Повесть о покорении сибири ермаком: Покорение Сибири Ермаком — Русская историческая библиотека

Содержание

Автора, автора!. Покорение Сибири: Мифы и реальность

Автора, автора!

Как и большинство исторических мифов, сей миф имеет весьма давнее происхождение. В своих основах он стал формироваться еще в середине XVII века, практически, на основе воспоминании участников этого похода, которые в 1622 году при составлении синодика павших в битве у Чувашского мыса еще были живы. Ну и на основании очень своеобразных условий того времени.

Обратиться к прославлению Ермака заставили неотложные политические нужды. Первый этап в создании великого патриотического мифа о Ермаке совпал с крайним ухудшением положения на границе русских владений в Сибири. В 20-х годах XVII века с русскими граничили владения ойратов — западномонгольского народа, кочевавшего по Иртышу. Это был очень многочисленный народ, который мог выставить в общей сложности 120 тысяч всадников. Даже ничтожной доли этого войска вполне хватило бы, чтобы выбить русских из Сибири, тем более, что в то время гарнизоны в острогах редко превышали 100–200 человек.

Ойраты воевали с казахами, и в 1619 году казахский хан Есим собрал большое ополчение, напал на ойратов и нанес им тяжелое поражение. Оно было настолько сильным, что ойратам пришлось бросить свои кочевья в верховьях Иртыша и перейти к северу, на степной берег Оби, непосредственно к границам русских владений. Это вызвало огромную тревогу в русских городах, ибо достаточно было одного ойратского удара, чтобы взять города. Правда, ойраты, ослабленные поражением и перекочевкой, не предпринимали враждебных действий. Но все равно, русские принялись укреплять свои позиции: усиливать укрепления и отряды, запасать продовольствие и боеприпасы к возможной осаде.

Вот тут-то тобольская архиепископия внесла свой посильный вклад в организацию обороны русских владений в Сибири. В Тобольск были вызваны казаки, ходившие в поход с Ермаком и позже поселившиеся в Сибири. С их помощью был составлен первый синодик погибших казаков в решающей битве у Чувашского мыса. Архиепископ Тобольский и Сибирский Киприан предписал во всех церквах воздавать «вечную память» Ермаку и его казакам как пострадавшим за христианскую веру [21, с.

6]. Этим церковь старалась сплотить русских жителей Сибири перед лицом угрозы.

Спустя 15 лет после этих событий, в 1636 году, когда обстановка более или менее успокоилась, была составлена первая повесть о Ермаке. Ее автором стал дьяк архиепископа Тобольского и Сибирского Макария Савва Есипов. Его повесть еще известна под названием Есиповской летописи. Название у нее было длинное и само по себе уже отражает идейные пристрастия автора: «О сибирстей стране, како соизволением божиим взята бысть от русского копья, собранного и водимого атаманом Ермаком Тимофеевым и своею храброю и предоброю дружиною и соединомысленною».

Это был самый первый этап мифотворчества. Для Саввы Есипова не была важна сама по себе фигура Ермака как покорителя Сибири. Поэтому он в повести упоминается, но не выводится на первый план. В. Г. Мирзоев пишет: «Ермак, хотя и постоянно упоминается, однако не наделяется какими-то индивидуальными чертами, которые возвышали или даже отделяли бы его от остальных казаков.

Его роль вождя в повести не подчеркнута, — ни вообще, ни в отдельных случаях…» [36, с. 26].

Главным для дьяка было то, что Сибирь была присоединена к России исключительно усилиями верноподданных царских слуг во главе с Ермаком. Для Саввы Есипова был важен сам факт завоевания Сибири и не важна была фигура главного завоевателя. Для автора важно было подчеркнуть, что завоевание Сибири было «предусмотрено» Провидением именно для русских и совершено с божьего «позволения». Дьяк в этом отношении был сыном своего времени, которое устанавливало свои представления о мире.

Именно Савва Есипов стал автором одного из самых живучих мифов о завоевании русскими Сибири. Для того, чтобы объяснить, почему русские сумели разгромить превосходящие силы Кучума и закрепиться в захваченной столице ханства, Савва впервые высказал убеждение, что эти победы достались благодаря мужеству и храбрости казаков, а также превосходству огнестрельного оружия над луками. Это убеждение живет вот уже более трехсот лет, и, судя по всему, не собирается сдавать своих позиций.

Мысль о превосходстве огнестрельного оружия родилась из представления о том, что русский отряд, приведенный в Сибирь, был крайне малочисленным. Ко времени Саввы Есипова в русских городах уже успели забыть обстоятельства похода Ермака, и автору повести пришлось черпать сведения из рассказов последних живых участников похода, опрошенных в Тобольске в 1622 году при составление синодика павших во время этого похода. Казаки подробно описали битву у Чувашского мыса 26 октября 1582 года, закончившуюся взятием Искера, и перечислили по памяти имена погибших в ней казаков. Этот синодик и рассказ очевидцев были для русских очень долгое время практически единственными источниками сведений о походе.

Почему же казаки столь подробно описывали битву у Чувашского мыса и не уделяли такого внимания другим битвам? Скорее всего, в битвах, которые произошли до последнего решающего боя у Чувашского мыса, участвовали отдельные отряды, которые постоянно теряли людей в боях. За время похода от переволоки до Искера было несколько кровопролитных боев и штурмов городов, в которых отряд Ермака нес большие потери и таял на глазах. Но при этом всегда оставалась часть казаков, которая в боях не участвовала, оставляемая в резерве в качестве гребцов на плотах и стругах. Эти казаки, видимо, не знали во всех деталях сражения до битвы у Чувашского мыса и потому ничего не могли о них рассказать.

В сражении же на подступах к Искеру Ермаку пришлось бросить в бой всех казаков, все резервы и потому среди доживших до 1622 года было больше всего участников именно этого, решающего сражения, и они своими рассказами сделали его главным и решающим во всем походе, хотя это было не совсем так. По рассказам очевидцев выходило, что небольшой отряд казаков, всего в четыре сотни, одержал победу над большим войском хана Кучума.

Герард Фридрих Миллер, историк XVIII века, сумел выяснить дополнительные подробности этого похода, в частности, что казаков было несколько тысяч человек, и узнать о других кровопролитных битвах, только потому, что тщательно разыскивал сведения об этих событиях в русских документах и проверял их по рассказам местных татар.

Савва Есипов, совершенно очевидно, не знал обо всех этих деталях, пользовался только синодиком и рассказами казаков, и для объяснения этого необычного факта победы небольшого русского отряда над огромным войском Кучума и выдвинул убеждение — русская победа объясняется превосходством огнестрельного оружия.

Собственно, Савва Есипов придумал только первую часть мифа, в которой утверждается победа крайне немногочисленного русского отряда с огнестрельным оружием над многочисленным татарским войском хана Кучума. Вторая часть мифа, в которой превозносилась уже фигура самого Ермака, была выдумана чуть позже. В самом конце XVII века, примерно в 1698–1699 годах, Семен Ремезов закончил свою книгу «История Сибирская». Это была первая историческая книга, написанная русским автором о Сибири. И она же была источником мифа о том, что завоевание Сибири произошло во многом благодаря личным усилиям Ермака.

Ремезов расцветил свое сочинение описаниями многочисленных чудес и знамений, которые сопровождали поход казаков и сражения.

Сам Ермак получает ореол святости и действует как святой, ратующий за распространение христианской веры. Бог непосредственно вмешивается в ход событий и даже дает указания дружине. В общем, идею «предназначенности» Сибири для русских Ремезов взял и довел до логического конца.

Собственно, ему надо было подчеркнуть именно эту идею «предназначенности». Но, сделав ее настолько явной и очевидной, он внес существенные изменения в исторический образ Ермака: «Ремезов сравнивает его с библейским Самсоном, изображает его действующим в молитвах и постах, подробнейшим образом описывает чудеса, будто бы свершавшиеся над его телом» [36, с. 35].

Происхождение этого мифа просто и понятно: раз сам Бог ратовал за присоединение Сибири к России (вот оно, проявление Большого Московского мифа!), то его орудием на земле должен быть не кто иной, как святой. А святому положено проводить жизнь в молитвах и постах и совершать всякие чудеса, в том числе и посмертно. Что и было Ремезовым самым подробным образом описано.

Одним словом, мифологическое представление о завоевании Сибири Ермаком уже было сформировано полностью в XVII веке.

Первоначально все-таки люди разделяли две версии: храбрость казаков вкупе с огнестрельным оружием и святость Ермака. Но для более поздних времен эти версии перемешались и слились в одну. Есиповская повесть и «История Сибирская» Ремезова стали для историков главными источниками. Они отвергли в процессе критики источника все рассказы о чудесах, знамениях и беседах Ермака с Богом, но факты, излагаемые в этих двух книгах, восприняли, попытались сопоставить и сравнить между собой, что и привело к слиянию двух версий. После этого миф стал звучать так: волевой и целеустремленный Ермак, опираясь на храбрость казаков и огнестрельное оружие, завоевал Сибирь. В дальнейшем к этому ядру мифа, которое уже не изменялось, добавлялись те или иные пристройки и добавления.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

От автора

От автора Первым после гибели отца на войне потрясением для меня, молодого летчика, было закрытое «Письмо» о злодеяниях и антисоветской деятельности Берия и его окружения. Сообщение настолько потрясло нас, что какое-то время мы с трудом верили всему тому, что довелось

От автора

От автора История – жестокая наука. В ее скупых строчках засушиваются и спрессовываются реальные трагедии миллиардов людей. Иногда описания претендуют на беспристрастность, иногда бывают откровенно субъективными, но сами их масштабы в той или иной мере навязывают

От автора

От автора Когда я, только что утвержденный в должности начальника отдела Минтруда России, впервые появился на своем новом рабочем месте, старейший сотрудник министерства Игорь Иосифович Дуда тут же развлек меня занимательным разговором. Рассказ его, полный красок и

От автора

От автора Мне было лет одиннадцать — двенадцать, когда я впервые прочитал о Григории Распутине. На денек-другой мне удалось одолжить книгу, вернее сшитые вместе фотографические листы самиздата, где была изложена леденящая душу история убийства Распутина в описании

ПРО АВТОРА

ПРО АВТОРА Василь Кук Василь Кук (генерал-хорунжий УПА, “Василь Коваль”, “Юрко Леміш”, “Ле”, “Медвідь”) народився 11 січня 1913 р. в с. Красне Золочівського повіту Тернопільського воєводства (нині Буський район Львівської обл.) у багатодітній робітничо-селянській родині,

1.1 От автора.

1.1 От автора.  С большими сомнениями и с большими колебаниями приступаю я к этой работе. Ясно и бесспорно вижу я всю трудность поставленной мною задачи. Ярко чувствую я малую подготовленность натуралиста при переходе от лабораторной, полевой или наблюдательной работы в

От автора

От автора В очередной книге серии «Возвращенная Русь» автор доводит до читателя события реальной истории. Автор устал смеяться сквозь слезы, читая «опусы» своих и не своих ученых историков, издевающихся над историей. Зрители (они же – читатели) продолжают крутить

От автора

От автора Выпуская в свет настоящую книгу, я задался целью познакомить русское общество с недавними событиями на нашей среднеазиатской восточной границе, наделавшими в свое время немало шуму как в иностранной, так и в русской прессе. Особенно английская печать забила

ОТ АВТОРА

ОТ АВТОРА После исчезновения с карт политической географии государст­ва Советский Союз в мире и самой России у политиков, общест­венности и обывателей возникла эйфорическая уверенность, что наконец-то наступил век благоденствия. Завораживающее слово «демократия»,

От автора

От автора Una salus victis — nullam sperare-salutem!… Еврейский вопрос необъятен для России и бесконечно важен. Знать его необходимо всякому русскому человеку. И чем глубже, тем безопаснее.К несчастью, даже в математике увеличение количества данных и осложнение их содержания вызывает

От автора

От автора Я не могу знакомиться с людьми — Дрожит ладонь с брезгливою опаской. Пока меж нами бродят — кто? — пойми, Доносчики тридцать седьмого в масках, Доныне в сейфах скрыты имена — Они оклеветали самых лучших! Плывет по городу, как душная волна, Толпа седых убийц

ОТ АВТОРА

ОТ АВТОРА Елене Дорофеевой (Квасоле) Проблема, сформулированная в заголовке данной книги, с той или иной степенью полноты освещалась в ряде предыдущих работ ее автора,[1] которые вызвали интерес у специалистов. Одни оппоненты с одобрением отнеслись к его концепции,

От автора

От автора Быть может, вы помните рассказ Конан Дойля «Обряд дома Месгрейвов». Шерлок Холмс расследует очередное дело, в ходе которого обнаруживается старинная реликвия, «древняя корона английских королей», корона казнённого в 1649 году короля Карла I: «…Металл был почти

От автора

От автора Ключ к познанию зарубежной действительности Мой жизненный и творческий путь – это более шестидесяти лет в журналистике, сорок из которых (1951– 1991 гг.) я проработал в «Правде». Молодежи порой кажется, что мне не повезло. Мол, лучшие годы жизни пришлось плясать под

От автора

От автора Название данной книги требует некоторых пояснений. Поскольку в центре рассмотрения будет история языческой (или дохристианской) Руси, то понятие «Древний мир» в нашем исследовании имеет более широкое, нежели принятое, толкование и вмещает в себя время до X века

ОТ АВТОРА

ОТ АВТОРА После того, как бульварная, «желтая» пресса, бьющая на сенсации и низменные инстинкты толпы, вылила целое море грязи, описывая похождения Григория Распутина и его отношение к царской семье, — как-то жутко и неприятно приниматься за эту тему. И тем не менее,

Ответы Задание 1 1 Часть 5 О ПОКОРЕНИИ СИБИРИ ЕРМАКОМ 1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 16 ГДЗ по литературе 8 класс Коровина Журавлев Коровин учебник

1 Часть

1 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 4

12

2 ХОРОВОДНЫЕ И ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 9

123

3 ТАМ ТАТАРЫ ШЛИ. ПРО ПУГАЧЕВА

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 10-11

1234

4 ЧАСТУШКИ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 12-13

123456

2 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 13

123

5 О ПОКОРЕНИИ СИБИРИ ЕРМАКОМ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 16

12

2 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 16

2

3 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 17

1234

6 ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 18

12

7 ПОВЕСТЬ О ЖИТИИ И О ХРАБРОСТИ БЛАГОРОДНОГО И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 25

12

2 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 25-26

123

8 Д. И. ФОНВИЗИН. НЕДОРОСЛЬ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 58

12356

9 ФОНВИЗИН И КЛАССИЦИЗМ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 60-61

1234562 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 62

10 А. С. ПУШКИН

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 64

12345

11 КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА

1 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 169

1

2 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 169-170

1234567

3 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 170-172

Глава I. Сержант гвардии

12

Глава II. Вожатый

123

Глава III. Крепость

12

Глава IV. Поединок

12

Глава V. Любовь

123

Глава VI. Пугачёвщина

12

Глава VII. Приступ

12

Глава VIII. Незваный гость

1234

Глава X. Осада города

123

Глава XI. Мятежная слобода

123

Глава XII. Сирота

12Глава XIII. Арест

Глава XIV. Суд

1234

4 ПОДВЕДЕМ ИТОГИ. Стр. 172

12567

12 19 ОКТЯБРЯ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 178-179

1234

13 ТУЧА

ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 180

12

14 К — Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 181

2 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 182

12

15 М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 184

1

16 МЦЫРИ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 206

123456

17 УСЛОВНЫЙ ИСТОРИЗМ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 209

12

18 ПОЭМА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА — МЦЫРИ- В ОЦЕНКЕ РУССКОЙ КРИТИКИ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 209

1232 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 211

19 Н. В. ГОГОЛЬ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 213

123

20 О ЗАМЫСЛЕ, НАПИСАНИИ И ПОСТАНОВКЕ — РЕВИЗОРА

ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА. Стр. 216

123

21 РЕВИЗОР

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 295-296

12345678910111213

2 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 296-297

1234

3 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 298

1234567

22 ШИНЕЛЬ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 326

122 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 327

2 Часть

1 М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 5

12

2 ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 12-13

1234567ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Стр. 13

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 14

123456

3 И. С. ЛЕСКОВ. СТАРЫЙ ГЕНИЙ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 24

123

2 РАЗВИВАЕМ ДАР СЛОВА. Стр. 25

345

3 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 25

123456

4 Л. Н. ТОЛСТОЙ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 27-28

12

5 ПОСЛЕ БАЛА

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 37-38

1234567

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 39

12345678

6 М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. ОСЕНЬ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 41-42

1234

7 Ф. И. ТЮТЧЕВ. ОСЕННИЙ ВЕЧЕР

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 42

123456

8 А. А. ФЕТ. ПЕРВЫЙ ЛАНДЫШ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 43

1234

9 А. Н. МАЙКОВ. ПОЛЕ ЗЫБЛЕТСЯ ЦВЕТАМИ

РАЗВИВАЕМ ДАР СЛОВА. Стр. 44

234

10 А. П. ЧЕХОВ. О ЛЮБВИ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 55

12345

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 56

12345

11 А. И. КУПРИН

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 58

123

12 КУСТ СИРЕНИ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 64

123

2 РАЗВИВАЕМ ДАР СЛОВА. Стр. 64

12

3 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 65

1234567

13 А. А. БЛОК

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 67

12

14 РОССИЯ

1 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 68

12

2 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 68

12

15 О.Э. МАНДЕЛЬШТАМ. БЕССОННИЦА. ГОМЕР. ТУГИЕ ПАРУСА

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 72

123

16 И.С. ШМЕЛЁВ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 74

12

17 КАК Я СТАЛ ПИСАТЕЛЕМ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 81-82

123456

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 82

12345

18 М. А. ОСОРГИН. ПЕНСНЕ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 87

12342 РАЗВИВАЕМ ДАР СЛОВА. Стр. 88

3 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 88

234567

19 ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ

УЧИМСЯ ВОСПРИНИМАТЬ ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Стр. 93

1

20 СРЕДНИЕ ВЕКА

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 95

1

21 ЭПОХА ИЗОБРЕТЕНИЙ, ОТКРЫТИЙ И ЗАВОЕВАНИЙ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 97-98

12345

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 98-99

234

22 ТЭФФИ. ЖИЗНЬ И ВОРОТНИК

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 103

123

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 103

1234567

23 М.М. ЗОЩЕНКО. ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 108

1232 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 108

3 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 109

123456

24 М. ИСАКОВСКИИ. КАТЮША

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 112

1

25 ВРАГИ СОЖГЛИ РОДНУЮ ХАТУ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 114

12

26 Б.

ОКУДЖАВА. ПЕСЕНКА О ПЕХОТЕ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 116

1234567

27 Л. ОШАНИН. ДОРОГИ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 118

123

28 А. ФАТЬЯНОВ. СОЛОВЬИ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 119

12345

29 ФРОНТОВАЯ СУДЬБА — КАТЮШИ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 122

1232 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 122

30 А. Т. ТВАРДОВСКИЙ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 124

123

31 ВАСИЛИЙ ТЁРКИН

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 157-158

123456710111214

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 159

1234

32 В. АСТАФЬЕВ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 161

13

33 ФОТОГРАФИЯ, НА КОТОРОЙ МЕНЯ НЕТ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 176

1232 ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Стр. 176

3 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 176

2

34 А.В. ЖВАЛЕВСКИЙ, Е. Б. ПАСТЕРНАК. НЕУДАЧНИЦА

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 182

12345

35 И. АННЕНСКИЙ. СНЕГ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 183-184

12

36 Д. МЕРЕЖКОВСКИИ. РОДНОЕ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 185

123

37 НЕ НАДО ЗВУКОВ

1 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 1862 БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К СЛОВУ. Стр. 186

38 И. ЗАБОЛОЦКИЙ. ВЕЧЕР НА ОКЕ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 187

12

39 УСТУПИ МНЕ, СКВОРЕЦ, УГОЛОК

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 189

2

2 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 189

12

3 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 189

123456

40 Я. РУБЦОВ. ПО ВЕЧЕРАМ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 190

41 ВСТРЕЧА. ПРИВЕТ, РОССИЯ

1 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 192

1234

2 БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К СЛОВУ. Стр. 192

12

42 3. ГИППИУС. ЗНАЙТЕ!

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 194

23

43 ТАК И ЕСТЬ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 194-195

1

44 ДОН АМИНАДО. БАБЬЕ ЛЕТО

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 195-196

123

45 БУНИН. У ПТИЦЫ ЕСТЬ ГНЕЗДО

1 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 196

12

2 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 196-197

12345673 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 197

46 В. IIIЕКСПИР. РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

1 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 212

123

2 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 212

23

3 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 212

12345

47 СОНЕТЫ.

УВЫ, МОЙ СТИХ НЕ БЛЕЩЕТ НОВИЗНОЙ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 213

122 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 213

48 Ж.-Б. МОЛЬЕР. МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 262-263

123456

49 В. СКОТТ. АЙВЕНГО. СТАРЫЕ НРАВЫ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 303

1234567

50 Д. Д. СЭЛИНДЖЕР. НАД ПРОПАСТЬЮ ВО РЖИ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 324

12345

51 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ. ИСТОРИЗМ ЛИТЕРАТУРЫ

1 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 327

122 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 328

3 КОМПОЗИЦИЯ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 328

12

52 РОМАН

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 329

12

53 РАССКАЗ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 329

1

54 ПОВЕСТЬ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 330

12

55 КОМЕДИЯ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 331

123

56 ТРАГЕДИЯ

ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА. Стр. 331

1

Давно пора деколонизировать западную русистику

Аргумент

Точка зрения эксперта на текущее событие.

Почему экспертам понадобилась захватническая война, чтобы признать природу России обширным имперским предприятием?

By Артем Шаипов , член трансатлантической инициативы NexGen Института Аспена, и Юлия Шаипова , советник Верховной Рады Украины.

Начало покорения Сибири показано на картине XIX века.

«Покорение Сибири Ермаком», историческая картина XIX века Василия Сурикова, изображает нападение русских на сибирских татар.

Понимание конфликта год спустя.

Подробнее по теме

Как факт истории и проблема современной геополитики, природа России как имперской державы неоспорима. После Первой мировой войны Российская империя избежала постоянного расчленения, которое выпало на долю других многоэтнических сухопутных империй, таких как Османская империя и Австро-Венгрия. Советский Союз не только отвоевал большую часть нерусских земель, провозгласивших независимость от Москвы после 19-го века.17 большевистской революции (включая Украину, Белоруссию, Грузию, Армению и Азербайджан), но даже расширили империю в ходе Второй мировой войны, присоединив Молдавию, западную часть Украины и другие земли. Советский Союз также не участвовал в эпохе деколонизации. Даже когда Французская и Британская империи распадались, Советский Союз расширял свои колониальные владения, усиливая свою хватку вглубь Восточной и Центральной Европы кровавыми репрессиями и военными действиями.

Вскоре после распада Советского Союза на составные республики в 19В 91 году Россия шаг за шагом приступила к восстановлению своей империи. Эти усилия включали спровоцированные Россией сепаратистские движения в соседних странах, военные вторжения, незаконные аннексии, развертывание наемников, кибератаки, манипулирование выборами, отравление политиков и массовые кампании по дезинформации. Внутри России, которая остается гобеленом земель и народов, завоеванных и колонизированных при царях и коммунистах, эти усилия включали войны и массовые зверства, как в Чечне.

Так почему же этот фундаментальный, основополагающий факт о России так долго игнорировался на Западе, в том числе среди тех, кто изучает и анализирует регион? Почему большинству западных экспертов по России потребовалась жестокая захватническая война, чтобы начать рассматривать природу России как обширного колониального предприятия? Многие продолжают смотреть на Украину и другие бывшие советские страны сквозь призму имперского строительства Москвы, несмотря на очевидный характер российской агрессии с 1990-х годов и задолго до этого.

Как факт истории и проблема современной геополитики, природа России как имперской державы неоспорима. После Первой мировой войны Российская империя избежала постоянного расчленения, которое выпало на долю других многоэтнических сухопутных империй, таких как Османская империя и Австро-Венгрия. Советский Союз не только отвоевал большую часть нерусских земель, провозгласивших независимость от Москвы после большевистской революции 1917 года (включая Украину, Белоруссию, Грузию, Армению и Азербайджан), но даже расширил империю в ходе Вторая мировая война, аннексия Молдавии, западной части Украины и других земель. Советский Союз также не участвовал в эпохе деколонизации. Даже когда Французская и Британская империи распадались, Советский Союз расширял свои колониальные владения, усиливая свою хватку вглубь Восточной и Центральной Европы кровавыми репрессиями и военными действиями.

Вскоре после распада Советского Союза на составные республики в 1991 году Россия приступила к восстановлению своей империи, шаг за шагом. Эти усилия включали спровоцированные Россией сепаратистские движения в соседних странах, военные вторжения, незаконные аннексии, развертывание наемников, кибератаки, манипулирование выборами, отравление политиков и массовые кампании по дезинформации. Внутри России, которая остается гобеленом земель и народов, завоеванных и колонизированных при царях и коммунистах, эти усилия включали войны и массовые зверства, как в Чечне.

Так почему же этот фундаментальный, основополагающий факт о России так долго игнорировался на Западе, в том числе среди тех, кто изучает и анализирует регион? Почему большинству западных экспертов по России потребовалась жестокая захватническая война, чтобы начать рассматривать природу России как обширного колониального предприятия? Многие продолжают смотреть на Украину и другие бывшие советские страны сквозь призму имперского строительства Москвы, несмотря на очевидный характер российской агрессии с 1990-х годов и задолго до этого.

Давно пора деколонизировать российские, восточноевропейские и евразийские исследования и перестать смотреть на регион через имперские линзы Москвы.


Во время холодной войны западные университеты, научно-исследовательские институты и политические аналитические центры открыли многочисленные центры и программы для советских, российских и евразийских исследований, стремясь лучше понять Советский Союз и его наследие. Однако у этих усилий был стратегический недостаток: родившись в эпоху, когда контроль Москвы простирался далеко за пределы сегодняшних российских границ, эти программы неизбежно рассматривали регион через линзу, ориентированную на Москву. Сегодня, несмотря на то, что слово «советский» было убрано из названия, большинство этих программ унаследовали старую москвоцентристскую структуру, эффективно объединяющую Россию с Советским Союзом и преуменьшающую значение богатой истории, разнообразия культур и уникальной национальной идентичности Восточной Европы. Прибалтика, Кавказ и Средняя Азия, не говоря уже о многих завоеванных и колонизированных нерусских народах, населяющих обширные территории Российской Федерации.

Преемственность краеведения советских времен имеет значение. Например, Институт европейских, российских и евразийских исследований Университета Джорджа Вашингтона объединяет все 15 бывших советских республик. Программа Chatham House по России и Евразии изучает те же страны за исключением стран Балтии и Молдовы, а исследования России и Евразии Лейденского университета охватывают Россию и ее бывшие колонии. Даже если эти более крупные институты иногда создавали новые подразделения, такие как программы Университета Джорджа Вашингтона по Центральной Азии и Украине, эффект изучения этих стран и регионов наряду с Россией выделяет последнюю как главную страну, которую следует изучать и уважать. Это невольно создает парадигму, в соответствии с которой бывшие российские колонии воспринимаются как оставшиеся в орбите России еще долгое время после распада Российской империи и Советского Союза. Представьте себе, что Алжир смешивают с исследованиями Франции или создают современную программу Великобритании и Индии — это подчеркнет одни отношения над другими, сохранит старые колониальные рамки и предложит, чтобы одна страна была логическим придатком другой в качестве предмета изучения.

Возьмите Украину. Лишь горстка университетов США даже предлагает курс украинской истории, несмотря на то, что Украина, страна с населением более 40 миллионов человек, имеет культуру, язык и национальные традиции, которые на протяжении сотен лет развивались иначе, чем в России. Особенно после того, как в 1991 году Украина восстановила свою независимость, Украина представляет последовательный набор геополитических выборов, сигнализирующих миру о том, что она является независимым государством с европейской идентичностью и ориентацией. Тем не менее западная академия продолжает втискивать страну в российское пространство.

Рожденные в эпоху, когда контроль Москвы простирался далеко за пределы сегодняшних российских границ, эти программы неизбежно рассматривали регион через линзу, ориентированную на Москву.

Хуже того, ярлык «Евразия», используемый сегодня многими университетскими и исследовательскими программами, перекликается с центральным принципом русского национализма — что судьба России — доминировать в Евразии от Португалии до Берингова пролива. Есть целая идеология евразийства, главным защитником которой является Александр Дугин, один из самых рьяных фашистских идеологов России. Дугин и его последователи способствуют созданию евразийского государства путем повторного завоевания бывших российских колоний, установления славянского и православного господства и маргинализации других народов. Фантастическое видение российской истории и судьбы российским президентом Владимиром Путиным также все больше перекликается с евразийскими идеями. Когда Украина, Грузия, Молдова или Беларусь помещаются под ярлык «Евразия», имплицитно подразумевается, что это бывшие российские колонии, оставшиеся в сфере влияния России. Для украинцев, борющихся за существование своей нации и культуры против геноцидной агрессии России, этот ярлык просто оскорбителен.

Во многих случаях западные академические программы требуют от студентов изучения русского языка, часто включая курсы в Москве или Санкт-Петербурге, прежде чем у них будет возможность изучать любой из других языков региона, если они к этому склонны и если эти языки даже предложил. Аналогичная проблема затрагивает исследования в области культуры, в том числе литературы и искусства, где редко затрагиваются многие способы, которыми русские произведения, в том числе классические произведения, прочитанные бесчисленным количеством старшеклассников и студентов, передают имперскую идеологию Москвы. Это только увековечивает привычку смотреть на бывшее советское и оккупированное Россией пространство через призму последней в мире нереконструированной имперской культуры. Невольно сегодняшние исследования России на Западе по-прежнему копируют мировоззрение государства-угнетателя, которое никогда не изучало свою историю и даже близко не ведет дебатов о своей имперской природе — даже среди русских интеллектуалов или так называемых либералов, с которыми Запад студенты, ученые и аналитики обычно взаимодействуют и сотрудничают.

Наконец, западная академия также представляет Россию как монолит, практически не обращая внимания на коренные народы страны. К настоящему времени многие из тех, кто изучает российскую историю, хотя бы смутно знакомы со сталинским геноцидом крымских татар и их вытеснением на полуострове русскими поселенцами. Но почему бы не пролить больше света на завоевание и покорение Сибири русскими, один из самых ужасных эпизодов европейского колониализма? Или массовое убийство черкесов в России в 19 веке, первый современный геноцид в Европе? Что мы узнали о недолговечном Идель-Уральском государстве, конфедерации шести автономных финно-угорских и тюркских республик, разгромленных большевиками в 1918? Почему бы не выделить Татарстан, провозгласивший независимость от России в 1990 году? Начались зарождающиеся усилия по предоставлению коренным народам России права голоса, в том числе Форум «Свободные народы России», который в последний раз собирался в Швеции в декабре 2022 года, но они почти не зарегистрированы в западных академических кругах. Интересы и отношения западных ученых не только ориентированы на Россию; внутри России эти отношения и контакты москвоцентричны. Как будто в России не существовало самых разных регионов.


Что нужно сделать на практике для деколонизации западных исследований России и региона?

Во-первых, университеты и аналитические центры по обе стороны Атлантики должны вычеркнуть «Евразию» из названий своих программ, не в последнюю очередь потому, что это геополитическое понятие, прямо взятое из российского ультраправого национализма. Нет недостатка в более подходящих терминах для обозначения изучаемых стран. Например, можно легко использовать такие географические термины, как Восточная Европа, Прибалтика, Южный Кавказ и Центральная Азия.

Во-вторых, существующие центры русистики должны переориентировать свое внимание на отражение истории и современного опыта коренных народов, проживающих в современной Российской Федерации. В академическом мире, который повсюду занимается вопросами разнообразия, представительства и уважения, это давно назрело и морально правильно. Это позволило бы миру увидеть Россию такой, какая она есть на самом деле: империя, состоящая из множества народов, жаждущих голоса, свободы действий, возможностей и свободы.

В-третьих, необходимо создать и укрепить институты, изучающие бывшие российские колонии. Сюда входят украиноведение и крымскотатароведение, белорусоведение, грузиноведение, молдоведение и так далее. Это позволит академическим кругам и более широкой аудитории получить лучшее представление о регионе и бросить вызов российской пропаганде об «исторически русских землях», поскольку реальная история этих народов, государств и национальных идентичностей, наконец, выходит на свет на Западе. Прекрасным примером такого подхода является программа украиноведения Кембриджского университета.

Эти усилия необходимы, но они могут стать лишь началом удаления русских имперских нарративов из западной академии и ментального пространства. Они являются хорошим началом для уважения разнообразия, соблюдения норм мирного сосуществования, изучения истории и, в конечном итоге, избавления от ориентированных на Россию региональных исследований в том виде, в каком мы их знаем. Поскольку язык — это зеркало мысли, нам нужно начать исправлять парадигмы, затуманивающие наше представление о том, чем на самом деле являются Россия и ее соседи.

Артем Шаипов — участник трансатлантической инициативы NexGen Института Аспена и соучредитель Украинского глобального университета. Твиттер: @AShaipov

Юлия Шаипова — советник Верховной Рады Украины и руководитель группы Центра восстановления экономики. Твиттер: @YuShaipova

Метки: Академия, Восточная Европа, Россия, Украина, Война

Еще из Foreign Policy

Владимир Путин выступает во время предварительной жеребьевки чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России в Константиновском дворце 25 июля 2015 года в Санкт-Петербурге, Россия.

Что Путин сделал правильно

Российский президент ошибся во вторжении в Украину, но не во всем.

Дмитрий Медведев (в центре в группе официальных лиц), соратник президента России Владимира Путина, ныне заместитель председателя Совета безопасности страны, посещает Омсктрансмаш (Омский завод транспортных машин) в городе Омске на юге Сибири.

Россия уже проиграла в долгосрочной перспективе

Даже если Москва удержит территорию, война разрушила ее будущее.

Строители из Шри-Ланки на дороге в Коломбо.

Китайский пояс и дорога в никуда

Фирменная внешняя политика Си Цзиньпина — это «тень самого себя».

Далтон говорит, сидя за столом вместе с другими официальными лицами США.

США остро отреагировали на китайский воздушный шар-шпион. Это меня пугает.

Настолько не привыкшие к вызовам, Соединенные Штаты настолько переполнены беспокойством по поводу Китая, что трезвый ответ становится почти невозможным.

Trending

КАК ЭТО БЫЛО В РЕАЛЬНОСТИ

15. ЗАВОЕВАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АМЕРИКИ АТАМАНОМ (КАЗАЧЬИМ ВОЖДЕМ) ЕРМАКОМ = КОНКИСТАДОР КОРТЕС.

Оказывается, Юрий Васильевич, брат Ивана Грозного, описан Геродотом как «античный» Дорий. Геродот подробно описывает его как брата Клеомена. Так, нам посчастливилось обнаружить старинный документ, содержащий интереснейшие факты загадочной истории брата Ивана IV Грозного – Юрия Васильевича, сына Соломонии Сабуровой, первой жены Василия III [163], с.250-251. . «Древний» Геродот неожиданно приподнимает завесу над важной страницей русской истории, до сих пор скрытой Романовыми. Недаром историки до сих пор горячо спорят о том, существовал ли вообще Юрий Васильевич, брат Ивана Грозного. Оказывается, он не только существовал, но и совершал замечательные дела.

Мы обнаружили, что известный казачий атаман Ермак Тимофеев второй половины XVI века описан Геродотом как спартанец Дорией, брат царя Клеомена, т.е. Ивана Грозного. Геродот сообщает нам о походе Дориея, завоевании им города Сибариса и его смерти [ЗА], гл.7. Это был второй поход после похода начала XIV века по колонизации Сибири и подчинению ее метрополии Руси-Орды.

Согласно романовским источникам отношения между Иваном Грозным и атаманом Ермаком-Василием сначала были враждебными. Летописи обвиняют Ермака в разбое, мародерстве и неподчинении власти. Геродот говорит нечто подобное о Дориее. Дориеус также обижен, конфликтует со своим братом и опровергает авторитет своего брата.

Согласно Геродоту, противостояние между спартанским царем Клеоменом и его братом Дориеем привело к тому, что Дорией во главе армии ПОКИНУЛ ЦАРСТВО И ОСНОВАЛ КОЛОНИИ ИЛИ ПОСЕЛЕНИЯ В ОТДАЛЕННЫХ СТРАНАХ. Два спартанских царя не могли сосуществовать в одной стране. Одному из них пришлось уйти. Был придуман благовидный предлог – завоевать дальние территории. Туда и отправился Дориеус.

Согласно романовским летописям, после вражды между Иваном Грозным и казачьим атаманом Ермаком-Василием последний отправляется на завоевание Сибири во главе казачьего войска, вооруженного огнестрельным оружием. Ермак не только завоевывал города, но и основывал новые поселения. Огромная и богатая страна колонизируется. Вероятно, Ермака-Василия целенаправленно «оттесняли» от Москвы как можно дальше, когда представился почетный, но опасный случай. Что-то в духе: пусть воюет! И если он будет убит, как это и произошло в конце, мы прославим его, провозгласим великим победителем.

Повторим, что Геродот неожиданно осветил мрачную романовскую версию царствования Ивана Грозного. У Геродота есть сведения о Юрии Васильевиче = Дорие, брате Ивана Грозного = царя Клеомена. Более того, мы обнаружили поразительный факт: по существу Геродот утверждает, что братом Ивана Грозного был тот самый знаменитый Ермак-Василий, чье имя было так популярно в русской истории XVI века.

Откуда произошло это «классическое» название DORIEUS? Как указывает на Ермака, это могло быть связано с его великим походом на Восток. Сразу вспоминается название «ДАУРИЯ», очень известное на Дальнем Востоке: «ДАУРИЯ — страна, простирающаяся от Яблоных гор на восток до долины реки Аргуни. НАЗВАНИЕ ЭТО ПРОИСХОДИТ С ПОЯВЛЕНИЕМ ТАМ РУССКИХ и происходит от населявшего его племени тунгусов» [9].88:00], «Даурия».

Факты, которые мы узнали о Дориеус-Ермаке, интересны и неожиданны. Примечательно, что раскрыть их без Новой Хронологии было бы невозможно. Отсюда ясно, насколько важно иметь в своем распоряжении правильные даты.

Далее, ядром повествования о завоевании Ермаком Сибири является колонизация Америки Русью-Ордой и Османской (Атаманской) империей в XV-XVI веках. В западных источниках все это описывается как завоевание Америки кортесами-конкистадорами.

В [6] мы показали, что плавание Колумба является отражением в западных хрониках завоевания Америки в XV-XVI веках. осуществленная Россией и Османской империей, где войска Руси-Орды вторглись на Американский континент не только с востока, перейдя Атлантику, но и с запада, пройдя через Сибирь, через Тихий океан. Казаки проникли в Америку также через Аляску. Колонизировав малонаселенный в то время континент, казаки и османы-атаманы создали здесь цивилизации майя, ацтеков, инков и тольтеков… Эти цивилизации погибли в эпоху Реформации XVII-XVIII вв., когда войска западноевропейских армий, громивших «Монгольскую» империю, прибыли в Америку. Включая свои далекие американские колонии. Позже зверства «прогрессивных реформаторов» стали приписывать ордынским колонистам XV-XVI вв.
Отражалась ли колонизация Америки в РУССКИХ ЛЕТОПИСЯХ? На первый взгляд не было. Однако оказывается, что завоевание Америки все-таки описано в русских источниках. Только эти описания входят в состав рассказов о знаменитом плавании Ермака и покорении им «бескрайней Сибири».

Романовская редакция СИЛЬНО ПРИНИМАЛА МАСШТАБ ЗАВОЕВАНИЯ ЕРМАКА И СУЖИЛА ЕГО ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РАМКИ. Сегодня нас внушают, что якобы в поход отправилось всего несколько сотен казаков. И им удалось завоевать огромную страну. Кроме того, чтобы не оскорблять коллег-реформаторов за океаном, Романовы всячески старались вычеркнуть из летописей любые упоминания о том, что казачье войско, перейдя Сибирь, вторглось в Америку и основало там свои процветающие цивилизации, которые впоследствии были объявлены историками «ужасно древними». Вслед за возникновением в XVIII веке США – на месте бывших территорий Руси-Орды – подлинная история Америки скоординированными усилиями была погружена во мрак.

Следы реальных событий проступают даже у Карамзина – одного из самых верных романовских историков. Сам Карамзин без нашей подсказки сравнил плавание Ермака с завоеванием Центральной Америки Кортесом [362], т.9, гл.6, столбец 226-228. И это правильно. В гораздо большей степени, чем полагал сам Карамзин. Правильно — не фигурально, а буквально.

Недаром на старых изображениях плавания Ермака показано его плавание по большим рекам [ЗА], гл.7. Конечно, некоторые сибирские реки очень широкие. Однако раньше моря и океаны изображались на географических картах реками [1т], [2т]. Поэтому некоторые старинные образы плавания Ермака могли изображать переход через океан большими казачьими кораблями.

Точно так же рассказ Геродота о плавании армии Дориея через море к далекому «острову Сицилия» мог отражать переход русско-ордынских войск через Атлантический или Тихий океан на пути в Америку.

Когда историки радикально преуменьшили масштаб событий, оказалось, что плавание из Греции на соседний остров Сицилия стало считаться «очень далеким». На самом деле произошло то, что в старом оригинале сообщалось о пересечении Атлантического и Тихого океанов. т.е. о действительно дальних экспедициях. Хитроумные редакторы последнего времени стали нас уверять, что «древние» поселенцы Дориэ плывут не в Америку, а всего лишь на «остров Сицилия». Утверждая, что это «слишком далеко и опасно».

Давайте посмотрим на имя хана КУЧУМА, с которым сражается Ермак. Имя КУЧУМ указывало не только на правителя, но и на все царство, которое иногда называли «Владением Кучума». Если здесь отражено завоевание Америки, то найдем ли мы там КУЧУМА и его царство? Да мы будем. В [6т] мы показали, что при колонизации Америки появляется название народа МАЙЯ КИЧЕ или КИЧЕ МАЙЯ. Вероятно, что КУЧУМ есть вариант произношения КИЧЕ МАЙЯ, появившегося в русских летописях.

Имя американского народа Майя Киче является знамением славянского завоевания, достигшего Америки и охватившего ее в XIV-XVI веках. Первые ордынские поселенцы могли появиться здесь в эпоху XIV-XVI веков. под «монгольским» завоеванием. Через двести лет, в XV веке, казачий царь Ермак-Василий встречается с потомками этой первой волны ордынских казаков. Они называли себя Киче Майя = Кучум. Отметим также, что КИЧЕ близко к слову КОЧЕВНИК (КОЧЕВНИК по-русски – прим. Тр.), обозначающему конную конницу Орды.

Становится понятным большое значение, придаваемое русскими летописями плаванию Ермака. В XVI веке завоёвывали вовсе не Сибирь: в этом не было нужды. А так Сибирь уже давно входила в состав Великой Империи, с начала XIV века, когда по Евразии прокатилось «монгольское» нашествие. Второе «покорение Сибири» Ермаком в XVI веке, конечно, могло означать подавление мелких мятежей или сепаратистских тенденций на его пути. Но такое плавание явно не «соответствовало» той выдающейся роли, которую приписывали ему летописцы. Но если бы речь шла о КОЛОНИЗАЦИИ АМЕРИКИ, то картина изменилась бы. Кампания фактически становится грандиозным событием.

Якобы войска Ермака довольно быстро прошли Сибирь и Дальний Восток. Поскольку они были РОДНЫМИ землями. Но основные события начались позже. Казаки продолжили путь через Берингов пролив и Тихий океан в далекую Америку. Названный Геродотом «далеким ОСТРОВОМ Сицилии». Куда должен был плыть на своих кораблях царь Дорий (Даурия = Орда?, Даль, Дальний, что означает «Дальний» и «Дальний» по-русски). Понятно, почему старые русские тексты, ошибочно высмеянные Карамзиным, утверждали, что с Ермаком шли не сотни казаков, а ТЫСЯЧИ их. Очевидно, что для завоевания обширного заокеанского континента требовалось большое количество воинов-крестоносцев.

Кроме русской Аляски, русского Орегона и русской Калифорнии становится понятным и возникновение всей Великой Тартарии = Московской Тартарии, охватывающей Сибирь, а также значительную часть американского континента [6т].

Понятно, почему имя казачьего царя ЕРМАК в форме АМЕРИКА стало распространяться на весь континент. Завоеватель назвал страну своим именем. Кроме того, название АМЕРИКА или АМЕ-РИКА могло произойти от МАЙЯ-РИКА, т. е. (значение) МАЙЯ-СОСТОЯНИЕ, СОСТОЯНИЕ МАЙЯ, МОЁ СОСТОЯНИЕ. В средние века слово РИКА означало ГОСУДАРСТВО (например, Коста-Рика и др.).

Рассказы о знаменитом конкистадоре Эрнане Кортесе дошли до нас из западноевропейских, преимущественно испанских хроник. Вкратце суть завоевания Кортесом Центральной Америки звучит так. Получается, что приходится почти дословно повторять рассказы русских летописей о Ермаке. Это приведет к следующему.

Великий завоеватель во главе небольшой морской бригады, вооруженной огнестрельным оружием, покорил далекую огромную страну, жители которой были отважными воинами. Пушки и мушкеты, до сих пор незнакомые местным жителям, сломили их сопротивление.

Получается, что сохранившиеся документы о плавании Ермака появились не ранее середины XVII века или даже позже. Вероятнее всего, они основывались на давних свидетельствах современников Ермака [З.А.], гл.8. Однако эти тексты не сохранились. Ермак умер в 1584 году. Значит, сегодня мы рассматриваем его плавание по текстам, написанным как минимум на 20-30 лет позже, а скорее на полвека позже. Или даже позже. Старые свидетельства были отредактированы цензорами Романовых. Они «исправили историю», адаптировав ее к вновь созданной версии. Главной целью было стереть из летописей любые следы того, что, пройдя всю Сибирь и Дальний Восток, войско Ермака вторглось на территорию Центральной Америки. Именно там развернулись ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ. Также не исключено, что Ермак отправился в Америку либо с берегов Камчатки, либо с востока, с острова Куба в Атлантическом океане.

Сибирские летописи стали общедоступными только после окончательного раздела сфер интересов между романовской Россией и США во второй половине XIX века. С 1867 года Романовы отдали Аляску американцам [4т]. После этого русские источники были еще раз отредактированы, и в 1880 г. было любезно разрешено издать Кунгурскую летопись.

Что мы знаем о документах, сообщающих нам о завоевании Мексики и Центральной Америки Кортесом якобы в первой половине XVI века? Картина аналогична той, что есть в российской историографии. Сохранившиеся западноевропейские тексты на эту тему появляются не ранее XVII века. Считается, что завоевание Центральной Америки было описано в основном испанцами. При этом имеется в виду народ, проживавший на территории современной Испании.

Но, скорее всего, «испанское завоевание» — это османское завоевание. Напомним, знаменитый раздел мира в XV-XVI вв. между Испанией-Кастилией и Португалией был фактически раздел мира между Османской (Атаманской) империей и Русью-Ордой. Безусловно, какие-то части османских и ордынских войск могли состоять из жителей Пиренейского полуострова, где расположена современная Испания. Но в то время все эти земли, как и многие другие, входили в состав Великой Империи. Вот почему, читая сегодня об ИСПАНСКОМ завоевании Америки, следует понимать, что в основе его лежит ОСМАНСКАЯ и ОРДЫНСКАЯ колонизация континента в XV-XVI веках.

В русских сибирских летописях сохранились сведения о том, что Ермак был погребен у каких-то вулканов [РИ], гл.4. Так где же они находились? На территории современной Сибири нет вулканов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *