Слуга характеристика недоросль: Краткая характеристика героев «Недоросль» Фонвизина

Содержание

Образ и характеристика Осипа из пьесы «Ревизор»


Образ слуги в русской литературе 19 века становится одним из ключевых в произведении. Именно благодаря подобным персонажам, выступающим на второстепенных ролях, характер центрального героя раскрывался наиболее полно. Ведь слуга всегда неразрывно связан с хозяином. Однако перед Осипом, слугой Хлестакова, из комедии Гоголя «Ревизор» стоит ещё одна задача. Он выведен автором на сцену ради того, чтобы продемонстрировать широкой публике, насколько иногда слуги могут быть умнее своих хозяев. Образ Осипа в комедии является неоднозначным и поэтому представляет большой интерес для изучения.

Содержание

Внешность героя

В «Замечаниях для господ актёров» Осип представлен автором пожилым мужчиной, смотрящим постоянно вниз. Его повседневной одеждой являются старый синий поношенный сюртук. Осип немногословен, с Хлестаковым обращается сурово, несмотря на его более высокое положение. Слуга знает, что его хозяин «шелкопёр» и «дрянцо».

В разговорах Осип использует часто просторечные выражения, что ещё раз подчеркивает его принадлежность к народному сословию.

Отношение к хозяину

Как уже упоминалось выше, Осип отлично знал все слабые и сильные стороны своего хозяина. В отличие от многих слуг, он позволяет себе читать хозяину нравоучения и даже грубить ему. В первом явлении второго действия, которое происходит в трактире уездного города, Осип читает свой самый большой монолог, в котором наиболее полно представлено его отношение к Хлестакову. Своего барина слуга характеризует как человека глупого и расточительного. Он подчёркивает, что хозяин совершенно не умеет обращаться с деньгами.

В свою очередь Хлестаков также не церемониться в обращении со слугой, называет его дураком и животным.


Осип отличается хитрым умом, сообразительностью и находчивостью. Именно он часто руководит действиями своего более глупого хозяина. На первое место слуга главного героя всегда ставит удовлетворение самых низменных потребностей. Ему важно быть одетым и сытым.

Осип первым понимает, что Хлестакова приняли не за того, кем он является на самом деле, и пытается получить максимальную выгоду из своего нового положения. От городничего он получает два лишних целковника на чай и баранки за свою ложь насчёт происхождения хозяина.

Также слуга, почувствовав, что Хлестаков в скором времени будет разоблачён, советует хозяину поскорее покинуть город.

Между тем, обличительные речи Осипа, направленные главным образом против барина, подчёркивают, что слуга Хлестакова презирает лентяев и профанов. Его простой мужицкий ум постоянно вступает в противоречие с праздной натурой хозяина.

Но, несмотря на обличение жизни бесполезной и праздной, Осип постоянно находится в её поисках. В этом заключается неоднозначность его характера. Городским жителям он рассказывает про столичную жизнь и несколько раз в разговорах представляет Хлестакова высокопоставленным лицом, называет его «ваше высокоблагородие» и «ваше превосходительство».

Слуга имеет большой жизненный опыт, который помогает ему принимать решения за хозяина. Только благодаря его предусмотрительности Хлестаков, возможно, избежал страшного наказания за свой обман. Ведь именно он первым обнаружил, что их хитрость скоро будет раскрыта.

Вывод

Хлестакову невероятно повезло иметь рядом такого надёжного и верного слугу. Осип понимает, что хозяин без него не сможет прожить и дня. А вот он без барина может самостоятельно существовать. Благодаря слуге перед читателем лучше и полнее раскрывается образ самого хозяина, показываются все его слабые стороны.

Характеристика образа Осипа может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Вам также будет интересно почитать:

Образ Софьи в комедии «Недоросль»

Первый вариант сочинения

Софья – центральное действующее лицо пьесы, вокруг которого закручиваются основные события пьесы: неожиданное наследство, появление дяди девушки, замысел похищения и три жениха, борющиеся друг с другом.

Героиня хорошо образована, она рано остается без родителей и попадает в дом Простаковых, которые пытаются овладеть ее небольшим наследством. Зная о том, что у Софьи есть жених Милон, Простакова пытается выдать ее замуж за брата Скотинина, чтобы окончательно прибрать к рукам состояние девушки.

Когда помещица узнает, что Софья богатая наследница, она принимает решение выдать ее за Митрофана. Ранее не церемонясь в обращении с сиротой, теперь Простакова любезна и учтива. Осознав, что ее планам не суждено сбыться, помещица замышляет похищение героини и насильную женитьбу. Однако Стародуму, Милону и Правдину удается предотвратить это коварство.

Нравственные ценности героини

Софья в переводе с греческого обозначает мудрость. Девушка обладает мудростью ума и сердечной чуткостью. В финале пьесы она прощает Простакову и сама бросается ей на помощь.

Несмотря на нападки Простаковой и Скотинина, Софья остается верна своему жениху. В это же время она готова подчиниться воле дяди, когда он говорит о том, что у него на примете есть подходящая для нее партия. Дело в том, что она безгранично доверяет дяде, просит его советов и правил, которым нужно следовать.

Много рассуждает Софья о жизненных ценностях. Для нее совесть и сердце неразрывно связаны – спокойствие одной напрямую зависит от довольства другого, а для этого необходимо строго соблюдать правила добродетели. Она хочет получить уважение от тех, кого уважает сама, стремится не допустить плохих мыслей о себе. Важно для нее также понятие честного зарабатывания своего состояния и убежденность в том, что рождение в знатной семье не делает человека благородным.

Авторский идеал женщины

В образе Софьи, скромной и воспитанной, Д.И. Фонвизин обрисовал свой женский идеал. Основным принципом семейной жизни для нее становятся слова-наставления Стародума о том, что главой в семье должен быть муж, повинующийся рассудку, а жена обязана во всем подчиняться ему. Только тогда семья будет крепкой и счастливой.

Образ Софьи Фонвизин стремится сделать живым и подвижным. Это отражается в утонченном языке героини, ей не чужды шутки и даже манипуляция людьми – она с легкостью может заставить ревновать своего возлюбленного.

Софья и другие герои

Софья, воспитанная Стародумом, прямо противопоставлена Митрофанушке, на которого большое влияние оказала Простакова. Ум Софьи обратно пропорционален глупости недоросля. Девушка во всем полагается на дядю, благодарна ему за те советы, которыми он поделился с ней, а Митрофан отрекается от матери в самый трудный момент ее жизни. Героиня добра, ценит честность и порядочность окружающих, а Митрофан жесток, только сила и богатство привлекают его внимание.

Софья противопоставлена и Простаковой. Помещица считает, что женщина не должна учиться грамоте, что замужество для нее – лишь средство достижения цели и собственного благополучия. Мужа она ни во что не ставит, даже бьет его. А для Софьи брак – это союз любящих сердец, основанный на уважении и взаимопонимании.


Второй вариант сочинения

Одним из главных персонажей комедии А. Грибоедова, вокруг которого развиваются все основные события, является юная девушка Софья Павловна Фамусова.

Образ и характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» сложен для восприятия. Чтобы разобраться в нем, сформировать свое мнение о девушке, нужно понимать особенности противоречивой эпохи.

Противоречивость натуры

Софья – единственный человек, который близок к умному и образованному Чацкому, персонажу, противостоящему обществу консерваторов и угодников. Софья стала причиной страданий молодого дворянина, источником сплетен, создателем интриги. Такое соединение в одном образе двух контрастов подтверждает его реальность, к которому стремился автор. Бездушная, глупая светская красавица или, наоборот, образованная, увлеченная науками барская дочь не вызвали бы столько интереса. Именно этой противоречивостью можно объяснить силу чувств, которые испытывает к ней Чацкий, пылкий и красноречивый молодой человек. Богатая невеста, настоящая дочь своего отца, она выросла в обстановке заботы и ухода, научилась находить для себя выгоду.

Противостояние Софьи фамусовскому обществу

Так сложилось, то именно Софья оказывается причиной страданий Чацкого и его изгнания из фамусовского общества.

Главный герой комедии недаром влюблен в эту девушку. Пусть теперь их юношескую любовь Софья называет ребячеством, тем не менее, она привлекла когда-то Чацкого своим природным умом, сильным характером, независимостью от чужого мнения. И он был мил ей по тем же причинам.

С первых страниц комедии мы узнаем, что Софья получила хорошее образование, любит проводить время за чтением книг, чем вызывает гнев своего отца. Ведь он полагает, что «в чтеньи прок-от не велик», а «ученье – вот чума».

И в этом проявляется первое расхождение в комедии «Горе от ума» образа Софьи с образами дворян «века минувшего». Увлечение Софьи Молчалиным также закономерно. Она, как поклонница французских романов, разглядела в скромности и немногословности этого человека черты романтического героя. Софья не подозревает, что стала жертвой обмана двуличного человека, находящегося рядом с ней только из личной выгоды.

В своих отношениях с Молчалиным Софья Фамусова проявляет такие черты характера, которые ни один из представителей «века минувшего», включая и ее отца, никогда бы не осмелился проявить. Если Молчалин смертельно боится обнародовать эту связь перед обществом, так как «злые языки страшнее пистолета», то Софья не страшится мнения света. Она следует велению своего сердца: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Такая позиция роднит ее с Чацким.

Трагедия Софьи Фамусовой

В комедии «Горе от ума» Софья является самым трагичным персонажем. На ее долю выпадает больше страданий, чем даже на долю Чацкого.

Во-первых, Софья, обладая от природы решительностью, смелостью, умом, вынуждена быть заложницей того общества, в котором родилась. Героиня не может позволить себе отдаться чувствам, не взирая на мнение окружающих. Она воспитана в среде консервативного дворянства и будет жить по законам, диктуемым им.

Во-вторых, появление Чацкого угрожает ее личному счастью с Молчалиным. После приезда Чацкого героиня находится в постоянном напряжении и вынуждена защищать возлюбленного от язвительных нападок главного героя. Именно желание сберечь свою любовь, уберечь Молчалина от осмеяния толкает Софью на распространение сплетни о сумасшествии Чацкого: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?» Однако способной на такой поступок Софья оказалась только из-за сильного влияния того общества, в котором она живет и с которым постепенно сливается.

Во-третьих, в комедии происходит жестокое разрушение образа Молчалина, сложившегося в голове Софьи, когда она слышит его разговор со служанкой Лизой. Главная ее трагедия заключается в том, что она полюбила подлеца, который играл роль ее любовника только потому, что это могло стать выгодным ему для получения очередного чина или награды. К тому же разоблачение Молчалина происходит в присутствии Чацкого, что еще больше ранит Софью как женщину.

Вывод

Грибоедов, по-моему,  написал пьесу о жизни, а не о политике, и о самом главном – любви. Критики отмечали, что в Софье есть предпосылки недюжинной натуры. И это действительно так. Именно Софья Павловна Фамусова положила начало  созданию ряда образов русских женщин в нашей литературе.


Третий вариант сочинения

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» представлены нравы московских дворян начала 19 века. Автор показывает столкновение консервативных взглядов помещиков-крепостников с прогрессивными взглядами молодого поколения дворян, которые начали появляться в обществе. Это столкновение представлено в виде борьбы двух лагерей: «века минувшего», защищающего свои меркантильные интересы и личный комфорт, и «века нынешнего», стремящегося улучшить устройство общества за счет проявления истинной гражданственности. Однако в пьесе есть персонажи, которые нельзя однозначно отнести ни к одной из противоборствующих сторон. Таков образ Софьи в комедии «Горе от ума».

Причины сближения Софьи с фамусовским обществом

Девушка была воспитана в обществе, где дорожат лишь чинами и деньгами. Та атмосфера, в которой она росла, безусловно, оказала на нее влияние. Софья в комедии «Горе от ума» сделала выбор в пользу Молчалина не только из-за того, что она увидела в нем положительные качества. Дело в том, что в фамусовском обществе женщины властвуют не только в свете, но и в семье. Стоит вспомнить пару Горичей на балу в доме Фамусова. Платон Михайлович, которого Чацкий знал активным, деятельным военным, под влиянием своей жены превратился в безвольное существо. Наталья Дмитриевна за него все решает, за него дает ответы, распоряжаясь им, как вещью.

Очевидно, что и Софья, желая доминировать над своим супругом, выбрала на роль будущего супруга Молчалина. Этот герой соответствует идеалу мужа в обществе московских дворян: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей».

Трагедия Софьи Фамусовой

В комедии «Горе от ума» Софья является самым трагичным персонажем. На ее долю выпадает больше страданий, чем даже на долю Чацкого.

Во-первых, Софья, обладая от природы решительностью, смелостью, умом, вынуждена быть заложницей того общества, в котором родилась. Героиня не может позволить себе отдаться чувствам, не взирая на мнение окружающих. Она воспитана в среде консервативного дворянства и будет жить по законам, диктуемым им.

Во-вторых, появление Чацкого угрожает ее личному счастью с Молчалиным. После приезда Чацкого героиня находится в постоянном напряжении и вынуждена защищать возлюбленного от язвительных нападок главного героя. Именно желание сберечь свою любовь, уберечь Молчалина от осмеяния толкает Софью на распространение сплетни о сумасшествии Чацкого: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?» Однако способной на такой поступок Софья оказалась только из-за сильного влияния того общества, в котором она живет и с которым постепенно сливается.

Во-третьих, в комедии происходит жестокое разрушение образа Молчалина, сложившегося в голове Софьи, когда она слышит его разговор со служанкой Лизой. Главная ее трагедия заключается в том, что она полюбила подлеца, который играл роль ее любовника только потому, что это могло стать выгодным ему для получения очередного чина или награды. К тому же разоблачение Молчалина происходит в присутствии Чацкого, что еще больше ранит Софью как женщину.

Список рекомендованной и использованной литературы

  1. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений. Т. 5. / В.Г. Белинский – М.: Просвещение, 1954 г.
  2. Берков П. Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977.
  3. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
  4. Всеволодский-Гернгросс, В.Н. Фонвизин-драматург. / В.Н. Всеволодский-Гернгросс – М.: Просвещние, 1960 г.
  5. Лебедева, О.Б. Русская высокая комедия XVIII в.: Генезис и поэтика жанра. / О.Б. Лебедева – Томск: Наука, 1996 г.
  6. Недоросль. Денис Фонвизин; статья и комментарии Андрея Степанова. – Санкт-Петербург. Азбука-Аттикус, 2019.
  7. Энциклопедия литературных героев: Русская литература XVII-первой половины XIX в. – М., 1997 г.

Даниил Романович | Просмотров: 1.8k | Оценить:

Десять характеристик заботливых лидеров

Автор: Ларри С. Спирс

Журнал: Журнал Добродетелей и Лидерства

Выпуск: 1

Том: 1

Год: 2010


Мы испытываем скорость. во многих компаниях и некоммерческих организациях — от более традиционных авторитарных и иерархических моделей лидерства к лидерству-слуге как способу отношений с другими. Лидерство-слуга стремится вовлечь других в процесс принятия решений, основано на этичном и заботливом поведении и способствует росту работников, улучшая заботу и качество жизни в организации. В этой статье рассматривается набор из десяти критически важных характеристик лидера-слуги. К ним относятся: слушание, сочувствие, исцеление, осознание, убеждение, концептуализация, предвидение, управление, стремление к росту людей и построение сообщества.

Эта статья была впервые опубликована в 2000 году в томе 8, выпуске 3 из 9.0024 Concepts and Connections , информационный бюллетень Национального информационного центра программ лидерства. Он перепечатывается здесь с разрешения.


Наше фундаментальное понимание характера во многом связано с основными чертами, проявляемыми человеком. В последние годы наблюдается растущий интерес к природе характера и его воспитанию, основанный на вере в то, что положительным чертам характера можно как научить, так и выучить. Многие люди сегодня знакомы с числом символов ! (см) программа Джозефсоновского института этики. Эта программа была принята рядом школ и сообществ по всей стране и учит основным ценностям, которые они называют «Шесть столпов характера». Этими шестью особыми ценностями характера являются: надежность, уважение, ответственность, справедливость, забота и гражданственность.

Природа характера и его отношение к лидерам также приобрели все большее значение в последние годы. Ряд известных авторов по вопросам лидерства рассматривали вопросы характера лидера. Джеймс Хиллман (1996) в книге «Код души: в поисках характера и призвания » описывает «невидимый источник личной постоянства, для которого я использую слово «привычка», психология сегодня называет характером. Характер относится к глубинным структурам личности, особенно устойчивым к изменениям» (стр. 260).

Литература по лидерству включает в себя ряд различных списков черт характера, применяемых лидерами. Мне особенно нравится краткий список Уоррена Бенниса (1989), содержащийся в его книге 9.0024 О том, как стать лидером

, в котором он определяет «видение, вдохновение, эмпатию и надежность» как ключевые характеристики эффективных лидеров (стр. 140). Большая часть литературы по лидерству включает в себя неявное предположение о том, что лидеры могут и должны поощрять и практиковать положительные качества. Роберт К. Гринлиф, создатель термина лидерство служения , был тем, кто много думал и писал о природе лидерства служения и характере.

Лидерство и характер слуги

Лидер-слуга прежде всего слуга. Это начинается с естественного чувства, что человек хочет служить. Тогда сознательный выбор приводит человека к стремлению к лидерству. Лучший тест: растут ли те, кому служат, как личности: становятся ли они, когда им служат, здоровее, мудрее, свободнее, автономнее, с большей вероятностью сами станут слугами? И каково влияние на наименее привилегированных в обществе; получат ли они выгоду или, по крайней мере, не будут в дальнейшем лишены? (Гринлиф, 1977/2002, с. 27)

С этим определением в 1970 году отставной исполнительный директор AT&T Роберт К. Гринлиф (1904-1990) ввел термин «лидерство-слуга» и начал тихую революцию в том, как мы рассматриваем и практикуем лидерство. Три десятилетия спустя концепция лидерства-слуги все чаще рассматривается как идеальная форма лидерства, к которой стремится бесчисленное количество людей и организаций. На самом деле, сегодня мы наблюдаем беспрецедентный взрыв интереса и практики лидерства-слуги.

Во многих компаниях и некоммерческих организациях происходит быстрый переход от более традиционных авторитарных и иерархических моделей лидерства к лидерству-слуге как способу взаимоотношений с другими. Лидерство-слуга стремится вовлечь других в процесс принятия решений, основано на этичном и заботливом поведении и способствует росту работников, улучшая заботу и качество жизни в организации.

Слова слуга и лидер обычно считаются противоположностями. Сознательно объединив эти слова вместе, Роберт Гринлиф породил парадоксальное понятие лидерства-слуги. С тех пор многие из самых творческих мыслителей современности пишут и говорят о лидерстве-слуге как о зарождающейся парадигме лидерства в 21 веке. Список длинный и включает в себя: Джеймса Отри, Уоррена Бенниса, Питера Блока, Джона Карвера, Стивена Кови, Макса ДеПри, Джозефа Яворски, Джеймса Кузеса, Ларрейна Матусака, Паркера Палмера, М. Скотта Пека, Питера Сенге, Питера Вейла, Маргарет Уитли. , и Дана Зохар, и это лишь некоторые из современных авторов передовых книг по лидерству и сторонников лидерства-слуги. В своей новаторской книге о квантовых науках и лидерстве Rewiring the Corporate Brain (1997), Зохар заходит так далеко, что утверждает, что «Лидерство-слуга является сущностью квантового мышления и квантового лидерства» (стр. 146).

Десять характеристик лидера-слуги

После нескольких лет тщательного изучения оригинальных работ Гринлифа я определил набор из десяти характеристик лидера-слуги, которые я считаю критически важными — центральными для развития лидеров-слуг. Моя собственная работа в настоящее время включает в себя углубленное понимание следующих характеристик и того, как они способствуют осмысленной практике лидерства-слуги. Эти десять характеристик включают в себя:

Умение слушать

Лидеров традиционно ценят за их навыки общения и принятия решений. Хотя это также важные навыки для лидера-слуги, их необходимо подкреплять глубоким стремлением внимательно слушать других. Лидер-слуга стремится определить волю группы и помогает прояснить эту волю. Он или она восприимчиво слушает то, что говорят и недоговаривают. Слушание также включает в себя слышание собственного внутреннего голоса. Слушание в сочетании с периодами размышлений необходимо для роста и благополучия лидера-слуги.

Эмпатия

Лидер-слуга стремится понимать других и сопереживать им. Люди должны быть приняты и признаны за их особый и уникальный дух. Человек принимает на себя добрые намерения сослуживцев и коллег и не отвергает их как людей, даже если он может быть вынужден отказаться принять определенное поведение или работу. Самые успешные лидеры-слуги — это те, кто научился чутким слушателям.

Исцеление

Исцеление отношений — мощная сила для трансформации и интеграции. Одной из сильных сторон лидерства-слуги является возможность исцелить себя и свои отношения с другими. Многие люди сломлены духом и страдают от различных эмоциональных травм. Хотя это часть человеческого бытия, лидеры-слуги признают, что у них есть возможность помочь исцелить тех, с кем они вступают в контакт. В своем эссе Слуга как Лидер , Гринлиф (1977/2002) пишет: «Есть что-то тонкое, сообщаемое тому, кому служат и руководят, если неявным в соглашении между слугой-лидером и ведомым является понимание того, что поиск целостности — это то, что они разделяют». (стр. 50).

Осознание

Общее осознание, и особенно самосознание, укрепляет лидера-слугу. Осведомленность помогает понять вопросы, связанные с этикой, властью и ценностями. Он дает возможность рассматривать большинство ситуаций с более интегрированной, целостной позиции. Как Гринлиф (1977/2002) заметил: «Осознание не дает утешения — оно как раз наоборот. Это нарушитель и пробуждающий. Способные лидеры обычно резко просыпаются и достаточно встревожены. Они не ищут утешения. У них есть своя внутренняя безмятежность» (с. 41).

Убеждение

Еще одна характеристика лидера-слуги — опора на убеждение, а не на позиционный авторитет при принятии решений внутри организации. Лидер-слуга стремится убедить других, а не принуждать к согласию. Этот конкретный элемент предлагает одно из самых четких различий между традиционной авторитарной моделью и моделью лидерства-слуги. Лидер-слуга эффективен в достижении консенсуса внутри групп. Этот акцент на убеждении, а не на принуждении, уходит своими корнями в верования Религиозного общества друзей (квакеров) — деноминационной организации, к которой принадлежал Роберт Гринлиф.

Концептуализация

Лидеры-слуги стремятся развивать свои способности мечтать о великих мечтах. Способность смотреть на проблему или организацию с концептуальной точки зрения означает, что нужно думать не только о повседневных реалиях. Для многих лидеров это характеристика, требующая дисциплины и практики. Традиционный лидер поглощен необходимостью достижения краткосрочных оперативных целей. Лидер, который хочет также быть лидером-слугой, должен расширить свое мышление, чтобы охватить более широкое концептуальное мышление. В организациях концептуализация по самой своей природе является ключевой ролью советов попечителей или директоров. К сожалению, иногда советы директоров могут быть вовлечены в повседневную деятельность — что не следует поощрять — и, таким образом, не могут обеспечить дальновидную концепцию учреждения. Попечители должны быть в основном концептуальными в своей ориентации, персонал должен быть в основном оперативным в своей перспективе, а наиболее эффективным руководителям, вероятно, необходимо развивать в себе обе точки зрения. Лидеры-слуги призваны искать тонкий баланс между концептуальным мышлением и повседневным оперативным подходом.

Предвидение

Тесно связанная с концептуализацией способность предвидеть вероятный исход ситуации трудно определить, но ее легче идентифицировать. Человек познает предвидение, когда его испытывает. Предвидение — это характеристика, которая позволяет лидеру-слуге понять уроки прошлого, реалии настоящего и вероятные последствия решений на будущее. Он также глубоко укоренен в интуитивном уме. Форсайт остается в значительной степени неисследованной областью в исследованиях лидерства, но она заслуживает самого пристального внимания.

Управление

Питер Блок (1993) — автор книг Управление и Уполномоченный менеджер — определил управление как «удержание чего-либо в доверительном управлении для другого» (стр. xx). Взгляд Роберта Гринлифа на все организации заключался в том, что генеральный директор, сотрудники и попечители играли важную роль в сохранении доверия к своим организациям на благо общества. Лидерство-слуга, как и управление, предполагает в первую очередь обязательство служить нуждам других. Он также подчеркивает использование открытости и убеждения, а не контроля.

Приверженность развитию людей

Лидеры-слуги верят, что люди обладают внутренней ценностью, помимо их материального вклада в качестве работников. Таким образом, лидер-слуга глубоко привержен росту каждого человека в своей организации. Лидер-слуга осознает огромную ответственность за то, чтобы делать все, что в его или ее силах, для личного                 и профессионального роста сотрудников и коллег. На практике это может включать (но не ограничиваться) конкретные действия, такие как предоставление средств для личного и профессионального развития, личная заинтересованность в идеях и предложениях каждого, поощрение участия работников в принятии решений и активное содействие установленным -отключение сотрудников для поиска других должностей.

Лидер-слуга чувствует, что в недавней истории человечества многое было потеряно в результате перехода от местных сообществ к крупным организациям, которые в первую очередь формировали человеческие жизни. Это осознание побуждает лидера-слугу искать средства для создания сообщества среди тех, кто работает в данном учреждении. Руководство-слуга предполагает, что настоящее сообщество может быть создано среди тех, кто работает на предприятиях и в других организациях. Гринлиф (1977/2002) сказал:

Все, что необходимо для восстановления сообщества как жизнеспособной формы жизни для большого числа людей, это достаточное количество лидеров-слуг, которые укажут путь не массовыми движениями, а демонстрацией каждого лидера-слуги. его или ее неограниченную ответственность за вполне конкретную группу, связанную с сообществом. (стр. 53)

Заключение

Эти десять характеристик руководства-слуги ни в коем случае не являются исчерпывающими. Тем не менее, они служат для передачи силы и обещания, которые эта концепция предлагает тем, кто открыт для ее приглашения и вызова.

Интерес к смыслу и практике лидерства служения продолжает расти. К настоящему времени опубликованы сотни книг, статей и статей по этой теме. Многие из компаний, включенных в ежегодный список Fortune Magazine «100 лучших компаний для работы», поддерживают лидерство слуг и интегрировали его в свою корпоративную культуру. По мере того, как все больше и больше организаций и людей стремятся применить лидерство в качестве служения на практике, работа Центра лидерства в качестве служения Спирс продолжает расширяться, чтобы помочь удовлетворить эту потребность.

Лидерские качества слуги часто проявляются естественным образом у многих людей; и, как многие естественные склонности, их можно усилить путем обучения и практики. Руководство-слуга дает большие надежды на будущее в создании лучших, более заботливых институтов.

Об авторе

Ларри С. Спирс является президентом и генеральным директором Центра служения и лидерства Ларри С. Спирса (www.spearscenter.org). Он был президентом и генеральным директором Центра лидерства-слуги Роберта К. Гринлифа с 19.90-2007. Он также писатель и редактор, опубликовавший сотни статей, эссе, информационных бюллетеней, книг и других публикаций о лидерстве служения.

Электронная почта: [email protected]

Ссылки

Bennis, W. (1989). Став лидером . Рединг, Массачусетс: Addison-Wesley Publishing

Company Inc.

Block, P. (1993 ). Управление: предпочтение служению личным интересам . Сан-Франциско, Калифорния:

Berrett-Koehler Publishing.

Гринлиф, РК (1977/2002). S ervant-лидерство: путешествие в природу законной

силы и величия . Махва, Нью-Джерси: Paulist Press.

Хиллман, Дж. (1996). Код души: В поисках персонажа и вызов . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк:

Рэндом Хаус.

Джозефсон М. и Хэнсон В. (ред.). (1998). Сила характера . Сан-Франциско,

, Калифорния: Джосси Басс.

Келлерман, Б. и Матусак, Л. (ред.). (2000). На переднем крае: лидерство 2000 . College

Park, MD: Академия лидерства Джеймса МакГрегора Бернса.

Spears, L.C. (Ред.). (1998). Взгляд на лидерство: служение, управление, дух и

руководство-слуга . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: John Wiley & Sons.

Зоар, Д. (1997). Перепрограммирование корпоративного мозга . Сан-Франциско, Калифорния: Берретт-Келер.

О компании Regent

Университет Риджент, основанный в 1978 году, является ведущим христианским университетом Америки, в котором более 11 000 студентов обучаются в кампусе площадью 70 акров в Вирджиния-Бич, штат Вирджиния, а также в Интернете по всему миру.

Университет предлагает степени младшего специалиста, бакалавра, магистра и доктора в более чем 150 областях обучения, включая бизнес, общение и искусство, консультирование, кибербезопасность, богословие, образование, правительство, право, лидерство, уход за больными, здравоохранение и психология. Regent University занимает первое место в рейтинге лучших аккредитованных онлайн-колледжей в США (Study.com, 2020 г.), первое место в рейтинге самых безопасных университетских городков колледжа в Вирджинии (YourLocalSecurity, 2021) и первое место среди лучших онлайн-программ бакалавриата в Вирджинии за 10 лет. подряд (US News & World Report, 2022). Школа бизнеса и лидерства является золотым победителем в номинациях «Лучшая бизнес-школа» и «Лучшая программа MBA» по версии журнала Coastal Virginia Magazine. Школа также вошла в пятерку лучших в рейтинге US News & World Report за свои онлайн-программы MBA и онлайн-программы для выпускников по бизнесу (не MBA). Школа предлагает как онлайн, так и очные степени, включая степень магистра делового администрирования, степень магистра делового администрирования. в области бухгалтерского учета (включая экзамен CPA и лицензионный трек), MS в бизнес-аналитике, магистр организационного лидерства, магистр. в области управления продуктами, к.т.н. в организационном лидерстве и доктор стратегического лидерства.

Запрос информации

Характеристики, плюсы и минусы, пример

Что такое лидерство слуги?

Лидерство-слуга — это стиль лидерства и философия, согласно которым человек взаимодействует с другими — либо в качестве руководства, либо в качестве коллеги — для достижения авторитета, а не власти. Система представляет собой децентрализованную организационную структуру. Лидеры, которые следуют этому стилю, включают сотрудников, работающих с клиентами, в процесс принятия решений в компании. Эти сотрудники имеют тесные отношения с потребителем и могут принимать более эффективные решения, чтобы удержать этих клиентов и приобрести новых.

Ключевые выводы

  • Лидерство-слуга стремится перевести взаимодействие руководства и персонала с контролирующей деятельности в сторону синергетических отношений.
  • Авторитетная фигура в среде лидеров-слуг пытается продвигать инновации, расширять возможности сотрудников и обеспечивать благополучие окружающих.
  • Лидерство-слуга также направлено на развитие лидерских качеств у других.
  • Этот стиль лидерства требует от человека демонстрации таких качеств, как эмпатия, умение слушать, умение управлять и стремление к личному росту других.
  • Лидерство-слуга подходит не для всех ситуаций. Военный командир должен взять на себя полную власть, чтобы быстро принимать решения о жизни и смерти.
Что такое лидерство слуги?

Как работает лидерство слуг

Лидерство-слуга направлено на то, чтобы отодвинуть взаимодействие руководства и персонала от «контролирующей деятельности» к более синергетическим отношениям. Термин «лидерство-слуга» был введен Робертом Гринлифом, исследователем двадцатого века, который скептически относился к традиционным стилям лидерства, ориентированным на более авторитарные отношения между работодателями и работниками.

Авторитетная фигура в среде лидера-слуги пытается продвигать инновации, расширять возможности сотрудников и обеспечивать благополучие окружающих. Лидерство-слуга также направлено на развитие лидерских качеств у других. Этот стиль лидерства требует от человека демонстрации таких качеств, как эмпатия, умение слушать, управление и приверженность личному росту других.

Характеристики лидера слуг

Согласно наблюдениям Гринлифа, лидер-слуга подходит к ситуациям и организациям в первую очередь с точки зрения слуги, стремясь использовать свое присутствие для удовлетворения потребностей организации и других. Лидеры-слуги стремятся удовлетворить желания и требования заинтересованных сторон в качестве своего приоритета, а лидерство должно быть второстепенным. Это контрастирует с точкой зрения лидера, в которой человек стремится быстро получить контроль, часто движимый желанием и перспективами материальной выгоды или влияния.

Развитие и наставничество команды, которая следует их инструкциям или потребностям клиентов и клиентов, имеют приоритет над личным возвышением. Даже получив руководящую должность, лидер-слуга обычно поощряет своих подчиненных смотреть на служение другим как на приоритет над личной выгодой. Лидер-слуга может стремиться разделить власть с другими и поощрять развитие и рост других. Эта черта может распространяться на внимательное выслушивание последователей, чтобы лучше понять их потребности, но также предполагает, что лидеры считают себя и других ответственными за свои слова и действия.

Слуга-лидерство подходит не для всех ситуаций. Например, в условиях войны военачальники должны быстро принимать решения в ответ на действия противника, и у них нет времени на консультации с широким кругом заинтересованных сторон.

Пример лидерства слуг

Там, где динамика «лидер-сначала» ориентирована на удовлетворение личного стремления к власти, лидер-слуга в первую очередь смотрит на то, как их служба приносит пользу другим. Например, лидер-слуга может задаться вопросом, как его усилия возвышают тех, кто недопредставлен или имеет более низкое экономическое положение, прежде чем пытаться получить контрольную позицию. Их продвижение к руководящей должности происходит после их приверженности служению.

Это можно увидеть, например, в мире здравоохранения, когда практикующие врачи работают на благо своих пациентов и помогают своим коллегам и товарищам по команде в оказании этой помощи. В деловом мире это может означать, что сотрудники, клиенты и все другие заинтересованные стороны могут преуспевать благодаря своим услугам.

Лидерство слуг плюсы и минусы

Различные стили лидерства имеют свои преимущества и недостатки, которые делают их лучшей моделью в зависимости от контекста.

Некоторые из преимуществ лидерства-слуги заключаются в том, что лидеры завоевывают уважение своих сотрудников; сотрудники чувствуют, что их ценят и что руководство заботится об их интересах; есть общее видение; между сотрудниками и руководителями часто возникает большее доверие; руководители учитывают мнение персонала, что, вероятно, повысит эффективность новаторских усилий; и люди развивают навыки и могут профессионально развиваться в благоприятной среде.

Недостатки лидерства-слуги заключаются в том, что лишь немногие лидеры имеют опыт такого типа управления; принятие этого стиля руководства может потребовать сложных культурных изменений; принятие решений может занять время, что может иметь пагубные последствия во время кризиса; или на персонал может быть возложена большая ответственность, чем он может нести.

Плюсы лидерства слуг

  • Лидеры заслуживают уважение других

  • Часто существует общее видение и большее доверие

  • Мнение сотрудников способствует принятию компанией решений для достижения лучших результатов

  • Развитие личности в благоприятной среде

Минусы лидерства слуг

  • Немногие лидеры знакомы с этим типом лидерства

  • Принятие такого типа лидерства может потребовать сложных культурных изменений

  • Такой тип руководства не способствует быстрому принятию решений

  • У персонала могут быть обязанности, выходящие за рамки его возможностей

Часто задаваемые вопросы о лидерстве слуг

Что такое теория лидерства слуг?

Считается, что теория лидерства-слуги была предложена Робертом Гринлифом, исследователем двадцатого века. Гринлиф считал, что лидер должен делать упор на членов своей команды, чтобы они могли стать автономными и свободомыслящими. Лидерство-слуга — это образ мышления, который отражает менталитет прежде всего слуги, а не менталитет лидера. Гринлиф считал, что менталитет лидера был «часто масштабным, сложным, мощным, безличным; не всегда компетентным; иногда коррумпированным».

Каковы принципы руководства слугой?

Гринлиф выдвинул 10 принципов лидерства-слуги: слушание; сочувствие; выздоровление; осведомленность; убеждение; концептуализация; предвидение; управление; стремление к росту людей; и создание сообщества.

Какова роль лидера-слуги?

Роль лидера-слуги состоит в том, чтобы быть распорядителем ресурсов группы и учить других лидеров служить другим, при этом достигая целей, поставленных бизнесом.

Кто является хорошим примером лидера-слуги?

Доктор Мартин Лютер Кинг взял на себя руководящую роль в Движении за гражданские права и выбрал ненасильственный подход.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *