Грибоедов краткая биография интересные факты: Александр Грибоедов — биография, факты, фото

Интересные факты из жизни Грибоедова

 

Александр Сергеевич Грибоедов — известный русский писатель-классик, который жил в начале девятнадцатого века. Он прожил короткую, но очень интересную жизнь.

 

 

  • Во-первых, Грибоедов был личностью крайне разносторонней. За свою недолгую жизнь (писатель погиб в возрасте 34 лет) он успел сменить множество профессий. Основным родом его деятельности была дипломатия, однако Грибоедов также попробовал себя на литературном и музыкальном поприщах;

 

  • Сам по себе Грибоедов являлся очень талантливым человеком. Он не просто себя в различных сферах деятельности, но и добивался в них реального успеха;

 

  • Александр Грибоедов поступил в университет, когда ему было всего 11 лет. Окончил он его всего два года спустя. Таким образом уже в тринадцатилетнем возрасте будущий писатель стал дипломированным специалистом;

 

  • В семнадцатилетнем возрасте Грибоедов записался добровольцев в армию — как раз была в разгаре Отечественная война 1812 года. Однако поучаствовать в боях юноше так и не удалось, будущий писатель служил в тылу;

 

  •  Самая известная пьеса Грибоедова — «Горе от ума» — является источником многих крылатых фраз, которые плотно вошли в русскую культуру;

 

  • Сама история создания пьесы «Горе от ума» также довольно примечательна. Она была написана благодаря случайно стечению обстоятельств: Грибоедов упал с лошади и сломал руку, из-за чего был вынужден отправиться в отпуск. За это время Александр Сергеевич написал комедии «Горе от ума», поскольку уже давно собирался это сделать, но время не позволяло. Он очень хотел, чтобы пьесу ставили на большой сцене,  однако ее изначально запретили печатать. Подобный ответ Грибоедова не устроил, и он принял решений завершить свою литературную карьеру. Возможно, если бы не его скоропостижная, трагическая гибель, автор бы пересмотрел свое решение на этот счет;

  

  • Сам по себе Грибоедов являлся довольно скандальной личностью. В частности он учувствовал в нескольких дуэлях (за одну из которых был отправлен в ссылку, а в другой потерял фалангу мизинца на правой руке) и даже состоял в масонской ложе;

 

  • После восстания декабристов Грибоедов был арестован по подозрению в соучастии и пособничестве. Однако эти обвинения так и не были ничем подтверждены;

 

  • Грибоедов обладал выдающимися дипломатическими способностями: именно он добился подписания мирного договора с Персией в 1828 году;

 

  • Жена писателя, Нина Чавчавадзе, была младше его на 17 лет. Примечательно, что сам Грибоедов знал ее с самого детства. Поженились они, когда девушке было всего шестнадцать лет. Всего через несколько недель после свадьбы Грибоедов был убит. Вдова хранила верность покойному до самой своей смерти, в течение почти что тридцати лет. С их браком связан еще один занимательный факт: во время венчания, собираясь надеть будущей жене на палец обручальное кольцо, Грибоедов случайно уронил его, поскольку страдал лихорадкой. Это считается плохой приметой, что, в случае с Грибоедовым, вполне себя оправдало;

 

  • Жизнь Александра Сергеевича Грибоедова оборвалась рано, внезапно и трагично: в 1829 году на русское посольство в Тегеране, где он служил, напали мусульманские религиозные фанатики, которые убили практически всех, кто там находился. 

 

Грибоедов прожил очень необычную, захватывающую жизнь, сумел реализовать себя во многих направлениях, добиться больших результатов на самых разнообразных поприщах. Если бы он не погиб так рано, то точно бы успел написать еще множество интересных произведений и поучаствовать в знаменательных политических событиях.

Добавить комментарий

Краткая биография Грибоедова А.С. — важные моменты жизни

Главная » Литература

Александр Сергеевич Грибоедов был русским поэтом, пианистом, драматургом, дипломатом, композитором и дворянином. Работал статским советником.

Содержание

  1. Детские годы
  2. Творческие наклонности
  3. Последние годы жизни
  4. Интересные факты из биографии

Детские годы

Александр был рожден зимой, 4 января 1795 года. Родной город Грибоедова Москва. Известность к поэту пришла после того, как он написал «Горе от ума». По сей день эту пьесу можно увидеть в российских театрах. Фразы из этой пьесы разлетелись на крылатые фразы.

Семья Грибоедова жила в Москве на момент рождения Александра. Они были из числа обеспеченных семей с родословной. Предком Грибоедовых был Ян Гржибовский, который еще в начале XVII века покинул Польшу и перебрался в Россию. Грибоедовы это самобытный перевод фамилии их предка.

Отцом Александра был отставной секунд-майор, Сергей Иванович Грибоедов. Мать Грибоедова до замужества тоже носила такую фамилию. Она была представительницей смоленских Грибоедовых.

Семья его матери была богаче и знатнее, нежели отца. Александр был не единственным ребенком у своих родителей. У него была сестра Мария. По мужу носила фамилию Дурново. Брат Павел скончался еще будучи младенцем.

Грибоедов женился на дочери известного поэта и княжне Нино Чавчавадзе. Они находились вместе достаточно короткое время, после чего тот отправился в Иран, так как был назначен послом.

Творческие наклонности

Еще ребенком, Александр был необычайно развит и серьезен. В возрасте 6 лет он мог свободно говорить на трех иностранных языках, а уже в юном возрасте на шести языках. В их числе были древнегреческий и латынь.

Согласно классификации Тынянова, Грибоедов был «младшим архаистом».  Несмотря на то, что популярность к Грибоедову пришла из-за «Горе от ума», он не истратил на этом весь свой талант.

Исследование его творческих идей дает сделать вывод о его таланте, которая может конкурировать с Шекспиром. Его прозаические произведения говорят о его развитии как своеобразного автора в литературных «путешествий».

Последние годы жизни

Как было упомянуто ранее, Грибоедов был послом в Иране. Когда Грибоедов там находился, во время нападения на посольство, он погиб. В 1829 году 30 января тысячи террористов расстреляли каждого находившегося в посольстве в тот день.

Выжил лишь один Мальцов. Он был секретарем и в то время спрятался в другом помещении. Тело поэта из-за полученных ран невозможно было опознать. Узнать Александра смогли лишь по особой примете. По следу, который он получил в дуэли с Якубовичем.

Похоронен Александр в Тифлисе на горе под названием Мтацминда, могила находится при церкви Святого Давида.

Интересные факты из биографии

Александр Грибоедов являлся разносторонней личностью, будучи успешным в разных направлениях. Большинство знают его, как автора комедии “Горе от ума”, которую до сих пор ставят в театрах России.

Произведение Александра Сергеевича описывает множество удивительных эпизодов. Кажется, что такой феномен культуры мог создать исключительно тот человек, чья жизнь была наполнена яркими, будоражащими событиями.

Жизнь Грибоедова действительно была насыщенной, о чем свидетельствуют следующие факты его биографии.

  1. Мужчина посвящал себя многим сферам деятельности. Александр любил писать стихи, сочинял музыку, изучал систему российского законодательства, право, экономику, политику, знал математические, естественные науки, свободно говорил на нескольких иностранных языках.
  2. Будучи 13-летним мальчишкой, он закончил Московский университет, где проучился всего 2 года.
  3. Во время войны 1812 года между Российской и Французской империями, Грибоедов поступил на службу в гусарский полк. Юноша трудился в тылу на юго-западе современной России.
  4. Александр славился своим непоседливым характером, а также дерзкими выходками: он мог заявиться на праздник верхом на лошади и скакать на ней по бальной зале.
  5. Во время проживания в Петербурге писатель стал участником шумных скандалов. Один из таких скандалов закончился дуэлью графа Завадовского и кавалергарда Шереметьева из-за балерины Авдотьи Истоминой.
  6. Грибоедов выступал в роли секунданта Шереметьева, поэтому должен был сражаться с Александром Якубовичем после главных противников, однако ввиду ранения кавалергарда сражение перенесли.
  7. В 1816-ом Александр Сергеевич вошел в ряды масонов и стал посещать тайные собрания в масонской ложе.
  8. Осенью 1818 года состоялась дуэль с Якубовичем. Александр Иванович выстрелил и попал в кисть левой руки противника. В результате выстрела, Грибоедов лишился фаланги мизинца.
  9. После смерти поэта, его жена, Нина Чавчавадзе, опознала среди предъявленных ей погибших, тело собственного мужа. Она ориентировалась на кисть левой руки и нашла супруга по короткому пальцу.
  10. Написанию знаменитого произведения “Горе от ума” способствовала интересная ситуация, произошедшая в жизни автора. Александр упал со своего скакуна и серьезно травмировал руку. Время, отведенное на выздоровление и заживление раны, мужчина потратил на написание комедии.
  11. В 1825 году Грибоедов был арестован. Его подозревали в незаконной деятельности.
  12. В феврале 1828 года Россия и Персия заключили мир. По словам военачальника Ивана Паскевича, именно Александр способствовал подписанию мирного договора. После данного заявления, Грибоедов, по воле российского императора, стал послом и залогом доверенных отношений с Персией.
  13. Автор и дипломат был старше своей супруги на 17 лет. Нина Чавчавадзе приходилась дочерью близкого друга мужчины. Когда Грибоедов сделал своей возлюбленной предложение, ей исполнилось всего 16 лет, однако возраст не помешал их крепкой любви.
  14. На свадебной церемонии жених разнервничался и уронил обручальное кольцо. Приглашенные на мероприятие посчитали это дурным знаком.
  15. Грибоедов активно поддерживал общение с другими писателями и имел с ними хорошие отношения.
  16. 1829 год стал годом потерь для многих граждан, среди которых оказалась и Нина Александровна Чавчавадзе. Территория Тегерана, принадлежавшая Российской империи, подверглась нападению мусульманской религиозной организации. От руки бунтарей погибла большая часть русских, в том числе и Александр Сергеевич Грибоедов.
0

Создан на

«Горе от ума» А.С. Грибоедов

Проверь себя, внимательно ли ты прочитал/а комедию Грибоедова «Горе от ума», выполни тест.

1 / 15

В какой период истории происходят события, описанные А. С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума»?

В 20 веке;

В 19 веке;

В 18 веке;

В 17 веке;

2 / 15

Кому из героев пьесы принадлежат слова: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»?

Молчалину

Фамусову

Скалозубу

Чацкому

3 / 15

Что связывало Софью и Чацкого?

Они учились у одного преподавателя музыки

Чацкий был кузеном Софьи

Они были друзьями детства

Софья и Чацкий виделись до описанных в пьесе событий всего раз — на званом вечере

4 / 15

Кто из присутствовавших на вечере у Фамусова сказал, что Чацкий «не в своем уме»?

Фамусов

Скалозуб

Софья

Молчалин

5 / 15

Почему Софья готова была утопиться, лишь бы не выходить замуж за Скалозуба?

Потому что Скалозуб был очень некрасив

Скалозуб был слишком глупый

Скалозуб не умел хорошо одеваться

Скалозуб был пьяницей

6 / 15

Кто из героев пьесы по сюжету произведения оказался участниками «любовного треугольника»?

Чацкий, Молчалин, Софья

Скалозуб, Лиза, Чацкий

Софья, Фамусов, Молчалин

Фамусов, Скалозуб, Лиза

7 / 15

Почему Лиза была уверена, что у отношений Софьи и Молчалина нет будущего?

Лиза знала, что Софья любит другого

Лиза как-то услышала разговор, что Фамусов собирается выдать дочь за знакомого чиновника

Молчалин был слишком некрасив для Софьи

Лиза считала, что Фамусов не выдаст дочь за небогатого и незнатного человека

8 / 15

Почему Софья оттолкнула Молчалина и приказала ему покинуть дом Фамусова?

Девушка узнала, что Молчалин уже женат на другой

Молчалин отверг Софью, после того как девушка призналась ему в любви

Девушка узнала, что Молчалин банкрот

Софья случайно услышала, что Молчалину намного милее Лиза

9 / 15

Какое умение Фамусов считал особенно важным для достижения высокого положения в обществе?

Умение со всеми быть в хороших отношениях

Умение прислуживаться

Умение стратегически мыслить

Умение мастерски врать

10 / 15

Зачем Лиза посоветовала Софье пококетничать с Чацким?

Лиза заметила, что Чацкий влюблен в Софью и хотела ему помочь

Чтобы окружающие не заподозрили об отношениях Молчалина и Софьи

Чтобы Софья пригляделась к перспективному жениху

Чтобы Фамусов, увидев, что девушке нравится Чацкий, передумал пока выдавать ее замуж

11 / 15

Кого из героев беспокоило после отъезда Чацкого «что станет говорить (о случившемся на вечере у Фамусова) княгиня Марья Алексевна»?

Фамусова

Молчалина

Софью

Скалозуба

12 / 15

Как Чацкий назвал «век минувший», в котором жило поколение Фамусова (поколение, судившее людей по деньгам и чинам)?

Веком рабов и пресмыкающихся

Веком покорности и страха

Веком бездарности

Веком глупости и темноты

13 / 15

Что решил Чацкий, когда понял, что зря приехал к Софье, ведь для нее их детская влюбленность была только дружбой?

Молодой человек собирается уйти в монастырь

Чацкий решает жениться на дочери знакомого помещика

Чацкий собирается устроить общественный переворот

Чацкий решает покинуть Москву навсегда

14 / 15

Что, по мнению Чацкого, прикрывало отсутствие нравственности и ума в обществе Фамусова?

Количество полезных знакомств

Эрудированность

Величина имений

Мундир

15 / 15

Какой основной конфликт пьесы Грибоедова «Горе от ума»?

Конфликт отцов и детей;

Внутренний конфликт личности, поиск истинного пути.

Конфликт между долгом перед отечеством и личными интересами;

Конфликт между представителями нового поколения дворян и обществом с устаревшими ценностями;

Ваша оценка

Читайте также

Лермонтов М.Ю. — краткая биография
Краткая биография Лермонтова М.Ю. Очень кратко про основные моменты жизни к уроку литературы или для читательского…

 

Биографии Биографии Г

Ух ты, кнопочки! Надо жать!

Интересные факты из жизни Грибоедова А.С.

Жизнь и творчество Грибоедова А.С. — изучены недолго, но достаточно ярко. Этот человек занимает особое место в русской литературе и истории. Он заслуженно признан одним из образованнейших людей начала XIX века, крупным дипломатом-международником, новатором в области литературы, в частности классика комедии.

Сегодня не проблема найти информацию о том, как складывался путь дипломата и поэта. Поэтому в этой статье мы обсудим только самые интересные факты из жизни Грибоедова.

Образование

Казалось бы, что можно найти необычного? Обязательный атрибут любого джентльменского образа: домашнее обучение, интернат или университет.

Грибоедова с детства отличалась невероятной настойчивостью и стремлением к знаниям. Мать пригласила для работы с детьми очень образованного человека И. Петросевича, в доме часто бывал профессор. Они заложили в мальчике прочный фундамент для дальнейшего обучения. В детские годы, да и в жизни, Грибоедов отличался тягой к языкам и литературе.

Итак, в шесть лет он говорил на трех языках. Вначале этот список удвоился. Помимо французского, английского, немецкого и итальянского, он владел латинским и греческим языками. Позже, в связи с положением дипломата и частыми поездками на Восток, А. Грибоедов изучал грузинский, турецкий, персидский, арабский языки.

Невероятные успехи в учебе:

  • 1803 — дворянский пансион при Московском университете;
  • 1806 – филологический факультет того же университета;
  • 1808 – кандидат филологических наук, поток морально-политического и физико-математического факультета университета.

Интересные факты из жизни музыканта Грибоедова

Другими несомненными талантами Александра были умение играть на фортепиано и способности композитора. Традиционное музыкальное обучение в детстве переросло в увлечение, которое сохраняется на всю жизнь.

Рекомендовано

LP — женщина или мужчина, и это важно?

Те, кто хоть раз удосужился познакомиться с магическим творчеством певицы LP, были безвозвратно влюблены в ее удивительную харизму, раскрепощенность и увлекательную игру на популярном ныне инструменте укулеле. Ее настоящие поклонники перестали удивляться…

Песня «Гибралтар-Лабрадор». Смыслы и образы

Песня «Гибралтар-Лабрадор» Вячеслава Бутусова стала известна широкой публике в 1997 году. Она стала частью саундтрека к известному фильму Алексея Балабанова «Брат 2». Сегодня ее слушает второе поколение поклонников русского рока. В…

Юэн МакГрегор: фильмография, биография актера

Зрители любят фильмы с участием неординарных актеров. Таким в глазах многих был Юэн МакГрегор. Его фильмография насчитывает более шестидесяти работ, причем разноплановых и многогранных. Эван с одинаковым успехом вникает в образы богатых и бедных. ..

Знакомые и друзья Грибоедова неоднократно заявляли о его «отличной игре», называли «отличным пианистом» и «большим знатоком музыки». «Садись… и начинай фантазировать», — писал П. Каратыгин. К сожалению, музыка «играет» Грибоедов музыкант, кроме двух вальсов, не сохранилась. А среди них были и сонаты, и даже мазурки, о чем известно от жены поэта, Н. Чавчавадзе и его друзей.

Записанные вальсы (назовем их ля-бемоль мажор и ми минор), по сути, были первыми музыкальными произведениями этого жанра, дошедшими до нашего времени. И сегодня они поражают публику своей артистичностью и лиричностью.

Участие в «четверном поединке»

Интересные факты из жизни А. С. Грибоедова, связанные с происшествием 1817-1818 гг. Александр жил в Петербурге на квартире графа Александра Завадовского. Последняя была безнадежно влюблена в известного артиста балета А. Истомина, находившегося на содержании у императорской гвардии В. Шереметева. Однажды после ссоры влюбленных Александр, не питая особой симпатии к молодой женщине, зашел к ней за кулисы и пригласил ее на «Чайку чая» (скорее всего, чтобы завести приятную подругу). Свидетелем их ухода из театра был сам Шереметев. ,который по совету друга хорунжего А.Якубовича,вызвал Грибоедова на дуэль.Тот отказался,но добавил,что готов стрелять со своим секундантом.Итог был «четверный поединок».Враги в нем в 1817 году были Шереметев и Завадовский.Последний был смертельно ранен, и дуэль между секундантами пришлось отложить почти на год.Грибоедов, бывший тогда секретарем русского посольства в Персии, и Якубович, сосланный на Кавказ, встречались в Тбилиси Поэт во время дуэли был ранен в левую руку Именно по этой ране опознают его тело после убийства в Персии.

Личная жизнь Грибоедова: женитьба

Молодой дипломат и известный в литературных кругах автор комедии «Горе от ума» всегда интересовался женщинами. Однако серьезных отношений у него не будет до встречи с грузинской княжной Ниной Чавчавадзе летом 1828 года в Тифлисе (Тбилиси). Он знал ее давно, но на этот раз перед ним стояла красивая девушка с добрым и чутким взглядом.

Александр практически сразу сделал Ниноле (как он ее называл) предложение. Не переставало желать изменить жизнь Грибоедова и то, что ему нужно было получить разрешение на брак из Петербурга. Пользуясь контекстом и объясняя свою поспешность необходимостью скорейшего отъезда в Персию, 22 августа Грибоедов женился. Сохранились сведения, что во время свадебной церемонии, проходившей в соборе Сиони, страдающий лихорадкой поэт выронил кольцо, что вызвало беспокойные крики присутствующих.

Молодые прожили вместе всего несколько месяцев. 9 декабря того же года Константин оставил жену в Тебризе, а сам отправился в Персию, где был убит разъяренной толпой, напавшей на русское посольство 30 января следующего года.

18 июля 1829 года в том же Сионском соборе состоялась отпевание «русского зятя», погребенного по его просьбе в Тифлисе. Нина до конца жизни хранила верность мужу, а на его могиле был установлен необычный памятник с изображением плачущей перед распятием женщины.

«Шах» — милость за убийство

Учитывая интересные факты из жизни Грибоедова, нельзя не упомянуть знаменитый бриллиант, подаренный российскому императору наследником персидского престола. Таким образом, персидский шах (имя, данное на Руси и драгоценный камень) пытался подкупить разгром русской миссии в Тегеране.

Николай I в ответ потребовал репатриации останков посла Александра Грибоедова.

БЫТЬ: https://tostpost.com/be/mastactva-zabavy/10178-c-kavyya-fakty-z-zhyccya-a-s-grybaedava.html

Германия: https://tostpost.com/de/kunst-und-unterhaltung/10178-interessante-fakten-aus-dem-leben-von-a-s-gribojedow.html

ES: https://tostpost.com/es/arte-y-entretenimiento/10184-los-hechos-interesantes-de-la-vida-de-griboedova-a-c.html

КК: https://tostpost.com/kk/ner-zh-ne-oyyn-sauy/10180-m-r-nen-yzy-ty-derekter-griboedov-a-s.html

PL: https://tostpost.com/pl/sztuka-i-rozrywka/10179-ciekawe-fakty-z-ycia-a-s-gribojedowa.html

PT: https://tostpost.com/pt/artes-e-entretenimento/10175-fatos-interessantes-da-vida-griboedova-a-s.html

TR: https://tostpost.com/tr/sanat-ve-e-lence/10184-lgin-ger-ekler-hayat-a-s-griboyedov. html

Великобритания: https://tostpost.com/uk/mistectvo-ta-rozvagi/10182-c-kav-fakti-z-zhittya-gribo-dova-a-s.html

Казимир Малевич (23.02.1879 — 15.05.1935) — Биография, Интересные факты, Известные произведения

Казимир Северинович Малевич (23 февраля 1879 г.), Киев — 15 мая 1935, Ленинград) — русский и советский художник-авангардист, основоположник супрематизма, теоретик искусства, философ.

Особенности творчества Казимира Малевича: основоположник супрематизма, всемирно известный своим «Черным квадратом», Малевич не ограничивал свое искусство беспредметной живописью, испробовав себя практически во всех модернистских жанрах и стилях, возникших на рубеже XIX-XX вв. (от импрессионизма и фовизма к кубизму и футуризму).

Известные картины Казимира Малевича: Черный супрематический квадрат, Красная конница скачет, Автопортрет.

Когда деревья были зелеными

Отец Казимира Малевича, Северин Антонович, был управляющим сахарных заводов, принадлежавших известному предпринимателю Николаю Терещенко. Он был человеком передовых взглядов, в известном смысле футуристом. Он часто водил маленького Казимира на заводы, где под механический лязг и грохот объяснял, что в будущем будут править машины. Северин Антонович не сомневался, что Казимир станет инженером или удержит линию, став знатным сахарным рафинадом.

Несмотря на профессию Северина, жизнь Малевичей не была сладкой. Они не были осыпаны богатством; кроме того, им часто приходилось переезжать с места на место. Вырос Казимир (кстати, старший из 14 детей Северина Антоновича и Людвиги Александровны Малевичей) в украинской губернии: жил на Подолии, в Белополье, в Конотопе.

Как ни трудно в это поверить, будущий автор «Чёрного квадрата» вовсе не был странным ребёнком, гонимым в этот мир космическим ветром. Он был вполне приземленным мальчиком — бойким и бойким. Ему нравилась простая деревенская жизнь. Он наслаждался жарким украинским солнцем и свекольными полями, обожал охотиться с самодельным луком и участвовать в драках деревенских и «фабричных» мальчишек, увлекался «объективом».

Описывая свое детство, Казимир Малевич сказал, что до шести-семи лет вообще не рисовал. Впечатления от окружающей действительности он сравнивал с негативами, ожидающими развития. Однажды, наблюдая, как маляр красит крышу зеленой краской, юноша испытал просветление — краска была того же цвета, что и деревья. Когда живописец ушел на обед, Казимир забрался на крышу и стал «изображать деревья». Деревья были не совсем хороши, но ощущение скольжения кустов по раскаленной крыше было так приятно, что мальчик не мог думать ни о чем другом. Страсть к рисованию овладела им внезапно и навсегда.

Рисовал тушью, карандашом, толстой кистью (купил в аптеке), самодельными красками из глины и разными порошками.

Однажды (Казимир тогда жил в Белополье) в город приехали художники из Санкт-Петербурга, чтобы работать в местном соборе. Вместе со своим другом юноша целый день простоял у собора, чтобы взглянуть на этих инопланетных художников из другого мира. «Мы ползли самым осторожным образом, на животе, затаив дыхание, — вспоминал впоследствии Казимир Малевич. — Нам удалось подползти очень близко. Мы увидели разноцветные трубочки, было очень интересно наблюдать, как художники их прижимают… нашему волнению не было предела. Мы провели там два часа».

Увидев, что сын серьезно увлекся, мать Казимира подарила ему настоящие масляные краски. У Людвиги Александровны было доброе сердце и легкая рука. Однажды она подарила скрипку Николаю Рославице, соседскому мальчику из бедной семьи. Он вырос и стал выдающимся композитором, педагогом, теоретиком музыки.

Что касается отца Казимира, то он мало рисовал — особенно ему удавались темы с козами. Однако Северин Антонович не одобрял карьеру художника: он хотел, чтобы сын освоил «достойную» профессию. «Художники все в тюрьму», — повторил он.

Как потом выяснилось, папа был прав.

Курская аномалия

В 1896 году Малевичи переехали в Курск — Северин Антонович устроился на работу в местное железнодорожное управление. Там же была работа чертежника для семнадцатилетнего Казимира. Это было ему в тягость, а рисование буквально помогало скрасить скучные будни. Один из его коллег учился рисованию в Киеве. Другой его друг, работавший на местном спиртоочистительном заводе, два года учился в петербургской Академии художеств. Вместе они составили костяк импровизированного художественного общества, к которому вскоре присоединились многие коллеги, соседи, друзья и сочувствующие. Уже тогда Казимир Малевич проявил одну из своих важнейших способностей — заражать других своими идеями и вести за собой. Однако в тот момент идея была проста: рисовать.

С приездом Малевича в городе Курске появилась вторая аномалия, так как на определенный период живопись стала чрезвычайно модным и популярным хобби. Видя, что эпидемию не остановить, власти предложили художникам помещение в железнодорожной конторе, где они оборудовали свою мастерскую. Малевич и его соратники заказывали в Москве литературу и гипсы, рыскали по окрестностям в поисках подходящей натуры, тратили сбережения на мольберты и краски.

Со временем стали даже устраивать ежегодные выставки (это были первые в истории Курска), в которых участвовали не только увлеченные искусством железнодорожники, но и известные художники из других городов.

«На смутном фоне курского бытия наш клуб был настоящим вулканом художественной жизни», — вспоминал Малевич. Конечно, местные жены не были в восторге от жизни на этом «вулкане». Наблюдая за тем, как их мужья предаются этому необычному увлечению, забывая о домашних обязанностях и карьере, они вздыхали: «Лучше бы он выпил и закурил».
Казимир Малевич женился в 1901 году. Его избранницей стала Казимира Зглейц, дочь местного врача. Вскоре после свадьбы у них родился сын, а через год отец Казимира – Северин Антонович – умер от сердечного приступа. Эти события привели к парадоксальному эффекту: как старший мужчина в семье Казимир вдруг почувствовал себя свободным и направился в Москву. «Мои друзья были встревожены этим смелым поступком, — писал он. — Но их жены были чрезвычайно счастливы».

В пользу революции

Казимир Малевич четырежды подавал документы в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, и каждый раз ему отказывали. Он не был обескуражен. Он жил в коммуне художников в Лефортово, учился в мастерской Федора Рерберга, а летом уезжал на заработки в Курск. Денег не хватало не только на то, чтобы перевезти семью в Москву (у супругов родилась дочь 1905 года рождения), но часто даже на еду. По воспоминаниям Ивана Клюнькова (друга художника, они познакомились в мастерской Рерберга), однажды Малевич попал в больницу, потеряв сознание от голода. Поскольку Казимир проявлял абсолютное благодушие по отношению к «пищевому аспекту», то энергичная Людвига Александровна взяла все бытовые вопросы в свои руки. В 1906 сняла пятикомнатную квартиру в Москве, увезла туда дочерей, внуков и невестку. Она также арендовала столовую, но семейный бизнес был на грани краха после того, как столовую ограбил наемный повар. Однако даже в относительно благополучные времена Казимир Малевич продолжал жить в коммуне, так как никогда не был примерным семьянином.

Наконец Казимира забрала детей и ушла.

Малевич продолжал презирать «продовольственный бизнес», воплощая классический образ голодного художника. Он лихорадочно работал, считал себя социалистом, восторженно приветствовал революционные события. Баррикады манили его и на улицах, и в искусстве.

Малевич примкнул к революционному движению в 1905 году, когда (по его словам) с револьвером в руке воевал на Красной Пресне. Казимир Малевич никогда не был чересчур аккуратным летописцем, но факт остается фактом: у него определенно были знакомства в кругах профессиональных революционеров.

Что касается картины, то тут события тоже развивались стремительно и драматично. Приехав в Москву поклонником Шишкина и Репина, Малевич вскоре почувствовал жажду реформ. Коротко он назвал Серова «неумелым толкателем кистей», Репина охарактеризовал как «капитана тупой пожарной команды, гасящего все новое». Он дружил с горлопанами-футуристами, ходил по Кузнецкому мосту с деревянными ложками в петлицах, писал белые стихи.

Однако, в отличие от многих своих коллег, Малевич шокировал не ради самого шока — вместо этого он что-то искал. Искренний необразованный варвар, увидев странное течение в искусстве, бросился туда, как большой и сильный ребенок, к новой игрушке. Он бросал вызов долговечности, коверкал, доводил до абсурда, ломал. К тому же, нарушив его, он терял интерес и шел дальше, всегда уводя часть стада. И, конечно же, какую-то вырванную с корнем полезную деталь он таскал на бедре. Каждый период жизни Малевича чем-то обогащал его или даже вооружал. В период почитания Репина (а позже и в мастерской Рерберга) он овладел техникой. Занимаясь импрессионизмом, он обрел творческую свободу. Буйные эпилептические краски были взяты из фовизма, а геометрическая строгость линий и форм — из кубизма. Парадоксальную логику нелогичного он заимствовал у футуризма. Список следует.

В дальнейшем мастер мистификаций Малевич будет трансформировать свою творческую биографию, добавляя черты эволюции: от импрессионизма к любимому детищу — супрематизму. По этой причине, например, он датировал свои поздние импрессионистские работы началом 1900-х годов, чтобы не было сомнений, что он с самого начала шел вперед и знал, что ищет. Так или иначе, в 1915 году он добрался и нашел его.

Черный квадрат, красный угол

В 1913 году Малевич создал футуристическую оперу «Победа над солнцем» — образец претенциозного и робкого «нового искусства», которое запоминается исключительно своими эскизами и декорациями. Среди прочего, Малевич изобразил за кулисами черный квадрат, который олицетворял собой, грубо говоря, торжество техники, победу человека над природой, рукотворного над природным, рационального над спонтанным, электрического над солнечным.
Пробная попытка осталась незамеченной.

Через два года Казимир Малевич зажег свое черное солнце во всю мощь, представив самый известный из всех своих «Черных квадратов» на выставке «0, 10» в Петрограде.

«Живописный манифест супрематизма», не случайно повешенный Малевичем в красном углу, произвел фурор. Он разделил реальность на «до» и «после» «Квадрата». Эта черная дыра поглотила другие картины Малевича, некоторые из них гораздо интереснее. Отныне он был автором скандальной авангардной иконы и никем другим. Магия Квадрата распространялась на всех. Были и те, кто молился перед ним, и те, кто проклинал его. Только что прошедших было немного.
Ажиотаж подкреплялся тем, что выставка «0, 10» проходила в атмосфере не дружеского соперничества.

При всей своей оригинальности Казимир Малевич был человеком трезвомыслящим. Он не питал иллюзий, зная, что черный квадрат (или круг, или крест) могут нарисовать многие. Покопавшись в супрематизме, он сформулировал его законы и принципы и летом 1915 года написал 39 полотен с намерением никому их не показывать до открытия выставки. Идея «фигуративной живописи» витала в воздухе, многие его адепты работали в этом направлении, поэтому доказать авторство нового направления целой области было бы, пожалуй, трудно.

Примерно за три месяца до выставки «0, 10» к Малевичу заехал ее организатор, художник Иван Пуни. Он видел все.

Встревоженный Малевич срочно написал и опубликовал статью «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». В своем письме к издателю Михаилу Матюшину он просил «окрестить его и предупредить об авторских правах», сказав ему разорвать письмо.

Наконец, организаторы запретили использовать слово «Супрематизм» не только в названии выставки, но и в каталогах выставки. Когда его завистливые коллеги-кубисты узнали, что Малевич отныне намерен стоять особняком, они поставили вывеску «Комната профессиональных художников», указав Малевичу его место «любителя».

Так или иначе, Малевич остался в истории искусства как изобретатель супрематизма.

Дело было не только в тщеславии. Малевич знал, что нашел нечто большее, чем новое художественное направление — он создал новую религию, новый миропорядок, новый способ общения со Вселенной. Более того, он чувствовал свою ответственность.

Так что же революционного было в супрематизме вообще и в «Черном квадрате» в частности? Если упрощать до предела, то это будет прежде всего пресловутая новая искренность. Суть ее снайперски точно сформулировал биограф Малевича Ксения Букша: «Когда ты меня рисуешь, то рисуешь не меня, а рисунок меня, — пишет она. — Когда рисуешь черный квадрат, получается черный квадрат».

Это была попытка нанести на предметное стекло саму эссенцию, очищенную от всего лишнего. Опыт определенно интригует. Он также пугает своей завершенностью. В конце концов, если вы выиграете солнце, что вам делать дальше?

Оставалось объяснить, научить, проповедовать.

Слово и дело

Именно Малевич ввел слово «супрематизм» (от лат. suprem — превосходство). Первоначально оно означало превосходство цвета над остальными элементами. Позже появился и другой смысл — доминирование над другими течениями, вершина эволюции в искусстве. Беспредметные геометрические фигуры, цвет, существующий сам по себе, энергия, рождающаяся от их взаимодействия, и ничего более. Если Серову и другим «неумелым кисточкам» розовый цвет был нужен для изображения, например, персика, то Малевича интересовало розовое мерцание без персиков, девушек, веса, морали, добра, зла и прочей экзистенциальной шелухи.

Экстатическое переживание во время работы над «Черным квадратом» Казимир Северинович описал в очень своеобразном стихе: «Мчались миллионы полос. Зрение мое было слабым, не в силах осязать окружающие меня места. Я не мог видеть. Глаз умер. в новых взглядах». То есть супрематик должен был в чем-то ослепнуть, чтобы сверлить вселенную рентгеновскими лучами интуиции, не обращая внимания на уловки разума.
Конечно, его теории выходили далеко за рамки истории искусства.

В работе «Супрематизм. Мир как беспредметность или Вечный покой» Малевич писал: «Порабощенный идеей практического реализма, человек желает сделать всю природу идеальной для себя. Таким образом, весь содержательный, научно обоснованный, практический реализм и вся его культура принадлежит идеалистическим идеям никогда не осуществимым… Отсюда мне совершенно ясна буря гнева и войны, колючая проволока, удушающий газ, самоубийства, плач, скрежет, грусть и меланхолия поэтов, художников , техники — все эти материалисты, стремящиеся поймать беспредметное и заключить его в свои физические объятия».

Трудно не заметить, что идеи Казимира Малевича во многом созвучны буддийским верованиям. Его образованные товарищи указывали ему на некоторое сходство с восточными мистико-философскими учениями. Он не принимал во внимание и хвастался собственным определением «безкнижного», уверял, что сам все может постигнуть.

Говоря о супрематизме, Малевич старательно избегал слова «философия». Он также не использовал ярлык «религия», потому что и то, и другое считалось им чисто субстантивным и «пищевым» проявлением.
Легко заметить противоречие между его словами и действиями. Кажется, Малевич не совсем понял, что, рисуя беспредметное, он создает ПРОИЗВЕДЕНИЯ искусства; что бесполезность логики он объясняет самой логикой; что Природа и Космос не нуждаются в пропагандистах; что вечный покой не вяжется вместе с трибунами и транспарантами.

Как бы то ни было, при новой советской власти его энергия и лидерские качества пришлись ко двору.
Был Уполномоченным по охране памятников старины и художественных ценностей и наркомом ИСО Наркомпроса. Руководил мастерской в ​​Витебской школе народного творчества. Был профессором Киевского художественного института. Он имел прямое отношение к ГАХН, Государственному институту художественной культуры) и доброму десятку не менее чудовищных советских аббревиатур. Следует отметить, что Малевич не был равнодушен ко всем из них. В 1920 в Витебске вместе со своими учениками Малевич создал группу «Молпосновис» («Молодые последователи нового искусства»), которая вскоре была сокращена до «Посновиса», а через несколько дней была переименована в «Уновис» («Основатели нового искусства»).

Малевич не любил советскую власть, он, наверное, хорошо знал ее природу. Однако «объективные» и «пищевые» вопросы держат его в своих «физических объятиях» — с этим надо было считаться.
Его безоблачные отношения с коммунистическим режимом омрачились после поездки за границу. В 1927 лет Малевич, уже знаменитость с мировым именем, побывал в Польше и Германии. Его персональная выставка состоялась в Варшаве, а в Берлине ему предложили место на ежегодной Большой берлинской художественной выставке. Кроме того, Малевич заехал в Дессау, где посетил Баухаус.

Иноземцы смотрели на него как на пророка, ловя каждое его слово. «О, это прекрасное отношение. Слава льется дождем», — писал Малевич в письмах на родину. Идиллия закончилась после письма из Ленинграда, в котором художнику Малевичу предписывалось вернуться домой до закрытия выставки. По народной легенде, его арестовали прямо на вокзале и допрашивали 36 часов подряд. Тогда все прошло без осложнений. Но через три года Казимира Малевича снова арестовали как немецкого шпиона. Ему повезло и в этот раз — он провел в тюрьме всего пару месяцев. Но это происшествие произвело на художника тягостное впечатление. Кроме того, советское правительство уменьшило свою благосклонность к авангардному искусству; Луначарский писал, что пролетариату нужен «здоровый, сильный, убедительный реализм». Словом, Малевич, хотя и отделался сравнительно малой кровью, оказался в стороне.

Ecce Homo

Ни картины Малевича, ни его теоретические труды не объясняют перманентной пестроты сектантства вокруг него — не обойтись без попыток набросать «объективный» портрет в манере Серова или Репина.

Несомненно, Казимир Малевич обладал мощной харизмой. Необразованный, очаровательно косноязычный, он умел вдохновлять. В его неуклюжих словесных формулировках было столько энергии, что эрудированные собеседники слушали его с открытым ртом. Например, известный философ и литературовед Михаил Гершензон (с которым у Малевича была интенсивная переписка) просил его не «украшать стиль», чтобы не потерять первобытную силу ума.

Казимир Малевич был очень силен как морально, так и физически. Он много ходил, поднимал тяжести, любил рассказывать о своих победоносных боях в юности. Однако нельзя не отметить еще одну его черту: Малевич любил привирать и обладал чувством юмора.

Он был честен и последователен в своем отношении к «пищевым вопросам»: почти всю жизнь Малевич еле сводил концы с концами, но никогда не унывает. Однако он не был аскетом.

Малевич был трижды женат. Его вторая жена Софья Рафалович умерла в 1925 лет от туберкулеза, оставив Казимиру пятилетнюю дочь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *