сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру
Софья дочь Павла Фамусова. Она молода, красива и немного легкомысленна. У Софьи достойное образование. Она в совершенстве владеет французским языком, разбирается в моде и ведет весьма «раскрепощенный» образ жизни. Девушка без памяти любит секретаря своего отца – Молчалина. Молодые люди проводят втайне ночи напролет, ведь мужчина проживает в доме у Фамусова и находится всегда «под рукой» у руководителя. Фамусов не догадывается о «порочности» дочери. Однако все тайное, рано или поздно станет явным…
Софья наивно полагает, что Молчалин испытывает к ней ответную симпатию. Она даже не может предположить, что мужчина делает это ради своего собственного благополучия. На самом деле, секретарю уже давно нравится Лиза, служанка Фамусовых.
Лиза, очень активная и смышленая девушка. Несмотря на свою простоту, в ней присутствует хитрость, и умение обходить «острые углы». Эта сноровка помогает ей избежать всякого рода «флирта», со стороны Павла Фамусова.
Лиза так же находится в недоумении от тайных желаний Молчалина. Девушка избегает и его ухаживаний, так как он ей абсолютно не нравится. Она не идет в разрез своим принципам и отвергает обоих мужчин. Она любит совершенно другого, а все остальные, становятся «автоматически» не интересны.
Образы Лизы и Софьи абсолютно разные. Девушки не похожи друг на друга. Чувствительная Софья витает в облаках, не думает о будущем и живет буквально «одним днем». Лиза же вынуждена помогать девушке, и всякий раз ставит себя под удар, прикрывая рандеву «влюбленных». Служанка не одобряет подобных встреч, всякий раз пытается образумить Софью и призвать ее к осторожности и скромности.
Однако когда Фамусов узнает о тайной связи двух «возлюбленных» первая оказывается под ударом именно Лиза. Фамусов обвиняет именно ее в укрывательстве «парочки». Она, как и Чацкий пострадала от своего ума. Только вот в отличие от героя комедии, девушку ждет реальное наказание и в этот раз ей не избежать «барского гнева».
Возможно, именно образ Лизы наделен всеми лучшими качествами. Девушка, говорит только по делу, не хамит, но и не лицемерит. Она всегда делает свои выводы из прошлых ошибок, чтобы в будущем попытаться избежать любых оплошностей. Потому, как девушка не принимала любые ухаживания мужского пола, можно понять, что она относится к высоконравственной натуре. Это так же отличает ее от «раскрепощенной» Софьи Фамусовой.
В комедии «Горе от ума» образ обеих девушек непременно очень важен. Каждая из них придает своеобразный оттенок произведению, который впоследствии влияет на весь сюжет. Автор не делает девушек ни подругами, ни враждующими сторонами. Лиза, для Софии как старшая сестра. Она желает Фамусовой добра, дает дельные советы, но зачастую просто остается проигнорирована…
Понравилось сочинение? А вот еще:
Характеристика Софьи Фамусовой в «Горе от ума». Помощь школьнику
Характеристика Софьи Фамусовой в «Горе от ума». Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику
Мы подготовили для наших читателей несколько сочинений на тему — Образ Софьи в комедии «Горе от ума» Грибоедова. Используйте эти примеры для написания своего рассуждения на урок в школе.
Сочинение 1
Софья Павловна Фамусова является главной героиней комедии Грибоедова «Горе от ума». Девушка наделена очень противоречивым характером. Однажды Гончаров И.А. подметил, что в Софье смешались хорошие манеры и ложь, острый ум и отсутствие каких-либо убеждений. Она не была «стандартом» девушки тогдашнего общества. Именно за это ее и полюбил Чацкий.
Грибоедов показывает нам Софью, как очень умную и образованную девушку, способную по-настоящему переживать свои эмоции. Ей не чуждо сострадание и любовь всем сердцем. Софья Павловна очень любила читать произведения французских писателей и поэтов. Девушка была очень мечтательна и чувствительна. Окружающих она воспринимала через призму романтических произведений. Скорее всего, именно поэтому Софья обратила свой взор на Молчалина, ведь он так был похож на ее любимых литературных героев. Кроме того, будучи властной женщиной, Софья нуждалась в человеке, который будет слушать ее во всем. Молчалин оказался именно таким.
Сблизившись с Чацким, Грибоедов показывает нам еще одну сильную черту характера Софьи. В своем юном возрасте девушка была независима в своих суждениях и мнении касательно происходящих событий. Чацкий видел это и очень ценил. Он считал Софью своим единственным другом и единомышленником.
После приезда в Москву, Чацкий замечает, что Софья начала меняться под воздействием окружающих. Это очень опечалило Чацкого. Но Софья обеспокоена совсем по другому поводу. Жизнь преподнесла ей урок. Оказывается, Молчалин был рядом с девушкой, только ради того, чтобы получить высокий чин. В этот момент она потеряла такого «угодного» мужа. Софья не может, да и не хочет быть с Чацким. Это не удобный для нее человек. Но именно он открыл ее глаза на происходящие события. Нарисовав себе романтический образ, девушка выбирает его. Из-за чего девушка страдает больше всех.
Грибоедов показал нам Софью Павловну, как драматический образ. Благодаря своему характеру девушка была очень похожа на Чацкого, но в конечном итоге стала его противником. Именно поэтому образ Софьи является одним из самых оригинальных женских образов в русской литературе.
Сочинение 2
Софья одна из главных героинь повести Грибоедова «Горе от ума». Ее образ считается достаточно противоречивым. Она многогранный человек. Девушку можно назвать умной и грамотной. Она любит независимость и обладает сильным характером. В виду своего возраста она еще любит мечтать. Она считает себя хозяйкой дома. Она главная и все должны подчиняться ее приказам. Соню воспитывает отец, поэтому сильно ее балует.
Софья довольно самостоятельная особа. У нее хорошо поставлен командный тон. В свои семнадцать лет она властная девушка. В свободное время она читает французские книги. У нее гувернантки все из Франции. У нее хорошие манеры. Девушка склонна сочувствовать и сопереживать.
У девушки достаточно много положительных качеств, но они не всегда могут проявиться в Фамусовском обществе. Она поддерживает мнение всех представителей этого коллектива и всегда солидарна с ними. Благодаря такому общению девушка стала лживой и лицемерной. Все эти качества она приобрела. Французские книги развили в Софьи чувственность и сентиментальность. Девушке очень нравился Молчалин, она считала его идеальным мужчиной. Софья испытывает к нему истинные чувства и не хочет замечать его жалкую и убогую натуру.
Софья фанатично обожала Молчалина. Она постоянно думала о нем. Но, все равно эти чувства были обречены. Софья прекрасно знала, что ее отец не одобряет их отношений. От этой мысли девушке становится жутко и больно. Ей очень сложно жить с этим, и она хочет, кому-либо выговорится. Поэтому она открывает душу сначала перед служанкой Лизой, а затем перед Чацким. В ее глазах Молчанов представляется в образе безропотного человека. Но, однажды девушка увидела, как ее возлюбленный пристает к Лизе. Этим поступком мужчина напрочь разочаровал девушку и разбил ей сердце. Ее чувства были растоптаны. Софья разорвала с мужчиной все отношения.
Несмотря на то, что Софья хорошо разбиралась в людях и тщательно отбирала себе мужа, она все же ошиблась. Чацкий был самым достойным партнером для Софии. Но, она его не хотела замечать и рассматривать. В итоге заступаясь за Молчалина, она распустила слух, что Чацкий душевно болен. В итого выяснилось, что София защищала мерзкого и лицемерного человека, а честного Чацкого обидела просто так.
София Павловна была хорошей, умной и доброй девушкой. У нее был сильный характер. Но, окружающее общество привило ей негативные качества, такие как лицемерие. София не является отрицательной героиней произведения. В поисках любви ей необходимо было прислушаться к сердцу, а не к разуму.
Характеристика Софьи
Пьеса «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова, наряду с «Борисом Годуновым» Пушкина, является основой появления в русской литературе реалистической драматургии. Одним из центральных персонажей, главным женским героем, является дочь главного антагониста, Фамусова, Софья. Кроме того, именно она является предметом любовного влечения Чацкого, главного героя произведения.
Софья и Чацкий выросли вместе, знали друг друга с самого детства. В самом раннем возрасте между ними зародилась совсем детская влюбленность, которая у главного героя трансформировалось в самое искреннее чувство. В то же время Софья, прожив несколько лет без Чацкого, совсем забыла о своем раннем увлечении.
На момент начала действия пьесы Софья влюблена и готовится к свадьбе с полной противоположностью главного героя, Молчалиным, человеком успешным с точки зрения финансов и карьерных перспектив, в то же время достаточно ограниченным, лживым, в целом отталкивающем. Чего стоят хотя бы его недвусмысленные отношения со служанкой. Отец Софьи, Фамусов, квинтэссенция добропорядочного представителя высшего света Москвы, полностью одобряет выбор своей дочери.
Семейную идиллию нарушает возвращение в Москву главного героя, Чацкого. Он возвращается с твердым намерением довести до логического завершения свою юношескую любовь к Софье, заключить с ней брак, свято веря, что его подруга детства испытывает к нему похожие чувства. Но Чацкий ошибся. Софья, несмотря на изначальную растерянность, совсем не любит главного героя. Для нее он остался всего лишь другом детства. В настоящем же у нее есть Молчалин, которого она действительно любит. Только Молчалина она видит в качестве своего будущего супруга, ведь его так хорошо принимает ее отец и, следовательно, все высшее общество Москвы. А Софья — плоть от плоти представительница высшего света, со всеми характерными для него взглядами и образом жизни. Поэтому выпады Чацкого против сильных мира сего не находят у Софьи ни малейшего отклика.
В целом можно заключить, что Софья, без сомнения, девушка умная и искренняя. Просто окружающая среда, в том числе влияние отца, наложили на нее настолько сильный отпечаток, что она не может себе представить, что мнение, идущее в разрез с коллективным, может быть правильным. Поэтому можно сделать вывод, что Софья явно не пара Чацкому, бунтарю против окружающей среды. Софья, как и вся ее семья, и есть ярчайший пример существующего высшего света, элита общества. И как каждая элита, она абсолютно не заинтересована в том, что добровольно смести себя с наивысших позиций.
Сочинение 3
В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» представлены нравы московских дворян начала 19 века. Автор показывает столкновение консервативных взглядов помещиков-крепостников с прогрессивными взглядами молодого поколения дворян, которые начали появляться в обществе. Это столкновение представлено в виде борьбы двух лагерей: «века минувшего», защищающего свои меркантильные интересы и личный комфорт, и «века нынешнего», стремящегося улучшить устройство общества за счет проявления истинной гражданственности. Однако в пьесе есть персонажи, которые нельзя однозначно отнести ни к одной из противоборствующих сторон. Таков образ Софьи в комедии «Горе от ума».
Софья Фамусова – один из самых сложных персонажей в произведении А.С. Грибоедова. Характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» противоречива, потому что с одной стороны, она единственный человек, близкий по духу Чацкому, главному герою комедии. С другой стороны, именно Софья оказывается причиной страданий Чацкого и его изгнания из фамусовского общества.
Главный герой комедии недаром влюблен в эту девушку. Пусть теперь их юношескую любовь Софья называет ребячеством, тем не менее, она привлекла когда-то Чацкого своим природным умом, сильным характером, независимостью от чужого мнения. И он был мил ей по тем же причинам. С первых страниц комедии мы узнаем, что Софья получила хорошее образование, любит проводить время за чтением книг, чем вызывает гнев своего отца. Ведь он полагает, что «в чтеньи прок-от не велик», а «ученье – вот чума».
И в этом проявляется первое расхождение в комедии «Горе от ума» образа Софьи с образами дворян «века минувшего».
Увлечение Софьи Молчалиным также закономерно. Она, как поклонница французских романов, разглядела в скромности и немногословности этого человека черты романтического героя. Софья не подозревает, что стала жертвой обмана двуличного человека, находящегося рядом с ней только из личной выгоды.
В своих отношениях с Молчалиным Софья Фамусова проявляет такие черты характера, которые ни один из представителей «века минувшего», включая и ее отца, никогда бы не осмелился проявить. Если Молчалин смертельно боится обнародовать эту связь перед обществом, так как «злые языки страшнее пистолета», то Софья не страшится мнения света. Она следует велению своего сердца: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Такая позиция роднит ее с Чацким.
Однако Софья – дочь своего отца. Она воспитана в обществе, где дорожат лишь чинами и деньгами. Та атмосфера, в которой она росла, безусловно, оказала на нее влияние. Софья в комедии «Горе от ума» сделала выбор в пользу Молчалина не только из-за того, что она увидела в нем положительные качества. Дело в том, что в фамусовском обществе женщины властвуют не только в свете, но и в семье. Стоит вспомнить пару Горичей на балу в доме Фамусова. Платон Михайлович, которого Чацкий знал активным, деятельным военным, под влиянием своей жены превратился в безвольное существо. Наталья Дмитриевна за него все решает, за него дает ответы, распоряжаясь им, как вещью.
Очевидно, что и Софья, желая доминировать над своим супругом, выбрала на роль будущего супруга Молчалина. Этот герой соответствует идеалу мужа в обществе московских дворян: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей».
Все сочинения
Малый театр
Народная артистка РоссииНародная артистка России
Харитонова Елена Германовна, Народная артистка России. После окончания в 1987 году Высшего театрального училища имени Михаила Семеновича Щепкина (курс Ю.М. Соломина) юную актрису пригласили на работу в один из лучших коллективов страны — Самарский академический театр драмы им. М. Горького, где она работала в более 7 лет и где сыграла одни из лучших ролей отечественного зарубежного классического репертуара: Грушеньку («Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского), Глафиру («Волки и овцы» А. Н. Островского), Инкэн Петерс («Перед закатом» Ф. Г. Гауптман), Эпифания («Миллионерша» Джорджа Бернарда Шоу), Финея («Глупая дама» Лопе де Вега), Софья («Горе от ума» А. С. Грибоедова), леди Милфорд («Любовь и интриги» Фридрих Шиллер).
В 1994 году Елена Харитонова вошла в состав ансамбля прославленного Малого театра (старейшего драматического театра России), где проработала более 20 лет.
Знаковой ролью Елены стала принцесса Маргарита Наваррская из «Тайн мадридского двора» Эжена Скриба, Эрнеста Легуве. Роль французской принцессы, пытающейся вызволить брата из испанского плена и построить свое счастье, попутно устраивая чужие жизни, позволила Елене Харитоновой раскрыть лучшие черты своего актерского таланта. «Тайны мадридского двора». » много гастролирует по России и продолжает радовать публику и сегодня. Необыкновенная красота, талант и грация Елены покорили сердца зрителей.
В 2016 году актриса впервые вышла на сцену в роли Бланш Дюбуа в спектакле «Трамвай «Желание»» Теннесси Уильямса в постановке Сергея Потапова. Елена Харитонова не дает Бланш права быть капризной мечтательницей. Эти черты являются следствием ее нервной болезни. Актриса блестяще изображает пронзающую боль, которая пронизывает ее героиню. Ее Бланш — «падшая женщина с душой ангела», как написала Наталья Витвицкая в статье, посвященной актерскому мастерству Харитоновой.
Елена также известна как озвучка. Она озвучивала Кэтрин Хепберн, Софи Лорен, Жюльет Бинош, Изабель Юппер, Мерил Стрип, Гленн Клоуз, Шэрон Стоун, Кейт Уинслет, Анджелину Джоли, Трину Дирхольм, Викторию Абрил.
Елена Германовна много работает на телевидении и радио. Постоянный участник концертных программ Малого театра. Кроме того, преподает сценическую речь на режиссерском факультете Самарского пединститута.
Роли в Малом Театр:
1994 — (замена) Глафира, «Волки и овцы» А. Островского, реж. Виталий Иванов
1995 — (премьера) «Тодор Ивановна Мария Царица» Грозный» Алексея Константиновича Толстого, реж. Владимир Драгунов
1995 — (премьера) Смельская, «Таланты и поклонники» Александра Островского, реж. Владимир Бейлис
1995 — (премьера) Принцесса Эльза, «Снежная королева» Евгений Шварц, режиссер Виталий Иванов
1996 — (премьера) Ольга, «Странные люди» Максима Горького, реж. Александр Коршунов
1997 — (премьера) Маргарита, «Тайны мадридского двора» Эжена Скриба, Эрнест Легуве, реж. Владимир Бейлис
1998 — (премьера) Леди Милфорд, «Любовь и интриги» Ф. Шиллера, реж. Юрий Соломин
1999 — (премьера) Воронцова, «Хроники дворцового переворота» Галина Турчина, реж. Владимир Бейлис
2001 — (премьера) Доротея Люстиг, «Happy End» по пьесе Стивена Сондхейма и Джорджа Фюрта «Убийство сходит с рук», реж. Владимир Бейлис Оноре де Бальзак, реж. Владимир Драгунов
2002 — (премьера) Анна Австрийская, «Плащ кардинала» Павла Гусева, реж. Владимир Драгунов
2004 — (премьера) Попова, «Свадьба! Свадьба! Свадьба» Антона Чехова, реж. Виталий Иванов
2007 — (премьера) Марина Мнишек, «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» А. Островского, реж. Владимир Драгунов Режиссер Виталий Иванов.
2013 — (замена) Харита Игнатьевна Огудалова, «Без приданого» А. Островского, реж. Юрий Соломин
2014 — (премьера) Баронесса Штраль, «Маскарад» М. Лермонтова, реж. Андрей Житинкин
2015 — (замена) Бетти Дорланж, «Как обмануть государство» Луи Вернейля и Жоржа Берра, реж. Владимир Бейлис Сергей Потапов
2017 — (премьера) Мария, «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина, реж. Вячеслав Езепов
2019 — (премьера) Беттина, «Перед закатом» Герхарта Гауптмана, реж. Владимир Бейлис
Публикации
Спектакль поставил Владимир Бейлис. Revizor.ru пообщался с актерами, играющими в спектакле: Борисом Клюевым и Еленой Харитоновой.
Подробнее. .. >
В октябре 2017 года исполнилось 20 лет одному из самых популярных спектаклей Малого театра – «Тайны мадридского двора» Эжена Скриба и Эрнеста Легуве. В нее играли более 600 раз при полном аншлаге. Специальное видео подготовил Евгений Павлов
Подробнее… >
Все публикации
Отношение Чацкого к службе, к чинам и богатству. Характер главного героя пьесы «Горе от ума» А.С. Грибоедова
Знаменитая комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедов был создан после Отечественной войны 1812 года, когда в России начался период духовного роста. Поэтому в этом произведении обсуждаются самые актуальные социальные вопросы и вопросы государственной службы, крепостничества, воспитания и образования, подражания всему чужому и презрения к своему национальному.
Характер Чацкого
Характер одного из главных героев этого произведения — Чацкого — достаточно прост, но его эмоциональный портрет весьма разнообразен, но в целом он изображает Чацкого как человека положительного, проявляющего максимализм во всех своих действиях и чувства. У него незаурядный ум, стремящийся к знаниям и совершенству, и очень амбициозный темперамент. Отношение Чацкого к службе надо рассматривать через призму того, что он был просвещенным человеком и мог трезво оценивать проблемы политики. Он не оставался равнодушным, когда угнетали русскую культуру и затрагивали вопрос человеческой гордости и чести. Однако Чацкий совершенно не разбирался в делах любви, постоянно рвался в бой и вскоре, как обычно, разочаровывался.
Биография Чацкого
Чтобы полнее раскрыть такую тему, как отношение Чацкого к службе, для начала надо разобраться, кто он такой. Итак, Александр Андреевич — молодой дворянин, чей покойный отец был другом Фамусова. Он возвращается из-за границы в Москву, чтобы увидеть свою возлюбленную Софью Фамусову, которую не видел три года. Будучи детьми, они дружили и любили друг друга, но Софья не могла простить Чацкому его неожиданный отъезд за границу, который он оставил, даже не сообщив ей об этом. Так что их встреча прошла в холодной и равнодушной атмосфере из-за Софьи.
Прообразом Чацкого Грибоедова послужил Петр Чаадаев, резко критиковавший государственный строй России и из-за своих сочинений признанный сумасшедшим. Его произведения в Российской империи были запрещены и не публиковались.
Отношение Чацкого к службе
С чего начался весь конфликт между Чацким и обществом? Все началось с разговора с Молчалиным. Чацкий не может понять, как Софья могла любить такого человека. Когда в дом Фамусова приходят гости, Чацкий успевает со всеми пообщаться, и с каждым таким разговором противостояние будет нарастать.
Чацкий открыто выступает против крепостного права и против тех людей, которые считаются «столпами» дворянского общества, например, таких как Фамусов. Он также ненавидит порядок Екатерининского века.
Чацкий считает себя свободным и независимым человеком, которому чуждо рабство. А Фамусов и все его общество — вельможи екатерининского века и особые «охотники за успокоением».
Отношение Чацкого к службе отрицательное, в связи с чем он покидает службу.