Град земной и град божий автор: Аврелий Августин. «О Граде Божием»: история человечества

5. «Град земной» и «Град Божий».

Назначение человека, назначение человечества — вот о чем размышляет Августин. В последних двенад­цати книгах «0 граде Божьем» его апология превраща­ется в широкомасштабное истолкование истории. История предстает как борьба между, градом земным, государством этого мира, мирским со­обществом, с одной стороны, и, градом Божьим, государством Бога, божественным сообще­ством, — с другой. В этом великом противостоянии го­сударства мирского и государства божественного и за­ключается таинственная основа и смысл истории, ко­торая одновременно является историей борьбы святого и не святого.

Происхождение двух сообществ относится к началу времен, когда падение возгордившихся ангелов, наде­ленных смешанной природой, привело к тому, что на­ряду с государством Божьим появилось второе сообще­ство — государство дьявола. Тогда и возникла необхо­димость в восполнении образовавшейся в результате низвержения ангелов бреши — причем за счет избран­ных представителей рода человеческого, — до тех пор пока прежнее число граждан божественного сообщества не будет восстановлено.

Однако Адам, который одновре­менно принадлежал и к божественному и к мирскому государствам, своим первым грехом повторил грех гор­дыни падших ангелов, и среди людей возникло земное мирское государство как полная противоположность государству божественному. Первыми представителя­ми этих государств-антагонистов были, с одной сторо­ны, праведник Авель, с другой — градостроитель и бра­тоубийца Каин. Затем соответственно Израиль и язы­ческие народы, град Бога Иерусалим и град дьявола Вавилон, и, наконец, на последнем этапе истории — Рим (новый Вавилон) и католическая церковь. По са­мой своей сути град Божий и град земной отличаются друг от друга принципиально:

— У них различный господин и управитель: у перво­го — Бог, у второго — боги и демоны.

— У них различные граждане: в первом избран­ные праведники, исповедующие единого и истинного Бога, во втором — отверженные почитатели богов и се­бялюбцы.

— У них различная позиция: у первого — опираю­щаяся на смирение любовь к Богу, доведенная до пре­зрения к себе, у второго — основанная на гордыни лю­бовь к себе, доведенная до презрения к Богу.

Зло — это любовь к себе, надменная спесь, благо — любовь к Богу, т.е. желание и любовь к благу истинному. Это равно справедливо как в отношении к индивиду, так и к человеку как существу общественному. Люди, которые живут в Боге, вместе образуют «Град небесный». Августин пишет:

«Два града созданы двумя родами любви: град земной — любовью к себе, доведенною до презрения к Богу, и град небесный — любовью к Богу, доведенною до презрения к себе. Первый полагает славу свою в себе самом, послед­ний — в Боге. Ибо ищет первый славы среди людей, а ве­личайшая слава для другого есть Бог, свидетель совести. Один во славе своей возносит свою голову, второй же го­ворит своему Богу:

Ты, Господи,… слава моя, и Ты возно­сишь голову мою (Пс 3, 4). В одном господствует похоть, руководящая и правителями, и народами его; в другом служат друг другу по любви и повелевающие правители, и послушные им подчиненные. Первый град — в лице сво­его правителя — превозносит собственную силу; второй же говорит своему Богу: Возлюблю Тебя, Господи, кре­пость мою (Пс 17, 2). Даже мудрые в первом граде, ведя жизнь человеческую, добивались благ тела или души, или того и другого вместе; те же из них, кто смогли познать Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось не­смышленое их сердце», называя себя мудрыми (то есть превозносясь в своей гордыне и похваляясь своею муд­ростью), обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четве­роногим, и пресмыкающимся. Именно к почитанию идо­лов этого рода пришли они — и вожди, и ведомые — и поклонялись и служили твари вместо Творца, который благословен во веки, аминь
(Рим 1, 21-25).
В другом же граде вся человеческая мудрость — в благочестии, в по­читании истинных Богов, в ожидании как награды не только общества святых, но и ангелов; да будет Бог все во всем (1Кор 15, 28).» О граде Божьем, XIV, 28.

Оба града имеют своих посланников на небе: ангелов восставших и тех, кто сохранил верность Богу. На земле они разнятся как потомки Каина и Авеля, так что эти два библейских персонажа выступают символами двух сообществ. На этой земле гражданин первого царства выглядит повелителем и господином мира, гражданин небесного града — пилигримом, странником. Впрочем, первый правдою самою опреде­лен к вечному проклятию, второй — к спасению во веки вечные.

История предстает перед нами в свете, решительно незнакомом для греков. Она имеет начало творения и конец сотворенного мира с пограничным моментом в виде воскрешения и страшного суда. Три существенных события размечают бег исторического времени: перво­родный грех со всеми вытекающими последствиями, ожидание прихода Спасителя, воплощение и страдания Сына Божьего с образованием его дома — Церкви.

Августин настаивает в конце «Града Божьего» на догме воскреше­ния. Плоть возродится вновь. Хотя и преобразованная, интегрирован­ная, но плотью она все же останется: «Плоть станет духовною, подчи­нится духу, но будет плотью, не духом; подобно тому как дух был подчинен плоти, но все же остался духом, а не плотью».

История завершится днем Господа, который станет восьмым днем, освященным пришествием Христа, будет вечным отдохновением не только духа, но и тела.

4.5.1. Град божий и град земной Августина Блаженного. Всемирная история в лицах

4.5.1. Град божий и град земной Августина Блаженного. Всемирная история в лицах

ВикиЧтение

Всемирная история в лицах
Фортунатов Владимир Валентинович

Содержание

4.5.1. Град божий и град земной Августина Блаженного

Свою жизнь христианский теолог и церковный деятель Августин Блаженный (354–430) описал в «Исповеди». Он родился в африканском городе Тагаст в семье муниципального чиновника среднего достатка. Высший курс прошел в Карфагене. «Зрелища и кутежи, которым он предавался с веселыми сверстниками, гнетут его и в воспоминаниях… Постоянная супружеская связь (моногамический конкубинат) не была закреплена законом и религией, но она дала ему квазисемейную обстановку и обуздала разгул», — пишет один из биографов.

Августин преподавал грамматику в Тагасте и риторику в Карфагене. Увлекался идеями манихеев, астрологией, магией. С переездом в Милан в 383 г. он расстался с прежней подругой, но брак с другой девушкой не состоялся. В Италии он изучал платонизм и в 387 г. принял крещение от Амвросия. Жил с матерью, сыном Адеодатом и друзьями. После смерти матери в 391 г. основал монастырь, стал пресвитером, затем с 395 г. — епископом в Гиппоне.

Его основное сочинение — «Град божий» («Civitas Dei») — написано между 412 и 426 гг. Это одна из первых философий истории как мировой эволюции, объединяющей личности и племена в великое целое человеческого рода. Августин видел источник истории в акте божественной воли Творца. Он представлял ее движение как длительный акт божественного промысла (идея провиденциализма, религиозная теология). Вся история, согласно Августину, есть непрерывное чудо божественного всемогущества над человеческим естеством. Наследственный грех (возникший из-за злоупотребления первого человека свободою) побеждается божественной любовью (обновляющее действие благодати).

В преемстве с делом Сына Божия на земле создается универсальная организация — Католическая церковь, которая осуществит здесь порядок Божеского града, соберет в его стены поколения избранных, попрет град дьявола, сомкнет начало с концом.

Августин Блаженный. Мозаика

История в представлении Августина Блаженного развертывается как грандиозный процесс воспитания человеческого рода. Цель этого процесса — спасение, очищение достойных, которые станут праведными и блаженными. Таков закон истории, и таков в ней прогресс. Данная концепция господствовала около тысячелетия, а в наши дни имеет важное значение для христиан.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

17. Город – Град

17. Город – Град Город – Град (др. славян.) – Грхас (grhas, др. инд.) – Дом (Grhas, др. инд.) – Гардас (Gardas, литов.) – Ограда (Gardas, литов.) – Гардс (Gards, гот.) – Дом, Семья (Gards, гот.) – Великий Град – Гардарики (сканд. Gardariki) – Русь – Русиа – Скифия – Rusia – Руцкиа – Рузция (сканд. Ruzcia) –

«Заветный град»

«Заветный град» Говоря о Хитровке, невозможно еще раз не вспомнить «короля русского репортажа» — «дядю Гиляя». Так, с симпатией и почтением, величали писателя Владимира Алексеевича Гиляровского собратья по перу, а также пожарные, чиновники, полицейские, студенты и даже

Град обречённый

Град обречённый Столица Халхи протянулась вдоль реки Толы, чья прибрежная долина одному путешественнику прошлого столетия напомнила «роскошные долины Ломбардии». Русское название города – Урга (от «орго» – ставка) – в самой Монголии знали немногие. Обычно монголы свою

Град обреченный

Град обреченный 1Русское, но принятое и европейцами название столицы Монголии происходит от слова «орго» — ставка. Китайцы называли ее Богдо-Хурэ («священный монастырь»), монголы — Их-Хурэ («большой монастырь»). В декабре 1911 года, после коронации Богдо-гэгена, город был

Глава пятая Град Божий

Глава пятая Град Божий Жарким августовским днем 410 г. случилось немыслимое. Значительные силы готов ворвались в Рим через Салариевы ворота и в течение трех дней грабили город. Сведения источников не слишком разнятся: они недвусмысленно говорят о грабежах и насилиях.

ГРАД БОЖИЙ

ГРАД БОЖИЙ Римский мир рушится, но не склоняется наша высоко поднятая голова! Иероним. Христиане с давних времен проклинали Рим, этот оплот язычников — и в то время как одни горевали, другие радовались его падению. Святой Августин написал книгу о граде земном и граде

Пражский Град

Пражский Град Прага, расположенная на реке Влтаве, по праву считается одним из самых красивых городов мира. И действительно, немного есть городов в Европе, которые при самом своем рождении получили бы в дар такое красивое месторасположение. Но прежде чем город стал

Град Божий

Град Божий Христианство стало ведущей религией в 324 г., с приходом к власти Константина. Отношение к старой религии Рима быстро ухудшалось. В 382 г. из здания Сената убрали священный алтарь Победы. Язычники утверждали, что удаление алтаря, разгон весталок, преследование

Град космический и град земной

Град космический и град земной Марк Аврелий не был великим визионером. Его произведение неустанно вращается вокруг проблемы места человека во вселенной, но глубоко он в нее так и не проникает. На самом деле его интересуют только поведение человека в его естественном

МОСКВА – «ГРАД ВЕЛИК, ГРАД ЧУДЕН, ГРАД МНОГОЛЮДЕН»

МОСКВА – «ГРАД ВЕЛИК, ГРАД ЧУДЕН, ГРАД МНОГОЛЮДЕН» В мире найдется не так уж много столиц, которые могут похвастаться статусом «живых легенд». Москва – из их числа. Тринадцатимиллионный мегаполис (с пригородами), выросший из небольшого поселения, из века в век

Град небесный и град земной

Град небесный и град земной Как ни усердствовал император в построении «Града Божия», до него оставалось все так же далеко, как от земли до неба.«Великий миротворец» считал свои войны оконченными, но они не желали кончаться. Саксонская война продолжалась и после

Град

Град Относительно такого явления как град, в народе бытовали разные версии. Например, град – действие лихих сил, нечистых, чертей, которые издеваются над человеком и его трудом. Черти отбивают с ледяной горы в небе куски, дробят их, сбивают в черную тучу и швыряют из тучи на

Китеж-град

Китеж-град Фольклорный образ, легендарный город. Предания о Китеже – это рассказы о людях, которые не отказались от языческой веры, пошли в город Китеж и подавали оттуда вести.Позже христианские апокрифы рассказывают о городе, который чудесно спасся от завоевателей во

Церковь — самый большой город в мире — Китайское партнерство

Примечание редактора: эта серия создана на основе выступления Ван И, пастора и лидера домашней церкви в Китае. Ван И обратился к группе пасторов и членов церкви, призывая их рассматривать Евангелие как приход Царства Божьего на землю, а не только как средство индивидуального спасения. Это обращение было дано на конференции 2014 года в Гонконге. Сегодня последний пост в серии; читать предыдущие части здесь !

В какой-то степени люди думают, что важны только крупные города или что жить стоит только в крупных городах. Это мечта подрастающего поколения. В какой-то степени они правы. Но Евангелие говорит нам, что церковь — самый большой город в мире. Церковь — настоящий «Пекин, Шанхай и Гуанчжоу». Церковь – столица человеческих душ. Евангелие сделало группу апостолов из отсталой провинции Галилеи центром нового мира.

Евангелие переворачивает с ног на голову стремление христиан к крупным городам, но оно также мотивирует христианское поручение к городу. Если вы живете по Евангелию, везде, где строится церковь Христова, есть столица мира. Вы можете нести Евангелие в самый большой город — мегаполис с населением в десятки миллионов человек — или в маленький городок, где всего пятьдесят тысяч душ, потому что мечта христианина о большем городе уже исполнилась.

С помощью 46-го Псалма я хочу помолиться за тех сотрудников среди нас, которые служат в своих церквях в качестве служителей неполный рабочий день. Да поднимет Бог больше Своих рабов в этом поколении, чтобы они были соработниками и привратниками у ворот городских. Через Евангелие эти привратники, эти пастыри открывают двери в Царство Небесное для наших городов.

Что касается меня, то канун Рождества 2010 года стал для меня особенной ночью, когда я снова увидел свою приверженность городу Чэнду. В 3 часа дня. в тот день полиция схватила меня на глазах у моих коллег и членов моей церкви. Это был напряженный вечер; вся полиция дежурила на улицах. В полицейском участке был только один полицейский и я. Около 20:00 в офис привели проститутку. Она была схвачена во время полицейской проверки номера в отеле. Полиция оставила ее и снова вышла. В 22:30 вор из Синьцзяна был пойман и доставлен в комнату. Это была очень спокойная ночь: пастор из Сан-тай, Сычуань, проститутка из Цзыгун и вор из Синьцзяна собрались в городе. Это было в канун Рождества в Чэнду.

Наши церкви переполнены профессионалами из среднего класса. Евангелие должно проникнуть в город глубже. Он должен уйти в канализацию, войти вместе с просителями и маргиналами.

Дорогие коллеги, может быть, вы служите в своей церкви неполный рабочий день. Возможно, в прошлом вы следовали призванию Господа к полновременному служению. Возможно, когда-то город Божий мотивировал ваше сердце. Если в вашей церкви до сих пор нет пасторов; если в вашем городе, вашей общине или даже на вашей улице нет пасторов; если в вашей компании есть ГМ, но там нет пастора; если в вузе, в котором вы работаете, есть секретарь парткома, но нет пастора, то Должен спросить: знаете ли вы среднее соотношение проституток и пасторов в Китае? Вы знаете соотношение воров к пастырям, продажных чиновников к пастырям?

Пусть Бог вернет вас, чтобы вы откликнулись на его призыв служить в его доме, где он вечно находится со своими детьми, и служить в церквях, которые представляют живое и видимое тело Иисуса Христа. Он призывает вас откликнуться на него, откликнуться на град Божий, построить град Божий в своем городе, быть привратником в его городе. Пусть это станет самой большой мечтой твоей жизни, призванием, данным тебе Богом. Но знай, что эта дорога будет очень трудной.

Во времена Реформации Мартин Лютер каждый раз, когда получал удручающие новости, говорил: «Давайте споем 46-й псалом». Я хочу призвать вас через этот псалом. Во имя Господа я хочу попросить любого из вас, кто готов сражаться за Бога, с благодатью Евангелия и победой Господа, проповедовать Его Евангелие и укреплять соработников и членов в Его церкви. Если вы когда-то получили или преследовали это призвание, но сомневались и убегали от него или никогда не осмелились сделать первый шаг, я прошу вас встать и сказать: «Я услышал Божий призыв ко мне посвятить всю свою жизнь тому, чтобы быть полновременное служение в эту эпоху, в каждом городе Китая, в крупных городах и в малых городах, в которые я вверен и куда пошлет меня Господь».

Я хочу, чтобы с тобой поговорил сам Бог. Держите церковь, которой вы служите, и членов церкви, которым вы служите, в своем сердце. Подумайте даже о братьях и сестрах, которых вы еще не знаете, которые находятся в том месте, куда пошлет вас Господь. Если вы слышали этот призыв, я еще раз прошу вас: откликнитесь.

Бог нам прибежище и сила,
скорый помощник в беде.
Поэтому мы не убоимся, даже если земля поколеблется,
даже если горы сдвинутся в сердце моря,
хотя его воды ревут и пенятся,
хотя горы дрожат от его набухания. Села

Есть река, потоки которой веселят град Божий,
святое жилище Всевышнего.
Бог посреди нее; она не должна двигаться;
Бог поможет ей, когда рассветет.
Народы бушуют, царства шатаются;
он произносит свой голос, земля тает.
Господь Саваоф с нами;
Бог Иакова — наша крепость.

Придите, посмотрите на дела Господа,
как Он навел опустошение на землю.
Он прекращает войны до края земли;
он ломает лук и ломает копье;
он сжигает колесницы огнем.
«Умолкни и знай, что я Бог.
Я буду превознесен среди народов,
Я буду превознесен на земле!»
Господь Саваоф с нами;
Бог Иакова — наша крепость.

— Псалом 46

Первую часть этой серии из пяти частей можно найти, нажав ЗДЕСЬ.

Библейское богословие города Божия

Что такое град Божий?

Видение апостолом Иоанном гигантского золотого города приводит книгу Откровения к драматическому завершению. Видение, записанное в Откровении 21:1—22:5, является кульминационным моментом в серии удивительных видений, раскрывающих через богатые образы Божьи планы для человечества и мира. Нисхождение этого необыкновенного города с небес на землю знаменует собой цель творческой и искупительной деятельности Бога.

Видение города Иоанном изобилует образами, взятыми из остального Писания. Элементы Эдемского сада снова появляются в Откровении 21-22, особенно дерево жизни (Откр. 22:2; Быт. 2:9; 3:22-24). Важно отметить, что в Новом Иерусалиме последствия изгнания Адама и Евы из Эдема полностью изменились. Людям больше не запрещено есть живительные плоды этого дерева. Бог и люди наслаждаются присутствием друг друга, живя вместе в совершенной гармонии.

Изначальный план Бога

Создание Нового Иерусалима не происходит как неожиданное событие, запоздалая мысль в уме Бога. Наоборот, с самого начала творения Бог задумал, чтобы люди, сотворенные по Его образу, населяли вместе с ним град земной.

Создавая их, Бог вселил в людей врожденное желание быть градостроителями.

Это ожидание, которое пронизывает все Писание, отражено в процессе, посредством которого Бог терпеливо и милостиво искупает человечество от его порабощения силам зла. Большая часть этого процесса сосредоточена на искупительной жертве Иисуса Христа, который искупает от смерти всех, кто верит в него. Деятельность Иисуса Христа тесно связана с созданием Нового Иерусалима.

Роль Иисуса Христа как окончательного царя Давида как строителя городов прообразуется его царственными предками, особенно Давидом и Соломоном, которые основали древний Иерусалим как город-храм Бога. Недаром город Давида предвосхищает Новый Иерусалим, но последний намного превосходит первый по размеру и великолепию.

Мы градостроители

Создавая их, Бог вселил в людей врожденное желание быть градостроителями. Эта склонность жить в обществе не исчезла, когда Адам и Ева были изгнаны из Эдемского сада за неповиновение Богу. Автор Бытия кратко отмечает, что Каин начал строительство города, который он назвал в честь своего сына Еноха (Быт. 4:17). Позже, в Бытие 11, рассказ о строительстве Вавилона имеет зловещее ощущение, поскольку население Земли объединяется, чтобы создать город, который определит их существование, противостоя Богу. Этот город, являющийся противоположностью земной метрополии, которую желает создать Бог, называется Вавилон, еврейское название Вавилона.

Во всем Писании Вавилон символизирует отвержение человечеством Божьего суверенитета и враждебное отношение к нему. Граждане Вавилона жаждут абсолютной автономии, чтобы только они могли определять свое будущее. Поступая так, они высокомерно отвергают свой истинный статус созданных Богом и зависимых от Бога существ. В книге Откровения «Вавилон» существует сегодня, в отличие от Нового Иерусалима, который еще не грядет (ср. Откр. 17:1–18:24 с Откр. 21:1–22:5).

Город, построенный Богом

На фоне Вавилона Бог инициирует через патриархов Авраама, Исаака и Иакова процесс освобождения земли от воздействия человеческого разложения с целью создания города, в котором Он будет обитать с искупленными людьми из каждого народа, племени. и язык. Предвидя эту цель и предвещая ее, Бог выкупает несправедливо порабощенных израильтян из власти деспотического египетского тирана, чтобы они могли жить с ним в его святом городе. После того, как Бог чудесным образом спасает их от свирепого нападения египетских колесничих, израильтяне предвкушают свое будущее с Богом, когда поют:

Ты приведешь их и посадишь на Твоей горе, на месте, которое Ты, Господи, сделал жилищем Твоим, святилищем, Господи, которое устроили руки Твои (Исх. 15:17).

Это предсказание частично исполнилось после того, как Давид захватил Иерусалим у иевусеев (2 Цар. 5:6-10), сделав город столицей территории, обещанной Богом патриархам. В Иерусалиме, на горе Сион, Соломон строит храм для размещения ковчега завета, подножия Божьего небесного престола. Здесь Бог приходит обитать, так как Его слава наполняет храм (4 Цар. 8:10-11), как ранее она наполняла скинию (Исх. 40:34-35).

В то время как Божье присутствие отличает Иерусалим от всех других городов, делая его объектом прославления, как это отражено в Псалме 48 и в других местах, древний город просто предвещает более славный город, который еще впереди. Как подчеркивают ветхозаветные пророки, жителям древнего Иерусалима не удается сохранить святость города.

Т. Десмонд Александр

Связывая Эдемский сад с Новым Иерусалимом, этот том прослеживает тему город во всем Писании — раскрывает Божий план для Своего народа в грядущем великом городе.

Наша надежда на будущее

К концу 8 века до н.э. Исаия предвидел не только разрушение испорченного Иерусалима вавилонянами и его восстановление персидским царем Киром, но и время, когда Бог установит более славный Иерусалим, свободный от всякого рода зла (ср. Ис. 62:1-12). С этой целью Исаия предсказал, что Бог создаст новый Иерусалим, действие, которое будет эквивалентно сотворению «нового неба и новой земли» (Ис. 65:17-18).

Ветхозаветная надежда на радикальное преобразование Иерусалима формирует ожидания относительно будущего, содержащиеся в Новом Завете. Как замечает апостол Павел в Послании к Филиппийцам 3:20: «Наше гражданство на небесах, и оттуда мы ожидаем Спасителя, Господа Иисуса Христа». Хотя последователи Иисуса являются гражданами небесного Иерусалима, они должны ждать его возвращения, прежде чем Новый Иерусалим будет основан на обновленной земле, что приведет к осуществлению Божьего замысла в создании этого мира.


Т. Десмонд Александр  (доктор философии, Королевский университет Белфаста) — старший преподаватель библейских исследований и директор последипломного образования в Союзном теологическом колледже в Белфасте. Александр является председателем Ассоциации библейских и богословских исследований Тиндейла, был соредактором Нового словаря библейского богословия и написал множество томов в области библейского богословия. TD женат на Анне, у них двое взрослых детей.


Связанные статьи

10 вещей, которые вы должны знать о библейском богословии

Крис Бруно

10 февраля 2017 г.

Библия рассказывает нам одну историю о нашем Боге-Творце, который сотворил все и правит всем.

3 способа определить библейское богословие

Майкл Лоуренс

18 июля 2017 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *