Греческая колонизация северного причерноморья: Главная — Музей-заповедник «Фанагория»

Содержание

Греческая колонизация. Великая греческая колонизация Северного Причерноморья, история кратко

Главная

Статьи

Путешествия

Россия

Крым

Греческая колонизация

крым, история, достопримечательности, путешествия, отдых

Здесь мы расскажем о греческих колониях в Северном Причерноморье, о их рождении и судьбе. Возникали они в процессе растянувшейся на несколько веков колонизации, когда тысячи и тысячи семейств, со скарбом и живностью, погружались на утлые суденышки (а как еще назвать мятущиеся среди морских валов корабли, у которых зачастую и палубы-то не было) и отправлялись туда, куда и Одиссея не заносило. В чужие земли — чтобы сделать их своими и преобразить до неузнаваемости.

Колонизация черноморского побережья была частью второй волны массовой эмиграции греков. Первая пришлась на времена «темных веков», последовавших за «вторжением дорийцев»: в XII в. до н. э. на города-государства Микенской Греции, наследницы великой цивилизации Крита, нахлынули с севера греческие же племена скотоводов, в первую очередь дорийцев. Племена отсталые, но воинственные и настроенные куда как решительно (на эти времена, по мнению многих историков, пришелся какой-то климатический скачок, неблагоприятно сказавшийся в первую очередь на скотоводческом хозяйстве. Вероятно, именно с ним связаны еще и такие исторические катаклизмы, как Троянская война, гибель Хеттского царства, нападение на Египет «народов моря»).

Вторжение дорийцев современники называли еще «возвращением гераклидов»: сами дорийцы считали себя прямыми потомками Геракла (у него сил бы достало), призванными отомстить за обиды, нанесенные когда-то божественному герою. В суть обвинений можно не вдаваться, потому что понятно: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» — а кушать, похоже, действительно очень хотелось.



Многим тогда пришлось спасаться от убийств, грабежей, разрухи, порабощения (спартанские рабы-илоты были не кем иными, как потомками Гомеровых ахейцев, бывших во главе со своим легендарным царем Агамемноном в авангарде похода эллинов на Трою).

В те «темные века» за море отправились представители всех греческих народностей — включая и победителей-дорийцев. Колонии возникали на Сицилии и в Южной Италии (эти земли получили название Великой Греции), на островах Эгейского, Адриатического, Тирренского морей, на побережьях Малой Азии, Фракии, Северной Африки.

Наиболее активно повели колонизацию дальних земель ионийцы (у тех, что остались, сильнейшим полисом были Афины). В Малой Азии они колонизировали значительную часть побережья Эгейского моря, получившую название Ионии, а союз основанных там ими городов был назван Ионийским союзом. Самым значительным городом-государством стал Милет.

Вторая, или Великая, колонизация была связана как с экономическим подъемом греческих городов и сопутствующим ему перенаселением, так и с ожесточенной классовой борьбой внутри полисов. В то время происходила т. н. «гоплитская революция»: основой армий городов-государств становились не конники, крупные землевладельцы-аристократы, а представители «средней буржуазии» — не связанные с аристократией крестьяне-землевладельцы, купцы и зажиточные, во всяком случае, не бедствующие, ремесленники.

Они составляли ряды тяжелой греческой пехоты — гоплитов. Тех самых, что на картинках: с большим круглым разрисованным щитом и массивным копьем, в гребенчатом шлеме (иногда закрытом — страх берет), с коротким мечом на боку, в панцире или кирасе, в наручах и поножах. Поднапрягшись, они сами обеспечивали себя всем этим вооружением, овладевали тактикой плотного строя — фаланги, на поле боя могли умело противостоять кавалерийским наскокам — и они же хотели быть во главе своих полисов. А аристократы не желали отдавать свою власть.

Борьба аристократической и демократической партий могла принимать самые ожесточенные формы. В вооруженных схватках и последующих расправах порою гибли тысячи. Нельзя сказать, что какая-то из двух сил возобладала в масштабе всего греческого мира. Но все же дорийские полисы считались склонными к аристократическому правлению, ионийские — к демократическому.

Колонии становились самостоятельными полисами. Не всегда полностью независимыми — в некоторых случаях новообразование должно было следовать указаниям метрополии. Она же могла выполнять роль арбитра в сложных судебных тяжбах. Но колонисты и сами в большинстве своем не хотели терять связи с родным городом. Там оставались чтимые с детства святилища (их огонь, статуи богов и реликвии обязательно брали с собой), узы родства и дружбы, узы воспоминаний, наконец.

Немаловажно было и то, что на основание колоний давали средства аристократы и богачи. Они оставались на месте, но надо было выполнять их условия (например, реализовывать на новом месте среди туземного населения их товары или снабжать тем, чем богата та земля, в первую очередь их. Рождение где-то в VII в. до н. э. «желтого дьявола» — звонкой монеты способствовало тому, что коммерческие интересы становились всеохватывающими и всепроникающими).

На помощь метрополии всегда надеялись: она могла потребоваться и при обустройстве на новом месте, и для обороны от туземцев — а они редко были рады новым соседям. В тяжелых обстоятельствах помощи ждали и от других колоний своей метрополии. Тем не менее, повторимся, большинство колоний были полностью независимыми. И многие сами становились метрополиями, выводя собственные колонии в еще более отдаленные земли.

На корабли вступали и те, кого гнала нужда, и те, кто оказался в стане побежденных в политической борьбе и не желал оставаться под властью победителей (тем более что часто альтернативой отъезду была только смерть), и те, кто питал честолюбивую надежду выдвинуться или разбогатеть на новом месте.

Но прежде, чем отправиться в путь, обязательно надо было заручиться божественной поддержкой. Главным покровителем переселенцев считался Аполлон. Было крайне желательно получить благоприятное предсказание от жрицы-прорицательницы (пифии) в его храме в Дельфах. Дельфийский храм Аполлона стал и духовным, и экономическим центром колонизации. Имея обширную информацию, касающуюся всей тогдашней Ойкумены, храм мог дать компетентную рекомендацию, мог помочь деньгами. Служители Дельфийского храма хорошо знали, чего хотят конкретные колонисты в первую очередь: заняться земледелием, или создать ремесленный центр, чтобы, обеспечивая местных жителей, в первую очередь местную знать, плодами эллинского мастерства, получить за них плоды их земли, или сделать упор на торговлю.

Высаживаясь после опасного плавания, колонисты явственно ощущали сакральную значимость происходящего — здесь начнется их новая жизнь, здесь обретут они новых богов — покровителей их полиса, и здесь же воздвигнут они алтари прежним богам. Часто священный огонь с родины сопровождали жрецы — они и отслуживали торжественный молебен. Руководитель экспедиции — ойкист, если он становился первым главой нового государственного образования (были и штатные «экспедиторы» — их обязанностью было только обеспечить морской переход и первоначальное обустройство), после смерти провозглашался героем — статус если не божественный, то напоминающий христианских святых: на его могиле возводилась часовня — героон, ему поклонялись, через него можно было обращаться к богам, от него самого ждали защиты.

Жизнь на новом месте устраивалась не обязательно по образцу метрополии — грубо говоря, на аристократический или демократический лад. Многие не затем пускались в далекий путь, чтобы приплыть к тому же самому.

Но, с другой стороны, пришельцам из городов с аристократическим правлением, не имеющим опыта самоуправления демократического полиса, трудно было обойтись без единоначалия, без твердой руки. Тогда как выходцы из полисов демократической ориентации, если они не беглые аристократы, несли в себе укорененное неприятие заносчивой знати. Хотя им мог быть знаком и опыт тирании: фактического единовластия «от лица народа», при сохранении видимости демократического устройства (кстати, тирании нередко обеспечивали достаточно благополучную жизнь большинству населения полиса, являясь выходом из тупика политического противостояния, и слово это вовсе не несло в себе тот зловещий смысл, которым наполнили его позднее).

Жизнь покажет, как им жить, греки народ сообразительный. Для чего только не было пока места — это для олигархии, засилия политиканствующих толстосумов. Таковых среди прибывших просто не могло быть, а если им и суждено было появиться — их предстояло вырастить в собственной среде.

О взаимоотношениях с местным населением мы уже немного говорили и еще будем говорить. Отметим, что вряд ли часты были случаи, когда колонисты высаживались на берег, как на острова Кука — в места обитания неведомых дикарей. Обычно на этих берегах уже успевали какое-то время поработать эмпории — торговые фактории, и колонисты имели хотя бы приблизительное представление, с кем им предстоит иметь дело. Но нужно отметить и такой момент. Известно, что всех иностранцев греки с чувством собственного превосходства называли варварами. Вероятно, слово это появилось именно в процессе колонизации — как насмешка над непонятной (или малопонятной) им речью диковатых туземцев, каким-то сплошным «бар-бар», по-русски говоря, тарабарщиной. Грубыми казались их манеры, их селения, их быт.

Конечно, сами они — совсем другое дело. Им уже рисуются храмы с колоннами строгого стиля, под стать им общественные здания, стадион, театр, гимнасий, украшающие площади статуи. У них и посуда будет не как у варваров, а чернофигурного (потом — краснофигурного) лака — амфоры, кратеры, килики. И они не ждали, что им кто-то все это подаст. Они сами построили и храмы, и театры, и прекрасные города. На произведения высшего, недоступного им эллинского мастерства зарабатывали — и покупали их. Не скупились на то, чтобы завезти к себе статуи, вышедшие из-под резца лучших скульпторов. Полюбуйтесь, сколько в Эрмитаже, Пушкинском музее, в других экспозициях хранится найденных в Северном Причерноморье изделий всемирно известных гончаров и вазописцев из Аттики и Коринфа?

Более того, в Крыму, на Таманском полуострове, на черноморских лиманах местными мастерами-греками был выработан свой неповторимый стиль. От их скульптуры, «скифских» ваз и украшений, других произведений — пусть порою лапидарных (несколько простоватых) — веет (особенно когда их много вместе, как в Эрмитаже) каким-то сокровенным, неизъяснимым, романтическим духом. «Неизъяснимое» — это основа эллинского искусства, ибо оно все (помимо мастерства) — от наития, от соприкосновения с божественным, от Платоновых эйдосов (даже если Платон еще не родился). А если оно к тому же родилось среди другого неизъяснимого — таинственного и грозного варварского мира, первозданных необъятных просторов?

Колонизацией Причерноморья занимался в первую очередь малоазийский Милет — сам когда-то, в первую колонизацию, микенская колония. Всего по Черному морю милетцы основали около сотни городов-государств (считая колонии колоний). «На долгое время Черное море и подступы к нему превратились в милетский заповедник» (Майкл Грант).

Милет был прекрасным и богатым городом, «Жемчужиной Ионии», как назвал его Геродот. В лучшие времена в нем насчитывалось около 50 тысяч жителей (столько же, сколько в столице Персидской империи Персеполисе. Афинян в их родном городе периода его расцвета проживало примерно 155 тысяч, но это был один из крупнейших городов тогдашнего мира). Город жил в значительной степени за счет морской торговли, его интересы распространялись вплоть до Египта. Вывод колоний имел огромное значение для коммерции: они становились своего рода торговыми факториями Милета. Деловые люди обеспечивали будущих колонистов кораблями для переезда, припасами на первое время. Поэтому желающие переселиться стекались сюда со всей Греции. Самих же милетян к перемене мест подстегивали, возможно, не столько экономические соображения, сколько непрерывные политические распри.

Установившееся от основания города аристократическое правление вскоре проявило тенденцию переродиться в олигархию. А олигархия, по определению Аристотеля, это продукт разложения аристократии. Природные аристократы считали управление государством не только своим святым правом, но и святым долгом, смотрели на него как на служение родному городу. Олигархия же возникала, когда интересы этих правителей теснейшим образом переплетались с интересами богачей из прочих слоев, в первую очередь купечества и тогда интересы народа переставали быть, как прежде, в какой-то степени самоцелью, они становились разве что ограничителем: «лишь бы не бузили». Это неминуемо приводило к усилению демократических тенденций (у демократий свой путь перерождения в олигархию, но это путь не милетский).

Со временем город разделился: олигархи и их сторонники (включая людей зависимых и прихлебателей) возглавлялись партией Вечных моряков, или партией Богатства. Им противостояла партия Кулачного боя, или партия Труда.

История донесла до нас рассказы о диких эксцессах этой борьбы. Одержав однажды верх, «трудовики» растоптали быками детей своих противников на глазах их отцов. А те, взяв реванш, сожгли живьем и детей побежденных, и их самих. В конце концов установился шаткий компромисс в условиях умеренной олигархии, но все равно немало милетян вступало на сходни кораблей в надежде обрести более спокойную жизнь в далекой, дикой Скифии (или в менее далеких и диких Фракии и Колхиде), а не в своем процветающем городе.

Греки, думается, называли Черное море Понтом Эвксинским — «Гостеприимным» — для самоуспокоения. Поначалу они нарекли ее ближе к истине — Понтом Аксинским, т. е. «Негостеприимным». Пересекать его напрямую было рискованно, поэтому предпочитали плавание вдоль берегов. По побережью, от Босфора и далее по часовой стрелке, одна за другой возникали милетские колонии. С южным (малоазийским) побережьем было проще, оно и было освоено в первую очередь — опорной точкой здесь стала Синопа (нынешний турецкий Синоп), возглавившая союз приморских городов.

На западном побережье милетцы основали Аполлонию, потом Одесс (всем известную Одессу назвали так в предположении, что античный город был где-то поблизости, но потом его раскопали неподалеку от болгарской Варны), Томы, уже упоминавшуюся Истрию (оттуда была родом мать злополучного царя Скила).

Потом настала очередь Северного Причерноморья. Первым (в 643 г. до н. э.) был освоен небольшой (километр на полкилометра) островок, называемый теперь Березань (возможно, это он фигурирует как остров Буян в «Сказке о царе Салтане»). Греки занялись здесь земледелием, ремеслом, но в основном торговлей. Вскоре они расширили деятельность и перебрались на материк. Здесь в самом начале VI в. до н. э. в устье Южного Буга, на берегу лимана, возник город со славным будущим Ольвия (в котором царь Скил совершил свое дионисийское грехопадение). Вокруг появляются другие колонии, опирающиеся на помощь уже существующих. Города окружаются хорой — земледельческими угодьями колонистов, постоянно проживающих за городскими стенами. Поодаль возникают постоянные поселения — если позволяют условия, в первую очередь отношения с местным населением.

Другим центром колонизации стал Боспор Киммерийский (Керченский пролив). Здесь, на его крымском берегу, в середине VI в. до н. э., на месте появившегося ранее торгового пункта (эмпория), отстраивается Пантикапей (в переводе с древнеиранского «Рыбный Путь», современное название Керчь). Пантикапей стал крупнейшим полисом Восточного Крыма и Тамани — в первую очередь за счет удобной торговой гавани (в Керченском заливе). Рядом с ним возникают Мирмекий, Нимфей, Феодосия, а на противоположном берегу Боспора — Фанагория, Кепы, Гермонасса, Горгиппия (ныне Анапа). Далее, вдоль Кавказского побережья Черного моря, — Питиунт (Пицунда), Диоскурия (Сухуми), Фасис (Поти).

Вот так, взяв море в кольцо, милетцы и превратили Понт Эвксинский в «свой заповедник». На северном берегу из крупных городов только крымский Херсонес (развалины которого близ Севастополя) был основан не ими, а дорийцами из Гераклеи (колонии Мегар на южном берегу Черного моря) и с острова Делоса.

Первые плотные контакты греков с обитателями Северного Причерноморья произошли до их появления в этом регионе, причем в местах от него довольно отдаленных. Случилось это во времена вышеописанных походов киммерийцев и скифов в страны Передней Азии.

В последней четверти VII в. до н. э., после того как в бою с ними погиб лидийский царь Гигес, а его страна подверглась разгрому, киммерийцы обрушились на греческие города Ионии в Малой Азии, натворив там немало бед. На сотню лет они завладели городом Антандром на берегу Эгейского моря — его даже называли одно время Киммеридой. На Ионию напали тогда и скифы, нанеся большой ущерб, в частности, Милету.

Но, с другой стороны, милетцам и другим грекам удалось относительно беспроблемно закрепиться в Северном Причерноморье именно благодаря тому, что значительная часть его обитателей находилась тогда в этих переднеазиатских походах, а киммерийцы вообще сгинули в них как исторический персонаж. Вернувшиеся же скифы надолго занялись войнами с фракийцами. Поэтому неприятности от туземцев для греческих колонистов сводились по большей части к нечастым набегам скифов на их города и хору и к вышеописанным неприятностям от балующихся пиратством тавров.

Но со временем агрессивные выпады скифов участились, на Боспоре стали постоянно возникать конфликты с местными меотскими (приазовскими) племенами. Поселенцы стали уделять больше внимания стенам своих городов, усилили бдительность их дозорные отряды. На Керченском полуострове был возведен мощный Тиритакский вал от восточных отрогов Крымских гор до Меотиды (Азовского моря). Со временем укрепления Пантикапея превзошли афинские.

Внешняя угроза сказалась и на внутриполитической ситуации в полисах. В Ольвии возникла тирания выходца из аристократов Павсания, опирающегося как на аристократический религиозный союз, так и на возглавляемое им гражданское ополчение, у которого он пользовался большой популярностью — под его командованием оно хорошо показало себя в боях.

На Боспоре Киммерийском сложилась симмахия — военный союз находящихся там греческих народов. Лидирующее положение в союзе занял Пантикапей. В нем тоже возникла тирания успешного полководца, аристократа по происхождению, Археанакта. Он стал фактическим главой союзного войска, а также нашел опору в амфиктионии — религиозном союзе жителей всех боспорских городов, объединившихся вокруг пантикапейского храма Аполлона. Власть Археанакт передал по наследству, его потомки, Археанактиды, правили примерно до 438 г. до н. э. и даже величали себя царями.

Ситуация для греков значительно осложнилась после того, как около 480 г. до н. э. скифы и фракийцы заключили мирный договор. Теперь эллинские города стали объектом особо пристального внимания скифских царей и знати.

По-прежнему продолжались набеги, но скифская элита вынашивала куда более серьезные намерения. Хотя она всячески противодействовала проникновению чужой культуры в среду кочевников, но ничего уже не могла поделать с собственным жадным интересом к ее плодам. Анахарсис и Скил слишком далеко зашли в духовном ее приятии — но от блеска золотых украшений, красоты статуй, амфор, тканей и многого чего еще отвести взгляд трудно было всем. Все это можно было купить, выменять, получить в виде добычи или дани, но этого было мало. Неспособная сама организовать морскую торговлю, скифская верхушка решила использовать для нее греческие города: через них в обмен на золото, серебро, олово (необходимый компонент для получения бронзы, становившийся тогда дефицитным), рыбу, хлеб, меха, рабов получать все то, что радует душу. С одной стороны, для этого надо было брать все больше и больше необходимого для экспорта с племен лесостепи и лесов — за этим дело не стояло. С другой — надо было надавить на греков.

Полисы западной части Северного Причерноморья — Никоний на Днестровском лимане, Ольвия и другие — не могли успешно противостоять скифам. У них не было тесной связи между собой. Территориально они находились довольно далеко друг от друга, большой потребности в экономических и торговых взаимосвязях тоже не было. И им пришлось согласиться на скифское покровительство.

Понятно, что такой диктат был не в радость. Но, с другой стороны, значительно возросли торговые обороты этих городов. Справедливости ради — скифское покровительство было не очень обременительно. Описанные Геродотом наезды царя Скила на Ольвию в официальной их части были царским надзором за ходом коммерции. То же самое проделывал и отец Скила, и погубивший Скила брат. Надзор мог осуществляться и доверенными лицами — как скифского, так и эллинского происхождения. Что же касается полисного самоуправления, занятия не связанными с царскими интересами делами, частной жизни — здесь греки в большинстве случаев были полностью предоставлены сами себе: выбирали должностных лиц, сходились на народные собрания, поклонялись богам так, как считали нужным, организовывали войско, посещали театр, стадион, гимнасий, трудились и торговали.

Эти города становились центрами взаимопроникновения обеих культур. Интересно, что в Никонии чеканились монеты с именем завзятого эллинофила скифского царя Скила. Недалеко было то время, когда знатные скифы будут заезжать в греческие города не только по делам, но и чтобы просто пожить некоторое время — уже безнаказанно.

Геродот пишет о живущих близ Ольвии «эллинских скифах» — колонисты называли их миксэллинами. Они вели образ жизни, все больше приближающийся к оседлому, занимались земледелием. Возможно, это отчасти были люди, произошедшие от смешанных браков, но в большинстве своем — природные скифы, нашедшие себе место в жизненном укладе греческого полиса, поселившись на его периферии в качестве военных поселенцев.

Новая ситуация существенно повлияла и на жизнь «скифов-пахарей», значительная часть которых была славянами. Они теперь во все возрастающей степени должны были заниматься производством экспортного товара — зерна.

А.А. Дельнов

Фото красивых мест Крыма

Экскурсионные туры и активный отдых в Крыму

Назад в раздел

интересное история достопримечательности путешествия активный отдых походы что посмотреть природа отдых горы города здоровье интересные факты полезные советы москва туризм кавказ московская область туры крым владимир и область

Древнегреческая колонизация Северного Причерноморья | это.

.. Что такое Древнегреческая колонизация Северного Причерноморья?

Греческий город Горгиппия, наряду с другими греческими колониями по северному побережью Чёрного моря.

Древнегреческая колонизация Северного Причерноморья входит в процесс общегреческого колонизационного движения VIII—VI веков до н. э. (Великой Греческой Колонизации), являясь одним из основных его направлений. Временны́е рамки древнегреческой колонизации Северного Причерноморья — середина VII—V век до н. э. Проходила в несколько этапов и на нескольких направлениях: западном (Нижнее Побужье и Нижнее Приднепровье, Западный и Юго-Западный Крым) и восточном (оба берега Керченского пролива, побережье Кавказа и Приазовья). В ходе колонизации было основано несколько десятков полисов и посёлков, среди самых крупных из них: Боспор Киммерийский, Ольвия, Херсонес Таврический, Фанагория, Тира, Нимфей, Гермонасса.

Содержание

  • 1 Северное Причерноморье накануне древнегреческой колонизации региона
  • 2 Географические границы и климат региона
  • 3 Догреческое население Северного Причерноморья
  • 4 Причины древнегреческой колонизации Северного Причерноморья
  • 5 Направления и характер древнегреческой колонизации Северного Причерноморья
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
    • 7. 1 Источники
    • 7.2 Общая литература

Северное Причерноморье накануне древнегреческой колонизации региона

Географические границы и климат региона

Основная статья: Северное Причерноморье

Догреческое население Северного Причерноморья

Причины древнегреческой колонизации Северного Причерноморья

Направления и характер древнегреческой колонизации Северного Причерноморья

Примечания

Литература

Источники

  • Аристотель. Политика. Перевод С. А. Жебелева. — М.: АСТ, 2002.
  • Арриан. Перипл Понта Эвксинского.
  • Гекатей Милетский. Фрагменты // ВДИ. — 1947. — № 1.
  • Гелланик Митиленский // ВДИ. — 1947. — № 1.
  • Геродот. История. — М.: ОЛМА-ПРЕСТ Инвест, 2004.
  • Диодор Сицилийский. Историческая библиотека.
  • Дионисий Периэгет. Описание населённой земли // ВДИ. — 1948. — № 1.
  • Евсевий Кесарийский. Хроника // ВДИ. — 1948. — № 3.
  • Евстафий Фессалоникийский. Комментарии к землеописанию Дионисия Периэгета // ВДИ. — 1948. — № 1. — С. 241—243.
  • Лисий. Речи. Перевод С. И. Соболевского. — М.: Ладомир, 1994.
  • Павсаний. Описание Эллады. В 2 тт. Перевод С. П. Кондратьева. — М.: АСТ, Ладомир, 2002.
  • Перипл анонимного автора (Псевдо-Арриан).
  • Плиний Старший. Естественная история. Перевод М. В. Скржинской // АгСП. — С. 74 — 76.
  • Помпоний Мела. Землеописание.
  • Псевдо-Скилак Кариандский. Описание моря, прилегающего к Европе, Азии и Ливии // ВДИ. — 1947. — № 3.
  • Псевдо-Скимн Хиосский. Перипл.
  • Птолемей, Клавдий. Географическое руководство.
  • Страбон. География. Перевод Г. А. Стратановского. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2004.
  • Стефан Византийский. Этника. Перевод П. И. Прозорова // ВДИ. — 1948. — № 3.
  • Фукидид. История. Перевод Ф. Г. Мищенко и С. А. Жебелева. — СПб.: Наука, 1999.
  • Эсхин. Против Ктесифонта // ВДИ. — 1962. — № 4.
  • Латышев В.  В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. — СПб.: Фарн, 1993.
  • Latishev V. V. Inscriptiones antique orae septentrionales ponti euxini graecae et latinae (IOSPE, I²), Petropoli: Типография Императорской академии наук, 1916.

Общая литература

  • Агбунов М. В. Античная география Северного Причерноморья. — М.: Наука, 1992.
  • Алексеева В. М. Греческая колонизация северо-западного Кавказа. — М.: Наука, 1991.
  • Андреев Ю. В. Греки и варвары в Северном Причерноморье // ВДИ. — 1996. — № 1.
  • Античные государства Северного Причерноморья (сборник статей). — М.: Наука, 1984.
  • Блаватский В. Д. Процесс исторического развития античных городов в Северном Причерноморье // Проблемы истории Северного Причерноморья в античное время. — М.: Изд-во АН СССР, 1959.
  • Блаватский В. Д. Земледелие в античных государствах Северного Причерноморья. — М.: Изд-во АН СССР, 1953.
  • Блаватский В. Д. Очерки военного дела в античных государствах Северного Причерноморья. — М.: Изд-во АН СССР, 1954.
  • Гайдукевич В. Ф. История античных городов Северного Причерноморья // Античные города Северного Причерноморья. Т. 1. — М.: Изд-во АН СССР, 1955. — С. 66 — 182.
  • Доманский Я. В. О начальном периоде существования греческих городов Северного Причерноморья // АСГЭ. — Л.: Искусство, 1965. Вып. 7.
  • Жебелев С. А. Источники для изучения античной культуры Северного Причерноморья // Античные города Северного Причерноморья. Т. 1. — М.: Изд-во АН СССР, 1955.
  • Жебелев С. А. Северное Причерноморье. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1955.
  • Зубарев В. Г. Историческая география Северного Причерноморья по данным античных письменных источников. — М.: Языки славянской культуры, 2005.
  • Иессен А. А. Греческая колонизация Северного Причерноморья. — Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1947.
  • Кузнецов В. Д. Ранние апойкии Северного Причерноморья // КСИА.  — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1991. Вып. 204.
  • Лапин В. В. Греческая колонизация Северного Причерноморья. — Киев: Наукова Думка, 1966.
  • Латышев В. В. ΠΟΝΤΙΚΑ. — СПб.: Типография императорской Академии Наук, 1909.
  • Струве В. В. Этюды по истории Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии. — Л.: Наука, 1968.
  • Тункина И. В. Русская наука о классических древностях юга России (XVIII — середины XIX вв.) — СПб.: Наука, 2002.
  • Шелов Д. Б. Проблема греко-варварских контактов в эпоху греческой колонизации Северного Причерноморья // ВДИ. — 1994. — № 3.
  • Шрамм Готтфрид. Реки Северного Причерноморья. Историко-филологическое исследование их названий в ранних веках. — М.: Eastern Communications, 1997.
  • Яйленко В. П. Греческая колонизация VII—III вв. до н. э. — М.: Наука, 1982.
  • Hind J. G. F. Greek and Barbarian Peoples on the Shores of the Black Sea // Archaeological Reports. — No. 30.  — 1983—1984. — P. 71 — 97.
  • Hind J. G. F. Archeology of the Greeks and Barbarian Peoples around the Black Sea (1982—1992) // Archaeological Reports. — No. 39. — 1992—1993. — P. 82 — 112.

Понт Эвксин, 700 г. до н.э. – 500 г. н.э. | Черное море: история

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Black Sea: A HistoryМеждународные отношенияКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Black Sea: A HistoryМеждународные отношенияКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Кинг, Чарльз, «Понт Эвксин, 700 г. до н.э. – 500 г. н.э.», Черное море: история (

Oxford

, 2004; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 августа 2004 г.), https://doi.org/ 10.1093/0199241619.003.0002, по состоянию на 19 февраля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Black Sea: A HistoryМеждународные отношенияКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Black Sea: A HistoryМеждународные отношенияКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

Древние греки впервые вошли в Черное море до 500 г. до н.э., возможно, сначала в поисках драгоценных металлов. Торговля процветала, когда вдоль побережья возникали греческие колонии, а греки взаимодействовали с местным варварским населением. Эти отношения были поколеблены возвышением Рима, когда море стало местом изгнания. Однако даже тогда происходил значительный обмен с населением внутренних районов, включая скифов и их потомков в северных степях.

Ключевые слова: варвары, колонии, изгнание, греки, Рим, скифы, степь, торговля варвары, колонии, изгнание, греки, Рим, скифы, степь, торговля варвары, колонии, изгнание, греки, Рим, скифы, степь, торговля

Тема

Международные отношения

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или купить в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Геоархеология Фазиса (Грузия)

БРАУНД Д. , (1994), Грузия в древности. История Колхиды и Закавказской Иберии, 550 г. до н.э. — 562 г. н.э., Clarendon Press, Oxford, 359 стр.

БЕРДЗЕНИШВИЛИ М.Д., (1942), К локализации г. Фасис, ИОЦУ , XXIII, с. 19-20 (на груз. яз.).

БРЮКНЕР Х., КЕЛЬТЕРБАУМ Д., МАРУНЧАК О., ПОРОТОВ А., ВЕТТ А., (2010), История уровня моря в голоцене с 7500 г. до н.э. – Уроки Восточного Средиземноморья, Черного и Азовского морей, Quaternary International, 225, с. 160–179.

БРУН Ф. К., (1880), Причерноморье , II, Одесса, 250 с. (на русском).

DE BOER JG, (2007), Самая ранняя возможная дата греческой колонизации вдоль западного побережья Черного моря, в LAZARENKO I. (ed.), Ancient Civilizations and the Sea , International Conference In Honorem Annorum LXX Михаил Лазаров Acta Musei Varnaensis,  5, Варна, с. 123-142.

ДИЛЛОН М., ГАРЛАНД Л., (2010), Древняя Греция: социальные и исторические документы от архаических времен до смерти Александра Македонского , 2, 624 с.

DUBOIS DE MONTPEREUX F., (1839), Voyage autour du Caucase , 3, Жид, Париж, с. 62‑81.

ФИГЕЙРА Т., (2008), Колонизация в классический период, Греческая колонизация: отчет о греческих колониях и других поселениях за границей , 2, Брилл, Лейден, с. 427-523.

ФИЛИПОВА-МАРИНОВА М., (2007), Археологические и палеонтологические свидетельства климатической динамики — изменения уровня моря и миграции береговой линии в болгарском секторе циркумпонтического региона, в ЯНКО-ХОМБАЧ В., ГИЛЬБЕРТ А. С., ПАНИН Н. ., ДОЛУХАНОВ П. М. (ред.), Вопрос о наводнении в Черном море: изменения береговой линии, климата и заселения , Амстердам, Springer, с. 453-481.

ФУАШ Э., КЕЛЬТЕРБАУМ Д., БРУКНЕР Х., ЛЕРИКОЛЕ Г., ПОРОТОВ А., ДИКАРЕВ В., (2012), Эволюция Черного моря в позднем голоцене – критический взгляд на так называемую фанагорскую регрессию, Quaternary International , 266, стр. 162–174.

ГАГОШИДЗЕ И., (1983), Картли (Иберия) в V-I вв. до н.э. ., Кандидатская диссертация, Тбилиси, с. 24.

ГАМКРЕЛИДЗЕ Г., (1987), Исследования подводно-археологической экспедиции в районе г. Поти, Мацне, 1, с. 97-117 (на груз. яз.).

ГАМКРЕЛИДЗЕ Г., (2009), Земля Колхиды и город Фасис , Иберия-Колхида , 5, с. 75-194 (на груз. яз.).

ГАМКРЕЛИДЗЕ Г., (2012), Исследования в Iberia-Colcholog , Браундм Д., Тбилиси, 345 с. (на грузинском языке).

ГРЭМ А. Дж., (2001), Сборник статей о греческой колонизации, Лейден, Брилл, 416 стр.

ГРИГОЛИЯ Г. К., (1973а), Местоположение великого варварского города, Дзеглис Мегобари,  33, с. 50-58 (на груз. яз.).

ГРИГОЛИЯ Г.К., (1973б), Локализация города Фазис , Материалы конференции, посвященной проблемам локализации города Фазис , с. 36-55 (на груз. яз.).

ГРИГОЛИЯ Г.К., (2010), Поселок Сагвичи, Культурно-исторические исследования , Тбилиси, с. 75-79 (на груз. яз.).

ГРИГОЛИЯ Г.К., ЛИЧЕЛИ В., ШАВЛАКАДЗЕ К., (2013), Потийская археологическая экспедиция, Междисциплинарная археология , II, Тбилиси, с. 8-27.

ГВЕЛЕСИАНИ М., (2007), Верховное Божество Армази-Картли, Иберия-Колхида , 3, с. 33-50.

ДЖАНЕЛИДЗЕ К., (1973), Географический аспект локализации Phasis, POSCDTLOP , с. 16-19 (на груз. яз.).

КАЧАРАВА Д., КВИРКВЕЛИА Г., (1991), Причерноморские города и города в древности , Тбилиси, с. 289-290, (на груз. яз.).

КАХИДЗЕ А., ТАВАМАИШВИЛИ М., (2007), Работы, проведенные на эллинистическом кладбище Пичвнари в 2003-2004 годах, Работы Батумского археологического музея,  4, с. 43-69 (на груз. яз.).

КАУХЧИШВИЛИ Т., (1967), Сообщения греческих писателей о Грузии , 1, Тбилиси, с. 36 (на груз. яз.).

ХРОМОВСКИХ В., НИКОНОВ А., (1984), После сильных землетрясений , Наука, Москва, 144 с.

КНАУСС Ф., (2006), Древняя Персия и Кавказ, Iranica Antiqua , XI, с. 79-118.

КУФТИН Б. А., (1950), Материалы к археологии Колхиды, I, Тбилиси, с. 116 (на русском языке).

ЛИЧЕЛИ В., (2007), Новые открытия в Колхиде, интерпретирующая версия. Аргонавтика и мировая культура, Фазис , Греческие и римские исследования , 10, с. 109-115.

ЛИЧЕЛИ В., (2008), Статуя колхидского рыцаря на острове Самос — случайность или разумность, в ВИКЕРС М., БРАУНД Д., ПАПУЧИ-ВЛАДЫКА Э., БОДЗЕК Дж. (ред.), Понтика, Недавние исследования Северного и Восточного Причерноморья в древности , БАР, Оксфорд, с. 49-50.

ЛИЧЕЛИ В., (2013), Ахемениды и Кавказская Иберия, в КЛУХНИКОВ В. (ред.), Причерономирье в Античную и средневековую эпиксию , Ростов-на-Дону, с. 169-174.

ЛИЧЕЛИ В., ПАПУАШВИЛИ Р., ПАПУАШВИЛИ Н., (2000), Предварительные результаты раскопок на местонахождении Кулеви, Международная научная конференция: Археология и этнография Кавказа , сводные отчеты , Баку, 88 стр. (на русском).

ЛОМИТАШВИЛИ Д., (2003), Центральная Колхида в 8 в. до н.э. и 4 в. н.э., Цихе-Годжи, Археополис Нокалакеви , кандидатская диссертация, Тбилиси, с. 7-20 (на груз. яз.).

ЛОМУРИН Н. И., (1957), Из исторической географии древней Колхиды, ТСЖ , 4, с. 96-110 (на груз. яз.).

ЛОРДКИПАНИДЗЕ О., (1985), Некоторые вопросы истории Картли V-I вв. до н.э., Вестник Древней Истории , Тбилиси, с. 98.

ЛОРДКИПАНИДЗЕ О., (2000), Фазис. Река и город в Колхиде , Штутгарт, 145 стр.

ЛОРДКИПАНИДЗЕ О., (2001), Золотое руно: миф, эвгемеристическое объяснение и археология, Oxford Journal of Archaeology,  20, с. 1-38.

ЛОРДКИПАНИДЗЕ О., (2002), Вниз древней грузинской цивилизации, Ив. Тбилисский государственный университет им. Джавахишвили, Тбилиси, 207 с. (на грузинском языке).

ЛОРДКИПАНИДЗЕ О., (2010), Древняя Грузия (Колхида и Иберия) в географии Страбона , Тбилиси, с. 187-194 (на груз. яз.).

ЛОРДКИПАНИДЗЕ О., МИКЕЛАДЗЕ Т.К., (1973), Проблема историко-археологических исследований Фасиса, POSCDTLOP , с. 27-33, (на русском языке).

МЕЛИКИШВИЛИ Г. А., (1966), Наименования городов Фасиса и выдача этнического состава населения древней Колхиды, Вестник Древней Истории , 1, с. 82-86 (на русском языке).

МИКЕЛАДЗЕ Т., (1978), Археологические исследования в долине Риони, Материалы к истории древнего Фасиса , Тбилиси, с. 21-92.

МИКЕЛАДЗЕ Т., (1995), Grosse Kollektive Grabgruben der frühen Eisenzeit in Kolchis, Archälogischer Anzeiger , 1, p. 2-22.

НИКОЛАС В. А., ЧИВАС А. Р., МЮРРЕЙ-УОЛЛАС К. В., Финк Д., (2011), Быстрая трансгрессия и постепенное засоление Черного моря в раннем голоцене, ограниченное рацемизацией аминокислот и радиоуглеродным датированием, Quaternary Science Reviews, 30, с. 3769-3790.

ПАПУАШВИЛИ Р., (1989), Для сопоставимой хронологии могильных ям, по оружию , Кандидатская диссертация, Тбилиси, с. 43-57 (на груз. яз.).

ПАПУАШВИЛИ Р., (1998), Сравнительная хронология колхидских коллективных захоронений по оружию, Тбилиси, 39 с. (на грузинском языке).

ПАПУАШВИЛИ Р., (2004), Коллективная могильная яма 4 могильника Эргета II, Журнал грузинской археологии , 1, с. 152-154 (на груз. яз.).

ПАПУАШВИЛИ Р., (2010), Антропоморфные изображения из Цаиши, Культурно-исторические исследования , Тбилиси, с. 49-51 (на груз. яз.).

ПАПУАШВИЛИ Р., ПАПУАШВИЛИ И., (2014), Палеорежим Черного моря и его влияние на поселения колхидов (III-I тыс. до н.э.), Мвингнобари, Тбилиси, с. 73-74 (на груз. яз.).

ШАФРАНОВ Н., (1882), Образование Палиастоми и истоки Капар-чая , Сборник материалов для описания местных жителей и племен Кавказа , Тбилиси, с. 43-58 (на русском языке).

ШАФРАНОВ Н., (1885), Образование Риони в исторический период, в Сборник материалов о Кутаиси , Кутаиси, Издание первое, с. 45–58, (на русском языке).

THOMATOS M., (2006), Окончательное возрождение Эгейского бронзового века: тематическое исследование Арголиды, Коринфии, Аттики, Эвбеи, Киклад и Додеканеса во время LH III C. Middle, BAR, Oxford, 346 стр.

Цецхладзе Г., (1992), Греческая колонизация восточного побережья Черного моря (Колхида), Dialogues d’Histoire Ancienne,  18, 2, с. 223-258.

Цецхладзе Г., ТРЕЙСТЕР М., (1995), Металлургия и производство драгоценных металлов в Колхиде до и после прихода ионийцев (К проблеме причин греческой колонизации), Бюллетень Музея металлов , 24, с. 1-32.

ВАРАЗАШВИЛИ О., ЦЕРЕТЕЛИ Н., ЦЕРЕТЕЛИ Э., (2011), Исторические землетрясения в Грузии (до 1 900), Анализ источников и составление каталога , Тбилиси, 22 с.

ВИКЕРС М., КАХИДЗЕ А., (2004), Пичвнари I: Результаты раскопок совместной англо-грузинской Пичвнари экспедиции 1998-2002, ВИКЕРС М., КАХИДЗЕ А. (ред.), Греки и колхи на восточном побережье Черного моря , Оксфорд, Батуми, с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *