Критическая расовая теория в США: расизм шиворот-навыворот?
Критическая расовая теория (КРТ) — это «интеллектуальное движение и не имеющая четких рамок система юридического анализа, основанная на предположении, что раса — это не естественная, биологически обусловленная характеристика физически отличных подгрупп человеческих особей, а социально сконструированная (культурно изобретенная) категория, используемая для угнетения и эксплуатации цветного населения». Теоретики КРТ «считают, что закону и правовым институтам в США неотъемлемо присущ расизм, поскольку те функционируют, чтобы создавать и поддерживать социальное, экономическое и политическое неравенство между белыми и небелыми, особенно афроамериканцами».
© EPA-EFE/JUSTIN LANE
Такие определения КРТ и ее приверженцам даются в электронном издании энциклопедии Britannica. Дополнительно поясняется, что данная теория — не какое-то новомодное идеологическое поветрие, откуда ни возьмись появившееся за океаном параллельно с новым коронавирусом, а известная школа мысли, зародившаяся еще в 60–70-х годах прошлого столетия. «Непосредственным предтечей» его назвало «движение критических юридических исследований (CLS), посвятившее себя изучению того, как право и правовые институты служат интересам богатых и влиятельных [слоев] за счет бедных и маргинализированных». При этом само CLS охарактеризовано как «одно из ответвлений критической теории марксистской ориентации».
Еще раз уточню: это не я утверждаю, а Британская энциклопедия.
Отпор индоктринации
В последние месяцы вокруг всей этой схоластики за океаном бушуют нешуточные страсти. У огромной массы людей КРТ ассоциируется с воцарившимся в США после гибели афроамериканца Джорджа Флойда культом новой расовой и социальной политкорректности (woke culture), а заодно и «обнуления» всего и вся, включая собственное историческое прошлое (cancel culture). Множество американцев требует оградить детей и подростков от промывания мозгов, запретить насаждение КРТ в классах и учебных аудиториях.
Читайте также
Год спустя. Что изменилось в Америке после убийства Джорджа Флойда
Требования эти звучат не только на реальных и виртуальных родительских собраниях, но и в ходе выступлений протеста: маршей, митингов и пикетов. Причем не всегда мирных — бывали случаи, когда участников задерживали за нарушение общественного порядка и неподчинение полиции.
Но в целом власти на местах не только прислушиваются к протестующим, но нередко и сами встают на их сторону. На сегодняшний день уже в шести штатах, включая Техас, законодательные собрания официально поставили КРТ под запрет. Еще в шестнадцати, в том числе в Мичигане, Огайо и Пенсильвании, также рассматриваются либо запрет, либо жесткие ограничения на уровне законодательства. Наконец, во Флориде и еще пяти штатах схожие меры принимаются органами местной исполнительной власти.
Таким образом, по сути, на отпор КРТ в Америке поднялось уже как минимум полстраны. В Неваде во избежание нарушений одна из родительских организаций потребовала обязательного ношения преподавателями на уроках видеорегистраторов.
«Расиализм» вместо расизма?
Приверженцев КРТ такой отпор изумляет. «Как профессор права, более 30 лет тесно связанный с развитием критической расовой теории, я поражен, — написал в журнале Politico Гэри Пеллер из Джорджтаунского университета в Вашингтоне. — Академическую работу обычно вообще никто не замечает; нашу же теперь публично чернят и даже запрещают. Но разве, пока мы корпели над примечаниями и вели свои курсы, наши идеи стали новой ортодоксией для американского общества и основой для преподавания в школах и детских садах? Да полноте! КРТ — это не расиалистская идеология, провозглашающая всех белых привилегированными угнетателями, и КРТ не преподается в государственных школах». Как и многие его единомышленники, Пеллер считает, что тема сознательно политизируется «консервативными активистами» и «правыми СМИ» для раздувания «кампании дезинформации, призванной настроить недовольных белых людей из среднего и рабочего класса против прогрессивных перемен».
Либеральный профессор, разумеется, волен так думать, называть расистскую идеологию неуклюжим эвфемизмом-неологизмом «расиалистская» и отрицать влияние «обратного расизма» (reverse racism) на учебные программы в США. Но я, например, считаю, что так называемый простой народ — те, кого Хиллари Клинтон в свое время презрительно именовала «скопищем убожеств», — на самом деле разбирается в реальной жизни не хуже любых академиков. Люди прекрасно понимают, почему и против чего они протестуют. И если Пеллер надеется переубедить кого-то, то хочется ответить ему его же собственной усмешкой: «Да полноте!»
Тем более что сразу после выхода его статьи крупнейшее в США профобъединение учителей — Национальная ассоциация образования (NEA) одобрила план повсеместного внедрения КРТ и прямого противодействия «попыткам запретить критическую расовую теорию и/или «Проект 1619». Документалист и исследователь из консервативного Манхэттенского института Кристофер Руфо, раздобывший и распространивший через Twitter эту новость, написал, что план предусматривает продвижение КРТ «во всех 50 штатах и 14 000 школьных округах на местах». «Довод о том, будто у критической расовой теории нет доступа в К-12 (детские сады и школы в США — прим. ТАСС), официально почил», — подчеркнул он. На федеральном уровне позиция NEA была прямо поддержана Белым домом.
Примирение или вражда?
В ссылках сторонников критической расовой теории на политизацию спора, безусловно, есть резон. Но позволительно спросить: а кто и зачем начал эту самую политизацию? Почему вообще нынешняя революция в межрасовых отношениях в США вспыхнула, например, не при первом в американской истории темнокожем президенте-демократе Бараке Обаме, а при сменившем его республиканце Дональде Трампе?
Читайте также
Войны памяти. Почему они захлестнули Америку
Ответ, на мой взгляд, очевиден, и суть его отнюдь не сводится к полицейской расправе над Флойдом. Афроамериканские «гроздья гнева», пожинаемые сейчас за океаном, взошли на почве, взлелеянной самими демократами — для политической мобилизации своего электората на борьбу с популистом, националистом и волюнтаристом Трампом. И самое наглядное подтверждение тому — упомянутый выше «Проект 1619».
Развернут он был газетой New York Times, флагманом либеральной американской журналистики и по совместительству коллективным пропагандистом, агитатором и организатором антитрамповской оппозиции, в 2019 году, когда о Флойде никто еще и слыхом не слыхивал. Поводом послужило 400-летие прибытия в Новый Свет первого корабля с чернокожими невольниками, а содержанием стал призыв считать эту дату отправной точкой всей истории США. Поскольку, дескать, все дальнейшие достижения американской цивилизации прямо или косвенно были плодами рабского труда.
Профессиональные историки пытались протестовать, но их никто не слушал. В ответ на критику редакция New York Times подправляла наиболее вопиющие несуразности своего спецпроекта, но не отказывалась от его сути, а, наоборот, всячески продвигала, в том числе и в школьные учебные программы. Инициатор затеи Николь Ханна-Джонс получила Пулитцеровскую премию в 2020 году и на радостях напечатала очередную агитку: «Что задолжали. Настало время для репараций». В ней, как позже язвили комментаторы, предлагалось взыскать с людей, которые никогда не были рабовладельцами, исторические долги в пользу их соотечественников, которые никогда не были рабами.
Ну и кто, спрашивается, после всего этого виноват в том, что за океаном не утихают «войны памяти»? Что поляризация и расколы в американском обществе лишь нарастают? Вспоминается негодование Вовочки из наших анекдотов: «И эти люди запрещают мне ковырять в носу?!»
Ведь вот парадокс: месяца не прошло с тех пор, как в Америке появился новый федеральный праздник — «Национальный день независимости …надцатое июня» (Juneteenth National Independence Day), установленный в честь официальной отмены рабства в Техасе, сделавшем это последним из штатов южной Конфедерации 19 июня 1865 года. Но пока американцы не празднуют, а продолжают враждовать.
Читайте также
(Un)Happy Birthday, Америка?
Во всяком случае, журналы Time и Economist только что хором предупредили о «войнах истории» в США на базе КРТ. При этом Time, посвятивший теме целый сдвоенный номер, считает, что открылся «новый фронт культурных войн», т.е., по сути, подтверждает, что в стране продолжается полноформатная идеологическая «гражданская война». Со ссылкой на новое исследование Американской исторической ассоциации издание пишет, что 70% демократов в США видят задачу исторических исследований в том, чтобы «ставить под вопрос» национальное прошлое, а 84% республиканцев убеждены, что главная цель — воспитание гражданственности и патриотизма.
Cui prodest?
Да, республиканская оппозиция и близкие к ней СМИ в США исходят из того, что Демократическая партия власти вредит в глазах избирателей самой себе, изображая Америку страной «системного расизма». И, конечно, они используют тему, которую считают для себя политически выигрышной. Влиятельный сенатор-техасец Тед Круз, например, публично заявил, что КРТ — «ничуть не менее расистское явление, чем ку-клукс-клановцы в белых балахонах».
Еще в июне, как напоминает Economist, семеро республиканцев в Сенате, включая лидера фракции Митча Макконнелла, внесли законопроект о «спасении американской истории» (Saving American History Act), который ограничивает федеральное финансирование школ, опирающихся на «Проект 1619». По словам издания, жест этот «в основном символический», поскольку шансы на принятие инициативы невелики, да и вообще «Конгресс почти не контролирует учебные программы в штатах и на местах».
«Но политический смысл ясен, — пишет журнал. — Республиканцы убеждены, что война против критической расовой теории политически выгодна, даже если попытки запретить эту теорию могут оказаться неконституционными». Кстати, американские родители, борющиеся против КРТ, зачастую одновременно выступают и против новой сексуальной морали, включая множественность полов и «права трансгендеров» в учебе и спорте.
Конечно, ответ на вопрос «кому выгодно?» (Cui prodest?) достаточно понятен и самой партии власти. По свидетельству сетевого аналитического портала Axios, в «демократической верхушке» все чаще звучат «предостережения о том, что, вбивая в глотку избирателям политкорректные термины и новые нормы», партия «рискует еще более обострить культурные войны и ненароком помочь протрамповским кандидатам». Именно поэтому, согласно публикации, кандидат в мэры Нью-Йорка демократ Эрик Адамс публично выступает в поддержку полиции.
Читайте также
COVID-19. Американский след
В целом, по словам Axios, законодатели-демократы и их помощники в «умеренных и колеблющихся округах» предсказывают, что в случае чрезмерной радикализации «партия может понести огромные потери на промежуточных выборах будущего года». На взгляд аналитиков, это «огромное испытание и для президента Байдена», который «сознает, что подъем левых сил в его партии, хоть и выгодный в плане сбора средств и освещения в СМИ, на выборах чреват катастрофой».
«Расизм без расистов»?
Конечно, либералы — апологеты КРТ и «культуры репараций» — тоже не слепые. Насколько можно судить со стороны, их ответ оппонентам во многом сводится к попытке «обезличить» расизм. То есть утверждать, что «системный расизм» в США, конечно, всегда торжествовал и торжествует, но это не делает массу конкретных американцев расистами.
«Социологи и другие ученые давно указывают, что расизм может существовать без расистов, — рассуждает на эту тему политолог из Института Брукингса Рашон Рей. — Однако многие американцы не в состоянии отделить свою личную идентичность от тех социальных институтов, которые нами управляют. Эти люди воспринимают самих себя как часть системы. Соответственно, когда расистскими именуются социальные институты, для них это все равно, как если бы их лично назвали расистами. Это как раз и показывает, насколько нормативна расистская идеология для американской идентичности».
Теории принято подкреплять эмпирически. Новый совместный опрос Yahoo News и YouGov показал, что лишь чуть более половины американцев (52%) в курсе, что такое КРТ. Хотя среди тех, кто сами себя считают либералами или консерваторами, показатели существенно выше — на уровне 70–71%.
Те, кто слышал о КРТ, в большинстве своем (49% против 37%) не хотят, чтобы этой теории учили в американских школах. Но при этом они с двойным перевесом (54% против 27%) согласны с тем, что «расизм есть не просто порождение личной предвзятости или предрассудка, но нечто укорененное в системах права и политике».
Читайте также
Нужен ли Америке гарантированный базовый доход?
Организаторы опроса поясняют, что именно так смысл КРТ определялся в постановлении департамента образования Флориды, которым преподавание этой теории в школах штата было запрещено. Получается, что американцам вроде бы не нравится КРТ в целом, но ее ключевой тезис они разделяют. Для либеральных комментаторов это, конечно, крайне важный козырь.
«Согласно опросу, — поясняет Yahoo News, — правые в основном считают расизм персонализированным — следствием личной дискриминации одного человека против другого. Остальная страна по большей части согласна с тем, что расизм системен — что это сила, которая продолжает вредить цветному населению вне зависимости от того, как ведут себя конкретные люди. А отсюда и разногласия по поводу того, чему учить детей в школах».
Личный пример
Специалистам, как говорится, виднее, но мне все же кажется, что в данном случае теоретики наводят тень на плетень. На мой взгляд, это наглядно показал, например, конгрессмен-республиканец из Флориды Байрон Дональдс. Причем на личном примере.
«По сути критическая расовая теория учит моих трех детей, что я, их черный отец, угнетен американской историей белого превосходства, а их мать, моя жена, — мой угнетатель, — пишет он в комментарии для Washington Times. — Но что это значит для моих детей? Что они наполовину угнетенные, а наполовину угнетатели?»
Конечно, автор категорически не согласен с такими тезисами. «Критическая расовая теория — разобщающая в основе своей, — утверждает он. — Это движение, направленное на индоктринацию наших детей, воплощает самую суть обратного расизма и плюет в лицо движению за гражданские права, во главе которого стояли такие американские герои, как д-р Мартин Лютер Кинг».
«КРТ не имеет ничего общего с точным изложением истории, — подчеркивает Дональдс. — У этой партийной идеологии одна цель — разрушить Америку изнутри, индоктринируя нашу молодежь и растравляя межрасовые отношения, эту ахиллесову пяту Америки. Как известно, президент Авраам Линкольн утверждал, что извне Америку опрокинуть невозможно. «Если уж нам суждено разрушение, — говорил он, — то мы сами должны быть его творцами от начала и до конца». К сожалению, кошмарная реальность состоит в том, что Демократическая партия, СМИ и такие чуждые Америке люди, как Джордж Сорос, дописывают заключительную главу в книге американской судьбы.
Весы истории
Даже и не знаю, что мне в этом тексте нравится больше: цитата Линкольна, напоминающая о том, что каждый народ прежде всего сам творит свои победы и поражения (нам ли, пережившим распад СССР, этого не знать?) или неожиданная ссылка на Сороса, который, оказывается, и у американских консерваторов-антиглобалистов во всем виноват. Поэтому возьму другой пассаж, с которым безоговорочно согласен.
Читайте также
Американский Робин Гуд? «Семейный план» Джо Байдена
«Ни одной из сторон не следует настаивать на выборочной трактовке американской истории — ни в пользу нашей страны, ни против нее, — пишет Дональдс. — Вместо этого нам нужны сбалансированные весы, точно отражающие наше прошлое: и хорошее, и плохое, и отвратительное. А также верно указывающие и на колоссальный прогресс нашей страны».
Думаю, такие весы очень пригодились бы и нам в России. У нас ведь тоже, по слову поэта, «прошлое болит» и вызывает бесконечные споры. Мне, например, недавно попался на глаза текст историка Андрея Зубова о том, почему белорусов, украинцев и русских нельзя считать одним народом, и теперь я с особым интересом жду, что выскажет на эту тему в своей готовящейся новой статье Владимир Путин.
Пока, однако, об инструменте, который всегда и везде безошибочно показывал бы правильную сторону истории, можно только мечтать. И это наглядно отражается в зеркале новой революции в межрасовых отношениях в США.
Аккурат под День независимости 4 июля там переименовали пару школ в окрестностях Вашингтона. Одна была прежде названа в честь Томаса Джефферсона, как раз автора Декларации независимости, другая носила имя Джорджа Мейсона, еще одного «отца-основателя» США, идейного вдохновителя конституционного Билля о правах. Оба были рабовладельцами; теперь, по условиям «культуры обнуления», оба задним числом считаются расистами, а Джефферсон — еще и насильником, поскольку имел детей от рабыни.
Ну, что тут скажешь. Мне лично это напоминает разве что «Поэму о Сталине» Александра Галича: «Полный, братцы, ататуй! Панихида с танцами! И приказано статуй за ночь снять на станции». Но у американцев нет пока своего Галича…
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Черным по белым – Мир – Коммерсантъ
В США бушует идеологическая война. Республиканцы повели наступление на критическую расовую теорию — комплекс идей, провозглашающий расизм неотъемлемой частью американской истории, которая, как и американский образ жизни, подлежит коренному пересмотру. Преподавание этого курса уже запрещено в некоторых штатах страны, однако многие учителя полагают, что попытки политиков вмешиваться в образование не идут на пользу школам и ученикам.
Фото: Callaghan O’Hare, Reuters
Фото: Callaghan O’Hare, Reuters
Расизм — это история. Расизм — это настоящее. Расизм — это жизнь. Жизнь многих расовых меньшинств, которые, с точки зрения апологетов критической расовой теории, продолжают жить под гнетом несправедливости и неравенства. «Критическая расовая теория — это практический подход, изучающий историю превосходства белых людей и отвергающий идею, что прошлое осталось в прошлом и что законы и система, которые пришли к нам из прошлого, как-то отделены от расизма»,— так определяет суть учения профессор юриспруденции Колумбийского университета Кимберли Креншо, одна из его основоположниц.
Сама теория сформулирована в 1989 году, однако корнями уходит к началу XX века и идеям лауреата Международной Ленинской премии, философа-социалиста Уильяма Беркхардта, борца за права чернокожих Фанни Лу Хеймер и правозащитницы Паули Мюррей.
В соответствии с постулатами учения, США покоится на правовом фундаменте, заложенном белыми людьми в годы расизма для собственной выгоды, и потому, чтобы побороть его, нужно коренным образом пересмотреть фундаментальные основы общества.
«Все основано на том, что было раньше. Так называемая американская дилемма была не вопросом предубеждений, а вопросом структурных недостатков, размазанных по поверхности американского общества»,— утверждала госпожа Креншо в беседе с CNN. Говоря об «американской дилемме», она ссылалась на книгу «Американская дилемма: проблема негров и современной демократии» нобелевского лауреата, шведского экономиста Гуннара Мюрдаля. Тот утверждал, что в американском обществе заложен некий парадокс: белые люди угнетают чернокожих, те хуже учатся и работают, что затем используется как обоснование для дальнейшего угнетения. Выхода господин Мюрдаль видел два: или искоренять предрассудки белых, или улучшать положение чернокожих.
Со временем учение разрослось: его начали исповедовать многие ученые, по нему написаны десятки книг, сотни статей, проведены несколько конференций. Оно даже вышло за пределы США и за пределы собственно ситуации чернокожих: например, некоторые авторы утверждают, что расы как таковые — это конструкты не биологические, а социальные, которые общество придумывает или отбрасывает за ненужностью. «Люди с общим происхождением разделяют некоторые физические свойства вроде цвета кожи, телосложения и текстуры волос. Но это лишь очень малая часть их генетического наследия, которая теряется на фоне того, что у нас общего, или на фоне человеческих свойств высокого порядка вроде особенностей личности, интеллекта и морального облика»,— указывают в книге «Введение в расовую теорию» авторы Ричард Делгадо и Джин Стефанчич (.pdf).
Эту теорию изучают в Гарвардском и Корнелльском университетах. В других учебных заведениях формируются группы, занимающиеся исследованием состояния латиноамериканских, индейских и азиатско-американских обществ. Центры по профилактике и контролю заболеваемости в США проводили тренинги по этому учению, однако их отменил бывший президент США Дональд Трамп: он выступал против преподавания ее в школах и запретил федеральным ведомства устраивать тренинги по «расовой чувствительности», называя теорию «антиамериканской пропагандой, раскалывающей общество».
«В наших университетах студентам впихивают критическую расовую теорию. Это марксистская доктрина, утверждающая, что Америка — злая, расистская нация, и что даже малые дети ответственны за угнетение, и что все наше общество должно быть радикально преобразовано»,— говорил господин Трамп.
И хотя Джо Байден к этой теории более благосклонен, битва с учением продолжается. Законодательные собрания в Арканзасе, Айдахо, Теннесси, Техасе и Оклахоме уже приняли законы, ограничивающие ее преподавание в школах и университетах. Ограничения есть и в других штатах. Есть также попытки запретить ее и в столице, городе Вашингтоне и округе Колумбия.
Законопроект, запрещающий преподавание идеи, что США — это расистская и сексистская страна, а также что люди могут нести ответственность за действия предков, внесен республиканцем Гленном Гротманом. Шансов у инициативы практически нет: местное заксобрание контролируется демократами, которые к критической расовой теории некритичны.
В округе, где большинство жителей либеральных взглядов, а большинство школьников составляют темнокожие, идеи расового равенства, наоборот, ставят во главу угла. Например, под руководством управляющего государственными школами Льюиса Фириби там проводятся специальные антирасистские курсы для учителей, а сам господин Фириби после убийства полицейским чернокожего жителя Миннеаполиса Джорджа Флойда открыто рассуждал о системном расизме в стране. По его словам, в округе идет работа по переосмыслению всего образовательного процесса. «Мы смотрим на области вроде выставления оценок, контроля дисциплины и посещаемости — если мы видим, что где-то на ситуацию влияет расовая несправедливость, мы хотим понять и придумать, что же можно сделать»,— пояснил он на пресс-конференции.
Накануне также около шести десятков образовательных групп подписали заявление, где выразили недовольство продолжающимся наступлением на критическую расовую теорию. «У этих попыток есть ясная цель — подавить преподавание и изучение роли расизма в истории США»,— говорится в заявлении. Там утверждается, что преподаватели должны преподносить неискаженную картину истории, чтобы вырастить из студентов информированных и активных граждан.
Впрочем, такие воззвания вряд ли убедят республиканцев. Накануне один из самых видных представителей партии, сенатор-техасец Тед Круз заявил, что критическая расовая теория «учит, что Америка фундаментально расистская и неизбежно расистская», и что цель этой теории — рассорить американцев. «Это предвзятая лживая теория, которая сама такая же расистская, как куклуксклановцы в белых балахонах»,— сказал сенатор. Формально общество с ними согласно: опрос Economist/YouGov показал, что 58% американцев негативно относятся к теории, хотя хорошо информированы о ней лишь 26% опрошенных, в то время как 38% лишь «что-то слышали» о ней.
Алексей Наумов
Фотогалерея
Предыдущая фотография
В 21 веке в США по-прежнему существуют люди, продолжающие традиции и поддерживающие идеи Ку-Клукс-Клана, организации, которая была создана в стране после окончания Гражданской войны и отстаивала идеи превосходства белой расы
Фото: Reuters / Johnny Milano
Сторонники Ку-Клукс-Клана на ферме в Теннеси вывешивают флаг Конфедерации (на фото), который в ходе Гражданской войны в США использовался армией южан, выступавших против отмены рабства
Фото: Reuters / Johnny Milano
На фото: мужчина примеряет белый конический головной убор — один из элементов облачения членов ККК
Фото: Reuters / Johnny Milano
Члены организации тщательно хранят газетные вырезки с любыми упоминаниями о Ку-Клукс-Клане
Фото: Reuters / Johnny Milano
Среди сторонников Ку-Клукс-Клана популярны татуировки. Одна из самых известных — цифры «33/5». Название организации часто пишут как ККК, а «К» — 11-я буква алфавита. Трижды 11 — будет 33, отсюда и берется цифра. Пятерка означает нынешнюю, 5-ю волну Ку-Клукс-Клана
Фото: Reuters / Johnny Milano
Руководители отдельных подразделений выбирают разную тактику борьбы за права белой расы. Одни объединяются с откровенными фашистами. Другие избегают открыто провозглашать расовые принципы и пытаются стать респектабельной общественной организацией, участвующей в разного рода благотворительности и даже поддерживающей отдельных политиков
Фото: Reuters / Johnny Milano
Различные ячейки Ку-Клукс-Клана проводят церемонию посвящения новых членов по-разному. Сама организация имеет сложную структуру с множеством титулов и рангов для ее членов
Фото: Reuters / Johnny Milano
Больше других подразделений Ку-Клукс-Клана известны «Американские рыцари Ку-Клукс-Клана», «Рыцари белой камелии» и «Имперские кланы Америки». Их члены не всегда любят афишировать свою принадлежность к клану. Учитывая страсть всякого настоящего клансмена к таинственности, члены клана опознают своих с помощью специального приветствия. «AYAK?» — вскользь замечает в беседе один… «AKIA»,— отвечает посвященный. Первый задает вопрос «Ты клансмен?» (Are you a klansmen?), второй отвечает утвердительно (A klansmen I am)
Фото: Reuters / Johnny Milano
Сейчас существуют несколько организаций, которые озабочены сохранением исторического наследия южных штатов и с восторгом отзываются о патриархальном, благородном Юге, где все были счастливы, хозяева заботились о рабах, а рабы отвечали им преданностью и где рабство было бы постепенно преодолено само собой
Фото: Reuters / Johnny Milano
Митинги и шествия противников идеологии Ку-Клукс-Клана проходят в разных штатах США. На фото: массовое мероприятие в Техасе
Фото: Reuters / Johnny Milano
В настоящее время Ку-Клукс-Клан не образует единой организации, к нему относят себя небольшие ячейки, сосредоточенные в основном в южных штатах США
Фото: Reuters / Johnny Milano
Настольная книга членов Ку-Клукс-Клана — Клоран. В ней на 54 страницах написан устав организации. Само слово было образовано из двух: «Коран» и «клан»
Фото: Reuters / Johnny Milano
В ноябре 2014 года в СМИ появилась информация, что Ку-Клукс-Клан начал принимать афроамериканцев. В состав тайного общества белых националистов могут вступить также представители сексуальных меньшинств и мусульмане, против которых члены ККК ранее вели охоту
Фото: Reuters / Johnny Milano
В настоящее время Ку-Клукс-Клан все еще проводит традиционные факельные шествия. Остаются неизменным и главные атрибуты организации — белый капюшон с прорезями для глаз
Фото: Reuters / Johnny Milano
Тем не менее деятельность организации не носит серьезного политического или социального характера. Это скорее можно считать костюмированным шоу, постановкой
Фото: Reuters / Johnny Milano
Обычай сжигать по ночам деревянные кресты появился в ККК практически с самого начала учреждения тайного общества. Их последователи сегодня утверждают, что они не жгут кресты, а зажигают их, что символизирует пламя христово, которое очистит мир от зла
Фото: Reuters / Johnny Milano
Следующая фотография
1 / 16
В 21 веке в США по-прежнему существуют люди, продолжающие традиции и поддерживающие идеи Ку-Клукс-Клана, организации, которая была создана в стране после окончания Гражданской войны и отстаивала идеи превосходства белой расы
Фото: Reuters / Johnny Milano
Сторонники Ку-Клукс-Клана на ферме в Теннеси вывешивают флаг Конфедерации (на фото), который в ходе Гражданской войны в США использовался армией южан, выступавших против отмены рабства
Фото: Reuters / Johnny Milano
Современные организации, считающие себя наследниками ККК, насчитывают около 2-3 тыс. членов на всю Америку, раздробленных на десятки ячеек
На фото: мужчина примеряет белый конический головной убор — один из элементов облачения членов ККК
Фото: Reuters / Johnny Milano
Члены организации тщательно хранят газетные вырезки с любыми упоминаниями о Ку-Клукс-Клане
Фото: Reuters / Johnny Milano
Среди сторонников Ку-Клукс-Клана популярны татуировки. Одна из самых известных — цифры «33/5». Название организации часто пишут как ККК, а «К» — 11-я буква алфавита. Трижды 11 — будет 33, отсюда и берется цифра. Пятерка означает нынешнюю, 5-ю волну Ку-Клукс-Клана
Фото: Reuters / Johnny Milano
Руководители отдельных подразделений выбирают разную тактику борьбы за права белой расы. Одни объединяются с откровенными фашистами. Другие избегают открыто провозглашать расовые принципы и пытаются стать респектабельной общественной организацией, участвующей в разного рода благотворительности и даже поддерживающей отдельных политиков
Фото: Reuters / Johnny Milano
Различные ячейки Ку-Клукс-Клана проводят церемонию посвящения новых членов по-разному. Сама организация имеет сложную структуру с множеством титулов и рангов для ее членов
Фото: Reuters / Johnny Milano
Больше других подразделений Ку-Клукс-Клана известны «Американские рыцари Ку-Клукс-Клана», «Рыцари белой камелии» и «Имперские кланы Америки». Их члены не всегда любят афишировать свою принадлежность к клану. Учитывая страсть всякого настоящего клансмена к таинственности, члены клана опознают своих с помощью специального приветствия. «AYAK?» — вскользь замечает в беседе один… «AKIA»,— отвечает посвященный. Первый задает вопрос «Ты клансмен?» (Are you a klansmen?), второй отвечает утвердительно (A klansmen I am)
Фото: Reuters / Johnny Milano
Сейчас существуют несколько организаций, которые озабочены сохранением исторического наследия южных штатов и с восторгом отзываются о патриархальном, благородном Юге, где все были счастливы, хозяева заботились о рабах, а рабы отвечали им преданностью и где рабство было бы постепенно преодолено само собой
Фото: Reuters / Johnny Milano
Митинги и шествия противников идеологии Ку-Клукс-Клана проходят в разных штатах США. На фото: массовое мероприятие в Техасе
Фото: Reuters / Johnny Milano
В настоящее время Ку-Клукс-Клан не образует единой организации, к нему относят себя небольшие ячейки, сосредоточенные в основном в южных штатах США
Фото: Reuters / Johnny Milano
Настольная книга членов Ку-Клукс-Клана — Клоран. В ней на 54 страницах написан устав организации. Само слово было образовано из двух: «Коран» и «клан»
Фото: Reuters / Johnny Milano
В ноябре 2014 года в СМИ появилась информация, что Ку-Клукс-Клан начал принимать афроамериканцев. В состав тайного общества белых националистов могут вступить также представители сексуальных меньшинств и мусульмане, против которых члены ККК ранее вели охоту
Фото: Reuters / Johnny Milano
В настоящее время Ку-Клукс-Клан все еще проводит традиционные факельные шествия. Остаются неизменным и главные атрибуты организации — белый капюшон с прорезями для глаз
Фото: Reuters / Johnny Milano
Тем не менее деятельность организации не носит серьезного политического или социального характера. Это скорее можно считать костюмированным шоу, постановкой
Фото: Reuters / Johnny Milano
Обычай сжигать по ночам деревянные кресты появился в ККК практически с самого начала учреждения тайного общества. Их последователи сегодня утверждают, что они не жгут кресты, а зажигают их, что символизирует пламя христово, которое очистит мир от зла
Фото: Reuters / Johnny Milano
Смотреть
Критическая расовая теория | Определение, принципы и факты
- Связанные темы:
- расизм расовая сегрегация социальная дифференциация по расе
Просмотреть весь связанный контент →
Самые популярные вопросы
Что такое критическая расовая теория?
Критическая расовая теория — это интеллектуальное движение и система правового анализа, согласно которой (1) раса — это культурно придуманная категория, используемая для угнетения цветных людей, и (2) закон и правовые институты в Соединенных Штатах по своей сути расистские. поскольку они функционируют для создания и поддержания социального, политического и экономического неравенства между белыми и небелыми людьми.
Почему была разработана критическая расовая теория?
Теория критической расы была разработана в 1970-х годах как попытка активистов и ученых-правоведов понять, почему движение за гражданские права в США потеряло импульс и оказалось под угрозой обращения вспять. В их подходе подчеркивались общие и системные особенности правовой системы, которая служила увековечиванию расового угнетения и привилегий белых.
Почему важна критическая расовая теория?
Критическая расовая теория важна, потому что она потенциально обеспечивает более реалистичное понимание белого расизма в США не только как набор негативного отношения к другим расовым группам, но и как совокупность законов и юридических практик, реальный эффект которых заключается в угнетение цветных людей, особенно афроамериканцев.
Как критическая расовая теория бросает вызов нейтральности закона?
Критически настроенные расовые теоретики утверждают, что законы, которые явно устанавливают нейтральный стандарт в отношении расы, способны бороться только с самыми вопиющими формами угнетения на расовой почве и часто имеют лишь ограниченные (хотя все же ценные) практические преимущества для групп меньшинств, находящихся в неблагоприятном положении. предоставление им равного обращения или возможностей, но не равенства результатов.
Как развивалась критическая расовая теория?
Критическая расовая теория развилась из движения критических юридических исследований, которое изучало, как закон и правовые институты служат интересам богатых. На это также повлияло понимание (тогда) радикального феминизма о том, что формы господства и угнетения могут осуществляться или проявляться в, казалось бы, безобидных и в значительной степени незамеченных социальных практиках.
критическая расовая теория (CRT) , интеллектуальное и социальное движение и слабо организованная структура правового анализа, основанная на предпосылке, что раса не является естественным, биологически обоснованным признаком физически различных подгрупп людей, а социально сконструированным (культурно изобретенным ) категория, которая используется для угнетения и эксплуатации цветных людей. Критически настроенные расовые теоретики считают, что расизм присущ закону и правовым институтам Соединенных Штатов, поскольку они служат для создания и поддержания социального, экономического и политического неравенства между белыми и небелыми, особенно афроамериканцами. Критически настроенные расовые теоретики обычно стремятся применить свое понимание институциональной или структурной природы расизма к конкретной (хотя и отдаленной) цели устранения всех основанных на расе и других несправедливых иерархий.
Теория критической расы (КРТ) была официально организована в 1989 году на первом ежегодном семинаре по теории критической расы, хотя ее интеллектуальные истоки восходят гораздо раньше, в 1960-е и 1970-е годы. Его непосредственным предшественником было движение критических юридических исследований (CLS), которое посвятило себя изучению того, как закон и правовые институты служат интересам богатых и влиятельных за счет бедных и маргинализированных. (CLS, ответвление марксистско-ориентированной критической теории, также может рассматриваться как радикализация правового реализма начала 20-го века, школы философии права, согласно которой принятие судебных решений, особенно на апелляционном уровне, в такой же степени зависит от неправовые — политические или идеологические — факторы, такие как прецедент и принципы юридического обоснования.) Подобно ученым CLS, критически настроенные расовые теоретики считали, что политический либерализм неспособен адекватно решать фундаментальные проблемы несправедливости в американском обществе (несмотря на законодательство и судебные решения, продвигающие гражданские права в 1950-х и 60-х годов), потому что его упор на справедливое обращение в соответствии с законом всех рас («дальтонизм») сделал его способным распознавать только самые явные и очевидные расистские действия, а не те, которые были относительно косвенными, скрытыми или системными. . Либерализм также обвиняли в том, что он ошибочно предполагал аполитичный характер принятия судебных решений и использовал сознательно постепенный или реформистский подход, который продлевал несправедливые социальные договоренности и предоставлял возможности для сокращения расходов и отступления за счет административных проволочек и консервативных юридических проблем. Однако, в отличие от большинства ученых CLS, критически настроенные расовые теоретики не хотели полностью отказываться от понятий закона или законных прав, потому что, по их опыту, некоторые законы и правовые реформы во многом помогли угнетенным или эксплуатируемым людям.
Объяснитель: что означает «критическая расовая теория» и почему она вызывает споры детям об истории страны и межрасовых отношениях.
Консерваторы использовали этот термин в школах и государственных учреждениях по всей стране, чтобы осудить учебные программы и политику, которые они считают слишком либеральными. Однако этот термин широко неправильно понимается и используется неправильно.
ЧТО ТАКОЕ ВАЖНАЯ ТЕОРИЯ РАС?
Теория критической расы (CRT) — это подход к изучению политики и институтов США, который чаще всего преподается в юридических школах. Его основы восходят к 1970-м годам, когда профессора права, в том числе Деррик Белл из Гарвардской школы права, начали исследовать, как раса и расизм сформировали американское право и общество.
Теория основана на предпосылке, что расовые предубеждения — преднамеренные или нет — встроены в законы и институты США. Чернокожие американцы, например, попадают в тюрьму гораздо чаще, чем представители любой другой расовой группы, и теория требует тщательного изучения роли системы уголовного правосудия в этом.
Часто цитируемой иллюстрацией является война Америки с наркотиками. Закон о борьбе со злоупотреблением наркотиками 1986 г. установил более суровые наказания за хранение крэк-кокаина, чем за кокаиновый порошок; Черные американцы с большей вероятностью будут осуждены за первое, а белые за последнее. По данным Американского союза гражданских свобод, в течение четырех лет средние федеральные приговоры за наркотики для чернокожих преступников были на 49% выше, чем приговоры, вынесенные белым преступникам.
«Мы знаем, что сегодня расизм поддерживается в большей степени законом, политикой и практикой, чем индивидуальными предубеждениями и дискриминацией», — сказала профессор права Бостонского университета Жасмин Гонсалес Роуз, преподающий CRT.
ПОЧЕМУ ЭТО ПРИВЛЕКАЕТ ВНИМАНИЕ?
Этот термин закрепился в консервативном американском сознании в 2020 году после убийства Джорджа Флойда, темнокожего мужчины, белым полицейским из Миннеаполиса, событие, которое вызвало расовую расплату в стране.
Отдельные лица и учреждения начали бороться с тем, что расизм сохраняется в американском обществе, несмотря на конец откровенно расистской политики сегрегации эпохи гражданских прав.
REUTERS/Evelyn Hockstein1 сентября 2020 года консервативный журналист и исследователь Кристофер Руфо выступил на Fox News, чтобы осудить тренинги по борьбе с предвзятостью, проводимые в федеральных агентствах, как пример критической расовой теории. Руфо описал CRT как радикальную идеологию, сеющую расовое разделение через образование.
«Консерваторам нужно проснуться», — сказал Руфо Fox News. «Это экзистенциальная угроза для Соединенных Штатов».
Три дня спустя администрация президента-республиканца Дональда Трампа приказала федеральным агентствам прекратить такую подготовку, которую она назвала «раскольнической антиамериканской пропагандой». Позже Трамп расширил запрет, включив в него федеральных подрядчиков.
Президент-демократ Джо Байден с тех пор отменил этот указ.
КАК ДЕБАТЫ СКАЗАЛИСЬ НА ШКОЛАХ?
В течение года после указа Трампа консервативные политики, родители и правые СМИ использовали этот термин для осуждения дискуссий о расизме, «белых привилегиях» или инициатив по разнообразию в государственных школах США.
Родители засыпали собрания школьных советов по всей стране жалобами на то, что CRT используется для пропаганды антибелого и антиамериканского мировоззрения посредством обучения учителей расовой чувствительности и якобы предвзятых учебных программ, которые воспитывают впечатлительных детей.
По крайней мере, восемь штатов, возглавляемых республиканцами, приняли законы, ограничивающие преподавание концепции расы. В Теннесси, где закон был принят в мае, уроки не должны вызывать у учащихся «дискомфорта, вины [или] страдания» из-за их расы или пола.
ЧТО ГОВОРЯТ ПЕДАГОГОВ?
Государственные школьные округа по всей территории Соединенных Штатов, как в либеральных, так и в консервативных округах, настаивают на том, чтобы не преподавать теорию.
Тем не менее, два учителя из Теннесси сообщили агентству Рейтер, что они и некоторые из их коллег не знают, как правильно преподавать рабство и другие болезненные главы американской истории, которые могут вызвать у некоторых студентов дискомфорт по поводу расы, что является потенциальным нарушением нового законодательства.