Характеристика пьесы «На дне» Горького М.Ю.
Характеристика пьесы
«На дне» Горького М.Ю.
Чеховская традиция в драматургии Горького. Оригинально сказал Горький о новаторстве Чехова, который «убивал реализм» (традиционной драмы), поднимая образы до «одухотворенного символа». Так был определен отход автора «Чайки» от острого столкновения характеров, от напряженной фабулы. Вслед за Чеховым Горький стремился передать неторопливый темп повседневной, «бессобытийной» жизни и выделить в ней «подводное течение» внутренних побуждений героев. Только смысл этого «течения» Горький понимал, естественно, по-своему. У Чехова — пьесы утонченных настроений, переживаний. У Горького — столкновение неоднородных мироощущений, то самое «брожение» мысли, которое наблюдал Горький в реальности. Одна за другой появляются его драмы, многие из них показательно названы «сценами»: «Мещане» (1901), «На дне» (1902), «Дачники» (1904), «Дети солнца» (1905), «Варвары» (1905).
«На дне» как социально-философская драма. Из цикла этих произведений глубиной мысли и совершенством построения выделяется «На дне». Поставленная Художественным театром, прошедшая с редким успехом, пьеса поразила «несценическим материалом» — из жизни босяков, шулеров, проституток — и своей, несмотря на это, философской насыщенностью. «Преодолеть» мрачный колорит, устрашающий быт помог особый авторский подход к обитателям темной, грязной ночлежки.
Окончательное свое название пьеса получила на театральной афише, после того как Горький перебрал другие: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». В отличие от первоначальных, оттеняющих трагичное положение босяков, последнее явно обладало многозначностью, воспринималось широко: «на дне» не только жизни, а в первую очередь людской души.
Бубнов говорит о себе и своих сожителях: «…все слиняло, один голый человек остался». Из-за «облинялости», утраты прежнего положения герои драмы действительно обходят частности и тяготеют к каким-то общечеловеческим понятиям. В таком варианте зримо проступает внутреннее состояние личности. «Темное царство» позволило выделить незаметный при нормальных условиях горький смысл сущего.
Атмосфера духовного разобщения людей. Роль полилога. Свойственная всей литературе начала XX в. болезненная реакция на разобщенный, стихийный мир в драме Горького приобрела редкие масштабы и убедительность воплощения. Автор передал устойчивость и предельность взаимоотчуждения постояльцев Костылева в оригинальной форме «полилога». В I акте говорят все персонажи, но каждый, почти не слушая других, — о своем. Автором подчеркнута непрерывность подобного «общения». Квашня (с ее реплики начинается пьеса) продолжает начатый за сценой спор с Клещом. Анна просит прекратить то, что длится «каждый божий день». Бубнов обрывает Сатина: «Слыхал сто раз».
В потоке отрывочных реплик и перебранки оттеняются слова, имеющие символическое звучание. Бубнов дважды повторяет (занимаясь скорняжным делом): «А ниточки-то гнилые…» Настя характеризует отношения Василисы и Костылева: «Привяжи всякого живого человека к такому мужу…» Бубнов замечает о положении самой Насти: «Ты везде лишняя». Сказанные по конкретному поводу фразы раскрывают «подтекстовой» смысл: мнимость связей, лишность несчастных.
Своеобразие внутреннего развития пьесы. Обстановка меняется с появлением Луки. Именно с его помощью оживают в тайниках души ночлежников иллюзорные мечты и надежды. II и III акты драмы позволяют увидеть в «голом человеке» влечение к иной жизни. Но, основанное на ложных представлениях, оно венчается лишь несчастиями.
Роль Луки в таком исходе очень значительна. Умный, знающий старик равнодушно смотрит на свое реальное окружение, считает, что «для лучшего люди живут… По сто лет, а может быть, и больше — для лучшего человека живут». Поэтому заблуждения Пепла, Наташи, Насти, Актера его не трогают. Тем не менее Горький вовсе не ограничил происходящее влиянием Луки.
Писатель, не менее чем человеческое разобщение, не приемлет наивную веру в чудо. Именно чудесное мнится Пеплу и Наташе в некоей «праведной земле» Сибири; актеру — в мраморной лечебнице; Клещу — в честном труде; Пасте — в любовном счастье. Речи Луки потому и подействовали, что упали на плодотворную почву тайно взлелеянных иллюзий.
Атмосфера II и III актов другая по сравнению с I. Возникает сквозной мотив ухода обитателей ночлежки в какой-то неведомый мир, настроение волнующего ожидания, нетерпения. Лука советует Пеплу: «…отсюда — шагом марш! — уходи! Прочь уходи…» Актер говорит Наташе: «Я — уезжаю, ухожу… <…> Ты — тоже уходи…» Пепел уговаривает Наташу: «…в Сибирь-то по своей воле надо идти… Едем туда, ну?» Но тут же звучат иные, горькие слова безысходности. Наташа: «Идти некуда». Бубнов когда-то «вовремя спохватился» — ушел от преступления и навечно остался в кругу пропойц и шулеров. Сатин, вспоминая свое прошлое, сурово утверждает: «После тюрьмы нету хода». А Клещ с болью признается: «Нет пристанища… ничего нет». В этих репликах обитателей ночлежки ощущается обманчивое освобождение от обстоятельств. Горьковские босяки в силу своей отверженности переживают эту вечную для человека драму с редкой обнаженностью.
Круг существования будто замкнулся: от равнодушия — к недостижимой мечте, от нее — к реальным потрясениям или гибели. Между тем именно в этом состоянии героев драматург находит источник их душевного перелома.
Значение IV акта. В IV акте — прежняя обстановка. И все-таки происходит нечто совершенно новое — начинается брожение ранее сонной мысли босяков. Настя и Актер впервые гневно обличают своих тупых однокашников. Татарин высказывает прежде чуждое ему убеждение: нужно дать душе «закон новый». Клещ неожиданно спокойно пытается распознать правду. Но главное выражают те, кто давно никому и ни во что не верит.
Барон, признавшись, что «никогда и ничего не понимал», раздумчиво замечает: «…ведь зачем-нибудь я родился…» Это недоумение связывает всех. А предельно усиливает вопрос «Зачем родился?» Сатин. Умный, дерзкий, он верно расценивает босяков: «тупы, как кирпичи», «скоты», ничего не знающие и не желающие знать. Потому Сатин (он «добр, когда пьян») и пытается защитить достоинство людей, открыть их возможности: «Все — в человеке, все для человека». Рассуждения Сатина вряд ли повторятся, жизнь несчастных не изменится (автор далек от любого приукрашивания). Но полет мысли Сатина завораживает слушателей. Впервые они вдруг чувствуют себя малой частицей большого мира. Актер потому и не выдерживает своей обреченности, обрывая жизнь.
Страницы: 1 2
1 2Следующая »
Читательский дневник «Случай с Евсейкой» Максима Горького
Автор: Горький, Максим
Название произведения: «Случай с Евсейкой»
Число страниц: 4
Жанр: рассказ-сказка
Главные герои: Евсейка, большая рыба.
Второстепенные герои: мелкие подводные обитатели.
Характеристика главных героев:
Евсейка — любопытный и озорной мальчик.
Добрый и весёлый.
Находчивый.
Сумел найти выход из сложившейся ситуации.
Большая рыба — любопытная и добрая.
Болтливая.
Доверчивая и наивная.
Характеристика второстепенных героев:
Мелкая рыбёшка, краб — весёлые, озорные, удивляются мальчику.
Краткое содержание сказки «Случай с Евсейкой»
Евсейка сидел на камне и удил рыбу.
Вдруг он упал в море и оказался на дне.
К нему подплыла большая рыба и стала разговаривать.
Евсейка испугался, что рыба его съест и потому немного хитрил.
А вокруг резвились различные рыбёшки.
Они дразнили краба, потом смеялись над мальчиком.
Рыба стала думать, что Евсейка утопленник, а тот предложил ей поиграть.
Это предложение понравилось рыбе, и она поплыла наверх, где мухи.
Евсейка уцепился за жабры и вынырнул на поверхность.
Он очнулся на том же камне, а удочка плавала в море.
План сказки:
- Евсейка на дне моря.
- Реакция рыб.
- Разговор с морским обитателем.
- Страшный вопрос.
- Рыбы, желающие знакомства.
- План Евсейки.
- За жабры.
- Пробуждение.
Детский рисунок-иллюстрация
Основная мысль сказки «Случай с Евсейкой»
Главная мысль сказки в том, что не всё, что кажется реальным, оказывается таковым.
Основная идея сказки в том, что даже во сне нужно проявлять находчивость и смекалку.
Чему учит произведение
Сказка учит не терять присутствия духа и искать пути спасения.
Учит не засыпать на солнцепёке, ведь это может привести к солнечному удару.
Учит уметь перебороть страх, хитрости и находчивости.
Краткий отзыв к сказке «Случай с Евсейкой» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что подводный мир по-своему прекрасен, но не предназначен для жизни человека.
Мальчик оказался на морском дне и боялся, что его съедят рыбы.
А ведь обычно происходило наоборот.
И поэтому Евсею пришлось искать способ спастись.
Интересно, после такого происшествия он так и продолжал удить рыбу и есть её?
Это очень интересная, смешная, и познавательная история.
Я узнала о многих морских обитателях, про которых раньше даже не слышала.
Автору удалось причудливо соединить сон с явью и получилась сказка, основанная на событиях настоящей жизни.
Мне понравилась находчивость мальчика и то, что он сумел преодолеть свой страх.
А ещё он постоянно помнил о родителях и поэтому так стремился вырваться с глубины.
Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, что сны часто оказываются слишком похожи на реальность.
Но как во сне, так и в обычной жизни мы должны не сдаваться перед обстоятельствами и бороться до победного конца.
Пословицы к произведению:
- Чую, где ночую, да не знаю, где сплю.
- Что думается, то во сне видится.
- Страшен сон, да милостив Бог.
- Страхов много, а жизнь одна.
Словарь неизвестных слов:
- Сепия, голотурия, сифонофор — морские обитатели.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
— Это хорошо — поиграть! Это очень хорошо — поиграть!
— Поплывёмте наверх! — предложил Евсей.
— Зачем? — спросила рыба.
— А вниз уже нельзя ведь! И там, наверху, — мухи.
— Мух-хи! Вы их любите? Евсей любил только маму, папу и мороженое, но ответил:
— Да…
— Ну что ж? Поплывём!
Ещё читательские дневники по произведениям Максима Горького:
- Сказка «Воробьишко»
- Краткая биография Максима Горького и презентация
Библиотека читательских дневников автора пополняется.
Bitterbrush обзор фильма и краткое содержание фильма (2022)
Reviews
Peter Sobczynski
Сейчас в эфире:
Powered by Просто посмотри
В документальном фильме Эмели Махдавян «Горькая щетка» рассказывается о двух современных наездниках во время многомесячной заминки, когда они пасут и перегоняют скот на отдаленном горном хребте Айдахо. Должен признаться, что обычно это описание не вызывает у меня особого интереса — меня не особенно вдохновляют живописные виды, я пугливо отношусь к животным всех размеров и пород, и когда моя мать спросила меня, Я хотел пару ковбойских сапог в комплекте с теми, которые она уже купила моему младшему брату, я, очевидно, ответил эпическим закатыванием глаз. И все же, несмотря на мое кажущееся равнодушие к обсуждаемому предмету, я оказался загипнотизирован этой скупой, трогательной и очень человечной работой, которая может показаться тихой и сдержанной, но в конце концов дает удивительно сильный эмоциональный заряд.
Реклама
Герои фильма — Холлин Паттерсон и Коули Молайн, двое друзей, которые знают друг друга и работают вместе около пяти лет или около того — ни один из них точно не уверен. Тем не менее, когда мы видим, как они начинают обустраивать хижину, где они проведут следующие несколько месяцев, ухаживая за домашним скотом и несколькими собаками, между ними возникает негласное чувство товарищества, которое предполагает, что они симпатизируют как друзьям, так и друзьям. коллеги. И все же, хотя оба получают удовольствие от своей работы, у каждого есть ощущение, что у нее не обязательно есть будущее. У Холлин, например, есть невеста Элайджа, которая время от времени заглядывает к ней, и она признает, что, хотя кочевой образ жизни вполне приемлем для кого-то в одиночестве, это не было бы правдоподобным выбором образа жизни, если бы она стала матерью. Коули, с другой стороны, счастливо одинок, но прекрасно осознает экономические реалии, из-за которых независимым владельцам ранчо практически невозможно продолжать работу перед лицом все более вездесущих корпоративных интересов.
За время, охватываемое фильмом, с Холлин и Коули мало что происходит с драматической точки зрения — на них не обрушиваются никакие бедствия или крупные кризисы. Они выходят и делают свою работу без шума и суеты таким образом, чтобы показать, что они очень хороши в том, что они делают. Когда они натыкаются на больную корову, они проявляют нежную заботу и сострадание, направляя ее к другим, что тем более интригует, учитывая конечный пункт назначения скота. Их уважение и почтение к природе сияет во всем, даже если вы лично считаете их работу ужасной.
И все же, хотя в фильме действительно нет «больших» моментов, есть ряд сцен, которые одновременно завораживают и глубоко трогают. В какой-то момент Холлин рассказывает о любимой собаке, прах которой она до сих пор носит с собой — как человек, который переходит с одной работы на другую, у нее никогда не было места, которое она считала бы своим домом, чтобы затем похоронить их. Коули произносит мучительный монолог о смерти своей матери после того, как провела три дня на аппарате жизнеобеспечения — каким бы болезненным ни оказался этот опыт, она, тем не менее, благодарна за то, что смогла использовать это время, чтобы полностью запомнить внешний вид и ощущение рук своей матери. Также есть необычная сцена, которая длится более 10 минут, в которой Холлин тихо и терпеливо пытается сломить непокорную кобылку, которую они окрестили «Мэрилин». мальчик и лошадь медленно знакомятся друг с другом.
Реклама
Визуально «Bitterbrush» часто захватывает дух; Кинематографисты Дерек Ховард и Алехандро Мехиа проделывают замечательную работу, ненавязчиво наблюдая за Коули и Холлин, и в то же время захватывая множество потрясающих панорамных видов, которые тем более впечатляют своей относительно непринужденной манерой. Махдавиан и редактор Кертис Клейтон находят правильный созерцательный ритм для истории, избегая документальных имен, таких как титульные листы, повествование или интервью в стиле говорящей головы. Единственная настоящая заминка возникает при использовании некоторых фортепианных пьес Баха — музыка предназначена для того, чтобы подчеркнуть красоту окружающей среды, а также любовь и уважение Коули и Холлин к ней, я полагаю, но есть некоторые моменты, когда вы хотели бы, чтобы Махдавиан позволил звуки природы говорят сами за себя.
Не говоря уже об этом, «Горькая кисть» — прекрасный, трогательный фильм, и если у вас появится возможность посмотреть его в кинотеатрах этим летом, вы должны ею воспользоваться. В то время как большинство блокбастеров, скорее всего, испарятся из вашей памяти в течение нескольких дней после их просмотра, «Горькая кисть», скорее всего, останется с вами надолго после просмотра.
Сейчас играет в кинотеатрах.
Петр Собчински
Питер Собчински является автором eFilmcritic.com и Magill’s Cinema Annual, и его можно услышать еженедельно в общенациональном синдицированном радиошоу «Mancow’s Morning Madhouse».
Сейчас играет
Фильмы
Горькая кисть (2022)
91 минута
Литой
Холлин Паттерсон как Я
Коли Молайн как Я
директор
- org/Person»> Эмели Коулман Махдавиан
Последние сообщения в блоге
Variety принимает десять режиссеров, которых стоит посмотреть, и бранч Creative Impact Awards
2 дня назад
«Мэйфэрские ведьмы» Энн Райс не могут вызвать острые ощущения в жанре хоррор-драмы
2 дня назад
Буровая установка ищет грубые, но эффективные острые ощущения от эко-ужасов
3 дня назад
Sundance 2023 объявляет о дополнительных премьерах, конкурсах и титулах на бис
4 дня назад
Реклама
Комментарии
Включите JavaScript для просмотра комментариев на платформе Disqus.comments на базе Disqus
Реклама
Реклама
|