Идея гоголь нос: Какова основная идея зашифрована в повести “Нос”?

Анализ произведения Гоголя Нос

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Гоголь
  4. Анализ произведения Нос

Повесть «Нос» относится к жанру фантастического реализма. Обращение к фантастике наиболее полно выражает всю абсурдность забот чиновника, не уходящих далее своего носа. В то время, как он должен все-таки заниматься делами простого народа.

Главной темой повести можно назвать социальное неравенство и тему маленького человека, ставшую уже излюбленной Гоголем.

Н.В. Гоголь в своей повести поднимает такие проблемы, как ограниченность обывательскими интересами, озабоченность мнением общества, безнравственность и лицемерие. Основная идея повести «Нос» заключается в том, чтобы подчеркнуть негативные черты общества Петербурга тех времен – трусливость перед вышестоящими и безнравственность. Автор не берет на себя ответственность за исправление общества, он только помогает определить проблемы. В повести отчетливо видно осознание автором того, что любые его действия для улучшения ситуации бессмысленны, и по этой причине он лишь обнажает уродливые изъяны общества.

Повесть дает нужный эффект, и многие читатели узнают в ней себя или некоторых своих знакомых.

Николай Васильевич не скупится на различные выразительные средства в данной повести. Он делает нос полноправным человеком и более того – использует гротеск для того, чтобы показать каких масштабов может достигнуть маленькая часть лица. Нос превосходит своего владельца, он занимает более высокое положение в социуме и намерен уехать за границу. Чего сам главный герой майор Ковалев пока не может себе позволить. Гоголь описывает майора как обычного провинциала, не имеющего образования. Круг его желаний не уходит дальше места вице-губернатора, и брака по расчету, а неуемный карьеризм делает майора жертвой своих же устремлений. Своеобразная попытка автора образумить Ковалева естественно не приводит к желаемому результату, ведь главная задача Гоголя состояла в том, чтобы показать комичность положения майора. Нос создавал маску успешности и благополучия, прикрывающую зависть, взяточничество, необразованность, тщеславие и преклонение перед чинами.

Сатирическая фантасмагория в повести гармонично совмещается со скучноватым повествованием о чиновно-бюрократическом Петербурге, удачно освещая проблематику произведения.

Анализ повести Нос (2 вариант)

Повесть «Нос» — это одно из известных произведений Николая Гоголя. Повесть имеет интересную историю создания. Автор работал над текстом в течение 1832-1833 года. Повесть была основана на известном в то время французском анекдоте о носе, который начал жить самостоятельной жизнью. Существовали вариации и с другими частями тела, но Гоголь решил остановиться на первоначальной версии. Повесть «Нос» вошла в сборник «Петербургские повести».

Жанр произведения оценивается как повесть — текст среднего объёма, в котором действует несколько сюжетных линий и героев больше, чем в рассказе. Повести присуща динамичность. Если говорить точнее о направлении, то это фантастический реализм — повествование о реальных событиях с элементами фантастики. Для этого направления характерно сосредоточение внимания на острых социальных проблемах.

Сюжет повести основан на том, что цирюльник во время трапезы находит в своем хлебе нос своего клиента Ковалёва. Герой выбрасывает его в реку во избежание проблем. Ковалёв сразу замечает пропажу носа, поэтому пишет заявление в полицию. Затем нос нашёлся, но не хотел возвращаться на прежнее место. Проблема разрешилась сама собой спустя некоторое время. В произведении поднимается несколько тем. Одна из них — это социальное расслоение, проблема маленького человека. Каждый герой занимает определённое положение в иерархии общества, но не всегда оно обусловлено образованием и моральными качествами человека. Ковалёв, не обладающий высоким чином, не может, например, написать в газету о пропаже своего носа. Майор озабочен своим положением в обществе, поэтому он расстраивается, когда видит, что его нос имеет более высокий чин, чем он сам. Поднимается в произведении и тема нравственности. Ковалёв — бездуховный человек, которого волнуют только материальные ценности.

Одним из главных героев является Петербург — это обособленное место со своими правилами, где возможно всё. Ведь даже нос героя смог начать жить своей отдельной жизнью. В его образе выражен недосягаемый идеал для Ковалёва. Нос имеет высокий чин, дорогой мундир. Отличается нос и высокими моральными качествами в отличие от своего хозяина, который лишён духовности. Ковалёв не имеет образования, но служит в армии, поэтому имеет небольшой чин и стремится к повышению в звании. Его интересует лишь материальная сторона жизни, поэтому герой осуждается автором. Кроме главных героев в действии принимают участие и второстепенные — цирюльник, полицейский.

Повести присуща определённая композиция: экспозиция, завязка; кульминация, развязка. В первой части автор знакомит читателя с героями произведения и вводит его в курс событий. Во второй писатель подробнее говорит о Ковалёве. Герой обнаруживает пропажу носа, пытается его найти, и, наконец находит, но не может вернуть его на прежнее место! Всё благополучно разрешается в развязке, когда герой просыпается, и его лицо выглядит как обычно.

Повесть «Нос» — это сложное произведение с определённым посылом читателям.

Вариант 3

Повесть «Нос» Николая Васильевича Гоголя написана в начале 1830-х годов на основе популярного в то время французского анекдота о пропавшем носе. С написанием повести было связано немало проблем, Гоголь несколько раз переписывал её (например, до нас дошёл финал, где все события оказывались лишь сном главного героя), а без вмешательства Александра Сергеевича Пушкина цензура не пропускала «Нос» в печать.

Суть повести заключается в раскрытии реальных социальных проблем российского и, в частности, петербуржского общества через мистические события, выдуманные автором. На тот момент писатель уже создал и опубликовал свои «Вечера на хуторе близ Диканьки», поэтому публика вполне благосклонно восприняло такой «фантастический реализм».

Весь сюжет произведения можно уложить в несколько предложений : «Коллежский асессор по фамилии Ковалёв теряет свой нос, который начинает жить самостоятельной жизнью независимо от своего хозяина. Неожиданно для Ковалёва, нос возвращается на его лицо, всё приходит в первозданный вид». Так же в самом начале описывается быт цирюльника, который и нашел сначала нос Ковалёва, но для основного сюжета эта часть повести играет не самую важную роль.

Гораздо интереснее, чем фантастический сюжет, является идейный смысл, заложенный Гоголем в произведение. Взяв за основу реальность (вплоть до названий улиц и дат, описания быта людей того времени), Николай Васильевич внёс в историю абсурдное событие – пропажу носа, который стал независимой от своего хозяина личностью и добился чина выше самого Ковалёва. Это было сделано для показания абсурда, который происходит в жизни петербуржского общества и особенно государственных служащих. Ковалёв грубит извозчику, грубит цирюльнику, но с чиновниками, которые выше его по рангу, он заискивает и выслуживается. Но что же делать, если такой чиновник это твой собственный нос? 

Гоголь ставит своего героя в неловкое положение для того, чтобы у читателя, ведущего себя так же, как и Ковалёв, возникли похожие чувства. Высмеивается писателем и «обязательная» грубость и заискивание в иерархии – общество настолько поклоняется перед рангами, что не нагрубить низшим по чину, и не выслужиться перед высшими чинами становится попросту ненормальным. Именно для раскрытия абсурдности суждения о человеке только по его социальному положению, абсурдности закрепления за человеком определенной модели поведения в соответствии с таким положением в обществе, писатель и вносит в повесть этот фантастический элемент – пропажу носа.

10 класс

Другие сочинения:

← Говорящие фамилии в Ревизоре↑ ГогольАнализ повести Ночь перед Рождеством →

Анализ произведения Нос

Несколько интересных сочинений

Анализ повести «Нос» Гоголя | ReadCafe

Вы здесь

Главная

>

Блог

>

Анализ повести «Нос» Гоголя

Всем известно, что гениальный украинский и русский писатель Николай Васильевич Гоголь завоевал уважение читателей благодаря тонкому юмору и наблюдательности, а также фантастическим и невероятным сюжетам, которые он так умело создавал в своих произведениях.

Мы будем сейчас проводить анализ повести «Нос», несомненно относящуюся именно к таким шедеврам писателя. Но прежде, чем мы перейдем непосредственно к анализу повести, давайте рассмотрим очень коротко сюжет.

Сюжет повести «Нос» очень кратко

В данном произведении три части, которые повествуют о том невероятном, что случилось с неким коллежским асессором Ковалевым. Но рассказ стоит начать с описания трапезы городского петербургского цирюльника Ивана Яковлевича. Как-то раз, взяв буханку хлеба, он видит, что в ней лежит нос. Позднее становится известно, что это нос одного очень уважаемого человека. Цирюльник избавляется от этого носа, скинув его с моста. В то же время Ковалев по утру замечает, что его носа нет на месте, и, выйдя на улицу, прикрывается платком. Неожиданно тот самый нос, уже одетый в мундир, попадается Ковалеву на глаза. Он ездит по Петербургу и даже заходит в собор помолиться.

Изложение сюжета очень кратко повести «Нос», анализ которой мы проводим, поможет более точно дать нужные характеристики персонажам. Ковалев продолжает поиски и прилагает усилия по поимке носа. Для этого он идет в полицию, и даже просит напечатать объявление в газете, но получает отказ — слишком необычное это дело. И скандальное. Ковалев начинает подозревать, кто мог подстроить такую оказию, и решает, что это дело рук штаб-офицерши Подточиной. Вернее всего, она мстит Ковалеву за отказ взять замуж ее дочь. Чиновник берет перо, чтобы написать ей все, что он думает о Подточиной, но, получив письмо, она недоумевает.

Очень скоро слухи обо всей этой истории распространяются по всему городу, а одному полицейскому удается, все-таки, поймать нос и доставить его хозяину. Правда, нос ну никак не желает становится на свое место, и даже доктор помочь не может. Проходит около двух недель — проснувшись, Ковалев понимает, что его нос снова на месте.

Анализ повести «Нос»

Конечно, по своему литературному жанру эта повесть является фантастической. Видно, что Гоголь хочет показать человека, который живет в суете, проводит пустые и бессмысленные дни, при этом, он не может посмотреть дальше своего носа. Он погружен в обыденность и каждодневные хлопоты, но они на самом деле не стоят того. И обрести спокойствие такому человеку помогает лишь то, что он снова ощущает себя в привычной обстановке. Что еще можно сказать, делая анализ повести «Нос»?

О чем это произведение? Совершенно уверенно можно сказать, что эта повесть рассказывает о чиновнике, гордость которого не позволяет посмотреть на тех, у кого чин ниже. Он безразличен к простым людям. Такую личность можно сравнить с оторванным нюхательным органом, облаченным в мундир. Его нельзя уговорить или попросить о чем-то, он просто занимается привычным делом.

Гоголь придумал оригинальную фантастическую сюжетную линию, создал замечательных персонажей, чтобы побудить читателя поразмышлять о власть имеющих. Ярким языком описывает автор жизнь чиновника и его вечные, но бессмысленные заботы. Неужели только свой нос должен заботить такого человека? Кто же будет заниматься проблемами простого народа, над которым поставлен чиновник?

Анализ повести «Нос» Гоголя выявляет скрытую насмешку, с помощью которой автор обращает внимание на большую и злободневную проблему определенных слоев общества. На нашем сайте вы можете прочесть краткое содержание повести «Нос» и биографию Николая Гоголя.

Теги: 

анализ

книги

персонажи

Похожие статьи

«Пастух и пастушка» — анализ повести Астафьева

«Пастух и Пастушка» — первое крупное произведение писателя Астафьева на тему войны. Он не раз редактировал его, возвращался к событиям, героям, переписывал и передумывал заново их судьбу. Часто повесть называют современной пасторалью. Древний…

Баллада «Светлана» — анализ произведения Жуковского

Василия Жуковского многие знают как того, кто стоял в первых рядах среди русских поэтов, предпочитавших сочинять строки, которые были бы наиболее просты и понятны для читателя. Почему мы так говорим, делая анализ баллады «Светлана» Жуковского?…

Анализ оды «Бог» Державина

Державин считал, что человек заключает в себе Бога и не может существовать приземленно. Именно человек может пробудить в себе Создателя, а также оказывать воздействие на окружающую действительность. Державин написал оду «Бог», анализ которой мы…

гоголевский нос это основная идея. Николай Васильевич Гоголь

Гоголевская проза с первых страниц внушает многим ученикам благоговение: как трудно понять его витиеватый язык! Конспектирование его произведений – не менее сложный процесс. Но в этом вопросе вам может помочь команда «Литерагуру» — возьмите в пример наш очень краткий контент для читательского дневника, который важно сочетать с объяснением смысла рассказа.

(389 слов) Однажды в марте в Санкт-Петербурге произошло невероятное событие. Во время завтрака цирюльник Иван Яковлевич обнаружил в нарезанном хлебе настоящий человеческий нос. Жена ругала его, говоря, что он любит сильно дергать других за нос во время бритья. И он знал, что нос принадлежал коллежскому асессору Ковалеву, которого он постоянно принимал у себя. Напуганный возможным арестом, он вышел на улицу, чтобы незаметно избавиться от улик. Иван Яковлевич подошел к Исаакиевскому мосту и бросил обернутый бумагой орган в Неву. Уходя, он привлек внимание начальника квартала. Он стал допрашивать его, что он делает на мосту.

Тем временем Ковалев проснулся утром и посмотрел в зеркало, но вместо носа увидел там совершенно гладкое место. Испугавшись не на шутку, он пошел к начальнику полиции. Несколько слов о Ковалеве: он был коллежским асессором, но вдобавок к своей важности звался майором. Он очень гордился своим званием. Он приехал в Петербург, чтобы занять высокое положение.

По дороге Ковалев увидел возле дома карету, из которой высунулся его собственный нос! Судя по золотому мундиру и шапке с плюмажем, он был в чине статского советника. Застигнув его в Казанском соборе, богатырь сказал своему уцелевшему телу, что он должен быть там, где и должен быть. Но нос ответил, что он сам по себе и вскоре тихо ушел из церкви. Ковалев сначала отправился в газетную экспедицию, где попросил дать объявление в газету о потере носа. Но чиновник посчитал такое объявление глупым и отказался его печатать. Потом Ковалев пошел к частному приставу, но тот наговорил ему только неприятных вещей. Разочарованный герой отправился домой. Он был убеждён, что человек его положения вполне может обойтись без руки, ноги или ушей, но без носа ходить ужасно стыдно, да и не стоит так себя показывать порядочным людям. Вскоре к Ковалёву явился охранник, тот самый, что допрашивал Ивана Яковлевича на мосту. Он нашел его пропавшим и поспешил вернуть его владельцу. Однако приделать нос на прежнее место не получилось. Тогда Ковалев написал письмо штаб-офицеру Подточиной, обвинив ее в причастности к потере носа. Он был уверен, что она хочет отомстить ему за отказ жениться на дочери, и потребовал исправить ситуацию. Но ее ответное письмо развеяло его подозрения.

Однажды утром Ковалев проснулся и обнаружил, что его нос снова на месте. Когда он брился у цирюльника Ивана Яковлевича, тот уже не позволял ему трогать свой нос. Его жизнь вернулась в прежнее русло, где он был весел и уверен в себе.

Интересно? Сохраните себе на стену!

1. Особенности повести Н. В. Гоголя «Нос» — реализм и фантастика
2. Сатирическая Особенности повести Н. В. Гоголя «Нос» .

3. Значение образа Носа-чиновника.

Н.В. Гоголь считается одним из основоположников русского реализма. Однако реализм в произведениях этого писателя очень часто переплетается с фантастическими образами, полными глубокого смысла. Вспомним его «Вечера на хуторе близ Диканьки», повесть «Вий», страшные образы которой связаны с древней языческой мифологией, «Портрет» и даже известную «Шинель», где призрак чиновника появляется, срывая с себя пальто. Рассказ «Нос» — это тоже причудливая смесь реальной жизни России 19-го века.века и сказочной фантасмагории, чем-то напоминающей рассказы Одоевского.

Однако за фантастической историей пропавшего носа скрывается беспощадная сатира, высмеивающая человеческие пороки. Показывая семейную жизнь цирюльника Ивана Яковлевича, Гоголь демонстрирует его безволие и боязнь жены, его неопрятность, не забывая упомянуть о его пьянстве, притом, как о вполне естественном явлении: «Иван Яковлевич, как всякий порядочный русский ремесленник, был ужасным пьяницей».

Типичные взгляды на брак как на выгодную сделку и способ разбогатеть мы находим в следующих строках: «Майор Ковалев был не прочь жениться; но только в том случае, когда за невесту случится двести тысяч капитала. Гоголь высмеивает жадность своего героя, его боязнь сплетен, его невежество и пустое тщеславие — черты, очень распространенные среди бюрократов. В Газетной экспедиции, куда майор Ковалев приехал объявить о своем исчезновении, он ведет себя так, как будто больше боится, что знакомые узнают о его беде и будут над ним смеяться: «Нет, почему фамилия? Я не могу сказать ей. У меня много знакомых: Чехтарева, статский советник, Палагея Григорьевна Подточина, штаб-офицер… Вдруг узнает, не дай бог! Можно просто написать: коллежский асессор, а еще лучше майор. Но ведь в его ситуации гораздо важнее поскорее найти нос, а не задавать такие вопросы — кто что скажет!

комический Особенности повести Н. В. Гоголя «Нос» — таково рассуждение героя о причинах исчезновения носа: «Майор Ковалев, рассмотрев все обстоятельства, предположил, что, пожалуй, самое близкое к правда в том, что виновата в этом должна быть не кто иная, как штаб-офицерша Подточина, которая хотела, чтобы он женился на ее дочери. .. Штаб-офицер, вероятно, из мести, решила его испортить и наняла для этого каких-то ведьм-женщин.. «. Надо заметить, что такое предположение даже не особо логично. Ведь даже если Подточина и решила прибегнуть к помощи «ведьм-женщин», то она скорее предпочла бы, чтобы они приворожили его к дочери, а не лишать потенциального жениха носа.

Особенности повести Н. В. Гоголя «Нос» — это бездумное холопство, господствующее над умами людей. Он показывает разные стороны этой нравственной язвы, когда за мундиром иногда не разобрать, кто перед тобой — нос или лицо.

Страх Ивана Яковлевича перед полицией — одна из иллюстраций всемогущества бюрократии в России. Обычному человеку всегда было сложно что-то доказать чиновникам, независимо от того, прав он или нет. Поэтому «мысль о том, что полиция найдет его нос и обвинит», совсем расстроила незадачливого парикмахера.

То же благоговение перед чином мы находим в желании Ковалева именоваться во что бы то ни стало майором: «Он был в этом чине только два года и поэтому не мог забыть его ни на минуту; а чтобы придать себе больше знатности и веса, он никогда не называл себя коллежским асессором, а всегда майором.

Но наивысшего звучания мотив холопства в России достигает в сцене разговора Ковалева с собственным носом. Гротескность и внешняя фантастичность этого эпизода лишь подчеркивают его истинный смысл. Ковалев не сомневается, что перед ним его собственный нос; а ведь он робеет перед ним, потому что щепка у носа выше его: «Как к нему подступиться? подумал Ковалев. — По всему, по мундиру, по шапке видно, что он статский советник. Черт его знает, как это сделать?

В фантастическом рассказе о невиданном происшествии — побеге носа — Гоголь мастерски раскрывает представление о нравственной близорукости большинства людей, привыкших видеть только чин, а не того, кто его носит . Устами милиционера, поднесшего Ковалеву свой нос, автор произносит следующие слова, выражающие основную мысль рассказа: «…странно, что я сам принял его сначала за джентльмена. Но, к счастью, у меня были с собой очки, и я сразу увидел, что это нос. Ведь я близорук, и если ты встанешь передо мной, то я только увижу, что у тебя есть лицо, но ни носа, ни бороды, я ничего не замечу. Моя свекровь, то есть мать моей жены, тоже ничего не видит».

К счастью для героя рассказа, милиционер надел очки. Но очки нужны не только ему одному — очки беспристрастности, позволяющие видеть человека, а не его звание.

Рассказ «Нос» был написан Н.В. Гоголем в 1836 году. Сам Гоголь считал его обыкновенной шуткой и долго не соглашался на его публикацию. Юмор — основная часть содержания «Носа», хотя и далеко не единственная. В повести Гоголя смех тонко переплетается с меткими зарисовками тогдашнего быта. Излагая краткое содержание «Носа», мы постараемся передать, насколько это возможно, обе эти его характерные черты — и юмор в первую очередь.

Гоголь. Нос. Художественный фильм

Петербургский цирюльник Иван Яковлевич, проснувшись утром, чувствует запах горячего хлеба, испеченного сварливой женой Прасковьей Осиповной. Сидя за столом, он начинает резать хлеб — и вдруг находит внутри что-то белое и плотное. Пробегая пальцами, Иван Яковлевич вытаскивает из ребра человеческий нос.

«Где ты, зверь и пьяница, нос себе отрезал? жена кричит. «Разбойник, я уже от трех человек слышал, что когда бреешься, так носы втягиваешь, что еле держишься!»

Иван Яковлевич узнает нос: он принадлежит майору Ковалеву, которого он бреет два раза в неделю. Цирюльник ничего не понимает: «несбыточное происшествие, ведь хлеб дело пекущееся, а нос совсем не тот». Гоголь описывает, как Иван Яковлевич в страшной тревоге заматывает нос тряпкой и выносит на улицу, чтобы куда-то бросить. После нескольких безуспешных попыток цирюльник подходит к мосту через Неву и, делая вид, что смотрит на бегущую рыбу, незаметно бросает тряпку носом в воду. Со вздохом облегчения он собирается пойти в трактир за рюмкой пунша, но в это время стоявший поодаль квартальный надзиратель зовет его и спрашивает, что он делал, стоя на мосту…

В то же время в одной из петербургских квартир просыпается коллежский асессор Ковалев — мелкий штатский чиновник, который, тем не менее, любит называть себя военным майором. Глядя в зеркало, чтобы проверить, исчез ли прыщик, который вчера выскочил у него на носу, он обнаруживает, что носа нет: вместо него видно только гладкое пятнышко. Ситуация скандальная! Ковалев любит гулять по Невскому проспекту и собирается искать кресло вице-губернатора. Он не прочь жениться, если за невесту случится двухсоттысячный капитал. Но как теперь все это делать без носа?!

Гоголь. Нос. аудиокнига

Закрыв лицо платком, Ковалев выбегает из дома и идет прямо к начальнику полиции. Но, к сожалению, нет ни одного извозчика. Стоя на улице, Ковалев вдруг видит необъяснимое явление: его собственный нос выходит из кареты в мундире статского советника и прячется в подъезде дома. Через две минуты нос возвращается и, крикнув кучеру: «Дай!», уходит.

Ковалев бежит за коляской. Она останавливается перед Казанским собором. Ковалев вбегает в собор и видит, как его нос, спрятав лицо в высокий стоячий воротник, молится с выражением величайшего благочестия. Подойдя ближе, Ковалев с минуту кашляет, но потом все же решается говорить прямо носом, хотя он, судя по мундиру, гораздо выше по служебному званию.

Иллюстрация Кукрыниксов к «Носу» Гоголя

«Чего тебе?» — спрашивает нос. Ковалев поясняет, что нос «должен знать свое место, а не стоять в церкви». «Я майор, знающий многих дам, и мне неприлично ходить без носа… А ты мой собственный нос». — Вы ошибаетесь, милостивый государь, — раздраженно отвечает нос.

Внимание Ковалева на мгновение отвлекается на входящую в собор хорошенькую барышню. Майор с удовольствием смотрит на ее свежий подбородок, но в этот момент вспоминает, что у него нет носа. Со слезами на глазах он поворачивается к носу, чтобы назвать его проходимцем и негодяем. Однако его уже нет: он, вероятно, пошел к кому-то в гости.

В отчаянии майор ловит извозчика и едет к начальнику полиции. Того нет дома. Ковалев раздумывает, не подавать ли жалобу в Совет благочиния, ведь нос у него явно такого человека, для которого нет ничего святого. Но, поразмыслив, решает сначала сделать публикацию о беспардонно сунутом носу в газете.

Газетная экспедиция, куда прибывает Ковалев, представляет собой маленькую комнату с множеством посетителей, которые приходят с объявлениями. Их принимает седовласый чиновник, сидящий за столом во фраке и очках. Ковалев сообщает, что нос у него убегал, обманчиво наряженный в мундир статского советника, да и сам он, как майор, не может быть без такой заметной части тела: это не «мизинец, который в сапог — и никто не увидит».

Растерянный чиновник во фраке отказывается принимать объявление Ковалева, говоря, что если газета напишет о потере носа, то она может потерять свою репутацию. Он рассказывает о подобном случае: один гражданин, заплатив 2 рубля 73 копейки, дал в газете объявление об исчезновении черного пуделя, и этот пудель впоследствии оказался казначеем некоего учреждения. Чтобы убедить седовласого господина, Ковалев снимает тряпку с его лица. Чиновник подтверждает, что вместо носа видит «место совершенно гладкое, как будто это свежеиспеченный блин», но брать рекламу все равно не хочет. Он советует майору обратиться в один из литературных журналов, где умелое перо опишет «это редкое произведение природы» так, что по крайней мере будет полезное назидание молодежи.

Пытаясь успокоить совсем расстроенного Ковалева, седовласый чиновник любезно предлагает ему понюхать табаку. Ковалев воспринимает это как насмешку: что тут нюхать, когда у него нет носа? С восклицанием: «к черту твой табак» он идет к знакомому частному приказчику, в доме которого весь парадный зал заставлен сахарными головками, привезенными от соседних купцов. Пристав любит подношения и из всех их видов предпочитает казенные денежные знаки: «нет ничего лучше этой вещи: еды не просит, места занимает мало, в карман всегда поместится, если уронишь, тебе не будет больно». Но только собираясь вздремнуть после обеда, пристав грубо берет майора, заявляя, что «порядочному человеку нос не оторвут».

Измученный Ковалев возвращается домой, где его лакей Иван, лежа на испачканном диване, плюет в потолок и довольно удачно попадает в то же место. Оказавшись в своей комнате, майор грустно сокрушается: «Человек без носа черт знает что: птица не птица, гражданин не гражданин». Он щипает себя, чтобы убедиться, что не пьян, и еще раз рассматривает свой «клеветнический вид» в зеркале.

Размышляя о причинах потери носа, Ковалев предполагает, что во всем могла быть виновата штаб-офицерша Подточина, которая хотела, чтобы он женился на ее дочери. Сам майор любил следить за этой дочерью, но «последней перевязки» избегал. А потому штаб-офицер, вероятно, из мести, решил ее испортить и нанял для этого каких-то ведьм-женщин.

В этот момент в квартиру Ковалева входит квартальный милиционер и сообщает, что нос пропавшего майора найден: его поймали с поличным, когда он сел в дилижанс, чтобы поехать в Ригу по поддельному паспорту, выданному на чужое имя. В этом деле также фигурирует один аферист-парикмахер.

Ежеквартальный дает Ковалеву замотанный тряпкой нос, громко жалуясь на растущую дороговизну, что, учитывая его большую семью, очень тяжело. Поняв намек, Ковалев сует ему в руки красную банкноту. После ухода надзирателя майор осматривает принесенный им сверток и радостно понимает: нос действительно его, слева виден вскочивший вчера прыщик. Но сиюминутное торжество сменяется тревогой: Ковалев не умеет заставить свой нос прилипнуть к прежнему месту.

Дрожащими руками он подносит нос к лицу, но тот не прилипает даже после того, как майор согревает его своим дыханием и уговаривает: «ну иди сюда, дурак!» Затем Ковалев отправляет лакея Ивана к своему соседу-врачу. Вскоре входит видный мужчина с красивыми смолистыми бакенбардами и, сказав «Гм!» несколько раз начинает осматривать Ковалева. Взяв его за подбородок, врач дает щелчок в том месте, где раньше был нос, — от этого Ковалев запрокидывает голову так, что ударяется затылком о стену. Отведя его от стены, доктор дает второй щелчок, качает головой и уговаривает майора оставаться таким, какой он есть сейчас, потому что нос можно легко приделать, но «будет только хуже».

Ковалёв умоляет доктора наложить ему нос, чтобы хоть как-то держаться. Майор даже соглашается «в опасных случаях подпирать нос рукой» — иначе ему будет невозможно совершать визиты в хорошие дома. Но доктор только советует ему промыть нос холодной водой — и «уверяю вас, что без носа вы будете так же здоровы, как если бы он был у вас». Врач предлагает Ковалёву заспиртовать нос и продать его за приличные деньги. — Лучше отпусти его! — в отчаянии кричит майор.

После ухода врача Ковалев садится писать письмо штаб-офицеру Подточиной. В нем он дает ей понять, что ее участие в истории с носом, замаскированным под чиновника, не является для него секретом. Если сегодня нос окажется не на месте, майор грозит «обращением к защите и покровительству законов». Вскоре приходит ответ из Подточина. Она уверяет, что никогда не принимала у себя ни одного переодетого чиновника и никогда не думала оставить Ковалева с носом, то есть дать ему отказ в случае возможного сватовства с ее дочерью. Подточина, напротив, готова удовлетворить майора прямо сейчас, «потому что это всегда было предметом ее самого острого желания». Ковалев приходит к выводу, что Подточина, видимо, действительно не виновата.

А тем временем слухи о его сбежавшем носу разносятся по всему Петербургу — причем с самыми красочными дополнениями. Толпы любопытных стекаются на Невский проспект, чтобы проверить рассказы о том, что нос выходит гулять каждый день ровно в три часа. Один спекулянт делает крепкие деревянные скамейки, из которых удобно выглядывать носом, и позволяет желающим встать на них за плату в 80 копеек. Правда, благонадежные люди недовольны этой шумихой…

Через две недели после происшествия Ковалев, проснувшись утром, вдруг замечает, что нос, как ни в чем не бывало, на его лице. Наличие носа подтверждает и лакей Иван. Обрадовавшись, Ковалев первым делом идет бриться к цирюльнику Ивану Яковлевичу. Сначала он встречает его робко, но, увидев нос на месте, успокаивается. Бритье Ивану Яковлевичу очень тяжело, потому что он старается не браться руками за нос. Счастливый Ковалев, уже не закрывая лица, выходит на улицу и ходит в гости. Случайно встретив штаб-офицера Подточиную с дочерью, он ведет с ними долгую и веселую беседу, при этом доставая табакерку и щедро засовывая нос «с обоих входов».

Вот что произошло в северной столице нашего огромного государства! Гоголь заканчивает свой рассказ. — Хотя никто до сих пор не знает, как нос отделился и появился потом в разных местах под видом статского советника — такие случаи (улыбается Гоголь) случаются в мире — редко, но бывают.

В наследии гениального украинского и русского писателя Н.В. Гоголя немало произведений, заслуживающих внимания взыскательного читателя. Особенностью его творчества является тонкий юмор и наблюдательность, склонность к мистике и просто невероятным, фантастическим рассказам. Именно таким и является рассказ «Нос» (Гоголь), анализ которого мы сделаем ниже.

Сюжет рассказа (кратко)

С краткого изложения рассказа следует начинать его анализ. Гоголевский «Нос» состоит из трех частей, повествующих о невероятных происшествиях в жизни некоего коллежского асессора Ковалева.

Итак, однажды городской цирюльник Санкт-Петербурга Иван Яковлевич находит нос в буханке хлеба, которая, как выясняется позже, принадлежит очень уважаемому человеку. Цирюльник пытается избавиться от своей находки, что ему удается с большим трудом. Коллежский асессор в это время просыпается и обнаруживает пропажу. В шоке и разочаровании он выходит на улицу, закрыв лицо платком. И вдруг встречает свою часть тела, которая одета в мундир, ездит по городу, молится в соборе и так далее. Нос не отвечает на просьбы вернуться на место.

Рассказ Н.В. Гоголя «Нос» рассказывает далее о том, что Ковалев пытается найти пропажу. Он обращается в полицию, хочет дать объявление в газету, но ему отказывают из-за необычности такого дела. Измученный, Ковалев идет домой и недоумевает, кто мог стоять за такой жестокой шуткой. Решив, что это штаб офицера Подточина — из-за того, что он отказался жениться на ее дочери, заседатель пишет ей обвинительное письмо. Но женщина в замешательстве.

Город быстро наполняется слухами о невероятном происшествии. Один милиционер даже ловит его за нос и приносит хозяину, но поставить на место не удается. Врач также не знает, как заставить держаться отвалившийся орган. Но примерно через две недели Ковалёв просыпается и находит свой нос на своём законном месте. Цирюльник, пришедший по своим обычным делам, больше не держал эту часть тела. На этом история заканчивается.

Характеристика и анализ. «Нос» Гоголь

Если смотреть по жанру произведения, то «Нос» — фантастический рассказ. Можно возразить, что автор говорит нам о том, что человек суетится без причины, живет напрасно и не видит дальше своего носа. Его одолевают житейские заботы, которые не стоят и гроша. Он успокаивается, ощущая знакомую обстановку.

К какому выводу приводит подробный анализ? Гоголевский «Нос» — это рассказ о человеке слишком гордом, которому нет дела до людей низшего ранга. Как оторванный нюхательный орган в мундире, такой человек не понимает обращенных к нему речей и продолжает делать свою работу, какой бы она ни была.

Смысл фэнтези

Используя фантастический сюжет, оригинальные образы и совершенно нетипичных «героев», великий писатель размышляет о силе. Ярко и злободневно он рассказывает о жизни чиновников и их вечных заботах. Но нужно ли таким людям заботиться о своем носе? Разве они не должны решать настоящие проблемы простых людей, которыми они руководят? Это скрытая насмешка, привлекающая внимание к большой проблеме современного гоголевскому обществу. Это был анализ. Гоголевский «Нос» — произведение, которое стоит прочесть на досуге.

Тема рассказа: фантастическое и реальное в изображении петербургской действительности средствами сатиры.

Идея рассказа: заставить людей почувствовать ту пошлость, которая их окружает, так как пошлость имеет единственную мысль о себе, потому что она неразумна и ограничена и ничего вокруг не увидит и не поймет, кроме самой себя.

Характеристики главных героев:

Ковалев — коллежский асессор, «человек не злой и не добрый», все его мысли сосредоточены на собственной личности. Этот человек невидим, и он пытается это приукрасить. Он рассказывает о своих знакомствах с влиятельными людьми. Очень озабочен своей внешностью. Как встряхнуть этого человека? Просто укажите семейное положение.

Иван Яковлевич — цирюльник, как и всякий русский ремесленник, «был страшный пьяница», нечистоплотный.

Наши специалисты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Kritika24. ru
Преподаватели ведущих школ и действующие специалисты Министерства образования РФ.

Обнаружение носа Ковалёва, который он брил два раза в неделю, повергло его в ужас. Он был ни жив, ни мертв. Мне было трудно избавиться от своего носа.

Впечатление о книге: сначала кажется, что эта история — шутка. Но в каждой шутке есть доля правды. Сплетни, мелочность, чванство — все это пошлость. В пошлости нет ни доброты, ни благородства. Фантастические детали усиливают сатирическое изображение петербургского общества и отдельных представителей, например майора Ковалева.

Жизненный совет от говорящего носа. Об абсурдности статуса и… | Леонардо Сальваторе

О абсурдности статуса и внешности.

Фото Брейдона Андерсона на Unsplash

Иван Яковлевич проснулся как-то рано утром от запаха горячего хлеба. Он встал и увидел, как его жена достает из духовки целую армию свежеиспеченных булочек. Он сел за стол, выбрал лучшую булочку и разрезал ее пополам.

К своему удивлению, он увидел что-то белое в середине рулона. Иван осторожно поковырял его ножом, прежде чем вынуть пальцами. Исследуя любопытное происхождение предмета, он пришел к выводу:

«Да, это был нос, в этом нет никакой ошибки».

Это начальная сцена «Нос » , рассказа русского писателя Николая Гоголя, написанного между 1835 и 1836 годами. «Нос» состоит из трех частей и рассказывает историю петербургского чиновника — майора Ковалева, у которого нос убегает и начинает жить своей жизнью. Смущенный и ошеломленный, майор отправляется в путешествие, чтобы найти свой нос, который приводит его к зеркалу, в полицейский участок, к своему парикмахеру и к написанию жалких писем.

Он размышляет о черной магии и оккультных снах как о правдоподобном объяснении своей потери. Он даже ходит подавать жалобу на обыск и делать плакат с денежным поощрением тому, кто вернул ему нос.

Если оставить в стороне очевидные обонятельные последствия, почему Майор так беспокоится о своем носе? Что еще более важно, почему мы так беспокоимся о наших носах? И как мы можем остановиться?

Несколько слов об авторе.

Гоголь (1809–1852) — русский драматург украинского происхождения. Во время своего пребывания в Петербурге Гоголь писал в основном об абсурде и гротеске, иногда с романтическим оттенком.

Сын маленького села, Гоголь увидел зловещую городскую жизнь глазами трансплантата. Он презирал показуху и претенциозность горожан и часто высмеивал их своими сатирами и нелепыми рассказами. Более того, Гоголь не любил пафосных аристократов и критически относился к жестким социальным структурам (хотя он поддерживал Русскую православную церковь и одобрял самодержавие). Участник славянофильского движения, он был твердым противником западноевропейских ценностей.

Носы ценности лучшего общества

Некоторые литературные критики проанализировали Гоголя буквально, предполагая, что эта история о важности обонятельного восприятия, которым, по мнению аналитиков, в западном обществе пренебрегают. Жители Запада сосредотачиваются почти исключительно на зрении и внешнем виде, и одержимость майора Ковалева своей внешностью и чистотой показывает именно это: всепроникающее западное влияние, которое постепенно подавляет обоняние и ненужные чувства.

Это логично, ведь сам Гоголь считал нос важнейшей частью анатомии человека. Использование носа в качестве основного элемента абсурда в рассказе могло быть связано с большим носом Гоголя, который был горько-сладким предметом многих самоуничижительных шуток.

Более интересная интерпретация истории связана с резкой критикой социальных иерархий.

Класс определял многое в гоголевской России (Российской империи), особенно в городах. В 1722 году царь Петр I ввел Табель о рангах: формальный список военных, государственных и придворных должностей. Граждане Империи могли получить престиж и власть через службу (

служба ) царю. Чем больше времени человек провел на службе у царя, тем быстрее можно было достичь более высокого ранга и заслужить признание во всей Империи. Теоретически каждый мог подняться по социальной лестнице, но на практике больше всего выигрывали аристократы с унаследованными горшочками с золотом.

На протяжении двух столетий преемники Петра I часто пересматривали «строгие» требования Стола, чтобы взрастить и заручиться политической поддержкой российского дворянства, которое в 1914 году насчитывало около 1 900 000 членов. Гражданские звания и упразднили Таблицу раз и навсегда.

В обществе, столь явно сформированном властью и статусом, люди всегда должны были тщательно демонстрировать свое «низкое» или «высокое» положение. Это означало зацикленность на внешнем виде и первых впечатлениях, вот почему майор Ковалев так беспокоится о своем носе. Он еженедельно посещает своего парикмахера, носит блестящие одежды и устраивает расточительные приемы, чтобы продемонстрировать свое богатство.

Он претенциозный сноб, который откупается за счет запутанных бюрократических процедур крупными платежами. Он называет женщин проститутками и отказывается сделать предложение девушке, с которой неоднократно флиртует, потому что убежден, что может и должен жениться на ком-то с более высоким статусом. Короче, он мудак.

Можно спорить, существует ли ген мудаков, но в любом случае большую роль играют обстоятельства. Я не сомневаюсь, что настоящие коллеги Мейджора были (и остаются) врожденно высокомерными, но также верно и то, что среда, в которой они воспитывались, поощряла — требовала — такое элитарное самомнение.

Сегодня все не так уж изменилось. Конечно, у нас не так много царей и императоров или табелей о рангах. Но широко распространенная одержимость статусом и признанием не является феноменом прошлого. Мы проводим большую часть дня, беспокоясь о следующем продвижении по службе, получая больше подписчиков в социальных сетях, получая похвалу за наши героические усилия и стремясь потеснить наших друзей, чтобы привлечь внимание — даже когда мы знаем, что экстаз от «большего» будет быстро угасать.

Есть что сказать о биологических корнях иерархий и о том, как легко стало способствовать сотрудничеству и сообществу в эпоху цифровых технологий. Но для краткости мы могли бы согласиться с тем, что роскошные фотографии IG и конкурсы популярности подтолкнули нас к краю, еще дальше от здоровых доз конкуренции и беспокойства о своем социальном присутствии.

Как и Мейджор, многие среды, к которым мы готовы (например, корпоративный мир), поощряют — требуют — высокой степени эгоцентризма, чтобы взобраться на вершину.

Одной из причин этого является приоритет наших внешних проекций над нашей внутренней конституцией. Корпоративная лестница поднимается, набирая очки и наступая на предполагаемых врагов, умаляя бывших друзей и удобно забывая о честности, когда появляется возможность обмануть.

Что было правдой в 19Империалистическая Россия X века еще более верна сегодня. Наша забота о наших носах ничуть не поколебалась.

Несмотря на явное отсутствие у него бюрократических способностей, Майор ведет себя так, как будто он принадлежит к более высокому званию. Но на самом деле он мелкий чиновник, обладающий небольшой властью, если не считать дворянского звания и сопутствующей ему скромной прибыли.

В какой-то момент Нос надевает униформу, которая принадлежит более высокопоставленному положению, чем майоры. Смущенный и раздраженный сравнением, из-за которого он чувствует себя ничтожным, чиновник не может даже подойти к носу, чтобы потребовать его обратно.

Он напуган своей телесной уязвимостью, от которой зависит вся его личность. О его честности и моральном облике сказать особо нечего. У него нет ни того, ни другого.

Если не ясно, этот акцент на внешнем виде, а не на внутреннем существе, имеет прямое отношение к одержимости социальным статусом и классом, особенно сегодня.

Мы покупаем фирменную одежду, чтобы обозначить нашу принадлежность к определенному классу. Мы выставляем свою жизнь напоказ в обмен на неискренние комплименты, которые, возможно, так и не прозвучат, из-за чего мы еще больше отчаянно нуждаемся в признании. Мы кормим свое сознание «рекомендациями по красоте», которые исключают многих просто потому, что они такие, какие они есть. И слишком часто наши постоянные сравнения с внешностью других заставляют нас чувствовать себя недостойными.

Мы ничем не отличаемся от Мейджора.

Но таковы наши обстоятельства. Мы не живем в автократии, где единственным способом добиться единой добродетели и престижа было наращивать слой за слоем модную одежду. И у всех нас есть свобода (в разной степени). Вместо того, чтобы пытаться вырезать свое изображение на чужом штампе, мы должны сосредоточиться на создании собственного отпечатка. Вместо того, чтобы зацикливаться на нашем социальном присутствии, мы должны уделять больше внимания нашей внутренней сущности. Хватит с носами.

Оскар Уайльд сказал лучше всех:

Будь собой; все остальные уже заняты.

На последней странице Гоголь обращается прямо к читателю, признавая, что «после долгих размышлений мы видим, что в этой повести много очень надуманно».

Конечно есть.

Он никогда не объясняет, почему нос исчез, как он научился говорить, как он мог менять размер и личность по желанию или почему он волшебным образом снова появился на лице Мейджора. Оставляя многие вопросы без ответа, сатирический гений играет с нашей склонностью с удовольствием придумывать истории при отсутствии фактов.

Это не слишком отличается от схем сплетен, которые мы придумываем, чтобы унизить или затмить других. Тонкие намеки Гоголя еще раз предлагают острую критику наших грязных пьес, которые до сих пор развращают нас.

Но, может быть, есть выход или хотя бы способ выйти из этого абсурда.

В экзистенциальном ключе Гоголь напоминает нам, что

«ничто не вечно в этом мире. Даже радость начинает угасать уже через одну минуту. Две минуты спустя, и оно еще слабее, пока, наконец, не поглощается нашим обыденным, прозаическим состоянием ума, подобно тому, как рябь, производимая камешком, постепенно сливается с гладью воды».

Будь то наша тоска по модным нарядам, наше самодовольное стремление к престижу и статусу или любое стремление, которое автоматически противопоставляет одно другому, русский писатель рекомендует нам время от времени отступать и восхищаться абсурдность реальности.

Насколько тщетны наши занятия? Насколько безродна (и безжалостна) основа нашей зависти? Стоит ли враждебно бороться за победу в извращенной игре, которая может внезапно закончиться в любой момент?

Такого размышления может быть недостаточно, чтобы освободить нас от лишенных очарования цепей земного материального существования, но оно может просто помочь нам отличить целесообразное от значимого, тем самым освещая наш путь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *