Гр державин памятник: Гавриил Державин — Памятник: читать стих, текст стихотворения полностью

Содержание

Анализ стихотворения «Памятник» (Г.Р. Державин)

Гавриил Романович Державин своим стихотворением «Памятник» положил начало новому мотиву в русской литературе – мотиву памятника, для которого характерна торжественность стиля, подведение итогов собственного творческого пути и осмысление своего вклада в отечественную литературу. Следом за Державиным подобному мотиву посвящали свои произведения такие выдающиеся поэты как Пушкин, Некрасов и Бродский.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление, размер
  • 3 Смысл названия
  • 4 Образы и символы
  • 5 Темы
  • 6 Проблемы
  • 7 Смысл
  • 8 Чему учит?
  • 9 Средства художественной выразительности

История создания

Стихотворение «Памятник» относится к зрелому периоду творчества Державина, оно было написано им в 1795 году и первоначально называлось «К музе». В те времена 52-летний Гавриил Романович занимал должность президента Коммерц-коллегии в Петербурге и одновременно продолжал создавать лирические произведения.

В попытке подвести итоги своему творчеству в стихотворных строках Державин обратился к опыту зарубежных авторов. Он нашел то, что искал, в оде древнеримского поэта Горация «К Мельпомене». Фактически «Памятник» является вольным переводом этого стихотворения.

К сожалению, критики не поняли главный посыл произведения. Вместо того чтобы заметить стремление Державина возвысить отечественную литературу, они увидели в его стихотворении проявление хвастовства и высокомерия. В ответ на эти обвинения поэт посоветовал критикам не обращать внимания на торжественный стиль «Памятника», а заглянуть глубже, на уровень подтекста.

Жанр, направление, размер

Жанр «Памятника» – ода. На это указывает возвышенная лексика, которую использует автор, а также очевидный в стихотворении пафос восхваления.

Разбираемое нами произведение относится к такому направлению как классицизм. В этом нет никаких сомнений, поскольку все творчество Державина развивалось в рамках данного литературного метода. В стихотворении отчетливо прослеживаются многие черты классицизма: например, стремление придерживаться «теории трех штилей» М.В. Ломоносова.

Стихотворный размер «Памятника» – шестистопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Смысл названия

Стихотворение Державина «Памятник» имеет четкое название, в отличие от стихотворения Пушкина, которое озаглавлено первой строкой («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»). 

Это подтверждает мысль о том, что Гавриил Романович центральным образом и объектом восхвалений лирического героя делает именно памятник, а не себя, этот памятник создавшего.

Образы и символы

Как уже было сказано, образ, выходящий на первый план в произведении Державина, – памятник. Он несет за собой определенный метафорический ряд и является символом нерушимой памяти о поэте, внесшем в отечественную литературу вклад, который невозможно переоценить.

Далее следует образ Музы. Лирический герой призывает ее «возгордиться» и отвечать на презрение толпы, фактически провозглашая ее хранителем своей памяти в веках. Стоит вспомнить и про Фелицу, о восхвалении добродетелей которой вспоминает поэт. На самом деле, в своей лирике Державин обозначал данным именем Екатерину II. Среди наследия Гавриила Романовича действительно можно найти множество стихотворений, посвященных императрице и выдержанных в одическом стиле.

Темы

Главная тема лирического произведения «Памятник» – тема поэта и поэзии. Более глубокий тематический разрез стихотворения – тема бессмертия поэта и созданных им произведений. Литература является важной отраслью культуры и искусства. В связи с этим очень важно размышлять над степенью ее влияния на людей и праве поэта оставаться в памяти поколений за свои заслуги на литературном поприще.

Также в стихотворении «Памятник» очевидна тематика взаимоотношений поэта и толпы. В последней строфе лирический герой требует от своей Музы уверенности в «заслуге справедливой» и ответа на нападки критиков.

Проблемы

Проблематика «Памятника» не столь разнообразна. В своем стихотворении Державин задается лишь одни вопросом: достоин ли поэт бессмертия и признания людьми его вклада в национальную культуру?

Для ответа на этот вопрос Гавриил Романович выбирает самый верный способ: лирическое слово. Ведь большинство стихотворений Державина отличает именно честность и искренность лирического героя перед самим собой.

Смысл

В «Памятнике» Державин стремился подвести итоги всему своему творческому пути, а потому данное произведение является очень насыщенным смысловыми оттенками. Основная идея стихотворения «Памятник» заключается в том, что литература оказывает огромное влияние на движение общенациональной истории, а потому каждая великая личность, имеющая к ней отношение, не должна забываться последующими поколениями.

Главная мысль стихотворения «Памятник» – невозможно переоценить заслуги поэта-первопроходца, который, к тому же отличается честностью и способностью говорить правду даже царям.

Чему учит?

«Памятник» учит нас задумываться о наследии, которое уже было оставлено великими людьми в прошлом и о том, какое наследие после себя можем оставить мы сами. Важно изучать историю и литературу нашей страны, чтобы отдавать дань памяти личностям, повлиявшим на направление движения государства, в котором мы родились.

Автор показывает читателям, какие заслуги он считает достойными памяти и акцентирует внимание на важности гражданской лирики.

Средства художественной выразительности

Перечислим тропы, использованные в стихотворении «Памятник» Державина:

  1. Слова высокого стиля: «тлен», «дерзнул», «возгордись», «чело».
  2. Эпитеты: памятник «чудесный, вечный», «заслугой справедливой».
  3. Метафоры: «времени полет», «зарей бессмертия».
  4. Олицетворения: «вселенна будет чтить», «слух пройдет».
  5. Гиперболы: «металлов тверже он и выше пирамид», «народах неисчетных».
  6. Инверсии: «часть меня большая», «заслугой справедливой».

Автор: Ромазан Самодинов

анилиз стихотворения, в чем уникальность «Памятника»

Меню статьи:

  • Специфика творчества Державина в контексте развития русской литературной классики
  • Державин в контексте эпохи Просвещения
  • Пейзажные эксперименты лирики Державина
  • Философия, спрятанная в произведениях Державина
  • «Памятник»: история создания и особенности композиции
  • Что связывает Державина и Горация?
  • Анализ «Памятника»: художественная специфика наследия Державина

Специфика творчества Державина в контексте развития русской литературной классики

Время, когда творчество Державина находилось на пике, – это, прежде всего, эпоха господства классицизма в русской и мировой литературе. Традиционно, в логике классицизма выделяются произведения трех категорий: высокие, средние и низкие. Державин пишет в рамках высокого направления классицизма, то есть в центре внимания русского писателя находятся такие стороны жизни, как героизм, выражение гражданских и патриотических чувств в человеке, того, что характеризует человека как личность.

Перу Державина принадлежит, в частности, теоретический трактат. В этом тексте, то есть в «Рассуждении о лирической поэзии, или об оде», написанном в начале XIX века, писатель подчеркивает роль «смешанной оды». Действительно, именно этот тип одической поэзии оказывается наиболее близким Державину. Однако для державинского творчества характерна одна особенность – метод, используемый писателем. Этот метод позволяет поэту соединять возвышенные чувства и понятную каждому читателю ощутимую, земную жизнь. Таким образом, Державин вносит в лирику элементы действительности, часто неказистой и неприятной, но, между тем, правдивой. Также, идеи и идеалы предстают изображенными на фоне бытовых ситуаций.

Река времён в своём стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы!
Г. Р. Державин

Державин, «Памятник» которого – это первый в русской литературе образец автобиографической поэзии, является типичной фигурой Просвещения. Конец XVIII века в Российской Империи был просто переполнен реформами, переменами, переворотами и бунтами. Петр Первый начал этот масштабный процесс преобразований и нововведений. А Екатерина Вторая, в своем ключе, продолжила реформационный процесс Российской Империи. Екатерина Вторая способствовала созданию и развития образовательных учреждений и развитию просвещения, правда по-своему.

Если при Петре наблюдалась ориентация на Западный мир, то при императрице Екатерине литература и искусство приобретают специфически русскую направленность. Конечно, влияние европейских писателей все еще огромное, но начинает формироваться русская классическая литература. Литературные герои вбирают в себя национальные особенности, колорит и традиции. Конец XVIII века для дворянства оказался просто золотым периодом в истории. Этот промежуток времени даже принято называть «эпохой Просвещения» в европейской культуре. Ниже мы постараемся понять, чем же особенным отличалась та эпоха в русской культуре в целом и в литературе в частности.

Именно в это переполненное событиями время родился государственный деятель, сенатор, действительный тайный советник и поэт Гавриил Романович Державин. Писателю довелось принимать участие в государственном перевороте 28 июня 1762 года, когда Екатерина Вторая вступила на престол.

Державин тогда служил простым гвардейцем в Преображенском полку. А позже, уже в чине подпоручика принимал участие в подавлении бунта Емельяна Пугачева. Все эти события исторического масштаба оказали огромное влияние на формирование мировоззрения будущего поэта.

Первые стихи Державин написал уже в тридцатилетнем возрасте. Юношеские иллюзии и период становления личности остались позади жизненного пути. Именно поэтому все стихи Державина наполнены философской мудростью, в произведениях просматривается жизненный опыт автора.

Признание литературному гению Державина принесла ода «Фелица». Писатель посвятил произведение Екатерине Второй, где в восторженных тонах воспевает государственные таланты императрицы. Правительница Российской империи, по мнению Державина, несла прогресс и просвещение в отсталую от Европы Россию. Поэт убежден, что просвещенная императрица изменит представление о лириках и творцах стихотворных произведений, как о бесправных шутах, которые только и могут, что развлекать вечно скучающее высшее общество. Поэт, по мнению Державина, должен быть свободным от прихотей властей и светских капризов, высокая задача лирика – говорить при помощи поэзии правду такой, какой ее видит поэт. Иметь возможность свободно высказать свои желания, страхи, взгляды и мечты для поэта очень важно.

Итак, литературная деятельность Державина оказала значительное влияние на установления моды и вкусов в культурной жизни XVIII–XIX веков. Державинское творчество, как мы говорили ранее, – это дань классицизму, ведущей традиции и направлению Просвещения, однако это одновременно и мост между классицизмом и реализмом. Если классицизм обращается к чистым идеалам, принимая во внимание мировоззрение античности, то Державин стремится оживить классицизм, приблизить его к жизни, к быту. Между тем, в державинских произведениях проявляются и первые ростки романтизма. Писатель часто обращается к пейзажу.

Пейзажные эксперименты лирики Державина

Если ломоносовские пейзажи представляют целостную картину природных образов, то державинская лирика отличается поэтизацией времен года, явлений животного и растительного мира и стихий. Поэтому Державин дает своим пейзажным работам соответствующие названия, именую произведения «Летом», «Зимой», «Облаком», «Ласточкой» и т. д. Пейзажи Державина мрачны, зловещи и таинственны. Писатель – любитель метафизике природы. На самом деле, в державинских строках кроются образы бессмертия, пышности, тщеславия… То есть, кроме торжественно-пафосных стихотворений, вроде «Памятника», в арсенале русского поэта имеются и другие тексты.

Первые литературные опыты писателя принадлежат еще к годам воинской службы. В первых художественных произведениях поэт выступает продолжателем Ломоносова. Второй культурный столп, которому подражает юный Державин, – это Сумароков. Однако потом Державин изобретает собственный стиль.

Философия, спрятанная в произведениях Державина

Державин верил, что политика Екатерины Второй направлена на духовное развитие всех слоев общества. Поэтому литературные изыскания писателя содержат множество прославлений просвещенной, умной, справедливой, по его мнению, императрицы. Кроме того, оды Державина включают рассуждения философского направления. Размышления об общечеловеческих ценностях, добре и зле, жизни и смерти, выраженные в особом, несколько, возвышенном стиле, считаются визитной карточкой Державина в поэзии. Особенная и всецело индивидуальная способность писателя создавать совершенные, очень живописные художественные образы в лирике позволила в полной мере отразить богатство личных вкусов и пристрастий автора, духовный потенциал Державина.

Гавриил Романович увлекался творчеством древних поэтов-философов античности – Горация и Гомера. Тема бессмертия поэзии, которая способна пережить не только самого поэта, а приобрести вечную жизнь благодаря будущим поколениям, выражена в оде Горация «К Мельпомене».

Эта ода показалась Державину знаковой. Каждый человек время от времени подводит итог своей жизни, размышляет о смысле жизни, о том, что будет после смерти. Так и Державин, добившись значительных успехов в государственной службе, хотел оставить личный вклад и в поэзии.

Писатель считал, что посредством литературы и искусства можно в полной мере поспособствовать распространению просвещения. Державин стремился воспитать в людях любовь к прекрасному, сделать мир более духовным. Поэт считал необходимым также бороться с порочными нравами в обществе. Так появилось на свет стихотворение «Памятник».

«Памятник»: история создания и особенности композиции

1795 год – время написания стихотворения, которое нас интересует в этой статье. Державин избрал вечную тематику – роль творца. У художника Уильяма Блейка есть картина, на которой изображен Творец – в виде человека с циркулем в руках, в виде архитектора. Державин считает, что поэт – это такой Творец и предназначение Творца – это не развлечение знати, а высокая миссия раскрыть вечность искусства. Державин выбрал для произведения подходящий жанр – оду. Стихотворение состоит из пяти строф. Первые четыре строфы посвящены описанию высокого предназначения поэзии, а также похвале лирикам. Последняя часть – обращение к великой Музе искусства.

Когда Державин написал «Памятник», писателю исполнилось 52 года. В этот период писатель служит президентом санкт-петербургской Коммерц-коллегии. Несмотря на загруженность по службе, Державин не забывал уделять время поэзии. Вдохновившись античным творчеством, Гавриил Романович создал собственное – зрелое, выверенное и взвешенное – произведение, полное философского содержания.

Что связывает Державина и Горация?

Формально анализируемое нами произведение считается одой. Однако это не просто ода, а особая разновидность этого жанра, которая берет начало от творческих экспериментов античного поэта Горация.

Именно Горация – поэтический гений древности – дает рождение образу памятника – в том контексте, в котором это слово использует Державин. Гораций жил в эпоху перемен. В период, когда жил поэт, Рим переживал непростые времена исторического перелома. Республика постепенно приходила в упадок, рождался императорский Рим. Гораций тяготеет к прославлению политических деятелей, поэт гордится достижениями государственных персон Рима. Именно герои произведений Горация сделали Рим таким, каким он вошел в историю – великим, крупным государством, бросающим вызов всему миру. Как известно, Российскую империю – из-за определенных исторических нюансов и обретенного родства с Константинополем – считают «третьим Римом».

Сравним фрагменты двух родственных произведений – римского лирика и русского писателя. Вот, например, Гораций:

Создал памятник я, бронзы литой прочней,
Царственных пирамид выше поднявшийся.
Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой
Не разрушат его, не сокрушит и ряд
Нескончаемых лет – время бегущее…

И, наконец, посмотрим на державинский текст:

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит…

Налицо схожесть – тематики, слога, ритма и даже используемых образов и метафор. Гораций посвящает свой стих музе трагедии – Мельпомене. Эта муза также покровительствует торжественным и возвышенным текстам, какими и являются «памятники». Здесь имеется в виду не памятник из камня, но памятник поэтического характера, который оказывается прочнее строений, стоящих тысячелетиями. Однако Державин стремится опустить слишком высокий, небесный горациевский слог до понимания простого человека. В свое время русский поэт гордился тем, что ему удалось сделать лирику «забавной», простой, веселой и острой.

Анализ «Памятника»: художественная специфика наследия Державина

Примеряя как бы на себе философские размышления о бессмертии поэзии в оде Горация, Державину удалось создать собственное, совершенно оригинальное, наполненное несколько иным смыслом произведение. В стихотворении поэт привязывает свое бессмертии к родной стране: пока жива Россия будет жить и память и о Державине – таков посыл . Писатель акцентирует внимание на своих заслугах, при помощи которых памятник себе воздвиг чудесный, вечный…:

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить …

Державин хотел придать стихотворению особую торжественность и важность, ведь речь идет о бессмертии, поэтому поэт намеренно использовал высокопарные выражения и величественный слог, художественную выразительность с неспешный ритм для придания должного эффекта. Фактически Державин посвятил оду самому себе. Как и Гораций, Державин не ждет памятников в граните или в виде пирамид (для Горация), ему гораздо больше хочется остаться в памяти будущих поколений поэтом, творцом, философом. Державин убежден, что искусство вечно, потому страстно желает стать его неотъемлемой частью.

Современники попрекали Державина за стихотворение «Памятник», обвиняя поэта в нескромности и высокомерии. Но история распорядилась именно так, как предвидел писатель. Вклад Державина в русскую литературу трудно переоценить. Несколько поколений русских поэтов: Пушкин, Белинский, Бродский и многие другие – брали пример мастерства у Державина. Поэзия Гавриила Романовича жива и сегодня, и можно с уверенностью утверждать, что останется жить завтра: Доколь славянов род вселенна будет чтить…

Автор: Виктория Давыдова

Анализ сюжета: «Памятник». Державин Г.Р.

Каждый талантливый человек стремится что-то оставить после себя, запомнить не одно поколение потомков. Поэты в разное время в стихах неоднократно поднимали вопрос о вечности, пытаясь предсказать, какая судьба ожидает их творчество. Подобным темам посвящали свои оды еще Гораций и Гомер, они любили пофилософствовать и размышлять о будущем своего творчества и русских писателей. Один из них – Гавриил Романович Державин. «Памятник», анализ которого позволяет больше узнать о русском классицизме, написан в 179 г.5. Это стихотворение восхваляет отечественную литературу, которая сумела стать более простой для понимания.

Гавриил Державин — классик

Гавриил Державин был любимцем императрицы Екатерины II, он посвятил ей оду «Фелица», но по-настоящему его творчество было оценено только после смерти великого писателя.

Писатель и поэт, он был ярким представителем классицизма, так как перенял европейские традиции писать произведения в возвышенном стиле, но в то же время внес в них много разговорного языка, сделав стихи простыми и доступными для понимания всех слоев населения, как литературный анализ.

«Памятник» Державин сочинил с целью восхваления русской литературы, сумевшей обновиться и вырваться из тесных объятий классицизма. К сожалению, критики неправильно поняли стихотворение, и на автора обрушился шквал негатива — его обвинили в чрезмерном хвастовстве и гордыне. Гавриил Романович рекомендовал оппонентам не обращать внимания на напыщенный слог, а вдуматься в смысл стиха, в котором он имел в виду вовсе не себя.

Анализ стихотворения Державина «Памятник» позволяет понять, что автор намекает на то, что ему удалось сделать русскую поэзию более человечной. В своем творчестве поэт говорит, что воздвиг памятник «выше пирамид» и «тверже металлов», его не разрушит ни буря, ни годы, потому что он обладает духовным, а не материальным достоянием. Гавриил Романович искренне надеется, что будущие поколения смогут по достоинству оценить его творчество и вклад в русскую литературу. Но писатель больше беспокоился не о своей славе, а о новых течениях в поэзии, это подтверждают работы настоящего анализа.

«Памятник» Державин написал, чтобы читатели могли насладиться красотой стихового слога, который раньше был понятен лишь ограниченному кругу лиц. Поэт предвидел, что большая его часть «умрет после смерти» и еще через несколько столетий люди будут помнить об этом. Гавриилу Романовичу очень хотелось, чтобы появились его последователи, способные продолжить начатое дело. Это становится понятным, стоит провести анализ стихотворения. «Памятник» Державину действительно воздвиг себе величественный и незыблемый, способный простоять не одно столетие.

Наставник юных гениев

Гавриил Романович стал духовным наставником таких великих поэтов, как Пушкин и Лермонтов, был для них примером для подражания. Державин хотел научить грядущее поколение лириков «истину царскую с улыбкой говорить» и «в сердечной простоте говорить о Боге». Писатель мечтал о бессмертии русской поэзии — вот что показывает литературный анализ. «Памятник» Державин писал, чтобы вдохновить молодых поэтов на сочинение стихов, понятных всем слоям населения, и добился своего.

Анализ стихотворения «Памятник» Державин Г.Р. Стихотворение Державина «Памятник» Какими качествами наделяет Державин свой памятник?

Творчество Державина Г.Р. пробуждает самые светлые чувства, заставляет восхищаться его талантом и простотой изложения мыслей. Произведение «Памятник» стало программой для поэта. В нем собраны самые важные из его жизненных ценностей. Уже более двухсот лет читатели любят это произведение и считают его одним из замечательных образцов автобиографической поэзии.

Тема и идея

Первое, о чем следует упомянуть при подготовке анализа «Памятника» Державина, это тема произведения. Он заключается в прославлении поэтического творчества, а также утверждении высокого предназначения поэта. Стихи и оды, которые он написал при жизни, автор уподобляет чудесным памятникам. Г. Р. Державин — основоположник автобиографического творчества во всей русской литературе. В качестве основной темы своих произведений он выбрал славу и величие.

Тема «Памятника» Державина — бессмертие поэзии — освещена не только в этом стихотворении, но и во многих других произведениях поэта. В них он размышляет о роли искусства в обществе. Державин также пишет о праве поэта на всенародную любовь и уважение. Основная мысль поэмы заключается в том, что искусство и литература способствуют просвещению и распространению красоты в обществе. Они также обладают способностью исправлять порочные нравы.

«Памятник» Державину: история создания

Державин написал свою поэму в 1795 году. Она относится к зрелому этапу творчества придворного поэта. На этом этапе он уже подводил итоги своей жизни и творчества, осмысливал пройденный путь, пытался понять свое место в литературе, а также в истории общества. Произведение «Памятник» создано поэтом на основе оды Горация, является ее вольной интерпретацией. Главные герои «Памятника» Державина – Муза и лирический герой. Стихотворение автобиографично. Образ поэта не оторван от повседневности, он с ней един.

Поэма поэта состоит из четырех строф. Продолжим анализ «Памятника» Державина анализом его содержания. Первая строфа содержит непосредственное описание памятника. Поэт подчеркивает его силу, используя гиперболу-сравнение: «Металлы тверже… выше пирамид». Этот памятник неподвластен течению времени. И уже из этого описания внимательный читатель может сделать вывод, что в действительности памятник Державину неосязаем.

Во второй строфе автор утверждает собственное бессмертие, подчеркивая, что его поэзия не что иное, как национальное достояние. А в третьей строфе читатель узнает о том, насколько велика будет слава поэта в будущем. Четвертая описывает причины этой славы: «Смел говорить правду с улыбкой в ​​смешном русском стиле». Поэт также обращается к своей Музе. В заключительных строках стихотворения «Памятник» Державина выражается независимость поэта от чужого мнения. Именно поэтому его творчество заслуживает истинного бессмертия. В своем стихотворении поэт показывает лирического героя гордым, сильным и мудрым человеком. В своем творчестве Державин предвидит, что многие его произведения будут жить и после его смерти.

«Памятник» Державину: художественные средства

В своем стихотворении поэт открыто обращается к читателям. Ведь только служа правде, писатель и художник обретает право на оригинальность, самостоятельность. Основная мысль, которую может отметить школьник при анализе «Памятника» Державина, такова: ценность творчества заключается в его искренности. Искренность — одна из главных черт поэзии Державина.

Оригинальность произведения передана поэтом так:

  • Размер «Памятника» Державина шестистопный ямб. С его помощью поэт передает неспешное бегство от суеты.
  • Возвышенному строю его мыслей соответствует простота слога, достигаемая за счет использования высокопарных выражений и достаточно скупой литературной выразительности средств. В стихотворении используется перекрестная рифма. Жанр «Памятника» Державина — ода.
  • Торжественное звучание произведению придает лексика высокого стиля («человек», «надулся», «смела»).
  • Г. Р. Державин дает величественный образ поэтического вдохновения за счет использования многочисленных эпитетов и метафор. Его муза венчает себя «зарей бессмертия», а рука ее «медленна», «непринужденна» — иными словами, свободна.

Также для полноты литературоведческого анализа необходимо упомянуть главные образы в «Памятнике» Державина — это Муза и лирический герой. В произведении поэт обращается к своему вдохновению.

Какая именно заслуга описана в «Памятнике»?

Итак, можно сделать вывод, что заслуга поэта заключается в его умении открыто и с улыбкой говорить правителям правду. Чтобы понять серьезность всех этих заслуг Державина, надо проследить путь его восхождения на поэтический Олимп. Поэта ошибочно отдали в солдаты, хотя он был потомком обедневших дворян. Сын вдовы, Державин был обречен на многолетнюю военную службу. В ней не было места поэтическому искусству. Однако уже тогда Гаврилу Романовича посетило поэтическое вдохновение. Он усердно продолжал заниматься самообразованием, а также писать стихи. По стечению обстоятельств он помог Екатерине стать императрицей. Но это никак не сказалось на его материальном положении – поэт еле сводил концы с концами.

Произведение «Фелица» было настолько необычным, что поэт долгое время не решался его опубликовать. Свое обращение к правителю поэт чередовал с описанием собственной жизни. Современников поражало и описание в оде низменных материй. Вот почему в поэме «Памятник» Державин указывает на его заслуги: он «провозгласил» о «добродетелях Фелицы» — сумел показать правительницу как живого человека, описать ее индивидуальные особенности, характер. Это было новое слово в русской литературе. Об этом же можно сказать и при анализе «Памятника» Державина. Поэтическое новаторство автора состояло в том, что ему удалось вписать новую страницу в историю литературы «смешным русским стилем».

Упоминание, связанное с одой «Бог»

Еще одна его заслуга, о которой поэт упоминает в произведении, — умение «говорить о Боге в искренней простоте». И в этих строках он отчетливо упоминает свою оду под названием «Бог», написанную в 1784 году. Она была признана современниками Гаврилы Романовича высшим проявлением его таланта. 15 раз ода была переведена на французский язык. Также было сделано несколько переводов на немецкий, итальянский, испанский и даже японский языки.

Борец за правду

И еще одна заслуга, которая описана в поэме «Памятник» Державина, это умение «говорить правду королям с улыбкой». Несмотря на то, что он достиг высоких чинов (Державин был губернатором, сенатором, личным секретарем Екатерины II), он долго не задерживался ни на одной должности.

Державин боролся с казнокрадами, постоянно проявлял себя как поборник правды, пытался добиться справедливости. И это характеристики поэта из уст современников. Гаврила Романович напомнил дворянам и чиновникам, что, несмотря на их положение, их участь точно такая же, как и у простых смертных.

Отличие Державина от Горация

Конечно, нельзя сказать, что творчество Державина лишено пафоса. Однако поэт имел право им воспользоваться. Гаврила Романович смело изменил мысль, заложенную в поэме Горацием. На первое место он ставил правдивость своего произведения, и лишь на второе место то, что, по мнению древнеримского поэта, должно быть в центре внимания — совершенство поэмы. И разница жизненных позиций поэтов двух разных эпох выражена в их произведениях. Если Гораций добился известности только потому, что написал хорошие стихи, то Гаврила Романович прославился тем, что в «Памятнике» он открыто говорит правду и народу, и царю.

Произведение, которое можно понять

Державин был ярким представителем классицизма в литературе. Именно он перенял европейские традиции, по правилам которых произведения составлялись в возвышенном, торжественном стиле. Однако в то же время поэт сумел ввести в свои стихи много простой, разговорной речи. Именно поэтому он сделал их доступными для понимания представителями самых разных слоев населения.

Критика стихотворения

Стихотворение «Памятник» Державин сочинил, чтобы возвысить и прославить русскую литературу. К огромному сожалению, критики совершенно неверно истолковали это произведение, и на Гаврилу Романовича обрушился целый шквал негатива.

Его обвинили в хвастовстве и чрезмерной гордыне. Державин рекомендовал своим яростным противникам не обращать внимания на торжественный стиль, а думать о том смысле, который заложен в произведении.

Торжественный стиль

Поэма написана в жанре оды, а если быть точнее, то это ее особый вид. Работа соответствует высокому, торжественному стилю. Написанное ямбом с пиррихом, оно приобретает еще большую величественность. Произведение наполнено торжественными интонациями, изысканной лексикой. Его ритм медленный, величественный. Этого эффекта позволяет достичь поэту многочисленные однородные члены предложения, прием синтаксического параллелизма, а также большое количество восклицаний, обращений. Высокий стиль также создается с помощью лексики. Г. Р. Державин использует большое количество эпитетов («прекрасный», «мимолетный», «вечный»). Также в произведении много устаревших слов — славянизмов и архаизмов («воздвигнуто», «смерть», «несмотря на лоб»).

Значение в литературе

Мы рассмотрели историю создания «Памятника» Державина, проанализировали произведения. В заключительной части учащийся может рассказать о роли поэмы в русской литературе. В этом произведении Гаврила Романович продолжает традицию подведения итогов жизни, заложенную еще Ломоносовым. И в то же время поэту удавалось оставаться в рамках канонов подобных творений. Эта традиция была продолжена в творчестве Пушкина, который также обращался к первоисточнику, но в то же время опирался на поэму Державина.

И даже после А. С. Пушкина многие ведущие русские поэты продолжали писать стихи в жанре «памятник». Среди них, например, А. А. Фет. Каждый из поэтов сам определяет значение поэзии в жизни общества, опираясь как на литературную традицию, так и на собственный творческий опыт.

Композиция

Гавриил Романович Державин — великий русский поэт 18 века. В своем творчестве он освещал проблемы российского высшего общества. Поэт отмечал как хорошие стороны жизни (деятельность императрицы), так и отрицательные (разрушительная деятельность дворян). Также в лирику Державина вошла его собственная жизнь.

Отличительные черты творчества поэта легко проследить на примере поэмы «Памятник», написанной в 1775 году. В этом произведении содержатся некоторые сведения из жизни самого Державина. Его герой не выдуманный, он дышит и действует. Вот почему стихи начинаются с личного местоимения «я»: «Я воздвиг себе чудный, вечный памятник». И далее рассказ о себе продолжается: «…первый осмелился возгласить смешным русским слогом О добродетелях Фелицы».

Феличе Державин позвонил Екатерине II. Уже в 1783 году была издана одноименная ода, посвященная императрице, принесшая Державину литературную славу.

Еще одна отличительная черта поэзии Державина — сочетание «высоких» и «низких» слов. Этим поэт достигает очень большой выразительности:

Я воздвиг себе чудный, вечный памятник,

Он тверже металла и выше пирамид…

Слухи обо мне разнесутся от Белых Вод до Черных Уотерс…

А рядом с этими простыми и понятными каждому строчками стоят в «Памятнике» стихи, наполненные высокой лексикой.

Особенно показательно последнее четверостишие, наполненное богатырским воодушевлением и верой в свое предназначение:

О муза! гордись заслуженными заслугами,

И кто тебя презирает, того сам презирай.

Поэма основана на образе памятника. В творчестве Державина он становится воспоминанием о таланте и искусстве. художественным приемом, лежащим в основе стихотворения, является метафора.

Еще один любимый прием поэта – градация. Например:

В простоте сердечной говорить о Боге

И правду царям говорить с улыбкой.

Наряду с этими приемами Державин использовал и анимацию. Вот четверостишие, полностью состоящее из анимаций:

Итак! — не весь я умру, но большая часть меня,

Бегущий от тления, после смерти он будет жить,

И слава моя будет расти неувядая,

Как долго вселенная будет чтить славян?

В «Памятнике» Державин утверждал вечность своего литературного творчества, определял его несомненные заслуги перед Отечеством (Всякий вспомнит, что среди бесчисленных народов, / Как из безвестности я стал известен тем).

Но поэт не менее гордился своим народом (Пока вселенная чтит славянский род).

С величайшей теплотой поэт относился к своей Музе, считая, что это она шевельнула его пером:

О муза! гордись справедливой заслугой…

Неторопливой, неторопливой рукой

Увенчай свой лоб зарей бессмертия.

Таким образом, в «Памятнике» поэт представлен как орудие высшей власти, направленное на уничтожение пороков и действующее по велению свыше.

    Я воздвиг себе прекрасный, вечный памятник,
    Он тверже металла и выше пирамид;
    Ни вихрь его, ни гром скоротечного не сломит,
    И время не сокрушит его.

    Итак! — не весь я умру, а большая часть моя,
    От тления убежав, но смерть будет жить,

    И слава моя будет расти неувядаемая,
    Доколе славяне будут чтить род Весленн.

    Пройдёт молва обо мне от Белых Вод до Черных,
    Где Волга, Дон, Нева из Рифеи вливается в Урал;
    Все запомнят это в бесчисленных народах,
    Как из безвестности я стал известен тем,

    Что я первый осмелился в смешном русском слоге
    О достоинствах Фелицы 1 провозгласить,
    О Боге в простоте сердечной поговорить
    И правду ребятам с улыбкой сказать.

    О муза! гордитесь справедливой заслугой,
    И кто презирает вас, презирайте тех сами;
    Неторопливой, неторопливой рукой
    Увенчай свой лоб зарей бессмертия.

В мире художественного слова Г.Р. Державин

Используя основную идею и отчасти форму оды Горация «К Мельпомене», переведенной до него М.В. Ломоносова, Державин создал самостоятельное произведение, которое в известной мере перекликается с творчеством А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

Н.Г. Чернышевский позже скажет о Державине: «Что он ценил в своей поэзии? Служение на пользу общему…» По сравнению с Горацием, который, выдвигая свои права на бессмертие, говорит: «Я считаю себя достойным славы за то, что хорошо пишу стихи», Державин заменяет это другим: «Я считаю себя достойным славы тому, кто говорил правду людям и королям.

Г.Р. Державин. Гравюра И. Пожалостина (1880 г.) с оригинала А.А. Василевского (1815)

В.Ф. Ходасевич отмечал: «Вслед за Горацием он написал себе «Памятник» — воспоминание не о Екатерине, а только о своей поэтической связи с ней». Говоря об этом, Ходасевич имеет в виду упомянутую в «Памятнике» оду Державина «Фелица».

«Памятник» Державина состоит из пяти строф. В каждой строфе поэт излагает определенный тезис о своеобразии или значимости своего памятника — своего поэтического наследия.

  1. Определите главную тему каждой строфы. выпишите ключевые слова, составляющие этот мотив.
  2. В чем Державин видит главную ценность своего труда?
  3. Как вы понимаете слова Державина о «веселом русском стиле…»? Есть ли примеры этого «слога» в его «Памятнике»?
  4. Как вы думаете, почему Державин вообще не упоминает о своей чиновничьей службе в «Памятнике» — довольно длинной и разнообразной?
  5. Сравнить «Памятник» с М.В. Ломоносов («Знак бессмертия себе воздвигну.!…») и Г.Р. Державин. Докажите примерами тематическую и лексическую близость двух стихотворений. Каковы различия между двумя транскрипциями оды Горация?

Самостоятельное произведение

Знакомьтесь, ода Державина «Дворянин». Прочитайте определение слова ода. Как проявилось новаторство Державина в оде «Вельможа»? С помощью каких художественных средств создавался сатирический образ вельможи?

    Ах да — торжественное, патетическое поэтическое произведение

1 Фелица… — Имя «Фелица» впервые употреблено Екатериной II в «Сказании о царевиче Хлоре», написанном ею для внука Александра в 1781 году. Слово «Фелица» образовано ею от латинского слова «felix» — «счастливый». «фелиситас» «счастье». Державин в 178.3 г. написал оду «Фелица» в честь Екатерины Великой.

Г.Р. Державин считал, что искусство и литература должны способствовать распространению просвещения, любви к прекрасному, уничтожать пороки, проповедовать правду и справедливость. С позиций этих принципов Державин пытается оценить свое творчество в поэме «Памятник».

«Памятник» — вольная обработка оды Горация. Державин не повторяет мысли древнеримского поэта, а высказывает свою точку зрения на роль поэта и поэзии.

Гораций считал, что залог его бессмертия был во власти Рима: «Везде славою я буду расти, До

Великий Рим владеет миром» (перевод М.В. Ломоносова). Долголетие славы своей видит Державин в любви к Отчизне:

И слава моя не увядает,

Доколе славян будет чтить Вселенная?

Поэт уподобляет свое произведение «чудесному, вечному» памятнику:

… Он тверже металлов и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит мимолетного,

И время не сокрушит его.

Свои заслуги Державин видит в том, что русский стиль он сделал «потешным», то есть веселым, простым, острым, что он «осмелился»… провозгласить…» о добродетелях императрицы, и не о подвигах и величии, что относился к ней как к простой

К человеку, следовательно, говорит о ее человеческих добродетелях.Державин видит свою заслугу как поэта в том, что умел:

Говорить о Боге в простоте сердечной

И говорить правду королям с улыбкой

В «Памятнике» поэт размышляет о влиянии поэзии на современников и потомков, о том, что поэт имеет право на уважение и любовь сограждан. Он уверен, что его имя будет жить в памяти «бесчисленных народов», живущих от «Белых Вод до Черных Вод». Здесь мы понимаем, как пушкинское «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» перекликается с «Памятником» Державина.

Сила поэзии Державина сильнее законов природы, этим превосходством отличается его памятник, он «тверже металла».

Последняя строфа поэмы говорит о том, что поэт не надеется на всеобщее одобрение современников, оттого его Муза воинственна и величественна:

О Муза! Гордись заслуженными заслугами,

И кто тебя презирает, того сам презирай;

Неторопливой, неторопливой рукой

Увенчай свой лоб зарей бессмертия.

Стихотворение написано шестистопным ямбом, что придает его ритму медлительность и торжественность. Ритм стиха как бы соответствует важности темы.

Памятник

Какие темы вы можете выделить в стихотворении «Памятник»?

Высокое положение поэта в обществе и народная память о его творчестве – ведущие темы «Памятника». Вы можете выбрать темы, через которые раскрываются основные. Это тема памятника, способного противостоять натиску времени и стихии. В этом связь славы русского поэта с существованием славянского рода («Доколе славянский род чтит вселенная…»), географические границы этой славы. Это и есть творческая манера поэта, создание которой принадлежит Державину. При этом названы два конкретных произведения – «Фелица» и «Бог». Наконец, муза венчает свой лоб «зарей бессмертия».

Что мы понимаем вслед за Державиным под «чудесным» и «вечным» памятником, который тверже металлов и «выше пирамид»? В чем смысл противопоставления металла, пирамид и памятника, воздвигнутого поэтом самому себе?

Памятник, «чудесный, вечный», который «тверже металла и выше пирамид», — понятие глубоко духовное, впоследствии красочно и точно будет названо Пушкиным «нерукотворным». Это память народа, которая будет чтить произведения поэта, имеющие как конкретно-историческое, так и вневременное значение. Материальная структура рано или поздно будет разрушена временем, творческое наследие, если оно представляет духовную ценность для общества, не подвержено деструктивным процессам.

Как в стихотворении затрагивается тема бессмертия? Почему автор уверен, что после смерти его слава приумножится?

Значение своего творчества поэт связывает с существованием и развитием славянской культуры. Он считает создание новой поэтической манеры новым и значительным вкладом в русскую поэзию.

Что приписывает себе Державин как поэт и человек?

Заслуги перечислены им лаконично и точно: «в смешном русском слоге о добродетелях Фелицы», то есть очеловечить образ царствующей императрицы, реформируя стиль оды, внося простоту и задушевность в стиль философских размышлений («Бог»).

Как вы думаете, что означает «смешной русский слог»? Вы можете привести примеры его из поэзии Державина?

«Весёлый русский слог» — новая стилистическая манера, привнесенная Державиным в русскую литературу, в которой написаны два его центральных произведения «Фелица» и «Бог». Ей свойственны искренность, отсутствие торжественной жеманности, гражданское мужество и любовь к правде. Державин говорил «Правду о царях» «с улыбкой», то есть смягчая резкость нравоучений шутливым тоном, но не уменьшая глубины возражений и разногласий, что мы хорошо знаем из его биографии. «Весёлый русский стиль» — один из существенных стилевых элементов поэзии Державина, который в литературоведении называется также «разрушением (или, по А. В. Западову, обновлением) классической оды».

Целесообразно привести примеры из указанных работ. Так, противопоставляя современное царствование Екатерины II нравам двора Анны Иоанновны, Державин включает в оду к Фелице строки:

Нет шутовских свадеб,

В ледяных банях не жарятся,

До не щелкать в усы дворянам;

Принцы курами не кудахчут,

И лица сажей не пачкают.

В той же оде мы читаем образ жизни провинциального дворянина, хотя он и живет в столице.

Или, сидя дома, я покажу тебе

Дурачиться с женой;

Потом я с ней уживаюсь на голубятне,

Иногда резвимся с завязанными глазами;

Тогда я в кучу с ней развлекаюсь,

Ищу в голове.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *