Гроза действие первое явление седьмое: Монолог Катерины “Такая ли я была” явление 7 действие 1 🤓 [Есть ответ]

Содержание

Анализ мотивной организации и его место в системе уроков по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Анализу мотивной организации драмы по необходимости предшествует ставшее в школьной практике уже традиционным обращение к системе персонажей, когда выявляются отношения героев друг с другом, их характеристика. В ходе этой работы без труда обнаруживаются две группы действующих лиц: носители ценностей патриархальной, домостроевской старины в варианте самодурно-ханжеском, непросвещённом (Кабаниха и Дикой) и те, кто так или иначе (иногда на словах, а не на деле) выступает против средневековых ценностей, нарушает установленные предписания, регламент, отстаивая право на личную волю (Кулигин, Борис, Кудряш, Варвара, Тихон). Строго следуя фабуле и учитывая факт измены мужу, и Катерину следовало бы отнести к этой группе героев, но есть черта, которая позволяет рассматривать этот персонаж в противостоянии всем остальным. Эта черта – истовая вера в Бога.

Со второй группой героев, без сомнения, связан процесс утраты веры в Бога, именно поэтому религиозная экзальтация Катерины кажется и Варваре, и Борису личной странностью, чудачеством или, в лучшем случае (Кулигин), чем-то необычным в своей чистоте. Более трудным оказывается сопоставление в этом плане образов Катерины и Кабановой (о Диком – особый разговор, он не верит в Бога и даже не пытается в своих действиях прикрываться его именем). Большинство учеников интуитивно понимает, что отношение Кабановой и Катерины к Богу различно, однако перевести интуитивные ощущения на язык рациональный бывает непросто и оказывается под силу лишь тем, кто наиболее склонен к размышлениям религиозно-философского плана.

В краткой форме выводы могут прозвучать следующим образом:

Катерина любит Бога как некий идеал любви, гармонии, прощения; любовь к Богу в её душе – это одно из проявлений любви к миру, людям.

Катерина – личность чистая, гармоничная, душа её светлая, цельная, открытая. Вера в Бога и рождена этой изначальной чистотой. Любовь не терпит насилия по отношению к миру (а “Я” в данном случае рассматривается как часть этого мира, поэтому и насилие над собой неприемлемо для героини). Она предполагает, следовательно, наличие духовной свободы (это понятие приобретает в речах Катерины метафорическую форму, когда она говорит о своём желании полететь как птица). Это та свобода, которая, в отличие от воли, носит характер добровольного ограничения узко эгоистических интересов во имя того, кого человек любит так же, как себя. Итак, вера Катерины – это любовь к миру.

Вера Кабановой – как это ни парадоксально, — это любовь к самой себе. Бог и его закон нужны ей только затем, чтобы оправдать, узаконить всю полноту её власти в доме, власти, покоящейся на установлениях “Домостроя”. Кабаниха, как человек средневекового типа, догматизирует установленный издревле порядок, любит

его, а не живую жизнь и людей, будь даже это её родные. Да, она заявляет неоднократно о своей любви к сыну, с ревностью матери требует ответных проявлений, но её чувство не носит того безусловного характера, который присущ настоящей, непостигаемой рационально любви. Условием становится выполнение предписаний, сохранение того порядка, без которого немыслимо для Кабанихи душевное спокойствие. При этом оказывается неважным, каково душевное состояние других членов семьи, счастливы ли они в атмосфере внутренней несвободы. Кабаниха начисто лишена таких черт верующего человека, как умение простить грех, в окружающих она видит прежде всего врагов, подозревает в них угрозу себе. Самодурство Кабанихи с течением действия пьесы усиливается, поскольку она предчувствует своё поражение: само время неумолимо надвигается на тот порядок, который она пытается охранять.

Итак, в отличие от других главных героев, и Катерина, и Кабаниха могут быть рассматриваемы как личности средневекового типа, которым открывается религиозная картина мира (напомним, что в средневековом мышлении мир делится на небесный и земной, первый определяется высшим, и смыслом земного существования человека объявляется всяческое приуготовление к вечному, небесному бытию). Но если в Кабанихе сконцентрированы худшие стороны средневекового мышления, такие как догматизм, авторитарность, неумеренный консерватизм, то Катерина демонстрирует его лучшие черты: концентрацию на духовном, цельность и универсализм.

Вопрос о причинах трагедии Катерины, её самоубийства – тема следующего разговора.

И анализ основных мотивов пьесы – одно из важнейших средств исследования этих причин.

В начале разговора целесообразно напомнить содержание понятия “мотив” в его расширительном значении (это устойчивая тема, проблема, идея в творчестве писателя или в литературном направлении, а также сквозной образ в литературном произведении). Затем ученикам предлагается выделить сквозные образы в тексте пьесы. Они выдвигают обычно значительный перечень. Здесь и тема ханжества и самодурства, и образ грозы, и мотив греха и смерти, и тема свободы, воли и др. Наиболее важными для нас становятся мотивы греха и смерти, именно они - своеобразный ключ к разгадке самоубийства героини.

Предваряем работу с текстом сведениями о понимании греховности в средневековье. Эти сведения ученики достаточно легко иллюстрируют примерами из текста пьесы.

В Средние века существовало резкое разграничение преступления и греха. Преступлениями занималось мирское право, оно почти не касалось побуждений преступника, был важен лишь факт противоправного действия. Грех же оставался грехом и в том случае, когда имело место одно побуждение (самоощущение Катерины в явлении седьмом и девятом первого действия), а поступка не следовало. От грешника, в отличие от преступника, требовалось обязательное признание и раскаяние (что и совершает Катерина принародно в явлении шестом четвёртого действия). Затем следовало довольно жестокое наказание, основная идея которого предполагала воздействие на душу грешника посредством страданий, причиняемых его телу (“Вот маменька говорит — её надо живую в землю закопать, чтоб она казнилась!”).

В своей глубинной сущности средневековый грех – это либо мятеж духа против ведущих идей общества, либо мятеж тела против духа. Так, Кулигин подвержен первому виду греха, предлагая идеи научного понимания действительности и разрушая тем самым целостность религиозной картины мира, существующей в сознании калиновцев. Варвара же, Тихон, Катерина становятся жертвами плотских соблазнов. Да и Катерина тоже, поскольку в сознании средневекового человека преступно любое чувство, обращенное не к мужу.

Иерархия средневековых грехов была разработана в V веке. Самым большим грехом являлась гордыня, затем по нисходящей линии - тщеславие, слабость, уныние, гнев, жадность, прелюбодеяние, чревоугодие. Исходя из этой последовательности Кабаниха и Дикой бо?льшие грешники, чем Катерина, Варвара, и Тихон, ибо прелюбодеяние и чревоугодие – меньшие грехи, нежели гордыня, гнев и жадность.

Прослеживая последовательно мотивы греха и смерти, обнаруживаем:

1. Говорить о своей греховности и смерти Катерина начинает задолго до самого факта измены мужу (действие первое, явление седьмое). В разговоре с Варварой Катерина настойчиво повторяет: “Я умру скоро”, “Нет, я знаю, что умру”, “Быть греху какому-нибудь!”, “Грех у меня на уме!”, “Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти”. Грех и гибель (духовная, а затем уже физическая) слиты в её сознании уже изначально.

2. Как человек истинно религиозный, Катерина не боится смерти, ибо смерть – лишь переход в иной, лучший мир. Боится она иного: “Не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами…” (действие первое, явление девятое). Одним словом, Катерина боится не исполнить важнейшую свою миссию на земле – приготовиться к смерти.

3. Катерина направляет всю свою энергию, чтобы уберечься от греха, просит мужа не уезжать, чтобы не увеличивать силу искушения, просит взять с неё клятву: “Умереть мне без покаяния, если я …(согрешу)”.

4. Кульминацией развития обоих мотивов становится сцена с ключом (действие второе, явление десятое). Ключ является здесь символическим образом, знаменующим и ключ к калитке, за которой открывается путь одновременно ко греху и к земному счастью – любви – и саму гибель героини (“Вот погибель-то!”) на этом пути, и готовность по нему идти. Таким образом, ключ в этой сцене становится ключом к её судьбе.

5. В сцене свидания с Борисом (действие третье, сцена вторая, явление третье) вновь переплетаются оба мотива. Борис (любимый!) назван Катериной “окаянным человеком”, “погубителем”, “врагом”, четырежды звучит слово “загубил”, она не может держать в себе мысли о своём безбожном поведении: “Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда!” и вновь предчувствует смерть: “Теперь мне умереть вдруг захотелось!”

Немаловажными являются в этой сцене слова о том, что Катерина не боится людского суда, считая его справедливым наказанием за её грех: “Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? Говорят, даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься”. Таким образом, она прогнозирует свою будущую судьбу: будущее раскаяние, наказание и смерть.

6. Сцена раскаяния (действие пятое, явление второе) предваряется появлением Барыни, речи которой кажутся безумными всем, кроме Катерины, поскольку мысли о красоте плотской и о плотских грехах переполняют её. Раскаты грома воспринимаются ею как божье наказание, и Катерина сознаётся в своём грехе по всем средневековым канонам. Она делает это на людях, называя себя “беспутной”. Цель покаяния – унять мучения совести, жаждущей цельности, чистоты, гармонии.

7. Показательно то, что цели своей покаяние и суд людской не достигают. Причин, по-видимому, несколько. Во-первых, очень велика сила религиозного раскаяния Катерины; во-вторых, отсутствует важный психологический компенсатор: не исходит от близких ей людей волны прощения (Кабаниха “её поедом ест”, Тихон боится ослушаться маменьку, хоть сам и простил бы уж давно Катерину, у Бориса нет возможности с Катериной видеться, Варвара же, так усердно искушавшая невестку, сбежала с Кудряшом).

8. Единственным способом избавления от мук душевных становится смерть. Об этом монолог Катерины в явлении втором пятого действия:

“Отчего это нынче не убивают?…Взяли бы, да и бросили меня в Волгу… Казнить-то тебя, говорят, так с тебя грех снимется, а ты живи да мучайся со своим грехом”.

Слова эти вновь обращены к идее физических страданий, снимающих душевную боль.

Она не видит смысла жить дальше: “Для чего мне теперь жить, ну для чего?” Ученики часто пытаются найти для героини духовную опору в её любви к Борису. Но она отсутствует, и об этом написано в монологе чёрным по белому: “Ещё кабы с ним жить, может быть, радость бы какую-нибудь я и видела…Что ж: уж всё равно, уж душу свою я ведь погубила…” Сознание религиозного человека диктует только один смысл бытия: и это не плотская любовь, а спасение чистой своей души для будущей вечной жизни. Катерина не видит способа обрести этот смысл вновь.

9. Именно поэтому в последнем разговоре с Борисом она не настаивает на том, чтобы он увёз её. Реплика “Возьми меня с собой отсюда!” вырывается из её уст случайно, и после отказа она не настаивает на этом. Больше всего Катерина думает о том, что давно решила сказать Борису на прощание и теперь припоминает: “Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай, всякому подай, да прикажи, чтобы молились за мою грешную душу”. Эта молитва странников, особенно Богу угодная, по мнению Катерины, должна хоть как-то связать её с Богом, на неё последняя надежда.

10. Предсмертный монолог героини – последний приговор себе: “Жить нельзя! Грех!”

Это высказывание, по-видимому, до?лжно истолковать как невозможность осуществления своей миссии на земле человеку верующему, но грешному и не искупившему свой грех. При этом ещё бо?льший грех, грех самоубийства, в расчёт уже не берётся. Душа уже погублена, нет ей спасения, не жить ей вечно, и поэтому никакие новые грехи уже не страшны.

11. Последний раз слово “грех” звучит из уст Кабанихи: “Об ней и плакать-то грех!” – говорит она о Катерине, обнаруживая как раз греховность своей натуры. Это приговор тем, кто, действуя именем Бога, Бога в себе не несёт, приговор “ тёмному царству”.

Выводы.

Основной причиной самоубийства Катерины является потеря духовных опор, невозможность в её понимании искупить грех, глубокое убеждение в бессмысленности бытия вне Бога; истоки трагедии в неумении разрешить в ситуации личной жизни антиномию “плоть – дух”.

Другой причиной, имеющей не религиозно-философский, а, скорее, психологический характер, является её душевное одиночество в мрачном доме Кабанихи, вся обстановка которого, основанная на угнетении, унижении, подталкивает к гибельному краю.

Противостояние Катерины всем героям делает её фигуру трагической, возвышенной.

На следующих уроках разговор по необходимости смещается в сторону идейного содержания пьесы, обсуждения положений статей А. А. Григорьева, Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева.

Является ли в драме идея обличения “тёмного царства”, бросает ли Катерина “вызов самодурной силе”, можно ли назвать её уход из жизни “протестом, доведённым до конца”, “восстанием против произвола” или это всё же “глупое средство, чтобы разрубить затянувшиеся узлы”, “исполнена ли героиня веры в новые идеалы” или “не может произвести ничего нового”, “самодурство” или “народность” – слово для разгадки художественной деятельности А. Н. Островского? Вот круг вопросов, который обычно вызывает желание поспорить.

При всей неоднозначности мнений и оценок обычно выявляется то общее, что кажется неоспоримым:

Мир города Калинова, мир патриархальный, изображён на стадии упадка, разложения. Именно поэтому в сознании защитников основ патриархальности (Кабаниха, Дикой) начинают господствовать охранительные тенденции. Они проявляются, как это часто бывает, в форме агрессивной, чрезмерной, а в итоге – компрометирующей саму сущность отстаиваемого порядка.

Поскольку сущностное, ценностное начало в сознании большинства утрачивается, охранители пытаются спасти от разрушения хотя бы внешнее: ритуал, обряд, церемонию.

Действия охранителей носят временный успех, поскольку они всегда теряют поддержку большинства.

Их противники: Кудряш, Варвара, Кулигин, Тихон – усиливают свой протест по закону противодействия. К концу пьесы это особенно ощутимо.

Та же, в ком сущностные начала патриархальности наиболее ярко выражены (Катерина), не может принять саму форму деятельности охранителей, её судьба – одиночество, непонимание. И непонимание это является всеобщим.

Да, Островский использует и обличительный, и сатирический пафос, изображая патриархальный мир на стадии его разложения и в лице его ярых защитников, пытающихся охранить от веяний нового времени весь уходящий порядок, в том числе и негативные тенденции прошлого. Прав Добролюбов, “тёмное” это царство, непросвещённое и злобное.

Но патриархальное сознание (Катерина) достойно и авторской поэтизации; то лучшее, что было в прошлом, удостоилось пафоса трагического. Поэтому и позиция А. Григорьева принимается отчасти.

Смысл пьесы – приговор “тёмному царству”, выносимый и из прошлого, и из будущего; “золотой век” патриархальности остался в прошлом, и он гибнет вместе с Катериной, и его гибель автор и с ним читатель переживает как трагедию, но то, чем патриархальность является ныне, вызывает только отторжение. Позиция автора, кажется, тяготеет к художественной объективности. Но есть сомнение.

Дело в том, что нет среди героев, представляющих новые тенденции, ни одной крупной фигуры (Кулигин?), хотя бы отчасти равной Катерине. Это заставляет задуматься: где же в большей степени покоятся симпатии автора, в прошлом или будущем? А может быть, это действуют законы трагедии, предполагающие несопоставимость трагического героя ни с каким другим?

Итак, работа над пьесой заканчивается новыми вопросами.

Гроза — Художественная литература


Оглавление
  • Полный текст
  • Лица
  • Действие первое
  • Явление первое
  • Явление второе
  • Явление третье
  • Явление четвертое
  • Явление пятое
  • Явление шестое
  • Явление седьмое
  • Явление восьмое
  • Явление девятое
  • Действие второе
  • Явление первое
  • Явление второе
  • Явление третье
  • Явление четвертое
  • Явление пятое
  • Явление шестое
  • Явление седьмое
  • Явление восьмое
  • Явление девятое
  • Явление десятое
  • Действие третье
  • Сцена первая
  • Явление первое
  • Явление второе
  • Явление третье
  • Явление четвертое
  • Сцена вторая
  • Явление первое
  • Явление второе
  • Явление третье
  • Явление четвертое
  • Явление пятое
  • Действие четвертое
  • Явление первое
  • Явление второе
  • Явление третье
  • Явление четвертое
  • Явление пятое
  • Явление шестое
  • Действие пятое
  • Явление первое
  • Явление второе
  • Явление третье
  • Явление четвертое
  • Явление пятое
  • Явление шестое
  • Явление седьмое

«Гроза» — пьеса Алек­сандра Нико­ла­е­вича Ост­ров­ского в пяти дей­ствиях, напи­сан­ная в 1859 году. Изоб­ра­жа­е­мые авто­ром собы­тия раз­вер­ты­ва­ются летом в вымыш­лен­ном городе Кали­нове на Волге. Между тре­тьим и чет­вёр­тым дей­стви­ями пьесы про­хо­дит 10 дней.

Лица

Савел Про­ко­фье­вич Дико́й, купец, зна­чи­тель­ное лицо в городе.

Борис Гри­го­рье­вич, пле­мян­ник его, моло­дой чело­век, поря­дочно образованный.

Марфа Игна­тьевна Каба­нова (Каба­ниха), бога­тая куп­чиха, вдова.

Тихон Ива­ныч Каба­нов, ее сын.

Кате­рина, жена его.

Вар­вара, сестра Тихона.

Кули­гин, меща­нин, часов­щик-само­учка, отыс­ки­ва­ю­щий перпетуум-мобиле.

Ваня Куд­ряш, моло­дой чело­век, кон­тор­щик Дикого.

Шап­кин, меща­нин.

Феклуша, стран­ница.

Глаша, девка в доме Кабановой.

Барыня с двумя лаке­ями, ста­руха 70-ти лет, полусумасшедшая.

Город­ские жители обо­его пола.

Все лица, кроме Бориса, одеты по-рус­ски. (Прим. А.Н. Островского.)

Дей­ствие про­ис­хо­дит в городе Кали­нове, на берегу Волги, летом. Между 3 и 4 дей­стви­ями про­хо­дит 10 дней.

Действие первое

Обще­ствен­ный сад на высо­ком берегу Волги, за Вол­гой сель­ский вид. На сцене две ска­мейки и несколько кустов.

Явление первое

Кули­гин сидит на ска­мье и смот­рит за реку. Куд­ряш и Шап­кин прогуливаются.

Кули­гин (поет). «Среди долины ров­ныя, на глад­кой высоте…» (Пере­стает петь.) Чудеса, истинно надобно ска­зать, что чудеса! Куд­ряш! Вот, бра­тец ты мой, пять­де­сят лет я каж­дый день гляжу за Волгу и все нагля­деться не могу.

Куд­ряш. А что?

Кули­гин. Вид необык­но­вен­ный! Кра­сота! Душа радуется.

Куд­ряш. Нешто!

Кули­гин. Вос­торг! А ты «нешто»! При­гля­де­лись вы, либо не пони­ма­ете, какая кра­сота в при­роде разлита.

Куд­ряш. Ну, да ведь с тобой что тол­ко­вать! Ты у нас антик, химик.

Кули­гин. Меха­ник, самоучка-механик.

Куд­ряш. Все одно.

Мол­ча­ние.

Кули­гин (пока­зы­вает в сто­рону). Посмотри-ка, брат Куд­ряш, кто это там так руками размахивает?

Куд­ряш. Это? Это Дикой пле­мян­ника ругает.

Кули­гин. Нашел место!

Куд­ряш. Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Гри­го­рьич, вот он на нем и ездит.

Шап­кин. Уж такого-то руга­теля, как у нас Савел Про­ко­фьич, поис­кать еще! Ни за что чело­века оборвет.

Куд­ряш. Прон­зи­тель­ный мужик!

Шап­кин. Хороша тоже и Кабаниха.

Куд­ряш. Ну, да та хоть, по край­но­сти, все под видом бла­го­че­стия, а этот как с цепи сорвался!

Шап­кин. Унять-то его некому, вот он и воюет!

Куд­ряш. Мало у нас пар­ней-то на мою стать, а то бы мы его озор­ни­чать-то отучили.

Шап­кин. А что бы вы сделали?

Куд­ряш. Постра­щали бы хорошенько.

Шап­кин. Как это?

Куд­ряш. Вчет­ве­ром этак, впя­те­ром в пере­улке где-нибудь пого­во­рили бы с ним с глазу на глаз, так он бы шел­ко­вый сде­лался. А про нашу науку-то и не пик­нул бы никому, только бы ходил да оглядывался.

Шап­кин. Неда­ром он хотел тебя в сол­даты-то отдать.

Куд­ряш. Хотел, да не отдал, так это все одно, что ничего. Не отдаст он меня: он чует носом-то своим, что я свою голову дешево не про­дам. Это он вам стра­шен-то, а я с ним раз­го­ва­ри­вать умею.

Шап­кин. Ой ли?

Куд­ряш. Что тут: ой ли! Я гру­биян счи­та­юсь; за что ж он меня дер­жит? Стало быть, я ему нужен. Ну, зна­чит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.

Шап­кин. Уж будто он тебя и не ругает?

Куд­ряш. Как не ругать! Он без этого дышать не может. Да не спус­каю и я: он слово, а я десять; плю­нет, да и пой­дет. Нет, уж я перед ним раб­ство­вать не стану.

Кули­гин. С него, что ль, при­мер брать! Лучше уж стерпеть.

Куд­ряш. Ну вот, коль ты умен, так ты его прежде учли­во­сти-то выучи, да потом и нас учи. Жаль, что дочери-то у него под­ростки, боль­ших-то ни одной нет.

Шап­кин. А то что бы?

Куд­ряш. Я б его ува­жил. Больно лих я на девок-то!

Про­хо­дят Дикой и Борис, Кули­гин сни­мает шапку.

Шап­кин (Куд­ряшу). Отой­дем к сто­ронке: еще при­вя­жется, пожалуй.

Отхо­дят.

Явление второе

Те же. Дикой и Борис.

Дикой. Баклуши ты, что ль, бить сюда при­е­хал? Дар­моед! Про­пади ты пропадом!

Борис. Празд­ник; что дома-то делать.

Дикой. Най­дешь дело, как захо­чешь. Раз тебе ска­зал, два тебе ска­зал: «Не смей мне навстречу попа­даться»; тебе все ней­мется! Мало тебе места-то? Куда ни поди, тут ты и есть! Тьфу ты, про­кля­тый! Что ты, как столб, сто­ишь-то? Тебе гово­рят аль нет?

Борис. Я и слу­шаю, что ж мне делать еще!

Дикой (посмот­рев на Бориса). Про­ва­лись ты! Я с тобой и гово­рить-то не хочу, с езу­и­том. (Уходя.) Вот навя­зался! (Плюет и уходит.)

Явление третье

Кули­гин, Борис, Куд­ряш и Шап­кин.

Кули­гин. Что у вас, сударь, за дела с ним? Не пой­мем мы никак. Охота вам жить у него да брань переносить.

Борис. Уж какая охота, Кули­гин! Неволя.

Кули­гин. Да какая же неволя, сударь, поз­вольте вас спро­сить? Коли можно, сударь, так ска­жите нам.

Борис. Отчего ж не ска­зать? Знали бабушку нашу, Анфису Михайловну?

Кули­гин. Ну, как не знать!

Куд­ряш. Как не знать!

Борис. Батюшку она ведь невзлю­била за то, что он женился на бла­го­род­ной. По этому-то слу­чаю батюшка с матуш­кой и жили в Москве. Матушка рас­ска­зы­вала, что она трех дней не могла ужиться с род­ней, уж очень ей дико казалось.

Кули­гин. Еще бы не дико! Уж что гово­рить! Боль­шую при­вычку нужно, сударь, иметь.

Борис. Вос­пи­ты­вали нас роди­тели в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Ком­мер­че­скую ака­де­мию, а сестру в пан­сион, да оба вдруг и умерли в холеру, мы с сест­рой сиро­тами и оста­лись. Потом мы слы­шим, что и бабушка здесь умерла и оста­вила заве­ща­ние, чтобы дядя нам выпла­тил часть, какую сле­дует, когда мы при­дем в совер­шен­но­ле­тие, только с условием.

Кули­гин. С каким же, сударь?

Борис. Если мы будем к нему почтительны.

Кули­гин. Это зна­чит, сударь, что вам наслед­ства вашего не видать никогда.

Борис. Да нет, этого мало, Кули­гин! Он прежде нало­ма­ется над нами, над­ру­га­ется вся­че­ски, как его душе угодно, а кон­чит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще ста­нет рас­ска­зы­вать, что из мило­сти дал, что и этого бы не следовало.

Куд­ряш. Уж это у нас в купе­че­стве такое заве­де­ние. Опять же, хоть бы вы и были к нему почти­тельны, нешто кто ему запре­тит ска­зать-то, что вы непочтительны?

Борис. Ну да. Уж он и теперь пого­ва­ри­вает ино­гда: «У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Через это я своих оби­деть должен!»

Кули­гин. Зна­чит, сударь, плохо ваше дело.

Борис. Кабы я один, так бы ничего! Я бы бро­сил все да уехал. А то сестру жаль. Он было и ее выпи­сы­вал, да матуш­кины род­ные не пустили, напи­сали, что больна. Какова бы ей здесь жизнь была – и пред­ста­вить страшно.

Куд­ряш. Уж само собой. Нешто они обра­ще­ние понимают!

Кули­гин. Как же вы у него живете, сударь, на каком положении?

Борис. Да ни на каком. «Живи, – гово­рит, – у меня, делай, что при­ка­жут, а жало­ва­нья, что положу». То есть через год разо­чтет, как ему будет угодно.

Куд­ряш. У него уж такое заве­де­ние. У нас никто и пик­нуть не смей о жало­ва­нье, изру­гает на чем свет стоит. «Ты, – гово­рит, – почему зна­ешь, что я на уме держу? Нешто ты мою душу можешь знать? А может, я приду в такое рас­по­ло­же­ние, что тебе пять тысяч дам». Вот ты и пого­вори с ним! Только еще он во всю свою жизнь ни разу в такое-то рас­по­ло­же­ние не приходил.

Кули­гин. Что ж делать-то, сударь! Надо ста­раться уго­ждать как-нибудь.

Борис. В том-то и дело, Кули­гин, что никак невоз­можно. На него и свои-то никак уго­дить не могут; а уж где ж мне?

Куд­ряш. Кто ж ему уго­дит, коли у него вся жизнь осно­вана на руга­тель­стве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного рас­чета без брани не обхо­дится. Дру­гой рад от сво­его отсту­питься, только бы унялся. А беда, как его поутру кто-нибудь рас­сер­дит! Целый день ко всем придирается.

Борис. Тетка каж­дое утро всех со сле­зами умо­ляет: «Батюшки, не рас­сер­дите! Голуб­чики, не рассердите!»

Куд­ряш. Да нешто убе­ре­жешься! Попал на базар, вот и конец! Всех мужи­ков пере­ру­гает. Хоть в убы­ток проси, без брани все-таки не отой­дет. А потом и пошел на весь день.

Шап­кин. Одно слово: воин!

Куд­ряш. Еще какой воин-то!

Борис. А вот беда-то, когда его оби­дит такой чело­век, кото­рого не обру­гать не смеет; тут уж домаш­ние держись!

Куд­ряш. Батюшки! Что смеху-то было! Как-то его на Волге на пере­возе гусар обру­гал. Вот чудеса-то творил!

Борис. А каково домаш­ним-то было! После этого две недели все пря­та­лись по чер­да­кам да по чуланам.

Кули­гин. Что это? Никак, народ от вечерни тронулся?

Про­хо­дят несколько лиц в глу­бине сцены.

Куд­ряш. Пой­дем, Шап­кин, в раз­гул! Что тут стоять-то?

Кла­ня­ются и уходят.

Борис. Эх, Кули­гин, больно трудно мне здесь, без при­вычки-то. Все на меня как-то дико смот­рят, точно я здесь лиш­ний, точно мешаю им. Обы­чаев я здеш­них не знаю. Я пони­маю, что все это наше рус­ское, род­ное, а все-таки не при­выкну никак.

Кули­гин. И не при­вык­нете нико­гда, сударь.

Борис. Отчего же?

Кули­гин. Жесто­кие нравы, сударь, в нашем городе, жесто­кие! В мещан­стве, сударь, вы ничего, кроме гру­бо­сти да бед­но­сти наголь­ной не уви­дите. И нико­гда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что чест­ным тру­дом нико­гда не зара­бо­тать нам больше насущ­ного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот ста­ра­ется бед­ного зака­ба­лить, чтобы на его труды даро­вые еще больше денег нажи­вать. Зна­ете, что ваш дядюшка, Савел Про­ко­фьич, город­ни­чему отве­чал? К город­ни­чему мужички при­шли жало­ваться, что он ни одного из них путем не разо­чтет. Город­ни­чий и стал ему гово­рить: «Послу­шай, – гово­рит, – Савел Про­ко­фьич, рас­счи­ты­вай ты мужи­ков хоро­шенько! Каж­дый день ко мне с жало­бой ходят!» Дядюшка ваш потре­пал город­ни­чего по плечу да и гово­рит: «Стоит ли, ваше высо­ко­бла­го­ро­дие, нам с вами о таких пустя­ках раз­го­ва­ри­вать! Много у меня в год-то народу пере­бы­вает; вы то пой­мите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на чело­века, у меня из этого тысячи состав­ля­ются, так оно; мне и хорошо!» Вот как, сударь! А между собой-то, сударь, как живут! Тор­говлю друг у друга под­ры­вают, и не столько из коры­сти, сколько из зави­сти. Враж­дуют друг на друга; залу­чают в свои высо­кие-то хоромы пья­ных при­каз­ных, таких, сударь, при­каз­ных, что и виду-то чело­ве­че­ского на нем нет, обли­чье-то чело­ве­че­ское поте­ряно. А те им за малую бла­го­стыню на гер­бо­вых листах злост­ные кля­узы стро­чат на ближ­них. И нач­нется у них, сударь, суд да дело, и несть конца муче­ниям. Судятся, судятся здесь да в губер­нию поедут, а там уж их и ждут да от радо­сти руками пле­щут. Скоро сказка ска­зы­ва­ется, да не скоро дело дела­ется; водят их, водят, воло­чат их, воло­чат, а они еще и рады этому воло­че­нью, того только им и надобно. «Я, – гово­рит, – потра­чусь, да уж и ему ста­нет в копейку». Я было хотел все это сти­хами изобразить…

Исследователи исследуют шлейфы, сопровождающие самые экстремальные бури на Земле

Потемнение неба, понижение температуры и усиление ветра — все это явные признаки, которые помогают людям распознать приближение сильной бури. Однако, используя спутниковые изображения для наблюдения за явлениями, происходящими над облаками, ученые обнаружили еще одно предупреждение о том, что развивающийся шторм может вызвать сильные торнадо, опасные ветры или массивные градины.

За 30 или более минут до того, как надвигающийся шторм обрушится на сушу, особенно сильные штормы будут демонстрировать характерный шлейф льда и водяного пара, который проталкивается через тропосферу, где обычно формируется погода, в нижние слои стратосферы. Хотя они были обнаружены и описаны совсем недавно, шлейфы появляются над большинством самых сильных бурь на Земле. Предыдущее исследование, проведенное Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства США (НАСА) этих струй, также известных как перистые перистые шлейфы над наковальней (AACP), показало, что около 88% сильных торнадо и 86% града шириной более 5 см (2 дюйма). ) в диаметре возникли в результате штормов, вызывающих AACP, и что эти штормы вызвали в среднем в 14 раз более суровые погодные явления, чем штормы без шлейфов.

В сентябре исследователи из Стэнфордского университета (Калифорния), Университета Висконсина (Мэдисон) и Центра космических полетов имени Годдарда НАСА (Гринбелт, Мэриленд) опубликовали первый подробный анализ того, как AACP формируются, ведут себя и влияют на экстремальные погодные условия. . Авторы исследования пишут, что лучшее понимание AACP может привести к более надежному прогнозированию штормов и более надежным планам реагирования на чрезвычайные ситуации.

«Вопрос в том, почему этот шлейф связан с наихудшими условиями, и как он вообще существует? Это пробел, который мы начинаем заполнять», — сказал ведущий автор Морган О’Нил из Стэнфордского университета в сообщении об исследовании, опубликованном в журнале 9.0009 Наука .

Разрушение барьеров

В большинстве обычных гроз потоки влажного воздуха поднимаются через тропосферу, но не обладают достаточной силой, чтобы пробить потолок между тропосферой и нижней стратосферой. По сути, воздушные потоки имеют тенденцию рассеиваться и сглаживаться на границе тропосферы, образуя обширные облака.

Некоторые бури, однако, гонят влажный воздух достаточно быстро, чтобы прорваться через эту границу. Эти чрезвычайно интенсивные штормы, также называемые суперячеечными грозами, могут выталкивать воздух вверх по спирали со скоростью, превышающей 240 км/ч (150 миль в час). В этих случаях воздушные потоки образуют отчетливые выступы в нижней стратосфере, называемые превышение превышает . Сухие, быстро движущиеся ветры в нижней стратосфере должны затем обтекать и огибать эти выступающие вершины, что приводит к тому, что потоки льда и водяного пара из тропосферы постоянно устремляются вверх с чрезвычайно высокой скоростью. Эти потоки, которые хорошо видны на спутниковых снимках, составляют AACP.

Характерные шлейфы льда и водяного пара, известные как перистые шлейфы над наковальней (AACP), часто наблюдаются спутниками непосредственно перед началом самых сильных и разрушительных бурь на Земле. Новое исследование представляет собой первое в истории исследование физики, лежащей в основе AACP, и того, как они связаны с экстремальными погодными условиями. Изображение предоставлено Национальным управлением США по аэронавтике и исследованию космического пространства

Поверхность Земли ощущает воздействие AACP, когда выступающая вершина начинает рассеиваться. Когда влажный воздух с вершины опускается обратно в тропосферу, он приносит с собой сухие ветры из стратосферы, которые затем устремляются вниз к поверхности со скоростью до 390 км/ч (240 миль/ч) и более. В исследовании описывается, что в дополнение к возникновению особенно бурных ветров, этот головокружительный воздушный поток может манипулировать другими атмосферными условиями, вызывая торнадо, крупные градины и другие опасности.

«Сухой воздух, спускающийся из стратосферы, и влажный воздух, поднимающийся из тропосферы, сливаются в эту очень узкую, безумно быструю струю», — описал О’Нил. «Струя становится нестабильной, и все это смешивается и взрывается в турбулентности. Такие скорости на вершине шторма никогда ранее не наблюдались и не предполагались».

Новый тип гидравлического прыжка

Используя радиолокационные данные Национальной метеорологической службы Национального управления океанических и атмосферных исследований США (NOAA) вместе со спутниковыми снимками НАСА, исследовательская группа разработала цифровое моделирование с высоким разрешением двух произошедших гроз. над Амарилло, Техас, и Норманом, Оклахома. Изучение того, как AACP в обоих штормах формировались и вели себя с течением времени в ответ на другие атмосферные переменные, такие как температура и количество водяного пара в атмосфере, позволило лучше понять на сегодняшний день физическую связь между AACP и суровой погодой. .

Ключом к этому явлению, по мнению исследователей, является гидравлический прыжок , который происходит, когда стратосферные ветры сталкиваются с выступающей вершиной. Подобно поведению быстро движущейся воды, протекающей через водосброс плотины, которая затем становится турбулентной при смешивании с более медленной водой, нетрадиционное изменение высоты, которое претерпевают стратосферные ветры в ответ на превышение вершины, заставляет эти ветры становиться турбулентными на своем пути через водосброс. тропосфера. Однако это первый случай, когда ученые наблюдали гидравлический скачок в ответ на нетвердый барьер, говорится в исследовании.

Поскольку современное состояние спутниковых изображений продолжает развиваться, исследователи пишут, что будущие исследования AACP могут помочь синоптикам распознавать начало сильных штормов, не полагаясь на доплеровские радиолокационные системы. Покрытие от этих систем редкое во многих частях мира, и даже если они есть, они часто выводятся из строя из-за ветра и града или им мешают слепые зоны. По словам О’Нила, работа команды по моделированию — это просто первый шаг к лучшему пониманию AACP.

«Теперь у нас есть технология, чтобы проверить наши результаты моделирования, чтобы убедиться, что они реалистичны. Это действительно приятное место в науке».

Прочтите исследование «Динамика гидравлического прыжка над сверхъячейковыми грозами» в журнале Science .

Верхнее изображение предоставлено Comfreak/Pixabay

Реки в небе: 6 фактов, которые вы должны знать об атмосферных реках

Реки в небе: 6 фактов, которые вы должны знать об атмосферных реках

Щелкните вправо, чтобы просмотреть краткие факты, затем прокрутите вниз, чтобы просмотреть все подробности.

1. Атмосферные реки переносят водяной пар из тропиков к полюсам.

Когда они достигают побережья и текут вглубь суши через горы, атмосферная река выталкивается вверх, в результате чего большая часть этого водяного пара конденсируется и падает на землю в виде дождя или снега, создавая атмосферный речной шторм.

2. Атмосферные реки – крупнейшие «реки» пресной воды на Земле.

Исследования атмосферных рек над Тихим океаном показали, что они переносят водяной пар со скоростью, в 7–15 раз превышающей среднесуточный сток реки Миссисипи.

3. Для атмосферных рек существует рейтинговая система, как и для ураганов.

В то время как другие рейтинговые системы сосредоточены исключительно на опасностях события, система атмосферных рек включает в себя идею о том, что эти события могут быть полезными, опасными или и тем, и другим.

4. Хотя атмосферная река может помочь потушить осенние пожары, они могут увеличить опасность прошлых и будущих лесных пожаров.

Атмосферные реки и связанные с ними осадки могут привести к возникновению особо опасных условий вблизи шрамов от ожогов. Они также могут увеличить площадь, охваченную пожарами в течение года, следующего за атмосферным речным происшествием.

5. Речной мега-шторм в атмосфере может стать еще одним «Большим штормом» в Калифорнии.

900:02 По мнению ученых USGS по природным опасностям, атмосферный мега-шторм, вызванный рекой, который может нанести катастрофический ущерб, вполне возможен, если не неизбежен, для Калифорнии.

6. Ожидается, что интенсивность атмосферных рек в Калифорнии увеличится из-за изменения климата.

Сильные атмосферные речные штормы могут причинить большой ущерб, и, вероятно, в будущем таких штормов будет больше. Но с помощью науки Геологической службы США у нас есть информация и инструменты, чтобы подготовиться даже к «большому».

Коммуникации и издательство 14 декабря 2021 г.

Атмосферные реки часто фигурировали в новостях за последние пару месяцев: от атмосферной реки в конце октября, которая принесла рекордные осадки в Северной Калифорнии, до шторма в середине ноября, который привел к катастрофическому наводнению в Вашингтоне. . Новый атмосферный речной шторм обрушился на западную часть США, и, скорее всего, их будет больше. Но что такое атмосферная река?

Атмосферные реки — не новое явление на Западном побережье, но в последние годы этот тип шторма привлек повышенное внимание, поскольку ученые узнали больше о том, как они работают.

Вот 6 вещей, которые нужно знать об атмосферных реках, поскольку сезон дождей на Западе продолжается:

1. Атмосферные реки переносят водяной пар из тропиков к полюсам.

Источники/использование: общественное достояние. Посетите СМИ, чтобы узнать подробности.

Анимация, показывающая шлейфы дополненной реальности над Тихим океаном в январе 2012 г.

Вблизи экватора начинается формирование атмосферной реки. Солнце нагревает землю больше всего непосредственно на экваторе, и эти высокие температуры заставляют воду испаряться и подниматься в атмосферу.

Часть этого водяного пара уносится от экватора атмосферной циркуляцией, образуя узкую полосу, которая переносит водяной пар в другие регионы, как конвейерная лента. Атмосферные реки текут в самой нижней части атмосферы, всего на высоте от полумили до мили над землей. Когда они достигают побережья и текут вглубь суши через горы, атмосферная река выталкивается вверх, в результате чего большая часть этого водяного пара конденсируется и падает на землю в виде дождя или снега, создавая атмосферный речной шторм.

2. Атмосферные реки являются крупнейшими «реками» пресной воды на Земле.

Хотя атмосферные реки сильно отличаются от рек с жидкой водой на земле, они переносят достаточно воды, чтобы заслужить свое прозвище рек. Исследования атмосферных рек над Тихим океаном показали, что они переносят водяной пар со скоростью, в 7–15 раз превышающей среднесуточный расход реки Миссисипи. Они могут быть от сотен до тысяч миль в длину, и хотя они узкие в контексте погодных систем, «узкий» может означать до 300 миль в поперечнике! 

Атмосферные реки всегда текут куда-то на Земле, даже если они не остаются постоянно на одном месте, как реки на земле. В любой момент времени 90% водяного пара, движущегося к полюсам, сосредоточено примерно в 4-5 атмосферных реках по всему миру. Вместе эти узкие полосы протекающего водяного пара покрывают менее 10 % окружности планеты.

Атмосферные речные штормы могут затронуть людей по всей стране и по всему миру. По оценкам ученых, атмосферные реки обеспечивают более половины среднегодового стока на восточном и западном побережьях Северной Америки, Франции, северной Испании и Португалии, Великобритании, юго-востоке Южной Америки, юге Чили, Юго-Восточной Азии и Новой Зеландии.

Источники/использование: общественное достояние. Посетите СМИ, чтобы узнать подробности.

На этом глобальном обзоре за февраль 2017 года атмосферные реки встречаются по всему миру.

Как и шкалы для ураганов и других опасностей, рейтинговая шкала для атмосферных рек основана как на их физических характеристиках (скорость ветра для ураганов, количество водяного пара для атмосферных рек), так и на уровне вызываемых ими разрушений.

В то время как другие рейтинговые системы сосредоточены исключительно на опасностях события, система атмосферных рек включает в себя идею о том, что эти события могут быть полезными, опасными или и тем, и другим. В нижней части шкалы события AR категории 1 оцениваются как в первую очередь полезные, а в верхней части — события AR категории 5, в первую очередь опасные.

Источники/использование: общественное достояние. Посетите СМИ, чтобы узнать подробности.

Шкала, которая классифицирует атмосферные речные явления на основе максимального мгновенного интегрированного переноса водяного пара (IVT), связанного с периодом атмосферных речных условий (т. е. IVT ≥ 250 кг м–1 с–1), и продолжительностью этих условий в точке .

Атмосферные речные штормы могут быть полезны в таких местах, как пораженная засухой Калифорния — до 50% годовых осадков в Калифорнии могут поступать из атмосферных рек, а атмосферные реки могут принести достаточно воды, чтобы положить конец засухе. Исследование Геологической службы США показало, что 33–74 % засух на Западном побережье в период с 1950 по 2010 годы прерывались приходом атмосферных речных штормов (октябрьская атмосферная река ослабила, но не положила конец нынешней засухе в Калифорнии). С другой стороны, атмосферные реки высокой интенсивности могут быть столь же разрушительными, как ураганы, и приводить к широкомасштабным наводнениям, оползням и селям.

Атмосферные реки, которые 24 октября обрушились на Северную Калифорнию, а 15 ноября на северо-запад, получили рейтинг 5, категория 5 AR (исключительно): в первую очередь опасные.

 

4. Хотя атмосферная река может помочь потушить осенние пожары, они могут увеличить опасность прошлых и будущих лесных пожаров.

Когда на склоне холма бушует сильный лесной пожар, растительности остается мало, и склон становится уязвимым для внезапных паводков и селей. Пожары также могут сделать верхний слой почвы неабсорбирующим на короткое время после пожара, так что вода стекает прямо вниз.

В результате дожди, приносимые атмосферными реками, в сочетании с более локальными погодными условиями могут привести к особо опасным условиям вблизи ожогов.

Источники/использование: общественное достояние.

Перед пожаром леса действуют как губка и фильтр для воды, а это означает, что дождевая вода может пополнить запасы питьевой воды и требует лишь минимальной обработки перед использованием. После пожара леса реагируют на ливень, как если бы земля была покрыта слоем полиэтиленовой пленки. Вода не может проникнуть в почву, и огромное количество поверхностных стоков от ливней уносит пепел, отложения и другие загрязняющие вещества вниз по течению в ручьи и водохранилища. 900:02 Ученые Геологической службы США регулярно проводят оценки опасности селевого потока после пожара для отдельных пожаров в западной части США вскоре после возгорания. Карты опасностей, составленные в ходе этих оценок, помогают должностным лицам выявлять потенциально опасные условия, чтобы они могли принимать меры для защиты жизни и имущества до и во время экстремальных погодных явлений. Например, на картах опасности пожара Bond Fire 2020 года Геологической службы США учитывались меры реагирования во время последующих атмосферных речных штормов в начале 2021 года.

Атмосферные реки также могут влиять на воздействие будущих пожаров. В 2017 году ученые Геологической службы США, изучающие эту тему, обнаружили, что атмосферные реки могут фактически увеличить площадь, охваченную пожарами в течение года после пожара, особенно в самых засушливых частях внутреннего юго-запада. Хотя влажные зимы могут привести к повышению влажности почвы в краткосрочной перспективе и увеличению снежного покрова в горах, влажные зимы также означают активный рост растительности на более низких высотах. Большая часть этого роста — это инвазивные травы, которые быстро высыхают в летнее время и становятся легковоспламеняющимся топливом для быстро распространяющихся лесных пожаров.

Источники/использование: общественное достояние.

Наводнение после лесного пожара и селевой поток в небольшом каньоне над бассейном для мусора Лас-Ломас в Дуарте, зима после рыбного пожара в июне 2016 года в округе Лос-Анджелес, Калифорния.
5. Атмосферный речной мега-шторм может стать еще одним «Большим штормом» в Калифорнии.
Визуализация сценария ARkStorm.

Если вы живете на западном побережье, вы, вероятно, слышали о «большом» или даже «действительно большом» фразах, которые относятся к потенциальным сильным землетрясениям вдоль разломов Калифорнии и северо-запада Тихого океана. Но есть еще один «большой», о котором вы, возможно, не слышали: по словам ученых Геологической службы США по природным опасностям, атмосферный мега-шторм, вызванный рекой, который может нанести катастрофический ущерб, правдоподобен, если не неизбежен, для Калифорнии. Такой шторм может вызвать обширные наводнения по всему штату, вызвать опасения по поводу здоровья окружающей среды, вызвать тысячи оползней, нарушить работу критически важной инфраструктуры на несколько дней или недель и причинить ущерб в размере 350 миллиардов долларов и 290 миллиардов долларов убытков от прерывания бизнеса.

Ученые Геологической службы США разработали ARkStorm, гипотетический, научно реалистичный сценарий будущего зимнего шторма, чтобы выяснить все детали того, как будет выглядеть такое событие. ARkStorm (для Atmospheric River 1000) был разработан таким образом, чтобы по интенсивности он был аналогичен калифорнийским зимним штормам 1861 и 1862 годов, самым сильным и продолжительным калифорнийским штормам в истории и причиной Великого потопа 1862 года. осадки на уровнях, выпадающих в среднем только раз в 500–1000 лет.

Художественный рисунок затопленных улиц в Сакраменто, Калифорния (вид на улицу К с дамбы) во время наводнения 1862 года.
6. Ожидается, что интенсивность атмосферных рек в Калифорнии увеличится из-за изменения климата.

Антропогенное изменение климата увеличивает интенсивность многих экстремальных погодных явлений, и атмосферные реки не являются исключением, по крайней мере, в Калифорнии. Исследования, проведенные учеными и партнерами Геологической службы США, показали, что за последние 70 лет наблюдается тенденция увеличения переноса водяного пара на западное побережье, связанная с потеплением поверхности океана. Прогнозируется, что атмосферные реки не станут более частыми, но осадки в Калифорнии станут более изменчивыми, при этом больше воды будет сконцентрировано в меньшем количестве более интенсивных атмосферных речных явлений.

Сильные атмосферные речные штормы могут причинить большой ущерб, и, вероятно, в будущем таких штормов будет больше. Но с помощью науки Геологической службы США у нас есть информация и инструменты, чтобы подготовиться даже к «большому». В отличие от землетрясений или пожаров, ученые могут предсказывать время и силу атмосферных рек на несколько дней вперед, что позволяет людям запасаться продовольствием и водой на случай чрезвычайных ситуаций, готовиться к укрытию и избегать районов повышенного риска.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *