводилось культу мертвых. Египтяне верили в загробную жизнь. Умершего фараона захоранивали в пирамидах и там же оставляли много предметов для «жизни». Если есть детские энциклопедии о Египте, то показать пирамиды и саркофаги. Египетские жрецы, знавшие в совершенстве письмо иероглифами, покрывали надписями и рисунками предметы. На дверях и над ними были сделаны надписи с предупреждением, грозившим смертью всякому, кто войдет в гробницу и нарушит покой усопшего. Книги, найденные в пирамидах и других местах погребения, содержат богатейший материал для изучения истории, литературы, науки и экономики Египта. В каждую могилу полагалось положить свиток, содержащий текст «Книги мертвых». В нем описывался тот путь, который, согласно верованиям египтян, проходит душа умершего после смерти. Сопровождалось это описание молитвами и заклинаниями, текст иллюстрировался рисунками. Сохранившиеся египетские книги (свитки) говорили о высоком положении науки в Древнем Египте. Грамотность и наука были сосредоточены в руках незначительной части населения: жрецов и чиновников. Характер административного устройства в Египте требовал огромного чиновничьего аппарата. Из египетских книг можно видеть, что жрецы имели познания по астрономии, умели вычислять солнечное и лунное затмения, движения небесных светил.
Геометрией пользовались для размежевания земель и определения величины земельных участков. Египтяне были искусными врачами. С течением времени в египетском письме происходили глубокие изменения, обусловленные стремлением к упрощению начертаний знаков и ускорению процесса писания. Сначала каждый знак обозначал целое слово. Позднее были введены знаки для отдельных слогов, вследствие чего общее количество знаков сократилось. Потом иероглиф стали употреблять для обозначения не слова и не слога, а одного звука – именно того согласного звука, с которого это слово начиналось. Иероглифическое письмо сделалось родоначальником буквенных алфавитов. Иероглифы в Египте везде: на стенах храмов, на колоннах, на больших статуях. Но никто не мог их расшифровать. Помог случай. Наполеон Бонапарт в свое время решил завоевать Египет. Однажды, оказавшись в трудных условиях, французы стали вести раскопки старой крепости под городом Розеттом, чтобы укрыться от врага. И обнаружили в песке черный большой камень с надписями на трех языках: иероглифы, греческий, скоропись. Этот камень послужил основанием для новой науки – египтологии. Розеттский камень Розеттский камень. Письмена делились на три части. Верхняя – иероглифы, средняя – скоропись, нижняя – греческий. Хранится этот камень в Британском музее (была сделана копия). Француз Жан Франсуа Шампольон расшифровал эти надписи. Шампольон уже в детстве интересовался древностями и с 13 лет изучал языки. Особенно его интересовал коптский язык. Копты – потомки древних египтян, и их язык, как уверяют ученые, близок к египетскому. Шампольон сравнил количество иероглифов и греческих слов, получил результат: в три раза больше иероглифов, т.е. они не могли (каждый) соответствовать греческому слову. Чуть позже он догадался, что иероглифы не знаки-слова, а отдельные знаки-звуки!!! Жрецы называли иероглифы священными письменами. Сначала были расшифрованы имена, а потом и весь текст. Были опубликованы «Египетский словарь» и «Египетская грамматика». Египетская письменность, возникшая в IV тысячелетии до н.э. была пиктографической (рисунки). Сначала каждый рисунок обозначал то слово, которое было изображено. Потом с рисунками связывалось не только представление о целом слове, но и о тех звуках, из которых слово состоит. Изображен топор – рисунок читался – НЧР. Эти три звука НЧР обозначили и слово – Бог. Наскальные иероглифы Египтяне не писали гласные звуки. Их язык был близок к той группе языков, у которых корень слова состоял из согласных, а гласные не вписывались. Для того, чтобы понимать слова, одинаково написанные иероглифами, но с различными значениями, египтяне ставили в конце слова иероглифы – определители. Например: Египетская письменность состоит из трех видов знаков:
Книгу-свиток создавали профессиональные писцы. Писали палочкам или кисточками, обмакивая их в черные чернила, которые приготовлялись из угля, смешанного со смолой. Первые слова литературного текста, а также название месяца и дня писали красными чернилами. Профессия писца считалась очень почетной. В Древнем Египте слово «писец» означало не только «писарь» или «переписчик», но и «образованный человек». Эти люди, стремившиеся к знаниям, к творчеству, были непосредственными создателями египетской культуры. развивали они и гуманистические идеи. Иероглифы Птахотеп из Мемфиса в своем поучении говорит сыну: «Если ты начальник, отдающий распоряжения многим людям, стремись ко всякому добру, чтобы в распоряжениях твоих не было зла. Велика справедливость, устойчиво все отличное». 4 500 лет назад!!! Трудом писцов, их искусными пальцами и создавалось век за веком превеликое множество папирусных свитков. Часть из них, очень незначительная, вошла в состав современных музеев и библиотек. На свитках – высоко художественные повести, бухгалтерские счета, математические задачи и напутствия умершим, нежные лирические стихи и результаты астрономических наблюдений, сказки, медицинские справочники, мифы, заклинания, поучения. На уроке дети могут написать свои имена иероглифами, используя ксерокопию с расшифровкой иероглифов. «Труд писцов, собратьев моих» Труд писцов, собратьев моих, тебе не по
нраву! |
Древнеегипетские иероглифы
Главная Технологии Древнего Египта Древнеегипетские иероглифы
Термин иероглифы относится к системе письма с использованием древних египетских символов . Иероглифы включали ряд слов-«картинок». Эта система письма, состоящая из нескольких сотен слов, была очень сложной и трудоемкой. Первые иероглифы использовались на зданиях и гробницах. Считается, что египтяне впервые начали разрабатывать эту систему письма около 9 г.0005 3000 г. до н.э. .
Слово иероглиф означает «слова бога». Древние египтяне считали иероглифы священными . По этой причине они вырезали иероглифы на священных сооружениях, таких как храмы. Иероглифы также использовались для написания священных книг, таких как Книга Мертвых.
Слово иероглиф в переводе с греческого означает «священное письмо» или «слова Бога».
Что такое иероглифы?
© Александр Цочек — Иероглифы в Карнаке
Ученые обнаружили, что существует три разных класса египетских иероглифов. Некоторые знаки принадлежат более чем к одному классу.
- Фонограммы — знаки, обозначающие определенный звук. Некоторые соответствуют звукам двух или более букв.
- Идеограммы представляют идеи вместо звуков. Примерами идеограмм являются иероглифы, обозначающие богов.
- Детерминативы — это иероглифы, которые не произносились и не переводились. Они помогают сделать значение слов более ясным и обозначают конец слов. Египтяне не ставили пробелов между словами или предложениями.
В египетском языке не было письменных гласных, поэтому точное произношение древнего Египта неизвестно. Из-за этого в некоторых словах использовались одни и те же константы. Писцы ставили на концах этих слов детерминативы, чтобы показать, какое слово имелось в виду. Эти знаки также отличали мужские имена от женских, помещая в конце обсуждаемого имени признак мужчины или женщины.
Иероглифы читаются вертикально, горизонтально, справа налево или слева направо . Знаки показывают, в каком направлении следует читать резьбу. Если знаки обращены вправо, их следует читать справа налево. Если они обращены влево, их следует читать слева направо.
Щелкните здесь, чтобы узнать больше о Иероглифический алфавит
Надписи на некоторых предметах читались в двух и более направлениях. Египтяне верили в создание сбалансированных объектов . Если на одной стороне окна была надпись, то на другой стороне вырезали другую надпись. Египтяне избегали оставлять пустого места. Они складывали свои знаки и не оставляли пробелов между словами или предложениями.
©Andrea — Hieroglyphs
История египетских иероглифов
Ученые считают, что египетские иероглифы появились около 3200 г. до н.э. . Сначала египтяне использовали от 700 до 800 знаков. К 300 г. до н.э. На письменном языке было более 6000 знаков. Многие иероглифы пришли из природы или повседневной жизни.
Животные, такие как львы или совы, представляли звуки или идеи. Фигуры представляли собой петли из веревок или домиков. Хотя многие животные или формы представляли идею, на которую они похожи, не все из них. Людей нужно специализированное обучение чтению и пониманию иероглифов.
Только элитных египтян, как и члены королевской семьи, дворяне, жрецы и писцы, умели читать иероглифы. Эти люди составляли около 3% населения. Писцы ходили в специальные школы, а некоторые начинали обучение в возрасте 12 лет. Учащиеся должны были начать с изучения 200 различных знаков.
©Иво Янш — Статуя сидящего писца, выставленная в Лувре
Люди с базовыми знаниями иероглифов знали около 750 знаков. опытный писец должен был запомнить более 3000 иероглифов. Писцы хорошо зарабатывали своей работой и были ценными членами общества. В своей работе они использовали специальные инструменты.
Писцы рисовали надписей на зданиях или объектах, прежде чем резчики их выгравировали. Писцы также использовали папирус , похожее на бумагу вещество, сделанное из растений, в качестве поверхности для письма. Они писали тростниковыми кистями и разными цветами чернил. Писцы использовали красные или черные чернила для слов и цветные чернила для изображений.
© Quikwhitefox86 — Papyrus Exhibit
Со временем появились два других египетских письма, иератическое и демотическое .
- Иератический был курсивной формой иероглифов с менее сложными и связанными знаками. Писцы использовали его для написания документов и писем, потому что письмо в иератике было быстрее. Писцы всегда писали иератически справа налево и использовали резные тростниковые кисти.
- Демотика разработан около 660 г. до н.э. Это была сокращенная письменность со знаками, не похожими на соответствующие иероглифы. Писать с помощью демотики было даже быстрее, чем писать с помощью иератики.
После того, как греки завоевали Египет, знание иероглифов начало угасать . Королевская семья и большая часть элиты говорили по-гречески. Использование иероглифов исчезло еще больше после того, как Рим завоевал Египет. Развилась другая письменная форма египетского языка, коптская.
Коптский использовал только 30 знаков, многие из которых были греческими. Большинство коптских знаков представляют только один звук. Некоторые коптские слова помогли ученым расшифровать иероглифы. Современное изучение иероглифов расцвело после открытия Розеттского камня.
Розеттский камень
© Bathyporeia — Розеттский камень
До открытия Розеттского камня у ученых было различных представлений об иероглифах. Многие считали, что каждый иероглиф представляет идею, в частности то, на что похож знак. Другие ученые считали, что иероглифы не подчиняются правилам и никогда не будут расшифрованы. Это изменилось после открытия Розеттского камня.
Когда Наполеон вторгся в Египет в 1790-х годах, он взял с собой ученых. В 1799, недалеко от города Розетта, войска нашли Розеттский камень . Ученые поняли, что на нем было одно и то же сообщение, вырезанное на греческом языке, демотике и иероглифах. Англичане напали на французов и конфисковали его.
Греческая надпись на камне была переведена в 1802 году. Птолемей V заказал камень в память о строительстве храма, где люди поклонялись фараону и его предкам. Подробности о том, как часто жрецы должны были приносить жертвы, были в надписи.
Томас Янг начал изучать демотический текст в 1814 году. Он определил имя Птолемея в картуше и был первым ученым, который понял, что некоторые иероглифы были фонетическими, и что письменность следовала правилам.
Работа Янга подготовила почву для работы Жана-Франсуа Шампольона . Он начал с перевода имен Птолемея и Клеопатры. Шампольон выделил в каждом имени знаки, обозначающие звуки. Он сделал вывод, что означают другие знаки, основываясь на греческом написании каждого имени. Первыми египетскими именами, которые он перевел, были Рамсес и Тутмос.
Шампольон был первым ученым, который определил детерминативов . Он использовал коптский для расшифровки значения некоторых знаков. Его работа открыла двери для понимания Древнего Египта, а его словарь послужил основой для работы других ученых.
©Eisabeth.Skene — Надпись на Розеттском камне
Факты об иероглифах
- Иероглифы возникли в Египте около 3200 г. до н.э.
- Египтяне использовали иероглифы до римского периода.
- Только 3% населения умели читать иероглифы.
- Иероглифы обозначают звуки и идеи.
- Определяющие знаки раскрывают классификацию слова, как мужское или женское.
- Жан-Франсуа Шампольон был первым современным человеком, который научился читать иероглифы.
- На Розеттском камне было то же самое сообщение на греческом языке, демотике и иероглифах.
- Это позволяло переводить демотику и иероглифы.
иероглифическое письмо | Определение, значение, система, символы и факты
иероглифы
Смотреть все медиа
- Ключевые люди:
- Джеймс Генри Брестед Жан-Франсуа Шампольон
- Похожие темы:
- иероглиф Иероглифическое письмо майя демотический сценарий иератическое письмо Хеттское иероглифическое письмо
Просмотреть весь связанный контент →
иероглифическое письмо , система, использующая символы в виде картинок. Эти отдельные знаки, называемые иероглифами, могут быть прочитаны либо как изображения, либо как символы предметов, либо как символы звуков.
Имя иероглифическое (от греческого слова «священная резьба») впервые встречается в трудах Диодора Сицилийского (I в. до н. э.). Ранее другие греки говорили о священных знаках, говоря о египетской письменности. Среди египетских письмен греки назвали иероглифическими письмена, которые они находили на стенах храмов и общественных памятниках, в которых символы представляли собой изображения, высеченные из камня. Греки отличали этот шрифт от двух других форм египетского письма, которые писались чернилами на папирусе или других гладких поверхностях. Они были известны как иератика, которая во времена древних греков все еще использовалась для религиозных текстов, и демотика, курсивное письмо, используемое для обычных документов.
Иероглифами, в строгом смысле слова, обозначаются только надписи на египетских памятниках. Однако это слово с конца 19 века применялось к письменности других народов, поскольку оно состоит из изобразительных знаков, используемых в качестве письменных знаков. Например, название иероглифами всегда используется для обозначения монументальных надписей цивилизации Инда и хеттов, которые владели и другими письменностями, помимо форм письма майя, инков и острова Пасхи, а также знаков на Фестский диск на Крите.
Из-за своей изобразительной формы иероглифы было трудно писать, и они использовались только для надписей на памятниках. Они обычно дополнялись в письменности народа другими, более удобными письменностями. Среди живых систем письма иероглифическое письмо уже не используется.
Эта статья касается только египетской иероглифической письменности.
Развитие египетской иероглифической письменности
Самые древние иероглифы датируются концом 4-го тысячелетия до н.э. и представляют собой аннотации, вырезанные на глиняных кувшинах и табличках из слоновой кости, хранящихся в гробницах, предположительно с целью опознания умерших. Хотя далеко не все эти самые ранние знаки сегодня можно прочесть, тем не менее вероятно, что эти формы основаны на той же системе, что и более поздние классические иероглифы. В отдельных случаях можно с уверенностью сказать, что обозначается не копируемый предмет, а другое фонетически близкое ему слово. Это обстоятельство означает, что иероглифы с самого начала были фонетическими знаками. Нельзя показать, что в Египте существовала более ранняя стадия, состоявшая исключительно из картинного письма с использованием реальных иллюстраций предполагаемых слов; действительно, такую стадию можно с большой долей вероятности исключить. Никакого развития от картинок к буквам не произошло; иероглифическое письмо никогда не было исключительно системой письма в картинках. Можно также с уверенностью сказать, что кувшинные клейма (знаки на дне глиняных сосудов), встречающиеся примерно в то же время, не представляют собой примитивной формы письма. Скорее, эти рисунки развивались параллельно иероглифическому письму и находились под его влиянием.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Невозможно доказать связь иероглифов с клинописью, использовавшейся шумерами в южной Месопотамии. Такая связь маловероятна, потому что два сценария основаны на совершенно разных системах. Что мыслимо, так это общая тенденция к тому, чтобы слова закреплялись с помощью знаков, без передачи конкретных систем.
Изобретение и использование иероглифического письма
Необходимость отождествить графическое изображение с королевской особой или конкретным уникальным событием, таким как охота или конкретная битва, привела к применению иероглифического письма в монументальном контексте. Иероглифы, добавленные к сцене, означали, что эта иллюстрация изображала конкретную войну, а не некую войну или войну вообще; письмо отразило новое отношение ко времени и взгляд на историю как на уникальные события во времени. Начиная с 1-й династии (ок. 2925–ок. 2775 до н. э.), изображения лиц, не принадлежащих к королевской семье, также снабжались комментариями с их именами или титулами, что было еще одним шагом к выражению индивидуальности и уникальности. Так называемые летописные таблички из слоновой кости первых двух династий представляли собой графические изображения событий года с конкретно обозначенными личными именами, местами и событиями. Например, сцена триумфа фараона над врагами сопровождается примечанием «первый случай поражения ливийцев».