Гроза 2 действие 6 явление: Анализ сцены грозы из пьесы Островского «Гроза» (Действие 4,явление 1,4,6)

Явление четвертое

Александр Островский: «Гроза»

16

Кабанов. Да что ж это, маменька, ей-богу!

Кабанова (строго). Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит. (С улыбкой.) Оно все лучше, как приказано-то.

Кабанов (сконфузившись). Не заглядывайся на парней!

Катерина строго взглядывает на него.

Кабанова. Ну, теперь поговорите промежду себя, коли что нужно. Пойдем, Варвара!

Уходят.

Кабанов и Катерина (стоит, как будто в оцепенении).

Кабанов. Катя!

Молчание.

Катя, ты на меня не сердишься?

Катерина (после непродолжительного молчания, качает головой). Нет!

Кабанов. Да что ты такая? Ну, прости меня!

Катерина (все в том же состоянии, покачав головой). Бог с тобой! (Закрыв лицо ру-

кою.) Обидела она меня!

Кабанов. Все к сердцу-то принимать, так в чахотку скоро попадешь. Что ее слу- шать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай, Ну, прощай, Катя!

Катерина (кидаясь на шею мужу). Тиша, не уезжай! Ради бога, не уезжай! Голубчик, прошу я тебя!

Кабанов. Нельзя, Катя. Коли маменька посылает, как же я не поеду! Катерина. Ну, бери меня с собой, бери!

Кабанов (освобождаясь из ее объятий). Да нельзя.

Катерина. Отчего же, Тиша, нельзя?

Кабанов. Куда как весело с тобой ехать! Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то; а ты еще навязываешься со мной.

Катерина. Да неужели же ты разлюбил меня?

Кабанов. Да не разлюбил, а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Ты подумай то: какой ни на есть, я все-таки мужчина; всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?

Катерина. Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?

Кабанов. Слова как слова! Какие же мне еще слова говорить! Кто тебя знает, чего ты боишься? Ведь ты не одна, ты с маменькой остаешься.

Катерина. Не говори ты мне об ней, не тирань ты моего сердца! Ах, беда моя, беда! (Плачет.) Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!

Кабанов. Да полно ты!

Катерина (подходит к мужу и прижимается к нему). Тиша, голубчик, кабы ты остался либо взял ты меня с собой, как бы я тебя любила, как бы я тебя голубила, моего ми-

лого! (Ласкает его.)

Кабанов. Не разберу я тебя, Катя! То от тебя слова не добьешься, не то что ласки, а то так сама лезешь.

Катерина. Тиша, на кого ты меня оставляешь! Быть беде без тебя! Быть беде! Кабанов. Ну, да ведь нельзя, так уж нечего делать.

Катерина. Ну, так вот что! Возьми ты с меня какую-нибудь клятву страшную…

Александр Островский: «Гроза»

17

Кабанов. Какую клятву?

Катерина. Вот какую: чтобы не смела я без тебя ни под каким видом ни говорить ни с кем чужим, ни видеться, чтобы и думать я не смела ни о ком, кроме тебя.

Кабанов. Да на что ж это?

Катерина. Успокой ты мою душу, сделай такую милость для меня! Кабанов. Как можно за себя ручаться, мало ль что может в голову прийти.

Катерина (Падая на колени). Чтоб не видать мне ни отца, ни матери! Умереть мне без покаяния, если я…

Кабанов (поднимая ее). Что ты! Что ты! Какой грех-то! Я и слушать не хочу!

Голос Кабановой: «Пора, Тихон!»

Входят Кабанова, Варвара и Глаша.

Явление пятое

Те же, Кабанова, Варвара и Глаша.

Кабанова. Ну, Тихон, пора. Поезжай с богом! (Садится.) Садитесь все!

Все садятся. Молчание.

Ну, прощай! (Встает, и все встают.)

Кабанов (подходя к матери). Прощайте, маменька! Кабанова (жестом показывая в землю). В ноги, в ноги!

Кабанов кланяется в ноги, потом целуется с матерью.

Прощайся с женой! Кабанов. Прощай, Катя!

Катерина кидается ему на шею.

Кабанова. Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж – глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!

Катерина кланяется в ноги.

Кабанов. Прощай, сестрица! (Целуется с Варварой.) Прощай, Глаша! (Целуется с Глашей.) Прощайте, маменька! (Кланяется.)

Кабанова. Прощай! Дальние проводы – лишние слезы.

Кабанов уходит, за ним Катерина, Варвара и Глаша.

Явление шестое

Кабанова (одна). Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта: ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят; а выйдут на волю-то, так и путаются на покор да смех добрым людям. Конечно, кто и пожалеет, а больше все смеются. Да не смеяться-то нельзя: гостей позовут, посадить не умеют, да еще, гляди, позабудут кого из родных. Смех, да и только! Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет

Александр Островский: «Гроза»

18

стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего.

Входят Катерина и Варвара.

Явление седьмое

Кабанова, Катерина и Варвара.

Кабанова. Ты вот похвалялась, что мужа очень любишь; вижу я теперь твою лю- бовь-то. Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего.

Катерина. Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!

Кабанова. Хитрость-то невеликая. Кабы любила, так бы выучилась. Коли порядком не умеешь, ты хоть бы пример-то этот сделала; все-таки пристойнее; а то, видно, на словах только. Ну, я богу молиться пойду, не мешайте мне.

Варвара. Я со двора пойду.

Кабанова (ласково). А мне что! Поди! Гуляй, пока твоя пора придет. Еще насидишься!

Уходят Кабанова и Варвара.

Явление восьмое

Катерина (одна, задумчиво). Ну, теперь тишина у вас в доме воцарится. Ах, какая скука! Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать – ангелы ведь это. (Молчание.) Кабы я маленькая умерла, лучше бы было. Глядела бы я с неба на землю да радовалась всему. А то полетела бы невидимо, куда захотела. Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка. (Задумывается.) А вот что сделаю: я начну работу какую-нибудь по обещанию; пойду в гостиный двор, куплю холста, да и буду шить белье, а потом раздам бедным. Они за меня богу помолят. Вот и засядем шить с Варварой и не увидим, как время пройдет; а тут Тиша приедет.

Входит Варвара.

Явление девятое

Катерина и Варвара.

Варвара (покрывает голову платком перед зеркалом). Я теперь гулять пойду; а ужо нам Глаша постелет постели в саду, маменька позволила. В саду, за малиной, есть калитка, ее маменька запирает на замок, а ключ прячет. Я его унесла, а ей подложила другой, чтоб не заметила. На вот, может быть, понадобится. (Подает ключ.) Если увижу, так скажу, чтоб приходил к калитке.

Катерина (с испугом отталкивая ключ). На что! На что! Не надо, не надо!

Варвара. Тебе не надо, мне понадобится; возьми, не укусит он тебя.

Катерина. Да что ты затеяла-то, греховодница! Можно ли это! Подумала ль ты! Что ты! Что ты!

Варвара. Ну, я много разговаривать не люблю, да и некогда мне. Мне гулять пора.

(Уходит.)

Явление десятое

Катерина (одна, держа ключ в руках). Что она это делает-то? Что она только придумывает? Ах, сумасшедшая, право сумасшедшая! Вот погибель-то! Вот она! Бросить его,

Александр Островский — Гроза — Страница 8 из 15

Содержание

  1. Действие третье
  2. Сцена 1‑я
  3. Явление первое
  4. Явление второе
  5. Скачать материал в полном объеме:

Сцена 1‑я

Улица. Ворота дома Кабановых, перед воротами скамейка.

Явление первое

Кабанова и Феклуша сидят на скамейке.

Феклуша. Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние. Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом, матушка: шум, беготня, езда беспрестанная! Народ‑то так и снует, один туда, другой сюда.

Кабанова. Некуда нам торопиться‑то, милая, мы и живем не спеша.

Феклуша. Нет, матушка, оттого у вас тишина в городе, что многие люди, вот хоть бы вас взять, добродетелями, как цветами, украшаются; оттого все и делается прохладно и благочинно. Ведь эта беготня‑то, матушка, что значит? Ведь это суета! Вот хоть бы в Москве; бегает народ взад да вперед неизвестно зачем. Вот она суета‑то и есть. Суетный народ, матушка Марфа Игнатьевна, вот он и бегает. Ему представляется‑то, что он за делом бежит; торопится, бедный: людей не узнает, ему мерещится, что его манит некто; а придет на место‑то, ан пусто, нет ничего, мечта одна. И пойдет в тоске. А другому мерещится, что будто он догоняет кого‑то знакомого. Со стороны‑то свежий человек сейчас видит, что никого нет; а тому‑то все кажется от суеты, что он догоняет. Суета‑то ведь она вроде туману бывает. Вот у вас в этакой прекрасный вечер редко кто и за вороты‑то выдет посидеть; а в Москве‑то теперь гульбища да игрища, а по улицам‑то инда грохот идет; стон стоит. Да чего, матушка Марфа Игнатьевна, огненного змия стали запрягать: все, видишь, для‑ради скорости.

Кабанова. Слышала я, милая.

Феклуша. А я, мaтушка, так своими глазами видела. Конечно, другие от суеты не видят ничего, так он им машиной показывается, они машиной и называют, а я видела, как он лапами‑то вот так (растопыривает пальцы) делает. Hу, и стон, которые люди хорошей жизни, так слышат.

Кабанова. Назвать‑то всячески можно, пожалуй, хоть машиной назови; народ‑то глуп, будет всему верить. А меня хоть ты золотом осыпь, так я не поеду.

Феклуша. Что за крайности, матушка! Сохрани Господи от такой напасти! А вот еще, матушка Марфа Игнатьевна, было мне в Москве видение некоторое. Иду я рано поутру, еще чуть брезжится, и вижу на высоком‑превысоком доме, на крыше, стоит кто‑то, лицом черен. Уж сами понимаете кто. И делает он руками, как будто сыплет что, а ничего не сыпется. Тут я догадалась, что это он плевелы сыплет, а народ днем в суете‑то в своей невидимо и подберет. Оттого‑то они так и бегают, оттого и женщины‑то у них все такие худые, тела‑то никак не нагуляют, да как будто они что потеряли, либо чего ищут: в лице печаль, даже жалко.

Кабанова. Все может быть, моя милая! В наши времена чему дивиться!

Феклуша. Тяжелые времена, матушка Марфа Игнатьевна, тяжелые. Уж и время‑то стало в умаление приходить.

Кабанова. Как так, милая, в умаление?

Феклуша. Конечно, не мы, где нам заметить в суете‑то! А вот умные люди замечают, что у нас и время‑то короче становится. Бывало, лето и зима‑то тянутся‑тянутся, не дождешься, когда кончатся; а нынче и не увидишь, как пролетят. Дни‑то, и часы все те же как будто остались; а время‑то, за наши грехи, все короче и короче делается. Вот что умные‑то люди говорят.

Кабанова. И хуже этого, милая, будет.

Феклуша. Нам‑то бы только не дожить до этого.

Кабанова. Может, и доживем.

Входит Дико́й.

Явление второе

Те же и Дико́й.

Кабанова. Что это ты, кум, бродишь так поздно?

Дико́й. А кто ж мне запретит?

Кабанова. Кто запретит! кому нужно!

Дико́й. Ну и, значит, нечего разговаривать. Что я, под началом, что ль, у кого? Ты еще что тут! Какого еще тут черта водяного!..

Кабанова. Ну, ты не очень горло‑то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога! Ступай своей дорогой, куда шел. Пойдем, Феклуша, домой. (Встает.)

Дико́й. Постой, кума, постой! Не сердись. Еще успеешь дома‑то быть: дом‑от твой не за горами. Вот он!

Кабанова. Коли ты за делом, так не ори, а говори толком.

Дико́й. Никакого дела нет, а я хмелён, вот что!

Кабанова. Что ж ты мне теперь хвалить тебя прикажешь за это?

Дико́й. Ни хвалить, ни бранить. А значит, я хмелён; ну, и кончено дело. Пока не просплюсь, уж этого дела поправить нельзя.

Кабанова. Так ступай, спи!

Дико́й. Куда же это я пойду?

Кабанова. Домой. А то куда же!

Дико́й. А коли я не хочу домой‑то?

Кабанова. Отчего же это, позволь тебя спросить?

Дико́й. А потому что у меня там война идет.

Кабанова. Да кому ж там воевать‑то? Ведь ты один только там воин‑то и есть.

Дико́й. Ну так что ж, что я воин? Ну, что ж из этого?

Кабанова. Что? Ничего. А и честь‑то не велика, потому что воюешь‑то ты всю жизнь с бабами. Вот что.

Дико́й. Ну, значит, они и должны мне покоряться. А то я, что ли, покоряться стану!

Кабанова. Уж немало я дивлюсь на тебя: столько у тебя народу в доме, а на тебя на одного угодить не могут.

Дико́й. Вот поди ж ты!

Кабанова. Ну, что ж тебе нужно от меня?

Дико́й. А вот что: разговори меня, чтобы у меня сердце прошло. Ты только одна во всем городе умеешь меня разговаривать.

Кабанова. Поди, Феклуша, вели приготовить закусить что‑нибудь.

Феклуша уходит.

Пойдем в покои!

Дико́й. Нет, я в покои не пойду, в покоях я хуже.

Кабанова. Чем же тебя рассердили‑то?

Дико́й. Еще с утра с самого.

Кабанова. Должно быть, денег просили.

Дико́й. Точно сговорились, проклятые; то тот, то другой целый день пристают.

Кабанова. Должно быть, надо, коли пристают.

Дико́й. Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить – обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека.

Кабанова. Нет над тобой старших, вот ты и куражишься.

Дико́й. Нет, ты, кума, молчи! Ты слушай! Вот какие со мной истории бывали. О посту как‑то, о Великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришел, дрова возил. И принесло ж его на грех‑то в такое время! Согрешил‑таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце‑то у меня! После прощенья просил, в ноги кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Основы грозы – атмосферные процессы и явления

Перейти к содержимому

Элисон Ньюджент и Синтаро Рассел

Цели обучения

К концу этой главы вы должны уметь:

  1. Рисовать схему и обозначать части грозы
  2. Признать, что грозы иногда являются частью среднеширотного циклона
  3. Опишите важность отделения восходящего потока от нисходящего потока и части осадков во время грозы
  4. Определите несколько типов гроз (воздушная масса, MCC, линия шквала, суперячейка и т. д.)
  5. Обсудите несколько благоприятных условий для формирования грозы
  6. Опишите важность сдвига ветра для гроз
  7. Определите LFC и EL на косой T, а также CAPE и CIN и соедините их с характеристиками грозы
  8. Вычислить скорость восходящего потока из CAPE
Молния ударяет в воду во время грозы на севере Сицилии (CC BY-SA 2.0).

Грозы — это глубокие конвективные облака, которые имеют большую вертикальную протяженность на всем пути от пограничного слоя до тропопаузы. Грозы часто приносят различные суровые погодные условия, такие как сильный дождь, град, молнии, разрушительные ветры и, иногда, торнадо. Иногда считается, что грозы являются синонимом кучево-дождевых облаков, хотя не все кучево-дождевые облака являются грозами.

Первичная энергия, вызывающая грозы, — это преобразование влажного воздуха в облака и осадки, что приводит к высвобождению значительного количества скрытого тепла в процессе конденсации. Над сушей грозы чаще всего случаются ближе к вечеру и ранним вечером. Штормы, скорее всего, произойдут вскоре после самых высоких температур поверхности, что помогает придать теплым воздушным потокам начальную плавучесть, необходимую им для начала подъема. Грозы могут длиться от менее часа до более 12 часов. Из-за их быстрого роста, относительно небольшого (мезомасштабного) размера и чувствительности к условиям окружающей среды трудно предсказать точное время и место шторма. Как правило, в прогнозе говорится, что над районом возможны грозы, а это означает, что, хотя условия благоприятны для шторма, синоптики не знают точно, где и когда он произойдет.

Жизненный цикл грозы

Три основных стадии грозы следующие:

  1. Стадия проявки
  2. Зрелая стадия
  3. Рассеивающая ступень

На стадии развития преобладает восходящий воздух, называемый « восходящими потоками », и формируются высокие кучевые облака. Этот тип облаков также известен как кучевые облака. Далее идет зрелая стадия , где возвышающиеся кучевые облака становятся кучево-дождевым облаком с восходящими потоками и «9». 0045 нисходящие потоки ” или опускающийся воздух. Нисходящие потоки образуются в результате падения капель воды на землю в виде осадков (например, снега, дождя, града). Падающие капли во время падения тянут воздух вниз, создавая нисходящий поток воздуха в кучево-дождевых облаках. Наконец, на стадии рассеивания 90 045  90 046 нисходящие потоки преобладают и отсекают восходящие потоки, необходимые для формирования и поддержания кучево-дождевого облака. В результате облако рассеивается.

Если в кучево-дождевом облаке есть гром и молния, оно называется гроза . Молния возникает из-за разделения зарядов в облаках. Чтобы произошло это разделение зарядов, внутри облака должны быть кристаллы льда, поэтому грозы всегда представляют собой облака со смешанной или ледяной фазой.

Формирование и рассеивание грозы (общественное достояние).

Воздушная гроза

Описанная выше гроза называется воздушной грозой. В общем, ингредиенты, необходимые для возникновения грозы, это теплый влажный воздух , некоторый тип

нестабильности и триггер , который может инициировать штормовую систему. Грозы воздушной массы обычно возникают в средах с аналогичными свойствами и небольшим сдвигом ветра. Грозы с воздушной массой являются наиболее безобидными типами гроз и обычно недолговечны, длятся менее нескольких часов.

Причина, по которой грозы воздушных масс столь недолговечны и безобидны, заключается в том, что шторм лишает себя возможности поддерживать себя. Это связано с двумя основными причинами:

  1. Ниже нижней границы облаков падающий дождь испаряется, охлаждая воздух в пограничном слое. Буря лишает себя тепла и влаги в пограничном слое воздуха. Без теплого плавучего воздуха, который способствует дальнейшей конвекции, шторм теряет свою силу и рассеивается.
  2. Дождь попадает в восходящий поток шторма, уменьшая его силу и снова вызывая рассеяние.

Другая диаграмма грозы с воздушной массой или грозы с одиночной ячейкой показана ниже. Начальное небольшое кучевое облако вырастает до плотного кучевого облака, которое имеет в основном восходящие потоки. Затем оно перерастает в зрелое кучево-дождевое облако с хорошо выраженными восходящими и нисходящими потоками. Заключительный этап — это этап рассеивания, который имеет в основном нисходящие потоки.

Еще одна диаграмма, показывающая типичный цикл грозы (CC BY-SA 4.0).

Триггером грозы может быть теплая влажная воздушная масса, нагретая снизу дневным солнечным нагревом или вынужденный подъем рельефом местности (орографические грозы). Столкновение воздушных масс может быть еще одним триггером, который вы можете обнаружить вдоль теплого фронта, холодного фронта или сухой линии.

Особенности грозы

Основные признаки зрелой грозы включают восходящие и нисходящие потоки, выступающие вершины и наковальню.

превышение верхней границы происходит на пике грозы. Вершины выброса имеют куполообразную форму в результате сильных восходящих потоков во время интенсивных гроз, достигающих тропопаузы и выталкивающихся вверх в стабильную область. Однако, в конечном счете, из-за того, что тропопауза настолько стабильна, воздух отталкивается вниз и распространяется в стороны. Это боковое распространение образует облако наковальни в верхней части грозы вдоль границы тропопаузы.

Сильная гроза

В то время как основные грозы с воздушной массой обычно состоят из одной «ячейки», сильные штормы часто содержат несколько ячеек, состоящих из более чем одного восходящего термика, связанного с одной и той же грозовой системой. В многоячеечном шторме каждая ячейка обычно находится на разных стадиях жизненного цикла, и они продолжаются одна за другой.

Чтобы гроза стала сильной, необходим один важный дополнительный ингредиент. Помимо теплого влажного воздуха, какой-то нестабильности и триггера, для сильных гроз нужно сдвиг ветра . Сдвиг ветра определяется как изменение скорости или направления ветра с высотой. Причина, по которой сдвиг ветра важен для сильных штормов, проста; сдвиг ветра помогает наклонить шторм так, что восходящий и нисходящий потоки смещаются друг относительно друга. Без конкуренции между воздухом, движущимся вверх, и воздухом, движущимся вниз, сильные грозы могут усиливаться и длиться намного дольше, чем грозы с воздушными массами. Сильные грозы бывают разных форм. Некоторые из них будут рассмотрены ниже.

Типы сильных гроз

К трем основным типам гроз относятся линии шквалов, мезомасштабные конвективные комплексы (МКК) и суперячейки.

Шквальная линия

Линия шквала — это линейно распространяющаяся сильная гроза. Линии шквалов состоят из длинной узкой линии слившихся гроз, часто вызванных холодным фронтом, сухой линией или фронтом порывов. Линии шквалов могут иметь длину в несколько сотен километров, но их ширина обычно намного меньше, от 15 до 100 км. Они могут поддерживать себя от нескольких часов до нескольких дней.

Линия шквала продолжает распространяться с помощью фронта порывов. Когда дождь попадает в более сухую среду ниже основания облака, он испаряется, охлаждая воздух. Этот холодный воздух продолжает двигаться вниз, иногда с большой силой и усилением от непрерывного нисходящего потока. Когда холодный нисходящий поток достигает поверхности Земли, он распространяется в стороны, буквально так же, как поток плотности. Поскольку он относительно прохладный, он действует как мини-холодный фронт, толкая более теплый воздух по мере своего движения. Этот восходящий толчок может инициировать конвекцию и продолжать подпитывать более крупную штормовую систему.

Мезомасштабный конвективный комплекс

Мезомасштабный конвективный комплекс (МКК) представляет собой тип сильного шторма, который имеет облачный щит (наковальню) диаметром не менее 350 км, эллиптическую или круглую форму и длится от 6 до 12 часов. MCC — это сильные штормы, которые происходят несколько раз в год, особенно в центральной части Соединенных Штатов. Это действительно впечатляющие массы конвекции.

Суперселл

Суперячейка — это особый тип сильного шторма, который имеет вращение. Суперячейки образуются, когда в окружающей среде есть направленный сдвиг ветра , заставляющий восходящие потоки в облаке приобретать завихренность по мере их подъема. В то время как все сильные штормы имеют структуру, которая отделяет восходящий поток от нисходящего потока, штормы суперячейки имеют очень четко определенную структуру, которая позволяет им иногда образовывать торнадо. Как показано на изображении ниже, суперячейки имеют дополнительные функции, такие как стеновое облако и боковая линия . Пристенное облако существует под основанием облака и вблизи границы между нисходящим потоком холодного воздуха и нижним притоком теплого влажного воздуха. Фланговая линия представляет собой область возвышающихся кучевых облаков, которая указывает на обширные восходящие потоки перед сильными грозами.

Схема сверхъячейковой грозы в форме наковальни (CC BY-SA 3.0).

Вот схематическое изображение реальной грозовой суперячейки, вызвавшей торнадо. Помните, что суперячейки — это вращающиеся штормовые системы, которые могут вызывать торнадо, но не всегда. На самом деле очень немногие суперячейки производят торнадо, но те, которые действительно привлекают наибольшее внимание!

Изображение кучево-дождевого облака суперячейки (общественное достояние).

Вот последнее изображение, показывающее структуру суперячейки, вид сверху. На изображении показано расположение фронта порывов ветра, расположение различных типов осадков и расположение нисходящих потоков в штормовой системе.

Схема грозы суперячейки сверху (общественное достояние).

Грозовая формация

Давайте посмотрим. Ингредиенты, необходимые для образования грозы, включают высокую влажность, условную нестабильность и триггер, который инициирует подъем воздуха. Симметричная кратковременная гроза называется воздушной грозой. Когда мы добавляем сдвиг ветра к грозе воздушной массы, может получиться сильная гроза. Мы обсудили три типа сильных гроз, включая линии шквалов, MCC и суперячейки. Суперячейки — это тип сильного шторма с вращением в результате направленного сдвига ветра в окружающей среде.

Для возникновения гроз требуется высокая влажность в пограничном слое атмосферы. При конденсации водяного пара выделяется скрытая теплота. Скрытое тепло является основным источником энергии для гроз. Чем выше влажность, тем больше выделяется скрытого тепла и тем сильнее становится гроза.

Нестабильность необходима для возникновения конвекции. В лучшем случае это условная неустойчивость, которая часто возникает, когда холодный воздух лежит над теплым влажным воздухом, ограниченным температурной инверсией. Холодный воздух в верхней тропосфере придает большую плавучесть восходящему потоку более теплого воздуха снизу и, следовательно, увеличивает вероятность возникновения сильных гроз.

Сдвиг ветра – это изменение скорости и/или направления ветра с высотой. В среде с ветром, но без сдвига ветра, грозы будут длиться от 15 минут до 1 часа, поскольку гроза и воздух в пограничном слое останутся вместе. В этом сценарии воздушная гроза рассеивается после того, как лишает себя тепла и влаги в пограничном слое воздуха. Сильный сдвиг ветра отбрасывает грозы от обедненного воздуха пограничного слоя в районы с теплым и влажным воздухом пограничного слоя. Таким образом, сильный сдвиг ветра помогает грозам сохраняться дольше и становиться сильнее.

Триггер относится к любому процессу, который заставляет воздушную посылку подниматься через шапку стабильного воздуха и приводит к развитию грозы. Триггеры могут быть вызваны фронтальным подъемом, орографическими эффектами или нагревом поверхности.

Поскольку вероятность развития гроз зависит от стабильности и слоистости атмосферы, метеорологи используют атмосферные зондирования (например, Skew-T log-P) для помощи в прогнозировании гроз. Зонды получают данные от запусков аэростатов необработанных зондов, наблюдений с самолетов, сбрасываемых зондов, спутников или других источников метеорологических данных.

При зондировании атмосферы есть несколько меток, указывающих на стабильность атмосферы. Этикетки представляют собой поднятый уровень конденсации (LCL), уровень свободной конвекции (LFC), уровень равновесия (EL), конвективную доступную потенциальную энергию (CAPE) и конвективное торможение (CIN).

Повышенный уровень конденсации (LCL) обсуждался в предыдущих главах. Это высота, на которой температура охлаждается до температуры точки росы, что приводит к насыщению и конденсации. LCL — это место, где формируется основание грозового облака.

Уровень свободной конвекции (LFC) — это высота, на которой скорость температуры окружающей среды снижается быстрее, чем скорость адиабатического градиента влажности воздушной посылки. Это приводит к нестабильности атмосферы. При атмосферном зондировании LFC можно найти там, где влажная адиабатическая скорость восходящего потока возвращается к плавучей или более теплой стороне температуры окружающей среды.

Равновесный уровень (EL) — это высота в атмосфере, на которой температура восходящего потока воздуха равна температуре окружающей среды. EL ограничивает атмосферную нестабильность. Здесь скорость влажного адиабатического градиента возвращается к отрицательно плавучей более холодной стороне температуры окружающей среды. Это также место, где обычно находится вершина наковальни грозы.

Ингибирование конвекции (CIN) – это количество энергии, которое препятствует тому, чтобы поднимающаяся посылка воздуха достигла уровня свободной конвекции. На термодинамической диаграмме (Skew-T Log-P) это отрицательная область между градиентом окружающей среды и градиентом воздушной посылки. Для реализации CAPE необходимо преодолеть CIN.

Доступная конвективная потенциальная энергия (CAPE) представляет собой количество энергии, которое имела бы воздушная посылка, если бы она была поднята вертикально через атмосферу на определенное расстояние. Это индикатор нестабильности атмосферы. На термодинамической диаграмме (Skew-T Log-P) CAPE можно найти по положительной площади между градиентом окружающей среды и градиентом потока воздуха. Это интегральная мера общей величины плавучести, доступной поднимающейся воздушной посылке.

CAPE можно использовать для оценки максимальной скорости восходящего потока во время грозы.

   

В то время как приведенное выше уравнение дает хорошую оценку, уравнение скорости восходящего потока обычно дает нереально высокое значение, поскольку оно игнорирует многие важные процессы. Например, вовлечение сухого воздуха, водяная нагрузка и сопротивление трения игнорируются. Наблюдательные исследования показывают, что типичная скорость восходящего потока составляет примерно половину максимального значения скорости восходящего потока.

   

Грозы являются важной особенностью атмосферной системы Земли. Можно с уверенностью сказать, что где-то на Земле во все времена бывает гроза. Во многих местах грозы обеспечивают необходимый дождь и являются важной частью гидрологического цикла. Однако грозы также могут быть опасными, и их воздействие будет обсуждаться в следующей главе.

Глава 14: Вопросы для рассмотрения

  1. Обозначьте типичный жизненный цикл грозы с одной ячейкой:
  2. Опишите важность отделения восходящего потока от нисходящего потока и части осадков во время грозы.
  3. При CAPE 1280 Дж/кг рассчитайте вероятную скорость восходящего потока.
  4. Опишите важность сдвига ветра для возникновения гроз.

Ответы на избранные практические вопросы:

Лицензия

Поделиться этой книгой

Поделиться в Твиттере

Проснулся от грома? Виновата тепловая инверсия


по

Jake Offenhartz

Опубликовано 2 мая 2022


Никогда не пропустите историю

Earthcam


на

Jake Offenhartz

. местные новости доступны для всех

Внесите свой вклад сейчас и помогите Gothamist процветать в 2023 году. Пожертвуйте сегодня

Gothamist финансируется за счет спонсоров и пожертвований участников

от фейерверка прямо над вашей спальней, вы не одиноки.

Незадолго до 6 утра, когда молния ударила по Всемирному торговому центру, раскаты грома сотрясли барабанные перепонки спящих жителей Нью-Йорка.

Собаки забились в ванну. Целые здания, казалось, тряслись. Между теми, кто уверял друг друга, что это просто гром, а не что-то похуже, сложились предрассветные узы.

Так что же случилось? По словам нескольких метеорологов, которые разговаривали с Gothamist, оглушительный тревожный сигнал можно отнести к явлению, известному как тепловая инверсия.

Инверсия нормального температурного поведения, инверсия происходит, когда слой теплого воздуха захватывает холодный воздух прямо под собой, что, по сути, превращает наш городской пейзаж в шоу Motorhead природы.

Как объясняет Джон Хоменюк, метеоролог из Нью-Йоркского метрополитена: «Эта инверсия может действовать как крышка в атмосфере, поэтому, когда возникает молния, звуковые волны задерживаются под ней, и они возвращаются к нам на землю, заставляя они звучат намного громче, чем обычно».

Схема тепловой инверсии понедельника

Погода в метро Нью-Йорка

Инверсия также позволяет звуковым волнам распространяться на большие расстояния — возможно, это объясняет, почему оглушительный гром протянулся от Бруклина через Нью-Джерси.

Хотя инверсия сама по себе не такая уж редкость, ряд факторов, в том числе ее расположение и медленная гроза, в совокупности сделали этот опыт незабываемым для многих.

«Вероятно, это случается несколько раз в год, но когда это происходит над крупным мегаполисом, таким как Нью-Йорк, это кажется немного более необычным», — сказал Доминик Рамунни, метеоролог из Национальной метеорологической службы.

Это не первый случай, когда температурная инверсия культивирует общий сенсорный опыт. Еще в 2005 году, в первые дни того, что позже стало многолетней загадкой для всего города, подозревали, что инверсионный слой помогает задерживать запах кленового сиропа в пределах досягаемости жителей Нью-Йорка и Нью-Джерси.

Tagged

погода

гром


Джейк Оффенхарц

Джейк Оффенхарц — репортер общего назначения. Он рассказывает о полиции, транспорте, местной политике, изменении климата и всевозможных странностях Нью-Йорка. Он живет на Манхэттене и любит велосипеды, баскетбол и городские пляжи.

Подробнее

Gothamist финансируется за счет спонсоров и пожертвований участников

Gothamist финансируется за счет спонсоров и пожертвований участников


БОЛЬШЕ новостей

Extra Extra: Сезон саун

Потому что бани наполняются людьми, которые ошибочно думают, что они «детоксикация», вот ваши ссылки на конец дня: болван Джорджа Сантоса, Сет Карри — НИМБИ, реестры разводов — вещь и многое другое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *