Характеристика чацкого и фамусова: сравнительная характеристика героев комедии «Горе от ума»

сравнительная характеристика героев комедии «Горе от ума»


Главные герои комедии Александра Сергеевича Грибоедова — Чацкий и Фамусов — являются людьми с совершенно различными взглядами на жизнь. Александр Андреевич Чацкий — молодой дворянин, представитель «века нынешнего», то есть представитель прогрессивно мыслящего меньшинства дворянского общества. Ему противостоит его антипод — Павел Афанасьевич Фамусов, московский «туз», крупный начальник, управляющий в казённом доме. Это идейный противник Чацкого, главный идеолог «века минувшего».

Содержание

Взгляды Чацкого и Фамусова на жизнь

По всем вопросам позиции Чацкого и Фамусова абсолютно разные.

Отношение к службе, чинам, богатству

Для Фамусова служба — это лишь источник благосостояния и почёта, поэтому и среди его подчинённых «…служащие чужие очень редки; //Всё больше сестрины, свояченицы детки…» (действие 2, явление 5).

Со служебными делами Фамусов разбирается очень просто: «Обычай мой такой: //Подписано, так с плеч долой» (действие 1, явление 4). Для ведения дел и пришлось ему взять на службу бедного, незнатного дворянина из провинции: «Один Молчалин мне не свой, //И то затем, что деловой» (действие 1, явление 4). Фамусов хочет получать большие деньги и чины только за то, что он подписывает бумаги, не читая и боясь только того, «чтоб множество не накоплялось их».

Чацкий же стремится к службе «делу, а не лицам». Он серьёзно готовился к деятельности. Многие действующие лица комедии говорят о его высоком уме. «Он малый с головой, //И славно пишет, переводит», — отзывается о нём Фамусов. Чацкий учился, читал, принимался за труд, общался с министрами, затем с ними разорвал отношения из-за того, что «служить бы рад, прислуживаться тошно» (действие 2, явление 2). Чацкий хочет служить Родине, а не добиваться высоких чинов, прислуживаясь начальству. Он считает, что служить нужно для пользы Отечеству, а не для обретения богатства для себя.

Для Фамусова же служба — это, в первую очередь, источник личных выгод, обретения богатства. «Чины людьми даются», поэтому Фамусов и служит не делу, а этим влиятельным людям.

Отношение к любви, браку, счастью

Фамусов убеждён, что жениться и выходить замуж следует по расчёту, как, например, почтенный камергер Кузьма Петрович, который «богат, и на богатой был женат». Фамусов заявляет дочери: «Кто беден, тот тебе не пара» (действие 1, явление 4). Он хотел бы зятя «с звёздами да с чинами», с богатым именьем. Фамусов одобрительно относится к тому, что в Москве «…Будь плохенький, да если наберётся //Душ тысячки две родовых, — //Тот и жених» (действие 2, явление 5). К семейным ценностям любовь он не относит, для него счастье состоит в обладании богатством.

Для Чацкого любовь выше денег, он критически относится к браку по расчёту, счастье для него — во взаимной любви.

Отношение к просвещению, образованию

Чацкий считает необходимым развивать в стране просвещение для того, чтобы умные, образованные люди приносили пользу Отечеству.

Фамусов понимает, что развитого человека невозможно заставить жить по предписанным ему правилам, что он свободен в своём выборе. Поэтому, по мнению этого влиятельного чиновника, просвещение — основа всех новых, опасных веяний. «Ученье — вот чума», — уверен Фамусов (действие 3, явление 21). Он даже предлагает для пресечения этого «зла» сжечь все книги.

Отношение к подражанию иностранцам


Хорошее образование Фамусова пугает, он готов даже мириться с тем, что дворянских детей обучают не слишком образованные иностранцы. Хоть Фамусов и не доволен, что дочь увлекается французскими романами, но он сам нанял для неё воспитания француженку мадам Розье. Фамусов сетует, что дворяне нанимают иностранцев для обучения своих детей, но сам делал так же, потому что боялся осуждения светского общества.

Осуждая моду на всё иностранное, Фамусов, в то же время, восторгается московскими девицами, воспитанными иностранцами. Его восхищает, что эти девицы «…Словечка в простоте не скажут, всё с ужимкой; //Французские романсы вам поют //И верхние выводят нотки…» (действие 2, явление 5).

У Чацкого отношение к моде на всё иностранное не такое двойственное, как у Фамусова. Он решительно осуждает преклонение перед всем иностранным, царящее в русском обществе. Его возмущает раболепие перед иностранцами и презрение к своей национальной культуре.

Отношение к народу, крепостному праву

Чацкий желает, чтобы дворяне воскресли «от чужевластья мод», чтобы народ хотя бы по языку их не принимал за немцев. Он сожалеет, что народ принимает дворян за чужих, что разрознен с ними. Чацкий называет русский народ умным, бодрым (то есть жизнедеятельным) и понимает, какая пропасть разделяет даже лучших из дворян и народ.

В монологе Чацкого «А судьи кто?» виден протест против угнетения народа, против крепостничества, унижавшего национальное достоинство России.

Хотя у Чацкого есть 3 или 4 сотни крепостных (об их количестве спорили Фамусов и Хлёстова), но он не относится к ним, как та же старуха Хлёстова, для которой крепостная «арапка-девка» — не лучше собачки. Чацкий негодует на неких знатных бар, один из которых выменял своих верных слуг на борзых собак, а другой отнял от родителей детей для крепостного театра и затем распродал их поодиночке.

Фамусов не одобряет такие речи Чацкого и опасается: «Уж втянет он меня в беду» (действие 2, явление 5). Для этого важного чиновника крепостное право не подлежит критике, ведь оно — основа материального благополучия дворян.

Понимание слова «ум»


Фамусов умён в практическом, житейском смысле. Он смог так обустроить свою жизнь, как хотел: богат, добился высокого положения в обществе и престижной службы. Но в комедии «Горе от ума» представлен и другой тип ума — ум, отражающий высокий интеллект свободного мыслителя. Если для Фамусова умён тот, кто сумел приспособиться к условиям жизни и извлечь из них для себя максимальную пользу, то для Чацкого умён народ.

Он называет русский народ умным и бодрым. Умён, по его мнению, и тот, кто просвещён, гуманен, честен, кто способен критически относиться к сложившимся устоям (то есть кто вольнодумен).

Именно ум Чацкого поставил его вне круга фамусовского общества, сделал его в представлении окружающих «странным человеком», «чудаком», а затем — просто безумцем. Под занавес Фамусов говорит: «Ну что? не видишь, что он с ума сошёл?» (действие 4, явление 15).

В образе Чацкого Грибоедов показал «нового человека», гуманного и умного. И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» отметил, что «Чацкий начинает новые век — и в этом всё его значение и весь ум».

Идеалы Чацкого и Фамусова

Чацкий — единственный действующий персонаж комедии «Горе от ума», который представляет «век нынешний». Ему противостоит Фамусов. Этот идейный противник Чацкого выступает в комедии как главный идеолог «века минувшего». Различие их позиций по всем вопросам сказывается уже во 2-м действии, когда Фамусов обрисовал своеобразный идеал «века минувшего». Для него идеал — это жизнь таких людей как, например, почтенного камергера Кузьмы Петровича и вельможи екатерининской эпохи Максима  Петровича. Первый был богат, женился на богатой и помог сыну сделаться камергером. Второй добился высокого положения в результате курьёза: оступившись, Максим Петрович упал, и это развеселило императрицу. Тогда он, словно шут, специально упал ещё 2 раза. «А? как по-вашему? по-нашему — смышлён», — заявляет Фамусов (действие 2, явление 2).

Для Чацкого и других людей «века нынешнего» идеал — это свобода от всех цепей рабства, которыми окутано общество, свобода заниматься тем, что человека интересует (наукой, искусством, службой), свободой жить в деревне или путешествовать, не слывя за это бунтовщиком, неблагонадёжным человеком.

Иными словами, для Чацкого идеал — свободный независимый человек, чуждый рабской приниженности.

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова (таблица)
Взгляды на жизнь
ЧацкийФамусов
Отношение к службе, чинам, богатствуСчитает, что служить нужно «делу, а не лицам». Его не интересует служба как способ получения чинов и богатства.Для него служба — источник почёта, благосостояния, получения высоких чинов.
Отношение к любви, браку, счастьюЛюбовь — чувство, не зависящее от денег, богатства. Счастье — во взаимной любви, а не в деньгах.Счастье для Фамусова — в богатстве. «Кто беден, тот тебе не пара», — говорит он Софье. Он признаёт только брак по расчёту, жених должен быть с именьем и в чине.
Отношение к образованию, просвещениюПросвещение необходимо развивать, так как образованные, умные люди могут принести Отчизне пользу.Для Фамусова просвещение не нужно, он считает его опасным для установившегося в стране порядка.
Отношение к подражанию иностранцамКритикует раболепное подражание иностранцам.Не очень доволен модой на всё французское, но, подчиняясь ей, поручил воспитание дочери мадам Розье.
Отношение к народу, крепостному правуСчитает русский народ умным и бодрым, критикует варварское отношение к крепостным.Крепостное право для Фамусова — основа материального благополучия.
Отношение к смыслу слова «ум»По мнению Чацкого, умный человек — это просвещённый, критически мыслящий, гуманный человек.Для Фамусова умный человек — это тот, кто умеет извлекать для себя выгоду, приспосабливаясь к условиям жизни и не боясь для этой выгоды унижаться.
ИдеалыСвободная, гордая, независимая личность.Люди, добившиеся высокого положения и богатства, неважно каким способом.

Вывод


В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» впервые в русской литературе показан в образе Чацкого «новый человек», поднимающий бунт против реакционного общества, главным представителем которого в комедии является Фамусов. «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим», — написал И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний». Заслуга Грибоедова состоит в том, что он показал человека нового склада ума и души, отрицающего приспособленчество и паразитизм, царившие в реакционном русском обществе в начале 19 века.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова из комедии «Горе от ума»

Тематику комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» составляют общественно-политические вопросы, актуальные для начала 19 века. Они получают противоположную оценку главных героев этого произведения. Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова показывает, что суть их конфликта состоит в противоположных взглядах на жизнь.

Содержание

Значение фамилий Чацкий и Фамусов

Фамилия одного из главных героев комедии «Горе от ума» Фамусова произведена, вероятно, от английского слова «famous» или от французского «fameus». Оба они переводятся на русский как «известный, знаменитый». Латинское слово «fama» переводится как «молва», возможно, фамилия героя — это производное от этого слова, ведь Фамусов боится «злых языков», как и Молчалин, а в конце пьесы восклицает: «Ах! боже мой! что станет говорить //Княгиня Марья Алексевна!»

Фамилия главного героя комедии напоминает фамилию известного своим свободомыслием Петра Яковлевича Чаадаева, фамилию которого иногда писали как «Чадаев». А в черновых вариантах комедии Грибоедов писал фамилию главного героя как «Чадский». Возможно и то, что она указывает на «чад и дым надежд», которые наполняли душу героя, разочаровавшегося в московском обществе.

Взаимоотношения Чацкого и Фамусова


Александр Андреевич Чацкий приходится Фамусову воспитанником: оставшись сиротой, мальчик жил в доме Павла Афанасьевича Фамусова, друга отца. Конечно, его воспитанием занимались гувернёры, как принято это было в то время. Когда Александр подрос, стал жить отдельно. Последние 3 года он провёл в путешествиях. Появление Чацкого в доме Фамусова после окончания его путешествий происходит в 1-м действии (явление 7). Дом Фамусова до приезда Чацкого живёт обычной для светского общества жизнью: балы, званые обеды и ужины. Его приезда не ждали. Он нежеланный гость в доме Фамусова, так как считается в светском обществе «мотом, сорванцом». Чацкого привело в дом Фамусова чувство любви к его дочери Софье, которое не угасло за годы путешествий.

Фамусов относится к неожиданному приезду Чацкого настороженно, так как подозревает, что Александр и Софья неравнодушны друг к другу. Фамусов считает Чацкого франтом и сорванцом, говорит и о его достоинствах: «…малый с головой, //И славно пишет, переводит».

Диалог Фамусова и Чацкого во 2-м действии комедии выявляет конфликт этих героев. Чацкий вступает в спор с Фамусовым, потому что не согласен с его жизненными ценностями и идеалами.

Взгляды Чацкого и Фамусова на жизнь

В диалоге этих героев выясняется, что Чацкий не приемлет взгляды Фамусова на жизнь. Но отношение к различным сторонам жизни видно и из их разговоров с другими персонажами.

Отношение к службе, богатству, кумовству

Фамусов считает службу источником почёта и богатства, поэтому в казённом доме, где он служит управляющим, «…служа́щие чужие очень редки //Всё больше сестрины, свояченицы детки…» То, что в его учреждении процветает кумовство, его нисколько не смущает. Чтобы не запускать дела при таких служащих, он взял из Твери на службу способного, делового незнатного дворянина Молчалина. Фамусов получает большие деньги и чины, только подписывая бумаги, которые ему подаёт секретарь Молчалин. Причём он их даже не читает, в делах не разбирается: «Обычай мой такой: //Подписано, так с плеч долой».

Если для Фамусова служба является, в первую очередь, источником выгод и богатства, то для Чацкого приемлема только служба «делу, а не лицам», от которых зависит обретение чинов. Молодой человек готовился к деятельности, полезной для Отечества: читал, учился, развивал свой ум. Он поступил на службу, но довольно скоро её оставил. Чацкий понял, что честно служить делу невозможно, так как везде процветает чинопочитание и подхалимство. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — говорит он. По его мнению, служба должна быть направлена на служение Родине, а не для собственного обогащения.

Отношение к воспитанию и образованию

Просвещение в России необходимо развивать, ведь образованные люди принесут стране пользу — так считает Чацкий.

По мнению Фамусова, просвещение, «ученье — вот чума». «Уж коли зло пресечь: //Забрать все книги бы да сжечь», — заявляет он. Ведь именно правильное воспитание и образование ведёт к свободе суждений, так ненавистной этому высокопоставленному чиновнику.

Отношение к иностранному влиянию

Фамусова так пугает хорошее образование, в результате которого люди становятся свободны в выборе жизненного пути, что он готов примириться с тем, что для дворянских детей нанимают в учителя не очень образованных иностранцев. Павел Афанасьевич не одобряет увлечения дочери французскими романами, но сам нанял для воспитания Софьи француженку, поскольку так было принято в светском обществе. Осуждения же со стороны светских людей Фамусов боялся.

У Чацкого, в отличие от Фамусова, отношение к преклонению перед иностранцами однозначно. Он решительно осуждает раболепие перед иностранцами и пренебрежительное отношение к русской культуре.

Отношение к народу, крепостному праву

Чацкий, разоблачая раболепие перед всем иностранным и презрение к своей культуре и народу, сожалеет, что из-за этого народ разрознен с дворянами. Он считает русский народ умным и бодрым, достойным уважения.

Протест героя против угнетения народа, против крепостного права виден в его монологе «А судьи кто?» Хоть у Чацкого есть крепостные, но он не относится к ним, как богач, которого он упоминает в монологе. Тот своих верных слуг, которые не раз спасали его жизнь и честь, выменял на трёх борзых собак. Упоминает Чацкий в монологе и другого барина, который для своего крепостного театра отнял детей у родителей, а затем для уплаты своих долгов, распродал этих детей поодиночке. Такое отношение к крепостным возмущает Чацкого.

Эти речи Чацкого Фамусов очень не одобряет и боится, не втянет ли неожиданный гость своими речами его в беду. Для него владельцы крепостных и само крепостное право критике не подлежат.

Отношение к любви, браку

У Фамусова к браку отношение простое: «…Будь плохенький, да если наберётся //Душ тысячки две родовых, — //Тот и жених». О любви же тут и речи нет. «Желал бы зятя он с звездами да с чинами», — говорит служанка Лиза Софье о Павле Афанасьевиче.

Главная цель возвращения в Москву Чацкого — увидеть Софью после трёх лет разлуки. Его привело в дом Фамусова чувство любви к его дочери. Он надеялся, что и у неё сохранилась к нему любовь. У Чацкого же за годы, проведённые в разлуке с Софьей, любовь к этой девушке не исчезла. Ей уже минуло 17 лет, и Чацкий, вероятно, надеялся жениться на ней, это и привело его в дом Фамусова, но он там оказался нежеланным гостем: хозяин дома опасается его вольнолюбивых взглядов на жизнь, а Софья старается избегать общества Чацкого, так как она его разлюбила.

Отношение к Москве

В разговоре со Скалозубом Фамусов восхищается Москвой. Ему нравится, что среди московских дворян «по отцу и сыну честь», нравится, что они дорожат дворянством, хлебосольны: «…Дверь отперта для званых и незваных, //Особенно из иностранных…» Он утверждает, что «на всех московских есть особый отпечаток», и расхваливает московских старичков, молодёжь, дам и девиц. Фамусов упоминает и о том, что в Москве после пожара 1812 года построены новые дома.

«Дома новы, но предрассудки стары», — замечает Чацкий. В 3-м действии после общения с гостями Фамусова он говорит Софье: «Душа здесь у меня каким-то горем сжата, //И в многолюдстве я потерян, сам не свой. //Нет! недоволен я Москвой».

Понимание слова «ум»


Для Фамусова умный человек — это тот, кто добился высокого положения в обществе и богатства. Житейский, практический смысл слова «ум» понятен и близок этому высокопоставленному чиновнику.

«Ум» в понимании Чацкого — это ум, который отражает высокий интеллект вольнолюбивого мыслителя. Для него умён тот, кто честен, гуманен, просвещён и способен относиться к сложившимся устоям критически.

Идеалы и жизненные ценности

Чацкий и Фамусов отстаивают разные идеалы. Для высокопоставленного чиновника идеалом является жизнь человека, добившегося высоких чинов и богатства (неважно каким путём). Жизненные ценности для него — это высокое благосостояние и высокое положение в обществе.

Отношение к идеалам у Чацкого иное. Для него идеалом и жизненной ценностью является свобода от раболепства, возможность заниматься тем, что интересует человека (службой, искусством, наукой), и вести тот образ жизни, который ему подходит.

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова (таблица)

Взгляды на жизньАлександр Андреевич ЧацкийПавел Афанасьевич Фамусов
Отношение к службе, богатствуСлужить следует «делу, а не лицам», для пользы Отечества, а не для личного обогащения.Служба — источник получения высоких чинов, почёта, богатства.
Отношение к воспитанию и образованиюДля пользы страны в России нужно развивать просвещение.Просвещение опасно, так как является причиной свободомыслия.
Отношение к иностранному влияниюКритически относится к преклонению перед всем иностранным.Критикует моду на всё французское, но, боясь осуждения светского общества, всё же нанял для воспитания дочери француженку.
Отношение к народу, крепостному правуНазывает русский народ умным и бодрым, возмущается варварским отношением к крепостным людям.Для Фамусова крепостное право является основой материального благополучия.
Отношение к любви, браку, счастьюНастоящая любовь не зависит от богатства любимого человека. Счастье — не в богатстве, а во взаимной любви.Признаёт лишь брак по расчёту. «Кто беден, тот тебе не пара», — заявляет он дочери. Счастье для него — в богатстве.
Отношение к МосквеЧацкому не нравится, что люди в Москве придерживаются старых предрассудков.Гордится московским гостеприимством, восхищается московскими старичками, молодёжью, дамами и девицами.
Отношение к смыслу слова «ум»Умный человек — это гуманный, критически мыслящий, просвещённый человек.Умён тот, кто, приспособившись к условиям жизни, извлекает для себя выгоду.
Отношение к идеалам и жизненным ценностямЖизненная ценность — свобода. Идеал — независимый и гордый человек.Жизнь человека, добившегося высоких чинов, богатства, влияния в обществе (неважно каким путём).

Вывод

Ум Чацкого сделал этого героя в представлении окружающих «чудаком», «странным человеком». А в конце комедии гости Фамусова думают о Чацком уже как о безумце. Для них неприемлемы его взгляды на жизнь и критика светского общества.

В образе Чацкого автор показал умного и гуманного «нового человека», представителя «века нынешнего», а в образе Фамусова — типичного представителя реакционного русского общества начала 19 века.

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Вам также будет интересно почитать:

Характеристика Фамусова и Чацкого

Комедия «Горе от ума» отрицала большое влияние на всю русскую литературу и занимала не последнее место. В этом произведении происходит противостояние двух героев — Фамусова и Чацкого. Это не просто разъединение двух характеров, а поединок двух взглядов на мир, и, можно сказать, двух эпох — «настоящего века и века минувшего». Чацкий — правдолюбец широких взглядов. Краткая характеристика Фамусова дает человека, зависящего от общественного мнения, считающегося установленным порядком и отвергающего все, что выходит за рамки установленных в обществе правил и традиций и даже собственного понимания. Он боится, что его репутация и репутация его семьи могут быть поколеблены, он опасается даже возможных сплетен о нем и о том, что происходит в его доме. Более подробное описание Фамусова будет рассмотрено ниже.

Его фамилия образована от латинского слова «fama», в переводе — молва или молва. Итак, действие «Печали от ума» начинается с момента, когда Чацкий приходит в дом семьи Фамусовых, к своей возлюбленной Софье, дочери Фамусова, которую он не видел три года. Она, к его крайнему и неприятному удивлению, холодна к нему. Выясняется, что ее любовником является Молчалин, секретарь ее отца. Это тем более поражает Чацкого, ибо он глубоко презирает этого человека за его желание выслужиться перед всеми, смирение и благоговение.

На долю Фамусова выпал тяжелый день. Во-первых, его дочь дурит свою дочь своими поклонниками. Тогда Чацкий раздражает его своими непонятными ему речами; В конце концов у него возникает подозрение, что его гость сошел с ума. После этого он всеми силами пытается убедить дочь, что ему не стоит связываться с «безумным вольтеровцем». Ведь Чацкий с его прогрессивными взглядами совершенно непонятен Фамусову, человеку довольно ограниченному. Поэтому он выражает им свое недовольство. Целый день он не может понять козни юноши. Сначала он пытается выяснить, кто именно любит его дочь. Затем он предостерегает ее от Чацкого — вольнодумца и «вольтерьянца».

Характеристики Фамусова, данные Грибоедовым, указывают на человека высшей степени консерватизма, боящегося любых перемен и общественного мнения, воспринимающего все «странное», непонятное его ограниченному сознанию, как аморальное и опасное. Его пугает привычка Чацкого иметь собственное мнение, до всего доходить своим умом, не руководствуясь при этом чужими понятиями. Поэтому он показывает свое «отвращение» к своему «неприятию». Кроме того, характеристика Фамусова как человека необразованного, презирающего «ученость и учение, причину безумных мнений», жестокого крепостного и тесного управляющего в общественном месте, явно не делает ему чести. Он унижает достоинство своей служанки, часто угрожает одной из нее «ссылкой на слободу». Отношение к службе Фамусова чисто бюрократическое. Для него главное чины, выгодные связи и деньги.

Характеристика Фамусова прямо противоположна качествам Чацкого. На этом примере автор точно и с юмором раскрывает конфликт поколений, а также конфликт общества и отдельных личностей, не разделяющих некоторые понятия этого общества. В целом характеристика Фамусова и Чацкого представляет собой противопоставление «века минувшего» и «века настоящего».

«Горе от ума» Александра Грибоедова – «Когда я борюсь с авторитетом, авторитет всегда побеждает»

Опубликовано 28 июля 2020 г.

автором Anokatony в Book Reviews. Метки: Александр Грибоедов. 2 комментария

 

«Горе от ума», комедия в стихах Александра Грибоедова (1823) – 152 стр. четыре акта, вы можете сказать, что это будет остро и особенно:

Судьба поддразнивает,

Вот ее характер вкратце,

глупец в блаженстве,

человек духа терпит неудачу.

Наш главный герой Чацкий — человек духа, человек слишком умный и честный для своего же блага. Он сомневается во всем, даже во власти. Он быстр на язвительные шутки в этом «мире, который живьем съедает честного человека».

Чацкий отчитывает богатого коммерсанта Фамусова, у которого он остановился, за то, что он «преклоняется перед власть имущими» и «заискивает перед царем». У Фамусова действительно есть дочь Софья, в которую Чацкий глубоко влюблен, но Чацкий не перестает рассказывать Фамусову кое-что:

Попирай тех, ниже кого презираешь,

Льсти тем, кто выше тебя превозносится –

век рабских побуждений, под личиной

служения суверенному государству и усердия служить суверенному государству и рвению.

Честные слова Чацкого возмущают Фамусова, а Фамусов называет Чацкого подрывником и «опасным для знакомства человеком» и «пламенным либеральным головорезом». Фамусов доходит даже до того, что задается вопросом, не сошел ли Чацкий с ума.

Дочь Софья больше интересуется другим парнем Молчалиным и теперь она питает презрение только к своему другу детства Чацкому, который говорит все эти возмутительные вещи. Она говорит Чацкому:

Скажите, вы когда-нибудь в благодатном настроении

или даже по ошибке говорили что-нибудь доброе

о другом человеке? Хорошо?

Если не сейчас, то давно в детстве?

Парень, на которого она положила глаз, Молчалин, полная противоположность Чацкого. Молчалин — «подхалимский подхалим», «жалкое бесхарактерное существо», быстро продвигающееся по служебной лестнице. К большому неудовольствию Чацкого, Молчалин только что переночевал у Софьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *