характер героини, воспитание, слабые и сильные стороны
Островский
12.11.21
16 мин.
Благодаря нетипичному образу главной героини особое место в творчестве А. Н. Островского занимает пьеса «Гроза». Характер Катерины показывает, что она единственный светлый персонаж города Калинова, который Добролюбов метко назвал «темным царством». Для нее превыше всего чувство долга и собственного достоинства, также очень остро развита потребность в гармонии с внутренним миром. Сочинение на тему «Характер Катерины в пьесе „Гроза“» может встретиться на ЕГЭ.
Оглавление:
- Детство героини
- Семья Кабановых
- Запретная любовь
- Религиозность женского персонажа
- Катерина — часть общества
Детство героини
Из откровений Екатерины читатель узнает подробности ее жизни в ранние годы. Девушка воспитывалась в деревне в купеческой семье. Образования она не получила, а знания черпала в основном от странниц и богомолок, которые постоянно бывали в их доме. Любящие родители ни в чем не ограничивали дочь, и жизнь ее была легкой и безоблачной. Это доказывает цитата из произведения: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю».
Если говорить кратко, то именно детство является истоком, где сформировались ее тяга к существованию и стремление к свободе, основные черты характера. Катерина всегда была мечтательной и даже наивной, лгать она совершенно не умела, поскольку в этом не было необходимости — атмосфера в родительском доме была искренней и доброжелательной.
Под влиянием спокойного течения жизни у героини развились такие особенности характера:
- болезненная впечатлительность;
- наивность;
- экзальтированность;
- романтическое отношение ко всему в жизни.
Однако о том, что мечтательная девочка с детства проявляла сильный характер, решительность и протестовала против несправедливости, говорит тот факт, когда Катерина, будучи еще ребенком, убежала ночью из дома на Волгу, обидевшись на незаслуженный упрек родителей.
Семья Кабановых
После замужества жизнь Катерины коренным образом меняется. Из возвышенного и романтического мира, в котором она любила все и всех вокруг, героиня попадает в дом Кабанихи, полный обмана, ханжества и жестокости. Замуж Катерина выходила без любви, но даже не в этом проявлялась сложность существования в доме супруга.
При всей своей возвышенности, утонченности и незаурядности, героиня оставалась несколько ограниченной (в этом был ее минус), и ей было по большому счету неважно, за кого выходить замуж. Катерина действительно старается испытать хоть какие-то чувства к Тихону, руководствуясь внешней покорностью и чувством внутреннего долга: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю».
Душную, тяжелую атмосферу в доме создает свекровь девушки, Марфа Игнатьевна Кабанова, которую автор окрестил Кабанихой. Поистине свирепый нрав купчихи оправдывает ее прозвище. Женщина пользуется беспрекословным авторитетом в своем доме и городе. Однако держится он на страхе окружающих перед жестокой старухой. В Катерине Кабаниха чувствует пока еще только внутреннее сопротивление домостроевским устоям Калинова, так тщательно охраняемым старым поколением. Поэтому невестка становится мишенью для бесконечных оскорблений и унижений со стороны свекрови. В доме Кабановых жизнь протекает по следующим принципам:
- полное подчинение старшим;
- отсутствие духовного начала;
- лицемерие и притворство;
- показная религиозность;
- отказ от собственного мнения.
Свободолюбивая Катерина в таких условиях теряет интерес к жизни и желание радоваться и восхищаться природой. Даже посещение церкви уже не приносит ей былой восторженности. Девушку все чаще посещают грустные мысли. О том, как тяжело ей приходится существовать в доме мужа можно судить по ее высказываниям:
- «Я у вас завяла совсем».
- «Да здесь все будто из-под неволи».
- «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! <…> И теперь иногда снится, да редко, да и не то».
- «Никогда не быть мне свободной».
Контраст между безоблачной жизнью Катерины до замужества и тяжелой, гнетущей атмосферой дома Кабановых доводит ее до состояния, напоминающее самую настоящую грозу, назревающую в душе женщины. Ее личность не способна смириться с деспотизмом и самодурством.
Полезные статьи по пьесе «Гроза»:
- Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи в пьесе «Гроза»
- Конфликт поколений в пьесе А. Островского «Гроза»
- Противостояние отцов и детей в пьесе Островского «Гроза»
- Пример сочинения на тему «Проблематика пьесы Островского «Гроза»»
- Жизнь Катерины в родительском доме в пьесе Островского «Гроза»
- Сочинение «Тёмное царство» по пьесе А. Н. Островского «Гроза»
- Противоречивый образ Катерины Кабановой в пьесе «Гроза»
- Характеристика Кулигина в пьесе Островского «Гроза»
- Роль и характеристика Феклуши в драме «Гроза»
- Сравнительная характеристика Катерины и Варвары из пьесы «Гроза»
- Сочинение о последнем свидании Катерины и Бориса
Запретная любовь
Ключевым фактором развития сюжета являются отношения Катерины с Борисом, племянником Дикого. В любви героиня вновь проявляет все те же характерные для нее черты — чувственность, романтичность и бесстрашие. В ответ на уверения трусливого Бориса о том, что никто не узнает об их встрече, Катерина возражает: «Э, что меня жалеть, никто не виноват, — сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю… Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли людского суда?».
И действительно, в пылу чувств единственное, чего боится безрассудно влюбленная девушка — это лишиться встреч со своим избранным, а также новых для нее эмоций. Она готова в одиночку бросить вызов обществу и обывательской морали.
Борис, который хоть и отличался от остальных обитателей Калинова в первую очередь своей образованностью и пониманием необходимости перемен, оказался типичным представителем патриархального купечества. Даже в любви он был нерешительным, трусливым и корыстным,
Наследство для него представляет большую ценность, чем отношения с возлюбленной. Он предает ее, уезжая в Сибирь. На фоне подобного отношения Бориса впечатляющая сила характера главной героини и ее умение любить без оглядки на мнение окружающих становятся еще более очевидными. В отличие от ее возлюбленного, который оказался мелочным и трусливым и, скорее всего, в принципе был не способен на сильные чувства, имеет смелость брать на себя ответственность и нести наказание за содеянное Катерина. Вот почему ее можно считать трагической героиней.
Религиозность женского персонажа
Важной и во многом определяющей события пьесы чертой характера девушки является ее набожность. Она с детства любила ходить с матерью в церковь, которая представлялась ей дворцом с живущими там ангелами. Религия вызывает в героине благоговение и высокие чувства: «Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится».
Автор показывает, каково значение религии для Катерины, чтобы читатель понял, как тяжело даются героине ее грехи — измена мужу и самоубийство. В первый раз Катерина нарушает заповедь, подчинившись искушению. Полюбив Бориса, героиня борется с противоречивостью чувств, поскольку ее вера — это не ханжество и притворство, как у Кабанихи.
Для набожной девушки даже мысль о другом мужчине равносильна трагическому происшествию, и, не выдержав внутренних терзаний, она пытается хотя бы частично искупить свою вину через покаяние
Самоубийство же стало единственным выходом из ситуации: «Нет, мне что домой, что в могилу — все равно… В могиле лучше… Опять жить? Нет, нет, не надо… не хорошо». Преследуемая чувством вины и ощущением собственной греховности, Катерина добровольно уходит из жизни. Ее монолог в очередной раз раскрывает ее характер. Можно сказать, что Катерина стала жертвой своей религиозности и чистоты. В этом заключается ее трагедийность.
Пятое действие «Грозы» составляет апофеозу характера героини, настолько настоящего, глубокого и такого близкого к народному сердцу.
Катерина — часть общества
Но даже при своем противостоянии с патриархальному социуму, девушка имеет непосредственное отношение к нему. Ей приходится в нем жить. Доказательство тому:
- рассказы о родительском доме, который представляет собой идеальный вариант домостроевских отношений;
- певучесть и идиоматичность речи героини;
- непоколебимая искренняя вера в бога;
- внутренняя потребность следовать традициям и нормам морали.
Все это говорит о принадлежности Катерины к первозданному патриархальному обществу. Героиня представляет собой его лучшие качества, еще не искаженные и не испорченные невежеством купцов-самодуров.
Катерина — героиня, в образе которой проявились самые главные черты русского характера — решительного и непримиримость. Также его отличают своеобразность и целостность, когда в душе героев нет ничего чужеродного, все светлые качества идут изнутри.
Таким образом, Катерина, которая, на первый взгляд, может показаться слабой и беззащитной, является обладательницей самого сильного характера среди всех персонажей пьесы. Она определенно крепче, чем Кабаниха и Дикой, которые держат в страхе окружающих. В глубине души они панически боятся перемен и разрушения существующего уклада жизни, и в этом заключается их слабость.
Также бесхарактерность и бессилие показывают как муж, так и возлюбленный Катерины — ни один из них не смог постоять за девушку и защитить ее от нападок Кабанихи. Даже более прогрессивная прослойка общества Калинова в лице Варвары и Кудряша проявляет слабость, предпочитая притворяться и изображать почтение к «сильным мира сего», испытывая при этом противоположные чувства. Их трагичность характеров заключалась в том, что они были «изуродованы» давлением темной силы, господствующей в Калинове.
Пьеса «Гроза» вызвала ожесточенные споры среди критиков XIX века. Ее можно считать и социально-бытовой драмой и полноценной трагедией. Образ главной героини остается загадочным и неоднозначным — согрешив, Катерина осталась невинной. Ее трудно осуждать и невозможно попрекать в слабохарактерности. И для читательской аудитории героиня — воплощение чистой и светлой души, плюсом которой была способность бороться с несправедливостью, хамством и приспособленчеством, встречающиеся во все времена.
Описание характера Катерина из пьесы «Гроза» Островского
КАТЕРИНА — героиня драмы А.Н.Островского «Гроза» (1859). Пьеса Островского имеет все основания именоваться «русской трагедией». Конструктивные элементы жанра трагедии выступают в ней, преображенные спецификой национальной жизни. В качестве «рока» выступают «роковая» страсть героини, ведущая к «погибели», образ «грозы», пронизывающий все действие, прорицания сумасшедшей барыни, в которых воскресает миф «о трагической вине, заложенной в красоте» (П.А.Марков). Обитатели города Калинова, свидетели и комментаторы важнейших событий, как бы образуют хор. Протагонисткой трагедии является К. В ней более всего выражено начало драмы с ее предчувствием беды и неотвратимости возмездия, с ее сознанием трагической вины («греха»).
В литературе о
«Грозе» сложились три
Тайна К. открылась
в пьесе единственному
К. отнюдь не экзальтированная, мистически настроенная натура. Она земная страстная женщина, неожиданно для себя охваченная чувством любви. Замужняя женщина, К. полюбила всем своим существом, и всем своим существом она сознает греховность своего чувства. Борьба К. с собой определяет перипетии пьесы. Она ищет спасения в молитве и «не отмолится никак». Она стремится подавить в себе «незаконную» тягу к Борису, хочет «мужа любить» — и не может. Она ищет в муже поддержки — и не находит. В сцене отъезда Тихона она пытается «заклясть» судьбу («Умереть мне без покаяния, если я…»), но Тихон останавливает ее («Что ты! Какой грех-то! Я и слушать не хочу!»). Последующий монолог К. раскрывает ее внутреннюю борьбу с соблазном и победу страсти: «Мне хоть умереть, да увидеть его».
Сцена свидания с
Борисом наполнена атмосферой греховной
и сладкой любви. Здесь во всей
полноте проявляется отважная, решительная
натура К., отбросившей все сомнения
и смело идущей навстречу самому
страшному — небесному
Прилюдное признание в содеянном — во время грозы, перед фреской с изображением страшного суда — доказывает правоту и прямоту слов К. Она призналась, но, как показывают события пьесы, не покаялась в содеянном. К. не может осудить свой грех, не может отречься от своей любви. «Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет Божий не мил»,— говорит она в монологе, полном предсмертной тоски. Благодатное, полное счастье переживание красоты Божьего мира — в начале трагедии и «Свет Божий не мил» — в финале — такова эволюция К. в пьесе. Трагическая коллизия между неодолимыми требованиями жизни, натуры и максимализмом христианского народного миропонимания приводит героиню к потере благодати, к утрате желания жить.
Расставаясь навсегда с Борисом, она просит его не пропустить по дороге ни одного нищего, каждому подать, «чтоб молились за мою грешную душу». Мысль о смерти овладевает К. и перебивается другой — мыслью о неиску-пимости греха самоубийства: «Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…» Смерть К. вызвана категорической невозможностью примирить «земное» и «небесное», крушением ее целостного, глубоко народного, религиозного в основе миросозерцания.
Драма “Гроза”, написанная
в 1859 году, является вершиной творчества
А. Н. Островского. Она входит в цикл
пьес о “темном царстве” самодуров.
В то время Добролюбовым был поставлен
вопрос: “Кто бросит луч света в мрак темного
царства?” Ответ на этот вопрос был дан
А. Н. Островским его новой пьесой “Гроза”.
Две тенденции драматургии писателя —
обличение и психологизм — очень хорошо
обнаружились в этом его произведении.
“Гроза” — драма о судьбах молодого поколения.
Автор создал пьесу жизни, героями которой
стали обыкновенные люди: купцы, их жены
и дочери, мещане, чиновники.
Образ Катерины, главной героини пьесы,
является самым ярким. Добролюбов, подробно
анализируя это произведение, пишет, что
Катерина — “луч света в темном царстве”.
Почему же именно она? Потому что только
Катерина, слабая женщина, выступила с
протестом, только о ней мы можем говорить
как о сильной натуре. Хотя, если рассматривать
поступки Катерины поверхностно, можно
сказать обратное. Это мечтательница девушка,
которая сожалеет о детских годах, когда
она жила, точно птичка на воле, с постоянным
ощущением счастья, радости, и маменька
в ней души не чаяла. Любила она в церковь
ходить и не подозревала, какая ее ждет
жизнь.
Но закончилось детство. Вышла Катерина
замуж не по любви, попала в дом Кабановых,
с чего и начинаются ее страдания. Главная
героиня драмы — это птица, которую посадили
в клетку. Она живет среди представителей
“темного царства”, но не может так жить.
Уже в первой встрече со зрителями героиня
выступает, может быть, не столько против
Кабановой, сколько защищая себя. Но это
уже первый шаг. Тихая, скромная Катерина,
от которой иногда не услышишь и слова,
еще ребенком, чем-то обиженная дома, уплыла
одна в лодке по Волге.
В самом характере героини были заложены
цельность и бесстрашие. Она сама знает
это и говорит: “Такая уж я зародилась
горячая”. В разговоре с Варварой Катерину
не узнать. Она произносит необычные слова:
“Отчего люди не летают?”, которые кажутся
странными и непонятными Варваре, но много
значат для понимания характера Катерины
и ее положения в кабановском доме. Героиня
хочет ощущать себя вольной птицей, которая
может взмахнуть крыльями и полететь,
но, увы, она лишена такой возможности.
Этими словами молодой женщины А. Н. Островский
показывает, как тяжело ей переносить
гнетущую неволю, деспотизм властной и
жестокой свекрови (“Да зд4еь все как из-под
неволи”). Случайно вырвавшиеся слова
героини говорят о ее заветной мечте освободиться
из этой темницы, где подавляется и убивается
любое живое чувство.
Но героиня изо всех сил сражается против
“темного царства”, и именно эта ее неспособность
до конца смириться с кабановским гнетом
обостряет уже давно назревавший конфликт.
Пророчески звучат ее слова, обращенные
к Варваре: “А уж коли очень мне здесь
опостынет, так не удержат меня никакой
силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь.
Не хочу здесь жить, так не стану, хоть
ты меня режь!”
Всепоглощающее чувство охватило Катерину,
когда она встретила Бориса. Героиня одерживает
победу над собой, в ней открывается способность
глубоко и сильно любить, жертвуя всем
ради возлюбленного, которая говорит о
ее живой душе, о том, что не умерли в кабановском
мире искренние чувства Катерины. Она
уже не боится любви, не боится разговоров:
“Коли я для себя греха не побоялась, побоюсь
ли я людского стыда?” Девушка полюбила
человека, в котором нашла что-то непохожее
на окружающих, но это было не так. Мы видим
явный контраст между возвышенной, одухотворенной,
беспредельной любовью героини и приземленным,
осторожным увлечением Бориса.
Но даже в такой трудной ситуации девушка
пытается быть верной себе, своим жизненным
принципам, она стремится подавить любовь,
которая сулит так много счастья и радости.
Героиня умоляет мужа взять ее с собой,
так как предвидит то, что с ней может случиться.
Но Тихон равнодушен к ее мольбам. Катерина
хочет дать клятву верности, но и тут Тихон
не понимает ее. Она и дальше пытается
уйти от неизбежного. В момент первой встречи
с Борисом Катерина колеблется. “Зачем
ты пришел, погубитель мой?” — говорит
она. Но по воле судьбы происходит то, чего
она так боялась.
Катерина не могла жить с грехом, в четвертом
акте пьесы мы видим ее покаяние. И выкрики
сумасшедшей барыни, удары грома, неожиданное
появление Бориса приводят впечатлительную
героиню в небывалое волнение, заставляет
ее покаяться в содеянном, тем более, что
Катерина всю жизнь боялась умереть “со
своими грехами” — не покаявшись. Но в
этом не только слабость, но и сила духа
героини, которая не могла, подобно Варваре
с Кудряшом, жить утехами потаенной любви,
не побоялась людского суда. Не удар грома
сразил молодую женщину. Она сама бросается
в омут, сама решает свою судьбу, ища освобождения
от невыносимых мук такой жизни. Она считает,
что домой идти, что в могилу, даже “в могиле
лучше”. Она кончает жизнь самоубийством.
Большое мужество нужно для такого решения,
и недаром ей, мертвой, завидует оставшийся
“жить… да мучиться” Тихон. Своим поступком
Катерина доказала свою правоту, нравственную
победу над “темным царством”.
Катерина соединила в себе гордую силу,
независимость, которую Добролюбов расценил
как знак глубокого протеста против внешних,
в том числе социальных условий жизни. Катерина, которая своей искренностью,
цельностью и безоглядностью чувств враждебна
этому миру, подтачивает “темное царство”.
Слабая женщина смогла выступить против
него и одержала победу.
Героиня Островского — поистине луч света
в “темном царстве”. В ней поражает верность
идеалам, духовная чистота, нравственное
превосходство над окружающими. В образе
Катерины писатель воплотил лучшие черты
— вольнолюбие, независимость, талантливость,
поэтичность, высокие нравственно-этические
качества.
Русская литература всегда отличалась
глубиной своего идейного содержания,
неустанным стремлением разрешить
вопросы смысла жизни, гуманным отношением
к человеку, правдивостью изображения.
Русские писатели стремились выявить
в женских образах лучшие черты,
свойственные нашему народу. Ни в одной
литературе мира мы не встретим таких
прекрасных и чистых женщин, отличающихся
верным и любящим сердцем, а также
своей неповторимой душевной красотой.
Только в русской литературе обращается
так много внимания на изображение
внутреннего мира и сложных переживаний
женской души. Начиная с XII века, через
всю нашу литературу проходит образ
русской женщины-героини, с большим
сердцем, пламенной душой и готовностью
на великие незабываемые подвиги. Достаточно
вспомнить, полный красоты и трагизма,
образ Катерины в драме Островского «Гроза»,
в котором, по мнению Добролюбова, отразились
лучшие черты характера русского народа,
душевное благородство, стремление к правде
и свободе, готовность к борьбе и протесту.
Образ Катерины не только самый сложный,
но он резко отличается от всех других.
В ней чрезвычайно развито стремление
к гармонии с миром и свободе. Истоки этого
— в детстве. Жизнь ее в родительском доме
была счастлива, беззаботна и радостна,
она занималась тем, что ей нравится. Как
мы видим, в это беззаботное время Катерину,
прежде всего, окружала красота и гармония,
она “жила, точно птичка на воле”, среди
материнской любви и благоухающей природы.
Мать в ней души не чаяла. Жила Катя свободно:
вставала рано, умывалась родниковой водой,
поливала цветы, ходила с матерью в церковь,
потом садилась за какую-нибудь работу
и слушала странниц и богомолок, которых
было много в их доме. Катерине снились
волшебные сны, где она летала под облаками.
И из этой атмосферы, пропитанной добром,
лаской и любовью, она попадает в семью
Кабанихи, где все построено на грубости,
безоговорочном повиновении, лжи и обмане.
Катерина на каждом шагу терпит унижения
и оскорбления от свекрови-деспота, прекрасно
чувствуя свою зависимость от нее. Со стороны
мужа она не чувствует никакой поддержки,
так как он полностью подчинен властью
своей матери и только и думает о том, как
от нее вырваться.
Катерина — самый сильный характер пьесы.
Она была наивной и доброй, воспитанной
во вполне религиозном духе. Но если встречала
на своем пути то, что противоречило ее
идеалам, то превращалась в непокорную
и упрямую натуру и защищала себя от того
постороннего, чужого, что смело потревожить
ее душу.
Я думаю, что самая важная черта характера
Катерины – это ее нежелание жить во лжи.
Она не хочет и не может хитрить, притворятся,
врать, таиться. Это подтверждает сцена
признания Катерины в измене. Не гроза,
не страх перед гиеной огненной побудили
героиню сказать правду.
«Все сердце изорвалось! Не могу я больше
терпеть!» — так начала она свое признание.
Для её честной и цельной натуры невыносимо
то ложное положение, в котором она оказалась.
Жить, лишь бы жить — не для нее. Жить — это
значит быть самой собою. Её самая дорогая
ценность это личная свобода, свобода
души.
Образ Катерины противопоставлен в пьесе
другим персонажам, и в тоже время сопоставлен
с ними.
Главным внешним конфликтом пьесы является
противостояние Катерины и Кабанихи.
Катерина и кабаниха – это два противоположных
человека из одной семьи. Кабаниха – это
хозяйка «тёмного царства». Все персонажи
этой пьесы либо являются жертвой этого
царства, как Тихон и Борис, либо приспособившимися
к нему, как Варвара и Кудряш. Катерина
же – единственный персонаж, не смирившийся
с уготовленным ей местом в этом мире.
Катерина внешне хрупкая, нежная и открытая
для чувств молодая женщина, вовсе не такая
беззащитная, как кажется на первый взгляд. Внутри она сильная, она является борцом
против этого уклада жизни. Кабаниха же
совершенно другой человек, она антипод
Катерины. Её полностью устраивает тот
мир, в котором она живёт. Ей никто не смел,
перечить, но тут появляется Катерина,
не желающая мириться с грубостью и жестокостью
Кабанихи. И поэтому Катерина, с её чувством
собственного достоинства, постоянно
раздражает Кабаниху. Между Катериной
и Кабанихой назревает конфликт. Конфликт
этот не доходит до взрыва, пока не было
тому причин. А причиной становится признание
Катерины в измене мужу. И Катерина понимает,
что после этого жизнь её закончена, ведь
Кабаниха тогда совсем затиранит её. И
она решается на самоубийство. После смерти
Катерины Кабаниха остаётся удовлетворённой,
ведь теперь ей никто не будет противостоять.
Смерть Катерины – это своеобразный протест
против этого мира, мира лжи и лицемерия,
к которому она никогда бы не смогла привыкнуть.
Но в Катерине и Кабанихе есть что-то общее,
ведь они обе способны постоять за себя,
обе не желают мириться с унижением и оскорблением,
у обоих сильный характер. Но нежелание
быть униженной и оскорблённой у них проявляются
по-разному. Катерина никогда не ответит
на грубость грубостью. Кабаниха же, напротив,
всячески будет стараться унизить, обидеть
человека, который что-либо скажет неприятное
в её сторону.
У Катерины и Кабанихи различное отношение
к богу. Если чувство к богу у Катерины
– это что-то светлое, святое, неприкосновенное
и наивысшее, то у Кабанихи – это только
внешнее, поверхностное чувство. Даже
походы в церковь для Кабанихи – это только
для того, чтобы произвести впечатление
на окружающих.
Характер Катерины также противопоставлен
характерам Тихона и Бориса, безвольных
людей смирившихся с властью самодуров.
Так, муж Катерины Тихон Кабанов во всем
слушается свою мать и подчиняется ей.
Он не имеет четкой жизненной позиции,
мужества, смелости. Его образ полностью
соответствует данному ему имени — Тихон
(тихий). Молодой Кабанов не только не уважает
себя, но и позволяет своей маменьке грубо
обращаться со своей женой. Особенно ярко
это проявляется в сцене прощания, перед
отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово
повторяет все наставления и нравоучения
матери. Конечно, Катерина не может любить
и уважать такого мужа, а душа ее жаждет
любви. Она влюбляется в племянника Дикого,
Бориса. Борис мало чем отличается от Тихона.
Безволие Бориса, его желание получить
свою часть бабушкиного наследства (а
получит он ее только в том случае, если
будет почтителен с дядюшкой) оказались
сильнее, чем любовь.
Образ Катерины противопоставлен Варваре
и Кудряшу, молодому поколению города
Калинова, которые научились жить в «темном
царстве».
Варвара — наперсница и постоянная спутница
Катерины. Варвара умная, хитрая, и озорная
девушка. Она молода и стремится до замужества
везде успеть, все попробовать. Приспосабливаясь
к нравам города Калинова, Варвара выучила
все его законы и правила. Она стала воплощением
морали этого царства: «Делай, что хочешь,
лишь бы все шито да крыто было». Ложь
для нее — норма жизни: «У нас весь дом
на этом держится», без обмана нельзя. Не видя ничего плохого в своем образе
жизни, Варвара стремится научить Катерину
хитрить и обманывать. Но честная, искренняя
Катерина не может жить в этой гнетущей
атмосфере лжи и насилия.
А вот дружок Варвары, Кудряш, полностью
разделяет ее взгляды, потому что является
типичным жителем Калинова. Уже сейчас
в нем просматриваются черты будущего
Дикого. Он дерзок, смел и развязен в разговоре,
хвастает своей удалью, волокитством,
знанием «купеческого заведения».
Ему не чуждо честолюбие и стремление
к власти над людьми. Варвара и Кудряш,
казалось бы, покидают «темное царство»,
но не для того, чтобы зародить новые и
честные законы жизни, а, скорее всего,
чтобы жить в таком же «темном царстве»,
но уже хозяевами в нем.
Единственной живой и мыслящей душой в
городе Калинове является механик-самоучка
Кулигин, отыскивающий вечный двигатель.
Он добр и деятелен, одержим постоянным
желанием помочь людям, создать что-то
нужное и полезное. Но все его благие намерения
наталкиваются на толстую стену непонимания
и безразличия. Кулигин дает яркую и верную
характеристику «темному царству»:
«Жестокие, сударь, нравы в нашем городе,
жестокие… У кого деньги, сударь, тот старается
бедного закабалить, чтобы на его труды
даровые еще больше денег нажить…»
Осуждая и не соглашаясь с законами калиновской
жизни, Кулигин не борется с ними. Он примирился
с ними.
Автор пьесы постарался подчеркнуть исключительность
главной героини. И это выразилось в создании
образа, в речи Катерины. Также внутренний
мир героини выражается в ее монологах,
в них мы видим ее переживания, мотивы
поступков. Первый монолог — вдохновенное
воспоминание о детстве. И характер воспоминаний,
и манера говорить свидетельствуют об
одухотворенности Катерины. Второй монолог
Катерины звучит после отъезда Тихона.
Ей пришлось пережить унизительные наказы,
данные мужем по приказу матери. Из монолога
мы узнаем, о чем думает она, оставшись
одна. Монолог покоряет нас отсутствием
какого-либо надрыва. Сцена эта словно
затишье перед грозой. Последний монолог
Катерины словно подводит черту. Он погружает
нас во внутренний мир потрясенной женщины.
Возвращение домой означает духовную
смерть, продолжение бесконечной пытки.
В смерти она мечтает обрести подлинное
спокойствие. Весь последний монолог звучит
как грустная, проникновенно — лирическая
песня. Катерина уходит из жизни с верой
в милосердие и сострадание, с горячей
верой в любовь. А последние слова героини
еще сильнее заставляют ощутить трагическое
несоответствие живой души с законами
мрачного патриархально-деспотического
уклада.
Бесчеловечным нравам “темного царства”
все-таки придет конец, так как новое властно
вторгается в жизнь. Гибель Катерины —
вызов “темному царству”, страстный призыв
к борьбе со всем деспотическим укладом
жизни. Бегут в другие края Кудряш и Варвара,
борьба нового со старым началась и продолжается.
Островский в этой драме обличил жестокие
нравы купеческой жизни: деспотизм, невежество,
самодурство, жадность. Добролюбов считал:
в “темном царстве” изображено не только
невежественное купечество города Калинова,
но и весь самодержавно-крепостнический
строй России. Протест, выраженный в “Грозе”,
он распространил на всю царскую Россию:
“Русская жизнь и русская сила вызваны
художником в «Грозе» на решительное
дело”.
Катерина — русский
сильный характер, для которого правда
и глубокое чувство долга превыше всего.
В ней чрезвычайно развито стремление
к гармонии с миром и свободе. Истоки этого
— в детстве. Как мы видим, в это беззаботное
время Катерину прежде всего окружала
красота и гармония, она “жила, точно птичка
на воле”, среди материнской любви и благоухающей
природы. Мать в ней души не чаяла, не принуждала
работать по хозяйству. Жила Катя свободно:
вставала рано, умывалась родниковой водой,
поливала цветы, ходила с матерью в церковь,
потом садилась за какую-нибудь работу
и слушала странниц и богомолок, которых
было много в их доме. Катерине снились
волшебные сны, где она летала под облаками.
И как сильно контрастирует с такой тихой,
счастливой жизнью поступок шестилетней
девочки, когда Катя, обидевшись на что-то,
убежала вечером из дома на Волгу, села
в лодку и оттолкнулась от берега. она помогала. Но самое главное
в Кате то, что она жила в своих мечтах,
обособленно от остального мира. Из всего
существующего она выбирала только то,
что не противоречило ее натуре, остальное
она не хотела замечать и не замечала.
Поэтому и видела девочка ангелов в небе,
и была для нее церковь не гнетущей и давящей
силой, а местом, где все светло, где можно
помечтать. Катерина была наивной и доброй,
воспитанной во вполне религиозном духе.
Но если она встречала на своем пути то,
что противоречило ее идеалам, то превращалась
в непокорную и упрямую натуру и защищала
себя от того постороннего, чужого, что
смело потревожить ее душу. Так было и
в случае с лодкой.
После замужества жизнь Катерины сильно
изменилась. Из свободного, радостного,
возвышенного мира, в котором она чувствовала
свое слияние с природой, девушка попала
в жизнь, полную обмана и насилия. Дело
даже не в том, что Катерина, вышла за Тихона
не по своей воле: она вообще никого не
любила и ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю
жизнь, которую она создала для себя. Катерина
уже не чувствует такого восторга от посещения
церкви, не может заниматься привычными
ей делами. Грустные, тревожные мысли не
дают ей спокойно любоваться природой.
Кате остается терпеть, пока терпится,
и мечтать, но она уже не может жить своими
мыслями, потому что жестокая действительность
возвращает ее на землю, туда, где унижение
и страдание. Катерина пытается найти
свое счастье в любви к Тихону: “Я буду
мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на
кого я тебя не променяю”. Но искренние
проявления этой любви пресекаются Кабанихой:
“Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не
с любовником прощаешься”. В Катерине
сильно чувство внешней покорности и долга,
поэтому она и заставляет себя любить
нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства
своей матери не может любить жену по-настоящему,
хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая
на время, покидает Катю, чтобы нагуляться
вволю, женщина становится совсем одинокой.
Любовь к Борису — чувство, возникшее,
по-моему, по причине глубокой человеческой
неудовлетворенности. Катерине недоставало
чего-то чистого в душной атмосфере дома
Кабанихи. И любовь к Борису была этим
чистым, не давала Катерине окончательно
зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она
пошла на свидание с Борисом потому, что
почувствовала себя человеком, имеющим
гордость, элементарные права. Это был
бунт против покорности судьбе, против
бесправия. Катерина знала, что совершает
грех, но знала она и то, что жить по-прежнему
дальше нельзя. Она принесла чистоту своей
совести в жертву свободе и Борису. По-моему,
идя на этот шаг, Катя уже чувствовала
приближающийся конец и, наверное, думала:
“Сейчас или никогда”. Она хотела насытиться
любовью, зная, что другого случая не будет.
На первом же свидании Катерина сказала
Борису: “Ты меня загубил”. Грех лежит
на ее сердце тяжким камнем. Символом неотвратимой
небесной кары для героини становится
гроза. Катерина не может жить дальше со
своим грехом, и вполне естественный для
ее религиозного сознания выход — покаяние. Она признается во всем мужу и свекрови.
Но покаянию должно сопутствовать смирение,
а его-то и нет в свободолюбивой героине.
Самоубийство — страшный грех, но именно
на него решается Катерина, будучи не в
силах существовать в мире, где люди не
летают, как птицы.
Укрощение строптивой Подробная информация о персонаже
Анализировать Петруччо
«Укрощение строптивой» считается одной из «комедий» Шекспира. Хотя для современной аудитории план Петруччо «приручить» Катерину может показаться скорее жестоким, чем смешным, может быть интересно изучить, как Шекспир мог использовать юмор, чтобы изобразить Петруччо и его отношения с Катериной.
По мере развития событий спектакля важно, чтобы любой актер, играющий Петруччо, и любой, кто пишет о персонаже, спрашивал:
Петруччо комичен или опасен?
Ниже мы начали думать о некоторых причинах, по которым Петруччо можно считать комическим персонажем или кем-то более жестоким. Посмотрите, сможете ли вы заполнить сетку, чтобы сделать четыре точки, которые могли бы ответить на этот вопрос. Неважно, согласны вы или нет, если вы можете это подтвердить! Просмотр следующих сцен также может помочь вам собрать улики:
- Акт 3 Сцена 2: Наряд и поведение Петруччо на свадьбе должны быть смешными и нетрадиционными. Как это можно сделать для комического эффекта? В то же время Катерина одета в день своей свадьбы, так как же поведение Петруччо может показаться жестоким?
- Акт 4 Сцена 1: Петруччо говорит со зрителями и рассказывает им о своем плане. Включает ли он их в шутку так же, как включает своего друга Гортензио? Делает ли это его характер более комичным или имеет противоположный эффект?
- Акт 5 Сцена 2: Петруччо превращает «приручение» в соревновательную игру между тремя молодоженами. Как представлены его отношения по сравнению с отношениями Люченцио и Гортензио? У кого самый высокий статус? Это подается как шутка над другими мужчинами, поскольку их жены не такие послушные. Как это заставляет Петруччо появиться?
Постановка Петруччо и его погони за Катериной резко изменилась с годами. В то время как некоторые постановки показывают, что Катерина медленно влюбляется в Петруччо и по-настоящему «приручается», это то, что современная аудитория, осознающая гендерное равенство, находит гораздо более сложной задачей. Однако в тексте много упоминаний о любви, и это можно интерпретировать так, что, хотя их отношения и чувства нетрадиционны, Петруччо и Катерина — два изгоя, которые нашли друг друга. Что вы думаете? Действительно ли Петруччо опасен?
Точка
Петруччо превращает день свадьбы в фарс, носит странную одежду, бросает вызов социальным нормам и развлекает прихожан своим абсурдным поведением.
Доказательства
‘Шли они не быстро, я бы со смеху помер. / Из всех безумных спичек не было подобного». (Петручио, 3:2)
Объяснение
Друзья и семья Катерины, кажется, находят нелепость свадьбы и появление Петруччо скорее забавным, чем тревожным. Антиобщественное поведение Петруччо соответствует несоответствию Катерины в этой сцене, и они выглядят такими же «сумасшедшими», как и друг друга. Хотя это можно интерпретировать, ясно, что другие гости не видят проблемы в том, что Петруччо уводит Катерину перед пиром, и что они не видят в нем угрозы, даже несмотря на то, что он унизил ее на глазах у всех и высмеял ее. день ее свадьбы.
Пункт
Петруччо противоречит тому, что он говорит и делает, противоречит самому себе и выдвигает импульсивные требования, которые комично смущают и сбивают с толку Катерину.
Доказательства Выберите один из вариантов
— Он сгорел, как и все мясо. / Что это за собаки? Где негодяй-повар?» (Петручио, 4:1). «Почему это было вылеплено на кастрюле — Бархатное блюдо. Тьфу, тьфу, это непристойно и грязно» (Петруччо, 4:3). — Что же, Кэт, надеюсь, ты не сошла с ума. Это мужчина — старый, морщинистый, поблекший, увядший — А не девица, как ты говоришь» (Петручио, 4:5).
Пояснение Щелкните текст для редактирования
Введите свое объяснение здесь.
Point
Петруччо систематически подвергает Катерину насилию, используя юмор как оружие.
Доказательства Щелкните текст для редактирования
Введите ваши доказательства здесь.
Пояснение Щелкните текст для редактирования
Введите свое объяснение здесь.
Point Щелкните текст для редактирования
Введите здесь свою точку.
Доказательства Щелкните текст для редактирования
Введите ваши доказательства здесь.
Пояснение Щелкните текст для редактирования
Введите свое объяснение здесь.
Изучая язык Петруччо, вы найдете еще больше доказательств, подтверждающих вашу позицию, и аргументов в пользу того, почему он делает то, что делает. Мы собрали несколько советов, которые помогут вам изучить этого персонажа в разделе «Анализ языка».
Анализировать Бьянку
Бьянку часто считают воплощением женственности, противоположностью своей сестры Катерины. У нее несколько женихов, а у ее сестры нет ни одного, и ее описывают как «мягкую» и милую, что считалось женскими добродетелями. В то время как Катерина нарушает патриархальные нормы, Бьянка часто поддерживает их.
По мере развития событий пьесы любому актеру, играющему Бьянку, и любому, кто пишет о ней, важно задать вопрос:
Насколько послушна Бьянка?
Ниже мы начали думать о некоторых причинах, по которым Бьянка может быть послушной, а может и нет. Посмотрите, сможете ли вы заполнить сетку, чтобы сделать четыре точки, которые могли бы ответить на этот вопрос. Неважно, согласны вы или нет, если вы можете это подтвердить! Просмотр следующих сцен также может помочь собрать улики:
- Акт 1 Сцена 1: Начальная сцена сосредоточена вокруг Бьянки и предложений руки и сердца, которые были сделаны ей, однако у нее очень мало строк. Как вы думаете, как она относится к своим возможным женихам?
- Акт 2 Сцена 1: Катерина проявляет насилие по отношению к своей сестре. Что говорят вам ответы Бьянки о ее характере и отношениях с сестрой? Она замешана в этих спорах или нет?
- Акт 3 Сцена 4: обратите внимание, как Бьянка разговаривает со своими двумя учителями и женихами. Можете ли вы найти сходство между ней и Катериной? Предполагает ли ее язык, что она всегда послушна и готова подчиняться приказам?
- Акт 5 Сцена 2: Когда Люченцио вызывает Бьянку, чтобы попытаться выиграть пари с Петруччо и Гортензио, она не слушается его. Вы ожидали этого от нее? Как вы думаете, как она относится к словам Катерины о послушании в конце пьесы?
Точка
Бьянка беспрекословно подчиняется воле отца.
Доказательства
‘Сестра, довольствуйся моим недовольством. / Сэр, к вашему удовольствию я смиренно подписываюсь: / Мои книги и инструменты будут моей компанией, / На них я буду смотреть и практиковаться сам». (Бьянка, 1: 1)
Объяснение
Бьянка демонстрирует то, что считалось добродетельным поведением: пассивное принятие, уважение к отцовскому авторитету и целомудренное прилежание. Она ставит «удовольствие» отца и «довольство» или счастье сестры выше собственных желаний и смиряется с одиночеством. Однако, заявляя, что действия отца вызывают у нее «недовольство», она тонко признает собственное недовольство ситуацией и, возможно, находит независимость в своих частных академических занятиях.
Point
Имея дело со своими женихами, Бьянка устанавливает свои границы и независимость.
Доказательства Выберите один из вариантов
«Я не ученый в школах: / Я не буду привязан к часам или к определенным часам» (Бьянка, 3: 1) «Я тебе не верю… берегись, он нас не слышит… не думай» (Бьянка, 3:1) «Назвать вас такой гаммой? Вот, мне это не нравится. / Старая мода нравится мне больше всего; Я не такая милая / Менять правила для странных изобретений» (Бьянка, 3:1).
Пояснение Щелкните текст для редактирования
Введите свое объяснение здесь.
Point
Несмотря на то, что ее отец очень старается найти подходящего богатого мужа, Бьянка сбегает с Люченцио и тайно выходит замуж.
Доказательства Щелкните текст для редактирования
Введите ваши доказательства здесь.
Пояснение Щелкните текст для редактирования
Введите свое объяснение здесь.
Указать Щелкните текст для редактирования
Введите здесь свою точку.
Доказательства Щелкните текст для редактирования
Введите ваши доказательства здесь.
Пояснение Щелкните текст для редактирования
Введите свое объяснение здесь.
Анализировать Люченцио
Люченцио — первый персонаж, которого мы встречаем в Падуе вместе со своим слугой Транио. Отношения между двумя персонажами выходят за рамки обычных отношений слуги и хозяина, и они кажутся хорошими друзьями, у которых долгая совместная история. Транио играет решающую роль в попытках Люченцио жениться на Бьянке, поскольку они меняются местами, чтобы позволить Люченцио ухаживать за Бьянкой. В результате любому актеру, играющему Люченцио, и любому, кто пишет о персонаже, важно спросить:
Насколько важна дружба Люченцио с Транио?
Ниже мы начали думать о том, как Транио помогает и поддерживает Люченцио. Посмотрите, сможете ли вы заполнить сетку, чтобы сделать четыре точки, которые могли бы ответить на этот вопрос. Неважно, согласны вы или нет, если вы можете это подтвердить! Просмотр следующих сцен также может помочь вам собрать улики:
- Акт 1 Сцена 1: Сравните эти отношения между слугой и хозяином с другими в пьесе. Чем это отличается от Петруччо и Грумио? Как взаимодействуют два мужчины?
- Акт 4 Сцена 2: Посмотрите, как Транио манипулирует Гортензио, заставляя его отказаться от погони за Бьянкой. Как вы думаете, Транио нравится играть роль своего хозяина?
- Акт 4 Сцена 4: Обратите внимание, как Транио обманывает обоих мужчин постарше. Как это влияет на его статус? Кто контролирует план женитьбы Люченцио на Бьянке?
- Акт 5 Сцена 1: Узнайте, как ведет себя Транио, когда Винченцио прибывает в Падую. Как вы думаете, почему он такой озорной и непослушный своему хозяину, когда переодевается?
Точка
Люченцио и Транио уже в начале игры связаны крепкими и доверительными узами.
Доказательства
‘Я обязан быть послушным — / Ибо так твой отец поручил мне при нашем разлуке: / «Будь полезен моему сыну, — сказал он, / Хотя я думаю, что это было в другом смысле — / Я доволен быть Люченцио , / Потому что я так люблю Люченцио» (Транио, 1:1)
Объяснение
Люченцио и Транио связывают более глубокие отношения, чем просто «связь» слуги и хозяина. Они объединяются, чтобы озорно спланировать, как Люченцио будет ухаживать за Бьянкой. Транио дразнит Люченцио тем, как они тонко переосмысливают желания его отца, что говорит о том, что у них обоих одинаковое чувство юмора. Люченцио полагается на Транио, чтобы тайком получить то, что он хочет.
Точка
Tranio неотъемлемая часть обеспечения того, чтобы у Люченцио был прямой путь жениться на Бьянке, избавившись от Гремио и Гортензио.
Доказательства Выберите один из вариантов
«Почему же девица моя от всего мира / По твоему твердому обещанию; Гремио проигрывает» (Транио, 2:1). «Седобородого Гремио мы обойдем, / Узколюбивого отца Минолу, / Чудного музыканта, влюбчивого Личио, / Все ради моего господина, Люченцио. (Транио, 3:2) «Я буду с тобой, если ты так доволен, / Откажись от Бьянки и ее любви навсегда» (Транио, 4: 2)
Пояснение Щелкните текст для редактирования
Введите свое объяснение здесь.
Точка
Транио манипулирует Баптистой, чтобы позволить Люченцио и Бьянке пожениться.
Доказательства Щелкните текст для редактирования
Введите ваши доказательства здесь.
Пояснение Щелкните текст для редактирования
Введите свое объяснение здесь.
Point Щелкните текст для редактирования
Введите здесь свою точку.
Доказательства Щелкните текст для редактирования
Введите ваши доказательства здесь.
Пояснение Щелкните текст для редактирования
Введите свое объяснение здесь.
Для каждого из персонажей на этой странице мы задали несколько центральных вопросов. Это отличные вопросы, которые можно исследовать со студентами в виде ментальных карт или в ходе дебатов в классе.
Следующие задания также помогут вам глубже изучить характеры Катерины и Бьянки со студентами.
Two Brothers (2019)
Это задание можно найти на странице 4, оно занимает примерно 30 минут. В постановке 2019 года и Кейт, и Бьянко были персонажами мужского пола, но действие можно адаптировать, чтобы рассматривать их как сестер.
The Minola Girls: Chalk and Cheese (2014)
Это задание можно найти на стр. 10, оно длится около 20 минут и знакомит с различиями сестер.
Кто или что является причиной смерти Катерины в пьесе А. Островского «Гроза»? Кто виноват в смерти Катерины? (Сочинение
Кто виноват в смерти Катерины? Борис? Тихон? Кабан? Думаю, что виновато все «темное царство», которое разрушает, душит в людях все человеческое, убивает природные порывы и стремления.
Катерина не могла с этим смириться и превратиться в бездушное существо.С детства она привыкла к свободе, с детства жила без гнета.. В этих условиях сформировались естественные для такой среды черты характера Катерины: доброта и сила воли, мечтательность и решительность в поступках, любовь к жизни, ко всему прекрасному, светлому, высокому и в то же время гордость и чувство собственного достоинства. Катерина говорит Варваре: «Я родилась такой горячей! Мне было еще шесть лет , не более, так и сделал! Обидели меня чем-то дома, но дело было под вечер, уже было темно — я выбежал на Волгу, сел в лодку, и оттолкнул ее от берега. На следующее утро они нашли его примерно в десяти милях отсюда.
И вот Катерина попадает в совсем другой мир, где все основано на страхе, зависти, на слепом авторитете силы, на произволе старших. Здесь никому не нужна Катерина нежность, искренность; все, что от нее требуется, — это смирение и послушание. В этом мире и к людям отношение отличается от того, к чему привыкла Катерина. Здесь к другим относятся в зависимости от их положения в обществе, государства, происхождения. Кулигин рассказывает Борису об отношениях между купцами: «Торговля подрывается друг у друга, и не столько из корысти, сколько из зависти.
Враждуют друг с другом, пьянствуют приказчики в своих высоких хоромах… А те, за небольшую благосклонность, строчат на геральдических листах злобные наветы на соседей. Горожане здесь вообще за людей не считаются. Это хорошо видно в диалоге Кулигина с Диким. Вот замечание Дикого: «Что я вам — чет, что ли? Так прямо и с рылом, и лезет болтать». .. Для других ты честный человек, а для меня разбойник, вот и все… Только знай, что ты червь. Захочу — помилую, захочу — задавлю».
Катерина по своей натуре, по светлому миру своих чувств никак не могла смириться с «темным царством». Добролюбов писал: «Она живет очень мирно и готова подчиниться всему, что только ей не противоречит характер… Но признавая и уважая чужие стремления, она требует такого же уважения к себе, и всякое насилие, всякое принуждение глубоко и глубоко возмущает ее. Она терпит, пока в ней не заговорит какой-нибудь интерес, особенно близкий ее в ней оскорблено требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойной». И такое требование появилось у Катерины.
Она встретила мужчину, который, по ее мнению, достоин ее любви. Эта любовь осветила ее жизнь, пробудила стремление к счастью, добру, красоте и воле, заложенное в ней с детства. И Катерина, испытав на себе, что такое настоящее счастье, ясно увидела, как безрадостна ее жизнь в доме Кабанихи, и поняла, что вернуться к этой жизни она уже не может. В разговоре с Варварой она сама признается в этом: «Если я его хоть раз увижу, — говорит, — я убегу из дома, ни за что на свете не пойду домой!»
Ты могла бы скрыть свою любовь к Борису, обмануть свекровь, мужа. Но Катерина не хотела и не могла этого сделать. «Если она не может наслаждаться своим чувством законно и свято, при свете бела дня, на глазах у всего народа, если она выхватывает то, что нашла и что ей так дорого, то она ничего не хочет в жизни, она не хотят жизни», — отмечал Добролюбов в своей статье.
Был ли у Катерины другой выход из этой ситуации? Катерина была готова уйти с Борисом. Ей не страшна далекая Сибирь, трудный путь. Она просит Бориса взять ее с ним, но ему отказывают.Борис слаб,зависим,он не может защитить Катерину от гнева Кабанихи.Тем более не в состоянии ее защитить Тихон,который никогда не пойдет против воли матери.
Итак, путь к вольной жизни, к счастью, отрезан. «Где сейчас? Иди домой? Нет, мне все равно, идти ли домой или в могилу, — говорит Катерина в своем последнем монологе. И, закончив жизнь самоубийством, совершив страшный с точки зрения церкви грех, она думает не о спасении своей души, а о любви. слово ее обращено не к Богу, а к Борису: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» — восклицает она.
Этим поступком был брошен «страшный вызов» всему «темному царству», которое уничтожило Катерину, не дав ей возможности жить так, как того требовала ее природа, и не оставив ей иного пути освобождения, кроме освобождения через смерть .
В этом «темном царстве» ей все чуждо, все ее угнетает. Она, по обычаям того времени, не вышла замуж по своей воле и за нежеланного человека, которого никогда бы не полюбила. Катерина вскоре поняла, насколько слаб и жалок ее муж, сам он не мог сопротивляться своей матери Кабанихе и, естественно, не был в состоянии защитить Катерину от постоянных нападок со стороны свекрови. Главная героиня пытается убедить себя и Варвару, что любит своего мужа, но все же позже признается сестре мужа: «Мне его очень жаль». Жалость — единственное чувство, которое она испытывает к своему мужу. Сама Катерина прекрасно понимает, что она никогда не полюбит своего мужа, и слова, которые она произнесла, когда муж ушел («как бы я тебя любила»), — это слова отчаяния. мужа, чтобы предотвратить беду, грозу, приближение которой она чувствует, напрасно и бесполезно. Тиша ее не слушает, он стоит рядом с женой, но в своих снах он уже далеко от нее — свои мысли о выпивке и гулянии за границей Калинова, он сам говорит жене: «Я не могу понять тебя, Катя !» Зачем ему это «разбирать»! Внутренний мир Катерины слишком сложен и непонятен для таких людей, как Кабанов. Не только Тихон, но и его сестра Годр-рит Катерина: «Я не понимаю, что вы говорите». В «темном царстве» нет ни одного человека, чьи душевные качества были бы равны Катерининым, и даже Борис, герой, выделяемый женщиной из всей толпы, не достоин Катерины. Ее любовь — бурная река, его собственная — маленький ручеек, который вот-вот пересохнет. Борис только собирается погулять с Катериной во время отъезда Тихона, а там… потом будет видно. Его не слишком волнует, чем обернется для Катерины увлечение, Бориса не останавливает даже предупреждение Кудряша: «Ты хочешь ее окончательно разорить». На последнем свидании он говорит Катерине: «Кто знал, что за нашу любовь мы так с тобой страдаем?» Причины, побудившие Катерину покончить с собой, скрыты не только (и даже не столько) в окружающем ее обществе, но и в ней самой. Ее душа — драгоценный камень, и проникновение в нее посторонних частиц невозможно. Она не может, как Варвара, действовать по принципу «лишь бы все было зашито и покрыто», она не может жить, храня в себе такую страшную тайну, и даже признание на глазах у всех не приносит ей облегчения, она понимает, что будет никогда не искупить себя, и не может смириться с этим. Она не стала на путь греха, но не станет усугублять его ложью себе и всем, и понимает, что единственное избавление от ее душевных мук — смерть. Катерина просит Бориса отвезти ее в Сибирь, но даже если она убежит из этого общества, ей не суждено скрыться от самой себя, от угрызений совести. В какой-то мере Борис это понимает и говорит, что «только одно и надо просить Бога поскорее умереть, чтобы она долго не мучилась!» Одна из проблем Катерины в том, что «она не может обмануть, не может ничего скрыть». Она не может ни обмануть, ни спрятаться от себя, тем более от других. Катерину постоянно мучает сознание своей греховности. В переводе с греческого имя Екатерина означает «всегда чистая», и наша героиня, конечно же, всегда стремится к духовной чистоте. Ей чужды всякого рода ложь и неправда, даже оказавшись в таком деградировавшем обществе, она не изменяет своему внутреннему идеалу, не хочет стать такой же, как многие люди того круга. Катерина не впитывает грязь, ее можно сравнить с цветком лотоса, который растет на болоте, но, несмотря ни на что, цветет неповторимыми белоснежными цветами. Катерина не доживает до пышного цветения, ее полураспустившийся цветок завял, но в него не проникли отравляющие вещества, он умер невиновным.
Спектакль «Гроза» — вершина творчества А.Н. Островский. Главной героиней драмы является Катерина, которая была «лучом света в темном царстве». Она принадлежит старому патриархальному миру и вступает с ним в непримиримый конфликт. На ее примере автор показывает, как тяжело и страшно человеку жить в «царстве деспотов и тиранов». Катерина выступает против этого общества, в ее душе возникают внутренние противоречия, которые приводят ее к самоубийству.
Так кто же виноват в смерти девушки? Попробуем разобраться.
Катерина вышла за Тихона не по любви. В новой семье она не находит гармонии. Попав к Кабановым, Катерина понимает, что ее совершенно некого уважать и ценить.
Марфа Игнатьевна (свекровь Катерины) — натура деспотичная, властная, грубая и необразованная. Из всех героев Кабаниха оказывает на Катерину сильнейшее давление. Свекровь постоянно оскорбляет девушку, унижает ее. Сама Катерина говорит: «Если бы не свекровь! .. Она задавила меня… меня от нее тошнило от дома; стены даже отвратительны». Необоснованный гнев Кабанихов приводит Катерину к мысли о самоубийстве.
Тихон очень жалкий и бесхарактерный человек. Он находится под влиянием своей мамы, во всем ей слушается. Хотя ему это не нравится, он боится сказать ей об этом. И это тоже угнетает Катерину. Ведь муж не может защитить ее от постоянных издевательств свекрови.
Со временем Катерина знакомится с Борисом, влюбляется в него и понимает, что совершает большой грех, изменяя мужу. Ведь сама героиня была очень религиозной. Девушка полюбила его искренне, всей душой. Однако Борис считал их отношения сиюминутным увлечением. Он живет одним днем, не думает о том, что будет завтра. Борис спрашивает Катерину: «Надолго ли муж ушел… Ой, так погуляем! Времени хватит…» Он лишь соглашается на тайные отношения. Героиня его очень любит, никого не боится, готова показать свои чувства всему миру.
Катерина долго обдумывает свой поступок, решается признаться, что предала Тихона. Но она каялась не из-за страха перед людьми, а из-за страха перед Богом, потому что особое место в ее жизни занимала религия. Это признание дает Кабановой повод подшутить над Катериной. После этого главный герой не выдерживает, бросается в воду и тонет.
Именно полное отсутствие надежды подтолкнет героиню к еще более серьезному греху – самоубийству. Понимая невозможность примирить любовь к Борису с собственной совестью, а стремление к свободе с отвращением к дому Кабановой, Катерина решает покончить с собой. Она, по словам Н. А. Добролюбовой, «не хочет мириться, не хочет пользоваться той жалкой растительностью, которую ей дают в обмен на живую душу».
Кто виноват в смерти Катерины? Борис? Тихон? Кабан? Думаю, что виновато все «темное царство», которое разрушает, душит в людях все человеческое, убивает естественные порывы и стремления.
Катерина не смогла смириться с этим и превратиться в бездушное существо. С детства она привыкла к свободе, с детства жила без гнета.. В этих условиях сформировались естественные для такой среды черты характера Катерины: доброта и сила воли, мечтательность и решительность в поступках, любовь к жизни, ко всему красивая, светлая, высокая и в то же время гордость и чувство собственного достоинства. Катерина говорит Варваре: «Я такая горяченькая родилась! Мне было еще шесть лет, не больше, так что я сделал! Обидели меня чем-то дома, но дело было вечером, было уже темно, я выбежал на Волгу, сел в лодку и оттолкнул ее от берега. Они нашли его на следующее утро примерно в десяти милях отсюда.
И вот Катерина попадает в совсем другой мир, где все основано на страхе, зависти, на слепом авторитете силы, на произволе старших. Здесь никому не нужна Катерина нежность, искренность; все, что от нее требуется, — это смирение и послушание. В этом мире и к людям отношение отличается от того, к чему привыкла Катерина. Здесь к другим относятся в зависимости от их положения в обществе, государства, происхождения. Кулигин рассказывает Борису об отношениях купцов: «Торговля друга подрывается, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг с другом, пьянствуют приказчики в своих высоких хоромах… А те, за небольшую благосклонность, строчат на геральдических листах злобные наветы на соседей. Буржуев тут вообще за людей не считают. Это хорошо видно в диалоге Кулигина и Дикого. Вот реплика Дикого: «Что я вам — чет, что ли? Так прямо с рылом и лезет болтать.. .Для других ты честный человек, а для меня разбойник, вот и все… Только знай, что ты червь. Захочу — помилую, захочу — раздавлю».0003
Катерина по своей натуре, по светлому миру своих чувств никак не могла смириться с «темным царством». Добролюбов писал: «Она живет очень мирно и готова подчиняться всему, что только не противно ее природе… Но признавая и уважая чаяния других, она требует такого же уважения и к себе самой, и всякое насилие, всякое принуждение возмущает ее глубоко и глубоко. Она терпит, пока в ней не заговорит какой-нибудь интерес, особенно близкий ее сердцу, пока в ней не оскорбится такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойной. И такое требование появилось у Катерины.
Она встретила мужчину, который, по ее мнению, достоин ее любви. Эта любовь осветила ее жизнь, пробудила стремление к счастью, добру, красоте и воле, заложенное в ней с детства. И Катерина, испытав, что такое настоящее счастье, ясно увидела, как безжалостна ее жизнь в доме Кабанихи, и поняла, что вернуться к этой жизни она уже не сможет. В разговоре с Варварой Нижней она сама в этом признается: «Если хоть раз увижу его, говорит, — убегу из дома, ни за что на свете не пойду домой!
Ты могла бы скрыть свою любовь к Борису, обмануть свекровь, мужа. Но Катерина не хотела и не могла этого сделать. «Если она не может наслаждаться своим чувством законно и свято, средь бела дня, на виду у всех, если то, что она нашла и что ей так дорого, она ничего не хочет в жизни, она не хочет и жизни» , — отметил в своей статье Добролюбов.
Был ли у Катерины другой выход из этой ситуации? Катерина была готова уйти с Борисом. Ей не страшна далекая Сибирь, трудный путь. Она просит Бориса взять ее с собой, но получает отказ. Борис слаб, зависим, он не может защитить Катерину от гнева Кабанихи. Тем более, что не в силах ее защитить Тихон, который ни за что не пойдет против воли матери.
Итак, путь к вольной жизни, к счастью, отрезан. «Где сейчас? Иди домой? Нет, мне все равно домой или в могилу», — говорит Катерина в своем последнем монологе. И, закончив жизнь самоубийством, совершив страшный с точки зрения церкви грех, она думает не о спасении своей души, а о любви. Последнее ее слово обращено не к Богу, а к Борису: «Друг мой! Моя радость! До свидания! — восклицает она.
Этим поступком всему «темному царству» был брошен «страшный вызов», который уничтожил Катерину, не дав ей возможности жить так, как того требовала ее природа, и не оставив ей иного пути освобождения чем освобождение через смерть.0003
1 вариант состава
На мой взгляд, здесь невозможно дать точный ответ. Борис и Тихон оба в какой-то степени виноваты в смерти Катерины. И они могли догадаться, чем все может закончиться.
Борис может быть виноват в том, что сам связался с Катериной, зная, что она замужем. Катерина даже пыталась его прогнать, но он отказывался и говорил, что любит ее: «Катерина. Отойди от меня! Отойди, проклятый человек! ляжет камнем на душу мою. , камнем Борис Не прогони меня!Катерина.Зачем тебе моя погибель?Борис.Как я могу желать твоей погибели,когда люблю тебя больше всего на свете,больше чем я!»
Также может быть виноват Борис, потому что, когда Катерина предложила уехать в Сибирь, он отказался. Борису все это даже не нужно, он не готов никуда с ней ехать. Цитата подтверждает, что Борис не берет с собой Катерину: «Катерина. Куда ты идешь? Борис. Далеко, Катя, в Сибирь. Катерина. Возьми меня отсюда с собой! Борис. Я не могу, Катя. Я не охотно еду: дядя посылает, лошади уже готовы; я только попросила дядю на минутку, хотела проститься с тем местом, где мы встретились».0227 Тихон, на мой взгляд, виноват, что не обратил должного внимания на Катерину. Также Тихон Кабаниха сказал Тихону быть с Катериной строже: «Кабанов. Да чего ей бояться? Мне достаточно того, что она меня любит. Кабанова. ваше мнение, вам нужна вся ласка с женой? Неужто не кричать на нее, и не угрожать ей?»
Кроме того, Тихон был слишком зависим от матери. Он слушался ее во всем. Поэтому он хотел пойти куда-нибудь и отдохнуть, но Тихон не хотел брать жену. А еще Тихон уходит не просто отдыхать, но и пить: «Варвара. Да, он связан! насколько это возможно». Его район мог стать одной из причин измены Катерины, и, как следствие, стать причиной смерти Катерины.
Этими цитатами и фразами я хотел показать, что считаю виновными в гибели Катерины Тихон и Бориса, потому что они оба почти в равной степени виноваты.
2 вариант сочинения
Пьеса Александра Николаевича Островского затрагивает различные типичные проблемы и события того времени. Одним из самых ярких и, пожалуй, трагичных является самоубийство Катерины. Почему она это сделала и кто был причастен к ее смерти? Это то, что я хотел бы разобрать.
На мой взгляд, в самоубийстве Катерины виноваты многие жители города Калинова. Одним из таких людей является Тихон. Хотя романтических чувств к мужу девушка не испытывала, она старалась быть для него так называемой идеальной женой. К сожалению, ситуация, в которой оказалась Катерина Кабанова, ее просто убила. Тихон слушался маму во всех ситуациях, даже когда дело касалось жены, хоть и говорил, что ему жаль Катерину, но все равно бил девушку по указанию матери. В пьесе Александра Николаевича Островского это высказывание подтверждается так: «Но я люблю ее, мне жаль трогать ее пальцем. Он меня немного побил, да и то мама приказала. Мне жаль смотреть на нее. Катерина Кабанова не чувствовала себя нужной, она была совершенно недовольна подобным отношением к ней Тихона. Вместо того, чтобы как-то противостоять Кабанихе и не дать ей вести себя грубо по отношению к Катерине, герой выполняет все приказы матери: «Нечего ломать! Я должен делать то, что говорит мать. Катерина Петровна из-за похожего положения в доме Кабанихи хотела чувствовать себя нужной и просто счастливой, чего она не чувствовала в замужестве с Тихоном, а находила в Борисе. Таким образом, предательству нашей героини способствовал сам Тихон Кабанов, а вскоре ее смерть. 0003
Второй важный герой, также сыгравший огромную роль в судьбе Катерины — Борис… Борис совершил несколько правонарушений, в том числе одно, повлиявшее на судьбу нашей несчастной и наивной героини. Он показал Катерине, что значит быть по-настоящему счастливым человеком. Героиня стала чувствовать себя нужной, в ее жизни появился человек, который относился к ней совсем по-другому, не так, как это делалось в доме Кабанихи, а в ее жизни, с приходом Бориса, появился смысл. В пьесе Островского это утверждение подтверждается так: «Что-то во мне есть такое необыкновенное. Я как будто снова начинаю жить. Такое отношение напомнило ей то же самое, что было в ее родительском доме до замужества, Катерина вспоминала эти времена: «Мама не искала во мне души, нарядила меня, как куклу, к работе не принуждала; что хочу, то и делаю. Тем не менее, несмотря на множество положительных моментов в
В отношениях этих двух героев Борис был виноват в ее самоубийстве. Он дал ей надежду на счастливую жизнь, но когда Дикой отправляет парня в Сибирь, а героиня просит поехать с ним, он ей отказывает, не понимая, что делает только хуже, а Катерина считает ситуацию с Борисом предательством.