Пушкин кот ученый ходит по цепи кругом: У лукоморья дуб зелёный (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») — Пушкин. Полный текст стихотворения — У лукоморья дуб зелёный (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)

У лукоморья дуб зеленый… • СПАДИЛО

О произведении

Автор: Пушкин А.С. | Дата публикации: 1828 | Форма произведения: поэзия | Жанр: романтический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 1-4 класс | Возраст: дети 6-9 лет | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: автор, дуб, ученый кот Второстепенные герои: сказочные герои: русалка, баба Яга, Кащей, богатырь, злодей, витязи, Черномор, волк Темы: добро и зло

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Краткое содержание

Иллюстрация Н. Кочергина

Стихотворение «У лукоморья дуб зеленый» – это пролог к сказочной поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». В ее первом издании 1820 года, еще не было этого вступления. Автор написал его позже, предположительно, в 1824-25 годах, а в составе поэмы оно вышло только в 1828 году. В настоящее время этот отрывок считается самостоятельным стихотворением и изучается школьниками наряду с другими произведениями великого поэта.

Иллюстрация Н. Кочергина

Стихотворение начинается с описания сказочного лукоморья, некоего таинственного места, где совершается множество невероятных чудес. На берегу морского залива возвышается могучий дуб, ствол которого перехвачен золотой цепью. Говорящий кот, которого автор называет ученым, без сна и отдыха ходит по цепи, рассказывая сказки и напевая песни.  Наверху, на ветвях высокого дуба, расположился еще один персонаж – сказочная русалка.

Далее говорится о неведомых дорожках, на которых видны следы «невиданных зверей», – существ, которые обитают только в сказках. Там же, на курьих ножках топчется избушка, в которой нет ни окон, ни дверей. Несмотря на это, ее обитательница Баба Яга, каким-то волшебным образом выбирается из нее и садится в свою любимую ступу, которая бредет сама собой.

Иллюстрация Н. Кочергина

Постепенно читатель знакомится и с другими героями. Вот из ясных вод появляются тридцать прекрасных витязей, которые во главе с Черномором представляют военную мощь русской земли. Среди положительных персонажей оказываются и королевич, который берет в плен грозного царя, и богатырь, и томящаяся в темнице царевна. Автор специально оставляет их безымянными, потому что им еще только предстоит воплотиться в конкретных героев данной сказки. Отрицательные сущности в лице Бабы Яги и Кащея Бессмертного представляют собой носителей зла и коварства.

Заканчивается вступление восклицанием, что все это волшебство происходит на русской земле – «там Русью пахнет!» Автор говорит, что видел все происходящее своими глазами, сам сидел под этим дубом и пил мед, в то время как ученый кот рассказывал ему свои сказки.

Анализ

История создания

Слово «лукоморье» означает изгиб морского берега, то есть, бухту или залив, а в фольклоре восточных славян им называли священное место на самом краю земли. Сюжет поэмы был взят Пушкиным из тех сказок, которые он слышал от Арины Родионовны. В одной из них фигурировал и дуб с цепями, и поющий кот, и другие персонажи.

Иллюстрация Н. Кочергина

Существует мнение, что лукоморье – не фантазия автора, а реальная местность, где не единожды бывал Пушкин. На карте она обозначена как мыс Фиолент, расположенный на Крымском полуострове. Поэт очень любил посещать древний монастырь, который находился недалеко от этого места. Могучий, вековой дуб, произраставший там с незапамятных времен, настолько впечатлил Пушкина, что он решил сделать его персонажем сказочного начала своей поэмы.

Это вступление можно назвать прямым продолжением традиций устного народного творчества, берущего свое начало еще с древней Руси. Так начинали свои сказания гусляры: сначала они исполняли отстраненную от сюжета присказку, а уже потом переходили к основному содержанию. Все это создавало у слушателей ощущение волшебства и таинственности.

Персонажи и образы

Иллюстрация Н. Кочергина

Все персонажи «Лукоморья» взяты автором из русского фольклора. Образ ученого кота олицетворяет мудрость народа и образование. Природный дух лесов, полей и озер представлен длинноволосой русалкой. Черномор и морские витязи выступают в роли стражей, стоящих на охране границ. Леший – персонаж русских сказок, берегущий леса. Образ королевича взят из «Сказки о мертвой царевне». Невиданные звери – волшебные существа, обитающие в скрытом от людей, невидимом пространстве.

Баба Яга – злая жительница колдовского мира, хозяйка избушки в дремучем лесу. Бурый волк – также представитель темных сил, нападающий на одиноких путников, оказавшихся в лесу. Во главе этой нечисти стоит бессмертный Кащей, одолеть которого можно, отыскав иглу, в которой заключено его долголетие.

Композиция

Иллюстрация Н. Кочергина

Данное стихотворение построено линейно, так как содержит все композиционные точки. По своей структуре оно очень напоминает старинные русские сказки. В нем есть вступление, или завязка (описание Лукоморья), развитие сюжета, так называемая, основная часть (перечисление всех персонажей и их действий) и необычная развязка, где уже присутствует сам автор, которому довелось посидеть под дубом, испить меда и послушать умного кота, одну из историй которого, он и представляет на суд читателей.

Своеобразно описана кипучая жизнь Лукоморья, где каждый персонаж выполняет какое-либо действие, участвует в каком-то событии. Причем, все они происходят не последовательно, а параллельно друг другу, словно  в одно и то же время:

Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой…

Иллюстрация Н. Кочергина

Кульминацией стихотворения является заявление автора, что «там русский дух… там Русью пахнет!». Эта фраза несет в себе определенный смысл, так как Пушкин был уверен, что сказки – это хранители духа всего русского народа.

Жанр

Стихотворение принадлежит к литературному направлению романтизм. По роду это лирика с фантастическим сюжетом. Данный отрывок можно отнести к жанру литературной сказки или назвать прологом к основному произведению.

Размер и средства художественной выразительности

Пушкин использовал в этом стихотворении один из самых популярных стихотворных размеров – четырехстопный ямб. Именно он придает плавность и определенную напевность повествованию. Такое явление характерно, прежде всего, для произведений фольклора.

Иллюстрация Н. Кочергина

В первых трех четверостишиях (катренах) идет перекрестная рифмовка с сочетанием мужской и женской рифмы. В четвертой строфе шесть строк, из которых первая и вторая со смежной рифмой, третья и шестая – с перекрестной, а четвертая и пятая – снова со смежной. В пятой строфе, состоящей из пяти строчек, рифма перекрестная, здесь рифмуются только пятая строка с четвертой. Шестая строфа представляет собой четверостишие со смежной рифмовкой. За ней идет двустрочная строфа, и заканчивается стихотворение четырьмя строками с кольцевой рифмой.

В произведении все наполнено динамикой, благодаря обилию глаголов: стоит, бродит, висит, сидит, прихлынут, несет и других. Сказочность происходящего подчеркнута эпитетами «невиданный» и «неведомый». Чтобы читателю было понятно, как выглядят персонажи или предметы, автор использует эпитеты, которые подчеркивают их свойства: «песчаный», «бурый», «пустой», «зеленый». Старославянизмы: «курьих», «златая», «чредой», «брег» подсказывают, что события происходят в Древней Руси. В тексте много инверсий: «дуб зеленый», «по цепи кругом», «на дубе том», «кот ученый», которые также максимально приближают его к народному повествованию.

Иллюстрация Н. Кочергина

Проблематика и основная идея произведения

Поскольку «У Лукоморья дуб зеленый» не вполне самостоятельное произведение, соответственно, его цель – завлечь читателя, настроить его на погружение в волшебный мир сказочных персонажей, о которых подробно будет рассказано в поэме. Еще одной целью Пушкина было показать этим стихотворением всю многогранность и образность отечественной культуры и народного фольклора. Основная мысль произведения выражена словами: «Там русский дух, там Русью пахнет», которыми автор подчеркивает силу русского духа и его мощь. Стихотворение имеет воспитательное значение, так как приобщает читателя к русским сказкам, которые учат справедливости, умению различать добро и зло, воспитывают любовь к традициям и языку родного народа.

Все произведения автора

Ирина Зарицкая | Просмотров: 8.2k

А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (1820). 5 класс

Текст: Ольга Лапенкова

Учителя литературы обожают рассказывать, что Пушкин с детства слушал русские народные сказки: их он узнавал от любимой няни — Арины Родионовны. Эти произведения устного народного творчества легли в основу первой поэмы Александра Сергеевича Пушкина — «Руслана и Людмилы»: классик задумал её ещё во время учёбы в Царскосельском лицее, а закончил, когда ему был всего 21 год. Сегодня мы не только вспомним сюжет поэмы, но и проследим, с каких сказочных персонажей автор «списал» своих героев. А ещё поговорим о наставниках и друзьях поэта, в первую очередь — о Василии Андреевиче Жуковском, который, прочитав поэму, подарил Пушкину собственный портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя».

«В чепце, в старинном одеянье…»

Первая часть поэмы «Руслан и Людмила» — это так называемая присказка, то есть отрывок, в котором основные герои пока что не появляются. Эту присказку многие ребята ещё в начальной школе учат наизусть. Приведём её с небольшими сокращениями:

  • У лукоморья дуб зелёный;
  • Златая цепь на дубе том:
  • И днём и ночью кот учёный
  • Всё ходит по цепи кругом; <…>
  • Там чудеса: там леший бродит,
  • Русалка на ветвях сидит; <. ..>
  • Избушка там на курьих ножках
  • Стоит без окон, без дверей; <…>
  • И тридцать витязей прекрасных
  • Чредой из вод выходят ясных,
  • И с ними дядька их морской; <…>
  • В темнице там царевна тужит,
  • А бурый волк ей верно служит;
  • Там ступа с Бабою Ягой
  • Идёт, бредет сама собой;
  • Там царь Кащей над златом чахнет;
  • Там русской дух… там Русью пахнет!

Этот отрывок «добавлен» в поэму не случайно: так А. С. Пушкин показывает, в каком мире будет происходить действие, а также напоминает о старинных сказках и преданиях.

«Лукоморье» — это, как ни странно, не просто красивое выдуманное слово, а вполне определённое географическое понятие. Оно встречается в самом знаменитом произведении древнерусской литературы — «Слове о полку Игореве». Произошло оно от фразы «лука моря»; слово «лука» много-много лет назад означало «изгиб, изогнутый берег». По мнению многих учёных, в «Слове о полку Игореве» имелись в виду земли рядом с Азовским морем, где обитали половцы — племена, которые совершали набеги на русские княжества.

Кот учёный — персонаж, который гуляет по волшебному дереву, затерянному где-то на границе миров; такое дерево часто встречается в финских мифах. Но как же эти мифы «попали» в Россию? Дело, скорее всего, в том, что Арина Родионовна — знаменитая няня Пушкина — родилась и выросла недалеко от Санкт-Петербурга; в этих местах давным-давно жили и русские, и финно-угорские племена. Поэтому неудивительно, что, будучи девочкой, Арина наслушалась местных сказок, а потом «передала» их Пушкину.

Леший и русалка — типичные персонажи русских сказок. Леший назван так потому, что живёт в лесу; слово «русалка», скорее всего, происходит от слова «русло», то есть — место, где река разливается шире всего.

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» (1836). 8 класс

Избушка на курьих ножках — таинственный дом Бабы-яги. Избушка может поворачиваться (в сказках главный герой часто просит: «Повернись, избушка, к лесу задом, ко мне передом») и даже ходить. Находится на границе миров: реальности, где живут простые люди, и потустороннего измерения.

Тридцать витязей и дядька их морской — персонажи из сказки о тридцати трёх богатырях, которую Пушкин, вероятно, услышал от няни Арины Родионовны. Дядьку богатырей, что любопытно, зовут Черномор — так же, как главного злодея в «Руслане и Людмиле». Но путать их не надо. «Плохой» Черномор обитает в воздушном замке и похищает прелестных девушек, а «хороший» Черномор живёт на дне морском. В 1831 году А. С. Пушкин напишет «Сказку о царе Салтане», в которой «хороший» Черномор станет одним из важных героев-помощников.

Баба-яга и Кощей Бессмертный — два популярных персонажа, которые издревле встречались в произведениях устного народного творчества: Кощей Бессмертный всегда вредит главному герою, а Баба-яга ведёт себя непредсказуемо — иногда строит козни, а иногда, наоборот, выручает. О них мы уже говорили в статье «Волшебные сказки».

А. С. Пушкин. «Медный всадник» (1833)

Впрочем, действие поэмы «Руслан и Людмила» происходит не в какие-то непонятные древние времена, а в период правления Владимира I, которого ещё называют Владимир Красно Солнышко. Этот князь больше всего прославился тем, что именно при нём произошло Крещение Руси. Так что Руслан и Людмила якобы живут в начале XI века — но это, конечно, не значит, что Пушкин описывал реальные события. Кстати, вспомним: что там вообще происходит?

Нет повести печальнее на свете

Поэма начинается со сцены во дворце Владимира Красно Солнышко. Гости празднуют свадьбу главных героев — Руслана и Людмилы, но не все в этот день счастливы. За столом сидят три соперника Руслана, которые тоже боролись за руку и сердце прекрасной девы, но получили отказ:

  • За шумным, свадебным столом
  • Сидят три витязя младые;
  • Безмолвны, за ковшом пустым,
  • Забыты кубки круговые,
  • И брашна [напитки] неприятны им; <. ..>
  • То три соперника Руслана;
  • В душе несчастные таят
  • Любви и ненависти яд.
  • Один — Рогдай, воитель смелый,
  • Мечом раздвинувший пределы
  • Богатых киевских полей;
  • Другой — Фарлаф, крикун надменный,
  • В пирах никем не побежденный,
  • Но воин скромный средь мечей;
  • Последний, полный страстной думы,
  • Младой хазарский хан Ратмир:
  • Все трое бледны и угрюмы…

А. С. Пушкин. «Дубровский» (1833-1837). 6 класс

В этот момент читатель думает, что, возможно, один из соперников вот-вот украдёт красавицу прямо со свадебного пира, но дело обстоит ещё хуже: когда праздник закончится и новоиспечённые муж и жена отправятся ночевать, Людмилу похитит злобный колдун Черномор… Отец же несчастной девушки, тот самый Владимир Красно Солнышко, обратится к славным воинам с такой речью:

  • . ..Дети, други!
  • Я помню прежние заслуги:
  • О, сжальтесь вы над стариком!
  • Скажите, кто из вас согласен
  • Скакать за дочерью моей?
  • Чей подвиг будет не напрасен,
  • Тому — терзайся, плачь, злодей!
  • Не мог сберечь жены своей! —
  • Тому я дам её в супруги
  • С полцарством прадедов моих.
  • Кто ж вызовется, дети, други?..

А. С. Пушкин. «Полтава» (1828)

Бедный Руслан! Он несколько лет добивался руки и сердца Людмилы — и в тот момент, когда, казалось бы, можно больше ни о чём не беспокоиться и ничего не бояться, теряет жену. И как теряет: любой из его соперников может всё-таки стать её мужем! На поиски несчастной отправляются и Рогдай, и Фарлаф, и Ратмир. Характеры у этих героев разные: кто-то будет действовать грубой силой, кто-то — хитростью… Сможет ли Руслан справиться со всеми их происками, да ещё и одолеть Черномора?

Помня, что пушкинская поэма — это всё-таки сказка, читатель с самого начала может быть уверен, что всё закончится хорошо. Тем более — если знать, кто является литературным «предшественником» Руслана. Этот герой и именем, и характером напоминает ещё одного персонажа древнерусских преданий — Еруслана Лазаревича, великого богатыря: он и вражеское войско может в одиночку разгромить, и ужасную богатырскую голову одолеть, и волшебный меч отыскать… Не правда ли, совпадений не так-то мало?

Впрочем, всё это интересно и замечательно, но при чём тут всё-таки Василий Андреевич Жуковский? Рассказываем.

Побеждённый учитель

В помощь школьнику. 9 класс. В. А. Жуковский. «Светлана» (1813)

Задумывая «Руслана и Людмилу», Пушкин вдохновлялся не только русскими народными сказками, но и творчеством друзей-поэтов. Так, у В. А. Жуковского есть длинная-длинная баллада «Двенадцать спящих дев». Сюжет её такой.

В незапамятные времена жил-был человек по имени Громобой, настолько бедный, что у него не было даже собственного дома. До поры до времени он стойко переносил трудности, но в какой-то момент поддался унынию и даже решил покончить с собой, прыгнув с обрыва в реку. Однако тут к нему пришёл искуситель, который пообещал несметные богатства в обмен на душу. Громобой согласился — и действительно, зажил так, как и не мечтал:

  • И вышел в люди Громобой —
  • Откуда что взялося!
  • И счастье на него рекой
  • С богатством полилося;
  • Как княжеский, разубран дом;
  • Подвалы полны злата;
  • С заморским выходы вином,
  • И редкостей палата. ..

6 класс. Лирика А. С. Пушкина

К сожалению, деньги часто портят людей, и Громобой не стал исключением. Богатый и знаменитый, он не стал дожидаться, когда ему встретится та, которая искренне его полюбит. Вместо этого он похитил двенадцать прекрасных девушек — совсем как пушкинский Черномор, — и несчастные пленницы родили ему двенадцать дочерей. К счастью, характером девочки в папу не пошли: тихие и скромные, они всё время проводили в молитвах. Они просили у Бога милости к отцу, матери и сёстрам — и их мольбы оказались услышаны: Громобой раскаялся в содеянном, и Господь помиловал его душу…

В пушкинском произведении, впрочем, двенадцать дев не молятся в церкви, а только и делают, что искушают проходящих мимо путников. В какой-то момент в их сети попадается Ратмир — один из соперников Руслана. Как-то ночью он слышит девичий голос, который поёт:

  • Ложится в поле мрак ночной;
  • От волн поднялся ветер хладный.
  • Уж поздно, путник молодой!
  • Укройся в терем наш отрадный.
  • Здесь ночью нега и покой,
  • А днём и шум и пированье.
  • Приди на дружное призванье,
  • Приди, о путник молодой!

Через много лет, пересматривая свои юношеские труды, А. С. Пушкин жалел о том, что посмеялся над балладой 37-летнего Василия Андреевича. Но тот — что в 1820-м, что потом — и не думал расстраиваться: его радовало, что верный друг и способный ученик «переделал» возвышенный, грустный сюжет о жестоком Громобое и его несчастных дочерях в весёлую, даже легкомысленную историю.

Использованные материалы

  • К. Сушичев. «У Лукоморья дуб зелёный… Где находился былевой прообраз пушкинского Лукоморья и откуда взялся дуб?»
  • Б. Томашевский. «»Двенадцать спящих дев» и «Руслан и Людмила»».

Поэма «Руслан и Людмила» на монгольском языке


Кот ученый на цепи вокруг. Александр Пушкин

Произведение «Зеленый дуб в Лукоморье» было задумано Пушкиным как вступление к поэме «Руслан и Людмила», работу над которой он начал в 1817 году, еще будучи юным лицеистом. Первый выход литературного детища был представлен без строф об ученом коте. Идея о нем пришла к Александру Сергеевичу несколько позже. Лишь в 1828 году, когда поэма вышла в новой редакции, читатель познакомился с необычным поэтическим вступлением. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, более близким к астрофическому. В то время именно такой стиль письма был присущ поэтическим формам.
Мысли о сказочных героях, о волшебном дубе пришли к автору не случайно. Его няня Арина Родионовна знала огромное количество сказок, которыми делилась со своей воспитанницей. Он слышал что-то подобное от нее.
35 волшебных строк и по сей день привлекают внимание литературоведов и исследователей пушкинского наследия. Они пытаются разгадать тайну, существовала ли на самом деле земля под названием Лукоморье. Некоторые пришли к выводу, что такие территории действительно существовали на картах Западной Европы XVI века. Это было место в Сибири, на берегу Оби. Пушкин всегда увлекался историей. В его творчестве часто упоминаются старые названия городов и деревень. Он напоминает современникам, что наши корни уходят в далекое прошлое, и мы не должны о них забывать.

Предлагаем вам текст стиха:

У моря дуб зеленый;
Золотая цепь на дубе:
И день и ночь кот ученый
Все крутится в цепочке;
Идет направо — песня начинается,
Налево — сказку рассказывает.
Чудеса есть: леший там бродит,
Русалка сидит на ветках;
Там по неведомым тропам
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стенды без окон, без дверей;
Там полны леса и долины видений;
Там, на рассвете, придут волны
На песчаном и пустынном берегу,
И тридцать прекрасных рыцарей
Встанет ряд прозрачных вод,
И с ними их дядя море;
Проходит королева
Пленит грозного короля;
Там в облаках перед людьми
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В подземелье принцесса тоскует,
И верно ей служит бурый волк;
Там ступа с Бабой Ягой
Идет, бродит сама,
Там царь Кащей над золотом томится;
Там русский дух. .. там пахнет Россией!
И там я был, и я пил мед;
Я видел у моря дуб зеленый;
Сидит под ним, а кот ученый
Рассказывал мне свои истории.

У моря растет дуб зеленый;
Золотая цепь на дубе:
И день и ночь кот ученый
Все идет по цепочке по кругу;
Направо идет — песня начинается,
Налево — сказку рассказывает.
Чудеса есть: леший там бродит,
Русалка сидит на ветках;
Там по неведомым тропам
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стойки без окон, без дверей;
Там полны леса и долины видений;
Там на рассвете придут волны
На песчаный и пустой берег,
И тридцать прекрасных рыцарей
Появляется ряд чистых вод,
И с ними их дядя море;
Проходит королева
Пленит грозного короля;
Там в облаках перед людьми
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна скорбит,
И верно ей служит бурый волк;
Там ступа с Бабой Ягой
Идет, бродит сама,
Там царь Кащей над золотом томится;
Там русский дух. .. там пахнет Россией!
И там я был, и я пил мед;
Я видел у моря дуб зеленый;
Сидит под ним, а кот ученый
Рассказывал мне свои истории.

Анализ стихотворения «У Лукоморья дуб зеленый…»

Учебное произведение А.С. Пушкин — стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый». Отрывок из стихотворения «Руслан и Людмила» дети учат задолго до школы, ведь простой стиль и обилие сказочных образов облегчают его запоминание. Произведение можно найти в любом списке литературы, рекомендованной к прочтению даже детям.

Композиция и жанр

Композиция отрывка напоминает структуру народной сказки. Четко выделяются основные части: поговорка с описанием моря и ученого кота, основная часть с перечислением сказочных героев и классическим сказочным окончанием «..а я там был, и мёд пил». .”.

Форма сказки обусловлена ​​тем, что «У Лукоморья дуб зеленый…» является прологом к поэме-сказке А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Поэма наполнена волшебными событиями. Поэтому она начинается с введения читателя в мир сказки, с создания таинственной атмосферы, ожидания чуда. КАК. У Пушкина был огромный запас фольклорного материала, ведь он воспитан на русских народных сказках.

Его няня Арина Родионовна знала несметное количество сказок, легенд, поверий, былин, в которых собрана настоящая сокровищница русского фольклора. Впоследствии Александр Сергеевич старался максимально точно воплотить все услышанное в сказках.

«У Лукоморья дуб зеленый» начинается с описания волшебного пейзажа сказочной страны, где будут происходить события поэмы. Становится ясно, что волшебная страна находится у моря. Воображение читателя представляет себе многолетний дуб с нависшей над стихией золотой цепью. А центральная фигура – ​​ученый кот, рассказывающий сказки. Это обобщенный образ сказителя во всех русских народных сказках, в том числе Бояне, Садко и других.

После ознакомления с местом событий автор рисует чудеса, постоянно происходящие в волшебной стране. Леший, русалка, невиданные звери, избушка на курьих ножках. Все персонажи изображены на фоне русских пейзажей, которые отчетливо просматриваются в природе, описанной поэтом.

Среди перечисленных сказочных событий есть указание на одну из самых памятных картин поэмы: «.. волхв несет богатыря..». Этот факт говорит о фольклорном происхождении сюжета поэмы. Все указывает на древнерусское происхождение Лукоморья. Сам автор утверждает: «Там русский дух…» Чтобы убедить читателя в реальности картины, поэт использует традиционную сказочную концовку «..и я там был..»

Размер

Произведение написано четырехстопным ямбом — одним из самых популярных размеров лирики XIX века, что придает стиху объемность и подчеркивает повествовательный характер стихотворения.

Образы русской мифологии

Поэма насыщена образом сказочных персонажей. Чтобы показать читателю волшебный мир Лукоморья, поэт использует олицетворения: кот «заводит песню», ступа с Бабой Ягой «ходит, бродит сама по себе», бурый волк «служит».

Самая запоминающаяся метафора стиха гласит, что Лукоморье «пахнет Россией». Это основная тема пролога. Также возле Лукоморья лес и долины «полны видений». Эта строка несет в себе метафорический смысл и в то же время является частью стилистического художественного приема — анафоры.

Особый колорит придает употребление древнерусских слов: брег, золото, томится, струна.

В терминах использованы образы русской мифологии: Баба Яга, Кащей, богатыри, волхвы. Но эти персонажи передают общую картину России. Богатыри олицетворяют силу земли русской, дуб — ее мудрость, царевна — красоту и верность. С их помощью поэт акцентирует внимание читателя на образе Родины, ее природных и фольклорных богатствах, которые всегда его вдохновляли.

А.С. Пушкин. «У моря дуб зеленый». Видео. Мультфильм. Послушайте стихотворение.

Сказал:

Дуб зеленый под Лукоморьем
Золотая цепь на дубе
Кот толстый и холеный
О своем истошно вопит.

Ему просто надо развлечься
Соблазнить рыжую девчонку
Он ходил налево-направо
Иль поперёк, да всё блудить,

И хотя наш кот страдал обжорством,
Пузен размер 56,
Я восхищаюсь его ловкостью 9$d,
Загорать полуголым
Собрались под этим дубом.

Кошак увидев это чудо
Чуть не выпал из дыры
И, взяв банку пива,
Я забыл все свои дела.

Воспитал ее достойно,
Налил без перерыва,
Когда напилась
Котяра в третий раз продул.

Налил упругое тело
И, допив свою пьянку,
Нежно шлепнув девчонку по попе,
Я залез в свою дупло похрапеть.

Багровые лучи света,
Волна накрыла тихий берег,
Потом откатилась
Оставив 30 человек.

Все, как один, по дуге пьяные,
Дядьку на руках поволокли
И лихие бойцы засекли,
Русалка, спящая в кустах.

Богатыри, скинув доспехи,
И вытирая с чешуи слизь,
Пять минут любви на брата
Подняв хвост, они оторвались.

И королева мимоходом,
Потом колдун с богатырем,
Потом Кащей с какой-то сволочью
И бурый волк с лесными зверями.

Короче ругали хором,
Поймали в момент беспомощности
И только с дядей Черномором
Не получилось… тот старый chr#n спал.

Мораль проста, судите сами
Умейте пить в меру!
И будьте осторожны с кошками
Если хотите сохранить честь! …

У моря растет дуб зеленый;
Золотая цепь на дубе:
И днём и ночью кот учёный
Всё крутится в цепочке;
Идет направо — песня начинается,
Налево — сказку рассказывает.
Чудеса есть: леший там бродит,
Русалка сидит на ветках;
Там по неведомым тропам
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стойки без окон, без дверей;
Там полны леса и долины видений;
Там, на рассвете, придут волны
На песчаном и пустынном берегу,
И тридцать прекрасных рыцарей
Встанет ряд чистых вод,
И с ними их дядя море;
Проходит королева
Пленит грозного короля;
Там в облаках перед людьми
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна скорбит,
И верно ей служит бурый волк;
Есть ступа с Бабой Ягой
Идет, бродит сам по себе,
Там царь Кащей над золотом томится;
Там русский дух. .. там пахнет Россией!
И там я был, и я пил мед;
Я видел у моря дуб зеленый;
Сидит под ним, а кот ученый
Рассказывал мне свои истории.

Анализ стихотворения «У моря дуб зеленый» Пушкина

«Есть у моря дуб зеленый…» — строки знакомые всем с детства. Волшебный мир сказок Пушкина настолько прочно вошёл в нашу жизнь, что воспринимается как неотъемлемая часть русской культуры. Стихотворение «Руслан и Людмила» было закончено Пушкиным в 1820 г., а вступление он завершил в 1825 г. в Михайловском. За основу поэт взял высказывание Арины Родионовны.

Вступление Пушкина к поэме продолжает древние традиции русского фольклора. Даже древнерусские гусляры начинали свои легенды с обязательного изречения, не имевшего прямого отношения к сюжету. Эта пословица настраивала слушателей на торжественный лад, создавала особую волшебную атмосферу.

Свою поэму Пушкин начинает с описания таинственного лукоморья — загадочной местности, где возможны любые чудеса. «Кот-ученый» символизирует древнего сказочника, знающего невероятное количество сказок и песен. Лукоморье населяют многие волшебные богатыри, собравшиеся сюда со всех русских сказок. Среди них и второстепенные персонажи (гоблин, русалка), и «невиданные звери», и еще неживая избушка на курьих ножках.

Постепенно перед читателем предстают более значимые символы. Среди смутных видений появляются могучие «тридцать богатырей» во главе с Черномором, символизирующие воинскую силу русского народа. Главные положительные персонажи (принц, герой, принцесса) пока безымянны. Это собирательные образы, которые воплотятся в той или иной сказке. Завершают волшебную картину главные отрицательные персонажи – Баба Яга и Кащей Бессмертный, олицетворяющие зло и несправедливость.

Пушкин подчеркивает, что весь этот волшебный мир имеет национальные корни. Он напрямую связан с Россией: «там пахнет Россией!». Все происходящие в этом мире события (подвиги, временные победы злодеев и торжество справедливости) являются отражением реальной жизни. Сказки — это не только придуманные истории для развлечения. Они по-своему освещают действительность и помогают человеку различать добро и зло.

У моря растет дуб зеленый;
Золотая цепочка на дубе: 9 шт.0003 И день и ночь кот ученый
Все идет по цепочке;
Направо идет — песня начинается,
Налево — сказку рассказывает.
Чудеса есть: леший там бродит,
Русалка сидит на ветках;
Там по неведомым тропам
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стойки без окон, без дверей;
Там полны леса и долины видений;
Там на рассвете придут волны
На песчаном и пустынном берегу,
И тридцать прекрасных рыцарей
Выходит ряд чистых вод,
И с ними их дядя море;
Проходит королева
Пленит грозного короля;
Там в облаках перед людьми
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна скорбит,
И верно ей служит бурый волк;
Стоит ступа с Бабой Ягой
Идет, бродит сама по себе,
Там царь Кащей над золотом томится;
Там русский дух. .. там пахнет Россией!
И там я был, и я пил мед;
Я видел у моря дуб зеленый;
Сидит под ним, а кот ученый
Рассказывал мне свои истории.

Поэма Пушкина «У морского берега, у зеленого дуба» была задумана как вступление к поэме «Руслан и Людмила», работу над которой он начал в 1817 году, еще будучи юным лицеистом. Первый выход литературного детища был представлен без строф об ученом коте. Идея о нем пришла к Александру Сергеевичу несколько позже. Лишь в 1828 году, когда поэма вышла в новой редакции, читатель познакомился с необычным поэтическим вступлением. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, более близким к астрофическому. В то время именно такой стиль письма был присущ поэтическим формам.

Мысли о сказочных героях, о волшебном дубе пришли к автору не случайно. Его няня Арина Родионовна знала огромное количество сказок, которыми делилась со своей воспитанницей. Он слышал что-то подобное от нее.

35 волшебных строк и по сей день привлекают внимание литературоведов и исследователей пушкинского наследия. Они пытаются разгадать тайну, существовала ли на самом деле земля под названием Лукоморье. Некоторые пришли к выводу, что такие территории действительно существовали на картах Западной Европы XVI века. Это было место в Сибири, на берегу Оби. Пушкин всегда увлекался историей. В его творчестве часто упоминаются старые названия городов и деревень. Он напоминает современникам, что наши корни уходят в далекое прошлое, и мы не должны о них забывать.

Литературоведческий анализ стихотворения «В Лукоморье дуб зеленый…»

Свою работу над проектом я начала с того, что решила провести литературный анализ стихотворения «В Лукоморье дуб зеленый.. .» — отрывок из стихотворения «Руслан и Людмила», которое всем знакомо с детства. Читая эти строки, невольно представляешь себя в мире сказок, в мире сказочных персонажей.

«Вблизи Лукоморья дуб зеленый…» так начинается повествование, в ходе которого появляется морской залив, на берегу столетний дуб, опоясанный золотой цепью. По цепочке ходит «кот-ученый», который «заводит песню». Первая строфа небольшая, но очень многозначительная, потому что она, как врата, открывает вход в сказочный мир поэмы. Читателю не терпится продолжить, ему интересно узнать, какие необыкновенные герои живут в этой сказочной стране.

Чудеса… Какая же сказка без чудес? Леший, русалка, невиданные звери…

Вторая строфа рассказывает нам о чудесах, ожидающих на «неведомых путях». Почему «неизвестный», наверное, автор ошибся? Как пути могут быть неизвестны? Но это сказка! Пути могут вести неизвестно куда, а могут быть просто незнакомы читателю, так как он впервые с ними столкнулся. Ждем следов «невидимых животных», то есть тех, которых мы никогда не видели. Приключения начинаются с того момента, как вы встречаете избушку на курьих ножках, которая стоит без окон и без дверей. Кто живет в этой загадочной хижине? Конечно, Баба Яга. Как она попадает в хижину? Ответ прост: с помощью магии, поэтому ей не нужны ни окна, ни двери.

В третьей строфе автор перед нами рисует красоту русской природы, рассказывая о лесе, о доле и о том, что они полны «видений». Может быть, речь шла о видах – пейзажах. Что это за видения? Видений, стало быть, не видели, не знали, и, попав в эту сказку, мы можем узнать, сколько всего интересного ждет нас в пути.

Рассвет, прибой, волны, разбивающиеся о пустой берег — все это только начало. И вот из вод последовательно один за другим выходят тридцать прекрасных рыцарей, а с ними и их полководец в тяжелых доспехах с копьем в руках. Почему они появились? Что охраняется? Эти воины защищают свою родину даже в сказке! Враг всегда нападал на русскую землю, он хотел истребить православный народ, завоевать Россию. Эта отважная армия охраняет сказку от незваных гостей.

В четвертой строфе события развиваются стремительно. И злой царь, и всемогущий волхв покушаются на русскую народную сказку. На помощь нам приходит принц, который борется со злым королем, и настоящий герой, который держит колдуна и не дает ему творить зло перед людьми. Потом попадаем в подземелье к принцессе. Можно предположить, что ее хотят насильно выдать замуж за нелюбимого. Но царевна тверда в своем решении, и серый волк верно служит ей, выполняет все приказания. Дальше неизвестная тропинка приводит нас к Бабе Яге. Горбатая, с длинным носом, в лохмотьях, она водит руками по своей ступе, произнося заклинание. Ее ступа «ходит, бродит сама по себе» и ведет нас к Кощее Бессмертному. Худой, бледный с зеленоватым оттенком лица, он склонился над своим сундуком с богатством и дрожащими руками разгребает его, боясь, как бы кто-нибудь не отнял его. Для него это будет конец, потому что я думаю, что Кощей тогда потеряет смысл своей жизни.

А в чем смысл жизни русского человека? В чем тайна русского духа? Звон колоколов, запах печи в деревнях, тройка лошадей, бегущая по заснеженной дороге, большая семья за столом — все это история, традиции, культура русского народа, которую автор так тщательно передано в его стихотворении. Русский дух!

Не ходит по цепи, как А.

С. Пушкин Написал….. TopCat

Точнее, это не кот, а кошка. Кошка Ася, полное имя Аспид, сиамской породы. Но что касается звания ученой кошки, то тут пояснений не требуется: имя кошки Аспид написано на научных трудах ее владельца. И звали человека Юрий Кнорозов. Тот самый господин Кнорозов, который, как известно, сделал величайшее открытие — расшифровал письменность индейцев майя. В ноябре этого года будет отмечаться столетие со дня рождения гениального ученого.

Юрий Валентинович часто подписывал свои научные труды не только своим именем, но и именем Аси. Редакция, однако, рассердилась и вычеркнула его, но г-н Кнорозов не согласился, так как считал кота своим настоящим соавтором. Он уверял, что именно она, его любимая кошка, натолкнула его на главную мысль приблизиться к древним «неразрешимым» письменам. Наблюдая, как Ася учит котят ловить мышей, ученый сделал выводы, которые впоследствии легли в основу статьи «К вопросам классификации сигнализаций».

Ася появилась в жизни ученого в семидесятые годы: котенка редкой тогда сиамской породы ему подарили друзья. Господин Кнорозов обожал свою Асю. Когда его просили предоставить фото для очередной статьи о его великих открытиях, он неизменно предоставлял одно и то же черно-белое фото с Асей на руках. Это даже опубликовано в Википедии.

В Мексике и Гватемале, странах, где в древности жили племена майя и где проводил свои исследования советский ученый, г-н Кнорозов считается национальным героем. В Гватемале он был награжден Большой золотой медалью президента. Его передал сам президент Винисио Сересо.

А в Мексике два памятника поставили господину Кнорозову.

А на памятниках ученый изображен вместе с Асей.

Та самая знаменитая фотография легла в основу барельефа на могиле господина Кнорозова на Ковалевском кладбище в Санкт-Петербурге.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *