Шукшин — Гринька Малюгин: читать рассказ, текст полностью онлайн
Гринька, по общему мнению односельчан, был человек недоразвитый, придурковатый.
Был он здоровенный парень с длинными руками, горбоносый, с вытянутым, как у лошади, лицом. Ходил, раскачиваясь взад-вперед, медленно посматривал вокруг бездумно и ласково. Девки любили его. Это было непонятно. Чья-то умная голова додумалась: жалеют. Гриньке это очень понравилось.
— Меня же все жалеют! — говорил он, когда был подвыпивши, и стучал огромным кулаком себе в грудь, и смотрел при этом так, будто он говорил: «У меня же девять орденов!»
Работал Гринька хорошо, но тоже чудил. Его, например, ни за какие деньги, никакими уговорами нельзя было заставить работать в воскресенье. Хоть ты что делай, хоть гори все вокруг синим огнем — он в воскресенье наденет черные плисовые штаны, куртку с «молниями», намочит русый чуб, уложит его на правый бочок аккуратненькой копной и пойдет по деревне просто так, «бурлачить».
— Женился бы хоть, телеграф, — советовала ему мать.
— Стукнет тридцать — женюсь, — отвечал Гринька.
Гриньку очень любили как-нибудь называть: «земледав», «быча», «телеграф», «морда»… И все как-то шло Гриньке.
Вот какая история приключилась однажды с Гринькой.
Поехал он в город за горючим для совхоза. Поехал еще затемно. В городе заехал к знакомым, загнал машину в ограду, отоспался на диване, встал часов в девять, плотно позавтракал и поехал на центральное бензохранилище — это километрах в семнадцати от города, за горой.
День был тусклый, теплый. Дороги раскисли после дождя, колеса то и дело буксовали. Пока доехал до хранилища, порядком умаялся.
Бензохранилище — целый городок, строгий, правильный, однообразный, даже красивый в своем однообразии. На площади гектара в два аккуратными рядами стоят огромные серебристо-белые цистерны — цилиндрические, круглые, квадратные.
Гринька пристроился в длинный ряд автомашин и стал потихоньку двигаться.
Часа через три только ему закатили в кузов бочки с бензином.
Гринька подъехал к конторе, поставил машину рядом с другими и пошел оформлять документы.
И тут — никто потом не мог сказать, как это случилось, почему низенькую контору озарил вдруг яркий свет.
В конторе было человек шесть шоферов, две девушки за столами и толстый мужчина в очках (тоже сидел за столом).
Он и оформлял бумаги.
Свет вспыхнул сразу. Все на мгновение ошалели. Стало тихо. Потом тишину эту, как бичом, хлестнул чей-то вскрик на улице:
— Пожар!
Шарахнули из конторы.
Горели бочки на одной из машин. Горели как-то зловеще, бесшумно, ярко.
Люди бежали от машин.
Гринька тоже побежал вместе со всеми. Только один толстый человек (тот, который оформлял бумаги), отбежав немного, остановился.
— Давайте брезент! Э-э! — заорал он. — Куда вы?! Успеем же!.. Э-э!..
— Бежи, сейчас рванет! Бежи, дура толстая! — крикнул кто-то из шоферов.
Несколько человек остановились. Остановился и Гринька.
— Счаас… Ох и будет! — послышался сзади чей-то голос.
— Добра пропадет сколько! — ответил другой.
Кто-то заматерился. Все ждали.
— Давайте брезент! — непонятно кому кричал толстый мужчина, но сам не двигался с места.
— Уходи! — опять крикнули ему — Вот ишак… Что тут брезентом сделаешь? Брезент…
Гриньку точно кто толкнул сзади. Он побежал к горящей машине. Ни о чем не думал. В голове точно молотком били — мягко и больно: «Скорей! Скорей!» Видел, как впереди, над машиной, огромным винтом свивается белое пламя.
Не помнил Гринька, как добежал он до машины, как включил зажигание, даванул стартер, воткнул скорость — человеческий механизм сработал быстро и точно. Машина рванулась и, набирая скорость, понеслась прочь от цистерн и от других машин с горючим.
Река была в полукилометре от хранилища: Гринька правил туда, к реке.
Машина летела по целине, прыгала. Горящие бочки грохотали в кузове. Гринька закусил до крови губы, почти лег на штурвал. Крутой, обрывистый берег приближался угнетающе медленно. На косогорчике, на зеленой мокрой травке, колеса забуксовали. Машина юзом поползла назад. Гринька вспотел. Молниеносно перекинул скорость, дал левее руля, выехал. И опять выжал из мотора всю его мощь.
До берега осталось метров двадцать. Гринька открыл дверцу, не снимая правой ноги с газа, стал левой на подножку. В кузов не глядел — там колотились бочки и тихо шумел огонь. Спине было жарко.
Теперь обрыв надвигался быстро. Гринька что-то медлил, не прыгал. Прыгнул, когда до берега осталось метров пять. Упал. Слышал, как с лязгом грохотнули бочки. Взвыл мотор… Потом под обрывом сильно рвануло. И оттуда вырос красивый стремительный столб огня. И стало тихо.
Гринька встал и тут же сел — в сердце воткнулась такая каленая боль, что в глазах потемнело.
— М-м… ногу сломал, — сказал Гринька самому себе.
К нему подбежали, засуетились. Подбежал толстый человек и заорал:
— Какого черта не прыгал, когда отъехал уже?! Направил бы ее и прыгал! Обязательно надо до инфаркта людей довести!
— Ногу сломал, — сказал Гринька.
— В герои лезут! Молокососы!. . — кричал толстый.
Один из шоферов ткнул его кулаком в пухлую грудь.
— Ты что, спятил, что ли?
Толстый оттолкнул шофера. Снял очки, трубно высморкался. Сказал с нервной дрожью в голосе:
— Лежать теперь. Черти!
Гриньку подняли и понесли.
В палате, кроме Гриньки, было еще четверо мужчин.
Один ходил с «самолетом», остальные лежали, задрав кверху загипсованные ноги. К ногам их были привязаны железяки.
Один здоровенный парень, белобрысый, с глуповатым лицом, просил того, который ходил:
— Слышь!.. Неужели у тя сердца нету?
— Нету, — спокойно отвечал ходячий.
— Эх!..
— Вот те и «эх». — Ходячий остановился против койки белобрысого. — Я отвяжу, а кто потом отвечать будет?
— Я.
— Ты… Я же и отвечу. Нужно мне это. Терпи! Мне, ты думаешь, не надоела тоже вот эта штука? Надоела.
— Ты же ходишь!.. Сравнил.
— И ты будешь.
— А чего ты просишь-то? — спросил Гринька белобрысого. (Гриньку только что перевели в эту палату. )
— Просит, чтоб я ему гири отвязал, — пояснил ходячий. — Дурней себя ищет. Так — ты полежишь и встанешь, а если я отвяжу, ты совсем не встанешь. Как дите малое, честное слово.
— Не могу я больше! — заскулил белобрысый. — Я психически заболею: двадцать вторые сутки лежу как бревно. Я же не бревно, верно? Сейчас орать буду…
— Ори, — спокойно сказал ходячий.
— Ты что, тронулся, что ли? — спросил Гринька парня.
— Няня! — заорал тот.
— Как тебе не стыдно, Степан, — сказал с укоризной один из лежачих. — Ты же не один здесь.
— Я хочу книгу жалоб и предложений.
— Зачем она тебе?
— А чего они!.. Не могли умнее чего-нибудь придумать? Так, наверно, еще при царе лечили. Подвесили, как борова…
— Ты и есть боров, — сказал ходячий.
— Няня!
В палату вместо няни вошел толстый мужчина в очках (с бензохранилища, из конторы).
— Привет! — воскликнул он, увидев Гриньку. — А мне сказали сперва, что ты в каком-то другом корпусе лежишь… Едва нашел. На, еды тебе приволок. Фу-у! — Мужчина сел на краешек Гринькиной кровати. Огляделся. Ну и житье у вас, ребята!.. Лежи себе, плюй в потолок.
— Махнемся? — предложил мрачно белобрысый.
— Завтра махнемся.
— А-а!.. Нечего тогда вякать. А то сильно умные все.
— Ну как? — спросил мужчина Гриньку — Ничего?
— Все в ажуре, — сказал Гринька.
— Ты скажи, почему ты не прыгал, когда уже близко до реки оставалось?
— А сам не знаю.
— Меня, понимаешь, чуть кондрашка не хватил: сердце стало останавливаться, и все. Нервы у тебя крепкие, наверно.
— Я ж танкистом в армии был, — хвастливо сказал Гринька. — Вот попробуй пощекоти меня — хоть бы что. Попробуй!
— Хэх!.. Чудак! Ну, машину достали. Все, в общем, разворотило… Сколько лежать придется?
— Не знаю. Вон друг двадцать вторые сутки парится. С месяц, наверно.
— Перелом бедренной кости? — спросил белобрысый. — А два месяца не хочешь? «С месяц»… Быстрые все какие!
— Ну, привет тебе от наших ребят, — продолжал толстый. — Хотели прийти сюда — не пускают. Меня как профорга и то еле пропустили. Журналов вот тебе прислали… — Мужчина достал из-за пазухи пачку журналов. — Из газеты приходили, расспрашивали про тебя… А мы и знать не знаем, кто ты такой. Сказано в путевке, что Малюгин, из Суртайки… Сказали, что придут сюда.
— Это ничего, — сказал Гринька самодовольно. — Я им тут речь скажу.
— Речь?.. Хэх!.. Ну ладно, поправляйся. Будем заходить к тебе в приемные дни — я специально людей буду выделять. Я бы посидел еще, но на собрание тороплюсь. Тоже речь надо говорить. Не унывай!
— Ничего.
Профорг пожал Гриньке руку, сказал всем «до свиданья» и ушел.
— Ты что, герой, что ли? — спросил Гриньку белобрысый, когда за профоргом закрылась дверь. Гринька некоторое время молчал.
— А вы разве ничего не слышали? — спросил он серьезно. — Должны же были по радио передавать.
— У меня наушники не работают. — Детина щелкнул толстым пальцем по наушникам, висевшим у его изголовья. Гринька еще немного помолчал. И ляпнул:
— Меня же на Луну запускали.
У всех вытянулись лица, белобрысый даже рот приоткрыл.
— Нет, серьезно?
— Конечно. Кха! — Гринька смотрел в потолок с таким видом, как будто он на спор на виду у всех проглотил топор и ждал, когда он переварится, как- будто он нисколько не сомневался в этом.
— Врешь ведь? — негромко сказал белобрысый.
— Не веришь, не верь, — сказал Гринька. — Какой мне смысл врать?
— Ну и как же ты?
— Долетел до половины, и горючего не хватило. Я прыгнул. И ногу вот сломал — неточно приземлился.
Первым очнулся человек с «самолетом».
— Вот это загнул! У меня ажник дыхание остановилось.
— Трепло! — сказал белобрысый разочарованно. — Я думал, правда.
— Завидки берут, да? — спросил Гринька и стал смотреть журналы. Между прочим, состояние невесомости я перенес хорошо. Пульс нормальный всю дорогу.
— А как это ты на парашюте летел, если там воздуха нету? — спросил белобрысый.
— Затяжным.
— А кто это к тебе приходил сейчас? — спросил человек с «самолетом».
— Приходил-то? — Гринька перелистнул страничку журнала. — Генерал, дважды Герой Советского Союза. Он только не в форме — нельзя.
Человек с «самолетом» громко захохотал.
— Генерал?! Ха-ха-ха!.. Я ж его знаю! Он же ж на бензохранилище работает!
— Да? — спросил Гринька.
— Да!
— Так чего же ты тогда спрашиваешь, если знаешь?
Белобрысый раскатился громоподобным смехом. Глядя на него, Гринька тоже засмеялся. Потом засмеялись все остальные. Лежали и смеялись.
— Ой, мама родимая!.. Ой, кончаюсь!.. — стонал белобрысый.
Гринька закрылся журналом и хохотал беззвучно. В палату вошел встревоженный доктор.
— В чем дело, больные?
— О-о!.. О-о!.. — Белобрысый только показывал на Гриньку — не мог произнести ничего членораздельно. — Гене… ха-ха-ха! Гене… хо-хо-хо!..
Смешливый старичок доктор тоже хихикнул и поспешно вышел из палаты.
И тотчас в палату вошла девушка лет двадцати трех. В брюках, накрашенная, с желтыми волосами — красивая. Остановилась в дверях, удивленно оглядела больных.
— Здравствуйте, товарищи!
Смех потихоньку стал стихать.
— Здрас-сте! — сказал Гринька.
— Кто будет товарищ Малюгин?
— Я, — ответил Гринька и попытался привстать.
— Лежите, лежите, что вы! — воскликнула девушка, подходя к Гринькиной койке. — Я вот здесь присяду. Можно?
— Боже мой! — сказал Гринька и опять попытался сдвинуться на койке. Девушка села на краешек белой плоской койки.
— Я из городской молодежной газеты. Хочу поговорить с вами.
Белобрысый перестал хохотать, смотрел то на Гриньку, то на девушку
— Это можно, — сказал Гринька и мельком глянул на белобрысого.
Детина начал теперь икать.
— Как вы себя чувствуете? — спросила девушка, раскладывая на коленях большой блокнот.
— Железно, — сказал Гринька.
Девушка улыбнулась, внимательно посмотрела на Гриньку. Гринька тоже улыбнулся и подмигнул ей. Девушка опустила глаза к блокноту.
— Для начала… такие… формальные вопросы: откуда родом, сколько лет, где учились…
— Значит, так… — начал Гринька, закуривая. — А потом я речь скажу. Ладно?
— Речь?
— Да.
— Ну… хорошо… Я могу потом записать. В другой раз.
— Значит, так: родом я из Суртайки — семьдесят пять километров отсюда. А вы сами откуда?
Девушка весело посмотрела на Гриньку, на других больных; все, притихнув, смотрели на нее и на Гриньку, слушали. Белобрысый икал.
— Я из Ленинграда. А что?
— Видите ли, в чем дело, — заговорил Гринька, — я вам могу сказать следующее…
Белобрысый неудержимо икал.
— Выпей воды! — обозлился Гринька.
— Я только что пил — не помогает, — сказал белобрысый, сконфузившись.
— Значит, так… — продолжал Гринька, затягиваясь папироской. — О чем мы с вами говорили?
— Где вы учились?
— Я волнуюсь, — сказал Гринька (ему не хотелось говорить, что он окончил только пять классов). — Мне трудно говорить.
— Вот уж никогда бы не подумала! — воскликнула девушка. — Неужели вести горящую машину легче?
— Видите ли… — опять напыщенно заговорил Гринька, потом вдруг поманил к себе девушку и негромко — так, чтоб другие не слышали, доверчиво спросил: — Вообще-то в чем дело? Вы только это не пишите. Я что, на самом деле подвиг совершил? Я боюсь: вы напишете, а мне стыдно будет потом перед людями. «Вон, — скажут, — герой пошел!»
Девушка тихо засмеялась. А когда перестала смеяться, некоторое время с интересом смотрела на Гриньку.
— Нет, это ничего, можно.
Гринька приободрился.
— Вы замужем? — спросил он.
Девушка растерялась.
— Нет… А, собственно, зачем?..
— Можно, я вам письменно все опишу? А вы еще раз завтра придете, и я вам отдам. Я не могу, когда рядом икают.
— Что я, виноват, что ли? — сказал белобрысый и опять икнул.
Девушку Гринькино предложение поставило в тупик.
— Понимаете… я должна этот материал сдать сегодня. А завтра я уезжаю. Просто не знаю, как нам быть. А вы коротко расскажите. Значит, вы из Суртайки. Так?
— Так. — Гринька скис.
— Вы, пожалуйста, не обижайтесь на меня, я ведь тоже на работе.
— Я понимаю.
— Где вы учились?
— В школе.
— Где, в Суртайке же?
— Так точно.
— Сколько классов кончили?
Гринька строго посмотрел на девушку
— Пять, шестой коридор. Неженатый. Не судился еще. Все?
— Родители…
— Мать.
— Чем она занимается?
— На пенсии.
— Служили?
— Служил. В танковых войсках.
— Что вас заставило броситься к горящей машине?
— Дурость.
Девушка посмотрела на Гриньку
— Конечно. Я же мог подорваться, — пояснил тот.
Девушка задумалась.
— Хорошо, я завтра приду к вам, — сказала она. — Только я не знаю… завтра приемный день?
— Приемный день в пятницу, — подсказал белобрысый.
— А мы сделаем! — напористо заговорил Гринька. — Тут доктор добрый такой старик, я его попрошу, он сделает. А? Скажем, что ты захворала, он бюллетень выпишет.
— Приду. — Девушка улыбнулась. — Обязательно приду. Принести чего-нибудь?
— Ничего не надо!
— Тут хорошо кормят, — опять вставил белобрысый. — Я уж на что вон какой, и то мне хватает.
— Я какую-нибудь книжку интересную принесу.
— Книжку — это да, это можно. Желательно про любовь.
— Хорошо. Итак, что же вас заставило броситься к машине?
Гринька мучительно задумался.
— Не знаю, — сказал он. И виновато посмотрел на девушку. — Вы сами напишите чего-нибудь, вы же умеете. Что-нибудь такое… — Гринька покрутил растопыренными пальцами.
— Вы, очевидно, подумали, что если бочки взорвутся, то пожар распространится дальше — на цистерны. Да?
— Конечно!
Девушка записала.
— А ты же сказала, что уезжаешь завтра. Как же ты придешь? — спросил вдруг Гринька.
— Я как-нибудь сделаю.
В палату вошел доктор.
— Девушка милая, сколько вы обещали пробыть? — спросил он.
— Все, доктор, ухожу. Еще два вопроса… Вас зовут Григорий?
— Малюгин Григорий Степаныч… — Гринька взял руку девушки, посмотрел ей прямо в глаза. — Приди, а?
— Приду. — Девушка ободряюще улыбнулась. Оглянулась на доктора, нагнулась к Гриньке и шепнула: — Только бюллетень у доктора не надо просить. Хорошо?
— Хорошо. — Гринька ласково смотрел на девушку.
— До свиданья. Поправляйтесь. До свиданья, товарищи!
Девушку все проводили добрыми глазами.
Доктор подошел к Гриньке.
— Как дела, герой?
— Лучше всех.
— Дай-ка твою ногу.
— Доктор, пусть она придет завтра, — попросил Гринька.
— Кто? — спросил доктор. — Корреспондентка? Пусть приходит. Влюбился, что ли?
— Не я, а она в меня.
Смешливый доктор опять засмеялся:
— Ну, ну… Пусть приходит, раз такое дело. Веселый ты парень, я погляжу.
Он посмотрел Гринькину ногу и ушел в другую палату.
— Думаешь, она придет? — спросил белобрысый Гриньку.
— Придет, — уверенно сказал Гринька. — За мной не такие бегали.
— Знаю я этих корреспондентов. Им лишь бы расспросить. Я в прошлом году сжал много, — начал рассказывать белобрысый, — так ко мне тоже корреспондента подослали. Я ему три часа про свою жизнь рассказывал. Так он мне даже пол-литра не поставил. «Я, — говорит, — непьющий», то-се, начал вилять.
Гринька смотрел в потолок, не слушал белобрысого. Думал о чем-то. Потом отвернулся к стене и закрыл глаза.
— Слышь, друг! — окликнул его белобрысый.
— Спит, — сказал человек с «самолетом». — Не буди, не надо. Он на самом деле что-то совершил.
— Шебутной парень, — похвалил белобрысый. — В армии с такими хорошо.
Гринька долго лежал, слушал разговоры про разные подвиги, потом действительно заснул. И приснился ему такой сон.
Будто он в какой-то незнакомой избе — нарядный, в хромовых сапогах, в плисовых штанах — вышел на круг, поднял руку и сказал: «Ритмический вальс».
Гринька, когда служил в армии, все три года учился танцевать ритмический вальс и так и не научился — не смог.
И вот будто пошел он по кругу, да так здорово пошел — у самого сердце радуется. И он знает, что на него смотрит девушка-корреспондентка. Он не видел ее, а знал, чувствовал, что стоит она в толпе и смотрит на него.
Проснулся он оттого, что кто-то негромко позвал его:
— Гриньк…
Гринька открыл глаза — на кровати сидит мать, вытирает концом полушалка слезы.
— Ты как тут? — удивился Гринька.
— Сказали мне… в сельсовете. Как же это получилось-то, сынок?
— Ерунда, не плачь. Срастется.
— И вечно тебя несет куда-то, дурака. Никто небось не побежал…
— Ладно, — негромко перебил Гринька. — Начинается.
Мать полезла в мешочек, который стоял у ее ног.
— Привезла тут тебе… Ешь хоть теперь больше. Господи, Господи, что за наказание такое! Что-нибудь да не так. — Потом мать посмотрела на других больных, склонилась к сыну, спросила негромко: — Деньжонок-то нисколько не дали?
Гринька сморщился, тоже мельком глянул на товарищей и тоже негромко сказал:
— Ты чо? Ненормальная какая-то…
— Лежи, лежи… нормальный! — обиделась мать. И опять полезла в торбочку и стала вынимать оттуда шанежки и пирожки. — Изба-то завалится скоро… Нормальный!..
— Все, на эту тему больше не реагирую, — отрезал Гринька.
На другой день Гриньке принесли газету, где была небольшая заметка о нем. В ней рассказывалось, как он, Гринька, рискуя жизнью, спас государственное имущество. Называлась заметка «Мужественный поступок». Подпись: «А. Сильченко».
Гринька прочитал заметку и спрятал газету под подушку.
— Не в этом же дело, — проворчал он.
А. Сильченко не пришла. Гринька ждал ее два дня, потом понял: не придет.
— Не уважаю стиляг, — сказал он белобрысому.
Тот поддакнул:
— Я их вообще не перевариваю.
Гринька вынул из тумбочки лист бумаги и спросил детину:
— Стихи любишь?
— Нет, — признался тот.
— Надо любить, — посоветовал Гринька, — вот слушай:
Мечтал ли в жизни я когда
Стать стихотворцем и поэтом;
Двадцать пять лет из-под пера не шла строка,
А вот сейчас пишу куплеты.
Белобрысый слушал нахмурившись.
— Ну как? — спросил Гринька.
— Ничего, — похвалил детина. — Это кому ты?
Гринька промолчал на это. Положил лист на тумбочку, взял карандаш и стал смотреть в потолок.
— Поэму буду сочинять, — сказал он. — Про свою жизнь. Все равно делать нечего.
Гринька Малюгин Шукшин читать, Гринька Малюгин Шукшин читать бесплатно, Гринька Малюгин Шукшин читать онлайн
Гринька Малюгин
Гринька Малюгин. Василий Макарович Шукшин
Гринька, по общему мнению односельчан, был человек недоразвитый, придурковатый.
Был он здоровенный парень с длинными руками, горбоносый, с вытянутым, как у лошади, лицом. Ходил, раскачиваясь взад-вперед, медленно, посматривал вокруг бездумно и ласково. Девки любили его. Это было непонятно. Чья-то умная голова додумалась: жалеют. Гриньке это очень понравилось.
– Меня же все жалеют! – говорил он, когда был подвыпивши, и стучал огромным кулаком себе в грудь, и смотрел при этом так, будто он говорил: «У меня же девять орденов!»
Работал Гринька хорошо, но тоже чудил. Его, например, ни за какие деньги, никакими уговорами нельзя было заставить работать в воскресенье. Хоть ты что делай, хоть гори все вокруг синим огнем – он в воскресенье наденет черные плисовые штаны, куртку с «молниями», намочит русый чуб, уложит его на правый бочок аккуратненькой копной и пойдет по деревне – про сто так, «бурлачить».
– Женился бы хоть, телеграф, – советовала ему мать.
– Стукнет тридцать – женюсь, – отвечал Гринька.
Гриньку очень любили как-нибудь называть: «земледав», «быча», «телеграф», «морда»… И все как-то шло Гриньке.
Вот какая история приключилась однажды с Гринькой.
Поехал он в город за горючим для совхоза. Поехал еще затемно. В городе заехал к знакомым, загнал машину в ограду, отоспался на диване, встал часов в девять, плотно позавтракал и поехал на центральное бензохранилище – это километрах в семнадцати от города, за горой.
День был тусклый, теплый. Дороги раскисли после дождя, колеса то и дело буксовали. Пока доехал до хранилища, порядком умаялся.
Бензохранилище – целый городок, строгий, правильный, однообразный, даже красивый в своем однообразии. На площади гектара в два аккуратными рядами стоят огромные серебристо-белые цистерны – цилиндрические, круглые, квадратные.
Гринька пристроился в длинный ряд автомашин и стал потихоньку двигаться.
Часа через три только ему закатили в кузов бочки с бензином.
Гринька подъехал к конторе, поставил машину рядом с другими и пошел оформлять документы.
И тут – никто потом не мог сказать, как это случилось, почему, – низенькую контору озарил вдруг яркий свет.
В конторе было человек шесть шоферов, две девушки за столами и толстый мужчина в очках (тоже сидел за столом). Он оформлял бумаги.
Свет вспыхнул сразу. Все на мгновение ошалели. Стало тихо. Потом тишину эту, как бичом, хлестнул чей-то вскрик на улице:
– Пожар!
Шарахнули из конторы.
Горели бочки на одной из машин. Горели как-то зловеще, бесшумно, ярко.
Люди бежали от машин.
Гринька тоже побежал вместе со всеми. Только один толстый человек (тот, который оформлял бумаги), отбежав немного, остановился.
– Давайте брезент! Э-э! – заорал он. – Куда вы?! Успе-ем же!.. Э-э!..
– Бежи, сейчас рванет! Вежи, дура толстая! – крикнул кто-то из шоферов.
Несколько человек остановились. Остановился и Гринька.
– Сча-ас… Ох, и будет! – послышался сзади чей-то голос.
– Добра пропадет сколько! – ответил другой.
Кто-то заматерился. Все ждали.
– Давайте брезент! – непонятно кому кричал толстый мужчина, но сам не двигался с места.
– Уходи! – опять крикнули ему. – Вот ишак… Что тут брезентом сделаешь? Брезент…
Гриньку точно кто толкнул сзади. Он побежал к горящей машине. Ни о чем не думал. В голове точно молотком били – мягко и больно: «Скорей! Скорей!» Видел, как впереди, над машиной, огромным винтом свивается белое пламя.
Не помнил Гринька, как добежал он до машины, как включил зажигание, даванул стартер, воткнул скорость – человеческий механизм сработал быстро и точно. Машина рванулась и, набирая скорость, понеслась прочь от цистерн и от других машин с горючим. Река была в полукилометре от хранилища; Гринька правил туда, к реке.
Машина летела по целине, прыгала. Горящие бочки грохотали в кузове. Гринька закусил до крови губы, почти лег на штурвал. Крутой, обрывистый берег приближался угнетающе медленно. На косогорчике, на зеленой мокрой травке, колеса забуксовали. Машина юзом поползла назад. Гринька вспотел. Молниеносно перекинул скорость, дал левее руля, выехал. И опять выжал из мотора всю его мощь.
До берега осталось метров двадцать. Гринька открыл дверцу, не снимая правой ноги с газа, стал левой на подножку. В кузов не глядел – там колотились бочки и тихо шумел огонь. Спине было жарко.
Теперь обрыв надвигался быстро. Гринька что-то медлил, не прыгал. Прыгнул, когда до берега осталось метров пять. Упал. Слышал, как с лязгом грохотнули бочки. Взвыл мотор… Потом под обрывом сильно рвануло. И оттуда вырос красивый стремительный столб огня. И стало тихо.
Гринька встал и тут же сел – в сердце воткнулась такая каленая боль, что в глазах потемнело.
– Мм… ногу сломал, – сказал Гринька самому себе.
К нему подбежали, засуетились. Подбежал толстый человек и заорал:
– Какого черта не прыгал, когда отъехал уже?! Направил бы ее и прыгал! Обязательно надо до инфаркта людей довести!
– Ногу сломал, – сказал Гринька.
– В герои лезут! Молокососы!. . – кричал толстый.
Один из шоферов ткнул его кулаком в пухлую грудь.
– Ты что, спятил, что ли?
Толстый оттолкнул шофера. Снял очки, трубно высморкался. Сказал с нервной дрожью в голосе:
– Лежать теперь. Черти!
Гриньку подняли и понесли.
В палате, кроме Гриньки, было еще четверо мужчин. Один ходил с «самолетом», «остальные лежали, задрав кверху загипсованные ноги. К ногам их были привязаны железяки.
Один здоровенный парень, белобрысый, с глуповатым лицом, просил того, который ходил:
– Слышь!.. Неужели у тя сердца нету?
– Нету, – спокойно отвечал ходячий.
– Эх!..
– Вот те и «эх». – Ходячий остановился против койки белобрысого. – Я отвяжу, а кто потом отвечать будет?
– Я.
– Ты… Я же и отвечу. Нужно мне это. Терпи! Мне, ты думаешь, не надоела тоже вот эта штука? Надоела.
– Ты же ходишь!.. Сравнил.
– И ты будешь.
– А чего ты просишь-то? – спросил Гринька белобрысого. (Гриньку только что перевели в эту палату).
– Просит, чтоб я ему гири отвязал, – пояснил ходячий. – Дурней себя ищет. Так ты полежишь и встанешь, а если я отвяжу, ты совсем не встанешь. Как дите малое, честное слово.
– Не могу я больше! – заскулил белобрысый. – Я психически заболею: двадцать вторые сутки лежу, как бревно. Я же не бревно, верно? Сейчас орать буду…
– Ори, – спокойно сказал ходячий.
– Ты что, тронулся, что ли? – спросил Гринька парня.
– Няня! – заорал тот.
– Как тебе не стыдно, Степан, – сказал с укоризной один из лежачих. – Ты же не один здесь.
– Я хочу книгу жалоб и предложений.
– Зачем она тебе?
– А чего они!.. Не могли умнее чего-нибудь придумать? Так, наверно, еще при царе лечили. Подвесили, как борова…
– Ты и есть боров, – сказал ходячий.
– Няня!
В палату вместо няни вошел толстый мужчина в очках (с бензохранилища, из конторы).
– Привет! – воскликнул он, увидев Гриньку. – А мне сказали сперва, что ты в каком-то другом корпусе лежишь… Едва нашел. На, еды тебе приволок. Фу-у! – Мужчина сел на краешек Гринькиной кровати. Огляделся. – Ну и житье у вас, ребята!.. Лежи себе, плюй в потолок.
– Махнемся? – предложил мрачно белобрысый.
– Завтра махнемся.
– А-а!.. Нечего тогда вякать. А то сильно умные все.
– Ну как? – спросил мужчина Гриньку. – Ничего?
– Все в ажуре, – сказал Гринька.
– Ты скажи, почему ты не прыгал, когда уже близко до реки оставалось?
– А сам не знаю.
– Меня, понимаешь, чуть кондрашка не хватил: сердце стало останавливаться, и все. Нервы у тебя крепкие, наверно.
– Я ж танкистом в армии был, – хвастливо сказал Гринька. – Вот попробуй пощекоти меня – хоть бы что. Попробуй!
– Хэх!.. Чудак! Ну, машину достали. Все, в общем, разворотило… Сколько лежать придется?
– Не знаю. Вон друг двадцать вторые сутки парится. С месяц, наверно.
– Перелом бедренной кости? – спросил белобрысый. – А два месяца не хочешь? «С месяц»… Быстрые все какие!
– Ну, привет тебе от наших ребят, – продолжал толстый. – Хотели прийти сюда – не пускают. Меня как профорга и то еле пропустили. Журналов вот тебе прислали… – Мужчина достал из-за пазухи пачку журналов. – Из газеты приходили, расспрашивали про тебя… А мы и знать не знаем, кто ты такой. Сказано в путевке, что Малюгин, из Суртайки… Сказали, что придут сюда.
– Это ничего, – сказал Гринька самодовольно. – Я им тут речь скажу.
– Речь? Хэх!.. Ну ладно, поправляйся. Будем заходить к тебе в приемные дни – я специально людей буду выделять. Я бы посидел еще, но на собрание тороплюсь. Тоже речь надо говорить. Не унывай!
– Ничего.
Профорг пожал Гриньке руку, сказал всем «до свиданья» и ушел.
– Ты что, герой, что ли? – спросил Гриньку белобрысый, когда за профоргом закрылась дверь. Гринька некоторое время молчал.
– А вы разве ничего не слышали? – спросил он серьезно. – Должны же были по радио передавать.
– У меня наушники не работают. – Детина щелкнул толстым пальцем по наушникам, висевшим у его изголовья.
Гринька еще немного помолчал. И ляпнул:
– Меня же на Луну запускали.
У всех вытянулись лица, белобрысый даже рот приоткрыл.
– Нет, серьезно?
– Конечно. Кха! – Гринька смотрел в потолок с таким видом, как будто он йа спор на виду у всех проглотил топор и ждал, когда он переварится, – как будто он нисколько не сомневался в этом.
– Врешь ведь? – негромко сказал белобрысый.
– Не веришь, не верь, – сказал Гринька. – Какой мне смысл врать?
– Ну и как же ты?
– Долетел до половины, и горючего не хватило. Я прыгнул. И ногу вот сломал – неточно приземлился. Первым очнулся человек с «самолетом».
– Вот это загнул! У меня ажник дыхание остановилось.
– Трепло! – сказал белобрысый разочарованно. – Я думал, правда.
– Завидки берут, да? – спросил Гринька и стал смотреть журналы. – Между прочим, состояние невесомости я перенес хорошо. Пульс нормальный всю дорогу.
– А как это ты на парашюте летел, если там воздуха нету? – спросил белобрысый.
– Затяжным.
– А кто это к тебе приходил сейчас? – спросил человек с «самолетом».
– Приходил-то? – Гринька перелистнул страничку журнала. – Генерал, дважды Герой Советского Союза. Он только не в форме – нельзя.
Человек с «самолетом» громко захохотал.
– Генерал?! Ха-ха-ха!.. Я ж его знаю! Он же ж на бензохранилище работает!
– Да? – спросил Гринька.
– Да!
– Так чего же ты тогда спрашиваешь, если знаешь?
Белобрысый раскатился громоподобным смехом. Глядя на него, Гринька тоже засмеялся. Потом засмеялись все остальные. Лежали и смеялись.
– Ой, мама родимая!.. Ой, кончаюсь!.. – стонал белобрысый.
Гринька закрылся журналом и хохотал беззвучно. В палату вошел встревоженный доктор.
– В чем дело, больные?
– О-о!.. О-о!.. – Белобрысый только показывал на Гриньку – не мог произнести ничего членораздельно. – Гене… ха-ха-ха! Гене… хо-хо-хо!..
Смешливый старичок доктор тоже хихикнул
Шукшин Василий Макарович творческая биография. Шукшин Василий Макарович
Василий Шукшин, биография которого будет отражена в этой статье, был невероятным человеком, который старался сделать в своей жизни все, как будто предчувствовал свой скорый уход. Ему удалось, несмотря на все трудности, добиться поставленных целей и через литературные и кинематографические произведения донести до людей свои сокровенные мысли.
Детство и юность
Никто не ожидал от мальчика из далекого Алтайского края того, что он продемонстрировал всем. Родился в деревне Сростки еще до войны, в 1929 лет Василию Макаровичу пришлось принять судьбу предков и всю жизнь работать на земле. Но Шукшин был неординарным человеком, он не соглашался плыть по течению и позволял себе мечтать.
В 1933 году его семью постигла страшная трагедия. Макар Леонтьевич, глава семьи и кормилец, был арестован и вскоре расстрелян. Чтобы уберечь своих детей от гнева властей, мать Мария Сергеевна дала им свою девичью фамилию — Попова.
В самый разгар войны Василий закончил семилетку и отправился в Бийск поступать в техникум. Два с половиной года жизнь Шукшина текла размеренно, а потом он бросил школу и вернулся в родные Сростки.
Начало работы
Неудивительно, что в конце 40-х денег всегда не хватало, вернее, их просто не было. Поэтому молодой человек решил переехать ближе к европейской части страны. Не имея специального образования, Василий Шукшин, биография которого представляет собой рассказ о жизни обычного советского человека, начал работать слесарем на различных заводах (в Калуге, во Владимире, в Московской области). А в 1949 году его призвали в армию.
В 1953 году Шукшин был уволен из флота из-за болезни желудка. И снова он был на родной земле. В Сростках он сдал вступительные экзамены, что позволило ему пойти работать учителем. Своей карьерой он выбрал русский язык и литературу, но, по собственному признанию, не был самым лучшим учителем. В той же Сросткинской школе он некоторое время занимал должность директора.
Но даже такой духовный труд (а Шукшин очень любил детей!) не мог удовлетворить всех амбиций юноши.
Москва
В 1954 году Шукшин, для которого Алтай был всем, решил отправиться в столицу — покорять Москву. Денег не было даже на дорогу, поэтому матери, пытавшейся во всем поддержать сына, пришлось продать корову-кормилицу.
Василий Шукшин, биография которого является примером того, как круто может измениться человеческая жизнь, в 1954 году поступил во ВГИК на курс к Ромму, хотя изначально собирался на сценарный факультет. Успешно окончил университет в 1960.
Но еще во время учебы началась его карьера актера. Первой работой Василия Макаровича стал эпизод в «Тихом Доне», а через два года он сыграл главную роль в картине «Двое Федоров».
Литературная деятельность
Свои первые рассказы Шукшин написал еще будучи моряком Балтийского флота, и его читали коллеги. Ну а по-настоящему писательской карьерой он занялся только в Москве, когда руководитель режиссерского курса Михаил Ромм посоветовал ему публиковаться в журналах.
«Смена» в 1958 году выпустила свой первый отредактированный рассказ «Двое на телеге». В 1963 году эту эстафету принял журнал «Новый мир». На его страницах появились рассказы «Гринька Малюгин» и «Классный водитель».
Василий Шукшин, книги которого стали пользоваться популярностью у читателей, был благосклонно встречен литературоведами. Многие отметили, что никогда раньше не сталкивались с такой искренностью и любовью к своим героям. Писатель поражал их своей пластичностью, зоркостью и жизненным чутьем.
Василий Шукшин, книги которого являются отражением советской деревенской действительности, очень ответственно подошел к своему первому роману, задуманному им еще в 1950-е годы. А когда я был в Сростках, то долго беседовал со старожилами, записывал все семейные рассказы и легенды. Поэтому «Любавины» — это, по сути, книга о семейных традициях, о лихолетье кулаков и коллективизации, от которых пострадала семья самого Шукшиных. Исследователи не сомневаются, что все персонажи книги имеют своих прототипов в реальной жизни.
Второй роман писателя очень долго находился в разработке. Василий Шукшин, биография которого никогда не была предметом пересудов, собирал материал, использовал архивы и музеи разных городов, ведь героем его книги стал Степан Разин. В нем Шукшин видел защитника крестьянства, искателя справедливости и идеального блюстителя воли простого народа.
Книга печаталась частями в журналах и только в 1974 году вышла полностью в издательстве «Советский писатель».
Кинотеатр
После окончания школы Шукшин начал работать режиссером своего первого фильма «Из Лебяжьего репортажа», снятого им еще в студенческие годы — это была его отличная дипломная работа.
В 1964 году вышел фильм по первым рассказам Шукшина — «Живёт такой парень». В том же году он стал лучшим фильмом для детей.
Кроме того, Шукшин сыграл 28 ролей. У него никогда не было недостатка в таких предложениях, но он старался больше времени уделять режиссуре. Именно по этой причине Василий Макарович вынужден был сниматься в фильме Бондарчука «Они сражались за Родину». Госкино поставило Шукшину жесткие условия, и в случае отказа от роли могли запретить производство фильма о Степане Разине — того самого, о котором режиссер мечтал много лет.
Фильмы Василия Шукшина всегда отличались особой искренностью, а персонажи в его исполнении — олицетворение всей русской жизни.
«Калина красная»
Фильм 1974 года был последним из кадров режиссера, но в то же время его первым в цвете.
Это еще одна картина Шукшина о советской действительности. В ней речь идет о недавно вышедшем на свободу воре Егоре Прокудине, который приезжает в деревню к любимой женщине Любе и начинает заново устраивать свою жизнь. Он появляется Хорошие друзья, большая семья… Казалось бы, судьба налаживается. Но старые друзья по колонии не хотят оставлять Егора в покое, поэтому ему приходится бороться за свое счастье и жизнь честного человека.
«Калина красная» — фильм, который немецкий режиссер Райнер Фассбиндер назвал своей любимой картиной. Лента получила несколько кинематографических призов.
Примечательно, что фильм вышел практически без монтажей, которые требовало Госкино, то есть получился реалистичным. А все потому, что язва Шукшина обострилась, и комиссия, напуганная смертью режиссера, решила пропустить фильм без жесткой цензуры.
Фильмы Василия Шукшина поднимают глубокие нравственные вопросы и демонстрируют настоящие русские нравственные ценности.
Смерть
Смерть Василия Макаровича стала огромным ударом для его друзей, родственников, да и всего Советского Союза.
Это произошло в октябре 1974 года, когда Шукшин был на съемках фильма «Они сражались за Родину». Актер Георгий Бурков обнаружил бездыханное тело своего друга. Как выяснилось позже, жизнь талантливого человека прервалась из-за сердечного приступа. Василию Шукшину было всего сорок пять лет.
Семья
Родина Василия Шукшина всегда была частью его жизни, он не мог дышать местным воздухом и разговаривать с местными жителями. Именно на Алтае он встретил свою первую любовь Марию Шумскую, работавшую учительницей. Они расписались в 1955 году, но Мария отказалась ехать с мужем в Москву. И это было ее ошибкой.
В 1957 году Шукшин попросил жену о разводе, но Шумская ему категорически отказала. Фактически этот брак так и не был расторгнут. Василий Макарович специально потерял паспорт, чтобы в новом не было штампа о злополучном браке.
Потом женился на Виктории Софроновой, которая родила ему дочь Катерину. Но этот союз продлился недолго. С 1964 года женат на актрисе Лидии Чащиной, от которой, в конце концов, ушел к другой актрисе, Лидии Федосеевой.
И вот последний брак стал для Василия Макаровича самым счастливым, хотя, опять же, недолгим, но уже вмешалась сама смерть. У Лидии и Василия родились две дочери – Мария и Ольга, ставшие актрисами.
Шукшин Василий Макарович (1929-1974) — советский писатель, режиссёр и актёр, родился 25 июля 1929 года в селе Сростки. Многие считали его «народным» режиссером из-за проникновенных бытовых ситуаций, описанных в фильмах. Своими фильмами Василий стремился принести в мир немного добра, он считал, что люди стали слишком жестоки друг к другу. Картины Шукшина изображали обычных людей, они были близки каждому зрителю. Его книги вошли в золотой фонд литературы СССР, а дети и взрослые до сих пор с интересом читают единственную сказку Василия «До третьих петухов». С 1969, писатель признан Заслуженным артистом РСФСР, он также является лауреатом Государственной и Ленинской премий.
Детство и учеба
Родители Васи были простыми крестьянами. В 1933 году отца арестовали и расстреляли, мать Мария осталась с двумя маленькими детьми. Вскоре она снова вышла замуж за односельчанина Павла Куксина. Он много вложил в воспитание детей, стал отличным отчимом, но в 1942 году погиб на фронте. Шукшин окончил седьмой класс школы, после чего поступил в Бийский автомобильный техникум. Но мать не могла самостоятельно прокормить семью, поэтому юноше пришлось бросить школу. Сначала Вася устроился работать в колхоз, но вскоре решил сменить род занятий. с 19С 47 по 1949 год работал слесарем на заводах Калуги и Владимира.
В 1949 году Василия призвали в армию. Его отправили на Балтийский флот, там юноша стал матросом. После этого служил радистом на Черноморском флоте, но вскоре был демобилизован. В 1953 году у парня диагностировали язву желудка, из-за чего его отправили в родную деревню. Там будущий директор сдал экзамены экстерном, чтобы получить аттестат зрелости.
После окончания школы №32 Шукшин остался там работать учителем. Он обучал детей русскому языку и литературе, а также истории. По совместительству выпускник исполнял обязанности директора, так как в учебном заведении ощущалась нехватка кадров.
В 1954 году молодой человек решил переехать в Москву. Он собрал все свои сбережения и уже на следующий день купил билет на поезд. С 1954 по 1960 год Василий учился во Всесоюзном институте кинематографии. Окончил режиссерский факультет, был одним из лучших учеников мастерской Михаила Ромма. Примечательно, что из-за необычной внешности парню предлагали поступить на актерскую специальность, но он отказался.
Работа в кино
В 1956 году Вася впервые появился на экране. Ему предложили эпизодическую роль матроса в фильме «Тихий Дон». Несмотря на то, что у персонажа Шукшина не было даже слов, эта работа стала отличным толчком для карьеры. Вскоре после этого его пригласили на главную роль в фильме «Два Федора».
В течение нескольких лет после дебюта артист снялся в десятках фильмов. Среди них такие фильмы, как «Простая история», «Когда деревья были большими» и «Золотой эшелон». Актерская карьера Василия складывалась успешно, но он всегда мечтал быть режиссером. Пытливого парня привлекала возможность самостоятельно творить и проработать каждого персонажа, чтобы увидеть полную картину происходящего на экране.
Дебют Шукшина как режиссера состоялся в 1960 году. Он снял фильм «Из Лебяжья сообщают», в котором выступил как актер, сценарист и режиссер одновременно. Критики сочли этот фильм слишком скучным и затянутым, но Василий продолжал творить.
В 1964 году вышла очередная работа режиссера под названием «Живет такой парень». Он написал сценарий для этого фильма, черпая вдохновение из собственных историй. Картину высоко оценили критики, зрители тоже были в восторге. Позже Шукшин получил за нее Гран-при Международного фестиваля в Венеции.
Всего за свою жизнь режиссер снял шесть фильмов, сыграл главные и эпизодические роли в 30 фильмах. Последний фильм Шукшиной появился на экранах в 1974 году, назывался он «Калина красная». Эту работу также высоко оценили критики, она была отмечена несколькими престижными наградами. Фильм неоднократно демонстрировался на международных фестивалях.
Достижения в области литературы
Еще во время службы в армии Шукшин начал писать рассказы, которые были восторженно восприняты его коллегами. Поступив во ВГИК, он начал рассылать по печатным изданиям свои сочинения. В 1958 года его произведение «Двое на телеге» было опубликовано в журнале «Смена».
Литературный дебют остался незамеченным. Из-за этого Василий временно прекратил рассылать свои сочинения. Но вскоре он возобновил писать, и не зря. В начале 60-х его рассказы стали регулярно публиковаться в различных журналах. Затем вышли произведения «Светлые души», «Правда» и «Степкинская любовь».
В 1963 году при поддержке издательства «Молодая гвардия» вышел первый сборник Шукшина. Он назывался «Сельчане». В том же году вышли композиции «Гринька Малюгин» и «Классный водитель», ставшие впоследствии основой для сценария фильма.
Чаще всего Василий Макарович писал рассказы, стихи и рассказы. За всю свою жизнь он опубликовал всего два полноценных романа. Первый из них назывался «Любавины», он вышел в 1965 году. В 1971 году свет увидел второй роман «Я пришел освободить вас». Шукшин намеревался снять фильм по одноименному сценарию, но не успел.
Семья и дети
У писателя была только одна официальная жена. Он был очень молод, когда познакомился с Марией Ивановной Шумской. Отношения влюбленных складывались прекрасно, но расстались прямо в день свадьбы. Мария отказалась ехать с Василием в столицу, он отправился в путешествие один.
Через несколько лет Шукшин вернулся в родную деревню, но только для того, чтобы попросить развод. В Москве он встретил другую женщину. Шумская отказалась разводиться с мужем, до конца жизни они были официально вместе. Из-за этого режиссер даже изобразил потерю паспорта.
Новой возлюбленной Василия стала дочь известного писателя Виктория Сафронова. В 1965 году она родила писателю дочь Екатерину. В то время их отношения разладились, Шукшин влюбился в Лидию Александрову. Несколько лет пара жила в гражданском браке, но потом рассталась из-за неверности и пристрастия к алкоголю со стороны мужа.
Во время съемок фильма «Какое оно, море» Василий встретил любовь всей своей жизни — Лидию Федосееву. Сначала он пытался встречаться с двумя женщинами одновременно, но в итоге предпочел новую возлюбленную. Они стали жить вместе, Лидия даже вышла за него замуж. Поскольку она уже была известной актрисой, женщина решила оставить двойную фамилию. Федосеева-Шукшина была рядом с мужем до самой его смерти.
Почти все женщины в жизни режиссера стали известными актрисами. Зрители помнят и любят фильмы с участием Лидии Федосеевой-Шукшиной, а также их дочерей, Марии и Ольги, с Василием. Также ходили слухи о романе Василия с актрисой Нонной Мардюковой, но они не подтвердились.
2 октября 1975 года Василий Макарович скончался в результате длительной борьбы с язвой желудка. Его сердце перестало биться во время съемок фильма «Они сражались за Родину» в каюте теплохода «Дунай». 7 октября актера похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. Его именем посмертно названы Драматический театр и улица в Барнауле. С 1976 года в селе Сростки регулярно проводятся Шукшинские чтения памяти известного режиссера.
Краткое сообщение о личной жизни и творчестве Василия Шукшина для детей 2, 3, 4, 5, 6, 7 классов
Шукшин, вкратце, родился в 1929 году в Бийском районе Алтайского края, пос. Стростки. Мать и отец родились, выросли и жили там же, где родился мальчик. О них говорили, что семья Шукшен, крестьяне-единоличники, или, как еще говорят, семья со средним достатком. Во время коллективизации родители были вынуждены вступить в колхоз.
Отец Василия, Макар Леонидович, работал в колхозе механизатором, пользовался уважением среди односельчан, но это не имело значения, так как Макар Васильевич был арестован и репрессирован в 1933 году. Семья осталась без главы колхоза. семья, единственный кормилец. Матери Шукшина на тот момент едва исполнилось 22 года, и на руках у нее было двое малолетних детей. Часто она думала о том, чтобы отравиться и отравить детей, настолько это было тесно и невыносимо. Но Мария справилась с собой, и решила, что жить ей нужно, пусть из-за детей, но нужно. В результате она снова выходит замуж. отчим оказался добрейшим человеком. Он очень любил мать Василия. В то тяжелое время только искренний любовник мог жениться на вдове с двумя хвостами.
Позже, в своих произведениях, посвященных отчиму, он называет его своим вторым отцом. Но судьба принесла Марии еще одно испытание. Муж ушел на фронт и не вернулся, вскоре женщина снова овдовела. Так маленький Шукшин стал главой семьи, единственным кормильцем. Очевидцы и о Шукшине, краткая биография, вкратце рассказали нам, как мальчик в детстве требовал, чтобы сверстники называли его только Василием, а не Васеком и т. д. Проучившись семь лет, Шукшин ушел учиться в техникум, но так, чтобы семья чтобы не умереть с голоду, Василий оставил учительство и пошел на заработки, устроившись рабочим в трест.
В 1949 году Шукшина забрали в ряды войск. По распределению Василий попал в Севастополь, на Черноморский флот. Только вот досидеть срок не удалось, его выписали по состоянию здоровья. По прибытии из армии Шукшин последовал в Москву, покорять столицу. Но сначала он покорил ВГИГ, став его студентом.
Шукшин, короче, пытался сочинять еще студентом, когда учился во ВГИКе и был директором факультета. Дебют его творчества пришелся на 1961, когда в журнале «Октябрь» были напечатаны очерки «Правда», «Светлая душа» и др. А уже через пару лет после публикации в журнале эти самые работы вошли в сборник «Селяне». Рассказы «Крутой водитель» «Гринька Малюгин», которые позже трансформировались в сюжеты для кино «Живет такой парень». Шукшина, краткая биография, и в то же время столь богатая открытой позицией противодействия нововведениям, которая привела к раскрытию темы Советской власти в Сибири в романе «Любавины».
Всеобщее признание к Шукшину пришло после выхода книги и фильма «Калина красная», которые написал Шукшин и сам сыграл главного актера. Вообще Шукшин, короче говоря, мастер режиссуры, несравненный актер, прозаик, драматург, который и писал, и исполнял главные роли в фильмах по собственным сценариям разных направлений и жанров. Об этом свидетельствуют его рассказы «Земляки», «Беседы при ясной луне» и «Персонажи». А 02.10. В 1974 году Василий Макарович неожиданно для всех умер, как раз в тот момент, когда на теплоходе «Дунай» снимали постановку «Они сражались за Родину». Бездыханное тело Шукшина нашел близкий друг Буркова.
Поэт, режиссер и драматург похоронен на Московском Новодевичьем кладбище.
Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края. Вырос в семье середняка. В период коллективизации отец Шукшина был арестован, а затем расстрелян.
Будущий писатель окончил семилетку и поступил в автомобильный техникум в Бийске. Проучившись менее трех лет, юноша решил бросить образование и пошел работать в колхоз, чтобы прокормить семью. В 19В 46 лет Василий покинул родную деревню и переехал в Калужскую область, где устроился слесарем на тракторный завод. Потом Шукшин работал во Владимире и в Подмосковье, пока не пришла повестка в армию. Ему довелось служить матросом на Балтийском флоте, а позже Василий стал радистом.
В эти годы Шукшин пробует писать рассказы, которые в свободное время рассказывает коллегам. В 1953 году у Василия обнаружили язву желудка, и он был уволен в запас. Молодой моряк вернулся в родную деревню, где экстерном сдал экзамены и устроился в местную школу учителем русского языка.
Но заветной мечтой Шукшина было кино. Василию удалось поступить во ВГИК на режиссерский факультет. Во время учебы молодой автор продолжал писать рассказы, которые рассылал во многие журналы.
В 1956 году Шукшин сыграл совсем крошечный эпизод в фильме С. Герасимова «Тихий Дон», а через два года дебютировал в главной роли в фильме М. Хуциева «Двое Федоров». В это время в журнале «Смена» был опубликован рассказ Шукшина «Двое на телеге». В 1963 года впервые вышел его сборник «Селяне».
Первый режиссерский проект Шукшина — художественный фильм «Живет такой парень» вышел в 1964 году. Этот фильм имел большой успех у публики и получил Гран-при Венецианского международного кинофестиваля. Через два года Шукшин завершил работу над фильмом «Твой сын и брат». Картина получила Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. В это же время писатель издал сборник рассказов «Там, вдали».
За свою актерскую карьеру Василий Макарович сыграл около 30 ролей в кино. В шести фильмах он выступил как сценарист и режиссер. Его перу принадлежит около сотни рассказов, вошедших в сборники «Беседы при ясной луне», «Земляки», «Там, вдали». Шукшин написал киноновеллы «Позови меня в светлую даль», «Точка зрения», «Калина красная», «До третьих петухов», «Энергичные люди», исторические повести «Любавина», «Я пришел дать вам свободу », а также множество пьес и сценариев. Творческий путь Шукшина был удостоен звания Заслуженного артиста РСФСР.
2 октября 1974 года писатель, режиссер и актер погиб на съемках своего нового фильма «Они сражались за Родину».
В своих произведениях Шукшин часто сравнивал жизнь сельчан и горожан, использовал красочную разговорную речь, подробно описывал жизнь земляков. Поскольку сам он родился и вырос в деревне, проблемы крестьянской жизни были ему хорошо известны.
Сюжеты произведений писателя достаточно просты — это обычные сцены из жизни. Но главным мотивом творчества Шукшина является не внешний антураж, а совокупность мудрости, чувств и душевных порывов. Сюжет служит лишь поводом для начала разговора.
Из-под пера автора вышла оригинальная галерея русских людей. литературные герои Шукшина всегда естественны и живы. Иногда они стихийно протестуют против обыкновенного болота, абсурдности жизни. Но именно в этом протесте писатель находит проявление духовного начала личности. Шукшин не идеализирует героев своих рассказов и рассказов. Среди них много незадачливых мудрецов-мечтателей, людей со странностями и чудачествами. Нередко для литературного исследования автор изображал человека в период его упадка сил, эмоционального напряжения.
Литературный язык Шукшина богат и самобытен. Речь персонажей полна диалектов и «неправильных» слов. Но часто в самих авторских высказываниях трудно уловить грань между разговорной и литературной речью. Эта грань постоянно размывается неологизмами, сленгом и просторечием, что придает произведениям яркость и оригинальность. Для раннего творчества Шукшина характерно обилие метафор, близких к народной поэтике.
Рассказы Василия Макаровича часто носят нравоучительный характер, им свойственна лаконичность. Но простота и лаконичность изложения полны нестандартных мыслей. Автору удалось выразить основную мысль всего в паре предложений. Шукшин мог проникнуть глубоко в душу, задеть за живое. По мнению самого писателя, человек искусства должен уметь донести свою мысль так, чтобы его молча поняли. И молча выразил благодарность.
«(Extracurricular reading based on the works of contemporary writers and poets about the school and teachers)
Kvass at home
فاسيلي شوشين — مخرج روسي كبير ، وكذلك كاتب
المؤلف: إليانا بولياكوفا
الموضوع: المشاهير
4 دقائق للقراءة
الاسم الأول: فاسيلي شوشين ماكاروفيتش
تاريخ الميلاد: 25 يوليو 1929
تاريخ الوفاة: 2 أكتوبر 1974
Номер: 45 Номер
مكان الميلاد : قرية Сростки.
رجال الأعمال: ممثل ، مخرج ، كاتب
الحالة الاجتماعية: كان متزوجا رسميا مرة واحدة و 2 الزناج الية
محتوى
- سيرة
- طفولة
- شباب
- سون0235
- مهنة
- الفاعل
- إخراج
- كاتب
- ذروة مهنة المخرج
- الحياة الشخصية
- الموت
- فيلموغرافيا
- قائمة المراجع
سيرة
طفولة
ولد فاسيلي شوشين في 25 يوليو 1929 في قرية Srostki (إقليم ألتاي). لم تكن طفولة فاسيلي غائمة. تم إطلاق النار على والده أثناء التجميع метр واесть أثناء التجميع وتعليم ابنه وشقيقته الصغيرة سقطت بالكامل وشقيقتاف الصغيرة سقطت بالكامل على أكتاف وال секретивный عاشوا بشكل سيء حتى سرعان ما تزوجت الأم مرة ثانية وغيرت لقبها إلى كوكي. منذ ذلك الحين أصبح العيش أسهل ، حيث ظهر معيل آخر في الأسرة.
Дата 1943 года ثم يذهب إلى Бийск ويدخل في كلية السيارات.
شباب
لم تخرج فاسيلي شوكشين من الجامعة بعد دراستмышо يعود إلى قريته الأم ، حيث يعمل في مكان الإقامة في المزرعة الجماعية. وفي 1947-1949 وفي مختلفة: كالوغا وفلاديا في
لم تذهب الحرب إلى فاسيلي ، وفي عام 1949 تم استعائه للخدمة في البحرية. خدم فاسيلي كبحار ومشغل راديو في أسطول بحر البلطيق والبحر الأ® بحر البلطيق والبحر الأسود خ وخلال خدمته أصبح الأا بالألال خدمته أصبح مهتمًا بالألال خدمته أصبح الأا بالألال خدمته أصبح االأا بالأ вероятно. Бесплатно
في عام 1953 أصبح مرض المعدة فجأة يشعر به. اتضح أن فاسيلي كان لديه قرحة. اعترفت اللجنة بأنه غير قادر على مواصلة خدمتзор قادر على مواصلة خدمتзор اادر على مواصلة خدمتзор الإضية ، وتم إرسال فاسيلшли إلى الاحتياطي.
سن البلوغ
بعد طرده من الخدمة ، عاد فاسيل опрометчивый وبعد ذلك بقليل يصبح مدير المدرسة. لكن فاسيلي لا يغوي حياة شخص بسيط في قريته الأم. شعر أنه قادر على احتلال العاصمة وكان قادرًا على المزيد.
لهذا السب либо ذهب إلى موسكو لدخول vgik في عام 1954. دخل قسم كتابة السيناريтите ثم انتقل إلى قسم اليناريو ،م انتقل إلى قسم التنا которым. في عام 1960 ، تخرج بنجاح. أثناء دراستهم ، نشروا أولاً قصّة Шукшин القصيرة «اثنان على عربة» في مجلة «Перемена».
مهنة
الفاعل
بدأت بداية مسيرة فاسيلي شوكشين كمثل خلال دراسته. في عام 1956 ، حصل على دور حجاب في فيلم «Quiet Flows the Don» ، وبعد أن كان ينتظر الدور الرئيسي في فيلم «Two Fedor» عام 1958.
إخراج
ولكن بالفعل في عام 1963 بدأ Шукшин العمل كمخرج في البيت المركزي للشباب. بالفعل في عام 1964, صدر فيلمه الأول ، الذي صنعه Шукшин على أساس قصته. كان يسمى الفيلم «مثل هذا الرجل يعيش». تلقى الفيلم مراجعات جيدة واستقبله الجمهور بحرارة.
كاتب
لم يتوقف فاسيلي شوكشين عن كتابة القصص ف وفي عام 1963 ، تم نشر قصين في مجلة عام 1963 ، تم نشر قصين في مجلة عام 1963 ، تم نشر قصين في مجلة عام 1963 ، تم نشر قصين في مجلة عام 1963 ، تم نشر قصين في مجلة عام 1963 ، تم نشر قصين في مجلة عام 1963. في نفس العام ، تم نشر كتابه الأول «سكان الريف».
شعرت كما لو أن الكاتب عاش مشاعر الأبطال ورآهم بعيونه. № 1973 ، تم نشر مجموعة من القصص القصيرة «الشخصيات» ، وتم عرض مسرحيته «الشعب النشط» في المسرح.
ذروة مهنة المخرج
1973-1974 гг. في تلك السنوات نفسها ، بدأ تصوير فيلمين «قاتلوا من أجل الوطن» و «نهر الدانوب» ، لكن لسوء الحظ ، لم يصنع فاسيلي شوكشين هذه الأفلام أبدًا حتى النهاية.مات من احتشاء عضلة القلب.
الحياة الشخصية
في عام 1955 ، تزوج فاسيلي شوكشين أولاً من زميله ماريا إيفانوفنا. التقيا ماريا في شبابهم ، ولكن العلاقات بينهما بدأت بعد سنوات. عملت ماريا كمدرس في مدرسة ، حيث بدأ Шукшин في وقت لاحق للعمل. لكن لسوء الحظ ، لم ينجح هذا الزواج.
كانت ماريا خائفة من عدم اليقين من الانتقال إلى موسكو لذلك بقيت الفتاة فيكو ل لذلك بقيت الفتاة ف нибудь القرية للكلك بقيت الفتاة القرية لтей عد الفتاة ال тит трите عдения عد الفتةемило. لكنه لم يعد أبدا. في عام 1957 فقط كتب لها رسالة تطلب فيها الطلاق ، وقد رفض. ونتيجة لذلك ، تمكن Шукшин من التخلص من الزواج المثقل بفقدان جواز سفره.
في عام 1963 ، التقى مع فيكتوريا سوفرونوفا ، ابنة الكاتب أناتولي سوفرونوف. ولدت كاترينا شوشينا في اتحادهم عام 1965.
ولكن بالفعل في عام 1964 ، بدأ فاسيلي في التواصل مع الممثلة الشابة ليديا ألكساندروفنا ، التي لعبت الدور الرئيسي في فيلمه «مثل هذا الرجل يعيش». قريبا ، يصبح التواصل رواية ، ومنذ عام 1965 كانوا يعيشون في زواج مدني. الزواج لم يكن طويلا. قررت ليديا المغادرة ، لأن فاسيلي أساء استعمال الكحول وخدعها باستمرامرال.
منذ عام 1966 يلتقي فاسيلي مع ليديا فيدوسييف. لقد تجرأ بين اثنتين من ليديا لفترة طويلة ، دون أن يعرف أيهما ная يبقى ، ولكن النهслужи либо الтре Как الтре Как тит الтре Как الтре Как الтре Как тит الтре Как тит الтре Как الтре Как الтреigdغوالтре Как الтре Как тит الтре Как الтре Как الтре Как тит الтре Как الтре Как الтре Как тит الтре Как الтре Как الтре Как الтре Как الтре Как الтре Как الтре Как الтре Как الтреigted الтре Как الтреigted الтре Как الтреigted الтре Как الтреigted الهслужигло الтре Как الтре Как الтреigtdغوالтрите —
المو степени
حتى أثناء خدمت في البحرية بدأ فاسيلي يعاني من مشاكل четик بطنه. اكتشف المجلس الطبي قرحة في المعدة ووجد أنه غير قادر على مواصلة الدمخ.
كما لاحظ فاسيلي ، حدثت مثل هذه المشاكل بسبt أقرب إلى الحياة الناضجة ، انخرط فاسيلي في الناضجة ا انخرط فاسيلي في الكحول انخرط فاسيلي في الكحول و ولكن انهار في بعض الأحيان و ونتيجة لذلك تفاقم الميان ، ونتيجة لذلك تفاقم الميان و ونتيجة لذلك تفاقم الميان و ونتيجة لذلك تفاقم الميان و ونتيجة لذلك تفاق|
خلال تصوير فيلم «Red Viburnum» ، كانت المضبوطات قوية جدًا لدرجة أن فاسيليل لم يستطع الاзнес on itse ل?acebреди ليلية لية четрои ليلية № يية Щедент أا Щедент أا тение أا Щедеми أيلية ليзнес جد الاшлиона لاسيليل ليзнес عد عامправ لعيليل ответствент وأثناء تصوير أحدث أفلامه ، تعذب بشكل خاص من المعدة ، ما تسب либо في ان المعدة ، مما تسب либо في احتشاء عضلة القلب ، والذي توفيجةاء ذلة القلب و والذي توفيجةاء لذ.