Теория трех штилей в литературе это: Теория “трех штилей” Ломоносова в литературе кратко в таблице

Кратко о теории трех штилей Ломоносова

В наше время литература четко разделяется на стили и типы речи, что делает её простой для чтения и понимания. Однако всего несколько веков назад она представляла собой смешение различных слов, не подходящих друг к другу, была тяжелой как для читателя, так и для автора. Но все изменилось с введением теории трех штилей Ломоносова.

Особенности теории

Теория трех штилей была сформулирована М. В. Ломоносовым в XVIII веке, когда русский язык окончательно потерял свой облик. Это произошло из-за иностранных слов, прибывших в страну в большом количестве вместе со своими носителями, которых радостно встречал Петр Великий. Но сама теория существовала задолго до этого времени.

Происхождение и история

Учение берет свое начало в Древнем Риме. Кроме того, оно использовалось в литературе Средневековья и «новой Европы». Его правило заключалось в разделении слов на группы: высокий стиль, средний и простой. Различие между ними состояло в том, насколько велика разница между используемыми словами и обычной разговорной речью, а границы эти были довольно размытыми.

Изначально отличительные черты были следующие: высокий штиль имел наибольшее различие, в нем чаще всего употреблялись риторические средства (то есть лексика, фигуры речи и особое построение предложений). В среднем к ним обращались реже, а в простом они и вовсе отсутствовали. Высоким штилем часто пользовались ораторы и другие политические и народные лидеры, чтобы воодушевить население или убедить противника принять определенное решение на переговорах.

Версия Ломоносова

Михаил Васильевич хотел видеть свой родной язык чистым, красивым и с подавляющим количеством славянских слов. Он призывал всех использовать как можно меньше варваризмов, заменять их исконно русскими синонимами. Ученый сохранил изначальную идею разделения стилей, изменив ее под русский язык и литературу. Ломоносов предписывал прибегать только к одной речевой группе, учитывая литературный жанр произведения. Краткое содержание теории трех штилей Ломоносова можно представить в виде таблицы.

ШтильСтилистические особенности
ВысокийВысокая, торжественная речь, благородная, величественная эмоциональная окраска
СреднийСмешение низкого и высокого стилей, переходное звено
Простой (низкий)Разговорный стиль, использующийся в повседневной жизни.

Можно заметить, что устаревших слов здесь уже гораздо меньше.

Низкий стиль описан кратко — соответствующие ему жанры: басни, песни, комедии, письма и прочие ответвления народного искусства. В нем категорически запрещено использовать церковнославянизмы. Приветствуются устойчивые выражения и диалектизмы, разговорная простонародная речь. Идеальный пример — басня И. А. Крылова «Мартышка и очки»:

Мартышка к старости слаба глазами стала,

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки.

Лишь стоит завести очки.

Однако не вся лексика была причислена к одному из штилей. В виде исключения некоторые группы слов были оставлены Ломоносовым вне литературного языка:

  • устаревшие церковные выражения, уже не используемые в речи,
  • высказывания, которые не подходят ни к одному из стилей, потому что в любом из них использование будет неприлично и непозволительно,
  • заимствованные слова: ученый считал, что они не нужны русскому языку, недолюбливал, отчасти даже презирал их.

Средний штиль

Это самая большая по количеству и объему группа, поэтому она имеет особые примечания, которые уточняют принадлежность именно к этому виду. Какие же слова объединяет в себе такой стиль? Короткий список для конспекта будет выглядеть так:

  1. Наиболее популярные и частые в употреблении слова. Возможна церковнославянская речь.
  2. Так как стиль активно применялся в разговорах повышенной важности (вопросах о политике, нравственности и других), к нему относят «просветительскую» лексику.
  3. Выражения, которые отражают чувства человека, его настрой и переживания.

Значение изменений

Ломоносов хотел классифицировать русскую лексику, что ему и удалось. Несмотря на несовершенность, которую он сам признавал, ученый смог сделать первый шаг — самую трудную часть работы. Он определил направление для дальнейшего развития литературы, оставив доработку своей теории выдающимся деятелям будущего.

Мнения современников

Многие соотечественники ученого отнеслись к его классификации довольно негативно, объясняя это тем, что церковная лексика делает речь только тяжелее. Однако большинство приняло «реформу» литературы с благодарностью, так как в условиях словесной неразберихи даже такое решение сильно упрощало подбор слов, а также приводило к относительному порядку в жанрах. Всё это значительно облегчало жизнь авторам того времени.

Влияние на дальнейшее развитие

Три штиля Ломоносова были введены относительно недавно, а за прошедшее время уже появилось множество терминов, выведенных из них. Например, многие люди, скорее всего, смогут назвать хотя бы несколько стилей речи. К ним относятся:

  • разговорный,
  • официально-деловой,
  • научный,
  • публицистический,
  • художественный.

Некоторые из них делятся еще и на подтипы. Например, научный стиль включает в себя научно-популярный, научно-учебный и непосредственно научный. Кроме того, стали обособлять и отдельные типы речи: повествование, описание и рассуждение. Другими словами, новаторство Ломоносова напрямую повлияло на развитие литературы и ее нынешнее состояние.

понятие, характеристика и примеры из литературы

Литература

12.11.21

10 мин.

В наше время литература четко разделяется на стили и типы речи, что делает её простой для чтения и понимания. Однако всего несколько веков назад она представляла собой смешение различных слов, не подходящих друг к другу, была тяжелой как для читателя, так и для автора. Но все изменилось с введением теории трех штилей Ломоносова.

Оглавление:

  • Происхождение и история
  • Версия Ломоносова
  • Средний штиль
  • Мнения современников
  • Влияние на дальнейшее развитие

Особенности теории

Теория трех штилей была сформулирована М. В. Ломоносовым в XVIII веке, когда русский язык окончательно потерял свой облик. Это произошло из-за иностранных слов, прибывших в страну в большом количестве вместе со своими носителями, которых радостно встречал Петр Великий. Но сама теория существовала задолго до этого времени.

Происхождение и история

Учение берет свое начало в Древнем Риме. Кроме того, оно использовалось в литературе Средневековья и «новой Европы». Его правило заключалось в разделении слов на группы: высокий стиль, средний и простой. Различие между ними состояло в том, насколько велика разница между используемыми словами и обычной разговорной речью, а границы эти были довольно размытыми.

Изначально отличительные черты были следующие: высокий штиль имел наибольшее различие, в нем чаще всего употреблялись риторические средства (то есть лексика, фигуры речи и особое построение предложений). В среднем к ним обращались реже, а в простом они и вовсе отсутствовали. Высоким штилем часто пользовались ораторы и другие политические и народные лидеры, чтобы воодушевить население или убедить противника принять определенное решение на переговорах.

Версия Ломоносова

Михаил Васильевич хотел видеть свой родной язык чистым, красивым и с подавляющим количеством славянских слов. Он призывал всех использовать как можно меньше варваризмов, заменять их исконно русскими синонимами. Ученый сохранил изначальную идею разделения стилей, изменив ее под русский язык и литературу. Ломоносов предписывал прибегать только к одной речевой группе, учитывая литературный жанр произведения. Краткое содержание теории трех штилей Ломоносова можно представить в виде таблицы.

ШтильСтилистические особенности
ВысокийВысокая, торжественная речь; благородная, величественная эмоциональная окраска
СреднийСмешение низкого и высокого стилей, переходное звено
Простой (низкий)Разговорный стиль, использующийся в повседневной жизни.

Однако для полного представления одной таблицы будет мало. Стоит рассмотреть подробнее каждый стиль.

Высокий — торжественный, величавый стиль. Он состоял исключительно из исконных слов, среди которых большую часть составляли церковнославянские. Его могли использовать только грамотные люди, прочитавшие десятки и сотни книг. Высокий стиль в литературе использовался при написании хвалебных (и не только) од, трагедий, поэм, серьезных рассуждений на важные темы, ораторских речей. Сюда относится ода А. С. Пушкина «Вольность»:

Беги, сокройся от очей,

Цитеры слабая царица!

Где ты, где ты, гроза царей,

Свободы гордая певица?

Средний стиль Ломоносов описал достаточно развернуто. Он соединяет в себе два остальных и является связующим звеном. В нем обращаются как к церковнославянским, так и к простым разговорным выражениям. Сюда же относятся книжные и народные высказывания. Автор отметил, что важно не потерять торжественность высокого стиля, поэтому нужно пользоваться словами аккуратно, уделяя особое внимание их положению.

Прибегая к этому штилю, следовало писать драму, сатиру, стихотворные обращения и послания, эклоги и элегии. Для примера можно обратиться к элегии Пушкина «Счастлив, кто…»:

Счастлив, кто в страсти сам себе

Без ужаса признаться смеет,

Кого в неведомой судьбе

Надежда робкая лелеет.

Можно заметить, что устаревших слов здесь уже гораздо меньше.

Низкий стиль описан кратко — соответствующие ему жанры: басни, песни, комедии, письма и прочие ответвления народного искусства. В нем категорически запрещено использовать церковнославянизмы. Приветствуются устойчивые выражения и диалектизмы, разговорная простонародная речь. Идеальный пример — басня И. А. Крылова «Мартышка и очки»:

Мартышка к старости слаба глазами стала,

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки.

Лишь стоит завести очки.

Однако не вся лексика была причислена к одному из штилей. В виде исключения некоторые группы слов были оставлены Ломоносовым вне литературного языка:

  • устаревшие церковные выражения, уже не используемые в речи;
  • высказывания, которые не подходят ни к одному из стилей, потому что в любом из них использование будет неприлично и непозволительно;
  • заимствованные слова: ученый считал, что они не нужны русскому языку, недолюбливал, отчасти даже презирал их.

Средний штиль

Это самая большая по количеству и объему группа, поэтому она имеет особые примечания, которые уточняют принадлежность именно к этому виду. Какие же слова объединяет в себе такой стиль? Короткий список для конспекта будет выглядеть так:

  1. Наиболее популярные и частые в употреблении слова. Возможна церковнославянская речь.
  2. Так как стиль активно применялся в разговорах повышенной важности (вопросах о политике, нравственности и других), к нему относят «просветительскую» лексику.
  3. Выражения, которые отражают чувства человека, его настрой и переживания.

Значение изменений

Ломоносов хотел классифицировать русскую лексику, что ему и удалось. Несмотря на несовершенность, которую он сам признавал, ученый смог сделать первый шаг — самую трудную часть работы. Он определил направление для дальнейшего развития литературы, оставив доработку своей теории выдающимся деятелям будущего.

Мнения современников

Многие соотечественники ученого отнеслись к его классификации довольно негативно, объясняя это тем, что церковная лексика делает речь только тяжелее. Однако большинство приняло «реформу» литературы с благодарностью, так как в условиях словесной неразберихи даже такое решение сильно упрощало подбор слов, а также приводило к относительному порядку в жанрах. Всё это значительно облегчало жизнь авторам того времени.

Влияние на дальнейшее развитие

Три штиля Ломоносова были введены относительно недавно, а за прошедшее время уже появилось множество терминов, выведенных из них. Например, многие люди, скорее всего, смогут назвать хотя бы несколько стилей речи. К ним относятся:

  • разговорный;
  • официально-деловой;
  • научный;
  • публицистический;
  • художественный.

Некоторые из них делятся еще и на подтипы. Например, научный стиль включает в себя научно-популярный, научно-учебный и непосредственно научный. Кроме того, стали обособлять и отдельные типы речи: повествование, описание и рассуждение. Другими словами, новаторство Ломоносова напрямую повлияло на развитие литературы и ее нынешнее состояние.

Важность структуры при письме

Гэри Смейлс — Обновлено: 08 июня 2022 г.

Образ мышления

В этой статье вы узнаете о важности пятиактной и трехактной структуры при написании. Эти методы позволят вам придать связность и осмысленную повествовательную дугу вашей структуре при написании. Я объясню, как использовать пятиактную структуру для организации письма, а также подробно расскажу о трехактной структуре.

Эти приемы помогут вам избежать запутанных и эмоционально разочаровывающих историй.

Легко высмеивать и отвергать «науку», лежащую в основе написания историй. Эй, я делал это часто (хотя в то время я не публиковался). Важность структуры при написании нельзя игнорировать.

Раньше я спрашивал себя, важна ли структура при написании?

Только когда я узнал больше о технической природе письма и о том, как повествование может быть построено с нуля, я, наконец, поднял свое собственное письмо с посредственного уровня до уровня, на котором издатели были готовы рискнуть. мои книги.

Что такое пятиактная структура?

Что такое пятиактная структура? Драматическая структура — это повествовательная структура, заимствованная у древних греков и с большим успехом использованная Шекспиром. На самом деле драматическая структура остается основной повествовательной структурой, на которой основано большинство успешных романов, пьес и фильмов.

Проще говоря, это идея начала, середины и конца.

В 1863 году немецкий драматург Густав Фрейтаг изложил то, что впоследствии стало известно как «драматическая арка». Фрейтаг определил пятиактную структуру: экспозиция, нарастающее действие, кульминация, нисходящее действие и развязка. Он построил пирамиду, чтобы продемонстрировать эту идею; это известно как пирамида Фрейтага.

Структуру Пяти актов можно разбить следующим образом:

  1. Экспозиция: Рассказ задает любой контекстуальный фон, необходимый читателю, но, что наиболее важно, содержит побуждающий момент. Это происшествие положило начало истории. Инцидент заставляет главного героя отреагировать. Он требует разрешения, создавая напряжение повествования.
  2. Rising Action:
    На упрощенном уровне это препятствия, стоящие на пути главных героев, когда они пытаются разрешить провоцирующий инцидент.
  3. Кульминация: Это поворотный момент истории. Это точка наивысшего напряжения. Во многих современных повествованиях это большая битва или выяснение отношений.
  4. Falling Action: Falling Action — это та часть истории, в которой основная часть (кульминация) закончилась, и вы приближаетесь к финалу. Это затишье после напряжения кульминации.
  5. Развязка: Это развязка истории, в которой конфликты разрешены, а концы с концами связаны. Это момент эмоционального освобождения для читателя.

Возможно, самым известным примером пятиактной структуры является « Макбет » Уильяма Шекспира.

Вот краткое изложение пятиактной структуры:

  • Экспозиция — Экспозиция очень расплывчата, так как персонажи представлены на протяжении всей первой части пьесы. Можно считать, что весь первый акт является экспозицией. Побуждающий инцидент — три ведьмы начинают игру с пророчества о том, что Макбет станет королем, а дети Банко станут королями после Макбета.
  • Нарастающее действие — Нарастающее действие происходит, когда некоторые пророчества сбываются, и леди Макбет пытается убедить Макбета убить Дункана.
  • Кризис/Кульминация — Кульминацией является фактическое убийство Дункана.
  • Падение действия — Падение действия — это все события, происходящие после убийства, когда Макбет пытается скрыть свое преступление и укрепить свое положение короля, убивая других потенциальных королей. Леди Макбет сходит с ума.
  • Развязка — Леди Макбет умирает, а Макбет казнен. Малькольм становится королем.
  • Структура из пяти актов представляет собой очень классическую интерпретацию драматической структуры и подчеркивает важность структуры в письменной форме. В начале 19 века (и на пике популярности фильма) набирала популярность более простая, но очень похожая повествовательная структура: трехактная структура.

    Что такое трехактная структура?

    Что такое трехактная структура? Лучший способ думать о трехактной структуре — это упрощение пятиактной структуры:

    .
  1. Подготовка: Это знакомство с персонажами плюс любая информация, необходимая читателю в контексте предстоящих событий. Здесь также содержится побуждающий момент, который создает напряжение повествования и побуждает главного героя к действию.
  2. Противостояние: В акте главный герой сталкивается с конфликтом, чтобы разрешить ситуацию. Каждый раз, когда кажется, что они нашли решение, они сталкиваются с более серьезными проблемами.
  3. Разрешение: В этом акте рассматривается разрешение провоцирующего момента и связываются все незавершенные концы, которые были распутаны. Это смесь кульминации и развязки пятиактной структуры.

Хорошим примером структуры из трех актов является «Звездные войны» .

Эта блок-схема из блога Уильяма П. Коулмана предлагает превосходное упрощение повествовательной дуги.

«Звездные войны » известны тем, что были написаны с использованием структуры, известной как «Путешествие героя», которая представляет собой небольшое развитие трехактного подхода.

В видео это рассматривается более подробно.

Как писать, используя структуру

Теория, лежащая в основе рассказа, давно известна, но применить ее к своему письму — непростая задача. Хотя важность написания со структурой очевидна.

В качестве отправной точки я бы предложил вам задать (и ответить) эти три вопроса, учитывая их важность:

  1. Что является провоцирующим событием в вашей книге? Этот инцидент должен иметь такое влияние на главного героя, что он останется навсегда измененным, и у него не будет другого выбора, кроме как действовать, чтобы разрешить инцидент.
  2. С каким конфликтом сталкивается ваш главный герой? Конфликт может быть внутренним (внутренним, в сознании), личным (с семьей и друзьями) или внеличным (с обществом в целом). Конфликт — это топливо, которое движет вашим повествованием.
  3. Как разрешается провоцирующий инцидент? Разрешение провоцирующего инцидента должно преодолеть конфликт и навсегда изменить главного героя.

Ответы на эти вопросы дадут вам основу, на которой вы сможете построить свою историю из трех или пяти актов. Однако, чтобы построить структуру, нужно сначала понять, как формируются акты.

Строительные акты

Составными элементами акта являются сцены.

В своей простейшей форме сцена — это событие, которое заставляет главного героя действовать, меняя его в процессе.

Для дальнейшего изучения… сцена начнется с главного героя в определенном состоянии. Это может быть просто счастье или грусть, или что-то гораздо более сложное, например, быть героем или злодеем. Произойдет событие, которое заставит главного героя отреагировать. Реагируя на событие, главный герой сталкивается с конфликтом, который преодолевает. При этом их состояние изменяется.

Пример

Главный герой романа поздно ночью едет на своей машине по, казалось бы, пустынной улице. Он возвращается со свидания со своей девушкой, где сделал предложение, и она согласилась. Он счастлив и доволен, его мир, кажется, становится на свои места.

Внезапно перед своей машиной вываливается пьяный мужчина. Главный герой не может вовремя остановиться и попадает в мужчину. Главный герой останавливает машину и видит пьяного мужчину, лежащего на дороге. Главный герой оглядывается. Вокруг никого нет. Никто не видел, как он ударил человека.

Что ему делать?

Правильно было бы позвонить в полицию и скорую помощь, но он выпил и его арестуют [конфликт]. Он смотрит на свой телефон и смотрит на человека на дороге, прежде чем, наконец, унестись прочь.

В этой сцене главный герой переходит от состояния счастья и удовлетворенности к замешательству. За доли секунды его мир из блаженного покоя превратился в хаотичную боль. Следует отметить, что эта сцена дает возможность изучить еще один слой письма, и это разница между мыслями персонажа и его действиями.

Представьте, что при написании этого романа вы разработали предысторию, в которой главный герой был «отличным парнем». Вы даже включили сцену, где он делает все возможное, чтобы прокомментировать свою «этику». У вас есть второстепенный персонаж, который говорит, что он «хороший парень» и «честный человек». Эта единственная сцена внезапно обнажает пропасть между мыслями и словами главного героя и его действиями, демонстрируя разницу между его внутренним диалогом и его внешними действиями.

Это хороший пример того, почему события сами по себе малоинтересны, но то, как персонажи реагируют на эти события, завораживает.

Действие строится путем связывания нескольких сцен. Акт сам по себе будет иметь свою собственную повествовательную арку с теми же правилами, что и сцена. В акте главный герой меняет свое состояние по мере того, как он преодолевает конфликт. В каждой сцене главный герой будет поэтапно переходить из одного состояния в другое.

При рассмотрении структуры актов для вашего романа я советую начать с широкого повествования вашей истории, а затем встроить в него структуру из трех или пяти актов. После того, как у вас есть эти действия, вы можете нарисовать ключевые события, превратив их в сцены. Затем вы можете набросать событие, конфликт и изменение состояния для каждой сцены, прежде чем окончательно написать.

Что теперь делать

Структуры из трех и пяти актов — это лишь две из многих важных структур актов, но они, особенно трехактные, безусловно, являются наиболее распространенной формой повествования. Я бы посоветовал вам вернуться к роману, который вы сейчас пишете, и определить, применяете ли вы структуру акта к своему повествованию. Если нет, то пора действовать.

Мое последнее замечание — просьба… не попадайтесь в ловушку, думая, что при написании вам не нужна структура акта.

Это правда, что есть примеры неструктурированных романов и фильмов. Они есть, но, если честно, очень редко.

Если вы хотите применить к своему роману структуру действия, начните с трехактной структуры, ее проще всего понять, и она даст вам наилучшие результаты с наименьшими усилиями. У хорошо написанного романа, состоящего из трех или пяти актов, гораздо больше шансов быть опубликованным, чем у романа, написанного с неструктурированным повествованием.

Если вы хотите узнать больше, стоит подумать о том, какую роль играет повествовательная точка зрения в том, как вы структурируете свою книгу.

Если вы хотите улучшить свою технику, рассмотрите эту статью о том, как лучше писать описания персонажей.

Получите бесплатную электронную книгу сегодня и присоединитесь к более чем 25 000 авторов, которые прочитали эту электронную книгу и получили от нее пользу.

‘Возможно, это одна из лучших книг по письму, которые я когда-либо читал.’ Миз Бент

Подробнее…

Теория поливагуса на практике — Консультирование сегодня

Представление химии мозга может быть чем-то вроде представления урагана. Хотя мы можем представить себе плохую погоду, трудно представить, как она изменится. Но поливагальная теория Стивена Поргеса дает консультантам полезную картину нервной системы, которая может направлять нас в наших усилиях по оказанию помощи клиентам.

Поливагальная теория Поргеса развилась из его экспериментов с блуждающим нервом. Блуждающий нерв обслуживает парасимпатическую нервную систему, которая является успокаивающим аспектом механики нашей нервной системы. Парасимпатическая часть вегетативной нервной системы уравновешивает симпатическую активную часть, но гораздо более тонкими способами, чем мы понимали до поливагальной теории.

Наша нервная система, состоящая из трех частей

До появления поливагальной теории наша нервная система представлялась как антагонистическая система, состоящая из двух частей, где больше сигналов активации означает меньшее успокоение, а больше сигналов успокоения означает меньше активации. Поливагальная теория определяет третий тип реакции нервной системы, который Поргес называет системой социальной вовлеченности, представляющей собой игривую смесь активации и успокоения, которая действует благодаря уникальному нервному влиянию.

Система социального взаимодействия помогает нам ориентироваться в отношениях. Помощь нашим клиентам в переходе к использованию их системы социального взаимодействия позволяет им стать более гибкими в своих стилях преодоления трудностей.

Две другие части нашей нервной системы помогают нам справляться с опасными для жизни ситуациями. Большинство консультантов уже знакомы с двумя защитными механизмами, запускаемыми этими двумя частями нервной системы: симпатическим «борьбой или бегством» и парасимпатическим отключением, иногда называемым «замирание или потеря сознания». С другой стороны, использование нашей системы социального взаимодействия требует чувства безопасности.

Поливагальная теория помогает нам понять, что обе ветви блуждающего нерва успокаивают тело, но делают это по-разному. Выключение, или замирание или обморок, происходит через дорсальную ветвь блуждающего нерва. Эта реакция может ощущаться как усталость мышц и головокружение при тяжелом гриппе. Когда дорсальный блуждающий нерв отключает тело, он может привести нас в неподвижность или диссоциацию. Помимо воздействия на сердце и легкие, дорсальная ветвь влияет на работу тела ниже диафрагмы и участвует в проблемах с пищеварением.

Вентральная ветвь блуждающего нерва влияет на функции тела выше диафрагмы. Это филиал, который обслуживает систему социального взаимодействия. Вентральный блуждающий нерв ослабляет обычное активное состояние организма. Представьте, как вы управляете лошадью, когда едете на ней обратно в конюшню. Вы будете продолжать натягивать и отпускать поводья, чтобы лошадь сохраняла соответствующую скорость. Точно так же вентральный блуждающий нерв допускает тонкую активацию, таким образом предлагая качество, отличное от симпатической активации.

Активация вентрального блуждающего нерва занимает миллисекунды, в то время как симпатическая активация занимает секунды и включает в себя различные химические реакции, похожие на потерю повода лошадью. Кроме того, после того, как начались химические реакции «бей или беги», нашему телу может потребоваться 10–20 минут, чтобы вернуться в состояние, предшествующее бою или бегству. Активация вентрального блуждающего нерва не связана с химическими реакциями такого рода. Таким образом, мы можем быстрее переключаться между активацией и успокоением, подобно тому, как мы можем использовать повод, чтобы управлять лошадью.

Если вы пойдете в парк для собак, вы увидите некоторых собак, которые боятся. Они демонстрируют поведение «бей или беги». Другие собаки сигнализируют о желании поиграть. Эта сигнализация часто принимает форму, которую мы, люди, использовали для позы собаки мордой вниз в йоге. Когда собака подает этот сигнал, она сигнализирует об уровне возбуждения, который может быть интенсивным. Однако эта игривая энергия имеет совершенно иной дух, чем интенсивность поведения «бей или беги». Этот игривый дух характеризует систему социального взаимодействия. Когда мы воспринимаем нашу среду как безопасную, мы действуем на основе нашей системы социального взаимодействия.

Влияние травмы на реакцию нервной системы

Если у нас есть неразрешенная травма в прошлом, мы можем жить в варианте постоянной борьбы или бегства. Мы можем направить эту тревогу «бей или беги» на такие действия, как уборка дома, сгребание листьев или тренировка в спортзале, но эти действия будут иметь другое ощущение, чем если бы они были выполнены с помощью биологии социального взаимодействия. (подумайте «Свисти, пока работаешь»).

Для некоторых выживших после травмы никакая деятельность не может успешно направить их ощущения борьбы или бегства. В результате они чувствуют себя в ловушке, а их тела отключаются. Эти клиенты могут жить в режиме вечного отключения.

Питер Левин, давний друг и коллега Поргеса, изучил реакцию отключения, наблюдая за животными и работая с клиентами. В Waking the Tiger: Healing Trauma он объясняет, что для выхода из состояния отключения требуется содрогание или тряска, чтобы разрядить приостановленную энергию борьбы или бегства. В опасной для жизни ситуации, если у нас есть отключение и появляется возможность активного выживания, мы можем проснуться. Как консультанты, мы могли бы распознать этот переход от отключения к борьбе или бегству в переходе клиента от депрессии к тревоге.

Но как мы можем помочь нашим клиентам перейти к их биологии социальной активности? Если клиенты живут в более диссоциативной, подавленной, замкнутой манере, мы должны помочь им временно переключиться на борьбу или бегство. По мере того, как клиенты испытывают интенсивность борьбы или бегства, мы должны помочь им обрести чувство безопасности. Когда они почувствуют, что находятся в безопасности, они могут переключиться на свою систему социального взаимодействия.

Техники телесного осознания, являющиеся частью когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) и диалектической поведенческой терапии (ДПТ), могут помочь клиентам избавиться от диссоциативных, замкнутых реакций, побуждая их стать более воплощенными. Когда клиенты больше присутствуют в своем теле и способны лучше реагировать на кратковременное мышечное напряжение, они могут проснуться от реакции отключения. По мере того, как клиенты выходят из состояния «выключения» и переходят к ощущениям «сражайся или беги», методы реструктуризации мышления, которые также являются частью КПТ и ДПТ, могут научить клиентов более точно оценивать свою безопасность. Методы рефлексивного слушания могут помочь клиентам почувствовать связь со своими консультантами. Это позволяет этим клиентам чувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы переключиться на биологию социального взаимодействия.

Специфические аспекты функционирования вентрального блуждающего нерва

Компания Porges выбрала название система социального взаимодействия , поскольку вентральный блуждающий нерв воздействует на среднее ухо, которое отфильтровывает фоновые шумы, чтобы человеку было легче слышать человеческий голос. Это также влияет на мышцы лица и, следовательно, на способность делать коммуникативные выражения лица. Наконец, он влияет на гортань и, таким образом, на тон голоса и голосовые паттерны, помогая людям создавать звуки, которые успокаивают друг друга.

С момента публикации The Polyvagal Theory: Neurophysiological Foundations of Emotions, Application, Communication and Self-Regulation в 2011 году Поргес изучал использование звуковой модуляции для тренировки мышц среднего уха. У клиентов с плохо функционирующей системой социального взаимодействия могут быть проблемы с внутренним ухом, из-за которых им трудно получать успокаивающие звуки от чужих голосов. Как консультанты, мы можем осознавать свои голосовые паттерны и выражения лица и интересоваться эффектами, которые эти аспекты нашего общения оказывают на наших клиентов.

Основываясь на своем понимании воздействия блуждающего нерва, Поргес отмечает, что увеличение продолжительности выдоха по сравнению с вдохом в течение определенного периода времени активирует парасимпатическую нервную систему. Поргес в юности играл на кларнете и помнит эффект дыхания, необходимый для игры на этом инструменте.

Как танцевальный терапевт, я знаю, что удлинение выдоха помогает клиентам, застрявшим в формах реакции «бей или беги», обрести чувство безопасности. Я обнаружил, что у клиентов, застрявших в той или иной форме отключения, сознательная работа с дыханием может вызвать реакцию «бей или беги». Когда это происходит, энергия борьбы или бегства должна быть высвобождена через движение, чтобы клиенты могли обрести чувство безопасности. Например, этим клиентам может потребоваться побегать на месте или ударить кулаком по подушке. Эти терапевтические техники объясняются иерархией функционирования защитной системы.

Дыхательная синусовая аритмия является хорошим показателем функции вентрального блуждающего нерва. Это означает, что теперь у нас есть методы для изучения эффективности телесной терапии и терапии выразительными искусствами.

Поливагальная теория в моей практике

Далее следует пример того, как я использовал поливагальную теорию с клиенткой, перенесшей медицинскую травму во время родов.

Клиент, с которым я наблюдаюсь в течение некоторого времени, описал, что чувствовал себя очень сонным, и признал, что в этот день ему было трудно попасть на наш сеанс. Ее психиатр прописал ей Золофт как способ лечения беспокойства, вызванного рождением первого ребенка ее дочери. Клиент и я ранее нормализовали ее тревогу как реакцию на травму.

За несколько лет до того, как прийти ко мне, эта клиентка пыталась покончить жизнь самоубийством, что привело к медицинским процедурам, усугубившим ее травму. Благодаря нашей работе она пришла к пониманию, что приступы паники, возникающие у нее в замкнутых ситуациях, также являются реакцией на травму. Она прожила большую часть своей жизни в постоянном режиме реакции «бей или беги».

В этот день она почувствовала облегчение от того, что стала менее эмоциональной, но боялась усталости, которая сопровождала помощь Золофта в успокоении ее ощущений «бей или беги». Я видел этот страх усталости как страх отключения дорсального блуждающего нерва. Мы обсудили возможность того, что эта усталость может позволить ей активизироваться по-новому. Я спросил, не хочет ли она заняться каким-нибудь выразительным искусством, позволяющим делать нежные, выразительные движения. Она вздрогнула, назвав свое предпочтение менее субъективным вещам.

Мы говорили о существовании некой жизненной силы, которая все еще чувствует себя в безопасности. Мы говорили о возможности существования в игровом месте, в котором нет правильного и неправильного, а есть только предпочтения. Мы признали, что с момента ее рождения она и ее родители опасались, что ее здоровье снова ухудшится. Эта среда, в которой она выросла, поддерживала работу нервной системы, рассчитанную на опасные для жизни ситуации. Поскольку Золофт успокаивал ее активацию борьбы или бегства, я предположил, что, возможно, она могла бы исследовать более спокойные, более игровые виды субъективных переживаний.

«Похоже, вы пытаетесь создать другую меня», — ответила она. Я признал, что это может звучать так, как если бы я думал, что она может быть кем-то, кем она не была. Но я объяснил, что на самом деле я предполагал возможность того, что она могла бы быть собой по-другому.

Клиентка сказала мне, что у нее есть новая книга о бабушке и дедушке, в которой есть глава об игре. Она сказала, что подумает о ее прочтении. В то же время она сказала, что, возможно, не сможет терпеть золофт и, возможно, ей придется отказаться от него. Несмотря на это, идея этого другого, более игривого образа жизни была представлена ​​ей и на мгновение или два испытана.

Получение картины

Как консультанты, вооруженные поливагальной теорией, мы можем представить себе иерархию защитных механизмов. Мы можем распознать переход от борьбы или бегства к отключению, когда клиенты чувствуют себя в ловушке. Мы также можем распознать движение от отключения к борьбе или бегству, которое предлагает возможный переход к биологии социальной активности, если и когда клиент сможет обрести чувство безопасности.

До поливагальной теории большинство консультантов, вероятно, могли распознавать поведение «бей или беги» и «отключение». Они, вероятно, могли почувствовать разницу между защитными реакциями, предназначенными для опасных для жизни ситуаций, и реакциями, которые характеризуют то, что Поргес называет системой социальной активности. Поливагальная теория углубляет это осознание, зная, что игривое возбуждение и восстановительное подчинение оказывают уникальное влияние на нервную систему.

Большинство консультантов высоко ценят науку о мозге, но им трудно представить, как использовать информацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *