Гроза островский главные герои: Характеристика Катерины в пьесе Гроза кратко, образ с цитатами героини драмы для сочинения в таблице (10 класс)

Главные герои «Грозы» Островского характеристика персонажей пьесы » Сочинение на EraInfo.ru

Катя хочет летать, часто сравнивает себя с птицей. Она в буквальном смысле задыхается в «тёмном царстве» Калинова. Влюбившись в приезжего молодого человека, Катя создала себе идеальный образ любви и возможного освобождения. К сожалению, её представления имели мало общего с реальностью. Жизнь девушки завершилась трагично.

Островский в «Грозе» главным героем делает не только Катерину. Образу Кати противопоставлен образ Марфы Игнатьевны. Женщина, которая держит в страхе и напряжении всю семью, не вызывает уважения. Кабаниха сильна и деспотична. Скорее всего, «бразды правления» она приняла после смерти мужа. Хотя вероятнее, что и в замужестве Кабаниха не отличалась покорностью. Больше всех от неё доставалось Кате, невестке. Именно Кабаниха косвенно виновна в гибели Катерины.

Варвара — дочь Кабанихи. Несмотря на то что она за столько лет научилось изворотливости и лжи, читатель всё равно симпатизирует ей. Варвара хорошая девушка. Удивительно, но обман и хитрость не делают её похожей на остальных жителей города. Она поступает так, как ей нравится и живёт как ей захочется. Варвара не боится гнева матери, поскольку та для неё не авторитет.

Тихон Кабанов полностью соответствует своему имени. Он тихий, слабый, незаметный. Тихон не может защитить свою жену от матери, поскольку сам находиться под сильным влиянием Кабанихи. Его бунт в итоге оказывается наиболее значительным. Ведь именно слова, а не побег Варвары заставляют читателей задуматься обо всём трагизме ситуации.

Кулигина автор характеризует как механика-самоучку. Этот персонаж является своеобразным экскурсоводом. В первом действии он будто водит нас по Калинову, рассказывая о его нравах, о семьях, которые тут живут, о социальной обстановке. Кулигин, кажется, знает всё обо всех. Его оценки других очень точны. Сам Кулигин добрый человек, который привык жить по устоявшимся правилам. Он постоянно мечтает о всеобщем благе, о перпету-мобиле, о громоотводе, о честном труде. К несчастью, его мечтам не суждено реализоваться.

У Дикого есть приказчик, Кудряш. Этот персонаж интересен тем, что не боится купца и может ему высказать то, что о нём думает. При этом Кудряш так же, как и Дикой, во всём старается найти выгоду. Его можно охарактеризовать как простого человека.

Борис приезжает в Калинов по делам: ему нужно срочно наладить отношения с Диким, ведь только в этом случае он сможет получить законно завещанные ему деньги. Однако ни Борис, ни Дикой не хотят даже видеть друг друга. Изначально Борис кажется читателям таким, как Катя, честным и справедливым. В последних сценах это опровергается: Борис не способен решиться на серьёзный шаг, взять на себя ответственность, он попросту сбегает, оставляя Катю в одиночестве.

Одними из героев «Грозы» являются странница и служанка. Феклуша и Глаша показаны как типичные обитатели города Калинова. Их темнота и необразованность искренне поражает. Их суждения абсурдны, а кругозор очень узок. Женщины судят о морали и нравственности по каким-то извращённым, искажённым понятиям. «Москве-то теперь гульбища да игрища, а по улицам-то индо грохот идёт, стон стоит. Да чего, матушка Марфа Игнатьевна, огненного змия стали запрягать: все, видишь, для ради скорости» — так Феклуша отзывается о прогрессе и реформах, а «огненным змием» женщина называет автомобиль. Таким людям чуждо понятие прогресс и культура, ведь им удобно жить в придуманном ограниченном мире спокойствия и размеренности.

В этой статье дана краткая характеристика героев пьесы «Гроза», для более глубокого понимания рекомендуем ознакомиться с тематическими статьями о каждом персонаже «Грозы» на нашем сайте.

Сохрани закладку

Островский. «Гроза»: главные герои пьесы и их характеристики

Предлагаем вашему вниманию список главных героев пьесы Островского «Гроза».

Савел Прокофьевич Дикой – купец, значительное лицо в городе. Ругатель, пронзительный мужик, так характеризуют его те, кто лично знаком с ним. Очень уж не любит он давать деньги. Кто бы ни попросил у него денег, он непременно старается обругать. Тиранит своего племянника Бориса, и не собирается выплатить ему и его сестре деньги из наследства.

Борис Григорьевич, племянник его, молодой человек, порядочно образованный. Любит Катерину искренне, всей душой. Но ничего самостоятельно решить не способен. Нет в нем мужской инициативности, силы. Плывет по течению. Послали его в Сибирь, он и поехал, хотя в принципе мог отказаться. Борис признался Кулигину, что терпит причуды дяди ради сестры, надеясь, что тот хоть что-то выплатит из завещания бабушки на приданное ей.

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова – жесткая, даже жестокая женщина. Держит под каблуком все семейство. При народе держится благочестиво. Придерживается домостроевских обычаев в искаженной по своим понятиям форме. Но домашних тиранит почем зря.

Тихон Иваныч Кабанов, ее сын – маменькин сынок. Тихий, забитый мужичонка, ничего не способный решить самостоятельно. Тихон любит жену, но свои чувства к ней боится проявлять, чтобы лишни раз мать не злить. Жизнь в доме с матерью ему невмоготу, и он был рад уехать на 2 недели. Когда Катерина покаялась, он просил жену, чтобы только не при матери. Понимал, за ее грех мать не только Катерину, но и его самого заклюет. Сам он готов простить жену за это чувство к другому. Побил ее слегка, да только потому, что мать велела. И только над трупом жены бросает упрек матери в том, что это она погубила Катерину.

Катерина жена Тихона. Главная героиня «Грозы». Получила хорошее, благочестивое воспитание. Богобоязненная. Даже горожане заметили, что когда она молится, от нее словно свет исходит, настолько умиротворенной она становится в момент молитвы. Катерина призналась Варваре, что тайком любит другого мужчину. Варвара устроила Катерине свидание, и все 10 дней, пока Тихон был в отъезде, встречалась с возлюбленным. Катерина понимала, что это тяжкий грех, и поэтому в первый же лень по приезду покаялась перед мужем. К покаянию ее подтолкнула разыгравшаяся гроза, старая полусумасшедшая барыня, пугавшая всех и вся геенной огненной. Она жалеет Бориса и Тихона, и во всем случившемся винит только себя. В конце пьесы она бросается в омут и погибает, хотя самоубийство – это самый тяжкий грех в христианстве.

Варвара – сестра Тихона. Бойкая девица, с хитрецой в отличие от Тихона не прогибается перед матерью. Ее жизненное кредо: делай что хочешь, только бы шито да крыто было. Тайком от матери встречается по ночам с Кудряшом. Она же и устроила свидание Катерины с Борисом. В конце, когда ее стали запирать под замок, сбегает из дома с Кудряшом.

Кулигин – мещанин, часовщик, механик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле. Неслучайно Островский дал этому герою фамилию, созвучную с известным механиком – Кулибиным.

Ваня Кудряш, – молодой человек, конторщик Дикова, дружок Варвары, веселый парень, жизнерадостный, любит петь.

Второстепенные герои «Грозы»:

Шапкин, мещанин.

Феклуша, странница.

Глаша, девка в доме Кабановой – Глаша скрывала все проделки Варвары, поддерживала ее.

Барыня с двумя лакеями, старуха 70-ти лет, полусумасшедшая пугает всех горожан страшным судом.

Городские жители обоего пола.

Катерина Почему люди не летают. Монологи из пьесы Островского «Гроза» до сих пор современны

Нам очень нужен монолог Катерины из «Гроза»!!! «Почему люди не летают, как птицы!». Киньте ссылку или полный текст монолога и получите лучший ответ

Ответ от Саши[гуру]
Варвара. Какие?
Катерина. Почему люди не летают?
Варвар а. Я не понимаю что ты говоришь.
Катерина. Я говорю, почему люди не летают, как птицы? ты меня знаешь
иногда кажется, что я птица. Когда вы стоите на горе, вас тянет летать.
Вот так бы разбежался, поднял руки и полетел. Попробовать что-нибудь прямо сейчас?
(Хочет бежать.)
Барбара. Что ты изобретаешь?
КАТЕРИНА (вздыхая). Как я резвился! Я совсем запутался с тобой.
Барбара. Думаешь, я не вижу?
Катерина. Был ли я таким! Жил, ни о чем не тужил, как птичка на
будет. Мамочка души не чаяла во мне, нарядила меня как куклу, я не работала
принудительно; Что хочу, то и делаю. Вы знаете, как я жил в девушках? Вот
я вам сейчас скажу. Я вставал рано; если будет лето, я пойду на
ключ, умоюсь, принесу с собой воду и все, я поливаю все цветы в доме. У меня
было много-много цветов. Потом пойдем с мамой в церковь, вот и все
странников, — наш дом был полон странников; да паломничество. А мы придем из церкви,
сядем за какую-нибудь работу, больше похожую на золотой бархат, и станем странниками
рассказать: где были, что видели, разные жизни, или стихи
спеть2. Итак, пора обедать. Здесь старухи уснут, а я
в саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы и пение. Таково
было хорошо!
Барбара. Да, у нас то же самое.
Катерина. Да тут все как будто вышло из плена. А я до смерти любил
церковных прогулок! Именно, бывало, что я вхожу в рай и никого не вижу, и время
Я помню и не слышу, когда служба заканчивается. Просто как все это в одну секунду
Было. Мама сказала, что раньше все смотрели на меня, что со мной
делается. И знаете: в солнечный день с купола такой светлый столб вниз
идет, и дым в этом столбе гуляет, как облако, и я вижу, раньше было как будто
ангелы в этом столбе летают и поют . А то, бывало, девица, ночью встану — в
у нас тоже лампы везде горели — да где-то в углу и молюсь до утра.
Или рано утром я пойду в сад, как только взойдет солнце, я упаду на колени,
Я молюсь и плачу, и сам не знаю, о чем молюсь и о чем плачу ; так меня и
найдут. И о чем я тогда молился, о чем просил, не знаю; ничего мне
не нужно, мне всего хватало. А какие сны мне приснились, Варенька,
какие сны! То храмы золотые, то сады какие-то необыкновенные, и все поют
невидимых голосов, и запах кипарисов, и горы и деревья кажутся не такими, как
обычно, а как пишут на картинках. А то, что я лечу, я лечу по
воздуху. И теперь иногда мне снится, но редко и не то.
Барбара. Но что?
КАТЕРИНА (после паузы). Я скоро умру.
Барбара. Полностью ты!
Катерина. Нет, я знаю, что умру. О, девочка, со мной что-то не так
чудо происходит! Со мной такого никогда не случалось. Есть во мне что-то
необыкновенное. Я как будто снова начинаю жить, или… я действительно не знаю.
Барбара. Что с тобой случилось?
КАТЕРИНА (взяв ее за руку). И вот что, Варя: быть каким-то грехом!
Такой страх на мне, такой страх на мне! Словно я стою над пропастью и
Кто-то толкает меня туда, но мне не за что держаться. (хватает голову
рукой.)
Варвара. Что с тобой случилось? Ты в порядке?
Катерина. Я здоров… Лучше бы я болел, а то нехорошо. Залезает мне в
какая-то голова мечты. И я ее никуда не оставлю. буду думать — мысли
Никак не соберу, не помолюсь — никак не помолюсь. Языком слова бормочу, а на
ум совсем другой: как будто лукавый шепчет на ухо, а про такие вещи
нехорошие все. И тогда мне кажется, что мне будет стыдно за себя.
Что со мной случилось? Прежде чем беда, прежде чем любой он! Ночью, Варя, мне не спится,
Мне все мерещится какой-то шепот: кто-то говорит со мной так ласково, как будто
голубь воркует. Мне уже не снится, Варя, как раньше, райские деревья и горы,
но как будто кто-то меня так жарко-горячо обнимает и куда-то ведет, а я иду
я за ним…

Небо издавна привлекала людей своей красотой и бесконечностью. Ощущение полета дает ощущение свободы и независимости, а панорамы, открывающиеся с высоты, на которой парят птицы, совершенно неописуемой красоты. Вопрос о том, почему люди не летают, наверное, можно отнести к разряду философских. Но давайте подумаем логически.

Почему люди не летают: особенности физиологии

Неспособность летать во многом обусловлена ​​физиологией человека. Первое, что мешает человеку подняться над землей, это отсутствие крыльев. Лишь немногие животные и птицы обладают этим удивительным устройством. — Но ведь человек сам может сделать себе крылья? — скажете вы, и будете правы. Дело в том, что одних крыльев для полета недостаточно. Есть еще два параметра, которые необходимы для полета. Во-первых, это масса тела. Птицы и другие летающие животные очень легкие. Кстати, даже кости птиц намного легче костей животных, для еще большего облегчения массы тела. Второй момент – обтекаемая форма корпуса. Если вы посмотрите на птиц, а затем на самолет или вертолет, вы увидите сходство в форме. Все дело в том, что для полета важна обтекаемость, она позволяет снизить сопротивление воздушным потокам.

Итак, как вы теперь понимаете, физиологически человек летать не может. Но это не все, что мешает людям оторваться от земли.

Почему люди не летают: психологическая составляющая

Природа очень мудро наделяет существ различными качествами. Казалось бы, если бы люди долго пытались научиться летать, то когда-нибудь у них это бы получилось, ведь адаптация проявляется и в физиологии. Но строение тела — это еще не все.

У человека есть психологические барьеры, которые не позволяют ему летать. Прежде всего, это боязнь высоты. Он присущ почти каждому человеку, и связан с тем, что мы привыкли ходить по земле, а когда тело находится на высоте, оно чувствует опасность.

Кроме того, существует боязнь больших пространств. Она появляется из-за того, что все мы живем в маленьких квартирах, работаем в небольших офисах. А когда места чрезвычайно много, в теле возникает отторжение и страх, потому что оно не знает, как себя вести в этой ситуации.

Надеюсь, теперь вы понимаете, что не только из-за строения тела мы не можем летать, но и потому, что психологически не способны к этому.

На сегодняшний день человеком изобретено множество летательных аппаратов, но даже они вызывают у некоторых людей страх. Вот почему некоторые люди боятся летать на самолете и так далее. Страх перед самолетом состоит из двух компонентов. Во-первых, это боязнь высоты и замкнутого пространства. Мы уже говорили об этом выше. Второй – страх попасть в авиакатастрофу. Особенно часто она возникает у подозрительных людей, а также у людей с повышенной тревожностью. Психологи говорят, что с этими фобиями можно работать, нужна только готовность клиента к работе.

Итак, теперь вы знаете, почему люди не летают. Но, так или иначе, полет мысли или полеты во сне никто не отменял. Учиться летать!

В детстве мечта летать как птицы была очень прагматичной — мы думаем, что было бы замечательно, если бы у людей были крылья и они могли летать куда угодно. Со временем желание иметь крылья трансформируется и становится более символичным — в сложных психологических ситуациях кажется, что единственно возможный вариант успешного развития событий — полет, как у птицы.

Главная героиня пьесы Островского «Гроза» практически всю жизнь находится в тяжелом положении. В детстве она испытывала финансовые трудности, став замужней женщиной, узнала о психологическом, моральном давлении. Испытательный накал эмоций выражается девушкой в ​​виде мечтаний с элементами фантастики — она ​​хочет волею волшебства очутиться в мире без проблем и возмущения.

Монолог Кэтрин:

Почему люди не летают? … Я говорю, почему люди не летают, как птицы? Знаешь, иногда я чувствую себя птицей. Когда вы стоите на горе, вас тянет летать. Вот так бы подбежала, подняла руки и полетела. Попробуйте что-нибудь прямо сейчас?…

А я до смерти любил ходить в церковь! …А ты знаешь: в солнечный день с купола спускается такая светлая колонна, и дым в этой колонне гуляет, как облако, и я вижу, бывало, что ангелы в этой колонне летают и поют …

Или я пойду в сад рано утром, как только взойдет солнце, я упаду на колени, помолюсь и заплачу, и сам не знаю, о чем молюсь и о чем я плачу… И какие сны мне снились… какие сны! То золотые храмы, то сады какие-то необыкновенные, и невидимые голоса поют, и запах кипарисов, и горы и деревья кажутся не такими, как обычно, а такими, какими они написаны на изображениях. А то, что я лечу, я лечу по воздуху. И теперь иногда мне снится, но редко, и не то…

Мне в голову приходит сон. И я ее никуда не оставлю. Если я начинаю думать, то не могу собраться с мыслями, не могу молиться, не буду молиться никак.

Языком бормочу слова, а ум совсем другой: как будто лукавый шепчет мне на ухо, а все в таких вещах нехорошо. И тогда мне кажется, что мне будет стыдно за себя.

Что со мной случилось? Прежде чем беда, прежде чем любой он! Ночью… не могу уснуть, все представляю себе какой-то шепот: кто-то так ласково со мной разговаривает, как воркует голубь. Я уже не мечтаю… как прежде, райские деревья и горы, но будто кто-то меня так жарко-горячо обнимает и куда-то ведет, а я за ним, иду…»

Исход: Катерина по своей сути очень тонкая и чувствительная натура, ей сложно отстоять свою независимость, избавиться от психологического давления со стороны свекрови, из-за этого девушка страдает. Она чистая и добрая душа, поэтому все ее сны отмечены чувством нежности и позитива. Она не видит возможности испытать счастье в реальной жизни, но в мечтах и ​​мечтах может все: и летать по воздуху, как птица, и слушать нежное воркование.

Барбара. Какие? Катерина. Почему люди не летают? Варвар а. Я не понимаю что ты говоришь. Катерина. Я говорю, почему люди не летают, как птицы? Знаешь, иногда я чувствую себя птицей. Когда вы стоите на горе, вас тянет летать. Вот так бы подбежала, подняла руки и полетела. Попробовать что-нибудь прямо сейчас? (Хочет бежать.) Барбара. Что ты изобретаешь? Екатерина (вздыхая). Как я резвился! Я совсем запутался с тобой. Барбара. Думаешь, я не вижу? Катерина. Был ли я таким! Я жил, ни о чем не тужил, как птица на воле. Мать души не чаяла во мне, нарядила меня, как куклу, к работе не принуждала; Что хочу, то и делаю. Вы знаете, как я жил в девушках? Сейчас я вам скажу. Я вставал рано; если будет лето, я пойду к роднику, умоюсь, принесу с собой воды и все, поливаю все цветы в доме. У меня было много, много цветов. Потом мы с мамой в церковь пойдем, все они странники, — наш дом был полон странников; да паломничество. А когда мы придем из церкви, мы сядем за какую-нибудь работу, больше похожую на золотой бархат, и начнут странники рассказывать: где они были, что видели, разные жизни, или стихи поют2. И так пройдет время до обеда. Я иду в саду. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы и пение. Это было так хорошо! Варвара. Ведь то же самое и у нас. Катерина. Да тут все как бы от неволи. А я до смерти любил церковь, ходил на небо и никого не видел, и время не помню, и не слышу, когда кончилась служба. Как будто все произошло в одну секунду. Мама говорила, что все на меня глядели, знаете ли: в солнечный день сходит с купола такой светлый столб, и дым движется в этом столбе, как облако, и я вижу, бывало, что ангелы в этот столб летать и петь. Встану ночью — у нас тоже везде горели лампады — но где-нибудь в углу и помолюсь до утра. Или рано утром пойду в сад, как только солнце упадет на колени, молюсь и плачу, а сам не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так они меня найдут. И о чем я тогда молился, о чем просил, не знаю; Мне ничего не нужно, с меня всего достаточно. А какие сны мне приснились, Варенька, какие сны! То золотые храмы, то сады какие-то необыкновенные, и невидимые голоса поют, и запах кипарисов, и горы и деревья кажутся не такими, как обычно, а такими, какими они написаны на изображениях. А то, что я лечу, я лечу по воздуху. И теперь иногда мне снится, но редко и не то. Барбара. Но что? КАТЕРИНА (после паузы). Я скоро умру. Барбара. Полностью ты! Катерина. Нет, я знаю, что умру. О, девочка, со мной происходит что-то нехорошее, какое-то чудо! Со мной такого никогда не случалось. Во мне есть что-то такое необыкновенное. Я как будто снова начинаю жить, или… я даже не знаю. Барбара. Что с тобой случилось? КАТЕРИНА (взяв ее за руку). И вот что, Варя: быть каким-то грехом! Такой страх на мне, такой страх на мне! Я как будто стою над пропастью и кто-то толкает меня туда, но мне не за что держаться. (Хватается за голову рукой.) Варвара. Что с тобой случилось? Ты в порядке? Катерина. Здоровый… Лучше бы я болел, а то нехорошо. Мне в голову приходит сон. И я ее никуда не оставлю. Если я начинаю думать, то не могу собраться с мыслями, не могу молиться, не буду молиться никак. Языком слова лепечу, а ум совсем другой: как будто лукавый шепчет мне на ухо, а все в таких вещах нехорошо. И тогда мне кажется, что мне будет стыдно за себя. Что случилось со мной? Прежде чем беда, прежде чем любой он! Ночью, Варя, мне не спится, мне все мерещится какой-то шепот: кто-то так ласково со мной разговаривает, как воркует голубка. Я уже не мечтаю, Варя, как прежде, о райских деревьях и горах, а будто кто-то меня так жарко-горячо обнимает и куда-то ведет, а я за ним, иду… варвар

Ион Друцэ «Запах спелой айвы»

Молдавский писатель Ион Друцэ-писатель, говоря о котором очень сложно подобрать слова-столько хорошего о нем и его произведениях хочется сказать. От его произведений веет какой-то чистотой, но не холодом и безэмоциональностью, и не ледяной слабостью, а действительно редкой и подлинной чистотой души истинно сострадательного человека. Он пишет о жизни настоящей, без прикрас и преувеличений, которая иногда прекрасна и поэтична, одинаково впечатляюща, а иногда невыносимо жестока.

Рассказ Иона Друты «Запах спелой айвы» — это рассказ о человеке, который был честен с самим собой, хотя это, согласитесь, еще редкость. И невыносимое бремя. Именно поэтому героя Друта и ждали испытания, из которых он хоть и не без значительных потерь, но все же вышел победителем. А это уже довольно много. Ион Друца учит своих читателей милосердию, терпению и умению прощать. Простить, без оглядки на прошлое, просто отпустить боль, а не заниматься бесполезным, самокопанием. Согласитесь, сегодня многим из нас есть чему поучиться. А кому-то будет достаточно просто вспомнить, что такое прощать.

Нравственно-этические принципы, касающиеся Мироновича Хория и его жизни, и педагогические позиции, которые объединяют его с героем Чингизом Айтматовым «первым учителем»-Дуйсеном. Оба преданные герои, отдающиеся ему целиком, и для них это правда. «Он был хорошим учителем, и когда его ученики там, в северной Молдавии, зашли в тупик, сказав им: «давайте подумаем». ломать голову думать и я стою рядом с вами и вижу что вот оно у вас.Нет, он был хорошим учителем, и актером и художником, и мог, зная тему урока, вообразить себя неосознанным, стать близким ученика, отправиться вместе с ним на поиски какого-то давно исчезнувшего состояния, заражающего ученика энергией и настойчивостью».


Кадр из фильма «Любовь» (1968)

Ключевое произведение-повторяющаяся фраза богатыря-Громовержца, которая «погубила» персонажа, если вспомнить историю литературы-не просто «точка отсчета» его несчастья, и понятная закономерность. Если вспомнить «Гроза» Островского, то можно сказать, что гроза в пьесе — отражение каждого персонажа, так как именно через отношение к ней и выстраиваются психологические характеристики героев. Например, Екатерина Гроза-Кара небесная, а «не то страшно, что тебя убьют, а то, что смерть тебя вдруг настигнет все помыслы подлые». Для механики это — человеческий символ невежества Кулигина, с которым нужно бороться, для Тихона же — воплощение его страха перед гнетущей и жестокой матерью. В романе гроза Друца-сердечная боль героя, а за бурей идет дождь, «и мучает его еще дождь, что сил нет!»

И в то же время, как и в пьесе Островского гроза несет не только негативный оттенок, это прежде всего символ обновления, очищения, просвещения.

Буря еще новая, и надежда на лучшую жизнь. Ведь в ту ночь, когда сгорели Пасифик Белл и трусливый приказ Директора и его прихвостней, и учеников наблюдали за пожарищем и лили слезы и начинали жить с этим обновлением. За одну ночь ребята повзрослели и осознали, до каких пределов может дойти человеческая жестокость и черствость души. И пробуждение в скромной Марии Москалу «духа гражданского мужества» было лишь тому подтверждением. Ребята повзрослели, а Хоря Миронович просветился: » и, стоя у окна, Хория подумал, что вот эта Мария Москалу стала самой верной, самой преданной его соратницей. Придет время, когда она выйдет замуж, у нее будут дети, но она и муж, и ее дети всегда будут его союзниками, будут на его стороне, что бы быть с ним, что бы ни случилось, и это было, пожалуй, самое главное, чего он добился за свои более тридцати лет. , потому что Родина-Родина учит своих учеников, а другой Родины нет».


Кадр из фильма «Любовь» (1968)

Конечно, с книгой в руках, у читателя Друта Иона возник бы закономерный вопрос: почему рассказ о непростом педагогическом труде, честности и прощении называется «Запах спелой айвы»? Потому что историю рассказал Ион Друцэ и о любви. Айва, издревле символизировавшая любовь и семейное счастье, стала для хории настоящей навязчивой идеей: «этот удивительный запах ее прямо убаюкивал, разрывал на куски». В тот момент, когда он почувствовал запах айвы, он понял: «Запах спелой айвы стал его судьбой, и он сказал себе: «Все готово!» Хория простил Джанет «бесконечную страсть к флирту, танцам, вечеринкам», ее некоторую взбалмошность и непостоянство, потому что знал, что ее чувства к ней серьезны и превыше всего этого. Именно поэтому он нашел в себе силы простить ее, пусть некоторые и осуждают его, потому что ее предательство походило скорее на предательство. Но этому простому поступку его в своей доброте люди нашли объяснение: «Да останься он, Господи! Это же так редко бывает, когда он красив, а она прекрасна…» Но с этой легкой и простой фразы, на первый взгляд лишенной философской глубины, которая открыла бы ему глаза и началось его исцеление:

«Хория вдруг застыл от удивления, потом улыбнулся, потому что снова пахло спелой айвой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *