И тургенев отцы и дети базаров: Базаров (Отцы и дети) – характеристика в романе, биография

Базаров (Отцы и дети) – характеристика в романе, биография

Базаров («Отцы и дети» И. С. Тургенева) – центральный персонаж романа. Он является представителем поколения «детей», который отстаивает принципы нигилизма, предполагающего отрицание общепринятых норм.

Характер

Базаров – человек гордый, надменный и самоуверенный. Он уверен в своем превосходстве над аристократом Павлом Петровичем Кирсановым.

У нас появилась новая характеристика Базарова.

В отношении к окружающим людям Базаров вел себя развязно и небрежно. Главный герой не владел ни каплей робости, он был смел и самонадеян.

Характер и взгляды Базарова во многом стали следствием его биографии. Евгений является сыном простого лекаря и дворянки, что говорит о промежуточном положении главного героя: он не считает себя дворянином, но и не является простым мужиком.

Базаров не признавал дворянских принципов, не любил посещать мероприятия и «церемонии», не любил красиво разговаривать и никогда не танцевал.

Это говорит о том, что герой не признавал праздного образа жизни.

Евгений Васильевич – сильный и трудолюбивый человек. Он не привык сидеть на месте, постоянно занимается каким-то делом. Всего в жизни Базаров достиг собственными усилиями.

Нигилизм

Рассмотрение характеристики Евгения Базарова невозможно без рассмотрения его нигилистических взглядов на жизнь. Главный герой отрицает все общепринятые явления: любовь, природу, искусство.

Природа, по мнению главного героя романа, является мастерской, в которой трудится человек-работник. Искусство, как отмечает Базаров, в отличие от науки, не приносит никакой пользы человечеству.

Дружбу Базаров воспринимает как простое товарищество. Женщин главный герой называет «бабами», а любовь объясняет только физиологическим влечением людей друг к другу.

Базаров признает лишь ценность науки, поэтому связывает свою жизнь с естественными науками, в частности с медициной. Главный герой хочет быть полезным обществу.

Евгений Базаров презирает дворянство и вступает с его представителем Павлом Петровичем Кирсановым в конфликт. Базаров уверен, что подобные Кирсанову аристократы уже давно мертвы и тащат Россию вниз.

Разоблачение нигилизма

В романе «Отцы и дети» показаны внутренние изменения Евгения Васильевича Базарова. Холодный человек, который не любит рассуждать о своих чувствах даже с самим собой, стал понимать, что его теория не прошла проверку жизнью. Отрицая любовь, Базаров влюбился, понял, что он романтик. И признание этого факта говорит о том, что Базаров признает поражение нигилизма. Пытаясь жить в соответствии с принципами нигилизма, Базаров постепенно понимает, что жизнь сложна, чтобы его убеждения были правдой. Перед смертью Базаров понимает, что он не гигант, коим себя считал, потому что умирает глупо и нелепо. Ему важно проститься с Одинцовой, любовь к которой он уже признал.

В данной статье, которая поможет написать сочинение «Базаров (Отцы и дети)», рассматривается характер главного героя романа И. С. Тургенева, его нигилистические взгляды, которые разоблачаются на протяжении повествования.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Мария Кузнецова

    15/15

  • Галина Уланова

    15/15

  • Тимур Нигматуллин

    15/15

  • Мадина Магомедова

    5/15

  • Татьяна Цуканова

    15/15

  • Али Гадживахидов

    15/15

  • Рома Волков

    13/15

  • Абасс Муртазалиев

    11/15

  • Оксана Шандуль

    15/15

  • Лариса Подоплелова

    12/15

Базаров – Тургенев (Отцы и дети Тургенев)

… Начало шестидесятых годов 19 века. Сложная, переходная для России эпоха. Это был переломный период, ознаменовавшийся появлением нового типа людей – разночинцев. Они не имели ни средств на существование и были вынуждены получать образование, а затем своими знаниями зарабатывать на жизнь. Разночинцы шли, как правило, в естественные науки, увлекались материализмом, причем в низшем его проявлении, вульгарном. Базаров в «Отцах и детях» — один из представителей нигилистов-шестидесятников. И. С. Тургенев не приемлет его взгляды, доказывает ложность его теории.

Базаров – убежденный нигилист. И, как оказывается, это не дань новому модному веянию. Герой полностью верит в свою теорию. Тщательно продумав и прочувствовав свои идеи, он претворяет их в жизнь. Так кто же такой нигилист? Лучшее определение дает Аркадий, ученик Евгения: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру». Но формирование новой идеологии не могло обойтись без крайностей. Базаров считает, что только естественные науки способны вести к прогрессу. Поэтому он и занимается в основном химией, физикой, биологией.

Проводит эксперименты с лягушками, наблюдает за амебами, собирает образцы флоры и фауны. Но на этом его интересы и заканчиваются. Герой думает, что искусство и другие проявления духовности жизни людей тормозят движение вперед. Этим, собственно, он и отличается от истинных материалистов, утверждающих первичность материи и вторичность сознания. Чего стоят, например, рассуждения Базарова о том, что «Рафаэль гроша медного не стоит,» а «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Невежество героя не ограничивается этим. Базаров не может понять великого русского поэта А. С. Пушкина. Доходит даже до того, что он оскорбляет его, смеется над его поэзией. Нигилист всячески издевается над пристрастиями Николая Петровича Кирсанова к игре на скрипке и чтению стихов. Жизнь таких людей, в понимании Базарова, бесполезна для общества. Он также отрицает любовь и романтизм. Во время разговора с Аркадием «ученый-материалист» издевается над речами своего друга о «загадочных взглядах» и советует ему получше изучить анатомию глаза.

В прошлые десятилетия молодое поколение узнавало черты своих характеров в онегиных, печориных, рудиных и чацких. У печориных была воля без знания, у рудиных – знание без воли. «У базаровых же есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое». Действительно, Базаров – человек жизни, человек дела. Он дни напролет проводит в труде, в занятиях. У него даже руки от работы красные, подчеркивает Тургенев. Базаров не может жить без того, чтобы не давать регулярно работу своему мозгу и извлекать из нее пользу. Так, гостя у Аркадия, все время он проводит в своей лаборатории за микроскопом. Конечно же, такие энергичные люди могли бы внести большой вклад в развитие науки.

Базаров – сын уездного лекаря, имеющего два десятка душ. Поэтому и средств на существование у героя мало. Ему чуждо изящество жизни. Оказавшись в обществе утонченного аристократа Павла Петровича Кирсанова, Базаров не перестает над ним подтрунивать. Герой не устает иронизировать над его воротничками, духами, английской одеждой. Ненависть к «барчукам проклятым» у Евгения в крови. Но она взаимна и вскоре выливается в горячий спор. Выясняются некоторые дикие идеи Базарова. Да, герой все отрицает, все опровергает, стремится все рушить. Но что же он хочет построить взамен? Ничего. Как говорит герой, его задача – лишь расчистить место. А создавать что-то новое это уже не его забота. Какое сходство с варварами! Разрушить Рим – это все, на что они были способны.

Но идеи Базарова нежизнеспособны. Его теория ставит его же самого в тупик, он становится ее рабом. Герой, отрицающий все чувства, вдруг влюбляется. Охватившая его страсть пробивает брешь в его теории. Любовь к Одинцовой заставляет Базарова посмотреть на мир иначе. И вот уже Евгений видит, что жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему. Поэтому Базаров, выстрадавший свою теорию, отступничество от нее видит как свою слабость, как жизненный крах. Рушатся все его устои. Постепенно он начинает подмечать, что совершает непозволительные для себя поступки. Это и участие в дуэли, «рыцарском поединке», который так яростно отрицал герой. Это и благородный поступок, совершенный во время дуэли. Поддавшись чувству, Евгений сохраняет жизнь своему противнику. Внутренний конфликт Базарова не находит своего разрешения и в итоге приводит разочаровавшегося героя к трагическому финалу.

Неотвратимый удар судьбы настигает Базарова – он умирает. В том, что смелый «анатом» и «физиолог» заражается от вскрытия трупа, есть что-то роковое. Перед лицом смерти слабыми оказываются опоры, поддерживавшие некогда Базарова. «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» — признает Евгений. Но герой вдруг проявляет качества, некогда им отрицавшиеся. Смерть Базарова удивительна. Умирая, он думает не о себе, а о своих родителях и об Одинцовой. Ослабив над собой контроль, Базаров становится лучше и человечнее. Но это не признак слабости, а естественной проявление чувства. И «это служит энергичным доказательством цельности, полноты и естественного богатства натуры».

Базарова больше нет. Но жизнь продолжается. Те герои, которые изучали природу, понимали ее красоту, покорялись таинственным силам, действующим в ней, обретают счастье в любви, в жизни. И история продолжается ими. Но Базаров не побежден окончательно. После смерти его продолжают помнить и любить. Базаровы с такими знаниями и умениями нужны обществу. Материализм же в их понимании обречен на гибель.

Мое мнение о Базарове — сочинение. Отцы и дети И. С. Тургенев «Мое впечатление» Мое мнение о Евгении Базаровой

Мое мнение о Базарове — сочинение. Отцы и дети И. С. Тургенев «Мое впечатление» Мое мнение о Евгении Базарове

Одно из моих любимых произведений русских писателей Роман Тургенев «Отцы и дети». Он покорил меня с первых строк. И не могу не сказать о своем отношении к главному герою Базарову.

После прочтения этого произведения у меня сложилось двоякое впечатление о базаре. С одной стороны, это сильный человек, отстаивающий свою точку зрения, несмотря ни на какие упреки со стороны.

А с другой стороны, он очень недоволен и даже вызывает жалость у читателей. Итак, рассмотрим еще некоторые его взгляды и характер, чтобы выразить мое отношение.

Базаров — нигилист с рождения. Его не интересует все, что они говорят. Он отрицает все те светлые чувства, которые так ценятся многими людьми, говоря, что это ерунда. А на самом деле, мне кажется, он просто не испытывал в детстве любви со стороны родных. Поэтому ему трудно поверить в такое чувство, как любовь. Но в жизни каждого человека наступает момент, который нужно пережить. Так же произошло и с нашим героем. Но в его жизни, на мой взгляд, любовь принесла только несчастье. Ведь все, что он провозглашал ранее, оказалось неверным. Такой человек, как Базар, не способен пережить то чувство, когда понимаешь, что всю жизнь прожил неправильно, с неправильной точки зрения.

В целом к ​​базарному рынку отношусь нейтрально. Я не могу сказать, что мне нравится этот человек или не нравится. Но одно могу сказать точно, он вызывает у меня симпатию.

Обновлено: 21.07.2017

Внимание!
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter. .
Таким образом, мы получим неоценимую пользу от проекта и других читателей.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Если говорить о моем личном восприятии главного героя Романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», то следует признать, что он моя противоположность. Было в его характере, казалось, многое из того, что может уважать человека: ум, неординарность, физическая сила, уверенность в себе, огромная работоспособность. Этот нигилист в споре побеждает аристократа Павла Петровича Кирсанова, умеет заставить других прислушиваться к себе, уважать его точку зрения. В чем дело, почему он мне так неприятен? И только тогда я ясно понял, что отталкивает меня в этом Тургеневском Герое: эгоизм и гордыня, никакой жалости и доброты к другим.

Евгений Базаров не похож на других известных мне литературных героев, созданных писателями XIX века. Онегина и Печорина рядом с ним не поставлю. Пожалуй, только герои Чернышевского Лопухов и Кирсанов отчасти напоминают нигилистов, но даже они и «сумрачное чудовище» Рахметова кажутся мне более человечными. Не похожи на базаров и прочих тургеневских персонажей. Это признает и сам писатель. С Рудиным, Инсар Героем «отцы и дети» не сравнить. Личность Базарова замыкается в себе, потому что вокруг него нет единомышленников. Он не в состоянии поддерживать отношения с любимой женщиной; Его искренний и твердый характер не поддается компромиссам и не идет на уступки; Он не покупает расположение женщины со знаменитыми обязанностями. Но умные женщины обыкновенно осторожны и расчетливы… Словом, для Базарова нет женщин, способных вызвать в нем серьезное чувство и с их стороны горячо на него ответить. «Мужчина должен быть свирепым», — приводит испанская поговорка bazaars — и он весь такой. Тургенев неоднократно подчеркивает в ней неотразимую, грубую, резкую натуру. Даже любовь, страсть в нем бьет «сильно и жестко», похоже на гнев, а может быть и на некую злобу. Это неудивительно, и вместе с уважением внушают и страх.

То ли родился Евгений Базаров с такой сильной натурой, склонной командовать людьми, держать их в нравственном подчинении, принимать их услуги, как бы делая им одолжение, то ли сделал то, что был «шамполом» — неужели добился сам? Но, как бы то ни было, это сын Военного Главнокомандующего — личность очень сильная и незаурядная для всех стать дырой. Базаров признает только то, что можно сказать рукой, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то, что можно удостоверить одним из пяти чувств. Все остальные человеческие чувства он снижает активность нервной системы; В результате наслаждение красотой природы, музыкой, живописью, поэзией, любовью женщин вовсе не кажется выше удовольствия от сытного обеда или бутылки хорошего вина. Базааров досконально знает естественные науки, с их помощью он выбил из головы «предрассудки», но в то же время он оставался человеком крайне необразованным: что-то слышал о поэзии, что-то об искусстве, не удосужился подумать и сплетник произнес приговор ему подданным.

Тургенев показывает, что базааров — демократ, разница, человек труда, чуждый дворянскому этикету и условности. Какова его сила? В том, что он представитель нового времени. Аристократов, вроде Павла Петровича, учили. Нам нужны были новые люди и новые идеи. Евгений Базаров на протяжении всего романа и показывает нам эту новую мысль.

Главное место в романе занимают сцены споров. Свое мировоззрение тургеневские герои раскрывают в прямых высказываниях, в столкновениях со своими идейными противниками. Базаров — натура независимая, не склонная ни к каким авторитетам, но всех судей подчинивших суду. В чем слабость Базарова? На мой взгляд, главная слабость в том, что он только отрицает, ничего положительного не несет. И как жить с одним отрицанием? Сегодня также можно встретить людей, которые прекрасно критикуют старое, прекрасно доказывают, что нужно многое изменить, но предложить что-либо стоит, а тем более сделать это нельзя. А Евгений Базаров присвоил себе «титул» нигилиста и отрицает все: религию, науку, семью, мораль. Особенно ужасно становится, когда думаешь о том, что он отрицает такие вещи, как искусство, любовь. Конечно, жизнь богаче его идей, и тот же «теоретик» влюбляется «глупо, безумно».

Может кому нравятся такие герои. Но для меня садовник, возделывающий свой маленький садик, или маленькая старушка, присматривающая за детишками, куда более «герои», чем базары. Ведь они составляют свои силы в меру, а он только разрушает. Как сломаться, не зная даже зачем? Павел Петрович не может этого понять. И отвечает за «ученика» Базарова Аркадия: «Мы лжем, потому что мы власть». А сила, по его мнению, отчета не дает. Вот такая слепая «власть» и мне кажется очень опасной, поэтому мое отношение к главному герою Романа Тургенева отрицательное.

0 Май Роман Иван Сергеевич Тургенев «Отцы и дети» был написан в 1861 году. Впервые этот роман появился в журнале «Русский вестник» в 1862 году. Критики оценивали один и тот же роман по-разному. Д. И. Писарев говорил: «Новый Роман Тургенев дает нам все то, чем мы привыкли наслаждаться в его произведениях». Но другой критик М. А. Антонович говорил, что «новая работа города Тургенева крайне неудовлетворительна в художественном отношении». Как бы ни критиковали тот же роман, я считаю, что в нем И. С. Тургенев полностью раскрывает актуальную тему не только своего времени, но и всех поколений. Автор не может спокойно смотреть на то, как постоянно спорят «отцы» и «дети», поэтому описывает роман, в котором, как уже говорилось выше, раскрывает эту тему. Главный герой романа «Отцы и дети» — Евгений Васильевич Базаров. Это человек высокого роста, с длинным и худым лицом, «с широким лбом, наверху плоский, книжно-острый нос, большие басенбарды песочного цвета».

Лицо «оживляло расслабленную улыбку и выражало уверенность в себе и разум». Базаров занимается медициной, любит естественные науки, химию. Впервые читатель встречает Базарова в сцене приезда Базарова и Аркадия домой к Аркадию. Аркадий Николаевич Кирсанов — товарищ и ученик Евгения Базарова. Базаров знакомится с Николаем Петровичем Кирсановым – отцом Аркадием и Павлом Петровичем Кирсановым с дядей Аркадием. Аркадий отвечает на вопрос дяди: «Что такое базары?

». Он говорит, что нихистские базары, т. е. «человек, не склоняющийся ни к каким авторитетам, который не принимает никакого принципа за веру, какое бы уважение ни было самым принципом». «Значит, Базаров — человек, который Все отрицает. Прочитав эту сцену, где Аркадий рассказывает дяде и Отцу о Базарове, я еще не очень понимаю самого Бесакара. Не могу понять, что, значит, все отрицать, что за человек-базары.Автор поясняет нам,что я хотел рассказать Аркадию о Базарове.Базаров был охотником на женщин,но любовь» в смысле романтическом называл Белибаром,непростительной глупостью,считал рыцарские чувства чем-то как бы уродством или болезнь»

Он отрицал любовь. К простому народу базары относятся с уважением. Он видит много людей, может быть с ним, считает, что люди равны ему, потому что он сам следует из людей. Базаров хочет, чтобы люди учились. Дома Аркадий Базаров знакомится с крестьянами. Они разговаривают с ним на равных.

Но когда Базаров пришел к себе домой, мужики его не поняли, посмеялись над ним, потому что для них базаров был Барин. Они не понимали, чего он хотел. В доме Кирсан Базаров постоянно спорил с Павлом Петровичем. У них совершенно противоположные взгляды. Точка больше достигает. Павел Петрович не хочет терпеть базаров. Он ищет любой предлог, чтобы вызвать его на дуэль.

Я впервые познакомился с Базаровым. Он показался мне грубым человеком, бездушным, ничего не признающим. Но, читая роман дальше, я стал понимать, что базары — это совсем не то, что он хочет себе представить. Базаров любил Анну Сергеевну Одинцову.

В разговорах с ней он старался показать свое равнодушие и презрение ко всему романтическому, а оставаясь в покое, «романтику сознавал в себе». Любовь изменила его. Он никогда не думал, что сможет по-настоящему любить, но полюбит. Базаров стал человеком, стал упрямее на других людей. Даже к родителям он стал относиться иначе. Раньше он не любил нежности своей матери, не любил, что родители над ним «трясутся». Но после того, как он влюбился, начал понимать, что такое любовь. Только Тургенев стал показывать изменения Базара, сразу базары умирают.

И все умирает из-за одной царапины. Он заражен брюшным тифом. Таким образом, автор хочет сообщить читателю, что такие великие люди, как базары, умирают быстро, не успевая сделать всего, что хотели. На их место приходят другие люди, и так продолжается из поколения в поколение. Прочитав роман до конца, я открыл для себя нового Базарова.

Я понял, что Базар это целеустремленная личность на ногах. Несмотря на то, что Базаров был ничистом, отрицал все принципы, они все же были. Он ненавидит «аристократов», живет по расчету, руководствуясь входом, отрицает пустые разговоры, признает людей, добившихся своим трудом. Базаров любит людей за оригинальность, но презирает за невежество.

Он выступает за честных людей PG

Не понравилось эссе?
У нас есть еще 10 подобных писем.

Базаров — герой единственный в русской литературе. Такого необычного, яркого и противоречивого образа ни до, ни после Тургенева не создавал никто. Онегин, Печорин, Чацкий — все это герои одного масштаба. Но все же базары существенно отличаются от них. Разница в том, что он единственный, кто так исцеляется от внутренних противоречий. И все перечисленные герои хоть и страдают, и не всегда в Ладе сами с собой, но все же есть какая-то внутренняя гармония. У Базарова дисгармонии скорее больше. Он отрицает любовь, но именно любовь ломает этого сильного человека. ОП ненавидит «романтизм» и сам попадает под его влияние. Он снисходительно и холодно обращается с родителями, хотя в душе к ним привязан, может быть, даже сильнее, чем Аркадий к 11Колату Петровичу. Он проявляет равнодушие по отношению к каждому предмету и явлению, а когда приходится умирать, лелеет об уходящем мире. Поэтому самое сильное чувство, которое вызывает базары, — это сострадание. Ощущение это приходит далеко не сразу, а только после прочтения книги.

Поначалу в первых главах герой не вызывал у меня никаких других эмоций, кроме раздражения. При первой встрече с ним возникает ощущение, что нет ничего человеческого; Нет недостатков, но и нет достоинств. Он действует как бездушный автомобиль, не оставляя эмоций. Его невозможно вывести из себя, разозлить, рассердить. Конечно, я могу утверждать, что Охлаждение — прекрасное качество человека. Но в том-то и дело, что базары не производят на человека впечатления. В своих ссорах с Павлом Петровичем дядя Аркадий выглядит гораздо симпатичнее, хотя бы потому, что он жив и имеет свою личную точку зрения. А какая точка зрения у Базарова? Он принимает любое одобрение и просто отрицает его. Он не пытается ценить искусство. Раз он не молится понять его, значит, это мелочи. Он никогда не испытывал любви, поэтому имеет смелость утверждать, что ее вообще не существует. И Павел Петрович знает, что это такое, прошел через это испытание. Он имеет право спорить о чувствах. Поэтому даже немного смешно посмотреть на Базара, послушать его рассуждения. Ему просто недоступно понимание музыки, поэзии, любви. Он пытается объяснить любое из этих явлений приземленным, даже с физиологической точки зрения. И это тоже смешно.

Однако, несмотря на это, Базар очень умный человек. В спорах о Кирсанове-дяде он блещет благодаря своему спокойствию и благоразумию. Но все же в главах, которые посвящены пребыванию в семье Кирсановых, базары мало сочувствуют. Скажем, почему он так удачно, даже слегка пренебрежительно относится к Аркадию? В конце концов, он пользуется его гостеприимством и называет его своим другом. Может быть, Аркадий и ослеплен, угнетен авторитетом Базарова, но вовсе не глуп. Более того, по некоторым предметам быта он намного превосходит своего старшего товарища. И в итоге оказывается намного счастливее. Базаров с иронией воспринял известие о женитьбе Аркадия. Но кто знает, не хватило ли на какую-то долю зависти?

— Тема достойная отдельного разговора, по отношению к ним он ведет себя порой крайне некрасиво. Например, в случае, когда он поцеловал Скамейку. При этом он прекрасно знает о ее отношениях с Николаем Петровичем. Он пытается поставить барьер между собой и родителями, но зачем? Ведь он лучше всех знает, что в нем концентрируется смысл их существования. Наконец, его циничные замечания очень неприятны. Но и здесь он может найти оправдание: он стремится замаскировать родившееся в его душе чувство. Любовь к Одзе, в моих глазах, есть полное оправдание Базарова. Это чувство для него есть и наказание, и урок, и искупление одновременно.

Любовь к такой женщине, как Одинцова, сама по себе серьезное испытание. Но когда человек отрицает существование такого чувства в принципе, любовь становится для него невыносимой. Базаров ломается. Услышав отказ из уст любимой женщины, он буквально становится другим человеком. Он пытается забыться: то лихорадочно работает, то впадает в апатию. И здесь уже читательское раздражение от его необработанных высказываний, высокомерия, эгоизма перерастает в совсем другое чувство — чувство сострадания, сочувствия. Для сильного человека не может быть ничего страшнее, чем потерпеть поражение. И базары еще и побеждены тем, что существование чего-либо полностью отрицалось.

Он, наконец, понимает себя, что является вполне обычным человеком. И, как всякий, он может попасть под влияние такого ненавистного «романтизма». Конечно, в конце романа Базарова нельзя назвать жалким. Но крушение надежд и верований зажгло его. Стало как бы меньше. К сожалению, засохший человек.

Базаров — герой, вызывающий уважение. Его сила воли, его ум, характер, решительность — очень привлекательные черты. Когда выясняется, что он подвластен человеческим чувствам и способен признавать свои ошибки, он способен даже вступить в борьбу против того, что он сильнее», все это возвышает его в глазах читателя. По крайней мере, в моих глазах это делает его более чем достойным.Раздражение и неприятие, которые вызывали у героя в начале романа, как-то сглаживаются, постепенно стираются и превращаются в смешанное чувство уважения и симпатии.

Отцы и дети Ивана Сергеевича Тургенева — Электронная книга

Электронная книга297 страниц4 часа

Рейтинг: 0 из 5 звезд

()

).

Опубликовано Good Press. Good Press публикует широкий спектр изданий, охватывающих все жанры. От известной классики, художественной литературы и научно-популярной литературы до забытых — или еще не открытых жемчужин мировой литературы — мы выпускаем книги, которые нужно читать. Каждое издание Good Press было тщательно отредактировано и отформатировано для повышения удобочитаемости для всех электронных книг и устройств. Наша цель — производить электронные книги, удобные и доступные для всех, в высококачественном цифровом формате.

Skip carousel

LanguageEnglish

PublisherGood Press

Release dateNov 21, 2019

ISBN4057664653130

Related categories

Skip carousel

Reviews for Fathers and Children

Rating: 0 out of 5 stars

0 ratings

0 оценок0 отзывов

    Предпросмотр книги

    Отцы и дети — Иван Сергеевич Тургенев

    Иван Сергеевич Тургенев

    Fathers and Children

    Published by Good Press, 2022

    goodpress@okpublishing. info

    EAN 4057664653130

    Table of Contents

    CRITICISMS AND INTERPRETATIONS

    LIST OF CHARACTERS

    ОТЦЫ И ДЕТИ

    КРИТИКА И ИНТЕРПРЕТАЦИИ

    Содержание

    I

    ЭМИЛЬ МЕЛЬЧИОР, ВИКОНТ ДЕ ВОГЮЭ

    Иван Сергеевич (Тургенев) дал нам наиболее полную картину русского общества. Всегда выдвигаются одни и те же общие типы; и, поскольку более поздние авторы представили точно такие же, с небольшими модификациями, мы вынуждены поверить, что они верны жизни. Во-первых, крестьянин: кроткий, безропотный, тупой, жалкий в страданиях, как ребенок, не знающий, почему он страдает; от природы резкий и хитрый, когда не одурманен ликером; время от времени доводил до бурной страсти. Затем интеллигентный средний класс: мелкие землевладельцы двух поколений. Старый хозяин невежественен и добродушен, из порядочной семьи, но с грубыми привычками; жесткий, от долгого опыта крепостного права, рабский сам, но восхитительный во всех других отношениях жизни.

    Молодой человек этого класса совсем другого типа. Его интеллектуальный рост был слишком быстрым, и он иногда погружается в нигилизм. Он часто хорошо образован, меланхоличен, богат идеями, но беден исполнительными способностями; всегда готовясь и ожидая совершить что-то важное, наполненное туманными и щедрыми проектами на благо общества. Это избранный тип героя всех русских романов. Его ввел Гоголь, и Толстой предпочитает его всем другим.

    Любимым героем молодых девушек и романтиков является не блестящий офицер, не художник и не богатый барин, а почти повсеместно этот провинциальный Гамлет, совестливый, образованный, умный, но безвольный, который, возвращаясь с учебы в заграничной землях, полон научных теорий об улучшении человечества и благе низших классов, и стремится применить эти теории в своем собственном поместье. Совершенно необходимо, чтобы у него было собственное поместье. Читатель будет искренне сочувствовать ему в его стремлении улучшить положение своих иждивенцев.

    Русские хорошо понимают условия будущего процветания своей страны; но, как они сами признают, они не знают, как приступить к работе, чтобы выполнить ее.

    О женщинах этого класса Тургенев, как ни странно, мало говорит о матерях. Вероятно, это свидетельствует о существовании какой-то старой раны, собственного горького опыта. Все без исключения матери в его романах либо злы, либо гротескны. Он приберегает сокровища своего поэтического воображения для созданных им юных девушек. Для него юная девушка из провинции является краеугольным камнем ткани общества. Выросшая на свободе сельской жизни, помещенная в самые здоровые социальные условия, она добросовестна, откровенна, нежна, но не романтична; менее разумен, чем человек, но более решителен. В каждом из его романов нерешительного мужчину неизменно ведет волевая женщина.

    Таковы, вообще говоря, характеры, описываемые автором, которые так безошибочно несут на себе печать природы, что нельзя не сказать, закрывая книгу: Это, должно быть, портреты с натуры! , критика которого всегда является высшей похвалой, лучшим одобрением произведений воображения. — Из Тургенев , в Русские романисты, в переводе Дж. Л. Эдмандса (1887).

    II

    УИЛЬЯМ ДИН ХАУЭЛЛС

    Тургенев был из той великой расы, которая более, чем какая-либо другая, полно и свободно выразила человеческую природу, без ложной гордыни и ложного стыда в своей наготе. Его темы чаще всего были темами французского романиста, но как он был далек от того, чтобы обращаться с ними по-французски и с французским духом! В его руках грех не понес драматического наказания; оно не всегда проявлялось как несчастье в личном смысле, но всегда было беспокойством и без надежды на покой. Если конец не появлялся, всегда появлялся тот факт, что он должен быть несчастным. Жизнь предстала передо мной в иных красках после того, как я однажды прочитал Тургенева; это стало более серьезным, более ужасным, и с мистическими обязанностями, которых я не знал раньше. Мои веселые американские горизонты купались в безбрежной меланхолии славянина, терпеливого, агностического, доверчивого. В то же время природа открылась мне через него с такой близостью, которой она до сих пор не показывала мне. У этого замечательного писателя есть места, наполненные истиной, которая кажется почерпнутой из собственных знаний читателя: кто, как не Тургенев и собственное самое сокровенное, когда-либо чувствовал весь богатый, печальный смысл ночного воздуха, втягивающегося в открытое окно, огни, горящие во мраке на дальних полях? Я тщетно пытаюсь дать какое-то представление о тонком сочувствии к природе, которое едва ли выражалось у него в словах. Что касается людей в его прозе, то, хотя они принадлежали к разрядам и цивилизациям, столь далеким от моего опыта, они принадлежали к вечным человеческим типам, чье происхождение и возможности каждый может найти в своем собственном сердце, и я чувствовал их истину в каждом прикосновении.

    Не могу описать, какое удовлетворение доставила мне его работа; Я могу только придать этому смысл, может быть, сказав, что это было похоже на счастье, которого я ждал всю свою жизнь, и теперь, когда оно пришло, я был бесконечно доволен навеки. Я не хочу сказать, что искусство Тургенева превосходит искусство Бьёрнсона; Я думаю, что Бьорнсон так же прекрасен и правдоподобен. Но норвежец по большей части имеет дело с простыми и примитивными обстоятельствами и всегда с небольшим миром; а русский имеет дело с человеческой природой внутри ее обычных оболочек, и его сцена часто столь же велика, как Европа. Даже когда он так далек, как Норвегия, он все равно связан с великими столицами историей, если не действительностью персонажей. Большинство книг Тургенева я перечитывал много раз, все перечитывал более двух раз. В течение ряда лет я перечитывал их снова и снова, не особо заботясь о другой художественной литературе. Только на днях прочитал Прокурите еще раз, не уменьшив чувство его правды, но с несколько меньшим, чем мое первое удовлетворение в его искусстве. Может быть, это было оттого, что я в знакомстве с Толстым дошел до того, что стал нетерпим даже к той хитрости, которая скрывалась. В Дым я теперь знал об уловке, которая оставалась вне поля зрения, но все же всегда где-то присутствовала, невидимо управляя историей. — Из Мои литературные страсти (1895).

    III

    К. ВАЛИШЕВСКИ

    Второй роман серии, Отцы и дети, вызвал бурю, внезапность и жестокость которой нелегко понять в наши дни. Фигура Базарова, первого нигилиста , — крещенная таким образом переворачиванием эпитета, снискавшего необычайный успех, — предназначена только для того, чтобы выявить душевное состояние, которое, хотя факт был недостаточно сознан, существовало уже несколько лет. Сам эпитет был в постоянном употреблении с 1829 года., когда Надеждина применила его к Пушкину, Полевому и некоторым другим ниспровергателям классической традиции. Тургенев только расширил его значение новой интерпретацией, которой суждено было увековечить огромный успех « отцов и детей». В Базарове нет ничего или почти ничего от того страшного революционера, которого мы с тех пор научились искать под этим названием. Тургенев был не из тех, кто назвал бы такую ​​фигуру. Он был слишком мечтательным, слишком нежным, слишком добродушным существом. Уже в характере Рудина он странным образом не уловил сходства с Бакуниным, этим пламенным организатором восстания, которого знала вся Европа и которого он избрал себе в образец. Представьте себе Коро или Милле, пытающихся нарисовать какую-нибудь фигуру из «Страшного суда» в честь Микеланджело! Базаров — нигилист в своей первой фазе, в процессе становления, как сказали бы немцы, и он студент немецких университетов. Когда Тургенев формировал характер, он, безусловно, опирался на собственные воспоминания о своем пребывании в Берлине, в то время, когда Бруно Бауэр устанавливал догму, что ни один образованный человек не должен иметь мнения ни по какому вопросу, и когда Макс Штирнер убедительно молодые гегельянцы считали идеи лишь дымом и пылью, видя, что единственной существующей реальностью является индивидуальное Эго . Этим учениям, охотно воспринятым русской молодежью, суждено было вызвать состояние нравственного разложения, первые симптомы которого были превосходно проанализированы Тургеневым.

    Базаров очень умный человек, но умный в мыслях и особенно на словах только. Он презирает искусство, женщин и семейную жизнь. Он не знает, что означает пункт чести. Он циник в любовных делах и равнодушен в дружбе. Он не уважает даже отеческой нежности, но полон противоречий, вплоть до того, что дрался на дуэли ни о чем и жертвовал жизнью за первого встречного мужика. И в этом сходство действительно, гораздо более общее, чем можно было бы себе представить по выбранной модели; настолько общим, что, кроме вопроса об искусстве, Тургеневу — он сам признался в этом — казалось, что он рисует свой собственный портрет; и поэтому, без сомнения, он сделал своего героя таким симпатичным.0177 История русской литературы (1900).

    IV

    РИЧАРД Г. П. КЕРЛ

    Но для лучшего выражения недоумения жизни мы должны обратиться к портрету человека, к знаменитому Базарову из отцов и детей. Тургенев ставит через него извечную проблему: имеет ли вообще личность, имеет ли вообще смысл жизнь? Реальность этого образа, его презрение к природе, его эгоизм, его сила, его мотыльковая слабость настолько убедительны, что перед его философией бледнеют все другие философии. Он тот, кто видит иллюзию жизни, и все же, зная, что это маска ночи, цепляется за нее, ненавидя себя. Можно ненавидеть Базарова, нельзя его презирать. Это гениальный человек, лишенный сантиментов и надежд, не верящий ни во что, кроме самого себя, к которому приходят, как из тьмы, все жестокие вопросы жизни и смерти. Отцы и дети — это просто демонстрация нашей способности формировать собственную жизнь. Базаров — человек удивительного ума — он пешка чувства, которое он презирает; он человек гигантской воли — он ничего не может сделать, кроме как разрушить свои собственные убеждения; он человек напряженной жизни — он не может избежать первого, безмозглого прикосновения смерти. Это безнадежная борьба ума с инстинктом, решимости с судьбой, личности с безличностью. Базаров, пренебрегающий всеми, уставший от всякой мелочности, приходит в ярость от очевидных раздражений Павла Петровича. Свирепо возвещая кредо нигилизма и конец романтики, стоит ему только почувствовать застывшую на нем спокойную аристократическую улыбку мадам Одинцовой, и он терпит все муки первой любви. Решив жить и творить, стоит ему лишь на мгновение поиграть со смертью, и он пойман. Но хотя он и самый положительный из всех мужских портретов Тургенева, есть и другие, связывающие цепь заблуждения. Есть Рудин, типичный для беспокойства идеалиста; есть Нежданов ( Целина ), типичное самоистязание анархиста. Есть Шубин ( Накануне ), скрывающий свою тоску смехом, и Лаврецкий ( Дворянский дом ), скрывающий свою тоску молчанием. Нет необходимости искать другие примеры. Тургенев положил руку на темное. Он воспринимал характер, борющийся в тисках обстоятельств, трагических моментах, ужасных конфликтах личности. Его фигуры обладают той способностью страдать, которая (как кто-то сказал) является истинным признаком жизни. Они кажутся реальными людьми, ошеломленными и неуверенными. Ни одно их действие никогда не удивляет вас, потому что в каждом из них он заставил вас услышать внутренний монолог.0177 Тургенев и иллюзия жизни, в The Fortnightly Review (апрель 1910 г. ).

    V

    МОРИСА БЕРИНГА

    Тургенев сделал для русской литературы то же, что Байрон сделал для английской литературы; он вел гениев России в паломничество по всей Европе. И в Европе его работа собрала великолепный урожай похвалы. Флобер был поражен им, Жорж Санд смотрела на него как на мастера, Тэн говорил о его творчестве как о лучшем художественном произведении со времен Софокла. В творчестве Тургенева Европа открыла не только Тургенева, но и Россию, простоту и естественность русского характера; и это стало откровением. Европе впервые попалась та русская женщина, которую первым нарисовал Пушкин; впервые Европа соприкоснулась с русской душой; и именно резкость этого разоблачения объясняет тот факт, что Тургенев получил на Западе даже большую меру похвалы, чем он, возможно, имел право.

    В России Тургенев приобрел почти мгновенную популярность. Его «Эскизы спортсмена» и его «Гнездо джентльменов» сделали его не только известным, но и всемирно популярным. В 1862 году публикация его шедевра « отцов и детей » нанесла удар по его репутации. Революционные элементы в России считали его героя, Базарова, клеветой и наветом; тогда как реакционные элементы в России смотрели на Отцов и детей как на прославление нигилизма. Таким образом, он никого не удовлетворил. Он упал между двумя стульями. Это, может быть, могло случиться только в России до такой степени; и по той же самой причине, которая сделала русскую критику дидактической. Враждующие элементы русского общества так ужасно ревностно боролись за свое дело, что всякий, кого они не считали определенно за себя, тотчас же считался врагом, и беспристрастное очерчивание любого лица, причастного к политической борьбе, не могло не вызывать неудовольствия. Обе стороны. Если романист нарисовал нигилиста, он должен быть тем или иным, героем или негодяем, если это нужно революционерам или реакционерам. Если бы в Англии воинствующие суфражистки вдруг имели за собой огромную массу образованного мнения и еще большую массу образованного общественного мнения против себя и кто-нибудь нарисовал бы в романе беспристрастный образ суфражистки, произошло бы то же самое. В небольшом масштабе, что касается суфражисток, это произошло в случае с мистером Уэллсом. Но если в России популярность Тургенева испытала потрясение, от которого с трудом оправилась, то в Западной Европе она продолжала возрастать. Особенно в Англии Тургенев стал кумиром всего эклектичного, а преклонение перед Тургеневым — признаком хорошего вкуса…

    Отцы и дети построен так же красиво, как драма Софокла; события неизбежно приближаются к трагическому завершению. Нет ни налета банальности от начала до конца, ни лишнего слова; совершенны портреты стариков отца и матери, молодого Кирсанова и всех второстепенных персонажей; и среди пошлой толпы выделяется Базаров, как Люцифер, самый сильный — единственный сильный характер, — созданный Тургеневым, первый нигилист, — ибо если Тургенев не первый изобрел это слово, то он первый применил его в этом смысле.

    Базаров — воплощение типа Люцифера, который снова и снова повторяется в русской истории и художественной литературе, резко контрастируя с кротким, смиренным типом Ивана Дурака. Лермонтовский Печорин был в некотором отношении предвосхищением Базарова; как и многие русские повстанцы. Это человек, который отрицает, для которого искусство — глупая игрушка, который ненавидит абстракции, знание и любовь к природе; он ни во что не верит; он ни перед чем не склоняется; он может сломаться, но не может согнуться; он ломается, и в этом трагедия, но, ломаясь, сохраняет свою непобедимую гордость, и

    не трусливо снимает свой шлем,

    и умирает доблестно побежденным.

    На страницах, описывающих его смерть, Тургенев достигает высшей точки своего искусства, своей подвижности, своей силы, своей сдержанности. По мужественному пафосу они входят в число величайших сцен в литературе, сильнее смерти полковника Ньюкома и лучших произведений Теккерея. Среди английских романистов, пожалуй, только Мередит брал такие сильные, пронзительные струны, благороднее всего у Доде и Мопассана, сдержаннее всего у Виктора Гюго и достойный великих поэтов, трагического пафоса Гёте и Данте. . Характер Базарова, как уже было сказано, произвел сенсацию и бесконечные споры. Революционеры считали его карикатурой и клеветой, реакционеры — возмутительным прославлением дьявола; и беспристрастные люди, такие как Достоевский, знавшие революционеров не понаслышке, считали этот тип нереальным. Не может быть, чтобы Базаров не был похож на нигилистов шестидесятников; но во всяком случае как фигура художественной литературы, каков бы ни был факт, он живет и будет жить… — От Очерк русской литературы (1914).

    СПИСОК ПЕРСОНАЖЕЙ

    Содержание

    НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ КИРСАНОВ, помещик.

    ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ КИРСАНОВ, его брат.

    АРКАДИЙ (АРКАША) НИКОЛАЕВИЧ ( или НИКОЛАИЧ), его сын.

    ЕВГЕНИЙ (ЕНЮША) ВАСИЛЬЕВИЧ ( или ВАСИЛЬИЧ) БАЗАРОВ, друг Аркадия.

    ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ( или ИВАНИЧ), отец Базарова.

    АРИНА ВЛАСЬЕВНА, мать Базарова.

    ФЕДОСЬЯ (ФЕНИЧКА) НИКОЛАЕВНА, вторая жена Николая.

    ОДИНЦОВА АННА СЕРГЬЕВНА, состоятельная вдова.

    КАТЯ СЕРГИЕВНА, ее сестра.

    ПОРФИРИЙ ПЛАТОНИЧ, ее сосед.

    МАТВИЙ ИЛЬИЧ КОЛЯЗИН, правительственный уполномоченный.

    ЕВДОКСЯ ( или АВДОТЬЯ) НИКИТИШНА КУКШИН, эмансипированная дама.

    ВИКТОР СИТНИКОВ, будущий либерал.

    ПЕТР ( пром. П-ётр ), слуга Николая.

    ПРОКОФИЧ, старший слуга Николая.

    ДУНЯША, горничная.

    МИТЯ, инфант Федосьи.

    ТИМОФЕИЧ, менеджер Василия.

    Отцы и дети

    Соглашение

    Новый


    Глава I

    — такой вопрос задал 20 мая 1859 года джентльмен лет сорока с небольшим, в пыльном пальто и клетчатых брюках, который без шляпы вышел на низкие ступени почтовой станции в С. Он обращался к своему слуге, пухлому молодому человеку, с беловатым пушком на подбородке и маленькими тусклыми глазками.

    Слуга, в котором все — и бирюзовое кольцо в ухе, и намазанные жиром прядки волос, и вежливость движений — указывало на человека нового, улучшенного поколения, снисходительно глядел на дорогу, и сделал ответ:

    ‘Нет, сэр; не видно.

    ‘Не видно?’ повторил его хозяин.

    — Нет, сэр, — ответил мужчина во второй раз.

    Его хозяин вздохнул и сел на скамеечку. Мы представим его читателю, пока он сидит, поджав под себя ноги, и задумчиво озирается по сторонам.

    Его звали Николай Петрович Кирсанов. У него было в двенадцати верстах от почтовой станции прекрасное имение в двести душ, или, как он выразился, — поскольку он устроил раздел своей земли с крестьянами и завел «ферму», — почти в пять тысяч десятин. . Его отец, генерал армии, служивший в 1812 г., грубый, полуобразованный, но не злой человек, типичный русский, всю жизнь был в упряжке, сначала командовал бригадой, а потом дивизии и постоянно жил в провинции, где в силу своего чина играл довольно важную роль. Николай Петрович родился на юге России, как и его старший брат Павел, о котором подробнее далее. Он воспитывался дома до четырнадцати лет, окруженный дешевыми репетиторами, развязными, но заискивающими адъютантами и всем обычным полковым и штабным набором. Мать его, из рода Колязиных, в девичестве звали Агатой, а в бытность генеральшей Агафоклеей Кузминишной Кирсановой, принадлежала к числу тех военных дам, которые в полной мере принимают на себя обязанности и служебные достоинства. На ней были великолепные чепцы и шуршащие шелковые платья; в церкви она первой шла на крест; она много говорила громким голосом, давала утром детям целовать ей руку, а ночью благословляла их, — словом, она брала от жизни все, что могла. Николай Петрович, как генеральский сын, — хотя до того далеко не отличавшийся отвагой, что даже заслуживал называться «болваном», — собирался, подобно брату своему Павлу, идти в армию; но он сломал ногу в тот самый день, когда пришло известие о его назначении, и, пролежав два месяца в постели, сохранил легкую хромоту до конца своих дней. Отец отказался от него как от плохой работы и отпустил на государственную службу. Он взял его в Петербург, как только ему исполнилось восемнадцать, и устроил в университет. Его брат примерно в то же время стал гвардейским офицером. Молодые люди стали жить вместе в одной комнате под отдаленным надзором двоюродного брата по материнской линии Ильи Колязина, высокопоставленного чиновника. Их отец вернулся в свою дивизию к жене и лишь изредка присылал сыновьям большие листы серой бумаги, исписанные жирным канцелярским почерком. Внизу этих листов стояли буквами, аккуратно заключенные в свиток, слова: «Петр Кирсанов, генерал-майор». В 1835 году Николай Петрович вышел из университета выпускником, и в том же году генерал Кирсанов был зачислен в отставку после неудачного смотра и приехал с женой в Петербург жить. Он собирался снять дом в Таврическом саду и вступил в Английский клуб, но внезапно умер от апоплексического удара. Агафоклея Кузьминишна вскоре последовала за ним; она не могла привыкнуть к скучной столичной жизни; ее поглотила скука существования вдали от полка. Между тем Николай Петрович успел уже при жизни своих родителей и к их немалому огорчению полюбить дочь своего помещика, мелкого чиновника, Преполовенского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *