Характер катерины в пьесе гроза: Характеристика Катерины в пьесе Гроза кратко, образ с цитатами героини драмы для сочинения в таблице (10 класс)

характер героини, воспитание, слабые и сильные стороны

Островский

12.11.21

16 мин.

Благодаря нетипичному образу главной героини особое место в творчестве А. Н. Островского занимает пьеса «Гроза». Характер Катерины показывает, что она единственный светлый персонаж города Калинова, который Добролюбов метко назвал «темным царством». Для нее превыше всего чувство долга и собственного достоинства, также очень остро развита потребность в гармонии с внутренним миром. Сочинение на тему «Характер Катерины в пьесе „Гроза“» может встретиться на ЕГЭ.

Оглавление:

  • Детство героини
  • Семья Кабановых
  • Запретная любовь
  • Религиозность женского персонажа
  • Катерина — часть общества

Детство героини

Из откровений Екатерины читатель узнает подробности ее жизни в ранние годы. Девушка воспитывалась в деревне в купеческой семье. Образования она не получила, а знания черпала в основном от странниц и богомолок, которые постоянно бывали в их доме. Любящие родители ни в чем не ограничивали дочь, и жизнь ее была легкой и безоблачной. Это доказывает цитата из произведения: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю».

Если говорить кратко, то именно детство является истоком, где сформировались ее тяга к существованию и стремление к свободе, основные черты характера. Катерина всегда была мечтательной и даже наивной, лгать она совершенно не умела, поскольку в этом не было необходимости — атмосфера в родительском доме была искренней и доброжелательной.

Под влиянием спокойного течения жизни у героини развились такие особенности характера:

  • болезненная впечатлительность;
  • наивность;
  • экзальтированность;
  • романтическое отношение ко всему в жизни.

Однако о том, что мечтательная девочка с детства проявляла сильный характер, решительность и протестовала против несправедливости, говорит тот факт, когда Катерина, будучи еще ребенком, убежала ночью из дома на Волгу, обидевшись на незаслуженный упрек родителей.

Семья Кабановых

После замужества жизнь Катерины коренным образом меняется. Из возвышенного и романтического мира, в котором она любила все и всех вокруг, героиня попадает в дом Кабанихи, полный обмана, ханжества и жестокости. Замуж Катерина выходила без любви, но даже не в этом проявлялась сложность существования в доме супруга.

При всей своей возвышенности, утонченности и незаурядности, героиня оставалась несколько ограниченной (в этом был ее минус), и ей было по большому счету неважно, за кого выходить замуж. Катерина действительно старается испытать хоть какие-то чувства к Тихону, руководствуясь внешней покорностью и чувством внутреннего долга: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю».

Душную, тяжелую атмосферу в доме создает свекровь девушки, Марфа Игнатьевна Кабанова, которую автор окрестил Кабанихой. Поистине свирепый нрав купчихи оправдывает ее прозвище. Женщина пользуется беспрекословным авторитетом в своем доме и городе. Однако держится он на страхе окружающих перед жестокой старухой. В Катерине Кабаниха чувствует пока еще только внутреннее сопротивление домостроевским устоям Калинова, так тщательно охраняемым старым поколением. Поэтому невестка становится мишенью для бесконечных оскорблений и унижений со стороны свекрови. В доме Кабановых жизнь протекает по следующим принципам:

  • полное подчинение старшим;
  • отсутствие духовного начала;
  • лицемерие и притворство;
  • показная религиозность;
  • отказ от собственного мнения.

Свободолюбивая Катерина в таких условиях теряет интерес к жизни и желание радоваться и восхищаться природой. Даже посещение церкви уже не приносит ей былой восторженности. Девушку все чаще посещают грустные мысли. О том, как тяжело ей приходится существовать в доме мужа можно судить по ее высказываниям:

  • «Я у вас завяла совсем».
  • «Да здесь все будто из-под неволи».
  • «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! <…> И теперь иногда снится, да редко, да и не то».
  • «Никогда не быть мне свободной».

Контраст между безоблачной жизнью Катерины до замужества и тяжелой, гнетущей атмосферой дома Кабановых доводит ее до состояния, напоминающее самую настоящую грозу, назревающую в душе женщины. Ее личность не способна смириться с деспотизмом и самодурством.

Полезные статьи по пьесе «Гроза»:

  • Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи в пьесе «Гроза»
  • Конфликт поколений в пьесе А. Островского «Гроза»
  • Противостояние отцов и детей в пьесе Островского «Гроза»
  • Пример сочинения на тему «Проблематика пьесы Островского «Гроза»»
  • Жизнь Катерины в родительском доме в пьесе Островского «Гроза»
  • Сочинение «Тёмное царство» по пьесе А. Н. Островского «Гроза»
  • Противоречивый образ Катерины Кабановой в пьесе «Гроза»
  • Характеристика Кулигина в пьесе Островского «Гроза»
  • Роль и характеристика Феклуши в драме «Гроза»
  • Сравнительная характеристика Катерины и Варвары из пьесы «Гроза»
  • Сочинение о последнем свидании Катерины и Бориса

Запретная любовь

Ключевым фактором развития сюжета являются отношения Катерины с Борисом, племянником Дикого. В любви героиня вновь проявляет все те же характерные для нее черты — чувственность, романтичность и бесстрашие. В ответ на уверения трусливого Бориса о том, что никто не узнает об их встрече, Катерина возражает: «Э, что меня жалеть, никто не виноват, — сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю… Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли людского суда?».

И действительно, в пылу чувств единственное, чего боится безрассудно влюбленная девушка — это лишиться встреч со своим избранным, а также новых для нее эмоций. Она готова в одиночку бросить вызов обществу и обывательской морали.

