Горе от ума очень краткое: Горе от ума (Грибоедов) краткое содержание для читательского дневника

Краткое содержание Горе от ума, Грибоедов читать

Главная>Краткие содержания

Горе от ума, Грибоедов

Быстрый переход:

Очень краткое содержание (в двух словах)

Краткое содержание (подробно)

Очень краткое содержание (в двух словах)

Софья влюблена в Молчалина и много проводит с ним времени. Алексей Молчалин является секретарём отца Софьи — Павла Фамусова. Отец не знает об его отношениях с дочерью, ведь он хочет выдать её замуж за Скалозуба. Сама Софья когда-то любила Чацкого, но он внезапно уехал, и вот уже три года от него нет никакой весточки. Неожиданно, к Фамусовым приходит с визитом Чацкий, который только что вернулся и собирается жениться на Софье. Но после общения с ней, он понимает, что она влюблена в Молчалина. Чацкий удивлён выбором Софьи, он прямо об этом ей говорит. Она этим замечанием недовольна и вечером, когда в дом приходит много гостей, она всем начинает говорить, что тот сошёл с ума. Чацкий много говорит перед гостями, пытается образумить прогнившее «Фамусовское общество», но его никто не слушает. Вскоре, Молчалин, оставшись наедине со служанкой Лизой, начинает к ней приставать и говорит, что он не любит Софью, а просто встречается с ней, потому, что она дочь Фамусова. Софья подслушивает этот разговор и для неё это большой удар. Чацкий тоже всё слышит, он смеётся над всеми и уезжает.

Краткое содержание (подробно)

Действие происходит в московском доме Павла Фамусова.

Ранним утром в гостиной, в кресле, спит служанка Лиза. Из комнаты Софьи слышны звуки фортепиано с флейтой. Всю ночь Софья провела с Алексеем Степановичем Молчановым. Лиза следила, чтоб никто не узнал об их свидании наедине.

Неслышно появляется отец Софьи и начинает заигрывать с Лизой, она еле отбивается и начинает стыдить его за такое поведение. Фамусов покидает комнату, а Лиза с облегчением восклицает: «Минуй нас пуще всех печалей, и барский гнев, и барская любовь!»

Софья и Молчалин выходят из комнаты и тут появляется Фамусов. Он сильно удивлён, что секретарь так рано находится в присутствии его дочери. Молчалин объясняет ему, что просто шёл с прогулки. Фамусов предлагает ему гулять где-нибудь подальше от Софьи. Молчалин уходит, а Софья начинает ругать отца за то, что он громко разговаривал и разбудил её. Она пытается доказать, что только что вышла. Фамусов рассказывает, какие усилия он приложил. чтоб Софья выросла достойной девушкой, и ставит себя в пример:

Смотри ты на меня: не хвастаю сложением
Однако бодр и свеж, и дожил до седин,
Свободен, вдов, себе я господин…
Монашеским известен поведением!…

Наконец-то Софья оставшись наедине с Лизой, начинает вспоминать о прошедшем свидании, но Лиза быстро напоминает ей, что у неё недавно была уже сильная сердечная привязанность — Александр Андреевич Чацкий, который сейчас находиться в чужих краях. Софья отвечает, что это была просто детская любовь, а с Молчалиным всё по другому.

Тут появляется слуга, и докладывает, что приехал с визитом Чацкий. Его появлению никто не рад. Софья очень холодно с ним разговаривает, и пытается от него отделаться. Фамусову интересно узнать о приключениях Чацкого и тот обещает вернуться через пару часов и рассказать о своём путешествии.

Вместе с Чацким к Фамусову приходит и полковник Скалозуб, который считается выгодной партией для Софьи. Они втроём обсуждают московское дворянство и тут вбегает Софья с криком: «Ах, Боже мой, упал, разбился!» Оказалось, что Молчалин свалился с лошади. Чацкий задумывается: почему так испугана Софья? Но скоро приходит Молчалин и говорит, что ничего страшного не случилось.

Оставшись наедине Софья расспрашивает своего возлюбленного о здоровье, а он упрекает её за несдержанность.

На вечер к Фамусову съезжаются гости: княгиня и князь Тугоуховские с шестью дочками, супруги Горичевы, Хлестова, Загорецкий и другие. Властная старуха Хлестова благоволит Молчалина, так как он похвалил её собачку. Чацкий сразу иронизирует при Софье про секретаря. Софье не нравится, что плохо говорят о её возлюбленном и она решает отомстить Чацкому. Она распускает среди гостей слух, что Чацкий сошёл с ума.

Гости ведут между собой пустые разговоры, кружатся в звуках вальса, старики играют в карты.

Поздним вечером все начинают разъезжаться по домам. Чацкий требует карету, но в этот момент появляется его старый друг Репетилов и зовёт его посетить «секретнейший союз», но Чацкий отказывается. Репетилов начинает рассказывать Скалозубу о своей женитьбе, но полковник не хочет его слушать. Тут подходит Загорецкий и сообщает Репетилову о безумии Чацкого. Репитилов не верит в это, но все в один голос подтверждают безумие Чацкого. В это время Чацкий прячется за колонну и всё слышит. Он не может понять, как его могли обвинить в сумашествии. Его беспокоит, знает ли об этом Софья. Он не догадывается, что это она распустила слух.

Лиза приходит к Молчалину, чтоб позвать к Софье, но он неожиданно начинает приставать к Лизе и говорить о своих чувствах к ней. Молчалин признаётся, что не любит Софью, а просто боится потерять место в доме, и говорит, что живёт­ по завету своего отца: угождать всем людям от которых зависишь. Софья слышит весь разговор и ужасается вероломству возлюбленного. Она требует, чтоб он немедленно покинул дом или она всё расскажет отцу. Молчалин отпирается от своих слов, но Софья его не слушает.

Из-за колонны выходит Чацкий, который тоже всё слышал и он упрекает Софью в том, что она любит Молчалина.

Вбегает Фамусов со слугами. Фамусов подумал, что у Софьи тайное свидание с Чацким. Он в гневе обещает отправить её к тётке в Саратов.

Чацкий сообщает Фамусову, что не будет свататься к Софье, громко над всеми смеётся, требует карету и уезжает.

Фамусов больше всего озадачен тем, что же подумает княгиня Марья Алексеевна.

см. также:
Краткие содержания других произведений

Характеристики главных героев произведения Горе от ума, Грибоедов

Сочинения по произведению Горе от ума, Грибоедов

Краткая биография Александра Грибоедова

Горе от ума – краткое содержание для читательского дневника

Главная » Литература

Сегодня у нас от ума Краткое содержание в разных вариантах.

АвторГод написанияЖанр произведенияГлавные героиКратко, о чём?
Грибоедов Александр1822КомедияЧацкий – молодой дворянин.

Фамусов – влиятельный чиновник.

Софья – его дочь. Молчалин – чиновничий помощник.

Лиза – прислуга

В проблеме противостояния одного человека целому обществу поможет разобраться краткое содержание пьесы для читательского дневника

Чацкий возвращается в Москву после долгого путешествия. Он спешит к любимой девушке. Однако ему не рады в доме Фамусова. Софья втайне от отца встречается с Молчалиным.

Самого хозяина гость раздражает своими высказываниями о дворянском обществе, критическими замечаниями по поводу его обычаев, нравов, поведении людей.

Чацкий хочет сделать предложение любимой, но ее отец советует ему послужить на пользу государства. Герой догадывается, что девушка его разлюбила. Вечером на бал съезжаются богатые гости.

Сам того не подозревая, мужчина многим говорит неприятные для них слова. Появляется слух о его сумасшествии. Чацкий и Фамусов одновременно узнают о связи Софьи с секретарем отца, которому нравится служанка Лиза.

Разгневанный чиновник выгоняет помощника. Дворянин покидает столицу навсегда.

Мое мнение

Это произведение еще и о любви, воспитании, отношении к образованию, книгам, жестоком обращении с крепостными крестьянами. В нем показана конфликтная ситуация времени, спор поколений.

ВАРИАНТ 2

Комедия «Горе от ума» представлена здесь в очень кратком изложении. Краткое содержание «Горе от ума» подойдёт для заполнения читательского дневника в старших классах.

Столкновение разных слоёв общества показано через устаревшее и прогрессивное, прошлое и настоящее мировоззрение в бытовой и жизненной сфере дворянства.

Справочная информация

Название: Горе от ума.

Автор: Александр Сергеевич Грибоедов.

Жанр: трагическая комедия.

Год написания: 1824 год.

Главные герои: Чацкий, Фамусов, дочь Фамусова Софья, секретарь Фамусова Молчалин.

Краткое содержание «Горе от ума» для читательского дневника

По протяжении трёх лет проживания за границей, молодой дворянин Чацкий вновь оказывается в России. До отъезда у него в Москве была возлюбленная. К ней он и стремится теперь вернуться.

Но увидев её теперь, он замечает, что девушка очень изменилась. У неё уже есть другой возлюбленный — секретарь папаши Молчалин.

Но свой роман с секретарём Софья скрывает, потому что тот беден. Однако сама же не прочь, чтобы про их роман сплетничали.

Молчалин же признаётся служанке, что его любовь к дочери Фамусова лишь видимость для получения карьеры.

Его признание услышали сама Софья и Чацкий.

Что касается Чацкого, то сразу после своего приезда он начинает всех убеждать, что они живут не правильно. Ведь он, будучи за границей, получил образование и теперь-то знает, как надо жить.

Но общество не прислушивается к словам Чацкого. А напротив, считает его безумным.

Фамусова волнует лишь то, что теперь он опозорен дочкой.

Моё мнение

В произведении показана подлая натура Молчалина, такие люди иногда встречаются в обществе. Чацкий же тоже не является положительным героем, так как пытается перевоспитать окружающих, не думая о чувствах других людей.

0

Создан на

«Горе от ума» А.С. Грибоедов

Проверь себя, внимательно ли ты прочитал/а комедию Грибоедова «Горе от ума», выполни тест.

1 / 15

Кого из героев беспокоило после отъезда Чацкого «что станет говорить (о случившемся на вечере у Фамусова) княгиня Марья Алексевна»?

Софью

Скалозуба

Фамусова

Молчалина

2 / 15

Зачем Лиза посоветовала Софье пококетничать с Чацким?

Чтобы Фамусов, увидев, что девушке нравится Чацкий, передумал пока выдавать ее замуж

Чтобы окружающие не заподозрили об отношениях Молчалина и Софьи

Чтобы Софья пригляделась к перспективному жениху

Лиза заметила, что Чацкий влюблен в Софью и хотела ему помочь

3 / 15

Что связывало Софью и Чацкого?

Чацкий был кузеном Софьи

Софья и Чацкий виделись до описанных в пьесе событий всего раз — на званом вечере

Они учились у одного преподавателя музыки

Они были друзьями детства

4 / 15

Что решил Чацкий, когда понял, что зря приехал к Софье, ведь для нее их детская влюбленность была только дружбой?

Чацкий решает жениться на дочери знакомого помещика

Чацкий решает покинуть Москву навсегда

Чацкий собирается устроить общественный переворот

Молодой человек собирается уйти в монастырь

5 / 15

Почему Лиза была уверена, что у отношений Софьи и Молчалина нет будущего?

Лиза как-то услышала разговор, что Фамусов собирается выдать дочь за знакомого чиновника

Лиза знала, что Софья любит другого

Молчалин был слишком некрасив для Софьи

Лиза считала, что Фамусов не выдаст дочь за небогатого и незнатного человека

6 / 15

Что, по мнению Чацкого, прикрывало отсутствие нравственности и ума в обществе Фамусова?

Эрудированность

Величина имений

Количество полезных знакомств

Мундир

7 / 15

Как Чацкий назвал «век минувший», в котором жило поколение Фамусова (поколение, судившее людей по деньгам и чинам)?

Веком рабов и пресмыкающихся

Веком покорности и страха

Веком глупости и темноты

Веком бездарности

8 / 15

Почему Софья оттолкнула Молчалина и приказала ему покинуть дом Фамусова?

Девушка узнала, что Молчалин уже женат на другой

Молчалин отверг Софью, после того как девушка призналась ему в любви

Софья случайно услышала, что Молчалину намного милее Лиза

Девушка узнала, что Молчалин банкрот

9 / 15

Кому из героев пьесы принадлежат слова: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»?

Фамусову

Чацкому

Молчалину

Скалозубу

10 / 15

Какое умение Фамусов считал особенно важным для достижения высокого положения в обществе?

Умение со всеми быть в хороших отношениях

Умение мастерски врать

Умение стратегически мыслить

Умение прислуживаться

11 / 15

Какой основной конфликт пьесы Грибоедова «Горе от ума»?

Конфликт отцов и детей;

Конфликт между долгом перед отечеством и личными интересами;

Внутренний конфликт личности, поиск истинного пути.

Конфликт между представителями нового поколения дворян и обществом с устаревшими ценностями;

12 / 15

Кто из присутствовавших на вечере у Фамусова сказал, что Чацкий «не в своем уме»?

Софья

Молчалин

Фамусов

Скалозуб

13 / 15

В какой период истории происходят события, описанные А. С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума»?

В 18 веке;

В 19 веке;

В 20 веке;

В 17 веке;

14 / 15

Кто из героев пьесы по сюжету произведения оказался участниками «любовного треугольника»?

Фамусов, Скалозуб, Лиза

Софья, Фамусов, Молчалин

Скалозуб, Лиза, Чацкий

Чацкий, Молчалин, Софья

15 / 15

Почему Софья готова была утопиться, лишь бы не выходить замуж за Скалозуба?

Скалозуб не умел хорошо одеваться

Потому что Скалозуб был очень некрасив

Скалозуб был слишком глупый

Скалозуб был пьяницей

Ваша оценка

А. Грибоедов Читательский дневник Читательский дневник 9 класс

Ух ты, кнопочки! Надо жать!

Как горе меняет мозг, с Мэри-Фрэнсис О’Коннор, доктором философии

Ким Миллс: Мало кто из нас проживет жизнь, не потеряв того, кого мы любим. Горе, как говорят, — цена любви. Тоска и печаль, которые мы чувствуем после чьей-то смерти, — это цена, которую мы иногда платим за близкие отношения, которыми дорожим. Некоторые люди стойкие после такой потери, способны справиться со своим горем и со временем приспособиться к жизни без любимого человека. Другие, тем временем, обнаруживают, что не могут этого сделать.

За последние два десятилетия исследователи начали использовать инструменты современной неврологии, чтобы лучше понять, почему это происходит, и в более широком смысле понять, что происходит с нашим мозгом и телом во время процесса скорби, и как лучше всего помочь людям оплакивать смерть умерших. любимый.

Что делает человека более или менее стойким перед лицом потери? Как скорбь связана с депрессией и чем она отличается? Что происходит с нашим мозгом, когда мы скорбим? Существует ли эффективная терапия горя? Можно ли пережить настоящее горе из-за смерти знаменитости и чем это горе отличается от горя из-за потери близкого человека? Как мы можем лучше всего поддержать людей, когда они скорбят?

Добро пожаловать в Talking of Psychology , ведущий подкаст Американской психологической ассоциации, в котором исследуются связи между психологией и повседневной жизнью. Я Ким Миллс.

Сегодня у нас в гостях доктор Мэри-Фрэнсис О’Коннор, адъюнкт-профессор психологии Аризонского университета, где она изучает горе и скорбь. Она использует такие методы, как визуализация мозга и изучение реакций иммунной системы, чтобы выяснить, как скорбь влияет на нас как психологически, так и физиологически. Она специалист по сложному горю, клиническому состоянию, при котором люди не приспосабливаются к острому чувству горя. В дополнение к ее многочисленным научным публикациям, она является автором недавней книги, Скорбящий мозг: удивительная наука о том, как мы учимся на любви и утрате .

Спасибо, что присоединились к нам, доктор О’Коннор.

Мэри-Фрэнсис О’Коннор, доктор философии: Как хорошо быть здесь. Спасибо.

Миллс: Один из моментов, которые вы делаете в своей книге, заключается в том, что скорбь на самом деле является формой обучения. Можете ли вы объяснить, что это значит? Я не думаю, что большинство людей думают о скорби таким образом.

О’Коннор: Это действительно пришло к нам за годы изучения горя и скорби и прочтения множества исследований о том, что происходит, когда мы переживаем смерть близкого человека. Меня действительно поразило, что скорбь можно рассматривать как форму обучения. Мы можем думать об этом по-разному. Во-первых, после того, как мы переживаем что-то столь же трудное, как наша единственная смерть, нам действительно нужно выяснить: как я теперь живу в этом мире? Что значит уйти на пенсию, когда человек, с которым я собирался делать это десятилетиями, больше не собирается делать это со мной? Частично это научиться быть в мире человеком, который несет с собой это отсутствие, но даже на более низком уровне вы можете подумать обо всех крошечных привычках, которые мы должны изменить. Это то чувство, когда вы поднимаете трубку телефона, чтобы позвонить им, потому что что-то случилось. Потом, конечно, понимая, что мы не можем их назвать. Все те маленькие привычки и предсказания, которые нам предстоит выучить по-новому.

Миллс: Давайте поговорим о разнице между горем и горем, так как мы будем часто использовать эти термины в разговоре, а вы отметили, что они не взаимозаменяемы.

О’Коннор: Я обнаружил, что научно различать горе и скорбь оказалось полезным. Затем, когда я это сделал, я обнаружил, что другие люди также нашли его полезным. На самом деле горе — это то чувство, которое у вас есть, такая интенсивность, которая просто переполняет вас, и такое мгновенное переживание. Скорбь, с другой стороны, — это то, как горе меняется со временем, но на самом деле никогда не уходит. Например, первые 100 раз вас сбивает с ног это чувство горя, эта волна горя. В 101-й раз это может быть так же ужасно, но также может быть знакомо, так что теперь у вас могут быть какие-то способы утешить себя или вы можете знать, как связаться с кем-то в этот момент.

Несмотря на то, что чувство не обязательно изменилось, наше отношение к чувству со временем меняется. И причина, по которой люди сочли это полезным, я думаю, в том, что если мы ожидаем, что не будем испытывать горе в будущем, что каким-то образом это закончится, тогда мы будем разочарованы, если годы спустя, даже спустя десятилетия мы сталкиваемся с чем-то, и вдруг мы все расплакались и нас охватила волна горя. Это не означает, что мы сделали что-то неправильное в нашем процессе скорби. Это просто означает, что в этот момент мы осознаем потерю чего-то действительно важного.

Миллс: Какая связь между горем и депрессией? А может ли человек горевать, не впадая в депрессию?

О’Коннор: Суть скорби на самом деле заключается в тоске, стремлении к тому, чтобы этот человек вернулся или чтобы все стало так, как раньше. Теперь мы знаем как из диагностической клинической науки, так и из исследований мозга, что горе и депрессия — это не одно и то же. У нас может быть и горе, и депрессия точно так же, как, например, у вас может быть депрессия и тревога, но у вас может быть одно без другого. При депрессии чувства обычно более глобальны. Хотя я могу чувствовать себя ужасно из-за того, что моего любимого человека больше нет, с депрессией я, вероятно, буду чувствовать себя ужасно из-за многих вещей. Я буду чувствовать себя виноватым за то, что я сделал в прошлом, и буду беспокоиться о том, как я общаюсь с людьми на работе, а также буду беспокоиться о вещах, которые я никогда не выполнял в своей жизни, которые я должен был сделать. Депрессия, как правило, носит глобальный характер. Скорбь действительно фокусируется на любимом человеке. Дело в том, что мне нужно, чтобы этот человек вернулся. Я не могу сделать это без этого человека со мной. Так что это немного другой опыт.

Миллс: В своей новой книге вы написали о том, что потеря любимого человека может ощущаться как потеря части себя, и вы связали это с работой Артура Арона, еще одного психолога, который недавно участвовал в этом подкасте. Можешь рассказать об этой связи? Почему мы так переживаем потерю?

О’Коннор: Мм-хм, ну, чтобы подумать о том, что происходит, когда мы теряем любимого человека, вы должны сначала признать, что мозг кодирует связь. Когда вы влюбляетесь в своего супруга или в своего ребенка, мозг кодирует эту связь. По сути, это создает мы, не только вас и меня, но создает мы перекрывающихся переживаний. Из-за этого, когда любимого человека больше нет, мы на самом деле чувствуем, что часть нас отсутствует, верно? На очень нейронном и закодированном уровне в нашем представлении о «мы» есть дыра.

Это не просто метафорический способ, возможно, мы описываем чувство, будто в нашем сердце есть дыра. Тогда мы, возможно, придем к другому пониманию и сможем рассматривать такие вещи, как синдром фантомной конечности, верно? Когда люди, которым ампутировали руку или часть ноги, иногда испытывают зуд или боль в отсутствующей конечности. Мы знаем, что это потому, что мозг не перепрограммировал свое представление о теле. На самом деле мы испытываем ощущения в мозгу, которые не связаны с периферическими нервами. Я думаю, что мы подходим к пониманию того, что то, как мы кодируемся, может означать, что мы продолжаем ожидать наличия обеих частей себя. Вы ожидаете, что у нас есть обе части нас, когда мы функционируем в мире, а затем переживаете это как большую потерю, как пропажу, как отсутствие, когда их нет с нами.

Миллс: Значит, после того, как мы кого-то потеряли, в мозгу должна произойти какая-то перестройка?

О’Коннор: Есть. И кое-что из того, что мы знаем об этом, на самом деле взято из работы Зои Дональдсон из Колорадского университета в Боулдере. Она изучает полевок, этих маленьких грызунов, которые спариваются на всю жизнь. И поскольку они спариваются на всю жизнь, это дает нам возможность по-настоящему исследовать с точки зрения неврологии, что происходит, если у этой пары полевок пропадает самец. И что мы знаем, так это то, что в мозгу происходят обширные изменения. Когда связь первоначально формируется, происходят изменения в способе укладки белков в прилежащем ядре мозга, этой маленькой части сети вознаграждения в мозге. И затем, когда проходит время, есть эти нейроны, которые посвящены срабатыванию, когда мы приближаемся к партнеру, верно? И по мере того, как связь становится сильнее, у нас появляется все больше и больше этих нейронов, которые просто показывают, насколько важно, что эта функция поиска нашего партнера и проведения времени с ним получает так много ресурсов мозга.

И затем, при разлуке, мы видим все физиологические изменения, которые происходят, гормоны стресса увеличиваются, как кортизол или кортикостерон у животных. И мы видим, что дофамин и окситоцин действительно пытаются мотивировать нас найти их снова. Таким образом, со временем в мозгу происходят нейронные и транскрипционные изменения, когда полевки пытаются понять, что произошло. И тогда аналогия с людьми, хотя у нас есть дополнительные два фунта мозга, так что это, безусловно, сложнее, чем у полевок, но, тем не менее, я думаю, мы видим, как мозг должен действительно обновляться и изменяться, и это отчасти механический процесс. и все это требует времени.

Миллс: Большая часть вашей работы посвящена так называемому «сложному горю». В чем разница между сложным горем и просто повседневным горем?

О’Коннор: Да. Мне нравится термин «осложненное горе», но я должен быть честным со слушателем, термин, который был выбран DSM, Диагностическим и статистическим руководством , представляет собой длительное расстройство горя, и это было недавно принято фактически в течение последнего года. . Причина в том, что мне нравится термин «осложненное горе», и на самом деле исследователи рассматривают почти одни и те же явления, когда они используют оба термина, но сложное горе напоминает мне, что мы говорим об осложнениях.

Вот аналогия, которая может помочь. Если вы сломаете кость, мы на самом деле ничего не сделаем, чтобы связать эти клетки вместе, верно? Это естественный процесс исцеления, который происходит. Хотя мы могли бы сделать что-то, чтобы поддержать этот процесс. Таким образом, мы можем носить гипс, например, чтобы поддерживать его, или использовать костыли, правильно, чтобы дать немного дополнительных ресурсов. И это естественный процесс, если только иногда у нас не возникают осложнения, связанные с инфекцией в области, которая пытается зажить, или, возможно, происходит вторичный перелом кости.

И в этих обстоятельствах может быть очень полезно вмешательство, чтобы вернуть эту кость на ее типичную траекторию заживления. Итак, аналогия в том, что я думаю, что горе — это естественная реакция на потерю, это то, что делает наш мозг, наш разум, наше тело в ответ. И подавляющее большинство из нас довольно устойчивы. Из работы Джорджа Бонанно мы знаем, что подавляющее большинство из нас найдет способ как бы восстановить эту осмысленную жизнь, найдет способ продолжать любить наших внуков, готовить обед на столе и выходить в продуктовый магазин, все эти вещи. Трудности возникают, когда мы можем сойти с рельсов в этом процессе и длительном расстройстве горя, а вмешательства, которые были разработаны для лечения длительного расстройства горя, на самом деле сосредоточены на попытке создать новые навыки у человека, который был сорван в своем естественном процессе горя, и дать им возможность использовать эти новые навыки, чтобы вернуться на траекторию исцеления.

Значит, вмешательство не предназначено для того, чтобы заставить их перестать горевать, идея не в этом. Но скорее позаботиться о том, как они сбились с пути, о конкретных мыслях, которые у них возникают, о поведении, которое не помогает, поскольку они мужественно пытаются двигаться вперед. И, вмешиваясь таким образом, мы теперь знаем некоторые потрясающие работы Кэти Шир из Колумбийского университета, теперь мы знаем, что мы можем эффективно вмешиваться для людей, которые страдали расстройством горя в течение десяти лет, они все еще получают пользу от этого типа. психотерапии.

Миллс: И это просто заставляет людей думать иначе? Это похоже на когнитивно-поведенческую терапию? Дают ли вам упражнения, чтобы вы не размышляли? Я имею в виду, что вы пытаетесь сделать с человеком, у которого расстройство?

О’Коннор: Есть несколько разных аспектов. Длительное лечение расстройства горя, которое она разработала, представляет собой мануальную терапию и включает в себя ряд вещей. Один из них действительно акцентирует внимание на проигрыше. Многие из нас, даже когда мы говорим о том, как ужасно переживает горе, это все же отличается от сосредоточения внимания на том, что произошло в момент смерти или когда мы окончательно осознали, что этот человек просто не вернется. Многим людям нужно больше времени на эти воспоминания, чтобы действительно понять, что произошло и как они понимают этот опыт. Таким образом, они будут проводить типы того, что мы могли бы назвать экспозиционной терапией, когда клиенты будут говорить об этом, записывать это, а затем слушать, развивая при этом навыки: «Как мне войти в чувство горя, а затем выйти из него? снова?» Развитие новых навыков, связанных с эмоциями, регулированием, развитие навыков, связанных с принятием.

Но и другие вещи, другой аспект — это не просто сосредоточение на потере, а сосредоточение, как я сказал, на восстановлении, какова жизнь для вас сейчас? И многие люди из-за того, что горе так болезненно, стали избегать ситуаций, напоминаний или людей, связанных с их умершим любимым человеком. И проблема с избеганием в том, что оно имеет свойство распространяться, верно? Поэтому мы начинаем избегать небольшого количества вещей, а затем начинаем избегать все большего и большего количества вещей, которые напоминают нам об этих болезненных чувствах горя.

С точки зрения мозга, если мы собираемся узнать, на что похожа жизнь сейчас, и мы собираемся узнать, что имеет для нас смысл, что может быть значимым, мы должны получить новый опыт, вот как мозг учится. Таким образом, терапия помогает найти возможности, вещи, которых вы могли бы избегать, а также вещи, которые вы могли бы попробовать прямо сейчас. А когда люди поддерживают и поощряют, а иногда даже разрешают вести себя по-новому, их мозг узнает, что жизнь полна множества возможностей.

И, наконец, работа с системой поддержки человека, который скорбит, чтобы он понял, через что проходит этот человек, и что он может оказать такую ​​мужественную поддержку, а также не отступить от интенсивности скорбящего человека. чувства.

Миллс: Итак, когда многие люди думают о горе, им на ум приходят пять стадий горя Элизабет Кюблер-Росс, верно? Отрицание, гнев, торг, депрессия и, наконец, принятие. Но вы написали, что эти этапы не являются точной картиной того, как люди горюют. Так как же пять стадий стали стандартом того, как мы думаем о горе, и есть ли какая-то часть этой модели, которая, по вашему мнению, имеет смысл?

О’Коннор: Что ж, это отличный пример, я думаю о том, как полезно проводить различие между горем и горем. Так что я с огромным уважением отношусь к доктору Элизабет Кюблер-Росс, психиатру, работавшему в 1960-х годах, женщине в своей области, когда в ее области было не так много женщин, и она делала то, что делает любой хороший ученый, когда работает с явление — она описала, верно? Итак, у нее возникла революционная идея, что мы можем разговаривать с неизлечимо больными людьми, спрашивать их, каковы их переживания. Затем она обучала и других ординаторов, и капелланов, и социальных работников, и психологов, и врачей, чтобы они тоже разговаривали с неизлечимо больными людьми и узнавали, каково их горе, и это потом применялось и к людям, потерявшим близких.

Итак, она очень точно описала горе. Гнев — это часть горя, не так ли? Депрессия часто является частью чувства горя. Что делает это трудным, мы теперь знаем из некоторых недавних работ Джейсона Холланда и Боба Неймейера, которые рассматривали траекторию горя с течением времени. Таким образом, разница между тем, как ощущается момент, скажем, гневом, который кто-то выражает, по сравнению с тем, как этот гнев может измениться, если вы будете брать интервью у одного и того же человека несколько раз в течение года или пары лет его жизни. Итак, теперь мы знаем, что линейного процесса не существует. Мы не делаем всю депрессию, а затем приходим ко всему принятию, скорее, исследования показывают, что со временем тоска снижается, а принятие увеличивается, но это не происходит ступенчато. Скорее, мы знаем, например, что на годовщинах или праздниках у людей, как правило, вновь возникает горе. Это не означает, что траектория их скорби все еще не идет в правильном направлении. Это просто означает, что это моменты, когда люди осознают свое горе.

Так что, если мы используем это как описание, я думаю, это сработает. Если мы используем его как рецепт того, как горевать, я думаю, что он часто не соответствует опыту людей, и это не означает, что их опыт в чем-то неправильный.

Миллс: Недавно у нас был еще один эпизод с психологом, доктором Полиной Босс, которая является экспертом по тому, что она называет неоднозначной потерей. Это потеря, когда любимый человек отсутствует физически, но нет тела, как военнопленный, или когда человек присутствует физически, но отсутствует мысленно, как при слабоумии. Наш мозг обрабатывает неоднозначные потери иначе, чем более четкие потери, такие как реальная смерть?

О’Коннор: Это такая важная работа, и я думаю, что люди действительно резонируют с этой идеей неоднозначной потери, потому что это так сложно. Итак, как я описал ранее, даже в очень четком случае, когда мы были там, когда человек умер, мы уже имеем дело с этими двумя потоками информации, которые конфликтуют друг с другом. Итак, с одной стороны, у нас есть память о том, что мы были у постели, о том, что этот человек умер, а с другой стороны, из-за этой связи, которую мы сформировали, способ, которым мы кодируем привязанность, таков: «Этот человек всегда будет здесь для меня, и я всегда буду здесь для них». На самом деле нам не нужно находиться в чьем-то присутствии, чтобы у нас появилась эта вера в привязанность, верно? Вы не смогли бы посылать своих детей в школу каждый день. Если вы не знали глубоко в конце дня, мы все собираемся—

Миллс: Вернись.

О’Коннор: Верно? Точно. Что они все вернутся домой ночью, и поэтому вера в привязанность на самом деле не зависит от присутствия человека. Ну, даже в ярко выраженном случае скорби эти две вещи изначально противоречат друг другу, не так ли? У нас есть память, с одной стороны, а с другой стороны, это вечные отношения, и решение состоит в том, чтобы просто найти их, если они не в нашем присутствии. Так что, я думаю, это вызывает сильную дезориентацию и является частью того, почему скорбь занимает так много времени. Теперь, если вы добавите ко всем этим трудностям и неуверенности, что у вас нет воспоминаний об этом человеке, о том, что вы видели его тело на похоронах, о том, что у вас есть место захоронения, то это делает горе еще более сложным. , еще больше дезориентирует или может занять еще больше времени. Поэтому, хотя я думаю, что мы испытываем чувство горя, точно так же, как в случае явной смерти, вместе с ним появляются все эти дополнительные слои.

Миллс: Это немного связано в том смысле, что когда люди скорбят об умершей знаменитости, кем-то, кем они очень восхищались. Точно так же это не физическая потеря, потому что у вас не было реальных отношений с человеком, кроме тех, которые были у вас в уме. И вы назвали это парасоциальным горем. Как получается, что мы можем испытывать сильную скорбь по такому человеку, знаменитости, тому, кем мы восхищались, который скончался?

О’Коннор: Захватывающее явление, не правда ли? Мы часто видим, когда кто-то из известных актеров или музыкантов умирает именно от этого излияния горя, и это почти непостижимо. Как эти люди, которые не знали этого человека, были настолько тронуты, что пришли на место и оставили цветы и свечи? Вы даже просто слышите, как люди описывают, или, возможно, сами чувствуете ту боль, которая действительно остается с вами, когда умирает знаменитость, актер или музыкант. Я думаю, это относится именно к тому, что вы говорили, в то время как нет никаких официальных отношений, на которые можно было бы указать извне, и, конечно же, мы знаем, что этот человек нас не знает. С другой стороны, многие из этих форм искусства дают нам доступ к некоторым нашим внутренним эмоциям.

Думая о том, как музыканты будут писать тексты, мы думаем: «Боже мой, как они могли знать это обо мне, верно? Это действительно описывает то, что я чувствую». Я думаю, что это своего рода связь, и часто эти отношения, я бы назвал их, эти связи с актерами и музыкантами, случаются в нашей жизни, когда мы действительно пытаемся найти слова для того, что мы чувствуем внутри. Так что то время, которое мы запоем наблюдали за актером или проводили время, снова и снова слушая музыку, я думаю, что в каком-то смысле это своего рода связь. Следовательно, это парасоциальное горе означает, что мы теряем человека, который действительно понимал, как мы видим мир, и мы часто связываем это с определенным периодом в нашей жизни, верно? Так что, если умирает музыкант, которого я слушаю на протяжении всего колледжа, я чувствую, что часть моей студенческой личности тоже ушла, чего у меня больше никогда не будет, понимаете?

Миллс: Ага. Мы очень ностальгируем. Да, я могу понять эту потерю. Итак, я слышал, как вы говорили в некоторых интервью, что горе или тяжелая утрата — это несоответствие здоровью. Что ты имеешь в виду?

О’Коннор: Ну, мы не часто думаем об этом таким образом, но мы знаем, что смертность, конечно, разная в разных сообществах. Таким образом, уровень смертности действительно стал очевиден во время пандемии COVID, насколько по-разному она затрагивала меньшинства, чернокожих, коренных жителей и цветных людей. Таким образом, мы забываем, что результатом этого является то, что тяжелая утрата также является неравенством в здоровье. Таким образом, даже просто взяв пример с COVID, мы знаем, что у чернокожих американских детей вероятность смерти опекуна была более чем в два раза выше, чем у белых американских детей. А для детей американских индейцев вероятность смерти опекуна была более чем в четыре раза выше. И поэтому, если вы думаете о справедливости в отношении здоровья, то, если мы говорим о скорби на уровне общественного здравоохранения, на социокультурном уровне, то для нас важно, чтобы ресурсы применялись таким образом, чтобы мы все могли обрабатывать свое горе здоровым образом. . И это может означать, что в одних местах нужно разместить больше ресурсов, чем в других, чтобы привести всех к одинаковому уровню возможностей скорбеть и получать поддержку. Я думаю, что важным аспектом политики является рассмотрение того, как мы применяем обучение горю в школах? Как мы предлагаем консультации? Какие, даже приложения, мы могли бы создать, которые были бы культурно информированы, чтобы люди, которые находятся в разных сообществах, могли найти то, что им нужно, чтобы горевать здоровым способом.

Миллс: Люди часто не знают, что делать, чтобы поддержать того, кто в горе. Какие правильные слова сказать, какую поддержку оказать? И можно ли на это обратить внимание, например, когда вы проводите исследование мозга, чтобы знать, что заставляет людей чувствовать себя лучше?

О’Коннор: Это довольно сложно, быть с человеком, который скорбит, есть интенсивность, с которой довольно трудно сидеть. Люди переживают худший опыт в своей жизни. Они будут описывать это так часто и часто довольно неожиданно. Поэтому очень часто мы не знаем, каково будет горе, пока не войдем в эту дверь. Итак, трудность в том, что, особенно в нашей культуре, я думаю, что наша цель часто, когда мы пытаемся оказать поддержку скорбящему человеку, цель, которую мы имеем в виду, — подбодрить его, верно? Мы не хотим, чтобы они чувствовали это сильное горе.

Что ж, давайте на секунду задумаемся об этом с точки зрения скорбящего человека. Таким образом, для скорбящего человека у него часто бывает этот неожиданный опыт, который действительно интенсивен. Как будто шкала эмоций только что повернулась вверх, и теперь они сидят с кем-то, кто пытается помочь им войти в состояние, отличное от того, в котором они находятся, верно? Пытается их развеселить. Я думаю, что для многих скорбящих людей это кажется еще более отчужденным: мне уже трудно переживать то, что я переживаю, и теперь есть разрыв, если я должен вести себя так, как будто я чувствую себя хорошо или как будто то, что вы говорите сделал все хорошо в мире снова. И поэтому я думаю, что наша цель, возможно, не столько подбодрить их, сколько просто быть с ними. Что они узнают о жизни сейчас? Что они узнают о том, как чувствует горе? Можем ли мы просто быть с ними и дать им знать, что мы будем с ними, сколько бы времени и какую бы форму это ни приняло? И я буду совершенно честен. Я работал со многими скорбящими людьми. Мне комфортно, когда люди безудержно плачут. И я до сих пор говорю вещи, которые, как мне кажется, о боже, звучали так бесчувственно, понимаете?

Мельницы: Да.

О’Коннор: И поэтому я пытаюсь просто сказать людям: «Послушайте, я не знаю, почему я это сказал. Мне жаль. Это, вероятно, не звучало, это не имело для вас никакого смысла. Я лучше просто узнаю, что будет полезно для вас. Хочешь просто покататься и вообще не разговаривать? Ты хочешь просто притвориться, что этого не было, и пойти в кино, или ты хочешь поговорить об этом и рассказать мне, на что это похоже. Недавно друг, входящий в круг моих друзей, пережил смерть своей мамы, и он взорвался от гнева после того, что мы все вместе делали, и наши друзья такие: «Что с ним не так?» И я сказал: «Ребята, он потерял кого-то пару месяцев назад. Для него все немного на пределе». И просто дать ему немного дополнительной осторожности и немного дополнительной выгоды от сомнений имеет большое значение.

Миллс: Итак, что вы сейчас изучаете? На какие следующие вопросы вы хотите ответить?

О’Коннор: Что ж, одна из вещей, к которой привело различие между горем и горем, — это понимание того, что большая часть нашей работы по нейровизуализации изучает горе. Он изучает этот момент. Таким образом, в сканере люди, потерявшие близких, часто приносили нам фотографии умершего человека, и мы можем сканировать их, чтобы в сканере нейровизуализации они смотрели на фотографию своего любимого человека в очках и сравнивали это слово с просмотром. фото незнакомца. Итак, у нас есть несколько способов вызвать этот момент реакции на горе.

Но чего у нас пока мало, так это того, что меняется со временем. Если бы мы просканировали одного и того же человека несколько раз в течение первого или двух лет его скорби, мы могли бы увидеть некоторые вещи, которые изменились. Таких исследований немного, но очень мало. И я думаю, что это помогло бы нам лучше понять, как выглядит типичная траектория, возможно, как она выглядит, когда у людей нет этого увеличения принятия и уменьшения стремления. Так что это один из методов, которые, я думаю, мы должны ожидать, чтобы понять больше.

Миллс: Что ж, доктор О’Коннор, я хочу поблагодарить вас за то, что вы пришли ко мне сегодня. Это было действительно интересно, и я надеюсь, что это будет полезно нашим слушателям. Спасибо.

О’Коннор: Большое спасибо. Спасибо за этот важный разговор с людьми.

Миллс: Вы можете найти предыдущие выпуски Talking of Psychology на нашем веб-сайте www.speakingofpsychology.org или на Apple, Stitcher или в любом другом месте, где вы получаете свои подкасты. И если вы слушаете на Apple, пожалуйста, оставьте нам отзыв. Если у вас есть комментарии или идеи для будущих подкастов, вы можете написать нам по адресу Speakingofpsychology@apa. org. К слову о психологии продюсирует Леа Винерман. Наш звуковой редактор — Крис Кондаян. Спасибо за то, что вы слушали.

От имени Американской психологической ассоциации я Ким Миллс.

 

Как исцелиться после смерти близкого человека

После того, как любимый человек скончался, меня не покидало ощущение, что я не знаю, где он.

Это грызло меня. Сколько себя помню, я знала, где его найти — дома, на работе, в командировке или в отпуске. Теперь, хоть я и знала, что он ушел, мой разум продолжал пытаться поместить его где-нибудь в мире, но ничего не получалось.

Оказывается, это обычное явление, когда люди пытаются пережить смерть близкого человека. Эксперт по горю и нейробиолог Мэри-Фрэнсис О’Коннор сравнила это с паническим «всплывающим окном в мозгу», которое возникло бы у родителей, если бы они потеряли своего ребенка из виду в торговом центре.

«То, что мы когнитивно знаем, что человек умер, не означает, что эти всплывающие окна не будут появляться в течение долгого времени, пока ваш мозг узнает, что это совершенно новый мир», — О’Коннор, доцент кафедры клинической медицины. психологии в Аризонском университете, рассказал СЕГОДНЯ.

«Часть связанных отношений — это желание найти человека, когда он отсутствует, и это становится просто фоном повседневной жизни».

О’Коннор — автор книги «Скорбящий мозг: удивительная наука о том, как мы учимся на любви и утрате», в которой она объясняет, как выглядит горе с точки зрения «маленького серого компьютера» в наших головах.

Вот некоторые из ее выводов об этом очень универсальном опыте человеческого страдания:

Скорбь — это своего рода обучение

Когда умирает любимый человек, ваш мозг пытается решить проблему, сказала О’Коннор. Он всегда пытается предсказать, что произойдет дальше, поэтому, учитывая, что вы целуете своего супруга на прощание каждый день, когда он уходит на работу, ваш мозг привык предсказывать, что он уйдет на несколько часов, а затем вернется снова.

«Если вы женаты уже много лет, и однажды утром вы просыпаетесь, а вашего мужа или жены нет рядом с вами в постели, не обязательно делать хороший прогноз, предполагая, что они ушел навсегда», — отметила она.

«Значит, мозг должен обработать тот факт, что этот человек не вернется, и тогда что это значит для вашей жизни? Это означает, что мы не будем путешествовать, когда выйдем на пенсию вместе или мой ребенок останется без второго родителя. Требуется много времени, чтобы понять, как это будет работать».

Горе отличается от депрессии

Горе — это отчаянное желание вернуть любимого человека и желание, чтобы все было так, как раньше, — сказал О’Коннор. Основным чувством горя является тоска по конкретному человеку в качестве ее объекта.

Депрессия более «глобальна» и не связана только с умершим человеком, отметила она. Вы чувствуете, что в мире что-то не так, что люди не любят вас или что вы недостаточно делаете. Даже возвращение умершего человека не могло облегчить депрессию.

Стойкость — самый типичный образец горя

Большинство из нас запрограммировано на то, чтобы пережить это очень трудное время и восстановить полноценную жизнь, особенно при поддержке, как показало исследование.

«Мы видим, что, хотя люди испытывают боль и печаль, большинство из них никогда не достигают точки, когда они не могут выйти на работу или не могут приготовить ужин для своей семьи», — сказал О’Коннор.

Знаменитые пять стадий горя — отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие — теперь считаются старой, устаревшей моделью, потому что не все люди проходят их все или в таком порядке, добавила она.

Меньшая часть людей — около 10 % — переживает осложненное или продолжительное горе, при котором тяжелые симптомы сохраняются не менее шести месяцев и мешают повседневной жизни. Но у горя нет ограничений по времени, сказала О’Коннор, поэтому она беспокоится, что это состояние может быть неправильно диагностировано, когда люди ошибочно принимают типичное горе, которое сопровождается большим количеством страданий, за более серьезное расстройство.

«Смерть близкого человека — это событие, изменившее нашу жизнь, которое мы носим с собой навсегда», — сказала она.

Вашему мозгу требуется время и опыт, чтобы понять потерю

Когда любимый человек умирает, вашему мозгу необходимо обновить виртуальную карту мира, пишет О’Коннор в своей книге. Это не происходит в одночасье, а благодаря постоянному переживанию мирских мелочей, которые вы делаете день за днем ​​без вашего супруга. Через месяц «вы узнаете, что он не приходил на завтрак 31 раз», — пишет она.

Нет ничего волшебного в том, что 31 день длится гораздо дольше, но этот месяц начнет обновлять ваш «маленький серый компьютер».

Когда О’Коннор испытала горе в своей жизни, она держала на кухне записку, которая гласила: «Готовь. Чистый. Работа. Играть.» Это помогло ей напомнить об основных сторонах жизни и не возлагать больших надежд на то, что она может сделать.

Эмоциональная гибкость имеет значение

Это означает быть гибким в том, как вы реагируете на любые возникающие эмоции, сказал О’Коннор.

«Иногда, когда эта волна горя сбивает с ног, уместно просто рухнуть на кухне и плакать, раскачиваться взад-вперед и просто очень расстраиваться», — заметила она.

«В других случаях имеет смысл сказать себе: «Я так расстроен из-за этого, и мне действительно нужно отвезти детей в школу».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *