Характер. Лермонтов без глянца
Характер
Виссарион Григорьевич Белинский. Из письма В. П. Боткину 16–21 апреля 1840 г.:
Каждое его слово – он сам, вся его натура, во всей глубине и целости своей. Я с ним робок, – меня давят такие целостные, полные натуры, я перед ними благоговею и смиряюсь в сознании своего ничтожества.
Александр Францевич Тиран:
Но со всем тем (Лермонтов. – Сост.) был дурной человек: никогда ни про кого не отзовется хорошо; очернить имя какой-нибудь светской женщины, рассказать про нее небывалую историю, наговорить дерзостей – ему ничего не стоило. Не знаю, был ли он зол или просто забавлялся, как гибнут в омуте его сплетен, но он был умен, и бывало ночью, когда остановится у меня, говорит, говорит – свечку зажгу: не черт ли возле меня? Всегда смеялся над убеждениями, презирал тех, кто верит и способен иметь чувство… Да, вообще это был «приятный» человек!.. ‹…› Хотел бы я, чтоб он вошел сюда хоть сейчас: всех бы оскорбил, кого-нибудь осмеял бы… Мы давали прощальный обед нашему любимому начальнику.
– Поручик Лермонтов, – заметил старший, – извольте надеть ваш сюртук.
– А если я не надену?..
Слово за слово. «Вы понимаете, что после этого мы с вами служить не можем в одном полку?!»
– А куда же вы выходите, позвольте вас спросить? – Тут Лермонтова заставили одеться.
Ведь этакий был человек: мы с ним были в хороших отношениях, у меня он часто ночевал (между прочим, оттого, что свою квартиру никогда не топил), а раз-таки на дежурстве дал мне саблею шрам.
Фридрих Боденштедт:
Впрочем, он мог быть кроток и нежен, как ребенок, и вообще в его характере преобладало задумчивое, часто грустное настроение.
Николай Соломонович Мартынов:
Беспристрастно говоря, я полагаю, что он был добрый человек от природы, но свет его окончательно испортил. Быв с ним в весьма близких отношениях, я имел случай неоднократно замечать, что все хорошие движения сердца, всякий порыв нежного чувства он старался так же тщательно в себе заглушать и скрывать от других, как другие стараются скрывать свои гнусные пороки.
Вера Ивановна Анненкова:
Он был желчным и нервным и имел вид злого ребенка, избалованного, наполненного собой, упрямого и неприятного до последней степени. ‹…›
У него было болезненное самолюбие, которое причиняло ему живейшие страдания. Я думаю, что он не мог успокоиться оттого, что не был красив, пленителен, элегантен. Это составляло его несчастие. Душа поэта плохо чувствовала себя в небольшой коренастой фигуре карлика.
Николай Иванович Лорер (1795–1873), декабрист, в 1837 г. был переведен из Сибири рядовым Тенгинского пехотного полка на Кавказ, где в 1840 г. познакомился с Лермонтовым:
С первого шага нашего знакомства Лермонтов мне не понравился. Я был всегда счастлив нападать на людей симпатичных, теплых, умевших во всех фазисах своей жизни сохранить благодатный пламень сердца, живое сочувствие ко всему высокому, прекрасному, а говоря с Лермонтовым, он показался мне холодным, желчным, раздражительным и ненавистником человеческого рода вообще ‹…›.
Руфин Иванович Дорохов (1801–1852), участник Кавказской войны, сослуживец Лермонтова:
Лермонтов ‹…› принадлежал к людям, которые не только не нравятся с первого раза, но даже на первое свидание поселяют против себя довольно сильное предубеждение. Было много причин, по которым и мне он не полюбился с первого разу. Сочинений его я не читал, потому что до стихов, да и вообще до книг, не охотник, его холодное обращение казалось мне надменностью, а связи его с начальствующими лицами и со всеми, что терлось около штабов, чуть не заставили меня считать его за столичную выскочку. Да и физиономия его мне не была по вкусу, – впоследствии сам Лермонтов иногда смеялся над нею и говорил, что судьба, будто на смех, послала ему общую армейскую наружность. На каком-то увеселительном вечере мы чуть с ним не посчитались очень крупно, – мне показалось, что Лермонтов трезвее всех нас, ничего не пьет и смотрит на меня насмешливо. То, что он был трезвее меня, – совершенная правда, но он вовсе не глядел на меня косо и пил, сколько следует, только, как впоследствии оказалось, – на его натуру, совсем не богатырскую, вино почти не производило никакого действия.
Александр Францевич Тиран:
Он был страх самолюбив и знал, что его все признают очень умным; вот и вообразит, что держит весь полк в руках, и начинает позволять себе порядочные дерзости, тут и приходилось его так цукнуть, что или дерись, или молчи. Ну, он обыкновенно обращал в шутку. А то время было очень щекотливое: мы любили друг друга, но жизнь была для нас копейка: раз за обедом подтрунивали над одним из наших, что с его ли фигурою ухаживать за дамами, а после обеда – дуэль…
Корнилий Александрович Бороздин:
Двадцать лет спустя после кончины Лермонтова мне привелось на Кавказе сблизиться с Н. П. Колюбакиным, когда-то разжалованным за пощечину своему полковому командиру в солдаты и находившемуся в 1837 году в отряде Вельяминова, в то время как туда же прислан был Лермонтов, переведенный из гвардии за стихи на смерть Пушкина.
Они вскоре познакомились для того, чтобы скоро раззнакомиться благодаря невыносимому характеру и тону обращения со всеми безвременно погибшего впоследствии поэта. Колюбакин рассказывал, что их собралось однажды четверо, отпросившихся у Вельяминова недели на две в Георгиевск, они наняли немецкую фуру и ехали в ней при оказии, то есть среди небольшой колонны, периодически ходившей из отряда в Георгиевск и обратно. В числе четверых находился и Лермонтов. Он сумел со всеми тремя своими попутчиками до того перессориться на дороге и каждого из них так оскорбить, что все трое ему сделали вызов, он должен был наконец вылезть из фургона и шел пешком до тех пор, пока не приискали ему казаки верховой лошади, которую он купил. В Георгиевске выбранные секунданты не нашли возможным допустить подобной дуэли: троих против одного, считая ее за смертоубийство, и не без труда уладили дело примирением, впрочем, очень холодным.Со слов Константина Христофоровича Мамацева. В пересказе В. А. Потто:
Он был отчаянно храбр, удивлял своею удалью даже старых кавказских джигитов, но это не было его призванием, и военный мундир он носил только потому, что тогда вся молодежь лучших фамилий служила в гвардии. ‹…› Он никогда не подчинялся никакому режиму, и его команда, как блуждающая комета, бродила всюду, появлялась там, где ей вздумается, в бою она искала самых опасных мест, – и находила их чаще всего у орудий Мамацева.
Виссарион Григорьевич Белинский. Из письма В. П. Боткину 16–21 апреля 1840 г.:
Эта русская разудалая голова так и рвется на нож.
Руфин Иванович Дорохов. Из письма М. В. Юзефовичу:
Славный малый – честная, прямая душа – не сносить ему головы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Характер
Характер Игнатий Николаевич Потапенко (1856–1929), прозаик, драматург; товарищ Чехова: Душа его была соткана из какого-то отборного материала, стойкого и не поддающегося разложению от влияния среды. Она умела вбирать в себя все, что было в ней характерного, и из этого
ХАРАКТЕР
ХАРАКТЕР …Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч. и проч., но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что. Ведь у
Характер
Характер Жена Мастроянни Флора однажды сказала: «Марчелло так уж устроен — порхает, словно мотылек безо всякого смысла». Это верно и неверно. Смысл был: Мастроянни страстно любил путешествовать и постоянно стремился к перемене мест. В этом стремлении он иногда
Характер
Характер Виталий Яковлевич Виленкин:Какой был Булгаков человек? На это можно ответить сразу. Бесстрашный — всегда и во всем. Ранимый, но сильный. Доверчивый, но не прощающий никакого обмана, никакого предательства. Воплощенная совесть. Неподкупная честь. Все остальное в
Характер
Характер Надежда Яковлевна Мандельштам (урожд. Хазина; 1899–1980), мемуарист, жена поэта О. Мандельштама:Откуда-то с самых ранних лет у нее взялась мысль, что всякая ее оплошность будет учтена ее биографами. Она жила с оглядкой на собственную биографию, но неистовый характер
Характер
Характер Павел Григорьевич Антокольский (1896–1978), поэт, драматург, актер и режиссер студии, а затем театра Е. Вахтангова, мемуарист:Все ее существо горит поэтическим огнем, и он дает знать о себе в первый же час знакомства [1; 86].Константин Болеславович Родзевич (1895–1988),
Характер
Характер Елена Андреевна Штакеншнейдер (1836–1897), дочь известного архитектора А.
Характер
Характер Лили Юрьевна Брик. В записи Григория Израилевича Полякова:Смесь сильной задиристости и в то же время «нервной трусости»: влезал во все уличные скандалы.Вадим Габриэлевич Шершеневич (1893–1942), поэт, один из главных теоретиков имажинизма, переводчик, мемуарист.
Характер
Характер Алексей Петрович Плетнев:Это был тип наших старых бар, горячо любивших Россию и весь ее патриархальный уклад, по при этом признававших западную культуру и ее «святые чудеса», как говорил Герцен. Гончаров же по внешности, по манерам носил отпечаток тех русских
Характер
Характер Александра Осиповна Смирнова (урожд. Россет; 1810–1882), фрейлина императрицы, светская красавица, знакомая А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, мемуаристка:Он упирался, как хохол, и чем больше просишь, тем сильнее он упирается.Василий
Характер
Характер Виссарион Григорьевич Белинский. Из письма В. П. Боткину 16–21 апреля 1840 г.:Каждое его слово – он сам, вся его натура, во всей глубине и целости своей. Я с ним робок, – меня давят такие целостные, полные натуры, я перед ними благоговею и смиряюсь в сознании
Характер
Характер Ирина Владимировна Одоевцева:Он весь насквозь штатский, кабинетный, книжный. Я не понимаю, как он умудрился наперекор своей природе стать охотником и воином [23; 60].Лев Владимирович Горнунг:По словам Ольги Людвиговны (Делла-Вос-Кардовской. – Сост.), в его
Характер
Характер Павел Васильевич Анненков (1813–1887), критик, историк литературы, мемуарист, многолетний друг И. С. Тургенева:Образец гуманности, Николай Владимирович Станкевич, хорошо знавший Тургенева в Берлине, предостерегал своих приятелей в Москве не судить о нем
Характер
Характер Владимир Пяст:Один умерший теперь поэт, к которому Блок относился без сочувствия и всегда утверждал, что он, Блок, его не понимает, – этот поэт, несмотря на это, всегда отмечал у Блока, как наиболее характерный его человеческий признак, – благородство;
Характер
Характер Иван Алексеевич Бунин. Из письма М. Алданову. 31 июля — 1 августа 1947 г.:Всегда боюсь, что кто-то несколько любящий меня вдруг во мне разочаруется, — так пусть же поменьше любит меня [58, 135].Борис Константинович Зайцев. Из письма А. К. Бабореко. 3 октября 1966 г.:Иван
Его характер
Его характер IХотя высокое мастерство Бирса свидетельствует, что он подвергал тщательной критике всё, что писал, я никогда не видел, чтобы он разбирал свои сочинения. По-видимому, он уделял очень мало времени самоанализу. Вероятно, он был слишком занят сажанием на кол и
биография и творческий путь великого автора
Главное
Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт, прозаик, драматург, художник. Исходя из школьной программы, он считается “вторым после Пушкина” в пантеоне русской литературы, хотя многие именно его любят еще больше. За 26 лет жизни Лермонтов успел оставить невероятное по силе и объему наследие, живущее в веках.
История
Согласно распространенной версии, М. Ю. Лермонтов (великий поэт, известный по кинофильму «Джентльмены удачи», как «мужик в пиджаке», а по собственному признанию, как «не Байрон») ведет свой род от Джорджа Лермонта, выходца из Шотландии, взятого в плен при осаде крепости Белой и затем осевшего в России.
Родился Лермонтов в ночь со 2 на 3 октября (14–15 по новому стилю) в Москве в доме у Красных ворот, на месте которого ныне стоит одна из сталинских высоток. Однако детство будущий преемник Пушкина в качестве светила русской поэзии проводит в селе Тарханы Пензенской губернии, в имении бабушки Е. Арсеньевой, которая фактически в одиночку и воспитала поэта, мать которого умерла очень рано, а отец-военный находился в постоянных командировках.
В 1827 г. бабушка привезла внука в Москву, чтобы продолжить его домашнее образование. В сентябре 1828 г. Лермонтов зачисляется на своего рода подготовительные курсы в университет – Московский благородный пансион, где пишет мрачные романтические стихи, в центре которых трагически непонятый миром поэт с ранимой душой и обостренным чувством прекрасного в духе модного тогда и бронзового ныне члена палаты лордов британского парламента Джорджа Байрона. К этому периоду жизни поэта относятся такие поэмы, как «Черкесы», «Кавказский пленник», «Корсар», «Преступник» и многие другие. В 1829 г. у Лермонтова рождается замысел одного из самых «хитовых» своих произведений – поэмы «Демон», над которой он будет работать почти до конца жизни.
Осенью 1830 г. Михаил Юрьевич Лермонтов пополняет ряды студентов Московского университета, где, впрочем, талантливый, но недисциплинированный и дерзкий юноша долго не задерживается. Освободившись от тягостной необходимости зубрить учебники и сдавать сессии, Михаил с головой окунается в поэтическое творчество, оттачивая свое мастерство в самых разнообразных стихотворных жанрах – элегии, романсе, песне, посвящении, послании. Так и не решившись продолжать высшее образование, Лермонтов, видимо, пресыщенный академической скукой и снобизмом, берет да и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. По окончании Школы в 1834 г. Лермонтова производят из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка, располагавшегося в Царском Селе. Впрочем, Лермонтов не слишком страдает от тягот и лишений армейской службы, проводя большую часть своего времени на светских мероприятиях в столице. Итогом его наблюдений за питерской богемой становится драма в стихах «Маскарад» (1835 г. ). Вскоре Лермонтов, обращаясь к прозе, начинает писать роман «Княгиня Лиговская», наполненный автобиографическими параллелями, связанными в первую очередь с любовью всей его жизни – Варварой Лопухиной.
Известие о гибели Пушкина по-настоящему потрясло Лермонтова. На следующий же день он пишет знаменитое «На смерть поэта», а через некоторое время в этой связи – оперативно сработали органы – попадает за решетку, где, однако, не теряет присутствия духа, пишет не менее знаменитые стихотворения «Узник», «Молитва», «Желанье». Поэта вскоре освобождают – однако длинный и богатый поэтический язык довел его из никогда не спящей столицы до не менее бессонного Кавказа. Различие заключалось в том, что Петербург не спал из-за тысячи огней балов, раутов и маскарадов, на Кавказе бессонница была непреложной мерой предосторожности (Лев Толстой применительно к данной проблеме позднее замечательно выскажется устами одного из своих героев: «Верить – верь, а без ружья спать не ложись…»). По дороге в нестабильный регион Лермонтов на месяц задерживается в Москве и по случаю юбилея Бородинского сражения перерабатывает свое юношеское стихотворение «Поле Бородино» в просто «Бородино», ставшее бесценной классикой. Совершенно даром, из любви к искусству.
Во время кавказской ссылки Лермонтов сдружился с некоторыми декабристами, тоже отбывавшими здесь срок. Кавказские жизнь и нравы так глубоко впечатлили Лермонтова, что с той поры кавказские темы и образы не сходят со страниц его произведений. Особняком среди них стоит «Герой нашего времени» (1838 г.), в котором Лермонтов вывел могучий по силе и трагизму образ (во многом автобиографический) разочаровавшегося во всем скептика, сухаря и мизантропа Печорина.
В марте 1840 г. за дуэль с сыном французского посла Э. де Барантом Лермонтов был переведен в пехотный полк и вновь отправлен в действующую армию на Кавказ, где участвует в боевых действиях. В начале февраля 1841 г., получив двухмесячный отпуск, приезжает в Петербург в надежде получить, наконец, отставку и остаться в столице. Безуспешно. Более того, Лермонтову предписано в течение 48 часов покинуть Петербург и следовать в свой полк на Кавказе.
Он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения минеральными водами. Встречает своих старых приятелей, в числе которых и его товарищ по Школе юнкеров, Н. Мартынов. На одном из вечеров (и здесь, разумеется, было место кутежам) Лермонтов, озлобленный бессрочным продолжением своей военной карьеры, из вредности, а может, из суицидальных соображений оскорбляет очередной язвительной шуткой Мартынова, который немедленно вызывает еще живого классика на дуэль, закончившуюся для Михаила Юрьевича фатально. 15 июля 1841 г. был совершен очередной смертельный выстрел в великую русскую литературу.
Тело Лермонтова было погребено на Пятигорском кладбище. Позднее по просьбе бабушки гроб с прахом поэта был перевезен в Тарханы и погребен в фамильном склепе.
Состояние
В творчестве Лермонтова сочетались гражданские, философские и личные мотивы. Оно означало собой новый расцвет русской литературы. Произведения Михаила Юрьевича получили большой отклик в кинематографе, театре, живописи. Фильмы по произведениям Лермонтова снимали как классики советского кино (Сергей Герасимов — “Маскарад”, Станислав Ростоцкий — “Герой нашего времени” и “Бэла”), так и гении — нонконформисты (Сергей Параджанов — “Ашик-Кериб”). На многие стихи написаны народные песни, оперы, симфонии.
Именем Лермонтова названы более 1700 улиц, город в Ставропольском крае, несколько небольших населенных пунктов, театры, учебные заведения и даже малая планета и даже кратер на Марсе. Десятки памятников поэту воздвигнуты в городах России и не только.
Впечатления
“Лермонтовскими” местами в России считаются Москва, Подмосковье, Пензенская область и город Пятигорск (Ставропольский край).
На Кубани Лермонтов был дважды по пути на Кавказ — в 1837 и в 1840 годах. Он увековечил станицу Тамань в одноименной части романа «Герой нашего времени»: «Тамань — самый скверный городишко из всех приморских городов России». Дом-музей М.Ю. Лермонтова был открыт в станице Тамань в 1976 году. Было воссоздано подворье казака Федора Мысника, где останавливался поэт в 1837 году. В одной из комнат музея представлена обстановка, которая была описана Лермонтовым в повести «Тамань».
Дом-Музей Лермонтова в Москве (ул. Малая Молчановка, д. 2) входит в состав Государственного литературного музея и открыт в 1981 году по инициативе писателя Ираклия Андронникова. Здесь можно увидеть антикварную мебель, прижизненные издания и фотографии поэта. На Лермонтовской площади напротив Красных ворот можно посмотреть памятник поэту, созданный в 1965 году Исааком Бродским.
Усадьба Середниково (Мцыри-Спасское, XVII-XVIII в.) в Солнечногорском районе — центр “лермонтовской жизни” в Подмосковье. Здесь — в одном из родовых имений — Михаил проводил с бабушкой летние каникулы. Здесь же бывал и другой великий россиянин — Петр Аркадьевич Столыпин, родственник поэта, отец которого владел усадьбой позже. После запустения, царившего здесь в советские времена, усадьба была восстановлена силами общественных организаций, созданных родственниками поэта, в частности, его полным тезкой М.Ю.Лермонтовым (входившим в состав Общественной палаты РФ). Сегодня он включает не только главный усадебный дом, парадный, конный, скотный дворы и каскад прудов, но и инфраструктуру для многих “новомодных” впечатлений. Здесь снимается множество фильмов и можно одеть исторический кинокостюм, проводятся квесты и корпоративные мероприятия. Сюда можно съездить на свидание и на тимбилдинг. Ну а главными событиями года здесь становятся грандиозное фантасмагорическое театральное действо Midsummer Night Dream и костюмированный бал “Лермонтовские каникулы”.
Напротив, музей-заповедник “Тарханы” в Пензенской области бережно хранит дух именно той, лермонтовской, эпохи. Попадая сюда, чувствуешь живую атмосферу детства поэта. Прекрасно сохранившийся барский дом, где кропотливо восстановлен быт семьи Лермонтова, сохранены его вещи, книги, фотографии, церковь Марии Египетской, церковь Михаила Архангела могила Михаила Юрьевича, уютный парк и живописные пруды — все они насыщены памятью о поэте и олицетворяют место, где его душа “прекрасного искала”. Сельская дворянская усадьба XVIII — XIX веков — прекрасное место для созерцания в любое время года. Ежегодно здесь проводится Всероссийский лермонтовский фестиваль, а регулярные выставки, конференции и чтения носят “классический” характер.
На месте гибели М.Ю. Лермонтова в Пятигорске установлен памятник. К столетию со дня рождения поэта скульптор Б. М. Микешин изготовил стелу из кисловодского доломита. На стеле изображён портрет поэта, его имя и годы жизни. Также в Пятигорске располагается дом-музей Лермонтова. Домик Лермонтова — так его называют — сохранил свой первозданный вид. В нём Михаил Лермонтов провёл последними часы своё жизни. В Государственном музее-заповеднике М.Ю.Лермонтова, включающем, помимо домика поэта, целый квартал старого Пятигорска, представлены личные вещи поэта, а также воссоздан быт и атмосфера XIX века. Квартал расположен в курортной зоне, в окружении санаториев и минеральных вод, отчасти поэтому стал самым посещаемым музеем Лермонтова в мире. Рядом — места, связанные с творчеством поэта — озеро “Провал”, грот Дианы, парк “Цветник”. В центре Пятигорска также стоит памятник поэту, созданный Александром Опекушиным в 1989 году на собранные по подписке народные деньги.
В 2019 году в рамках проекта “Великие имена России” имя Михаила Юрьевича Лермонтова было присвоено аэропорту города Минеральные воды — транспортному хабу курортной зоны, многие точки которой связаны с творчеством поэта.
{{objectCandidate.short_description}} |
|
Привязан к брендам:
|
Адрес: {{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : ‘нет’}} Автор описания: {{objectCandidate. author}} Сайт: {{objectCandidate.site}} Координаты: {{(objectCandidate.coords || []).lat}} {{(objectCandidate.coords || []).lon}} |
Объекты
{{object. name}}
Комментарии для сайта Cackle
Падение Что с эпиграфом?
Падение Что с эпиграфом? | ШмупМагазин не будет работать корректно в случае, если куки отключены.
Похоже, в вашем браузере отключен JavaScript. Для наилучшего взаимодействия с нашим сайтом обязательно включите Javascript в своем браузере.
Что случилось с эпиграфом?
«Одни были ужасно оскорблены, и совершенно серьезно, что взяли за образец такого безнравственного персонажа, как Герой нашего времени ; другие проницательно заметили, что автор изобразил себя и своих знакомых… Герой нашего времени. Наше Время , господа, есть на самом деле портрет, но не отдельного человека, а совокупность пороков всего нашего поколения в самом полном их выражении».
— Лермонтов
Начнем с источника. Эпиграф написан Михаилом Лермонтовым, выдающимся русским писателем, которого больше всего помнят за его стихи. Известно, что он время от времени увлекался прозой, например, роман под названием «, герой нашего времени ». В этом произведении рассказывается история парня по имени Печорин, сомнительного «героя», имеющего в избытке пороков и недостатков. Мы полностью понимаем, почему Камю имел в виду именно этого героя — Жан-Батист Кламанс тоже не совсем наш выбор в качестве Человека года. (Если вы хотите узнать больше об этом типе «героя», ознакомьтесь с разделом «Роли персонажей».) Этот эпиграф цитирует комментарий Лермонтова к его собственному немного плохому хорошему парню.
Камю кажется лермонтовским настроением, а его эпиграф принимает форму совета читателям, как интерпретировать Падение . Эта история не история одного человека, говорит Камю, а история каждого человека. Мы все разделяем пороки, которыми страдает Жан-Батист, — такие пороки, как тщеславие, лицемерие и эгоизм. Это кажется вполне законным обобщением мнения Камю о своем романе. С другой стороны, Падение не научило нас ничему, кроме того, что мы должны подвергать сомнению все, никогда не доверять нашему рассказчику и предполагать, что нами постоянно манипулируют. Если это правда, то эпиграф может быть ироничным. Вам будет трудно убедить людей в этой интерпретации, но этот аргумент поднимает некоторые интересные вопросы.
Стрелка назад Назад Более Arrow ForwardПодробнее об падении Навигация
Это продукт премиум-класса
Разблокировать эти функции
Устали от рекламы?
Присоединяйтесь сегодня и никогда больше их не увидите.
Начало работы
Пожалуйста, подождите…
Лишний человек | Муза Байрона
Если вам выпал шанс путешествовать во времени, и если вы решили побывать в сельской местности России конца 1820-х годов, возможно, вам повезет, и вы, прогуливаясь по тихому лесу, насладитесь восторгом, который может подарить пение птиц если послушать, можно наткнуться на странную барышню, которая находит покой в лесу и безмятежность у озера; одинокая девушка, чьими друзьями являются книги, цветы и птицы, и которая чувствует себя более дома среди высоких душевных деревьев, чем в освещенных свечами салонах, полных людей; дама, замкнутая и робкая снаружи, но полная тепла, страстей и чувств внутри; это существо нежное, как оленёнок, и есть Татьяна Ларина – прекрасное литературное творение Пушкина и любовное увлечение Евгения Онегина, байронического героя русской литературы.
Лидия Тимошенко (1903-1976), Татьяна и Онегин Годы спустя
«Евгений Онегин» — роман Александра Пушкина в стихах, впервые опубликованный в 1833 году, хотя текущая версия — 1837 года. Он является представителем русской литературы. романтизма и Пушкин потратил десять лет на написание этого лирического шедевра, названного В.Г. Белинского как «энциклопедию русской жизни», да и вообще она охватывает широкий круг тем; бессмысленность жизни, любовь и страсть, смерть, провинциальная жизнь, поверхностность высших сословий, жесткость этикета, условности и скука. Главный герой «сумасшедший и плохой», вернее, циничный и скучающий Евгений Онегин , холодный и уставший от жизни дворянин, который в начале романа унаследовал имение после смерти дяди и приезжает в деревню. Ему надоела светская жизнь в Петербурге, наполненная поверхностной болтовней, играми, флиртом, балами и зваными обедами; он находит этот цикл утомительным и повторяющимся и поэтому надеется найти что-то новое и интересное в сельской местности. Онегин как раз из тех людей, которые будут гадить на то, что ты любишь, только потому, что он совсем не чувствует страсти к жизни, и издеваться над тем, что ты обожаешь, потому что он не находит ценности ни в чем.
Он «лишний человек», литературное творение Пушкина по мотивам демонического байронического героя. Лишний человек полон противоречий, он чувствует свое превосходство над окружающими, и все же он ничего не делает для того, чтобы использовать свои возможности и таланты, а предпочитает бесцельно идти по жизни, склонный к саморазрушению, преследуемый сильным чувством скуки жизни. Лермонтовский персонаж Печорин в «Герое нашего времени» — еще один пример лишнего человека, вдохновленный непосредственно пушкинским Онегиным. Могу я добавить, что в фильме Онегин (1999) , Онегина играет замечательный Рэйф Файнс и я думаю он сыграл его отлично, в его голосе чувствуется цинизм и тоска. Так что, если вы не склонны к чтению романа, вы можете потратить два часа своей жизни и посмотреть фильм, который оказался на Youtube. В фильме Татьяну играет великолепная Лив Тайлер.
Каспар Давид Фридрих, Эльбшифф в тумане раннего утра, 1821 г.0005 Владимир Ленский ; безнадежный романтик и идеалист, гордый и вежливый юноша, увлеченный романтическим духом времени, но его характер, я чувствую, украшен скорее сентиментальностью, чем глубокими чувствами, его поэзия и его любовь к Ольге так же поверхностны как лужа после дождя, которая высыхает с первыми лучами солнца, и он так наивен, но простите его, ему всего 18 лет! Вот как описывает его рассказчик (или Пушкин):
« Владимир Ленский, человек
Красивый, молодой, кантианец.
Чья душа сформировалась в Геттингене,
Друг правды: тогда поэт.
Из туманной Германии он привез
Плоды золотого дерева учености
Пылкие мечты о свободе эксцентричная мысль,
Красноречие, вдохновляющее самых смелых,
И темные волосы, ниспадающие на плечи. »
А вот описание его стихов, меня не может не позабавить Ленский. Вы бы видели его в фильме, поющего Шуберта в лесу, отдающего этому свое сердце и душу, хотя эффект жалкий, и Онегин позже издевается над ним, говоря, что «бедный Шуберт, его тело едва в могиле, а его работа режут дилетанты» и заявляя, что Ленский «оскверняет Шуберта»:
« О любви пел, любви подчинил,
Чистая и безмятежная его мелодия…
Он пел о разлуке и печали,
Туманные края и смутные завтра,
О розах в какой-то высокой романтике ;
Пел всех дальних стран
Где на тихих пустынных нитях,
Живые слезы застилали взор;
В восемнадцать лет он обладал силой,
Воспевать жизни сухой увядший цветок. »
Михаил Нестеров, Девушки на берегу реки
Ленский безумно влюблен в Ольгу Ларину , очаровательную и хорошенькую младшую сестру Татьяны. Она легкомысленна и кокетлива, светловолоса и белокура, умеет очаровывать взглядами и пением, но внутри пуста, чувства ее поверхностны и расчетливы; ее безумная любовь кажется мимолетной, ибо после того, как Ленский погиб на дуэли, ей не потребовалось много времени, чтобы забыть его и выйти замуж за другого мужчину. Она как фарфоровая кукла; если сломаешь ее, внутри ничего не найдешь.
» Всегда скромный, всегда правдивый,
Всегда улыбающийся, как заря,
Как жизнь поэта проста,
Сладка, как поцелуй любви, это s родился
Неба -голубые глаза, небесная синева,
Волосы льняные, тоже все блестят
Голос, манеры, тонкая талия,
Такая была Оля…можно вставить
Ее описание здесь из любые
Роман, который вы предпочитаете читать,
Очаровательный портрет, да, действительно,
Один я обожал, но теперь он мне надоел.
Читатель, я улучшу обзор,
Позвольте мне описать ее старшую сестру. »
« Зажженная тоской, обстоятельством,
В одиночестве сердце ее горело,0053
Ее душа ждала… но кого? »
А теперь давайте, наконец, поговорим о старшей сестре, моей самой дорогой и милой Татьяне Лариной , персонаже, к которому я сразу же привязался, много раз перечитывал отрывки о ней и обнаружил, что могу понять. Задумчивая, меланхоличная и мечтательная, навсегда погруженная в свои мысли, вы найдете ее бродящей по лесу, собирающей цветы или сидящей у окна и мечтающей, пока другие болтают и смеются, а книга всегда в ее руках. Вот как Пушкин описывает свою героиню:
“ Итак, ее зовут Татьяна.
Не красавица, как ее сестра,
Отсутствие румяных щечек, манеры,
Чтобы привлечь мимолетного любовника.
Меланхолия, дикая, уединенная,
Как лань на поляне,
Бегство при знаке опасности,
9 0052 Для своей семьи незнакомец.
Она никогда не любила ласки
Ее отец, мать, не ее путь
Радоваться детской игре,
С другими, сладко танцуя.
Но часто к окну приклеивалась
Целый день сидела в одиночестве. »
Александр Брюллов, Портрет жены Пушкина Натальи, 1831
Татьяна даже в детстве была замкнутой и застенчивой. Когда ее сестра Ольга и другие дети играли в салки или пели, она бродила по лугам одна, предпочитая компанию своей мысли шуму толпы. В отличие от других девочек, она интересовалась куклами. Забота о куклах должна была подготовить девочек к их будущей роли матерей, но Татьяне были чужды все детские глупости и шалости, и мечты, кажется, наполняли ее дни с самого раннего детства:
» Милая подруга ее была мечта,
С колыбели медленный ручей
Безмятежной унылой деревенщины
Обогащенный медитативное сновидение.
Ее нежные пальцы никогда не держались
Игла, никогда не превосходившая,
Ее голова над шелком склонилась, д разработан. ”
“ Теперь с большей концентрацией,
Она читает сладкие романы,
Находит более глубокое очарование,
В этих нежных обольстительных взглядах!…»
Вместо этого книги и природа были ее друзья. Я по опыту знаю, что книга может быть источником радости и вдохновения больше, чем человек, и вид цветов или дерева может наполнить душу большей добротой, чем обычный человек. А мечты, уверяю вас, могут наполнить вас не меньше чувств, чем реальные события, но они никогда не оставят горького привкуса в вашей душе, как жестокая реальность. Татьяна это тоже знает! А литература, особенно романы о романах (как и те, которые читала Эмма Бовари), оказались забавой и развлечением для ее и без того живого воображения:
» С самого начала она жаждала романов,
Ее великое наслаждение, она их так любила,
В какую бы главу больше ни входило,
В Ричардсоне или в Руссо. »
Естественно, пропитанная сутками в тех романах, Татьяна начинает видеть себя героиней и проживает по книгам человека, который читает жизни не одну, а много жизней. И когда она закрывает книгу, проверка реальности; тихое пение птиц, легкий ветерок сквозь березы, запах травы, далекий журчание реки, да, она все еще в деревне, не в средневековом замке в Швейцарии или красивом особняке в Англии:
» И видит себя героиней
Из всех авторов, которыми она восхищается,
Кларисса, Жюли или Дельфина;
Странствует среди лесных хоров
С каким-то опасным томом бродит,
По своим страницам быстро прочесывает,
Найти свою страсть и свою мечту,
Ее переполненное сердце, любовь блеск.
Она вздыхает и в себе обладает
Чужая радость, чужое горе… »
Источник: здесь. Так ли выглядел особняк Онегина издалека, в застывшем русском сказочном пейзаже?
Пушкин даже пишет о типах героев, о которых мечтает Татьяна. Никогда не недооценивайте силу, которую книга может иметь на человека, одинокого или обладающего буйным воображением:
» Весь хлам британской музы
Теперь тревожит сон молодой девушки,
Ее кумир, тот, кем можно восхищаться,
Кровососущий Вампир,
Мельмот, путешественник Мэтьюрина,
Корсар или Блуждающий еврей,
Нодье Жан Сбогар тоже .
Лорд Байрон с проницательным отчаянием,
Проявляет безнадежный эгоизм
Как мрачный романтизм. ”
Исаак Левитан, Осенний пейзаж, 1880
Пушкин рассказывает нам, что Татьяна находит убежище в долгих прогулках, ищет утешения в природе, успокаивающей муки любви:
» Преследуемая любовной болью, Татьяна,
Выходит в сад, пешком
Глаза опущены, до изнеможения,
Мешает ей даже двигаться.
Ее грудь вздымается, ее щеки пылают,
Внезапно вспыхивая от стыда,
Дыхание на губах остекленело,
Рев в ушах, глаза затуманены…
Наступает ночь, и луна патрулирует
Небесный свод. Возле ее комнаты,
Соловей, из лесного мрака
Его богатая звучная мелодия.
Татьяна, в темноте лежащая,
К своей няне тихонько вздыхает. »
« ‘ Я влюблен’ Татьяна вздыхает,
Тихим шепотом издает стон.
«Дорогой, вы не можете быть здоровы», отвечает,
Медсестра. ‘ Это любовь. Оставь меня в покое. ’
Тем временем печальная луна мечтает,
На девичьей бледной красоте блестит,
Сияет вверху своим спокойным светом….
И весь мир лежит неподвижно внизу,
Купаясь в зачарованном сиянии луны. »
Ни с кем не разговаривая, никому не доверяя, только луна и кормилица знают ее секреты. Но Татьяна решает осуществить свои мечты и признаться в любви в письме. Вот как оно начинается, знаменитое «письмо Татьяны»:
« Я вам пишу — нужно больше?
Как я могу объяснить?
В твоих силах, при желании,
Раздавить меня холодным пренебрежением.
Но если эта тоска тебя вдохновила
Пробуждает малейшую симпатию,
Я знаю, ты меня не бросишь… »
Хотя она с ним почти не разговаривала, а он не проявлял к ней особого интереса и привязанности, Татьяна за ночь очутилась в себе одурманен этим странным, задумчивым аристократом, окруженным петербургским чутьем. В его фигуре и нескольких словах, которыми они обменялись, она увидела всех героев, о которых фантазировала всю свою короткую жизнь; «Вертер — рожденный мучеником», Грандинсон, Малек-Адель Коттена, де Линар де Крюденера, а также любовница Жюли Вомар Руссо:
«Единый образ как бы:
Глупый мечтатель видит их целиком
В образе Онегина и душе. ”
Гюстав Леонард де Йонге, «Девушка с розой», 1878
Легко понять, почему она так относилась к Онегину, если вспомнить ее одинокое и скучное существование в деревне, с матерью и сестра, которая не понимает ее и не пытается понять, потому что у них совершенно разная природа. Тщеславная, эгоистичная и кокетливая Ольга никогда не может мечтать о том, чтобы испытать всю глубину чувств Татьяны, а так же и Татьяна никогда не может даже мечтать о том, чтобы предаваться легким развлечениям и флирту, которые, кажется, заполняют дни Ольги. Пушкин предупреждает нас, что если любовь Ольги есть более мимолетное кокетство, то Татьяна любит со всей серьезностью:
“ Татьяна не крутая кокетка,
Любит на полном серьезе,
Уступает ей, как дитя, пока еще
Полна невинности и сладости. »
До встречи с Онегиным Татьяна всю жизнь скиталась, читала о романах и захватывающих приключениях, но так и не испытала ничего подобного, и вот, вдруг, в их уединенную деревню приходит незнакомец и волнует ее душа. Она думает о нем день и ночь и не находит покоя, пока в письме не напишет все, что лежит у нее на душе. Все, что робость мешала сказать ее устам, рука осмелилась написать, чертя черными чернилами на бумаге, при лунном свете, предлагая свою жизнь человеку, которого она едва знает, и скрепляя его воском перед тем, как отправить.
Но ее страстный порыв чувств был встречен с другой стороны холодностью. Когда они встречаются на вечере, она с тревогой ждет его в саду, а он — о, этот страшный Онегин! – он пренебрежительно возвращает ей письмо, советуя ей впредь сдерживать свои чувства, избегать привязанностей и действовать сдержанно и холодно, потому что другой мужчина, не такой «добросердечный», как он, обязательно воспользуется ее наивность и невинность. Онегин безжалостно «с холодным пренебрежением» сокрушил чувства этого нежного полевого цветка. Когда я читал это, я думал: какой смелый поступок, какой прямой жест, особенно для женщины ее времени, и как трудно, должно быть, написать кому-нибудь любовное письмо, но, прочитав о жестоком отвечайте, я понял, что это неразумно, и, может быть, разум в данном случае должен возобладать над чувствительностью. Джейн Остин, похоже, тоже так думала, потому что ее героиня Марианна Дэшвуд была в некотором роде наказана за свою чувствительность.
Почему Татьяна влюбилась в Онегина, для меня загадка, я нахожу его очаровательным как литературный персонаж, но он не идет ни в какое сравнение с романтическими героями, о которых она читала. Я полагаю, она должна была чувствовать, что под этой холодной, циничной внешностью должно скрываться сердце, полное чувств, и что она могла бы пробудить их, но она ошибалась, потому что Онегин до мозга костей эгоистичен и даже не способен любить. Ее мечты и неопытность, кажется, сделали ее плохой судьей характера. Вот что почувствовал Онегин, получив письмо:
» Но теперь, получив Танину записку,
Сердце Онегина глубоко тронуло;
Нежный стиль, которым она писала,
Простой девичий способ, которым она любила.
Ее лицо обладало его памятью,
Ее бледность и ее меланхолия,
Он нырнул головой вперед в поток,
Безобидный и восхитительный сон.
Возможно, древнее пламя страсти,
Волновала его по-прежнему,
Хотя он не хотел бы предавать
Такую доверчивую душу, таким образом. . . ”
Отон Ивекович, Пейзаж, 1901
Это часть того, что Онегин говорит Татьяне как причины, по которым они никогда не смогут быть счастливы вместе:
“ ‘Я не для счастья рожден,
Все такое есть чуждо моему уму;
Твоего совершенства тоже, не меньше
Разве я недостоин, ты узнаешь.
Поверь мне (совесть — мой проводник)
Ср., огонь бы скоро потух;
Как бы я ни хотел доказать правду,
Привычка охладит мою любовь к тебе.
Тогда бы ты плакал, но твои слезы,
Твоя скорбь никогда не тронула бы мое сердце,
Но сведи меня с ума, побуди меня уйти.
Какие шипы, а не розы, через годы
Усыпала бы Гименей наш путь,
Много ночей и много дней? »
Онегин на самом деле был очень добр к ней, потому что я не думаю, что она могла бы быть по-настоящему счастлива с таким мужчиной.
Пушкин задумается на минуту, кто виноват в этом досадном недоразумении:
» Почему же тогда Таню считают виновной?
Потому что ее простота, кажется,
Не знает обмана, и все же она
Полностью верит в свои мечты?
Или потому, что ее любви не хватает искусства,
Следует внушениям своего сердца?
Потому что она доверчивая и честная
И небесами благословлена,
С глубоким воображением,
Огненная воля, живой ум,
Душа для Огни страсти разработаны,
Дух, настроенный на все творение?
Конечно, ты можешь простить,
Жгучая жажда любить и жить? ”
Часы тикают; проходят холодные, суровые и одинокие русские зимы, и Татьяна собирается стать старой девой. Она еще испытывает чувства к Онегину, может быть, втайне надеется, что он, может быть, одумается и вернется к ней, но Онегин не возвращается, и давление матери становится слишком сильным:
» Цветение Татьяны совсем пропало,
Она, бледнее и молчаливее!
Ничто не может отвлечь,
Или взволновать ее душу, никакого подстрекательства.
Торжественно перешептываясь вместе,
Соседи покачали головами, навсегда
Вздохнув: «Пора бы ей выйти замуж!»…
Хватит. Давно пора вместо этого
закрасить эту грустную сцену,
И счастье любви изобразил,
Хотя, дорогой Читатель, сознаюсь
Меня одолевает, то есть жалостью;
Прости меня: я любил с самого начала
Моя Татьяна, всем сердцем. »
И вот Татьяна вышла замуж за другого мужчину, генерала. Она его не любит, но терпит. Проходят годы, Пушкин переносит читателя в путешествие из деревни в петербургский гламур. Мы на балу; музыканты наигрывают чарующую мелодию, мерцают свечи, танцуют пары… Онегин тоже там; такой же скучающий и циничный, как и много лет назад, но что-то или кто-то привлекает его внимание; красивая женщина в фильме показана в великолепном красном платье. Женщина носит вокруг себя атмосферу достоинства и серьезности – это Татьяна, выросшая теперь в мудрую, зрелую, уверенную в себе женщину, которая грациозно стоит рядом с мужем. Онегин обезумел от страсти, он пишет ей письма, полные признаний в любви и обожании, но она не отвечает: ведь она замужняя женщина, да еще и верная. Он испытывает некоторое извращенное удовольствие, пробуждая сильные чувства, которые ей не без труда удалось укротить и усыпить. Когда ему удается украсть у нее момент уединения, он предлагает им сбежать вместе и исполнить свою любовь, но теперь она победитель в этой шахматной партии любви, она говорит ему, что для их любви уже слишком поздно, что он свой шанс и теперь она останется верна своему мужу. Это острая сцена в фильме, когда она сквозь слезы говорит ему, что ждала его, но он опоздал. Онегин только не понимает, потому что ему все равно; он хочет ее, потому что не может иметь ее.
В конце концов, Татьяна остается одинокой, несчастной женщиной в печальном, но сносном браке, а Онегин, рано убивший Ленского на дуэли и много лет назад сокрушивший привязанность Татьяны, остается совсем один, и это его окончательное наказание. Актами убийства Ленского, этого невинного, мечтательного идеалиста, и отказа от любви Татьяны, Онегин символически «убивает» невинность, перешедшую его жизненный путь. А Татьяна олицетворяла широту русской души и считалась символом идеальной женщины. Она также воплощает гоголевскую концепцию «славянской души»: меланхоличной души мечтателя и мыслителя, загадочной и грустной души. Ощущение мрака, печали и трагедии нависло над большей частью славянской литературы, как дождевая туча. Мне безмерно интересно, что в обоих романах; Пушкина Евгений Онегин и Лермонтов Герой нашего времени происходит поединок и лишний человек побеждает, а романтик-идеалист умирает, но на самом деле и Пушкин и Лермонтов погибли на дуэлях.