Характеристика николеньки толстой детство: Николенька в повести «Детство» Толстого: образ, характеристика, описание

Николенька в повести «Детство» Толстого: образ, характеристика, описание

Николенька.
Художник К. Клементьева

Мальчик Николенька является главным героем знамениой повести «Детство» Л. Н. Толстого.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Николеньки в повести «Детство»: описание внешности и характера персонажа, портрет и факты из биографии.

Смотрите: 
— Краткое содержание повести
— Все материалы по повести «Детство»


Имя героя — Николай (Николенька):
«…ты не забудешь ее? не забудешь, Николенька?..»

Возраст главного героя — 10 лет:
«…12-го августа 18…, ровно в третий день после дня моего рождения, в который мне минуло десять лет…»

Николенька — младший ребенок в семье. У него есть брат Володя и сестра Любонька:
«. ..Володя старше меня; а я меньше всех: оттого он меня и мучит…»

Николенька по происхождению дворянин. Его семья живет в своем имении Петровское где-то в провинции России:
«…Петровское (село, в котором мы жили)..»


О внешности Николеньки известно довольно мало. Мы знаем, что у него широкий нос, толстые губы и маленькие глаза:

«…я воображал, что нет счастия на земле для человека с таким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами, как я…»

«…смотрел на черные бантики своих башмаков…»

«…несносные башмаки с бантиками…»
«…Московское платье оказалось превосходно: коричневые полуфрачки с бронзовыми пуговками были сшиты в обтяжку — не так, как в деревне нам шивали, на рост, — черные брючки, тоже узенькие, чудо как хорошо обозначали мускулы и лежали на сапогах…» (новое платье, сшитое в Москве)

У Николеньки все время торчат волосы (вихры) на голове:

«. ..я очень долго, стоя перед зеркалом, причесывал свою обильно напомаженную голову; но, сколько ни старался, я никак не мог пригладить вихры на макушке: как только я, желая испытать их послушание, переставал прижимать их щеткой, они поднимались и торчали в разные стороны, придавая моему лицу самое смешное выражение…»

«…А этот, маленький, с вихрами*, — отвечал папа, весело улыбаясь.
«Что ему сделали

мои вихры

… разве нет другого разговора?» — подумал я и отошел в угол…»
(*вихры — торчащие волосы на голове)

Сам Николенька считает себя некрасивым ребенком:
«…maman… <…> принуждена была сознаться, что я дурен…»
«…Эти слова не только убедили меня в том, что я не красавец…»
«…я нехорош собою…»
«…презирая свою наружность, я слишком много ценил в других преимущества красоты…»

Николенька переживает из-за своей непривлекательной внешности, любой намек на его некрасивое лицо оскорбляет его. Мальчик мечтает быть красавцем:
«…[я] очень хорошо знал, что я нехорош собою, и в этом нисколько не ошибался; поэтому каждый намек на мою наружность больно оскорблял меня…»
«…на меня часто находили минуты отчаяния… <…> я просил бога сделать чудо — превратить меня в красавца, и все <…> я все отдал бы за красивое лицо…»

У Николеньки есть домашний учитель — немец Карл Иванович:
«…Вернувшись в классную, Карл Иваныч велел мне встать и приготовить тетрадь для писания под диктовку…»

Николенька любит учителя Карла Ивановича почти как родного отца:
«…отец и Карл Иваныч, которых я почти одинаково любил, не поняли друг друга…»

Николеньку заставляют много учиться:
«…Когда же я буду большой, перестану учиться и всегда буду сидеть не за диалогами, а с теми, кого я люблю?..»

Николеньку и других детей иногда ставят в угол за непослушание:
«. ..Налево от доски был угол, в который нас ставили на колени…»
«…Бывало, стоишь, стоишь в углу, так что колени и спина заболят…»
«…я опять отправился в угол, сел на пятки…»

Как все воспитанные дворяне, Николенька с детства обучается светским манерам и вежливости:
«…вскочить с своих мест и подойти к нам было бы нарушением правил Мими. Мы сначала должны были подойти к ней, сказать: «Bonjour, Mimi!», шаркнуть ногой, а потом уже позволялось вступать в разговоры…»

Он знает немецкий и французский языки:
«…Она поцеловала меня в глаза и по-немецки спросила <…> Когда она разговаривала с нами дружески, она всегда говорила на этом языке…»

«…это начало было очень блестяще и вполне доказывало мое высокое знание французского языка…»


Николенька — жалостливый и добрый ребенок:
«…Вспомнишь, бывало, о Карле Иваныче и его горькой участи — единственном человеке, которого я знал несчастливым, — и так жалко станет, так полюбишь его, что слезы потекут из глаз, и думаешь: «Дай бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать».

Николенька — совестливый мальчик:
«Вошел дядька Николай — маленький, чистенький человечек, всегда серьезный, аккуратный, почтительный и большой приятель Карла Иваныча. Он нес наши платья и обувь: Володе сапоги, а мне покуда еще несносные башмаки с бантиками. При нем мне было бы совестно плакать…»

«…мне было совестно, и я не понимал, как за минуту перед тем я мог не любить Карла Иваныча…»

Он является робким и тихим мальчиком:
«…сам не мог узнать себя: откуда взялись у меня смелость, уверенность и даже дерзость…»

Николенька — чувствительный ребенок:
«…Я расчувствовался и заплакал…»
«…Я продолжал плакать, и мысль, что слезы мои доказывают мою чувствительность, доставляла мне удовольствие и отраду…»

У него богатое воображение:
«…Воображение мое, как всегда бывает в подобных случаях, ушло далеко вперед действительности…»

У Николеньки есть любимые игрушки — фарфоровый зайчик и собачка:
«. ..Потом любимую фарфоровую игрушку — зайчика или собачку…»

Мать Николеньки очень любит его. Она очень ласкова с сыном:


«…Вставай, моя душечка: пора идти спать…»
«…Вставай же, мой ангел…» (мать обращается к Николеньке)
«…она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь,..»
«…Она еще нежнее целует меня…»

Мальчик тоже очень любит свою мать:
«…лицо той, которую я любил больше всего на свете…»
«…лепетали детские уста мои за любимой матерью…»
«…Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!..»

Николенька переживает первую любовь в 10 лет. Первой возлюбленной мальчика становится 12-летняя Катя, дочь гувернантки. Однажды на охоте Николенька целует Катю в плечо:
«…смотрел-смотрел и изо всех сил поцеловал плечо Катеньки…»
«…Я не спускал глаз с Катеньки. Я давно уже привык к ее свеженькому белокуренькому личику и всегда любил его; но теперь я внимательнее стал всматриваться в него и полюбил еще больше.

..»

Находясь у бабушки в Москве, Николенька знакомится с мальчиком Сережей Ивиным, который очень ему нравится:
«…я чувствовал к нему столько же страху, сколько и любви. В первый раз, как Сережа заговорил со мной, я до того растерялся от такого неожиданного счастия, что побледнел, покраснел и ничего не мог отвечать ему…»

Вскоре Николенька влюбляется в девочку Соню, а Сережа перестает ему нравиться:
«…Я влюблен, Володя! решительно влюблен в Сонечку…»
«…Нет! он никогда не понимал, не умел ценить и не стоил моей любви…» (о Сереже)

В 10 лет Николенька теряет свою любимую мать, которая умирает от внезапной болезни:
«…Maman скончалась в ужасных страданиях…»

После смерти матери семья Николеньки окончально поселяется в Москве в доме у бабушки:
«…через три дня после похорон мы всем домом приехали в Москву…»

Это был цитатный образ и характеристика Николеньки в повести «Детство» Л. Н Толстого: описание внешности и характера Николеньки, портрет героя в цитатах и факты из его биографии.

Смотрите: Все материалы по повести «Детство»

образ и характеристика героя повести «Детство»


Образ Николеньки Иртеньева, главного героя первой повести Льва Николаевича Толстого «Детство» — это типический образ мальчика из дворянской семьи. Для изображения его жизни автор взял некоторые события и факты из своего детства. В книге «Детство» Толстой показал психологические переживания, которые испытывают многие дети: чувство обиды, несправедливости, стеснения, первую влюблённость, привязанность и любовь к родителям.

Содержание

Возраст, портрет

Николеньке Иртеньеву в начале повести «Детство» было 10 лет. Подробного описания внешности этого героя автор не даёт. В конце главы XVII мальчик, рассуждая о своей наружности, считал себя некрасивым. Его мать говорила, что у него «умные глаза, приятная улыбка», но всё же согласилась с мнением отца, что их сын некрасив. Этот разговор родителей слышал Николенька, когда ему было 6 лет. С тех пор на него «часто находили минуты отчаяния», так как он считал, «что нет счастия на земле для человека с таким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами», как он.

Происхождение, семья, воспитание, образование


Николенька — младший сын дворян Петра Александровича и Натальи Николаевны Иртеньевых. Старшего брата Николеньки звали Володя, а сестру — Любочка. Атмосфера в доме, где живёт Николенька, была патриархально-помещичья. Отец уделял мало времени детям, так как часто был погружён в хозяйственные дела и в светскую жизнь. Мать, которую Николенька называет maman, матушкой, милой мамашей, маменькой, очень любит своих детей и мужа, которому подчиняется во всём. Именно мать создаёт в доме тёплую, семейную, дружественную атмосферу, в которой счастливо и безмятежно проходило детство её детей.

Воспитывались и учились дети Иртеньевых так же, как все дворянские дети: у мальчиков был слуга — дядька Николай, который за ними ухаживал, и учитель Карл Иваныч, а их сестру воспитывала и обучала гувернантка Марья Ивановна, которую обычно называли Мими.

Характер

Николенька Иртеньев чувствителен и добросердечен. Это главные черты его характера. Перед сном он всегда молился, просил Бога спасти папеньку и маменьку, дать счастья Карлу Иванычу, который живёт вдали от своей родины, Германии. Николенька плакал, жалея бедного Карла Иваныча. Он очень жалостлив, сочувствует, что Карл Иваныч один-одинёшенек, без родных. Когда отец сообщил, что берёт из деревни в Москву сыновей, так как им пора серьёзно учиться, Николеньке стало так жалко расставаться с матушкой, которая оставалась в деревне, и с Карлом Иванычем, которого, наверно, отец рассчитает с его места учителя, что он заплакал.

Николенька обидчив. Он иногда обижался на Карла Иваныча (например, за то, что он разбудил его, ударив над его головой мухобойкой по мухе), но быстро забывает об обиде, так как любит Карла Иваныча. Мальчик постоянно обижается на Мими, гувернантку сестры, которая делает ему и брату замечания. «И какое ей до нас дело!» — думает он.

Николенька застенчив. Сочинив бабушке на её именины стихи, он не смог преодолеть застенчивость, голос ему не повиновался, и он молча подал ей листок со стихами.

Николенька Иртеньев самокритичен. Вспоминая, как он вместе с Володей и братьями Ивиными издевался над своим товарищем-бедняком Иленькой Грапом, он не мог понять, куда девалось его чувство сострадания, и осуждал себя.

На похоронах матери мальчик чувствовал, что печаль его неискренна, неестественна. После смерти матери он горевал, но на похоронах его истинную печаль заглушило желание показать, что он огорчён больше всех. В углу залы стояла на коленях Наталья Савишна, которая не плакала, но молилась о том, чтобы бог взял и её душу, чтобы она соединилась с душой Натальи Николаевны, которую она любила больше всего на свете. Увидев настоящее горе старушки, Николенька подумал: «Вот кто истинно любил её!» — и ему стало стыдно самого себя.

Взаимоотношения с близкими людьми

Взаимоотношения Николеньки с родителями хорошие, правда, он более привязан к своей доброй, чувствительной, нежной матери, чем к отцу, который был довольно эгоистичен. Отношения с мамой у Николеньки доверительные, он её очень любит. После её смерти он верит, что её любовь и доброта незримо присутствуют рядом с ним. Николенька вспоминает мать с чувством любви и сожаления.

С братом Володей и сестрой Любочкой у Николеньки тоже отношения хорошие, но его обижает, что старший брат уже не очень охотно участвует в их играх, ведёт себя с младшими снисходительно.

К близким для Николеньки людям относятся и Карл Иваныч, который уже 12 лет живёт в доме Иртеньевых, и Наталья Савишна, которая с юности служит своим господам — сначала горничной, потом няней, когда родилась матушка Николеньки, а затем ключницей. Карла Иваныча мальчик любит и жалеет его за то, что у него нет родных в России. Наталью Савишну он тоже любит, но однажды, когда она наказала его за то, что облил скатерть квасом, он заплакал от обиды, что она обращалась к нему на «ты», да ещё била по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Наталья Савишна, увидев его слёзы, попросила прощения. Мальчику стало стыдно за свои тщеславные мысли и гордыню, и он помирился с Натальей Савишной.

Отношения с другими детьми

Николеньке очень нравился Серёжа Ивлев, этот красивый мальчик казался ему самым лучшим человеком, но вскоре он понял, что его кумир немногого стоит.

Николенька испытал и «что-то вроде первой любви» к дочке Мими Катеньке, а переехав в Москву, влюбился в 12-летнюю Сонечку Валахину и танцевал с ней на вечере в честь именин бабушки.

Вывод

В повести «Детство» Л. Н. Толстой показал внутренний мир 10-летнего главного героя. Образ Николеньки Иртеньева, мальчика вдумчивого, наблюдательного, привыкшего анализировать свои чувства и поступки, показывает, что человек рождён для нравственного и духовного роста. Николенька Иртеньев меняется на глазах читателя. Он усвоил уроки доброты, которые преподали ему маменька и Наталья Савишна. Память об этих любивших его людях помогает ему стремиться быть добрым, преодолевать тщеславие и гордыню.

Характеристика образа Николеньки Иртеньева, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

Характеристика Николеньки из повести о подростковом возрасте. Николенька Иртеньев

Рассказ «Детство» стал первым произведением 24-летнего Льва Толстого и сразу открыл ему дорогу не только в русскую, но и в мировую литературу. Молодой писатель отправил ее главному редактору самого известного тогда литературного журнала «Современник» Николаю Алексеевичу Некрасову вместе с деньгами на случай возврата рукописи, но поэт не мог не видеть, что творение настоящего таланта попал в его руки. Хотя последующие книги Толстого принесли ему еще большую известность, «Детство» ничуть не померкло по сравнению с ними. В произведении была глубина, нравственная чистота и мудрость.

Главный герой произведения — 10-летний Николенька Иртеньев. Мальчик растет в дворянской семье в сельской усадьбе, его окружают самые близкие и любимые люди: учитель, брат, сестра, родители, няня.

Читатели знакомятся с миром Николая через его рассказ, а многие его поступки анализирует молодой человек, который уже вырос, но для которого детские воспоминания настолько ярки, что он пронес их через многие годы. И они формируют личность. Уже на ранних этапах взросления становится совершенно ясно, кем ты будешь.

Что можно сказать о Николае? Он умен, но ленив, поэтому обучение не всегда проходит гладко. Однако добросовестность и доброта мальчика вполне компенсируют отсутствие прилежания. Он очень привязан к близким людям, тонко чувствует их настроение. Особенно трогательна его нежность к матери. Кроме того, он склонен к благоразумию и размышлениям: любит копаться в себе, перебирать мысли и чувства. Но в нем еще не сформировался твердый характер: например, он идет на поводу у друга и совершает низкий поступок.

В маленьком Николае было все лучшее, что впоследствии сформировало взрослую личность. Но он сокрушается, куда делись чистота и чуткость, которых было в избытке в детстве и которых он не находит в себе сегодня? Они бесследно исчезли? Нет, просто в мире, где эмоции обычно сдерживаются, искренние порывы были заперты глубоко в душе.

Карл Иванович

Первую главу рассказа Толстой посвящает учителю Карлу Ивановичу, которого очень любит маленький Николай, хотя иногда и сердится на него, как дитя. Мальчик видит доброе сердце наставника, чувствует его большую привязанность, описывает его как человека с чистой совестью и спокойной душой. Ученик жалеет своего дорогого учителя и искренне желает ему счастья. Его сердце отзывается на чувства старика.

Но Коля совсем не идеален, бывает, что злится, ругает про себя воспитателя или няню, не хочет учиться, много думает о себе и ставит свое «я» выше других, участвует в травле вместе с другие над Иленкой Грап. Но кто не делал то же самое в детстве? Читатель во многом узнает себя: как он хочет поскорее повзрослеть и перестать делать уроки, как он мечтает стать красавчиком, ведь тогда это очень важно, так как любая ошибка воспринимается как трагедия. Поэтому учитель отличался терпением и сдержанностью, а также чувством юмора и искренней привязанностью к мальчику.

Мама

Николай очень чувствительный ребенок, он очень любил свою маму, но помнит только ее добрые глаза, ласку и любовь. Просто быть с ней, чувствовать прикосновение ее рук, трепетать от ее нежности было для него настоящим счастьем. Она рано умерла, именно тогда закончилось его детство. Повзрослевший герой думает, что если бы он мог видеть улыбку мамы в самые трудные минуты своей жизни, он бы никогда не знал горя.

Десятилетний мальчик имеет очень богатую внутреннюю жизнь, эгоизм и любовь к близким, в нем часто борются добро и зло, и все же уже заложенная мораль помогает сделать правильный человеческий выбор уже в подсознании. В нем много совести и стыда. Он очень глубоко анализирует свои чувства, любое их внешнее проявление часто подкрепляется внутренним противоречием. Николай замечает, что его слезы доставляют ему удовольствие, что, потеряв мать, он как бы напоказ скорбит. Его молитвы всегда о здоровье и благополучии близких, о маме и папе, о бедном Карле Ивановиче, он просит у Бога счастья всем. Именно в этом сострадательном порыве проявляется влияние матери, на которую писатель не обращает большого внимания. Он показывает ее через своего сына, добрая душа не канула в лету, когда умерло тело, она осталась на земле в ребенке, перенявшем ее отзывчивость и нежность.

Папа

Николенька тоже очень любит отца, но это чувство отличается от нежности к маме. Папа — несомненный авторитет, хотя мы видим перед собой человека со многими недостатками: он игрок, мот, бабник.

Но обо всем этом герой рассказывает без всякого осуждения, он гордится своим отцом, считая его рыцарем. Хотя папа, несомненно, строже, жестче мамы, у него такое же доброе сердце и безграничная любовь к детям.

Наталья Савишна

Это пожилая женщина, состоящая на службе у семьи Николая (была няней его матери). Она крепостная, как и другие слуги. Наталья Савишна добрая и скромная, взгляд ее выражал «спокойную грусть». В молодые годы она была пухленькой и здоровой девушкой, но в старости сгорбилась и осунулась. Ее отличительная черта — самоотверженность. Все силы она отдавала заботе о хозяйской семье. Николай часто говорит о ее трудолюбии, трудолюбии, нравственности.

Главный герой доверил старушке свои переживания, ведь ее искренность и честность были неоспоримы. Она гордится лишь тем, что никогда не воровала у господ, поэтому ей доверяют самые ответственные дела. Любовь героини ко всей семье была тем более удивительной, что дедушка Николеньки запретил ей выходить замуж за любимого. Однако зла не держала.

Соня, Катя и Сережа

Коля еще в том возрасте, когда играет в Робинзона, где можно поплавать по воображаемой реке, поохотиться в лесу с палкой, приносит удовольствие, без такого ребячества ему сложно представить его жизнь.

Герой описывает не очень долгий период своего детства, но успевает трижды влюбиться: в Катеньку, Сережу и Соню. Это совсем другие чувства, но они по-детски чисты и наивны. Любовь к Сереже заставляла его подражать и преклоняться перед ним, и это привело к очень жестокому поступку. Николай не стал заступаться за Иленьку Грапу, которую несправедливо обидели, хотя мог посочувствовать даже раненой птице. Став взрослым, он считает это самым неприятным воспоминанием о светлом счастливом детстве. Ему очень стыдно за свою черствость и грубость. Любовь к Кате была очень нежным чувством, он дважды поцеловал ей руку и расплакался от переполнявших его эмоций. Она была для него чем-то очень милым и дорогим.

Чувство к Соне было очень ярким, сделало его другим: уверенным в себе, красивым и очень обаятельным. Она мгновенно захлестнула его всем, все, что было перед ней, стало ничтожным.

Детство Николая окунает каждого читателя в свои светлые воспоминания и вселяет надежду, что доброта, любовь, чистота, которые были там, не могут исчезнуть совсем. Она живет в нас, мы просто не должны забывать то счастливое время.

Интересно? Сохраните себе на стену!

) была первой в русской литературе попыткой изобразить историю внутреннего развития ребенка, историю его души. Субъектом воспроизведения в данном случае был сам автор в его прошлом, материалом для него были многочисленные воспоминания из собственной детской жизни, очень живо сохранившиеся в памяти, благодаря художественной наблюдательности Толстого. И впоследствии он проникновенно и правдиво изображал внутренние состояния других людей, совершенно чуждых ему натур, совершая так называемое чудо художественного преображения, представляя события духовной жизни людей такими, как они происходят на самом деле, со всеми их характерными подробностями, сила творческого воображения.

Детство. Подростковый возраст. Молодость. Экранизация трилогии Л. Н. Толстого (1973)

Герой повести «Детство» Николенька Иртеньев — мальчик со своеобразным, одаренным, замечательным характером. В нем зреют какие-то еще непонятные ему самому силы, его ждет какое-то призвание, готовящее ему особую судьбу. Детство такого исключительного ребенка не может проходить так, как у детей остальных, особые свойства еще не определившейся натуры чаще всего создают коллизии между ним и окружающей средой, и детские годы таких людей редко бывают счастливыми. То же самое мы видим и в детстве Николеньки.

Болезненно впечатлительный, всегда погруженный в свои мысли, размышления и наблюдения за окружающей его жизнью, мальчик растет одиноким, замкнутым в себе и тихим. Он совершенно не знает той беззаботной радости существования, тех самоотверженных игр и мимолетных светлых впечатлений, которыми обыкновенно наполнено существование веселых детей. Работа мысли началась для него с первых лет его сознательной жизни; на нем стояла печать его духовного призвания. Мальчик занят не внешним, окружающим миром, как дети, а своим внутренним миром.

Он очень глубоко схватывает впечатления от окружающего и переносит их в свой внутренний мир и там переживает заново, смутно обдумывая их смысл. Он замечает невысказанное и невысказанное, что скрыто за словами и внешними проявлениями в отношениях отца и матери, слуг и т. д. В нем есть непосредственность, детская жизнерадостность, а также простота и свобода в обращении с другими людьми. Николенька Иртеньев застенчив, горд, скрытен, он ревниво следит за каждым своим шагом и словом, боится сказать или сделать то, что уронит его в глазах окружающих, отчаивается в своей ошибке и болезненно завидует простоте, свободе и прекрасной ловкости других. веселая и любимая всеми детьми.

Склонность к анализу своих поступков усугубляется в нем еще остро развитым эстетическим чувством; у мальчика тонкое чувство прекрасного, и он тем более пугается того, что кажется ему безобразным в самом себе, в то же время отдаваясь самозабвенному восторгу в других, в которых он видит черты прекрасного. Николенька с детства говорил, что он некрасив, а неловкость и смущение еще больше подчеркивали забавную сторону этого маленького философа, с оттопыренными волосами и ушами и умным выражением глаз. Но наряду со всем этим в нем живет страстная жажда любви, потребность в нежности, ласке, желание отдаться чему-то всей душой. В семье довольно холодная атмосфера: болезненная, тихая мать мало уделяет внимания детям, отец погружен частью в сельскохозяйственные дела, частью в светскую жизнь, дети оставлены на попечение учителей и прислуги. Перенести свою потребность любить Николеньку на своего друга Сережу Ивина, который своей красотой, ловкостью и независимостью ласкал его эстетическое чувство и казался ему идеалом человека.

Этот рассказ о детских переживаниях Николеньки показывает и еще одну его характерную черту: большую силу воображения. Живя в своем внутреннем мире, мальчик создает себе картины воображаемой жизни, в которой все обиды и все недовольства реальной жизнью компенсировались подвигами и героизмом, созданными фантазией. Под влиянием пережитых нравственных потрясений и разочарований эта способность вспыхнула у ребенка с особенной силой, и он целиком отдался картинкам своего воображения, под влиянием которых он радовался или плакал (например, сидя в карцер).

— создатель повести «Детство». Главный герой в нем Николенька Иртеньев. Автор знакомит читателей с юными годами мальчика, раскрывая личность и мировоззрение персонажа и давая оценку его поступкам. Писатель не случайно создал столь трогательный образ. Характеристики персонажа совпали с его личным характером и биографией.

Николенька Иртеньев — один из любознательных юных героев, таких как Илюша Снегирев, Коля Красоткин и.

История создания

Толстой, как и многие писатели, вел дневник. В ней граф записывал мысли, мечты, нравственные уроки, которые преподала ему жизнь. Писатель не всегда был таким, каким его помнят читатели. Образ почтенного старца, проповедующего жизнь в мире и любовь к Богу, он приобрел после многих лет размышлений и творчества. Рассказ «Детство», опубликованный в 1852 году, был первым произведением Толстого.

Николенька, точнее, Николай Петрович Иртеньев, становится главным героем повести и трилогии, которую она породила. Произведения «Детство», «Отрочество», «Юность» описывают жизнь героя. Персонаж автобиографичен, и с его помощью Толстой отвечает на вопросы, которые задавал себе не раз.


Иллюстрация к повести Толстого «Детство»

Николенька — представитель дворянского рода. Ребенку 10 лет. Он граф, и его воспитание соответствует высшим нормам светского общества. Мальчик ищет душевный покой и смысл жизни, развивается как личность. Его внутренний мир богат. Он изменился после страшного события, постигшего семью мальчика.

История рассказывается от первого лица. Таким образом, автор дает понять, что обсуждаемые события были для него важны и взяты из реальной жизни.

Рассказ «Детство»

Автор знакомит с главным героем в первых же строках рассказа. Читатель видит спящего мальчика, за которым неустанно наблюдает его наставник. Мальчик растет в комфортных условиях. Несмотря на характерную для барчука избалованность и причуды, он проявляет доброту сердца и нежные чувства к окружающим. История знакомит публику с первыми годами жизни Николеньки.


Мы получаем возможность составить представление о том, в каких условиях воспитывалось новое поколение помещиков и представителей светского общества. Безнравственность и лицемерие, пропагандируемые в обществе, очевидны на примере конкретной семьи.

Николенька Иртеньев отнюдь не красавчик. У него большой нос и пухлые губы, маленькие глаза, а на затылке торчат вихри. Для ребенка важна внешность, поэтому он переживает из-за недостатков и часто молит Бога о ниспослании ему красоты. Неприятные черты отмечают и окружающие ребенка взрослые, даже самый близкий человек, мать. Она также говорит о душевной красоте мальчика.

Николенька отличается вздорным характером, пылающим чувством зависти, но мальчик нежен и ласков с близкими, совестлив и добр к окружающим. Положительные черты расположены к герою. Он всегда стыдится своих проступков и неправильных мыслей. Угрызения совести и угрызения совести, которые настигают ребенка, становятся для него наказанием. И хочется верить, что мальчик постарается вести себя лучше. Перед ним стоит не выбор профессии, а тот жизненный выбор, который доступен герою каждый день, мальчик делает исходя из собственных ощущений.


Противоречивость личности главного героя проявляется в его поступках и отношениях с другими персонажами повести. Ребенок учился дома. Наставник Николеньки, немец, приехавший попытать счастья в Россию, вызывает у мальчика сочувствие и жалость.

Николенька хочет чем-то пожертвовать ради любимого учителя, и он всячески пытается показать свою любовь. Иногда у него случаются срывы, и в такие моменты он сердится и ругает своего старшего друга и учителя, обнажается и ругает немца за двойку, трудный экзамен или выговор. Мальчика быстро одолевают угрызения совести, и он пытается подчиниться.

Характер Николеньки проявляется и в его дружбе с Иленкой Грап, болезненной и скромной сверстницей из неблагополучной семьи. Иленка терпела общение с Иртеньевыми, рассчитывая на последующее покровительство, а барские дети издевались над тихим мальчиком, а иногда даже били его. Его довели до слез. Этот грех долгие годы будет терзать душу Николеньки. Он считал, что должен был заступиться за Иленку, но так и не сделал этого, подгоняемый старшими ребятами.


Главный герой, хоть и отличается благородными душевными качествами, не может скрыть заносчивости и высокомерия. Мальчик прекрасно понимает, какой статус ему полагается, и какое положение у Карла Ивановича и . Этого нельзя было избежать, ведь с юных лет ребенок слышал, что он барский сын. Он понял, что он лучше других благодаря своему происхождению, а значит, достоин уважения. Чувство превосходства в те годы воспитывалось в детях с младенчества, поэтому Николеньку нельзя винить в формировании такого сознания.

Беда приходит в каждый дом. Смерть матери стала переломным моментом в жизни ребенка. Его жизнь была не такой сладкой, как казалось. Старший брат издевался, его друг Дмитрий Нехлюдов не понимал, родители не давали нужного тепла и заботы, а единственный светлый образ в его жизни был приговорен к исчезновению. Николенька не стеснялся матери и очень любил ее.


Главные герои повести «Детство»

Он часто проводил с ней время, поэтому ее отзывчивость и доброта передались ему. Смерть maman поразила ребенка и нанесла ему глубокую эмоциональную травму. Хотя он плакал по ней, жалея себя, проявляя эгоизм и гордость.

Толстой на примере Николеньки Иртеньева показал становление внутреннего мира личности, описал события, оставляющие след в душе и формирующие взгляды на жизнь. Через героя он описывает собственные переживания и путь к тому человеку, которым он стал на момент написания произведения.

Цитаты

«Я продолжал плакать, и мысль о том, что мои слезы доказывают мою чувствительность, доставляла мне удовольствие и радость…»
«…Я воображала, что нет счастья на земле для человека с таким широкий нос, толстые губы и маленькие серые глазки, как у меня…»
«…Вспомнишь ты, бывало, о Карле Ивановиче и его горькой судьбе — единственном человеке, которого я знала несчастным, — и тебе будет так жалко, ты так полюбишь его, что слезы польются из глаз твоих, и думаешь: «Дай Бог ему счастья, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; Я готов пожертвовать всем ради него».

Николай Петрович — ключевой персонаж повести Льва Толстого. Ему недавно исполнилось десять лет, и он живет в дворянской семье.

У него весёлый и оптимистичный нрав, его воспитанием занимаются родители и отзывчивая няня Наталья Савишна, а иногда Карл Иванович приезжает к нему на занятия. Парень смотрит на вещи позитивно и старается находить положительные моменты во всем, что с ним происходит.

Мальчик очень любит занятия, которые проводит Карл Иванович, поэтому всегда готовится к ним и с нетерпением ждет следующего занятия.

Кроме того, Коля очень любит своих родителей и испытывает к ним искреннюю гордость. Он считает их самыми добрыми и заботливыми людьми, которые могут о нем позаботиться.

Мама — источник всех чудесных благ для него, когда он только думает о ней, на ее лице появляется широкая улыбка, а в голове он слышит ее звонкий и красивый голос. Свою великую любовь автор сравнивает с любовью к Всевышнему. Она для него настоящее небожитель, способное решить все его проблемы, помочь в любой сложной ситуации и изменить его отношение к происходящему вокруг.

Особую роль в жизни Коленьки играют отношения с окружающими. Доброжелательный склад характера заставляет его уделять особое внимание соседским детям, с которыми он проводит много времени. Он любит общаться с людьми и находит в этом особое удовольствие, чем и занимается в свободное время.

Поэтому он с особой симпатией относится к Иленке Грап, которая является довольно болезненным ребенком и требует особого внимания и защиты. Также он быстро знакомится с Екатериной в деревне, а затем с Сонечкой в ​​городе, каждую из которых он считает привлекательными девушками и теми, кого полюбит. Но и переключается быстро.

Прекрасно и легко знакомится с новыми детьми, но несмотря на широкое сердце и доверчивость, быстро научился отличать обман от лжи, чего не терпит. По неизвестным причинам он быстро научился распознавать обман.

Его радужное детство проходит в деревне, а потом они с родителями переезжают в Москву, где начинается новый период его жизни.

Вариант 2

Главный герой рассказа Л. Н. Толстого «Детство» — Николенька Игнатьев. Этот персонаж является прототипом самого автора.

Коля — 10-летний мальчик из дворянской семьи. Это жизнерадостный, добрый ребенок с хорошим воспитанием, о котором заботятся родители и ответственная няня Наталья Савишна. Николенька склонен к обучению — успешно занимается с частным преподавателем Карлом Ивановичем, уроки которого всегда в радость ребенку.

Любовь Николеньки к маме и папе безгранична. Он гордится ими. Для мальчика они ассоциируются с добротой и заботой. Даже при одном воспоминании о матери ребенок расплывается в широкой улыбке. Он всей душой верит в Бога и в любой сложной ситуации рассчитывает на его помощь.

В повествовании важное значение имеют отношения главного героя с внешним миром. Николенька добра к соседским детям, с которыми проводит много времени. Он общителен и в свободное время всегда рад рассказать что-нибудь своим сверстникам. Он легко идет на контакт в сельской местности и в городе. Коля отлично умеет общаться с девушками — он видит в них потенциальных невест.

Доброта Николеньки проявляется в ее отношении к очень болезненному ребенку Иленьки Грапе, нуждающемуся в пристальном внимании и защите. Он легко знакомится с новыми детьми, но ко всем относится с некоторой настороженностью, потому что хорошо чувствует, когда его обманывают, а это ему очень не нравится. Непонятно, как Николенька в достаточно юном возрасте подвержен уличению окружающих во лжи.

Характер главного героя противоречив. С одной стороны, он небрежно общается со всеми, а с другой — внимательно наблюдает за тем, что происходит вокруг него. Ребенок в 10 лет способен анализировать все, что происходит вокруг. Николенька, несмотря на свою ребячливость, делает правильные выводы, остро чувствуя фальшь и обман.

Детство мальчика проходит в деревне, а затем он с родителями переезжает в Москву, где его жизнь круто меняется.

История начинается с того, что Николенька просыпается и сразу думает о том, как же так получается, что он просыпается каждое утро. Автор раскрывает духовную сущность мальчика. Читатель наблюдает за взрослением главного героя рассказа, анализирует его поступки и окружающих мальчика людей, учится распознавать лживые поступки и не бояться воспринимать все реалии жизни, которые приходится встречать на жизненном пути.

В рассказе рассказывается о детских переживаниях Николеньки, возникающих на фоне сильного воображения. Мальчик живет в своем выдуманном мире, где все беды реальной жизни были погашены выдуманными подвигами и героизмом.

Сочинение Николенька Иртеньев

История Николеньки в повести «Детство» начинается с того, что мальчик просыпается из-за совершенно безобидной ситуации. Учитель Карл Иваныч случайно разбудил мальчика, ударив хлопушкой муху над его головой. Но получилось не так, как было задумано, и муха попала мальку прямо в морду.

Сложившаяся ситуация возмутила Николеньку. Он начинает пытливо выяснять, почему Карл Иванович так поступил и как он сам должен к этому относиться. Николенька начинает верить, что Карл Иванович способен только доставить мальчику неприятности, что учитель — «неприятный человек». Но через пару минут, когда старик подходит к кровати мальчика, говорит ему ласковые слова и начинает щекотать, то все становится на свои места, и он снова чувствует любовь и теплоту к учительнице, которую сразу возненавидел.

Лев Николаевич Толстой описывает главного героя как некрасивого десятилетнего мальчика, у которого маленькие глаза и большой нос с губами. Сам Николенька переживает из-за своего неудачного появления. Несмотря на описанную внешность, внутренне мальчик кажется очень добрым, чутким и воспитанным. Он любит и гордится своими родителями, потому что окружен их любовью. Но он считает, что его мать недовольна отцом, а он об этом молчит. Ему кажется, что отец должен больше ценить и понимать мать.

Мальчик все события принимает близко к сердцу и надолго сохраняет в памяти. Он, как и все дети, играет и проказничает, но когда совершает какой-нибудь неправильный поступок, искренне раскаивается и много переживает, что не так свойственно его сверстникам. Впечатлительный мальчик много времени проводит в размышлениях и самоанализе, очень хорошо чувствует фальшь и обман.

Детство Николеньки заканчивается потерей самого близкого и любимого человека, мамы. Взросление происходит в мыслях о том, что жизнь не так безоблачна, как ему казалось раньше. Его сильная привязанность к тем, с кем он до сих пор общался, становится все меньше и все вокруг кажется ему чуждым.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение рассуждений по рассказу Радуги Бахмутова

    У каждого человека есть детские воспоминания. Одни события расплываются, как мутное пятно, другие оставляют яркие впечатления, запоминаясь с мельчайшими подробностями и подробностями. А вместе с событием запоминается каждая эмоция, пережитая в этот момент.

  • Подвиг Тимохина в романе «Война и мир» Толстого очерк

    В романе Л.Н. Толстова, мы можем наблюдать эпизод Шенграбенского сражения, когда русские войска под натиском превосходящих сил противника начинают паническое отступление. Шенграбенское сражение явилось одним из ключевых этапов войны 1805 г.

  • Сравнительный анализ стихотворений Пророка Пушкина и Лермонтова

    В русской литературе бывали бытования величайших мастеров пера и линии. К ним, несомненно, относятся А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Эти поэты не только прожили пусть короткую, но достойную жизнь

  • Наверное, мало осталось в наше время людей, которые слепо верят в чудеса и надеются получить заветные дары или исполнение желаний по мановению волшебной палочки или по доброте волшебника.

    Природа не зря разделила людей на мужчин и женщин. В итоге получилось два совершенно разных существа, отличающихся как логикой, так и принципами и убеждениями. Однако эти отрицательные полюса созданы

» — своеобразная, «самобытная» натура, которая своей сложностью заметно выделяется из ряда других детских и взрослых, выведенных автором в своем рассказе.

Детство. Отрочество. Юность. Экранизация трилогия Л. Н. Толстого (1973)

Особенно бросается в глаза при знакомстве с Николенькой Иртеньевым осознанность своей жизни и редкое умение относиться к себе правдиво. В нем рано проявилась тревожная непосредственность его детской души — он относится к своим радостям и горестям не по-детски: он еще ребенок, и в то же время уже беспощадный психолог, который с болезненным любопытством копается в собственной душе и в чужие души. . Эта склонность к психологическому анализу развивает в нем удивительную наблюдательность, заставляет его задумываться обо всех явлениях жизни, понимать их и, чаще всего, страдать и страдать, так как, с одной стороны, ему недостает душевной цельности, а с другой с другой стороны, им овладевает «эгоизм» — исключительный, болезненный интерес, главным образом, к своему комплексу «Я».

Вечно все анализируя, он окончательно потерял способность воспринимать непосредственно, по-детски, впечатления бытия; занятый исключительно собой, подчиняющий все своему «я», он тем не менее с большим усилием борется с влиянием среды — вот почему он всегда находится во власти своей гордыни, которая поэтому принимает болезненные формы чрезмерной застенчивости, подозрительность, мнительность, даже зависть к окружающим. Оттого и страдает он, глядя на других, живущих просто, видя, что жизнь их легче для себя и для всех окружающих; его всегда мучает мысль о том, что о нем скажут другие — ему кажется, что он всегда ошибается, что все его осуждают.

Характеристика Николай из рассказа «Детство» Л. Н. Толстого

Николенька Иртеньев — главный герой рассказа «Детство», написанного гениальным писателем Львом Толстым. Произведение возвращает читателей в далекое детство, а также раскрывает духовно-нравственный мир ребенка.

Какая характеристика у Николеньки Иртеневой? Как к нему относился автор? Идеализировал ли он своего героя? И что он хотел донести до читательских сердец, избрав образ ребенка ключевым и центральным в своем творчестве?

Кратко проанализируем реалистический, жизненный рассказ Л. Н. Толстого «Детство» и попытаемся найти ответы на поставленные вопросы.

Образ детства

Персонаж Николай из повести «Детство» начинается с первых же строк произведения. Перед нами предстает спящий мальчик, его сон охраняет его добрый любящий наставник.

Из кратких замечаний и размышлений ребенка видно, что он сын помещика, выросший в тепличных условиях, немного избалованный и прожорливый, но очень добрый и нежный.

Повествование не подарок от первого лица. Это дает нам возможность лучше понять мысли и чувства мальчика, его детскую непосредственность и детскую серьезность.

Характеристика Николеньки Иртеньевой является характеристикой самого Толстого, так как многие явления и явления, описанные в повести, взяты непосредственно из воспоминаний автора.

Что оставил в памяти Лев Толстой? «Детство» открывает перед нами его первые годы жизни, оно не только ярко и эффектно характеризует подрастающее поколение зажиточных помещиков, но и критикует, обличает безнравственность и лицемерие дворянского быта того времени.

Внешность главного героя

Портрет Николая из повести «Детство» представляет нам симпатичного некрасивого мальчика десяти лет с большим носом, большими губами и маленькими глазами, с постоянно выступающими висками на макушке.

Мальчик очень переживает из-за своих внешних недостатков. Из-за этого оно иногда связано с грустью и отчаянием. Он даже просит у Бога внешней красоты и готов отдать все самое ценное, лишь бы иметь идеальный вид.

И хотя иногда может показаться, что главный герой намеренно описывает себя таким маленьким уродом, все же о его уродливой внешности часто говорят старшие. Это отмечает даже тот, кто любит Николеньку больше всех на свете – его мать. С другой стороны, она не раз подчеркивала духовную привлекательность младшего сына.

Противоречивые чувства

Какой Николай в рассказе «Детство»?

Это обычный мальчик, немного завистливый, немного вздорный, но очень добрый, нежный и совестливый.

Скорее всего, добросовестность Иртенева и есть его внутренний стержень, который и привлекает нас в главном герое.

Он может совершать безобразные поступки, может иметь дурные мнения, может думать и чувствовать то, что достойно порицания, но он всегда, всегда (!) испытывает потом стыд и сожаление, раскаяние и какие-то угрызения совести. После этого хочется верить и надеяться, что Николенька изменится, исправится и станет лучше.

Отношения с наставником

Какие противоречивые чувства у Николая?

Например, в его отношениях с воспитателем, немцем по происхождению, — Карлом Ивановичем. На далекой родине у этого бедняка не сложилось жизни, и в поисках счастья он приехал в Россию. Богатства и достатка немец не нашел, но, по натуре добрый и сердечный, очень привязался к своим воспитанникам и в простоте душевной отдавал им всего себя.

Николай очень любит своего бедного учителя и жалеет его. Например, он хочет вырасти и помочь своему учителю, облегчить его горе и даже многим пожертвовать ради него.

Его искренняя любовь к Карлу Ивановичу проявляется на деле: часто Николай подходит к репетитору, нежно берет его за руку и ласково называет «дорогого» учителя.

Однако в душе мальчика происходят множественные резкие перемены. Он может ругать и злиться на обездоленного учителя, отвечать ему грубо и дерзко, желая всего плохого. И все это только из-за строгого предложения, короткого комментария или плохой оценки!

Конечно, позже, проанализировав свой проступок, маленький Иртенев начинает испытывать угрызения совести и пытаться загладить свою вину.

Отношения с Еленкой

Характеристика Николая из повести «Детство» ярко проявляется в его отношениях с Еленкой Грапой, которая приходится главному герою ровесницей. Иленка была болезненным тихим ребенком, которого травили и баловали богатые товарищи. Его отец не имел ни богатства, ни звания, но старался поддерживать знакомство с Иртеневыми в надежде на дальнейшее покровительство. Как тяжело ему было общаться с надутыми барчуками, которые его обижали, унижали, оскорбляли и даже били!

Дети, уже способные проявлять жестокость, довели несчастного мальчика до слез, даже не подумав, что он испытывает душевные муки и терзания.

Воспоминания о травле Еленки темным пятном лежат на сердце Иртеньева уже много лет. Он, такой нежный и отзывчивый, с тонкой понимающей душой, упрекает себя за то, что ходит со взрослыми ребятами и не заступается за беззащитного, обездоленного мальчика.

Барочный персонаж

Однако в отношении Николеньки всегда проскальзывал намек на высокомерие и высокомерие его людям ниже его. Он считал себя гораздо выше Карла Ивановича и Натальи Савишны, привязанных к нему всем сердцем слуг. К бедным сверстникам относился презрительно и надменно, считая себя лучше и умнее.

Откуда взялось это чувство высокомерия и превосходства в этом славном милом ребенке? Характеристика Николая из повести «Детство» в полной мере раскрывает нам причины и следствия его поступков и суждений.

Маленький мальчик воспитывался в доме богатого заносчивого помещика. С младенчества его учили, что он сын сына, достойный почитания и почитания. С молоком матери Николай впитал в себя чувство превосходства и желание жить в роскоши и довольстве, среди слуг, холопских людей.

Столько знатных детей воспитали. И это было обычным явлением того времени.

Тяжелые испытания

Но это не значит, что маленький Иртенев жил в воздушном замке, защищенный судьбой от проблем и забот. Нет, его тоже коснулись беды и переживания, оставившие неизгладимый трагический след в нежной душе.

Образ Николеня Иртеньева в повести «Детство» — это образ богатого мальчика, познавшего личное горе и чувствующего чужую боль.

Несмотря на безбедное и пассивное существование, главный герой переживает тяжелые душевные травмы: непонимание старшего брата, высокомерие друга, себялюбие и безнравственность отца, изменившего матери и разоряющего всю семью.

Однако самым болезненным воспоминанием Николеньки является внезапная смерть матери.

Отношение к маме

Образ матери — самый яркий, самый красивый образ в рассказе, при этом в произведении нет конкретного описания внешности или подробного описания женщины.

Мать для Николая самое любимое существо на земле. Он не стесняется проявлять к ней нежность и ласку, любит проводить с ней время и общаться с ней. Скорее всего, именно благодаря раннему влиянию матери мальчик вырастает таким добрым и отзывчивым ребенком, умеющим сострадать и чувствовать вину. Поэтому описание Николая из рассказа «Детство» было бы неполным и односторонним, если бы не описание его отношений с матерью.

Смерть самого любимого человека оставила неизгладимую рану в сердце мальчика. Он много плакал и страдал, по-своему, переживая горькую утрату. Он не понимал, как цветущая и веселая мать могла превратиться в желтое иссохшее существо с закрытыми глазами и неузнаваемым лицом.

И при этом все свои чувства и переживания мальчик описывает с безграничной искренностью и прямотой. Минуту самозабвения, проведенную у могилы любимого родителя, он называет самым верным проявлением горя. В других случаях, когда Николенька плакал и плакал над матерью, он делал это из чувства собственного достоинства, претенциозности и эгоизма, честно признаваясь в этом самому себе и испытывая к себе глубокий стыд и презрение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *