Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» Грибоедова
admin Горе от ума, Грибоевдов, Сочинения по литературе
Сатирическая комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» – довольно сильное произведение для эпохи писателя. В основе сюжета лежат острые социальные конфликты, одним из которых является спор старых и новых взглядов на устройство общества 19 века. Все герои пьесы разбиваются как бы на два лагеря, образуя «век нынешний» и «век минувший». Представителей последнего также можно обозвать Фамусовским обществом, во главе которого стоит государственный чиновник высокого ранга Павел Афанасьевич Фамусов.
Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение 2 часов!
Связаться с нами:
Образ Фамусова является собирательным. В него Грибоедов вложил характеристики, присущие всему старому московскому дворянству 19 века. Поэтому, следует рассматривать образ Фамусова не как отдельно взятую, выдуманную личность, а как все общество старого дворянства, представителей «века минувшего».
Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение 2 часов!
Связаться с нами:
Сильно выделяются в контексте пьесы взгляды Фамусова на образование, воспитание и просвещение в целом. Сам герой является человеком малообразованным, совершенно не разносторонним и пустым. Являясь также консерватором по натуре, Фамусов стережется всего нового: перемен, новых идей и взглядов, новых установок в обществе. В книгах и качественном учении всем наукам, в том числе и языкам, он видит лишь опасность, развращенность молодежи. А потому не желает, чтобы его семнадцатилетняя дочь Софья проводила время за книгами. Именно в них Фамусов видит причину развращенного поведения дочери:
«Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг!»
Воспитывает дочь Фамусов, ставя ей в пример самого себя. Чиновник рассказывает о своем якобы прилежном и «монашеском» образе жизни, хотя предается минутным слабостям и часто заигрывает со служанками.
Надо сказать, что основная характеристика Фамусова становится ясна исходя из его отношения к людям. Чиновник не считает нужным разглядывать в людях богатый внутренний мир, интеллектуальные способности и прочие явления индивидуальности. Фамусову неважно, умен человек или глуп, порядочен или порочен. Все, что волнует героя – материальное состояние и чин человека. По таким критериям он отбирает жениха для Софьи, говоря дочери, что тот, кто беден, ей не пара. По таким же признакам рассматривает человека при устройстве на службу. Самое главное в таком вопросе для Фамусова – иметь хорошие связи. Ему нет никакого дела до личных способностей человека.
Сам же Фамусов, являясь ярким представителем старого, непросвещенного дворянства, сильно зависит от мнения таких же людей, как и он. Ему очень важна хорошая молва о себе в малых и больших кругах, важно поддерживать свой статус серьезного и делового человека. Готов чиновник и прислуживаться авторитетным лицам, если для него в этом есть большая выгода.
Образ Фамусова, созданного Грибоедовым, актуален и по сей день. Нередко в современном обществе встречаются подобные личности, жаждущие власти, богатств, не имея ни богатого внутреннего мира, ни больших интеллектуальных способностей. А в 19 веке таких представителей дворянства было огромное множество.
Поиск для:
Характеристика Фамусова в комедии Грибоедова «Горе от ума»
Меню статьи:
- Семейная жизнь Фамусова
- Государственная служба Фамусова
- Личностные качества и привычки Фамусова
- Конфликт Чацкого и Фамусова
- Отрицательные черты характера
- Проложительные черты характера
- Отношение Павла Афанасьевича к людям
- Речевые особенности героя
В мире редко встретишь учение, которое бы пропагандировало насилие, ложь и обман. В большинстве своем мировые догмы утверждают принципы гуманности, миролюбия и добропорядочного отношения к другим людям, однако, реальная жизнь далека от этих учений.
Несмотря на все старания, в обществе преобладают коварство и обман. Такая тенденция характерна для любых социальных групп. Однако, осознание того, что элита общества также не лишена этих пороков человечества, действует удручающее – хочется верить, что в мире существует некий идеал общества и это не утопия.
Фамусовское общество, вполне вероятно, могло бы послужить такой идеальной моделью, но этого не происходит. С помощью разоблачения Александра Чацкого читатель узнает о пороках и негативных качествах характера, типичных для аристократов.
Обличение аристократии происходит на примере управляющего государственного учреждения в Москве Павла Афанасьевича Фамусова. Он не обладает ни уникальной биографией, ни уникальным характером – все его качества типичны для аристократии того времени.
Семейная жизнь Фамусова
В повести читатель знакомится с уже сформировавшимся, зрелым как биологически, так и психологически человеком.
Его точный возраст в пьесе не указан – на момент разворачивания основных событий он человек солидного возраста: «В мои лета не можно же пускаться мне вприсядку» – так говорит о своем возрасте сам Фамусов.
Семейная жизнь Павла Афанасьевича не была безоблачной – его жена умерла, и он женился повторно на некой «мадам Розье». Фамусов не может похвалиться большим количеством продолжателей его рода – у него один ребенок – дочка Соня, рожденная от первой жены.
Фамусов не лишен чувства сострадания – он взял к себе на воспитание сына своего друга – Александра Чацкого, после того, как мальчик осиротел. Александр сохранил приятные впечатления о своем воспитателе и после возвращения с длительной заграничной поездки, первым делом наносит визит Павлу Афанасьевичу. Искренне говоря, его уважение и благодарность по отношению к Фамусову – не единственная причина визита. Чацкий влюблен в Соню и рассчитывает на женитьбу с девушкой.
Исходя из этой ситуации, можно сделать вывод, что Павел Афанасьевич был хорошим воспитателем, он умел расположить к себе Александра в любом возрасте, иначе бы Чацкий с таким рвением не стремился нанести ему визит.
Однако встреча Фамусова с Чацким стала поводом для разочарования и ссоры. Александр начинает анализировать действия и позицию своего воспитателя и приходит к крайне неудовлетворительным, с его стороны, результатам.
Государственная служба Фамусова
С Фамусовым читатель знакомится уже тогда, когда он находится в должности управляющего « в казенном месте», о том, как он получил эту должность, и каковым был его карьерный путь Грибоедов не уточняет.
Известно, что Фамусов предпочитает видеть среди своих коллег-сотрудников родственников: «При мне служащие чужие очень редки».
Павел Афанасьевич окружил себе на работе родственниками, он любит порадовать их повышением в должности или очередной наградой, но делает это не просто так – Фамусову чуждо понятие бескорыстности.
Личностные качества и привычки Фамусова
Образ Фамусова по задумке автора должен резко противопоставляться образу Александра Чацкого, поэтому в большинстве своем случае Павел Афанасьевич обладает негативными качествами характера.
В первую очередь выделяются корыстные мотивы. Сам он человек богатый и обеспеченный, поэтому при выборе своего будущего зятя он ориентируется на перспективность роста как карьерного, так и финансового молодого человека, ведь в понятии Фамусова первое неотъемлемо от второго.
Сам же Фамусов зависим от чинов, он считает, что человек, обладающий должным чином и многими наградами уже априори достойный уважения.
«Вы, страстные к чинам» – такую характеристику ему дает Чацкий. Помимо желания добиться чина, у его зятя еще должно быть достаточное финансовое обеспечение. При этом Павла Афанасьевича не интересует моральность и добропорядочность молодого человека.
Исходя из такой позиции, Александр Чацкий выглядит крайне непривлекательным кандидатом в мужья Соне Фамусовой. Он ушел из военной службы, гражданская служба у него так же не вызывает интереса, конечно, Чацкий обладает родовым поместьем, но это не вызывает в глазах Фамусова надежности и перспективы: «Кто беден, тот тебе не пара».
Ошарашенный таким приговором, Чацкий все же не теряет надежду на воссоединение с возлюбленной, но дальнейшее развитие конфликта заставляет Чацкого отказаться от этой идеи.
Фамусов высоко ценит достижения периода правления Екатерины ІІ, а идеалом человека считает Максим Максимыча, который сумел благодаря подлизничеству и способностью угодить достичь высот в карьере и находился в почете:
На куртаге ему случилось обступиться;
Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;
Изволили смеяться; как же он?
Упал вдруго́рядь – уж нарочно,
А? как по-вашему? по-нашему – смышлен.
Руководствуясь старыми принципами, Фамусов оценивает человека по его состоянию, а умение получить нужное, даже путем унижения, становится предметом восхищения.
Фамусов пренебрежительно относится к людям, служащим у него, он испытывает некую долю облегчения, ругая и крича на своих крепостных. Фразы типа «Ослы! сто раз вам повторять?» и «Ты, Филька, ты прямой чурбан» – обычное явление в его словарном запасе.
К слову, постоянное недовольство характерно для Павла Афанасьевича. Он недоволен слугами, недоволен новым временем, современной молодежью, науками и деятелями культуры.
Конфликт Чацкого и Фамусова
Образы Чацкого и Фамусова обличают «век нынешний» и «век минувший». Фамусов придерживается консервативности взглядом и считает, что нужно придерживаться порядков былых времен, ибо предки были мудрее современников. Фамусов все проводит в сравнении «было» и «стало».
Ему сложно осознать, что время предков прошло и поменялись требования общества:
В пятнадцать лет учителей научат!
А наши старички?? – Как их возьмет задор,
Засудят об делах, что слово – приговор, –
Ведь столбовые всё, в ус никого не дуют;
И об правительстве иной раз так толкуют,
Что если б кто подслушал их…
Кроме такого разделения, образы Фамусова и Чацкого разграничивают мир плотских наслаждений и мир духовный. Фамусов и подобные ему люди руководствуются в жизни основными потребностями организма, не заботясь о своем духовном и нравственном развитии. Они воплощают в себе человека, как представителя животного мира.
Чацкий же олицетворяет развитие духовных и умственных способностей человека. Он искренне верит в силу образования и осознает истинное значение науки и культуры.
Фамусов же отвергает положительное влияние науки и образования, а род деятельности, связанный с наукой или искусством, Павлу Афанасьевичу кажется позорным и неприемлемым для аристократа.
Таким образом, Павел Афанасьевич Фамусов наделен непривлекательными, чертами характера, он алчный и жадный человек, для него весомым показателем значимости человека является его богатство и чин. Он необразованный и поэтому ограниченный человек, ему сложно оценить значимость нематериальных ценностей.
Отрицательные черты характера
Фамусов чиновник, который устраивает на работу только родственников и близких людей. Мужчина не стремиться изменить мир, попросту раздает выгодные должности. Фамусов общаться с окружающими только теми, кто будет выгоден чиновнику. Свободный и статный человек, но сильно прыткий и неугомонный. Любит заигрывать с женским полом.
Павел Афанасьевич брюзгливый человек. Часто ходит не доволен, и без толк сердиться. Ругает придворных. Удивительно то, что Павел получает удовольствие когда в таком состояния. С прислугами общается мужчина грубо и не стесняется выражать такие эмоции. Фамусов считает слуг ленивыми глупцами и ослами. Но когда появляются в доме статусные люди, Фамусов сразу же меняется, грубость внезапно исчезает.
У Павла Афанасьевича громки тембр голоса, мужчину слышно издалека. Хозяин считает, что может полное право так громко говорить. Жизненная позиция дворянина — постоянство и стабильность. На первый взгляд, Фамусов — бесчувственный человек.
Положительные черты характера
У Павла присутствуют и положительные качества. После того как скончался друг Андрей Ильич Чацкий, Фамусов не оставил сына Андрея и приютил ребенка. Фамусов любит гостей, в собственном доме проходят балы и веселья. Бедным людям в доме Павла места нет, ведь герой принимает только состоятельных гостей. Любит вспоминать прошлое и хранит память о том времени.
Отношение Павла Афанасьевича к людям
Главный герой произведения уважает только тех кто владеет серьезным весом в обществе, Фамусов привык искать выгоду в людях. Каждый Московский дворянин желал бы видеть зятем человека «со звездами и чинами». Например, Фамусов относится к Чацкому с презрением, а к Скалозубу испытывает восхищение.
Речевые особенности героя
Павел Афанасьевич истинный дворянин, говорит на чистой русском языке. Дворянин считает что умеет грамотно выражать собственные мысли. В словах которые произносит Павел, нет научных терминов. Фамусов не образованный, дворянин считает, также бесполезное это дело, а книги это зло для дворянина, утверждает что рукописи не нужны и лучше жить без книг. Дворянину не нравятся просвещенные и умные люди. Образ персонажа Павла, позволило характеризовать полное дворянское общество. Дворян консерватизм, поклонение перед богатством и чинами, вызывает саркастическую усмешку.
Автор: Виктория Давыдова
Грибоедовская характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума»
Авторская характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» дана Александром Сергеевичем Грибоедовым последовательно и всесторонне. Почему ему уделяется столько внимания? По простой причине: «Фамусовы» — главный бастион старой системы, мешающий прогрессу. Они являются той преградой, из-за которой идеи Чацкого не могут стать реальной силой, придающей обществу динамику.
Как работает ФАМУСОВ
Как известного и влиятельного московского аристократа, занимавшего высокий государственный пост, Грибоедов изобразил его. Горе от ума не грозит Фамусову. Этот человек не проявляет такого усердия на службе, как, скажем, боярин Андреев из карамзинской «Натальи, боярской дочери». Он не «сгорает» на службе. Скорее наоборот, Павел Афанасьевич минимум времени уделяет государственным делам.
Мулчалин готовит его к подписанию бумаг, а Фамусов, соответственно, их заверяет. Для этого ему даже не нужно находиться в офисе, в своем кабинете. Зачем? МОЛЧАЛИН принесет необходимый документ «домой». Поэтому мы говорим, что характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» показательна. Ведь в наши дни «ФАМУСОВЩИНОЙ» занимаются многие бюджетники самого высокого ранга, владеющие многомиллионными состояниями. Подписавшийся больше не беспокоит бюрократа. За это уже отвечают «молчалины». Как это удобно!
Вам не кажется, уважаемые читатели, что Александр Сергеевич Грибоедов указывает нам на главную причину, почему в наше время «законы» не работают? Это просто! Им занимались современные «Фамусовы» и «Молчалины».
Для чего он служит
Можно ли назвать Фамусова бездельником? Пожалуй, нет, характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума», напротив, показывает, что он деятельный и даже заранее планирует, что делать. К чему стремятся идеалы?
Его идеал — аристократ екатерининской эпохи — Максим Петрович, гнущийся перед властью «на опережение», но перед низшими кастами он всегда «поезд». Но самое главное, что ему нравилось в дяде, это то, что он окружал себя роскошью. Подняться до того, чтобы, как дядя, хоть «поесть на золоте» — к этому он и стремится.
Деятельность Павла Афанасьевича Фамусова протекает по двум направлениям: кадровая политика (помните, «кадры решают все»?) и связи с другими властолюбивыми людьми, московскими аристократами. Фамусов пытается окружить себя родственниками. Он охотно помогает таким «человечкам» занять «место». Таким образом, вокруг него образуется круговорот, «рука руки моет».
Что такое «связь» с «нужными людьми» в его понимании? Это вовсе не контакты с учеными, инженерами, общественными деятелями, способствующие прогрессу. Фамусов считает, что таким выскочкам следует перегораживать дорогу и тыкать палками в колеса («Все беды — от науки!»). Характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» показывает его как убежденного противника развития общества.
Павел Афанасьевич стремится стать влиятельным среди единомышленников, путем широкого «неформального» общения с аристократами. Так что он не жалеет своего времени на создание такого сообщества, связывающего воедино деньги и власть. Терпеливо устанавливает контакты с другими высокопоставленными лицами, аристократами визитами и подарками. Фамосов не жалеет на это своего времени. Его визиты планируются, даже с привлечением помощника — грамотного крепостного Петрушки.
Следует признать: работа его плодотворна. Вот почему знакомые Фамусова единодушны в оппозиции к Александру Чацкому, вот почему они так дружно называют его сумасшедшим.
Семейная жизнь
Вдова Фамусова живет в деревне, хотя он дежурит в Москве. Функции курьера и секретаря выполняет Молчалин. В своем поместье он джентльмен. Его ежедневно холопы унижают и оскорбляют («болваны», «ишаки», «фомки», «болваны»). Он любит читать другим морали, что, впрочем, не мешает ему приставать к крепостным.
Для дочери Софьи жениха он видит в пределах своей касты помещиков, владеющих более чем двумя тысячами крепостных.
Заключение
Пожалуй, у нас есть основания говорить, что в наши дни актуальным является образ Фамусова. Актуальна и сегодня «Горе от ума», в которой «Слава» называется по-другому, современному — коррупцией. Однако надо признать, что нынешние последователи Павла Афанасьевича гораздо изощреннее его литературного прототипа, созданного два века назад.
характеристика персонажа. Речевая характеристика Молчалина («Горе от ума»)
Произведение «Горе от ума» А.С. Грибоедова относится к жанру комедии, события происходили в начале 19 века, в которой автор показал образы московских дворян. За основную тему произведения можно выделить противопоставление настоящего века и прошлого, трудную смену старых идеалов на новые. На стороне прошлого века было значительное количество комедиантов, одним из них был молодой дворянин, не имевший еще никаких чинов Молчалина. Его работа заключалась в том, чтобы обслуживать влиятельных людей.
Сам Молчалин был небогатым дворянином, уроженцем Твери. В комедии он жил в доме Фамусова, который, в свою очередь, взял Молчалина секретарем. Молчалин влюбляется в дочь Фамусова и тайно встречается с ней. Фамусов выступает против таких отношений, так как считает, что дочери нужен влиятельный муж с чинами. Хотя Молчалин и не соответствует этим требованиям, у него есть еще одно качество, которое оценили обитатели дома Фамуса. Он всячески старался служить, чем и привлекал внимание. Именно поэтому ему удалось попасть на должность секретаря, где важны деловые качества, а не честь.
В произведении «Горе от ума» образ главного героя можно назвать стандартным поведением молодого дворянина в окружающей среде. Мы видим, как он старается служить, а при необходимости даже унижаться перед влиятельными гостями фамусовского дома, все это делается с расчетом на то, что они могут быть полезны в жизни и дальнейшей службе. Молчалин даже считал само собой разумеющимся хвалить шерсть хлестовской собаки. Для описания героя подойдет цитата, в которой говорится о том, что пока «нас мало в званиях», «надо зависеть от других». Он считает, что пока ты молод, тебе не обязательно иметь мнение.
Общество Фамуса славилось хвастовством, при каждом удобном случае было принято расхваливать новые успехи, Молчалин тоже. Он был частым гостем княгини Татьяны Юрьевны. Хотя по характеру и поведению Молчалин был таким же, как и все в обществе, хотя со всеми соглашался и поддерживал идеи, это не мешало ему быть подлым. Например, его любовь к Софье была лишь фикцией, и он пошел на это ради собственной выгоды. На самом деле он искренне открывается при общении со служанкой Лизой, которая ему понравилась. И тут читателю открывается другой персонаж, видишь, что в нем есть двуличие, а значит, такой человек опасен.
В его душе и сердце нет ни капли уважения и тепла к Софье. Он очень рискует, когда начинает тайно встречаться с дочерью Фамусова, потому что постоянно находился в состоянии страха, что их заметят. Это проявление трусости. Для Молчалина важную роль сыграл тот момент, что он беспокоился о мнении окружающих, а также боялся, что другие подумают о нем. Эта подлость и коварство губят его, потому что он начинает вредить тем, с кем давно находится в окружении. Он вспомнил слова отца, которые читались на радость всем без исключения, которым последовал Молчалин. Исходя из этого, можно сделать вывод об отношении героя к описанию идеала прошлого века, несмотря на то, что он еще молод.
Автор показал Молчалина как достойное продолжение и пример консервативной знати. Такое общество характеризуется тем, что на первом месте для них стоит ранг и деньги, эти две категории позволяют им оценить все остальное. Как уже было сказано, Молчалин был хитрым и двуличным, это два основных качества, которыми характеризуют героя.
Грибоедов затронул проблему комедии, которая актуальна и сегодня. Ведь немало случаев, когда были люди, ничего не видевшие на своем пути и готовые пройти через все ради своих целей. Эта тема будет актуальна до тех пор, пока среди нас есть люди с такими же ценностями, как у Молчалина и его общества.
Очерк о Молчалине
Комедия «Горе от ума», написанная Александром Сергеевичем Грибоедовым в период с 1822 по 1824 годы, повествует о светском обществе и жизни тех времен. Один из центральных персонажей произведения – Алексей Степанович Молчалин, человек из простого народа, стремящийся к карьерному росту.
Молчалин с виду порядочный молодой человек, отличающийся добротой и скромностью. Но на самом деле все эти качества лишь маска, которую герой использует для достижения своих целей. Его мечта – карьера, высокое положение и богатство. Уважение среди высшего общества — предел его счастья. Существует множество различных способов достижения этих целей. Но Молчалин выбирает самый быстрый и самый негативный. Он делает шаги к мечте через лесть, лицемерие и двуличие. Делает он это настолько тонко и незаметно, что многие могут позавидовать.
Герой работал секретарем у Фамусова, богатого и уважаемого человека. Всю работу он делал добросовестно, говорил ласково и внимательно, отчего и нравился Фамусову. С дочерью своего хозяина Софьей он обращался еще лучше и даже осмелился сыграть влюбленного юношу. Естественно, никаких высоких чувств по отношению к девушке он не испытывает. Наоборот, он ее презирает и строит отношения исключительно ради собственной выгоды. Однажды провинившись перед девушкой, он бросается ей в ноги. Причиной тому было далеко не угрызение совести, а боязнь потерять доверие своего господина Фамусова. Еще одним человеком, которому посчастливилось услышать ложь от Молчалина, была Хлестова. Он любезно играл с ней в карты и делал комплименты ее собаке. На самом деле людям очень приятно такое отношение к ним. Молчалин проявлял лицемерие и услужливость по отношению ко всем живущим в доме: от прислуги до начальства. Таков был план героя, которого он неукоснительно придерживался.
Таким образом, Молчалин в комедии Грибоедова — персонаж отрицательный. Читатель не видит в герое никаких положительных черт, а видит исключительно лицемерие и стремление достичь сомнительной цели грязными путями. С помощью этого персонажа автор раскрывает серьезную проблему, существующую сегодня. Люди, стремящиеся не к чему-то высокому, а к славе и деньгам, готовы пойти по головам и надеть маску искренности. Обычно, достигнув своих целей, такие люди живут несчастно и одиноко.
Вариант 3
В своей комедии «Горе от ума» Грибоедов рассказывает о московских дворянах 19 века, именно тогда общество раскололось на консерваторов и тех, кому импонировали идеи декабристов.
В комедии огромное количество сторонников старых идеалов. Поклонниками старых устоев являются весомые и значимые в обществе люди, как-то помещик Фамусов, полковник Скалозуб, да и молодое поколение, которое просто вынуждено служить «старым людям», тоже служит старым дворянам. Молчалин — один из таких молодых людей, которые вынуждены служить старым дворянам с их заказами.
Сам Молчалин — небогатый дворянин, родился в Твери, живет в доме Фамусова, который выдал ему чин ассерктора и нанял серкртаром. Молчалин также является любовником дочери Фамусова, но сам Фамусов об этом не знает. Отец не хочет иметь такого зятя, как Молчалин, потому что в Москве принято иметь богатых родственников. Фамусов ценит в людях стремление служить ему, и вот как Молчалин с помощью своего холопства получает такие должности.
В этой пьесе образ Молчалина очень точно соответствует характеру командования молодого, не окрепшего дворянина во влиятельном обществе.
Молчалин старается максимально выслужиться перед высокими гостями в доме Фамусова, ведь они могут быть полезны для его дальнейшего карьерного роста. Молодой дворянин докатился до того, что начинает расхваливать шерсть хлестовской собаки. Он считает, что дворяне низших рангов должны таким образом заслужить уважение старших.Он, как и все персонажи этой комедии, считает своим долгом хвастаться и гордиться своими успехами в продвижении по службе. Молчалин отлично налаживает связи с нужными ему людьми, которые могут помочь ему в его служении. Молчалин несет огромный ущерб обществу, в котором находится. Он также обманывает дочь Фамусова, потому что заботится о ней только ради служения ее отцу. Он из тех людей, которые не остановятся ни перед чем для достижения своей цели, и способен нанести огромный ущерб обществу, в котором он находится.
Футбол — один из древнейших видов спорта. Этот вид спорта довольно прост и незамысловат, но, вероятно, это один из самых популярных видов спорта в настоящее время.
В моей семье много традиций и некоторые из них кажутся мне даже странными. Я считаю, что в каждой семье должны быть свои традиции, ведь именно они объединяют родственников. Традиции позволяют нам услышать голос наших предков, почувствовать их рядом с собой.
Отношения Пьера Безухова и Елены Курагиной в романе Льва Толстого «Война и мир» не похожи на другие отношения героев этого роман. Это история несчастливого брака двух людей с совершенно разными характерами.
Среди героев «Горя от ума» (см. краткое содержание, анализ и полный текст) Фамусов стоит на верхних ступенях служебной и социальной лестницы. Молчалин, находясь на нижних ступенях той же лестницы, пытается подняться по ней, следуя принципам и правилам жизни своего начальника. Серьезность и подобострастие, распространенные в обществе Фамуса, были привиты ему с детства:
«Мне отец завещал,
говорит Молчалин,
Во-первых, чтобы угодить всем без исключения людям;
Хозяину, где он живет,
Начальнику, у которого я буду служить,
Его слуге, который чистит платье,
Швейцарцу, дворнику, чтобы избежать зла,
Дворниковой собаке, чтобы быть ласковее .
Можно сказать, что Молчалин действительно исполняет волю своего отца! Мы видим, как он старается угодить благородной старухе Хлестовой, как хвалит и ласкает ее собаку; и хотя Хлестова относится к нему весьма снисходительно («Молчалин, вот твой шкаф!»), тем не менее она позволяет ему вести себя под руку, играет с ним в карты, называет «мой друг», «милый» и, наверное, не откажет его покровительство, когда он в этом нуждается. Молчалин уверен, что идет верным путем, и советует Чацкому пойти «к Татьяне Юрьевне», так как, по его словам, «часто находим покровительство там, где не метим».
Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977 г.
Сам Молчалин признает два «таланта»: «умеренность» и «аккуратность», и нет сомнения, что с такими свойствами он «дойдет до степеней известного», как замечает Чацкий, добавляя: «Ведь в наше время немых любят». Молчалин действительно немой, так как не только не высказывает, но даже не имеет своего мнения, недаром Грибоедов называл его «Молчалиным»:
«В мои годы я не осмелился бы
Имейте свое мнение» —
говорит он. Зачем рисковать «иметь свое собственное мнение», когда гораздо проще и безопаснее думать, говорить и поступать как старшие, как княгиня Марья Алексеевна, как «все»? А может Молчалин иметь свое мнение?Он несомненно глуп,ограничен,хотя и хитер.Это мелкая душа.Мы видим подлость и подлость его поведения с Софьей.Он делает вид, что любит ее,потому что думает,что это может быть выгодно к нему, а заодно кокетничает с Лизой; он украдкой ползает на коленях перед Софьей, умоляя у нее прощения, и тотчас же после этого спешит спрятаться от гнева Фамусова, как настоящий трус.Жалкий тип Молчалина изображается Грибоедовым с беспощадным реализмом.0003
Вот он, на цыпочках
и не богат на слова.
Молчаливые счастливы в мире.
Грибоедов А.С.
Одной из излюбленных тем великих писателей 19 века является становление молодого человека, его выбор жизненного пути. Разнообразие человеческих судеб рисуют для нас такие всемирно известные романы, как «Евгений Онегин» Пушкина, «Обыкновенная история» и «Обломов» И. А. Гончарова, «Красное и черное» Стендаля, «Человеческая комедия» Бальзака. и многие другие. …Среди этих бессмертных книг и «Горе от ума» А. С. Грибоедова не роман, а «высокая» комедия, в которой, на мой взгляд, очень мало смешного, кроме некоторых ситуаций, но самое главное ставятся социально-политические и нравственные проблемы, многие из которых волнуют нас и сегодня.
Каким должен быть человек? Как он пробивается в жизни? Что на этом пути можно себе позволить, а чего никогда нельзя допускать? Что важнее — человеческое достоинство или карьера? На эти и многие другие вопросы автор комедии отвечает в образе Алексея Степановича Молчалина.
По происхождению и социальному положению не принадлежит к столичной знати. «Он согрел Безродного и привел его в свою семью, дал ему чин асессора и взял в секретари», — московский ас Фамусов. Фамилия Молчалин оправдана его поведением: это скромный молодой человек, красивый, молчаливый, вкрадчивый. Играет на флейте, любит сентиментальные стишки, старается всем угодить. Казалось бы, в этом нет ничего плохого. Но, читая комедию, мы убеждаемся, что порядочность Молчалина — это умело подобранная маска, скрывающая подлого, лицемерного, лживого человека. В минуту откровенности он признается, что руководствуется в жизни отцовским заветом «угодить всем людям без исключения», даже собаке дворника.
Цель жизни Молчалина — сделать карьеру, желательно блестящую, добиться чинов, богатства. Высшее счастье, свой идеал в жизни он видит в том, чтобы «брать награды и жить счастливо». На пути к этой цели все средства хороши для него. При этом Молчалин избирает самый верный способ выслужиться — лесть, малодушие, холопство. Он уважителен и тактичен с Фамусовым, всячески угождает влиятельной даме Хлестовой, не оставляет богатых стариков, играет с ними в карты.
Льстец и лицемер, он притворяется влюбленным в Софью (разумеется, потому что она дочь его всемогущего начальника) и тут же говорит Лизе, что любит хозяйскую дочь «по ее положению». Его жизненные «принципы» просты и бесстыдны. Это отказ от своего человеческого достоинства, от собственного мнения, самоуничижение: «Ведь надо зависеть от других» или: «В мои годы нельзя сметь иметь собственное суждение». Молча-лин не знает, что такое честь, честность, искренность, и просто притворяется, на всякий случай.
Такое поведение принесло ему определенный успех: ничтожный секретарь не только живет в доме своего покровителя, но и принят в его обществе. Более того, «умеренность и аккуратность» уже обеспечили ему «три награды» на службе, расположение и поддержку влиятельных господ.
Читатель комедии понимает другое: жизненный «опыт» Молчалина есть приговор не только ему, но и одобряющему и поддерживающему его обществу. Люди, организовавшие травлю искреннего, честного Чацкого, объявившие его, умного, образованного человека, сумасшедшим, не считают зазорным общаться с бесчестным негодяем, покровительствовать ему, и это прекрасно их характеризует. «Блаженны на свете молчаливые», — один из самых горьких выводов Чацкого после дня общения с фамусовским обществом. Материал с сайта
Молчалин не беспомощен и не смешон — по-моему, он ужасен. Роль этого героя в комедии определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, перед нами человек, который, живя в обществе Фамуса, обязательно «достигнет известных степеней». Даже разоблачение его не сгубит, потому что, смиренно кланяясь и ползая на коленях, «деловой» секретарь снова найдет путь к сердцу своего шефа: ведь ему нужен Фамусов, и есть кому заступиться! Нет, Молчалин непотопляем. Во-вторых, рассказывая о «формировании» Молчалина, автор разоблачает московское дворянство (а оно, в свою очередь, представляет общественный строй фамусовской России), «мучительную толпу», боявшуюся людей с передовыми взглядами и твердым, несгибаемым характером и принимая за нее многие молчат. «Отличная способность нравиться» многим в этом беспринципном обществе выводила людей.
Грибоедов убеждает и в том, о чем прямо не говорит: избранная Молчалиным тактика нужна ему только до поры до времени. Добившись своей цели, он скинет маску скромности и благоговения — и горе тем, кто встанет у него на пути. К сожалению, этот человеческий тип не ушел в прошлое. И сегодня под маской порядочности и скромности может скрываться современный Молчалин, умеющий всем угодить, не брезгующий любыми средствами для достижения своих целей. Автор бессмертной комедии учит понимать людей, видеть под маской, если она надета, истинное лицо человека.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- происхождение немого
- кто играет главную роль в комедии горе от ума
- сочинение зачем нужен молчаливый из комедии остроумие горе
- образ молчаливого и его роль в комедии композиция
- композиция горе от ума образ молчаливого
План
1.Введение
2.Деятельность Молчалина
3 Взгляды Молчалина
4.Отношение Молчалина к женщинам
5.Заключение
Введение
В.В. Грибоедов описал несколько собирательных образов, распространенных в его эпоху.
Как показывает время, его характеристики актуальны и сегодня. При любом общественном строе и уровне технического развития всегда найдутся свои Чацкие, Фамусовы, Молчалины. Последний образ самый многочисленный и неистребимый. Серьезность, почтение к званию и подхалимство ради личной выгоды — чрезвычайно распространенные социальные пороки. К сожалению, у каждого человека есть свой Молчалин. Единственная разница в том, до какой степени ему позволено совершать свои темные дела.Деятельность Молчалина
Один из главных отрицательных персонажей комедии — секретарь Фамусова, живущий в его доме. А. С. Молчалин, видимо, человек небогатый. Отец с детства учил его «всем нравиться». Поступив на службу к Фамусову, Молчалин стал не только его секретарем, но и фактически личным слугой, готовым на любую службу, даже на преступление. На не совсем чистый характер фамусовских дел автор намекает в первом акте (бумаги «нельзя пускать в ход», «имеются противоречия»).
Склонность к аферам и тайным денежным операциям заложена в крови Молчалина и подтверждается всеми его действиями и поступками. Отношение Алексея Степановича к Фамусову внешне крайне уважительное и уважительное, иногда доходящее до унижения. На самом деле Молчалин не заботится о своем человеческом достоинстве. Им движет только жажда наживы и улучшения своего социального положения. Он убежден, что в этой жизни все зависит от денег, абсолютно все можно купить или продать. Он работает секретарем только до тех пор, пока не заработает достаточное состояние и не сможет сам стать подобием Фамусова. Это его представление об идеальном жизненном пути.
Взгляды Молчалина
Особых твердых убеждений Алексей Степанович не замечает. Впервые он подробно излагает свои взгляды в беседе с Чацким. Прежде всего они ценят «умеренность и аккуратность». Молчалин считает, что его отличают именно эти качества. Заинтересованный Чацкий продолжает задавать вопросы, пытаясь понять, что за человек перед ним. Алексей Степанович приводит в качестве авторитетов Татьяну Юрьевну и Фому Фомича.
Из слов Чацкого видно, что это крайне глупые и ограниченные люди, вся заслуга которых в богатстве. Но для Молчалина они являются бесспорными образцами, на которые стоит равняться. Наконец, Чацкий ищет у Молчалина его главную характеристику: «В мои годы не смейте иметь собственных суждений». Свою мысль он объясняет тем, что маленький чин заставляет его зависеть от «сильных мира сего». Чацкий, неспособный на хитрость, заключает, что его собеседник просто дурак. На самом деле Молчалин далеко не так глуп. Впоследствии он частично откроет Лизе свои сокровенные мысли.
Алексей Степанович глубоко презирает всех, перед кем унижается. Он делает это по необходимости, надеясь занять место своих «кумиров». Однако врожденный ум и образованность Молчалина никогда не будут использованы для честного и благородного дела. Став большим начальником, он с радостью станет новым «идолом», который также будет требовать безграничного уважения и почтения от своих подчиненных. Молчалин убежден, что весь мир держится только на этом.
Отношение Молчалина к женщинам
Для Алексея Степановича любовь – это такой же продукт и способ достижения своих целей. Его ухаживания за Софьей вызваны желанием еще больше угодить Фамусову. Он максимально честен по отношению к Лизе, но завоевать ее расположение старается исключительно с помощью дорогих подарков. Молчалин просто не понимает, что у людей есть чувства, кроме стремления к обогащению и власти.
Заключение
Молчалин — собирательный негативный образ человека, для которого не существует высоких идеалов. Такие люди готовы на любые унижения ради денег. Обретя власть и авторитет, Молчалины смогут широко распространить свое ядовитое влияние. Это приведет к появлению все большего количества низких и подлых людей, заменяющих честность и правдивость обманом и продажностью. Для любого общества важно, чтобы Молчалининых было как можно меньше.
«Неразговорчивые счастливы в этом мире.» Крылатая фраза живет и сегодня. В изменившихся условиях современного мира «молчалиных» легко узнать и встретить.
Образ и характеристика Молчалина в комедии «Горе от ума» поможет понять, какие черты не претерпели изменений, кто скрывается под маской двуличного застенчивого человека.
Молчалин и Фамусов
Алексей Степанович Молчалин — секретарь Фамусова, хозяина дома, в котором разворачиваются события комедии. Фамусов приютил бедного дворянина из Твери, дал ему чин заседателя и официально устроил на службу в Архив. Молчалин не молод, взрослый мужчина (« мы не парни… ») Доволен этой ситуацией. Он числится в архивной службе, получает повышение, но не выходит из дома Фамусова. В Алексее хозяин разглядел черты делового человека. Все остальные слуги в доме — родственники. Умение нравиться становится основой характера Молчалина. Простой по происхождению, вероятно, из мещанской семьи, получив чин, Алексей приобрел право на потомственное дворянство. За 3 года службы он успел получить 3 награды. Такой карьерный рост – показатель мужского терпения и желания подняться любыми способами как можно выше и быстрее.
Положительные черты характера
Грибоедов представляет реальных персонажей, поэтому у них есть положительные и отрицательные качества. Молчалин не исключение.
Скромность. Не многие могут похвастаться умением общаться с людьми разного возраста и уровня образования. На балу у Фамусова Молчалин выдерживает капризы и унижения сварливых старух, глупость пьяных гуляк, робость барышень.
Застенчивость и тактичность. Алексей, находясь рядом с дочерью хозяина, не проявляет дерзких или резких действий. Он тактично переносит отношение Софьи, умело скрывает свои истинные чувства.
Молчаливость. Умение хранить молчание — недостижимое для многих качество. Они устают от своей болтовни. Здесь дело обстоит иначе:
«Он достигнет степеней известных, / Ведь в наше время любят немых…».
Хорошие манеры и вежливость. Молчалин правильно ведет себя в разных ситуациях. Он легко извиняется, строит фразы так, что не возникает желания его ругать, ругать.
Возможность дружить.
«Смотрите, он завоевал дружбу всех в доме. »
Мирно решает любые проблемы и споры, ради других способен забыть о себе.
Спокойствие. Молчалина трудно вывести из себя. Он не проявляет нервозности, беспокойства даже в самых сложных ситуациях: утренней встрече с хозяином, падении с лошади.
Отрицательные черты личности
Среди представителей высшего света Алексей Степанович застенчив и робок, но это только маска, маска. За ней черты, которые не красят мужчину:
Помощь. Молчалин стремится угодить всем окружающим, надеясь произвести приятное впечатление, принести пользу. Отец завещал ему нравиться всем людям, но сын пошел дальше. Он пресмыкается не только перед людьми, но и перед животными хозяев. Целью такого поведения является достижение продвижения по службе и личных отношений.
Двуличие. Поведение человека меняется в зависимости от ситуации и окружения. С кем общается по статусу, так и ведет себя. С графиней Хлестовой он добр, с горничной свободен.