Характеристика чацкого и фамусова общества: Сравнительная характеристика Чацкого и фамусовского общества из комедии «Горе от ума»

Сравнительная характеристика Чацкого и фамусовского общества из комедии «Горе от ума»


В комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» подняты общественно-политические вопросы, особенно актуальные для начала 19 века. Причём вопросы эти получают противоположную оценку в зависимости от того, кто их поднимает: Чацкий, который является представителем «века нынешнего», прогрессивно мыслящим человеком, или те, кто относится к фамусовскому обществу и имеют консервативные взгляды. Фамусовским обществом принято называть группу действующих лиц: Фамусова, его гостей и людей из его домашнего окружения. Они представляют «век минувший».

Отношение Чацкого к фамусовскому обществу очень критическое, он не согласен с его представителями по всем вопросам, поднятым в комедии, и высмеивает их образ жизни и жизненные ценности.

Содержание

Взгляды Чацкого и фамусовского общества на жизнь

По всем вопросам жизни русского общества у Чацкого и представителей «века минувшего» суждения абсолютно противоположны.

Отношение к службе, богатству

Богатство — это то, чему поклоняется всё фамусовское общество. Если человек богат, его уважают, даже раболепствуют перед ним. Как он получил это богатство, честно ли — это фамусовское общество не интересует, не интересуют его и личные качества такого богача, главное, что он богат.

Служба для Фамусова и его окружения — это только источник почёта и благосостояния. Фамусов не вникает в служебные дела, поручив это делать своему секретарю Молчалину. Обычай этого высокопоставленного чиновника таков: «…Подписано, так с плеч долой».

Фамусов ставит в пример Чацкому своего дядю Максима Петровича, который, чтобы «подслужиться» к вышестоящим особам «сгибался вперегиб», несмотря на свою важность. А Чацкий бросил службу именно потому, что «служить бы рад, прислуживаться тошно».

Молчалин, как и Фамусов, считает, что продвинуться по службе можно только угождая начальству. А полковник Скалозуб добился высокого чина, потому что знает, что «чтоб чины добыть есть многие каналы».

Чацкий же уверен, что нужно служить «делу, а не лицам», не для личного обогащения, а для блага России.

Отношение к образованию, просвещению

По мнению Чацкого, просвещение нужно развивать, чтобы образованные люди приносили пользу стране. Он критикует светских людей, которые нанимают для своих детей «учителей полки, числом поболее, ценою подешевле», да ещё из иностранцев.

Гости Фамусова критически отзываются об образованных людях, а сам хозяин дома уверен, что просвещение только вредит: «Ученье — вот чума, учёность — вот причина, //Что нынче пуще, чем когда, //Безумных развелось людей, и дел, и мнений».

Отношение к иностранному влиянию

Чацкий сетует, что дворянским детям внушают, что иностранцы, служащие их учителями и часто не имеющие должного образования, умны. «…Как с ранних пор привыкли верить мы, //Что нам без немцев нет спасенья!», — говорит он Софье. Его возмущает, что светские люди подражают повадкам и нарядам иностранцев и французских модисток, что в светском обществе господствует «смешенье языков: французского с нижегородским».

Гости Фамусова с восторгом слушали «французика из Бордо», очень довольного, что он приехал в Россию и увидел, что она не отличается от его родины, так как в обществе все говорят по-французски.

Отношение к народу


Говоря о рабском подражании всему иностранному, Чацкий с горечью спрашивает: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод? //Чтоб умный, бодрый наш народ //Хотя по языку нас не считал за немцев».

Отношение Чацкого к народу и крепостному праву отличается от того, как к ним относятся люди светского общества. Он с негодованием вспоминает, что знатный, уважаемый в свете человек выменял на борзых собак своих слуг, которые не раз спасали «в часы вина и драки» его жизнь и честь. Возмущает его и то, что другой барин забрал множество детей из их семей для крепостного балета, а затем распродал их поодиночке, чтобы заплатить свои долги.

Отношение к любви, браку

Для представителей фамусовского общества характерно отношение к браку не как к союзу любящих друг друга мужчины и женщины, а как к выгодной сделке. Они уважают тех, кто смог  жениться или выйти замуж за богатого человека, например, как почтенный камергер Кузьма Петрович, который был «богат, и на богатой был женат» (о нём упоминает Фамусов в начале 2-го действия).

Князь и княгиня Тугоуховские озабочены тем, чтобы выдать своих 6 дочерей за богатых людей. Узнав, что Чацкий холостой, княгиня велела мужу позвать его в гости, но, спросив Наталью Дмитриевну Горич, богат ли он и услышав в ответ: «О, нет!» — скомандовала мужу: «Князь, князь! Назад!»

Репетилов в разговоре со Скалозубом жалуется, что женился по расчёту, но неудачно: отец невесты метил в министры, но  когда Репетилов женился, тесть не стал его продвигать по службе, так как боялся упрёка в кумовстве. Репетилов досадует, что «приданого взял — шиш, по службе — ничего».

В фамусовском обществе считается, что главное, чтобы у жениха было хотя бы 2 тысячи крепостных. Неважно, что он за человек, — родители ведь выдают замуж дочерей не по любви, а за богатство. Вот и Фамусов — «желал бы зятя он с звездами да с чинами», как говорит Софье служанка Лиза.

Взгляды фамусовского общества на брак чужды Чацкому, потому что для него счастье состоит не в богатстве, а во взаимной любви.

Ум в понимании Чацкого и фамусовского общества


Для представителей фамусовского общества ум понятен в житейском, практическом смысле этого слова. Для них умён тот, кто сумел добиться богатства и высокого положения в обществе.

Для Чацкого же умён тот человек, который обладает интеллектом свободного мыслителя, вольнодумца и способен относиться критически к социальным условиям и порядкам в стране.

Идеалы и жизненные ценности

Для людей фамусовского общества идеалом является человек высокого положения, живущий в роскоши принимающий знаки почтения и раболепства от нижестоящих людей. Жизненные ценности светского общества — это высокое положение в обществе и богатство.

Для Чацкого идеал и жизненная ценность — это свобода личная и общественная, возможность заниматься тем, к чему у человека есть интерес и способности, а не вести образ жизни, ему не подходящий, но одобряемый в светском обществе.

Конфликт Чацкого и фамусовского общества

В комедии «Горе от ума» среди действующих лиц один Чацкий представляет «век нынешний», а ему противостоят многочисленные представители «века минувшего». Фамусовское общество не принимает Чацкого, сумевшего всех настроить против себя, так как он открыто критиковал и светских людей, и их образ жизни.

Главный герой комедии обвиняет фамусовское общество в раболепии перед всем иностранным, в преклонении перед высокопоставленными и богатыми особами, в неприятии просвещения, в бесчеловечном отношении к крепостным. Столкновение такого свободолюбивого и критически мыслящего человека с фамусовским обществом было неизбежно, так как оно взгляды Чацкого считает опасными.

Софья распустила слух о том, что Чацкий сошёл с ума. Она в сторону говорит реплику: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, //Угодно ль на себя примерить!»

Фамусов, Молчалин, Загорецкий, Хлёстова и вообще всё фамусовское общество верит в сумасшествие Чацкого, вспоминая его реплики, речи, советы. Он окончательно отторгнут фамусовским обществом, его страстную речь о рабском подражании иностранцам уже никто не желает слушать. Он лишний человек в фамусовском обществе, да и сам он не желает оставаться в Москве.

Сравнительная характеристика Чацкого и фамусовского общества (таблица)

Взгляды на жизньАлександр Андреевич Чацкий Фамусовское общество
Отношение к службе, богатствуНе приемлет богатства как цели жизни. Готов служить «делу, а не лицам».Главная ценность — богатство, полученное любым путём. Служба — средство для обогащения, а не работа на благо Отечества.
Отношение к образованию, просвещениюОтчизне нужны умные люди, поэтому образование и просвещение необходимо развивать.Доверяют учить своих детей иностранным учителям, многие из которых не очень образованы.

Считают, что просвещение ведёт к свободомыслию, которое они не приемлют.

Отношение к иностранному влияниюКритикует преклонение перед всем иностранным.Восхваляют всё иностранное, презирают русскую национальную культуру.
Отношение к народуУверен в уме и бодрости народа, осуждает тех крепостников, которые не считают крепостных за людей.Презирают народ и русскую народную культуру, не считают за людей крепостных: продают их и покупают их, как вещи.
Отношение к любви, браку, счастьюЛюбовь — чувство, которое не зависит от богатства или бедности любимого человека. Счастье состоит во взаимной любви.Считают брак не по любви, а по расчёту единственно правильным. Счастье для них — в богатстве.
Как понимают смысл слова «ум»Умён тот, кто просвещён, гуманен, способен критически оценивать жизнь и общественные порядки.Умён тот, кто добивается богатства, умеет извлекать выгоду для себя.
Идеалы и жизненные ценностиИдеал — гордый, свободолюбивый человек. Жизненная ценность — личная и общественная свобода.Идеал — человек, добившийся влияния в обществе и богатства. Жизненная ценность — богатство.

Вывод

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» главный герой Чацкий противопоставлен фамусовскому обществу. Он отличается от него своими взглядами на все стороны жизни. Сравнительная характеристика Чацкого и фамусовского общества выявляет их противостояние по главным жизненным вопросам. Автор, включив несколько внесценических персонажей (например, брата Скалозуба) показал, что люди, подобные Чацкому, уже появились в России. Они стремятся к тому, чтобы начались преобразования в стране, и за это их фамусовское общество считает опасными людьми.

Сравнительная характеристика Чацкого и фамусовского общества может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Вам также будет интересно почитать:

сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру


Главным конфликтом новаторской комедии «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова стал раскол в дворянской среде. На рубеже двух веков после только что окончившейся Отечественной войны помещикам необходимо было что-то изменить в своей жизни.

Одни же консервативно настроенные слои не хотели перемен, другие, наоборот, желали повысить ценность личности, изменить статус гражданского самосознания. Именно между этими двумя группами и завязалась борьба, которую так ярко и правдиво показал автор в своем произведении. Основными противниками, относящимися к разным лагерям, стали Фамусов и Чацкий.

Сам Грибоедов четко обозначал позицию комедии: 25 глупцов и один здравомыслящий молодой человек, под которым он подразумевает, конечно, Александра Андреевича Чацкого.

Но ведь и Фамусова нельзя причислять к категории глупцов. Это было бы неправильно. У двух героев своя правда, разная, но оба они отдают все силы на ее защиту. И у каждого, безусловно, есть ум, вот только его качество имеет отличия.

Ум дворянина, негативно настроенного на преобразования, нацелен только на то, чтобы сохранить прежний уклад, теплое насиженное местечко. А все новое – реальная угроза, этого никак нельзя допустить. Таковы взгляды Павла Афанасьевича Фамусова.


У Александра Андреевича же ум гибок, молодого человека привлекают новые ценности, они ему ближе. Он всей душой и сердцем ратует за достоинство человека, а не оценивание по количеству купюр в кошельке и чину.

Что касается остальных вопросов сравнительной характеристики двух героев, их мнения во всем расходятся. Чацкий выступает за образование, он неплохой писатель и переводчик. Фамусов же, напротив, считает просвещение большим вредом, по мнению помещика, оно таит опасность и не приносит никакой пользы. Куда проще жить в комфорте и постоянных развлечениях.

В отношении службы у героев также нет единения. Чацкий не служит, так как не видит в этом деле для себя пользы. Прислуживаться же не в его натуре. А вот фамусовское общество во главе с помещиком ничего зазорного в том, чтобы прогнуться перед вышестоящими чинами, не видит. Для них это возможность продвижения по службе. А ее ни в коем случае нельзя упускать. Даже шутом быть, как покойный дядя Павла Афанасьевича, не страшно. Посмешить публику и получить за это вес в обществе – плевое дело. Но не так устроен Александр Андреевич. Молодой человек считает такое поведение унижением и ни за что на свете на это не пойдет.

В отношении семьи мнения Фамусова и Чацкого также сильно расходятся. Богатый дворянин придерживается той позиции, что брак возможен и без любви. Главное – это положение в обществе. Кто беден, не подойдет в качестве второй половины для его дочери Софьи. Везде во главу угла ставятся деньги, и семейные отношения не становятся исключением. Богатство и счастье приравниваются в фамусовском обществе.

Но Чацкий не может даже слышать такого мнения. Он выступает за живые истинные чувства. Любовь для молодого человека выше материального достатка, и никакие деньги не смогут ее заменить.

Проведя такую сравнительную характеристику двух главных героев, мы четко видим, насколько подлым и безнравственным выступает Павел Афанасьевич Фамусов. Дело в том, что время изменений еще не пришло. Чацкого прогоняют из фамусовского общества, окрестив его ,с легкой руки Софьи, сумасшедшим. Но все же он победитель, а не проигравший. Москва боится таких людей, их речи страшны, они несут нарушение привычного уклада и комфорта. Правда Чацкого все равно, рано или поздно, одержит победу. Исторические изменения закономерны, и они непременно грядут.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сравнительная характеристика Чацкого и Репетилова
  • Сравнительная характеристика Чацкого и фамусовского общества
  • Сравнительная характеристика Софьи и Лизы
  • Проблема «безумия» и «ума» в комедии Грибоедова «Горе от ума»

  • характеристик каждого общества Фамуса. Общество Фамуса в образе А.С. Грибоедов «Горе от ума»

    Комедия «Горе от ума» написана в годы острой борьбы между старым, реакционным дворянством и революционной молодежью, видевшей бедствие страны в феодальном строе. Эта борьба между прошлым и будущим и была главной темой комедии. В «Горе от ума» описываются оба лагеря — отжившее, крепостническое общество Фама и его противники (Чацкий с немногочисленными сторонниками).

    Ярким представителем «прошлого века» является так называемое общество Фамуса. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова, богатого, знатного дворянина. Сюда входят князь и княгиня Тугоуховские, старуха Хлестова, супруги Горичи, полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь: все они жесткие феодалы. Они считают торговлю людьми нормальным явлением. Крепостные искренне им служат, порой спасая себе жизнь, а хозяева могут обменивать крестьян даже на борзых… Главное для общества Фамусов — богатство. Идеалы для них — люди в чинах.

    Для людей этого круга также характерно равнодушное отношение к делу. Фамусов — «управляющий в казенном месте», за весь день он обращается к делам только один раз: по настоянию Молчалина чиновник подписывает бумаги, не обращая внимания на то, что они «имеют противоречие, а много еженедельно».

    Еще одна черта, объединявшая всех «отцов», — преклонение перед всем западным, в частности, французским. Они считают, что в мире нет лучшего региона, чем Франция, они искренне считают, что им «нет спасения» без иностранцев. Представители «старого мира» пытаются перенять язык, культурные обычаи французов, не понимая, насколько нелепо они это делают.

    Итак, люди фамусовского кружка эгоистичны и жадны. Все свое время они проводят в светских развлечениях. Во время этих забав они злословят и сплетничают, лицемерят друг перед другом. Они низкопоклонники и бизнесмены, льстецы и подхалимы. Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича, великого дворянина: «Когда надо служить, а он на излишество нагнулся».

    Самый большой страх общества Фамуса — это образование. Фамусов считает, что ученость — это «чума», и уверяет, что надо «убрать все книги и сжечь их», а Скалозуб мечтает о школе, где «книги будут сохраняться для больших случаев».

    Главной проблемой для общества Фамус является вопрос служения. Каждый в этом кругу мечтает «достичь определенных степеней», обеспечить себе безбедное существование. К людям, добившимся успеха, например, Скалозубу, Фамусов относится с одобрением. А Чацкий, по его шкале ценностей, — «заблудший» человек, заслуживающий лишь презрительного сожаления: ведь, имея хорошие данные для успешной карьеры, он не служит. «Но если хотите, то по-деловому», — отмечает Фамусов.

    Общество Фамуса — это общество со своими идеологическими представлениями, взглядами на жизнь. Они уверены, что нет другого идеала, кроме богатства, власти и всеобщего уважения. «Ведь это только здесь ценят дворянство», — говорит Фамусов о барской Москве. Грибоедов разоблачает реакционность крепостнического общества и тем самым показывает, куда ведет Россию фамусовское засилье.

    Общество Фамуса

    Комедия «Иди» написана Г-довым в 1824 году. Дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводит вечную борьбу старого и нового , развернувшейся с особой силой в это время не только в Москве, но и по всей России между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми «века настоящего» и феодалами (людьми «прошедшего века»). Г-дова в комедии глубоко реалистичны. Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Хлестова, плут Загорецкий и все другие есть отражение действительности. Эти люди, глупые и корыстные, боящиеся просвещения и прогресса, мысли их устремлены только к приобретения почестей и званий, богатства и нарядов, они составляют единый лагерь реакции, попирающий все живое»9.0003

    «Век прошлого» в комедии представлен рядом ярких типов. Это и Фамусов, и Скалозуб, и Репетилов, и Молчалин. Ф-го о-во традиционно. Жизненные устои его таковы, что надо учиться, «взирая на старших», уничтожать вольнодумные помыслы, со смирением служить тем, кто на ступеньку выше, а главное, быть богатым.

    Идеал этого общества в монологах дяди Фамусова Максима Петровича и Кузьмы Петровича:

    … вот пример:

    Покойный был почтенным камергером,

    С ключом, и он умел передать ключ своему сыну;

    Богат, был женат на богатой женщине;

    Женатые дети, внуки;

    Умер; все вспоминают его с грустью.

    Кузьма Петрович! Мир ему! —

    Какие асы живут и умирают в Москве!. .

    Во главе всего f-го общества стоит фигура Фамусова, старого московского дворянина, заслужившего общее положение в столичных кругах. Он приветлив, обходителен, остроумен, весел. Но это только внешняя сторона. Автор всесторонне раскрывает образ Фамусова. Это не только гостеприимный хозяин, но и убежденный крепостник, яростный противник просвещения. «Уберите все книги и сожгите их», — говорит он. Чацкий же, представитель «текущего века», мечтает «вложить в науку ум, жаждущий знаний». Его возмущают правила, установленные в f-м об-ве, так как он рассматривает человека по его происхождению и количеству крепостных душ у него. Сам Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью и говорит ей: «Ах, матушка, не доделывай удар! Кто беден, тот тебе не пара. А потом прибавляет: «Вот, например, мы с незапамятных времен говорили, что честь подобает отцу и сыну: будь беден, а коли две тысячи родственных душ, то и жених». В отличие от представителей f-го общества, Чацкий жаждет «возвышенной любви, перед которой весь мир пыль и суета».

    В отношениях Чацкого и Общественного факультета раскрываются и высмеиваются взгляды «прошлого века» на карьеру, службу, на то, что больше всего ценится в людях. Другими словами, Чацкий их презирает. Фамусов берет к себе на службу только родных и близких. Он уважает лесть и раболепие. Он хочет убедить Чацкого служить, «посмотрев на старших», «подставить стул, поднять платок». Чацкий возражает на это: «Служить бы рад, служить тошно». Чацкий очень серьезно относится к службе. И если Фамусов относится к этому формально, бюрократически («подписался, так что с плеч»), то Чацкий говорит: «Когда я в деле, я прячусь от веселья, когда я дурачусь, я дурачусь, а смешение этих двух ремесел есть тьма мастеров, я не из их числа». Фамусов заботится о делах только одной стороны, смертельно боясь, «чтобы много их не скапливалось». быть людьми, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу, ругает их ослами, болванами, зовет Петрушкой, Филькой, Фомкой.0003

    Таким образом, представители f-го общества относятся к служению как к источнику личной выгоды, служению отдельным лицам, а не делу. Чацкий же стремится служить отечеству, «делу, а не отдельным лицам». Он презирает Молчалина, привыкшего «угождать всем людям без исключения — хозяину, у которого мне довелось жить, хозяину, у которого я буду служить, своему слуге, чистящему платья, дворнику, дворнику, чтобы избежать зла, собака дворника, чтобы он был ласковым». Все в Молчалине: и поведение, и слова — подчеркивают молодость аморального человека, делающего карьеру. Чацкий с горечью отзывается о таких людях: «Блаженны на свете молчаливые!» Именно Молчалин больше всего подходит для его жизни. Он тоже по-своему талантлив. Он заслужил благосклонность Фамусова, любовь Софьи, получил три награды. Он больше всего ценит два качества своего характера: «умеренность и аккуратность».

    Для Фамусова и его окружения мнение мира свято и непогрешимо, самое страшное — «что скажет княжна Марья Алексевна!»

    Скалозуб — еще один видный представитель f-го общества. Именно о таком зяте мечтал иметь Фамусов. Ведь Скалозуб «и мешок золотой, и в генералы целится». Этот характер заключал в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени. «Хрип, задушенный, фагот, созвездие маневров и мазурок», он такой же враг просвещения и науки, как и Фамусов. «Меня ученостью не обманешь, — говорит Скалозуб. Совершенно очевидно, что сама атмосфера f-го общества заставляет представителей молодого поколения проявлять свои отрицательные качества. Так, Софья использует свой острый ум для откровенной лжи, распускает слух о безумии Чацкого. София полностью соответствует нравственности «отцов». И хотя она девушка умная, с сильным, независимым характером, с горячим сердцем, мечтательной душой, все же ложное воспитание привило Софье много отрицательных качеств, сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не понимает Чацкого, не доросла до него, до его острого ума, до его логической беспощадной критики. Не понимает она и Молчалина, который «любит ее по должности». Не ее вина, что Софья стала типичной барышней f-го общества. Виновата в этом общество, в котором она родилась и жила, «она разорена, в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха» (Гончаров «Миллион мук»).

    Еще один очень интересный персонаж комедии. Это Репетилов. Он совершенно беспринципный человек, «бездельник», но он единственный считал Чацкого «высоким умом» и, не веря в его безумие, называл свору фамусовских гостей «химерами» и «игрой». Таким образом, он был как минимум на одну ступень выше их всех.

    «Итак! Я совсем протрезвел», — говорит Чацкий в конце комедии. Что это — поражение или просветление? Да, конец этого произведения далеко не веселый, но прав Гончаров, когда говорит об этом финал: «Чацкий сокрушается количеством старой силы, нанося ей смертельный удар качеством свежей силы». И я полностью согласен с Гончаровым, считающим роль всех Чацких «пассивной», но в то же время всегда «выигрышной». , проходимцы и мошенники.В своем знаменитом монологе «А судьи кто?..» он сорвал маску с гнусного и пошлого фамусовского мира, в котором русский народ превратился в предмет купли-продажи, где помещики даже обменивали крепостных для собак:

    Тот Нестор знатных злодеев,

    Толпа, окруженная слугами;

    Ретивые, они в часы вина и драки

    И честь и жизнь спасали не раз: вдруг

    Променял на них трех борзых!!! Чацкий защищает настоящего человека, человечность и честность, ум и культуру. Он защищает русский народ, свою Россию, от плохого, косного и отсталого общества. Чацкий хочет видеть Россию грамотной, культурной. Он отстаивает ее в спорах, беседах со всеми актерами комедии «Вперед», направляя на это весь свой ум, смекалку, злобу, вспыльчивость и решительность. Поэтому окружение мстит Чацкому за правду, которая колет ему глаза, за попытку сломать привычный уклад жизни. «Прошлый век», то есть f-ое общество, боится таких людей, как Чацкий, потому что они посягают на тот уклад жизни, который является основой благополучия этого общества. Последний век, которым так восхищается Фамусов, Чацкий называет веком «покорности и страха». Общество сильное, его принципы тверды, но есть и единомышленники Чацкого. Таковы упомянутые лица: двоюродный брат Скалозуба («Чин за ним пошел: службу вдруг оставил, книжки в деревне читать стал»), племянник княжны Тугоуховской. Сам Чацкий постоянно говорит «мы», «один из нас», таким образом говоря не только от своего имени. Так АСГ-дов хотел намекнуть читателю, что время «прошлого века» проходит, ему на смену приходит «века нынешний», сильный, умный, образованный.

    Комедия «Горе от ума» была написана между 1815 и 1824 годами. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями. В то время в русском обществе правили защитники феодализма и крепостничества, но в то же время появилось и прогрессивно мыслящее, передовое дворянство. Таким образом, в комедии столкнулись два века — «века нынешнего» и «века минувшего».

    «Прошлый век» олицетворяет общество Фамуса. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова, богатого, знатного дворянина, в доме которого происходит действие комедии. Это князь и княгиня Тугоуховские, старуха Хлестова, супруги Горичи, полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. В их среде торговля людьми считается нормальным явлением. Крепостные искренне им служат, иногда спасая свою честь и жизнь, а хозяева могут обменять их на борзых. Так, на балу в доме Фамусова Хлестова просит Софью отдать подачку с обеда для ее арапки — девочки и собаки. Хлестова не видит между ними разницы. Сам Фамусов орет на своих слуг: «К вам на работу, в ваши слободы!» Даже дочь Фамусова Софья, воспитанная на французских романах, говорит своей горничной Лизе: «Слушай, не позволяй себе слишком много вольностей!»

    Главное для общества Фамуса — богатство. Их идеалы — люди в чинах. Фамусов приводит в пример Чацкого Кузьму Петровича, который был «почтенным камергером», «с ключом», «богат и был женат на богатой женщине». Павел Афанасьевич хочет для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, потому что он «золотой мешок и в генералы стремится».

    Общество Фамуса также отличается равнодушием к службе. Фамусов — «управляющий в казенном месте». Он делает что-то очень неохотно. По настоянию Молчалина Фамусов подписывает бумаги, несмотря на то, что «противоречие в них есть, и каждую неделю их много». Павел Афанасьевич считает: «Подписали, так что с плеч». В фамусовом обществе принято держать на службе только родственников. Фамусов говорит: «У меня сотрудники чужие очень редки…»

    Этих людей не интересует ничего, кроме обедов, ужинов и танцев. Во время этих забав они злословят и сплетничают. Это «малопоклонники и дельцы», «льстецы и лизоблюды». Павел Афанасьевич вспоминает своего дядю Максима Петровича, великого дворянина: «Когда надо служить, а он из кожи вон лезет». С большим почтением встречает Фамусов и будущего жениха своей дочери Скалозуба, он говорит: «Сергей Сергеевич, поди сюда-с, покорнейше прошу…», «Сергей Сергеич, любезный, положи шапку, сними шпагу». ..»

    Всех представителей общества Фамус объединяет отношение к образованию и просвещению. Подобно Фамусову, они искренне убеждены, что «ученость есть чума, ученость есть причина того, что нынче, более чем когда-либо, есть безумные разведенные люди, и дела, и мнения». А полковник Скалозуб, не отличающийся интеллигентностью, рассказывает о новом проекте для школ, лицеев, гимназий, где строевой подготовке будут обучать шаг за шагом, а книги будут хранить только «для больших случаев». Общество «Фамус» не признает русскую культуру и язык. Они ближе к французской культуре, преклоняются перед ней и перед французским языком. Чацкий в своем монологе говорит, что француз из Бордо не нашел здесь «ни звука русского, ни русского лица».

    Все они одинаково относятся к Чацкому, представителю всего нового и передового. Они не понимают его идей и прогрессивных взглядов. Герой пытается доказать свою правоту, но это заканчивается для него трагически. Распространяются слухи, что он сумасшедший, так как общество не хочет смотреть на мир по-другому. Так Грибоедов отразил конфликт двух лагерей: сторонников крепостничества и передовых мыслителей того времени.

    Общество Фамуса в комедии Грибоедова «Горе от ума»

    В своей комедии «Горе от ума» Грибоедов прямо противопоставляет Чацкого всем остальным (без исключения) персонажам. Противостоит главному герою фамусовского общества и его окружению: Молчалину, Скалозубу, Репетилову и другим. В их обществе царит внешний лоск, но это великолепие — броское, яркое, материальное — скрывает рядом с собой жуткую нравственную нищету. Таких, как Фамусов или Скалозуб, было несколько десятков крепостных, готовых тешить их барское безделье.
    В этот период было модно внешнее французское образование, внешнее освоение французской культуры. В этом обществе смесь «французского с нижегородским» наблюдается не только в разговоре. Среди членов общества Фамуса также наблюдались дичайшие проявления крепостного права, ибо они имели полную власть над людьми.
    Занятия их заключались «в пиршествах и распутстве», в балах, обедах, ужинах и танцах. Представители общества Фамус являются дворянами. Они, опора престола, зная об этом, стараются не пускать в свое общество представителей других сословий, которые затмили бы их значение в государстве. В их общество могут попасть только такие Молчали, ученики Фамусова, которые будут льстить, «загибаться в перегибы» и т.п.
    Эти люди ценят в человеке такие качества, потому что они сами такие.
    Идеалы Фамусова — Кузьма Петрович или Максим Петрович, которые «на еде ни серебром, ни золотом, сто человек на службе, век на дворе»…
    . В силу своих идеалов у них формальный, бюрократический подход.

    к своим обязанностям, лишь бы стать «не хуже других», лишь бы любой ценой вырваться в народ. В их сознании цель оправдывает средства — и если унижением можно добиться цели, стоит унижать себя.
    . Идеалы Скалозубов, аракчеевских офицеров, в том, что они «хоть бы в генералы попали». Вспомните, с каким цинизмом говорится о том, каким методом хорошо бы добиться повышения по службе! ..
    Всем проявлениям какой-то свободомыслия, чувства хотят дать «фельдфебеля по Вольтеру», задушить все крепкой палочной дисциплиной. Однако Молчалины, «блаженные на свете», еще страшнее: это представители «младшего» поколения, перенявшие от старших все худшие черты и прибавившие ко всему «умеренность и аккуратность».
    Их идеалы: «брать награды и веселиться». Причем к своему идеалу они стремятся через покровительство некой Татьяны Юрьевны. Именно с этой силой Чацкие будут воевать в будущем.
    Представители общества Фамус борются со всеми новшествами, способными пошатнуть их нынешнее положение в обществе.
    Они хотят «собрать все книги и сжечь», и не только книги, но и все передовое, новое, что мешает их пути.
    Но мы, читатели, взяв в руки эту книгу в конце ХХ века, уже точно знаем — (Наступили другие времена. И, читая комедию или видя ее постановку, мы от души смеемся над Фамусовым и его окружением, искренне сочувствуем с Чацким.. Юмор и сатира Грибоедова поистине беспощадны.
    Мы знаем, что старая сила будет сломлена. Чацкие нанесли ей такой удар, от которого она уже не могла оправиться. Роль Чацких, по Гончарову (статья «Миллион мук»), «страдающие, но всегда побеждающие, только сеют, а другие будут жить, Чацкие разбиты количеством прежней силы, нанеся смертельный ударь по нему качеством своей силы». И мы, читатели, полностью согласны с этими словами.

    8 способов, которыми гражданская война влияет на нас сегодня

    Но больше всего Линкольн любил телеграмму. Изобретенная всего несколькими десятилетиями ранее, телеграфная система стала общенациональной в 1844 году. Белый дом не имел телеграфной связи. Дважды в день на протяжении всего своего президентства Линкольн ходил на телеграф военного министерства (на месте нынешнего здания исполнительного директората Эйзенхауэра, к западу от Белого дома), чтобы получать новости и отдавать приказы своим генералам на фронте. Он послал это генералу Улиссу С. Гранту 17 августа 1864 года: «Держись бульдожьей хваткой, жуй и давись, насколько это возможно».

    Цветы и подарки

    Процветы

    Скидка 25% на весь сайт и скидка 30% на отдельные товары

    Посмотреть другие предложения по цветам и подаркам >

    До прихода Линкольна письма и речи часто были многословными. С появлением телеграфа возникла потребность в краткой связи. В конце концов, каждая точка и тире азбуки Морзе имели свою цену. Исчезли «почему», «при этом» и «следовательно». Красивой, официальной речи не было.

    Речь Линкольна в Геттисберге и на второй инаугурации демонстрируют эту новую экономию фраз. «События развивались слишком быстро для более томных фраз прошлого», — пишет историк Гарри Уиллс в своей книге « Линкольн в Геттисберге». «Хитрость, конечно, заключалась не только в том, чтобы быть кратким, но и в том, чтобы сказать очень много в наименьшем количестве слов. Линкольн справедливо хвастался шестью сотнями слов своей второй инаугурации: «Я подозреваю, что в этом документе много мудрости».

    Зависимость Линкольна от телеграфа во время войны не только привела к волне инвестиций в новые коммуникационные устройства, от телефона до Интернета (последний не случайно был изобретен для использования в военных целях), но и обозначила эволюцию язык, который трансформируется так же быстро, как и устройства, которые мгновенно твитят наши слова по всему миру.

    5. Мы идентифицируем себя как демократы и республиканцы.

    До 1854 года вы могли быть вигом. Или Free Soiler. Но в том же году Республиканская партия была основана активистами против рабства и беженцами из других политических партий, чтобы бороться с железной хваткой могущественных южных демократов.

    На обложке журнала Puck 1905 года осел и слон изображены как сатирические заменители политических партий, которые прочно держались во время Гражданской войны.

    Удо Кепплер/Библиотека Конгресса

    Как следует из названия их партии, эти активисты считали, что интересы республики должны превалировать над интересами штатов. В годы, предшествовавшие войне, многие северные демократы перешли на сторону новой партии, а в 1860 году избрали Авраама Линкольна первым президентом-республиканцем, в то время как южные демократы возглавили марш к отделению.

    Демократическая и Республиканская партии пережили войну и с тех пор удерживают свои позиции в качестве доминирующих политических партий США. «Солидный Юг», как его называли, защищал интересы белых аграрных южан и последовательно избирал демократов в Конгресс от Реконструкции до начала XIX века.60-х годов, когда поддержка национальной Демократической партией движения за гражданские права позволила Республиканской партии начать новые политические завоевания ниже линии Мейсона-Диксона.

    Через несколько лет Север и Юг поменялись головными уборами. Консервативные южане разочаровались во все более прогрессивных платформах Демократической партии. Республиканцы извлекли из этого выгоду с помощью своей «Южной стратегии», организованного плана по продвижению вперед на социально консервативной платформе прав штатов. Наоборот, исторически республиканские оплоты на северо-востоке начали голосовать за демократов, установив схему красного и синего цветов, которую мы видим сегодня на картах накануне выборов.

    6. Мы видим войну «близко и лично».

    Гражданская война была первой войной, когда люди дома могли узнавать новости о битвах до того, как рассеялся дым. Свидетельства очевидцев репортеров и солдат были переданы по телеграфу в 2500 газет страны, напечатаны почти сразу, а затем жадно прочитаны горожанами, отчаянно желающими узнать, как поживают их мальчики. Гражданская война создала традицию интимных военных репортажей, которая актуальна и по сей день.

    На этой фотографии 1863 года изображен мертвый снайпер Конфедерации после битвы при Геттисберге.

    Александр Гарднер/Библиотека Конгресса

    Возьмите эту выдержку из депеши Джорджа Таунсенда, которому было всего 20 лет, когда он начал освещать войну для New York Herald:

    обесцвеченная плоть была неестественно вздутой. Были и те, кто был прострелен в кишечнике, и время от времени они ужасно бились в конвульсиях, срываясь на крики и крики. или «Боже», или «О!» начиная с громкого судорожного крика и продолжая одно и то же слово, пока оно не затихнет в ритме. Акт крика, казалось, убаюкивал боль. Многие были без сознания и вялыми, машинально двигали пальцами и губами, но никогда больше не открывали глаза. на свет; они уже шли через долину и тень».

    Тони Хорвиц, бывший военный корреспондент и автор книги Конфедераты на чердаке и готовящейся к выпуску книги Восстание в полночь: Джон Браун и рейд, вызвавший гражданскую войну , говорит, что передовые депеши повлияли на его современные боевые репортажи . «Воодушевленный солдатскими письменами 1860-х годов, я также искал их на зарубежных полях сражений, даже рылся в карманах иранцев, погибших в Меджнуне, и просил говорящего на фарси переводить для меня письма и дневники», — говорит он. «Я знаю, это звучит отвратительно, но я думаю, что вам нужно персонализировать мертвых, чтобы передать шок и трагедию всего этого. В противном случае это просто статистика».

    Фотография, все еще находившаяся в зачаточном состоянии, еще не была частью ежедневного цикла новостей. Но Гражданская война была первым подобным конфликтом, зафиксированным фотографами (самым известным из которых был Мэтью Брэди). Поскольку примитивная технология мокрых пластин той эпохи требовала, чтобы объекты были неподвижны в момент срабатывания затвора камеры, изображения той эпохи изображают практически все аспекты войны, кроме одного: сражения. Но и это со временем изменится.

    7. Мы считаем определенные права священными.

    Политическая карикатура от Currier & Ives изображает Хораса Грили, редактора газеты и борца с рабством, и Джефферсона Дэвиса, лидера Конфедерации во время Гражданской войны.

    Currier & Ives/Library of Congress

    Подумайте об этих трех поправках к Конституции США, ратифицированных в течение пяти лет после окончания Гражданской войны:

    • 13-я поправка (1865 г.). Раздел 1. Ни рабство, ни подневольный труд, кроме как в качестве наказания за преступление, за которое сторона должна быть должным образом осуждена, не должны существовать в Соединенных Штатах или в любом месте, находящемся под их юрисдикцией. …
    • 14-я поправка (1868 г.). Раздел 1. Все лица, родившиеся или натурализованные в Соединенных Штатах и ​​подпадающие под их юрисдикцию, являются гражданами Соединенных Штатов и штата, в котором они проживают. …
    • 15-я поправка (1870 г. ). Раздел 1. Право голоса граждан Соединенных Штатов не может быть ограничено или ограничено Соединенными Штатами или каким-либо штатом по признаку расы, цвета кожи или предыдущего подневольного состояния. …

    До Гражданской войны понятие свободы и справедливости для всех мало что значило, если только вы не были белым мужчиной. Помимо отмены рабства, 14-я и 15-я поправки были первым распространением гражданства и избирательных прав на группы меньшинств.

    Конечно, половина из нас — женщины — до 1920 года не имели права голоса, но послевоенные законы создали прецедент, который в итоге привел к избирательному праву для всех взрослых. Несовершенное на практике в течение следующих 100 лет право голоса, наконец, получило защиту через 1964 Закона о гражданских правах, гарантируя, что фанатизм никогда больше не лишит избирательных прав ни одного гражданина США.

    8. Мы все американцы.

    Неизвестная женщина стоит перед зданием в Джорджии, на котором развеваются флаги штата и США.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *