Гугенот | это… Что такое Гугенот?
Гугенотский крест
Гугено́ты (фр. Huguenots) — название французских протестантов (кальвинистов), происходящее от имени Гюга, женевского гражданина, или, по другим мнениям, испорченное из Eidgenossen (самоназвание швейцарцев).
Содержание
|
Появление протестантизма во Франции
Кальвин
Сначала слово гугенот употреблялось противниками протестантов как насмешка; но впоследствии, когда Реформация стала распространяться во Франции, оно прижилось и среди самих французских протестантов. Сторонники Реформации во Франции появились очень рано. Лефевр, Брюсонне, Фарель, Руссель пропагандировали протестантское учение. При покровительстве Маргариты, королевы Наваррской, сестры короля Франциска I, возникли тайные лютеранские общины. Но наибольшее сочувствие и распространение нашло учение Кальвина, особенно в среде дворянства и среднего сословия.
Возникновение религиозной распри
Франциск I повелел конфисковать все протестантские сочинения и запретил гугенотам под угрозой смертной казни устраивать свое протестантское богослужение; но эти меры не могли остановить распространение реформаторского учения. Генрих II в 1555 году издал эдикт, которым грозил гугенотам сожжением на кострах, и после заключения Като-Камбрезийского мира с особенным рвением принялся за искоренение «ереси». Тем не менее при нём во Франции насчитывали до 5000 кальвинистских общин. При Франциске II, находившемся под сильным влиянием Гизов, в 1559 году при каждом парламенте была учреждена особая комиссия (Chambre ardente), следившая за исполнением эдиктов о еретиках.
Всеобщая оппозиция против Гизов дала гугенотам мужество бороться против преследований. Часть дворян-кальвинистов под руководством Лареноди составила заговор с целью потребовать от короля свободы совести и удаления Гизов, а в случае отказа — силою захватить короля и заставить его передать управление расположенным к кальвинизму Бурбонам, Антуану Наваррскому и Людовику Конде.
Гаспар II де Колиньи
Заговор был открыт; король бежал из Блуа в Амбуаз. Нападение заговорщиков на Амбуаз было отбито; многие погибли в бою, другие казнены. Тем не менее в мае 1560 года были уничтожены Chambres ardentes, но по-прежнему запрещены религиозные собрания и публичное отправление протестантского богослужения. В августе того же года адмирал Колиньи на собрании нотаблей потребовал для кальвинистов свободы совести. Собрание отложило решение до созвания генеральных штатов в Орлеане; чтобы воспрепятствовать постановлениям этого собрания в благоприятном для гугенотов смысле.
Гизы захватили в плен Бурбонов, а Конде за участие в заговоре был приговорен к казни. Смерть Франциска II помешала исполнению приговора. При Карле IX в 1561 году издан был эдикт, которым отменялась смертная казнь за принадлежность к ереси. Для прекращения вражды между католиками и гугенотами был устроен между ними религиозный диспут в Пуасси, который, однако, не привёл к желанному соглашению.
Так называемый триумвират из герцога Гиза, коннетабля Монморанси и маршала Сент-Андрё стремился к подавлению реформации, и ему удалось перетянуть на свою сторону Антона Наваррского. Как только был издан эдикт 1562 года, предоставлявший гугенотам право свободного богослужения, Франциск Гиз напал при Васси на толпу гугенотов, собравшихся в сарае для совершения богослужения. Все они были перебиты, и это было началом междоусобной войны. Первая война (всех было 8) велась с переменным успехом и кончилась в 1563 году соглашением, получившим свое подтверждение в Амбуазском эдикте, в котором гугенотам опять была предоставлена свобода вероисповедания.
Королева-мать, лишив Гизов влияния, не желала, однако, чтобы им стали пользоваться гугеноты, и новым эдиктом отменила почти все прежние вольности, предоставленные гугенотам; тогда Конде и Колиньи решились захватить короля в свои руки; но заговор их был открыт, и двор бежал в Париж. Конде осадил столицу. Снова был заключен мирный договор в Лонжклю, в силу которого была объявлена всеобщая амнистия; но спустя полгода опять разгорелась гражданская война.
Ла-Рошель
Ненависть католических народных масс против гугенотов выразилась во многих кровавых насилиях. Конде и Колиньи бежали в Ла-Рошель, которая с этих пор стала главной квартирой гугенотов. Английская королева Елизавета снабдила гугенотов деньгами и оружием, немецкие протестантские князья оказали им помощь войсками. В битве при Жарнаке в 1567 году католики под начальством маршала Таванна разбили гугенотов наголову; Конде попал в плен и был убит.
Иоанна Наваррская созвала тогда гугенотов в Коньяк, воодушевила их своей речью и поставила во главе войска своего сына Генриха; но, несмотря на подкрепления, посланные Германией, гугеноты снова потерпели поражение, и только в следующем году Колиньи удалось завладеть Нимом и Ла-Рошелью и нанести поражение королевским войскам. Наконец умеренная партия взяла верх и в том же году был заключён Сен-Жерменский мир, в силу которого была объявлена амнистия и свобода вероисповедания. Для большей гарантии в руках гугенотов оставлены крепости Ла-Рошель, Лашарите, Монтобан и Коньяк.
Варфоломеевская ночь
Основная статья: Варфоломеевская ночь
Варфоломеевская ночь
Чтобы приобрести доверие гугенотов, Екатерина Медичи решила выдать замуж сестру Карла IX за Генриха Наваррского; были начаты переговоры с Англией относительно совместной поддержки нидерландского восстания, Колиньи был назначен главным начальником снаряженной с этой целью французской армии. Во всей Франции водворилось спокойствие и мир, так что королева наваррская вместе с принцем Конде и Генрихом Наваррским безбоязненно могла приехать в Париж на бракосочетание последнего с сестрой короля.
На эту свадьбу была приглашена масса знатных гугенотов; глава их, Колиньи, пользовался, по-видимому, исключительным благоволением короля и руководил французской политикой. Католики с возрастающей ненавистью смотрели на это сближение; да и королева-мать прежде всего хотела устранить Колиньи, находя его влияние вредным для себя. Этим была вызвана Варфоломеевская ночь. Многие гугеноты спаслись от резни и стали защищаться с мужеством отчаяния в Ла-Рошели, Ниме, Монтобане. Везде, где гугеноты чувствовали себя достаточно сильными, они закрыли перед королевскими войсками ворота. Тщетно старался герцог Анжуйский завладеть Ла-Рошелью; война кончилась миром 1573 года, по которому Монтобан, Ним и Ла-Рошель остались за гугенотами, и в этих городах им была предоставлена свобода богослужения. Вскоре после заключения мира, умеренная партия завязала отношения с гугенотами, чтобы с помощью их добиться низвержения Гизов. Заговор был, однако, открыт; герцог Алансонский (младший брат Карла IX), стоявший во главе этой партии, и Генрих Наваррский были заключены в Венсенн, а Конде спасся бегством в Страсбург.
При Генрихе III снова начались преследования гугенотов, и война возобновилась, причём к гугенотам присоединился и Генрих Наваррский, перешедший снова в протестантизм. Конде, подкрепленный вспомогательным немецким корпусом, вторгся во Францию.
Образование Лиги
Но в том же 1576 году герцог Генрих Гиз основал Католическую лигу для защиты католической веры. Король на блуаских генеральных штатах сам стал во главе лиги, и тогда снова возгорелась религиозная война; она продолжалась недолго, потому что Генрих III опасался честолюбивых планов герцога Гиза больше, чем самих гугенотов, и решил в 1579 году заключить мир в Пуатье, которым восстановлены были все прежние вольности гугенотов. Возрастающее влияние Гиза заставило королеву-мать войти с Генрихом Наваррским в переговоры, закончившиеся предоставлением ещё более широких прав гугенотам и передачею им четырнадцати крепостей.
После смерти младшего брата короля ближайшие права на трон принадлежали Генриху Наваррскому; но так как герцог Гиз не желал допустить, чтобы корона досталась еретику, то заключил союз с Испанией и папой для устранения Генриха. Лига провозгласила наследником престола старого кардинала бурбонского и заставила короля в 1585 году издать Немурский эдикт, которым отнимались все прежние права и преимущества у гугенотов, католицизм объявлялся господствующей религией во Франции, а всем исповедовавшим другие религии предписывалось покинуть страну в течение месяца.
Гугеноты снова взялись за оружие, и началась восьмая религиозная война, известная в истории под именем «войны трёх Генрихов». Протестантская Германия поддержала гугенотов присылкою войск, Англия — деньгами. Генрих Наваррский нанес католикам решительное поражение при Кутра. Несмотря на это, Гиз, пользуясь бунтом парижан, заставил короля издать эдикт, лишавший лиц некатолического вероисповедания права на французский престол.
Царствование Генриха IV
После смерти Генриха III Генрих Наваррский в силу наследственного права стал законным королем Франции, но ему пришлось выдержать продолжительную борьбу и перейти в католицизм, прежде чем за ним была всеми признана корона. Сначала король опасался раздражить католиков покровительством гугенотам, но, наконец, в 1598 году издал Нантский эдикт, который был как бы повторением прежних эдиктов 1563, 1570, 1577 годов с некоторыми добавлениями. Несмотря на недовольство парижского парламента, Генрих заставил его внести в свои регистры Нантский эдикт.
Гугенотство после Генриха IV
Хотя Людовик XIII и подтвердил этот эдикт, тем не менее гугеноты под влиянием честолюбивого дворянства поддержали восстание принца Генриха II Конде и успокоились только тогда, когда были подтверждены их права и вольности.
В 1617 году католическое духовенство убедило короля издать эдикт, которым вводилась католическая религия в чисто протестантском Беарне; гугеноты должны были возвратить католикам церковные имущества, бывшие в их руках уже в течение 50 лет. Ввиду неподчинения их эдикту король сам прибыл в Беарн и силою заставил привести его в исполнение. Гугеноты увидели в этом открытый вызов к войне и взялись за оружие, но вследствие неспособности своих предводителей терпели постоянные поражения.
Тем не менее заключенный в Монпелье мир предоставил им полную амнистию и возврат захваченных имуществ; запрещалось только без предварительного согласия короля устройство религиозных сборищ. Король не выполнил многих условий договора, и гугеноты восстали снова; их флот под начальством Субиза разбил королевский флот, посланный Ришелье против Рошфора, но вскоре сам потерпел полное поражение.
После непродолжительного перемирия война снова разгорелась. Несмотря на морскую помощь Англии, королевские войска овладели главной твердыней гугенотов, Ларошелью. По Алесскому договору гугеноты должны были срыть крепостные укрепления Кастра, Монтобана, Нима и Юзеза, за что им дана была амнистия и предоставлена свобода вероисповедания.
При Ришелье и Мазарини гугеноты беспрепятственно пользовались своими правами; но Людовик XIV мало-помалу начал ограничивать права гугенотов, а после смерти Кольбера их стали обращать в католичество насильственным путем, пока и самый Нантский эдикт не был отменен в 1685 году.
Множество гугенотов спаслось тогда бегством в Швейцарию, Нидерланды, Германию и Англию. В общем Франция потеряла 200 000 трудолюбивых граждан. За границей они везде были приняты радушно и способствовали в значительной мере поднятию торговли и промышленности. Ожесточающиеся гонения вызвали в 1702 году в Севеннских горах так называемое восстание камизардов под руководством Жана Кавалье. Несмотря на все стеснительные меры, протестантизм удержался во Франции. Людовик XV по настоянию иезуитов издал несколько новых декретов против еретиков; но дух гуманности пустил настолько губокие корни, что даже королевские чиновники не в состоянии были исполнять эти декреты.
В 1752 году правительство сделало последнюю попытку подавить протестантизм, объявив все крещения и браки, совершенные реформатскими священниками, недействительными и предписав произвести их вновь католическому духовенству. Эта мера вызвала новую сильную эмиграцию; общественное мнение заставило правительство взять свое постановление обратно.
Революция 1789 года предоставила протестантам все политические права, которых они были так долго лишены. Кодекс Наполеона узаконил их равноправность, и даже реставрация признала за реформатами свободу совести и гарантировала их священникам жалованье от государства.
Правда, в начале правления Людовика XVIII протестанты были смещаемы то там, то здесь с должностей, и на юге Франции, особенно в окрестностях Нима, вследствие подстрекательства ультрароялистов и ультрамонтанов были отдельные случаи нападения черни на гугенотов; но с тех пор подобные явления не повторялись.
Ссылки
- Краткое содержание (синопсис) оперы Мейербера «Гугеноты» на сайте «100 опер»
Библиография
- И. В. Лучицкий «Феодальная аристократия и кальвинисты во Франции», «Католическая лига и кальвинисты во Франции»
- Клячин «Политические собрания и политич. организация кальвинистов во Франции»
- Уваров П. Ю. Что стояло за Религиозными войнами XVI в.? От социальной истории религии к «le vécu religieux» и обратно // Французский ежегодник 2004.
М., 2004.
- De Félice, «Histoire des protestants en France»
- Anquez, «Histoire des assemblées politiques des réformés en France»
- Puaux, «Histoire de la réforme française»
- Lacretelle, «Histoire de France pendant les guerres civiles»
- Klüpfel, «Le colloque de Poissy»
- Rémusat, «La Samte-Barthelemy»
- Challe, «Le calvinisme et la ligue»
- Schaeffer, «Les huguenots du XVI siècle»
- Soldan, «Gesch. des Protestantismus in Frankreich»
- von Pollenz, «Gesch. des franz. Calvinismus»
- Baumgarten, «Von der Bartholomaeusnacht»
- Poole, «Hist. of the huguenots»
- While, «Massacre of St. Bartholomew, preceded by a narrative of the religious wars»
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Гугенот | это… Что такое Гугенот?
Гугенотский крест
Гугено́ты (фр. Huguenots) — название французских протестантов (кальвинистов), происходящее от имени Гюга, женевского гражданина, или, по другим мнениям, испорченное из Eidgenossen (самоназвание швейцарцев).
Содержание
|
Появление протестантизма во Франции
Кальвин
Сначала слово гугенот употреблялось противниками протестантов как насмешка; но впоследствии, когда Реформация стала распространяться во Франции, оно прижилось и среди самих французских протестантов. Сторонники Реформации во Франции появились очень рано. Лефевр, Брюсонне, Фарель, Руссель пропагандировали протестантское учение. При покровительстве Маргариты, королевы Наваррской, сестры короля Франциска I, возникли тайные лютеранские общины. Но наибольшее сочувствие и распространение нашло учение Кальвина, особенно в среде дворянства и среднего сословия.
Возникновение религиозной распри
Франциск I повелел конфисковать все протестантские сочинения и запретил гугенотам под угрозой смертной казни устраивать свое протестантское богослужение; но эти меры не могли остановить распространение реформаторского учения. Генрих II в 1555 году издал эдикт, которым грозил гугенотам сожжением на кострах, и после заключения Като-Камбрезийского мира с особенным рвением принялся за искоренение «ереси». Тем не менее при нём во Франции насчитывали до 5000 кальвинистских общин. При Франциске II, находившемся под сильным влиянием Гизов, в 1559 году при каждом парламенте была учреждена особая комиссия (Chambre ardente), следившая за исполнением эдиктов о еретиках.
Всеобщая оппозиция против Гизов дала гугенотам мужество бороться против преследований. Часть дворян-кальвинистов под руководством Лареноди составила заговор с целью потребовать от короля свободы совести и удаления Гизов, а в случае отказа — силою захватить короля и заставить его передать управление расположенным к кальвинизму Бурбонам, Антуану Наваррскому и Людовику Конде.
Гаспар II де Колиньи
Заговор был открыт; король бежал из Блуа в Амбуаз. Нападение заговорщиков на Амбуаз было отбито; многие погибли в бою, другие казнены. Тем не менее в мае 1560 года были уничтожены Chambres ardentes, но по-прежнему запрещены религиозные собрания и публичное отправление протестантского богослужения. В августе того же года адмирал Колиньи на собрании нотаблей потребовал для кальвинистов свободы совести. Собрание отложило решение до созвания генеральных штатов в Орлеане; чтобы воспрепятствовать постановлениям этого собрания в благоприятном для гугенотов смысле.
Гизы захватили в плен Бурбонов, а Конде за участие в заговоре был приговорен к казни. Смерть Франциска II помешала исполнению приговора. При Карле IX в 1561 году издан был эдикт, которым отменялась смертная казнь за принадлежность к ереси. Для прекращения вражды между католиками и гугенотами был устроен между ними религиозный диспут в Пуасси, который, однако, не привёл к желанному соглашению.
Так называемый триумвират из герцога Гиза, коннетабля Монморанси и маршала Сент-Андрё стремился к подавлению реформации, и ему удалось перетянуть на свою сторону Антона Наваррского. Как только был издан эдикт 1562 года, предоставлявший гугенотам право свободного богослужения, Франциск Гиз напал при Васси на толпу гугенотов, собравшихся в сарае для совершения богослужения. Все они были перебиты, и это было началом междоусобной войны. Первая война (всех было 8) велась с переменным успехом и кончилась в 1563 году соглашением, получившим свое подтверждение в Амбуазском эдикте, в котором гугенотам опять была предоставлена свобода вероисповедания.
Королева-мать, лишив Гизов влияния, не желала, однако, чтобы им стали пользоваться гугеноты, и новым эдиктом отменила почти все прежние вольности, предоставленные гугенотам; тогда Конде и Колиньи решились захватить короля в свои руки; но заговор их был открыт, и двор бежал в Париж. Конде осадил столицу. Снова был заключен мирный договор в Лонжклю, в силу которого была объявлена всеобщая амнистия; но спустя полгода опять разгорелась гражданская война.
Ла-Рошель
Ненависть католических народных масс против гугенотов выразилась во многих кровавых насилиях. Конде и Колиньи бежали в Ла-Рошель, которая с этих пор стала главной квартирой гугенотов. Английская королева Елизавета снабдила гугенотов деньгами и оружием, немецкие протестантские князья оказали им помощь войсками. В битве при Жарнаке в 1567 году католики под начальством маршала Таванна разбили гугенотов наголову; Конде попал в плен и был убит.
Иоанна Наваррская созвала тогда гугенотов в Коньяк, воодушевила их своей речью и поставила во главе войска своего сына Генриха; но, несмотря на подкрепления, посланные Германией, гугеноты снова потерпели поражение, и только в следующем году Колиньи удалось завладеть Нимом и Ла-Рошелью и нанести поражение королевским войскам. Наконец умеренная партия взяла верх и в том же году был заключён Сен-Жерменский мир, в силу которого была объявлена амнистия и свобода вероисповедания. Для большей гарантии в руках гугенотов оставлены крепости Ла-Рошель, Лашарите, Монтобан и Коньяк.
Варфоломеевская ночь
Основная статья: Варфоломеевская ночь
Варфоломеевская ночь
Чтобы приобрести доверие гугенотов, Екатерина Медичи решила выдать замуж сестру Карла IX за Генриха Наваррского; были начаты переговоры с Англией относительно совместной поддержки нидерландского восстания, Колиньи был назначен главным начальником снаряженной с этой целью французской армии. Во всей Франции водворилось спокойствие и мир, так что королева наваррская вместе с принцем Конде и Генрихом Наваррским безбоязненно могла приехать в Париж на бракосочетание последнего с сестрой короля.
На эту свадьбу была приглашена масса знатных гугенотов; глава их, Колиньи, пользовался, по-видимому, исключительным благоволением короля и руководил французской политикой. Католики с возрастающей ненавистью смотрели на это сближение; да и королева-мать прежде всего хотела устранить Колиньи, находя его влияние вредным для себя. Этим была вызвана Варфоломеевская ночь. Многие гугеноты спаслись от резни и стали защищаться с мужеством отчаяния в Ла-Рошели, Ниме, Монтобане. Везде, где гугеноты чувствовали себя достаточно сильными, они закрыли перед королевскими войсками ворота. Тщетно старался герцог Анжуйский завладеть Ла-Рошелью; война кончилась миром 1573 года, по которому Монтобан, Ним и Ла-Рошель остались за гугенотами, и в этих городах им была предоставлена свобода богослужения. Вскоре после заключения мира, умеренная партия завязала отношения с гугенотами, чтобы с помощью их добиться низвержения Гизов. Заговор был, однако, открыт; герцог Алансонский (младший брат Карла IX), стоявший во главе этой партии, и Генрих Наваррский были заключены в Венсенн, а Конде спасся бегством в Страсбург.
При Генрихе III снова начались преследования гугенотов, и война возобновилась, причём к гугенотам присоединился и Генрих Наваррский, перешедший снова в протестантизм. Конде, подкрепленный вспомогательным немецким корпусом, вторгся во Францию. Король, видя перевес военной силы на стороне гугенотов, решился на выгодный для них мир, по которому, за исключением Парижа, они получили право свободного богослужения, доступ ко всем должностям и восемь новых крепостей.
Образование Лиги
Но в том же 1576 году герцог Генрих Гиз основал Католическую лигу для защиты католической веры. Король на блуаских генеральных штатах сам стал во главе лиги, и тогда снова возгорелась религиозная война; она продолжалась недолго, потому что Генрих III опасался честолюбивых планов герцога Гиза больше, чем самих гугенотов, и решил в 1579 году заключить мир в Пуатье, которым восстановлены были все прежние вольности гугенотов. Возрастающее влияние Гиза заставило королеву-мать войти с Генрихом Наваррским в переговоры, закончившиеся предоставлением ещё более широких прав гугенотам и передачею им четырнадцати крепостей.
После смерти младшего брата короля ближайшие права на трон принадлежали Генриху Наваррскому; но так как герцог Гиз не желал допустить, чтобы корона досталась еретику, то заключил союз с Испанией и папой для устранения Генриха. Лига провозгласила наследником престола старого кардинала бурбонского и заставила короля в 1585 году издать Немурский эдикт, которым отнимались все прежние права и преимущества у гугенотов, католицизм объявлялся господствующей религией во Франции, а всем исповедовавшим другие религии предписывалось покинуть страну в течение месяца.
Гугеноты снова взялись за оружие, и началась восьмая религиозная война, известная в истории под именем «войны трёх Генрихов». Протестантская Германия поддержала гугенотов присылкою войск, Англия — деньгами. Генрих Наваррский нанес католикам решительное поражение при Кутра. Несмотря на это, Гиз, пользуясь бунтом парижан, заставил короля издать эдикт, лишавший лиц некатолического вероисповедания права на французский престол.
Царствование Генриха IV
После смерти Генриха III Генрих Наваррский в силу наследственного права стал законным королем Франции, но ему пришлось выдержать продолжительную борьбу и перейти в католицизм, прежде чем за ним была всеми признана корона. Сначала король опасался раздражить католиков покровительством гугенотам, но, наконец, в 1598 году издал Нантский эдикт, который был как бы повторением прежних эдиктов 1563, 1570, 1577 годов с некоторыми добавлениями. Несмотря на недовольство парижского парламента, Генрих заставил его внести в свои регистры Нантский эдикт.
Гугенотство после Генриха IV
Хотя Людовик XIII и подтвердил этот эдикт, тем не менее гугеноты под влиянием честолюбивого дворянства поддержали восстание принца Генриха II Конде и успокоились только тогда, когда были подтверждены их права и вольности.
В 1617 году католическое духовенство убедило короля издать эдикт, которым вводилась католическая религия в чисто протестантском Беарне; гугеноты должны были возвратить католикам церковные имущества, бывшие в их руках уже в течение 50 лет. Ввиду неподчинения их эдикту король сам прибыл в Беарн и силою заставил привести его в исполнение. Гугеноты увидели в этом открытый вызов к войне и взялись за оружие, но вследствие неспособности своих предводителей терпели постоянные поражения.
Тем не менее заключенный в Монпелье мир предоставил им полную амнистию и возврат захваченных имуществ; запрещалось только без предварительного согласия короля устройство религиозных сборищ. Король не выполнил многих условий договора, и гугеноты восстали снова; их флот под начальством Субиза разбил королевский флот, посланный Ришелье против Рошфора, но вскоре сам потерпел полное поражение.
После непродолжительного перемирия война снова разгорелась. Несмотря на морскую помощь Англии, королевские войска овладели главной твердыней гугенотов, Ларошелью. По Алесскому договору гугеноты должны были срыть крепостные укрепления Кастра, Монтобана, Нима и Юзеза, за что им дана была амнистия и предоставлена свобода вероисповедания.
При Ришелье и Мазарини гугеноты беспрепятственно пользовались своими правами; но Людовик XIV мало-помалу начал ограничивать права гугенотов, а после смерти Кольбера их стали обращать в католичество насильственным путем, пока и самый Нантский эдикт не был отменен в 1685 году.
Множество гугенотов спаслось тогда бегством в Швейцарию, Нидерланды, Германию и Англию. В общем Франция потеряла 200 000 трудолюбивых граждан. За границей они везде были приняты радушно и способствовали в значительной мере поднятию торговли и промышленности. Ожесточающиеся гонения вызвали в 1702 году в Севеннских горах так называемое восстание камизардов под руководством Жана Кавалье. Несмотря на все стеснительные меры, протестантизм удержался во Франции. Людовик XV по настоянию иезуитов издал несколько новых декретов против еретиков; но дух гуманности пустил настолько губокие корни, что даже королевские чиновники не в состоянии были исполнять эти декреты.
В 1752 году правительство сделало последнюю попытку подавить протестантизм, объявив все крещения и браки, совершенные реформатскими священниками, недействительными и предписав произвести их вновь католическому духовенству. Эта мера вызвала новую сильную эмиграцию; общественное мнение заставило правительство взять свое постановление обратно.
Революция 1789 года предоставила протестантам все политические права, которых они были так долго лишены. Кодекс Наполеона узаконил их равноправность, и даже реставрация признала за реформатами свободу совести и гарантировала их священникам жалованье от государства.
Правда, в начале правления Людовика XVIII протестанты были смещаемы то там, то здесь с должностей, и на юге Франции, особенно в окрестностях Нима, вследствие подстрекательства ультрароялистов и ультрамонтанов были отдельные случаи нападения черни на гугенотов; но с тех пор подобные явления не повторялись.
Ссылки
- Краткое содержание (синопсис) оперы Мейербера «Гугеноты» на сайте «100 опер»
Библиография
- И. В. Лучицкий «Феодальная аристократия и кальвинисты во Франции», «Католическая лига и кальвинисты во Франции»
- Клячин «Политические собрания и политич. организация кальвинистов во Франции»
- Уваров П. Ю. Что стояло за Религиозными войнами XVI в.? От социальной истории религии к «le vécu religieux» и обратно // Французский ежегодник 2004. М., 2004.
- De Félice, «Histoire des protestants en France»
- Anquez, «Histoire des assemblées politiques des réformés en France»
- Puaux, «Histoire de la réforme française»
- Lacretelle, «Histoire de France pendant les guerres civiles»
- Klüpfel, «Le colloque de Poissy»
- Rémusat, «La Samte-Barthelemy»
- Challe, «Le calvinisme et la ligue»
- Schaeffer, «Les huguenots du XVI siècle»
- Soldan, «Gesch. des Protestantismus in Frankreich»
- von Pollenz, «Gesch.
des franz. Calvinismus»
- Baumgarten, «Von der Bartholomaeusnacht»
- Poole, «Hist. of the huguenots»
- While, «Massacre of St. Bartholomew, preceded by a narrative of the religious wars»
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Кем были гугеноты | Во что верили гугеноты?
Французские гугеноты сыграли важную роль в истории Франции и Америки. Будучи религиозным меньшинством, жестоко преследуемым Римско-католической церковью, многие гугеноты были вынуждены бежать из Франции, чтобы основать новое поселение, где они могли бы исповедовать свою веру. Более чем за 50 лет до того, как английские пуритане высадились в Плимуте, французские гугеноты под предводительством капитана Жана Рибо основали Шарльфор (1562 г.) на территории современной Южной Каролины. Два года спустя, в 1564 году, гугеноты также основали форт Кэролайн недалеко от современного Джексонвилля, штат Флорида. Хотя английские пуритане подвергались религиозным преследованиям, они были минимальными по сравнению с систематическими убийствами и жестокостью, которым подвергались французские гугеноты.

Поскольку история гугенотов рассказывается реже, чем истории о Колумбе и других исследователях, важно немного больше узнать об историческом опыте этой уникальной группы. Их преследование со стороны католической церкви также является поучительной историей, которую важно понять сегодня. Узнавая об этих вещах, вы будете лучше и всесторонне понимать историю Франции и Северной Америки.
Давайте узнаем немного больше о том, кем и чем были гугеноты и какую роль они сыграли в истории.
Кем были гугеноты?
Девизом французских протестантов под названием гугенотов было «После тьмы — свет!» (Тенебрас Люкс). Для них это было «В свете Божием мы видим свет», (Псалтирь 36:9). Они верили, что имеют весь необходимый им духовный свет только во Христе и только в Писании.
Их протесты против отступнической средневековой церкви принесли божественный свет евангельского евангелия сотням тысяч религиозных протестующих во Франции. Теологическим лидером этой легкой бригады был великий французский реформатор Жан Кальвин. Его книга « Институты христианской религии» вызвали протест многих представителей элиты и самых ярких представителей французского высшего класса против учения Римско-католической церкви. Всемирный историк Уилл Дюран назвал книгу Кальвина « институтов христианской религии» одной из десяти самых влиятельных книг мира.
Гугеноты верили, что весь необходимый им духовный свет есть только во Христе и только в Писании.
«В свете Божием мы видим свет», (Псалтирь 36:9)
Хотя гугенотам не разрешалось поклоняться в городах или ночью, а также носить оружие, они открыли свою первую церковь в Париже в 1555 году. Франция. Это было очень важно, так как это означало, что десять процентов всего населения маршировали под дудку другого барабанщика. Учение Кальвина о спасении только через веру во Христа было яркой звездой на темном небе. Здесь было 9Жемчужина 0017 по отличной цене , которую многие искали. Страшные цепи отлучения больше не сковывали их, как рабов в цепях.
Во что верили гугеноты?
Протестантская Реформация бушевала, как пожар, по всей Европе. Начавшись в Германии при монахе по имени Мартин Лютер, его призыв к духовной и доктринальной реформе вызвал духовное пробуждение среди миллионов верящих Библии христиан из всех социальных слоев. Его сообщение благодать только через веру во Христа быстро распространилась и во Франции. Гугеноты были быстрорастущим религиозным меньшинством во Франции (1 из 10 французов считал себя гугенотом. До 2 миллионов человек), где преобладающей религией была Римско-католическая церковь . Они придерживались реформатского, евангелического или кальвинистского взгляда на протестантизм, который был менее распространен среди французов. Протестантские верования отвергали искажения и злоупотребления, которыми была заражена система верований средневековой Римско-католической церкви, и напоминали многие другие протестантские течения, распространявшиеся в то время по всей Европе.
Преследование гугенотов
Хотя короли Валуа какое-то время терпели их религиозное влияние в высших эшелонах власти, могущественная конкурирующая династия Гизов, «жажда власти» ( folie de grandeur ) не была столь терпимой. Оруэлловские тучи быстро собрались и вдруг широко разверзлись над ничего не подозревающими гугенотами-нонконформистами. Церковная иерархия набросилась на гугенотов с такой же местью, как и на языческих императоров Нерона, Калигулу, Аврелия и Диоклетиана.
Вскоре гугеноты были объявлены еретиками, достойными только смерти. Сжатые кулаки церкви и государства не исключают женщин, детей и стариков Франции, которые должны быть религиозно очищены. Роковая ночь наступила 1 марта 1562 года, когда 300 верующих гугенотов мирно молились в сарае недалеко от маленькой деревни Васси, Франция. На них напали войска под командованием Франциска, герцога Гиза. Более 60 прихожан-гугенотов были убиты и более 100 ранены. Как лев, почуявший кровь, это было только начало нечестивого крестового похода против всех религиозных протестантов (протестантов). Последовал мирный договор, но хрупкий мир не удержался. Ведь на предыдущем церковном соборе было сказано, что обещания, данные еретикам, не обязательно выполнять.
Кроваво-красный прилив поднимется до своего пика десятью годами позже, в День Святого Варфоломея. Во время трехдневной чистки под предводительством злой королевы, имитировавшей израильскую королеву Иезавель, Екатерина де Медичи появилась как мать Гренделя; ангел-убийца, жаждущий мести.
Как прорвавшаяся плотина, наводнение неслось несколько месяцев, охватив двенадцать разных городов. Это продолжалось до тех пор, пока не оставило после себя 70 000 мертвых христиан-евангелистов-протестантов, в том числе двести убитых дворян. Вместо того, чтобы обращаться с ними как с людьми, их убивали, как животных, для принесения в жертву.Худшая резня века была совершена во имя Священной Римско-католической церкви, потому что она считала, что только она знает, кто такой истинный христианин, а кто нет.
Этот холокост века встретил полное одобрение римского духовенства. который рассматривал это как божественное возмездие еретикам. Когда красный прилив отступил, Папа Лев XIII приказал спеть Te Deum и отчеканить медаль в память о нем. На одной стороне монеты можно увидеть изображение ангела, держащего меч и крест, стоящего над павшими гугенотами с девизом «Кровавая баня гугенотов» (Ugonottorum Strages). Говорят, что после этой самой мрачной, нехристианской и, да, сатанинской главы в церковной истории, Филипп II Испанский впервые в жизни громко рассмеялся.
Знаменитый сонет поэта и интеллектуала Джона Мильтона звучит глубоким и торжественным тоном,
«Отомсти, Господи, за убитых святых, чьи кости разбросаны по холодным альпийским горам, / Даже за тех, кто так хранил истину твою чистый издревле, / Когда все наши отцы поклонялись колодам и камням ».
В 1564 году перед Джеймстауном, штат Вирджиния, и перед Плимут-Рок, штат Массачусетс, даже считалось, что отважные гугенотские паломники бороздили океанские волны из Нормандии, Франция, отправляясь в новый мир. Они поселились во Флориде, в районе, который сейчас является Джексонвиллем, но были уничтожены испанскими войсками.
Я не буду повторять ту трагическую историю, которая не поддается иронии и которая красноречиво рассказана на сопроводительных страницах.
Еще один хрупкий мир последовал под Нантским эдиктом (1589 г.).
Когда король Людовик XIV взошел на французский престол в 1643 году, тлеющие угли религиозных преследований снова разгорелись докрасна. Он дошел до того, что сказал: « Я — Франция».0020 и как я говорю, так и будет.
В 1685 году Людовик Король-Солнце при поддержке иезуитов объявил протестантизм незаконным по всей Франции. Он приказал своим печально известным драконам конфисковать дома и имущество гугенотов. И принуждение всех желающих вернуться в католицизм.
Многие пытались бежать из своих маленьких деревень и пересечь французскую границу в северную Италию, где ранее бежали на свободу некоторые вальденсы-евангелисты. Но, как и евреев во время Холокоста, он отправил их в лагеря, где около 12 000 человек были оставлены умирать от голода.
Диаспора гугенотов была в самом разгаре. Гугеноты были обескровлены. Около 200 000 человек стали беженцами, вынужденными навсегда покинуть свою родину. Теперь они считали католицизм кровавой и коварной религией, не имеющей надежды на реформы. Некоторым удалось бежать в лютеранскую Германию. Некоторые отправляются в евангелическую Женеву, а многие тысячи — в протестантские Нидерланды и Англию. Меньшинству, оставшемуся во Франции, приходилось поклоняться тайно, как верующим ранней церкви в языческом Риме. Это была оруэлловская Океания, где маленькое стадо имело только те человеческие и гражданские права, которые им диктовала церковь/государство.
Их исход стал бы финансовой катастрофой для Франции, поскольку гугеноты составляли половину ее рабочего класса. Многие из них были хорошо образованными и умелыми торговцами, чьи навыки улучшали экономику каждого города, куда они бежали.
Уроки, извлеченные из бойни гугенотов
Здесь история еще раз доказывает, что мы очень мало узнаем из истории. И хотя власть развращает, абсолютная власть развращает всегда. Вот великая ирония в том, что когда церкви было n Доминирующая сила в раннем Риме, когда она была нонконформистским меньшинством, проповедовала терпимость. Оно превозносило своих мучеников за то, что они бросили вызов государству, когда оно пыталось навязать им их государственную религию. Но когда та же церковь стала доминирующей силой в (средневековом) Риме, она не проявила терпимости к нонконформистам в своей среде. Когда французские гугеноты отказались принять навязанную им государственную религию, они были убиты, замучены и искалечены сотнями тысяч. Учим ли мы историю? Только на короткое время. Только до тех пор, пока мы все еще чувствуем боль от нашего предыдущего неправильного выбора. Но последующие поколения быстро забывают. За Первой мировой войной, «войной за прекращение всех войн», последовала Вторая мировая война, превратившая Европу в огромное кладбище с 75 миллионами погибших солдат и мирных жителей. Сотня войн после этого и тысяча кенотафов, кричащих «Чтобы мы не забыли», говорящих, что мы почти ничему не учимся из истории. Леопард не может изменить свои пятна, зебра не может изменить свои полосы. Величайшие войны, самые кровопролитные сражения, которые когда-либо велись, еще впереди. Волк и ягненок лягут вместе в мире. Народы перекуют свои мечи на орала только тогда, когда вернется Христос».
Религиозные войны
Гугеноты преследовались Римско-католической церковью из-за этих верований. На самом деле гонения на католическую церковь часто приводили к насилию в отношении французских гугенотов. Одно событие — Варфоломеевская резня — привело к убийству тысяч гугенотов в Париже и по всей стране.
Гугеноты в Новом Свете
В конце концов гугеноты были вынуждены либо обратиться, чтобы следовать учениям Французской католической церкви, либо бежать из страны. Для тех, кто бежал, не было простых вариантов. Многие французские гугеноты основали колонии в Северной Америке.
Жан Рибо возглавил одну раннюю экспедицию, в ходе которой было создано несколько поселений в районе Флориды. Одним из поселений гугенотов был Форт Каролина, где сегодня находится Джексонвилл, штат Флорида. В конце концов, эти поселения гугенотов подверглись нападению со стороны испанцев.
Гугеноты сегодня
В наши дни все еще существуют «гугеноты», хотя этот термин используется редко. Чаще всего люди, которых можно было бы отнести к этой группе, теперь просто идентифицируют себя как «французские протестанты». Однако есть не только французские гугеноты; действительно, многие живут и жили по всей Европе, включая Великобританию и Нидерланды. К счастью, в наши дни они больше не преследуются католической церковью за свои убеждения.
.
Гугеноты — первые беженцы Англии
Гугеноты были французскими протестантами шестнадцатого и семнадцатого веков, которые бежали от французского католического правительства, опасаясь преследований и насилия. Когда они бежали, диаспора гугенотов путешествовала по миру, селясь и формируя новые общины в Америке, Африке и Европе.
Гугеноты были последователями выдающегося богослова, ставшего лидером протестантской Реформации, Жана Кальвина. После продолжительного периода насилия и явного тупика между католиками и протестантами они массово бежали, надеясь наладить новую жизнь со свободой вероисповедания.
Джон Кальвин
Помимо создания общин в Уэльсе и Ирландии, большая часть из них поселилась в Англии, где их широко приветствовали, поскольку британцы не были католической нацией и они стремились приветствовать квалифицированную рабочую силу.
Когда община гугенотов освоилась в английской жизни, слово «беженец» впервые вошло в обиход. Это должно было быть первое использование терминологии для описания населения, бежавшего от преследований в стране своего происхождения и переселившегося в другое место в надежде на лучшее и более безопасное существование.
Крест гугенотов
История диаспоры французских гугенотов, пересекающих континенты, началась в Европе с приходом великих религиозных потрясений и перемен. Протестантская Реформация привела к большим культурным, политическим и социальным изменениям, а также к более очевидному религиозному вызову установленной папской власти.
Именно в этом контексте, со значительным расколом и разрывом с христианской верой, возникли гугеноты. Хотя никто не уверен в точном происхождении названия, многие считают, что этот термин произошел от немецких или фламандских фраз, описывающих акт личного поклонения дома.
Имя гугенотов было принято примерно в 1560 году, когда последователи Жана Кальвина основали первую французскую протестантскую гугенотскую церковь в частной собственности в Париже. Популярность этого религиозного движения росла в геометрической прогрессии, настолько, что к 1562 году только во Франции насчитывалось около двух миллионов гугенотов и около 2000 церквей.
Во Франции Жан Кальвин оказался доминирующей фигурой, возглавляющей французское протестантское движение. Обладая природными способностями к лидерству, он стремился активизировать движение через догму и литургию.
Теолог был ключевой фигурой в этом развитии. Известный своим интеллектом, его подход особенно понравился более образованным представителям французского общества. Основная демографическая группа его последователей включала элиту общества, включая торговцев, военных и высшие эшелоны.
Кальванистский крест, используемый гугенотами
В стране, где доминируют католики, первоначальный расцвет религиозного движения, похоже, не спровоцировал католического короля на реакцию, отчасти из-за того, что последователи занимали высокие посты. Однако со временем королевская терпимость к гугенотам сошла на нет.
В январе 1562 года важный законодательный акт, Сен-Жерменский эдикт, официально признал права гугенотов исповедовать свою религию по своему усмотрению. Этот выдающийся акт терпимости был совершен регентом Франции в то время, вдовицей короля Генриха II, Екатериной Медичи, которая пыталась проницательно выработать золотую середину, умиротворяя желания протестантов, но не угрожая статус-кво католиков.
Эдикт, тем не менее, содержал запрет на отправление гугенотами своих культов в городах или ночью, в основном для сдерживания любого религиозного рвения или политических волнений. Кэтрин надеялась, что частного богослужения будет достаточно.
К сожалению, сам указ нелегко прошел через парламент и после затянувшейся череды событий был обработан. К сожалению, резня в Васси уже произошла 1 марта 1562 года, когда 300 гугенотов, проводивших службу за пределами Васси, впоследствии подверглись нападению Франциска, герцога де Гиза, и его войск.
В этой кровавой схватке около 100 человек были ранены, а 60 гугенотов убиты. Из-за разногласий по поводу того, кто виноват, в последующие десятилетия преобладал длительный период насилия, известный как религиозные войны.
Французские религиозные войны длились с момента своего начала в 1562 году до 1598 года, обеспечив период великих потрясений, крупномасштабного насилия, смерти и болезней. По оценкам, за это время погибло около 3 миллионов человек.
После резни в Васси повсюду летели искры, и в апреле гугеноты захватили Hôtel de Ville в Тулузе. К несчастью для них, они столкнулись с толпой разгневанных католиков, которые дали отпор, в результате чего в ожесточенных уличных боях погибло около 3000 человек. Большинство жертв были гугенотами.
Сражения продолжатся, большая часть сражений будет происходить в Руане, Дре и Орлеане. Это продолжающееся насилие достигло временного завершения только в феврале следующего года, когда Франциск, герцог Гиз, был убит гугенотом Жаном де Польтро де Мере. Убийство вызвало бурю негодования с обеих сторон, и в конце концов было вынуждено заключить перемирие, чтобы добиться некоего опосредованного мира во главе с самой Екатериной Медичи.
Это привело к принятию Амбуазского эдикта, также известного как Эдикт умиротворения. Этот договор положил конец нынешнему тупику насилия и в некоторой степени восстановил религиозные привилегии гугенотов. Тем не менее, это не должно было положить конец конфликту.
В ночь на 23 августа 1572 года последовала Варфоломеевская резня, приведшая к массовому убийству около 70 000 гугенотов по всей Франции.
Екатерина Медичи после Варфоломеевской резни, Эдуард Деба-Понсан, 1880 г. лидеров и последователей гугенотов. Взволнованная покушением на адмирала Гаспара де Колиньи, военного и политического лидера гугенотов, расправа по приказу короля длилась несколько недель и охватила города, поселки и деревни по всей стране.
Убийства, пытки и нанесение увечий, совершавшиеся на протяжении длительного времени в двенадцати городах, стали отправной точкой массовой эмиграции из Франции гугенотов, желающих жить в более мирных условиях.
В первой волне бежавших гугенотов они отправились в Англию, Германию и Нидерланды, в то время как те, кто остался, были легко радикализированы неизбирательными преследованиями, казненными католиками.
Убийства стали обычным явлением, и кровопролитие продолжалось до тех пор, пока религиозные войны не завершились Нантским эдиктом много лет спустя в апреле 159 г.8, наконец уступив требованиям гугенотов о равных правах.
В следующем столетии религиозное разделение Франции закончилось еще большим кровопролитием, когда в 1685 году Людовик XIV принял «Редактуру Фонтенбло», объявившую протестантизм незаконным. В этот момент, с перспективой столкнуться с дальнейшими преследованиями, оставшаяся община гугенотов решила покинуть Францию, выбрав Англию в качестве основного пункта назначения, а также Голландию, Швейцарию и другие страны.
Массовая миграция гугенотов в конечном итоге окажет чрезвычайно пагубное влияние на Францию, поскольку массовый исход приведет к сокращению числа рабочих, снижению заработной платы, сокращению торговли и производства. Гугеноты были очень заметными в текстильной промышленности, а также принадлежали к более образованным классам; Таким образом, это было большой потерей для французов, но значительным приобретением для их новых стран назначения, которые могли воспользоваться преимуществами квалифицированной рабочей силы.
Миграция французских гугенотов, а также валлонцев-протестантов была ошеломляющей, и некоторые из крупнейших в Англии были свидетелями. Вскоре они составят крупнейшее этническое меньшинство в Англии.
Когда они прибыли, многие из них находились в портах Кента, подавляющее большинство направилось в соборный город Кентербери, где кальвинизм был хорошо известен. Именно здесь они получили убежище и смогли пустить корни, не опасаясь преследований.
Добрый Эдуард VI даже предоставил западный склеп Кентерберийского собора для их поклонения. Службы будут проводиться на французском языке, пока община будет работать ткачами, принося с собой новые навыки и методы.
В Кентербери на месте домов гугенотских ткачей сейчас находится ресторан, который позже стал школой ткачества. Их навыки были необходимы для их интеграции в английское общество, и вскоре они практиковали множество профессий.
Дома гугенотских ткачей в Кентербери
Дома гугенотских ткачей в Кентербери
Только в Кенте они расселились по всему графству, но особенно в районах Сэндвич, Фавершам и Мейдстон, где существовали церкви беженцев.
Тем временем в Лондоне, первая церковь такого рода, Французская протестантская церковь была создана Королевской хартией в 1550 году. С большим количеством беженцев, проживающих в Шордиче, они помогли создать ценную текстильную промышленность, пока в Уондсворте, они оказали большое влияние на садоводство.
В Норвиче, Восточная Англия, текстильные навыки, торговля и производство были поддержаны новой волной гугенотов, которые были вторыми беженцами, присоединившимися к сообществу после более ранних валлонских поселенцев. В Туре рабочие шелковой фабрики были преимущественно гугенотами, и их отъезд из страны был большим бременем для общества.
Более того, в Мидлендсе стекольное производство и, возможно, даже знаменитая кружевная промышленность были бы поддержаны новоприбывшими.
Всего около 200 000 гугенотов покинули Францию и около 50 000 обосновались в Англии. Этот массовый исход привел к тому, что одна из первых общин беженцев искала новую жизнь, свободную от преследований, осела, работала и жила в Британии.