С 19 века до наших дней: дайте Государственного совета…
Управляющий партнер Консалтингового бюро Т&М, юрист, эксперт Центра ПРИСП Гарегин Митин – о том, чем путинский госсовет отличается от трех предыдущих.
Российской истории известны три государственных совета, совершенно различных по своему составу и функциям. Хронологически первый Государственный совет был учрежден в 1810 году как законосовещательный орган, впрочем, объем полномочий со временем менялся. В 1906 году он стал частью законодательного механизма Империи. Изменился и порядок его формирования: если ранее его члены назначались императором, а министры входили в состав ex officio, то после конституционной реформы императорских назначенцев осталась половина, остальные избирались путем косвенных выборов. Помимо ограниченной законодательной власти Государственный совет обладал судебной властью. Этот Государственный совет был упразднен «ленинским» Декретом от 14 декабря 1917 года в связи со сломом старого государственного аппарата.
Второй государственный совет известен меньше: в июле 1991 года при президенте РСФСР Б.Н. Ельцине был создан Государственный совет, в который ex officio вошли помимо самого президента и вице-президента, председатель Совета Министров РСФСР, несколько государственных советников, председатели КГБ и Комитета по оборонным вопросам, а также министры внутренних дел, иностранных дел, печати, финансов и юстиции. В дальнейшем его состав только расширялся. Этот государственный совет должен был разрабатывать стратегию общенационального развития и координировать её реализацию органами исполнительной власти. Этот госсовет просуществовал ничтожно мало – несколько месяцев. Однако идея функционирования стратегического, проектного органа власти, по-видимому, не умерла.
«Третий» государственный совет был создан уже Владимиром Путиным 1 сентября 2000 года как совещательный орган для обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Первоначально в его состав вошли губернаторы: таким образом происходило не только укрепление единой исполнительной вертикали, но и «горизонтали» власти.
В 2012 году состав Государственного совета расширился за счет представителей Федерального Собрания, но его функционал остался прежним.С конституционными поправками мы получили de jure четвёртый государственный совет, чей статус гораздо выше двух предыдущих. Во-первых, это ординарный государственный орган, прямо предусмотренный Конституцией, то есть, его формирование не связано с конкретными обстоятельствами и упразднить его как институт волюнтаристским решением уже нельзя: ради этого придётся снова менять Конституцию России.
Во-вторых, правовой статус, принципы формирования и функционал «четвертого» госсовета определяется федеральным законом. Это уже не совещательный орган президента Российской Федерации или орган при нём, что отражается и на восприятии его в обществе. Самостоятельность госсовета как государственного органа резко возрастает. Федеральный закон сложнее изменить чем президентский указ, а значит его состав и функции обретают относительную стабильность. Любые проекты изменений в федеральный закон сразу же получат общественный резонанс ещё на стадии их рассмотрения.
В-третьих, теперь это не просто совещательный орган: это государственный орган власти. Проектом федерального закона «О Государственном Совете Российской Федерации» (№ 1036217-7) финализируется формальная сторона концепции публичной власти, основы которой были заложены решениями Конституционного Суда Российской Федерации. Доктринальное содержание этой концепции было разработано покойным профессором В.Е. Чиркиным. Суть её в том вся власть в государстве, производная от народа, единая и ею в равной степени наделены все институты, ответственные за регулирование общественных отношений: и государственные органы, и органы местного самоуправления. Концепция публичной власти преодолевает устаревшее конституционное ограничение государственной власти тремя ветвями (статья 10 Конституции России), а также нереализуемое в текущих условиях разделение органов местного самоуправления и органов государственной власти (статья 12 Конституции России), убирает основание правового спора вокруг такого разделения.
Разбавим сухое юридическое рассуждение конспирологическим элементом: почему определение единой системы публичной власти попало именно в законопроект о Государственном совете? Учитывая возросшую частоту встречаемости понятия «публичная власть» в Конституции России не проще было бы разработать отдельный закон о единой системе публичной власти? Вероятно, не проще, так как для этого надо её описать и определить место каждого её элемента. Последнее невозможно до тех пор, пока новый конституционный механизм полноценно не заработает. Ответ же на первый вопрос, по нашему мнению, скрыт в «недрах» части 2 статьи 2 и статьи 3 законопроекта: Государственный Совет во главе с президентом России получает координационные функции для обеспечения единства функционирования всей системы публичной власти. Это новый стратегический орган власти (жива оказалась идея 1991 года!). Если хотите новой ветви власти, концептуально-идеологической и планово-проектной, которая ставит ценностные ориентиры и цели для всех остальных традиционных ветвей.
В-четвертых, Государственный Совет согласно статье 14 законопроекта получает право принимать юридически значимые решения, что является прерогативой любого властного органа. А значит появляются основания для введения реальной юридической ответственности за их невыполнение. Политическая ответственность уж точно очевидна в данном случае.
В-пятых, базовый состав Государственного Совета носит представительный характер: почти все члены ex officio занимают выборные должности: президент, председатели парламентских палат, губернаторы. Наличие в составе совета руководителя президентской администрации представительность не искажает. Кроме того, по решению руководителя Государственного Совета в его состав могут включаться представители парламентских партий и представители местного самоуправления (часть 2 статьи 9 Законопроекта). Последних в современных госсоветах не наблюдалось. Их присутствие не только повышает представительность органа, но подчеркивает его консолидирующую функцию.
К сожалению, «обойденными» оказались Банк России и Академия наук. Первый – мегарегулятор, определяющий направления денежно-кредитной политики страны, от которой зависит и её благосостояние, и каждого субъекта федерации и муниципального образования в отдельности. Вторая – институт, способный, по крайней мере de jure, дать научное обоснование концептуальным решениям Государственного Совета. Если никаких поправок во втором чтении не будет, остается надеяться, что такие представители будут всё же присутствовать на заседаниях Государственного Совета по решению его руководителя.
Ранее опубликовано на: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2020/11/19/847664-organ-novoi
Источник
Орган новой ветви власти — Ведомости
Пресс-служба президента России
Российской истории известны три государственных совета, совершенно различных по своему составу и функциям.
Первый был учрежден в 1810 г. как совещательный орган, а в 1906 г. он стал частью законодательного механизма империи.
Изменился и порядок его формирования: если ранее его члены назначались императором, а министры входили в состав ex officio, то после конституционной реформы императорских назначенцев осталась половина, остальные избирались. Помимо ограниченной законодательной власти государственный совет обладал и судебной. Этот госсовет был упразднен 14 декабря 1917 г.Второй госсовет известен меньше. Он был создан в июле 1991 г. при президенте РСФСР Борисе Ельцине и просуществовал лишь несколько месяцев. Ну а третий государственный совет организован уже Владимиром Путиным 1 сентября 2000 г. как совещательный орган для координации взаимодействия органов власти. Первоначально в его состав вошли губернаторы – таким образом, происходило укрепление не только единой исполнительной вертикали, но и горизонтали власти. В 2012 г. состав госсовета расширился за счет представителей Федерального собрания, но функционал его оставался прежним.
С конституционными поправками мы получили de jure четвертый государственный совет, статус которого гораздо выше, чем у двух предыдущих.
Во-первых, это государственный орган, предусмотренный Конституцией, т. е. его формирование не связано с конъюнктурой, и упразднить его как институт просто так уже нельзя – ради этого придется менять Конституцию.
Во-вторых, статус, формирование и функционал четвертого госсовета определяется законом, а значит, самостоятельность госсовета как государственного органа резко возрастает. Федеральный закон сложнее изменить, чем президентский указ, а значит, состав и функции совета обретают стабильность. Любые проекты изменений в закон сразу же получат общественный резонанс еще на стадии их рассмотрения.
В-третьих, теперь это не просто совещательная коллегия, это государственный орган власти. Проектом закона «О Государственном Совете Российской Федерации» финализируется формальная сторона концепции публичной власти, основы которой были заложены решениями Конституционного суда. Доктринальное содержание этой концепции такое: вся власть в государстве производна от народа и едина, и ею в равной степени наделены все институты, ответственные за регулирование общественных отношений, – и государственные органы, и органы местного самоуправления.
Концепция публичной власти преодолевает устаревшее конституционное ограничение власти тремя ветвями (ст. 10 Конституции), а также нереализуемое в текущих условиях разделение органов местного самоуправления и органов государственной власти (ст. 12 Конституции), убирает основание правового спора вокруг такого разделения.Сухие юридические рассуждения хочется, впрочем, разбавить конспирологическим элементом: почему определение единой системы публичной власти попало именно в законопроект о государственном совете? Учитывая возросшую частоту упоминаемости понятия «публичная власть» в Конституции России, не проще ли было бы разработать отдельный закон о единой системе публичной власти? Вероятно, не проще, так как для этого надо ее описать и определить место каждого ее элемента. Последнее невозможно до тех пор, пока новый конституционный механизм полноценно не заработает. Ответ же на первый вопрос может быть скрыт в недрах ч. 2 ст. 2 и ст. 3 законопроекта: государственный совет во главе с президентом России получает координационные полномочия для обеспечения единства функционирования всей системы публичной власти.
В-четвертых, государственный совет получает право принимать юридически значимые решения, что является прерогативой любого властного органа. А значит, появляются основания для введения реальной юридической ответственности за их невыполнение. Политическая ответственность в данном случае и так очевидна.
В-пятых, базовый состав госсовета имеет представительный характер. Почти все его члены ex officio занимают выборные должности: президент, председатели парламентских палат (сенаторы и депутаты), губернаторы. Кроме того, по решению руководителя государственного совета в его состав могут включаться представители парламентских партий и местного самоуправления. Их присутствие не только повышает представительность органа, но и подчеркивает его консолидирующую функцию.
По моему мнению, неоправданно обойденными в этом списке оказались Банк России и Академия наук. Первый – мегарегулятор, определяющий направления денежно-кредитной политики, от которой зависит благосостояние страны в целом и каждого субъекта Федерации и муниципального образования в частности. Вторая – институт, способный (по крайней мере de jure) дать научное обоснование концептуальным решениям госсовета. Если никаких поправок во втором чтении законопроекта не будет, остается надеяться, что такие представители будут все же присутствовать на заседаниях госсовета по решению его руководителя.
Новости СМИ2
Отвлекает реклама? Подпишитесь, чтобы скрыть еёГосударственный совет ∙ Структура ∙ Президент России
Государственный совет Российской Федерации конституционный государственный орган, образуемый Президентом Российской Федерации с целью координации функций и облегчения сотрудничества между органы, входящие в единую систему государственной власти, и определяющие основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритеты социально-экономического развития страны.
В пределах своей компетенции Государственный Совет принимает участие в разработке стратегических целей и задач внутренней и внешней политики, формировании государственной политики социально-экономического развития Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Это облегчает слаженное функционирование и сотрудничество между органами, входящими в состав единой системы государственной власти, обеспечить соблюдение и защиту прав и свобод граждан России.
В состав Государственного совета входят Председатель и члены Государственного совета.
Федеральный закон № 394-ФЗ О Государственном совете Российской Федерации от 8 декабря 2020 г. № вступил в силу 19 декабря 2020 г.
Члены Государственного Совета по должностям в том числе: Премьер-министр Российской Федерации, Спикер Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, спикер государства Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Руководитель Администрации Президента Российской Федерации, старший должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации).
По решению Президента Государство В состав Совета могут входить представители политических партий, представленных в Государственной Думе, и представители местного самоуправления. Другие лица также могут входить в состав Государственного совета по решению Президента.
Президиум Госсовета формируется для решения текущих вопросов деятельности Госсовета.
Комиссии, рабочие группы и другие рабочие органы Госсовета
Для выполнения задач и выполнения функций Госсовета создаются комиссии Госсовета; С этой целью могут также образовываться рабочие группы и иные рабочие органы Госсовета.
Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. № 800 «О вопросах Государственного Совета Российской Федерации», создать 18 комиссий Госсовета по следующим направлениям социально-экономической развитие Российской Федерации: государственное и муниципальное управление; здравоохранение; инвестиции; связь, телекоммуникации и цифровая экономика; культура; малый и средний бизнес; молодежная политика; наука; образование; промышленность; сельское хозяйство; социальная политика; строительство, ЖКХ и городская среда; транспорт; туризм, физкультура и спорт; экология и природные ресурсы; экономика и финансы, электроэнергетика.
Этим же Указом утверждены Положения о рабочих органах и секретаре Госсовета.
История Исполнительного совета
Бывшие советники
Полный список советников, служивших в течение 20-го века, включая имена, города и годы, в которые они служили.
Форма правления Губернатор и Совет уникальна для штата Нью-Гемпшир. Ни в одном другом штате страны нет двух ветвей власти, столь подотчетных своим гражданам, как в Нью-Гемпшире.
Нью-Гэмпшир имеет третий по величине законодательный орган в англоязычном мире. Только Палата представителей США и Британский парламент имеют больше представителей, чем Нью-Гэмпшир. Мы гордимся нашим «гражданским» законодательным органом, поскольку 400 членов нашей Палаты представителей и 24 сенатора получают зарплату всего в 100 долларов в год. Форма правления губернатора и совета штата Нью-Гэмпшир выдержала испытание временем. Это, безусловно, самая уникальная и открытая форма государственного управления в нашей стране. Исполнительный совет Нью-Гэмпшира имеет честь быть первым и последним в своем роде в стране. Это пережиток колониальной эпохи и публичное напоминание о постоянном признаке основного недоверия граждан Гранитного штата к диктаторскому правительству.
В Исполнительной Власти пять Исполнительных Советников также входят в состав «гражданского органа», поскольку ни один из них не является профессиональным политиком на постоянной основе. Они действительно являются «представителями граждан» в исполнительной власти, как и наша «гражданская» законодательная власть. Пять советников избираются отдельно от губернатора, хотя срок их полномочий составляет те же два года.
Совет был основан в 1679 г. Комиссия из 3438 слов была издана королем Карлом II 18 сентября 1679 г. (оригинал документа хранится в здании Государственного архива). Через эту комиссию король Карл II отделил территорию Нью-Гэмпшира от Массачусетса и приказал организовать новое правительство. Король назначил президента и совет из 4000 поселенцев прибрежной зоны и потребовал, чтобы они вступили в должность к 21 января 1680 года. Джон Катт, богатый портсмутский купец, стал первым президентом этого нежелательного правительства. Совет из девяти человек представлял четыре города Портсмут, Дувр, Хэмптон и Эксетер, которые в то время составляли новую провинцию Нью-Гэмпшир. Первой официальной обязанностью этого президента-первопроходца (позже названного губернатором) и Совета, как выразилось в Королевской комиссии, было создание законодательного органа, который затем назывался Собранием, для повышения налогов и голосования по законам об общественном поведении. Все назначенцы стали пуританами из-за своего долгого сотрудничества с бостонским правительством, а некоторые из них служили в пуританском законодательном органе Бостона. Некоторые из назначенных членов Совета были настолько решительно настроены против этого нового правительства, что подумывали об отказе служить. Но когда был предъявлен ультиматум, что их заменят менее желанные люди, все они уступили и 21 января 1680 года принесли присягу. Мужчины получили списки владельцев собственности в четырех городах, из которых были фригольдеры или избиратели. расставлены в каждом городе для избрания представителей в Собрание, созванное 16 марта 1680 г.
Этот первопроходец Законодательного собрания, все из которых поспешили выразить свое несогласие с директивами королевского командования, незамедлительно принял закон, согласно которому титулы владельцев собственности в Нью-Гэмпшире, предоставленные колонией Массачусетского залива на протяжении многих лет, сохранятся. как действительный, независимо от решения короля Карла. Эти первые законодатели также присоединились к президенту Джону Катту и его Совету, проголосовав за извинения перед штатом залива за то, что он был оторван от их юрисдикции, и выразили особую благодарность за услуги, которые они получили в течение 38 лет членства. Однако главная «политическая» обязанность Совета в то время заключалась в том, чтобы отчитываться о деятельности губернатора перед королем, особенно если он хоть немного отклонялся от диктата короны.
Совет официально стал высшей ветвью Ассамблеи, и эта политика продолжалась в течение последующих 95 лет королевского правления в Нью-Гэмпшире.
Будучи единственной из 13 первоначальных колоний Соединенных Штатов, которая была вынуждена иметь собственное правительство, предки Нью-Гэмпшира написали свою собственную конституцию во время Войны за независимость 1775-1783 годов. 5 января 1776 г. он создал первую свободную конституцию этой нации. Это правительство военного времени упразднило должность губернатора и сохранило Совет, который должен был избираться народом, в качестве высшей ветви Законодательного собрания. Жители Нью-Гэмпшира были настолько недовольны корыстными королевскими губернаторами, что больше не терпели даже этого титула. Таким образом, Конституция 1784 года назвала главу исполнительной власти «президентом», а Совет превратился из части Законодательного собрания в контроль над высшей должностью.
Наши предки, сочиняя свою собственную конституцию, продемонстрировали свое недоверие к исполнительной власти, которое их предки испытали при правлении английских королей, включив «сдержки и противовесы» в деятельность главного исполнительного директора государства.
В соответствии с Конституцией Нью-Гэмпшира 1784 года глава исполнительной власти и совет получили право вето друг против друга, и ни одно дело исполнительной власти не вступало в силу, если оно не было одобрено президентом (титул стал губернатором в 179 г.).2) и большинством в Совете, тогда установленным в пять членов. Хотя Исполнительный совет не может действовать независимо от губернатора, он имеет конституционные полномочия отменять действия или назначения губернатора.
Сочетание губернатора и совета штата Нью-Гэмпшир стало непревзойденным в стране. Такое разделение исполнительной власти как ограничение автократии когда-то было популярно во всей Новой Англии, но теперь оно в полной мере действует только в Гранитном штате.
Губернатор и Совет Нью-Гэмпшира, избранные народом, стали самой демократической формой исполнительной власти в стране или где-либо еще в мире. Все государственные дела, как предписано и предписано Законодательным собранием, решаются публично, и ни в одном другом штате нет такой открытой подотчетности между его Исполнительным департаментом и его гражданами.
Граждане Гранитного штата давно оценили свой метод губернатора и Совета по надзору за государственными делами. Только один раз на конституционных съездах 13 штатов с 1784 года делегаты поставили под сомнение ценность Совета и спросили мнение избирателей о нем. Съезд 1850 года, возглавляемый Франклином Пирсом, рекомендовал упразднить Совет, но граждане набрали 27 910 против 11 299 голосов против этого предложения.
Согласно Конституции, только губернатор созывает заседания губернатора и совета, а последний не может созывать сам себя. В Конституции это прописано следующим образом: 9.0003
«…Губернатор должен иметь полную власть и полномочия время от времени созывать Совет по своему усмотрению, и вместе с ними или большинством из них может и должен время от времени созывать совет для порядок и руководство делами государства в соответствии с законами страны». (Полная версия Конституции штата Нью-Гэмпшир)
Вот несколько исторических решений, которые повлияли на Совет за прошедшие годы:
- В 1913 году губернатор и совет на закрытом секретном заседании назначили советника на оплачиваемую должность в Верховном суде.
- В 1915 году, когда Законодательное собрание было созвано, оно быстро приняло закон, навсегда запрещавший советникам занимать любые оплачиваемые государственные должности в течение срока его полномочий, за исключением нотариуса и мирового судьи. По сей день советник не может даже подать в отставку, чтобы получить политическое назначение.
- В 1933 году губернатор Джон Дж. Винант открыл заседания Совета для публики, и с тех пор, за несколькими краткими исключениями, они остаются таковыми.
- В 1966 поправка к Конституции штата резко расширила обязанности канцелярии губернатора. Губернатор был обязан контролировать и следить за поведением всех исполнительных должностных лиц и агентств.
- В 1979 году Законодательное собрание впервые проголосовало за то, чтобы члены Губернаторского совета были переведены на оклад.
- Советник Джеймс Хейс инициировал политику, согласно которой губернатор выдвигал кандидатуры и позволял их просматривать общественности, прежде чем запрашивать действия Совета.