Борис, который хоть и отличался от остальных обитателей Калинова в первую очередь своей образованностью и пониманием необходимости перемен, оказался типичным представителем патриархального купечества. Даже в любви он был нерешительным, трусливым и корыстным,

поддавшись нормам жизни в Калинове, в основе которых — ложь: «Никто не узнает про нашу любовь…».

Наследство для него представляет большую ценность, чем отношения с возлюбленной. Он предает ее, уезжая в Сибирь. На фоне подобного отношения Бориса впечатляющая сила характера главной героини и ее умение любить без оглядки на мнение окружающих становятся еще более очевидными. В отличие от ее возлюбленного, который оказался мелочным и трусливым и, скорее всего, в принципе был не способен на сильные чувства, имеет смелость брать на себя ответственность и нести наказание за содеянное Катерина. Вот почему ее можно считать трагической героиней.

Религиозность женского персонажа

Важной и во многом определяющей события пьесы чертой характера девушки

является ее набожность. Она с детства любила ходить с матерью в церковь, которая представлялась ей дворцом с живущими там ангелами. Религия вызывает в героине благоговение и высокие чувства: «Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится».

Автор показывает, каково значение религии для Катерины, чтобы читатель понял, как тяжело даются героине ее грехи — измена мужу и самоубийство. В первый раз Катерина нарушает заповедь, подчинившись искушению. Полюбив Бориса, героиня борется с противоречивостью чувств, поскольку ее вера — это не ханжество и притворство, как у Кабанихи.

Для набожной девушки даже мысль о другом мужчине равносильна трагическому происшествию, и, не выдержав внутренних терзаний, она пытается хотя бы частично искупить свою вину через покаяние. Понимала, что совершает грех, Катерина. Вот почему боялась грозы, она думала, что это гнев Божий. Однако девушка пожертвовала чистотой своей совести ради свободы и любви.

Самоубийство же стало единственным выходом из ситуации: «Нет, мне что домой, что в могилу — все равно… В могиле лучше… Опять жить? Нет, нет, не надо… не хорошо». Преследуемая чувством вины и ощущением собственной греховности, Катерина добровольно уходит из жизни. Ее монолог в очередной раз раскрывает ее характер. Можно сказать, что Катерина стала жертвой своей религиозности и чистоты. В этом заключается ее трагедийность.

Пятое действие «Грозы» составляет апофеозу характера героини, настолько настоящего, глубокого и такого близкого к народному сердцу.

Катерина — часть общества

Но даже при своем противостоянии с патриархальному социуму, девушка имеет непосредственное отношение к нему. Ей приходится в нем жить.

Доказательство тому:

  • рассказы о родительском доме, который представляет собой идеальный вариант домостроевских отношений;
  • певучесть и идиоматичность речи героини;
  • непоколебимая искренняя вера в бога;
  • внутренняя потребность следовать традициям и нормам морали.

Все это говорит о принадлежности Катерины к первозданному патриархальному обществу. Героиня представляет собой его лучшие качества, еще не искаженные и не испорченные невежеством купцов-самодуров.

Катерина — героиня, в образе которой проявились самые главные черты русского характера — решительного и непримиримость. Также его отличают своеобразность и целостность, когда в душе героев нет ничего чужеродного, все светлые качества идут изнутри.

Таким образом, Катерина, которая, на первый взгляд, может показаться слабой и беззащитной, является обладательницей самого сильного характера среди всех персонажей пьесы. Она определенно крепче, чем Кабаниха и Дикой, которые держат в страхе окружающих. В глубине души они панически боятся перемен и разрушения существующего уклада жизни, и в этом заключается их слабость.

Также бесхарактерность и бессилие показывают как муж, так и возлюбленный Катерины — ни один из них не смог постоять за девушку и защитить ее от нападок Кабанихи. Даже более прогрессивная прослойка общества Калинова в лице Варвары и Кудряша проявляет слабость, предпочитая притворяться и изображать почтение к «сильным мира сего», испытывая при этом противоположные чувства. Их трагичность характеров заключалась в том, что они были «изуродованы» давлением темной силы, господствующей в Калинове.

Пьеса «Гроза» вызвала ожесточенные споры среди критиков XIX века. Ее можно считать и социально-бытовой драмой и полноценной трагедией. Образ главной героини остается загадочным и неоднозначным — согрешив, Катерина осталась невинной. Ее трудно осуждать и невозможно попрекать в слабохарактерности. И для читательской аудитории героиня — воплощение чистой и светлой души, плюсом которой была способность бороться с несправедливостью, хамством и приспособленчеством, встречающиеся во все времена.

Сочинение Характер Катерины в пьесе Островского Гроза

  • Сочинения
  • /
  • Литература
  • /
  • Сочинение 2

    В пьесе «Гроза» Катерине, жене Тихона Кабанова отводится отнюдь не только роль супруги, живущей в тени своего мужа. Совсем наоборот, Катерина очень сильный духом человек. Её оказалось не так просто сломить. Живя с таким маменькиным сынком, как Тихон, который заглядывает маменьке в рот, она отказывается играть по их правилам, несмотря на уговоры мужа потерпеть.

    Со свекровью Катерина общается на равных, намекая на то, что не признает иерархии в семье. Говорит всю правду в глаза и подчеркивает, что на людях она такая же, как и дома, в отличии от Кабанихи, которая при посторонних выставляет себя прямо ангелом во плоти, а в тесном кругу семьи превращается в сущего дьявола и тирана. Несмотря на сопротивление Кати установленным порядкам в доме, свекровь всё равно не сдается и всячески пытается её унизить, хотя бы опустив девушку на колени перед мужем.

    Катерина нередко возвращается в мыслях к своей жизни до брака с Тихоном. Походы с матушкой в церковь, пение, прогулки… Беззаботная юность, она занималась тем, чем хотела. Девушка часто сравнивает себя с птицей, которая раньше летала, была свободной, а сейчас заперта в клетке с крепкими прутьями и нет из неё выхода.

    Катерине, свободолюбивой натуре, просто нечем дышать в этом царстве, где хозяйничают лицемерие и ханжество. Казалось бы все как раньше: те же совместные посещения церкви, песни тоже такие же, но всё это наигранно, как в каком-то театральном спектакле, а они в этом театре марионетки, управляемые властной рукой Кабанихи.

    Поддавшись своим чувствам к Борису, она только лишний раз доказала свою смелость. Катерина решила сама отвечать за свою жизнь и поступки. То, что она покаялась перед Тихоном, ещё раз показывает, что несмотря на такой грех, как измена, девушка хотела быть честной до конца, а не уподобиться тем лгунам, среди которых она существовала.

    Создаётся впечатление, что Катя чувствовала свой близкий конец. С момента её объяснения с мужем прошло достаточно времени, чтобы всё для себя решить. Достаточно только представить, что ей пришлось выслушивать от свекрови, сколько грязи и оскорблений. Немудрено, что она приняла решение покончить с жизнью, чем терпеть это рабство своей чистой и свободной души.

    Другие темы:

    ← Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в пьесе Гроза↑ ОстровскийОбраз Кабанихи в пьесе Гроза →

    `

    Характер Катерины в пьесе Гроза

    Популярные сочинения

    • Сочинение на тему Моя собака (Описание собаки)

      Год назад, после долгих уговоров мои родители все таки согласились и взяли мне щенка. Он был совсем маленьким и мало что умел делать. Папа предложил имя для нового члена семьи – Грей.

    • Сочинение Герои рассказа Куст сирени

      Произведение является рассказом, основной тематикой которого представляется настоящая любовь и вера в любимого человека.

    • Сочинение Наташа Ростова в романе Война и мир (образ и характеристика)

      В произведении «Война и мир» Л.Н. толстой описал образ одной прекрасной героине. Наташа Ростова – это девушка чистая и невинная. Главную героиню автор начинает описывать с тринадцатилетнего возраста.

    Содержание и смысл названия пьесы «Гроза»

    А.Н. Островский не просто писатель-драматург. Его по праву считают отцом русской драматургии. Ведь до него в литературе 19 века театральное искусство развивалось очень слабо. Пьесы Островского были свежи, свежи и интересны. Именно благодаря этому автору люди снова пошли в театры. Одна из самых известных пьес — «Гроза».

    История создания

    А.Н. Островского отправили с особой миссией в центральную Россию. Здесь писатель смог увидеть провинциальную жизнь во всей красе. Как и любой другой писатель, Островский в первую очередь обращал внимание на быт и быт русских купцов, мещан, дворян провинции. Он искал персонажей и истории. В результате путешествия была написана пьеса «Гроза». А чуть позже в городе на Волге произошел аналогичный случай. Островский умел предвидеть события, которые происходили в будущем. Характеристика пьесы «Гроза» как цельного произведения показывает, что автор не просто проницательный человек, но и талантливый писатель-драматург.

    Художественное своеобразие драмы

    Спектакль имеет ряд художественных особенностей. Надо сказать, что Островский был одновременно и новатором драматургии, и он поддерживал традицию. Чтобы понять, нужно проанализировать жанр, главных героев, конфликт и смысл названия пьесы «Гроза».

    Жанр

    Три драматических жанра: комедия, трагедия и драма. Из них наиболее древней является трагедия, затем следует комедия, но драма как жанр появляется только в 19 в.век. Основоположником его в России был А.Н. Островский. Спектакль «Гроза» полностью соответствует его канонам. В центре изображения обычные люди, не исторические личности, не народные герои. Это люди со своими недостатками и достоинствами, в душах которых развиваются чувства, привязанности, симпатии и антипатии. Ситуация тоже обычная. Однако в жизни возникает острый конфликт, чаще всего неразрешимый. Катерина (главная героиня драмы) попадает в такую ​​жизненную ситуацию, из которой нет выхода. Смысл названия пьесы «Гроза» многогранен (об этом речь пойдет ниже), один из вариантов трактовки – неизбежность чего-то, предопределенность и трагичность ситуации.

    главные герои

    Главные герои спектакля: Кабаних, ее сын Тихон, Катерина (невестка Кабанова), Борис (ее любовник), Варвара (сестра Тихона), Дикий, Кулигин. Есть и другие символы, каждый из которых имеет свое значение.

    Кабаниха и Дикая представляют весь негатив, который есть в городе Калиново. Это наглость, злость, самодурство, желание всеми руководить, жадность. Тихон Кабанов — образец безропотного поклонения матери, он бесхарактерен и глуп. Варвара не такая. Она понимает, что мать во многом неправа. Она тоже хочет освободиться от своего давления и делает это по-своему: просто обманывает ее. Но такой путь для Катерины невозможен. Она не может лгать мужу, измена для нее большой грех. Катерина на фоне других выглядит более думающей, чувствующей и живой. В стороне есть только один герой — Кулигин. Он выступает как герой-рассуждатель, то есть персонаж, в уста которого автор вкладывает свое отношение к ситуации.

    Значение названия пьесы «Гроза»

    Символическое название является одним из способов выражения идейного замысла произведения. Одним словом, это большая ценность, она многослойна.

    Во-первых, в городе Калинов дважды бывает гроза. Каждый из персонажей реагирует по-своему. Кулигин, например, видит в грозе физическое явление, поэтому особого страха она не вызывает. Конечно, смысл названия пьесы «Гроза» не только в том, что это явление присутствует в тексте. Символ грозы тесно связан с главной героиней – Катериной. Впервые это явление природы застает героиню на улице, когда она разговаривает с Варварой. Катерина была очень напугана, но не умирала. Ее ужас основан на том, что молния может убить внезапно, и она внезапно предстает перед Богом со всеми своими грехами. Но самый тяжкий грех у нее один — влюбиться в Бориса. Воспитание, совесть не позволяют Катерине полностью отдаться этому чувству. Отправляясь на свидание, она начинает испытывать огромную тоску. Узнавание героиня также совершает во время грозы. Услышав раскат грома, она не выдерживает.

    Смысл названия пьесы «Гроза» Островского зависит от уровня интерпретации. На формальном уровне это завязка и кульминация драмы. Но на символическом уровне это страх перед карой Господней, расплатой.

    Можно сказать, что «гроза» нависла над всеми жителями города. Чисто внешне это нападает на Кабанихи и Дикого, а на экзистенциальном уровне — боязнь ответить за свои грехи. Возможно, поэтому он вызывает ужас не только у Катерины. Даже само слово «гроза» произносится в тексте не только как название природного явления. Тихон уходит из дома, радуясь, что его больше не будет беспокоить мать, что она больше не будет ему приказывать. Катерина из этой «грозы» уйти не может. Она была загнана в угол.

    Образ Екатерины

    Героиня совершает самоубийство, и из-за этого ее образ получается очень противоречивым. Она набожна, боится «гена огня», но при этом идет на столь тяжкий грех. Почему? Видимо, нравственные страдания, нравственные терзания сильнее ее мыслей об аде. Скорее всего, она просто перестала думать о самоубийстве, как о грехе, видя в нем наказание за свой грех (измену мужу). Часть критиков видит в ней исключительно сильную личность, бросившую вызов обществу, «темному царству» (Добролюбов). Другие считают, что добровольная смерть – это не вызов, а, наоборот, признак слабости.

    Как расценить этот поступок героини, сказать нельзя. Смысл названия пьесы «Гроза» подчеркивает, что в обществе, сложившемся в Калинове, такие случаи неудивительны, ведь это город застойный, отсталый, им правят тираны, такие как Дикий и Кабаниха. В результате натуры чувствительные (Катерина) страдают, не чувствуя ни от кого поддержки.

    Выводы. Особенности и смысл названия пьесы «Гроза» (кратко)

    1. Драма стала ярким примером из жизни провинциальных городов, обнажая одну из главных проблем России — тиранию.

    2. Драма соответствует канонам жанра (есть герой-мыслитель, есть отрицательные персонажи), но при этом новаторская (она символична).

    3. «Гроза», вынесенная в название пьесы, не просто элемент композиции, это символ Божьей кары, покаяния. Смысл названия пьесы «Гроза» Островского выводит пьесу на символический уровень.

    Характеристика героини спектакля Гроза. Главные герои пьесы А.Н.

    Быть знаменитым нехорошо.
    Это не то, что поднимает настроение.
    Архивировать не нужно.
    Встряхнуть рукописи.

    Цель творчества — самоотдача,
    Не хайп, не успех.
    Это позорно, ничего не значит
    Будь притчей у всех на устах.

    Но надо жить без обмана,
    Так жить, чтобы в конце концов
    Привлечь любовь космоса
    Услышать зов будущего.

    И оставить пробелы
    В судьбе, не среди бумаг,
    Места и главы целой жизни
    Подчеркивание на полях.

    И нырнуть в неизведанное
    И скрыть в нем свои шаги
    Как местность прячется в тумане,
    Когда в ней ничего не видно.

    Другие на тропе
    Они пройдут твой путь пядь за пядью,
    Но поражение от победы
    Ты не обязан быть другим.

    И не должен ни кусочка
    Не отступать от лица
    Но быть живым, живым и единственным,
    Живым и только до конца.

    Анализ стихотворения Пастернака «Некрасиво быть знаменитым»

    Творческая судьба Б. Пастернака сложилась очень непросто. Его произведения не вписывались в нормы советской идеологии. Поэт и писатель постоянно подвергался разгромной критике. Его творчество находилось под негласным запретом. На родине публиковалась лишь незначительная часть произведений, подвергавшаяся строжайшим цензурным исправлениям и искажениям.

    Несмотря на это, Пастернак всегда оставался верен своим убеждениям. Он никогда не подстраивался под официальные требования, считая, что долг и святая обязанность настоящего писателя — оставаться предельно искренним и выражать настоящие, а не навязанные кем-то мысли. Лучшие произведения Пастернака нелегально распределялись в списках и публиковались за границей.

    Немногие писатели разделяли убеждения Бориса Пастернака. Большинство предпочитало создавать посредственные произведения, главным критерием для которых была лояльность властям и похвала вождям. Такая макулатура объявлялась «шедевром» мировой литературы, а ее авторы пользовались искусственным почетом и уважением.

    В 1956 году Пастернак написал стихотворение «Некрасиво быть знаменитым», в котором высказал свое мнение об истинном призвании писателя. Главной целью писателя он считает не достижение славы и успеха, а максимальное самоотверженное и беззаветное служение искусству. В советское время объемные мемуары, не представлявшие никакой художественной ценности, были очень распространены. «Культ личности» глубоко укоренился в сознании. В стране, официально провозглашающей всеобщее равенство и братство, были популярны произведения, в которых авторы бесконечно возвеличивали свою роль и заслуги в жизни.

    Пастернак резко критикует эту позицию. Он считает, что человек не способен оценить собственную ценность. Его оценка всегда будет субъективной. Поэтому следует не выпячивать свои дела, а, наоборот, «окунаться в неизвестность». Только будущее способно вынести окончательный приговор человеку и справедливо рассмотреть его жизненный путь.

    В конце произведения Пастернак закрепляет свою мысль. Вместо того, чтобы создавать себе ложный ореол славы, способный обмануть современников, но не будущие поколения, писатель должен остаться живым человеком и признать, что ему присущи человеческие пороки и слабости.

    Время доказало правоту автора. Многие «мэтры» советской прозы были выброшены на свалку истории. Пастернак признан деятелем мирового масштаба, достойным лауреатом Нобелевской премии по литературе.

    Борис Григорьевич — племянник Дикого. Он один из самых слабых персонажей пьесы. Сам Б. говорит о себе: «Я хожу совсем мертвый… Загнанный, забитый…»
    Борис добрый, воспитанный человек. Он резко выделяется на фоне купеческой среды. Но он слаб по натуре. Б. вынужден унижаться перед дядей Диким ради надежды на наследство, которое тот ему оставит. Хотя сам герой знает, что этого никогда не произойдет, он тем не менее лебезит перед тираном, терпя его выходки. Б. не может защитить ни себя, ни свою возлюбленную Катерину. В беде он только мечется и плачет: «О, если бы только эти люди знали, каково мне прощаться с тобой! О Господи! Дай бог, чтобы когда-нибудь им было так же сладко, как сейчас мне… Злодеи! Изверги! Эх, если бы силы были! Но у Б. нет этой силы, поэтому он не в состоянии облегчить страдания Катерины и поддержать ее выбор, взяв ее с собой.


    Кабанова Варвара — дочь Кабанихи, сестра Тихона. Можно сказать, что жизнь в доме Кабанихи морально покалечила девушку. Она также не хочет жить по патриархальным законам, которые проповедует ее мать. Но, несмотря на свой сильный характер, В. не решается открыто протестовать против них. Его принцип: «Делай, что хочешь, лишь бы это было зашито и покрыто».

    Эта героиня легко приспосабливается к законам «темного царства», легко обманывает всех окружающих. Это стало для нее привычкой. В. утверждает, что иначе жить нельзя: весь их дом основан на обмане. «И я не был лжецом, но я научился, когда это стало необходимо».
    В. хитрил, пока это было возможно. Когда ее стали запирать, она убежала из дома, нанеся Кабанихе сокрушительный удар.

    Дикий Савел Прокофьич — богатый купец, один из самых уважаемых людей в городе Калинове.

    Д. — типичный тиран. Он чувствует свою власть над людьми и полную безнаказанность, а потому творит то, что хочет. «Старших над тобой нет, вот ты и чванствуешь», — объясняет Кабаниха поведение Д.
    Каждое утро жена со слезами умоляет окружающих: «Отцы, не злите меня! Голуби, не сердитесь! Но Д. трудно не рассердиться. Он и сам не знает, в каком настроении может прийти в следующую минуту.
    Этот «жестокий ругатель» и «пронзительный человек» не стесняется в выражениях. Его речь наполнена такими словами, как «тунеядец», «иезуит», «аспид».
    Но Д. «нападает» только на людей слабее себя, на тех, кто не может дать отпор. Но Д. боится своего приказчика Кудряша, который слывет грубым человеком, не говоря уже о Кабаных. Д. уважает ее, более того, она единственная, кто его понимает. Ведь иногда сам герой не доволен своим произволом, но не может с собой поделать. Поэтому Кабаниха считает Д. слабым человеком. Кабаниху и Д. объединяет принадлежность к патриархальному строю, следование его законам и тревога о грядущих переменах вокруг.

    Кабан — Не признавая изменений, развития и даже многообразия явлений действительности, Кабаниха нетерпима и догматична. Она «узаконивает» привычные формы жизни как вечную норму и считает своим высшим правом наказывать тех, кто в той или иной мере нарушил законы быта. Являясь убежденным сторонником неизменности всего образа жизни, «вечности» социальной и семейной иерархии и ритуального поведения каждого человека, занимающего свое место в этой иерархии, Кабаниха не признает правомерности индивидуальных различий людей и разнообразие жизни людей. Все, что отличает жизнь других мест от жизни города Калинова, свидетельствует о «неверности»: люди, живущие иначе, чем Калиновцы, должны иметь собачьи головы. Центр мироздания — благочестивый город Калинов, центр этого города — дом Кабановых, — так характеризует мир опытный странник Феклуша ради суровой хозяйки. Она, замечая происходящие в мире изменения, утверждает, что они грозят «принизить» само время. Любое изменение представляется Кабанихе началом греха. Она поборница закрытой жизни, исключающей общение между людьми. Выглядывают в окна, по ее мнению, из дурных, греховных побуждений, отъезд в другой город сопряжен с соблазнами и опасностями, отчего она читает бесконечные наставления уезжающему Тихону и заставляет его требовать от жены, чтобы она не смотрит в окна. Кабанова с сочувствием выслушивает рассказы о «демоническом» новшестве — «чугуне» и утверждает, что никогда бы не поехала поездом. Утратив непременный атрибут жизни — способность изменяться и умирать, все одобренные Кабанихой обычаи и обряды превратились в «вечную», неодушевленную, совершенную в своем роде, но пустую форму.


    Катерина- но не способна воспринимать обряд вне его содержания. Религия, семейные отношения, даже прогулка по берегу Волги — все то, что у калиновцев, а особенно в доме Кабановых, превратилось во внешне соблюдаемый набор обрядов, для Катерины либо полно смысла, либо невыносимо. От религии она черпала поэтический экстаз и обостренное чувство нравственной ответственности, но равнодушна к формам церковности. Она молится в саду среди цветов, а в церкви видит не священника и прихожан, а ангелов в луче света, падающем с купола. Из искусства, старинных книг, иконописи, настенной росписи она узнавала увиденные ею на миниатюрах и иконах образы: «золотые храмы или какие-то необыкновенные сады. .. и горы и деревья кажутся не такими, как обыкновенно, а как в образах пишут» — все это живет в ее уме, превращается в сны, и она видит уже не картину и книгу, а мир, в котором она двигалась, слышит звуки этого мира, обоняет его. Катерина носит в себе творческое, вечно живое начало, порожденное непреодолимыми потребностями времени, она наследует творческий дух той древней культуры, которую стремится превратить в пустую форму Кабаниха. На протяжении всего действия Катерину сопровождает мотив полета, быстрой езды. Она хочет летать, как птица, и ей снится летать, она пыталась уплыть по Волге, и во сне она видит себя мчащейся на тройке. Она обращается и к Тихону, и к Борису с просьбой взять ее с собой, увезти.

    Тихон Кабанов — Муж Катерины, сын Кабанихи.

    Этот образ по-своему указывает на конец патриархального уклада жизни. Т. уже не считает нужным придерживаться старых устоев в быту. Но, в силу своего характера, он не может поступить так, как считает нужным, и пойти против матери. Его выбор – мирские компромиссы: «Зачем ее слушать! Ей нужно что-то сказать! Ну, пусть говорит, а ты мимо ушей пройди!
    Т. добрый, но слабый человек, мечется между страхом перед матерью и состраданием к жене. Герой любит Катерину, но не так, как этого требует Кабаниха, — сурово, «по-мужски». Он не хочет доказывать жене свою власть, ему нужны теплота и ласка: «Чего ей бояться? Мне достаточно того, что она меня любит». Но Тихон не получает этого в доме Кабанихи. Дома он вынужден играть роль послушного сына: «Да, мама, я не хочу жить на моя воля!Где мне жить со своей волей!Единственная его отдушина-командировки,где он забывает все свои унижения,топив их в вине.Несмотря на то,что Т.любит Катерину,он не понимает,что происходит с его женой ,какие душевные терзания она испытывает.Мягкость Т. — одно из его отрицательных качеств.Именно из-за нее он не может помочь жене в ее борьбе со страстью к Борису,не может облегчить участь Катерины даже после ее публичного раскаяния. Хотя сам он мягко отнесся к измене жены, не злясь на нее: «Вот мать говорит, что ее надо заживо закопать в землю, чтобы ее казнили! А я люблю ее, мне жалко ее трогать пальцем. Только над телом своей покойной жены Т. решает восстать против своего мо там, публично обвиняя ее в смерти Катерины. Именно этот бунт на глазах у людей наносит Кабанихе самый страшный удар.

    Кулигин — «торговец, часовщик-самоучка, ищущий вечный двигатель» (т. е. вечный двигатель).
    К. — натура поэтическая и мечтательная (любуется красотами волжского пейзажа, например). Его первое появление было отмечено литературной песней «Среди долины плоской…» Это сразу подчеркивает книжность К., его образованность.
    Но в то же время технические идеи К. (установка в городе солнечных часов, громоотвода и т. д.) явно устарели. Эта «устарелость» подчеркивает глубокую связь К. с Калиновым. Он, конечно, «новый человек», но он развился внутри Калинова, что не может не сказаться на его мироощущении и жизненной философии. Главное дело жизни К. — мечта изобрести вечный двигатель и получить за это миллион от англичан. Этот миллион «античный химик» Калинова хочет потратить на родной город: «работу надо отдать буржуям». А пока К. довольствуется более мелкими выдумками в пользу Калинова. На них он вынужден постоянно клянчить деньги у богатых людей города. Но они не понимают пользы изобретений К., высмеивают его, считая чудаком и сумасшедшим. Поэтому страсть Кулига к творчеству остается нереализованной в стенах Калинова. К. жалеет своих соотечественников, видя в их пороках результат невежества и бедности, но помочь им ничем не может. Так что его совет простить Катерину и больше не вспоминать о ее грехе в доме Кабаниха невыполним. Этот совет хорош, он исходит из гуманных соображений, но не учитывает характеры и убеждения Кабановых. Таким образом, при всех положительных качествах К. является натурой созерцательной и малоподвижной. Его прекрасные мысли никогда не перерастут в прекрасные действия. К. останется чудаком Калинова, его своеобразной достопримечательностью.

    Феклуша — незнакомец. Странники, юродивые, блаженные — непременный признак купеческих домов — упоминаются Островским довольно часто, но всегда как закулисные персонажи. Наряду с теми, кто кочевал по религиозным соображениям (ходил на обет поклоняться святыням, собирал деньги на строительство и содержание храмов и т. д.), было немало и просто праздных людей, живших за счет щедрости население, которое всегда помогало странникам. Это были люди, для которых вера была лишь предлогом, а рассуждения и рассказы о святынях и чудесах были предметом торговли, своеобразным товаром, которым они платили за милостыню и кров. Островский, не любивший суеверий и ханжеских проявлений религиозности, всегда упоминает о странниках и блаженных в иронических тонах, обычно для характеристики окружающей среды или одного из действующих лиц (см. дом). Такого типичного странника Островский вывел на сцену однажды — в «Грозах», и роль Ф., небольшая по тексту, стала одной из самых известных в русском комедийном репертуаре, а некоторые реплики Ф. вошли в обиход. речь.
    Ф. не участвует в действии, не связан непосредственно с сюжетом, но значение этого образа в пьесе весьма значительно. Во-первых (и это традиционно для Островского), она является важнейшим персонажем для характеристики среды вообще и Кабанихи в частности, вообще для создания образа Калинова. Во-вторых, ее диалог с Кабанихой очень важен для понимания отношения Кабанихи к миру, для понимания присущего ей трагического чувства крушения ее мира.
    Выйдя на сцену впервые сразу после рассказа Кулигина о «жестоких нравах» города Калинова и непосредственно перед выходом Ка-банихи, беспощадно перепилив сопровождавших ее детей, со словами «Бла-а-лепье, дорогой, бла-а-ле-пи!», особенно хвалит Ф. дом Кабановых за их щедрость. Таким образом, характеристика, данная Кабанихе Кулигиным, усиливается («Лицемер-с, бедняка одевает, а домочадцев совсем съел»).
    В следующий раз мы видим Ф. уже в доме Кабановых. В разговоре с девушкой Глашей советует присматривать за убогими, «ничего бы не стащила», и слышит в ответ раздраженное замечание: «Кто бы вас ни разбирал, вы все друг друга клепайте». Глаша, неоднократно выражающая ясное понимание хорошо известных ей людей и обстоятельств, простодушно верит рассказам Ф. о странах, где люди с собачьими головами «за неверность». Это усиливает впечатление, что Калинов — замкнутый мир, не знающий других земель. Это впечатление еще больше усиливается, когда Ф. начинает рассказывать Кабанову о Москве и железной дороге. Разговор начинается с заявления Ф. о том, что грядут «последние времена». Признаком этого является повсеместная суета, спешка, погоня за скоростью. Ф. называет паровоз «огненным змеем», которого стали запрягать на скорость: «другие от суеты ничего не видят, так он показывает им вагон, они называют его вагоном, а я видел, как он что-то лапает вот так (растопыривает пальцы) делает . Ну и стон, который люди от хорошей жизни так слышат. Наконец, она сообщает, что «время стало убывать» и за наши грехи «все становится короче и короче». Апокалиптические рассуждения странницы сочувственно внимает Кабанову, из реплики которого, завершающей сцену, становится ясно, что она осознает грядущую гибель своего мира.
    Имя Ф. стало нарицательным для темного лицемера, под видом благочестивых рассуждений распространяющего всякие нелепые небылицы.

    Спектакль «Гроза» — самое известное творение Александра Николаевича Островского. Каждый герой этого произведения – уникальная личность, занимающая свое место в системе персонажей. Примечательна в этом отношении характеристика Тихона. Пьеса «Гроза», главный конфликт которой основан на противостоянии сильного и слабого, интересна своими угнетенными героями, в том числе и нашим персонажем.

    Пьеса «Гроза»

    Пьеса написана в 1859 году. Место действия — вымышленный город Калинов, стоящий на берегу Волги. Время действия — лето, вся работа охватывает 12 дней.

    По своему жанру «Гроза» относится к социальной драме. Островский много внимания уделял описанию повседневной жизни города, герои произведения вступают в противоречие с устоявшимися порядками, давно изжившими себя, и деспотизмом старшего поколения. Конечно, главный протест выражает Катерина (главная героиня), но и ее муж занимает в бунте не последнее место, что подтверждает характеристика Тихона.

    «Гроза» — произведение, повествующее о свободе человека, о стремлении вырваться из оков устаревших догм, религиозного авторитаризма. И все это изображено на фоне несостоявшейся любви главной героини.

    Система образов

    Система образов в спектакле построена на противостоянии тиранов, привыкших всем командовать (Кабаниха, Дикий), и молодежи, желающей наконец обрести свободу и жить своим умом. Катерина возглавляет второй лагерь, только у нее хватает смелости на открытое противостояние. Однако другие молодые персонажи также стремятся избавиться от ига ветхих и бессмысленных правил. Но есть и те, кто помирился, и не последний среди них муж Катерины (ниже подробная характеристика Тихона).

    «Гроза» затягивает мир «темного царства», только сами герои могут его разрушить или умереть, как Катерина, непонятая и отвергнутая. Получается, что захватившие власть мелкие самодуры и их законы слишком сильны, и любой бунт против них приводит к трагедии.

    Тихон: характеристика

    «Гроза» — произведение, где нет сильных мужских персонажей (за исключением Дикого). Итак, Тихон Кабанов предстает лишь как безвольный, слабый и запуганный матерью мужчина, неспособный защитить любимую женщину. Характеристика Тихона из пьесы «Гроза» показывает, что этот герой является жертвой «темного царства», ему не хватает решимости жить своим умом. Что бы он ни делал и куда бы ни шел — все происходит по воле матери.

    В детстве Тихон привык выполнять приказы Кабаних, и эта привычка осталась в нем и в зрелые годы. Причем эта потребность подчиняться настолько укоренилась, что даже мысль о непослушании повергает его в ужас. Вот что он сам говорит по этому поводу: «Да, мама, я не хочу жить по своей воле».

    Характеристика Тихона («Гроза») говорит об этом персонаже как о человеке, готовом терпеть все насмешки и грубости своей матери. И единственное, на что он осмеливается, это желание вырваться из дома, чтобы загулять. Это единственная доступная ему свобода и освобождение.

    Катерина и Тихон: характеристика

    «Гроза» — пьеса, где одна из главных сюжетных линий — любовь, но насколько она близка нашему герою? Да, Тихон любит жену, но по-своему, не так, как хотелось бы Кабанихе. Он ласков с ней, не хочет доминировать над девушкой, запугивать ее. Однако Тихон совершенно не понимает Катерину и ее душевные страдания. Его мягкость губительно действует на героиню. Если бы Тихон был чуть мужественнее и обладал хоть какой-то волей и умением бороться, Катерине не нужно было бы искать все это на стороне — в Борисе.

    Характеристика Тихона из спектакля «Гроза» выставляет его в совершенно неприглядном свете. Несмотря на то, что он спокойно отнесся к измене жены, он не смог защитить ее ни от матери, ни от других представителей «темного царства». Он оставляет Катерину одну, несмотря на свою любовь к ней. Невмешательство этого персонажа во многом стало причиной финальной трагедии. Только поняв, что потерял возлюбленную, Тихон решается на открытый бунт против матери. Он обвиняет ее в смерти девушки, уже не опасаясь ее тирании и власти над ним.

    Образы Тихона и Бориса

    Сравнительная характеристика Бориса и Тихона («Гроза») позволяет сделать вывод, что они во многом схожи, некоторые литературоведы даже называют их героями-близнецами. Итак, что же у них общего и чем они отличаются?

    Не найдя необходимой поддержки и понимания у Тихона, Катерина обращается к Борису. Чем он так привлек героиню? В первую очередь он отличается от других жителей города: образован, окончил академию, одевается на европейский манер. Но это только снаружи, а что внутри? По ходу сюжета выясняется, что он зависит от Дикого точно так же, как Тихон зависит от Кабана. Борис слабовольный и бесхребетный. Он говорит, что сохраняет только свое наследство, потеряв его, сестра станет приданым. Но все это кажется отговоркой: он слишком смиренно переносит все унижения дяди. Борис искренне влюбляется в Катерину, но ему все равно, что эта любовь погубит замужнюю женщину. Он, как и Тихон, беспокоится только о себе. На словах оба этих героя сочувствуют главной героине, но у них не хватает силы духа помочь ей, защитить ее.

    Действие спектакля «Гроза» происходит в вымышленном городе Калиново, являющемся собирательным образом всех провинциальных городков того времени.
    Главных героев в спектакле «Гроза» не так уж и много, о каждом надо сказать отдельно.

    Катерина — молодая женщина, вышедшая замуж без любви, «в чужом направлении», богобоязненная и благочестивая. В родительском доме Катерина росла в любви и заботе, молилась и радовалась жизни. Брак для нее оказался тяжелым испытанием, которому противостоит ее кроткая душа. Но, несмотря на внешнюю робость и скромность, в душе Катерины кипят страсти, когда она влюбляется в незнакомого мужчину.

    Тихон — Муж Катерины, добрый и мягкий человек, любит свою жену, жалеет ее, но, как и все домочадцы, слушается мать. Он не осмеливается идти против воли «матери» на протяжении всей пьесы, а также открыто говорить жене о своей любви, так как мать запрещает это, чтобы не баловать жену.

    Кабаниха — вдова помещика Кабанова, мать Тихона, свекровь Катерины. Деспотическая женщина, во власти которой весь дом, никто не посмеет ступить без ее ведома, опасаясь проклятия. По словам одного из героев пьесы, Кудряша, Кабаных — «лицемер, раздает бедным, а домашнюю пищу ест». Именно она подсказывает Тихону и Катерине, как строить свою семейную жизнь в лучших традициях Домостроя.

    Варвара — сестра Тихона, незамужняя девушка. В отличие от своего брата, она слушается мать только ради видимости, а сама тайком ходит по ночам на свидания, подбивая на это Катерину. Ее принцип в том, что можно грешить, если никто не видит, иначе всю жизнь проведешь рядом с мамой.

    Помещик Дикий — персонаж эпизодический, но олицетворяющий образ «тирана», т.е. власть имущих, уверенных, что деньги дают право делать все, что душе угодно.

    Борис, племянник Дикого, приехавший в надежде получить свою долю наследства, влюбляется в Катерину, но трусливо убегает, оставив соблазненную им женщину.

    Кроме того, Кудряш, клерк Уайлда, участвует. Кулигин – изобретатель-самоучка, постоянно пытающийся привнести что-то новое в жизнь сонного городка, но вынужден просить у Уайлда денег на изобретения. Тот же, в свою очередь, будучи представителем «отцов», уверен в бесперспективности затеи Кулигина.

    Все имена и фамилии в спектакле «говорящие», они лучше любых действий рассказывают о характере своих «хозяев».

    Она сама ярко показывает противостояние «старых» и «молодых». Первые активно сопротивляются всяческим новшествам, сетуя на то, что молодежь забыла наказы предков и не хочет жить «как положено». Последние, в свою очередь, пытаются освободиться от ига родительских приказов, понимают, что жизнь движется вперед, меняется.

    Но не все решаются пойти против родительской воли, кто-то — из-за страха потерять наследство. Кто-то — привык во всем слушаться родителей.

    На фоне процветающей тирании и заветов Домостроя расцветает запретная любовь Катерины и Бориса. Молодых людей тянет друг к другу, но Катерина замужем, а Борис во всем зависит от дяди.

    Тяжёлая атмосфера города Калинова, напор злой свекрови, начавшаяся гроза вынуждают Катерину, терзаемую угрызениями совести из-за измены мужу, признаться во всём на людях. Вепрь радуется — она оказалась права, посоветовав Тихону держать жену «строгой».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *