Характеристика эпохи эллинизма: 1. Общая характеристика эллинизма

1. Общая характеристика эллинизма

Московский Институт Права

Специальность: Психология

Учебная дисциплина: Культурология

Курсовая работа

На тему: Культура эпохи эллинизма

Москва 2006 г.

Введение

Эллинистическая культура, термин, имеющий два смысловых значения: хронологическое — культура эпохи эллинизма и типологическое — культура, возникшая в результате взаимодействия греческих (эллинских) и местных элементов. Типологическое понимание приводит к расширению хронологических и географических рамок вплоть до включения в понятие «Эллинистическая культура» всей культуры античного мира от времени походов Александра Македонского (4 в. до н. э.) до падения Римской империи (5 в. н. э.). При этом не принимаются во внимание качественные изменения в идеологии и культуре, возникшие после римского завоевания и особенно в период кризиса и упадка античного рабовладельческого общества.

Эллинизм — этап в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334-323 до н. э.) до завоевания этих стран Римом, завершившегося в 30 до н. э. подчинением Египта.

Термины «Эллинизм» введён в историографию в 30-х гг. 19 в. немецким историком И. Г. Дройзеном. Историки разных направлений трактуют его по-разному. Одни выдвигают на первый план взаимовлияние греческой и местных, преимущественно восточных, культур, расширяя иногда хронологические рамки этапа эллинизма до начала средневековья. Другие акцентируют внимание на взаимодействии социально-политических структур, подчёркивают ведущую роль греко-македонян, модернизируют экономические отношения. В советской историографии (С. И. Ковалев, А. Б. Ранович, К. К. Зельин и др.) эллинизм трактуется как конкретно-исторический этап в истории Восточного Средиземноморья, характеризующийся взаимодействием греческих и местных элементов в социально-экономических отношениях, политической организации и культурном развитии в конце 4-1 вв.

до н. э.

Эллинизм — целая эпоха в истории древности. Она занимает три столетия — от 336г. (год воцарения Александра) до 30г. до н. э. (год завоевания Римом последнего крупного эллинского государства- Египта). Он охватывает почти весь тогдашний цивилизованный мир. Можно сказать, что история эллинизма — это всемирная история того времени. В ней зародилась идея — научные, философские, этические, религиозные течения, котoрые веками владели миром. Произошли значительные сдвиги в экономике, политических формах, в общественном сознании, в культуре.

По отдельным эллинистическим странам и по отдельным проблемам истории эллинизма написана за последние десятилетия обширные серьезные исследования, но об эллинизме в целом серьезных трудов не появилось. Исключение составляет, пожалуй, представляющая несомненный интерес книга Тарна « The Hellenistic civilization », вышедшая впервые в 1927г.

Эллинизм — это широкое распространение греческой культуры, религии, философии, искусства, экономики, политики и образа жизни на Восток и тесное их взаимодействие с местным общественным укладом. В результате возникла особая синкретическая культура, в которой греки были уже не этническим, а социо-культурным явлением.

Широко распространился греческий язык — койне («общая»), созданный на основе аттического диалекта, ставший языком Нового Завета. Параллельно койне существовал другой международный, но уже восточный язык — арамейский.

В эллинистическую эпоху рождалось новое мировоззрение, получившее широкое распространение и философское оформление, —

космополитизм, осознание себя «гражданином мира». Продолжалось разрушение гражданского мышления людей, но на чужбине греки даже из враждебных городов сознавали духовное единство перед лицом иной культуры; рассеянные по всей ойкумене, они ощущали свою принадлежность эллинскому миру. Упадок полисной идеологии вел к быстрому развитию индивидуализма. Переживания, чувства, мысли отдельного человека оказались в центре религии, литературы и искусства. Неустойчивость жизни, социальная нестабильность, войны, перевороты имели результатом широкое распространение фатализма, отраженного в философских и религиозных системах. Космополитизм, индивидуализм и фатализм
ярко характеризовали эллинистическую эпоху в плане серьезных духовных изменений. Изучить «эллинизм» как историческую эпоху и понять его во всем его своеобразии нельзя без учета того основного факта, что «эллинизм»- этап в истории античного рабовладельческого общества. В эпоху «эллинизма» мир изменился и расширился. Греческим языком можно было пользоваться от Марселя до Индии, от Каспийского моря до порогов Нила. Национальность отступает на второй план; общий язык и общее воспитание содействуют развитию общей культуры. Литература, наука и, прежде всего, философия связаны в известной мере с более широким миром, чем Греция. Торговля стала международной. «Эллинизм» установил иные формы государства вместо восточной деспотии и эллинского полиса. Но эллинистические монархии на Востоке, Македонская коалиция, Ахейский и Этолийский союзы на Балканах не ликвидировали греческого полиса с его узкими интересами.
Конечно, то не были независимые города- государства, но существование их связывало граждан со старыми учредителями полиса.

С другой стороны, и восточная деспотия не была ликвидированы. Приемники Александра продолжали действовать подобным же образом. Даже в области культуры, где «эллинизм» означает коренной переворот, дело не было доведено до конца; не были поглощены восточные культуры, не была забыта эллинская культура классического периода.

Таким образом, эллинизм можно расценивать как прогрессивный этап в истории античности, но с существенной оговоркой. В его начальный период были созданы новые формы экономической, политической и духовной жизни. Но изменения, совершившиеся во всех областях жизни в эллинистический период, были недостаточно глубоки, причины, приведшие к кризису эллинских государств не были преодолены.

Во всех областях культуры эллинизм означает поворот всемирно-исторического значения. Многое было только намечено, эллинистическая экономика не создала условий для окончательной переработки классического наследия, для создания на его основе нового цельного мировоззрения, целостности гармоничной культуры.

Противоречия рабовладельческого общества после краткого периода подъема сказались очень быстро и привели к тому, что развитие шло лихорадочными темпами с кратковременными взлетами и длительными периодами упадка; в некоторых областях — философии, литературе — упадок стал хроническим. Но в целом эллиптическая культура — это новая стадия в культурной истории человечества, повлиявшая на весь дальнейший ход ее.

Сложившаяся на всей территории эллинистического мира культура не была единообразной. В каждой области она формировалась путём взаимодействия местных, наиболее устойчивых традиционных элементов культуры с культурой, принесённой завоевателями и переселенцами — греками и не греками. Формы синтеза определялись воздействием многих конкретных обстоятельств: численным соотношением различных этнических групп (местных и пришлых), уровнем их экономики и культуры, социальной организацией, политической обстановкой и т. д. Даже при сопоставлении крупных эллинистических городов, где греко-македонское население играло ведущую роль, отчётливо видны особые, характерные для каждого города черты культурной жизни; ещё яснее проступают они во внутренних областях эллинистических государств (например, в Фиваиде, Вавилонии, Фракии).

И, однако, всем местным вариантам Эллинистической культуры свойственны некоторые общие черты, обусловленные, с одной стороны, сходными тенденциями социально-экономического и политического развития общества на всей территории эллинистического мира, с другой — обязательным участием в синтезе элементов греческой культуры. Образование эллинистических монархий в сочетании с полисной структурой городов способствовало возникновению новых правовых отношений, нового социально-психологического облика человека и общества, нового содержания его идеологии. Напряжённая политическая обстановка, непрерывные военные конфликты между государствами и социальные движения внутри них также наложили существенный отпечаток на Эллинистическую культуру. В Эллинистической культуре более выпукло, чем в классической греческой, выступают различия в содержании и характере культуры эллинизированных верхних слоев общества и городской и сельской бедноты, в среде которой устойчивее сохранялись местные традиции.

Эллинистическая культура не должна заслонять тех материальных основ, на которых она возникла.

Напротив, именно в аспекте общественных отношений становится ясной ее сущность и ее историческая роль. Становится ясной историческая роль эллинизмa, как одного из этапов, на которых подтачивалась социально-экономическая ограниченность рабовладельческого общества, создались, хотя в недостаточной степени, предпосылки для более прогрессивного общественно- экономического подъема. Созданная на этой базе эллинистическая культура была принципиально новой, поскольку она, хотя в неполной мере, порвала рамки прежней ограниченности.

2. в греческом языке существует три слова для обозначения понятия «слово» «эпос», «логос» и


©dereksiz.org 2022
әкімшілігінің қараңыз

2. В греческом языке существует три слова для обозначения понятия «слово» — «эпос», «логос» и «мютос\миф». Эпос – слово произнесенное, речь, повествование. Логос – слово в научной, деловой речи, риторике. Мютос – слово-обобщение. То есть миф – это обобщение в слове чувственного восприятия жизни.

Не существует единого определения мифа, так как это очень емкое образование.

Лосев и Тахо-Годи дают философское определение. Но есть и неверные определения. Миф – это не жанр, а форма мысли. На эту сторону мифа впервые обратил внимание Фридрих Вильгельм Шеллинг. Он говорит о том, что мифология является предпосылкой как греческого, так и мирового искусства.

У всех свой язык и своя мифология, значит, мифология связана со словом – такую мысль развивает Потебня. Мифологию нельзя придумать специально – ее создает народ на определенной стадии своего развития. Поэтому мифологические сюжеты и похожи, ведь они связаны с определенными этапами мировоззрения. Мифологию нельзя отменить декретом. Именно Шеллинг заговорил о новой мифологии – она постоянно меняется. Новое время мифологизирует на почве истории, политики, социальных событий.

В родовом обществе мифология является универсальной, единой и единственной нерасчлененной формой общественного сознания, которая отражает действительность чувственно-конкретных и персонифицированных образов.

Очень долго мифология остается единственной формой общественного сознания. Потом появляется религия, искусство, политика, наука. Сущность греческой мифологии понятна только при учете особенностей первобытно-общинного строя греков. Греки воспринимали мир как одну большую родовую общину, сначала матриархальную, потом патриархальную. Поэтому у них и не возникает никаких моральных сомнений, когда они слышат миф о Гефесте – когда слабого ребенка скидывают со скалы.

Аллегория отличается от мифа тем, что в аллегории означаемое не равно означающему, а в мифе равно.

Миф не религия, потому что он появился до разделения веры и знания. Каждая религия устанавливает культ (дистанция между богом и человеком). Это не сказка, потому что сказка – это всегда сознательный вымысел, ее сочиняют, но не верят. Миф гораздо древнее. Сказка часто использует мифологическое мировосприятие. В сказке много волшебного, условное место действия, а в мифе все конкретно. Это не философия, так как философия всегда стремится объяснить, вывести определенную закономерность, а в мифе все воспринимается как непосредственная данность – запечатлеть, а не объяснить.

Периодизация:

1. Доклассическая (архаическая). (3 тысячелетие до нашей эры).

2. Классическая (олимпийская).

А) ранняя классика

Б) поздний героизм

(конец 3 тысячелетия – 2 тысячелетие).

3. послеклассический (самоотрицание) (конец 2 тысячелетия – начало 1 тысячелетия – 8 век до нашей эры). + листок

3. Доклассическая эпоха. (Архаическая эпоха).

От слова «архес» — начало. Период, док оторого ничего не было. Доолимпийская, дофессалийская эпоха (Фессалия – область в Древней Греции, где располагается Олимп, кот. появл. В серд. 2 тыс. до н.э. и облась, где рождаются главные греч. герои). Здесь основные циклы мифов еще не сложились. Хтоническая эпоха, от слова «хтонос» — земля, так как обожествлялась прежде всего земля – Гея и все, что с ней связано. Так как во главе всего стояла мать-земля, то это матриархальная мифология.В ней возникают чудовищные создания, она обожествляет чудовищ – тератоморфная (чудовищновидная). Миксантропические существа присутствовали (сирены, сфинкс, ехидна, кентавр). Грек пытался долгое время найти красоту в стихии, т.е. в страшном. Ехидна – змея и дева( прекрасная ликом, к ней идут все время герои Греции, т.е. красота одновременно желанна и губительная для человека). Медуза – горгона, гидра. Поклонялись фитаморфным существам (растительным) и зооморфным (животным), а не антропоморфным (человекоподобным). Зевс – это дуб, Аполлон – лавр, Дионис – виноградная лоза, плющ. В Риме – фиговое дерево, смоковница. Или Зевс – бык(похищение Европы), Афина («совоокая») – сова и змея, Гера («волоокая») – корова, Аполлон – лебедь, волк( сеет смерть также быстро, как волк нападает на жертву), мышь.

Выделяются две эпохи: фетишистская и анимистическая.

Фетиш – это предмет, существо, наделенное магической силой, чудо вечного существования. Все может быть фетишами – камни, деревья и т п. Магическая сила фетиша неразделима с фетишем. Гера – это необработанное бревно. Фетишами являются лук Геракла и Одиссея – они подвластны только им. Копье Ахилла подвластно только ему и Пелею.

Гамадриады – души деревьев. Сформировалось представление о душе, духе. В архаический период боги еще не стали антропоморфными до конца.

Эстетический идеал в ту эпоху: стихия, бьющая через край, а не простота и гармония.

Какие мифы возникали в архаический период?

Космогонические мифы – мифы о происхождении мира и первых богов. Первый тип таких мифов: все произошло из Хаоса – огромной разверстой зевающей пасти. Второй миф: пеласги, сначала океан, затем на поверхности океана танцует богиня Эвринома, и рождается все живое.

Хаос (пространство) производит и день, и ночь, и свет, и мрак. Согласно одному из космогонических мифов, из Хаоса появилась Гея-земля, Тартар – прародитель всех чудовищ, Уран – небо и Эрос. От Геи и Урана появились одноглазые циклопы и гекатонхейры (сторукие, 50головые необузданные чудовища, саамы могучие силы на земле. Они воплощают стизийную вечную силу природы) – первое поколение богов. Второе поколение: титаны и титаниды (старший титан – Седой Океан, младший – Крон, Хронос (всепоглощающее время)). Уран заключает их в лоно Земли. Но ей тяжело и она заставляет восстать их против отца. Крон хитростью низвергнул Урана в Тартар – усыпил его зельем. Уран проклял Крона, его должна была ожидать та же участь(будет сврегнут сыном). Крон, чтобы этого избежать, проглотил пять младенцев своей жены Реи. Рее стало жаль детей, она пошла за советом к Гее и Урану. Рея вместо ребенка дала Крону камень в пеленках. Зевса отправили на остов Крит, там его охраняли куреты, нимфы и коза Амалфея. Когда он вырос, он усыпил Крона(напоил его двумя напитками: рвотным и сонным) и заставил его выплюнуть сначала булыжник, потом Посейдона, Аида, Деметру, Гестию и Геру. З, А и П. обладают одинаковой мощью. Титаномахия – битва богов и титанов за власть над миром. В классической мифологии действует второе поколение олимпийцев.

4. Классическая мифология. (Олимпийская, фессалийская, антропоморфная, патриархальная).

А) Ранняя классика. В ней две темы – борьба с чудовищами и установление космоса (от слова «украшать» — нечто украшенное и упорядоченное). Боги порождают героев помочь им в борьбе с чудовищами.

Герой – прародитель, дитя богов и людей. Герой стремится совершить подвиг, чтобы стяжать себе бессмертную славу.

Младшее поколение олимпийцев – Гефест, Афина (из головы Зевса, разум, мудрость и справедливая война), Арес (несправедливая война, у римлян — Марс), Аполлон (свет, искусство, прорицание, иллюзии), Артемида (охота, луна), в мифах ведут себя жестоко (убивают детей Ниобы) Афродита. Несколько версий появления Афродиты – ее мать Диона( богиня растительности), она появилась из морской пены или из крови Урана. На олимпе и музы, и Ника, и Немезида (богиня возмездия), Геба (юность),Гермес (эрмий) – у него крылатые сандалии, оратор, покров. Путников, странников, торговцев и воров. Мать – Майя. Создал первый музыкальный инструмент – кифару( панцирь черепахи с натянутыми жилами животных), прообраз арфы. Небесный свод держит титан Атлант.

Мойры – представления греков о судьбе. Три мойры, старшая прядет нить человеческой жизни, средняя – с закрытыми глазами протягивает руку в кувшин и достает жребий. Мойры не несут в себе фатального, а олицетворяют долю.

Герои разделяются на несколько типов. Есть герои общегреческого значения: Геракл, Ясон, Тесей. Есть более локальные. В эпоху ранней классики они не воостают против богов, они все дети Зевса. Некоторые герои совершили подвиги силы (архаические герои – Геракл, Ахилл, Тесей).Тесей убил минотавра, Ясон – самый несамостоятельный герой добыл золотое руно,, ему помогала Медея. Геракл изначально Аклид, совершает подвиги во имя Геры. Есть культурные – сделали что-то общественно полезное, создали общественные нормы или учили греков созиданию. Пример – Триоптолем, который приютил Деметру, и она научила его выращивать хлеб. Дедал – изобрел слесарные инструменты.

Прежде всего в этот период совершаются подвиги силы – уничтожение чудовищ. Мотивация поступков – герои ищут вечной славы, потому что им отказано в вечной жизни. Но это появится и в позднем героизме.

5. Б) Поздний героизм. В эту эпоху человек начинает понимать свою значимость. Человек осознает не только силу рук своих , но и силу разума. Эпоха героизма – эпоха интеллектуальных героев. Одиссей – пограничный герой, интеллект и сила. Аргонавты переплыли через движущиеся скалы, Эдип побеждает Сфинкс, разгадывает ее загадку. Здесь побеждает разум. Меняется взаимоотношение с богами, это вызвано социальными процессами. Трудная эпоха, уходят в прошлое родовые взаимоотношения. Раньше во главе стоял царь, знатный человек. Во главу встают благодаря уму. Появляются мифы о родовом проклятии, чтобы это объяснить. Мифы о вине первопредка, с поколениями вина накапливается. Мифы о Кадмидах-Лабкидах. Кадм в пещере змея нашел ожерелье, убил змея, забрал ожерелье и это проклятие ложится на весь род (змей был Ареса). Средняя дочь Кадма – Ино, утопилась. Семела погибнет. К роду Кадма относится и Эдип. Сюда же и царь Лабда( Лай). Когда родился Эдип, то повелел проколоть ему ножки и положить на горе в лесу. Грек не мыслил себя вне коллектива, поэтому род осмысливался им как нечто неделимое, поэтому все качества у всех членов рода. Искупление не может никто получить. Мифы Танталидов — Атридов. На сыне Тантала Пелопсе лежит проклятие, его убьют собственные дети. Сын Атрей убьет сыновей Фиеста и накормит его их мясом. Сажает его в темницу. Но у Фиеста остался сын Эгист. Он будет мстить за отца. У Атрея два сына: Агамемнон и Менелай. И избавиться от этого проклятия невозможно.

Кроме родовых проклятий выступают мифы о соревнованиях смертных и бессмертных. Осознается ценность своей личности. Героини –женщины: Арахна, Ниоба. Появляются женщины-героини. Гармония побеждает стихийность, не всегда справедливо.


6. Послеклассический период (самоотрицание). В этот период появляются мифы о гибели лучших родов Эллады – мифы о войнах (Троянская, Фиванская). Мифы о мировых катастрофах – Атлантида(этот миф дошел только в пересказе Платона). Мифы о Прометее( сын Иопета, имя от греч. провидец, промыслитель).Брат – Эфиметей(сильный задним умом). При битве титанов и богов умышленно встал на сторону Зевса, т. к. их порядок более гуманный. Но впоследствии боги близки к преступникам. И Прометей становится заступником за род людской. После потопа дает огонь из гефестовской кузницы, т.е. он оказывается более гуманным, чем Зевс. Дионис – одно из самых молодых божеств. Куль Д. появляется поздно. Виноград стал возделываться в 8-7 веке до нашей эры. В гомер. пр-ях нет Д. С ним появляется кульура винограда и вина и она важна. Д. не только бог винограда и виноделия, у греков он имеет много значений. Греки стараются поместить его на Олимп. В принципе он не бог, а герой. Родился в Фивах, сын Семелы, т.е. на нем родовое проклятие Кадма. Он становится богом, который вмещает в себя трагедию человеческой жизни. Судьба Диониса созвучна судьбе эллинов. Трагедия как жанр появл. как разыгрывание мифов о Дионисе. Дионис – покровитель театра и трагедии. Фридрих Ницше раскрывает смысл мифологии Диониса. Культ его достаточно кровавый. Он бог крестьянства, начинает теснить Аполлона, бога интеллигенции. Дионис олицетворяет еще и стихийные силы природы.
7. Основные теории гомеровского вопроса. Время создания поэм. Генрих Шлиман и Троя.

Автором двух эпических поэм «Илиада» и «Одиссея» традиционно считается Гомер. Пушкин: «Гомера можно только почувствовать». Авторство Гомера не доказано, как не доказано и его существование. Он становится легендой уже в античности. Почти все полися спорят о праве считать себя его родиной. Эпическая поэзия возникла в 10 веке до нашей эры, поэзия Гомера – рубеж 9 и 8 века. Это первые письменные творения, с которых началась письменная европейская литература. Скорее всего, это не начало традиции – автор ссылается на предшественников и даже включает в текст отрывки из поэм-предшественников. «Одиссея» — Демодок, Фамир фракийский(древний певец). Гомер – это расцвет эпической поэзии. После него возникают шуточные, пародийные поэмы. Например «Война мышей и лягушек» пародировала Ил. и О. Гомеровский вопрос

Самое имя «Гомер», вполне мыслимое мак греческое собственное имя, нередко истолковывалось и в древности и в Новое время, как имя нарицательное; так, источники сообщают, что у малоазиатских греков слово «гомер» обозначало слепца. Предание рассказывает о слепоте Гомера, и в античном искусстве он всегда изображается слепым стариком. Имя Гомера имело почти собирательный характер для эпической поэзии. Гомеру приписывались, кроме «Илиады» и «Одиссеи», многие другие поэмы, входившие в репертуар рапсодов; под именем Гомера дошел до нас сборник эпических гимнов и мелких стихотворений. В V в. до н. э., с зарождением исторической критики, начинают на основании различных соображений отделять «подлинного» Гомера от неподлинного. В результате этой критики за Гомером признаются лишь «Илиада» и «Одиссея. В более позднее время отдельные античные ученые высказывали мысль, что «Илиада» и «Одиссея» принадлежат разным авторам, и Гомеру они приписывали только «Илиаду». Ни у кого не возникало сомнения в том, что каждая из поэм является плодом творчества индивидуального поэта; спор шел лишь о личном тождестве творца «Илиады» с творцом «Одиссеи». Не возникало также сомнения в историческом. существовании Гомера и в том, что он является автором по крайней мере «Илиады».

В эпоху классицизма XVII в. развилось отрицательное отношение к поэмам Гомера , и литературная критика отыскивала. в них всевозможные недостатки. В «Илиаде» замечали отсутствие «единого плана», «единого героя», повторения и противоречия. Уже тогда аббат д`Обиньяк доказывал, что «Илиада» не является единым целым и представляет собой механическое соединение самостоятельных». не связанных между собой песен об осаде Трои, что единого Гомера не существовало, а было много «гомеров», т. е. слепых певцов, исполнявших эти песни. Идеи д`Обиньяка не имели успеха у современников: к проблемам «устного» творчества поэтика классицизма относилась пренебрежительно.

Первая строго научная постановка «гомеровского вопроса» принадлежит Фридриху-Августу Вольфу, Писал уже в эпоху Просвещения. Враждебное классицизму направление в литературе и эстетике устанавливало глубокую, принципиальную разницу между «естественным» народным и «искусственным» книжным эпосом; поэмы Гомера относили к первой категории. Немецкий поэт и критик Гердер (1744 — 1803) считал Гомера «народным поэтом», импровизатором, песни которого впоследствии были записаны из уст позднейших певцов. Этим идеям, высказывавшимся ведущими писателями и мыслителями эпохи, Вольф пытался дать исторически документированное обоснование. Он приводит три аргумента против традиционного представления о единстве гомеровских поэм: 1) сравнительно позднее развитие письменности у греков, которое он относит к VII — VI вв. до н. э.; 2) античные сообщения о первой записи поэм при Писистрате; 3) отдельные вставки и противоречия в поэмах. Невозможность создания больших поэм в бесписьменное время[1] и ненужность их в эпоху, когда требовались лишь краткие застольные песни в честь богов и героев, приводят Вольфа к убеждению, что «Илиада» и «Одиссея» не что иное, как собрание отдельных песен. Песни эти сохранились в памяти рапсодов и были записаны лишь при Писистрате;

Уже в 1796 г. известный немецкий романтик Фр. Шлегель, развивая положения Гердера и Вольфа, сделал из них последовательный вывод: художественная целостность поэм связана не с творческим замыслом индивидуального автора, а с единством «творящего народа». Другими словами: гомеровский эпос является результатом коллективного творчества народных поэтов.

По мнению Гегеля, гомеровские поэмы «образуют истинную, внутренне ограниченную эпическую целостность, а такое целое способен создать лишь один индивид. Представление об отсутствии единства и простом объединении различных рапсодий, составленных в сходном тоне, является антихудожественным и варварским представлением». Гомера Гегель считал исторической личностью.

Для античности не характерно обычное определение «эпоса». «Эпос» — «речь, рассказ». Он появляется как форма бытового рассказа о важном для истории племени или рода событии. Всегда поэтическое воспроизведение. Предмет изображения – история народа на базе мифологического восприятия. В основе художественных древних эпосов лежит величественная героика. Герои эпосов олицетворяют собой целые народы (Ахилл, Одиссей) и решают своими деяниями судьбы целого общества, судьбы государства. Вариантом подобной соотнесенности является категория эпического героя. Э. г. – это всегда лучший человек рода. Герой всегда силен силой своего народа, олицетворяет как лучшее, так и худшее в своем народе. Герой гомеровских поэм живет в особом мире, где понятия «все» и «каждый» означают одно и то же.

Исследуя язык гомеровских поэм, ученые пришли к выводу, что Гомер являлся выходцем из ионийской аристократической семьи. Язык «Илиады» и «Одиссеи»» — искусственный поддиалект, на котором в жизни никогда не говорили. До 19 века господствовала точка зрения, что содержание обеих поэм – это поэтический вымысел. В 19 веке заговорили о реальности событий, после того как дилетантом Генрихом Шлиманом была открыта Троя (в последней четверти 19 века).

Генрих Шлиман родился в 1821 году в Германии в семье бедного пастора. На свое семилетие он получил красочную энциклопедию мифов и после этого заявил, что найдет Трою. Он не получает образования. История его юности очень бурная: он нанимается на шхуну юнгой, шхуна терпит кораблекрушение, Шлиман попадает на необитаемый остров. В 19 лет он попадает в Амстердам и устраивается там работать мелким клерком. Оказывается, что он очень восприимчив к языкам, поэтому скоро он отправляется в Санкт-Петербург, открывает свое дело – поставка хлеба в Европу. В 1864 году он закрывает свое дело, а все деньги использует на открытие Трои. Он едет в те места, где она могла бы быть. Весь ученый мир производил раскопки в Турции. Но Шлиман ориентировался на Гомеровские тексты, где было сказано, что троянцы несколько раз в день могли ходить на море. Бунарбаши было слишком далеко от моря. Шлиман нашел мыс Гиссарлык(самое узкое место Дарданнельского пролива) и выяснил, что реальной причиной троянской войны была экономика – троянцы взимали слишком большую плату за проход через пролив. Шлиман вел раскопки по-своему – не раскапывал слой за слоем, а раскопал сразу насквозь холм (1871) и смотрел, какие слои имеются. Предполагалось обнаружить Трою на 2 или 3 слое. В самом низу он нашел золото. Но он боялся, что его непрофессиональные рабочие разворуют его, поэтому велел им идти праздновать, а сам с женой перетаскал золото в палатку. Больше всего Шлиман хотел вернуть Греции былое величие, соответственно и это золото, которое он считал кладом царя Приама. Но по законам клад принадлежал Турции. Поэтому его жена – гречанка София – спрятала золото в капусту и перевезла через границу.

Доказав всему миру, что Троя реально существовала, Шлиман на самом деле ее уничтожил. Позднее ученые доказали, что нужный временной слой был шестым от низа. Этот слой Шлиман разрушил, доставая золото. Потом Шлиман вел раскопки в Тиринфе и откопал родину Геракла. Потом раскопки в Микенах( 1876), где он нашел золотые ворота, три гробницы, которые он посчитал захоронениями Агамемнона (золотая маска Агамемнона), Кассандры и Клитемнестры. Он опять ошибся – эти захоронения относились к более раннему времени. Но он доказал существование древнейшей цивилизации, так как обнаружил глиняные таблички с письменами. Также он хотел вести раскопки на Крите, но у него не хватило денег выкупить холм. Совершенно нелепа кончина Шлимана. У него был нарыв в ухе, он прорвался и тот умер. Глиняные таблички были найдены на Крите. Это доказывает, что очень давно (12 век до н э) на Крите и в Микенах была письменность. Ученые называют ее «линейное догреческое доалфавитное слоговое письмо», причем существует две разновилности: а и б. А не поддается расшифровке(не является индоевропейским), Б расшифровали. Нашли таблички в 1900, а расшифровали уже после второй мировой. Зиттини расшифровал 12 слогов. Прорыв совершил Майкл Вентрис, англичанин, который предположил, что за основу надо брать не критский, а греческий диалект. Так он расшифровал почти все знаки. Перед ученым миром встала проблема: почему в момент своего расцвета на Крите писали по-гречески? Точно определить дату уничтожения Трои сначала попытался Шлиман – 1200 г до н э. Он ошибся всего на десять лет. Современные ученые установили, что ее разрушили между 1195 и 1185 годом до н э.


9. Мифы Троянского цикла. Сюжет и композиция гомеровских поэм.

Фабулой гомеровских поэм (фабула – естественная, прямая временная связь событий, сюжет допускает перестановки и сдвиги) является Троянский цикл мифов. Г. не использует все мифы Тр. цикла. Ни в О, ни в И. не излагается предыстория событий. . О причинах троянской войны написана поэма «Киприи».


Причины войны: Гея обращается к Зевсу с просьбой очистить землю от части людей, так как их стало слишком много. Зевсу угрожает судьба деда и отца – быть свергнутым собственным сыном от богини. Прометей называет богиню Фетиду, поэтому Зевс срочно выдает ее замуж за смертного героя Пелея. На свадьбе появляется яблоко раздора, и Зевсу советут использовать Париса Мом – злоязычный советник( свадьба в пещере Хирона, приглашены все, кроме богини раздора –Эриды).

Трою иначе называют царством Дардана или Илионом. Дардан – основатель, потом появляется Ил и основывает Илион. Отсюда название поэмы Гомера. Троя – от Троса. Иногда Пергам, по названию дворца. Один из царей Трои – Лаомедонт. При нем построились стены Трои, которые невозможно разрушить. Эту стену строили Посейдон и Аполлон, люди над ними смеялись, Лаомедонт обещал награду за работу. Эак хорошо относился к богам, поэтому он построил Скетские ворота – единственные, которые можно разрушить. Но Лаомедонт не заплатил, боги разгневались и прокляли город, поэтому он обречен на гибель, несмотря на то, что это любимый город Зевса. Здесь много алтарей для Зевса. Он должен оберегать ее, но судьба ее предрешена. В войне уцелеют только Анхиз и Эней, которые не имеют отношения к роду Лаомедонта.

Елена – внучка Немезиды, богини возмездия. В 12 лет ее похитил Тесей. Потом все хотели взять ее в жены, Одиссей посоветовал отцу Елены дать ей выбрать самой и взять с женихов клятву помочь семье Елены в случае беды.
«Илиада» охватывает в качестве событий незначительный период времени. Всего 50 дней последнего года войны. Это гнев Ахилла и его последствия. Так поэма и начинается. «Илиада» — военно-героическая эпопея, где центральное место занимает рассказ о событиях. Главное – гнев Ахилла. Аристотель писал, что Гомер гениально выбрал сюжет. Ахилл – особый герой, он заменяет собой целое войско. Задача Гомера – описать всех героев и быт, но Ахилл затмевает их. Поэтому Ахилла надо изъять.

В И. 2 сюжетно-композиционных плана: земной инебесный. В земном все события определяются гневом Ахилла, все события – последствия гнева его. В небесном плане все определяется волей Зевса. Но его воля не всеобъемлюща. Зевс не может распорядиться судьбами греков и троянцев. Он использует золотые весы судьбы – доли ахейцев и троянцев.

Композиция: 24 песни, чередование земной и небесной линии сюжета, которые к концу смешиваются. Гомер свою поэму на песни не разбивал. Впервые ее разбили александрийские ученые в третьем веке до нашей эры – для удобства. Каждую главу назвали по букве греческого алфавита.

В чем причина гнева Ахилла? За 10 лет они разорили много окрестных полисов. В одном городе они захватили двух пленниц – Хрисеиду (досталась Агамемнону) и Брисеиду (досталась Ахиллу). Хрис пожаловался Аполлону. Тот начал пускать свои стрелы и настал мор. Пришлось вернуть Хрисеиду, но Агам. Забирает все награды себе за ее возвращение. Ахилл упрекнул его в корыстолюбии. Аг. Погрозился забрать вдобавок еще из того, что в награду досталось Ахиллу. Аг. все-таки забирает Брисеиду. Ахилл оскорблен. Впоследствии несколько раз к нему послыают послов. В битву вместо А.выходит Патрокл. Гектор убивает его и забирает доспехи. После этого Ахилл вступит в битву, но не сразу. Поэма заканчивается похоронами Гектора, хотя по сути судьба Трои уже решена. У греков начинает формироваться сознание ценности своей личности. Гомер показывает, что родовая коллективность уходит в прошлое, начинает формироваться новая нравственность, где на первый план выходит представление о ценности собственной жизни.

В плане фабулы (мифологической последовательности событий) «Одиссея» соответствует «Илиаде». Но она повествует не о военных событиях, а о странствиях человека. Ученый называют ее: «эпическая поэма странствий». В ней повествование о человеке вытесняет рассказ о событиях. О.намного сложнее И. На первый план выходит судьба Одиссея – прославление ума и силы воли. «Одиссея» соответствует мифологии позднего героизма. Посвящена последним сорока дням возвращения Одиссея на родину. О том, что центром является возвращение, свидетельствует самое начало. О.удивительно самостоятельный герой. Он отказывается от бессмертия, стремится на Итаку к жене и сыну. Человек осознает свое собственное величие.

Композиция: сложнее «Илиады». События в «Илиаде» развиваются поступательно и последовательно. В «Одиссее» три сюжетных линии: 1) боги-олимпийцы. Но у Одиссея есть цель и никто не может ему помешать. Одиссей выпутывается из всего сам. 2) собственно возвращение – тяжкие приключения. 3) Итака: два мотива: собственно события сватовства и тема поисков Телемахом отца. Некоторые считают, что Телемахия это поздняя вставка.

В основном все же это описание странствий Одиссея, причем в ретроспективном плане. События определяются ретроспекцией: влияние событий давнего прошлого. Впервые появляется женский образ, равный мужскому – Пенелопа, многомудрая – достойная супруга Одиссея. Пример: она прядет погребальный покров. К ней сватается 199 женихов, тк царем можно стать, женившись на царице. Каждый из претендентов происходит из известного рода, но П.хранит верность О.

Поэма сложнее не только по композиции, но и сточки зрения психологической мотивации поступков.

Каталог: study
study -> Понятие «Символизма», предпосылки возникновения
study -> Категория времени в философии постмодернизма
study -> Литература древнерусского государства XI первой половины XIII вв. Литературу этого периода часто именуют литературой Киевской Руси
study -> М. А. Шолохов сказал о роли устойчивых сочетаний: Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках раз
study -> 1. Старославянский язык как древнейший литературно-письменный язык славян (происхождение, значение). В литературе 19 в используется термин «старославянский язык»
study -> Старославянский язык как научная дисциплина. Проблема взаимоотношения стсл и црсл языков


жүктеу/скачать 0.73 Mb.


Достарыңызбен бөлісу:

Что такое эллинистическая скульптура? Изучение истории эллинистического искусства

«Lely Venus» Стоковые фотографии FenlioQ/Shutterstock

Эллинистическая скульптура — одна из самых ценных практик в истории искусства. Это движение, прославившееся своим беспрецедентным натурализмом, представило искусный скульптурный подход, которому художники будут подражать долгие годы.

Сегодня эллинистические древности можно найти в лучших коллекциях по всему миру, включая всемирно известные работы, такие как Крылатая Победа Самофракии впереди. Хотя вы можете быть знакомы с этими внушающими благоговение мраморными скульптурами, вы можете мало знать о самом движении, которое они сформировали.

Что такое эллинистический период?

Эллинистический период  был эпохой в Древней Греции, которая длилась с 323 г. до н.э. по 31 г. н.э. В этот период скульпторы преследовали и совершенствовали натурализм — художественный интерес, который греческие художники развивали на протяжении сотен лет.

«Крылатая победа Самофракии», 190 г. до н. э. (Фото из jackbolla/Shutterstock)

Увлечение натуралистической скульптурой восходит к архаическому периоду Древней Греции , который длился с 8 века до 500 года до н. э. Хотя скульптуры, созданные в это время, передавали больше реализма, чем те, что им предшествовали, их позы были жесткими, а выражения стоическими. Точно так же архаические скульпторы обычно придерживались двух типов фигур: «мужской kouros , или стоящий обнаженный юноша, и женщина kore , или стоящая драпированная дева» (Метрополитен-музей).

Однако это изменилось в 500 г. до н.э., когда появился  классический период . С повышенным вниманием к деталям и идеализированным восприятием анатомии человека классические скульпторы стремились к совершенству в своей работе. Следовательно, они сместили акцент с фигур курос и коре на разнообразных и божественных персонажей из мифологии.

В 323 г. до н. э. этот подход получил дальнейшее развитие. В это время скульпторы адаптировали классические методы для создания реалистичных фигур. Эта тенденция длилась почти 200 лет и достигла кульминации в то, что сейчас известно как эллинистический период.

 

Классические характеристики

Чтобы достичь этой реалистичной эстетики, эллинистические скульпторы умело включили в свои работы три характеристики: выразительное движение, реалистичную анатомию и декоративные детали.

 

Выразительный механизм

Чтобы сделать свои скульптуры максимально человечными, скульпторы использовали динамичные силуэты и извилистые формы, чтобы передать движение. Этот акцент на выразительных и преувеличенных движениях особенно заметен в « Лаокоон и его сыновья, », одном из самых известных шедевров того периода.

«Лаокоон и его сыновья», первый век до н. э. (Фото из Энрике Мойя/Shutterstock)

Статуя, вдохновленная греческим эпосом, изображает три фигуры — Лаокоона, священника из Трои, и двух его сыновей, Антифанта и Фимбрея, — которые отчаянно пытаются спастись от пары свернувшихся змей. По мере того, как они резко крутятся и поворачиваются, кажется, что они еще больше запутываются, достигая кульминации в закручивающейся, насыщенной действиями сцене, которая прекрасно иллюстрирует эллинистический интерес к движению.

 

Реалистичная анатомия

Эта озабоченность движением также повлияла на эллинистическое внимание к анатомии. Отказавшись от «универсальных, бесчувственных и часто жестких поз архаики» (Google Arts & Culture) и опираясь на классические модели, эллинистические художники создавали скульптуры, вдохновленные реальными человеческими позами. Фигуры, такие как Венера Милосская , были изображены не в нереально прямом положении, а в асимметричной позе. Известный как contrapposto («контрпоза»), эта поза подразумевает движение за счет использования реалистичного распределения веса и тела в форме S .

Александр Антиохийский, «Венера Милосская», 101 г. до н. э. (Фото из Tutti Frutti/Shutterstock)

Помимо естественных поз, эллинистические художники стремились воспроизвести тела реальных людей. Хотя это очевидно в неидеализированных скульптурах богов, которые были распространены в тот период, это также проявлялось в статуях обычных людей. «Одним из непосредственных результатов новой международной эллинистической среды стало расширение круга сюжетов, не имевших прецедентов в более раннем греческом искусстве, — поясняет Метрополитен-музей. более обычные жители, такие как дети и пожилые люди».

Боэтос Халкидонский, «Мальчик с гусем», II век до н. э. ((Стоковые фотографии time4studio/Shutterstock)

 

Декоративные детали

Последней характеристикой эллинистической скульптуры является поразительное внимание к деталям. Помимо реалистичных анатомических особенностей, это проявляется в драпировке — скульптурном элементе, оказавшемся особенно популярным в то время.

Деталь «Крылатой победы Самофракии», 190 г. до н. э. (Фото из muratart/Shutterstock)

Скульпторы решили украсить свои фигуры «тканью» по трем основным причинам: чтобы подчеркнуть предполагаемое движение фигуры, подчеркнуть контуры ее реалистичной анатомии и продемонстрировать свои скульптурные навыки. Эта техника, известная как «мокрая драпировка», впервые появилась в классический период и была принята и адаптирована эллинистическими художниками.

 

Наследие

На протяжении нескольких столетий эллинистическая скульптура оставалась одним из самых влиятельных жанров практики. На протяжении Ренессанса упор на анатомию подражали итальянские художники, такие, как Микеланджело; во время движения барокко Бернини черпал вдохновение в его динамичном движении; а в 1920-го века Джованни Страцца использовал технику «мокрой драпировки» для создания удивительной модели «Девственница под вуалью» .

Охватывая движения, жанры и даже века, эти произведения — среди многих других — доказали непреходящее наследие эллинистической скульптуры.

Статьи по теме:

Как одна скульптура вдохновила Родена на создание некоторых из самых известных работ

Изучение небесной истории ангелов в искусстве

История купидона в искусстве: как Бог любви вдохновлял художников на протяжении веков

Эллинистический период – искусство и визуальная культура: от предыстории до эпохи Возрождения

Эллинистический период начался со смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. и закончился победой римлян в битве при Акциуме в 30 г. до н. э. Полис Греции провел это время под гегемонией иностранных правителей, сначала македонцев, а затем римлян, начиная с 146 г. до н.э.

Новые центры эллинской культуры процветали в Греции и на чужой земле, включая города Пергам, Антиохию и Александрию — столицы Атталидов, Селевкидов и Птолемеев.

 

  • Обсудить форму, содержание и контекст ключевых эллинистических произведений
  • Дайте определение критическим терминам, относящимся к эллинистическому периоду
  • Опишите характеристики эллинистической архитектуры, включая стойки, коринфский ордер и использование театральности
  • Проиллюстрируйте драматический и театральный характер Пергама, как это видно на Алтаре Зевса, Гигантомахии и Умирающих Галлах
  • Сравните новый эллинистический стиль скульптуры с предыдущей классической эпохой и обсудите значение римского покровительства во втором веке до н. э.

 

Архитектура эллинистического периода

Архитектура эллинистического периода была сосредоточена на театральности и драматизме; в этот период также возросла популярность коринфского ордера. Архитектура греческого мира в эллинистический период развивала театральные тенденции, как и эллинистическая скульптура. Завоевания Александра Македонского привели к переходу власти от городов-государств Греции к правящим династиям. Династические семьи покровительствовали крупным комплексам и драматическим городским планам в своих городах. Эти городские планы часто были ориентированы на естественную среду и были предназначены для улучшения видов и создания драматических гражданских, судебных и рыночных пространств, которые отличались от ортогональных планов окружающих их домов.

Архитектура эллинистического периода чаще всего ассоциируется с растущей популярностью коринфского ордера. Однако и приказы претерпели заметные изменения. Примеры включают тонкие дорические колонны без канавок и четырехгранные капители ионических колонн, последние из которых помогли решить проблемы проектирования, касающиеся симметрии портиков храма.

Stoa

Stoa, или крытый проход или портик, использовался для соединения агор и других общественных мест. Выделение границ открытых площадок такой декоративной архитектурой создавало театральный эффект для общественного пространства, а также обеспечивало горожан основной повседневной формой защиты от непогоды. И стоа, и агора использовались торговцами, художниками, религиозными праздниками, судебными судами и гражданскими администрациями.

Стоа Атталоса (ок. 150 г. до н. э.) в Афинах была построена на Агоре под патронажем царя Пергама Атталоса II. Этот портик состоит из двойной колоннады. Он был двухэтажным, высоким, и имел ряд комнат на первом этаже. Внешняя колоннада на уровне земли была построена в дорическом ордере, а внутренняя — в ионическом. На втором уровне ионические колонны выстроились снаружи, а колонны с простой стилизованной капителью — внутри.

Восстановленная Стоя Атталоса: Это вид на мраморные колоннады на уровне земли в Агоре в Афинах, Греция.

Храм Аполлона в Дидиме

Другие примеры великой и монументальной архитектуры можно найти в Ионии, современной Турции в Пергаме и Дидиме. Храм Аполлона в Дидиме был и храмом, и оракулом.

 

 

Храм Аполлона: Основанный около 313 г. до н.э., это был храм и оракул в Дидиме, Турция.

Храм был спроектирован архитекторами Паионием из Эфеса и Дафнисом из Милета. Его строительство началось в 313 г. до н.э., но так и не было завершено, хотя работы продолжались до второго века н.э. Территория этого храма огромна. Внутренний двор был 71 фут в ширину и 175 футов в длину и содержал небольшую святыню. Двор также имел двустороннюю форму, окруженный двойным рядом из 108 колонн, каждая высотой 65 футов, которые окружали храм. Структура создает ряд внушительных пространств, от внешней колоннады до комнат оракула и внутреннего двора, внутри которого стояла святыня Аполлона. План здания также играл с театральностью и драматизмом, заставляя своих посетителей пройти через темный интерьер, а затем открываясь в светлый и открытый двор, у которого не было крыши. Здание резко отличается от усовершенствованного классического плана храмов. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на симметрии и гармонии, здание фокусируется на опыте зрителя.

 

 

План и вид храма Аполлона: Начало строительства ок. 313 г. до н.э., Дидима, Турция. План здания также играл с театральностью и драматизмом, заставляя своих посетителей пройти через темный интерьер, а затем открываясь в светлый и открытый двор, у которого не было крыши.

Коринфский ордер

Орден считается третьим ордером классической архитектуры. Колонны ордена тонкие и сидят на основании. Он состоит из двойного слоя и стилизованных усиков растений, которые закручиваются в форме завитка или . Декоративный коринфский ордер не получил широкого распространения в Греции, хотя и был популярен в толоях. Однако он широко использовался на протяжении всего римского периода.

 

 

Коринфская капитель: Коринфская капитель в Одеоне Агриппы, ок. 14 г. до н.э., на Агоре в Афинах, Греция.

Разрушенный храм Зевса Олимпийского в Афинах (также известный как Олимпиион) содержит один из самых известных примеров коринфской колонны в эллинистической архитектуре. Первоначально спроектированный в дорическом ордере в шестом веке до н.

Он должен был быть окружен двойной колонной из восьми колонн спереди и сзади и двадцатью одной колонной с флангов, окружающих целлу. В конечном итоге конструкция была изменена, чтобы иметь три ряда по восемь колонн спереди и сзади храма и двойной ряд по двадцать колонн по бокам, всего 104 колонны. Колонны имеют высоту 55,5 футов и диаметр 6,5 футов. В 164 г. до н.э. смерть Антиоха IV (который представил себя земным воплощением Зевса) остановила проект, и храм остался незавершенным.

 

 

Храм Зевса Олимпийского: Обратите внимание на коринфские колоннады и пентелийский мрамор.

Пергамон

Пергамон возвысился как держава при Атталидах и представляет собой примеры драмы и театральности, характерные для эллинистического искусства и архитектуры. Древний город Пергам, ныне современный Бергама в Турции, был столицей Пергамского королевства после смерти Александра Македонского и находился под властью династии Атталидов. Акрополь Пергама является ярким примером эллинистической архитектуры и слияния природы и архитектурного дизайна для создания драматических и театральных мест.

Акрополь был построен на вершине крутого холма, с которого открывается великолепный вид на окрестности. И верхняя, и нижняя части акрополя были домом для многих важных сооружений городской жизни, включая гимназии, агоры, бани, библиотеки, театр, святыни, храмы и алтари.

 

 

Масштабная модель Пергама, каким он мог быть в древности: В центре слева: Пергамский театр. В центре справа: Алтарь Зевса. Пергамский музей, Берлин.

Театр в Пергаме вмещал 10 000 человек и был одним из самых крутых театров в древнем мире. Как и все греческие театры, он был построен на склоне холма, который поддерживал структуру и обеспечивал трибуны стадиона, с которых можно было любоваться древним городом и его окрестностями. Театр является одним из примеров создания и использования драматической и театральной архитектуры.

 

 

Пергамский театр: Пергамский театр вмещал 10 000 человек и был одним из самых крутых театров в древнем мире.

Алтарь Зевса

Другим элементом, найденным в Пергаме, является великий Алтарь Зевса (сейчас находится в Германии). Алтарь был введен в эксплуатацию в первой половине второго века до нашей эры во время правления царя Эвмена II в ознаменование его победы над русскими, которые мигрировали в Малую Азию.

Алтарь представляет собой U-образное ионическое сооружение, построенное на высокой платформе с центральными ступенями, ведущими наверх. Он выходил на восток, располагался недалеко от Пергамского театра, и с него открывался прекрасный вид на окрестности. Алтарь известен своим грандиозным дизайном и фризом с изображением Гигантомахии — он охватывает 370 футов вокруг основания алтаря.

 

 

План Алтаря Зевса: Алтарь представляет собой U-образное ионическое сооружение, построенное на высокой платформе с центральными ступенями, ведущими наверх, c. 175 г. до н.э., Бергама, Турция. Алтарь Зевса: Родом из Бергамы, Турция, алтарь сейчас находится в Берлине, Германия.

Гигантомахия

Гигантомахия изображает олимпийских богов, сражающихся против своих предшественников Гигантов (Титанов), детей богини Геи. Фриз известен своим невероятно высоким рельефом, на котором фигуры едва удерживаются стеной, и глубоким просверливанием линий с деталями для создания драматических теней.

Горельеф и глубокая просверленность фигур также повышают живость и натурализм сцены. Фигуры выполнены с высокой пластичностью. Текстура их кожи, драпировка и чешуя добавляют еще один уровень натурализма. Кроме того, по мере того как фриз следует за лестницей, конечности фигур начинают вываливаться из рамы на лестницу, физически врываясь в пространство зрителя. Стиль и высокий драматизм сцен часто называют эллинистическим барокко из-за преувеличенного движения, акцента на деталях и живости персонажей.

 

 

Нерей, Дорида, Великан и Океан: Расположены на северном фризе Алтаря Зевса, Бергама, Турция, ок. 175 г. до н.э. Горельеф и глубокая просверленность фигур также увеличивают живость и натурализм сцены.

Самая известная сцена изображает Афину, сражающуюся с великаном Алкионеем. Она хватает его за голову и оттягивает назад, в то время как Гея появляется из-под земли, чтобы умолять о жизни своего сына, а крылатая Ника протягивает руку, чтобы увенчать Афину. Драпировка Афины закручивается вокруг нее глубокими складками, и все ее тело почти снимается с фриза. Фигуры изображены с повышенной эмоциональностью, характерной для эллинистических статуй. Лицо Алкионея искажается от боли, а глаза Геи — все, что осталось от ее лица, — полны ужаса и скорби по поводу смерти ее сына.

Вся композиция изображена в хиастической форме. Афина тянется, чтобы схватить Алкойнея за голову, две фигуры тянут друг друга в противоположных направлениях. Тем временем фигура Ники движется по диагонали к Афине, показывая свое сближение в момент победы. Диагональная линия, созданная Гайей, имитирует форму ее сына, соединяя две фигуры линией и пафосом. Сцена наполнена напряжением и эмоциями, которые являются ключевыми чертами эллинистической скульптуры.

 

 

Афина и Алкионеос: Расположены на восточном фризе Алтаря Зевса, Баргама, Турция, ок. 175 г. до н.э. Вся композиция изображена в хиастической форме, а сцена наполнена напряжением и эмоциями, которые являются ключевыми чертами эллинистической скульптуры.

Умирающие галлы

Группа статуй, изображающих умирающих, поверженных врагов Атталидов, находилась внутри Алтаря Зевса. Считается, что первоначальный набор статуй был отлит из бронзы придворным скульптором Эпигоном в 230–220 годах до нашей эры. Сейчас остались только мраморные римские копии фигур.

Подобно фигурам на фризе и другим эллинистическим скульптурам, фигуры изображены с реалистичными деталями и высоким уровнем натурализма. Они также изображены в общем мотиве варваров. Мужчины обнажены и носят кельтские торки. Волосы у них лохматые и растрепанные. Фигуры расположены в драматических композициях и изображены героически погибающими, что превращает их в достойных противников, усиливая восприятие силы династии Атталидов. Все три фигуры в группе изображены в эллинистической манере. Чтобы в полной мере оценить статуи, лучше всего прогуляться вокруг них. Их боль, благородство и смерть очевидны со всех сторон.

Один Галл изображен лежащим, опираясь на свой щит и выброшенную трубу. Он хмурит брови, глядя вниз на кровоточащую рану на груди, готовясь к смерти. Его мускулы большие и сильные, что указывает на его силу воина и силу того, кто сразил его.

 

 

Умирающая Галлия: Это римская мраморная копия греческого бронзового оригинала Эпигона, ок. 230–220 гг. До н.э., Пергам, Турция.

Две другие фигурки дополняют группу. На одной фигуре изображен галльский вождь, совершающий самоубийство после того, как убил собственную жену. Эта группа скульптур, также известная как Галлия Людовизи, демонстрирует еще один героический и благородный подвиг врагов, поскольку обычно женщин и детей побежденных убивали, чтобы избежать их захвата и продажи в рабство победителями. Вождь держит павшую жену за руку и вонзает меч себе в грудь, где из раны уже вытекает кровь.

 

 

Умирающая Галлия: Это римская мраморная копия греческого бронзового оригинала Эпигона, ок. 230–220 гг. До н.э., Пергам, Турция.

Скульптура эллинистического периода

Ключевым компонентом эллинистической скульптуры является выражение лица и тела скульптуры, вызывающее эмоциональный отклик у зрителя. Эллинистическая скульптура продолжает тенденцию возрастания натурализма, наблюдаемую в стилистическом развитии греческого искусства. В это время правила классического искусства были отброшены в пользу новых тем, жанров, драмы и пафоса, которые никогда не исследовались предыдущими греческими художниками. Кроме того, греческие художники добавили своим фигурам новый уровень натурализма, добавив эластичности их формам и выражениям лица и тела. Эти фигуры взаимодействуют со своей аудиторией в новой театральной манере, вызывая эмоциональную реакцию с их точки зрения — это называется пафосом.

Ника Самофракийская

Одна из самых знаковых статуй того периода, Ника Самофракийская, также известная как Крылатая Победа (ок. 190 г. до н. э.), увековечивает морскую победу. Эта статуя из паросского мрамора изображает Нику, теперь безрукую и безголовую, садящуюся на нос корабля. Под ее ногами виден нос, и сцена наполнена театральностью и натурализмом, поскольку статуя реагирует на свое окружение.

Ступни, ноги и тело Ники выдвинуты вперед, в отличие от ее драпировки и крыльев, развевающихся назад. Ее одежда развевается вокруг нее от ветра, а крылья поднимаются вверх. Это изображение создает впечатление, что она только что приземлилась и именно в этот момент она садится на нос корабля. Помимо скульптуры, фигура, скорее всего, была установлена ​​​​в фонтане, создавая театральную обстановку, в которой как образы, так и слуховой эффект фонтана создавали поразительный образ действия и триумфа.

 

 

Ника Самофракийская: Эта мраморная статуя, также известная как Крылатая Победа (ок. 190 г. до н. э.), находится в Самофракии, Греция, в память о морской победе.

Венера Милосская

Эта скульптура Александра Антиохийского, также известная как Афродита Мелосская (ок. 130–100 гг. до н. э.), является еще одной известной иконой эллинистического периода. Сегодня руки богини отсутствуют. Было высказано предположение, что одна рука сжимала ее соскользнувшую драпировку, а другая протягивала яблоко, что намекает на суд Париса и похищение Елены.

Изначально, как и все греческие скульптуры, статуя должна была быть раскрашена и украшена металлическими украшениями, что видно по отверстиям для крепления. Этот образ чем-то похож на позднеклассическую скульптуру Пракситила «Афродита Книдская» (IV век до н. э.), но считается более эротичным, чем его более ранний аналог. Например, когда она покрыта ниже талии, Афродита почти не пытается прикрыться. Она, кажется, дразнит и игнорирует своего зрителя, вместо того, чтобы приставать к нему и смотреть ему в глаза.

 

 

Венера Милосская: Эта мраморная статуя в Мелосе, Греция, была создана Александром Антиохийским, ок. 130–100 г. до н.э.

Измененные состояния

В то время как Ника Самофракийская источает ощущение драмы, а Венера Милосская — новый уровень женской сексуальности, другие греческие скульпторы исследовали новые состояния бытия. Вместо того, чтобы воспроизводить образы идеального греческого мужчины или женщины, как это было принято в классический период, скульпторы начали изображать образы старых, уставших, спящих и пьяных, ни один из которых не является идеальным изображением мужчины или женщины.

Фавн Барберини

Фавн Барберини, также известный как Спящий сатир (ок. 220 г. до н.э.), изображает женоподобную фигуру, скорее всего, сатира, пьяного и потерявшего сознание на камне. Его тело распластывается по скале без всякой скромности. Кажется, он заснул посреди пьяного веселья и спит беспокойно, его лоб нахмурен, лицо обеспокоено, а его конечности напряжены и окоченели. В отличие от более ранних изображений обнаженных мужчин, но подобно Венере Милосской, фавн Барберини, кажется, источает сексуальность.

 

 

Фавн Барберини: Это римская мраморная копия греческого бронзового оригинала в Риме, Италия, ок. 220 г. до н.э. Италия.

Пьяная старуха

Образы пьянства были также созданы женщинами, что можно увидеть в приписываемой эллинистическому художнику Мирону статуе пьяной нищенки. Эта женщина сидит на полу, обхватив руками и ногами большой кувшин, а рука сжимает горлышко кувшина. Виноградные лозы, украшающие верхнюю часть кувшина, дают понять, что в нем находится вино. Лицо женщины вместо того, чтобы быть бесстрастным, обращено вверх, и она, кажется, зовет, возможно, прохожих. Она не только пьяна, но и стара: ее лицо покрыто глубокими морщинами, глаза ввалились, а кости торчат из-под кожи.

 

 

Пьяная старуха: Это римская мраморная копия греческого бронзового оригинала Мирона, ок. 200–180 гг. до н. э.

Сидящий боксер

Еще одно изображение старого и усталого — бронзовая статуя сидящего боксера. В то время как образ спортсмена является общей темой в греческом искусстве, эта бронза представляет собой эллинистический поворот. Он стар и устал, как позднеклассический образ Утомленного Геракла. Однако, в отличие от Геракла, боксер изображен избитым и измученным своей погоней. Его лицо опухло, губы расплылись, а уши покрылись цветной капустой. Это образ не героического молодого спортсмена, а скорее старого, побежденного человека, много лет назад прошедшего свой расцвет.

 

 

Сидящий боксер: Эта бронзовая статуя, c. 100–50 г. до н.э., находится в Риме, Италия.

Портретная живопись

Индивидуальные портреты, вместо идеализации, также стали популярными в эллинистический период. Портрет Демосфена кисти Полиевкта (280 г. до н. э.) не является идеализацией афинского государственного деятеля и оратора. Вместо этого статуя отмечает характерные черты Демосфена, в том числе его неправильный прикус, нахмуренные брови, сутулые плечи и старую дряблую кожу. Даже портретные бюсты, часто скопированные со знаменитой статуи Полиевкта, изображают усталость и печаль человека, отчаявшегося от завоевания Филиппа II и конца афинской демократии.

 

 

Демосфен: Это римская копия греческого, бронзового, оригинального портретного бюста работы Полиевкта.

Римское покровительство

Греческий полуостров попал под власть римлян в 146 г. до н.э. Греция была ключевой провинцией Римской империи, и интерес римлян к греческой культуре способствовал распространению греческого искусства по империи, особенно в Италии, в эллинистический период и в имперский период римской гегемонии.

Греческие скульпторы пользовались большим спросом на оставшихся территориях империи Александра, а затем и во всей Римской империи. Знаменитые греческие статуи копировались и воспроизводились для богатых римских патрициев, а греческим художникам заказывались крупномасштабные скульптуры в эллинистическом стиле. Первоначально отлитые из бронзы, многие греческие скульптуры, которые дошли до нас сегодня, сохранились только в виде мраморных римских копий. Некоторые из самых известных колоссальных мраморных групп были созданы в эллинистическом стиле для богатых римских покровителей и императорского двора. Несмотря на свою римскую аудиторию, они были намеренно созданы в греческом стиле и продолжали отражать драматизм, напряжение и пафос эллинистического искусства.

Лаокоон и его сыновья

Лаокоон был троянским жрецом Посейдона, который предупредил троянцев: «Остерегайтесь греков, несущих дары», когда греки оставили большого деревянного коня у ворот Трои. Афина или Посейдон (в зависимости от версии рассказа), расстроенные его напрасным предупреждением своему народу, послали двух морских змей, чтобы замучить и убить жреца и двух его сыновей. Лаокоон и его сыновья, группа эллинистических мраморных скульптур (приписываемая римским историком Плинием Старшим скульпторам Агесандру, Афинодору и Полидору с острова Родос) была создана в начале первого века нашей эры для изображения этой сцены из эпоса Вергилия. Энеида.

 

 

Лаокоон и его сыновья: Римский историк Плиний Старший приписывает эту мраморную статую скульпторам Агесандру, Афинодору и Полидору с острова Родос.

Подобно другим образцам эллинистической скульптуры, «Лаокоон и его сыновья» изображает хиастическую сцену, наполненную драматизмом, напряжением и пафосом. Фигуры корчатся, запутавшись в кольцах змей. Лица троих мужчин наполнены агонией и тяжелым трудом, что отражается в напряжении и напряжении их мышц. Лаокоон вытягивается по длинной диагонали от правой руки к левой, пытаясь освободиться. Его сыновья также опутаны змеями, и их лица реагируют на их гибель с замешательством и отчаянием. Резьба и детали, внимание к мускулатуре тела и глубокое сверление, наблюдаемое в волосах и бороде Лаокоона, — все это характерные элементы эллинистического стиля.

 

 

Лаокоон и его сыновья: Эта деталь лица Лаокоона показывает резьбу и детали, внимание к мускулатуре тела и глубокое сверление, которые являются характерными элементами эллинистического стиля.

Бык Фарнезе

Бык Фарнезе (ок. 200–180 гг. до н. э.), названный в честь римской патрицианской семьи, владевшей статуей в эпоху итальянского Возрождения, как полагают, был создан для коллекции Азиниуса Поллиона, римского патриция. Плиний Старший приписывает статую художникам и братьям Аполлонию и Тавриску из Траллеса, Родос.

Колоссальная мраморная статуя, вырезанная из цельного куска мрамора, изображает миф о Дирсе, жене царя Фив, которую сыновья Антиопы привязали к быку, чтобы наказать ее за жестокое обращение с их матерью. Композиция крупная и драматичная, требует от зрителя обвести ее, чтобы увидеть и оценить повествование и пафос со всех сторон. Различные ракурсы раскрывают разные выражения, от ужаса Дирсе до решимости сыновей Антиопы и свирепости быка.

 

 

Бык Фарнезе: Эта мраморная статуя, ок. 200–180 г. до н.э., был создан Аполлонием и Тавриском из Траллеса, Родос.

 

  • Эллинистическая архитектура, подобно эллинистической скульптуре, фокусируется на театральности, драматизме и опыте зрителя. Общественные пространства и храмы создавались с мыслью о людях, поэтому возводились в новом, монументальном масштабе.
  • Stoas — это портики с колоннами, используемые для определения общественного пространства и защиты посетителей от непогоды. Стоа часто встречаются вокруг городской агоры и превращают центральное место города для гражданских, административных и рыночных элементов в грандиозное пространство.
  • Коринфский ордер, разработанный в классический период, стал свидетелем роста популярности в эллинистический период. Столбчатый стиль ордера во многом похож на ионический ордер, за исключением капители колонны, растительной и пышной. Двойной слой листьев аканта покрывает корзинку, из которой выходят стилизованные усики и завитки.
  • Пергамон был столицей Пергамского королевства, которым правили Атталиды в течение столетий после смерти Александра Македонского.
  • Акрополь Пергама славится своей монументальной архитектурой. Из большинства зданий открывается великолепный вид на окружающую сельскую местность, и вместе они создают драматическое общественное пространство.
  • Алтарь Зевса в Пергаме был монументальным U-образным ионическим зданием, которое стояло на высокой платформе, и к нему можно было подняться по широкой лестнице.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *