Характеристика молчалина из горе от ума с цитатами: Характеристика Молчалина в комедии Горе от ума кратко, образ Алексея Степановича с цитатами героя для сочинения в таблице

Характеристика Молчалина в комедии Горе от ума кратко, образ Алексея Степановича с цитатами героя для сочинения в таблице

Молчалин — один из главных героев комедии в стихах А.С. Грибоедова «Горе от ума». В силу своего смиренного, услужливого характера и бедности он во всём поддерживает взгляды «фамусовского» общества. На протяжении трёх лет безропотно сносит тяжёлый характер своего начальника Фамусова и притворяется влюблённым в его дочь Софью. Характеристика Молчалина необходима для более полного понимания идеи комедии: старосветское высшее общество душит всё новое, прогрессивное и не дает ему развиваться.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Горе от ума.

Полное имя — Алексей Степанович Молчалин.

Возраст — не указано, молодой человек.

Род занятий — личный секретарь, носит чин коллежского асессора.

Семья — указан лишь безымянный отец.

Социальное положение — дворянин.

Происхождение — родом из бедного семейства из Твери.

Воспитание — воспитан отцом, который учил его всем и во всём угождать.

Образование — не указано, однако является грамотным, образованным человеком, способным работать с документами.

Внешность — не указано.

Характер — молчаливый, усердный, услужливый, лицемерный.

Положительные черты — скромность, вежливость, уравновешенность, способности к службе.

Отрицательные черты — угодливость, чинопочитание, раболепие, двуличность, отсутствие собственного мнения.

Произведение — «Горе от ума».

Автор — Александр Сергеевич Грибоедов.

Цитатная характеристика

Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Молчалина основывается на его зависимом положении.

«…ты здесь, сударь, к чему?
Безродного пригрел и ввел в мое семейство».
Источник: Действие I, явление 4

«В Москву переведен через мое содейство;
И будь не я, коптел бы ты в Твери».
Источник: Действие I, явление 4

Он работает секретарём у Павла Афанасьевича Фамусова. На этой должности он находится уже три года. Благодаря Фамусову получает чин коллежского асессора.

«Дал чин асессора и взял в секретари».

Источник: Действие I, явление 4

«При батюшке три года служит

».

Источник: Действие III, явление 1

Фамусов является благодетелем Молчалина, которого он не только обеспечил работой, но и поселил в собственном доме.

«Который кормит и поит,
А иногда и чином подарит?»
Источник: Лиза о Фамусове, Действие IV, явление 12

«Он в доме здесь живёт…»

Источник: Софья, Действие I, явление 4

Полное имя героя — Алексей Степанович Молчалин.

«….Алексей Степанович Молчалин…»

Источник: цитата из списка действующих лиц

Молчалин помогает Фамусову разбираться с документами, бумагами.

«Фамусов (Молчалину)
Идем бумаги разбирать.
Молчалин
Я только нес их для докладу,
Что в ход нельзя пустить без справок, без иных,

Противуречья есть, и многое не дельно». Источник: Действие I, явление 4

Портретная характеристика Молчалина заключается в том, что он — человек бедный, без гроша за душой, облагодетельствованный Фамусовым, так как имеет способности в работе с бумагами.

«Тот нищий…»

Источник: Действие I, явление 10

«Безродного пригрел и ввел в моё семейство…»

Источник: Действие I, явление 4

Черты характера и поступки

Молчалин — скромный молодой человек, который знает своё место в обществе.

«По крайней мере не надутый».

Источник: Действие I, явление 7

«…уступчив, скромен, тих.
В лице ни тени беспокойства,

И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит…» Источник: Действие III, явление 1

«Услужлив, скромненький…»

Источник: Действие III, явление 3

«Взманили почести и знатность?
Молчалин
Нет-с, свой талант у всех…»
Источник: Действие III, явление 3

Молчалин — человек молчаливый, умеющий подстраиваться под других, именно благодаря этой особенности он может далеко пойти вперёд.

«Еще ли не сломил безмолвия печати?
…А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных».
Источник: Действие I, явление 7

«Молчит, когда его бранят!»

Источник: Действие III, явление 1

Сам Молчалин считает, что обладает двумя главными талантами: умеренностью и аккуратностью.

«…свой талант у всех…
Чацкий
У вас?
Молчалин
Два-с: Умеренность и аккуратность».
Источник: Действие III, явление 3

Молчалин обладает деловой хваткой, которую ценит Фамусов.

«Один Молчалин мне не свой,
И то затем, что деловой».
Источник: Действие II, явление 5

Молчалин не блещет острым умом и ораторскими способностями.

«Конечно нет в нём этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивит,
Который свет ругает наповал,
Чтоб свет об нём хоть что-нибудь сказал;
Да эдакий ли ум семейство осчастливит?»
Источник: Действие III, явление 1

«Ума в нём только мало…»

Источник: Действие III, явление 3

«…и не богат словами…»

Источник: Действие III, явление 3

Молчалин не имеет собственного мнения. Он уверен, что это право принадлежит лишь людям с положением в обществе.

«Молчалин
В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.
Чацкий
Помилуйте, мы с вами не ребяты,
Зачем же мнения чужие только святы?
Молчалин
Ведь надобно ж зависеть от других
Чацкий
Зачем же надобно?
Молчалин
В чинах мы небольших».
Источник: Действие III, явление 3

Молчалин — плохой ездок. При попытке сесть на лошадь он падает на землю и получает травму.

«Молчалин на лошадь садился, ногу в стремя,
А лошадь на дыбы,
Он об землю и прямо в темя.
Скалозуб
Поводья затянул, ну, жалкий же ездок».
Источник: Действие II, явление 7

Молчалин — труслив и злых сплетен боится более всего на свете. Пересуды смогут поставить крест на его карьере.

«Молчалин
Не повредила бы нам откровенность эта.
София
Неужто на дуэль вас вызвать захотят?
Молчалин
Ах! злые языки страшнее пистолета».
Источник: Действие II, явление 11

«А милый, для кого забыт
И прежний друг, и женский страх и стыд, —
За двери прячется, боится быть в ответе».
Источник: Действие IV, явление 13

Молчалин обладает спокойным, неконфликтным характером, и умеет скрывать, что у него творится в душе.

«Конечно, смирен, все такие не резвы;
Бог знает, в нём какая тайна скрыта…»
Источник: Действие III, явление 1

Молчалин обладает дружелюбным нравом и своим спокойным, ненавязчивым поведением способен даже укрощать гнев Фамусова.

«Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел».

Источник: Действие III, явление 1

«При батюшке три года служит,
Тот часто без толку сердит,
А он безмолвием его обезоружит,
От доброты души простит…»
Источник: Действие III, явление 1

Молчалин — очень угодлив и, вместо того чтобы на балах веселиться со своими сверстниками, он всё время проводит с высокопоставленными стариками, развлекая их игрой в карты.

«И, между прочим,
Веселостей искать бы мог;
Ничуть: от старичков не ступит за порог;
Мы резвимся, хохочем,
Он с ними целый день засядет, рад не рад,
Играет…»
Источник: Действие III, явление 1

«Не худо, чтоб при них услужник знаменитый
Тут был, как громовой отвод.

Молчалин! — Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит!
Тут в пору карточку вотрет!» Источник: Действие III, явление 13

Жизнь Молчалина весьма скучна и сводится лишь к работе с бумагами и игре в карты со стариками.

«А прежде как живали?
Молчалин
День за день, нынче, как вчера.
Чацкий
К перу от карт? и к картам от пера?..»
Источник: Действие III, явление 3

Усердный труд Молчалина не остаётся не замеченным начальством, и он получает награды.

«По мере я трудов и сил,
С тех пор, как числюсь по Архивам,
Три награжденья получил…»
Источник: Действие III, явление 3

Молчалин только притворяется, что любит Софью Фамусову, и ведёт себя с ней почтительно, не как влюблённый. Их ночные свидания вызывают у служанки Лизы лишь смех.

«Возьмет он руку, к сердцу жмет,
Из глубины души вздохнет,
Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,
Рука с рукой, и глаз с меня не сводит. –
Смеешься! можно ли! чем повод подала
Тебе я к хохоту такому!»
Источник: Действие I, явление 5

На самом деле Молчалин волочится за Лизой и поддерживает отношения с Софьей лишь потому, что она дочь его начальника.

«Молчалин
Какое личико твое!
Как я тебя люблю!
Лиза
А барышню?
Молчалин
Ее
По должности, тебя…
(Хочет её обнять)»
Источник: Действие II, явление 12

«Я в Софье Павловне не вижу ничего
Завидного. Дай Бог ей век прожить богато…»
Источник: Действие IV, явление 12

«Мой ангельчик, желал бы вполовину
К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе;
Да нет, как ни твержу себе,
Готовлюсь нежным быть, а свижусь — и простыну».
Источник: Действие IV, явление 12

«И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека…»
Источник: Действие IV, явление 12

Воспитание

Отец Молчалина воспитывал сына таким образом, чтобы он всегда и во всём угождал не только тем, кто стоит выше его, но и абсолютно всем — во избежание неприятных ситуаций.

«Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была».
Источник: Действие IV, явление 12

Характеристика Молчалина другими героями

Фамусов

Фамусов считает себя благодетелем по отношению к Молчалину, которого он вытащил из провинции и дал работу. Он требует от молодого человека благодарности.

«…ты здесь, сударь, к чему?
Безродного пригрел и ввел в мое семейство,
Дал чин асессора и взял в секретари;
В Москву переведен через мое содейство;
И будь не я, коптел бы ты в Твери».
Источник: Действие I, явление 4

Фамусов не видит Молчалина в качестве мужа Софьи, так как молодой человек беден.

«Молчалин давиче в сомненье ввел меня.
Теперь… да в полмя из огня:
Тот нищий…»
Источник: Действие I, явление 10

Павел Афанасьевич отмечает деловые качества Молчалина. Он берёт его к себе на службу, хотя обычно пристраивает на должность только родственников.

«При мне служащие чужие очень редки;
Все больше сестрины, свояченицы детки;
Один Молчалин мне не свой,
И то затем, что деловой».
Источник: Действие II, явление 5

Подробная характеристика Фамусова.

Софья

Софья Фамусова влюблена в Молчалина и считает его идеальным избранником.

«Кого люблю я, не таков:
Молчалин, за других себя забыть готов,
Враг дерзости, — всегда застенчиво, несмело
Ночь целую с кем можно так провесть!»
Источник: Действие I, явление 5

Известие о травме Молчалина так потрясает Софью, что она падает в обморок и тем самым выдаёт свои чувства к молодому человеку.

«София (бежит к окну)
Ах! Боже мой! упал, убился!
(Теряет чувства)».
Источник: Действие II, явление 7

Жизнь Молчалина очень дорога Софье, которая готова пойти против всего света ради своей любви к молодому человеку.

«Молчалин! как во мне рассудок цел остался!
Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!
Зачем же ей играть, и так неосторожно?»
Источник: Действие II, явление 11

«Готова я была в окошко, к вам прыгнуть.
Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?
Смешно? — пусть шутят их; досадно? — пусть бранят».
Источник: Действие II, явление 11

Софья недостатки Молчалина воспринимает как достоинства и считает, что именно с таким человеком лучше всего строить семью.

«Конечно нет в нём этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивит,
Который свет ругает наповал,
Чтоб свет об нём хоть что-нибудь сказал;
Да эдакий ли ум семейство осчастливит?»
Источник: Действие III, явление 1

Личные качества Молчалина Софья идеализирует и превозносит перед Чацким.

«София
Чудеснейшего свойства
Он наконец: уступчив, скромен, тих.
В лице ни тени беспокойства,
И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит, —
Вот я за что его люблю».
Источник: Действие III, явление 1

Узнав о предательстве Молчалина, Софья называет его лжецом и подлецом. Отныне она не хочет его знать и требует покинуть отцовский дом.

«Не подличайте, встаньте.
Ответа не хочу, я знаю ваш ответ,
Солжете…»
Источник: Действие IV, явление 12

«Я с этих пор вас будто не знавала.
Упреков, жалоб, слез моих
Не смейте ожидать, не стоите вы их;
Но чтобы в доме здесь заря вас не застала.
Чтоб никогда об вас я больше не слыхала».
Источник: Действие IV, явление 12

Софья не ожидала, что Молчалин окажется столь подлым и коварным человеком.

«Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен

Источник: Действие IV, явление 13

Подробная характеристика Софьи.

Чацкий

Чацкий презрительно относится к Молчалину, считая его недалёким человеком.

«Что я Молчалина глупее? Где он, кстати?
Еще ли не сломил безмолвия печати?
Бывало песенок где новеньких тетрадь
Увидит, пристает: пожалуйте списать.
А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных».
Источник: Действие I, явление 7

Чацкий уверен, что Молчалин — глупец.

«Молчалин прежде был так глуп!..
Жалчайшее созданье!
Уж разве поумнел?..»
Источник: Действие III, явление 1

«…Тот, кто на всех глупцов похож;
Молчалин, например…»
Источник: Действие III, явление 1

Чацкий сомневается, что Молчалин влюблён в Софью. Он уверен, что такие люди — молчаливые, тихие — не способны на страстные чувства.

«Но есть ли в нём та страсть? то чувство? пылкость та?
Чтоб, кроме вас, ему мир целый
Казался прах и суета?.. »
Источник: Действие III, явление 1

«А он?.. смолчит и голову повесит.
Конечно, смирен, все такие не резвы;
Бог знает, в нём какая тайна скрыта;
Бог знает, за него что выдумали вы,
Чем голова его ввек не была набита.
Быть может, качеств ваших тьму,
Любуясь им, вы придали ему…»
Источник: Действие III, явление 1

Чацкий насквозь видит Молчалина и искренне не понимает, как столь неинтересный человек мог привлечь внимание Софьи.

«Неужли Молчалин избран ей!
А чем не муж? Ума в нём только мало;
Но чтоб иметь детей,
Кому ума недоставало?
Услужлив, скромненький, в лице румянец есть
…Вон он на цыпочках, и не богат словами;
Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть…»
Источник: Действие III, явление 1

Чацкий, узнав, что Софья променяла его на Молчалина, в досаде восклицает:

«Молчалины блаженствуют на свете!»

Источник: Действие III, явление 13

Подробная характеристика Чацкого.

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Молчалина вместе!

Биография

Алексей Степанович Молчалин — молодой человек, личный секретарь Павла Афанасьевича Фамусова. По словам Фамусова, Молчалин — «безродный» человек, то есть простого происхождения. По всей видимости, по факту своего рождения он из обедневшего дворянского рода или из мещан. Молчалин родом из очень бедной семьи, жил в Твери.

Судьбоносным для Молчалина является знакомство с Павлом Фамусовым, который, оценив деловые качества молодого человека, забирает его в Москву и поселяет у себя в доме. Так Алексей Молчалин становится личным секретарем своего благодетеля, помогая ему вести ненавистную Фамусову бумажную работу.

Фамусов ценит своего секретаря за старание и деловые качества. Благодаря его протекции Молчалин получает гражданский чин коллежского асессора, дающий право на личное дворянство. За особое усердие трижды получает награды.

Молчалин живет в доме Фамусова три года. Повзрослевшая Софья, дочь Фамусова, под влиянием французских романов влюбляется в молодого человека. Молчалин не любит Софью, но вынужден играть роль возлюбленного по долгу службы. В итоге его обман раскрывается, и разгневанная Софья гонит его из дома.

Образ Молчалина

Все герои комедии «Горе от ума» делятся на два лагеря: «фамусовское» общество, поддерживающее старый уклад жизни, и сторонники реформ. Личный секретарь Фамусова, Молчалин, относится к первому лагерю и полностью соответствует неписаным критериям старосветского общества. Он услужлив, скромен, отлично знает своё место. Молчалин не высказывает собственного мнения только потому, что считает себя недостойным иметь его. Он дружелюбен, услужлив, старателен. Постепенно и незаметно для окружающих выстраивает свою карьеру.

Молчалин настолько боится потерять выгодное место, что начинает играть роль жениха влюблённой в него Софьи. Где надо — он прислужит, где надо — молча проглотит оскорбление. Молчалин прекрасно понимает, что будет зависеть от окружающих до тех пор, пока не дослужится до высокого чина. Будучи прекрасным приспособленцем, он уверенно идёт к своей цели.

5 фактов о Молчалине

  • Во время редакции комедии в 1824 году А.С. Грибоедов частично переписал характер Молчалина. Он добавил в произведение финальную сцену, в которой происходит изобличение секретаря перед другими героями.
  • Образ Молчалина получился настолько ярким, что вызывал интерес у Н.В. Гоголя, написавшего о нём следующее: «метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, тихомолком пробивающееся в люди».
  • Пьеса вызвала всплеск критики, которая в основном затрагивала противостояние Молчалина и Чацкого. Несмотря на отрицательные качества секретаря, его жизненные ценности были понятны публике и полностью соответствовали духу времени.
  • Автор демонстрирует крайнюю степень услужливости Молчалина, когда тот не гнушается восхититься шерстью собаки Хлестовой: «Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более наперстка! Я гладил все его; как шелковая шерстка!»
  • После публикации произведения имя Молчалина быстро стало нарицательным, обозначающим подхалимов, льстецов, людей, желающих во что бы то ни стало выслужиться перед руководством.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Вывод

Молчалин, будучи одним из ключевых персонажей комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», имеет большое значение в произведении. Он является одним из представителей «фамусовского» общества и противостоит смелому и прогрессивно думающему Чацкому. При всех своих очевидных достоинствах это двуличный, лицемерный человек, готовый практически на любое унижение ради места в московском обществе и, как следствие, не вызывающий уважительного к себе отношения.

Роль героя заключается в том, чтобы продемонстрировать нравы прогнившего великосветского общества, в котором превыше всего ставятся лесть, лицемерие, чинопочитание. Подобный мир устраивает Молчалина, и он не только не намерен идти против сложившейся системы, но старается устроиться в ней попрочнее.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволит самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Тест

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Сочинение: Характеристика Молчалина в комедии «Горе от ума» (+ таблица с цитатами)

Автор: Самый Зелёный ·

(544 слова) В своем известном произведении «Горе от ума» Александр Сергеевич Грибоедов изобразил два типа дворян первой половины девятнадцатого столетия, показав читателю раскол, существующий между дворянством, которое придерживается традиционных ценностей в жизни, и теми его представителями, которые одобрили декабристское движение. Писатель показал достаточно много сторонников консервативных ценностей. К ним, например, относятся крупные помещики — Скалозуб и Фамусов. Их поддерживают и потомки обедневших дворян, которые не имеют высоких чинов. Подобные люди предпочитают прислуживать тем, кто стоит выше их по должности, ради своей выгоды. Типичным представителем таких людей является Молчалин. Рассмотрим его характеристику подробнее.

Как только известная комедия Грибоедов вышла в свет, сразу же имя Молчалина стало нарицательным. К тому же высказывание Чацкого «Молчалины блаженствуют на свете» впоследствии стало крылатым. Именно эта фраза и представляет собой главную характеристику Молчалина.

В образе Молчалина писатель воплотил небогатого дворянина, который приехал в столицу из Твери, чтобы сделать карьеру. Герой становится секретарём Фамусова. Фамилия «Молчалин» является говорящей. Ведь по своей натуре главный герой является молчаливым, покорным, скромным, а также услужливым человеком. Именно услужливость — основной принцип жизни Молчалина. Свое преклонение перед теми, кто по чинам находится выше его, он объясняет тем, что пока он не получил высокую должность, ему ничего не остаётся, кроме как угождать: «В мои года у человека не должно быть своего суждения», — полагает главный герой. Единственной целью главного персонажа является карьерный рост. Чтобы достичь успеха, Молчалин может пойти абсолютно на все. Это и ухаживания за дочерью начальника, и похвала собак влиятельной женщины, и поддакивание начальству. Живя в доме начальника, персонаж становится тайным возлюбленным дочери Фамусова Софьи. Однако, как считает Фамусов, для его дочки нужен муж более высокого чина. Фамусовское общество, конечно, очень ценит стремление главного героя «услужить», но для уважения этого недостаточно. Молчалина балуют, как собачку, держат на коротком поводке, но не считают за равного. 

В своем произведении Александр Грибоедов, главным образом, показывает читателю, каково типичное поведение молодого карьериста в общественных кругах. Главный герой всеми силами пытается выслужиться перед посетителями своего начальника, думая, что они смогут ему помочь в продвижении по службе. Молчалин даже вслух восхищается шерстью собаки Хлестовой. При этом Молчалин гордо относится к своим достижениям и успехам по службе, что присуще многим людям из фамусовского общества. Персонаж обладает способностью завязывать полезные знакомства ради своей выгоды. В этом стремлении Молчалин наносит вред окружающим его людям, ведь думает только о себе. Так, например, чувства главного героя к Софье обманчивы, он не любит ее. Молчалин играет чувствами девушки только ради своей выгоды.

Всю двойственность личности Молчалина можно заметить в сценах общения главного героя с горничной Софьи, Лизой. Читатель видит, как порядочно себя ведет Молчалин с барышней, в то время как с Лизой он общается бесцеремонно. Но Лиза ему действительно нравится, в то время как Софья  не вызывает никаких эмоций. Такое отношение Молчалина к людям раскрывает истинную характеристику его личности — ему присуща двойственность натуры, ведь он — лицемерный хитрец с двойными стандартами. У Молчалина не только нет искренней любви к Софье, но даже отсутствует и уважение к девушке. Главный герой сильно боится испортить отношения с Софьей, поэтому обманывает, что влюблен в нее. Но над ее чувствами он насмехается за спиной.

Можно утверждать, что Молчалин полностью соответствует сложившимся консервативным устоям прошлого века, несмотря на то, что он является представителем молодого поколения.  Главный герой обладает способностью притворяться и прислуживаться. Молчалину дороги только звания и богатства. Главный герой способен пойти на все ухищрения ради достижения своих желаний.

Черты характера МолчалинаЦитаты
Целеустремленность и успешностьС тех пор, как числюсь по Архивам,  Три награжденья получил.» 
Превыше всего герой ценит два своих качества:«Умеренность и аккуратность»
Показная кротость и скромность«Враг дерзости, – всегда застенчиво, несмело…» 
Умение прогибаться под более сильных людей и промолчать в нужный моментА впрочем, он дойдет до степеней известных,  Ведь нынче любят бессловесных…» 
Умение создать компромисс и исполнительностьСтарушки все — народ сердитый;  Не худо, чтоб при них услужник знаменитый  Тут был, как громовой отвод.   Молчалин! — Кто другой так мирно всё уладит!  
Умение вызвать довериеСмотрите, дружбу всех он в доме приобрел…» 
Лицемерие и двойные стандартыВы с барышней скромны, а с горнишной повесы?..» 
Невежество«…Молчалин прежде был так глуп!..  Жалчайшее созданье!  Уж разве поумнел?..» 
СмирениеМолчит, когда его бранят!..»
Посредственность и отсутствие своего мнения«В мои лета не должно сметь Своё суждение иметь.»  
Беспринципность и притворствоИ вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека…» 
Хитрость«Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!» 

Автор: Виктория Комарова

Метки: 9 классАлександр ГрибоедовГоре от умасочинение-рассуждениетаблица

Читайте также:

Когда мы расстались Станца 4

Когда мы расстались Станца 4 | Шмуп

Магазин не будет работать корректно в случае, если куки отключены.

Похоже, в вашем браузере отключен JavaScript. Для наилучшего взаимодействия с нашим сайтом обязательно включите Javascript в своем браузере.

Лорд Байрон

Предыдущий Следующий

Станца 4

Строки 25-28

В тайне встретились мы —
В тишине скорблю,
Что сердце твое могло забыть,
Дух твой обмануть.

  • Мы начинаем последнюю строфу стихотворения с некоторой анафоры, и говорящий сообщает нам некоторые подробности о том, что, как мы теперь должны понимать, было романом.
  • Он прямо говорит, что они встречались тайно, имея в виду, что они встречались наедине. Никто не знал, что они задумали до
  • Ага.
  • Теперь говорящий молча скорбит, то есть скорбит так же, как и при их встрече. Если вы скорбите молча, никто не знает, что вы скорбите, и поэтому вы скорбите тайно.
  • Но говорящий не просто скорбит; он скорбит о двух конкретных фактах — факте № 1: что женщина, по-видимому, забыла о нем (он этого не говорит, но это явно подразумевается) и факте № 2: что ее дух обманул ее (в чем-то).
  • Женщина явно не помнит, какая замечательная вещь была у нее и говорящего, и ее дух обманывает ее, заставляя думать, что есть вещи получше.
  • Что-то получше? Извините, мы забыли упомянуть, как мы пришли к этому маленькому заключению. Основываясь на том, что мы знаем о предыстории этого стихотворения (подробнее см. «В двух словах»), говорящего явно раздражает новый роман женщины.
  • Другими словами, ее «дух», или душа, или что там у вас, обмануло ее, заставив думать, что кто-то другой лучше и что она может уйти от нашего говорящего, который, кстати, определенно находится в контакте со своими чувствами.
  • Кто вообще захочет отвергнуть этого парня? Он кажется нам порядочным малым — просто говорю.

Строки 29-32

Если бы я встретил тебя
После долгих лет,
Как я должен приветствовать тебя?—
Молчанием и слезами.

  • А теперь последние мгновения этого супер-грустного, надрывного стихотворения. Говорящий представляет, что он будет делать, если столкнется со своей бывшей. Если вы когда-нибудь задумывались об этом, вы знаете, что это может быть болезненно.
  • Он спрашивает, как он поприветствует ее, если столкнется с ней через несколько лет («долгих лет»). Судя по всему, он вообще ничего ей говорить не собирается, только здоровается здесь «молчанием и слезами». Да, это должно работать хорошо. Но что мы должны сделать из этого?
  • Что ж, из него можно сделать много чего. Во-первых, он в основном говорит, что будет убит горем в течение долгого времени. Почему еще вид женщины, с которой он не был несколько лет, заставил его плакать?
  • Хороший вопрос — может быть, это не заставит его плакать. Может быть, он заплакал бы, просто чтобы манипулировать и вызвать сочувствие. (Люди так делают, знаете ли.)
  • Если он актер, он, вероятно, мог бы сам заставить себя плакать, или он мог бы просто издать убедительный фальшивый крик, как этот парень.
  • Это подводит нас к другому моменту. Если говорящий хочет манипулировать и даже не хочет разговаривать с женщиной, мы должны задаться вопросом: сердится ли он?
  • Похоже, что да. Все эти вопросы о забвении женского сердца звучат как вопросы парня, который отчаялся, расстроился и, может быть, даже разозлился. Он может быть настолько зол, что даже не хочет уделять этой девушке время дня.
  • Ну вот и все. Стихотворение действительно заканчивается на какой-то грустной, но в то же время двусмысленной ноте. Мы действительно ничего не знаем о личности женщины или говорящего, чем когда мы начали.
  • И мы не совсем уверены в чувствах говорящего. Да, у нас есть какая-то идея, но он действительно оставляет нас, читателей, в неведении. Возможно, он и сам не слишком уверен.
  • Прежде чем мы закончим, мы должны сообщить вам, что в некоторых ранних набросках этой поэмы Байрон включил одну заключительную строфу. Упомянутая строфа в какой-то степени объясняла личность женщины в этом стихотворении.
  • Хотя Байрон оставил эти строки неопубликованными по понятным причинам, вы можете прочитать их прямо здесь (перейти в самый низ страницы).
  • Упоминание «Фанни» чертовски ясно показывает, что Байрон имел в виду свои отношения с леди Фрэнсис, когда писал «Когда мы вдвоем расстались» (см. «В двух словах» для получения дополнительной информации об этой сенсации).
Предыдущий Следующий

Подробнее о Когда мы расстались Навигация

Это продукт премиум-класса

Разблокировать эти функции

Устали от рекламы?

Присоединяйтесь сегодня и никогда больше их не увидите.

Начало работы

Пожалуйста, подождите…

Вопрос о Боге. Наблюдаемое горе

Главы 1, 2 и 3

«О, Боже, Боже, зачем ты потрудился вытолкнуть это существо из его панциря, если оно теперь обречено заползти обратно — быть затянутым обратно — в нее?»

Льюис глубоко борется с отчаянием после смерти своей жены Хелен Джой в 1960 году, всего после трех лет брака.

1

… Между тем, где же Бог? Это один из самых тревожных симптомов. Когда вы счастливы, настолько счастливы, что не чувствуете, что нуждаетесь в Нем, настолько счастливы, что испытываете искушение воспринимать Его требования к вам как помеху, если вы вспомните себя и обратитесь к Нему с благодарностью и хвалой, вы будете — или так это чувствуется — встретили с распростертыми объятиями. Но идите к Нему, когда вы отчаянно нуждаетесь, когда всякая помощь напрасна, и что вы находите? Дверь захлопнулась перед вашим носом, и внутри раздался звук засовов и двойных засовов. После этого тишина. Вы также можете отвернуться. Чем дольше вы ждете, тем настойчивее будет молчание. В окнах нет света. Это может быть пустой дом. Был ли он когда-либо обитаем? Так казалось когда-то. И эта видимость была столь же сильна, как и эта. Что это может означать? Почему Он так присутствует как полководец в наше время процветания и так редко помогает в бедственное время?

Сегодня днем ​​я попытался донести до К. некоторые из этих мыслей. Он напомнил мне, что то же самое, похоже, произошло и со Христом: «Почему ты оставил меня?» Я знаю. Это облегчает понимание?

Не то чтобы мне (как мне кажется) грозит большая опасность перестать верить в Бога. Настоящая опасность состоит в том, чтобы поверить в такие ужасные вещи о Нем. Вывод, которого я опасаюсь, будет не «Значит, в конце концов, Бога нет», а «Так вот какой Бог на самом деле нравится». Не обманывай себя больше.

Наши старейшины покорились и сказали: «Да будет воля Твоя». Как часто горькое негодование подавлялось одним ужасом и актом любви — да, во всех смыслах, актом — притворявшимся, чтобы скрыть операцию?

Конечно, достаточно легко сказать, что Бог кажется отсутствующим в нашей величайшей нужде, потому что Он отсутствует — не существует. Но тогда почему Он кажется таким присутствующим, когда, говоря откровенно, мы не просим Его?

2

… Самым драгоценным подарком, который дал мне брак, было это постоянное воздействие чего-то очень близкого и интимного, но все время безошибочно другого, сопротивляющегося — одним словом, настоящего. Вся эта работа должна быть отменена? Является ли то, что я все еще буду называть [Хелен] ужасным превращением, не более чем одна из моих старых несбыточных мечтаний холостяка? О, моя дорогая, моя дорогая, вернись на минутку и прогони этот жалкий призрак. О Боже, Боже, зачем вы взяли на себя такое усилие, чтобы вытолкнуть это существо из его раковины, если она теперь обречена заползти обратно — быть затянутым обратно — в нее? …

… Какой жалкий косяк сказать: «Она будет жить вечно в моей памяти!» Жить? Именно этого она делать не будет. С тем же успехом вы могли бы думать, как древние египтяне, что можно сохранить мертвых, бальзамируя их. Неужели ничто не убедит нас, что они ушли? Что осталось? Труп, воспоминание и (в некоторых версиях) призрак. Все насмешки или ужасы. Еще три варианта написания слова dead. Это был Х. Я любил. Как будто я хотел влюбиться в память о ней, в образ в своем воображении! Это будет своего рода инцест. …

… Но есть и другие трудности. ‘Где она сейчас?’ То есть на каком месте она находится в настоящее время? Но если Х. не тело — а тело, которое я любил, — это, конечно, уже не она, — ее вообще нет на месте. А «настоящее время» — это точка данных в нашем временном ряду. Как будто она путешествовала без меня, и я сказал, глядя на часы: «Интересно, она сейчас в Юстоне». Но если она движется со скоростью шестьдесят секунд в минуту по той же временной шкале, по которой путешествуем все мы, живые люди, что теперь значит? Если мертвые не во времени или не в нашем времени, то есть ли четкая разница, когда мы говорим о них, между тем, что было, есть и будет?

Добрые люди сказали мне: «Она с Богом». В каком-то смысле это совершенно точно. Она, как и Бог, непостижима и невообразима.

Но я нахожу, что этот вопрос, каким бы важным он ни был сам по себе, в конце концов не очень важен по отношению к горю. Предположим, что земные жизни, которые она и я разделяли в течение нескольких лет, в действительности являются лишь основой, или прелюдией, или земным проявлением двух невообразимых, сверхкосмических, вечных вещей. Эти «что-то» могут быть изображениями в виде сфер или глобусов. Там, где их прорезает план Природы, то есть в земной жизни, они предстают в виде двух кругов (круги — это срезы сфер). Два круга, которые соприкоснулись. Но эти два круга, особенно точка, в которой они соприкасались, и есть то самое, о чем я скорблю, тоскую по дому, по чему изголодался. Вы говорите мне: «Она продолжает». Но мое сердце и тело взывают, вернись, вернись. Будь кругом, касаясь моего круга на плане Природы. Но я знаю, что это невозможно. Я знаю, что то, чего я хочу, это именно то, чего я никогда не смогу получить. Старая жизнь, шутки, выпивка, ссоры, занятия любовью, крошечная, душераздирающая банальность. При любом взгляде на что бы то ни было сказать: «Х. умер», то есть «Все, что ушло». Это часть прошлого. А прошлое есть прошлое, и вот что значит время, и само время есть еще одно имя смерти, и само небо есть состояние, где «прежнее прошло».

Расскажите мне об истине религии, и я с удовольствием выслушаю. Поговорите со мной о долге религии, и я смиренно выслушаю. Но не приходи ко мне говорить об утешениях религии, иначе я заподозрю, что ты не понимаешь.

Если, конечно, вы не можете буквально поверить во всю эту чепуху о воссоединении семей «на дальнем берегу», изображенном в совершенно земных условиях. Но все это небиблейское, все из плохих гимнов и литографий. В Библии нет ни слова об этом. И звучит фальшиво. Мы знаем, что такого быть не могло. Реальность никогда не повторяется. Одно и то же никогда не отнимут и не вернут. Как хорошо спиритуалисты ловят наживку! — В конце концов, на этой стороне все не так уж и отличается. На небесах есть сигары. Ибо это то, что нам всем должно нравиться. Счастливое прошлое восстановлено.

И это, именно это, то, о чем я взываю, с безумными полуночными нежностями и мольбами, обращенными в пустой воздух.

И бедный К. цитирует меня: «Не скорбите, как те, у кого нет надежды». Меня поражает то, как нам предлагается применять к себе слова, столь явно адресованные нашим лучшим. То, что говорит апостол Павел, может утешить только тех, кто любит Бога больше, чем мертвых, а мертвых больше, чем самих себя. Если мать оплакивает не то, что она потеряла, а то, что потерял ее умерший ребенок, утешительно верить, что ребенок не потерял цель, ради которой он был создан. И утешительно верить, что она сама, потеряв свое главное или единственно естественное счастье, не потеряла большего, что она еще может надеяться «прославить Бога и наслаждаться Им вовеки». Утешение для направленного к Богу, вечного духа внутри нее. Но не к ее материнству. Конкретно материнское счастье надо списать со счетов. Никогда, ни в каком месте и ни в какое время она не посадит сына на колени, не купает его, не рассказывает ему сказку, не планирует его будущее и не увидит своего внука.

Мне говорят, что Х. теперь счастлива, говорят, что она спокойна. Почему они так в этом уверены? Я не имею в виду, что я боюсь худшего из всех. Почти последними ее словами были: «Я в мире с Богом». Она была не всегда. И она никогда не лгала. И ее было нелегко обмануть, особенно в свою пользу. Я не это имею в виду. Но почему они так уверены, что все мучения кончаются смертью? Более половины христианского мира и миллионы людей на Востоке считают иначе. Откуда они знают, что она «отдыхает»? Почему разлука (если не что иное), которая так мучит любящего, оставшегося позади, должна быть безболезненной для любящего, который уходит?

«Потому что она в руках Божьих». Но если так, то она все время была в Божьих руках, и я видел, что они здесь с ней сделали. Становятся ли они вдруг мягче к нам, как только мы выходим из тела? И если да, то почему? Если Божья благость несовместима с причинением нам вреда, тогда либо Бог не добр, либо Бога нет: ибо в той единственной жизни, которую мы знаем, Он причиняет нам боль сверх наших худших страхов и всего, что мы можем себе представить. Если это совместимо с причинением нам вреда, тогда Он может причинить нам боль после смерти так же невыносимо, как и до нее.

Иногда трудно не сказать: «Боже, прости, Боже». Иногда трудно сказать так много. Но если наша вера истинна, Он этого не сделал. Он распял Его.

Ну, что мы получаем от уклонений? Мы под бороной и не можем убежать. Реальность, если смотреть на нее пристально, невыносима. И как и почему такая реальность то здесь, то там расцвела (или загноилась) в ужасное явление, именуемое сознанием? Почему оно произвело таких, как мы, которые могут его видеть и, увидев, отшатнуться с отвращением? Кто (еще более странный) захочет увидеть его и приложит усилия, чтобы найти его, даже если их ни к чему не принуждает и даже если вид его сделает неизлечимую язву в их сердцах? Такие люди, как сама Х., которым нужна правда любой ценой.

Если Х. «нет», то ее никогда не было. Я принял облако атомов за человека. Людей нет и никогда не было. Смерть лишь обнажает пустоту, которая всегда была здесь. Те, кого мы называем живыми, — это просто те, кто еще не разоблачен. Все одинаково банкроты, но некоторые еще не объявлены.

Но это должно быть чепуха; пустота открылась кому? Банкротство объявлено кому? К другим ящикам фейерверков или облакам атомов. Я никогда не поверю — точнее, я не могу поверить, — что один набор физических событий может быть ошибкой или ошибкой относительно других наборов.

Нет, я действительно боюсь не материализма. Если бы это было правдой, мы — или то, что мы ошибочно принимаем за «мы», — могли бы выбраться, выбраться из-под бороны. Передозировка снотворного сделала бы это. Я больше боюсь, что мы действительно крысы в ​​ловушке. Или, что еще хуже, крысы в ​​лаборатории. Мне кажется, кто-то сказал: «Бог всегда геометризирует». Предположим, что истина состоит в том, что «Бог всегда вивисектирует»?

Рано или поздно я должен ответить на вопрос простым языком. Какие у нас есть причины, кроме нашего собственного отчаянного желания, верить, что Бог, по любым стандартам, которые мы можем себе представить, «хороший»? Не все prima facie доказательства говорят об обратном? Что мы можем противопоставить этому?

Мы противопоставляем этому Христа. Но что, если Он ошибся? Почти Его последние слова могут иметь совершенно ясное значение. Он обнаружил, что Существо, которое Он называл Отцом, ужасно и бесконечно отличалось от того, что Он предполагал. Ловушка, так долго и тщательно приготовленная и так искусно наживленная, наконец захлопнулась на кресте. Подлая шутка удалась.

Что душит каждую молитву и каждую надежду, так это память обо всех молитвах, вознесенных Х. и мной, и обо всех ложных надеждах, которые у нас были. Не надежды, порожденные только нашим собственным принятием желаемого за действительное, надежды, порожденные, даже навязанные нам, ложными диагнозами, рентгеновскими снимками, странными ремиссиями, одним временным выздоровлением, которое можно было бы причислить к чуду. Шаг за шагом нас «вели по садовой дорожке». Раз за разом, когда Он казался самым милостивым, Он действительно готовил следующую пытку.

Я написал это прошлой ночью. Это был скорее крик, чем мысль. Позвольте мне попробовать еще раз. Рационально ли верить в плохого Бога? Во всяком случае, в таком плохом Боге, как все это? Космический садист, злобный слабоумный?

Я думаю, что это, если не сказать больше, слишком антропоморфно. Если подумать, то это гораздо более антропоморфно, чем представлять Его в виде серьезного старого короля с длинной бородой. Этот образ является юнгианским архетипом. Он связывает Бога со всеми мудрыми старыми королями в сказках, с пророками, мудрецами, волхвами. Хотя это (формально) изображение человека, оно предполагает нечто большее, чем человечность. По крайней мере, это связано с идеей чего-то старше вас, чего-то, что знает больше, чего вы не можете понять. Он хранит тайну. Поэтому есть место для надежды. Следовательно, есть место для страха или благоговения, которое не обязательно должно быть просто опасением озорства со стороны злобного властителя. Но картина, которую я рисовала прошлой ночью, — это просто картина такого человека, как С. К., который обычно сидел рядом со мной за ужином и рассказывал мне, что он делал с кошками в тот день. Существо, подобное С.С., как бы оно ни было увеличено, не могло ни изобрести, ни создать, ни управлять чем-либо. Он ставил ловушки и пытался заманить их в ловушку. Но он никогда не думал о таких приманках, как любовь, или смех, или нарциссы, или морозный закат. Он создал вселенную? Он не мог ни пошутить, ни поклониться, ни извиниться, ни подружиться.

Или можно было бы серьезно ввести идею о плохом Боге, как бы с черного хода, через своего рода крайний кальвинизм? Можно сказать, что мы падшие и развращенные. Мы настолько испорчены, что наши представления о добре ничего не значат; или хуже, чем ничего — сам факт того, что мы думаем что-то хорошее, является предполагаемым свидетельством того, что это действительно плохо. Теперь у Бога есть на самом деле — наши худшие опасения верны — все качества, которые мы считаем плохими: неразумие, тщеславие, мстительность, несправедливость, жестокость. Но все эти негры (какими они нам кажутся) на самом деле белые. Только из-за нашей испорченности они кажутся нам черными.

И что? Это, для всех практических (и спекулятивных) целей, стирает Бога с листа. Слово добрый, примененное к Нему, становится бессмысленным: как абракадабра. У нас нет мотива подчиняться Ему. Даже не страх. Это правда, что у нас есть Его угрозы и обещания. Но почему мы должны им верить? Если жестокость, с Его точки зрения, «хороша», ложь тоже может быть «хорошей». Даже если они верны, что тогда? Если Его представления о добре так сильно отличаются от наших, то то, что Он называет Небесами, вполне может быть тем, что мы должны называть Адом, и наоборот. Наконец, если реальность в самом своем корне для нас так бессмысленна — или, наоборот, если мы такие полные идиоты, — какой смысл пытаться думать либо о Боге, либо о чем-то другом? Этот узел развязывается, когда вы пытаетесь затянуть его потуже.

Почему я освобождаю место в своем уме для такой грязи и вздора? Надеюсь ли я, что, если чувство примет вид мысли, я буду меньше чувствовать? Не являются ли все эти записи бессмысленными корчами человека, который не принимает того факта, что мы ничего не можем сделать со страданием, кроме как терпеть его? Кто все еще думает, что есть какое-то устройство (если бы он только мог его найти), которое заставит боль не быть болью. На самом деле не имеет значения, сжимаете ли вы подлокотники стоматологического кресла или опускаете руки на колени. Сверло сверлит.

И горе по-прежнему похоже на страх. Возможно, точнее, как саспенс. Или как ожидание; просто ожидая, что что-то произойдет. Это придает жизни постоянно временное ощущение. Кажется, не стоит ничего начинать. Я не могу успокоиться. Я зеваю, ерзаю, слишком много курю. До сих пор у меня всегда было слишком мало времени. Теперь здесь нет ничего, кроме времени. Почти чистое время, пустая преемственность.

Одна плоть. Или, если хотите, один корабль. Правый двигатель заглох. Я, левый паровоз, должен как-то пыхтеть, пока мы не доберемся до гавани. Точнее, пока путешествие не закончится. Как я могу предположить гавань? Вероятнее всего, подветренный берег, черная ночь, оглушительный шторм, буруны впереди — и любые огни, появляющиеся с суши, вероятно, размахивают разрушителями. Таков был выход Х. на сушу. Такой была у моей матери. Я говорю их выходы на берег; не их прибытия.

3

… Произошло нечто совершенно неожиданное. Оно пришло сегодня рано утром. По разным причинам, ничуть не таинственным сами по себе, на душе у меня стало легче, чем в течение многих недель. Во-первых, я полагаю, что восстанавливаюсь физически после изрядной доли простого истощения. … И вдруг, в тот самый момент, когда я до сих пор меньше всего оплакивал Г., я лучше всего вспомнил ее. В самом деле, это было нечто (почти) лучше, чем память; мгновенное, неопровержимое впечатление. Сказать, что это было похоже на встречу, было бы слишком далеко. И все же было в нем что-то, что соблазняло употребить эти слова. Как будто снятие печали убрало преграду.

Почему никто не сказал мне эти вещи? Насколько легко я мог ошибиться в оценке другого человека в такой же ситуации? Я мог бы сказать: «Он справился с этим. Он забыл свою жену», тогда как правда заключалась в том, что «он помнит ее лучше, потому что частично пережил это».

Таков был факт. И я верю, что могу понять это. Вы ничего не можете видеть должным образом, пока ваши глаза затуманены слезами. В большинстве случаев вы не можете получить то, что хотите, если хотите этого слишком отчаянно: в любом случае, вы не можете извлечь из этого максимум пользы. ‘В настоящее время! Давай поговорим по-настоящему», и все замолкают. «Я должен хорошенько выспаться сегодня ночью» возвещает о часах бодрствования. Вкусные напитки тратятся впустую на действительно ненасытную жажду. Точно так же сама интенсивность тоски, которая задергивает железный занавес, заставляет нас чувствовать, что мы смотрим в пустоту, когда думаем о наших умерших? ‘Их как просит’ (во всяком случае ‘так как просит слишком назойливо’) не достают. Возможно, не может.

Так же, пожалуй, и с Богом. Постепенно я начал чувствовать, что дверь больше не заперта и не заперта. Была ли это моя собственная безумная потребность, которая ударила меня по лицу? Время, когда в твоей душе совсем ничего нет, кроме крика о помощи, может быть как раз тем временем, когда Бог не может дать: ты как утопающий, которому нельзя помочь, потому что он цепляется и хватается. Возможно, ваши повторяющиеся крики оглушают вас от голоса, который вы надеялись услышать.

С другой стороны, «Стучите, и отворят». Но значит ли стучать, как маньяк долбить и пинать дверь? А еще есть «имеющему дано будет». В конце концов, вы должны иметь способность получать, иначе даже всемогущество не может дать. Возможно, ваша собственная страсть временно уничтожает способности. …

… Как далеко я продвинулся? Так же далеко, я думаю, как вдовец другого сорта, который остановился бы, опираясь на свою лопату, и сказал бы в ответ на вопрос: «Спасибо». Не должен ворчать. Я ужасно скучаю по ней. Но они говорят, что эти твари посланы, чтобы испытать нас. Мы пришли к одному и тому же; он своей лопатой, а я, который теперь плохо копает, своим инструментом. Но, конечно, нужно правильно воспринимать «присланные нас испытать». Бог не экспериментировал с моей верой или любовью, чтобы выяснить их качество. Он это уже знал. Это я не сделал. В этом суде Он заставляет нас занять скамью подсудимых, свидетельскую трибуну и скамью одновременно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *