Факторы становления и особенности синкретических процессов в религии Мероэ | Кормышева
Введение
Термин ‘синкретизм’, широко употребляемый при исследовании религиозных процессов от древности до наших дней, не имеет единого и устоявшегося определения. Понятия ‘влияние’, ‘заимствование’ играли определенную роль в процессах синкретизма1 , явления, которое характеризуется смешением признаков, коллективным представлением различных связей и сочетаний, присущих всем членам социальной группы и передающихся в ней из поколения в поколение [2, с. 132–133, 135].
В обществах, для которых характерно мифологическое сознание, могли проявляться различные формы религиозного синкретизма – внутренние, порожденные развитием общества и эволюцией религиозного сознания, и привнесенные (внешние), как результат контактов с окружающим миром, войны и аннексии завоеванной территории. В исследовании, как отметил Леви-Брюль, «следует наперед отказаться от сведения умственных операций к единому типу, вне зависимости от рассматриваемых обществ, и от объяснения всех коллективных представлений одним и тем же неизменным логическим и психологическим механизмом» [3, c. 5].
Цели и задачи исследования
Цель работы – выявление особенностей и конкретных проявлений синкретизма в религии Мероэ, его исторических причин и факторов, влияющих на этот процесс. Ставится задача исследования этих факторов и этапов формирования синкретизма, понятий «свой – чужой», «единство и множество», рассмотрение синкретизма в мифах и системе религиозных представлений.
Материалы и методы исследования
Автор обобщает результаты работы с изобразительными и письменными источниками, связанными со становлением пантеона Мероэ, применяя сравнительно-исторический метод исследования.
Актуальность работы
Актуальность данной статьи заключается в комплексном исследовании своеобразия процессов религиозного синкретизма, которые происходили в историко-культурном регионе долины Нила. Выяснение в каждом отдельном случае факторов и обстоятельств, которые повлияли на синкретические процессы, даст возможность понять их причины, особенности и характерные черты в изучаемом обществе, что может быть применено при исследовании типологически сходных явлений в других обществах Древнего мира. Отдельные вопросы, касающиеся процесса синкретизма, исследовались ранее, ссылки на соответствующие работы приведены ниже, однако в полном объеме на протяжении длительного хронологического отрезка – от ранних археологических культур и до падения Мероитского царства – проблема особенностей синкретизма и факторов, обусловивших его, не стала предметом отдельного исследования.
Особенности синкретизма в Мероэ
Синкретизм в Мероэ проявился как особая форма религиозного дискурса, развившегося в результате влияния, адаптации и органического слияния отдельных черт или культов богов, ритуальных практик и опыта религиозного восприятия окружающего мира. В результате образовалось качественно новое явление, сохраняющее между тем «родимые пятна» доминантной составляющей.
В основе религиозного синкретизма в Мероэ большое место занимала симпатическая магия – уверенность в том, что предметы на расстоянии оказывают симпатическое влияние друг на друга, и принцип контагиозной магии, который «исходит из того, что вещи, единожды находившиеся в соприкосновении, должны, будучи разъединенными, оставаться в симпатическом отношении» [4, c. 22, 33, 49].
Факторами, обусловившими процессы синкретизма в религии Мероэ, были природная среда, а также завоевание страны Египтом, породившее общность языка и этнического состава населения и обеспечивающее прессинг египетской доминанты.
В мировоззрении населения древнего Судана, как и в большинстве типологически сходных культур, отразилась обожествленная среда обитания. Общность природных факторов Египта и Судана порождала одинаковые коллективные ассоциации, что стимулировало процесс восприятия похожих образов на всей территории долины Нила.
Египетский бог Нила Хапи, порождающий жизнь ежегодными разливами, был принят без изменений в обществе Мероэ. Изображения Хапи на фрагментах колонн в Абу Эртейла показали полное сходство с египетским образом [5, p. 83, pl. XI, fig. 1 a, b].
Тема воды, обожествление ее подателей и хранителей рождали сходные образы богов. Так, например, лев как хранитель водного источника воспринимался одинаково в Египте и Мероэ. Статуи львов находились около искусственных резервуаров с водой (хафиров) и воспринимались как защитники водных источников [6, pl. IV, VI]. Львиноголовые гаргульи были установлены в Мероэ, как это было и в египетских храмах и с той же целью – обеспечить защиту от разрушительной силы воды [7, S. 129–148]. С водной стихией была связана статуя лягушки в База [6, pl. VII]. Статуэтка лягушки с ожерельем на шее была найдена в Абу Эртейла (архив экспедиции). Оба храма располагались по течению Вади Хавад. Приведенные примеры иллюстрируют близкое сходство ассоциаций у населения Мероэ и завоевавшего его Египта и готовность общества Мероэ к восприятию чужого как своего.
Синкретические образы богов Мероэ были тесно связаны с обожествлением животных. В ранних культурах это проявилось в создании фигуративных моделей как магических двойников реальных образов, а позднее композитных фигур бога с антропоморфным телом и головой зверя. Именно узнавание культового образа обожествленного животного играло большую роль в процессах создания синкретического образа бога в Мероэ.
Внедрение египетских богов на завоеванную территорию Судана явилось движущей силой процессов синкретизма, в результате чего появились качественно новые образы, и религия Мероэ получила отличительную форму. В данном процессе главную роль сыграли сила традиции и специфическое понятие времени, неадекватное современному, в силу чего некогда созданное творение предков не исчезало, а, сплетаясь с более поздними формами, продолжало существовать в новом образе. Прежнее не подлежало переработке и переосмыслению, новое накладывалось на неизменно существующее старое, древние пласты смешивались с поздними наслоениями, в результате чего образы богов и формы их проявления получались многослойными.
Процессы синкретизма в религии Мероэ были обусловлены исторически. Уже в самый ранний период развитие археологических культур, засвидетельствованных на территории Судана, проходило в непосредственном контакте с Древним Египтом, стремившимся к завоеванию южных территорий. Торговый обмен сопровождался проникновением египетских религиозных культов и ритуалов еще задолго до фактического завоевания страны. Эти факторы способствовали процессу синкретизации элементов двух близких культур и сложению особого типа религии, формировавшейся под значительным влиянием, а позднее, с завоеванием страны, политическим и идеологическим прессингом со стороны Египта. Теологическая мысль развивалась в русле политеизма, что создавало почву для различных проявлений синкретизма в образе богов, мифах и ритуальной практике.
Процесс синкретизма в Мероэ включал появление чужого на своей территории, знакомство, адаптацию образа и ритуала к новым условиям, аккультурацию, вживание, создание качественно нового образа богов с их иконографией, текстологией и мифологией. С учетом политической доминанты в историческом контексте Мероэ выделяются прямое заимствование образа и ритуала, трансформация египетских черт на местной почве. Наблюдается модификация египетских образов, наделение их местными чертами иконографии, новыми титулами и создание таким способом локальных культов. Это приводило к сосуществованию египетских и местных образов, что создавало особый колорит местной культуры.
Объявление египетских богов владыками Та-Сети или храма на территории древнего Судана можно условно назвать синкретизмом локализации, что было предтечей процессов аккультурации. Трансформация египетских богов привела к тому, что их локальные ипостаси обрели свою вторую родину, а религия Древнего Египта стала вариантом египетской религии в Нубии. Влияние египетских идей было настолько сильным, что и в эпоху независимого царства Мероэ его религия сохраняла египтоподобный облик.
Важным фактором, повлиявшим на синкретические процессы в религии Мероэ, была общность языка. Египетский язык, распространившись вместе с завоеванием территории Судана, оставался государственным языком и языком общения населения, по крайней мере, наиболее египтизированной его части – нубийской знати. Очевидно, существовал и мероитский язык, первые письменные свидетельства об этом относятся к началу II в. до н.э. Но даже после его официального распространения в Мероэ египетский язык сохранялся в религиозных текстах, оставаясь таким образом элитным символом в общем контексте мероитской культуры. Памятники царя Натакамани – I в. н. э. – из Вад Бен Нага и Абу Эртейла содержат надписи на египетском языке [8, p. 181–206]. Свидетельством прочных позиций египетского языка в обществе Мероэ является формирование местного диалекта египетского языка [9].
Этнический фактор в формировании верований общества Мероэ
Этнический фактор стал основой для сосуществования египетских и местных богов. В силу сложившихся исторических условий общество Мероэ было полиэтническим. Помимо автохтонного населения, здесь было много египетских переселенцев, по разным причинам оседавших в Куше. Уже в эпоху Среднего царства в целом ряде областей существовали египетские кладбища [10, S. 121–126]. При создании локальной египетской администрации значительная прослойка египетской элиты вместе с семьями и слугами переселялась в Нубию. Нубия была также местом ссылки для провинившихся, там же находили убежище и беглецы из Египта.
Резкое увеличение численности египетского населения в Куше к концу XVIII династии отразилось в полном восприятии египетского погребального ритуала [11, p. 235]. Принципы иконографии, храмовые обряды, типы инвокаций, египетские мифы внедрились в Мероэ, их поддержание в храмах было обеспечено этническими носителями.
С утратой египтянами власти над территорией древнего Судана уменьшился поток переселенцев, непосредственных носителей египетской культуры. Их потомки уже не были столь ревностными приверженцами исторической родины, пребывание в иной среде формировало иные ценности, но религия как следствие процесса синкретизма сохраняла неизгладимую печать Египта.
Единство и множество, прослеживаемое в образах богов Мероэ, формировалось через отсутствие отрицания утверждаемого и пришедшего извне. Тождество в этих случаях подчинялось особой логике мышления, которое иначе ориентировано и возникало вследствие особых законов ассоциации, связей и сочетаний под непосредственным влиянием исторически сложившейся обстановки в обществе. В результате создавались локальные ипостаси египетских богов, что было первым шагом в процессе синкретизма. Cинкретизации подверглись образы египетских богов как общенационального значения (Амона, Хора, Исиды, Осириса), так и локальных богов Древнего Египта.
При XVIII династии в Куше появилось огромное число богов египетского пантеона, которые почитались как в чисто египетском облике, так и в форме локальных ипостасей. Причиной данного явления была необходимость укрепления политической власти, а в связи с этим ликвидация незаполненного египетскими богами пространства как источника хаоса.
Характерная для религиозного синкретизма черта прослеживается в истории культа Амона. Композиция в Кургусе (Тутмос I и Тутмос III) [12, p. 56–57] символично демонстрирует черты новой идеологии – образ бараноголового Амона, созданный в результате синкретизации египетского культа Амона с культом барана в Нубии.
Культ барана был локальным культом в Нубии, о чем свидетельствуют находка в Кадрука захоронения барана с колье на шее [13, p. 83], фигурка барана из Анибы с круглым диском на голове, находки в погребениях Кермы [14, p. 57, Cat. 51, 52; 15, p. 158–159, fig. 124–125]. Именно контакты с Нубией стали причиной акцентированных черт барана в образе Амона.
Образ Амона претерпел значительные изменения, связанные с образованием локальных ипостасей, и проявлялся в четырех основных формах – Амона Напаты, Амона Гемпатона, Пнубса, Быка Та-Сети. Были и локальные культы, имеющие специфические иконографические черты (Гебель Баркал, Абу Симбел), где Амон располагается внутри пространства, окруженного огромным уреем. Вся территория между Карнаком и новым храмом в Напате была заполнена храмами Амона [16]. Результатом синкретизации были представления о нубийских корнях Амона в текстах различных эпох [17, S. 99–101], а слияние египетского и локального образа привело к созданию государственного культа империи, что позволяет оценить это явление как проявление теологического синкретизма.
Локальные ипостаси бога Хора – Хор Бухена, Миама, Баки и Хор Бык Та-Сети, а позднее и Хор Меха (Абу Симбела), в ряде случаев изображались вместе [18, p. 38–39, pl. 9]. Получили распространение и стелы cippi, символ защиты Хора, которые были обнаружены в Нага и Мероэ [19, p. 167; 20, p. 13, 17, pl. XI]. Царь Иерикеаманот назван живым воплощением Хора: «Он – Хор правогласный» [21, I, p. 65, l. 105]. Египетские боги получают в Нубии других супруг, Хор – местную ипостась Хатхор, а Амон – Сатис и Анукис, что также относится к процессам синкретизации на уровне образования супружеских пар как основы структуры пантеона.
В местном варианте была преломлена концепция теогамии – рождение фараона от Хора Бухена, локальной ипостаси Хора в Куше: «(1) Тутмос… (3)… возлюбленный Хором, владыкой Бухена. Он (бог) соединился со своей Эннеадой для того, чтобы создать его из их тел…» [22, I, p. 49, pl. 61–62]. Текстуальное свидетельство легенды о глазе Хора было соотнесено с Хором, владыкой Бухена [23, p. 101, pl. XV–I]. Эти примеры указывают на функциональную идентичность (единство и множество) бога Хора и ярко иллюстрируют эту особенность синкретических процессов в Мероэ.
В ходе проникновения в Куш происходила синкретизация смежных культов. Так, Хатхор, владычица Имаау, упомянутая в надписи Хуфхора [24, S. 128, L. 11–12], синкретизирована с местной богиней с головой коровы (пример – сосуд из Кермы: [25, p. 33–50; 26, p. 89, 91, fig. 92]). Хатхор имела локальную ипостась Хатхор Ибшек [27, fig. 38; 18, p. 38, 49, pl. 9, 16; 28, p. 107; 29, p. 24, pl. 29]. Не случайно нубийские танцовщицы с эпохи Среднего царства и до римского периода участвовали в Египте в танцах в честь богини Хатхор [30, p. 63–65].
Даже Хапи, который в подавляющем числе случаев изображался так же, как и в Египте, приобрел в Мероэ локальные особенности. На скарабее Тахарки Хапи имеет типично негроидные черты [31, S. 38, fig. 2].
В храме Нага фигуры Нила показаны поднимающими растения лотоса на прямых длинных стеблях из знака zm3 [32, p. 292, fig. 21]. Не исключено, что образ Хапи мог поглотить местные культы, которые существовали в Нубии, что стало причиной иных стилистических решений.
В стеле Хорсиотефа Исида упомянута вместе с Осирисом как локальная богиня различных поселений Мероэ [33, H. l. 148–152, 160]. В мероитских погребальных инвокациях имя Исиды стоит перед именем Осириса [34, c. 30]. Исида стала супругой бога войны Апедемака и показана приводящей пленных [35, S. 154, Bl. 6a], а также локальной формы Осириса – Пнубса [36, S. 66–67, IV, 10f. Bl. 2r, Anm. 1, 2].
Осирис имел негроидные черты уже при XXV династии [30, p. 28–29]. В стеле Хорсиотефа названы многочисленные локальные формы Осириса [33, H. l. 147–153, 157–161], в одном из демотических папирусов названа ипостась Осирис-кушит [37, p. 33 (4)].
Культ богини Бастет распространился с царским сыном Куша Хори I, который был родом из Бубастиса [38, p. 53]. Эта богиня вошла в пантеон Мероэ, она упоминается в памятниках Пианхи и Шабаки [39, p. 204–205, pl. LXVIII с; 40, c. 147], визит к ней стал частью ритуала коронации царей Хорсиотефа и Настасена [33, H. l.22].
Понятие «свой – чужой» приобрело в Мероэ специфические формы и было базовым фактором синкретических процессов. Одним из важных элементов восприятия «чужого» как «своего» следует считать принцип партиципации (сопричастности) между существами или предметами, ассоциированными коллективным представлением [2, с. 137].
Ярким примером особенности синкретических процессов в Мероэ служит культ Дедуна, встречающийся в Текстах Пирамид царей VI династии как божество благовоний и как бог, поддерживающий лестницу Осириса (Pyr. 803, 994–995, 1017, 1476, 1718a–b). Дедун, объявленный «своим» в Египте, сохранял едва различимые черты своего происхождения, что проявлялось в начертании его имени с детерминативом птицы неясного вида (Pyr.: 803, 1017, 1476), не имеющем аналога в египетской палеографии, но в стеле царя Аспелты Дедун прямо назван «богом Куша» [33, A.l. 82].
В рамках идеологической поддержки завоевательной политики Египта культ Дедуна вместе с обожествленным Сенусертом III был установлен в храме Семны [41]. Его изображения и эпитеты свидетельствуют о его египтоподобном облике. В греко-римское время Дедун был синкретизирован и с Аренснуписом, и с Хором в храме Филе [42, S. 48–49, Abb. 57–59; 43, p. 76–77, l. 3–5, 10–12].
История странствий Дедуна из Судана в Египет и обратно показывает специфику синкретических процессов – включение в египетский пантеон, где боги получали египетские черты и функции, и возвращение обратно в египтизированном облике. Иными словами, соприкосновение двух культур рождало взаимное влияние, которое шло в двух направлениях – проникновение нубийских богов в Египет и их возвращение обратно в новом качестве.
В эпоху XXV династии проявился результат взаимного влияния в сфере «свой – чужой». Войско Пианхи захватило Египет под эгидой Амона Напатского, который, будучи формой проявления Амона, считался своим, иноземцы стали единоверцами. Таким образом, результаты синкретических процессов обеспечили завоевателям поддержку религиозных кругов Египта.
Для мероитов египетское перестало быть чужим – атрибуты, принципы канона, эпитеты и религиозные формулы стали для них своими и были применены к образам местных богов. Можно сказать, что проблема противоречия «свой – чужой» была решена методом инверсии, для обеих сторон чужое стало своим. В результате процессов синкретизации при прессинге египетской доминанты существенные черты египетской религии полностью овладели мероитским мышлением. В этих условиях политический разрыв уже не мог оказать значительного влияния на духовную сферу.
Местные боги и ритуалы Мероэ также формировались под воздействием синкретических процессов. Культы местных богов, органически впитав египетское, показали устойчивость образа, которая сохранялась до конца существования Мероэ. Египетские атрибуты – скипетр уас, знак жизни и другие, были характерны для иконографии практически всех богов Мероэ и в результате стали их составным элементом. Корона Апедемака, один из видов египетской короны hmhm, также рассматривается в русле египетско-мероитских синкретических процессов [44, p. 102–105]. На голове Апедемака видны рога барана [45, p. 247], что было результатом синкретизации уже внутри пантеона Мероэ, когда иконографические черты Амона переходят к новому локальному божеству. В определенной мере это также можно отнести к явлению теологического синкретизма.
Хотя целый ряд черт связывал львиноголового Апедемака, бога Мероэ, с египетским пантеоном, некоторые его изображения являются продуктом местного творчества. Образ шагающего льва, а также фигура четырехглавого льва на mica Кермы [26, p. 209, № 251; 220, № 284], три погребения львов в Санаме, украшенные амулетами и бусами [46, p. 80–82], маркируют местный культ львиноголового бога. Логическим продолжением является обожествленный образ льва – бога Апедемака. Храм Льва, который был найден в Абу Эртейла, не похож на ранее найденные храмы Апедемака. Стилистика львиных фигур также демонстрирует специфику исполнения, что позволяет предположить, что в Мероэ могли быть и другие боги-львы.
Апедемак, вытесняя Осириса, выступает в храме Мусавварат эс-Суфра супругом Исиды [20, p. 63], возглавляя процессию богов египетского происхождения. Образцом теологического синкретизма можно считать гимн Апедемаку в храме Мусавварат эс-Суфра, написанный на египетском языке с заимствованием канонических египетских принципов, но чисто мероитский по своей концепции [47, S. 22]. То же относится к гимну мероитскому богу Себуимекеру, который полностью повторяет текст египетского гимна Осирису [47, S. 33–36], что могло быть проявлением замещения и смешения признаков, в результате чего элементы египетского религиозного учения были превращены коллективным сознанием в мероитские. Общая же тенденция развития синкретических процессов оставалась прежней.
Мифы и ритуалы
Cинкретические процессы сказались и на египетских мифах, действие которых происходит на юге. Миф о Хоре Бехдетском был связан с Нубией, где он победил своих врагов. Его символ – крылатый солнечный диск, увитый уреями, начиная с Кермы [48, p. 120–122, fig. 86, 87] на протяжении веков оставался архитектурным элементом храмов. Не исключено и существование локальных мифов, которые впоследствии могли быть поглощены египетскими.
Изображения на колоннах храма Мусавварат эс-Суфра показывают эпизоды мифа о Хатхор-Тефнут, творившей свои злодеяния в земле Кенсет [49]. Возможно, следы этого мифа прослеживаются уже в Новом царстве в надписи из Бухена, в эпитете Тота «прекрасный товарищ» [23, p. 101, pl. XV,1], более нигде для Тота не засвидетельствованный, но хорошо известный в рамках данной легенды, в частности в этимологии Аренснуписа, чье имя есть персонификация эпитета «прекрасный товарищ» (супруг) Хатхор-Тефнут. Он превратился в самостоятельное божество под именем Аренснупис, вытеснившее Осириса в традиционной египетской триаде Осирис – Исида – Хор, заняв его место [50, p. 35]. В процессе синкретизации Аренснупис стал самостоятельным богом, на формирование образа которого оказала влияние иконография египетских богов, странствующих в Нубии.
Целый ряд ритуалов египетского происхождения также был адаптирован в древнем Судане. Это ритуалы коронации, которые совершались по египетскому образцу, – отдельные эпизоды коронации [21, II, pl. XXIIc], в частности возложение короны Амоном [33, pl. V], ритуал путешествия барки по храму, ритуал поддержки неба с богиней Исидой в Вад Бен Нага и Абу Эртейла. В последнем случае ритуал был адаптирован к легитимации наследника мероитского правящего дома [8].
Отличительные черты синкретизма эллинистической культуры
В процессе исторического развития Мероэ, ставшего крайним африканским маргиналом эллинистического мира, там проявились новые отличительные черты формирования эллинистической культуры. Результатом синкретических процессов стали новые образы, созданные путем соединения греческих, египетских и мероитских черт.
Многие достижения эллинизма в Мероэ воспринимались через Египет. Это, в частности, образы Зевса-Аммона с иконографическими чертами Сераписа Бриаксиса в храме Апедемака в Нага, а также изображения на рельефе богов в фас, c головным убором в виде калатос, в тунике, с типичной для эллинистических образов бородой и в ореоле солнечных
лучей Гелиоса [35, S. 85, 93–94, Bl. 11 a, 12]. Здесь проявилась синкретизация подобия, «египтяне изображают Зевса с ликом барана… ведь в Египте Зевса называют Аммоном» (Herod., II, 42,3). Синкретический образ Зевса-Аммона, попав в Мероэ, проецировался на главного бога Мероэ, создав образ Зевса-Аммона-Апедемака в Нага [51, p. 143–144] и на кольце из сокровищницы царицы Аманишакето2.
Иное проявление синкретизма наблюдается в отношении образа Беса, египетского божества, распространенного в древнем Судане, где он участвовал в умиротворении Хатхор-Тефнут [49, p. 343–344, 354–355, fig. 8–10]. Специфические черты его иконографии близки эллинистическому образу сатиров. Распространение в Мероэ Диониса и Сатира вызвало смешение образов Беса и Сатира как богов вина и танца [53, p. 308–311].
Заключение
Особенности синкретических процессов в Мероэ были определены историческими условиями формирования цивилизации в едином историко-культурном регионе. Начальным этапом синкретизма стало образование локальных ипостасей египетских богов через стадии влияния, адаптации и аккультурации. Тенденция взаимовлияния и сосуществования заимствованных, синкретизированных и местных образов была главным результатом синкретических процессов в религии Мероэ. В данных процессах была продемонстрирована мощная сила локальной основы, а результатом их явился специфический вариант понятия единства и множества, который нашел свое проявление в сосуществовании египетских богов в их локальной форме и местных богов с египетскими чертами. Последнее, став органически присущим местному сознанию, изменило понятие «свой – чужой», обеспечив представление о чужом как о своем. Процессы синкретизации сделали древний Судан не просто контактной зоной, но и коридором трансляции египетских образов в Африку. Явления синкретизма в Мероэ оказывали обратное влияние на Египет. Синкретизм затронул также мифы и ритуалы. Общая оценка рассмотренных явлений позволяет говорить о том, что в древнем Судане процессу синкретизации подверглись не только отдельные элементы, но и вся теологическая система Египта, совершившая первый в мировой истории масштабный исход за пределы территории ее исторического формирования и адаптированная к условиям древнесуданской культуры.
1. О данной проблеме см.: [1, p. 11–14].
2. По мнению Призе, это образ Зевса-Сераписа-Амона [52, S. 34, Abb. 31 d].
Пантеон в Риме — история, описание, фото и время посещения
Пантеон — символ современного Рима и могущества Римской империи наравне с Колизеем и одновременно с этим одна из самых посещаемых достопримечательностей города, увидеть которую нужно хотя бы раз в жизни. Рассказываем всё самое интересное о Пантеоне.
- История
- Архитектура
- Как добраться
- Время работы
- Стоимость посещения
- Интересные факты
История
В древности
Пантеон — одна из самых популярных римских достопримечательностей, расположенная в районе Пинья. Название храма переводится как «храм всех богов»: именно для них и строили древние римляне. Предполагается, что первая версия была построена около 25 года до н. э. под руководством государственного деятеля и полководца Марка Агриппы. В те далёкие времена даже обычная гроза могла разрушить здание, поэтому первый Пантеон сгорел, когда в него попала молния.
Новую версию храма воздвигли уже во II веке н. э., и именно она сохранилась до сих пор. Архитектор неизвестен, но предполагают, что им был Аполлодор из Дамаска или кто-то из архитекторов, работавших с ним.
Название храма переводится как «храм всех богов»: именно для них и строили древние римляне.
Средневековье
В 609 году Пантеон из языческого храма был превращён в церковь. До сих пор он носит название храм Святой Марии и Мучеников. С одной стороны, это помогло ему избежать запустения, от которого пострадало множество других языческих сооружений.
С другой — церковь избавлялась от «языческой грязи», поэтому пропали многие украшения храма, например семь статуй римских богов, до этого расположенных в нишах. Раньше луч света из Ока Пантеона (единственного окна, расположенного в потолке), в течение дня освещал одну за другой статуи дневных богов.
Возрождение
В XVI веке с Пантеоном случилась забавная история — Папа Римский Урбан VIII, как и все великие, захотел увековечить своё имя. Он решил покуситься на один из древнейших храмов города, попросив архитектора и скульптора Джана Лоренцо Бернини украсить портик здания колокольнями.
Бернини был хорошим скульптором: он начал разработку проекта фонтана Треви и создал много других красивых фонтанов в Риме (например, фонтан Четырёх Рек на Пьяцца Навона), но архитектором был не самым лучшим, поэтому колокольни почти сразу начали давать трещины и крениться.
В наши Пантеон функционирует как католическая церковь, здесь проводят мессы и отмечают церковные праздники.
Но главной неприятностью стала народная ненависть — колокольни прозвали «ослиными ушами Бернини». Поговаривают, что кто-то даже нахулиганил и повесил ослиные уши напротив окон дома архитектора.
Наши дни
Сейчас Пантеон функционирует как католическая церковь, здесь проводят мессы и отмечают церковные праздники. Месса проходит каждую субботу и в предпраздничные дни в 17:00. По воскресеньям и по праздникам — в 10:30.
Архитектура
Высота Пантеона практически равна его диаметру и составляет 42 метра, полы украшены мрамором, а колонны при входе весят почти 60 тонн каждая. Эти колонны, как и любимые в Риме обелиски, привезли из Египта: сначала на деревянных санках, а потом на баржах по рекам и морю.
Ещё одна монументальная деталь Пантеона — её купол. Он до сих пор считается самым большим неармированным (без поддержки из металлических стержней) куполом в Европе.
Око Пантеона — единственное окно в здании, расположенное на вершине купола. Фото: Elina Beliakova/Shutterstock
Несмотря на свой невероятный размер, купол не разрушает здание Пантеона, поскольку бетон у основания тяжёлый, а чем выше он поднимается, тем легче становится. Облегчает конструкцию и Око Пантеона — единственное окно в здании, расположенное на вершине купола.
Главный вопрос: что делать, если идёт дождь?! Ответ — ничего. Дождь проникает в здание через окно и утекает через дырки в полу здания и специально сконструированную систему канализации.
Как добраться
Пантеон расположен в 25 минутах ходьбы от Колизея и в 30 минутах от Ватикана. Так что, если отправляешься в Рим в первый раз, выдели целый день, чтобы пройти по этому маршруту и осмотреть всё самое главное. Приходить в Пантеон лучше пораньше — здесь всегда много людей.
Приходить в Пантеон лучше пораньше — здесь всегда много людей.
Время работы
С понедельника по субботу — с 8:30 до 19:30. По воскресеньям — с 9:00 до 18:00.
Стоимость посещения
Бесплатно.
Интересные факты
- Масса купола Пантеона — 5000 тонн.
- Сейчас в Пантеоне захоронено множество великих деятелей, среди них Рафаэль и Эммануил II (король, объединивший Италию).
- Многие задаются вопросом: «Как же так, такое древнее сооружение, а мрамор на полу не потрескался и потолок выглядит как новенький?» Любители теории заговора обвиняют инопланетян и хитрое итальянское правительство, скрывающее факты реконструкции (Пантеон действительно почти не реставрируют). А мы просто восхищаемся!
Достопримечательностей в Риме много, однако Пантеон — одна из самых известных и важных. Посмотреть на древнюю красоту можно совершенно бесплатно, так что сможешь увидеть его изнутри своими глазами, даже если ты бюджетный турист. Обязательно сходи не только ради красивых фотографий знаменитого Ока, но и ради того, чтобы поворчать, что «раньше строили на века».
Все дороги ведут в Рим
Подпишись на горячие новинки блога!
Подпишись на обновления блога, и мы откроем для тебя целый мир вдохновляющих путешествий, тревел-лайфхаков и небанальных направлений на все случаи и для любых компаний.
Посмотреть на эти чудесные письма
Электронная почта
Подписаться
Я согласен с «Политикой по обработке персональных данных».
Ошибка на сервере. Не удалось отправить ваши данные. Пожалуйста, попробуйте еще раз!
Спасибо
Мы уже отправили вам письмо. Проверьте, пожалуйста!
Дарья Мартыщук
Журналист-фрилансер, путешественник и большой любитель Италии. Прожила там полтора года, влюбилась в итальянскую культуру, кухню, вино и язык. Прочитала тонну книг на тему итальянского менталитета. В рабочее время пишу тексты, монтирую видео и веду социальные сети. В свободное время пью много кофе и притворяюсь художником.
Все записи автора
21 главный египетский бог и богиня
Хотите узнать больше о главных богах Древнего Египта с головами животных? Понимать истории и мифы о Ра, Осирисе, Горе и Анубисе?
Вы обратились по адресу: специалисты и любители Египта, мы подготовили статью, в которой собраны мифы и атрибуты каждого из богов и богинь египетского пантеона.
Египетский пантеон включает в себя всех богов, созданных богом Солнца Ра с головой сокола. Египетские боги включают множество богов с головами животных (Гор, Сет, Анубис, Тот, Бастет, Сехмет, Ра) и других с человеческими головами (Осирис, Исида, Нефтида, Амон).
Мы вместе увидим в этой статье:
- Боги Ра, Апоп, Атон и Сехмет, участвовавшие в сотворении Вселенной
- Боги Сет, Осирис, Исида, Нефтида и Гор, участвующие в трагедии под названием «миф об Осирисе»
- Боги Анубис, Тот и Аммит, участвовавшие в суде над египетскими мертвецами
- Другие важные боги: Хепри, Амон, Птах, Таверет и Собек
Начнем без дальнейших церемоний с открытия первый из этих богов и создатель египетского мира: Ра, бог Солнца-сокол.
1) Ра
I) Создание всех остальных богов Ра
Ра — бог богов древнего Египта: согласно египетской мифологии, он создатель Вселенной и всего божественного или населяющие его смертные формы жизни .
Изначально во всей Вселенной было только два элемента: бесконечный океан, покрывающий нижнюю половину Вселенной, и «Пустота», покрывающая другую половину Вселенной.
После бесконечного числа контактов между первоначальным океаном и изначальной Пустотой возникла сущность, представляющая желание творения: Атум. Атум был слишком слаб, чтобы в одиночку формировать Вселенную. Однако он все равно старался и использовал всю свою энергию, чтобы вывести крошечный остров из океана.
На этом маленьком острове сам по себе появился бог с головой сокола, несущий на голове Солнце. Действительно, Ра почувствовал великое горе Атума, не сумевшего создать Вселенную самостоятельно.
Таким образом, Ра немедленно создал условия, которые позволили бы жизни прийти во Вселенную. Гармонично смешивая океан и Пустоту, он рождает воздух (в образе бога Шу) и тепло (в образе богини Тефнут).
У Шу и Тефнут будет двое детей: Геб (воплощение земли) и Нут (звездное небо). Что касается их, то у Геба и Нут будет четверо детей: Осирис, Сет, Исида и Нефтида.
II) Изначальная функция Ра в египетской Вселенной
Безмерно гордясь созданной им семьей богов, Ра выпускает слезу из левого глаза. Из этой слезы родятся все формы смертной жизни: люди, а также животные и растения всех видов.
Чтобы все эти формы жизни могли жить, расти и процветать, Ра поставит перед собой задачу освещать их Солнцем, которое он носит на голове. Для этого каждый день Ра путешествует по миру с востока на запад ( Солнце восходит на востоке), чтобы принести смертным свет, в котором они нуждаются .
Поскольку мир, по мнению древних египтян, плоский, ночью Ра должен пройти под Землей, чтобы вернуться в исходное положение (на восток от Земли). Именно в этом путешествии по подземному миру он каждый день встречает злого бога, которого мы представим сейчас: бога-змея Апепа.
2) Апеп
Апеп — гигантская змея из Пустоты, которая всегда существовала и всегда будет существовать.
Цель Апепа — вернуть мир в то состояние, в котором он был до прихода Атума и особенно бога-создателя Ра.
С этой целью каждую ночь, когда Ра входит в подземный мир, где находится жилище Апоп , Апоп пытается съесть Ра и Солнце, которое он носит на голове . Однако, поскольку Ра защищают другие боги (в частности, бог хаоса Сет и богиня кошек Бастет), Апеп никогда не достигает своей цели.
Вопреки здравому смыслу, согласно египетским мифам, именно Апеп вызывает затмения.
Действительно, во время них Апепу удается проглотить Ра, удивив его посреди дня и проглотив его. Тем не менее, затмения никогда не длятся долго, потому что Сет и Бастет всегда помогают Ра, открывая живот Апопа, что позволяет Солнцу снова осветить Землю.
3) Атон
Атон — олицетворение Солнца, которое Ра носит на голове (и другие боги, связанные с Ра, такие как Бастет и Сехмет, также могут носить на своих головах).
Атона также часто изображают в виде солнечного диска с несколькими стрелками. В этой второй форме Атон занимал особое место в Египте , потому что он стал единым богом Египта на протяжении всего правления «фараона-еретика» Эхнатона .
Сменив всех остальных богов за 18 лет правления Эхнатона, Атон стал таким же богом, как и другие. Действительно, сын Эхнатона, Тутанхамон, воссоединился с древними богами Египта с головами животных после смерти своего отца в 1337 г. до н.э.
4) Осирис
В египетской мифологии Осирис — бог, посланный Ра как фараон, чтобы править первыми жителями Египта вместе со своей сестрой и женой Исидой. Осирис был мудрым, умным и доброжелательным. Он вывел человечество на путь величия, радости и процветания всего за несколько столетий правления.
Тем не менее, успех Осириса оценили не все: Сет, брат Осириса, очень завидовал Осирису и планировал убить его.
Таким образом, чтобы силой завладеть властью Осириса, Сет заманивает Осириса в ловушку, устраивая великое состязание во время пира, организованного в честь Осириса и Исиды. Во время этого пира, происходящего на берегу Нила и принимающего множество гостей, Сет приносит красивый сундук, украшенный богатыми драгоценностями, который он предлагает поднести каждому, кто сможет полностью погрузиться в него.
Удивительно, но никому из гостей это не удалось. Но если никто не может попасть в сундук Сета, то по очень простой причине: сундук Сета специально спроектирован так, чтобы внутрь мог войти только Осирис.
Когда наступает очередь египетского правителя пытаться проникнуть в сундук, Сет немедленно заваривает отверстия в сундуке. Затем он бросает сундук в Нил, убив Осириса, утонув.
5) Исида
Исида богиня магии и тайн . Исида также, как мы сказали выше, сестра и жена Осириса.
После великого обмана Сета, ставшего причиной смерти Осириса, Исида в отчаянии уходит на поиски своего брата и возлюбленного.
Исида быстро находит тело покойного монарха Египта. Затем она пытается воскресить Осириса, но ей удается воскресить его только на одну ночь (в ту ночь, когда она забеременеет сыном Гором).
Однако, прежде чем Исида сможет начать более длительные приготовления, чтобы навсегда вернуть Осириса к жизни, Сет обнаруживает тело Осириса (которое Исида ранее спрятала у Нила) во время охотничьей экспедиции.
Опасаясь возвращения к жизни законного правителя Египта, Сет расчленяет тело своего брата на четырнадцать частей. Затем он прячет четырнадцать фигур в различных пещерах, горах и водоемах по всему миру.
После долгих и кропотливых поисков Изиде удается найти 13 из 14 частей своего возлюбленного. Однако в тот момент, когда она видит 14-й кусок, спрятанный на дне озера, большая рыба съедает и мгновенно переваривает его.
Несмотря на исчезновение этой последней части тела Осириса (части, которая была его пенисом), Исида начинает ритуал, направленный на возвращение Осириса к жизни .
Однако, так как он воскрес без всех своих частей, Осирис больше не является «цельным богом». В результате он больше не может править миром людей. Таким образом, Осирис, бывший правитель мира живых, становится правителем мира мертвых. Что касается Сета, то он начинает править Египтом, которым небрежно руководит, в результате чего он впадает в почти полную анархию .
6) Гор
Гор — бог с головой сокола, известный как защитник египетских фараонов.
В мифе об Осирисе именно Гор восстанавливает мир и гармонию в Египте, противостоя своему дяде Сету. Ведь еще ребенком, видя издалека жестокое и гибельное правление Сета над людьми, Гор хочет вернуть Египту его величие.
Став взрослым, Гор встретит божественное жюри, состоящее из богов Ра, Шу и Тота, чтобы отстоять свои права на престол Осириса .
Шу и Тот, хорошо осведомленные о несправедливом и проблематичном правлении Сета, без промедления соглашаются с Гором. Таким образом, Шу и Тот готовы поддержать Гора, чтобы заставить Сета без промедления отречься от престола.
Тем не менее, Ра очень огорчен тем, что его мнение не спросили первым (потому что он бог-творец и отец всех богов). Поэтому Ра приказывает Сету и Гору соревноваться в длинной серии испытаний, чтобы выбрать между ними.
Испытания между Сетом и Хорусом начинаются. Однако в каждом из этих испытаний Сет использует хитрость и обман, чтобы победить. Он так хорошо работает в обеих областях, что выигрывает все первые испытания.
Эта ситуация очень беспокоит Исиду, и она решает помочь своему сыну. Во время теста апноэ в Ниле между Сетом и Гором (которые ранее были превращены в бегемотов) , Исида создает волшебный гарпун, чтобы поднять Сета на поверхность воды, из-за чего он проиграет тест. (у древних египтян было богатое воображение!).
План Исиды срабатывает, и Хорус побеждает в своем первом испытании. Однако Гор сердится на недоверие матери к нему и отрывает ему голову перед тем, как выбросить (к счастью, чуть позже Тот вернет Исиду к жизни).
Присяжные богов очень недовольны этим действием, потому что поднять руку на собственную мать — ненормальный поступок, о котором можно легко забыть. Таким образом, Ра, Шу и Тот соглашаются дать Сету преимущество. Последний будет иметь право выбрать следующее испытание, которое также станет окончательным испытанием, которое определит, кто будет править Египтом, Сет или Гор.
В этом последнем испытании Сет очень уверен в себе. Поэтому он заявляет, что последним событием будут гонки лодок с небольшой особенностью: лодки должны быть сделаны только из камня .
Гор начинает опасаться поражения в этом финальном событии. Впервые он обманывает , чтобы выиграть гонку. Для этого он строит деревянную лодку, но, чтобы соответствовать критериям для лодок, установленным Сетом, он красит дерево кусочками щебня, чтобы имитировать лодку, полностью сделанную из камня.
Гор — добрый и честный бог: его единственная мотивация для обмана — страх увидеть Египет в руках такого злого и неразумного правителя, как Сет.
В день мероприятия Сет прибывает не с лодкой, а с планом: он срезает вершину горы, чтобы сделать из нее лодку. Однако, когда он запускает свой «корабль», этот кусок горы тут же опускается на дно воды. Таким образом, Ра объявляет Гора победителем.
Будучи плохим неудачником, Сет прыгает на Гора, чтобы попытаться убить его . В этот самый момент, когда Гор находится на своем корабле, корабль Гора разбивается под тяжестью двух богов. Обман Гора раскрывается совету богов.
Не зная, кого выбирать между плохим неудачником и обманщиком, Ра, Шу и Тот отправляются на поиски самого мудрого Осириса, ныне египетского бога смерти, в египетском подземном мире.
Осирис встает на защиту своего сына: поскольку Сет захватил власть, обманув и затем убив собственного брата, у него нет претензий на Египет. Более того, чтобы принудить руку совета, Осирис призывает звезды, Луну и Солнце (некоторых своих хороших друзей) в свое подземное царство, лишая весь мир всех источников света.
Не в силах увидеть, как мир увядает, Ра, Шу и Тот согласились с Осирисом и назвали Гора фараоном Египта .
Сет, лишенный иммунитета, дарованного ему статусом фараона, судим за убийство Осириса и изгнан в пустыню.
7) Сет
Сет (или иногда Сет) — бог хаоса, бурь и пустыни.
После поражения от Гора Сет начинает долгое раскаяние в убийстве Осириса. Во время этого покаяния Сет был призван на помощь Ра в его миссии солнечного озарения Вселенной.
Сет теперь сражается каждую ночь с Апепом, чтобы защитить Ра от змеи, которая хочет съесть его и Солнце на его голове.
Именно за эту историю о покаянии Сет особенно любим фараонами. Действительно, сражаясь с Апепом, Сет олицетворяет собой борьбу добра со злом и защиту порядка вещей.
8) Нефтида
Нефтида — погребальная богиня, охраняющая саркофаги умерших египтян.
До того, как миф об Осирисе начался с его убийства, Нефтида была сильно привлечена к Осирису и соблазнила его, замаскировавшись под Исиду, жену Осириса .
От этих прелюбодейных отношений родится Анубис, которого Нефтида немедленно бросит в пустыню, опасаясь, что ее муж Сет разозлится перед доказательством этой неверности, которое представляет этот ребенок. К счастью, Исида заберет Анубиса с помощью шакалов (которые дадут Анубису голову бога-шакала).
Неверность Нефтиды имеет тяжелые последствия, потому что именно эта неверность вызывает ненависть и ревность, которые Сет будет испытывать все больше и больше к своему брату Осирису. Таким образом, можно ясно сказать, что Нефтида косвенным образом вносит большой вклад в убийство Осириса ее братом-мужем Сетом.
9) Сехмет
После убийства Сетом Осириса Ра не сразу осознает, что мир остался без доброжелательного фараона и что люди вступают в великую эру анархии. В этот темный период сносят статуи главных богов и разрушают их храмы.
Когда Ра осознает беспорядок, который творится на Земле, он направляет туда свой правый глаз в образе Сехмет, львиной богини войны. Сехмет приказывает убить всех мужчин, женщин и детей на Земле .
К счастью для человеческой цивилизации, Ра пересматривает себя и понимает, что люди такие, какие они есть, и что он по-прежнему любит их такими, какие они есть. Поэтому Ра отказывается от резни и вспоминает Сехмет, которая снова становится его глазом: человеческая цивилизация спасена!
10) Бастет
Бастет (или Баст) — богиня кошек, удовольствий и «всего приятного» . Бастет была очень популярной богиней в Древнем Египте, в честь которой даже был назван город: Бубастис.
Поскольку Бастет считалась дарующей множество милостей, древние египтяне поклонялись всем кошкам Египта. Действительно, потенциально все они могли быть воплощениями Бастет.
По этой причине в Египте фараонов убийство или поднятие руки на кошку считалось весьма предосудительным действием, которое часто каралось смертью.
В некоторых рассказах, описывающих атрибуты верховного бога Ра, Бастет иногда заменяет Сета в борьбе против змея Апепа, чтобы защитить Ра на его небесной солнечной лодке.
11) Хатор
Богиня, наделенная коровьими рогами, Хатор — богиня красоты, любви и радости . Хатор также является женой Гора, на которой Гор женится после победы над Сетом.
Хатор тесно связана с Сехмет и Бастет. Действительно, в египетских мифах, когда Хатор радостна, она становится Бастет (богиней-кошкой). Когда Хатхор злится, она становится Сехмет (богиней-львицей).
12) Анубис
Анубис бог с головой шакала мертвых. Он тот, кто приветствует мертвых египтян после их смерти.
Анубис — сын Нефтиды (жены Сета), которого бросил Сет, но вырастил Исида (жена Осириса). По этой причине Анубис дал Осирису титул «бог смерти». Действительно, после убийства Осириса Сетом Анубис даст Осирису этот титул в благодарность за то, как Осирис и Исида заботились о нем в детстве.
Мы нашли Анубиса в «ритуале взвешивания сердец египетских мертвецов», чтобы определить, достойны ли они доступа в рай загробной жизни . В этом ритуале Анубис сравнивал вес сердца умершего человека с весом пера крылатой богини Маат на весах.
Если сердце было меньше или так же тяжело, как перышко, душа, которой принадлежало сердце, имела право подняться в рай Осириса Блаженных.
Однако, если сердце было слишком тяжелым (потому что оно было отягощено слишком многими преступлениями), душу пожирала следующая богиня, которую мы представим: богиня, пожирающая душу Аммит.
13)
АммитКогда душа, приближающаяся к Анубису, считается слишком грешной, Аммит , богиня, пожирающая душу, съедает ее . Затем душа «забывается навсегда», что является величайшей формой стыда, которую египтянин может испытать после смерти.
14) Тот
Тот — египетский бог с головой ибиса . Изобретатель иероглифов и всех наук, он бог писцов, знаний и обучения.
Бог ибис также играет важную роль в взвешивании сердец (представленном ранее): Тот отвечает за проверку того, что никакие внешние факторы не помешают суду над мертвыми. Таким образом, благодаря Тоту, суждение весов Анубиса всегда справедливо и безошибочно.
15) Хепри
Бог-жук Хепри — это форма, которую Ра принял, когда последний создал Солнце (то есть до того, как он принял форму бога-сокола).
На каждом рассвете, вернув Солнце обратно на восток через подземный мир (как мы видели ранее в этой статье), Ра снова обретает форму «бога Хепри». Только когда Солнце высоко в небе, Ра снова принимает форму бога с головой сокола.
16) Птах
Всегда представлен как мумифицированный со скипетром, Птах бог ремесленников .
В некоторых описаниях раннего Древнего Египта Птах изображается как верховный бог-творец, который создал Ра своей мыслью, прежде чем он создал всех других богов и богинь.
17) Амон
В конце египетской цивилизации Амон (или иногда Амон-Ра ) стал богом-творцом вместе с Ра . В то время как Ра создает все минеральные элементы, составляющие Вселенную (Землю, Солнце и звезды), Амон создает человеческую, животную и растительную жизнь.
Согласно мифу об Амоне, он превращается в гуся, чтобы отложить гигантское яйцо. Затем Амон превращается в змею, чтобы высиживать яйцо в течение тысячелетий. По прошествии этого длительного периода времени из яйца появляются все люди, животные и растения, которые будут населять Землю, созданную Ра.
18) Таверет
Таверет богиня наполовину женщина, наполовину бегемот и наполовину лев . Итак, у нее женское тело, голова бегемота и львиные ноги. Таверет — богиня-защитница беременных женщин (если вы беременны и хотите иметь красивое тело, мы предлагаем вам купить утягивающее белье) и новорожденных.
19) Собек
Собек — крокодилоголовый бог египетской мифологии .
В Египте 4500 лет назад крокодилы были очень распространены в Ниле и его окрестностях. Крокодилы были дикими зверями, которые прятались у кромки воды, прежде чем поймать, утопить и съесть египтян, отважившихся добраться до берегов Нила (или до озер и прудов вокруг Нила).
По этой причине древние египтяне поклонялись Собеку, потому что он должен был быть отцом всех крокодилов и, следовательно, иметь большую власть над своими сыновьями.
Боги Древнего Египта
Теперь вы знаете все о самых важных богах Древнего Египта. Действительно, вместе мы видели:
- Богов Ра, Атона, Апепа и Сехмет, вовлеченных в «миф о Ра»
- Богов Осириса, Исиды, Гора, Сета и Нефтиду, вовлеченных в «миф об Осирисе»
- Боги Анубис, Аммит и Тот, участвующие в взвешивании сердец
- Боги Собек, Хепри, Птах, Амон и Таверет, которые играют важную роль в древнеегипетских традициях Египет в вашей жизни? Для этого среди наших ювелирных коллекций мы выбрали египетских колец и перстней с печатками, связанных с египетской мифологией.