Художественный мир островского: Художественный мир А. Н. Островского. Личность и судьба драматурга. Новаторство драматурга

Художественный мир А. Н. Островского. Личность и судьба драматурга. Новаторство драматурга

Сегодня на уроке мы:

–     Поговорим о жизни и творчестве Александра Николаевича Островского.

–     Узнаем, как связана судьба драматурга с судьбой Малого театра.

–     Определим, в чём заключается новаторство драматургии Островского.

Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 года в доме на улице Малая Ордынка московского района Замоскворечье.

Отец драматурга. Николай Фёдорович Островский был сыном священника, женился на дочери пономаря, закончил духовную семинарию, но решил заняться светской карьерой. Он стал чиновником в общем собрании Московских департаментов сената, дослужился до высоких чинов и получил право на дворянство. После этого Николай Фёдорович ушёл со службы, чтобы открыть частную практику.

Николай Фёдорович Островский был очень образованным и начитанным человеком, он собрал огромную домашнюю библиотеку.   Театр Николай Фёдорович не любил, но в его библиотеке было полное собрание всех русских драматических произведений. Так что знакомство с театром Александра Николаевича Островского началось в детстве, когда он свободно выбирал себе книги из отцовского шкафа.

Николай Фёдорович Островский обеспечил детям прекрасное домашнее образование. Уже в подростковом возрасте Александр Николаевич свободно владел французским, немецким и греческим языками. Испанский, итальянский и английский языки драматург изучил, самостоятельно уже будучи взрослым человеком.

В восемь лет Александр Николаевич Островский лишился матери. Любовь Ивановна умерла. Новой женой отца стала дочь обрусевшего шведского барона Эмилия Андреевна фон Тессин. Благодаря ей образование приёмных детей вышло на новый качественный уровень. В дом стали приглашать учителей музыки.

Блестящим музыкантом Александр Николаевич Островский не стал, но он легко читал ноты, мог подбирать мелодию на фортепиано и записывать музыку.

Поэтому впоследствии с ним очень любили работать композиторы. Пётр Ильич Чайковский писал музыку для пьес Островского, в том числе увертюру для драмы «Гроза» и музыку для пьесы-сказки «Снегурочка».

А для композитора Александра Николаевича Серова Островский записывал мелодии костромских песен.

В возрасте 12 лет Островского зачислили сразу в 3 класс Московской губернской гимназии – самой престижной гимназии Москвы. Учиться в гимназии Островскому не нравилось. Отголоски впечатлений об учёбе можно найти в одном из его рассказов, где он пишет о мальчике в гимназии: «Здесь предстали ему науки в той дикой педантической методе, которая пугает свежий ум, в том мёртвом и холодном образе, который отталкивает молодое сердце, открытое для всего живого».

В числе первых учеников Островский не значился, но учился он хорошо и получил право поступать в Московский университет без вступительных экзаменов.

Александр Николаевич Островский мечтал об историко-филологическом факультете, ведь уже тогда он начинал пробовать свои силы в сочинительстве. Но по настоянию отца ему пришлось выбрать юридический. В те же годы в Московском университете учились поэты Афанасий Фет, Яков Полонский, Аполлон Григорьев.

Учёба на юридическом факультете тяготила Островского, а театр стал главной страстью в его жизни. Все деньги, которые ему выдавал отец, молодой человек тратил на билеты в театр.  В студенческие годы Островского Малый театр называли «вторым Московским университетом». Актёры театра дружили с профессорами, а театральными завсегдатаями были студенты.

В 1843 году после второго курса Островский ушёл из университета. По настоянию отца он начал работать писцом в Московском совестном суде, а после перевёлся в Коммерческий суд.

В этот период Островский пишет сценки из купеческой жизни, делает наброски пьесы «Банкрут», которая позже выйдет под названием «Свои люди – сочтёмся». В 1847 году в газете «Московский городской листок» печатают очерк Островского

«Записки замоскворецкого жителя» и пьесу «Картина семейной жизни».

Бывший преподаватель Островского, профессор и литературный критик Степан Петрович Шевырёв пригласил Островского к себе, чтобы молодой драматург прочёл свою пьесу гостям профессора. После чтения профессор Шевырёв назвал Островского «новым драматическим светилом в русской литературе».

Сохранились слова Николая Васильевича Гоголя о молодом Островском: «Пишет, как талант-самородок, сплеча, не оглядываясь и руководствуясь только вдохновением. А это не годится и невозможно. Техника ‒ другое вдохновение; вдохновение тогда, когда нет вдохновения!».

Дебют был ярким, но театральная карьера драматурга складывалась нелегко. Пьесу

«Картина семейного счастья» цензура запретила ставить на сцене. К постановке не допустили и комедию «Банкрут», которая была напечатана в журнале «Москвитянин» и пользовалась огромным успехом у читателей. Над драматургом установили полицейский надзор. Это стало причиной увольнения Островского со службы в суде.

В 1850 году Александр Николаевич Островский становится сотрудником журнала «Москвитянин». А. Н. Островский возглавил так называемую «молодую редакцию» «Москвитянина», отвечавшую за художественный и критический разделы журнала.

Комедия 1851 года «Бедная невеста» написана в резком обличительном духе гоголевских традиций. Но через несколько лет Островский пересмотрел свои взгляды. В письме редактору «Москвитянина» Михаилу Погодину драматург написал: «Пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует. Исправители найдутся и без нас».

Новые взгляды Островского отразились в комедии «Бедность не порок». Далеко не все были согласны с драматургом. Например, Николай Чернышевский упрекнул Островского в том, что его новая позиция фальшива идейно и художественно.

А чуть позже уже славянофилы будут упрекать Островского в нелюбви к русскому жизненному укладу, когда драматург перейдёт в «Современник».

Творчество Островского и его методы работы с актёрами вызывали много противоречивых мнений. Публика пьесы Островского обожала, но и врагов у драматурга-новатора было достаточно. Недовольство вызывала не только позиция драматурга, многие не могли смириться с новаторским характером его пьес.

В чём состояло новаторство Островского?

Центром своих пьес Островский всегда делал личность, а не сюжет, как раньше. Главным для него было раскрыть характер героя, а не создать сложную интригу.

С героями тоже всё было непросто. Дело в том, что драматург впервые вывел на сцену героев низкого социального статуса. Одним из самых ярких героев такого типа можно назвать нищего пьяницу Любима Торцова из комедии «Бедность не порок». Многие считали, что такие герои недостойны театральной сцены, поэтому пьесы Островского называли «грязными».

Характеры персонажей Островского сложные и неоднозначные. Например, Катерину из «Грозы» критики называли и слабой, и сильной, и чистой душой, и грешницей. До Островского привычными были герои одной черты, герои-маски. Или немного усложнённые типы, например, плут, но добрый малый.

Главная роль женских персонажей, их бунт и внимание к их проблемам – тоже новаторская черта в драматургии.

Ещё одна яркая черта пьес Островского – активное использование фольклорных элементов. В его пьесах встречаются народные песни, прибаутки, поговорки и пословицы. Поговорки драматург часто использовал в названиях пьес. Например, «Бедность не порок» или «На всякого мудреца довольно простоты».

В драме «Гроза» Островский использовал материалы, собранные во время экспедиции по Волге 1856 года. В эту экспедицию драматург отправился по заданию Морского министерства.

Островский принёс на театральную сцену методы критического реализма. В его пьесах мы видим детальные картины быта разных сословий, а речь персонажей точно отражает социальный статус, характер, образованность и профессию героев.

До Островского русская драматургия была в упадке. В тридцатые-сороковые годы на сцене в основном ставились мелодрамы и водевили. Часто простенькие иностранные пьесы адаптировались для русского зрителя. Возмущение этим прослеживается в статьях Белинского и Гоголя: «Где же жизнь наша? Где мы со всеми современными страстями и странностями?».

«Ради бога, дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков! На сцену их, на смех всем!»

Новая драматургия Островского требовала и нового драматического искусства. Актёры того времени часто переигрывали, пытаясь привлечь к себе всё внимание зрителей. Звёзды сцены придерживались одного амплуа, а весь спектакль вертелся вокруг этой звезды. Кроме того, актёры во время спектакля часто общались со зрителями.

Островский добивался, чтобы на сцене создавалось единое полотно спектакля. Он заставлял актёров вживаться в роли. Сцену он сделал условным пространством, которое живёт своей жизнью, отделив актёров от зала так называемой «четвёртой стеной».

Пьесы Островского ориентированы не на одного актёра, а на весь актёрский ансамбль. Драматург репетировал с актёрами, давал им указания. Разумеется, далеко не всем актёрам это нравилось. Например, знаменитый актёр

Михаил Семёнович Щепкин долгое время был ярым противником драматурга.

Александр Николаевич Островский организовал Артистический кружок и воспитал в нём множество талантливых актёров. Школа Островского стала основой знаменитой системы Станиславского, которая признана по всему миру.

О своих заслугах Островский писал так: «Я близко сошелся с артистами и всеми силами старался быть полезным своими знаниями и способностями. Школа естественной и выразительной игры на сцене образовалась одновременно с появлением моих первых комедий и не без моего участия».

За достижения в искусстве драматургу дали Уваровскую премию и сделали членом-корреспондентом Академии наук.

В конце жизни Островский стал заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища. Но воплотить свои идеи по преобразованию русского театра драматург не успел. В 1886 года Островский умер в своём любимом имении Щелыково Костромской губернии.

«Все порядочные люди живут или идеями, или надеждами, или, пожалуй, мечтами; но у всякого своя задача есть. Моя задача – служить русскому драматическому театру», ‒ сказал о себе драматург.

Художественный мир А.

Н. Островского. Личность и судьба драматурга. Новаторство драматурга

Художественный мир А. Н. Островского. Личность и судьба драматурга. Новаторство драматурга

Сегодня на уроке мы:

– Поговорим о жизни и творчестве Александра Николаевича Островского.

– Узнаем, как связана судьба драматурга с судьбой Малого театра.

– Определим, в чём заключается новаторство драматургии Островского.

Александр Николаевич Островский

родился 31 марта 1823 года в доме на улице Малая Ордынка московского района Замоскворечье.

Отец драматурга. Николай Фёдорович Островский был сыном священника, женился на дочери пономаря, закончил духовную семинарию, но решил заняться светской карьерой. Он стал чиновником в общем собрании Московских департаментов сената, дослужился до высоких чинов и получил право на дворянство. После этого Николай Фёдорович ушёл со службы, чтобы открыть частную практику.

Николай Фёдорович Островский был очень образованным и начитанным человеком, он собрал огромную домашнюю библиотеку. Театр Николай Фёдорович не любил, но в его библиотеке было полное собрание всех русских драматических произведений. Так что знакомство с театром Александра Николаевича Островского началось в детстве, когда он свободно выбирал себе книги из отцовского шкафа.

Николай Фёдорович Островский обеспечил детям прекрасное домашнее образование. Уже в подростковом возрасте Александр Николаевич свободно владел французским, немецким и греческим языками. Испанский, итальянский и английский языки драматург изучил, самостоятельно уже будучи взрослым человеком.

В восемь лет Александр Николаевич Островский лишился матери. Любовь Ивановна умерла. Новой женой отца стала дочь обрусевшего шведского барона Эмилия Андреевна фон Тессин. Благодаря ей образование приёмных детей вышло на новый качественный уровень. В дом стали приглашать учителей музыки.

Блестящим музыкантом Александр Николаевич Островский не стал, но он легко читал ноты, мог подбирать мелодию на фортепиано и записывать музыку. Поэтому впоследствии с ним очень любили работать композиторы. Пётр Ильич Чайковский писал музыку для пьес Островского, в том числе увертюру для драмы «Гроза»

и музыку для пьесы-сказки
«Снегурочка»
.

А для композитора Александра Николаевича Серова Островский записывал мелодии костромских песен.

В возрасте 12 лет Островского зачислили сразу в 3 класс Московской губернской гимназии – самой престижной гимназии Москвы. Учиться в гимназии Островскому не нравилось. Отголоски впечатлений об учёбе можно найти в одном из его рассказов, где он пишет о мальчике в гимназии: «Здесь предстали ему науки в той дикой педантической методе, которая пугает свежий ум, в том мёртвом и холодном образе, который отталкивает молодое сердце, открытое для всего живого».

В числе первых учеников Островский не значился, но учился он хорошо и получил право поступать в Московский университет без вступительных экзаменов.

Александр Николаевич Островский мечтал об историко-филологическом факультете, ведь уже тогда он начинал пробовать свои силы в сочинительстве. Но по настоянию отца ему пришлось выбрать юридический. В те же годы в Московском университете учились поэты Афанасий Фет, Яков Полонский, Аполлон Григорьев

.

Учёба на юридическом факультете тяготила Островского, а театр стал главной страстью в его жизни. Все деньги, которые ему выдавал отец, молодой человек тратил на билеты в театр. В студенческие годы Островского Малый театр называли «вторым Московским университетом». Актёры театра дружили с профессорами, а театральными завсегдатаями были студенты.

В 1843 году после второго курса Островский ушёл из университета. По настоянию отца он начал работать писцом в Московском совестном суде, а после перевёлся в Коммерческий суд.

В этот период Островский пишет сценки из купеческой жизни, делает наброски пьесы «Банкрут», которая позже выйдет под названием «Свои люди – сочтёмся». В 1847 году в газете «Московский городской листок» печатают очерк Островского «Записки замоскворецкого жителя»

и пьесу
«Картина семейной жизни»
.

Бывший преподаватель Островского, профессор и литературный критик Степан Петрович Шевырёв пригласил Островского к себе, чтобы молодой драматург прочёл свою пьесу гостям профессора. После чтения профессор Шевырёв назвал Островского «новым драматическим светилом в русской литературе».

Сохранились слова Николая Васильевича Гоголя о молодом Островском: «Пишет, как талант-самородок, сплеча, не оглядываясь и руководствуясь только вдохновением. А это не годится и невозможно. Техника ‒ другое вдохновение; вдохновение тогда, когда нет вдохновения!».

Дебют был ярким, но театральная карьера драматурга складывалась нелегко. Пьесу «Картина семейного счастья»

цензура запретила ставить на сцене. К постановке не допустили и комедию
«Банкрут»
, которая была напечатана в журнале «Москвитянин» и пользовалась огромным успехом у читателей. Над драматургом установили полицейский надзор. Это стало причиной увольнения Островского со службы в суде.

В 1850 году Александр Николаевич Островский становится сотрудником журнала «Москвитянин». А. Н. Островский возглавил так называемую «молодую редакцию» «Москвитянина», отвечавшую за художественный и критический разделы журнала.

Комедия 1851 года «Бедная невеста»

написана в резком обличительном духе гоголевских традиций. Но через несколько лет Островский пересмотрел свои взгляды. В письме редактору «Москвитянина» Михаилу Погодину драматург написал:
«Пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует. Исправители найдутся и без нас».
Новые взгляды Островского отразились в комедии «Бедность не порок». Далеко не все были согласны с драматургом. Например, Николай Чернышевский упрекнул Островского в том, что его новая позиция фальшива идейно и художественно.

А чуть позже уже славянофилы будут упрекать Островского в нелюбви к русскому жизненному укладу, когда драматург перейдёт в «Современник».

Творчество Островского и его методы работы с актёрами вызывали много противоречивых мнений. Публика пьесы Островского обожала, но и врагов у драматурга-новатора было достаточно. Недовольство вызывала не только позиция драматурга, многие не могли смириться с новаторским характером его пьес.

В чём состояло новаторство Островского?

Центром своих пьес Островский всегда делал личность, а не сюжет, как раньше. Главным для него было раскрыть характер героя, а не создать сложную интригу.

С героями тоже всё было непросто. Дело в том, что драматург впервые вывел на сцену героев низкого социального статуса. Одним из самых ярких героев такого типа можно назвать нищего пьяницу Любима Торцова из комедии «Бедность не порок». Многие считали, что такие герои недостойны театральной сцены, поэтому пьесы Островского называли «грязными».

Характеры персонажей Островского сложные и неоднозначные. Например, Катерину из «Грозы» критики называли и слабой, и сильной, и чистой душой, и грешницей. До Островского привычными были герои одной черты, герои-маски. Или немного усложнённые типы, например, плут, но добрый малый.

Главная роль женских персонажей, их бунт и внимание к их проблемам – тоже новаторская черта в драматургии.

Ещё одна яркая черта пьес Островского – активное использование фольклорных элементов. В его пьесах встречаются народные песни, прибаутки, поговорки и пословицы. Поговорки драматург часто использовал в названиях пьес. Например, «Бедность не порок» или «На всякого мудреца довольно простоты».

В драме «Гроза» Островский использовал материалы, собранные во время экспедиции по Волге 1856 года. В эту экспедицию драматург отправился по заданию Морского министерства.

Островский принёс на театральную сцену методы критического реализма. В его пьесах мы видим детальные картины быта разных сословий, а речь персонажей точно отражает социальный статус, характер, образованность и профессию героев.

До Островского русская драматургия была в упадке. В тридцатые-сороковые годы на сцене в основном ставились мелодрамы и водевили. Часто простенькие иностранные пьесы адаптировались для русского зрителя. Возмущение этим прослеживается в статьях Белинского и Гоголя: «Где же жизнь наша? Где мы со всеми современными страстями и странностями?».

«
Ради бога, дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков! На сцену их, на смех всем!»
Новая драматургия Островского требовала и нового драматического искусства. Актёры того времени часто переигрывали, пытаясь привлечь к себе всё внимание зрителей. Звёзды сцены придерживались одного амплуа, а весь спектакль вертелся вокруг этой звезды. Кроме того, актёры во время спектакля часто общались со зрителями.

Островский добивался, чтобы на сцене создавалось единое полотно спектакля. Он заставлял актёров вживаться в роли. Сцену он сделал условным пространством, которое живёт своей жизнью, отделив актёров от зала так называемой «четвёртой стеной».

Пьесы Островского ориентированы не на одного актёра, а на весь актёрский ансамбль. Драматург репетировал с актёрами, давал им указания. Разумеется, далеко не всем актёрам это нравилось. Например, знаменитый актёр Михаил Семёнович Щепкин

долгое время был ярым противником драматурга.

Александр Николаевич Островский организовал Артистический кружок и воспитал в нём множество талантливых актёров. Школа Островского стала основой знаменитой системы Станиславского, которая признана по всему миру.

О своих заслугах Островский писал так: «Я близко сошелся с артистами и всеми силами старался быть полезным своими знаниями и способностями. Школа естественной и выразительной игры на сцене образовалась одновременно с появлением моих первых комедий и не без моего участия».

За достижения в искусстве драматургу дали Уваровскую премию и сделали членом-корреспондентом Академии наук.

В конце жизни Островский стал заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища. Но воплотить свои идеи по преобразованию русского театра драматург не успел. В 1886 года Островский умер в своём любимом имении Щелыково Костромской губернии.

«Все порядочные люди живут или идеями, или надеждами, или, пожалуй, мечтами; но у всякого своя задача есть. Моя задача – служить русскому драматическому театру», ‒

сказал о себе драматург.

Новаторство А.Н.Островского

Самоотверженный труд, сопутствовавший драматургу на протяжении всей его жизни, ознаменовался блестящими результатами. Именно А.Н.Островский своими драматическими шедеврами довершил создание русского национально-самобытного театра, начатое Фонвизиным, Грибоедовым и Гоголем. Роль Островского, первостепенного писателя, корифея национально-самобытной драматургии, была признана всей прогрессивной общественностью еще при его жизни. Гончаров писал: «Островский бесспорно самый крупный талант в современной литературе!»

Новаторство Островского сказалось не только в том, что он круто повернул драматургию и театр к жизни, к ее актуальным социально-нравственным проблемам, но и в том, что он писал свои пьесы во имя народа и для народа. И народ благодарно принял его драматургию.

Руководствуясь пламенно-патриотическими намерениями, Островский писал в дирекцию императорских театров многочисленные докладные записки, в которых предлагал конкретные меры преобразования театра, превращения его в школу общественных нравов. Этими записками пренебрегали, им не давали ходу. Но Островский, не жалея никаких сил, продолжал отстаивать свои идеи.

Театральные принципы великого драматурга были осуществлены и продолжены в системе К. С. Станиславского, они получили свое дальнейшее развитие в российском театре.

Великое творческое наследие Островского, оказавшее огромное влияние на развитие отечественной драматургии и сцены, на драматическое и сценическое искусство вообще, сохраняет и еще долго будет сохранять значение замечательного, ничем не заменимого учебника жизни, доставляя читателям и зрителям истинное эстетическое наслаждение. Его пьесы, входя в число мировых литературно-художественных ценностей, все чаще и чаще привлекают внимание зарубежных издательств и теат

Информация о работе «Новаторство А.Н.Островского»

Раздел: Литература и русский язык Количество знаков с пробелами: 1762 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Новаторство драматургии Чехова

84893

0

1

… в театре проходил тот же процесс, что и в литературе. Вот почему слились воедино усилия выдающихся реформаторов русского театра Станиславского и 1 — БердниковГ.П. Чехов-драматург: традиции и новаторство в драматургии Чехова. М.1982 г. стр.21. Немировича-Данченко, с оной стороны, великого русского писателя Чехова – с другой, вот почему драматургия Чехова оказалась призванной сыграть решающую …

Сопоставление литературного произведения с картинами художников и музыкальными фрагментами

19073

0

0

… на картину Васнецова, то мы увидим там ту же красоту и спокойствие, которая навевается стихотворением. Использование музыкального фрагмента Цель занятия: Сформировать музыкальное восприятие. Научить сравнивать образ музыкального произведения со стихотворным образом. Сопоставление произведения А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года» со стихотворением А.А. Фета «Уж верба вся пушистая …

Изучение драмы в школе на примере пьесы А.Н. Островского «Гроза»

104024

0

0

… , а композитор В. Н. Кашперов создал оперу на либ­ретто Островского. Все это должно способствовать появле­нию интереса к творчеству и личности драматурга. 2.2. Тематическое планирование по пьесе А.Н. Островского «Гроза» Определяя путь изучения Островского в школе, мы преж­де всего решаем для себя, каким бы мы хотели запечатлеть его в сознании учащихся, какой круг знаний мы хотим им дать. …

Жанровое своеобразие драмы «Гроза»

7554

0

0

… страсти” существенным упущением, говорил о том, что именно поэтому “борьба страсти и долга” для нас обозначается “не вполне ясно и сильно”. Но этот факт не противоречит законам драмы. Своеобразие жанра “Грозы” проявляется и в том, что, несмотря на мрачный, трагический общий колорит, в пьесе есть и комические, сатирические сцены. Нам кажутся нелепыми анекдотично-невежественные рассказы Феклуши о …

EXHAUSTING BEAUTY — Групповая выставка в Dora Ostrovsky Art Hub, Франкфурт-на-Майне, Германия — OFluxo

Изнуряющая красота

Катя Кель Елизарова, Севина Цану, Соня Яковлева

Куратор Ольга Иноземцева-Аппель

Dora Ostrovsky Art Hub, Франкфурт-на-Майне, Германия

17 июня — 31 июля 2022 г.

В своей художественной практике три художницы Катя Кель Елизарова, Севина Цану и Соня Яковлева используют такие приемы, как вырезание из бумаги, флористика и текстильный дизайн, которые некоторые представители мира искусства до сих пор часто незаслуженно сводят к женскому трудолюбию или домашнему ремеслу из-за их декоративная красота. Диффамации, такие как «народное искусство» или «женское искусство», также применяются к этим формам искусства и по сей день в некоторых глазах вместо того, чтобы исследовать критический подход к содержанию самих произведений. Оценка художественного произведения сводится тогда исключительно к технике, содержание отходит на второй план. Исследуя эстетический разрыв между красотой и уродством с точки зрения содержания, работы, представленные на этой выставке, намеренно передают противоречия в оценке произведений искусства. Художники намеренно играют с восприятием нормативных идеалов красоты, стирают границы между ценностными категориями.

Философы, авторы и искусствоведы на протяжении веков обращались к эстетическому противоречию между прекрасным и уродливым, чтобы дать определения этим терминам. Безобразное обычно понималось как контраст прекрасному, как дисгармония или нечто, нарушающее идеалы, например, пропорции, симметрии, колорита. В наше время, в свою очередь, формы выражения и понятия, изначально воспринимавшиеся как уродливые, иногда принимаются за собственные определения прекрасного, чтобы намеренно расширить и расширить классические интерпретации. В то же время современные идеалы красоты в ориентированном на потребителя мире подвержены динамике, которая соопределяет не только эстетическое понимание, но и устойчивость этих категорий. Доступность, а также взаимозаменяемость сильно стилизованных, обработанных в цифровом виде и часто сексуально окрашенных изображений, которые с высокой частотой циркулируют в Интернете, стирают категории эстетики.

Художница Катя Кель Елизарова трансформирует эстетику цифрового в аналоговое и в то же время подхватывает эфемерность общества потребления. Елизарова разрабатывает пространственные инсталляции и скульптуры в смешанной технике, которые переопределяют найденные и присвоенные объекты посредством их собственного художественного выражения. Одна из черт ее практики исходит от граффити, которое находит отражение в экспансивных формах и жестах. При этом она сочетает элементы безвкусицы с символикой фантастических миров. Ее работы движутся на грани китча и тем самым передают некую иронию по отношению к традиционным формам искусства.

Севина Цаноу занимается концепцией женственности как социально сформированной перформативной модели пола. Ее картины маслом играют с гротескным изображением человеческих тел, а также с преувеличением женских качеств. Благодаря преднамеренному показу и подтверждению клише, таких как очень длинные ногти, высокие каблуки и глубокие вырезы, зрители соблазняются узнавать женщин. Благодаря пышному применению цвета сцены кажутся эффектными и причудливыми. Таким образом, Цану освобождается от социальных комплексов и вновь обретает театральность в выражении женственности.

Работы Сони Яковлевой порывают с европейской традицией изображения наготы человеческого тела. При этом Яковлева ставит под сомнение типичное восприятие эротики и гендерных ролей. Силуэты показывают беззастенчивые позы тел во взаимодействии, а также в саморепрезентации, свободно выражая свою сексуальность и не уклоняясь от подчеркивания своей физической привлекательности. Это инвертирует перспективы. Яковлева с юмором использует мотивы из мира социальных сетей и порнографии.

— Арт-хаб Доры Островской

 

Изнуряющая красота, куратор Ольга Иноземцева-Аппель, At Dora Ostrovsky Art Hub, Франкфурт-на-Майне, Германия, 2022 Севина Цану, 🍆 везде, 2021, Öl auf Baumwolle, 150×150см Севина, Цану, Ботинок IV, 2021, Öl auf Jute, 150×50 смСевина, Цану, Арахнофобия, 2021, Öl auf Leine, 70×50 см Изнуряющая красота, куратор Ольга Иноземцева-Аппель, At Dora Ostrovsky Art Hub, Франкфурт-на-Майне, Германия, 2022 Соня Яковлева, Major Pectoralis, 2019, Papierschnitt, предоставлено Робертом Груненбергом и художником Соня Яковлева Boxkämpferinnen (links), Pouledance (rechts), 2022, предоставлено Робертом Груненбергом и художником Изнуряющая красота, куратор Ольга Иноземцева-Аппель, At Dora Ostrovsky Art Hub, Франкфурт-на-Майне, Германия, 2022 Изнуряющая красота, куратор Ольга Иноземцева-Аппель, At Dora Ostrovsky Art Hub, Франкфурт-на-Майне, Германия, 2022 Севина Цану, Самоулучшение, 2022, Öl auf Leine, 70×35 смСевина Цану, Lady Shave, 2022, Öl auf Jute, 200×150 см Катя Кель Елизарова, Садовник скоро сад пересадит, 2022, Мультимедийная инсталляция Катя Кель Елизарова, Садовник скоро сад пересадит, 2022, Мультимедийная инсталляция Катя Кель Елизарова, Садовник скоро сад пересадит, 2022, Мультимедийная инсталляция Катя Кель Елизарова, Садовник скоро сад пересадит, 2022, Мультимедийная инсталляция Катя Кель Елизарова, Садовник скоро сад пересадит, 2022, Мультимедийная инсталляция Катя Кель Елизарова, Садовник скоро сад пересадит, 2022, Мультимедийная инсталляция Изнуряющая красота, куратор Ольга Иноземцева-Аппель, At Dora Ostrovsky Art Hub, Франкфурт-на-Майне, Германия, 2022 Катя Кель Елизарова, Садовник скоро сад пересадит, 2022, Мультимедийная инсталляция Катя Кель Елизарова, Садовник скоро пересадит огород, ДетальКатя Кель Елизарова, Садовник скоро пересадит огород, Деталь Катя Кель Елизарова, Садовник скоро сад пересадит, Деталь Катя Кель Елизарова, Садовник скоро сад пересадит, Деталь Катя Кель Елизарова, Садовник скоро сад пересадит, Деталь Катя Кель Елизарова, Садовник скоро пересадит огород, ДетальКатя Кель Елизарова, Садовник скоро пересадит огород, Деталь Катя Кель Елизарова, Садовник скоро сад пересадит, Деталь Катя Кель Елизарова, Садовник скоро сад пересадит, Деталь Катя Кель Елизарова, Садовник скоро сад пересадит, Деталь Катя Кель Елизарова, Садовник скоро сад пересадит, Деталь Катя Кель Елизарова, Садовник скоро сад пересадит, Деталь

Дора Островский Art Hub

Предыдущие статьи

Инстаграм

Иерусалимская художественная выставка представляет двух ведущих израильских художников русского происхождения

Иерусалим Report logo small (Фото: JPOST STAFF)

Совместная выставка Майкла Моргенштерна и покойного Йосефа (Иосифа Мееровича) Островского (1935-1993) проходит в Ноябрь в Hechal Shlomo — Музее еврейского искусства Вольфсона в Иерусалиме до 25 декабря. Это обещает быть захватывающим шоу, учитывая, что оба художника добились большого успеха в своем искусстве и глубоко выражают — каждый по-своему — то, что можно описать. как еврейский дух и глубоко гуманистический опыт через свои картины.

Вопрос о том, что может означать тот или иной «еврейский дух», конечно, спорный. Однако, если проследить еврейский вклад в современное искусство с такими работами, как Сутин, Шагал, Эль Лессицкий, Ротко, Ньюман, Модильяни и т. д., можно охарактеризовать такие работы как интенсивно романтические по духу, порывающие с классической традицией и обнаруживающие новое. творческие выходы. В одном смысле такое искусство отражает еврейский дух; в другом — универсальная чувствительность. В самом деле, Островский сказал что-то вроде того, что искусство переходит границы, и чем глубже вглядываешься в свою культуру и народ, тем острее как-то проявляется универсальная чувствительность всех народов. В этом смысле можно охарактеризовать обоих художников как одновременно племенных и партикуляристских, а также универсальных и гуманистических.

Можно вспомнить «дегенеративное искусство» времен подъема нацизма в Германии. Официальное государственное искусство считалось классическим, крепким, реалистичным и могущественным, отражающим «чистую расу», в то время как современное искусство того времени, в частности «еврейское» и «большевистское» искусство, было исключено, понижено до уровня намеренно бессистемной выставки. , нелестно и, казалось бы, нелогично в отличие от официально санкционированного «классического» искусства.

Тем не менее такое «дегенеративное искусство» сохранялось, и еврейский вклад в модернизм процветал. Такие художники, как Ротко и Ньюман, внесли весомый вклад в абстрактный экспрессионизм, например, когда он укоренился в Нью-Йорке. В этом смысле я бы сказал, что два упомянутых художника продолжают такое наследие — увлекая зрителей романтически-еврейским духом и, по сути, торжествуя как пороки фашистского, так и социалистического искусства, стремясь в процессе найти как индивидуальное, так и душевное произведение. выразительность и универсальный подтекст.

Работа Майкла Моргенштерна в основном абстрактна. «Никто не может ничего добавить к Творению, — говорит он. «В абстрактном искусстве все по-другому» (кредит: МАЙКЛ МОРГЕНШТЕРН)

Под угрозой за свое искусство они совершили алию

Фактически, оба художника находились под угрозой со стороны советского правительства в то время в их еврейской тематике и тот факт, что их искусство не соответствовало официальному искусству того времени — соцреализму. В этом смысле их искусство не выглядело националистическим и поэтому подрывало авторитет в то время. Но Островского и Моргенштерна это не смутило, их детская мечта приобщиться к иудаизму и еврейской культуре осталась непоколебимой с их мечтой совершить наконец алию в 1989 и 1991, соответственно, осуществившиеся без ущерба для требований советского давления.

Для Островского память о дедушке и бабушке и местечковой жизни произвела неизгладимое впечатление, а для Моргенштерна память о деде, надевавшем талит в молитве, запечатлелась в его душе. Эти детские воспоминания и их дружба остались непоколебимыми, а их искусство является свидетельством стойкого духа, который хотел выразить такие яркие воспоминания и вернуться на землю своего рождения, образно говоря. А оказавшись в Израиле, оба художника произвели сильное художественное и творческое впечатление многочисленными выставками. В то время как Островский погрузился в еврейскую культурную жизнь, быстро изучив язык и став значительным художником, Моргенштерн также должен был стать ведущей фигурой и найти свой путь в духовно-религиозную глубину иудаизма. Оба в некотором смысле представляли Израиль как художники, и их долгое изгнание было преодолено, так как они нашли «дом». Тем не менее, беглый взгляд на их художественную продукцию и историю показывает, что они также широко выставлялись даже за пределами Израиля. Фактически, в 2015 году у Островского была ретроспектива в Нью-Йорке, на которой было продемонстрировано его искусство с целью установления связи между русскими еврейскими художниками и еврейским народом в целом.

Островский родился в Шепетовке в 1935 году, переехал в Одессу, позже учился в Одесской государственной академии художеств. Его творчество раскрывает модернистский стиль с отголосками Сезанна, Брейгеля (который был современным для своего времени), Пикассо и Шагала. В этом смысле, хотя одной категории недостаточно, можно сказать, что его работы охватывают постимпрессионизм, кубизм и экспрессионизм. Несмотря на то, что его работы связаны с традиционной тематикой — портретом, натюрмортом и жанровыми сценами — он выработал свой собственный стиль. Можно было бы описать его как иератическое и романтическое в мистическом смысле, не опускаясь до китча и простых «типов».

Его фигуры кажутся плотными и твердыми; тела несколько искажены и упрощены в геометрических формах. Тем не менее, он создает движение, а твердость уступает своего рода сюрреалистическому искажению, когда, например, его скрипачи или увлеченные персонажи кажутся танцующими и отдающимися более высокой энергии, определяемой сплошными цветными блоками, почти абстрактными фонами, которые менее описательным и видением, в котором сила субъекта становится могущественной реальностью, где текстурированные поверхности и игра света и тени источают теплоту и воздух духовного плодородия.

Почти детская наивность в изображении фигур компенсируется более интеллектуальными метафорическими аллюзиями. Можно было бы осмелиться сказать, что его работы источают какую-то потустороннюю обыденность и что его путешествие в Израиль и его успех здесь как художника связывают его понимание света, цвета, пространства и линии с эфирным, с измерение, где визуальное становится музыкальным, почти кинестетическим. Этот плодовитый художник с 1970-х по 90-е годы таков, что его взгляд достигает измерения души и может точно описать художника, который выражал еврейское видение, одновременно израильского художника и в то же время размышляющего о человеческом состоянии в целом.

Я нахожу работы Моргенштерна более абстрактными и легкими, но, как ни странно, его стиль более эклектичный, временами даже сверхреальный. Есть воздух потустороннего, метафизического погружения в философско-онтологический вопрос о том, какова природа бытия как такового. Родившийся в 1955 году в Москве, выпускник Московской художественной академии и принятый в Союз художников СССР, он тем не менее нашел богатство еврейской духовной жизни в Израиле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *